Арт терапия депрессия

Арт-терапия и творчество, как способ избавиться от депрессии

Существуют различные способы преодолеть накопившийся стресс. Кто-то справляется с ним путём выплёскивания эмоций, кто-то берёт на работе выходной и посвящает день сну и расслаблению, а кто-то решает сменить обстановку и отправляется в отпуск.

Тем не менее, одним из наиболее эффективных методов борьбы с плохим настроением было и остаётся творчество. Оно способно кардинально изменить ваше внутреннее состояние, благодаря ему вы легко забудьте про печаль и тревогу.

Простые приёмы как с помошь арт-терапии и творчества можно победить плохое настроение и депрессию.

Как творчество помогает избавиться от депрессии

Всем известно, что творческий процесс приносит радость. При этом совершенно не важно, каким именно видом творчества вы решили заняться. Это может быть рисование, лепка, написание музыки, пошив одежды, сборка моделей и не только.

Моделирование — это тоже творчество Занимаясь одним из созидательных видов деятельности, вы моментально забываете о своих волнениях и тревогах. Ваши мысли начинают течь плавно и неспешно, вы полностью уходите в творчество и перестаёте акцентировать внимание на своих повседневных хлопотах.

Рисование, создание коллажей, написание стихов — это отличные способы выразить себя, выпустить на свободу свои мысли и чувства, донести их до окружающих. И вовсе не обязательно достигать в этом деле результата. Главное — сам процесс, а также то удовольствие, которое он приносит.

Как именно следует заниматься творчеством

  • Если для вас творчество — это не способ заработать денег или создать себе определённый имидж, то сразу же позабудьте про любые рамки. Ваша главная задача — выплеснуть всё, что накопилось у вас на душе. Выпустите ситуацию из-под своего контроля. Если у вас на душе тоскливо, то пришло время заявить о своих чувствах. Пусть они лягут печальными строками на бумагу или яростными брызгами краски на холст. Творите без оглядки на окружающих. Не думайте о том, какое впечатление своими действиями вы произведёте на других.
  • Русунок кофе на салфетке Многие ошибочно полагают, что для занятий творчеством нужны подходящее время и место. Это не так. И тем более не стоит акцентировать внимание на определённых приспособлениях — холсте, швейной машинке, пергаментной бумаге. На первых порах и в отдельных ситуациях можно обойтись и без этого. Например, если во время перекуса в кафе на вас нахлынули грустные воспоминания, не стоит откладывать терапию. Пусть вашим холстом станет салфетка, красками кофейная гуща, а кисточкой деревянная палочка для перемешивания напитка. Изобразите на салфетке то, что у вас на душе — и вы сразу почувствуете, что плохие эмоции отходят и вы снова возвращаетесь к норме.
  • Если выплеск негативных чувств во время занятий творчеством вам не помогает, попробуйте пойти другим путём. И на помощь в этом придёт метод визуализации. Работает он просто. Например, вы волнуетесь перед важным собеседованием. В таком случае набросайте на бумаге небольшой рассказ о человеке, который удачно справился со всеми задачами и был принят на желаемую для него должность. После этого вам станет немного легче, и вы сможете успокоиться. Конечно, никто не может гарантировать, что ваше собеседование пройдёт в итоге именно так, как вы того ожидаете. Но после визуализации вы возьмёте под контроль своё волнение и обязательно покажите себя перед будущим работодателем в наилучшем свете.
  • Почему арт-терапия так важна при депрессии

    Роль творчества в поднятии настроения действительно очень велика. Оно не только позволяет выплеснуть эмоции и отвлечься от своих ежедневных хлопот. С его помощью мы заново учимся познавать красоту вокруг нас.

    Позитивное мировосприятие — это хорошо Находясь в депрессии, мы практически перестаём обращать внимание на окружающий мир. Он начинает восприниматься нами как серое и безрадостное место. Но стоит взять в руки кисть, глину или шариковую ручку, как мы вновь замечаем красоту вокруг — яркость закатов, удивительную атмосферу городских улиц, особую симметрию человеческих лиц. Благодаря творчеству мы развиваем собственную любознательность и вносим в серые будни яркие и сочные краски.

    Ещё один плюс арт-терапии заключается в том, что в процессе творчества мы всегда что-то создаём — картину, статуэтку, стихотворение. Мы сохраняем эти свидетельства пережитых эмоций как напоминания для самих себя. Напоминания о непростых временах и о том, как нам удалось справиться с ними. Со временем мы получаем возможность другими глазами посмотреть на собственные творения, повторно пережить давние дни, сравнить себя прошлого с собой настоящим. И если мы вновь почувствуем приближение депрессии, то все те же стихи и картины позволят нам снова справиться с непростым периодом.

    Как мы видим, творчество представляет собой один из наиболее эффективных и в то же время приятных способов победить депрессию и плохое настроение. И, что самое главное, арт-терапия доступна совершенно каждому.

    Весёлого вам творчества и хорошего настроения!

    www.nastroeniya.net

    Совет 1: Современная арт-терапия: раскраски антистресс для взрослых

    Медитативное рисование позволяет расслабиться и отгородиться от внешних проблем, оставшись наедине с собой. С помощью дзен-арта можно не только раскрыть свой талант и почувствовать себя художником, но и сконцентрироваться для решения важных вопросов в спокойной, а главное, креативной обстановке. Раскраски антистресс содержат множество деталей в изображениях и могут быть интересны даже профессиональным художникам.

    Первооткрывателем этого вида арт-терапии можно считать иллюстратора Джоанну Басфорд, которая приобрела мировую известность после издания серии раскрасок для взрослых. Теперь каждый может взять готовый рисунок, созданный профессиональным иллюстратором, и вдохнуть в него новую жизнь с помощью цветных карандашей и маркеров. Даже если человек далек от искусства и никогда не посещал художественную студию, он легко может получить удовольствие от процесса творчества таким незаурядным способом, как раскрашивание.

    Эффект от процесса такого рисования сравним по силе с медитативной практикой. Поэтому раскраски антистресс могут стать достойной альтернативной лекарствам от головной боли и перенапряжения. Популярность арт-терапии также объясняется стремительным ритмом жизни и широким распространением различных ментальных практик, связанных с осознанностью.

    Возможность сесть, просто расслабиться и уделить время себе стала бесценной роскошью для жителей мегаполисов, утонувших в рутине бизнеса и домашних хлопот. Раскрашивая иллюстрацию, человек может ненадолго очистить разум от тревожащих проблем, восстановиться и по-новому взглянуть на ту или иную жизненную ситуацию. Не все могут справляться со стрессом, апатией и депрессией самостоятельно, а употребление соответствующих лекарств не дает полноценной разрядки и лишь подавляет эмоции и чувства человека.

    Раскраски для взрослых нельзя назвать инфантильным искусством. Зачастую иллюстрации с узорами и мандалами достаточно сложны, имеют сюжет и сами по себе могут считаться законченным художественным произведением. Если раньше человек покупал в киоске сканворды и судоку для проведения досуга, осваивал какое-либо рукоделие или прикладное искусство, то сейчас на смену им пришли постеры и раскраски антистресс. Они не требуют специальных умений и навыков, а после заполнения страниц цветом их можно смело вешать на стену наравне с картинами.

    Зарубежные специалисты стали активно использовать раскраски в качестве терапии для пожилых людей и лиц с ограниченными физическими и умственными способностями благодаря тому, что в освоении эта практика намного проще других арт-проектов. Ко всему прочему рисование способно стимулировать области мозга, ответственные за двигательную активность, память и креативность. Благотворное влияние медитативного рисования на эмоциональную и физическую сторону человека делает этот вариант терапии одним из самых привлекательных и мало затратных.

    www.kakprosto.ru

    Арт-терапия в работе с депрессией.

