Аутизм по мкб

Профессионально об аутизме

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

F84 Общие расстройства развития

Общие диагностические указания:

  • Расстройства, характеризующиеся расстройствами социальной адаптации и общения в сочетании со стереотипными интересами и действиями;
  • Расстройства развития возникают в младенческом возрасте, реже — в первые пять лет жизни;
  • Часто сочетаются с расстройством, проявляющимся нарушениями в когнитивной сфере, независимо от наличия и отсутствия умственной отсталости;
  • В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены некоторыми патологическими состояниями, среди которых наиболее часты :
    1. детские спазмы;
    2. врождённая краснуха;
    3. туберозный склероз;
    4. церебральный липидоз;
    5. фрагильность Х-хромосомы.
    6. Расстройство должно диагностироваться на основании поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия патологических; любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно;
    7. При наличии умственной отсталости, степень её выражаенности кодируется отдельно (F70 — F79), поскольку она не является обязательным признаком общих расстройств развития.
    8. Расстройство, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что проявляется как:
      1. отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно);
      2. отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией;
      3. отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении;
      4. нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции;
      5. нарушения в ролевых и социально-имитативных играх.
      6. Характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением, интересами и активностью, что проявляется:
        1. тенденцией устанавливать жесткий, раз и навсегда заведённый порядок во многих аспектах повседневной жизни;
        2. в особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера;
        3. моторными стереотипиями;
        4. особым интересом к нефункциональным элементам предметов (запах или осязательные качества поверхности).
        5. Аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.

          D. Отсутствие предшествующего, несомненно нормального развития.

        6. Часто наблюдаются неспецифические для аутизма расстройства, такие как страхи (фобии), нарушения сна и приёма пищи, вспышки гнева и агрессивность, самоповреждения.
        7. Дефицит спонтанности, инициативности и творчества как при выполнении заданий и инструкций, так и в организации досуга;
        8. Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребёнка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом схожими расстройствами.
        9. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
        10. Четвёртый знак указывает на причину расстройства:

          F84.01 … обусловленный органическим заболеванием головного мозга;

          F84.02 … вследствие других причин.

        11. аутистическое расстройство;
        12. инфантильный аутизм;
        13. инфантильный психоз;
        14. синдром Каннера.
        15. Исключается:

          • аутистическая психопатия (F84.5).
          • F84.1 Атипичный аутизм
          • Расстройство сходное с F84.0, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев А — С, а именно:
            1. достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
            2. ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
            3. тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.
            4. Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью, наличие или отсутствие которой обозначается четвёртым знаком (при этом вторым кодом указывается соответствующий диагноз F70.хх — F79.хх);

              F84.11 — …с умственной отсталостью

              F84.12 — …без умственной отсталости

              Включаются:

              • умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами;
              • атипичный детский психоз.
                1. Расстройство к настоящему времени описано только у девочек.
                2. Раннее развитие нормально или внешне нормально.
                3. Начало расстройства между 7 и 24 месяцами.
                4. Парциальная или полная потеря мануальных навыков и речи.
                5. Замедление роста головы.
                6. Наиболее характерно:
                  1. потеря спонтанных движений рук.
                  2. стереотипное «заламывание», «мытьё» рук, смачивание слюной;
                  3. неполное пережёвывание пищи;
                  4. одышка.
                  5. В среднем возрасте развитие атаксии, апраксии, сколиоза и кифосколиоза, хореоатетозных расстройств, нередко — эпилептических припадков.
                  6. Исход заболевания — тяжёлая психическая инвалидность.
                  F84.5 Синдром Аспергера
                7. Сочетание признаков:
                  1. расстройства, сходные с аутизмом («мягкий» вариант аутизма);
                  2. двигательные дисфункции (как в F82. — )
                  3. сохранные интеллект и речь,
                  4. встречаются чаще у мальчиков (в соотношении 8 : 1).
                  5. Включаются:

