Арутюнян лз как лечить заикание

Андронова — Арутюнян. Как лечить заикание — файл 1.doc

Ошибочным было и отношение к страхам речи. Обычно работа по преодолению логофобии начиналась с того, что мы убеждали пациента в его способности справиться с этим страхом. Проводились беседы, в которых шел разговор о сильных людях, сумевших преодолеть страдания. Такие беседы, играя активизирующую роль, часто приводили к отрицательным последствиям, к ненужному "геройству". Без настоящей готовности к речи заикающиеся не могли долго удерживаться на подобном подъеме, неминуемо наступал спад со сниженным настроением, страхами, поколебленной верой в успех и мыслями о собственной неполноценности:

"Я должен не бояться многие это могут; я не могу, следовательно, я хуже других". Призыв к бесстрашию зачастую только растил страх и бессилие.

В настоящее время, благодаря многочисленным исследованиям, сложились определенные взгляды на природу речевых нарушений и источники возникновения заикания. Однако, несмотря на существование разнообразных гипотез, до сих пор еще нет целостного представления о данном дефекте и законченной теории, которая могла бы объяснить его причины и центральные механизмы.

возникновение тревожности (беспокойства, подавленности, страха, отчаяния);

изменение моторноповеденческих реакций (появление тремора рук, мускульного напряжения и т.п.);

изменение в характере протекания мыслительных процессов и в организации интеллектуальной деятельности (ухудшение памяти, снижение пластичности мышления, работоспособности, рост количества ошибок).

В наибольшей степени страдают сложные действия: проявляется неспособность к воспроизведению слабо тренированных навыков и, наоборот, склонность переходить к закрепленным в прежней практике стереотипам. Характерно отсутствие гибкости поведения.

Прежде всего необходимость комплексного подхода к лечению заикания. Под комплексностью мы понимаем не просто сочетание терапевтических, логопедических и психотерапевтических приемов, а одновременное воздействие на весь спектр нарушений, образующих в совокупности целостную структуру, стремящуюся к само поддержанию и само восстановлению. Нужно уничтожить все «дерево заикания», не оставив ни одной «ветки», ни одного «корешка» – отрубить, выражаясь словами Г.Д. Ухтомского, все «хвосты доминанты».

Отправляясь от концепции заикания как УПС, мы считаем, следуя рекомендациям Н.П. Бехтеревой, что в начале лечения необходим этап дестабилизации УПС.

Вместе с дестабилизацией должна вестись работа по формированию нового речевого стереотипа, необходим мощный отрыв от заикания. Здесь нужно найти правильную точку приложения сил. Такой точкой, по существу, центральным звеном в цепочке речевых и личностных нарушений представляется триада, которую образуют: а)речевые судороги; б)желание скрыть их, рождающее страх речи; в)чувство постоянной тревоги в связи с актом речи. Отрыв от заикания только тогда протекает успешно, когда мы действуем сразу по всем трем направлениям.

Полностью восстановить у заикающихся нарушенную коммуникативную функцию речи можно только в процессе нормального естественного общения. Из этого следует несколько неожиданный вывод, что главный этап лечения заикания начинается, когда больной после окончания интенсивного двухнедельного курса терапии уходит из логопедического кабинета (где он как бы работал на тренажере) в реальную жизнь. Наша же роль в данном случае сводится к тому, чтобы, опираясь на профессиональные знания, указать заикающимся дорогу, следуя которой можно надеяться на успех.

После отрыва от заикания, который продолжается несколько месяцев, мы сосредотачиваем усилия на укреплении нового устойчивого состояния, постоянной шлифовке речи, расширении функциональных тренировок, дальнейшей отработке элементов общения.

Как мы выяснили в предыдущей главе, этиология заикания связана с возникновением устойчивого патологического состояния (УПС), Из опыта школы академика Н.П.Бехтеревой по использованию нейрофизиологических методов борьбы с устойчивым патологическим состоянием следует вывод о необходимости дестабилизации, разрушения этого патологического состояния путём стирания соответствующей матрицы в долговременной памяти и последующего создания новых связей, приводящих нарушенные процессы к норме.

gendocs.ru

Как избавиться от заикания: авторские методики

  1. Главная /
  2. Здоровье и долголетие /
  3. Практическая психология /
  4. Как избавиться от заикания: авторские методики

Существует масса авторских методик лечения заикания, но большинство из них основано на традиционных уже известных, но несколько доработанных программ. Эффективные же методики, обычно создаются людьми, которым в свое время удалось самостоятельно избавиться от собственного дефекта речи. Программы того, как избавиться от заикания они прорабатывали годами, совершенствуя упражнения, оттачивая приемы, которые помогли непосредственно им самим.

Мы предложим Вам две кардинально различные авторские методики, содержащие разные взгляды и позиции авторов на способы избавления от него навсегда. Методики профессора Мэлкома Фрейзера и профессора Андроновой-Арутюнян признаны в мировом медицинском сообществе, имеют массу положительных отзывов и, главное, положительных примеров избавления от заикания.

Первое, что Вам необходимо понять – это то, что причина заикания заключается в Вашем страхе. И чем больше Вы стараетесь не заикаться, тем больше заикаетесь. Отбросьте панику, прекратите истерику, примите собственные дефекты речи, как данность. Признайте свои недостатки и прекратите их стесняться. В большинстве случаев, как только человек ставит собеседника в известность о том, что он заикается, половина проблем отпадает сама собой, а то и все разом. Если нет, со второй половиной можно бороться по программе самостоятельной коррекции речи.

Для начала проведите экспериментальное упражнение, которое позволит Вам почувствовать уверенность в успешности излечения. Оно даст немедленную помощь, хотя и не будет иметь продолжительного эффекта.

Суть упражнения заключается в так называемом «медленном старте», говоре в медленной, протяжной манере. «Скользите» около секунды по первому звуку каждого из слов, а потом спокойно продолжайте протягивать слоги и слова. Несколько удлиняйте практически все гласные и согласные звуки, замедляя переход от одного к другому. Таким образом, речевые органы друг с другом соприкасаются очень легко, расслабленно. Не будет ни дыхательных прерываний, ни повторений звуков.

Гласные звуки растягивать легко, а вот с согласными нужно будет потренироваться в одиночестве. Произносите взрывные согласные, такие как «д», «т», «б», «п» медленно легко соприкасаясь мышцами языка и рта. Например, произнося слово «кот»: на звуке «к» — легкое соприкосновение и медленный переход на гласную «а». Не прекращайте практиковаться, пока не выработаете сноровку. Произносите звуки слов перетеканием, неразрывно, пытаясь прикрепить окончание одного слова к началу следующего.

Говорить на публике, со скоростью 30 слов в минуту первое время Вам будет неловко. Но пусть Вас это не смущает, скажите собеседнику правду, что так Вы пытаетесь избавиться от заикания – он поймет и поддержит Вас. Поверьте, что со стороны Ваша речь выглядит, не настолько медленно, как Вам кажется. Постепенно Вы увеличите скорость до нормального общения. Когда Вы ощутите определенные успехи – приступайте к основным правилам избавления от заикания.

