Аутизм тяжелой степени

Аутизм взрослых людей представляет собой серьезное расстройство психики, которое резко снижает их уровень адаптации и социализации в окружающем мире. В раннем возрасте это заболевание довольно сложно диагностировать, так как различные моторные и речевые особенности поведения ребенка можно списать на возраст и особенности характера. Но у взрослого человека симптомы аутизма слишком заметны для окружающих. Этиология данного заболевания до сих пор неизвестна. Существуют гипотезы о наследственности и генных мутациях. Частота заболеваемости аутизмом – 1:250, причем аутизмом чаще болеют мальчики.

То, что взрослый человек страдает аутизмом, сразу бросается в глаза. Он безучастно относится к происходящему, равнодушен и неэмоционален. Создается ощущение, что человек живет в собственном мире. Он неохотно вступает в контакт с посторонними. Общаются только с родственниками и близкими знакомыми. Аутиста следует отличать от интроверта, который считает, что лучше молчать, чем говорить много пустых слов. Аутисты обладают низким интеллектом, который не превышает 50, и сложно поддаются обучению.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Взрослые, страдающие аутизмом и не идущие на контакт, находятся в своих мыслях. Могут, не переставая, делать различные бессмысленные движения, расставлять в определенной, только им понятной последовательности предметы и вещи. Аутизм у взрослых часто сопровождается навязчивыми идеями, во время которых они становятся равнодушными к окружающему миру. Вывести их из этого состояния может только что-то неожиданное, непривычное. Часто у больных аутизмом случаются припадки, приводящие к непредсказуемым последствиям. Известно, что почти половина аутистов наносила себе повреждения. Такие больные требуют постоянного ухода, внимания, так как в тяжелой форме заболевания не могут сами себе обслужить.

Гомеопаты, неврологи, педагоги до сих пор решают вопрос: «Нужно ли лечить аутизм?» Проводимые исследования показывают, что эффективность лечения зависит от стадии заболевания, степени запущенности и индивидуальна для каждого аутиста.

В настоящее время выделяют следующие группы людей, страдающих аутизмом:

  1. Человек никак не идет на контакт с окружающими. Самая тяжелая степень заболевания, которая не поддается лечению.
  2. Человек общается с окружающими, но происходит это только одному ему понятным способом. Все новое воспринимает в штыки. Делает однообразные движения, не желает гулять и спать, не чувствует голода.
  3. Человек охотно общается, но отличается крайним эгоизмом. Позаботиться о себе в полной мере не может. Крайне неохотно отвлекается от своих странных дел. Может обладать какими-то индивидуальными навыками или способностями, о которых никто из окружающих даже не догадывается.
  4. Аутизм протекает почти незаметно. Человек очень послушный и крайне обидчивый. Старается выполнять все предписания, правила и инструкции, из-за чего не может принять самостоятельного и ответственного решения.
  5. Имеют какие-либо явные таланты, чаще к точным наукам (математика, программирование, физика).

Лечение аутизма у взрослых, включает в себя преодоление робости перед окружающими, помощь в социализации, прекращение прогрессирования заболевания. Нужно свести к минимуму частоту приступов больного. Лечение будет напрямую зависеть от симптомов и течения заболевания. Чем раньше начать борьбу с заболеванием, тем больших результатов можно достичь.

www.sulamot.ru

Расстройство аутистического спектра у детей симптомы

Уважаемые родители, если вы посетили наш сайт, то в первую очередь ознакомтесь с видео историями наших пациентов. Это всё реальные случаи, записанные после проведния курса лечения, в которых родители рассказывают о результатах лечения. Среди них, возможно, вы найдёте аналогичные состояния с вашим ребёнком. Но имейте ввиду, не существует одинаковых случаев и одинаковых путей исцеления — каждый случай индивидуален!

Видео случаи представленные на сайте не редактированы и сняты с согласия родителей. Смотреть видеосюжеты

Спектр аутизма. синдром Аспергера, высокофункциональный аутизм, аутизм-савант, аутизм Каннера, атипичный аутизм, синдром Ретта

В последние годы наблюдается значительное увеличениеслучаев аутизмав мире. и это происходит частично от того, что в спектр аутистических растройств включаются синдромы, которые не связывались с аутизмом ранее. На сегодняшний день статистика указывает на возникновение того или иного синдрома аутизма у одного из 110 детей.

Восприятие аутизма как спектра расстройств, а не как одного отдельного расстройства с четко обозначенными симптомами. включает определение нескольких разновидностей синдрома аутизма. Эти разновидности характеризуются различной степенью тяжести и нарушений в области социальной коммуникации, развития речи и присутствия повторяющихся и стереотипичных действий и ограниченных областей интересов. В спектр аутизма причисляются несколько основных синдромов.

