Аденоиды и заикание

Как лечить аденоиды у ребенка?

Чаще всего аденоидит появляется у детей в возрасте от трёх до семи лет и вылечить его, особенно, когда он замечен не сразу, бывает крайне непросто.

В нормальном состоянии аденоиды – это лимфоидная ткань в носоглотке, иммунный орган, который вырабатывает иммуноглобулины, а они в свою очередь нейтрализуют вирусы, попадающие в организм.

При здоровом развитии у детей, примерно с 8-9 лет, аденоиды начинают постепенно уменьшаться в размерах, а к 14-15 годам атрофируются, выполнив свою функцию.

  • носовое дыхание затруднено;
  • появилась гнусавость в голосе;
  • храп;
  • сопение.
  • Насморка у ребенка при этом может не быть.

    В зависимости от разрастания воспалённых миндалин аденоидит делится на три степени:

  • Отёк перекрывает примерно треть носоглотки, при этом дыхание у ребенка свободное, нарушения слуха отсутствуют, дискомфорт при дыхании возникает только во время сна.
  • Аденоиды перестают выполнять иммунную функцию, отёк полностью перекрывает носоглотку, дыхание и слух сильно нарушены.
  • Возможные осложнения заболевания

    Какие изменения и осложнения могут произойти, если не лечить аденоиды:

    Хронический и гнойный отит

    Миндалины находятся в непосредственной близости от евстахиевой (слуховой) трубы, как следствие, воспалённые аденоиды перекрывают устье слухового прохода, и ребёнок начинает хуже слышать).

    В воспалённом состоянии аденоиды перестают выполнять свою защитную функцию, после чего глотка становится идеальной средой для жизнедеятельности вирусов и микробов. Инфекции ослабляют все системы организма, способствуют появлению хронических инфекционных и аллергических заболеваний.

    При частом дыхании через рот грудная клетка начинает развиваться неправильно, что приводит к появлению анемии.

    Сниженная работоспособность

    Дети с аденоидами страдают от повышенной утомляемости, бывают менее внимательны на уроках.

    Воспалённые миндалины негативно влияют на развитие лицевых костей черепа и зубов, в науке даже есть термин: «аденоидный тип лица». Вследствие необратимых структурных изменений речь ребенка становится дефективной, он перестаёт выговаривать некоторые звуки, гнусавит, говорит в нос.

    Заболевания дыхательной системы

    Слизь, скопившаяся в носоглотке, спускается в дыхательные пути, вызывая различные воспалительные процессы: ринит, ларингит, фарингит, бронхит, трахеит.

    Как лечить воспаленные аденоиды?

    Почему удаление считается устаревшим методом лечения?

  • Миндалины нельзя удалить полностью, так как ткань имеет свойство восстанавливаться.
  • Операция не решает проблему (устраняется не причина заболевания, а следствие, симптом), зачастую требуется повторное удаление.
  • Далеко не всегда причиной храпа и затруднённого дыхания является аденоидит (это может быть и хронический гайморит, и аллергия, и искривление носовой перегородки, и даже опухоль).
  • Как выполняется операция?

    Аденотомия является крайней мерой, когда все остальные не дали результата. Она проводится скальпелем или лазером (это самый распространённый метод), и назначается только в случае третьей степени аденоидита и серьёзной угрозы жизни ребёнка.

    Помните, что до пятилетнего возраста у детей нежелательно любое хирургическое вмешательство, так как оно может вызвать нарушения психики от заикания до различных фобий.

    Особое внимание нужно обратить на то, что малышам с астматическими и аллергическими заболеваниями аденотомия часто противопоказана: удаление гланд может привести к осложнениям и ухудшению состояния ребенка.

    Безоперационные методы

    Сегодня существуют способы, позволяющие эффективно лечить воспаленные миндалины без операции. Поэтому, если врач поставил диагноз, не удостоверившись, что это аденоиды, либо тут же выписал направление на операцию, следует обратиться к другому специалисту, так как достоверные данные о болезни можно получить только после обследования.

    Помните, что помимо отоларингологии, стоит проверить ребёнка на аллергические реакции, вполне возможно, что обширное воспаление носоглотки – это следствие длительного воздействия аллергенов на организм. Анализы дорогостоящие, но могут помочь избежать хирургического вмешательства.

    В первую очередь родителям стоит попытаться излечить ребенка с помощью гомеопатических лекарственных средств.

    Исследования показали, что гомеопатические препараты способны вызвать кратковременный отток лимфы из носоглотки, но уменьшить размер миндалин они помогают лишь в 10% случаев.

  • протаргол, обладающий «подсушивающим» эффектом (капают по 5-7 капель с запрокидыванием головы назад и держат её в таком положении 2 минуты), колларгол,
  • альбуцид,
  • наиболее эффективный – гранулы Иов-малыш;
  • Нанесение средств, подавляющих воспаление. Подойдут капли, например, капли чайного дерева и специальные распылители, например, авамис спрей.
  • Промывание — удаление гноя с поверхности слизистых оболочек: введение раствора (1-2 ложки морской соли на стакан тёплой воды) в одну ноздрю и отсасывание из другой. Важно, чтобы процедуру проводил врач, иначе можно загнать гной ещё глубже.
  • Физиотерапия — кварцевание носа и горла, а также лазерная терапия — проведение световода в глотку через нос.
  • Растворы для закапывания в нос

  • отвары трав: календулы, шалфея, эвкалипта, зверобоя (капать в нос, также в отвар добавляют несколько капель мёда);
  • чистотел (выдрать несколько растений с корнем в период цветения, промыть, перемолоть, отжать сок (это легче сделать через марлю), мякоть оставить в банке под водяным затвором для брожения на пару недель при комнатной температуре, затем ещё раз отфильтровать; полученная жидкость может долго храниться в холодильнике; закапывать детям в нос по 3-4 капли (возможно слабое и недолгое жжение); капать 2-3 недели).
  • Средства для приема внутрь

  • барсучий, бараний либо свиной жир/сало (употреблять в пищу; быстро и эффективно укрепляет иммунитет, аденоидит исчезает);
  • настой листьев чёрной смородины (30 г высушенных листьев залить 1/2 л кипятка, дать настояться 30 минут; пить тёплым по одному стакану 3 раза в день перед едой);
  • рыбий жир (для замедления роста аденоидов);
  • Профилактика аденоидита и меры по укреплению иммунитета

    В случае когда гланды уже удалены и/или есть опасения, что аденоиды воспалятся снова, необходимо принять профилактические меры и меры для укрепления иммунитета.

  • Поливитамины (особенно витамины С и D, а также препараты с высоким содержанием кальция);
  • Закаливание (например, бассейн, обливание холодной водой и т.п.; с этим методом нужно быть особенно осторожными, главное, закалять организм постепенно);
  • Занятия активными видами спорта (лёгкая атлетика, танцы, фигурное катание, футбол и пр.; кроме того, врачами разработаны целые комплексы упражнений, укрепляющие и оздоравливающие дыхательную систему);
  • Своевременное соблюдение правил гигиены;
  • Регулярное медицинское обследование.
  • Нужно помнить, что организм каждого человека уникален, одному помогает одно, второму – другое. Вылечить заболевание не всегда просто, но всегда возможно. В любом случае, столкнувшись с проблемой, мы обязаны решить её, даже если для этого потребуется перепробовать десятки способов.

    otvetprost.com

    Аденоиды заикание у детей

    Аденоиды и речевые нарушения у детей

    Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.

    Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

    Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

    В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуитов, отитов, воспалений пазух носа и тд.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.

    В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику (питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.

    Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии), а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

    Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

    Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким, фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.

    У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

    1. к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
    2. к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов;
    3. к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т ( мебель = небель , Мила = мина , мне = не , Дина = Нина , день = нень , ладно = лано и т.д.);
    4. к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению.
    5. Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора:

    6. слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации (слюнотечение);
    7. неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:
    8. межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации;
    9. нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
    10. нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации;
    11. трудности, часто невозможность артикулирования соноров.
    12. неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [В], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога в ).
    13. Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

      Проект о детской логопедии

      Заикание у сына 4г. Кто справился с этим?