    Знакомство с описанной методикой состоялось на семинарах Натальи Сергеевны Фомичевой по теме "Психология депрессии".

    Статья размещена на сайте www.serebryannikova.ru

    Понятие «депрессия» знакомо каждому. Депрессия – от латинского «давить», «подавлять», это психическое расстройство, которое сопровождается следующими симптомами:

  • Деперсонализация – нарушение осознания своего «Я», клиенты говорят: «делаю не я», «я не чувствую своего тела», «я не ощущаю…»
  • Астения – утрата способности чувствовать, переживать радость. Человек не может обозначить свое чувство, сказать его словами.
  • Тревожность
  • Нарушение мышления (вялость мыслей, негативные мысли, пессимизм)
  • Двигательная заторможенность
  • Потеря интереса к жизни
  • Снижение самооценки
  • В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо. Почему я использую арт-терапию? Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого. Клиент сделал что-то СВОИМИ руками. Как известно, в состоянии депрессии людям сложно делать элементарные вещи, вплоть до вопросов личной гигиены (тяжело вставать с кровати, почистить зубы и т.д.). Результат любого творчества повышает самооценку. Арт-терапия позволяет показать клиенту, что он может. А может он многое: рисовать, творить, создавать, осознать причину своей депрессии, может изменить себя и свою жизнь.

    Хочется поделиться одной хитростью в выборе материала при работе депрессией. Как известно, люди, страдающие депрессией, обычно выбирают бледные цвета, нажимают на ручку или карандаш слабо, рисунки получаются еле видимыми. Поэтому самым подходящим материалом, который целесообразно предложить клиенту, будет масляная пастель. Это очень яркие мелки, позволяющие легким нажимом изобразить сочные цвета. Рисунки получаются очень яркими, даже если человек и не хотел такого результата.

    В своей работе я часто прибегаю к одной очень эффективной методике, которая великолепно подходит, как для работы с депрессией, так и в работе с психосоматикой. Многие слышали про термин "Внутренняя картина болезни" (ВКБ) – это отношение болеющего к своей болезни. Но мало кто заостряет внимание на Внутренней картине здоровья (ВКЗ) – отношение личности к здоровью. Длительно болеющие люди, к сожалению, не знают, что такое ВКЗ. Помочь увидеть себя здоровым, визуализировать и зафиксировать образ здоровья, испытать положительные эмоции, сопровождающие здоровье, осознать вторичные выгоды болезни, – в этом заключается задача психолога. И справиться с этой задачей помогает техника «Создание образа болезни и здоровья».

    Описание техники. Психолог просит клиента на одном листе бумаги нарисовать свою болезнь и свое здоровье. Психолог здесь выступает не только в качестве наблюдателя и анализатора творчества, но и влияет на ход выполнения задания. На что следует обратить внимание? Во-первых, образы болезни и здоровья должны существенно отличаться. Если клиент нарисовал два совершенно одинаковых засохших дерева, нужно спросить, почему здоровье для клиента выглядит столь непривлекательно. Попросите клиента "внести яркость" в здоровье, оживить его. Во-вторых, внутренняя картина здоровья не должна содержать зимнюю символику: холодные цвета, тему смерти, небытия и т.д. Картина здоровья должна вызывать положительные эмоции. Психолог помогает клиенту видоизменить картину здоровья в приятный глазу образ. Стандартным является следующее цветовое решение клиента: ВКБ – исполнена в синем цвете, ВКЗ – в зеленом. Это можно объяснить символикой цветов, синий цвет соответствует болезни, а зеленый – здоровью.

    В-третьих, если клиент изображает на листе бумаги образ болезни больше образа здоровья или образ болезни подавляет образ здоровья, необходимо видоизменить образ здоровья: расширить, пустить густые зеленые ветки здоровья, пронизывающие и ломающие болезнь.

    Когда обе картинки будут готовы, и картинка здоровья будет существенно отличаться от образа болезни, попросите клиента погрузиться в образ здоровья, прочувствовать здоровье в своем теле, побыть в здоровье. Такое упражнение можно проделывать несколько раз.

    Далее, когда клиент уже нацелен на выздоровление, потому что в этом состоянии ему уютно, комфортно, он испытывает положительные эмоции, можно переходить к анализу вторичных выгод болезни. Для этого клиенту предоставляется 15 минут времени, в течение которых ему следует написать все ассоциации, которые всплывают на тему его болезни. У каждого психолога выработаны свои тонкости определения «горячих мест» клиента, анализ ассоциаций всегда процесс индивидуальный, поэтому описывать подробно эту методику не считаю целесообразным.

    Конечно, существует огромное количество техник, у каждого психолога есть свои любимые методы помощи людям. Мне хотелось поделиться с вами простой и действительно работающей методикой, которая мне полюбилась с первого знакомства и продолжает оставаться в моем арсенале знаний, как часто востребуемая в практике.

    m.b17.ru

    Арт-терапия – исцеление искусством

    Термин «Арт-терапия» говорит сам за себя, так как дословно с латыни переводится как «лечение искусством». Действительно, арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве. Она включает в себя и диагностику, и коррекцию и, непосредственно саму терапию психологических проблем личности.

    Терапия искусством: понятие и виды

    Проходя курс арт-терапии, индивид занимается самопознанием, самовыражением, самоанализом, в результате чего его психическое состояние гармонизуется. Проводится арт-терапия в форме индивидуальных и групповых занятий.

    Безусловное преимущество арт-терапии, делающее ее чрезвычайно популярной – возможность самостоятельного проведения терапевтических занятий. Конечно, сложную психологическую проблему не получится решить без помощи арт-терапевта, но, как минимум, расслабиться и снять напряжение наверняка выйдет у любого человека.

    Арт-терапия на сегодняшний день является одним из самых молодых и стремительно развивающихся направлений психотерапии. Доказательством тому служат чрезвычайно популярные сегодня раскраски-антистресс, придуманные британским иллюстратором Джоанной Басфорд (к примеру, “Таинственный сад”, “Рождественские чудеса” , “Зачарованный лес” ). Раскрашивая эти причудливые тонкие и мелкие узоры, человек снимает напряжение и погружается в мир фантазий.

    Такие раскраски уже стали бестселлерами, так как предоставляют возможность заняться арт-терапией, не выходя из дома.

    Изначально арт-терапией называли рисуночную терапию, то есть лечение изобразительным искусством. Сегодня арт-терапия имеет множество видов и подвидов, которые продолжают появляться:

  • изотерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия;
  • песочная терапия;
  • видеотерапия;
  • игротерапия;
  • библиотерапия;
  • сказкотерапия;
  • маскотерапия;
  • драматерапия;
  • фототерапия;
  • денс-терапия;
  • арт-синтезтерапия (объединение живописи, стихосложения, цвето-, маско-, мульт- и фототерапии, а также метода ассоциаций) и другие.
  • Термин «арт-терапия» ввел в употребление еще в сороковых годах прошлого столетия британский врач и художник Адриан Хилл. Он заметил, что занятие творчеством помогает туберкулезным больным (с которыми он работал в госпитале) быстрее выздороветь. Стоит сказать, что, так как искусство появилось еще в древние времена, его терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый интерес к этой функции творчества.

    Суть и преимущества арт-терапии

    Арт-терапию называют «мягкой» оттого что степень воздействия психотерапевта на личность клиента в этом случае минимизирована, а сам процесс лечения больше похож на занятие хобби. При этом значение и пользу такой терапии не стоит недооценивать.

