Аутизм как общаться

10 советов как общаться с людьми с аутизмом

Пожалуйста, имейте в виду, что мы все разные. Перечисленные проявления варьируются от человека к человеку. Приведенные ниже советы написаны с моей, аутичного человека, точки зрения. Это только руководство. Не стесняйтесь задавать мне любые вопросы, чтобы я мог пояснить и уточнить любые неясные аспекты. Спасибо за чтение этого руководства.

Стив Саммерс, автор манифеста «У меня аутизм и я устал».

1. Пожалуйста, всегда имейте в виду, что коммуникативные сложности являются неотъемлемой частью аутизма. У нас есть трудности с чтением социальных сигналов и языка тела. Будьте терпеливы и относитесь с пониманием.

2. Мы склонны понимать вещи буквально и часто имеем проблемы с чтением между строк. В результате мы можем задавать много вопросов, чтобы прояснить, что вы подразумеваете под тем, что говорите. Мне сказали, что я задаю много вопросов. Не обижайтесь на это. Это наш способ удостовериться, что мы понимаем то, что вы говорите нам. Мы можем повторять вам ваши же слова, чтобы получить аналогичную вашей картину ситуации.

3. Если мы не понимаем то, что вы говорите, пожалуйста, будьте терпеливы и конкретизируйте сказанное, объясните, что вы имели в виду. Не думайте, что у нас отрицательные или враждебные намерения, если мы неправильно поняли то, что вы сказали. Имейте в виду, что общение трудно для нас. Вещи, которые естественны для вас, нам даются с дополнительными усилиями.

4. Пожалуйста, не обижайтесь на наш стиль общения. Мы стремимся быть откровенными, честными и говорить по сути. Некоторые люди могут интерпретировать это как тупость или грубость. Мы не собираемся обижать вас, не говоря сладких речей. Мы не намерены быть грубыми. Пожалуйста, не понимайте превратно и не считайте, что мы атакуем вас. Помните, что общение трудно для нас. Не домысливайте негативно. Слишком часто нас одергивают и обижают те, кто не дает нам некоторое послабление и презумпцию невиновности.

5. Пожалуйста, не ожидайте от нас зрительного контакта. Возможно, мы сможем заставить себя установить зрительный контакт, но это не удобно для нас. Зрительный контакт происходит за счет сознательного усилия. Эта работа отвлекает от прослушивания и понимания того, что вы говорите. Я стараюсь смотреть на рот человека чаще, чем в их глаза. Другие аутичные люди тоже редко смотрят на ваше лицо. Это нормально.

6. Пожалуйста, имейте в виду, что мы, скорее всего, прошли через изоляцию, игнорирование, насмешки и издевательства в прошлом. Если мы кажемся тревожными или опасающимися, то это может быть вызвано жизнью в мире, который неправильно понимает нас и часто враждебен к нам. Мы должны упорно трудиться, чтобы протянуть руку помощи другим. Пожалуйста, потрудитесь относиться к нам с пониманием и добротой. Если мы понимаем, что вы игнорируете нас, то это повод плохо себя чувствовать. Мы способны упорно добиваться обратной связи с вами.Пожалуйста, обнадеживайте нас и ясно выражайте свою поддержку.

7. Пожалуйста, не говорите с нами свысока. Относитесь к нам как к равным. Наши голоса могут казаться невыразительными или иметь необычный тон. Мы не можем говорить как вы. Вам потребуется использовать наш стиль речи. Пожалуйста, будьте терпеливы с нами. Нам требуется некоторое время, чтобы сформулировать ответы.

8. Пожалуйста, не говорите слишком громко и не кричите на нас. Это очень болезненно для нас. Когда кто-то приходит ко мне и говорит слишком громко, то я аж подпрыгиваю. Будто кто-то выскочил в темноте и закричал на меня «Бу!». Это вызывает выброс адреналина в моем теле. Я не люблю этого.

9. Пожалуйста, не трогайте нас без предупреждения. Иначе это заставит нас отдернуться. Нам не нравятся неожиданные касания.

10. Пожалуйста, не думайте, что нам не хватает сочувствия или эмоций. Мы реагируем на отрицательное или предвзятое отношение. Мы знаем, когда люди смотрят на нас сверху вниз или враждебно относятся к нам. Мы автоматически отключаемся, если вы выказываете нам неуважение.

www.aspergers.ru

Вопрос-ответ. Как общаться с ребенком с аутизмом?

Рекомендации родителям по развитию позитивных отношений с ребенком

Используйте декларативный язык

Декларативные утверждения позволяют вам поделиться тем, что вы чувствуете или хотите, но не требуют от вашего ребенка вербального ответа. Этот подход моделирует для ребенка естественный язык, на котором говорят другие дети, что может увеличить желание ребенка общаться с вами. Используйте декларативный язык, чтобы делать ребенку комплименты, секретничать, удивляться, комментировать и делиться своими эмоциями.

— Делитесь опытом и эмоциями: «Я такая голодная», «Мне совсем не весело», «Ух ты, посмотри на это!», «Интересно, пойдет ли сегодня снег?»

— Приглашайте ребенка делать что-то вместе с вами: «Давай пойдем на площадку», «А вот и мыльные пузыри!»

— Отмечайте победы ребенка: «Отлично!», «Дай пять!», «Мы это сделали!»

— Подбадривайте или предлагайте решения: «Ты справишься!», «Давай передохнем?»

— Вспоминайте о прошлом опыте (используйте для этого фотоальбом с фотографиями конкретных ситуаций): «Нам было так весело», «Эта поездка моя самая любимая».

