Арт терапия и стресс

Арт-терапия при стрессе

Напряжение и усталость – частые спутники стресса. Каждый из нас встречается со стрессом каждый день – кто-то меньше, кто-то больше. Вам знакомо состояние, когда, приходя с работы домой, Вы испытываете только одно желание – отдохнуть? Хочется, чтобы прилетел волшебник, нашёл для внешних и психологических проблем решение. Это не всегда обуславливается недосыпом или недоеданием. Часто причина этому – стресс и отсутствие положительных эмоций. Так как же убрать последствия стресса?

В интернете можно найти много советов по этому поводу: начиная от дыхательных упражнений, заканчивая методами устранения стрессовой ситуации. Существует и более простой и действенный способ – арт-терапия. Что такое арт-терапия? Вспомните детей: практически каждый ребёнок рисует. На обоях, на бумаге, на книгах – где угодно. Это способ расслабиться и выразить себя для них. Или другой пример: скорее всего, у Вас есть человек среди знакомых, который во время тяжёлого телефонного разговора или конференции рисует в тетради ручкой или лепит из жвачки человечка. Это всё созвучно с арт-терапией.

Метод арт-терапии состоит в том, чтобы привести человека в состояние душевного равновесия и расслабления простым способом — через обращение к нашему внутреннему «Я» и аспекту ребёнка. Он многообразный: существует несколько методик в рамках терапии, каждая из которых связана с творчеством (art). В чём же терапевтический эффект арт-терапии? Он состоит из двух простых вещей: вовлечение и дистанцирование. Творческая деятельность позволяет человеку «выпасть из реальности», вовлекаясь в процесс рисования. Это способствует выходу из ситуации стресса. Кроме того, «выпадая», человек получает наиболее простую возможность самодистанцироваться. Происходит расслабление вследствие ухода от ситуации. Наконец, терапевтический эффект проявляется в самом рисунке. Возвращение в состояние ребёнка помогает отобразить наиболее актуальные страхи, желания или состояния в рисунке. Интерпретировать рисунок можно и самостоятельно, однако серьёзного успеха в этом занятии можно добиться на психологической консультации.

В этой статье мы рассмотрим самую широкую часть терапии: рисунок. С чего начать? Возьмите бумагу. А дальше начинается творческий процесс – почувствуйте себя ребёнком. У вас есть акварельные краски или гуашь? Пастель, цветные карандаши, мелки? Если нет – ничего страшного. Что делают дети в случаях, если нечем рисовать? Они ищут альтернативные варианты. Включите Вашего внутреннего ребёнка. Можно рисовать чайным пакетиком. Если у Вас есть несколько разных видов чая, то заварите несколько – каждый из них будет давать свой цвет. Как только чай заварится, то возьмите оттуда пакетик, несильно выжмите и начните им рисовать. Постарайтесь прочувствовать его в руке, между пальцами.

Можно рисовать необычным способом. Возьмите краски. Налейте воду в стакан и опустите туда палец, а затем окуните палец в краску. Рисовать руками очень полезно: вы чувствуете контакт с бумагой и своим творением. И это намного легче, чем рисовать кистью или карандашом. Не бойтесь запачкать руки – их всегда можно отмыть, ведь удовольствие от процесса Вы получите. Можно рисовать другими нестандартными методами: косметикой, чернилами, подкрашенной водой, соком. Неважно, что Вы используете для рисунка. У всей арт-терапии есть лишь одно условие: главное – это процесс. Не так важно, что Вы получите в итоге – Мону Лизу или лист бумаги, сплошь закрашенный в разные цвета.

Но остаётся ещё один вопрос: что рисовать? Тут тоже есть несколько вариантов. Рисуйте абстракции. Не задумывайтесь, водите кистью/пальцем/пакетиком и просто следите за тем, как цвет наполняет белый листок. Этот способ поможет абстрагироваться от негатива и успокоиться. Рисуйте свою мечту. Это поможет чётче её представить, почувствовать её «в руках». Используйте те цвета и оттенки, которые желаете. Таким образом, мечта станет ближе к Вам. Рисуйте то, что получается. Наконец, просто рисуйте – пусть линии и пятна сами складываются в картинку. Как только Вы увидите эту картинку, то сможете дорисовать её. Этот способ может помочь, когда Вы запутались и не знаете, что делать. Но основная цель рисунка – это расслабление и восстановление сил.

Конечно, этот метод подходит не всем из-за различных причин. Иногда проблема стресса слишком сильна. Кроме того, арт-терапия не является в полной мере самопомощью, которая решит Ваши внешние проблемы, она лишь инструмент снижения последствий стресса.

www.b17.ru

Арт-терапия и настроение – лечение искусством

Любой творческий процесс помогает в самовыражении справиться с проблемами, развивать и проявлять своё поведение и чувства, уменьшить стресс и повысить самоуважение.

Вам необязательно быть талантливой личностью или художником, чтобы получить преимущества профессионалов, которые постоянно погружаются в искусство. Для вас искусство может стать помощником в решении проблем.

«Лечение искусством» (арт-терапия) помогает людям в разных ситуациях: психологи применяют его во время консультаций, врачи – для реабилитации после физических и психологических травм, а простые люди – для снятия стресса, улучшения настроения и познания себя. Давайте подробнее рассмотрим пользу от «лечения творчеством» или арт-терапии.

Что такое арт-терапия?

Что такое арт-терапия Арт-терапия – одна из форм экспрессивной терапии, которая использует процесс художественного самовыражения для улучшения физического, психического и эмоционального благополучия человека.

В мире, где существует множество способов общения и самовыражения, арт-терапия – способ инновационный и эффективный. Одним из основных различий между арт-терапией и другими формами общения является то, что последние используют для общения слова и язык. Часто люди не способны выразить себя и свои чувства в ограниченном диапазоне.

Прелесть искусства как терапии состоит в том, что оно способно помочь человеку выразить своё эмоциональное состояние через многие виды творчества. Есть экспрессивные формы художественного самовыражения (например, актёрская игра). В остальных случаях можно применять живопись, графику, фотографию, скульптуру и множество других видов визуального искусства.