                    • аутистическая психопатия,
                    • шизоидное расстройство детского возраста.
                    • Исключаются:

                      • шизотипическое расстройство (F21),
                      • простая шизофрения (F20.6),
                      • нарушение привязанности детского возраста (F94.1, F94.2),
                      • ананкастическое личностное расстройство (F60.5),
                      • обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-).
                      F84.8 Другие общие расстройства развития
                      F84.9 Общее расстройство развития неуточнённое

                      Это остаточная диагностическая категория, которая должна использоваться для расстройств, подходящих к общим диагностическим указаниям расстройств развития, но при которых отсутствует адекватная информация или имеются противоречивые данные, означающие, что не могут быть удовлетворены критерии для шифрования каких-либо других рубрик F84.

                      Приказ №3 МЗ РФ от 12.01.1998 «О принятии МКБ-10 с 01.01.1999».

                      autism.com.ua

                      Есть несколько разных классификаций аутизма, здесь приводятся две из них.

                      Классификация по МКБ:

                      В психиатрической практике применяется Международная классификация болезней 10-го пересмотра (1994) под рубрикой «Классификация психических и поведенческих расстройств» (Санкт-Петербург, 1994). Она включает следующие разделы:

                      F84 Общие (первазивные) расстройства развития

                      F84.0 Детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром Каннера) , при развитии до 3-летнего возраста

                      F84.1 Атипичный аутизм (атипичный детский психоз; умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами) , при развитии в 3—5 лет

                      F84.2 Синдром Ретта (психоневрологическое наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1:10000 — 1:15000, являясь следующей по частоте после синдрома Дауна специфической причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек.

                      Впервые болезнь была описана австрийским неврологом Андреасом Реттом (нем. Andreas Rett) в 1966 году. Беременность и развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом у девочки начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Речь затрудняется, ответы становятся однообразными или эхолалическими, временами речь совсем пропадает (мутизм). Наблюдается низкий психологический тонус. Лицо ребёнка постепенно приобретает грустное, «неживое» выражение, взгляд становится расфокусированным или устремлённым в одну точку перед собой. Движения становятся заторможенными, но возможны приступы насильственного смеха вместе с приступами импульсивного поведения. Появляются судорожные припадки. Эти особенности напоминают поведение детей с ранним детским аутизмом.)

                      F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз; синдром Геллераредкое (Психическое заболевание у детей. Сначала могут быть заметными лишь незначительные отклонения в их поведении, однако впоследствии заболевание начинает прогрессировать, и к имевшимся ранее симптомам прибавляются психические нарушения (например, галлюцинации и стереотипы); в конце концов у ребенка развивается деменция. Почти всегда удается точно установить причину заболевания, которое прогрессирует, приводя человека к полной нетрудоспособности) ; детская деменция; симбиотический психоз)

                      F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

                      F84.5 Синдром Аспергера (форма высокофункционального аутизма (то есть аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена). Проще говоря, лица с синдромом Аспергера встречаются редко, и они со стороны не похожи на умственно отсталых, они обладают, как минимум, нормальным, либо высоким интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного) ; аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста.

                      F84.8 Другие общие расстройства развития

                      F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное

                      По харак¬теру социальной дезадаптации ребенка

                      (по книге О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг "Аутичный ребенок. пути помощи") :

                      Когда мы обращаемся к историям развития аутичных детей, то видим, что в раннем возрасте нарушения активности и ранимость присутствуют у таких детей в неравной степени, и, соответственно, перед ними встают различные проблемы. При этом первоочередными оказываются разные жизненные задачи, вследствие чего каждый ребенок и вырабатывает свои способы взаимодействия с миром и защиты от него.

                      На первый план в поведении аутичных детей выступают, конечно, яркие проявления патологических форм компенсаторной защиты. Сам аутизм может проявляться в разных формах: 1) как полная отрешенность от происходящего; 2) как активное отвержение; 3) как захваченность аутистическими интересами и, наконец, просто 4) как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Таким образом, мы различаем четыре группы детей с совершенно разными типами поведения.