      Хотелось бы услышать примеры успешного излечения от заикания. Неврологи выписывают психотропное (пантогам, фенибут) или говорят, что возрастное проявление логоневроза. У ребёнка речь появилась с опозданием, плохое произношение, а сейчас новая волна заикания. Один раз продавала фенибут, на 4 мес. ушло заикание (начала давать фенибут, когда стал руками дёргать, когда заикался — была в отчаянии). Сделали сканирование мозга — выяснилось, что лобная доля, отвечающая за речь развита не по возрасту, имеется незрелость, но есть вероятность, что лобная доля разовьётся (до 7 лет это возможно). Возможен наследственный фактор — у меня логоневроз в детстве был и элементы заикания сохранились, когда на эмоциях. Спасибо всем откликнувшимся

      У меня было у сына. Тоже позд. речь, проблемы произношен. В 4-е года тоже логоневроз ставили. Ничего не пили. Позанимались с логопедом (толковым, не из д/с). Сейчас ему 6-ть, все в норме.

      В Вашем случае одними препаратами не обойтись. Ребенка смотрел только невролог? У логопеда и психолога были?

      Давно я не испытывала такого удивления, читая посты детских психологов и логопедов. А какое заикание имеет не неврологическую причину? Невротическое или неврозоподобное? Или Вы имеете в виду какой-то новый, не всем известный тип заикания? Что такое мышечный стопор при смене артикуляционных поз? Что вообще такое мышечный стопор? Если проблемы с мышцами языка не имеют неврологической природы, т.е. это что-то типа гипотрофии, то как на это может повлиять режим речевого покоя? Они (мыщцы) в темноте растут что-ли лучше? Давно ли лобные доли стали созревать к 7-то годам? При чем здесь аденоиды?

      Не могли бы Вы пояснить Вашу логику?

      и мне пришлите пожалуйста SWEET SOFYA

      расскажите, как вы лечились SWEET SOFYA

      Заикание имеет не только неврологические причины. Зачастую причины бывают сочетанными. Например, невроз+ проблемы со звукопроизношением+ сложная быстрая речь, проблемы с речевым дыханием. Может свою лепту вносить недостаточность произвольного внимания. Аденоиды влияют на носовое дыхание, соответственно, на кровоснабжение мозга, легкая, но постоянная недостаточность. Надеюсь, строение шейных артерий Вам объяснять не нужно (Вы ведь, судя по всему, специалист?). Режим речевого покоя показан при любом заикании, это скорая помощь для ребенка. К решению проблемы заикания нужно подходить комплексно. Также нежелательно очень долго ждать, когда у ребенка наблюдаются речевые запинки. В этом случае нужно держать руку на пульсе , чтобы не пропустить заикание.

      Уточню — довольно часто бывает задержка развития лобных долей ГМ, которая выправляется к младшему школьному возрасту. Дозревает до возрастной физиологической нормы.

      Насколько я помню, Вы уже не в первый раз ко мне неровно дышите .

      Давайте по порядку:

      Сочетанный дефект может иметь место, но проблемы со звукопроизношением не могут привести к заиканию никоим образом. Тахилалия часто имеет неврологическую природу. Проблемы с дыханием нередко имеются у заикающихся, но это тоже не может рассматриваться как причина заикания. В данном случае мы имеем дело с некорректным употреблением терминологии: неразличение сопутствующих и этиологических факторов.

      Режим молчания хорош при инициальном заикании и в моменты обострения. Через бог знает сколько времени от начала лечения (+ мы не знаем анамнез заболевания) без дальнейшего планомерного коррекционного обучения — это абсолютно бессмысленно.

      Что значит держать руку на пульсе и не пропустить заикание у ребенка, проходящего лечение у невролога по этому поводу?

      Если не трудно, объясните, пожалуйста, каким загадочным образом связаны аденоиды и строение шейных артерий. Страшно представить: аденоиды их пережимают? Назначенный сыну автора пантогам в числе прочего используется и для повышения устойчивости мозга к гипоксии (обычно так называют последствия легкой постоянной недостаточности кровоснабжения мозга ).

      Я неровно дышу к любительству в любой форме. Если какой-либо Ваш пост был похож на предыдущий, очень может быть. Кстати, если Ваш какой-либо последующий пост тоже будет грешить некоторой сумбурностью и алогичностью — я опять неровно задышу на Вас. Исключительно с любовью и ради общего дела.

      p.s. По-честному и только мне на ушко: Вы по образованию психолог, а логопедия — это зов души? Описки, которые Вы допукаете невозможны для выпускника деффака, но очень характерны для психологов.

      Если не трудно, объясните, пожалуйста, каким загадочным образом связаны аденоиды и строение шейных артерий. Страшно представить: аденоиды их пережимают?

      Ваша фантазия поистине безгранична

      Кстати, если Ваш какой-либо последующий пост тоже будет грешить некоторой сумбурностью и алогичностью — я опять неровно задышу на Вас.

      В целях сохранения Вашего дыхания, в полемику я вступать не собираюсь. Вы слышите то, что Вам удобно.

      Описки, которые Вы допукаете невозможны для выпускника деффака, но очень характерны для психологов.

      Судя по всему Вы изучаете психологов и логопедов он-лайн. В первую очередь — логопед, далее — психолог и игропедагог. А также я осознаю, что это неспециализированный форум и писать здесь нужно проще.

      только мне на ушко:

      Простите, к такому интиму я не готова ))

      Заикание у детей 3-х лет

      Заикание – нарушение темпа, ритма речи, дыхания во время говорения, вызванное перенапряжением мышц речевого аппарата. В речи проявляется как внезапные запинки и повторения отдельных слогов. Чаще всего заикание проявляется у детей 3-х лет – с началом периода активного развития речи. Мальчики более склонны к заиканию, чем девочки, поскольку они менее устойчивы в эмоциональном плане.

      Ребенок начал заикаться в 3 года: причины

      1. Физиологические. Заикание не передается по наследству, но возможна предрасположенность. Также проблемы с речью могут быть вызваны родовой травмой, органическими нарушениями в структуре речевых центров головного мозга, а также инфекционными заболеваниями – корью, коклюшем, тифом и болезнями органов речи – гортани, носа, глотки.
      2. Психологические. Заикание невротического характера носит название логоневроза у детей. Он может быть спровоцирован резкими эмоциональными потрясениями, детскими страхами, внезапным испугом. Это объясняется тем, что когда ребенок волнуется, его речь не успевает за мозгом, и возникают запинки.
      3. Социальные. Эту группу причин подчас сложнее всего выявить, поскольку в этом возрасте дети очень впечатлительны и подвержены влиянию. Так, например, они могут неосознанно копировать речь заикающихся сверстников. Нередко заикание возникает при перегрузке трехлетки речевым материалом, например, при одновременном изучении нескольких языков. Также причиной заикания в 3 года может стать чрезмерная строгость родителей и неблагоприятная психологическая атмосфера в семье.
      4. Кроме того, существует ряд провоцирующих факторов, которые могут способствовать проявления речевых нарушений, например, переутомление, рост зубов, преобладание в рационе ребенка белковой пищи, аденоиды, вызывающие нарушении дыхания.

        Заикание у детей 3-х лет — лечение

        Лечение заикания заключается в комплексе мероприятий, назначаемых логопедом. В этом случае важно установление доверительных отношений между родителями ребенка и специалистом для того, чтобы терапевтическое взаимодействие оказалось наиболее эффективным. Если заикается ребенок в 3 года, в первую очередь следует соблюдать следующие рекомендации:

        • соблюдение режима сна и бодрствования. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша;
        • следует уделять внимание развивающим играм, чтению детских книг, свести к минимуму просмотр мультфильмов и телепередач;
        • ни в коем случае не следует игнорировать прогулки, минимальная продолжительность ежедневной прогулки для малыша 3-х лет – 2 часа;
        • создание благоприятной обстановки в семье, конфликты и выяснение отношений следует свести к минимуму. Также не следует акцентировать внимание на проблеме заикания ребенка, обсуждать ее при нем с посторонними и, тем более, смеяться;
        • общаться с ребенком правильно. В ежедневном общении ребенок должен слышать красивую, плавную речь, соответствующую лексическим нормам.
        • На сегодняшний день существуют следующие методы лечения заикания у ребенка:

        • занятия с логопедом, на которых специалист корректирует речь, устраняет запинки, делает ее плавной. Иногда используется так называемый «режим молчания», призванный подавить рефлекс заикания, но использование его для трехлетнего ребенка достаточно проблематично;
        • дыхательные упражнения – способствуют расслаблению мышц речевого аппарата и помогают задействовать в речевом процессе диафрагму;
        • точечный массаж – помогает восстановить нервную регуляцию речи;
        • медикаментозное лечение.
        • uhodza-rebenkom.ru

          Аденоиды – это увеличение ткани носоглоточной миндалины, которая хорошо развита в детском возрасте, а у взрослых атрофируется. Они обычно наблюдаются у детей от трех до десяти лет, но могут быть и в первые годы жизни.