— Описывайте действия (вместо инструкций): «Мы наденем наши ботинки», «Побежали вместе, так быстро побежали!».

Ребенок никак не должен отвечать на декларативные утверждения, но он может сделать это вербально или невербально. По моему опыту декларативные утверждения расширяют навыки социального языка моего ребенка, увеличивают его готовность к сотрудничеству и желание общаться.

С другой стороны, императивные утверждения и вопросы оказывают давление на ребенка — требуют от него ответной коммуникации, говорят ему, что делать, вынуждают сделать выбор, требуют правильного ответа.

Примеры императивных фраз: Сколько тебе лет? Какой это цвет? Скажи «спасибо». Во что хочешь играть? Надень ботинки.

Учителя почти всегда разговаривают с учениками императивными фразами. Такие фразы просты и позволяют добиться быстрых результатов. Но в отличие от декларативного языка, они не моделируют естественное общение. Почти любое императивное утверждение можно сформулировать как декларативное, если подойти к этому творчески.

В каких-то ситуациях императивные фразы необходимы, но необходимо уменьшить долю императивного языка в вашей речи. Императивные фразы должны составлять не более 20% от всей вашей коммуникации.

Моделируйте социальную коммуникацию

Используйте с ребенком те формы коммуникации, которые вы хотели бы услышать от него. Если вы хотите услышать «пожалуйста», «спасибо» и «извини», то не забывайте говорить эти слова сами по отношению к вашему ребенку.

Прежде чем обращаться к ребенку, встаньте в непосредственной близости от него. Будьте на уровне его глаз (наклонитесь, присядьте, подсадите ребенка повыше), не дальше чем на расстоянии вытянутой руки, с максимальным уровнем контакта. Не пытайтесь привлечь внимание ребенка из другого конца комнаты!

Не выходите за пределы способностей ребенка

Дети с аутизмом могут отличаться хорошими навыками в одной области, но иметь задержку в других областях. Например, вашему ребенку может быть очень трудно бросить или даже подкатить мяч, но он может с удовольствием прыгать на гимнастическом мяче.

Типичная ошибка — переоценка способности ребенка выполнить простые задания или принять участие в игре. Ищите способы упростить задание. Когда общаетесь с ребенком, опирайтесь на то, что он точно умеет делать.

Делайте вместе простые, короткие и повседневные занятия, например, чистите вместе зубы в одно и то же время, или заклеивайте и отправляйте письма. Моделирование таких действий взрослым помогает ребенку учиться.

Потом вы поймете, что пора переходить на следующий уровень. Сделайте его развлечением.

Уважайте особенности контакта глазами

Не настаивайте на контакте глазами с помощью таких команд как «Посмотри не меня» и не хвалите за «Хороший взгляд». Исследования показывают, что прямой взгляд в глаза может быть дискомфортным для некоторых людей с аутизмом, и что он может вызывать тревожность. По моему опыту, естественный, социальный контакт глазами развивается с течением времени, когда ребенок учится обращать внимание на лица других людей во время общения.

Сопровождайте свою речь невербальной и альтернативной коммуникацией

Многим детям с аутизмом трудно воспринимать устною речь других людей, их могут постоянно отвлекать другие стимулы из окружающего мира. Во время коммуникации с ребенком не просто говорите — используйте все свое тело, включая мимику, движения руками и ногами.

Сопровождайте свою речь фотографиями и рисунками, которые отражают то, о чем вы говорите. Выучите несколько жестов из жестового языка и сопровождайте ими соответствующие слова (это может оказаться очень полезным).

Попробуйте «онеметь» на время и в качестве игры общайтесь с ребенком исключительно невербально и с помощью альтернативных средств. Реакция вашего ребенка может вас удивить!

Зрительное внимание, указательный жест и теория психического

Один из классических симптомов аутизма заключается в том, что дети не показывают на предметы, чтобы привлечь к ним чужое внимание. Считается, что у детей с аутизмом есть проблемы с теорией психического — им бывает трудно понять, что вы думаете не так, как они.

Однако вы можете поощрять развитие этого навыка. Например, если ваше лицо будет демонстрировать информацию, которая нужна ребенку, то вы научите ребенка зрительному вниманию к чужим лицам. Для этого сделайте ваше лицо более веселым и интересным для внимания. Увеличьте свою мимику и жесты. Используйте макияж, шляпу или очки, которые сделают ваше лицо интересным предметом для ребенка.

Вряд ли полезно постоянно указывать ребенку с аутизмом, что ваш опыт и мысли отчаются, в то время как у ребенка нет навыков, чтобы это понять. Я видела, как мой сын начинал рассказывать учителям про свою вечеринку на день рождения: «А помните… » На что учителя отвечали: «Нет, я не помню, потому что меня там не было». Это лишь вызывало замешательство у сына, и он прекращал разговор. До развития теории психического можно было бы ответить: «Наверное, это было очень весело! Люблю торт на день рождения». Или: «Ты про свой день рождения? Наверняка там было очень весело». А затем подождать, чтобы ребенок продолжил делиться опытом.

Сделайте свою речь важной

Если хотите привлечь внимание ребенка, не надо постоянно повторять его имя. Попробуйте привлечь внимание жестом или кашлянув. Произнесите его имя один раз, а затем похлопайте по плечу. Не надо повторять имя несколько раз подряд, ребенок просто научится его игнорировать, в том числе в ситуациях, когда вам необходимо, чтобы он откликнулся на имя.