Арт-терапия облегчает психологическое напряжение, улучшает настроение и используется как способ самопознания. Иными словами, это «творческое» решение беспокоящей вас проблемы.

В каких случаях применяется арт-терапия

Арт-терапия для лечения стресса Арт-терапия применяется для лечения широкого спектра психических расстройств и психологического стресса.

Также она применяется в сочетании с другими психотерапевтическими методиками, такими как когнитивно-поведенческая терапия и индивидуальная терапия.

Вот некоторые ситуации, в которых используют «лечение творчеством»

  • Склонность к постоянному стрессу среди взрослых и детей;
  • Проблемы с психическим здоровьем;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Ограниченные возможности обучения у детей;
  • Поведенческие и социальные проблемы у детей;
  • Для детей и взрослых, переживших травматические события;
  • Для поднятия настроения.

Люди, испытавшие определённую проблему, могут выразить свои эмоции и переживания сквозь призму художественного самовыражения, используя различные методы: рисование, скульптуру, фотографию, графику и т.д. Всё это возможно провести в домашних условиях, предварительно закупив необходимые инструменты. Во время сеансов арт-терапии акцентируется внимание на внутреннем опыте человека, его чувствах, восприятии и воображении. Необязательно создавать шедевры, главное – научиться комфортно проявлять свои переживания. Цель оправдывает средства, а ваша цель – привести себя в порядок.

Приёмы арт-терапии для борьбы с плохим настроением

Как упоминалось ранее, эта техника помогла многим людям справиться с симптомами стресса, с депрессией и плохим настроением.

С помощью простых приёмов вы можете восстановить себя за считанные минуты, вот некоторые из них.

  • Изотерапия — один из методов арт-терапии Возьмите фломастеры, ручку или карандаши, чистый лист бумаги и сядьте поудобнее. На несколько минут закройте глаза и прислушайтесь к себе, затем начните рисовать на бумаге спонтанные, абстрактные линии, фигуры, сюжеты. Важно расслабить кисть руки и не задумываться над сюжетом рисунка, просто рисуйте то, что подсказывает вам настроение. Лучше рисовать левой рукой, чтобы рисунок получился спонтанным и отвлечённым. Перенесите свои переживания на лист бумаги, рисуйте, пока пространство листа полностью не заполнится линиями и изображениями. Не хватает одного листа, чтобы выразить свои эмоции, берите ещё один и продолжайте рисовать до тех пор, пока не почувствуете в теле расслабление и внутреннее равновесие.
  • Глинотрепия как метод арт-терапии Для выполнения следующего приёма понадобится пластилин или цветная глина. Выберите свои любимые цвета. Начните придавать материалу форму, при этом проговаривая то, что вас беспокоит. Когда изделие будет готовым, мысленно или словесно «попрощайтесь» с ним и со всем тем негативным, что вы вложили в него. Это может быть слепок или образ человека, животного, вымышленного существа, предмета. Избавившись от него, вы обретете мир в душе и поднимите себе настроение.
  • Отпустите вашу проблему Напишите на воздушном шаре вашу проблему (в нескольких словах, одним словом, нарисуйте соответствующий смайлик) и выпустите его в небо, тем самым «отпуская» всё плохое.
  • Освободитесь от всего плохого с помощью открытки Ещё один творческий приём для развития фантазии и снятия стресса. Смастерите открытку, которую никогда не будете отправлять. Вы всё ещё расстроены и держите обиду? Создайте открытку причудливой формы, напишите на ней текст, но никогда её не отправляйте. Лучше выбросьте эту открытку, вместе с ней освобождаясь от прошлого.
  • Арт-терапия предлагает множество методов, которые существуют для психологической коррекции и воздействуют на психоэмоциональное состояние.

    Музыкотерапия — лечение музыкой Методика арт-терапии базируется на тезисе, что каждый раз, когда человек лепит, рисует или пишет, его внутреннее «Я» отражается в этих зрительных образах.

    Метод арт-терапии это синтез искусства и психотерапии для осуществления психологической помощи.

    Арт-терапия имеет ряд направлений и методов, в основе которых лежат разные виды творческой деятельности.

    Давайте рассмотрим некоторые методы арт-терапии.

  • Музыкотерапия – «лечение» музыкой. Известно, что прослушивание определённых музыкальных произведений или музыкальных инструментов освобождают сознание человека от страха, апатии, испуга, гнева и других отрицательных эмоций.
  • Цветотерапия. Практическое применение цветообразов благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние человека, помогает провести взаимосвязь эмоциональных переживаний с цветом.
  • Рисуночная терапия (изотерапия). Побуждает к спонтанности и проявлению креативности с помощью процесса рисования, помогает в личностном развитии и при борьбе с плохим настроением.
  • Фототерапия. Как форма визуального искусства создаёт фотографические образы с целью достижения терапевтического эффекта. Технологии фототерапии: галерея образов, фоторепортаж, слайд-терапия, метафорический портрет. Применяется как помощь в повторном переживании отрицательного опыта, как «отражение» жизни человека и его проблем.
  • Библиотерапия (сказкотерапия) – помогает образовать связи между литературным произведением и поведением человека в реальной жизни. Перенос нереальных смыслов в реальность позволяет расширять рамки обычной жизни и справляться с любыми переживаниями.
  • Игротерапия. Цель игровой терапии – получить возможность «прожить» в игре волнующие ситуации, не меняя при этом свои поведенческие навыки. Часто применяется для коррекции поведения детей и подростков.
  • Арт-терапия, или «лечение искусством» базируется на убеждении, что в процессе вовлечения в искусство человек поддерживает изменения в своём внутреннем мире, прорабатывает травматический опыт прошлого, решает внутренние конфликты. Она предоставляет уникальную возможность использовать невербальное общение для безопасного выражения своих чувств, преодоления стрессовых ситуаций, улучшения взаимоотношений с окружающими.

