Аутизм признаки 3 года

Признаки аутизма у ребенка 3 лет

Название этого заболевания происходит от латинского слова autos — сам (аутизм — погружение в себя). Ребенок. страдающий аутизмом, живет в собственном мире, он плохо понимает и воспринимает события, происходящие вокруг него. Аутист избегает общения с людьми, в том числе и с родителями. может не реагировать на обращенную к нему речь. что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха. Несмотря на многие странности аутичный ребенок может быть высокоинтеллектуальным и даже проявлять гениальные способности в какой-либо области. Из него может вырасти прекрасный музыкант, художник, ученый и т.д. В тоже время этот же ребенок может не иметь простейших бытовых и социальных навыков.

Понятие аутизм было впервые введено Э. Блейером в 1920 г. как симптом при тяжелых нарушениях взаимодействия с реальностью у взрослых больных шизофренией. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером (1943 г. синдром Каннера), а затем Гансом Аспергером (1949 г.). Тогда одно из определений аутизма звучало как разобщенность человека с внешним миром . Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект. мышление ), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании, невосприятии человеком событий, происходящих вокруг.

Наибольшие проблемы выпадают на долю родителей после того, как они осознают, что их ребенок не такой, как другие. Их беспокоит чувство вины и разочарования, они находятся в состоянии хронического стресса. Главное в этой ситуации – не отчаиваться, и как можно раньше обратиться за консультацией к детскому психиатру. В настоящее время существует множество методик, позволяющих адаптировать ребенка к нормальной жизни. Родители должны как следует разобраться в том, что происходит с ребенком, по возможности установить с ним эмоциональный контакт, научиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему. В этом им может помочь общение с другими семьями, столкнувшимися с такой же проблемой.

Аутизм встречается не так уж редко. По данным статистики, в Великобритании диагностируется примерно 60 случаев на 10000 детей (данные 2001 года), в США — 55-57 случаев на 10000 (2006 год), в Канаде — до 102 случаев на 10000 детей (2006 год). Наиболее подвержены аутизму мальчики, причем симптомы болезни проявляются уже в возрасте до 2-2, 5 лет.

Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать достаточно определенно — это то, что наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, вероятно, являются не причиной, а условиями развития аутизма.

Появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2, 5 лет нередко предшествуют:

Последние научные исследования не подтвердили популярную теорию о том, что развитию аутизма способствует применение вакцин, изготовленных с применением ртутьсодержащего консерванта тимерозала, а также прививки три в одном против кори. краснухи и свинки (MMR).

Возможно, лучше понять механизм развития болезни помогут недавние исследования. Они показали, что при аутизме мозг растет преимущественно в первые два года жизни, а затем изменений размеров практически не отмечается. В юности процессы идут так же, как и у нормальных людей. В результате этого у взрослых пациентов, страдающих аутизмом, окружность черепа больше, чем у здоровых людей. Причем повышение интенсивности роста мозга совпадает с появлением симптомов аутизма, что указывает на непосредственную взаимосвязь этих процессов.

В настоящее время аутизму уделяется особое внимание. Это связано с тем, что с каждым годом число случаев аутизма неуклонно растет (особенно в западных странах). Однако пока неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами, или же происходит в связи с расширением границ понятия аутичность .

Поделитесь с друзьями

Аутисты не смотрят в глаза

Эффективный тест по определению признаков аутизма у новорожденных детей разработан в США и представлен в журнале Nature

Дети, у которых в возрасте 2–6 месяцев нарушается зрительный контакт с другими людьми, в дальнейшем с высокой вероятностью становятся аутистами. Тест для выявления аутизма у грудных младенцев представлен в четверг в журнале Nature.

Аутизм — заболевание с не выясненными до сих пор причинами . в наше время встречается значительно чаще, чем раньше. Сегодня признаки аутизма у ребенка становятся заметны в возрасте около года, да и то при внимательном отношении родителей и врачей.

Специалисты говорят о необходимости ранней диагностики, поскольку чем раньше выявить тревожные признаки, тем легче предупредить болезнь.

Ученые из Центра Маркуса по изучению аутизма, Центра детского здоровья Атланты и Школы медицины Университета Эмори нашли признаки, появляющиеся еще до того, как ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми. Они обратили внимание на движения глаз. Результаты авторы исследования опубликовали в журнале Nature 6 ноября .

Зрительный контакт играет ключевую роль в процессе социального взаимодействия. Грудные дети на том этапе развития, когда они еще не могут ни ходить, ни ползать, очень активно познают мир. И на первых порах — именно глазами. Они смотрят на лица, тела, окружающие их предметы, устанавливают зрительные контакты. Такое изучение всего, что вокруг, является естественной и необходимой частью развития организма и готовит почву для дальнейшего роста мозга.

Для наблюдения за детьми от рождения до трехлетнего возраста исследователи использовали особую технологию eye-tracking, или окулографию — отслеживание движения глаз.

С помощью этой технологии они смогли проанализировать, как младенцы реагируют на социальные сигналы.