Не перегружайте ребенка слишком длинными фразами, пусть длина предложений в вашей речи соответствует возможностям вашего ребенка. Возможно, ребенок может за раз воспринять лишь несколько слов! Не «сюсюкайте», не говорите с ребенком как с младенцем, просто упрощайте свою речь.

Сделайте свою речь важной, подчеркивая ключевые слова в предложениях с помощью громкости голоса, пауз, интонирования, акцента и других способов. Рекомендуется соблюдать следующие правила при разговоре с ребенком с аутизмом: говорите меньше, подчеркивайте ключевые слова, говорите медленно и показывайте, что вы имеете в виду, с помощью жестов или наглядных материалов.

outfund.ru

Детский аутизм: особенности общения с ребенком

Детский аутизм: особенности общения с ребенком

Детский аутизм – это отклонение от нормы психологического развития, выражающееся в особом контакте с окружающим миром. Ребенок, больной аутизмом, постоянно уходит в свой внутренний мир и не стремится взаимодействовать с миром внешним.

Признаки детского аутизма:

  • сниженная потребность или полное отсутствие потребности в общении с окружающими;
  • страх новизны или любой перемены в окружающей среде (например, на то, что родители передвинули шкаф в детской);
  • стереотипные игры и поведение (может часами перекладывать листочки, сортировать предметы);
  • расстройство навыков речи.
    • агрессия на родителей в ответ на их непонятные ребенку действия, на новых людей, зашедших в квартиру (особенно если раньше ребенок их не видел);
    • реакции протеста в знак несогласия (например, выбрасывание посуды из шкафа, потому что один из родителей отлучился из дома по делам);
    • расстройство интеллекта, проблемы с концентрацией внимания, обучением.
    • Характеристика раннего детского аутизма

      Детский аутизм наиболее четко виден в период 3–5 лет, но одиночные симптомы у детей наблюдаются и в более раннем возрасте.

      Аутические дети обычно с раннего детства стремятся к одиночеству. Они могут быть равнодушны к родителям, которые о них заботятся, могут вести себя так, словно их нет рядом. Ряд детей склонны прогонять от себя взрослых, стремясь остаться наедине с собой. Любое изменение окружающей действительности или привычного ритма жизни сопровождается протестом: плачем, криками, валянием по полу.

      У аутических детей может быть задержка в усвоении навыков самообслуживания. Они могут не уметь умываться, пользоваться туалетной бумагой и т. п.

      Уровень интеллекта таких детей варьируется. Известны случаи тяжелой умственной отсталости, нормального развития интеллекта и детей-гениев в какой-либо области. Часто такие талантливые дети имеют хобби, не соответствующее их возрасту. Например, разбираются в компьютерных программах не хуже дипломированного специалиста.

      Речевое развитие детей может быть нормальным или с задержкой. Но в любом случае такие дети не стремятся общаться с другими, игнорируют заданные им вопросы, часто повторяют вопросы, вместо того чтобы ответить.

      Общение с детьми-аутистами: советы родителям

      Вам кажется, что ваш ребенок «плохо» себя ведет? Не слушается, лазает повсюду, раскидывает вещи, кричит в общественных местах? На самом деле его поведение – это не что иное, как реакция на внешние проблемы. Определите, что является раздражающим фактором для ребенка. Может быть, скопление людей в магазине или уличный шум? По возможности устраните эти факторы или избегайте их, и ваш ребенок станет спокойнее.

      Если вы всегда считали, что двухлетний ребенок уже хорошо должен пользоваться ложкой, несправедливо требовать этого от малыша-аутиста. Ваш ребенок совершенно другой. А следовательно, времени на приобретение данного навыка ему потребуется больше.

      Аутисты очень активны физически, а потому обеспечьте им безопасность. Укрепите шкафы, стойки, положите больше подушек на диван, мягкий ковер на пол. Уберите опасные или дорогие вам предметы из зоны доступа ребенка.

      Увеличьте требуемую ребенком сенсорную нагрузку и направьте активность ребенка в позитивное русло. Например, если ребенок любит лазать по мебели, постройте ему спортивный уголок или запишите в секцию. Заодно он приобретет друзей и будет развиваться физически.

      Искренне радуйтесь успехам ребенка и хвалите за каждое правильно сказанное предложение, за хорошие результаты в школе развития и т. п.

      Придумывайте веселые совместные игры. Аутистам трудно выражать эмоции, поэтому в данном направлении развития ребенка надо работать. Понаблюдайте, что особенно радует вашего сына или дочь? Крепкие объятия, щекотка или, может быть, шуточное закатывание в одеяло? Поиграйте с чадом.

      При раннем обнаружении аутизма (в младенческом возрасте) поведение

      и психофизическое развитие детей еще поддается коррекции. Между тем

      диагноз «аутизм» у детей в основном ставят в 3–4 года,

      когда процесс почти необратим.

      Общая программа коррекции нежелательного поведения

      Ее можно применять при отсутствии зрительного контакта, отсутствии реакции на инструкции, падении на пол, побегах от взрослых, стремлении забираться на высокую мебель, криках, ругательствах, шуме, плаче, истериках, ломании игрушек, крушении предметов, укусах, драках.

      Определяем для себя одно нежелательное поведение ребенка, с которым хотим поработать. Например, ребенок отбирает игрушки у других детей, причем отнятыми предметами не играет. Почему ребенок так себя ведет? Ведь игрушки, по сути, ему не нужны. Все правильно, цель ребенка – привлечь ваше внимание. Определите, когда это происходит? Например, когда вокруг дети, а вы читаете книжку. Перепланируйте свою деятельность. Если идете гулять, сделайте так, чтобы у вас с ребенком были общие дела на прогулке. А почитать книжку или поговорить по телефону можно в другое время.