12 правил, как избавиться от заикания:

№1. Говорите медленно. В любой ситуации научитесь говорить неторопливо, выговаривая тщательно каждое слово, вне зависимости от того, что заикаетесь ли Вы в данный момент или нет. Привыкните к этому. Запомните: нельзя напрягаться во время разговора.

Не старайтесь выпалить мысль до того, как запнетесь – так Вы запнетесь наверняка, а Ваша быстрая речь, даже и без заикания так и останется непонятой. Рекомендуется делать небольшие паузы во время разговора между предложениями или фразами. Так Вы ослабите напряжение мышц. В любом случае речь, которая состоит из коротких законченных фраз, разделяющихся паузами, звучит хорошо даже в устах человека с «без проблемными» речевыми функциями.

Практикуйтесь по 10 минут ежедневно. Просто читайте вслух или расскажите своему отражению в зеркале какую-то историю, но обязательно неторопливо и взвешенно. Большинство заикающихся боятся пауз смущения. Поэтому научитесь делать паузы специально, так Вы сможете держать речь под собственным контролем (это чувство Вам понравится), а случайные паузы перестанут волновать.

Возьмите за правило первое время записывать на аудионоситель свою речь, например, разговор по телефону. Потом Вы прослушаете ее и сами сможете оценить ошибки, сделать соответствующий вывод, понять, почему это произошло, и исправить их. Если есть возможность записать видео – еще лучше!

№2. Заикайтесь легко. О «медленном старте» мы уже говорили, используйте его, не выдавливайте из себя слова. Сложные словоформы, слова, произносить которые Вы боитесь, начинайте говорить протяжно, нараспев. Пытаясь «выталкивать» слова, Вы зажимаете губы или плотно прижимаете к небу язык, преграждая тем самым путь потоку воздуха. Это все равно, что наливать воду из закупоренной бутылки. Не зажимайте губы, не напрягайте язык и челюсти – заикайтесь спокойно, расслабленно, со знанием дела. Вы оцените разницу.

Потренируйтесь нарочито напрягать и расслаблять речевые мышцы – овладейте над ними контролем. Практикуйте экспериментальное упражнение хотя бы по 5 минут в день, наедине с собой. Кроме этого, попробуйте каждый вечер, например, стоя у зеркала моделировать разнообразные жизненные ситуации, особенно уже знакомые Вам, те, когда Вы ощущали проблемы с речью. Проиграйте ее еще раз, но в расслабленном состоянии.

Выполнение этого правила поможет снизить напряжение и стресс при разговоре, что качественно улучшит Вашу речь.

№3. Долой притворство. Перестаньте притворяться, что Вы не заикаетесь. Маскарад не помогает, а лишь затрудняет общение. Пытаясь скрыть собственное заикание, Вы только увековечиваете его. Сообщите слушателям, что Вы заикаетесь и примите факт, что сейчас Вам доведется немного позаикаться. Избавившись от стыда и смущения навсегда – Вы избавитесь от заикания!

Конечно, это непросто, но это может полностью изменить Ваши представления о проблеме речи и позволит более здорово, целостно и объективно относиться к ее решению. Не бойтесь ранить свое самолюбие, если Вы долго боялись раскрыться и тщательно пытались скрыть эту проблему, Вы скорее испытаете гордость за себя от собственной храбрости. Подойдите к этому с юмором, сообщите, например: «сейчас будут небольшие запинки из-за технических неисправностей» — это ослабит возможное напряжение и создаст атмосферу непринужденности.

№4. Избавьтесь от вредных привычек. Вы наверняка знаете, какие жесты, движения тела, выражения лица или мимики свойственны Вам во время заикания. Если нет, понаблюдайте за собой у зеркала, спросите близких – такие движения есть у всех заик. Избавьтесь от них – это будет первым шагом избавления от автоматических рефлексов, которые сопровождают заикание. Эти движения – побочные признаки заикания, освободившись от которых Вы станете лучше говорить. Во всяком случае, первое время, Вы будете вынуждены тщательно контролировать свои движения, а это отвлечет Вас от мыслей о том, как Вы говорите, заикаетесь ли. За это время речевой аппарат привыкнет к нормальному произношению звуков, автоматически настроится на речь без заикания.

Если избавиться от вредной привычки сложно, начните ее контролировать. Для начала делайте эти движения специально, в моменты, когда не заикаетесь. Затем немного меняйте способ движения на более медленный или в другом направлении. Научитесь делать это осознанно, т.е. управлять своей привычкой, и Вам будет по силам сдерживать ее или изменять.

Например, если Ваша голова дергается вправо во время заиканий, попробуйте общаться с друзьями по телефону стоя у зеркала и контролируя процесс. Сначала специально дергайте ею на словах без запинок, но медленнее. Во время заикания старайтесь сместить акцент и заставьте ее дергаться влево. Вы очень скоро поймете, что ощущение беспомощности Вас покинуло, что Вы больше не раб, а хозяин своих привычек. Тогда Вы избавитесь от них без труда.

№5. Не бойтесь трудностей. Не нужно избегать произношения трудных слов, стремиться заменить их другими или просто откладывать сложный разговор. Привычка избегать слов только усилит страх и усугубит проблему. Многие специалисты-логопеды считают, что это самое важное в лечении заикания, способное дать потрясающий эффект даже в очень сложных случаях. Не питайте свои страхи, не давайте себе время для раздумий, научитесь говорить то, что Вы хотите и тогда, когда хотите!

Если Вы довольно часто прибегали к подобным ухищрениям, начните с уже известного Вам приема – научитесь делать это специально. Составьте список слов или проблем, от которых Вам бы хотелось отстраниться и методично их отработайте. Составьте речь из нелюбимых слов, используйте их нарочно, продолжайте даже заикаясь. Вам полезно много разговаривать. Попробуйте говорить больше в стрессовых, сложных ситуациях. Изыскивайте каждый день одну такую ситуацию и вступайте в разговор. Идите атакой на собственные страхи.

№6. Смотрите в глаза. Не отворачивайтесь в сторону, не избегайте прямых взглядов в глаза собеседника. Естественный, непрерывный контакт поможет снизить чувство смущения или стыда. Постарайтесь научиться, не отводить взгляда во время заикания, начните с родственников и друзей. Такое межличностное общение всегда происходит успешнее, этим приемом пользуются хорошие ораторы и известные политики.

Прорепетируйте разговор со своим отражением, смотрите в свои собственные глаза, сымитируйте сильное заикание и не отрывайте взгляда. Делайте это, пока не получится.

Затем позвоните кому-нибудь и продолжайте смотреть в отражение своих глаз. Не нужно фиксировать немигающий взгляд, смотрите естественно.