    Занимаясь творчеством, человек проецирует внутренние переживания на свое творение. Такая проекция не осознается: чувства, эмоции, мысли, переживания и воспоминания выходят наружу, минуя сферу сознания, и оттого не поддаются ни коррекции, ни критике разума. Поэтому методики арт-терапии относят к числу проективных методов психодиагностики.

    Те методы психодиагностики, которые предполагают сознательные действия клиента, всегда имеют некоторый оттенок социальной желательности. Индивид стремится представить себя в лучшем свете, поэтому дает социально желательные и одобряемые варианты ответов. В случае с арт-терапией вероятность «обмана во благо» исключается.

    Через художественные визуальные образы и объекты бессознательное личности «взаимодействует» с сознанием. Задача арт-терапевта – помочь клиенту растолковать что «говорит» ему его бессознательное.

    Терапия искусством назначается, если индивид переживает:

  • пониженное настроение;
  • стресс;
  • кризис (возрастной или экзистенциальный);
  • эмоциональную неустойчивость: импульсивность, вспыльчивость, ранимость и прочее;
  • апатию, потерю интереса к жизнедеятельности;
  • депрессию, в том числе связанную с потерями;
  • физическую и/или психологическую травму;
  • страхи, фобии, повышенную тревожность;
  • низкую самооценку, негативные чувства к себе, негативную Я-концепцию;
  • различного рода зависимости;
  • межличностные конфликты (семейные, рабочие и другие);
  • любой внутренний конфликт.

Арт-терапия позволяет естественным образом скорректировать психоэмоциональное состояние, а именно:

  • выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
  • избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
  • избавиться от страхов и фобий;
  • избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
  • повысить самооценку и уверенность в себе.
  • Кроме гармонизации психического состояния личности, терапия искусством:

    • помогает раскрыть творческий потенциал личности, развить способности и таланты;
    • применяется в качестве вспомогательного метода лечения многих заболеваний;
    • способ установить доверительные отношения между терапевтом/психологом и клиентом;
    • предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль;
    • является способом социальной адаптации (особенно это заметно когда арт-терапия проводится в группе);
    • является прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах;
    • применяется как воспитательная и развивающая педагогическая методика.
    • Арт-терапия применяется при работе с людьми разного возраста и пола. Особенно она ценна при работе с клиентами, требующими особого отношения и к которым нельзя применить иные методы лечения: с очень маленькими детьми, беременными женщинами, замкнутыми подростками и другими.

      Примеры арт-терапевтических методик

      Самый частый вопрос, который задают клиенты арт-терапевту: «Что делать, если я не умею рисовать/лепить/танцевать и прочее?». Дело в том, что задача «сделать красиво» не ставится, нужно сделать так, как получается и, главное, свободно и от души. Дело не в эстетической ценности творения, а в самовыражении посредством искусства.

      Одна из методик арт-терапии является ярким подтверждением вышесказанного. Она называется «Каляки-маляки». Арт-терапевт просит клиента совершенно свободно и бессмысленно водить карандашом по листу бумаги. Модификации этой техники: рисование руками и телом, когда человек делает с лисом бумаги и красками все что только придет ему в голову.

      Задача клиента состоит в разглядывании осмысленных образов в нарисованных каракулях. Когда образ или образы будут найдены, они развиваются, то есть выделяются контуром, дорисовываются, зарисовываются и так далее. Затем арт-терапевт просит клиента составить короткий рассказ или описание рисунка.

      Это упражнение можно выполнять дома, самостоятельно, причем в очень интересной форме – форме ведения «дневника каракулей». Завести тетрадку, в которой каждый день вечером рисовать каракули. По истечении недели можно проанализировать как изменялись каракули и составить рассказ о прошедшей неделе.

      Еще одна высокоэффективная методика, которую можно провести дома называется «Творческий мусор». Пожалуй, у каждого человека дома хранятся мелочи, которые, по сути, являются мусором, но выбросить их жалко. Среди таких мелочей есть вещи, которые раньше были ценными и связаны с далекими негативными воспоминаниями, которые нужно отпустить: обидами, разочарованиями, неудачами, страхами, неуверенностью в себе и прочее. Это могут быть записки, кусочки ткани, засохшие цветы, старые календари, испорченные украшения и прочее.

      Задача: из таких вещей составить композицию, то есть прикрепить все к листу бумаги, ткани или сложить в конструкцию. Делать это нужно не торопясь и не задумываясь, а просто так, как хочется. После этого каждую вещь нужно поблагодарить за бесценный жизненный опыт, связанный с ней. Нужно сказать «спасибо» всему, что было в прошлом и попрощаться с этим. Так же нужно попрощаться и с изготовленной композицией, в идеале ее нужно сжечь.

      Методика «Коллаж» напоминает детскую аппликацию. Понадобится лист бумаги, ножницы и клей. Приклеиваться могут изображения из газет, журналов, рисунки, фотографии, в том числе личные, а также природные материалы. Ограничений нет никаких, кроме заданной темы («Я», «семья», «мужчина и женщина» и прочие). Можно вырезать и крепить как угодно, дорисовывать и подписывать изображения. Анализировать полученный коллаж нужно опираясь на такие параметры: размер и положение элементов, выбор цвета, сюжет, порядок, гармоничность и прочее.

      Подводя итоги можно сказать, что арт-терапия – это способ на символическом уровне выразить содержание внутреннего мира личности посредством рисования, лепки, танца и прочих видов искусства и творчества, а в результате получить внутреннюю гармонию и психологическое благополучие.

      Для всех кто интересуется арт-терапией как профессионально, так и для самопомощи, издается множество чудесных книг. Вот некоторые из них:

      1. А. Копытин “Арт-терапия – новые горизонты”
      2. А. Копытин “Арт-терапия женских проблем”
      3. А. Копытин “Арт-терапия детей и подростков”
      4. Г. М. Ферс “Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство”
      5. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Игра с песком. Практикум по песочной терапии”
      6. Т. Зинкевич-Евстигнеева “Практикум по сказкотерапии”
      7. М. Шевченко “Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей”
      8. В. Никитин “Арт-терапия. Учебное пособие”
      9. ourmind.ru

        Арт-терапия против депрессии. Истории с картинками

        Мне довелось проходить практику у одного хорошего арт-терапевта в психиатрической клинике. Я имела возможность наблюдать за его работой, а также самой участвовать в работе, как ко-терапевт. Групповая терапия, полуоткрытая группа до 9 человек, два раза в неделю на протяжении 6 недель.

        50-летний пациент Х. с основным диагнозом депрессия проходил лечение в различных клиниках уже три раза. Первый раз он прервал терапию, не доведя до конца. После этого депрессия зашла так далеко, что он перестал ходить на работу, не мылся, не вставал с кровати. Вторично терапия помогла ему на какое-то время. В последний раз он добровольно пожелал пройти курс лечения.

        Его жалобы были типичны для депрессии: постоянная усталость, зацикленные негативные мысли, пессимистическая перспектива будущего, страхи, отсутствие интереса к чему бы то ни было, расстройство сна, жалобы на забывчивость и плохую концентрацию. С аппетитом было все нормально.

        Женат, трое детей, младший 10 лет – аутист. Мать пациента была алкоголичкой, воспитывался с 6 лет отцом, позже отцом и мачехой. Отец был очень суров и жесток. Пациент рассказывал, что никогда не слышал от отца похвалы, телесный контакт с ним осуществлялся только через побои. Ребенком он чувствовал себя очень одиноким, незащищенным и несчастным. Про мать он ничего не рассказывал.