          опасноПри возникновении воспалительного процесса увеличенная носоглоточная миндалина становится источником инфекции. Процесс не ограничивается только аденоидами, но и распространяется на небные миндалины, глотку, бронхи, гортань.

          Классификация аденоидов

          Аденоиды у детей различают по величине:

        • Iстепень — малого размера. У крохи имеется небольшое нарушение дыхания во время ночного сна.
        • IIстепень — среднего размера. Малыш дышит через нос с большим трудом, рот приоткрыт, во время сна отмечается храп.
        • IIIстепень — большого размера. Во время сна дышит только через рот, часто болеет простудными и инфекционными заболеваниями.
        • Причины аденоидов чаще всего кроются в перенесенных детских инфекционных заболеваниях, часто повторяющихся респираторных инфекциях, при которых происходит разрастание носоглоточной миндалины.

          В связи с этим она перестает выполнять свои защитные функции, а наоборот сама становится источником инфекции из-за скопления в ней болезнетворных микробов.

          информацияЗаболеванию способствуют и неблагоприятные бытовые и климатические условия, а также характер питания. Иногда аденоиды возникают сами по себе независимо от перенесенных заболеваний. Зачастую они разрастаются одновременно с небными миндалинами.

          Симптомы аденоидов у ребенка

          При аденоидах отмечаются следующие симптомы:

        • дыхание через нос затруднено из-за обильного отделяемого;
        • сон крохи беспокойный, рот приоткрыт, отмечается храп;
        • плохой сон влияет на дневное самочувствие ребенка, который становится вялым и рассеянным;
        • возможно понижение слуха.
        • Если аденоиды у ребенка значительного размера, то:

        • у него постоянно открыт рот, выпучены глаза, что придает лицу особенное выражение, называемое “аденоидным лицом“;
        • голос становится глухим, с гнусавым оттенком;
        • из-за постоянной заложенности носа у детей старшего возраста нередки упорные головные боли;
        • он часто отстает от своих сверстников в физическом развитии, у него отмечается депрессия, раздражительность, пониженная самооценка;
        • он часто болеет острыми вирусными инфекциями, которые протекают более длительно, чем у других детей.
        • Дети, страдающие аденоидами, находятся под наблюдением врача-отоларинголога.

          Диагноз ставится на основании жалоб, опроса, осмотра больного ребенка. Для уточнения диагноза применяют риноскопию и рентгенографию полости носа. Врач может поставить диагноз с помощью пальцевого исследования носоглотки.

          Лечение аденоидов у детей

          Лечение больных детей должно быть комплексным и включать различные методы. При первых степенях развития аденоидов, когда еще ткань носоглоточной миндалины увеличена незначительно, можно пользоваться лекарственными и народными методами лечения, а также физиотерапией.

          важноОднако, основным методом лечения данного заболевания принято считать все-таки оперативный, и не только в том случае если аденоиды очень больших размеров, но и когда при небольшой степени заболевания они становятся реальным источником инфекции.

        • Медикаментозные средства направлены на повышение иммунитета малыша, а также на улучшение носового дыхания (закапывание сосудосуживающих капель). Помимо этого назначаются витаминные препараты, повышающие общую сопротивляемость организма.
        • Оперативное лечение – удаление аденоидов. Обычно при операции кровотечение бывает не очень сильным, и останавливается с помощью раствора перекиси водорода. 2-3 дня малыш должен находиться в кровати. В течение последующей недели необходимо соблюдать особый режим: меньше двигаться и пребывать на солнце, соблюдать щадящую диету. В первое время после операции желательно употреблять жидкую пищу и избегать раздражающих продуктов.
        • Методы народного лечения включают в себя промывание носовой полости растворами различных лекарственных растений — ромашки, зверобоя, подорожника и др.
        • Физиотерапия. Лекарственный электрофорез, УВЧ, ингаляции значительно улучшат состояние здоровья больного ребенка. При этом происходит и уменьшение тканей носоглоточной миндалины.
        • Последствия аденоидов у детей могут быть достаточно серьезными. Увеличенная носоглоточная миндалина является источником инфекции, которая может вызвать заболевание ушей, дыхательных путей. Из-за постоянного нарушения носового дыхания могут возникнуть неврологические проблемы – головные боли, ночное недержание мочи и др.

          С целью профилактики аденоидов нужно своевременно лечить инфекции дыхательных путей, избегать самолечения. Ребенка, страдающего частыми насморками, следует обследовать у врача-отоларинголога, который назначит нужное обследование и поставит правильный диагноз.

          deti.baby-calendar.ru

          Аденоиды и речь ребенка

          На связи Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи, автор и руководитель проекта «Речь ребенка».

          Тема сегодняшнего видеоответа – “Аденоиды и речь ребенка”.

          Меня часто спрашивают о том, влияют ли аденоиды и диагноз аденоидит на развитие детской речи.

          Вот, например, письмо, которое пришло мне от одной из подписчиц и участниц акции “Задай вопрос – получи видеоответ”:

          Вопрос: насколько это заболевание может влиять на речь? Какие усилия приложить сейчас для выправления ситуации?”

          Сразу хочу сказать, что да, аденоиды влияют на развитие речи ребенка. И в этом видео подробно расскажу о том, как именно. И поделюсь с вами тем, как развивать речь ребенка, который начал отставать от общепринятых норм из-за аденоидита.

          Вы также можете использовать аудио-версию материала:

          Сначала рассмотрим, что же происходит при аденоидите.

          Во-первых, ребенку становится трудно дышать через носик, нарушается его носовое дыхание. Ребенок начинает все чаще и чаще дышать через рот вследствие чего к мозгу поступает гораздо меньше кислорода. А как вы знаете, полноценно мозг может функционировать только в том случае, если он поглощает достаточное количество кислорода. И наша речь может развиваться своевременно и в полном объеме только при полноценном функционировании мозга. И возникает прямая взаимосвязь – нарушается работа мозга и как следствие речь не может развиваться своевременно и полноценно и возникают разного рода речевые задержки.

          Поэтому первое, на что влияет аденоидит, – нарушение работы мозга.

          Следующий момент, аденоиды разрастаются и начинают влиять на слух.

          Слух ребенка снижается и как следствие нарушается восприятие речи. На что это влияет? Наша речь в упрощенном виде делится на два основных блока – это понимание речи и это собственная речь человека, и в том числе ребенка. Самый важный и интересный момент заключается в том, что собственная речь ребенка может сформироваться и развиваться только в том случае, если у него достаточно хорошо развито понимание речи. Это такой очень важный момент и это необходимо знать. А понимание речи, главным образом, состоит из речевого слуха, тоже развитого в достаточной мере и хорошо сформированного пассивного словаря. Но самым главным ключевым звеном здесь является именно речевой слух. И когда ребенок начинает хуже слышать, в результате разрастания аденоидов, то естественно нарушается его речевой слух. То есть умение услышать, различить на слух звуки, слова, фразы. И конечно тогда не может в достаточной степени сформироваться понимание речи и как следствие нарушается, запаздывает и не развивается дальше собственная речь ребенка. Поэтому следующий момент влияния аденоидита на развитие речи: нарушается слух. И как результат нарушение восприятия речи. Тогда у нас цепочка разрывается и речь не может развиваться полноценно.

          И третье, на что влияет аденоидит – нарушается звукопроизношение. Произношение звуков становится носовым, речь становится искаженной, нечеткой, неясной, невнятной. Именно таким образом происходит из-за аденоидита.

          Думаю, теперь вы поняли, каким именно образом влияет аденоидит на развитие речи. И первая рекомендация, если у вашего ребенка аденоидит, то обязательно этот нужно держать под контролем совместно с врачом-отоларингологом или, более известно, ЛОР врачом. Вместе разрабатывать стратегию, тактику преодоления аденоидита и разработанной схеме следовать.

          Следующее, что хотелось бы сказать, как развивать речь ребенка, если вследствие аденоидита у него уже началось отставание от норм. Если речь ребенка нарушена, если ребенок не говорит или говорит плохо, что же делать?

          Возвращаемся к нашей схемке и вспоминаем основу и всю цепочку. Если у ребенка нарушился речевой слух, то мы, в первую очередь, проводим игры на развитие речевого слуха, на то, чтобы помочь ребенку этот самый речевой слух развить в достаточной мере и степени. Чтобы ребенок хорошо умел воспринимать и различать отдельные звуки родной речи, чтобы он умел различать слова, фразы, где у нас закончилось одно слово, началось другое слово. Чтобы он умел отличать темп речи и другие параметры.