Грудничков разделили на две условные группы — тех, у кого риск возникновения расстройств аутического спектра был высок, и тех, у кого этот риск был минимален. В первую группу попали дети, чьим старшим братьям и сестрам ранее уже был поставлен диагноз «аутизм», и такая ситуация резко повышала вероятность заболевания — в 20 раз. У новорожденных в группе с низким риском, напротив, семейная история заболевания была «чистой», то есть их близкие родственники первой, второй и третьей степени родства не страдали таким расстройством.

Интенсивно наблюдая за этими детьми от рождения, ученые смогли обнаружить самые первые признаки заболевания, проявившиеся уже в первые полгода жизни, и собрать большие объемы фактических данных, косвенно указывающих на расстройство задолго до того, как обнаружатся его явные симптомы. Независимая группа врачей провела осмотр этих детей, когда они подросли, в возрасте трех лет, и подтвердила результаты раннего тестирования. Опираясь на уже поставленный диагноз, исследователи повторно проанализировали все результаты своих наблюдений и попытались определить, какие признаки наиболее ярко отличали аутистов от тех, кто был здоров. То, что они обнаружили, показалось им удивительным.

У аутистов в возрасте от 2 до 24 месяцев наблюдалось устойчивое снижение внимания к глазам других людей.

Причем не полное отсутствие такого внимания, а именно снижение его с возрастом. И этот параметр можно было измерить с помощью приборов, то есть зарегистрировать количественно. Такие изменения становились очень явными уже в шестимесячном возрасте.

Ученые предупреждают: то, что они наблюдали, не видно невооруженным глазом, для этого требуется специальная измерительная техника. Кроме того, нельзя основываться на результатах единичных измерений, нужно сделать несколько повторных тестов в течение месяца.

Понимая, какой резонанс может вызвать данное исследование, они также подчеркивают, что родители не должны паниковать и поминутно заглядывать в глаза своему ребенку. Если младенец на них не смотрит, это все же недостаточный повод для беспокойства.

Тест, который они разработали, может быть выполнен только в лаборатории.

«Генетика аутизма оказалась достаточно сложной. Вероятно, в процессе возникновения расстройства задействованы многие сотни генов, каждый из которых играет определенную роль лишь в некоторых незначительных проявлениях, которые в сумме приводят к болезни. Причем у разных людей это разные гены, — пояснил руководитель исследования Уорен Джонс. — Обнаруженное нами явление — одно из многих нарушений, сопровождающих данное состояние. В дальнейшем мы планируем расширить свои исследования и выяснить, как именно движения глаз связаны с активностью генов и развитием головного мозга».

Ученые предположили, что в дальнейшем, если удастся рано выявлять болезнь, можно будет принять своевременные меры к ее коррекции. Возможно, в будущем будут разработаны стратегии такого раннего вмешательства, которые позволят если не вылечить, то свести к минимуму проявления аутизма.

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Аутизм представляет собой широкий спектр различных расстройств, который, с одной стороны, позволяет отличить аутизм от других расстройств развития, но, и с другой стороны, оставляет много возможностей для сомнений.

Очень часто симптомы аутизма выражены не так ярко и явно, как это представляют обыватели. Лишь небольшая часть детей с аутизмом полностью замкнуты и отстранены от окружающего мира, сидя в стороне и раскладывая карты в определенном порядке. Многие аутята проявляют интерес к происходящему, понимают действия других людей, пытаются общаться и имеют поразительные способности к какому-то виду деятельности.

Так что же отличает детей с аутизмом от других детей? Попробуем привести несколько примеров:

Все данные симптомы проявляются уже в более позднем возрасте — от года до трех лет, и появление данных поведенческих признаков обычно приводит к появлению беспокойства, проверкам и установлению диагноза Аутизм . Но признаки нарушения развития можно выявить уже и в первый год жизни, когда любой ребенок только начинает двигаться и проявлять интерес к окружающему миру. Некоторые из признаков — следующие:

#183; Пониженная социальная интеракция

#183; Отсутствие интереса к человеческим лицам. Обычный 3-х месячный ребенок может сосредоточиться на лице родителя несколько минут.

#183; Отсутствие ответной улыбки (в 3-4 месяца)

#183; Отсутствие мимики (в 4 месяца)

#183; Нет реакции на имя

#183; Нет указывания пальцем

#183; Нет спонтанной имитации

#183; Мышечный тонус — либо повышенный, либо пониженный.

#183; В период ползания — обычные дети опираются на ладони, и их движения скоординированы. Дети, у которых позднее был обнаружен аутизм — опираются на предплечья, при этом выставляя таз вверх. Кроме того, их движения плохо скоординированы, и они склонны падать на правую сторону при ползании.

#183; В период начала ходьбы — обычные дети ставят ступни плоско, тело держат прямо, и кисти рук, сжатые в кулачки, поднимают до уровня плеч, чтобы достичь равновесия. Дети, у которых позднее был обнаружен аутизм — при ходьбе опираются на пальцы ног, руки держат внизу, и из-за плохого равновесия, опять-таки склонны падать на правую сторону.

#183; Позднее исчезновение младенческих рефлексов, и позднее развитие других рефлексов.