Классический аутизм / Аутизм Каннера

Данный синдром является расстройством развития, имеющим генетическую нейрологическую основу. Дети в данной группе испытывают существенные затруднения в общении с окружающими – их попытки к общению остаются непонятыми другими людьми, что приводит к возникновению фрустрации и проблем в поведении. Данное состояние не возникает по причине умственной отсталости или нарушений когнитивного мышления. Причиной данного состояния является серьезное органическое нарушение развития.

Человек с классическим аутизмом страдает также от серьезных расстройств речи, как например, ограниченный словарный запас, отсутствие речи или серьезные грамматические ошибки. Кроме этого, у детей с аутизмом Каннера наблюдаются расстройства в сенсорно-моторном плане, что выражается в возникновении стереотипий и повторяющегося поведения, чувствительности к прикосновениям, отсутствии глазного контакта и др.

Дополнительная характеристика аутизма Каннера – это неспособность контролировать эмоции. Ребенок с синдромом Каннера часто оказывается в состоянии фрустрации и гнева, которое может стать причиной агрессивного поведения. В дополнение дети в данной группе могут быть подвержены дополнительным заболевания, таким как эпилепсия.

Данный синдром диагностируется в основном у девочек. Мальчики, которые заболевают этим заболеванием, рождаются мертворожденными. Синдром Ретта указывает на прогрессирующие расстройства развития. Другими словами, параллельно с расстройством речи и коммуникации возникает также нарушение координации движений и мелкой моторики. В процессе развития заболевания у ребенка может произойти полное исчезновение речи и возникновении полной апатии.

В противовес предыдущим расстройствам, у ребенка с синдромом Аспергера нет задержки речевого развития. Такие дети часто говорят официальным и литературным языком. В большинстве случаев синдром Аспергера является более легкой формой. чем другие расстройства спектра, у ребенка сохраняется интеллект, который иногда даже превышает норму, часто у таких детей исключительная память.

Синдром Аспергера в основном характеризуется расстройством в навыках социального взаимодействия, негибкими и повторяющимися действиями и ограниченными, иногда странными областями интереса. Ребенок с синдромом Аспергера обычно затрудняется понимать выражение лица собеседника, иронию, шутки и метафоры, и может страдать в социальной ситуации или затрудняться в развитии отношений.

Высокофункциональный аутизм – это не диагноз сам по себе, а способ описать ту часть спектра, в которой у детей более высокий уровень когнитивного функционирования, чем в среднем у людей с аутизмом (IQ 70 и выше).

Обычно, высокофункциональные дети используют речь для общения, они самостоятельны в ежедневных действиях и ведут себя в рамках социальных норм. Проблемы с поведением возникают только в специфических ситуациях. Очень часто данную группу путают с синдромом Аспергера, но, в отличие от детей с синдромом Аспергера, у данной группы все же наблюдается задержка речевого развития в раннем возрасте.

Это самый редкий синдром в аутистическом спектре. Речь идет о серьезных нарушениях развития. параллельно с которыми развивается исключительная памятьи исключительные таланты в специфических областях, таких как игра на фортепиано или художественная деятельность.

Иногда аутизм у страдающих синдромом Саванта проявляется в тяжелой форме, и им требуется помощь и поддержка, а иногда проявляется в легкой форме, которая выражается в основном в социальной отстраненности и в расстройстве в межличностных взаимоотношениях.

Дети в этой группе имеют только часть симптомов. характерных для аутизма. Это может быть ребенок с серьезными расстройствами речи и проблемным поведением, но который интересуется сверстниками и вступает с ними во взаимодействие. Часто данный диагноз используется в случае аутизма в легкой степени или как аутичные черты .

Аутизм и расстройства аутического спектра

Расстройствами аутистического спектра называются нарушения психического развития, при которых наблюдаются нарушения способности к социальному взаимодействию, стереотипные поведенческие акты и жесткое ограничение интересов. При этом основным признаком аутизма являются проблемы при установлении социальных контактов.

Расстройства аутистического спектра (РАС, Autism spectrum disorders (ASDs)) представляют собой группу нарушений психического состояния включающих нарушения речи, социальных навыков и поведения.

Симптомы этих нарушений могут варьироваться от легкой до тяжелой степени. Существуют три основных типа РАС:

Аутизм (также называемый классический аутизм). Пациенты с серьезными нарушениями речи, социальными и поведенческими проблемами.

Синдром Аспергера. Пациенты с теми же нарушениями, но в меньшей степени выраженности. Они обычно имеют нормальную речь и интеллектуальные способности.

Расстройства развития не классифицированные с другими состояниями (также называемые атипичный аутизм). Пациенты имеют некоторые симптомы психических расстройств, часто с нарушениями речи и проблемами социальной адаптации, но их не достаточно, чтобы диагностировать классический аутизм.