        Пациент Х. — довольно полный большой мужчина с грубыми чертами лица, черными неопрятными волосами, неприветливо-недоверчивый взгляд исподлобья. Говорил очень мало и односложно. Лицо не показывало чувств, выглядело, подобно маске, однако реакции тела показывали, как трудно ему сдерживаться, если что-то ему не нравилось. Любая мелочь выводила его из себя. Он производил впечатление вулкана, готового в любую минуту взорваться.

        Он попал в уже сложившуюся группу «опытных пациентов» с высоким уровнем доверия, где ощутил изначально доброжелательное отношение к себе. Вскоре он сам стал демонстрировать желание поддержать других пациентов, однако, он соблюдал довольно большую физическую дистанцию с людьми. Недостаточная дистанция с другим человеком вызывала у него неконтролируемое раздражение, он совершенно не выносил даже случайного телесного контакта с другими, особенно это касалось мужчин. В этом случае его раздражительность многократно возрастала, и он начинал задыхаться.

        Пациент был довольно просвещён в области психологии, т.к. читал много специальной литературы, чтобы помочь себе, кроме того, он хорошо чувствовал людей, поэтому делал очень меткие замечания относительно других пациентов, своё состояние он очень детально анализировал и называл его «бегство в депрессию».

        На одном из последних часов терапии у пациента всплыло вдруг воспоминание о сексуальном насилии, которое он пережил. Это произошло во время рассказа одной из пациенток о факте сексуального насилия над ребенком. Пациент вдруг почувствовал себя плохо, ему нужно было срочно выйти из комнаты, но он пообещал нам скоро вернуться. Когда он пришел обратно, то заявил, что с ним происходят странные вещи, и он не понимает, что это. Он описал свои ощущения, как давление в области груди, сильное сердцебиение, недостаток воздуха, дикую ярость и полный хаос в мыслях. Мы предположили, что рассказ пациентки вывел его из равновесия. И тут он сказал: «Я вспомнил, ребенком я это тоже пережил, но я совершенно об этом забыл. Это был посторонний мужчина в лесу.» Позже он озвучил свою догадку, что фигура насильника слилась с фигурой его отца в единый образ. Теперь стало понятно, почему он так остро реагировал на недостаточно большую дистанцию с мужчинами.

        Мотивация, как известно, находится в прямой зависимости от силы страданий. На третий раз пребывания в клинике пациент был готов делать все, чтобы облегчить свои мучения. Кроме того, он испытывал большое доверие к терапевтам и группе. Я представлю серию его наиболее значимых рисунков в хронологической последовательности. Первые изображения он не комментировал, но во время процесса рисования было видно, что он проделывал очень важную внутреннюю работу.

        Первый рисунок имеет много элементов, типичных для картин больных шизофренией: симметрия, рамки с орнаментом, глаза, множество символов, понятных только художнику. В центре находится треугольник, соединяющий буквы I-C-H («Я»), словно воплощающий желание собрать своё распадающееся «Я» воедино. Видна попытка создать порядок и структуру, которая, однако, не удается. От рисунка исходит ощущение нагромождения деталей и хаоса. К сожалению, пациент не дал пояснений к изображению. Остается только догадываться, что означают ножницы, письмо, дом или дерево.

        На следующем часу была дана тема «Мой путь». Пациент пришел на терапию очень раздраженным. Было видно, как трудно ему дается выполнение задания. Ему пришлось делать над собой немалые усилия. В конце часа при обсуждении рисунков, он опять не захотел ничего сказать. Однако, его рисунок говорит сам за себя, к тому же он написал пояснения к отдельным изображениям. Синяя и красная полосы закручиваются в узел, их пронзают железнодорожные пути, устремленные в правый верхний угол. Надо заметить, что на двух предыдущих рисунках река имела то же направление. Пути, однако, обрываются, не доходя до края рисунка, в то время, как с левой стороны изображение выходит за пределы листа. Правая сторона, как известно, символизирует будущее. Снизу написано: «Я чувствую себя завязанным в узел, и мои чувства мчаться с американских горок». Очень образное описание предельно противоречивого высоко эмоционального состояния.

        Желтым написано: «Пожалуйста, обращайся со мной, как будто я одуванчик» (имеется в виду одуванчик с пушинками).

        «Кто я» — написано рядом с маленькой завязанной веревкой коробкой в правом нижнем углу. Сидя в тесной и темной запечатанной коробке, действительно, трудно разобраться, кто же там сидит. И ведь выйти нельзя.

        На воздушном шарике нарисовано печальное лицо странного существа. Я предположила, что пациент изобразил символически своего сына-аутиста, к которому он был очень привязан. Ребенок был тяжело болен, вероятно, он ощущал его, как нечто эфемерное, мало материальное, готовое в любой момент улететь. Самое позитивное в рисунке то, что петля, которая выглядит угрожающе, еще не завязана, значит, еще есть возможность изменить ситуацию.

        На следующем часу терапии пациент начал говорить. Он рассказал, что его самое большое желание – наладить эмоциональный контакт с больным сыном. У мальчика есть хорошее взаимодействие с матерью. Пациент Х. пытался по-всякому завоевать доверие ребенка, но ему это не удается. Когда он обнимает своего ребенка, то он чувствует, как будто он сам себя в детстве обнимает. Тем самым он как бы получает то, чего он был лишен в детстве. Похоже, именно больной мальчик стал его большим учителем в жизни. Прежде всего ради него пациент совершал каждодневные подвиги. Та мучительная внутренняя работа, которую он проделывал вызывала огромное уважение. Это было сродни операции без наркоза.

        Арт-терапевт попросил пациента воссоздать семейную ситуацию, слепив фигурки значимых для него персон и расставив их соответствующим образом на доске. Пациент никогда до этого не работал с глиной, но его доверие к терапевту было так велико, что он без расспросов немедленно принялся за работу. Было очень интересно наблюдать, как внимательно пациент слушал задание и как погруженно и концентрированно он лепил. Фигуры были созданы буквально на одном дыхании. Пациент Х. несколько раз подвигал их по доске, пока не достиг удовлетворяющего его результата. Готово!

        На доске располагались три фигуры: сам пациент, его сын и его отец. Фигуры были удивительно выразительны, автопортрет имел большое сходство с оригиналом. Пациент Х. дал пояснения к композиции. Он сам держит в руке палку, это посох, чтобы опираться в пути.

      10. Фигура отца доминирует
      11. Палка в руке фигуры пациента выглядит довольно агрессивно, скорее для удара, чем для опоры
      12. Фигура отца довольно маленькая и не относится к группе
      13. Все фигуры имеют что-то на голове
      14. Лицо скульптуры, изображающей пациента выражает муку, и глаза закрыты
      15. У сына вообще нет лица и часть головы отсутствует
      16. Ноги фигуры пациента Х. не могут носить тело, т.е. он довольно неподвижен
      17. Общее впечатление тяжелое
      18. Пациент Х. очень внимательно слушал ответы, выражение его лица было удовлетворенным. Вообще он перенял руководящую роль и был, по-видимому совсем в своей тарелке. Глядя на него, можно было очень хорошо представить, как он прежде руководил коллективом.

        Был задан вопрос, доволен ли он полностью композицией или ему хотелось бы что-нибудь изменить. Не отвечая, пациент Х. внезапно схватил фигуру отца и швырнул ее в контейнер для мусора. Вся группа на одном дыхании сказала: «Ах!» Через некоторое время, когда мы все осознали этот факт, многие с облегчением вздохнули и заметили, что атмосфера не доске и в комнате стала намного легче.