№7. Не останавливайтесь. Продолжайте говорить, даже если запнулись. Не зацикливайтесь на неудачном звуке, не возвращайтесь на неудавшиеся слова, не прерывайте дыхания. Если ожидаете заикания, на каком-то сложном слове, произнесите его медленно и плавно. Важно поддерживать постоянный поток воздуха, несущего Вашу речь.

№8. Говорите с интонацией. Когда предыдущие правила стали Вам удаваться, переходите на разговор, окрашенный эмоциональными красками, говорите с интонацией, мелодично, с ударениями на смысловых словах. Старайтесь отходить от монотонности, меняйте громкость и темп речи. Потренируйтесь, используя какие-нибудь речевки, они, как правило, насыщенны интонационными и эмоциональными составляющими.

№9. Работа с нормальной речью. Последите за тем как Вы говорите нормально, когда не заикаетесь. Какие делаете движения, какое положение принимаете. Эти моменты – Ваши ориентиры для успешного общения. Они поднимут Вашу уверенность. Прокручивайте их в памяти, специально имитируйте, когда думаете, что можете начать заикаться. Полюбите себя таким и лелейте это чувство, позволяя ему почаще «выбираться» наружу.

№10. Говорите! И еще раз говорите, делайте это как можно больше и чаще. Практикуйтесь при любой возможности, идите на контакт, высказывайте свое мнение, делитесь своими мыслями, сделайте телефон Вашим другом. Просто позвоните в магазин, узнать есть ли у них какой-то товар. Хватит молчать, Вы и так делали это слишком долго.

№11. Проанализируйте свое заикание. Изучите его беспристрастно – Вы уже готовы к этому. Определите, что именно Вы делаете неправильно, что происходит с речевыми мышцами в этот момент. Поняв, что именно не так, Вы сможете избавиться от неправильных и ненужных движений артикуляционного аппарата. Когда Вы будете в состоянии оценить происходящее, Вы узнаете много нового, раскроете тайны Вашей проблемы, поймете, как избавиться от заикания раз и навсегда.

Скопируйте эти движения, сравните их с правильными. Произнесите слово с заиканием, повторите несколько раз, отметив все особенности, а затем произнесите его же без заикания. Задержите речевой блок, заикайтесь, пока не поймете, как именно это происходит, пока не сможете сымитировать этот спазм самостоятельно, по собственному желанию. Вам в помощь опять может пригодиться зеркало или же видеозапись. Выясните, как двигаются мышцы рта, языка, гортани, что именно Вам мешает говорить не запинаясь.

Со временем Вы выясните, что эти движения являются однотипными, что заикаетесь Вы по шаблону. Вы наверняка сильно напрягаете губы в момент заикания и делаете массу излишних движений речевыми мышцами. Теперь Вы сможете избавиться от них так же, как на четвертом этапе избавились от побочных вредных привычек (жестов, мимики), сопровождавших дефекты речи. Ведь заикание — это то, что Вы делаете с собой сами, это то, что Вы способны сами же изменить.

№12. Коррекция блоков. Приступайте к избавлению от ненужных и неправильных действий Вашего речевого аппарата. Существует три способа такой коррекции, которые исправляют ошибки, провоцирующие заикание, учат, как избавиться от заикания непосредственно в момент необходимости:

Этот прием пригодится непосредственно в момент блока, сильного сбоя речи:

  • 1) Слово, на котором запнулись необходимо закончить. Произнести его до конца, прибегая к уверткам, не уклоняясь от его произнесения.
  • 2) Как только Вы его произнесли, сделайте паузу.
  • 3) Постарайтесь максимально расслабить речевые мышцы, в особенности мышцы гортани. Пусть язык просто вяло лежит во рту, Ваши губы должны быть свободны, челюсть слегка приоткрыта. Ощутите, что напряжение проходит, а дыхание нормализуется. Научитесь делать это за доли секунды.
  • 4) Вспомните, что произошло и проанализируйте ситуацию. Что Вы не так сделали, что было неправильно?
  • 5) Вспомните, как можно медленным произношением исправить этот звук.
  • 6) Представьте, как Вы это делаете, произнесите его в уме – легко и свободно, изменяя тем самым саму модель заикания. Возможно, Ваш собеседник и потеряет интерес к беседе, но Вас это не должно беспокоить. Не торопитесь, продолжайте готовиться к дальнейшему разговору.
  • 7) Теперь Вы на самом деле готовы произнести это слово, исправив все недостатки.
  • 8) Делайте это медленно и плавно. И главное — сохраняйте дыхание, для того, чтобы продолжить медленно переходить от звука к звуку.
  • Не переживайте, что это может занять много времени, для этого вполне достаточно 2-3 секунд. Пусть Вас не смущает некоторая искусственность произношения слов, на которых Вы запинаетесь. Окружающие достаточно умные люди и поймут, что Вы пытаетесь справиться с проблемой, а это достойно уважения.

    В этом варианте коррекции ошибок, нужно не делать паузу, не останавливаться, чтобы начать сначала, как в «Стирании». Напротив, продолжайте заикаться, одновременно замедляя свою речь, нарочито протягивая звук. Так Вы стабилизируете звук, не собьете дыхания, остановите дрожание мышц, превращая повторения в один протяжный звук.

    Проделав это, Вы осознаете, что можете самостоятельно контролировать длительность блокировки речи, мягко «выходить» из тупиковой ситуации. Старайтесь удерживать заикание, пока не почувствуете, как берете контроль в собственные руки. На этом этапе уже нужно понимать, как корректировать движения мышц. Прекратите протягивание звука и приступайте медленно корректировать движение речевых мышц. Если не получается это сделать, вернитесь к технике «Стирания».

    Освоив все вышеприведенные методы и способы выхода из блока, принимайтесь к установочной коррекции. Этот метод позволит в дальнейшем предотвращать заикание предупреждать его появление. Лучший способ того, как избавиться от заикания – предотвратить его.

    Чувствуя приближение заикания, сделайте паузу, чтобы спланировать собственные действия. Используйте накопленный опыт, до того как заикание произойдет:

  • 1) Как уже говорилось – сделайте паузу. Успокоиться и мысленно прорепетируйте произношение этого слова. На это уйдет пара секунд максимум.
  • 2) Постарайтесь расслабить мышцы речевого механизма. Почувствуйте, как напряжение уходит.
  • 3) Теперь вспомните механизм заикания на этом звуке и Ваши ответные действия.
  • 4) Вспомните, как Вы во время тренировок справлялись с этими ошибками, как управляли речевыми мышцами.
  • 5) Прокрутите это в уме. Произнесите про себя все слово медленно, плавно, неторопливо.
  • 6) Нормализуйте дыхание и произнесите слово без заикания, копируя действия и ощущения произведенные мысленно один в один.
  • 7) слово произносите мелодично, слегка преувеличивая коррекцию. Обращайте внимание на свои положительные ощущения, а не на звучание слова.
  • Совершенствуясь в техниках коррекции, Вы сможете добиться уверенности в собственных силах, в способности контролировать, быть хозяином своей речи.