Эти и другие признаки свидетельствуют о неврологических повреждениях, и о неправильном развитии нервной системы. То есть, при наличии данных признаков в развитии ребенка в первый год жизни можно начать подозревать аутизм уже на самых ранних этапах развития, и таким образом начать терапевтическое лечение раньше.

Некоторые признаки и симптомы аутизма исчезают в процессе лечения, но это происходит далеко не всегда. И, несмотря на то, что отдельные симптомы могут сопровождать ребенка в течение всей его жизни — это не говорит о том, что лечение неэффективно, и ребенок или человек не сможет жить достойно.

Очень важно обучить ребенка необходимым навыкам, и с помощью коррекции поведения и обучения как можно раньше уменьшить пробелы в развитии и предоставить больше возможностей для интеграции в нормативном обществе.

uspeshnyjmalysh.ru

Проблемы диагностики и лечения аутизма у детей

Нарушения психомоторного развития становятся серьезным препятствием к взаимодействию ребенка с окружением в детстве, отражается на его социализации. Проявляется аутизм у детей, как правило, на втором–третьем годах жизни повторением моделей поведения, отсутствием типичных навыков общения с взрослыми, сверстниками. Неизвестен точный механизм развития этого состояния. Считается, что причины аутизма у детей связаны с врожденными дефектами мозга, нарушениями биохимических процессов в коре ГМ. Определенную роль также играют генетические факторы, инфекционные заболевания.

Особенности аутичных детей

Термин «аутизм» одним из первых предложил швейцарский психиатр Э. Блейлер в 1911 году, только в 1940-х годах ученые приступили к поиску лекарственных средств для лечения аутичных детей. Современные теории объясняют причины возникновения этого состояния несколькими факторами, в том числе генетическими. Детям-аутистам трудно обрабатывать информацию и общаться, вступать в межличностные отношения. Они часто демонстрируют стереотипные модели поведения, хотя диапазон признаков очень широкий. Практически невозможно найти двух ребят с диагнозом аутизм, у которых были бы идентичные симптомы.

Всемирная организация здравоохранения предложила следующие виды расстройств аутистического спектра (РАС) :

Проблемы с речью присутствуют при всех формах аутизма у детей и других РАС. Среди ребят встречаются способные к быстрому обучению различным навыкам и те, кто не могут учиться. Они как будто не замечают окружающих, не идут на зрительный контакт, не понимают шутки, намеки. Аутисты не сопереживают чувствам другого человека, но при заинтересованности в какой-либо конкретной теме посвящают ей много времени.

Существует возрастная периодизация развития, отражающая типичные изменения в физиологии и психологии. Способность лепетать, изъясняться жестами развивается у детей до года при отсутствии поражений головного мозга, родовых травм, тяжелых заболеваний. Между тем, грудничок с аутичным расстройством к 9 месяцам не имитирует звуки, к 12 не жестикулирует.

Если у детей до 1 года или после 12 месяцев начинаются такие отклонения, то уже можно распознать: это синдром Аспергера, атипичный или классический аутизм. Первые два состояния врачи считают «облегченным вариантом» проявления третьего. Обычно дети-аутисты не реагируют на свое имя, тогда создается впечатление, что у них проблемы со слухом.

Признаки аутизма у детей легче диагностировать в возрасте от 3 до 6 лет. Чаще отмечается легкая форма нарушений в развитии — примерно у одного малыша из 100 детей. Тяжелым отклонениям подвержено около у 2% населения. Родителям необходимо учиться общаться с аутичными детьми:

Признаки и симптомы аутизма у детей разного возраста

Как правило, первые слова малыши произносят до 2 лет, используют ключевые фразы в 24 месяца. Признаком аутизма у детей 2 лет считается ограниченность словарного запаса, произнесение одних и тех же слов или словосочетаний. Такая же особенность проявляется в отношении бытовых ситуаций, рутинных событий, движений. Например, симптомы у детей до 3 лет — выкладывание предметов в одном и том же порядке. Если у ребенка 4 лет отмечаются нарушения речевого взаимодействия, проявляется склонность к стереотипным движениям и рисованию одного и того же образа, то родителям следует обратиться к специалистам.

Дети, страдающие аутизмом, необычно реагируют на типичные бытовые ситуации, шум, громкие звуки, определенные запахи или внезапные перемены в окружающей среде. Проблема заключается в том, что аутистам сложно подготовится к изменениям. Объятия, поглаживания или другие тесные контакты могут застать таких ребят врасплох. Однако, проявления заболевания очень специфичны, некоторые очень счастливы, когда их обнимают самые близкие люди (родители, братья, сестры, бабушки и дедушки).

Аутизм — симптомы у детей 5 лет:

  • эхолалия (повторение того, что слышит аутист);
  • агрессия, направленная на себя;
  • стереотипные движения;
  • монологическая речь;
  • мнимые друзья;
  • жалость к себе;
  • истерики.
  • Родителям следует знать, как проявляется и диагностируется аутизм. Берутся во внимание особенности поведения ребенка в различных ситуациях. Среди диагностических методов получили распространение различные тесты — для детей и для родителей. Большое значение при определении симптомов и лечения РАС приобретает опыт врачей, психологов, воспитателей.

