Аутизм какой вид

Лучшие виды спорта для детей с аутизмом

Какой вид спорта лучше всего подходит детям с расстройствами аутичного спектра (РАС)? Как и с обычными детьми, это такое направление, где ваш ребенок может достигнуть наибольших успехов.

Отметим, что аутизм создает трудности в социальном взаимодействии и в навыках коммуникации, а также часто приводит к нарушениям крупной моторики. Такие командные игры как футбол, баскетбол и хоккей, которые без затруднений осваиваются обычными детьми, для детей с РАС будут особенно сложны. Устремите свои поиски в сторону индивидуальных видов спорта: это именно то, что надо.

Плавание – это один из лучших видов спорта для всех без исключения людей, включая особенных детей. Такие дети, которым сложно понять, зачем в футболе нужно отдавать пас, отлично осваивают игры на воде и основные стили плавания. Ребенок с РАС может даже стать членом команды по плаванию, особенно, если соревнования предусматривают индивидуальные выступления ее участников.

Аутизм и верховая езда

Верховая езда – недешевый вид спорта. Однако именно она очень подходящее занятие для детей с РАС. Многие малыши с аутизмом ездят верхом в рамках терапевтического курса (называемого «иппотерапия»). Некоторые дети с РАС обнаруживают, что им проще поддерживать общение с животными, а не с людьми. Именно поэтому среди людей с РАС есть непревзойденные наездники.

Аутизм и легкая атлетика

Легкая атлетика подходит прежде всего потому, что большая часть ее программ предусматривают одиночные выступления. Если у ребенка с РАС нет проблем с крупной моторикой, регулярные занятия бегом, прыжки и ходьба помогут ему стать сильнее и выносливее – и, возможно, достичь успехов на уровне профессионалов.

Это довольно шумная игра, но многим детям с РАС она очень нравится. Возможно, всё дело в повторениях и рутинности – катишь пару шаров и садишься на скамейку. Может быть, зрелище сбитых кегель выглядит особенно притягательно и завораживающе. Какими бы ни были причины, боулинг отлично подходит для многих детей с РАС – и что особенно хорошо, они могут играть в него с нейротипичными сверстниками.

Аутизм и пеший туризм

Зачастую люди с аутизмом наслаждаются тишиной природы, которая дает им отдых от шума и стрессов, вызываемых повседневный жизнью в городе. Пешие проулки по разнообразным ландшафтам позволяют освободиться от постоянного гнета социального окружения и необходимости вступать в контакт с другими. Им также может подойти рыбалка – она требует тишины и умения отрешиться от окружающего мира.

Умение держать равновесие – обычно не самый развитый навык у детей с РАС. Но если он успешно освоен, то велосипед может стать великолепным средством в деле приобщения ребенка к большому и разному внешнему миру. Как и боулинг, велосипед может стать серьезным развивающим увлечением, ведь им можно наслаждаться как одному, так и в группе.

Аутизм и боевые искусства

Хотя боевые искусства – это не вполне обычный спорт, они дают выход эмоциям и физической энергии. В них сочетаются приятные для людей с РАС элементы предсказуемости и алгоритмизации и коммуникационные задачи, связанными с физическим взаимодействием с другими людьми. Для многих детей с аутизмом боевые искусства – отличный способ стать крепче физически и одновременно повысить самооценку.

Аутизм и удовольствие от командной игры

Если вы хотите приобщить своего ребенка с РАС к командным видам спорта, лучше всего ориентироваться на то, нравится ли ему быть вместе с другими и получает ли он удовольствие от игры.

Вне зависимости от того, бросает ли он мяч в корзину, учится скользить по льду или перекатывает мяч туда-сюда, ДЕЛАЯ ЭТО ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ, ваш ребенок развивает и физические навыки, и умение успешно общаться с окружающими его людьми. Не давите на ребенка и не ждите от него астрономических успехов. Уже само участие в столь сложных социальных мероприятиях является достижением достойным похвалы!

www.corhelp.ru

Для выявления аутизма необходимо наличие нарушений социального взаимодействия, общения, а так же повторяющиеся действия и ограничение интереса (см. Признаки и симптомы аутизма ). В медицинской практике эти нарушения называют триадой патологических нарушений. Однако нарушения у каждого больного аутизмом проявляются по-разному и имеют свою индивидуальную картину. К примеру, пациент может не уметь завязывать себе шнурки, но при этом уметь умножать двузначные числа в уме. Поэтому различают несколько видов расстройств аутистического спектра. В современной практике существует много классификаций аутизма, однако за основу принято брать типологию согласно МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-издания), а именно:

Детский аутизм или синдром Каннера (А в 1943 году Лео Каннер при описании психического расстройства у детей использовал термин «ранний детский аутизм»). Данный вид аутизма можно диагностировать в раннем возрасте начиная с 18 месяца жизни. Характеризуется присутствием страхов; отсутствием чувства самосохранения, голода, жажды, визуального контакта; нарушением познавательных и интеллектуальных способностей, речи; наличием особенных игр.

Атипичный аутизм отличается от детского и чаще всего какая-то из характеристик триады нарушений отсутствует, поэтому клиническую картину чаще всего можно диагностировать начиная с 7 лет. Поэтому этот аутизм чаще всего относят к аутизму взрослых. У больных таким видом аутизма наблюдается нарушение речи и мышления, нарушение двигательных функций.

Синдром Ретта — самая тяжелая форма аутизма, и к большому сожалению, лечению и коррекции не поддается. Встречается исключительно у девочек и диагностируется в раннем возрасте, начиная с 8-го месяца жизни. Психические отклонения и отсталость в развитии сопровождаются физическими нарушениями. Наблюдается рост отдельных частей тела (например только кистей рук или головы), мышечная атрофия, сколиоз.

Синдром Аспергера – еще один вид нарушения аутического спектра, которое можно диагностировать в раннем возрасте, начиная с 2 лет. Встречается чаще у мальчиков (80% пациентов — мальчики). Характеризуется нарушением социального характера и чувствительности, особенностями интеллектуального развития, отсутствием абстрактного мышления. Если вовремя диагностировать и проводить коррекцию аутизма с раннего возраста, то такие дети-аутисты вполне могут окончить общеобразовательную школу и быть полноценными участниками социума.