    Перечисленные методы арт-терапии каждый может выбрать на своё усмотрение. Все они прекрасно помогают и не требуют существенных материальных затрат. Если ваше настроение ухудшилось, вы не в состоянии преодолеть агрессию, гнев, уныние, страх, то обращение к искусству. Арт-терапия — простой и прекрасный путь к решению этих проблем.

    www.nastroeniya.net

    Арт-терапия для взрослых

    Арт-терапия — это в буквальном смысле означает лечение искусством. Этот метод психотерапии активно применяется в лечении психологических и соматических проблем. Изначально в качестве исцеляющего инструмента использовалось изобразительное искусство. Сегодня же этот метод дополнился другими видами творчества: музыкой, фотографией, лепкой, литературным творчеством, танцами, актерским искусством и т.д.

    Задачи и функции арт-терапии для взрослых

    Основная задача арт-терапии — научить самопознанию и самовыражению для достижения гармоничного состояния личности. Основной метод — сублимация, то есть перенесение внутренних конфликтов, напряжений в более приемлемый для социума вид. В нашем случае — в творчество.

    Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь. Другими словами творчество в тандеме с психологическими приемами обходит «цензуру» левого полушария мозга, которое контролирует наши слова. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность — на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т.д.

    Основные приемы арт-терапии для взрослых

    Как уже упоминалось, главная «фишка» арт-терапии для взрослых — спонтанность и отсутствие требований в отношении наличия способностей или талантов. Именно в таком случае, когда пациент не зацикливается на том, насколько красиво и профессионально он творит (рисует, сочиняет стих или сказку, танцует или лепит), он способен отразить в созданном образе свое истинное внутреннее «Я».

  • Использование творческо-креативных способностей человека для выявления, воссоздания и разрешения травмирующей ситуации;
  • Психокоррекция с использованием творчества может проводиться несколькими способами. К примеру, работа с пациентом по определенной схеме. В этом случае перед человеком ставится определенная задача — создать рисунок (поделку) по некому шаблону на заданную тему. Здесь уделяется внимание сочетанию и яркости цветового оформления, формам и нюансам в выполнении деталей.

  • Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс — вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.
  • Разновидности арт-терапии для взрослых

    Изотерапия предполагает собой коррекцию психосоматического состояния с использованием изобразительного искусства. Чаще всего — рисования. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, в основу которого положена зависимость цветового оформления творения от эмоционального состояния его творца. Так, преобладание в рисунке ярких сочных красок трактуется как позитивное творческое самовыражение, пастельных тонов — как признак тонкой и чувствительной душевной организации.

    1. В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке — она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
    2. Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
    3. Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?
    4. Эффект активного влияния музыки на человеческий организм был замечен еще в ХIX веке. Проводником такого эффекта являлись именно эмоции, вызванные прослушиванием того или иного музыкального произведения.

    5. Звуковые вибрации стимулируют обменные процессы и могут изменять некоторые физиологические параметры (двигательную функцию, дыхательную, сердечно-сосудистую).
    6. Существует несколько видов музыкотерапии: пассивная (прослушивание музыкальных произведений) и активная (пение, исполнение музыки, танцы).

    7. Подстройка. На этом этапе подбирается мелодия (песня), которая соответствует настроению.
    8. В последнее время большую популярность набирает караоке, которое в Японии очень активно используется в качестве способа для снятия стресса. Там даже оборудованы специальные центры, состоящие из множества максимально комфортных индивидуальных кабинок, выполненных из шумопоглощающего материала и «начиненных» соответствующей аппаратурой.

      Коррекция психического состояния человека при помощи фотографии — один современных методов психотерапии, способный решить многие психологические проблемы, развить и гармонизировать личность. Для этого могут использоваться как готовые снимки, так и специально созданные фото.

      Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых

      Упражнений и методик лечения творчеством существует очень много. Их можно практиковать самостоятельно или прибегать к помощи квалифицированного специалиста. И сами упражнения, и их трактовку можно легко отыскать в специальных изданиях или на просторах интернета.

    9. «Работа с творческим мусором». Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным — обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
    10. Что такое арт-терапия — смотрите на видео:

      Арт-терапия — прекрасный способ решить свои психологические проблемы с помощью творчества. Она проста, доступна и способна развить самопознание, научить самовыражению и повысить самооценку.

      tutknow.ru

      Антистресс раскраски для взрослых. Арт-терапия

      29 331 запись предложить новость

      Открываем новый "Мега-марафон"!

      В нем принимают участие следующие группы, посвященные раскрашиванию:

      Вашему вниманию предлагаются 3 темы:

      2. Основание американской киноакадемии, учередившей впоследствии премию "Оскар" (до 10.05.2018, альбом:https://vk.com/album-99039010_253192888)

      3. Первая в мире цветная фотография (до 16.05.2018, альбом https://vk.com/album-99039010_253192902)

      Все три темы общие для всех участвующих групп.

      А теперь отличние:

      В каждой из групп мы выбрали для вас палитру (да, только одну на группу), в соответствии с ней вы раскрашиваете картинку для любой из тем, при самых благоприятных обстоятельствах вы можете раскрасить 9 картин по 3 палитрам для 3-х групп.

      В конце конкурса в каждой группе подведем итоги голосованием.

      видео процесса (с подробным комментированием всего процесса) как всегда на моем канале

      фон и мелкие детальки будут в след. части видео

      ДВОЙНЯШКИ АНЮТА И ДАНИЛ МЕДКОВЫ 11.10.2009г.

      ДИАГНОЗ АННА: ДЦП, спастический тетрапарез, частичная атрофия зрительного нерва, вывихи тазобедренных суставов (состояние Показать полностью… после операции правого бедра);

      ДИАГНОЗ ДАНИЛ: ДЦП, грубая задержка в развитии, атрофия зрительного нерва, вывихи тазобедренных суставов (состояние после операции на обе ноги), эпилепсия (ремиссия с 2011г.), миодистрофический синдром.

      С трех месяцев мы начали проходить курсы реабилитации.В г.Ульяновске Анна шесть курсов в ДБВЛ № 1, Даня 2 курса,т.к в 5 мес. после прививок АКДС и полиомиелит у сына начались приступы и был поставлен диагноз эпилепсия.На этом реабилитация Дани была закрыта .Продолжение читать https://vk.com/topic-122129358_36007631

      СУММА СБОРА — 1 086 061 рублей.