        Мы спросили пациента, действительно ли он больше не нуждается в фигуре отца. Он ответил с воодушевлением: «Нет! Я в нем больше не нуждаюсь. Он стоял за мной, как злой дух и разрушал мою жизнь. Больше я этого не позволю!» Пациент чувствовал себя освободившемся, и группа радовалась за него. Он сказал, что семья и его больной ребенок очень важны для него. Он не умеет играть с детьми, потому что в детстве не научился, поэтому нужно учиться сейчас.

        На последнем часу терапии была предложена тема «Я, как дерево». На рисунке изображено большое дерево, похожее на березу. На дереве располагается домик. Автор пояснял: «Я должен в моем маленьком пространстве навести порядок. Для меня важно, что это фахверковый домик, симпатичный и уютный. Хотя очень ветрено, идет дождь и сверкают молнии, одновременно светит солнце. Из моего домика я могу далеко видеть, и я вижу много возможностей. Вокруг много свежего воздуха, я люблю свежий воздух. Я не хотел бы, чтобы меня много посещали, но для тех, кто мне дорог, внизу есть маленькая дверца.»

        Если проанализировать рисунок, можно заметить, что дерево состоит только из контура, оно почти прозрачно, еще недостаточно материально. На дереве мало веток и листьев, некоторые листья опадают, но листья зеленые и вполне конкретные. Толстые сучья и верхушка дерева прерываются, дерево выглядит, как человек с головой-домиком. Полоски травы пациент дорисовал в последнюю очередь. Можно заметить, что левая, относящаяся к стороне прошлого, – коричневая, как будто сгоревшая, а правая, символизирующая будущее, – зеленая. Домик стоит на дереве криво, балки довольно хаотично расположены, действительно, нужно еще порядок навести. Солнце слишком большое и больше похоже на нагреватель. В анализе рисунка речь идет не об умении или неумении рисовать. Тут мало что изменилось. Кардинально поменялась структура и символика рисунка. Разница с первыми рисунками была очевидна, как и изменения в поведении пациента.

        Рисунок отчетливо структурирован и дифференцирован, части подчиняются одной общей идее. Символика картины указывает на появление надежды и перспективы будущего (зеленые листья, трава, хороший обзор из домика). Судя по дереву и земле, стабильности было еще явно недостаточно. Много свежего воздуха для пациента с дыхательными проблемами значит освобождение, он может свободно дышать. Страхи отчетливо пошли на убыль: мощные природные силы не пугают его больше, он видит в них не опасность, а скорее рассматривает, как приглашение к борьбе. Он говорил об этом с воодушевлением, словно ему не терпелось скорее приступить к противоборству. Было ощущение, что он устремлен к цели. Эта цель лежала явно за пределами больницы.

        Положительные изменения в поведении были очень заметны: если в начале терапии пациент был глубоко депрессивным, полным недоверия к людям, то сейчас он улыбался, шутил, охотно общался с людьми, адекватно реагировал на различные ситуации. Разумеется, это была коллективная работа многих терапевтов клиники. Однако, сам пациент заявлял, что арт-терапия помогла ему больше всего.

        Для меня остался открытым вопрос с отцом. Скорее всего, пациенту Х. еще придётся вытащить черепахообразную фигуру из помойки, чтобы разобраться со своими интроектами. Однако, это, возможно, будет позже, на текущий момент было ощущение, что терапия полностью завершена.

        m.b17.ru

        Арт-терапия: вылечим депрессию?

        Я не люблю слово «депрессия». Есть в нем какой-то намек на хроническую, вялотекущую болезнь. Что-то неизлечимо-неизбежное, ведущее в никуда. Это иллюзия. Это слово-ловушка. Стоит только подумать: «Де-прес-си-я», и жизнь пугливо замирает на месте.

        Стоит произнести вслух – все вокруг снова приходит в радостное движение, как видеоряд в прерванном кинофильме. Шоу продолжается. Но ведущие роли в нем исполняют совсем другие актеры. Ты же из списка главных действующих лиц вдруг выпадаешь, переходишь в разряд сторонних наблюдателей, одиноко сидящих в темноте кинозалов, статичных и пустых, которых полным-полно на обочинах жизни.

        А в это время на экране реальности народ энергично решает проблемы, с легкостью преодолевает препятствия, фонтанирует положительными эмоциями, строит планы на будущее. У тебя же – о-хо-хо! — депрессия. Она, голубушка, самая. Результат годами копившейся усталости и постоянных стрессов. Хроническая, вялотекущая. И вот, все «долгоиграющие» планы задвинуты в ящик полного безразличия к их дальнейшей судьбе.

        И совершенно некуда теперь торопиться. Да и зачем? В будущее? Нет, будущее видится туманным, под большим знаком вопроса. Хорошо просматривается лишь воз насущных трудноразрешимых проблем. И потому в голове постоянно звучит изрядно заезженная фраза: «Вода мокрая, небо синее, а жизнь – дерьмо!» (С). Кому принадлежит сей философский перл? Ах, да! Частному детективу Джо Халленбеку (он же – Последний Бойскаут из одноименного голливудкого блокбастера).

        Интересно, предполагал ли Брюс Уиллис, сыгравший того самого Халленбека, что слова, однажды произнесенные его героем, станут самым цитируемым слоганом всех депрессирующих циников мира? Думаю, да. А вот догадывался ли он о том, что фильм, вовсе не претендующий на особенную глубину скрытого смысла, несет в себе, тем не менее, некий терапевтический эффект? Возможно, нет. Хотя… «Последний бойскаут» был снят в 1991 году, спустя несколько десятилетий с момента официального появления в практической психологии нового направления – арт-терапии (дословно: лечения искусством). Так что, кто знает, может, создатели фильма уже были в курсе.

        «Последний бойскаут», хоть и не стоит в одном ряду с кинолентами, обладателями титула «образец-высокого-искусства-к-которому-обязательно-стоит-приобщиться», тоже не лишен определенной арт-терапевтической идеи. Особенно, если принять во внимание традиционный американский хэппи-энд: главный герой побеждает свою депрессию, подтверждает профсостоятельность, обретает новых друзей, переходит на новый (улучшенный) уровень семейных отношений и возвращается к социально-активной жизни. И трава снова зеленая, и небо – синее, и вода – мокрая, а проблем больше нет.

        Если помните, в сюжете фильма даже использован самый настоящий образчик результата проективной арт-терапии – мрачные рисунки девочки-подростка, дочери того самого детектива Халленбека. «Вода мокрая, небо синее, а старик Сатана-Клаус ищет новые жертвы» (С). Рисунки – демонстрация чувств ребенка, спроецированное на бумагу отношение к действительности, художественная сублимация подростковой агрессии. Так что, да, создатели фильма определенно уже были в курсе…

        По крайней мере, они имели представление о работах Зигмунда Фрейда (отца-основателя теории бессознательного), использовавшего в своей практике некоторые широко известные и ныне модные методы арт-терапии. В частности, пациенты Фрейда визуализировали свое внутреннее «Я» спонтанным рисованием, лепкой или письмом. Так материализовались глубинные импульсы, бессознательное (страхи, желания, надежды, конфликты) обретало цвет и форму. Так формулировались мысли, которые пациенты не могли или не хотели выражать словами, произносить вслух.

        Сама по себе идея художественной экспрессии не нова. Она существует с доисторических времен. Наскальная живопись, например, это то же визуализированное послание предка-художника на заданную тему «Каким я вижу этот мир». А мир, надо признать, не слишком-то был ласков. Наоборот – полон опасностей, рисков и страхов.