      Обучите ребенка желаемому поведению. Например, чаще повторяйте ему «мы все дружно играем с детьми, делимся игрушками», придерживайтесь этого сценария, находясь среди других детей и взрослых. Поддерживайте верное поведение сына или дочери, играйте вместе с детьми.

      Не стимулируйте нежелательное поведение, не подавайтесь на провокации, не обещайте купить то-то и то-то, если ребенок прекратит так себя вести. Увлеченно займитесь чем-нибудь не раздражающим ребенка (например, поиграйте его игрушкой) или выйдите в другую комнату, если находитесь дома.

      Автор и эксперт: Ольга Самойлова, психолог

      www.medweb.ru

      Аутизм общение. Как общаться с ребенком-аутистом?

      Как общаться с ребенком-аутистом?

      У каждого аутиста наблюдаются серьезные проблемы с общением

      А потому, чтобы просто быть рядом с ним, не говоря уже о взаимодействии, следует соблюдать целый ряд правил

      Если вы родитель такого особенного малыша, то, со временем, вы найдете к нему подход, настроитесь на его, проявив свое чутье

      Если же аутичный ребенок родился у ваших родственников или друзей, вам придется заранее освоить основы взаимодействия с ним, чтобы не повредить его и без того поврежденной психике

      В любом случае, изложенная ниже информация может помочь вам наладить контакт с этим необычным человечком

      7 основных способов общения с аутистом

      Это основа основ во взаимодействии с аутичными детьми

      Не каждый человек сможет выдержать медлительность и монотонность такого малыша

      Не каждому понравится, что его вопросы и знаки внимания игнорируются

      Не каждый способен смириться с асоциальным поведением особенного ребенка

      Прибавьте к этому капризы, истерики, непослушание

      Дети-аутисты у всего своего окружения проверяют запасы терпения, а также учат взрослых людей развивать это ценное качество характера

      Просто всегда помните о том, что они ведут себя так не из вредности – им больно и страшно

      Но они имеют право на жизнь и на то, чтобы быть такими

      Старайтесь быть спокойными и выражать в сторону такого малыша лишь положительные эмоции

      Постарайтесь принять их

      Общение с особенными детьми – очень тонкое искусство

      Как учесть их непохожесть на других людей, но при этом не акцентировать внимание на этих чертах?

      Как наладить контакт с аутистом, не напоминая его постоянно, что он не такой, как все?

      Постарайтесь просто принять как факт, что есть такие люди, что среди ваших знакомых или родных тоже есть такой человечек

      С ним нужно общаться терпеливо, но при этом не стоит забывать, что он – всего лишь ребенок, который также нуждается в четко выстроенных границах и в назидательном отношении со стороны взрослых

      Разделяйте с ними их интересы

      Каждый человек, независимо от того, здоров они или имеет свои физиологические особенности, наделен рядом талантов

      Так и маленькие аутисты наверняка имеют свои увлечения

      Присмотритесь внимательнее к такому малышу – может быть, он

      Если вы проявите истинный интерес к его деятельности, то сможете стать для аутичного ребенка кем-то вроде друга

      Просто присоединитесь к нему, когда он ищет камни для своей коллекции

      Дарите ему машинки

      Хвалите и вешайте в рамку его картины

      Вы увидите, как благотворно влияют на особенного ребенка такие простые знаки внимания

      Профессиональный психолог делится секретами общения с аутистами

      Разговаривайте с ними

      Всегда говорите с маленьким аутистом, даже если он пока не владеет речью , даже если в ответ он произносит одно-единственное бессмысленное слово

      Всегда проговаривайте свои эмоции, свои действия, свои намерения

      Так вы личным примером учите ребенка общаться, устанавливаете с ним незримую связь, закладываете в его мозг программу, которая, со временем, сможет быть активирована вашими же усилиями

      Если ваше чадо немного говорит, то, опять же, проявляйте терпение, когда он медленно и непонятно излагает свои мысли

      Не перебивайте аутиста

      Не подгоняйте его

      Не договаривайте за него

      Это очень важно!

      Можете присесть на корточки перед ним, когда он пытается что-то сказать, смотрите ему в глаза, держите за руку

      Так вы оказываете особенному ребенку колоссальную поддержку

      Всегда подкрепляйте свою речь жестами

      Дети-аутисты, как правило, с трудом понимают речь

      В общении с ними идеально работает правило: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

      Если вы зовете малыша к себе, сделайте соответствующий жест руками

      Указывайте на предметы, которые вы хотите получить от него

      Всегда держите в голове микроцели

      Чем бы вы не собирались заниматься вместе с аутичным ребенком, всегда намечайте себе цель

      сейчас мы идем гулять

      сейчас он съест тарелку супа

      сейчас он освоит это упражнение

      Бесцельные коммуникации не приведут к положительным результатам

      Ваша глобальная задача по восстановлению маленького аутиста ежедневно должна складываться из сотен маленьких целей, которых вы обязательно должны достигать

      Просто любите их

      Умеет ли разговаривать ваш ребенок-аутист

      Быстро ли он прогрессирует

      Дает ли вам спать по ночам

      В любом случае, ему, как и каждому ребенку, нужна любовь

      Старайтесь как можно чаще проявлять это чувство по отношению к малышу – целуйте, обнимайте его, если он, конечно, позволяет это делать , говорите ему об этом, дарите свое внимание, свою заботу, свое тепло

      apicorrection.com

      Как общаться с аутистом? 15 советов на каждый день

      Фонд «Выход» опубликовал на своем сайте рекомендации людям, не затронутым аутизмом лично, от матери двух аутичных детей. С разрешения фонда публикуем эти полезные советы

      Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным детям

      1. Будьте терпеливы. На самом деле это относится к любым детям без исключения. У детей есть право быть рядом с вами в этом мире, есть право на полноценное участие в этом мире, который скоро будет принадлежать им. Дети в целом, но в первую очередь дети с особенностями развития, могут только учиться правильному социальному поведению, они могут шуметь в библиотеке (но если они громко любят книги, то как можно на них злиться?), они могут постоянно ерзать рядом с вами в самолете, они могут разрыдаться в очереди к кассе в супермаркете, потому что они увидели ту шоколадку (возможно, вам она тоже нужна, просто вы научились выражать свои желания социально приемлемым способом). Вне всяких сомнений, мы все плохо себя вели хотя бы изредка (или часто), и, если нам повезло, то рядом с нами были терпеливые и понимающие взрослые, даже если нам самим не хватало терпения.

      2. Спрашивайте и слушайте. Мой сын говорит. Это наше благословение, и это то, ради чего мы долго и упорно трудились. То, что он говорит, обычно исполнено смысла (хотя порою этот смысл известен только ему самому) и необычного взгляда на вещи. Мой сын говорит медленно, крайне медленно, он часто по нескольку раз повторяет части предложения, он говорит тихим монотонным голосом, практически без мимики, без жестов, не глядя в глаза. Остановитесь, присядьте, чтобы оказаться на его уровне, слушайте его, дайте ему время подобрать слова, дайте ему возможность говорить — ему действительно есть что сказать. Он научил меня очень многому, и я научилась верить ему, даже когда мне кажется, что он выдумывает, например, про ту розовую бетономешалку, но он действительно видел ее на стройке вниз по улице.

      3. Обсуждайте с ними их интересы. Цитата из Темпл Грандин недавно заставила меня задуматься о детях и об их личном понимании своего аутизма: не побуждаем ли мы их слишком много думать о своих отличиях от других людей? Хотя мне кажется важным, чтобы мы, взрослые, проявляли понимание к этим детям, они не сводятся к своим диагнозам, нарушениям и неврологическим отличиям. Мне кажется, это тот самый момент, когда «принятие» становится важнее «информирования о проблеме». Настоящее принятие означает, что вы соглашаетесь, что нечто является частью вашего мира и вашей жизни, но вам нет нужды постоянно думать только об этом. У многих детей в спектре аутизма есть очень удивительные интересы, либо интересы, в которых лишь они способны увидеть что-то удивительное, эти интересы позволяют им сохранить душевное равновесие и спокойствие, и порою, при правильной поддержке и поощрении, они могут стать экспертами в области своего интереса и сделать его своей карьерой. Спросите у моей дочери что-нибудь о кондорах, и вас ожидает очень длинный (и очень информативный) разговор, и я уверена, что он доставит вам такое же удовольствие, как и ей. Присоединитесь к моему сыну, когда он собирает маленькие камушки в парке. Это успокаивает, и вы тут же установите с ним отношения, которых не добиться одними лишь словами.

      4. Общайтесь с ними и принимайте их коммуникацию с вами. Большинство детей в спектре аутизма имеют те или иные проблемы с коммуникацией, которые могут быть как сильно выраженными, так и почти незаметными. Если ребенок не говорит и не имеет других средств коммуникации, то вы можете наблюдать за его поведением, за тем, что он делает, что доставляет ему удовольствие — общайтесь на этом уровне или просто будьте рядом без привычной коммуникации, для многих это уже очень большой шаг. У меня не так уж много опыта с неговорящими детьми, но я знаю, что поведение — это коммуникация, и если вы относитесь к ребенку с принятием, и вам комфортно в его присутствии, то это тоже форма коммуникации, которая может оказаться очень полезной для вас обоих. Дети, которые могут говорить, также имеют отличия в коммуникации, так что мы должны осознать, что при общении с ними какие-то стереотипные аспекты коммуникации могут отсутствовать (например, очень часто это контакт глазами), кроме того, они могут иначе интерпретировать язык (смотрите пункт 2).

      5. Любите их. Потому что, в чем еще нуждаются все дети, если не в любви и принятии? (Помимо кислорода, еды, воды и крыши над головой, но вы поняли мою мысль).

      Пять способов проявить принятие по отношению к аутичным взрослым

      1. Проявляйте уважение. Независимо от того, есть ли у человека видимая инвалидность или нет, трудно ли ему дается коммуникация или нет, каждый человек заслуживает, чтобы к нему относились достойно и с уважением. Мне кажется, нет смысла объяснять этот пункт, но нам всем не мешает как следует его обдумать.

      2. Общайтесь с ними. Независимо от того, как человек общается с вами, в том числе, если он использует iPad, компьютер, SMS, печать или устную речь для коммуникации, слушайте его, задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Аутичные люди — это главные эксперты в отношении своего опыта, и каждому есть чему у них поучиться. Многие взрослые люди в спектре аутизма очень много работают, чтобы поделиться с другими людьми своими идеями и важным опытом в отношении аутизма как части нашего мира. Примеров тому масса: это и новая книга Карли Флейшман, и биография Темпл Грандин и забавные комиксы «Dude, I’m an Aspie!»