      СРОК СБОРА — 01.08.2018г.

      Нашим детям всего 8 лет, а они уже столкнулись с большими трудностями в жизни, перенесли ни одну операцию,бесконечные курсы реабилитации,которые дают свои результаты,пусть медленно,но мы двигаемся к своей заветной мечте НАУЧИТЬСЯ ХОДИТЬ НОЖКАМИ!!!

      После каждого курса реабилитации у нас появляются новые умелки!!!

      Данька стал лучше удерживать голову,переворачиваться,появились новые звуки,немного окреп,сейчас мы весим 10 кг.,а до 4-ех лет. вес колебался 4.9-5.2 кг.Понимать стал больше,может долго сидеть на стульчике и играть игрушками,проявляет интерес к ним.

      Наша Нюрочка тоже многому научилась,читать,считать,лепить,петь,сочинять сказки,разные истории,сидеть на стульчике самостоятельно,освоила много развивающих игр на планшете.

      И ВСЕ ЭТО- КУРСЫ РЕАБИЛИТАЦИИ,КОТОРЫЕ МЫ СТАРАЕМСЯ ПРОХОДИТЬ!!!

      Но не всегда позволяют средства.

      Если у Вас есть возможность помочь нашим детям, то мы заранее благодарны Вам и дай Бог вам здоровья!

      vk.com

      Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса Текст научной статьи по специальности «Психология»

      Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Вальдес Мария Сантьяговна, Московкина Алла Григорьевна

      Статья посвящена групповой психотерапии средствами искусства (арттерапии) как методу преодоления эмоционального стресса у жителей современного мегаполиса, и в том числе у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описывается специфика психоаналитического и феноменологического подходов к организации арт-терапевтического процесса в работе с семьей, детьми разного возраста и взрослыми. Разработана тематика арт-терапевтических занятий, драматерапии , перфоманса . Даются практические рекомендации по использованию арт-терапевтического метода в процессе арт-терапевтических занятий с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей.

      Art Therapy as a Method of Overcoming the Emotional Stress

      The article is devoted to the group psychotherapy by means of art ( art therapy ) as a method of overcoming the emotional stress at residents of modern megalopolis and, including, people with disabilities. Specifics of psychoanalytic and phenomenological approaches to the organization of art therapeutic process in work with a family, children of different ages and adults is described. The subject of art therapeutic training, drama therapy , performances is developed. Practical recommendations about the use of the art therapeutic method in the course of art therapeutic training taking into account health and age features is developed.

      Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Вальдес Мария Сантьяговна, Московкина Алла Григорьевна,

      Текст научной работы на тему «Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса»

      ?1УДК 615.851 ББК 85.3 ЩЗ

      АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

      М. С. Вальдес Одриосола, А. Г. Московкина

      Аннотация. Статья посвящена групповой психотерапии средствами искусства (арт-терапии) как методу преодоления эмоционального стресса у жителей современного мегаполиса, и в том числе у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описывается специфика психоаналитического и феноменологического подходов к организации арт-терапевтического процесса в работе с семьей, детьми разного возраста и взрослыми. Разработана тематика арт-терапевтических занятий, драматерапии, перфоманса. Даются практические рекомендации по использованию арт-терапевтического метода в процессе арт-терапевтических занятий с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей.

      Ключевые слова: эмоциональный стресс, арт-терапия, психоаналитический подход, феноменологический подход, драматерапия, перфоманс.

      ART THERAPY AS A METHOD OF OVERCOMING THE EMOTIONAL STRESS

      M. S. Valdez Odriosola, A. G. Moskovkina

      Abstract. The article is devoted to the group psychotherapy by means of art (art therapy) as a method of overcoming the emotional stress at residents of modern megalopolis and, including, people with disabilities. Specifics of psychoanalytic and phenomenological approaches to the organization of art therapeutic process in work with a family, children of different ages and adults is described. The subject of art therapeutic training, drama therapy, performances is developed. Practical recommendations about the use of the art therapeutic method in the course of art therapeutic training taking into account health and age features is developed.

      Keywords: emotional stress, art therapy, psychoanalytic approach, phenomenological approach, drama therapy, performance.

      Процесс восприятия человеком явлений окружающей действительности и внутренних ощущений всегда сопровождается теми или иными эмоциями. Эмоции тесно связаны с потребностями человеческого организма, развиваются в процессе деятельности, оказывают влияние на ее результативность и формируются уже в процессе социальных взаимодействий. От эмоциональных процессов зависит деятельность органов и систем, человеческого организма в целом: сердечно-сосудистая система, эндокринная система, дыхание, пищеварение, деятельность желез внутренней секреции и психические процессы. Эмоции регулируют всю психическую деятельность человека. В них отражается его субъективное отношение к воспринимаемым и переживаемым событиям, собствен-

      ной деятельности, окружающей действительности, к себе самому.

      Эмоции по своей природе разнообразны, они окрашивают субъективное отношение человека к внешнему миру, выражают его самочувствие и настроение (П. К. Анохин [1, с. 155— 183], П. В. Симонов [2, с. 516], И. П. Павлов [3, с. 242-244] и др.). Таким образом, окружающая действительность, вызывающая у человека те или иные чувства в зависимости от ее значимости для индивида, является для него источником положительных или отрицательных эмоций (П. В. Симонов [2, с. 5-16], С. Л. Рубинштейн [4, с. 551-556] и др.). Положительные эмоции проявляются в виде приятного переживания, чувства радости, удовлетворения, отрицательные — в виде неприятного переживания, чувства неудовлетворенности, тоски и страха.

      Частое переживание как сильных отрицательных, так и сильных положительных эмоций могут вызывать у индивида эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс представляет собой вид эмоционального состояния, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью, а одной из главных его характеристик является крайняя неустойчивость. В неблагоприятных условиях стресс может трансформироваться в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, а главное — быстрое истощение энергетических ресурсов организма [5].