    Методика Андроновой-Арутюнян

    Данный метод учит, как избавиться от заикания, делая это посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки. В отличие от предыдущей, методика Андроновой-Арутюнян может помочь не только взрослым, но вылечить заикание у детей.

    Для этого ведущую руку положите на колено, слегка согнув пальцы. Произнося первый слог или слово фразы, прижмите к колену большой палец и держите его до окончания слова или словосочетания. Продолжая произносить слоги и слова, прижимайте соответственно следующие пальцы: указательный, средний и т.д.

    Движения руки корректируют темп и ритм речи. Это несколько замедляет речь поначалу, и человек зависит от руки, но вскоре от этого можно будет отказаться, а речь будет плавной и без вспомогательных приемов. Для полного выздоровления нужно пройти полный курс, состоящий из 4 этапов. Эта методика подразумевает участие логопеда для наблюдения со стороны и определения ошибок, требующих исправления. Но если Вы будете достаточно внимательны и последовательны вполне можете справиться и самостоятельно. Используйте видео и аудио записи для анализа ошибок или просто зеркало. Но ошибки нужно исправлять обязательно, иначе результата не будет.

    Первый этап подразумевает наработку навыков спокойствия во время речи, умения расслабляться, избавляться от нервных ощущений, мышечного напряжения речевого аппарата. Это первый шаг к тому, как избавиться от заикания.

    Суть второго этапа — в обучении большого пальца технике правильного положения. Для эффективности этого приема используйте следующие упражнения:

  • 1. Сядьте и расслабьтесь. Кисти рук свободно положите на колени, слегка, встряхнув. Подтяните кисти к середине бедра и слегка согните, представьте, что Вы будете играть на пианино. На этом этапе необходимо добиться действительного расслабления кистей рук, полного отсутствия напряжения.
  • 2. Исходное положение: расслабленная рука на бедре. Надавите медленно и легко большим пальцем на бедро, но не напрягайте руку. Одновременно с этим произносите любой слог. Отрепетируйте так, чтобы большой палец стал как бы регулятором звука: при нажатии на бедро Вы произносите звук, при более сильном надавливании – звук громче и наоборот. Движения руки не должны сопровождать голос, напротив, они должны слегка опережать его – это очень важный момент! Если все сделать правильно, человек уже сможет без запинок говорить по слогам.

К третьему этапу нужно приступать, когда человек уже синхронизировал свою речь с движениями руки, до свободного произнесения слов и коротких выражений, освоив предыдущие упражнения в совершенстве.

Исходное положение: расслабленная рука на бедре. Выполните нажатие большим пальцем и проговорите первый слог. Далее продолжайте нажимать по очереди пальцами на бедро, произнося последующие слоги.

Нажатие каждого пальца при этом должно быть строго синхронизировано с каждым слогом. А «пусковым механизмом» является Ваш большой палец – не отпускайте его до окончания слова или словосочетания. А остальные пальцы – расслабляются сразу же, как только выполняют свою функцию – как только Вы произносите слог или слово в предложении. Закончив, встряхните и опустите кисть на бедро. Так Вы приучите ее к расслаблению и сами сможете расслабиться.

Осваивая этот прием, постепенно увеличивайте скорость движения пальцев и уменьшайте время на расслабление. Используя данную методику леча заикание у детей, придумайте какие-нибудь речевки, чтобы тяжелая работа была похожа на игру.

Теперь нужно научиться делать ударение в словах, а потом и в целых предложениях. Для начала научитесь делать ударение на первом слоге, нажимая сильнее и продолжительнее соответственно большим пальцем. Затем на словах с ударением на втором слоге – делая особый нажим указательным пальцем ведущей руки, и так далее.

Не делайте резких движений, Для Вашей речи важна плавность перехода, как от слога к слогу, так и от слова к слову. Освоив эту методику, Вы сможете перейти уже к полноценным фразам и предложениям, более продолжительным и сильным нажатием пальца выделяя их логический смысл.

На четвертом этапе можно приступать к работе над текстами. Используйте для начала короткие речевки, истории, или сказки, отлично Вам знакомые. Разделите текст на слова и фразы, между которыми можно успевать расслаблять руку, т.е. делать небольшие паузы и, так сказать, «переводить дух». Освоив это можно переходить к более сложным текстам и уменьшать промежутки между расслаблениями. На этом же этапе человек уже полностью избавляется от заикания и начинает работать над общением без использования руки, осваивать выразительность своей речи.

Для этого, как и для любого другого метода очень важны тренировки в реальной жизни. Если не применять на практике свои знания, достичь существенных результатов невозможно. Не бойтесь общаться, на первом этапе избавиться от страха помогут разнообразные вспомогательные хитрости, по типу синхронизации с пальцами, но Вам просто необходимо много общаться, выговариваться, если хотите.

В большинстве случаев избавиться от заикания у детей в раннем возрасте не составляет особенных проблем, как правило, любой метод дает очень хороший результат. Поэтому затягивать с лечением не стоит, не откладывайте решение проблемы с речью. Если же Вы уже упустили момент – ни один из них не будет лишним, пробуйте разные методики, того как избавиться от заикания, сочетайте массажи и психологические приемы. А главное помните: никто кроме Вас самих не сможет Вас вылечить, именно Вы – полноправный и бесспорный хозяин своей речи.

ladyvenus.ru

Пожалуйста, отзовитесь, кто вылечил заикание?!

Список сообщений топика «Пожалуйста, отзовитесь, кто вылечил заикание?!» форума Родительское собрание > Детская психология и развитие

Автор: Anonymous Статус: анонимный пользователь Время: 22:34 Дата: 21 окт 2007

Автор: Corsica Статус: VIP Время: 23:45 Дата: 21 окт 2007

Потмогает петь, говорить шепотом, говорить медленно — ну это прописные истины.

Вообще в этом с возрастом какая-то своя прелесть появляется 🙂

Автор: Ternovnik Статус: Опытный пользователь Время: 10:10 Дата: 22 окт 2007

Автор: Тоже Статус: анонимный пользователь Время: 05:30 Дата: 22 окт 2007

Автор: Ternovnik Статус: Опытный пользователь Время: 10:12 Дата: 22 окт 2007

Автор: Anonymous Статус: анонимный пользователь Время: 19:07 Дата: 22 окт 2007

заикание действительно не лечится, это я вам с 30 летним опытом заикания говорю. но с возрастом привыкаешь и относишься иначе, чем в школе.

все было и слезы и отчаянье.

можно контролировать свою речь, правильно дышать, не торопиться и тд

вылечить можно только в самом начале, если сразу его не остановить, ничего не поможет

Автор: Мам Фень Статус: Пользователь Время: 11:46 Дата: 22 окт 2007

Ну и с возрастом научился сам себя контролировать, ему помогает выдыхать перед фразой.