        Может потому пещерный художник и становился за каменный мольберт?

        Нарисовал, например, жуткого смилодона (саблезубого тигра). Рядом – тщедушного, до смерти перепуганного человечка. Вот он каков – первобытный ужас! Подумал немного, пририсовал к руке человечка копье. Не так уж беспомощны первобытные люди! Приободрившись, еще поразмыслил. Удлинил линию копья, вонзил в рисованный тигриный бок. Все. Нет больше страха.

        Ур-р-ра! Трава зеленая, небо синее, вода мокрая, а первобытный человек – великий доисторический охотник! Созвал все племя, показал художественный результат своего труда (читай: провел сеанс групповой психотерапии). Народ посмотрел, почесал в затылке и, вероятно, поверил. А кое-кто из соплеменников, возможно, даже нарисовал дополнительную серию рисунков. Для усиления арт-терапевтического эффекта. Между прочим, я не шучу. Такая теория, действительно, существует.

        Основной постулат арт-психотехнологии прост

        Приобщение к творчеству (пассивное восприятие чужого и/или активное выражение собственного) ведет к положительным изменениям в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Вот так просто. И даже еще проще – в арт-терапии важен символизм, то есть вектор, задающий путь, указывающий на проблему или на ключ к ее решению. А художественность исполнения второстепенна.

        Поэтому, если, скажем, депрессия носит иллюзорную, легкую (например, сезонную) форму, то подкорректировать свое внутреннее состояние, вернуть жизненный тонус, используя доступные арт-методы, вполне может попробовать каждый.

        www.personal-trening.com

        Арт терапия депрессия

        Арт-терапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Оно основано на применении изобразительного искусства для помощи пациентам. Термин «арт-терапия» изначально применялся в англоязычных государствах. Он появился примерно в первой половине двадцатого столетия. Данным термином обозначались различные методы реабилитационной и терапевтической практики, использующие в своей основе искусство.

        Сегодня арт-терапия являет собой лечебное использование изобразительного творчества пациента, которое предполагает трех стороннее направленное взаимодействие между пациентом, его работой и психотерапевтом. Сотворение визуальных образов на бумаге считается важнейшим средством межличностных коммуникаций и является формой когнитивной деятельности клиента, помогающей ему выражать прошлые или актуальные на сегодня переживания, которые клиенту довольно тяжело передать при помощи слов.

        Основная цель арт-терапевтических методов лежит в создании гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. С позиции последователей классического психоанализа, стержневым инструментом психокоррекционного воздействия в арт-терапии считается механизм сублимации. К. Юнг внес предположение о ведущей роли искусства для облегчения процессов индивидуализации формирования личности, которое базируется на установлении баланса между «Я» бессознательным и «Я» сознательным. Важнейшим приемом арт-терапевтического воздействия Юнг считал технику активного воображения, которая направлена на столкновение друг с другом «Я» сознательного и «Я» бессознательного, на их примирение между собой при помощи аффективного взаимодействия.

        Арт-терапию можно использовать в качестве основного метода или в качестве вспомогательного метода.

        Сегодня можно выделить два, свойственных для метода арт-терапии, основополагающих приема коррекционного воздействия на психику человека.

        Искусство помогает в специфически-символичной форме воссоздать травмирующую конфликтную ситуацию и позволяет найти пути ее разрешения посредством преобразования такой ситуации, используя творческо-креативные способности клиента. Это является первым приемом арт-терапии.

        Второй прием тесно связан с природой возникновения эстетической реакции, которая позволяет видоизменить действие аффекта с негативного на позитивное.

        К методам арт-терапии относят рисование, ваяние, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и т.д.

        Арт-терапевтические занятия могут проводиться двумя способами. Первый способ заключается в предоставлении клиенту возможности изготовления поделки из определенного материала по образцу на заданную тему. Это позволяет увидеть поразительные необыкновенные сочетания цветов, самобытное выражение сюжета и его своеобразную форму. Все перечисленное имеет непосредственную связь с особенностями мировосприятия пациента, его эмоциями, переживаниями, волнениями, которые отражают утаенные от сознания символы, что позволяет получить дополнительную информацию для диагностики, свидетельствующую о наличии и качестве проблем клиента.

        Второй способ представляет собой неструктурированное занятие, на котором клиентам предлагается самим выбрать тему или сюжет поделки, материал, инструменты. Заключительным этапом данного способа является обсуждение темы или сюжета, манеры исполнения, выбора материала и др.

        Многие известные психотерапевты подчеркивают ведущую роль арт-терапии в приумножении адаптационных способностей в повседневной жизни.

        Разнообразие арт-терапевтических методов создает специфическую ситуацию с целью получения безболезненного подступа к глубинам клиентского сознания, позволяет стимулировать прорабатывание его бессознательных тревог и переживаний, помогает развивать ранее блокированные или слаборазвитые перцепционные системы, отвечающие за восприятие окружающего мира, формировать ассоциативно-образное мышление. Для опытного психолога или психотерапевта арт-терапия является бесценным диагностическим материалом. Разнообразие арт-терапевтических методов открывает невиданный ранее простор для творческих изысков.

        Одним из ведущих методов арт-терапевтического воздействия считается метод Мандала, что в переводе означает центр или круг. Рисунок мандалы симметричен и представляет собой обычно окружность с выраженным центром. Основные ориентиры, число которых может варьироваться, обозначены внутри круга. Однако в сложной геометрической структуре мандалы можно встретить и другие элементы, такие как квадрат, всевозможные овалы или кривые линии, прямоугольники и треугольники. Таким образом, мандала – это циркулярный рисунок, который может являться продуктом самопроизвольной творческой деятельности индивида или рисоваться в соответствии с заданной инструкцией. Рисунки, вписанные в окружности, зародились еще в античных цивилизациях и сохранились в современном мире. Округлая вариация мандал всегда сопутствовала человечеству, так например, круг является центральным акцентом многих священных культов богов и доисторических мест поклонения. Изображение мандал встречается в различных народностях и культурах, например, во всевозможных архитектурных композициях, на бубнах шаманов Сибири, в схемах лабиринтов.

        Мандала издревле несет духовный смысл условного отражения мироустройства и психической гармонии. Человечество интуитивно научилось успокаивать душу и ум при помощи рисунков в круге при этом, используя их в качестве возможности сблизиться с природой.

        К. Юнг был одним из первых ученых Европы, кто с пристальным вниманием изучал идеи мандалы. В своем труде «Воспоминания, сны, размышления», он рассказал о своем первом изображении мандалы в 1916 году, после которого он уже каждый день зарисовывал новые мандалы в своем блокноте. Юнг сделал вывод, что каждое новое изображение отражает его душевную жизнь на конкретный момент. Затем он стал использовать свои рисунки для фиксации собственной «психической трансформации». В конечном итоге Юнг выдвинул гипотезу, что арт-терапия метод Мандала является своеобразной прямой на пути к центру личности, к открытию ее уникальной природы и индивидуальности. Он полагал, что мандала представляет собой безмерно мощный символ, который является видимой проекцией мира психики человека и выражает Самость индивида.

        Сегодня многие знатоки в сфере искусства, антропологии, археологии, психологии и психотерапии продолжают изучать мандалы. Работа с мандалами помогает личности упрочить связь между «Я» сознательным и «Я» бессознательным. Потребность в рисовании мандал, особенно в кризисных ситуациях, может означать, что «Я» бессознательное стремится защитить сознательного «Я». Подтверждением этого могут быть закорючки, зачастую рисуемые детьми и взрослыми в моменты кризисов, когда «Я» наполнено бессознательным тревожным содержимым.