                      Для того чтобы не дать ребенку лишиться его достижений и помочь сделать шаг вперед, важно понять, каков уровень доступных ему отношений с миром. С этой целью рассмотрим перечисленные группы в их последовательности — от самых тяжелых к более легким.

                      Основные жалобы, с которыми обращается к специалистам семья ребенка первой группы,— это отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Такие дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. В период развернутых проявлений синдрома явный дискомфорт остается в прошлом, поскольку компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек активного соприкосновения. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.

                      Дети второй группы исходно несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Родители чаще всего приходят в первый раз с жалобами на задержку психического развития таких детей, и прежде всего — развития речи; обо всех остальных трудностях они сообщают позже. Эти прочие трудности в жалобах родителей уходят на второй план, потому что они ко многому притерпелись и приспособились — ребенок уже приучил их к сохранению особых необходимых ему условий жизни, прежде же всего — к строгому соблюдению сложившегося жизненного стереотипа, в который включаются и обстановка, и привычные действия, и весь распорядок дня, и способы контакта с близкими. Обычна особая избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка.

                      Детей третьей группы также легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями.

                      Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекра¬щается при ощущении малейшего препятствия или противодей¬ствия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.

                      osobenmir.ucoz.net

                      Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)

                      Подготовлен в отделе медицинской демографии и Международной классификации болезней НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН

                      Введен в действие приказом Минздрава Российской Федерации от 27.05.97 N 170.

                      Дата введения: 01.01.99 г.

                      Для обеспечения управления здравоохранением на современном уровне, развития медицинской науки необходим постоянный сбор данных о здоровье населения, деятельности учреждений здравоохранения, что в свою очередь стимулирует интенсивное развитие, повышение надежности информационных систем, создание которых не может быть осуществлено без классификационных основ.

                      Одной из ведущих классификационных основ является Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти (МКБ), которая периодически (1 раз в 10 лет) пересматривается под руководством ВОЗ. МКБ является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов.

                      Московский сотрудничающий с ВОЗ Центр по Международной классификации болезней принял непосредственное участие в подготовке очередного 10-го пересмотра МКБ, реализуя в этой работе опыт специалистов головных клинических институтов и их предложения по адаптации этого международного документа к практике работы медицинских учреждений России. Данное издание является одним из результатов этой работы.

                      Как можно увидеть при рассмотрении Десятого пересмотра, традиционная структура МКБ была оставлена, но введена алфавитно-цифровая кодовая система, заменившая цифровую. Это обеспечивает значительное расширение возможностей классификации и создает условия для проведения будущего пересмотра без заметного нарушения цифровой системы, как это случалось в предыдущих пересмотрах. С целью оптимального использования емкости классификации, некоторые нарушения иммунного механизма включены в класс «Болезни крови и кроветворных органов». Образованы новые классы для группировки болезней глаза и придаточного аппарата, болезней уха и сосцевидного отростка. Бывшие дополнительные классификации внешних причин и факторов, влияющих на состояние здоровья и обращаемость в учреждения здравоохранения, теперь являются частью основной классификации.

                      Классификация одобрена Международной конференцией по Десятому пересмотру МКБ в 1989 году и в следующем году была принята Сорок третьей сессией Всемирной Ассамблеи Здравоохранения.

                      В настоящее издание, призванное в основном обеспечить подготовку к введению 10-го пересмотра МКБ, включены:

                      • полный перечень трехзначных рубрик
                      • перечень четырехзначных подрубрик с необходимыми примечаниями и перечнями исключений
                      • правила отбора основной причины смерти и основного заболевания в статистике причин смерти и поводов для госпитализации больных
                      • краткие перечни для разработки данных о заболеваемости и смертности
                      • указания по заполнению свидетельства о перинатальной смертности и правила кодирования причин перинатальной смерти
                      • нормативные определения и номенклатурные положения
                      • алфавитный перечень болезней
                      • Использование в работе адаптированного варианта МКБ-10 предусматривает предварительное тщательное изучение структуры группировок болезненных состояний в классах, примечаний, включений и исключений, а также ознакомление с правилами отбора и кодировки основного диагноза. Несмотря на то, что в алфавитном указателе болезней в основном в начале диагностических гнезд приведены и неуточненные состояния со знаками .9, БДУ, НКД, необходимо избегать их использования, добиваясь соответствующего классификации уточнения диагноза.