Симптомы аутизма и расстройств аутистического спектра

Каждый ребенок с ASD является уникальным по имеющимся признакам нарушений. Общие характеристики включают:

Отсутствие речи (около 40 процентов детей с аутизмом не говорят вообще), повторение слов, повторение движений, чрезмерная активности или наоборот отсутствие игровых действий, частые истерики, не смотрят в глаза, не вступают и не поддерживают разговор, не заводят друзей, не реагируют при обращении к ним по имени, избегают перемен в привычном образе жизни, повторяют однообразные действия, замкнутость и желание быть в одиночестве, ориентированность на один вид деятельности или субъект, нарушение сна, чрезмерная чувствительность к определенным звукам, запахам или вкусу, неприятие прикосновений или объятий, необоснованные страхи, агрессивность, нанесение себе вреда, быстрая потеря знаний и навыков.

В первый год жизни распознать психические нарушения не представляется возможным, в дальнейшем отмечается отставание развития речи и социальных навыков, а приобретенные могут быстро утрачиваться. Физическое развитие, как правило, не страдает. Развернутая клиника, являющаяся основанием постановки диагноза формируется к 3м годам. Каждый ребенок развивается с определенной скоростью, ранние признаки расстройств можно заподозрить с 6-месячного возраста, когда младенец начинает гулить и лепетать при виде родителей. Также возможно отсутствие реакции и поворота на обращение к младенцу, отсутствие улыбки, отсутствие концентрации внимания при показывании предметов. Малыши с этими признаками не обязательно имеют ASD, тем не менее, родители должны обсудить эти признаки с врачом.

Критерии, которые должны настораживать. отсутствие лепета или отдельных слов, указательных и других жестов к 12 месяцам; не произносит отдельные слова к 16 месяцам; не произносит фразы к 24 месяцам; утрачивает ранее приобретенные навыки или забывает слова и определения в любом возрасте. Рекомендуется проводить обследование на признаки аутизма в 18 и 24 месяца. Ранняя диагностика позволит значительно улучшить прогноз.

Материнство — Здоровье детей — Что такое расстройства спектра аутизма?

Что такое расстройства спектра аутизма?

Расстройства спектра аутизма — это широкий спектр различных форм расстройств, объединенных общими характеристиками, а именно: трудностями в построении социальных отношений, общении и особой стереотипностью поведения. И собственно введение понятия спектра подчеркивает, что эти характеристики могут быть выражены очень по-разному и в группе таких детей возможны очень разные степени тяжести этого расстройства: дети с РСА могут очень отличаться друг от друга своей способностью устанавливать контакт с окружением как с помощью языка. так и невербального общения, уровнем интеллектуального развития. Трудно отыскать хотя бы двух детей с одинаковыми симптомами аутизма. И если говорить о спектре и крайние формы выраженности симптомов, то это, с одной стороны, социально изолированные неречевые дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью, а с другой — дети с высоким интеллектом, развитым языком, но очень ограниченным кругом интересов и трудностями в общении и установлении отношений (эта часть спектра получила название синдрома Аспергера).

Кроме степени и характера выраженности симптомов, дети с расстройствами спектра аутизма отличаются между собой и степенью речевого развития (от неязыковых детей к детям с фактически отсутствующими нарушениями в этой сфере, как при синдроме Аспергера), наличием или отсутствием сопутствующей умственной неполноценности (от детей с нормальным и выше среднего интеллектом к детям с различной степени интеллектуальной недостаточностью), наличием тех или иных сопутствующих (коморбидных) расстройств. Надо сказать, что нелегко определить крайний предел спектра — у многих людей могут присутствовать элементы , микросимптомы аутизма, несмотря на то, что эти люди более-менее социально адаптированы и не сталкиваются со значительными ограничениями в функционировании. Кто-то даже пошутил: У всех нас есть определенные элементы аутизма, и, кажется, они даже в Бога, потому что он создал вселенную, в котором все вращается (это к тому, что некоторые дети с аутизмом просто одержимы вращением / раскруткой всего).

Расстройства спектра аутизма принадлежат к расстройствам психологического развития — поэтому важно осознавать, что это пожизненная особенность ребенка, обусловлена #8203;#8203;специфичностью строения и функционирования центральной нервной системы, и несмотря на то, что в развитии ребенка всегда возможен прогресс и в разном возрасте ребенок будет очень разной, она всегда будет с определенными аутичными особенностями. Мы должны осознавать, что в соответствии с тем, насколько спектральным есть это расстройство у детей, столь же спектральным является прогноз относительно взрослого возраста.

Пять фактов о расстройствах спектра аутизма:

1. Их частота 2-6 случаев на 1000 детей — они довольно распространенными и встречаются не менее часто, чем другие, более известные детские расстройства, как, к примеру, сахарный диабет, синдром Дауна или детским церебральным параличом. Впрочем, несмотря на то, что эти РСА являются распространенными, из-за нехватки знаний о них — как в обществе в целом, так и среди специалистов частности — РСА часто своевременно не выявляются или неверно диагностируются, а соответственно, детям с этими расстройствами не предоставляется своевременное. адекватная помощь.