          Следующий момент, нам нужно обязательно развивать пассивный словарь . Без хорошо развитого пассивного словаря, понимания речи в достаточной степени не сформируется. Поэтому в первую очередь, мы проводим игры на развитие речевого слуха и игры на развитие пассивного словаря. Благодаря этим играм будет развиваться понимание речи и, на следующем этапе, мы это понимание речи переводим в собственную речь. То есть пассивный словарь переводим в активный словарь, из понимания слов мы помогаем ребенку начать пользоваться собственной речью. И все эти игры, как их проводить, какие именно игры поводить, вы сможете найти у нас на сайте, я буду с удовольствием делиться с вами этой информацией. Поэтому заглядывайте к нам почаще, следите за обновлениями сайта. А на сегодня у меня все, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы.

          Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

          Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы «Через развитие речи — к гармоничному развитию ребенка», автор и руководитель проекта «Речь ребенка» и онлайн-клуба речевого развития «Болтай-ка», главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

          rechrebenka.ru
          Гость_Наташик_* 10 нояб. 2004

          Гость_Maarja_* 10 нояб. 2004

            Гость_kaneeli_* 11 нояб. 2004

        • Не нравится
        • Гость_blackcat_* 19 нояб. 2004

          Гость_Майя_* 19 нояб. 2004

          Мужу в детстве гланды и аденоиды полностью излечили тоже гомеопатией.

          Кашель бывает не только простудного характера, бывает аллергический и нервный кашель.

          Гость_njuska_* 23 янв. 2005

          Гость_Мамуля_* 24 янв. 2005

          Гость_Skyway_* 24 янв. 2005

          Гость_Evguenia_* 25 янв. 2005

          А потом платный ЛОР в Подмосковье прописал ИОВ МАлыш (гомеопатия)- через месяц все прошло. И причем он сказал ни чем не промывать!!! (А в поликлиники пол года мучали нас).

          Гость_Нанули_* 25 янв. 2005

          В каждую ноздрю на ночь по 20-30 капель в течении 15 дней. Через эти 15 дней их не стало. То есть они остались, но 0-ой степени. Отпала надобность в операции и ещё хотим повторить курс для закрепления результата. Бабушка моя собирает народные рецепты и она нам посоветовала. Мы остались очень довольны результатом.

          Настой делается так: 2 ст ложки с верхом залить стаканом кипятка, настаивать 15 мин, процедить, отжать мякоть, каждый день настой должен быть свежий. Закапывать в каждую ноздрю как можно больше, а в идеале втягивать носом. На 6-7 день вернётся носовое дыхание, но лечение не прекращать. Для малышей налить настой в пульверизатор и по 10 раз пшикать в каждую ноздрю. Процедуру проводить лучше всего несколько раз в день, но если нет возможности, то хотя бы на ночь.

          Гость_варя_* 15 февр. 2005

          готовимся к операции. Подскажите мне на кокое время года лучше планировать операцию(я имею виду: удалять сейчас или подождать до весны?) Какие надо сдавать анализы ? и какой посоветуете наркоз?

          моя девочка очень боиться врачей, боюсь даже представить как будет дальше. я бы наверно согласилась на общий наркоз, но какие у него будут последствия?. Ребенок на учете у психоневролога(заикание)

          я очень переживаю. может кто-то посоветует хорошего врача.

        • Нравится
        • Гость_Аркадия_* 23 марта 2005

          МилаКамила 05 июня 2005

          Leonk 06 июня 2005

          Теперь о лечении: целый год мы пили гомеопатический препарат "ИОВ — малыш" — по 9 дражинок каждый день по схеме 4 дня пить — 3 перерыв, капали весь год масло туи (тоже гомеопатическое) по 2-3 раза в день + периодически витамины + пожалуй, спорно, но нам помогло. проводили лазерное лечение (в своей поликлинике). Теперь нам надо пропивать 2 раза в год весна-осень гомеопатический препарат . "Цинабсин" — по-моему. Храп у ребенка прекратился месяца через 1,5-2, но ведь прекратился и до операции дело не дошло.

          Желаю и вам сначала испробовать все возможные варианты, прежде чем решиться на операцию. Многие, ес-сно, могут сказать, что мы делали и все нормально — да, но это как ни крути -операция и аденоиды могут выростать снова и снова и не один раз.

          forum.nanya.ru

          Заикание от аденоидов

          Лечение аденоидов гомеопатией

          Излечиваем заболевание полностью (!) за 5 – 6 недель

          Бесплатно проводим дополнительную диагностику и используем только безвредную гомеопатию

          Мы помогаем ВСЕМ, в т. ч. детям с 3-ей степенью аденоидов и тем маленьким пациентам, которые перенесли по нескольку операций

          Ваш ребенок 3 дня в саду — 10 дней болеет дома?

          Хотите наконец-то с этим покончить и не оттягивать решение?

          Мы знаем что делать!

          6 причин — почему ждать НЕЛЬЗЯ!

          Нельзя откладывать лечение. потому что:

          1. в формирующемся детском организме сохраняется резервуар с вирусами и бактериями. который будет обязательно «выстреливать» бактериями и вирусами в момент переохлаждения, усталости, травмы, вызывая у ребенка ангину, гайморит или ОРЗ.

          2. гиперактивность и неусидчивость ребенка — мы часто слышим эти жалобы от родителей. А вот об истинной причине такого беспокойного поведения – об аденоидах взрослые редко догадываются.

          3. из-за затруднения носового дыхания у ребенка обязательно(!) развивается гипоксия — хронически недостаточное поступления кислорода в кровь. Для растущего детского организма это неминуемо приводит к отставанию в физическом и психическом развитии.

          4. снижение аппетита – такая частая жалоба родителей! Но редко мамы и бабушки связывают капризы в еде с аденоидами. А зря: хроническая интоксикация организма из-за продолжающих паразитировать в аденоидах микроорганизмах – вот в 80% случаев причина плохого аппетита!

          5. аденоиды – это сильнейший удар по формирующемуся иммунитету ребенка

          6. увеличенные аденоиды ухудшают развитие речи. у ребенка возникают фонетические сложности с произношением звуков и характерная гнусавость (ребенок говорит «в нос») – от этого бывает трудно избавиться во взрослом возрасте.

          Надо срочно убрать аденоиды!

          Из всего вышесказанного делаем один единственно правильный вывод – надо срочно убрать аденоиды!

          Обычный ход мыслей мам и бабушек таков: расспросить знакомых или посмотреть в интернете — а где лучше и дешевле сделать операцию по удалению аденоидов? А может быть удалить лазером? Или найти клинику поближе к дому? А давайте поищем – где дешевле. Ход мыслей НЕПРАВИЛЬНЫЙ!

          Вы промываете ребенку нос? Капаете тую? И прополис тоже пробовали? НЕ помогает!

          Решили испытать на ребенке лазерный скальпель? Но это уж совсем не игрушка! Запутались? Значит, вы вовремя попали на наш сайт!

          Безуспешность(!) оперативного лечения объясняется просто — анатомически НЕВОЗМОЖНО полностью удалить лимфоидную ткань аденоидов из носоглотки – такова реальность. А оставшиеся «кусочки» после такой «стимуляции» начинают увеличиваться с удвоенной скоростью: аденоиды образуются снова и … снова.

          Иногда сами родители, рекомендуя ЛОР-хирурга знакомым, говоря: «Очень хороший врач: он оперировал нашего сына 3 раза, и мальчик ни разу даже не заплакал!»?

          Нельзя оставаться наивным и продолжать верить, что скальпель хирурга сможет решить эту проблему. Не сможет! Наверняка и у вас есть немало собственных тому примеров. Малышей «режут» сначала один раз в год, потом 2 раза, а потом… все заканчивается неврозом, недержанием мочи и заиканием – ведь, операция — это сильнейший стресс!

          А частые дисбактериоз и аллергия от послеоперационного приема антибиотиков? О ней тоже нельзя забывать!

          Не забывайте еще и о том, что для родителей операции малыша — это не только стресс и больничные листы… это еще и, простите, немалые затраты средств. Удалять аденоиды (тем более лазерным скальпелем) — дело не дешевое: спросите тех, кто уже «имел счастье» неоднократно пройти через это.

          Диагностика аденоидов в Гомеопатическом центре «Аконит-Гомеомед»

          Как лечить аденоиды у ребенка?