      Индивид в современном мегаполисе постоянно подвергается нервным перегрузкам. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на его учебную и профессиональную деятельность, а также оказывает разрушительное воздействие на семейные взаимоотношения. Стрессу особенно подвержены дети, подростки, живущие в неблагополучных семьях, а также люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих. У лиц с ограниченными возможностями здоровья это может быть также связано с осознанием дефекта. Кроме того, даже некоторые категории социально успешных взрослых также постоянно находятся в стрессовом состоянии. Но особенно подвержены стрессу вынужденные переселенцы, безработные, люди с проблемами в семье, в том числе имеющие детей-инвалидов, жертвы террористических актов и др.

      Как показывает опыт работы, одним из эффективных средств борьбы с эмоциональным стрессом у детей, воспитывающихся в условиях неблагополучной семьи, являются регулярные занятия изобразительным искусством. Занятия изобразительным искусством, драматерапией, перфомансом, как пассивные (созерцание, переживание феноменов искусства), так и активные (создание художественных произведений), являются не только средством эстетического воздействия, но и помогают индивиду выстроить адекватную систему психологической защиты [6]. Художественная деятельность предо-

      ставляет возможность каждому почувствовать себя творцом, научиться компенсировать негативные переживания средствами искусства, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и во взаимодействии с окружающими людьми в процессе коллективной творческой деятельности. Успешные занятия, похвала, интерес к его творчеству повышает значимость ребенка в его собственных глазах и в глазах его близких. Изменяются к лучшему отношения между детьми и родителями, у которых появляется надежда, что ребенок сможет найти свое место в этой такой непростой жизни, стать уважаемым человеком, достичь того, чего не удалось его родителям.

      Внимание близких к восприятию произведений искусства даже в процессе их создания способно приносить приятные впечатления и обладает способностью преобразовывать негативные эмоции в позитивные переживания. В процессе изобразительной деятельности создаются также благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия искусства, что, в свою очередь, способствует формированию положительного эстетического отношения к действительности.

      Арт-терапия (терапия искусством) сформировалось как новое направление в психотерапии на рубеже Х1Х-ХХ вв. Психоаналитические теории 3. Фрейда [7, с. 129-134], К. Г. Юнга [8, с. 35-42] оказали большое влияние на представления ведущих арт-терапевтов XX в. М. На-умбург, Э. Крамера, Л. Либмана и др. [6, с. 26], а также во многом способствовали теоретическому обоснованию исцеляющего воздействия искусства на психику человека. Признавалось, что «бессознательные процессы с их разрушительными эффектами преобразуются в высокоэффективный инструмент создания новых связей и форм, прогрессивных концепций и образов. Выражение содержания собственного внутреннего мира в визуальной форме способствует продвижению к их осознанию».

      Суть психоаналитического подхода в арт-терапии состоит в предоставлении возможности человеку осознать свои проблемы через продукты собственного творчества. Это считается не только необходимым, но и достаточным для их преодоления [6, с. 368]. Таким образом,

      психоаналитический подход не предполагает владения практическими навыками художественной экспрессии. Во второй половине XX в. американскими исследователями был предложен феноменологический подход (Э. Гуссерль [9, с. 125-136], М. Хайдеггер [10, с. 47-116]) к организации арт-терапевтического процесса (М. Бетенски [11, с. 256] и др.). Основываясь на философской антропологии, которая понимает человека как бытие-в-мире, феноменология помещает в центр субъективное переживание индивида и его доступность сознанию. Из этого следует, что индивид способен сознательно и активно воспринимать себя и других, изменять что-то в себе, а не только быть рабом обстоятельств, то есть что-то изменять в окружающей его действительности, а не просто приспосабливаться к ней. Согласно феноменологизму, арт-терапия конструирует внутренний мир переживаний, безопасных рисков, разрешимых проблем, предлагая сначала рисовать картины, делать гравюры, инсталляции, театральные постановки и фотографии или лепить из глины, а затем проецировать продукты своего творчества на повседневную жизнь. Работая со средствами художественной экспрессии, в том числе цветом, познавая их природу и способ применения, человек в процессе творческой деятельности находит решения накопившихся проблем, обретает способность самостоятельно конструировать собственную жизнь.

      В нашей стране арт-терапевтическая работа с подростками группы риска, инвалидами, жертвами террористических актов и т. д. началась сравнительно недавно, около 10-15 лет назад. Разрабатываются программы, в рамках которых предлагаются различные проекты. Однако специалисты, работающие в этой области, все еще нуждаются в более глубоких знаниях и навыках в различных видах художественной деятельности для проведения арт-терапевти-ческой работы .

      При организации арт-терапевтических занятий следует учитывать, что в настоящее время наиболее актуальными для организации арт-терапевтического процесса является интеграция различных форм художественной деятельности. Это связано с тем, что переход от одной формы художественного творчества к другой в процессе коллективной работы по-

      зволяет раскрыть новые грани созданных образов, пережить их эстетическое воздействие, а также вступить с ними в эмоциональный диалог. Такой переход может быть как прописан в сценарии занятия, так и быть импровизированным, но в любом случае он может стать прологом для дальнейших действий уже с использованием элементов перформанса [12, с. 105118]. При групповой изотерапевтической работе (арт-терапии средствами изобразительного искусства) часто начинают проявляться те же самые закономерности, что и в драматерапев-тическом процессе [13, с. 288].

      Драматерапия — это групповое действие, связанное как с тесным эмоциональным взаимодействием людей, так и их индивидуальными проявлениями, а также их реакциями на действия других членов группы. Таким образом, драматерапия направлена на эмоциональное сплочение людей и коррекцию их взаимоотношений посредством, возможно, изначально спонтанных действий в осознанные, значимые для них. Развитие способности мысленно поставить себя на место другого, прорабатывать разные жизненные ситуации позволяет индивиду поставить себя на место другого, лучше понять его переживания, что значительно улучшает его социальную адаптацию и развивает коммуникативные способности.

      Нами проводилась коррекционная работа с подростками из неблагополучных семей с использованием различных видов художественной деятельности, оказывающих эстетическое и психотерапевтическое воздействие, основанное на цветовых сочетаниях. Занятия с использованием элементов перформанса проводились на базе межрегиональной благотворительной организации «Пилигрим». Для реализации психотерапевтических задач разработаны тренинги, которые могут быть модифицированы и использованы в разнообразных видах деятельности. Перед тем как приступить к освоению предложенных техник, выполнялся ряд упражнений для постановки руки и обучения навыкам построения композиции [14, с. 64; 15, с. 63].