2. Это целый спектр расстройств — поскольку существует несколько возможных форм нарушений — различных по тяжести и степени выраженности симптомов. Дети с РСА могут очень отличаться по способности устанавливать контакт с окружающими как с помощью языка, так и невербального общения, по уровню интеллектуального развития. Трудно отыскать хотя бы двух детей с одинаковыми симптомами аутизма. И если говорить о спектре и крайние формы выраженности симптомов, — это с одной стороны, неречевые дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью и социальной изоляцией — а с другой — дети с высоким интеллектом, развитым языком, но очень ограниченным кругом интересов и трудностями в общении и установлении отношений (эта часть спектра получила название синдрома Аспергера).

3. Все подвиды расстройств спектра аутизма объединяют нарушения в сферах социального развития ребенка, развития языка / способности общаться и стереотипным, ограниченной поведением (исключением являются дети с синдромом Аспергера, в который нет нарушений в речевом развитии, но есть другие симптомы).

4. Причины аутизма биологические — на сегодня существуют однозначные доказательства лишь по двум причинных факторов — это генетический фактор и фактор органического поражения центральной нервной системы на этапе раннего ее развития. Эти факторы обуславливают особое строение и соответственно особое функционирования головного мозга у детей с РСА — они испытывают трудности разработки и синтеза информации — а соответственно этим обусловлены особенности их поведения.

5. Для РСА типичным является присутствие других сопутствующих расстройств. Прежде всего, это умственная отсталость — она #8203;#8203;присутствует у 30-70% детей с аутизмом, хотя определить степень ее часто очень сложно ввиду трудности проведения тестирования интеллекта у детей с РСА. Другими сопутствующими расстройствами могут быть другие медицинские / неврологические / генетические расстройства (например, эпилепсия, нарушения зрения, синдром ломкой Х-хромосомы, туберозный склероз и др.). Другие психиатрические расстройства (гиперактивный расстройство с дефицитом внимания, тревожные расстройства, тики и др. ). Выявление этих сопутствующих расстройств является важно для планирования комплексной программы помощи ребенку.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

zdorovijrebenok.ru

Аутизм: разные степени тяжести

Когда вы сталкивайтесь с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС), к нему зачастую добавляется расшифровка по степени тяжести. Неудивительно, что человеку, далёкому от неврологии, трудно пробраться сквозь строй терминов, чтобы быстро понять, что же означает на практике каждое из слов в диагнозе.

Предлагаем вам разобраться с тем, какие синдромы внутри РАС выделяют и какие степени тяжести диагностируют.

Тип и степени тяжести при РАС

Особенности каждого из этих расстройств аутистического спектра можно описать так:

  • Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.
  • Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.
  • Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм): нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер.
  • Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
  • Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).
  • Как определяется уровень функциональности

    Чаще всего мы читаем описание аутизма со словами «спектр признаков». Опираясь на слово «спектр» гораздо легче понять всю широту возможных сценариев болезни, а также исходов развития к моменту окончательного взросления человека с аутизмом.

    Высокая функциональность предполагает возможность вести самостоятельную независимую жизнь, будучи взрослым. Человек со средним уровнем функциональности зачастую может осуществлять режимное самообслуживание, но не обладает хорошо развитой речью и коммуникацией, или имеет не достаточно высокий интеллект, что ограничивает возможности трудоустройства и общения с окружающими.

    Низкофункциональный аутизм предполагает отсутствие полного самообслуживания даже в простых рутинных моментах (приготовление еды, уборка, одевание) и отсутствие применения речи как средства для коммуникации. Плюс к этому столь же выраженными, как и в детстве, остаются яркие признаки аутизма – отсутствие глазного контакта и разделённого внимания.

    Если вы столкнулись с РАС впервые (из-за проблем у своего ребёнка или у себя), имеет смысл время от времени по ходу лечения и коррекционной терапии проходить подходящий по возрасту тест:

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЁЛОГО ИЛИ НИЗКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА

    Обычно к такому тяжёлому течению приводит синдром Ретта, синдром Каннера и детское дезинтегративное расстройство. Так что же характерно для людей с низкофункциональным аутизмом?

    Нарушение психики или когнитивной деятельности

    Согласно последним исследованиям, многие люди с низкофункциональным аутизмом имеют снижение интеллекта, что приводит к разной степени умственной отсталости и невозможности осуществлять комплексное самообслуживание и адекватную коммуникацию. Уровень IQ в таких случаях колеблется не превышает 70.

    Правозащитная организация Autism Speaks обнародовала статистику о том, что 25% людей с РАС невербальны. Это означает, что они не могут произносить слова для коммуникации с окружающими.