    Тест на аутизм (в помощь родителям, воспитателям)

    Если родители наблюдают у ребенка 3 лет признаки, перечисленные выше в таблице, им следует сначала обратиться к педиатру, который порекомендует неврологическую или психиатрическую экспертизу. Желательно провести тщательное обследование малыша, сделать компьютерную или магнито-резонансную томографию, сдать анализы крови и мочи.

    Помощь специалистов при расстройствах аутистического спектра

    Аутизм, синдром Аспергера и далее список из 40 пунктов — перечисление заболеваний и состояний, входящих в РАС или близких к ним. Выявляют всевозможные отклонения психологические и психиатрические экспертизы. Специалисты исследуют состояние развития детей и сравнивают со средними показателями для этого возраста.

    Определение группы инвалидности после диагностики проводят специалисты городского или районного бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). От решения экспертов зависит, будет ли семья получать пособие и другую социальную помощь. Заключение о физических способностях и образовательных возможностях детей 6–7 лет дает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Результат работы МСЭ — медицинский диагноз. Заключение ПМПК помогает определиться с вариантами обучения ребенка-аутиста.

    Одни родители не особо вникают, почему рождаются дети с аутизмом, другие считают их «воплощенными ангелами» (сравнение принадлежит неизвестному автору). Журналист и общественный деятель Е. Мень в одной из своих публикаций назвала полноценное воспитание особых детей «дорогим удовольствием».

    Не затрагивая тему, как вылечить аутизм, мама ребенка-аутиста пишет в статьях о внедрении инклюзивного образования, дающего возможность повысить качество жизни всей семьи. Сейчас можно рассчитывать только на специальные образовательные методики и проводимые в детских центрах коррекционно-развивающие занятия для детей с аутизмом:

    Терапия детского аутизма

    Решение проблемы, как лечить аутичных детей, врачи и ученые ищут более 100 лет. Болезнь считается неизлечимой, ведь все происходящее с пациентом — результат поражения центральной нервной системы. Однако, все чаще ответы на вопрос, можно ли вылечить аутизм у ребенка, не столь категоричны. Врачи применяют для терапии РАС новейшие технологии, традиционные методики, диету. Нарушение психо-моторных функций лечат с грудничкового возраста с помощью метода Войта или рефлексолокомоции. Затем необходимо перейти к индивидуальной коррекционной программе.

    Более технологичный способ — сеансы декомпрессии при давлении 1,3–1,5 атм. в специальной камере или гипербарическая оксигенация для улучшения кровоснабжения структур головного мозга. В экспериментах исследователи отмечали исправление речи, координации и другие позитивные изменения после 10–40 сеансов. Содержание кислорода в барокамерах повышали с привычного для состава воздуха показателя 21% до 24%. Возможно, развитие этой методики позволит заявить, что аутизм излечим.

    Рисперидон — действующее вещество препаратов «Рисполепт», «Ридонекс», «Лептинорм». Антипсихотическое средство «Рисперидон» впервые было создано в США и там же одобрено для лечения РАС у детей и подростков. Упоминания лекарства «Рисполепт», отзывы о его применении при аутизме, можно услышать только от родителей «особых детей». Дело в том, что отсутствуют результаты клинических испытаний с участием пациентов до 15 лет, проведенных в соответствии со всеми требованиями к таким исследованиям.

    Ривастигмин — ингибитор ацетилхолинэстеразы — действующее вещество препарата «Экселон». Применение для лечения аутизма объясняется тем, что при РАС выявлена недостаточность холинергической функции. Проводилось несколько исследований влияния ривастигмина и двух других ингибиторов ацетилхолинэстеразы для лечения детей с РАС. Однако, эти препараты в России не назначают детям из-за недостаточной изученности и многочисленных побочных эффектов.

    Развитие ребенка-аутиста

    Ранний аутизм у младенцев накладывает отпечаток на всю последующую жизнь. Большинство людей с этой формой РАС остаются умственно ограниченными, им требуется пожизненная поддержка. При синдроме Аспергера у детей 3–10 лет расстройства проявляются мягче, менее заметно. В процессе обучения и применения развивающих методик у них совершенствуется речь, интеллект. Детей-аутистов зачастую признают инвалидами, им нужна постоянная помощь родителей или опекунов:

    Медико-социальные учреждения, психолого-педагогические центры, общественные организации проводят ликбезы для родителей аутичных детей, интегрирует старшее и младшее поколения в малые группы. Проходят мастер-классы, праздники, концерты, экскурсии. «Особые» дети вовлекаются в игры, спортивные и другие занятия по интересам — рисуют, лепят, танцуют, поют, ухаживают за четвероногими друзьями. Такая деятельность способствует общению и творчеству, развитию способностей и задатков, которыми наделен каждый ребенок.

    zdorovyedetei.ru

    Признаки аутизма у малышей до года, «дошкольного» и старшего возраста

    Аутизм является психическим нарушением, приводящим к речевым проблемам, сложностям социальной адаптации ребенка, возникновению многих отклонений развития. Если диагностика заболевания была проведена на ранних этапах, то лечение может дать ощутимые результаты, но главными факторами воспитания таких детей являются их социализация и постоянное обучение.