Автор: Алиса в городеN Статус: Пользователь Время: 19:13 Дата: 22 окт 2007

Добавлю: логопеды это не «лечат» (заикание — это не болезнь), это устраняют только нейрофизиологи, ведь это проблема не речевая, а проблема в функционировании мозга.

На сегодняшний день найдены способы устранения заикания в любом возрасте. И это методы именно нейропсихологиеские (например, ультразвуковое стимулирование определенных отделов мозга и др.).

Ничего не буду говорить о методе Арутюнян, поскольку личного опыта нет))), но многие хвалят.

Автор: Тоже Статус: анонимный пользователь Время: 19:50 Дата: 22 окт 2007

У меня как перенервничаю, ни слова не могу из себя выдавить 🙁 Хуже, чем в школе было.

Автор: Алиса в городеN Статус: Пользователь Время: 19:18 Дата: 23 окт 2007

Устранить заикание — можно, чисто теоретически, и сегодня находятся все новые и новые методы, поскольку именно в последние годы произошли удивительные открытия в нейрофизиологии. Возможности мозга поистине безграничны, с ним только надо как-то договориться:-)

Автор: Corsica Статус: VIP Время: 01:14 Дата: 23 окт 2007

. например, ультразвуковое стимулирование определенных отделов мозга.

Ууууу. Не, я лучше уж буду заикаться. Напоминает жуткую картинку кошки с проводами в башке 🙁 Брррр!

Рожать-то вредно стимулировать. А мозг — это же вообще штука тончайшая.

Автор: Алиса в городеN Статус: Пользователь Время: 19:11 Дата: 23 окт 2007

Это, предположим, выполнение определенных действий, в результате чего «протаптываются нейронные дорожки», замыкается так называемый «речевой круг». Например, есть один очень интересный, на мой взгляд, достойный внимания метод, когда человек наговаривает в микрофон текст, который определенным образом обрабатывается через спец. компьютерную программу,- и в результате человек слышит свой собственный текст в нормальном исполнении — без заикания. Именно в этот момент происходит стимулирование нужных «дорожек» и «склеивание разорванных мест речевого круга»(если так можно выразиться, чтобы популярнее. )))))))

восприятие-тире-воспроизведение — вот этот механизм и стимулируется.

А провода в башке — тоже бывают))) Ну, каждый сам вправе выбирать, что ему лучше))))

Автор: Xelenka Статус: VIP Время: 13:19 Дата: 24 окт 2007

Исправили сильное заикание, девочка прекрасно говорит!

Но, конечно, сил и времени было вложено в это очень много.

Автор: medusa_g Статус: Пользователь Время: 14:37 Дата: 24 окт 2007

Автор: Xelenka Статус: VIP Время: 20:27 Дата: 24 окт 2007

Сколько времени — не помню. Но долго и постоянно занимались. Год, если не больше.

Автор: medusa_g Статус: Пользователь Время: 22:39 Дата: 24 окт 2007

Автор: Ternovnik Статус: Опытный пользователь Время: 21:11 Дата: 25 окт 2007

Автор: Ternovnik Статус: Опытный пользователь Время: 07:12 Дата: 24 окт 2007

Что логопеды это не лечат уже поняла,назначают фенибут, пантогам и лечить, начиная с 5-ти лет, не понимаю только — зачем они за это берутся? Ведь логоритмикой заикание не исправить, да, можно немного подкорректировать, но заниматься надо ооочень долго и упорно. У нас начало таких занятий спровоцировало сильный рецидив. А попробуй заставь заниматься 4-х-5-тилетнего ребенка, у которого отсутствует мотивация к излечению, т.е.он просто не обращает внимания на свой запинки, разумеется, когда они идут в легкой форме. Когда сильное ухудшение — замечает, что ему трудно говорить, говорит об этом мне, но и все.. Вобщем начинаем заниматься в центре Арутюнян, очень хочется надеяться.

Автор: никитина мама Статус: Пользователь Время: 20:54 Дата: 22 окт 2007

Вам уже посоветовали Институт дефектологии и медицинской психологии на Таганке. Это самый оптимальный вариант. Они уже очень давно работают с логоневрозами. У них шикарные методики преодоления запинки.

Что касается методики Арутюнян. Она читала у нас курс заикания. Насколько я поняла, она работала с взрослыми. И получала неплохие результаты. Может быть она сейчас адаптировала свою методику к детскому возрасту. Не знаю.

В двух словах о принципах её работы. Это в основном групповые занятия, преодоление страха диалога, путём создания искусственных ситуаций, когда нужно подойти к незнакомому человеку на улице и спросить что-то и арт-терапия.

Автор: Ternovnik Статус: Опытный пользователь Время: 06:56 Дата: 24 окт 2007

А сада №1848 говорят больше не существует.

Автор: medusa_g Статус: Пользователь Время: 12:02 Дата: 24 окт 2007

Автор: Ternovnik Статус: Опытный пользователь Время: 16:45 Дата: 24 окт 2007

а вам желаю огромного терпения и удачи!

Автор: Xelenka Статус: VIP Время: 12:59 Дата: 25 окт 2007

Удачи Вам! Главное — верьте в успех и старайтесь выполнять все задания 🙂

Автор: Ternovnik Статус: Опытный пользователь Время: 21:12 Дата: 25 окт 2007

Автор: Бузина Статус: Пользователь Время: 08:25 Дата: 23 окт 2007

Автор: Corsica Статус: VIP Время: 15:30 Дата: 23 окт 2007

Прикольный был садик.

А ремиссии могут быть длительными. По несколько лет. До очередного потрясения или сверхнагрузки.

Автор: Бузина Статус: Пользователь Время: 19:05 Дата: 23 окт 2007

Автор: medusa_g Статус: Пользователь Время: 14:21 Дата: 23 окт 2007

Автор: Лёля П Статус: Опытный пользователь Время: 15:35 Дата: 23 окт 2007

Автор: kisunishka Статус: Пользователь Время: 16:17 Дата: 23 окт 2007

Автор: ДашаПасх Статус: Новичок Время: 20:16 Дата: 23 окт 2007

Автор: Алиса в городеN Статус: Пользователь Время: 22:16 Дата: 23 окт 2007

. «Функциональное заикание — это очень частое явление, которое возникает у детей, как правило, в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления речи. Разумеется, причины у Ф.З. всегда есть. Их может быть много, или несколько, или всего одна. Но все они сопряжены с повышенным эмоциональным фоном в состоянии ребенка на данном отрезке времени. Этот фон может быть как отрицательным, так и положительным. Поэтому Ф.З. очень часто возникает у эмоциональных или ранимых, чувствительных детей.