          Аденоидит (аденоидные разращения) – это бактериальное воспаление носоглоточной миндалины, увеличение её размеров, приводящее к затруднённому дыханию, гнойно-слизистым выделениям из носа и даже храпу.

          Наличие воспалённых миндалин у ребенка – это верный признак того, что иммунная система бьёт тревогу.

          Своевременно определить заболевание можно по следующим симптомам:

        • ребенок дышит ртом;
        • сопение.

        • Отёк закрывает около половины носоглотки, слух ухудшается, дыхание во сне становится затруднённым, появляется храп.
        • Аденоиды перестают выполнять иммунную функцию, отёк полностью перекрывает носоглотку, дыхание и слух сильно нарушены.

      Если не принимать никаких мер на первых стадиях заболевания у детей, воспаление распространится не только на смежные органы, но и на все системы организма.

      Слизистые выделения в носоглотке являются защитной реакцией организма, с ними выводятся болезнетворные бактерии. При аденоидите отток слизи затруднён, что формирует благоприятные условия для развития простудных заболеваний.

      Дети с воспалёнными аденоидами часто болеют, а периоды их выздоровления бывают недолгими.

      Вследствие затруднённого дыхания организм ребенка недополучает около 15-20% кислорода, в итоге возникает кислородное голодание, что отрицательно сказывается на работе головного мозга.

      Очень важно вовремя заметить признаки нарушения речи, так как нередко родители привыкают к неправильной артикуляции у ребенка и считают её нормальной.

      Осложнения, перетёкшие из детства во взрослую жизнь, практически невозможно излечить. Именно поэтому, заметив у ребенка сопение или нарушение дыхания, родители должны немедленно обратиться к врачу.

      Диагностика аденоидита

      Аденоиды не всегда можно увидеть невооружённым глазом, их воспаление способен достоверно диагностировать только отоларинголог с помощью рентгена носоглотки или эндоскопии.

      На данный момент эндоскопия (осмотр носоглотки с помощью риноскопа, т.е. специальной камеры) является самым точным методом диагностики и безопасна даже для самых маленьких детей. Также есть старинный и всё ещё популярный метод: специальное зеркальце, помещаемое в ротовую полость.

      Операция по удалению гланд

      До сих пор довольно распространённой остаётся практика удаления миндалин, однако современный опыт лечения аденоидов признал такую практику устаревшей.

      Причины этого вывода следующие:

    14. Аденоиды – это природный барьер на пути проникновения вирусов в организм (врачи утверждают, что при удалении аденоидов в 3-5 лет дети начинают гораздо чаще болеть).
    15. Оперативный метод – это потрясение для детской психики, более того, могут возникнуть осложнения, например паралич верхнего нёба, сращение мягкого нёба и задней стенки глотки, стеноз, рубцевание слуховых труб и другие.
    16. Далеко не всегда причиной храпа и затруднённого дыхания является аденоидит (это может быть и хронический гайморит, и аллергия, и искривление носовой перегородки, и даже опухоль).

      В каких случаях аденотомию проводить нельзя?

      Наиболее часто выписываемые препараты:

    17. диоксидин (развести 1:1 с физраствором),
    18. риносепт,
    19. пиносол,
    20. софрадекс,
    21. наиболее эффективный – гранулы Иов-малыш;

      Оно производится по методикам, разработанным в специальных клиниках и состоит из целого ряда процедур.

    22. Промывание — удаление гноя с поверхности слизистых оболочек: введение раствора (1-2 ложки морской соли на стакан тёплой воды) в одну ноздрю и отсасывание из другой. Важно, чтобы процедуру проводил врач, иначе можно загнать гной ещё глубже.
    23. Физиотерапия — кварцевание носа и горла, а также лазерная терапия — проведение световода в глотку через нос.

      Способ дорогостоящий, но реально помогающий укрепить здоровье ребёнка: во-первых, солёная морская вода, насыщенная йодом, быстро и эффективно снимает воспаление слизистой, также очень полезно нырять.

      Солнечные ванны, тёплый южный климат и богатые витаминами фрукты помогут укрепить иммунную систему, то есть устранят саму причину воспаления аденоидов.

      Разумеется, за пару недель отдыха нельзя избавиться от воспаления полностью, поэтому данный метод целесообразно считать вспомогательным.

      Кроме того, большой эффективностью отличаются и народные средства, помогающие вылечить аденоидит в домашних условиях.

      • раствор масла туи (именно раствор, туя для носа, а не само масло, так как оно довольно едкое; капать в нос по 2-3 капли);
      • мумиё (1 таблетка на 1/3 стакана воды, капать в нос 3-4 раза в день, результат заметен спустя 2-3 недели);
      • сок свёклы (капать в нос);
      • сок каланхоэ (комнатное растение; капать в нос);
      • Также эффективным средством против воспаления гландов являются паровые ингаляции с эвкалиптовой жидкостью для ингаляции, соком каланхоэ, календулой или содой (два раза в день).

        К ним относятся:

      • Мёд (употребляют внутрь; в мёде содержится почти вся таблица Менделеева, он оказывает на организм общеукрепляющее действие);
      • Комплексное полноценное питание;
      • Регулярное медицинское обследование.

        Хочется, чтобы перечисленные в статье советы и методы лечения оказались полезными вам, родителям. Здоровья вам и вашим малышам!

        В наше время стало довольно модным так называемое «ускоренное развитие детей». Малышей чуть ли не с пеленок учат распознавать буквы, отличать цвета и формы. Однако специалисты столкнулись с тем, что у «развитых малышей» чаще дает сбои нервная система. Обновить «нервы» потом очень непросто. Заикания, тики, энурез – нередкие результаты чрезмерной озабоченности родителей.

        Заикание – наиболее заметная из этих болезней. Вообще, для человека этот дефект является серьезной проблемой. Примерно уже в девять лет ребенок, который заикается, начинает фиксировать свое внимание на дефекте речи и на этом фоне у него развивается комплекс неполноценности. У подростка возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, взрослым тяжелее наладить личную жизнь и добиться успехов в карьере. Вместе с тем, в большинстве случаев этот дефект излечим, о чем знают далеко не все, кот от него страдает.

        ВО всем мире от заикания страдают 4-5 процентов детей, причем большинство из них – мальчики. Есть три формы заикания: невротичная, органическая и неврозоподобная. Чаще всего причиной первой, как у детей так и у взрослых, является сильный испуг или стресс. Эту форму заикания несложно вылечить, особенно у детей. Так же дефекты речи вызывают некоторые отклонения в речевом аппарате или в мозге (последствия родовой или черепно-мозговой травмы). Причиной неврозоподобной формы заикания может быть патология беременности у матери: недостаток кислорода в кровообращении или сложные роды. В результате у ребенка может сформироваться хрупкая нервная система. но «слабые нервы» малыш может получить и в наследство.

        Дети с такой нервной системой более чувствительно воспринимают окружающий мир, поэтому они остро реагируют на любой стресс. Они более восприимчивы, впечатлительны и обидчивы, к тому же они слишком эмоционально воспринимают буквально все, даже жизнь животных. Почти любой ребенок при виде обиженного котенка будет переживать, но ребенок со слабой нервной системой может заплакать и будет долго об этом помнить. Такому ребенку чаще снятся плохие сны, у него дольше сохраняются разные страхи, например, темноты, одиночества. Между тем, существует своеобразная «норма» на первое и второе. Нормой считаются подобные страхи в возрасте до 7 лет.

        Как правило, «чувствительные» дети более «домашние». Их тяжелее приучать к детскому саду, а некоторых и вовсе невозможно – бывает, что даже начинается рвота при приближении к детскому саду.

        Однако при всей чрезмерной впечатлительности, «нервные» дети не уступают в развитии сверстникам. Нужно только развивать их гармонично, не отягощая лишней информацией. Тогда нервная система укрепится к моменту поступления в школу. Нередко, благодаря своей тонкой душевной организации, такие дети выделяются на фоне остальных, и, при должных условиях, обгоняют в развитии своих одногодков. Из них чаще получаются творческие личности – писатели, журналисты, художники, режиссеры.

        Если слабую нервную систему ребенок получил в наследство (группа риска – кто-то из родителей, кто заикается или заикался в детстве), то и здесь проблему можно предупредить. Для таких детей особо важен режим дня. Своевременное кормление и сон, обязательные прогулки на свежем воздухе – вот «три кита» спокойных нервов. Не нужно позволять ребенку засиживаться перед телевизором или компьютером.