Также существует классификация аутизма по Никольской О.С. (ФГНУ «Институт коррекционной педагогики»), широко используемая в клинической практике. Эту классификацию еще называют психологической классификацией детского аутизма, она служит для разработки методов и форм организации психолого-педагогической помощи аутистам. Согласной этой классификации выделяют 4 группы детского аутизма:

1 группа. Дети, отрешенные от мира. У таких детей наблюдается нарушение активности, отсутствие речи и визуального контакта.

2 группа. Дети, не принимающие внешний мир. Проявляют большую активность, чем дети первой группы, но более стереотипны в своем поведении. Для них смена привычной обстановки является неприемлемой, и они демонстрируют это очень эмоционально.

3 группа. Дети, которые, ушедшие в свой собственный мир. Такие детки сверх увлечены своими интересами, фантазиями, иллюзиями. Любое вмешательство в их мир провоцирует агрессию и панику.

4 группа. Дети с характерно выраженной отсталостью в развитии. Они более схожи с детьми второй группы, но при этом они более заторможены, поскольку способности общаться с окружающим миром отсутствуют. Они более утомляемы и ранимы.

Существуют и другие классификации аутизма, но определить какой вид аутизма у ребенка может только опытный и квалифицированный специалист. От себя добавлю: чем раньше выявить аутизм у малыша, тем проще его адаптировать к нормальной жизни в обществе. Дорогие мои, будьте внимательны к своим сокровищам!

pobedimautism.ru

Аутизм — виды, симптомы и причины

Термин “Аутизм” впервые употребил Эмиль Блейелер в 1928 году для характеристики особого вида мышления, которым управляет эмоциональная сфера психики. Проблемой детского аутизма по-настоящему заинтересовались в 1943 году после выхода в свет работы Лео Каннера “Аутистические нарушения аффективного контакта”. Несмотря на распространённость нарушения (1:10000) и на огромное количество публикаций, учёные так и не нашли ответы на многие вопросы, касающиеся аутизма.

Не до конца ясны причины возникновения аутизма. Одни учёные связывают расстройство с поражением ЦНС в пренатальном, натальном и постанатальном периоде, другие считают заболевание генетически обусловленным, третьи находят причину в неправильном воспитании (родительская холодность, слишком рациональный подход к воспитанию и т.д.). Многие учёные сошлись на мнении, что в ДНК может существовать особый генный комплекс, который отвечает лишь за предрасположенность к развитию аутизма. А уж будет ли ребёнок аутистом, зависит от действия неблагоприятных факторов (неправильное воспитание, тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы мозга и т.п.).

В 70-х гг. 20 века Лебединская К.С., Никольская О.С. предложили свою классификацию аутизма, разделив его на 4 группы.

  • Первая группа – это аутизм как “полная отрешённость от происходящего”. Ребёнок абсолютно мутичен, редкое гуление или лепет носят механический характер и используются как аутостимуляция. Дети предпочитает не иметь с миром никаких контактов, в игровой деятельности нет целенаправленного поведения. Ребёнок моторно ловок, гибок, иногда в поведении присутствует самоагрессия. Прогноз развития аутистов первой группы крайне из неблагоприятный.

  • Вторая группа характеризует аутизм как “активное отвержение”. Дети второй группы более активны, чем дети первой группы, но они избирательны во всём: любят, когда вещи лежат на одном и том же месте, избирательны в еде (например, едят всё длинное, но не притронутся к короткому), ходят по одному и тому же маршруту. Для них характерно ритуальное поведение (например, прежде чем выпить чай, ребёнок стучит ложкой по столу). Это ритуальное поведение абсолютно нелогично и неадекватно. При попытке взрослых что-то изменить, дети становятся агрессивными, устраивают истерики. Моторика нарушена, слабокоординирована. Дети говорящие, но усваивают речь стереотипно, о себе говорят во втором или третьем лице, любят читать стихи, используют выражения из сказок, цитаты. Со временем у таких детей формируются узкие жизненные стереотипы, мешающие им приспосабливаться к жизненной ситуации. При должном обучении такие дети могут учиться в массовой школе.

  • Третья группа – аутизм как “захваченность своими аутистическими фантазиями”. Дети упрямы, конфликтны, они имеют свои интересы, на которых полностью зациклены (например, машины или динозавры). Дети идут на контакт и словоохотливы, но в разговоре они абсолютно не обращают внимание на собеседника, не задают ему вопросы, не смотрят в глаза и, как правило, тема разговора сводится к увлечению ребёнка. При этом, малыш может фантазировать, врать собеседнику о ситуациях, которые с ним не случались. Зачем? Фантазирование – это своего рода защита от мира, с которым ребёнок не может установить достаточный контакт, а речь – один из способов аутостимуляции. Ребёнок моторно неловок, его мышление абстрактно, оторвано от реальности. Такой малыш может легко играть в шахматы, но ему трудно справиться сбытовой ситуацией. Прогноз развития третьей группы детей с аутизмом один из самых благоприятных. Такие дети учатся в массовой школе, но им трудно приспосабливаться к жизни.

  • Четвёртая группа – аутизм как “чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия”. Дети этой группы не ищут общения и при малейших препятствиях стараются от него уйти (например, насмешка, шутка, агрессия). Они моторно скованны, неловки, редко смотрят в глаза, на лице присутствует испуг, речь затухающая, маловыразительная, аграмматичная. Эти дети очень ранимы и чувствительны к реакциям человека. Они привязаны к тем, кто относится к ним тепло и положительно отзывается о них. Для таких детей подобные люди – это гарант безопасности.

    Как видно, существуют разные формы аутизма, но независимо от этого, аутизм как заболевание имеет свою симптоматику, по которой его можно распознать:

    — отсутствие комплекса оживления, реакция на улыбку, смех;

    — нарушенна реакция на появление и уход матери;

    — неадекватная реакция на детей (страх, негативизм, агрессия, игнорирование);

    — неумение почувствовать состояние другого человека;

    — изменённое отношение к словесному общению (отсутствие отклика на имя,

    — изменённое отношение к физическому контакту (непереносимость или переносимость

    — не подаёт сигналы при чувстве голода, жажды, мокрых пелёнках.

    — сверхценные (страх одиночества, высоты);

    — связанные с гиперчувствительностью (яркого света, тёмных цветов в одежде, дождя);

    — бредоподобные (страх привидений, боязнь своей тени).