        Мандалами могут быть абстрактные рисунки, которые люди бессознательно рисуют на бумаге, пока находятся наедине с собой, например, на совещании или лекции, которая неинтересна для них, или в процессе телефонного разговора. Такие рисунки представляют собой попытку компенсации умственной рассеянности. Если проанализировать бессознательные рисунки, то можно сделать вывод, что из них ядром большинства являются геометрические фигуры, такие как квадрат, окружность.

        Одним из важнейших преимуществ практик с мандалами является раскрытие себя при помощи собственного «внутреннего ребенка», путем созерцания, использования цветных карандашей, красок и свободного времени.

        Арт-терапия метод Мандала одинаково успешен, как в работе с детьми, так и с взрослыми. В психокоррекционной, реабилитационной и развивающей практике с детьми младшего и подросткового возраста мандалы можно применять с целью:

        — коррекционной работы эмоциональных состояний, нормализации поведенческих реакций, например, при помощи раскрашивания готовых мандал-раскрасок;

        — диагностики актуального эмоционального состояния и настроения, например, при помощи раскрашивания белого круга;

        — изучения групповых взаимоотношений детей, например, при помощи создания индивидуальных мандал в коллективе с последующим созданием групповой композиции;

        — диагностической и коррекционной работы с конкретной проблемой, например, при помощи раскрашивания круга, который может символизировать, школу, окружение ребенка, семью, его образ «Я», дружбу и т.д.

        Также арт-терапия метод Мандала может применяться и в других актуальных направлениях коррекционной, диагностической, реабилитационной, развивающей и терапевтической работы с малышами, детьми подросткового возраста и взрослыми. К таким направлениям можно отнести проблемы с самооценкой, внутренний дисбаланс, страх утратить контроль над собой, активизацию ресурсных состояний индивида, депрессию, агрессию, гиперчувствительность или алекситимию, фобии, помощь при адаптации, личностные и возрастные кризисы, семейные и психосоматические проблемы, расстройства мелкой моторики, сплочение коллектива и др.

        Мандалы трансформируют силы врожденных психических структур подсознательного в сознательное «Я». Поэтому в ходе работы с мандалами интерпретация творческого результата может быть такой же, как и при работе с другими проективными методиками. Цвета, выбираемые для изображения мандалы, могут раскрыть различные стороны личности, обратившегося человека, который будет интуитивно склоняться к выбору актуального на данный момент или любимого цвета. Такой выбор может варьироваться в зависимости от внутреннего состояния индивида, от возрастного или жизненного этапа и т.п. Дети при выборе цвета обычно обладают большей спонтанностью, чем взрослые. Ведь взрослыми индивидами управляет разум, поэтому они огромным значением наделяют эстетические критерии. Многие индивиды, впервые рисующие мандалу, подавляют открытое истинное выражение чувств, они раздумывают о том, как лучше расположить и подчеркнуть цвета, чтобы рисунок получился гармоничным и красивым. Однако когда в процессе творчества пробуждается «внутренний ребёнок», начинается непосредственно процесс «исцеления». Любая мандала – это продукт индивидуальной творческой деятельности человека, создаваемый в определенный промежуток времени и в конкретном месте. Именно поэтому она всегда будет уникальной и никогда не сможет быть повторена в точности.

        Для человеческой личности творчество является одной из самых простых возможностей постигнуть собственный внутренний мир, понять и узнать себя. Оно обращено к лучшим сторонам людской души, к ее самым светлым и искренним аспектам. Когда человек рисует, поет, музицирует или находит самовыражение в других видах творчества, это помогает ему расслабиться, успокоиться, раскрыться и оказаться в гармонии с собственной душой. Выделяют следующие разновидности арт-терапии: изотерапию, танцевальную и игровую терапию, фототерапию, музыкотерапию, фототерапию, сказкотерапию.

        К изотерапии относят прикладные виды творчества, такие как живопись, различные виды росписи, лепка и др. Данный вид арт-терапии является одним из наиболее востребованных и распространенных сегодня. Врачи, специализирующиеся на изотерапии рекомендуют проявлять собственные эмоции и волнения с максимально возможной самопроизвольностью (спонтанностью). Главным достоинством и преимуществом изотерапии считается устранение барьеров самоцензуры, что открывает двери к подсознанию клиента. Творчество обладает уникальным свойством, способствующим выносу на поверхность всех сокрытых и неосознанных тайн, желаний, проблем, которые постоянно оказывают давление на личность. В процессе лепки или рисования задействовано правое полушарие мозга. Именно благодаря этому и обходится цензура ума, старающегося отфильтровывать негативные мысли и отрицательные эмоции. Однако перед выбором цветовой палитры, перед появляющимися образами, ум человека делается бессильным. В изотерапии также довольно часто используются техники по воссозданию собственных сновидений и рисование мандал.

        Танцевальная терапия заключается в выражении собственного настроения, эмоций и чувств при помощи танца. Занятия танцевальной терапией считаются очень действенными и целительными. Психотерапевты полагают, что данный метод арт-терапии способствует трансформации взглядов на мир. Родоначальник телесно-ориентированной терапии В. Райх утверждал, что если любым эмоциям, например, гневу или радости, не давать долго выхода, они будут накапливаться в клетках человеческого тела при этом, образуя так называемый мышечный панцирь. При помощи танцевальной терапии можно предотвратить такой процесс. В случаях, если это уже случилось – разбить. Танцевать нужно до момента ощущения полной свободы. Однако не следует путать танцевальную терапию с занятиями в танцевальной студии, так как в студии все движения определены тренером, а не спонтанно выражаются.

        Бетховен относился к музыке, как к откровению более высокому, чем мудрость или любая другая философия. Множество проведенных исследований доказывает, что музыкотерапия приносит огромную пользу. Она эффективна при болезни Альцгеймера, депрессивных состояниях, стрессах и нарушениях сна. В процессе прослушивания музыкальных произведений внутреннее состояние индивида видоизменяется. Человек, слушая музыку, подстраивается под ритм мотива, впитывает позитивные вибрации.

        Игровая терапия также оказывает целебный эффект на человеческую психику. Доступ к подсознанию открывается при помощи проигрывания трудных жизненных ситуаций, обращения к потайным уголкам психики в поиске важных эмоций. В процессе театральной игры активизируется память, улучшается внимание, повышается воля, ярче становится воображение и совершенствуется способность владеть своим телом. Одной из разновидностью данного вида арт-терапии считается песочная терапия. Ее основы заложил К. Юнг.

        Для решения различных психологических проблем, саморазвития и самопознания успешно последние 10 лет применяется фототерапия. Данный вид арт-терапии считается довольно молодым, развитие его началось в конце 70-х годов 20-го столетия в США. В фототерапии также могут применяться и дополнительные изобразительные методики, например, коллаж, инсталляция готовых снимков в интерьер, произведение из снимков макетов и дальнейшее взаимодействие с ними и др.

        Арт-терапия Копытин предложил использовать фотографию в качестве терапевтического, коррекционного, развивающего и здоровье сохраняющего средства. Доступность фотографии, а также разнообразие форм и вариаций проведения сеансов фототерапии позволяет использовать данную методику в работе с людьми разного возраста (начиная с трех лет), вне зависимости от уровня их развития и потребностей.

        Арт-терапия Копытин отмечал положительное влияние фотографии на личность пациента и ее взаимоотношения с окружающей средой. Такой эффект может проявляться, как при самостоятельных индивидуальных занятиях, так и в ходе создания фотоснимков и их дальнейшего обсуждения со специалистом.