Основная причина возникновения функционального заикания состоит во временной несогласованности работы полушарий мозга; запинки, повторы и другие признаки начинающегося заикания являются следствием повышенного тонуса двигательного речевого центра. В большинстве случаев заикание усиливается при общении, при необходимости быстро реагировать на вопросы или желании ребенка побыстрее высказать свою мысль; оно часто пропадает при разговоре ребенка наедине с собой, или даже при выступлении на сцене.

Причиной заикания может являться насильственное угнетение «слабого» полушария мозга (например, при переучивании левши или амбидекстра).

Отличие функционального заикания от настоящего логоневроза состоит в том, что функциональное заикание связано с кратковременным дисбалансом в работе полушарий мозга и носит временный характер (хотя и может при неправильном подходе перерасти в логоневроз); наличие же устойчивого логоневроза обусловлено, как правило, генетическими патологиями в развитии мозга, логоневроз может возникнуть как сопутствующая проблема в результате других серьезных заболеваний.

Также причинами воникновения Ф.З. являются:

-неправильная речь окружающих взрослых (также неправильные способы общения с ребенком: перебивание, недослушивание, одномоментная речь нескольких взрослых, множество вопросов и пр.)

-стрессовая ситуация (как постоянная стрессовая ситуация, так и единичный случай или эпизод из жизни; стресс может быть и «положительно окрашенным» — например, поездка в Дисней-ленд)- в этом случае не стоит «добиваться истины», выяснять у ребенка «может, что-то произошло в детском саду?», «может, тебя кто-то испугал или обидел?» — подобные выяснения обстоятельств могут только усугубить ситуацию.

Самое главное: функциональное заикание проходит при своевременном и правильном — аккуратном — вмешательстве родителей. Если вы сразу начали предпринимать верные действия, то заикание пройдет через две недели — именно за этот срок обычно восстанавливается баланс в работе головного мозга. Если найти правильные подходы удалось не сразу, то на устранение Ф.З. может уйти от 3-4 недель до 3-4 месяцев. Иногда даже при полном бездействии со стороны родителей Ф.З. проходит «само». Но чаще — если ситуация, которая спровоцировала Ф.З. не исчезает, — Ф.З. закрепляется.

1. Понаблюдать и выявить ситуации, в которых заикание проявляется особо явно или усиливается — может быть, это какая-то повторяющаяся ситуация (например, заставляют есть суп) или появление какого-то человека (даже любимого!). Этого человека и ситуацию вместе с ним необходимо устранить из жизни ребенка как минимум на две недели.

2. Желательно так организовать общение, чтобы ребенок больше молчал, разговаривал по минимуму. Не задавайте ему сложных вопросов, пусть отвечает «да», «нет». Всегда выслушивайте его ответ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ, и смотрите ему в лицо, когда разговариваете с ним.

3. Речь взрослого должна быть безукоризненной — четкой, ясной, достаточно громкой. Предложения должны быть короткими и понятными. Говорите МЕДЛЕННО.

4. Как минимум две недели нужно избегать различных зрелищ, повышенных эмоций, впечатлений, мультики — только такие, где мало разговаривают (и ни в коем случае не диснеевские «экшн»!), побольше музыки, рисования. Рисовать, кстати, хорошо одновременно двумя руками6 даете ребенку фломастеры в обе руки и пусть рисует симметричные узоры, бабочек, цветы и т.п. — это синхронизирует работу полушарий. А если делать это еще и под красивую музыку, то совсем хорошо.

5. Исключить игрушки с мигалками и сиренами.

6. Стоит ли говорить, что детей с признаками левшества и амбидекстрии ни в коем случае нельзя заставлять пользоваться правой рукой, или отчитывать за «леворукость». Ситуация угнетения более слабого полушария и блокировки доминантного еще больше увеличивает межполушарный дисбаланс, и результатом может явиться усилившееся заикание.

Режим, слушание музыки (восприятие хорошей музыки способствует синхронизации полушарий в работе мозга), никаких новых впечатлений (ни плохих, ни хороших) — все войдет в норму. Еще раз хочу обратить ваше внимание на невероятно целительное воздействие музыки. Разумеется, музыка не всякая подойдет. Но можете не сомневаться в Моцарте, Вивальди, Чайковском, Шопене, Равеле. Берите произведения мажорных тональностей и темпов средней подвижности.

Смотрите список «полезной» музыки в разделе «Музыка и мозг ребенка».

Если заикание приобретает хроническую форму и длится продолжительное время или периодически проявляется в результате провоцирующих обстоятельств, то есть основания говорить о наличии устойчивого логоневроза. Для лечения его необходима помощь НЕЙРОПСИХОЛОГА.

На всякий случай скажу, что на сегодняшний день существуют технологии, позволяющие В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ устранить логоневроз любой степени, при условии отсутствия органических поражений мозга.

В заключение добавлю, что очень многим знаменитым людям удалось справиться с проблемой заикания; более того, профессии этих людей были непосредственно связаны с речевой сферой: Демосфен (блестящий оратор), Наполеон (выдающийся полководец), Уинстон Черчилль (знаменитый премьер-министр Великобритании, красноречивый политик, у которого, к слову, и дислексия была), Мэрилин Монро (красавица-актриса, кумир не одного поколения) и многие другие.

eva.ru

Чтобы овладеть речью, нужно овладеть собой

Заикание сопровождало меня практически всю сознательную жизнь. Появилось оно еще в раннем детстве – лет в пять. Версий о том, из-за чего я начал заикаться, было несколько. Но наиболее правдоподобна, на мой взгляд, одна: по словам близких, я чего-то испугался в больнице. С тех пор и заикаюсь. Что уж там было такого страшного, не знаю – но людей в белых халатах, вне зависимости от того, врачи они или нет, все же опасался довольно длительное время. Первые два школьных года я учился в специальном учреждении – по сути, это была школа-интернат, где обычная общеобразовательная программа сопровождалась занятиями на исправление дефектов речи. Когда я перестал заикаться, меня перевели в обычную школу. Но прошел год, и все вернулось на круги своя.

Конечно, заикание сильно повлияло на мою жизнь – на то, что я сделал, а точнее – на то, чего не сделал. На самом деле я нормально общаюсь с более или менее знакомыми людьми. Мне сложно сблизиться с человеком без какого-то посредника, то есть без другого человека – общего знакомого. В общем, в свои 26 я решил попробовать избавиться от этого невеселого «спутника» жизни. О том, как проходило мое лечение, я и хочу рассказать. В течение месяца я ходил на занятия с логопедом, психотерапевтом и прочими специалистами и в течение всего этого времени вел дневник. Первой записью в нем стало сочинение на тему «Мое заикание». Полностью его приводить не буду – лишь некоторые моменты: «Я не раз осознавал, какой огромный след заикание оставило в моей жизни, в моей психике. И с каждым годом этот след представляется мне все больше и больше. Тем не менее, у меня никогда не было стойкого и сколь-либо длительного желания избавиться от заикания. Видимо, дело в том, что меня, по большей части, окружали весьма тактичные люди. За всю свою жизнь я помню всего один случай раздраженного замечания в адрес моего дефекта. Некоторые девушки даже говорили, что мне это идет и является своеобразной изюминкой. Однако если осознать весь вред, который принесло моему душевному состоянию это заболевание, можно с уверенностью сказать, что я совсем не тот человек, каким мог бы стать. Все эти годы у меня прямо перед глазами находился корень моей робости, застенчивости, нерешительности и причина заниженной самооценки, но я предпочитал его не замечать. Ведь для борьбы с ним пришлось бы разрушить текущий порядок вещей, чему, в свою очередь, препятствует моя нерешительность. Получается замкнутый круг».