  • Приверженность к деталям, последовательности, идентичности. Реакция на смену обстановки неадекватна.

    — двигательные (раскачивание из стороны в сторону);

    — сенсорные (включение и выключение света);

    — вкусовые (сосание чего-либо);

    — проприоцептивные (выгибание мостиком);

    — речевые (эхолалии, повторение одних и тех же цитат, стихотворений, звуков).

    — различные формы умственной отсталости;

    — задержка психического развития;

    — сохранный интеллект, но развивается парциально.

    — преобладает игра неигровыми предметами;

    — отсутствует произвольность в игре;

    — без обучения игра остаётся на уровне манипуляций;

    — предпочитают игры в одиночку;

    — присутствуют игровые монологи.

  • Особенности в развитии аффективной сферы

    — немотивированные колебания настроения;

    — невыраженность эмоциональных реакций.

    — расстройство коммуникативной функции речи (ребёнок не использует речь для

    — гуление запаздывает, лепет либо отсутствует, либо слабо выражен. Многие дети

    начинают говорить сразу фразами;

    — нарушения произношения разнообразны: от “чистой” речи до тяжёлых расстройств в

    — речь скандированная, штамповая, редко используются личные местоимения, часто в

    речи присутствуют заученные цитаты, научные обороты, употребляемые

    — страдают темп, ритм, мелодика речи;

    — отсроченные ответы на вопросы;

    — автономность речи (отсутствие реакции на говорящего).

  • Раннее появление указанных выше расстройств (до 2, 5 – 3 лет).
  • От аутистов следует отличать детей с аутистическими чертами характера. В чём разница? В симптоматике аутизма встречаются все вышеперечисленные 10 признаков. Поэтому если ваш ребёнок неразговорчив, с трудом адаптируется к новому коллективу, боится всего нового, то это ещё не значит, что он аутист.

    Аутистические черты характера обычно сопутствуют какому-либо нарушению: ДЦП, умственная отсталость, нарушения зрения и слуха, тяжёлые нарушения речи, невропатия, акцентуации характера. Это происходит из-за отсутствия коррекционной помощи или из-за её несвоевременности, когда основной дефект мешает ребёнку адаптироваться в обществе, изолирует его от социума, и ребёнок чувствует себя лишним, ненужным, предпочитая ни с кем не общаться и уйти в собственный мир переживаний. Сами по себе аутистические черты возникают в случае педагогической запущенности, жестокого обращения с ребёнком.

    При своевременном обращении к психологу, логопеду, невропатологу и психиатру аутистические черты характера легко устранимы. А вот с аутистами всё сложнее. Дело в том, что в нашей стране не существует разработанной системы помощи таким детям. В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) для них созданы частные реабилитационные центры, где оказывают медикаментозную помощь, проводят холдинг терапию, семейную психотерапию. А вот в провинциальных городах таких центров мало. Они очень маленькие и существуют в основном за счёт спонсорской помощи. К тому же недостаточно разработана система интеграции аутистов в массовую школу. Зачастую нормально развивающиеся дети просто не готовы принять аутистов в свой коллектив, а школьный персонал просто не знает, как с ними заниматься. Это особенные дети, и каждый ребёнок-аутист требует внимательного, трепетного отношения. Индивидуальные занятия с аутистом нужно не просто провести, а прожить. Ведь наглядный материал для занятия должен быть подобран с опорой на интересы, увлечения ребёнка, а также включать в себя эпизоды из его жизни. В процессе занятия педагог должен быть “вместе” с ребёнком, а не “над” ним. Важно чувствовать малыша, улавливать его настроение, эмоции, подключаться к любой деятельности, в которой он проявляет произвольность. У большинства учителей массовых школ не хватает на это ни времени, ни терпения. Поэтому обычно такие дети находятся на домашнем обучении, что изолирует их от общения со сверстниками и в какой-то степени тормозит развитие.

    Публикации в разделе «Здоровье» не следует рассматривать как врачебные рекомендации.

    345-games.ru

    Классификация аутизма

    По современному классификатору психических расстройств DSM-V расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя пять фронтальных детских состояний, известных как первазивное расстройство развития (PDD): классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Хеллера и атипичный аутизм.

    «Я не страдаю от аутизма, но я страдаю от того, как вы относитесь ко мне».

    В 1943 году впервые было описано такое явление, которое носит название синдром Каннера или классический аутизм.

    Спектр детей с классическим аутизмом включает триаду аутических расстройств, у них нарушена творческая игра, социальное взаимодействие и коммуникация. Часто проявляется стереотипное поведение, интересы и деятельность. Как правило, видны эти нарушения в возрасте от 1,5 до 3 лет. Часто дети с синдромом Каннера не говорят до 3-4 лет, начав говорить они, часто повторяют неосознанно заученные фразы, не общаются и не взаимодействуют с другими детьми. У большинства детей прослеживаются тяжёлые сенсорные трудности. В пример приведено описание одного из больных аутизмом Каннера опубликованное в 1956 году:

    «Джей S, в настоящее время почти 15 лет, предоставлял в младших классах значительные трудности для учителей … он бродил в классе … и устраивал истерики. Он феноменально разбирается в математике … и сейчас заканчивает 11-й класс с хорошими оценками … в свободное время он изучает карты и собирает почтовые марки, Он достиг IQ больше 150 баллов».

    Лео Каннер утверждал, что дети с аутизмом очень многого могут достичь в науке, они могут жить полноценной жизнью, если найдут свои интересы и увлечения.

    История показывает, что многие люди, у которых бы в наше время диагностировали аутизм, сделали огромный вклад в искусстве, математике, науке и литературе.

    И помните – «Аутисты нуждаются в принятии, а не лечении»

    Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств аутического спектра, в частности, потому, что симптомы более управляемым и эти дети, как правило, имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методов коррекции. У них часто не прослеживается значительной задержки речи по сравнению с другими в спектре, но у них так же возникают трудности в социализации и коммуникации.