    Повторяющееся поведение (стереотипии, стиминг) – одна из отличительных черт аутизма. В случае с тяжёлым расстройством такое поведение существенно искажает режим дня и многие виды активности. Одновременно с этим реакция на сенсорную перегрузку может быть слишком бурной и содержать элементы агрессии не только по отношению к себе, но и к другим людям. При изменении рутин и шаблонов гнев человека переходит все приемлемые в обществе границы.

    Социальная ригидность

    Когда речь идёт о низкой функциональности, всегда подразумевается невозможность легко вступать в контакт и взаимодействовать с другим человеком. Чтобы достучаться до пациента с тяжёлым аутизмом, требуется дополнительное терпение и время.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ АУТИЗМА СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

    Эта промежуточная степень тяжести встречается при большинстве РАС, кроме синдрома Аспергера. Взрослые с таким аутизмом способны к некоторому уровню самостоятельности и нередко могут вести частично независимую жизнь – под обязательным контролем наставника, социального работника или опекуна.

    Уровень интеллекта — норма или ниже нормы

    Уровень IQ колеблется около 100. У человека могут возникать сложности с комплексными задачами в самообслуживании.

    Трудности в коммуникации

    Средняя степень тяжести аутизма нередко создаёт возможности для развития речи. Однако речь может включать эхолалии, не всегда отвечать обстоятельствам и осуществляться в отрыве от целевого назначения. Кроме того, у таких людей часто возникают трудности в освоении манер и правил поведения в обществе. Поэтому даже для взрослых с таким аутизмом одним из самых эффективных способов коммуникации могут оставаться жестикуляция, карточки или технологические приспособление (приложения на планшетах и телефонах), созданные на основе принципов визуальной поддержки.

    Аномалии в поведении

    Особенности поведения чаще всего обусловлены аномалиями в сенсорном восприятии. Человек может быть гипер- или гипочувствительным. Это определяет его желание уклоняться от раздражителей или добирать усиленных ощущений. В связи с тем, что обычные люди воспринимают эти же раздражители спокойно (легко к ним адаптируются), им сложно понять странное поведение, и это создаёт непреодолимые трудности в поверхностном общении – по работе, в общественных местах и т.п.

    Уровень средней функциональности не предполагает способности найти наиболее приемлемый способ адаптации своих сенсорных особенностей к социальным нормам. Поэтому многие стереотипии, неизбежные при сенсорной перегрузке (хлопанье руками, как крылышками, неречевые звуки, хождение по кругу и на цыпочках) удаляют человека от возможности легко вписаться в социум.

    Социальная отгороженность

    Люди с аутизмом средней тяжести воспринимаются отстранёнными и часто находятся вне активного социального взаимодействия. Для них является проблемой начать и поддерживать диалог. Однако человек со средней степенью аутизма, как правило, осознаёт, что вокруг него другие люди.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ МЯГКОГО ИЛИ ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА

    Классический пример высокофункционального аутизма – синдром Аспергера. Однако такой уровень возможен и при синдроме Каннера, и при атипичном аутизме. Что именно определяет высокую функциональность – читайте ниже.

    Нормальный или высокий уровень интеллекта

    Нормальный и высокий интеллект, в том числе по показателю IQ. Вместе с тем человек может испытывать затруднения при решении неожиданных и срочных задач или недостаток в адекватной реакции на изменение привычных ритуалов жизни.

    Нормальная речь, но некоторые сложности в коммуникации

    Чтобы аутизм был определён как высокофункциональный, у человека должна быть развита речь и способность использовать её для коммуникации. Однако и здесь возможны затруднения в отдельных ситуациях. Например, зная несколько синонимов для слова «напиток», человеку может быть сложно заказать конкретный напиток в кафе. Кроме того, часто отмечается монотонность в модуляциях голоса или неестественный оттенок в тоне – «словно робот».

    Основные особенности в поведении

    Зацикленность на одной теме или очень узкий круг интересов – частые проявления аутизма лёгкой степени. Ригидность к изменениям в рутинных моментах, что может создавать сложности в общежитии и на работе. Некоторые сенсорные проблемы обычно подконтрольны осознанному поведению (человек умеет предугадывать и/или справляться с сенсорной перегрузкой не агрессивными способами, более-менее приемлемыми в социуме).

    Аномалии в социальном поведении

    Возможны затруднения в долгом глазном контакте, в поддержании оживлённого диалога, в распознавании поз, жестикуляции и мимики собеседника, а также нередко страдает общение с людьми разных возрастов — в согласии с социальными нормами. Также для людей с лёгким аутизмом довольно затруднительно соглашаться с другим человеком или принимать точку зрения коллектива.

    МОГУТ ЛИ ИЗМЕНЯТЬСЯ УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ БОЛЕЗНИ?

    Столкнувшись с диагнозом РАС, важно помнить, что уровни функциональности могут меняться в процессе адекватной терапии. И не просто меняться – постепенно и градуировано, но и переходить от тяжёлого к лёгкому, иногда достаточно быстро и скачкообразно.