      3. Анализируйте собственное поведение. Вы не делаете ничего странного, когда остаетесь наедине с собой? Бывает, что вы перебиваете других людей? У вас нет привычки постукивать ногой по полу или пальцами по столу, когда вы нервничаете, или вам скучно? У каждого из нас есть самостимулирующее или саморегулирующее поведение. Повторяющееся поведение при аутизме может привлекать больше внимания, оно может быть намного интенсивнее или стереотипнее, но его суть та же. И все мы время от времени допускаем социальные ошибки и бываем невольно грубы или надоедливы. Каждый время от времени нарушает неписанные социальные правила.

      4. «Придумывайте извинения». Будучи мусульманами, наша семья следует правилу «придумывать извинения» (или, по крайней мере, она должна ему следовать). Некоторые жалуются на грубость или надоедливость аутичных людей, но если мы знаем, что человек аутист (и даже если мы этого не знаем), мы должны «придумать извинения» его действиям, прежде чем обижаться и игнорировать другого человека. Кто-то может показаться невежливым, например, как описывает Джон Элдер Робинсон в своей книге «Будь другим», человек может переключить телевизионный канал, хотя в комнате есть другие люди, которые его смотрят. Но есть ли в таком поведении злой умысел? Или человек действительно не заметил, что другие люди смотрят телевизор, или что они вообще присутствуют в комнате?

      5. Откажитесь от жалости. Жалость подразумевает предположения насчет чужих неудач и чувство собственного превосходства благодаря своей удаче. Можно испытывать жалость к тому, кого постигло внезапное несчастье — потеря члена семьи, онкологическое заболевание, уничтожение дома во время стихийного бедствия. Это внезапные события, которые мы никак не можем контролировать. Жалость к человеку лишь потому, что его разум или тело развивались иначе, чем ваши, означает, что вы считаете этого человека беспомощным, и что вы игнорируете его попытки использовать существующие способности и сильные стороны, чтобы контролировать свою жизнь настолько, насколько это возможно. Жалость — это прямая противоположность принятия, откажитесь от нее.

      Пять способов проявить принятие по отношению к родителям аутичных детей

      1. Перестаньте использовать катастрофичный язык. Это опасно. Мы можем контролировать, как мы реагируем, и как мы общаемся с родителями, и СМИ несут львиную долю ответственности за это. Не нагнетайте обстановку, не говорите, что вам жаль, потому что отчаяние опасно воздействует на родителей, из-за таких взглядов детей убивали!

      2. Будьте рядом. Это самый надежный способ оказать помощь. Если родители страдают от стресса или хронической усталости, выслушайте их. Предложите им готовый обед, мытье посуды, посидеть с ребенком. И при этом не забывайте о пункте 1.

      3. Не осуждайте и не давайте «ценных советов». «Я тут читала про диету/теорию/исследование/метод излечения», «А вы слышали, что Дженни Маккарти…», «Я уверена, он это перерастет», «Тебе нужно быть более последовательной». Вы хотите как лучше, мы это понимаем, но мы все это уже слышали, это просто очередная истерия в СМИ, лишь очередное наследие обвинений в адрес родителей. Я научилась задавать вопросы, а не предлагать советы или свое мнение о том, чего я не знаю: «Какие виды терапии вы планируете попробовать?», «Я обязательно поговорю об этом с врачом/учителем/терапистом, посмотрим, что они скажут. Расскажи, что получится!» или просто «Хотелось бы мне предложить тебе какое-то решение. Если захочешь поговорить, то дай знать, по крайней мере, я всегда выслушаю».

      4. Приглашайте их. Та вечеринка, которая наверняка будет слишком напряженной для их особого ребенка? Все равно пригласите их. Дайте понять, что вы действительно их ждете, спрашивайте еще на стадии планирования, сотрудничайте с родителями (и с ребенком, если это возможно), чтобы сделать вашу вечеринку более доступной, сенсорно-дружелюбной, безопасной, спокойной и принимающей. Вам может быть сложно учитывать потребности ребенка, которые вы не до конца понимаете, но для семьи, которой редко выпадает возможность сходить на праздник, ваши усилия будут значить очень многое.

      5. Дайте им передохнуть. Зайдите на кофе и будьте готовы сами вытереть разлитый напиток. Сходите на прогулку и будьте готовы схватить ребенка, который побежал в сторону шоссе. Будьте готовы болтать в сопровождении громких самостимуляций. Пройдитесь по магазинам, потому что четыре руки лучше, чем две. Принимайте тот факт, что у ваших друзей или родственников есть аутичный ребенок, принимайте аутизм, научитесь чувствовать себя комфортно и наслаждаться его компанией. Ваша жизнь гарантированно станет интереснее!

      www.miloserdie.ru

      Записки аутиста. Как общаться с аутистами?

      Десять советов от взрослого человека с аутизмом

      1. Пожалуйста, не забывайте, что трудности с коммуникацией типичны для аутизма. Нам трудно воспринимать социальные сигналы или язык тела. Проявите терпение и понимание.

      2. Мы склонны понимать слова буквально, и нам сложно читать между строк. В результате, мы можем задавать кучу вопросов, чтобы прояснить, что вы имели в виду. Мне часто говорят, что я задаю слишком много вопросов. Не стоит на это обижаться. Это наш способ удостовериться, что мы действительно поняли вашу мысль. Мы также можем пересказывать собственными словами то, что вы только что сказали, чтобы добиться взаимопонимания.

      3. Если мы неправильно поняли сказанное вами, пожалуйста, проявите терпение и поясните смысл ваших слов. Не надо сразу предполагать, что мы отказываемся понимать вас из каких-то недобрых побуждений. Помните, что коммуникация может быть очень трудна для нас. Мы часто тратим дополнительные усилия на то, что вы делаете не задумываясь.