    Ниже приведено в пример поведение, которое тесно связанно с синдромом Аспергера:

    1. Ограниченные или неадекватные социальные взаимодействия
    2. Повторная речь, речь выглядит заученной и монотонной, как у робота
    3. Проблемы с невербальной коммуникацией (жесты, выражение лица, и т.д.)
    4. Тенденция обсуждать себя, а не других
    5. Неспособность понять социальные и эмоциональные проблемы
    6. Отсутствие контакта глаз при взаимной беседе
    7. Одержимость конкретными, часто необычными темами
    8. Разговоры часто носят односторонний характер
    9. Неловкие движения или манерность

    Из-за отсутствия явных признаков аутизма этот синдром трудно заметить, пока ребенок не начнет посещать детски сад, школу и другие общественные места.

    Часто симптомы этого синдрома путают с другими поведенческими проблемами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

    Еще одним распространённой чертой «аспергера» является неспособность понять намерения другого человека, действия, слова и поведение. Они не понимают юмор, сатиру, намёки и т.д. Кроме того, дети с этим синдромом не могут инстинктивно реагировать на «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, «хмурые» брови и т.д.

    Некоторые люди с синдромом Аспергера имеют своеобразную манеру разговаривать: чрезмерно громко, монотонно или с необычной интонацией. «Аспергеры» испытывают трудности со своими эмоциями. Они могут плакать или смеяться в неподходящее время.

    Как правило, «аспергеры» на первый взгляд мало чем отличаются от обычных детей. Они просто немного другие дети, их можно назвать вычурно общающимися, детьми с хорошей вербализацией, их называют детьми с высоко функциональным аутизмом. В мире уже подумывают о том, чтобы синдром Аспергера вынести из общего спектра аутизма

    Неуточнённое глубокое нарушение развития или атипичный аутизм (PDD-NOS)

    Диагноз «атипичный аутизм» применяется для детей, которые находятся в аутическом спектре, но не в полной мере отвечают критериям, которые подходят под классический аутизм или синдромом Аспергера.

    Как и другие формы аутизма атипичный аутизм может сочетаться с широким спектром интеллектуальных способностей. Его определяющие черты — значительные проблемы в социальной сфере и развитии речи.

    Это диагноз врачи используют для тех, кто имеет частичные характеристики аутизма или у кого очень умеренные симптомы. Например, человек может иметь значительные признаки аутизма в социальной сфере, но не иметь стереотипных повторяющихся движений.

    Атипичный аутизм можно условно поделить на три подгруппы:

  • Высокофункциональная группа (около 25 %), симптомы этой группы часто схожи с синдромом Аспергера, но в отличие от синдрома Аспергера у детей этой группы отсутствуют или медленно развиваются речевые навыки и присутствуют умеренные когнитивные нарушения.
  • Вторая группа (около 25 %), чьи симптомы больше напоминают классический аутизм, но не в полной мере удовлетворяют диагностические признаки и симптомы.
  • Третья группа (около 50 %), отвечает всем диагностическим критериям аутизма, но стереотипное и повторяющееся поведение заметно мягче.
  • Синдром Геллера известен как детское дезинтегративное расстройство, которое характеризуется потерей ранее приобретённых речевых и социальных навыков и постоянной задержкой развития в этих областях. Например, ребёнок, ранее говорил 2 или 3 словосочетания и постепенно или резко потерял способность общаться с помощью слов.

    Также характерным для этого расстройства является социальный и эмоциональный регресс развития. Например, ребёнок, который любил сидеть на руках родителей и обниматься теряет эту способность.

    Детское дезинтегративное расстройство, как правило, проявляется на четвёртом году жизни.

    В целом, социальные, коммуникативные, поведенческие и особенности этого расстройства напоминают аутизм. Ранее приобретённые двигательные навыки теряются (например, ребёнок раньше мог ездить на велосипеде или рисовать фигуры).

    Синдром Ретта является редким, но тяжёлым расстройством мозга, которое встречается у девочек. Это расстройство, как правило, обнаружили в первые два года жизни.

    При синдроме Ретта проявляются симптомы, такие как потеря двигательных и коммуникативных навыков после периода нормального развития. Дети, пострадавшие от этого расстройства часто теряют способность говорить. У них очень часто проявляются стереотипные движений рук, таких как ломание, хлопанье и беспрерывное «мытье» рук.

    Замедление роста головы и потеря мышечного тонуса является одним из первых признаков при синдроме Ретта.

    В возрасте с 1 до 4 лет, социальные и речевые навыки ухудшаются. Ребёнок замолкает и появляется незаинтересованность в других людях.

    Синдром Ретта также вызывает проблемы с мышцами и координацией. Бег и ходьба становятся неуклюжими, прерывистыми. Дети с этим синдромом часто страдают неравномерным дыханием и судорогами.

    В большинстве случаев этот синдром вызван мутацией (изменением в ДНК) в гене MECP2, который находится на Х-хромосоме (одной из половых хромосом).

    Несмотря на трудности связанные с симптомами, многие люди с синдромом Ретта приспосабливаются к нормальной жизни, главное для них чувствовать любовь и поддержку близких.

    autizmy-net.ru

    Синдром аспергера и другие формы аутизма

    Аутизм, одной из форм которого является синдром Аспергера, у детей встречается намного чаще, чем принято думать. Для многих родителей подобный диагноз звучит как своеобразный приговор, ведь придется всю жизнь учить свое чадо, развивать его всеми возможными способами, но полностью раскрыться у ребенка может получиться с трудом. Если сказать что такое аутизм простыми словами, получится примерно сильное отставание в развитии.

    Аутизм у взрослых не появляется, возникая в младенчестве. Исследования на эту тему ведутся уже не 1 год, но до сих пор болезнь считается одной из самых странных, непонятных. Ярче всего можно увидеть проявления болезни у детей, и когда болезнь начнет прогрессировать, начнется своеобразная изоляция общества от ребенка и наоборот, малыша от коллектива.

    Ученые предполагают, что аутизм у взрослых мужчин можно встретить чаще, чем у женщин. Состояние это затягивается на всю жизнь, потому ребенок, который вырастет с заболеванием, болеет, будучи уже взрослым. Самая распространенная причина появления аутизма, по предположениям, считается негативное воздействие множества токсинов на организм при беременности и родах. Сюда входят инфекции, осложнения, могут влиять генетические особенности.