        Сказкотерапия довольно эффективна при работе с мечтателями. Она успешно используется для понимания психического состояния, разрешения различных конфликтных ситуаций, для внутренних трансформаций. Сказкотерапия считается незаменимым методом помощи совсем маленьким детям и более взрослым. Она может проходить двумя путями: методом прослушивания сказки, которую рассказывает терапевт или дети могут сами придумать собственную историю. Самостоятельно придумывая сюжет, малыш раскрывает внутренний мир, сообщает о своих чувствах и мечтах, обучается нахождению выхода из любых ситуаций.

        Арт-терапия для детей

        Арт-терапия занятия для детей сегодня являются наиболее увлекательным, эффективным и довольно экономным способом психологической помощи детям. Она основана на творчестве и игровой деятельности.

        Психика малыша характеризуется ранимостью, вследствие чего требует к себе более бережного отношения. Ведь ребенок только учится познавать самого себе, он только начинает знакомиться с окружающей средой и другими людьми. Поэтому на своем еще пока небольшом жизненном пути перед малышами очень часто возникают серьезные для них трудности, например, в семье или детском саду. Родители очень хотят помочь своим малышам, но зачастую просто не знают, как это сделать. Ведь объяснения или убеждения, чтение нотаций и предупреждения не помогают, а ребенок самостоятельно не в состоянии внятно объяснить, что стало причиной их состояния и что конкретно с ним происходит. Например, почему он отказывается идти в садик или чего он опасается в темноте. Именно в этих случаях будут незаменимы арт-терапевтические практики.

        Арт-терапия занятия для детей проходят обычно в более свободной форме. Обсуждение и разрешение различных психологических трудностей и проблем происходит на фоне игровой или творческой деятельности. На таких занятиях малыш одновременно с получением удовольствия от игры или творчества раскрывает собственные творческие способности, является центром внимания взрослого, осиливает психологические трудности, изменяет персональную психологическую реальность.

        Главным условием всех занятий, разработанных для детской арт-терапии, является понятность и безопасность для малышей, доступность средств и привлекательность.

        Самым распространенным и любимым методом арт-терапии для детей, отвечающим всем перечисленным требованиям, считается песочная терапия. Все, что необходимо для проведения песочной арт-терапевтической практики – это обычная песочница или ящик с песком. С помощью рисования песком, создания песочных замков или других фигур у ребенка развиваются тактильные ощущения, он становится более раскрепощенным. Таким образом происходит самовыражение малыша.

        Самым доступным упражнением, для выполнения которого понадобятся всего лишь листок бумаги и карандаш, является рисование каракулей. Ребенок абсолютно свободно при этом, не задумываясь о конечном результате, рисует клубок линий на листе бумаги, а затем пытается разглядеть в нем какой-то образ с последующим его описанием. В ходе описания ребенок может уже осознанно дорисовать его, выделить контуры, акцентировать линии, заштриховывать некоторые участки и т.п.

        Еще одной довольно интересной разновидностью изотерапии является монотипия, что в переводе означает «один отпечаток». Ребенок должен создать рисунок (пятна, линии и т.д.) на поверхности, которая не будет впитывать краску, например, на пластике или линолеуме, при помощи чернил, туши, акварели и пр. Затем к поверхности прикладывается листок бумаги, как бы промокая. Получившееся на бумаге зеркальное отображение следует дать ребенку, чтобы он смог рассмотреть его, описать то, что получилось, дополнить или дорисовать образ.

        Арт-терапия упражнения

        Основным отличием арт-терапии от других видов психотерапевтических практик является использование невербальных коммуникаций как основного механизма донесения до людей информации. Ее базис составляют практические упражнения, помогающие индивиду находить ответы на всевозможные вопросы, справляться с внутренними тормозящими факторами, одолевать в себе страхи.

        Упражнения в арт-терапевтической практике являются своеобразным инструментом, позволяющим исследовать идеи, события, чувства, развивать межличностные отношения, умения и навыки, повышать самооценку и уверенность в силах, создать новый, более успешный образа собственного «Я».

        Сессия арт-терапии состоит из двух частей. Первая часть охватывает творческое выражение клиента, носит невербальный характер, не включает в себя конкретную структуру проведения. Главным инструментом самовыражения пациентов в этой части является творческая деятельность, например, рисование или лепка. Во второй части главенствуют вербальные механизмы. Она идет сразу после первой и заключается в словесном активном обсуждении плодов творческой деятельности.

        Наиболее популярным методом арт-терапии среди ведущих психотерапевтов считается коллаж, так как он дает возможность врачу оценить актуальное психическое состояние пациента, выявить наиболее волнующие его переживания. Основные характеристики данного упражнения заключаются в акцентировании на положительных эмоциональных переживаниях клиента, возможности для самовыражения любого человека, даже совершенно далекого от искусства, раскрытия максимум потенциала. Коллаж считается очень действенным инструментом работы с личностью.

        Создание фигур из глины позволяет индивиду дать выход собственным эмоциям, переживаниям через лепку. Существует огромное множество вариантов этого упражнения, начиная от сотворения глиняных сосудов и заканчивая лепкой частей тела. Арт-терапия с детьми и их упражнения направлены на увеличение работоспособности, снятия напряжения, развитие творческих способностей. Наиболее актуальными сегодня являются музыкотерапия, танцевальная и драматическая терапия, сказкотерапия и др.

        Прослушивание музыки, игра на различных инструментах, постукивание и хлопки в соответствии ритмом мелодии – все это значительно увеличивает детскую работоспособность, снимает стресс, способствует развитию художественных способностей. Драматическая терапия учит общению, способствует формированию адекватной самооценки. Арт-терапия с детьми и упражнения танцевальной терапии направлены на профилактику неврозов и комплексов.

        Современная арт-терапия имеет бесконечное множество направлений и методик. Поэтому сегодня достаточно легко подобрать индивидуальный метод арт-терапии, который будет наиболее полно отражать состояние психики личности, и, наряду с этим, будет хорошо ею восприниматься.

        Выделяют две основные методики арт-терапии: пассивную и активную.

        Пассивная методика заключается в потреблении клиентом творческих произведений, созданных другими индивидами. Например, можно рассматривать изображения, читать художественные произведения, прослушивать музыкальные творения и т.д. Активная методика основана на создании творческих продуктов самостоятельно клиентом, при этом эстетическая ценность и красота их творений не оценивается.

        Методы арт-терапии позволяют психотерапевту оптимально объединить в себе индивидуальный подход к пациенту и групповые формы работы. Арт-терапевтические методики, как правило, присутствуют во всех программах пихокоррекции при этом, дополняя и обогащая их.

        Арт-терапевтическое воздействие основано на механизме сублимации, заключающееся в перенаправлении энергии психики от травмирующего фактора к приемлемому выходу – творчеству. Другими словами, если у субъекта накопились тревожные переживания, он может попытаться их выразить посредством творческой деятельности и почувствовать облегчение. В этом и заключается целительное влияние арт-терапии. Однако создать образ того, что волнует, является всего лишь первым шагом. Вторым шагом будет трансформация образа в позитивное русло. Одновременно с изменением образа происходит и трансформация внутреннего представления, благодаря чему индивид находит выход из, казалось бы, ранее безвыходной ситуации.

        Психокоррекционные занятия с применением арт-терапевтических методик и техник особенно эффективны при работе с младшими школьниками, так как они не утомляют детей, у них сохра­няется работоспособность и активность на протяжении всего занятия.

        psihomed.com