    В последние десятилетия в нашей стране рождается все больше малышей с аутизмом. Сегодня практически каждый педиатр имеет под своим контролем около 5 таких детей.

    Основной проблемой адаптации аутистов, их воспитания и обучения сегодня является банальное отсутствие в достаточном количестве специализированных учебных заведений и квалифицированных педагогов. Поэтому все труды и заботы, в том числе и по выявлению нарушения, в большинстве случаев ложатся на плечи родителей.

    Несмотря на то, что сам термин является официальным медицинским диагнозом, во всем мире детей-аутистов, как и взрослых, не принято воспринимать в качестве больных людей. Гораздо этичнее и правильнее считать их необычными людьми, имеющими проблемы в коммуникации с внешним миром и восприятии реальности.

    Нарушение разделяется на несколько видов, у каждого из которых имеются свои особенности и специфические симптомы.

    Точных причин развития заболевания до сих пор не выявлено, но большинство ученых утверждают, что оно обусловлено генетическими факторами.

    Мозг каждого человека в любом возрасте практически круглые сутки обрабатывает информацию извне. Восприятие мира, окружающих предметов, звуков, запахов, речи других людей происходит благодаря тому, что мозг обрабатывает сигналы, получаемые от естественных анализаторов в организме, таких как обонятельные, осязательные, слуховые, зрительные и прочие рецепторы.

    Благодаря этому осуществляется нормальное восприятие мира и коммуникация ребенка с ним, то есть возможность общения, реагирования на различные раздражители, проявление эмоций.

    При аутизме у детей в любом возрасте нормальное восприятие нарушено в одном или нескольких направлениях, что определяет степень патологии. Конкретные сигналы, важные для здоровых людей, аутисты обычно не воспринимают совсем или реагируют на них незначительно, но при этом заостряют внимание на том, что часто игнорируют обычные люди.

    Таким образом, возникает искаженное восприятие мира у ребенка, что не может не сказываться на его поведении, общении, способностях к обучению и существовании в установленных социальных рамках.

    С середины прошлого века во всем мире наблюдается тенденция прогрессирования заболевания и появления на свет все большего числа детей с врожденным аутизмом.

    Признаки и особенности нарушения

    У малышей до года (ранний аутизм)

    Чаще всего первые симптомы нарушений у малыша замечают родители. Ранний аутизм определить сложно, поскольку выраженных признаков с момента рождения практически нет, они появляются постепенно, по мере роста новорожденного.

    Первое, что замечают родители, это нежелание ребенка быть на руках, он не любит объятий матери, не реагирует на внешние раздражители, не интересуется игрушками и звуками, не пытается подражать мимике, не начинает произносить слоги и слова.

    В некоторых случаях речь у ребенка формируется, создается некоторый словарный запас, но позднее этот навык утрачивается.

    Иногда может показаться, что малыш не слышит слов, а обращает внимание лишь на какие-то отдаленные звуки фонового характера, на самом деле он просто не воспринимает обращение к нему, как важную информацию, но может заинтересоваться звуком проезжающего за окном автомобиля или гудком поезда.

    Важным симптомом является то, что к рукам матери такие дети привыкают очень трудно. Даже кормление ребенка доставляет немало трудностей, поскольку мама, взяв малыша на руки, никак не может найти удобное для обоих положение — он либо слишком напряжен, либо находится в аморфном состоянии.

    Отсутствие фиксации взгляда малыша в возрасте до года на определенных предметах и, в первую очередь, на лицах других людей тоже является симптомом аутизма. У нормального ребенка интерес к лицу матери возникает очень рано, как и к ее прикосновениям и звукам голоса.

    При наличии нарушения малыш постоянно избегает не только зрительного контакта с другими людьми, но и тактильного, он не тянет ручки даже к склоняющемуся над ним человеку.

    Постепенно у аутичных детей вырабатывается сильная привязанность к одному человеку, обычно к тому, кто за ним ухаживает, но связь имеет примитивный симбиотический характер, выражающийся в потребности неразделимого совместного существования.

    Даже незначительная угроза расставания (нарушения связи) может спровоцировать появление непредсказуемой и часто неадекватной реакции, например, рвоты или резкого повышения температуры, проявления сильной неконтролируемой агрессии.

    При этом практически любой малыш-аутист, у которого проявляются катастрофические тяжелые реакции даже на кратковременную разлуку с матерью (или иным человеком, к которому он привязан), может не демонстрировать никакого интереса к ней во время ее нахождения рядом.

    Такое поведение обычно удручает родителей, вызывает сильное расстройство и переживания, поскольку для любой матери неполучение ответных положительных эмоций от ребенка подобно катастрофе.

    У детей от года до 3 лет

    В этом возрасте детский аутизм проявляется замкнутостью в себе, попытками отгородиться от других людей и играть в одиночестве, отсутствием эмоциональности. Такое поведение характерно для любого аутиста, он очень любит быть один и заниматься исключительно тем, что ему интересно.