    Риск появления понятия «Аутизм» возникает при наличии у матери болезней типа энцефалита, менингита, различных отравлений. Особой опасностью для будущего ребенка становится использование комбинированных вакцин будущей матерью. Имеются предположения о передаче в пределах одной семьи болезни по наследству. Если у родителей один малыш страдает болезнью, по статистике, и второй ребенок также будет подвержен заболеванию. Если один из родителей страдает аутизмом, риск отставания в развитии у малыша увеличивается.

    Чтобы определить диагноз, требуется наличие характерных признаков аутизма, важно знать, что это за болезнь:

  • Сложности при общении.
  • Сложности с воображением.
  • Сложности со взаимодействием.
  • Типичной болезни не бывает, что это такое, для каждого ответ будет разным. Зависит все от человека. По статистике, около 5 детей на 1000 имеют подобный диагноз. Может быть, болезнь, такая, как аутизм, присутствует в организме и раньше, но заметной становится она при возрасте 1-3 года. В этот период начинаются изменения в поведении малыша, такие, как:

    • отсутствие привязанности малыша к родителям. Ему не нужны постоянные контакты, он не будет плакать, если мама или отец куда-то отошли, не старается смотреть, не видно заинтересованности;
    • прослеживается явная задержка в развитии;
    • малыш становится равнодушным к общению со сверстниками, иногда проявляется явная агрессия, даже если повод отсутствует. Он не нуждается в компанейских играх;
    • ребенок предпочитает одну игрушку, не видит остальных, как другие дети;
    • реакция на внешние факторы неоднозначна. Здоровому ребенку это может казаться несущественным, например, яркий свет, разного рода звуки, но у больных аутизмом могут прослеживаться неконтролируемые приступы страха, паники;
    • ребенок не видит разницы между предметами живой и неживой природы.
    • На сегодняшний день не определена генетика болезни, непонятно, излечим ли аутизм полностью, хотя развитие ее связывают именно с генами. У детей развитие происходит по-разному, некоторые усваивают материал быстрей, учатся разговаривать на ранних годах жизни. Но иногда здоровый ребенок развивается с отставаниями. Потому сложно определение аутизма на ранних стадиях. Возможно понять, имеется ли аутизм синдром у малыша, или это просто позднее развитие, иногда очень сложно, бывает невозможно.

      Важно знать, что такое аутизм и как он проявляется. Ведь если появляются характерные признаки, важно обратиться к педиатру, чтобы провести соответствующие тесты.

      Часто разные виды аутизма объединяются под одним названием. Говорят, Синдром Аспергера, или Каннера, подразумевая просто аутизм. Но разные виды проявляются по-разному. Потому стоит знать различия между формами подобной болезни.

      При заболевании человека подобным синдромом, характерны следующие особенности, присутствует ряд основных симптомов аутизма:

      • с первого дня жизни болезнь имеет место. Остается невозможным устанавливать нормальные отношения с самого начала;
      • человек отгораживается от внешней среды, игнорирует внешние раздражители до того момента, пока ему не становится больно от внешнего воздействия;
      • речь используется минимально, или вообще отсутствует;
      • зрительные контакты недостаточны, практически не используется контакт глаз;
      • если во внешней среде происходят изменения, зачастую человек реагирует паническим страхом;
      • признаки «попугайной» речи;
      • задержка личностного развития;
      • возможное проведение разных игр с предметами, которые не являются игровыми, в которые малыш без синдрома не вкладывает роль игрушки;
      • первые проявления начинаются уже с 2- лет.

      Подобные симптомы аутизма важно понимать правильно. Например:

    • не стараться расширить их суть, содержание. Для примера, важно видеть разницу в неспособности установить контакт с человеком и проявление активного нежелания контакта;
    • диагностировать синдром аутизма неправильно, без присутствия явных признаков, симптомов.
    • Становится видно примерно в 2-3 года, что ребенок явно отличается от сверстников. Он начинает попадать в поле зрения не только родителей, но и своему окружению, после чего обращают внимание специалисты. Родители зачастую неспособны определить нарушения, начинают оценивать его неправильно: «Наш ребенок не такой как все, странный». Часто реальные нарушения видны невооруженным взглядом, но трактуются они неправильно. Например, возникает задержка в развитии речи, слуха.

      Если внимательно присмотреться к ребенку диагностика аутизма становится очевидной. Уже на первом году жизни реакция на внешние раздражители не такая, какая должна быть. Малыш минимально реагирует на людей, окружающих его, не принимает позу «готовности», когда его пытаются взять на руки, а если его берут, он становится полностью пассивным. Некоторые говорят, «становится, как мешочек песка». Малыш сызмала боится сильного шума – пылесоса, звука кухонного комбайна, не привыкает к подобным звукам со временем.

      Продукты питания малыш выбирает очень избирательно, часто не принимает еду определенного цвета, размера, внешнего вида. Некоторые родители видят все это, но не придают роли, только через некоторое время понимают, что у ребенка присутствует синдром Каннера, выявленный не ими, а врачами из-за задержки в развитии.

      Схоже с предыдущим, синдром Аспергера, у ребенка в раннем возрасте наблюдаются коммуникативные нарушения, он не полностью воспринимает существующую реальность. Малыш по-особому реагирует на мир, имеет свой особый круг интересов, который полностью отличает его от ровесников. В поведении его отличается явная агрессивность, импульсивность, частые аффекты, возникают странные желания, представление о мире полностью отличается. Часто поведение становится сложно объяснить простой логикой, которая отсутствует и у самого ребенка, когда его спрашиваешь о произведенных действиях.

      Дети начинают с раннего возраста понимать себя не так, как другие. Возникает особая, странная связь с реальностью. Логика развита нормально, но полученные знания накапливаются медленно, часто очень неравномерно происходит развитие. Внимание может проявляться в разной степени, пассивное и активное восприятие неустойчиво, но поставленные цели могут достигаться человеком очень энергично.

      Если у малыша синдром Аспергера, речевой аппарат развит нормально, существенная задержка не наблюдается. Внешний вид своеобразен и выделяется отрешенное выражение лица, что смотрится необычно, некоторые отмечают, что даже красиво. Мимика медленная, взор обращен как бы через предметы, вдаль. На глазах других людей ребенок фиксируется мало, смотрит на что-то другое и возникает чувство, что ему просто не интересно.