                        ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕХЗНАЧНЫХ РУБРИК И ЧЕТЫРЕХЗНАЧНЫХ ПОДРУБРИК

                        autism-info.ru

                        Общие расстройства психологического развития (F84)

                        Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

                        При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

                        Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.

                        Исключена: аутическая психопатия (F84.5)

                        Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи.

                        Атипичный детский психоз

                        Умственная отсталость с чертами аутизма

                        При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79).

                        Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

                        Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения.

                        При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код.

                        Исключен: синдром Ретта (F84.2)

                        Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 35), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гипреактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гипреактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга.

                        Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.

                        mkb-10.com

                        Детский аутизм. Диагностические критерии по мкб-10 (who (1993))

                        Качественные нарушения в социальном взаимодействии представленные по меньшей мере двумя из пяти нижеследующих (1) неспособность адекватно использовать взгляд глаза-в-глаза, выражения лица, поз и жестов тела для регулирования социального взаимодействия. (2) неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности. (3) редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения (4) отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми, (5) отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной или девиантной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения

                        Качественные нарушения в коммуникации представленные, по крайней мере, одним из следующих (1) отставание или полное отсутствие развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления) (2) отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или (в более раннем возрасте) социальной игры-имитации (3) относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор (4) стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений

                        Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные типы поведения, интересов или деятельности представленные по меньшей мере одним из следующих четырех (1) активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов (2) явно выраженное обязательное придерживание специфическим не функциональным распорядку и ритуалам (3) стереотипные и повторяющиеся механические движения, (4) действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала

                        Отражая попытки достижения диагностического консенсуса в этой области, можно заметить, что различия между 2-мя последними диагностическими критериями не велики.

                        Существуют определенные симптомы, часто появляющиеся в аутизме, но не считающиеся основными для постановки диагноза. Однако, они заслуживают внимания, это — гиперактивность (особенно в раннем детстве или подростковом возрасте), слуховая гипер- и гипочувствительность и различные реакции на звук (четко проявляются в особенности в течение первых 2-х лет жизни, но обычно присутствуют периодически или постоянно и у взрослых), гиперчувствительность к прикасанию, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, нанесение себе повреждений, заниженная болевая чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения Они встречаются, по меньшей мере, у 1/3 людей, имеющих это расстройство.

                        studfiles.net

                        Детский аутизм. Диагностические критерии по МКБ-10

                        Качественные нарушения в социальном взаимодействии представленные по меньшей мере двумя из пяти нижеследующих:

                      • неспособность адекватно использовать взгляд глаза-в-глаза, выражения лица, поз и жестов тела для регулирования социального взаимодействия.
                      • неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности.
                      • редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения
                      • отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми,
                      • отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной или девиантной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения
                      • Качественные нарушения в коммуникации представленные, по крайней мере, одним из следующих

                      • отставание или полное отсутствие развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления)
                      • отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или (в более раннем возрасте) социальной игры-имитации
                      • относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор
                      • стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений
                      • Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные типы поведения, интересов или деятельности представленные по меньшей мере одним из следующих четырех

                      • активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов
                      • явно выраженное обязательное придерживание специфическим не функциональным распорядку и ритуалам
                      • стереотипные и повторяющиеся механические движения
                      • действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала
                      • Для постановки диагноза должны присутствовать признаки нарушения развития в течение первых трех лет жизни.