        Ребенка со слабой нервной системой родители должны правильно поощрять и наказывать. Поощрять нужно за каждый правильно сделанный поступок, а наказывать нужно обязательно по справедливости. Недопустимо срываться на ребенке из-за того, что мама устала или у кого-то на работе неприятности.

        Психологи выступают категорически против физических наказаний. Это унижает ребенка и вызывает только злость. Связь между родителями и ребенком нарушается. Есть множество других наказаний, не менее значительных для провинившегося. Можно, например, не катать ребенка на качелях или отложить запланированный поход в кафе или парк атракционов.

        После наказания родителям обязательно нужно простить ребенка, сказать, что они его все равно любят. Это поможет вновь наладить теплые отношения.

        Нередко заикание (как и тики и энурез) связаны с атмосферой, в которой живет ребенок. Частые ссоры между родителями, алкоголизм в семье, неухоженность, недостаток отношений и внимания — является хронической психотравмирующей ситуацией, которая вызывает нарушения в нервной системе маленького члена семьи, даже если он родился со здоровыми нервами.

        Но нарушения могут возникать и при другой крайности, при гиперопеке: если ребенок – кумир семьи, и ему во всем потакают. Это тоже вредно для детских нервов. К тому же в этом случае ребенок может начать манипулировать родителями – сильнее заикаться, если ему в чем-то отказывают. Ошибка родителей в том, что они стараются дать слишком много неподходящей информации. Стишки, книги, сказки, игры, как и требования взрослых должны соответствовать возрасту ребенка. Нельзя забывать и о том, что каждый человек имеет индивидуальный темп развития и уникальное мировосприятие. Нельзя подгонять своего ребенка под шаблон развития книжной таблицы или соседского ребенка. Есть дети-молчуны, дети-говоруны, неторопливые и ускоренные, рассудительные и импульсивные. Очень важно присматриваться и прислушиваться к своему ребенку, чтобы лучше знать его особенности, его собственный жизненный ритм, насильно нарушать который бывает очень опасно.

        Это касается и распространенных сегодня центров раннего развития. Уже с трех лет, а то и раньше, ребенка готовят к поступлению в различные гимназии. Не каждый малыш в состоянии справиться с такими нагрузками.

        Дефект речи так же может спровоцировать и быстрая речь родителей. В возрасте от двух до трех лет детская речь очень неокрепшая, они только учатся строить фразы, идет бурное пополнение словарного запаса. В этот период взрослые должны разговаривать с ребенком выразительно, без «сюсюканья», повторять неправильно сказанное слово и главное – слушать как говорит малыш!

        Нередко заикание развивается у ребенка, когда в семье двуязычие. Это очень большая нагрузка на речевой аппарат. Только когда ребенок в достаточной мере владеет одним языком можно начинать изучать другой.

        Жизнь – довольно сложная и запутанная штука. И бывает, как бы мы не любили друг друга и своего ребенка, как бы не стремились создать тепло и уют в доме, все-таки какого-то сбоя в нервной системе избежать не удается. Что касается заикания, то если оно возникло внезапно – вчера не было, а сегодня уже есть, то нужно сразу обратиться к неврологу или психотерапевту: они назначат лечение, чтобы снять последствия стресса.

        В случаях, когда у ребенка идет развитие речи (с двух до трех лет) и он начинает заикаться, то нужно снизить нагрузку на его речь на некоторое время: не учить с ним новые стишки и вообще не давать ему никакой новой информации. Тогда заикание может пропасть само собой.

        Если же через месяц ребенок продолжает заикаться, нужно обратиться к логопеду, психотерапевту и неврологу. Они при заикании должны вместе определить диагноз и назначить лечение.

        Нередко бывает так, что ребенок, который уже не заикается, при каком-нибудь испуге и напряженной обстановке начинает заикаться снова. Например, при поступлении в ВУЗ. Для абитуриентов это колоссальная нагрузка на нервную систему. Поэтому нередко именно в этом возрасте к молодым людям возвращается заикание. Но не нужно отчаиваться – нужно снова пройти лечение, так как заикание будет мешать уверенности в себе и адекватной самооценке. К тому же стоит помнить, что заикание легче лечится до 30 лет.

        Как правило, при заикании нарушается дыхание. В норме мы говорим на выдохе, а человек который заикается – на вдохе. В этом случае помогает логопедическая техника: она ставит правильное дыхание, учит говорить спокойно и не спеша.

        Заикание у ребенка очень расстраивает родителей, однако, это не повод для отчаяния. Нужно просто начать лечиться. Обычно заикание излечивается, но даже неизлечимый дефект (что бывает очень редко) специалисты могут сделать почти незаметным, или просто научить с ним мириться. А значит – не переживать по этому поводу.

        Ваша оценка: Нет Средняя: 5 ( 6 голосов)

        Заикание у детей. Лечение заикания

        Процесс формирования речи очень сложен. В этом процессе участвуют все дыхательные пути ребенка. Для правильного формирования звуков необходимо движение воздуха из легких с определенной скоростью, голосовая щель должна быть закрыта, мягкое небо, язык, зубы, губы направляют поток воздуха, формируя определенные звуки. Всем этим процессом руководит головной мозг.

        В головном мозге различают кору и подкорковые образования. Подкорковые образования намного древнее в своем эволюционном развитии, нежели кора. Подкорка отвечает за сам процесс звукообразования, кора же отвечает за осмысленно формирование звуков (речь). Если наблюдаются нарушения во взаимодействии коры и подкоркового слоя, если есть нарушения в деятельности одной из структур мозга, могут наблюдаться различные нарушения речи, одним из которых является заикание.

        Заикание – это состояние, при котором происходит периодическое спазмирование верхних дыхательных путей, что приводит к нарушению произношения слов. Некоторые врачи приравнивают заикание к неврозам, но это правомочно только для психологической формы заикания без отсутствия органического поражения головного мозга.

        Заикание известно еще с древних времен. Существовало много теорий возникновения данного заболевания, однако полностью понять процесс формирования заикания у детей помог русский ученый И. П. Павлов, который сформулировал понятие о высшей нервной деятельности, и помог разобраться в природе неврозов.

        Причины заикания у детей

        Нарушения в деятельности нервной системы может развиться по двум причинам:

        1. Предрасположенность головного мозга к заболеваниям. Эта предрасположенность может появиться у детей, родители которых так же имеют какие-либо неврологические заболевания, особенно если у родителей наблюдалось в детстве либо сохраняется и сейчас заикание. Очень часто заикание выявляется у детей с нарушениями развития головного мозга в период беременности. Появлению предрасположенности головного мозга к нарушению нервной деятельности способствуют внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, недоношенность, травмы во время беременности и в родах. Так же, на предрасположенность головного мозга к появлению заикания, влияет характер ребенка, его способность приспосабливаться к изменяющимся факторам внешней среды. Дети, которые не способны в сложные моменты своей жизни быстро сориентироваться и принять решение, будут больше подвержены заиканию. Чаще заикание будет наблюдаться у детей холериков, особенно когда им приходится с кем-то спорить и доказывать свою правоту.

        2. Внешнее воздействие. Сюда можно отнести:

        А) инфекции центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты).

        Б) травмы и повреждения головного мозга (сотрясение головного мозга, ушибы).

        В) трофические заболевания, вызывающие поражение головного мозга (сахарный диабет).

        Г) функциональная незрелость головного мозга. Формирование больших полушарий происходит у детей в пятилетнем возрасте. До этого момента формирование речи должно происходить медленно, постепенно, без резких скачков. У мальчиков созревание нервной системы происходит медленнее, поэтому они больше подвержены развитию нарушений речи. До пятилетнего возраста у детей может наблюдаться может наблюдаться такое нарушение речи, как итерация (повторение слогов и слов). Это состояние является физиологическим и проходит самостоятельно без медицинской помощи.

        Д) инфекционные заболевания верхних дыхательных путей и ушей.

        Е) заболевания, вызывающие общее ослабление организма (частые простудные заболевания, глистные инвазии, рахит).

        Ж) сопутствующие заболевания и состояния (энурез, бессонница, повышенная утомляемость, ночные страхи и кошмары).

        З) психологические травмы (испуг, страх, хронический стресс).

        И) неправильное воспитание в семье (избалованность, изнеженность ребенка, воспитание «примерного» ребенка).

        К) неправильное формирование речи ребенка (скороговорение, быстрая нервная речь родителей).