      Причины возникновения аутизма непонятны, но моторика развита несомненно хуже, чем у сверстников. Возникают неритмичные движения, часто повторяются. Коммуникация ослаблена, речь часто необычная, мелодичная, своеобразная, выделяется среди остальных темпом, ритмом. Голос может быть разным по высоте. Навыки зачастую появляются слабо, отчего развитие затормаживается. Наблюдается явная привязанность к одному месту, к дому. Но отсутствует привязанность к проживающим там людям.

      Начинаются первые проявления с 8-30 месяцев. Внешние причины аутизма подобной формы зачастую отсутствуют, иногда возникает минимальное моторное развитие. У ребенка начинает появляться отрешенность от внешнего мира, он, даже если чему-то научился, забывает полученные навыки. Речь не развивается, ухудшается.

      Диагностировать аутизм несложно. Возникает постоянное движение рук, похожее на то, когда человек моет руки. Потом ребенок теряет возможность держать предметы в руках, появляется атрофия мышц, сколиоз, дистония, атаксия. Он не может жевать, только сосать, дыхание сбивается. Иногда можно наблюдать наличие эпилептиформных приступов.

      После 5-6 лет возвращается возможность усваивать слова, хотя и проявляется способность слабо. Ребенок может начать играть в примитивные игры, но потом активность болезни снова усиливается. Моторные навыки снова утрачиваются, бывает, что больной перестает даже уметь ходить. Дети чаще всего нормальные адекватные, эмоционально активные, привязаны к людям и к местам очень долго. После развития тяжелых изменений наблюдается расстройство статики, теряется мышечный тонус, возникает слабоумие.

      Синдром Аспергера поддается лечению сложно. Подобная же болезнь не поддается лечению на современном уровне развития медицины. Подобное нарушение считается самым сильным среди других подобных. Оно не поддается коррекции.

      Болезнь похоже на синдром Каннера. Но в данном случае нет одного из важных критериев для диагностики аутизма. При заболевании имеют место следующие признаки аутизма у взрослых и в детском возрасте:

    • Явное нарушение между общением ребенка с другими людьми.
    • Поведение повторяется, становится стереотипным, ограниченным.
    • Возникают первые признаки аномального развития, появляются нарушения уже после 3-х лет.
    • Возникает у детей, имеющих серьезные расстройства рецептивной речи, или имеющих умственную отсталость.
    • Лечение детского аутизма

      Обучать ребенка, который болеет аутизмом, следует по другим правилам, нежели здорового. Родители должны быть готовы к сложностям, им нужна будет поддержка. Дети, у которых поставлен диагноз аутизм, отдаются в специализированные детские сады, а дома должны проводиться специальные мероприятия, которые сделают минимальными приступы гнева, агрессии, страха, повторяющихся движений. Семье может быть необходима посторонняя помощь для борьбы с заболеванием, требуется знать, как выявить аутизм, понять путь развития малыша и следовать ему, не смотря на трудности.

      При наличии у аутиста еще и эпилепсии, должны использоваться обычные препараты против болезни. Психотропными веществами будет сложно излечить присутствующие у ребенка симптомы аутизма. Но если их тяжесть зашкаливает, их величину можно ослабить. Для этого применяются в комплексе с воспитанием, образовательной программой.

      Если присутствуют желания наносить себе вред, возникают частые депрессии, повторяющееся поведение, проводится терапия с помощью селективных ингибиторов. Методы лечения аутизма не очень эффективны. Воздействующие на организм ребенка лекарства, стимулирующие излишнюю активность, могут помочь справиться с подвижностью. Но перебарщивать с их употреблением не стоит, ведь может развиться повторяющееся поведение.

      Нейролептики могут справиться с повторяющимся поведением, излишней агрессивностью, возбудимостью, но их явные преимущества могут быть омрачены имеющимся списком осложнений. Около 2/3 детей, страдающих аутизмом, приобретают в итоге возможность разговаривать. Но если они не начинают говорить в возрасте около 5 лет, изменений в лучшую сторону ожидать не нужно. В половине случаев со временем исчезает отчужденность, но вместо нее появляется излишний интерес ко всему окружающему.

      Необходимо знать, как лечить аутизм и лечится ли аутизм вообще. Для этого определять болезнь в первые годы жизни ребенка. У подростков больных аутизмом, возникают следующие изменения, когда они находятся в подростковом возрасте:

    • в 11-14 лет учащаются припадки;
    • периоды гиперактивности сменяются периодами сниженного интереса к окружению и полной инертностью поведения;
    • ребенок начинает возбуждаться все чаще, иногда перерастая в приступы агрессии;
    • поведение становится временами излишне сексуальным, что может доставить проблемы.
    • Около 10% детей, которые болели аутизмом, в последствие становятся способны заботиться о себе самостоятельно. Еще меньшая доля имеет друзей, вступает в отношения, становятся родителями. При появлении у малыша к 5 годам речи, повышении IQ, скорее всего родителей ожидает нормальное или умеренное развитие личности.

      Многие не знают, можно ли вылечить аутизм. При наличии у ребенка показателя IQ ниже 60 после 10 лет, скорее всего такие личности не смогут развиться нормально и жить в дальнейшем самостоятельной жизнью. Дети или взрослые аутисты, у которых классический аутизм, даже при достойном уровне показателя IQ, развиваются нормально при взрослении только в половине случаев.

      Заболевания, которые схожи с аутизмом

      Часто родители путают следующие болезни, так как симптомы аутизма схожие:

    • Синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике, каждый третий малыш имеет ранние признаки аутизма. Основными симптомами синдрома являются: гиперактивность, сложность в освоении материалов дошкольной программы, невозможность концентрации на одном деле длительное время, излишняя подвижность.
    • У взрослого также присутствуют признаки синдрома. Им сложно принять взвешенное решение, запоминать что-то. Вылеченный должен проявить себя уже в раннем возрасте, чтобы потом достигнуть полного выздоровления.