      Предложенные виды деятельности доступны в том или ином варианте детям, подросткам и взрослым, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждается опытом работы авторов и других специа-

      листов, чьи методики были использованы в данной работе.

      Задания были направлены: на обучение работе с материалами, тренировку когнитивных навыков, умение выражать широкий спектр переживаний, развитие коммуникативных навыков, обучение культуре взаимодействий с близкими людьми; обучение культуре взаимоотношений с окружающими; обучение рефлексии индивидуальных потребностей. Полученные результаты подтвердили эффективность предложенной методики в групповой работе с подростками из неблагополучных семей. Помимо эстетического и арт-терапевтического воздействия, предложенные методы имели важные побочные эффекты. Повысился уровень успеваемости подростков в школе, дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, участвовали в выставках и конкурсах, театральных постановках, где их успехи были отмечены дипломами. Во многих семьях улучшились детско-родительские отношения. Узнав об успехах своих трудных детей, многие родители стали с уважением относиться к их увлечению, интересоваться их успехами, посещать их художественные выставки.

      СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. — М.: Медицина, 1975. — С. 155-183.

      2. Симонов, П. В. Психофизиология эмоций [Текст] / П. В. Симонов // Пятые Анохинские чтения. — М.: АМН СССР, 1990. — С. 5-16.

      3. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений [Текст] / И. П. Павлов. — М. — Л.: АН СССР, 1951. — Т. 3. — С. 242-244.

      4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком,1998.- С. 551-566.

      5. Маклаков, А. Г. Общая психология [Электронный ресурс] / А. Г. Маклаков. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/PsihoI/ гпак1/19^р (дата обращения: 10.12.2014).

      6. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.

      7. Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст] / З. Фрейд. — М.: Республика, 1995. -С.129-134.

      8. Юнг, К. Г. Понятие коллективного бессознательного [Текст] / К. Г. Юнг // Юнг К. Г. Избранные работы / пер. и состав. А. М. Рутке-вича. — СПб.: РХГА, 2014. — С. 35-42.

      9. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии [Текст] / Э. Гуссерль. — М.: Академ. проект, 2010. — С. 125-136.

      10. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем. — М.: Гнозис, 1993. — С. 47-116.

      11. Бетенски М. Что ты видишь? [Текст] / М. Бе-тенски. — М.: ЭКСМО, 2002. — 256 с.

      12. Арт-терапия в эпоху постмодерна [Текст] / под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Речь; Семантика-С, 2002. — С. 105-118.

      13. Андерсен-Уоррен, М. Драматерапия [Текст] / М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

      14. Вальдес Одриосола, М. С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии: метод. пособие для педагогов [Текст] / М. С. Вальдес Одриосола. — М.: Гном и Д., 2004. — 64 с.

      15. Вальдес Одриосола, М. С. Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие для педагогов [Текст] / М. С. Валь-дес Одриосола. — М.: Владос, 2005. — 63 с.

      1. Anokhin P. K. Ocherki po fiziologii funktsional-nykh sistem. Moscow: Meditsina, 1975. Pp. 155-183.

      2. Simonov P. V. Psikhofiziologiya emotsiy. Py-atye Anokhinskie chteniya. Moscow: AMN SSSR, 1990. Pp. 5-16.

      3. Pavlov I. P. Polnoe sobranie sochineniy. Moscow-Leningrad: AN SSSR, 1951. Vol. 3, pp. 242-244.

      4. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikholo-gii. St. Petersburg: Piter Kom, 1998. Pp. 551566.

      5. Maklakov A. G. Obshchaya psikhologiya. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/ PsihoI/rnakl/19.php (accessed: 10.12.2014).

      6. Kopytin A. I. Teoriya i praktika art-terapii. St-Petersburg: Piter, 2002. 368 p.

      7. Freud S. Khudozhniki fantazirovanie. Moscow: Respublika, 1995. Pp. 129-134. (In Russian)

      8. Jung C. G. Ponyatie kollektivnogo bessoznatel-nogo. In: Jung C. G. Izbrannye raboty. St-Pe-tersburg: RKhGA, 2014. Pp. 35-42. (In Russian)

      9. Husserl E. Idei k chistoy fenomenologii i fenom-enologicheskoy filosofii. Moscow: Akadem. proekt, 2010. Pp. 125-136. (In Russian)

      10. Heidegger M. Raboty i razmyshleniya raznykh let. Moscow: Gnosis, 1993. Pp. 47-116. (In Russian)

      11. Betensky M. Chto ty vidish? Moscow: EKS-MO, 2002. 256 p. (In Russian)

      12. Kopytin A. I. (Ed.) Art-terapiya v epokhu post-

      moderna. St. Petersburg: Rech; Semantika-S, 2002. Pp. 105-118.

      13. Andersen-Warren M., Grainger R. Dramatera-piya. St-Petersburg: Piter, 2001. 288 p. (In Russian)

      14. Valdez Odriosola M. S. Formirovanie emot-sionalno-volevoy sfery u shkolnikov s problemami v razvitii: metod. posobie dlya peda-gogov. Moscow: Gnom i D., 2004. 64 p.

      15. Valdez Odriosola M. S. Art-terapiya v rabote s podrostkami. Psikhoterapevticheskie vidy khu-dozhestvennoy deyatelnosti: metod. posobie dlya pedagogov. Moscow: Vlados, 2005. 63 p.

      ВальдесОдриосола Мария Сантьяговна, аспирантка кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, член Московского отделения ВТОО «Союз художников России» e-mail: odriosola@gmail.com

      Valdez Odriosola Maria S., Post-graduate student, Philosophy, Cultural and Political Sciences Department, Moscow University for the Humanities, Member of Russia's Union of Artists, Moscow section e-mail: odriosola@gmail.com

      Московкина Алла Григорьевна, профессор кафедра дошкольной дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: ag.moskovina@mpgu.edu

      Moskovkina Alla G., Professor, Preschool defectology Department, Institute of the Childhood, Moscow State

      cyberleninka.ru

      Арт терапия. Техники и упражнения. Впечатления от занятий.