      4. Пожалуйста, не надо обижаться на наш стиль общения. Мы склонны к прямолинейности, честности и откровенности. Некоторые могу посчитать нас грубиянами и нахалами. Но если мы не приукрашаем действительность, мы не пытаемся обидеть вас. Мы не хотим быть грубыми. Пожалуйста, не надо думать, что на вас нападают, и защищаться. Помните, что коммуникация сложна для нас. Не надо предполагать худшее. Очень часто мы сталкиваемся с нападками и нравоучениями от тех, кто просто не хочет дать нам поблажку и приписывает несуществующие мотивы.

      5. Пожалуйста, не ожидайте от нас взгляда в глаза. Иногда мы можем заставить себя смотреть другим людям в глаза, но это вызывает у нас дискомфорт. Поддержка контакта глазами требует осознанных усилий. Эти усилия мешают нам слушать и понимать, что вы говорите. Обычно я больше смотрю на рот другого человека, чем на глаза. Другие аутисты могут вообще не смотреть на лица других людей. Это нормально.

      6. Пожалуйста, учтите, что, скорее всего, в прошлом нас часто отвергали, исключали, высмеивали или травили. Если мы кажемся беспокойными или неуверенными в себе, то причина может крыться в нашем опыте жизни в мире, который не понимает и часто враждебен к нам. Нам приходится очень много работать, чтобы установить контакт с другими людьми. Пожалуйста, постарайтесь установить с нами контакт с помощью понимания и доброты. Если мы почувствуем, что вы игнорируете нас, то мы будем очень переживать. Мы можем проявлять навязчивость, пытаясь получить от вас хоть какую-то обратную связь. Пожалуйста, помогите нам почувствовать себя увереннее, выразив свою поддержку.

      7. Пожалуйста, не надо говорить с нами снисходительно. Обращайтесь с нами как с равными. Мы можем говорить монотонным или необычным голосом. Мы можем вообще не говорить с помощью голоса. Мы можем печатать вместо устной речи. Пожалуйста, будьте терпеливы. Нам может потребоваться дополнительное время, чтобы сформулировать свои ответы.

      8. Пожалуйста, не говорите очень громко и не кричите. Нам это может быть крайне неприятно. Каждый раз, когда кто-то подходит ко мне и начинает говорить слишком громко, я вздрагиваю. Для меня это то же самое, как если кто-то выпрыгнет из темноты и заорет «БУ!» Это вызывает выброс адреналина в организме. Мне это не нравится.

      9. Пожалуйста, НЕ НАДО трогать нас без предупреждения. Это нас пугает. Мы не любим неожиданные прикосновения.

      10. Пожалуйста, не надо думать, что мы неспособны сочувствовать или испытывать эмоции. Мы легко воспринимаем негативное отношение или осуждение. Мы знаем, когда люди презирают нас или враждебно настроены. Если вы ведете себя неуважительно, мы замкнемся в себе.

      Пожалуйста, помните о том, что мы все разные. Эти проблемы могут варьироваться от человека к человеку. Вышеперечисленные советы написаны исходя из моего опыта аутиста. Это просто общие рекомендации. Спасибо за то, что прочитали их.

      Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

      outfund.ru

      Причины аутизма: вместо общения — планшет с мультиками

      Как развитие аутизма у детей связано с играми на компьютере

      Пугающий рост числа детей с аутизмом в последние 20 лет профессор психиатрии Стивен Камарата связывает с распространением электронных средств обучения и развлечения детей. Если в руки ребенку, предрасположенному к аутизму, планшет попадет прежде, чем он научится общаться с окружающими, вполне может развиться аутическое расстройство. Вот как это работает.

      С каждым годом мы все больше слышим об аутизме и расстройствах аутического спектра (РАС). За последние десятилетия в США невероятно выросло количество таких диагнозов. Центр по контролю за заболеваниями, который следит за уровнем РАС, предоставил такую статистику. В 1978 году РАС обнаруживали примерно у трех детей из 10 000. В 1990 году частота случаев аутизма оставалась такой же. Но к 1996 году это число повысилось до 34 на 10 000 человек. К 2004 году оно увеличилось более, чем в два раза и достигло 80 на 10 000. В 2015 году количество аутистов — 147 на 10 000, то есть, этим недугом страдает каждый шестьдесят восьмой ребенок. Это почти в пятьдесят раз больше, чем в 1990 году. Причем из ста мальчиков аутизмом страдают больше двух (то есть 1 из 42). Думаю, если процесс будет идти такими темпами, то количество РАС в ближайшие пять лет удвоится.

      Понятно, что стандарты диагноза меняются и специалисты пытаются диагностировать расстройство все раньше и раньше, поэтому сложно сказать, какая доля роста связана с новыми стандартами, а какая — с точностью диагноза. Также важно учитывать, что определение аутизма расширилось, и дети, которым не ставили такого диагноза в 1970-е, 1980-е или даже 1990-е, теперь относятся к широкому аутическому спектру. С другой стороны, количество аутистов в США действительно растет.

      Аутизм — это нарушение развития, при котором уменьшается стремление к взаимодействию с другими людьми, в большинстве случаев проявляются языковые нарушения, а ребенок строго следует своим привычкам. Если же привычный ход вещей нарушается, у ребенка случается приступ гнева или истерика. У многих детей-аутистов недостаточно развит интеллект.

      Аутизм хорошо показан в фильме «Человек дождя» с Томом Крузом и Дастином Хоффманом в главных ролях. Хоффман получил «Оскара» за удивительно точно сыгранную роль взрослого человека, страдающего высокофункциональным аутизмом.