      1. Тугоухость. Нарушение слуха разной степени тяжести. Дети с заболеванием могут иметь отставание в развитии. Часто произносимые звуки неправильные, возникает задержка в речи. Малышам несвойственно откликаться на свое имя, они не выполняют просьбы родителей и кажутся гиперактивными и непослушными. Как вылечить заболевание, знают врачи. Помогает здесь медикаментозное лечение, часто слух возвращается полностью.
      2. Шизофрения. Длительный период термин «аутизм» виделся как разновидность шизофрении. Сейчас стало ясно, что болезни совершенно разные, никак не связаны. Эта болезнь начинается позже аутизма, после 5-7 лет. Симптомы аутизма проявляются с детства, шизофрении – со временем. Возникают страхи, уход в себя, часто наблюдаются разговоры с собой.
      3. Профилактика аутизма, что присутствует у малышей:

      4. Следует активно воспитывать ребенка, включать в навыки основы социального общения.
      5. Вскармливать грудью, а не искусственно.
      6. Находиться с малышом максимальное время.
      7. Не использовать пломбы, в которых имеется ртутная основа.
      8. Не употреблять генно модифицированную продукцию в период беременности.
      9. Пить только очищенную воду как матери, так и ребенку в дальнейшем.
      10. Использовать для еды посуду только качественную, стараться пользоваться минимальным количеством пластика.
      11. Аутизм излечим в некоторых своих проявлениях потому не стоит отчаиваться и сидеть сложа руки. Применяется лечение аутизма стволовыми клетками, достаточно перспективное направление в избавлении от болезни.

        golovnaiabol.ru

        Исследование. Обзор научных открытий в области аутизма в 2013 году

        Статья директора Инициативы по исследованиям аутизма Фонда Симонса (SFARI) о прогрессе в изучении аутистических расстройств за прошлый год

        Последние пять лет были связаны с потрясающими достижениями в нашем понимании сложных геномных вариаций человека, которые приводят к аутизму. Несколько статей, опубликованных в 2013 году, повысили наши знания о подобных генетических вариациях, а также предоставили доказательства того, какие именно функции мозга меняются, вызывая поведение, связанное с аутизмом.

        Помимо этих достижений появились важные данные о влиянии факторов окружающей среды на риск аутизма. Кроме того, в 2013 году были сделаны первые шаги на пути к эффективному лечению и излечению от аутизма с использованием моделей на животных.

        От генетики к нейронным функциям

        Две научных статьи, опубликованных в прошлом году, анализировали обширные базы данных по участкам ДНК, кодирующим белки, у людей с аутизмом и участников из контрольной группы. Исследования были направлены на поиск маленьких участков, которые были утрачены (делеция) или внедрены (инсерсия) в их геномы (1, 2).

        Обе работы выявили многочисленные различия в обеих группах геномов, но у людей с аутизмом генетических изменений было больше. Анализ делеции указывает на высокую частоту маленьких делеций в генах, которые контролируют цитоскелет и аутофагию. (Аутофагия — это процесс, с помощью которых клетки избавляются от поврежденных белков и органелл, таких как митохондрии). Теперь задача в том, чтобы выяснить, как именно аномальная аутофагия может влиять на формирование и функции нейронных сетей, которые контролируют человеческое поведение.

        Эти исследования также показали высокую частоту делеций и инсерсий в генах, про которые известно, что их экспрессия (синтез закодированных ими белков) происходит в головном мозге. Эти данные соответствуют существующему научному консенсусу о том, что виды поведения, характерные для аутизма, являются результатом нарушений в функционировании мозга.

        Важно не просто понять, какие гены связаны с аутизмом, но и в каких местах они действуют в первую очередь, и как именно они влияют на клеточные функции. Еще две научные статьи, опубликованные в конце 2013 года, посвящены именно этому важному вопросу. В них исследователи использовали всесторонний анализ паттернов экспрессии генов при развитии человеческого мозга. Исследователи изучали экспрессию так называемых генов высокого риска аутизма, а также других генов, связанных с меньшей вероятностью этого расстройства (3, 4).

        Результаты обоих исследований указывают на то, что эти гены контролируют несколько нейронных путей, вовлеченных в раннее развитие коры головного мозга и в формирование синапсов, соединений нейронов. Эти результаты предполагают, что мутации в этих генах имеют наиболее значительные последствия для функционирования возбудительных нейронов, которые выделяют нейротрансмиттер глютамат. Изменения функционирования нейронов в поверхностных слоях коры головного мозга, а также тех, которые связывают различные участки головного мозга, похоже, наиболее важны для проявления поведенческих симптомов, характерных для аутизма.

        Эти работы не определили все участки мозга, которые важны для развития аутизма. Тем не менее, их результаты побуждают других ученых сосредоточить свои усилия на понимании того, как мутации в этих генах меняют цитоскелет и аутофагию в тех нейронах, чья связь с этим расстройством была выявлена с помощью коэксрессивного анализа.

        На настоящий момент работы генетиков смогли успешно выявить целый ряд вариаций копирования (дупликаций или делеций участков хромосом) и генетических мутаций, которые связаны с высокой вероятностью развития аутизма. Однако мы не должны забывать о более распространенных вариациях низкого риска в человеческом геноме, которые, определенно, вносят очень значительный вклад в появление аутизма.

        В 2013 году была опубликована провокативная статья, которая предполагает, что возможный путь модулирования этого риска связан с ферментами, участвующими в раскрытии ДНК, которые называются топоизомеразами (5). Эта статья демонстрирует, что блокирование топоизомераз избирательно подавляет экспрессию крупных генов, и что значительная часть этих генов в мозгу — это гены высокого риска аутизма. Последствия этого открытия для области аутизма на данный момент являются лишь спекулятивными, но можно предположить, что у людей с этим расстройством может быть мутация в экспрессии или активности топоизомеразы.

        Мужской риск, женская защита

        Одна из загадок аутизма состоит в том, почему он гораздо чаще встречается у мальчиком, чем у девочек. В 2013 году были опубликованы результаты важного исследования риска аутизма среди примерно 10 000 пар разнояйцевых близнецов, в котором сравнивался риск аутизма для близнеца мужского и женского пола (6).

        Исследование показало, что при аутизме у мальчика, вероятность аутизма у близнеца женского пола была гораздо ниже, чем для близнеца мужского пола при аутизме у девочки. Результаты предполагают, что женщины обладают более сильными защитными механизмами против проявлений аутизма, чем мужчины. Эти результаты соответствуют предыдущим исследованиям, которые показали, что в среднем аутизм у женщин вызван более тяжелыми мутациями, чем аутизм у мужчин.