      Наверное, где-нибудь в джунглях Ама­зонии или на малюсеньких островках в Океании почувствовать себя счастливым намного проще. Что касается рядового горожанина (меня, например), то он просто не мо­жет не испытывать множества разно­образных стрессов. Как мимолетных (когда он с трудом выпрыгивает из-под колес автобуса, летящего на крас­ный свет), так и постоянных (неполад­ки в семье, на работе и т.д.). Не ска­зать чтобы мой собственный стресс меня уж очень сильно угнетал. Но все же почему бы не попробовать с ним побороться? Сказано — сделано. Хорошенько подумав, сравнив различные прикладные методы в психологии, я решил остановиться на арт-терапии. С детства люблю рисовать. Хотя и не умею. Но этого, как выяснилось позже, от меня и не требовалось. Небольшая комната-студия, не­сколько складных стульев (се­ансы могут быть индивидуаль­ными и групповыми) и мой на­ставник психолог.

      Короткая беседа по поводу то­го, что меня, собственно, трево­жит. Не так-то это просто выра­зить словами. Тем более что я человек достаточно замкну­тый и не имею привычки гру­зить окружающих собственны­ми проблемами. Не знаю, как с точки зрения психолога, а мне мое повествование показалось чрезвычайно запутанным и не­конкретным. На том и остано­вились, чтобы приступить соб­ственно к арт-терапии. Из мно­жества предложенных изобра­зительных средств я выбрал черный фломастер. С моей точки зрения — совершенно логично, ибо мне предстояло изобразить собствен­ный стресс.

      Сразу же отвергнув мысли о том, чтобы изображать нечто кон­кретное, останавливаю выбор на абстрактной композиции. Техника знако­мая: сколько я их таких нарисовал в свое время на скучнейших собрани­ях и лекциях — не сосчитать.

      Через некоторое время ловлю себя на том, что увлекся так, что аж язык вы­сунул. Невольно всплывают строчки из статьи, прочитанной накануне визита: «Арт-терапия возвращает нас в детст­во, когда разница между рисунками и словами столь невели­ка, что и те и другие мож­но использовать при об­щении на равных». Что ж, пока все сходится.

      К тому же, углубившись в рисование, я явственно ощущаю, что проблемы внешне­го мира если не исче­зают вовсе, то, по крайней мере, отда­ляются от меня на до­вольно приличное расстояние.

      И вот мой шедевр готов. Отмечаю про себя несколько озадаченное выраже­ние лица психолога, который его рассмат­ривает (впрочем, может, так и поло­жено). После некоторых раздумий он говорит, что мой стресс, помимо отрицательных сторон, имеет и неко­торые положительные. Какие? Сейчас разберемся.

      Во время следующего этапа сеанса я испытал весьма странные ощущения. Пожалуй, одни из самых странных в моей жизни. Передо мной на стуле был ус­тановлен мой собственный стресс. На­до было представить его живым человеком и поговорить по душам — что и почему меня в нем не устраивает. Поначалу беседа явно не клеилась. Ес­ли честно, выдавливая фразу за фра­зой, я чувствовал себя форменным психом. Но постепенно это чувство прошло. Кое-что даже начало прояс­няться в процессе этого безумного ди­алога с собственным стрессом.

      Что отметил психолог? Что беседа ве­лась во вполне дружеском ключе. То есть взаимоотношения у нас с ним бы­ли действительно не вполне испорче­ны. «А бывает, что люди орут на соб­ственный стресс?» — поинтересовался я. «Всякое бывает», — уклончиво отве­тил психолог, явно стараясь не дать моему любопытству нарушать ход сеанса. Следующее задание — нарисовать безоб­лачную, счастливую жизнь. Ну это мы ми­гом. Прочь черные фломастеры. Только кисть и краски: бирюзовая, желтая, крас­ная и синяя. Получилось нечто вроде мо­лочной реки с кисельными берегами в па­литре а-ля Ван Гог.

      Теперь мне предстояло еще более трудное мероприятие. Я должен был стать третей­ским судьей между самим собой (роль ме­ня играл мой кисельно-молочный рисунок) и стрессом. Оппоненты удобно устроились на стульях. Нельзя сказать, что это был легкий разговор. Обе стороны достаточно настойчиво призывали: одна кардинально менять образ жизни, другая — наоборот. Аргументация была вполне убедительной, порой даже излишне скрупулезной. Каюсь, вердикта я вынести так и не смог. Однако, не знаю уж, повлиял ли психолог на мои дальнейшие решения или нет, я пришел к четкому убеждению, что если целиком и полностью побороть свой нынешний стресс, то на его месте может возникнуть какой-нибудь куда менее приятный монстр. И разговаривать с ним придется куда более жестко.

      Вывод этот я, естественно, озвучил (испы­тав при этом, надо сказать, кучу положи­тельных эмоций) и стал ждать резюме пси­холога. Не дождался.

      «Никакого резюме, — сказал психолог. — Ес­ли есть вопросы, я отвечу. Если нет — при­ходите на следующий сеанс. В зависимости от изменений в вашем мироощущении, под­берем соответствующую методику. Кстати, после телефонного разговора с вами, я пла­нировал нечто совершенно другое. Какую- нибудь релаксационную методику».

      А еще меня похвалили за то, что я доволь­но быстро адаптировался. У некоторых клиентов на раскачку уходит несколько се­ансов. Но тем не менее, если хочешь все­рьез усовершенствовать свою жизнь, мень­ше чем на 10 занятий не рассчитывай. И это правильно, учитывая что арт-терапия дает возможность найти корни проблем, на пер­вый взгляд совершенно не связанных с пси­хикой (например, резкий набор лишнего веса).