    Большинство исследований сходятся в том, что раннее вмешательство (до 3 лет) с поведенческой терапией и медикаментозной коррекцией (при необходимости) существенно повышают IQ ребёнка с РАС — до 17,6 пунктов (!)

    Также раннее вмешательство широко развивает адаптивные и коммуникационные способности. Положительная динамика может коснуться всех сфер высшей нервной деятельности: социального взаимодействия, речевой коммуникации, адаптивного поведения в изменчивой среде. Именно такие улучшения становятся основанием для корректировки диагноза — с изменением степени тяжести.

    НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ ИЗ-ЗА ТЕКУЩЕЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

    Помните главное: степень тяжести, установленная в диагнозе в данный момент — это лишь констатация фактов по тем навыкам и возможностям, которые доступны вам или ребёнку на текущем этапе развития. Перемены могут прийти с течением времени — по ходу терапии, и степень тяжести будет снижена.

    www.corhelp.ru

    Ранний детский аутизм

    Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер.

    Вот некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания родителями: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки». Эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства.

    Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3–6 месяцев. Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотянекоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области.

    Ученые выделяют три признака, по которым можно определить, что у человека наблюдается аутизм:

    * Нарушение социального взаимодействия

    * Трудности при общении с другими людьми

    Нарушение может быть настолько серьезным, что может повлиять на взаимоотношения матери и ребенка в начале жизни ребенка. Важно знать, что ребенок с данным синдром показывает свою привязанность к матери и другим людям, которые о нем заботятся. Однако способ, при помощи которого ребенок с аутизмом выражает свою любовь и привязанность, сильно отличается от способов обычных детей. Если ребенок мало общается с другими детьми и своими родителями, то врачи не всегда могут определить диагноз аутизма. При развитии аутичного ребенка его взаимодействие с обществом становится все более странным. Особенности поведения часто касаются визуального контакта, выражения лица и положения тела. Обычно ребенку с аутизмом трудно установить какие-либо взаимоотношения со сверстниками, и чаще всего ребенок остается изолированным от общества. Также ребенок не выражает заинтересованности в играх или каких-либо видах деятельности по сравнению со сверстниками. Дети с таким расстройством не желают играть в какие-либо игры. В тяжелых случаях дети могут не замечать присутствие других людей.

    У аутистов обычно нарушена способность общения с другими людьми. Такие люди могут просто не понимать, что им говорят, такие дети могут не понимать смысл некоторых детских игр, таких как прятки, например.

    Аутисты часто не участвуют в диалоге. Обычно то, как выражается другой человек, ими воспринимается как нечто непонятное. Речь аутистов обычно монотонная, лишенная эмоций. Фразы чаще всего оборваны, например, аутист произносит: «хочу воды», вместо того, чтобы сказать «я хочу воды». Часто люди, страдающие аутизмом, повторяют предложения и фразы, сказанные другими людьми. Например, вы можете сказать «посмотри на самолет!», а ребенок повторяет: «самолет», не понимая, что произносит. Такое повторение слов и фраз носит название эхолалия. В то время как многие люди полагают, что это признак ума (повторение песен и др.), аутисты чаще всего не понимают содержания того, что говорят.

    У ребенка, страдающего аутизмом, может наблюдаться острая чувствительность, например, сенсорная или тактильная. В результате у человека наблюдается сильная непереносимость громких звуков или толпы, визуальной и тактильной стимуляции. Также непереносимыми вещами могут быть: хождение босиком, игра с моделированием вещей (например, аппликации), праздничный торт. Аутист вместо того, чтобы говорить может закричать или подносить что-либо к глазам. Поведение ребенка, страдающего аутизмом, нельзя предсказать. Такие люди часто трогают различные предметы, чтобы ощутить их форму.

    www.baby.ru

    Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей?

    1. Главная /
    2. Здоровье и долголетие /
    3. Физическое здоровье /
    4. Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей?
    5. Аутизм – это неспособность человека формировать эмоциональные отношения с другими, окружающими людьми. Аутизм — это нарушение в развитии, которое характеризуется отклонениями в поведении, социальном взаимодействии и общении. Он выражается в различных формах и может проявляться при разных умственных расстройствах. Так, что такое аутизм, каковы причины аутизма, и чем отличается поведение аутиста от поведения обычного ребенка или взрослого?

      Степень тяжести аутизма варьируется от легкой степени до тяжелой. При легкой степени аутизма, люди могут казаться вполне нормальными. Что же касается тяжелой степени, то в этом случае у человека зачастую полностью нарушена функция мозга, он не в состоянии функционировать нормально.

      Довольно часто в прошлом аутизм у детей путали с проявлениями детской шизофрении либо детского психоза. Однако со временем ученые разобрались в сути данного расстройства и разграничили схожие по симптомам заболевания. Сегодня диагностика данного расстройства не составляет особого труда, и большинство ранних путаниц уже разрешены. Как диагностировать аутизм и отличить его от других умственных расстройств, читайте в статье: «Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?».