    Речь может состоять из отдельных слов, часто наблюдается неосознанное стереотипное повторение услышанных фраз или слов. В большинстве случаев речевой навык утрачивается к возрасту 2-3 лет, но может и сохранить на достаточно длительное время, но словарный запас будет состоять лишь из нескольких слов, произносимых неосознанно.

    Аутисты очень рано учатся обслуживать себя, что позволяет им обеспечивать необходимую независимость от окружающих. К возрасту 3 лет может наблюдаться возвращение речевого навыка (при проведении регулярных занятий), но ребенок не может обособить себя и никогда не говорит о себе в первом лице. Например, вместо фразы «хочу кушать» малыш скажет «хочешь кушать» или «он хочет кушать».

    В этот период дети с разной формой аутизма обычно начинают ходить, и здесь внимание родителей привлекает ряд особенностей. Даже при легкой форме нарушения, диагностировать которую по иным признакам бывает сложно, наблюдается постоянная ходьба на цыпочках. Часто она дополняющаяся размашистыми движениями рук, например, имитируя крылья птицы.

    Большинство аутистов отличаются гиперактивностью поведения и, начав ходить, постоянно находятся в движении, которое имеет стереотипный характер. Один и тот же цикл действий может повторяться несколько часов подряд с соблюдением определенного ритма, например, шаги на месте или по невидимому контуру геометрической фигуры, раскачивания из стороны в сторону или вперед-назад, сидя на стуле.

    Обычно такой ребенок выбирает одну вещь, которую практически не выпускает из рук, но часто такой «игрушкой» становится совсем, казалось бы, неподходящий предмет, например, тюбик (баночка или коробочка) от косметического средства, пустая бутылка или крышечка от нее.

    Попытка отобрать этот предмет приводит к бурной негативной реакции, часто неадекватной и непредсказуемой. Другие игрушки малыш может лить кратковременно брать в руки, обнюхивать, прощупывать, трясти, но быстро теряет к ним интерес.

    В этом же возрасте у аутиста формуются увлечения, которыми он может заниматься весь день, но это тоже имеет стереотипный характер. Рисование можно назвать наиболее оптимальным увлечением, и у многих малышей с таким психическим нарушением проявляется настоящий талант. Но рисуют они неосознанно, чаще всего одну и ту же картинку, иногда одним цветом.

    Среди увлечений таких детей родители часто отмечают включение и выключение света или воды, нажимание кнопок на пульте от телевизора или на телефоне, открывание и закрывание дверок шкафов и т.д.

    В еде дети очень избирательны, попытки накормить новым продуктом обычно заканчиваются истерикой или проявлением агрессии, направленной не только на окружающих, но и на себя. Они активно избегают общества, особенно это касается компании других детей.

    Распространенным симптомом является наличие множества страхов. При легкой форме детского аутизма малыши боятся громких звуков, например, дверного или телефонного звонка, чихания и кашля окружающих, шума пылесоса или иной бытовой техники.

    При расстройстве тяжелой формы практически вся жизнь малыша состоит из страхов, он может бояться выходить из комнаты или из дома, оставаться один в помещении даже на пару минут, он может испугаться нового предмета в комнате или игрушки и отреагировать весьма неадекватно и агрессивно.

    В этот период дети привязываются к окружающему пространству, привыкают к нему, и смена обстановки, даже незначительная, например, перестановка стула или вазы для цветов, может вызвать появление бурной неконтролируемой истерики.

    Проявляются и внешние признаки нарушения, позволяющие его определить даже посторонним людям. Отличительными чертами являются:

    • размашистая подпрыгивающая неуклюжая походка;
    • часто застывшее выражение лица с отчетливо прорисованными чертами;
    • укороченная нижняя часть лица;
    • широко расставленные глаза;
    • отсутствие эмоций (дети никогда не смеются, не улыбаются и почти никогда не плачут в осознанном эмоциональном смысле).
    • У детей от 3 до 7 лет

      Дошкольный возраст характеризуется основными признаками, выражающимися в серьезных трудностях в плане социальной адаптации, которые в этот период выражены особенно ярко. При посещении специализированного детского сада можно отметить нежелание ребенка находиться рядом со сверстниками, агрессию и истерики при смене привычного образа жизни и окружающей обстановки.

      Постепенно начинает вырабатываться определенная защитная реакция на смену привычного окружения, при этом ребенок или полностью замыкается в своем внутреннем мире, старательно избегая внешнего, или ведет себя совершенно неадекватно.

      Агрессивная неадекватная реакция может наблюдаться и при появлении в привычном пространстве чужих людей. Например, ребенок может неожиданно подбежать и ударить или укусить незнакомого человека, но эти действия могут быть направлены и на членов семьи при появлении в доме чужих людей, а также на себя.

      Практически любые действия малыш выполняет по своим собственным правилам, не обращая внимания на то, что они идут вразрез с установленными социальными нормами.