Запинки – лишь вершина айсберга

Есть два вида заикающихся людей – одни к заиканиям относятся очень просто и легко. Второй тип – это люди, которые по этому поводу переживают. Я отношусь ко второму типу.Эта особенность заставляла меня прибегать к различным уловкам, хитростям. Поясню. Ум заикающегося человека обрабатывает мысль заранее и оформляет ее в слова. Прежде чем начать говорить, я продумываю, как это сделать лучше. То есть мозг заранее вычисляет сложные слова, может заменить их на синонимы, вставить слова-паразиты. Например, перед сложным словом мозг автоматически вставляет простое или гласную. Я долго считал эти особенности своей индивидуальной находкой. Но когда обратился к специалистам, понял: так делают все люди, страдающие этим заболеванием. Причем помимо тех приемов, что использую я, есть множество других. И врачам, работающим с нами, все эти уловки хорошо известны. На самом деле заикающийся человек начинает заикаться еще до разговора. Он озабочен не тем, что надо просто сказать фразу, а тем, что надо сказать ее не хуже других, как это уже бывало раньше. То есть человек заранее готовится к неудаче, из-за чего начинает нервничать еще больше. И, как следствие, больше заикаться. Хотя у меня бывает и так, что все происходит наоборот.Если я встречаюсь с незнакомым человеком и вынужден с ним разговаривать, то могу говорить без запинок. В процессе общения мы узнаем друг друга лучше, я начинаю чувствовать некую безопасность и… начинаю заикаться. То есть в общении с близкими и родными я иногда могу заикаться больше, чем с незнакомыми людьми. На первом же занятии мы попытались понять, что есть заикание. Оно описывается как айсберг. Люди видят лишь малую его часть – ту, что находится над линией воды. Это те самые злосчастные запинки. Но все мы знаем, что основная часть айсберга скрыта от человеческих глаз. Именно там находятся корни и следствия запинок. И их, к сожалению, предостаточно. Ведь человек, который заикается, все время живет в напряжении. На занятиях мы делали специальные упражнения на расслабление. Кроме того, успокаивает и то, что ты находишься в кругу людей, которые имеют схожие проблемы. В общем, именно там я реально прочувствовал разницу между моим обычным состоянием и состоянием человека, который может говорить без проблем и напрягов.

Не копи свои обиды про запас

Так вот в нижней, невидимой, но самой обширной части айсберга располагаются свойственные почти всем «заикам» обидчивость, неуверенность в себе. Зачастую из-за того, что нервничаешь, очень много внимания уделяешь мнению других людей о себе. По себе знаю: постоянно боишься, что тебя не так воспримут, не так поймут. В итоге предпочитаешь меньше говорить, а в незнакомой компании вообще помалкивать. Да, мы отличные слушатели, но не очень-то разговорчивы. Более того, из-за всего этого стараешься во время разговора не смотреть человеку в глаза. Если мне нужно разговаривать с человеком незнакомым или малознакомым, то взгляд в глаза – это сложно. Даже смотреть на человека сложно Я разговариваю, глядя в потолок, в сторону. Вообще в нижней части айсберга скрыто столько всего! Здоровым людям сложно поверить, что заикание может спровоцировать столько проблем, развить столько комплексов и страхов, однако корни этого заболевания необычайно глубоки. В общем, проанализировав все это, я понял, что избавление от заикания, вернее, от всех его следствий, станет очень мощным толчком к изменению моей жизни. То есть важно даже не избавление от собственно запинок, а иное ощущение себя. Сложность лечения заключается и в том, чтобы начать себя вести как здоровый уверенный человек. Вместо таблеток тут используется вера в себя, что, к сожалению, не всем под силу.

В нем можно выделить несколько аспектов. Немаловажное значение играет, конечно, логопедический – это тренировка правильного дыхания, правильного построения фразы. Поясню: в случае нормальной речи фраза состоит не из слов, а из слогов, то есть фраза проговаривается полностью, а слоги перетекают один в другой. У заикающегося этот механизм нарушен. Мы разговариваем словами. Для вас фраза – это фраза, а для заикающегося человека – это набор неких испытаний, каждое из которых нужно преодолеть. Фраза для меня не есть что-то цельное – я заранее обрабатываю мысль и «рублю» ее на слова. Именно из-за этого предварительного анализа реплики получаются отрывистыми. Плюс ускоренный темп речи. Заикающийся человек хочет говорить быстро – он думает, что он говорит медленнее и хуже, чем остальные, поэтому торопится. В общем, логопедия для меня была довольно проста – и правильное дыхание, и медленная плавная речь, и наука «открывания рта» в нужное время. Как выяснилось, если на первой гласной открыть рот, все пойдет значительно лучше. Ведь запинки чаще всего появляются на первой фразе. В какой-то момент мне даже стало скучно: в занятиях было много повторений, чтобы навыки отложились на подсознательном уровне. Это требуется для того, чтобы в какой-нибудь экстремальной ситуации полученные речевые навыки не уступили бы место прежним привычкам. Но далеко не все мне удалось сделать. Гораздо сложнее логопедических основ для меня стали так называемые функциональные тренировки. Некоторые даже оказались невыполнимы, но не физически, а, скорее, психологически. Самым сложным является преодоление страха перед общением с незнакомыми людьми. А суть этих тренировок заключалась в том, чтобы, например, идти на улицу и разговаривать с прохожими. Так мы должны были преодолеть свой страх перед общением. На первой тренировке я должен был пойти на улицу и общаться с людьми записками – узнавать, как пройти куда-то. В общем, это было не очень-то сложно, а местами даже забавно. Особенно когда один цыганенок, который, как выяснилось, не умел читать, решил, что я собираюсь подарить ему блокнот. Сложнее было после. Я проводил соцопрос о том, как люди относятся к заиканию. Выяснилось, что большинство – довольно спокойно и нейтрально. Только один человек признался, что его напрягает такая речь. В этот момент я порадовался, что в разговоре с ним ни разу не заикнулся.