      Так, что такое аутизм, какие именно отделы и функции мозга расстроены, что происходит и откуда берутся дети с аутизмом?

      • Механизм мозговых нарушений при аутизме

      Однозначного ответа на вопрос, что именно нарушается в работе мозга, к сожалению, и по сей день не существует. В отличие от большинства расстройств работы мозга, к примеру, болезни Паркинсона, у аутизма не имеется единого чёткого механизма, причем, как на клеточном, так и на молекулярном или системном уровнях. В действительности неизвестно, что именно объединяет название аутизм — это несколько расстройств сразу, при которых на некотором количестве общих молекулярных цепочек сходится влияние мутаций, либо это большая группа расстройств, механизмы сильно различаются (как нарушения интеллекта).

      Единственное, что не вызывает особых сомнений, это то, что аутизм — это результат влияния многих факторов, которые действуют на стадии развития и затрагивают множество или все абсолютно функциональные системы мозга, и в большей степени нарушают именно временной процесс развития человеческого мозга, нежели являются конечным результатом данного процесса. Именно поэтому вылечить аутизм у взрослых или детей, по сути, невозможно, можно только вносить отдельные коррективы в поведение аутиста и способность к относительно самостоятельной его жизнедеятельности.

      • • ПРИЧИНЫ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ

      Родители, деткам которых поставили этот диагноз, озадачены вопросом: почему? В чем причины аутизма у детей, что повлияло на его развитие, кто виноват в этом?

      В действительности и здесь ученые не достигли особых результатов, точно установить причины аутизма у детей не удается до сих пор. Ученым еще только предстоит разгадать тайну аутизма. Собственно изучение этого вопроса до недавнего времени вообще не проводилось, поэтому большого опыта исследования природы аутизма нет, вообще заговорили о данном нарушении только в ХХ веке. Тем не менее, кое-какие возможные причины аутизма и его развития уже найдены, в частности: генные нарушения, гормональные, осложнения при беременности и родах, отравления, сбои в химическо-биологических процессах развития организма и самого мозга.

      У достаточно большого процента аутистов (не у всех) можно наблюдать мутацию определенного гена. Как выяснили ученые, в данном случае значимую роль играет ген под названием «неурексин-1». Кроме того, «подозрения» вызывает и еще один ген, который находится в 11 хромосоме, но его пока еще не удалось выделить.

      Оказать влияние на развитие нарушения, может, и конфликт генов матери и отца. Дело в том, что после зачатия блокируются гены в яйцеклетке, которые могут негативно отразиться на состоянии здоровья матери. А в мужском сперматозоиде «отключаются» гены, которые потенциально опасны для эмбриона будущего человечка. И данный конфликт может также подтолкнуть развитие нежелательных процессов: генные изменения, в случае смещения в «мужскую» сторону, могут вполне стать причиной развития у ребенка аутизма.

      Ученым удалось достоверно установить связь между развитием аутизма и синдромом Х-хромосомы.

      Несмотря на обширность исследований, эта область знаний в целом так и продолжает оставаться невспаханной целиной. Собственно даже роль наследственности в данном расстройстве обсуждается, обосновываясь весьма противоречивыми гипотезами. По мнению одних исследователей, вероятность развития аутизма существенно увеличивается, если в семье имеется, хоть один аутист. В противовес им, другие исследователи опровергают это утверждение, поскольку подобные случаи (в одной семье больше одного аутиста) встречаются крайне редко, а значит и наследственной связи процесс развития аутизма не имеет.

      • Гормональные нарушения.

      Ученые установили, что значимую роль в развитии данного расстройства играет мужской гормон, называемый тестостероном (возможно, именно это и объясняет тот факт, что мальчики чаще страдают аутизмом).

      Повышенный уровень тестостерона – это один из факторов риска, который в сочетании с прочими факторами, может привести к дисфункции мозга, а именно, к угнетению левого полушария. Кстати, именно это и может объяснить, по какой причине среди аутистов встречаются невероятно одаренные или даже гениальные личности в какой-то области: полушария аутиста начинают функционировать в компенсаторном режиме, проще говоря, одно из полушарий старается компенсировать недостаточность работы другого полушария.

      • Неблагоприятная беременность, роды.

      Если в период вынашивания ребеночка мать переболела тяжелыми инфекционными заболеваниями (на подобии краснухи), а также перенесла сильные нервные потрясения (расстройства, переживания, стрессы), то все это могло наложить свою негативную печать на дальнейшую судьбу малыша. Существует предположение, что когда женщина носит потенциального аутиста, то беременность проходит с осложнениями, находясь под угрозой срыва. Однако, в таком случае почти каждую беременную женщину можно было бы причислить с данной категории. Лучше этот фактор во внимание не брать вовсе, поскольку угроза прерывания беременности возникает по огромнейшему количеству различных причин, и их комплекса в том числе.