      У детей старше 7 лет

      Аутисты школьного возраста должны посещать специализированные учебные заведения, но некоторые из них вполне способны учиться и в обычных школах, если у них не наблюдается расстройства интеллектуального развития и умственной отсталости. При обучении в обычной школе у малыша вырабатывается особый интерес к некоторым предметам, обычно среди них математика, музыка, пение, рисование, иногда и иностранные языки.

      Но в любом случае у таких детей имеется дефицит внимания, им трудно сконцентрироваться на поставленном вопросе или определенном задании, что обычно не затрагивает любимые предметы. Очень часто у аутистов имеется и дислексия различных форм.

      Примерно в одном из десяти случаев у аутистов проявляются действительно гениальные способности в каком-либо одном направлении, например, в живописи, рисовании, или музыке. Есть и случаи, когда такие дети показывали наличие уникальной памяти, повторяя единожды прочитанный им текст (большого объема) практически дословно.

      Синдром Саванта отмечается всего у 1 % таких детей, в этом случае малыш отлично усваивает сразу несколько разных областей знаний, но при этом остальные обычно игнорирует полностью.

      Аутистам со сниженными способностями к обучению или имеющими умственную отсталость желательно обучаться в специализированных школах или классах с квалифицированными педагогами. При этом выделяется некоторая закономерность — что чем хуже у малыша развита речь, тем больше агрессии к окружающим он проявляет.

      Важным моментом является питание, а точнее, наличие отклонений в пищевом поведении. Дети потребляют пищу только по определенному ритуалу, принимая ее в конкретной последовательности и строго в одно время. Нарушение этого ритуала может иметь серьезные последствия, вплоть до полного отказа от еды.

      Избирательность в блюдах обусловлена обычно не вкусовыми критериями, а формой продукта или его цветом. Для всех аутистов очень большое значение имеет именно внешний вид подаваемых блюд.

      Тесты для выявления аутизма

      Чтобы выявить симптомы заболевания, порой достаточно родителям пройти тест, ответив на ряд вопросов.

      Проверка навыков коммуникации, речи, владения языком.

    • Знает ли малыш собственное имя?
    • Слушается ли запретов?
    • Способен ли он выполнять простые команды и просьбы?
    • Произносит ли слова?
    • Говорит ли простые предложения, хотя бы из двух-трех слов?
    • Использует ли в речи сложные многословные предложения?
    • Имеет ли достаточный словарный запас?
    • Осмысленную речь?
    • Может объяснить, чего именно он хочет?
    • Задать вопрос?
    • Поддержать разговор?
    • Наблюдается ли в речи логическая последовательность?
    • Имеются ли сложности в общении с другими детьми?
    • Проверка навыков социализации.

      1. Замыкается ли малыш в себе?
      2. Игнорирует ли других людей, детей?
      3. Реагирует ли на обращение к себе (на свое имя)?
      4. Может ли поддерживать совместные действия? Игры?
      5. Поддерживает ли зрительный контакт?
      6. Стремится ли постоянно быть в одиночестве?
      7. Проявляет ли привязанность к родителям?
      8. Не противится ли объятиям и тактильному контакту?
      9. Имеются ли выражения эмоций (улыбки, смех)?
      10. Бывают ли резкие приступы раздражительности, истерик, агрессии?
      11. Реагирует ли на исчезновение из поля зрения родителей?
      12. Определение познавательных способностей.

      13. Смотрит ли ребенок картинки в книжках или телевизор?
      14. Умеет раскрашивать картинки или рисовать? Мастерить простые поделки?
      15. Правильно ли играет с игрушками? И играет ли с ними вообще?
      16. Осознает ли окружающее пространство?
      17. Воспринимает ли реальность или объяснения?
      18. Проявляет заинтересованность и любопытство?
      19. Имеются ли у ребенка страхи?
      20. Исследует ли он окружающее пространство или старается сидеть в привычном месте, боясь выйти за его пределы?
      21. Адекватно ли реагирует на обычные раздражители, например, шум пылесоса?
      22. Определение факторов физического здоровья, развития и поведения.

      23. Страдает ли малыш ночным энурезом?
      24. Понимает ли позывы к мочеиспусканию и дефекации, и идет ли при этом в туалет (на горшок)?
      25. Страдает ли поносами или запорами?
      26. Имеет ли малыш проблемы со сном?
      27. Ест очень мало или слишком много?
      28. Гиперактивный или аппатичный?
      29. Причиняет ли себе травмы?
      30. Причиняет ли травмы другим людям?
      31. Ломает ли (разбрасывает) вещи?
      32. Реагирует на звуки?
      33. Проявляет ли истерики, кричит, вопит?
      34. Страдает ли припадками?
      35. Приступами агрессии?
      36. Постоянной возбужденностью?
      37. Выполняет ли определенные действия в стереотипной форме?
      38. Реагирует ли на боль?

      Этот тест предназначен для родителей, он помогает выявить симптомы аутизма, отследить динамику в процессе лечения и воспитания. Важно помнить, что поставить точный диагноз может только квалифицированный специалист.