        Так же появление заикания у ребенка может быть не только проявлением заболевания, но и подражанием взрослым. Если один из родителей заикается, ребенок может так же заикаться. При этом процесс формирования заикания происходит двумя путями: либо ребенок непроизвольно начинает заикаться при разговоре с родителем (при этом, при общении с другими людьми, ребенок не заикается), либо в форме подражания речи взрослому (при такой форме заикание будет наблюдаться и при общении с человеком, который не заикается).

        Основным проявлением заикания является появление судорог в процессе речи. Обычно судороги длятся 0,5-12 секунд, но в редких случаях они могут продолжаться и до 1,5 минут. Для появления заикания очень важно в какой обстановке находится ребенок. Наиболее «благоприятная» обстановка для появления заикания – это обстановка в которой ребенок ощущает себя неуютно, когда ему приходиться нервничать. Это может быть ответ у доски в школе, ссора со сверстниками, съемки на телевидении. Так же имеет значение, каких букв больше в словах и на каком месте они располагаются. Наиболее тяжелыми для произношения являются буквы «п», «г», «б», «д», «т», «к», особенно если эти буквы стоят в начале слова.

        Влияние на появление заикания имеет и эмоциональная оценка произносимого текста. Наиболее легким для произношения является простое повествование, без эмоциональных оттенков.

        Судороги по своей форме могут быть тоническими, клоническими и смешанными. При тонических судорогах происходит короткое спазмирование голосовых мышц и слово произноситься в виде толчка, когда в слове присутствует пауза (например, «д д ерево). При клонических судорогах происходит ритмичное повторение одних и тех же движений голосовыми мышцами и происходит повторение одних и тех же слогов (например, де-де-дерево). Судороги вызывают спазм голосовых связок, при этом они могут быть в закрытом состоянии и тогда наблюдается как бы разрыв речи (наблюдается при произношении гласных звуков). Если голосовые связки разомкнуты, воздух беспрепятственно проходит через них, не вызывая их колебания, поэтому в этом случае может наблюдаться полностью отсутствие речи или шепотная речь.

        Появление заикания у детей влияет не только на речь детей, но и на их жизнь в целом. Дети очень часто стесняются проявлений своего заболевания. При первых появлениях заикания дети пытаются закрыть рот рукой, начинают нервничать. В дальнейшем, если дети не научатся справляться со своим заболеванием, это может привести к нежеланию детей идти на контакт, общаться со сверстниками, отвечать в школе у доски. Все это ведет к социальной дезорганизации детей, снижению их успеваемости в школе, появлению неврозов, хронических стрессовых ситуаций. Такое состояние носит название болезненной фиксации. Принято выделять три степени фиксации:

        1. Нулевая фиксация, когда ребенок спокойно относится к своему заболеванию, он его не стесняется, может общаться со сверстниками, дети не стараются избавиться от заболевания.

        2. Умеренная фиксация. Дети стараются скрывать свое заболевание, меньше общаются со сверстниками, стараются всячески замаскировать свое заикание, прибегают к уловкам.

        3. Выраженная фиксация на своем заболевании. Детям их заболевание доставляет постоянный дискомфорт, они ощущают себя неполноценными, у детей развивается страх речи, они боятся идти на контакт с людьми.

        Выделяют три формы течения заболевания:

        1. Постоянная форма. Заикание проявляется постоянно во всех формах речи.

        2. Волнообразная форма. Заикание то усиливается, то уменьшается, но полностью не проходит.

        3. Рецидивирующая форма. Заикание появляется вновь после некоторого периода отсутствия.

        Что делать, если ребенок заикается? Лечение детей с заиканием проводится совместно педиатром, логопедом, психологом.

        Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Необходимо назначение ребенку физиотерапевтических процедур: массаж, бассейн, электросон.

        Психолог или психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием, помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.

        Занятия у логопеда имеют несколько основных положений, соблюдение которых помогает ребенку быстрее справиться с заболеванием.

        1. Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

        2. На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

        3. Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения. Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

        4. На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, записи на пленке, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

        5. Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика. Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

        6. Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

        Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос, это может лишь усугубить заикание.

        Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с заболеванием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит так называемое публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

        Врач педиатр Литашов М.В.

        Ребенок заикается: причины заикания детей

        Из всех неврозов и неврозоподобных расстройств оно — одно из самых сложных. Трудно найти двух похожих заикающихся: каждый заикается по-своему, и подавляющее большинство сильно страдает. Внезапный испуг бывает причиной проблемы лишь в половине случаев. Еще в 15% случаев повинна наследственность. Все остальное — это неблагоприятные нервно-эмоциональные обстоятельства, в которых происходит развитие речи ребенка. Иными словами, внезапный испуг вызоветзаикание лишь у того ребенка. у которого есть определенные предпосылки к нарушению функции речи и психика которого до этого постоянно травмировалась (например, скандалами родителей, нервозной в целом обстановкой в семье). Заикание относят к детским болезням, потому что в до% случаев оно начинается в раннем детстве — в возрасте от двух до пяти лет. Но «детская болезнь» чаще всего продолжается в течение всей жизни, хотя бывают даже случаи самоизлечения. Порой приходится слышать от взрослых людей, что заикание у них прошло само. Значительно реже, что заикание «вылечил такой-то специалист». Это говорит именно о сложном характере расстройства.

        Мальчикам не повезло!

        Они заикаются в четыре раза чаще, чем девочки. Американские специалисты объясняют это тем, что мальчики более подвижны, энергичны, активны и любознательны, а потому они гораздо чаще попадают в разного рода психо-травмирующие ситуации. Однако дело не только в этом. Если проверить соотношение нервно-психической патологии в детском возрасте хотя бы по числу психиатрических отделений в больницах, то окажется, что мужских отделений опять-таки в три-четыре раза больше, чем женских. Значит, причина, скорее, в неких особенностях развития мужской нервно-психической сферы, ее меньшей устойчивости по отношению к различным негативным воздействиям. Есть и еще одна причина большей распространенности заикания (и нервозности вообще) у мальчиков. Традиционно считается, что к будущим мужчинам надо относиться строже, чем к девочкам, в общении с ними не поощряются различные обнимания, «сюсюканье», поцелуйчики. Поэтому у них и нервных срывов больше. Девочек растят в атмосфере большей любви и нежности (в нормальных семьях, разумеется). Поэтому у них более устойчивая психика и лучше развита моторная сфера (мальчики же, как правило, в детстве бывают более угловатыми и неуклюжими).

        Обычно все начинается в возрасте двух-пяти лет, потому что в это время речевая функция только развивается. Речь — самая сложная и молодая функция живой природы. Весь комплекс патологий в раннем возрасте гнездится именно в рече-двигательном анализаторе. Объективности ради нужно признать: далеко не всегда заикание возникает у малышей, которые растут в семьях, где родители бурно выясняют отношения (пугая ребенка). Довольно часто это нервно-психическое заболевание возникает у детей, которых растят, как кумиров семьи. Ребенок, которому все позволено, растет, что называется, «без тормозов». А когда попадает в ситуацию, где приходится вести себя «не как хочется, а как положено» (например, попадает в детский сад), его психика не выдерживает. Ребенок-пария — нежеланный, нелюбимый, лишний — другой вероятный кандидат в заики. Ему постоянно все «нельзя». У такого ребенка скорее всего возникнут проблемы с психикой, а заикание окажется «довеском», которое усложнит и без того нелегкую жизнь маленького человечка. Бывают, по словам Драпкина, просто недолюбленные дети, о которых заботятся, исполняя родительский долг, но… не любя. А истинная привязанность ощущается и без слов. У недолюбленных детей часто формируется невроз — речь как самая уязвимая функция нарушается.

        Родители часто пугают малышей в воспитательных целях — «будешь плохо себя вести, придет милиционер и тебя заберет», «не будешь слушаться, отдам тебя вон той цыганке». Таким образом искусственно формируется фобический настрой. Известен случай, когда большая собака бросилась к пятилетней девочке (к счастью, не укусила), повалила ее и стала громко лаять. При наличии фобии это могло бы вызвать испуг и даже заикание, но малышка только смеялась: она думала, что собака с ней играет. Конечно, это не значит, что детей нельзя предостерегать от опасностей, заранее рассказывая о каких-то ситуациях. Но запугивать «цыганками», «чудовищами» или чем-то в этом роде — ни в коем случае!