      Арт-терапия — это методика, пред­назначенная для выявления диа­гностики эмоциональных и нерв­ных расстройств. Клиенты арт-терапевта должны самовыразиться, ис­пользуя самые разнообразные ма­териалы: от простых карандашей и красок до пластилина и даже иллю­страции из журналов, из которых особо стесняющиеся своего неуме­ния рисовать могут делать коллажи. Их цель — не создавать произведе­ния искусства, а максимально вы­плеснуть тщательно скрываемые в обычной ситуации эмоции. Прежде всего отрицательные. Ну и, конечно, максимально раскрепоститься. Да­лее в дело вступает специалист, ко­торый зачастую может по рисунку выявить самые глубинные причины расстройств и стресса и распознать их на более ранней стадии, чем обычный психоаналитик.

      Как это происходит. После недолгой беседы о твоих проблемах и ожиданиях от предсто­ящего курса, психолог подберет од­ну из десятков методик. Любая из них предусматривает лишь мягкое воздействие на клиента наводящи­ми вопросами и комментариями, которые помогают раскрепоститься и полнее выразить свои эмоции. Специалист поможет разобраться с необычными образами и ассоциа­циями, нередко возникающими в процессе сеанса. Эффективна арт-терапия и в случаях, когда конфликтные ситуации возникают в рабочем кол­лективе или семейном кругу. От слов, как известно, лю­ди напрягаются больше, чем от ри­сунков. Зато больше задумываются.

      Когда все началось. Арт-терапия получила активное раз­витие на Западе в конце 60-х годов. Применявшаяся поначалу только к серьезным больным (шизофре­ния и прочие отклонения), она уже в 80-е годы была признана эффек­тивной для лечения легких нервных расстройств, снятия стресса, а также для борьбы с недостатком ап­петита, алкогольной и наркотичес­кой зависимостью. Большинство ме­диков признают ее пользу в опреде­лении косвенных симптомов хрони­ческих заболеваний, до поры нео­пределимых обычными методиками. Как это делать самому Арт-терапия — отличный способ ре­лаксации. Умение рисовать (лепить) не играет роли. И даже наоборот. Необходимо преодолеть в себе кри­тическое отношение к тому, что пы­таешься изобразить, и сконцентри­роваться на процессе.

      И еще не­сколько практических советов:

      • Выбери манеру, к которой ты максимально привык. Даже если это было в раннем детстве.
      • Выбери материалы, которые тебе максимально подходят (бумага, холст, пластилин), и набросай ос­новные контуры того, что ты хотел бы изобразить. Причем, если ты правша, попытайся сделать это ле­вой рукой. Так ты подключишь к ра­боте оба полушария мозга.
      • Работай быстро, стараясь не заду­мываться над тем, что делают твои руки. Они сами сделают выбор меж­ду скрупулезностью графики и раз­машистостью масляного мазка.
      • Если ты категорически сомнева­ешься в своих изобразительных спо­собностях, возьми стопку журналов, клей, ножницы и создай коллаж.
      • Когда закончишь труд, постарай­ся вглядеться в него повниматель­нее. Нет, не критически, а просто пытаясь разобраться, откуда что по­шло. Цвета, образы, линии. Если не разобрался, ничего страшного. Попробуй еще и еще раз. Рано или поздно проявится закономерность. А там и до понимания один шаг.
      • Арт терапия. Техники и упражнения. Впечатления от занятий.

        (Эту статью любезно предоставил сайту «Психология счастливой жизни» Антон Б., г. Москва)

        psycabi.net

        Арт терапия и стресс

        1. Методика «Клубок линий».

        Для этой методики Вам потребуется чистый лист и ручка или простой карандаш. Задание: вспоминая неприятную, стрессовую ситуацию, которая вызывает у Вас негативные эмоции, начните водить ручкой/карандашом по листу бумаги, создавая хаотичные линии. Продолжайте рисовать линии до тех пор, пока не почувствуете эмоциональное облегчение (это может занять у Вас от нескольких минут до получаса). В результате у Вас на листе образуется клубок из линий, в которые у Вас перейдет энергия Ваших отрицательных эмоций. Таким образом, Ваши эмоции и переживания буквально переместятся из Вашего внутреннего мира (Вашего подсознания и сознания) – во внешний мир, а именно на листок бумаги. Вы увидите, насколько эта легкая методика позволит Вам своевременно проработать свои негативные эмоции и не дать им возможность укорениться в Вашей душе. После выполнения задания с листом, на котором изображен Ваш клубок линий, Вы можете сделать то, что пожелаете (можете его оставить как есть, можете выкинуть, сжечь, скомкать или трансформировать). Здесь нет предела Вашей фантазии.

        2. Методика «Мое настроение».

        Эту методику можно выполнять как отдельно взятую, так и после выполнения методики «Клубок линий». Вам понадобится чистый лист и на выбор изобразительные материалы (цветные карандаши, фломастеры, мелки или краски).

        Задание: изобразите свое настроение (эмоции и чувства) через цвета и линии, с которым оно у Вас ассоциируется. Получившемуся рисунку дайте название. Время выполнения – от нескольких минут до часа. После выполнения задания с рисунком Вы можете поступить так же на свое усмотрение, как описано в методике 1.

        3. Методика «Звуки отдыха».

        Наверняка, многие уже слышали о том, что «музыка» природы благотворно сказывается на состоянии здоровья (физического и психического). Звуки шума прибоя, ручейка, дождя, мурлыкающей кошки, потрескивающего полена в камине, пение птиц и др. естественным и мягким образом способны погрузить нас в состояние спокойствия и безмятежности, дав возможность отдохнуть нам и переключиться. Прослушивание всего в течение 30 минут понравившихся Вам звуков природы каждый вечер в фоновом режиме станет отличной методикой против стресса. Вы заметите, как Вам станет легко и уютно, а проблемы отойдут на второй план. Также нормализуется режим сна и бодрствования, Вы будете себя чувствовать намного более отдохнувшим и свежим.

        Теперь Вы владеете 3 простыми, но очень действенными методиками в борьбе со стрессом и негативными эмоциями. Пользуйтесь ими на здоровье, и обязательно поделитесь ими со своими друзьями и близкими, нажав кнопки соцсетей прямо под статьей.

        Учеб.-методическое пособие «Стресс-менеджмент или приёмы преодоления стресса», автор В.А.Родионов.

        all4spd.blogspot.com