Стихи как испытание

Еще одним аспектом лечения, который для меня оказался сложным в психологическом плане, была лечебная речь. Это такой тип речи, когда говорить надо очень медленно. Чисто физически я научился этому, но заставить себя так общаться с людьми не смог – уж слишком некомфортно, неудобно это для меня было. Получается, что я так и не преодолел себя. Я с этим ни капли не спорю – когда я понял, что нужно делать, то осознал: к некоторым моментам я реально не готов. Было испытание, которое я так и не заставил себя сделать. Нужно было пойти на остановку и рассказать стихотворение на лечебной речи. Не перешагнул через свои страхи… В последний день, когда окончился курс, мы шли домой с моей коллегой по несчастью, и вдруг она заявила: «Дима, идем на остановку, ты должен рассказать стихотворение!» И даже здесь я отказался – видимо, самый главный страх показаться не таким, как все, неправильным, странным, так и остался со мной. Но зато я, по крайней мере, его полностью осознал и думаю, что найду силы от него избавиться. Ведь в сущности это такие глупости – забивать себе голову мнениями и оценками совершенно незнакомых и неважных людей. Пройти курс лечения стоило хотя бы для осознания того, сколько в голове ненужных, мешающих комфортно жить мыслей. Еще одним интересным заданием было недельное молчание. Многое понял за это время – в частности, осознал, как прекрасно говорить.

Когда рухнет плотина

Я понял, что для меня главное — не заикание преодолеть, а просто перестать так тяжело относиться к общению. Как к испытанию. И я, безусловно, стал гораздо проще относиться ко многим вещам, связанным с моим заиканием. Я усвоил много важного, стал относиться проще к мнению других людей и к своей проблеме. Но она осталась со мной. В этом я не виню врачей – как я уже сказал, я сделал далеко не все, что нужно было. Однако для меня сейчас и это – серьезный шаг вперед. В последний день мы услышали, что наше лечение только начинается. Ведь заикание – это хроническая болезнь. То есть ты не можешь его вылечить – ты можешь взять его под контроль. Поэтому нужно определить для себя, что самое сложное, и делать это. Чтобы преодолеть свой страх, нужно идти туда, где страшно. Так что впереди еще много работы над собой…Как я уже писал в своем дневнике: «Сейчас мое заикание представляется мне плотиной. Плотиной, за которой находится множество не пережитых мной фрагментов моей собственной жизни: несделанные дела, нереализованные возможности, непережитые чувства и много-много-много несказанных слов. А тут, по эту сторону, слишком много молчания и пустоты. И я верю, что скоро эта плотина рухнет. Надеюсь, что не захлебнусь от счастья».

Екатерина ШВЫРИНА, заведующая логопедическим отделением, в котором проходило лечение:

— Заикание – это сложное заболевание, которое вызывается не одной, а множеством причин. И точного патогенеза развития этого заболевания пока еще не найдено. Воздействуем мы на все возможные причины, которые могут способствовать возникновению заикания. Мы работаем по методике профессора Лилии Зиновьевны Андроновой-Арутюнян. Именно она открыла этот центр, занималась обучением логопедов. С нашими пациентами работает врач, который использует лечение медикаментами, если имеется некая органическая предрасположенность к заиканию с детства. Также с пациентами работает психотерапевт. Ведь в возникновении заикания и поддержании его часто большую роль играют психологические проблемы. Главное – понимать: это не пассивный способ лечения. Это большая работа самого пациента. Многое зависит от того, насколько правильно он выполняет эту работу.

Ключевым моментом метода профессора Лилии Андроновой-Арутюнян является синхронизация речи с движениями пальцев рук. Рука не отвлекает человека от акта речи, а своими последовательно организованными движениями запускает речь, устраняя спазматические задержки, определяет темп, ритм речи и даже помогает восстановить нарушенную у заикающихся интонацию. Благодаря руке новая речь становится как бы источником спокойствия.Работа начинается с режима молчания (до 4 дней). Это время необходимо для обучения новым речевым навыкам. С помощью руки ученики уже через несколько занятий начинают говорить без заикания, но темп речи пока медленный. До лечения заикания многих пугает медленный темп речи на начальном этапе, но, научившись правильно говорить с рукой, ученики воспринимают его уже не как наказание, а как награду.Речь быстро выходит из логопедического кабинета. Начинаются тренировки нового речевого навыка в условиях реального общения. Эти речевые тренировки занимают важное место в преодолении заикания.

Мнение экспертаОльга ДОЛГОДВОРОВА, логопед:

— Логопеды всегда говорят: «заикание нельзя вылечить, от заикания можно вылечиться». Если человек приходит, чтобы просто попробовать, то это должного эффекта не даст. Дима осознанно и с рабочей мотивацией подошел к лечению заикания, но всю информацию, которую он получал, он перемалывал через жернова своего сознания. В итоге на выходе получалось нечто иное, чем если бы он просто выполнял задания. Да, что-то было делать страшно, непривычно, неудобно. В итоге он принял, понял и сделал 20-30 % того, что мог бы сделать. Безусловно, вылечиться хотят все, кто пришел в клинику, но преодолевать психологические сложности готовы далеко не все. Хочу отметить, что критерий излечения от заикания не только в исчезновении запинок – это не самое главное. Главное – увеличить речевую активность, научиться управлять собой и своей речью, понять, что над собой надо работать, даже если изменений немного. Конечно, сложно за месяц перекроить себя полностью. Но человек должен чувствовать себя вылечившимся. Излечиться – значит перейти на мышление здорового человека, когда заикание не влияет на его жизнь и его восприятие мира. Всегда надо помнить: лечение от заикания – это работа на всю жизнь. Выносы-цитаты из дневника

— Молчать тяжело. Причем не с людьми, а с самим собой.

— Поймал себя на мысли, что впервые за много лет уже несколько дней не заикаюсь (хотя бы потому, что молчу). Уже из-за этого стоит попробовать режим молчания. В целом я доволен тем, что со мной происходит. Интересно, что будет дальше.

— Функциональные тренировки очень сложны для меня. Еще до лечения, после консультации, я был очень воодушевлен и представлял, как перешагну через свои страхи и комплексы, узнаю, что способен на большее, чем мог и делал до сих пор. Но чем ближе я к реальным испытаниям – тем страшнее.

— Функциональная тренировка – разговоры с прохожими на лечебной речи. Это определенно труднее, чем с записками. Я опросил немного людей. Кажется, половина из них сочли меня наркоманом. Многие отворачивались и уходили. Кто-то просто игнорировал. Можно сделать вывод, что почти все люди боятся других людей.

— Я прихожу к выводу, что мое заикание основано в большей степени на психологических проблемах, нежели на речевых. Когда я смогу чувствовать себя с людьми легко – тогда смогу нормально разговаривать. В общем, чтобы овладеть речью, нужно овладеть собой. Разговаривать на лечебной речи с людьми сложно. Если человек более 20 лет опасался случайно заговорить не как все, то мысль о том, чтобы сделать это намеренно, кажется ему просто невозможной. Эту проблему сложно решить, даже полностью ее осознав.

www.medinformburo.ru