        Если заикаются родители

        Кажется невероятным, но факт: заикающиеся взрослые невольно начинают говорить почти нормально в присутствии детей. Поэтому от заикающихся родителей можно буквально потребовать: в период формирования речи у ваших детей говорите сами как можно лучше. Помните, что у детей формирование речи идет по механизму активного подражания. (Странно, но факт: родители-заики начинают произносить слова медленнее, следят за речью.) Если же у них возникают по каким-то причинам проблемы с речью (например, во время ссоры или при сильном волнении), им нужно посоветовать контролировать себя и стараться не разговаривать таким образом при ребенке. Самый простой выход — уйти на кухню или в другую комнату.

        Есть и еще один интересный механизм возникновения заикания. Это тоже — подражание.

        Дети в детских садах и младших классах школы часто дразнят заик. Но речь в этом возрасте, как уже было сказано, только формируется и функция очень уязвима. Передразнивая другого, ребенок сам может начать заикаться. потому что «дразнилки» всегда произносятся не просто так, а очень эмоционально! В итоге у обидчика могут начаться судорогоподобные имитации в речевом аппарате. Печальный итог: дразнил-дразнил и… сам стал заикаться. Здесь профилактика только одна: ремень (образно говоря, конечно). Чтоб неповадно было дразнить! Объясните забияке: заикание — не порок, такое может случиться с каждым, в том числе — и с ним.

        Бывают и такие ситуации

        В семье растут двое детей, погодки. Старший заикается. Родители его жалеют, больше ласкают. И у второго ребенка вдруг возникает заикание! Он думает: «Заикаться совсем не больно, а сколько получаешь поблажек!» — включается механизм подражания. Отсюда золотое правило: если в семье двое детей, особенно погодков, то что бы они ни сделали, оба всегда правы. И виноваты — тоже всегда оба. Нельзя баловать одного ребенка в присутствии другого, даже если второго вам по каким-то причинам сейчас «больше жалко».

        Воспаление аденоидов у детей

        Аденоиды — это патологические разращения треть­ей (глоточной) миндалины, расположенной на своде носоглотки. Вместе с гландами глоточная миндалина образуют лимфоэпителиальное кольцо, которое служит барьером на пути инфекции и в связи с этим при переохлаждении или ослабле­нии организма подвергается воспалению в первую очередь.

        Причины воспаления аденоидов у детей

        Основная причина вос­паления аденоидов — это частые простуды. способствующие развитию различных инфек­ций. Аденоиды являются своеобразным фильт­ром, задерживающим инфекцию на входе в орга­низм. Поэтому, если ребенок часто болеет, они практически постоянно находятся в воспален­ном состоянии. Как только ребенок в очередной раз простужается, аденоиды еще больше увели­чиваются в размерах (разрастаются), закрывая пространство носоглотки, что препятствует нормальному дыханию и поступлению кислорода к тканям и органам.

        Симптомы воспаления аденоидов у детей

        По некоторым характерным признакам вы можете предположить, что вашего ребенка бес­покоят аденоиды. Главный симптом — затрудненное носовое дыхание (либо ребенок вообще не дышит носом), из-за чего ребенок просыпается ночью и пла­чет. Ребенок становится нервным, капризным, у него нередко бывает подавленное настроение. Ребенку не хватает кислорода, поэтому он выгля­дит вялым, быстро утомляется. При разрастании аденоидов ребенку приходится дышать ртом, что приводит к пересыханию и допол­нительному инфицированию носоглотки и гортани. Нередко аденоидам сопутствует периодический или постоянный насморк. Отделяемое из носа может быть разного цвета и различной консистенции — от прозрачного жидкого до густого желто-зеленого. При сильном разрастании аденоидов, когда они закрывают практически все пространство носо­глотки, у ребенка могут возникнуть проблемы со слухом. Ребенок переспрашивает, когда к нему обра­щаются, и жалуется на боль в ушах. Это вызвано тем, что в слуховые трубы попадает инфекция, в связи с чем развивается отит (воспаление средне­го уха).

        У детей с воспаленными аденоидами нарушается внимание, меняется голос, страдает произноше­ние. Аденоиды могут стать причиной заикания (логоневроза). Кроме того, в результате увеличения глоточных миндалин у малыша может возникнуть ночное недержание мочи.

        Лечение воспаления аденоидов у детей

        Воспаленные аденоиды лечатся с по­мощью разнообразных лекарственных средств либо их приходится удалять. Консервативное лече­ние эффективно в случае, когда глоточная миндали­на увеличена незначительно. При смывании инфи­цированной слизи с поверхности миндалины у ребенка заметно улучшается носовое дыхание. Если вы выяснили, что у вашего ребенка увеличены аденоиды. регулярно промывайте ему носоглотку теп­лой водой, солевыми и содовыми растворами, на­стоями из лекарственных трав. Само по себе промывание носа и носоглотки не представляет сложности. Проблема заключается в том, согласится ли ребенок на эту процедуру. Вам придется проявить максимум изобретательности, чтобы уговорить ребенка. Ведь промывание весьма эффективно: вода или лекарственный раствор, проходя через нос и носоглотку, удаляют с поверх­ности аденоидов корочки, слизь, пыль, которые густо населены микробами. После промывания любое лекарство будет лучше воздействовать на слизистую.

        Удобнее всего проводить промывание в ванной комнате. Ребенок может стоять, склонившись над ванной, а можно посадить его на стульчик и подста­вить тазик. Наберите спринцовкой жидкость для промывания и медленно введите ее ребенку в одну ноздрю. Вода будет проходить через нос, носоглот­ку, а затем сольется с языка. Когда малыш немного привыкнет к процедуре, нужно усилить нажим на спринцовку. Следите за тем, чтобы ребенок не под­нимал голову. Процедуру нужно повторить 3—4 раза для каждой ноздри. Если ребенка никак не удается уговорить на промывание, закапайте жидкость ему в нос пипеткой (ради лечебного эффекта от промы­вания придется смириться с тем, что ребенок прогло­тит воду).

        При увеличенных аденоидах врач может прописать для закапывания в нос 2%-ный раствор протаргола. который вам приготовят в аптеке. У этого лекар­ства короткий срок годности: если раствор приго­товлен более 5 дней назад, он начинает утрачивать свои лечебные свойства. Поэтому, получая раствор в аптеке, внимательно прочитайте этикетку на флаконе. При регулярном закапывании протаргола поверхность аденоидов подсушивается, в результа­те они немного уменьшаются. Закапывают протар­гол 2 раза в день — утром и вечером. Продолжитель­ность курса лечения — 10—14 дней, через месяц курс обычно повторяют. Для достижения лучшего эф­фекта перед закапыванием нос и носоглотку малы­ша рекомендуется промыть.

        Ребенку с воспаленными аденоидами необходимо общеукрепляющее лечение, поэтому ему рекомен­дуется давать аскорбиновую кислоту, витамин D3, глюконат кальция. Врачи могут посоветовать отпра­виться с ребенком к морю.

        Если в результате выполнения процедур, рекомен­дованных врачом, наметилось стойкое улучшение (ребенок свободно дышит носом, не жалуется на боль в ушах, болеет не так часто, как раньше), уда­лять аденоиды не требуется. В возрасте 5—7 лет они обычно перестают доставлять ребенку неприятно­сти, так как кости черепа увеличиваются и свод носоглотки поднимается вместе с аденоидами, что облегчает дыхание.

        Хирургическое вмешательство необходимо в том случае, когда, несмотря на проведенное лечение, ребенок по-прежнему не может дышать носом. В ос­новном операция назначается детям с 3 лет, но иногда приходится удалять аденоиды и грудному ребенку.

        Удаление аденоидов осуществляется в щадящих условиях: используется местное обезболивание, полностью исключается возможность кровотече­ния. Уже через несколько часов после операции ребенка выписывают домой.

        В течение нескольких суток после удаления аденои­дов ребеноку необходим постельный режим. Затем некоторое время воздержитесь от физических нагрузок и длительных прогулок. В первые дни после операции ребенок может жаловаться на зало­женность носа, боли в горле и носоглотке. Эти явле­ния проходят по мере заживления раневой поверх­ности. Если к 10-му дню боль не пройдет, проконсультируйтесь у лор-врача. После удаления аденоидов ребенку назначается специальная диета — жидкая и пюреобразная пища (супы, пюре, каши, йогурты и т. д.). Нельзя давать ему холодную, горячую, острую еду, а также фрукты и фруктовые соки. Запрещается купать малыша в горячей воде и проводить какие-либо другие теп­ловые процедуры.

        Врач покажет вам, как выполнять с ребенком спе­циальную дыхательную гимнастику. которая необхо­дима в послеоперационном периоде. Через месяц вы заметите стойкие признаки улучшения. В боль­шинстве случаев прогноз после операции благопри­ятный.

        mdoy129.ru