      Детей-аутистов очень трудно воспитывать. Поскольку у них, в отличие от обычных детей, часто отсутствует социальная мотивация, они могут не общаться, даже когда знают, как это сделать.

      Матери детей с аутизмом могут испытывать чувство вины из-за популярной в 1950-х и начале 1960-х годов теории, по которой аутизм считали результатом недостаточного эмоционального тепла со стороны родителей, особенно матерей. Эта теория совершенно не верна. Абсолютно ясно, что родители не вызывают аутизм.

      Поскольку это болезненный вопрос, я буду осторожно говорить о связи аутизма и попыток учить ребенка слишком многому слишком рано. Я хочу, чтобы ни одна мать, прочитав эту книгу, не пришла к ошибочному заключению, будто могла вызвать у своего ребенка аутизм, пытаясь научить его читать, или полагая, что причиной стала тяга ребенка к играм на компьютере. Я просто пытаюсь показать: дети с аутизмом особенно уязвимы перед обучением с помощью DVD или компьютеров. Я пытаюсь объяснить: отсутствие общения во время такого обучения может привести к тому, что заученные навыки будут разрозненными, и детям придется многое заучивать наизусть. Причем у детей с аутизмом все эти последствия только усугубятся, ведь они склонны именно к такому виду обучения.

      Почему детям с аутизмом так нравятся компьютеры

      Маленькие аутисты любят повторяющиеся действия больше обычных детей и будут выполнять их снова и снова. Они любят предсказуемость и одинаковость того, что делают и видят. Дети-аутисты, с которыми я работаю, любят буквы, особенно напечатанные. Посмотрите на все буквы «о» на этой странице: они все одинаковые и абсолютно предсказуемые, как и любая другая буква. Такая предсказуемость и одинаковость кажется приятной детям с аутизмом, и они могут часами смотреть на буквы (или что-нибудь другое, что заинтересовало их). Они могут стать специалистами по распознаванию букв, но при этом упустят знания, которые могли бы получить, взаимодействуя с другими людьми или глядя на другие предметы.

      Дети с аутизмом любят слушать одно и то же: определенные песни или диалоги из видео. У многих из них также наблюдается эхолалия, то есть они повторяют услышанное, даже если оно не имеет отношения к теме разговора. Они слушают одно и то же, особенно аудиозапись или видео — одинаковые звуки и фразы. Когда я повторяю фразу: «Мяч катится», я каждый раз говорю ее по-разному: могу выделить слово «мяч», или «катится», или произнести фразу с вопросительной интонацией «Мяч катится?». Но если ребенок-аутист смотрит DVD или слушает запись, слова и фразы каждый раз повторяются абсолютно одинаково.

      Маленькие аутисты могут научиться включать DVD-плеер или компьютер. Им не надо для этого общаться с родителями или другими людьми, и видео- или аудиоматериал каждый раз будет в точности повторяться.

      Качество аудиоряда компьютерных игр за последний десяток лет улучшилось, но звуки эти по-прежнему монотонны и похожи на голос робота. Это тоже нравится многим детям с аутизмом. Обобщая сказанное, можно сказать, что ребенка со склонностью к аутизму готовые обучающие программы привлекают гораздо больше, чем естественное взаимодействие с родителями, братьями и сестрами.

      Лечение аутизма: меньше планшетов, больше общения с родителями

      Могут ли диагноз «расстройство аутического спектра» ошибочно поставить детям, у которых нет аутизма и которые не ведут себя как «Человек дождя»«, но с младенчества настроены на обучение с помощью машин, а не людей? Квалифицированный врач никогда не «обнаружит» аутизм у ребенка, который просто любит компьютеры или DVD, а в остальном социально приспособлен и нормально развивается.

      С другой стороны, дети, которые пополняют словарный запас с помощью DVD или компьютеров, обычно менее склонны к общению, а это свойство аутизма. Обучающие материалы сделаны так, чтобы привлекать и удерживать внимание ребенка: они яркие, громкие и визуально интересные — гораздо интереснее мамы или папы. Возможно, рост количества детей с расстройствами аутического спектра вызван тем, что к ним причисляют и тех, кто не подходит под традиционное определение аутизма, но просто менее общителен, чем другие дети. А «виновато» в это раннее и продолжительное пользование DVD и компьютерами.

      Знакомство очень маленьких детей с новыми технологиями в сочетании с попытками сделать обучение более ранним — это «естественный эксперимент». В его ходе выяснится, влияют ли эти технологии на развитие и усиливают ли они такие проблемы, как СДВГ, нарушение обучаемости и аутизм. Работая с детьми как врач, я пытался усилить их социальное взаимодействие с родителями и улучшить результаты их обучения. Для этого я сокращал количество времени, проведенное с технологиями.

      DVD для маленьких гениев, образовательные программы на запоминание и другие упражнения на заучивание уменьшают способность этих детей (особенно у страдающих аутизмом) рассуждать и решать задачи. Внимательно понаблюдайте за своим малышом. Если его поглощают видео или игры, и он мало общается с людьми, может, лучше убрать из его комнаты планшет, компьютер и видео? Увеличить естественное взаимодействие можно, проявляя чуткость. Конечно, если вы подозреваете у своего ребенка аутизм, СДВГ или другие нарушения, обязательно обсудите это с вашим врачом.

      Остается открытым вопрос, связана ли тенденция к росту подобных нарушений с заучиванием наизусть в раннем возрасте и с тем, что ребенок знакомится с электронным обучением до того, как толком начинает взаимодействовать с людьми.

      www.7ya.ru