      Ваганова Ирина Станиславовна, врач

      mama66.ru

      Признаки и первые симптомы аутизма у детей. Причины, диагностика и лечение у детей младшего возраста

      В медицине аутизм известен уже более 100 лет, но до сих пор врачи не могут конкретизировать, является ли данное отклонение заболеванием. Аутистическое расстройство относится к патологиям психического состояния человека, которое само по себе остается до конца неизученным.

      Наблюдается аутизм у детей намного чаще, чем у взрослой категории людей. Наиболее выражено отклонение психоэмоционального развития в возрасте от 2 до 10 лет. В переходный период патология проявляется менее интенсивно.

      Характеризуется аутическое состояние, как расстройство личностных качеств ребенка, при котором наблюдаются проблемы с социализацией и развитием.

      Аутист предпочитает одиночество и занятие одним делом, чем бегать с детьми и играть в различные игры

      По причине того, что все нарушения имеют психоэмоциональную направленность, многие врачи придерживаются мнения, что аутизм не является болезнью, а лишь психический тип человека.

      В зависимости от возраста можно наблюдать различные симптомы того, как проявляется аутизм у ребенка.

      Дети страдающие этим недугом, все свои эмоциональные проявления сдерживают в себе, поэтому, как правило, они замкнуты, не идут на контакт с окружающими и имеют проблемы с социализацией. Часто ребенок пытается изолироваться ото всех, включая родителей.

      Диагностировать признаки аутизма у детей 2 лет легче, так как именно в возрасте 2 – 5 лет, ребенок приобретает максимальное количество знаний и навыков.

      Если имеются проблемы с речью, физическим, умственным и эмоциональным развитием малыша, то родителям не следует ссылаться на его индивидуальность, а обратиться к специалистам.

      При этом стоит отметить, что дети–аутисты хорошо рисуют, любят логические игры и математику, но не могут усваивать основы чтения, письма и т. д. Оценку состояния ребенка может дать только профессиональный доктор.

      Какие могут быть причины

      Маленьких больных с артистическими отклонениями считают особенными, и называют «дети дождя». Патология наблюдается по всему миру уже давно, но до сих пор медицине не удалось определить точной причины возникновения аутизма у детей.

      Большинство психологов считает, что воздействие оказывается рядом факторов:

    • модификация генов;
    • наследственность;
    • патологии ЦНС (врожденные или приобретенные);
    • сбои обменных процессов;
    • гормональные нарушения;
    • бактериальные или вирусные инфекции;
    • отравление ртутью;
    • реакция на вакцинацию;
    • чрезмерно длительный прием антибиотиков;
    • воздействие на организм женщины химических препаратов в период беременности.

    Следует отметить, что не всегда перечисленные выше факторы становятся толчком для развития болезни. Это заболевание является индивидуальной реакцией детского организма.

    Родители обязаны обратить внимание на первые признаки аутизма: ребенок почти не выражает эмоций, не радуется приходу папы или мамы, до начала лечения не улыбается

    Как проявляется аутизм

    Симптомы аутизма у детей иногда заметить сложно, так как форма заболевания может быть легкой. При сложном типе патологии признаки, конечно, более выраженные.

    Особенностью недуга является индивидуальность его проявления. По мнению специалистов, проявляются первые признаки аутизма у детей до 1 года, но поскольку развитие ребенка до 2 лет не всегда соответствует нормам, то установить диагноз практически невозможно.

    Признаки аутизма у ребенка 3 лет могут оцениваться по трем основным направлениям: социализация, речевые и поведенческие навыки.

    Ребенок-аутист часто размышляет о чем-то своем и не реагирует на окружающих

    Проблемы с социализацией:

    • отсутствие эмоций без смены мимики, поз и жестов;
    • обращение взора не в сторону контактируемого лица;
    • отсутствие контакта со сверстниками и интереса к общению с ними.
    • Проблемы речевого характера:

    • отставание в развитии речевых навыков;
    • не способность вести диалог;
    • постоянное повторение одних и тех же фраз, звуков;
    • разговор на «своем языке»;
    • отсутствие внимания.
    • выполнение действий, не требующихся в определенной ситуации;
    • чрезмерная постоянная агрессивность или пассивность;
    • отсутствие интереса к ролевым играм;
    • неправильное восприятие предметов и игрушек.
    • Многие родители впадают в депрессию, так как не видят выхода из ситуации, которая изо дня в день повторяется

      Существует ряд специальных тестов, по результатам которых врач определяет, страдает ли ребенок от аутического расстройства.

      На основании описанных выше симптомов ни один специалист не сможет выставить диагноз.

      Признаки аутизма у детей на фото можно увидеть, обратив внимание на мимику, которая, как правило, не соответствует ситуации.

      Если при ежедневном наблюдении родители замечают признаки и симптомы аутизма у детей, то рекомендуется обратиться к психологу или неврологу для проведения диагностики.

      Сравнительная характеристика для детей раннего возраста

      В разных возрастных категориях, у «детей дождя» могут отмечаться различные признаки.

      В приведенной ниже таблице указаны характерные ранние признаки аутизма у детей до 2 лет, а также симптомы ПЭР (психоэмоционального развития) ребенка старшего возраста (на примере сравнения больной – здоровый).

      www.pupsek.com