                        Существуют определенные симптомы, часто появляющиеся в аутизме, но не считающиеся основными для постановки диагноза. Однако, они заслуживают внимания, это – гиперактивность (особенно в раннем детстве или подростковом возрасте), слуховая гипер и гипочувствительность и различные реакции на звук (четко проявляются в особенности в течение первых 2-х лет жизни, но обычно присутствуют периодически или постоянно и у взрослых), гиперчувствительность к прикасанию, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, нанесение себе повреждений, заниженная болевая чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения. Они встречаются, по меньшей мере, у 1/3 людей, имеющих это расстройство.

                        psylist.net

                        Аутизмом (от греческого autos – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении (см. раздел «Шизофрения»), так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА).

                        РДА, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики – сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточно развитым социальным взаимодействием с окружающими. Согласно МКБ-10 среди нарушений психологического развития выделяют детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет. Более подробно классификация представлена в таблице 1.

                        Таблица 1. Классификация аутизма по МКБ-10.

                        1. ТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

                        1.1. Аутистические расстройства,

                        1.2. Инфантильный аутизм,

                        1.3. Инфантильный психоз,

                        1.4. Синдром аутизма Каннера.

                        2. АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

                        2.1. Атипичные детские психозы,

                        2.2. УМО с аутистическими чертами.

                        3. Синдром Ретта

                        Этиология и патогенез раннего детского аутизма неясны. В качестве объяснений выдвигаются "теория эмоциональной холодности родителей", наследственные нарушения и органические поражения ЦНС.

                        В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференциация РДА и других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.

                        Частота встречаемости РДА колеблется от 4 до 6 на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 4-5 / 1. IQ детей с РДА более чем в двух третях случаев ниже 70.

                        Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию общения, к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов /явлениями протодиакризиса/, отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения с "симптомами тождества". Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, отсутствие единства и внутренней логики в поведении. Эмоциональная реакция на близких ослаблена вплоть до полного внешнего ареагирования (так называемой "аффективной блокады"). Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители придает детям сходство со слепыми и глухими. Во внешнем облике таких детей при обычной миловидности обращает на себя внимание взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, «взгляд мимо», с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика, как правило, угловатая, движения неритмичные, "закостенелые" или неточные, с тенденциями моторных стереотипий в пальцах, кистях рук, ходьбы на цыпочках, однообразного бега, прыжков с опорой не на всю ступню. Речь обычно не направлена к собеседнику, отсутствует экспрессия, жестикуляция, голос то тихий, то громкий, произношение звуков варьирует от правильного до неправильного. Часто наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, отсутствие интонационного переноса, эхолалии, бессвязность, невозможность вести диалог. Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Характерны краткие фразы с «рыхлыми» ассоциациями, смещением мыслей, отсутствием личных глагольных и местоименных форм.

                        У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, перверзность аппетита, изменчивость мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии. После полутора- двух лет становится отчетливой диссоциация развития личности с нарушением последовательности вытеснения примитивных функций сложными в пределах всех сфер деятельности.

                        Степень выраженности аутизма неодинакова, что несомненно зависит от генетической предрасположенности и внешних факторов (большинство авторов выделяют 4 степени РДА). К 3-5 годам жизни ребенка дизонтогенетические проявления в круге аутистического синдрома достигают своей наибольшей выраженности; в дальнейшем этот тип расстройств нередко становится почти идентичным расстройствам при аутистической шизоидной психопатии типа Аспергера. Близкого порядка личностные расстройства аутистического типа могут иметь место и у детей с негрубыми резидуальными состояниями вследствие минимальной мозговой дисфункции или более явных органических резидуальных поражений головного мозга.

                        Лечебная помощь строится на базе индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представлена разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной), физиотерапией, массажем и др. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, профилактику вегето-сосудистой и всгето-висцеральной дистоний, активизацию ребенка и ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.

                        Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.

                        psychiatry.ru

  • Опубликовано в рубрике Дети