        Новый генетический инструмент

        Значительные усилия ученых, изучающих аутизм, в последние годы были направлены на анализ влияния генов риска аутизма на модели с использованием животных, особенно мышей. Однако хотя их мозг включает многие структуры, аналогичные структурам человеческого мозга, области их мозга, связанные с когнитивным поведением, намного меньше развиты, чем эти области у людей, а их репертуар поведений и социального взаимодействия довольно беден.

        В 2013 году ученым удалось переработать технологию CRISPR, которая использует РНК-белковый комплекс для повышения бактериального сопротивления вирусным инфекциям (7, 8). Новая разработка сделала возможным внедрять конкретную генную мутацию в организм любого вида, включая других приматов и позвоночных, полезных для анализа на химические препараты, например, полосатых данио.

        Пока трудно сказать, какой вид животных окажется наиболее полезным для исследований аутизма, но открытие и разработка такого инструмента означает, что мы теперь можем изучать генетику аутизма практически на любом виде животных, а также на отдельных нейронах, полученных из стволовых клеток людей с аутизмом.

        Терапия на основе генетики

        Мы ожидаем, что возможно будет использовать открытия генетики для разработки более эффективных и индивидуальных методов лечения аутизма. Две статьи, опубликованные в течение 2013 года, демонстрируют первые попытки опробовать такие методы лечения на клетках и моделях животных. В первом исследовании ученые использовали плюрипотентные стволовые клетки от людей с синдромом Фелана-Макдермида, чтобы создать из них нейроны, которые можно изучать и манипулировать ими в клеточной культуре (9).

        Исследование показало, что эти нейроны имеют сниженную синаптическую трансмиссию активирующих или возбуждающих сигналов. Присутствие SHANK3 — важного гена, который отсутствует у людей с этим синдромом, восстанавливает сигнальные дефекты нейронов. Кроме того, контакт с инсулин-ассоциированным фактором роста IGF-1 частично восстанавливает возможности синаптической трансмиссии у нейронов людей с синдромом Фелана-Мадермида.

        Удивительно, но IGF-1 не повышает экспрессию SHANK3 в этих нейронах, как можно было бы предположить, но подавляет ее. Остается загадкой, каким образом это вещество восстанавливает синаптическую трансмиссию в нейронах.

        Вторая научная работа описывает неожиданно эффективный генетический терапевтический подход на основе вирусов для облегчения симптомов, характерных для синдрома Ретта, одного из расстройств аутистического спектра, на модели этого синдрома у мышей (10). Исследователи показали, что периферические инъекции вируса, экспрессирующего ген синдрома Ретта — MeCP2, в нейроны, приводит к резкому уменьшению наиболее тяжелых симптомов этого расстройства.

        Результаты этого исследования также предполагают, что некоторые симптомы синдрома Ретта, такие как аномальная регуляция дыхания, будет очень трудно скорректировать с помощью этого подхода. Таким образом, это исследование предлагает новую, потрясающую возможность генной терапии пациентов с синдромом Ретта, но также указывает на то, что терапия будет иметь свои ограничения.

        Ранняя диагностика и лечение

        Главная цель всех научных исследований аутизма — расширить репертуар клинических инструментов, которые могут помочь людям с этим расстройством. Ранняя диагностика позволяет провести раннее вмешательство. Научная статья, опубликованная в ноябре 2013 года описывает характерный дефицит в контакте глазами среди детей в возрасте 2-6 месяцев, у которых впоследствии диагностируется аутизм (11).

        Интересно, что контакт глазами у этих детей в возрасте двух месяцев был типичным, но впоследствии, по мере взросления ребенка, он не развивался нормально. Присутствие нормальных механизмов контакта глазами в 2 месяца предполагает, что раннее вмешательство должно сосредоточиться на сохранении этих механизмов, а также на разработке ранней поведенческой и лекарственной терапии.

        Профилактика и вмешательства

        Хотя генетические исследования значительно расширили наше понимание аутизма, роль взаимодействия генетических вариаций и факторов окружающей среды при аутизме до сих пор малопонятна. В 2013 году были опубликованы результаты важного исследования, основанного на данных Норвежской системы здравоохранения, в котором анализировалось влияние приема фолиевой кислоты во время беременности на последующий риск аутизма у ребенка (12).

        Женщинам рекомендуется принимать добавки с фолиевой кислотой во время беременности, потому что это снижает риск расщепления позвоночника и других неврологических нарушений у ребенка. Результаты исследования предполагают, что прием добавки с фолиевой кислотой во время беременности также снижает риск аутизма у ребенка, пусть и в небольшой степени (12).

        Наконец, использование генетических моделей на мышах позволило выявить дефициты в метаболизме холестерола при синдроме Ретта (13). Это исследование демонстрирует, что мутации в ферменте, ограничивающем уровень метаболизма холестерола, подавляют симптомы, связанные с синдромом Ретта, в моделях этого расстройства на мышах. Препараты класса статинов, понижающие уровень холестерола, также облегчают эти симптомы.

        Таким образом, научные статьи прошлого года предложили сразу два новых терапевтических подхода к лечению синдрома Ретта: генетическую терапию и подавление синтеза холестерола (10).

        Задача, стоящая в 2014 году — расширить наши знания о факторах риска, связанных с генетикой и окружающей средой, чтобы определить новые направления для разработки лекарственных и поведенческих методов лечения.

        1: Poultney C.S. et al. Am. J. Hum. Genet. 93, 607-619 (2013) PubMed

        2: Krumm N. et al. Am. J. Hum. Genet. 93, 595-606 (2013) PubMed

        3: Willsey A.J. et al. Cell 155, 997-1007 (2013) PubMed

        4: Parikshak N.N. et al. Cell 155, 1008-1021 (2013) PubMed

        5: King I.F. et al. Nature 501, 58-62 (2013) PubMed

        6: Robinson E.B. et al. Proc. Natl. Acad. Sci. USA 110, 5258-5262 (2013) PubMed

        7: Cong L. et al. Science 339, 819-823 (2013) PubMed

        8: Mali P. et al. Science 339, 823-826 (2013) PubMed

        9: Shcheglovitov A. et al. Nature 503, 267-271 (2013) PubMed

        10: Garg S.K. et al. J. Neurosci. 33, 13612-13620 (2013) PubMed

        11: Jones W. and A. Klin Nature Epub ahead of print (2013) PubMed

        12: Suren P. et al. JAMA 309, 570-577 (2013) PubMed

        outfund.ru