      По мнению медиков, к формированию аутизма причастными могут быть также и осложнения, которые встречаются в родовом периоде. Среди наиболее вероятных причин аутизма у детей — родовые травмы и стремительные преждевременные роды.

      • Действие ядовитых веществ.

      Положить начало развитию болезни, могут отравление организма человека тяжелыми металлами или значительные дозы радиоактивного облучения, полагают ученые. Собственно, к данной группе причин также относятся тяжело перенесенные человеком вирусные заболевания и различные вакцины.

      Вместе с тем, официальная медицина категорически отрицает факт, что дать толчок аутизму может прививка. Однако в мире наблюдается определенная связь между частотой развития аутизма и увеличением числа прививок у детей. Тем не менее, какой-то четкой статистики на этот счет нет.

      • Химическо-биологические процессы.

      По мнению ученых, аутизм может развиться у человека на фоне дефицита одного специфического белка, а именно Cdk5. Данный специфический белок отвечает за выработку в организме синапсов — структур, которые влияют на умственные способности. Кроме того предполагается, что влиять на развитие аутизма способна усиленная концентрация в крови серотонина.

      Учеными установлено, что развивается аутизм вследствие некоторых нарушений в работе человеческого мозга. Некоторые из таких нарушений получилось определить экспериментальным путем. К примеру, было выяснено, что дети с аутизмом имеют нарушения в развитии миндалевидного тела (участок мозга, отвечающий за эмоциональную сферу), могут быть изменения в «миниколонках», которые регулируют поведенческую сферу.

      Неизвестно почему, но в раннем детстве при аутизме происходит усиленный рост мозга. Хотя, ученые так и не понимают, что же происходит с мозгом ребенка, маленького аутиста. Выдвигаются все новые и новые теории и версии. По одной из таких, способствует развитию аутизма даже дождливая погода — дело в том в штатах, которые расположены в «зоне непогожих дней» частота таких диагнозов намного больше, чем в местах с нормальным климатом.

      Как бы там ни было, но выходит, что у аутизма не может быть одной причины. А также, наверняка, решающую роль в существовании этого мозгового расстройства играет наследственная предрасположенность. Если в дальнейшем на предрасположенность к аутизму накладываются обстоятельства и факторы, благоприятные для его развития, то они могут запустить пусковой механизм развития болезни в действие. Обсуждая причины аутизма, специалистами всегда предполагается сочетание сразу нескольких, на фоне наследственной предрасположенности.

      Ученые выделяют следующие признаки и симптомы аутизма, позволяющие определить аутизм у взрослых или аутизм у детей, «сознательного» возраста:

      • 1. Нарушение социального взаимодействия;
      • 2. Сложности, трудности в общении с другими детьми и людьми, в общем;
      • 3. Особенности поведения.

      Предлагаем подробнее рассмотреть симптомы аутизма, и то, как они проявляются, выделив в отдельную главу аутизм у детей. А о том, как диагностировать аутизм, отличить его от других умственных расстройств, типа шизофрении, умственной отсталости и прочих, читайте в статье: «Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?».

      • Нарушение социального взаимодействия при аутизме

      Страдающий аутизмом человек, не может построить с другими людьми здоровые взаимоотношения. Нарушение может оказаться настолько серьезным, что способно повлиять на отношения ребенка и матери в самом начале жизни малыша. Важно знать, что дети с аутизмом проявляют свою привязанность к маме и людям, заботящимся о нем. Однако, способ, которым выражают свою привязанность и любовь дети с аутизмом, сильно отличаются от тех способов, которые используют нормальные детки.

      Ребенок, мало общающийся со своими родителями и другими детками, не всегда могут иметь диагноз аутизм. Однако дальнейшее развитие ребенка отмечается все более странным его взаимодействием с обществом. Особенности поведения зачастую касаются выражения лица, визуального контакта и положения тела. Дети с аутизмом, обычно трудно устанавливают, какие бы то ни было взаимоотношения со сверстниками, зачастую оставаясь изолированными от общества, причем совершенно самостоятельно отстраняясь от общения и взаимодействия.

      Кроме того, поведение аутиста ребенка отличается от поведения обычных сверстников отсутствием заинтересованности в каких-либо играх или видах деятельности. Детки с данным расстройством не желают в принципе играть в какие-то игры. Также детки могут вообще не замечать присутствия других людей, в тяжелых случаях.

      Как правило, у аутистов нарушены коммуникативные способности, проще говоря, способность к общению с людьми. Взрослые люди могут попросту не понимать, о чем и что им говорят, детки — не понимать смысла детских игр, к примеру, таких как прятки.

      В диалоге аутисты зачастую не участвуют. То, как выражается и что говорит другой человек, обычно воспринимается ими как что-то непонятное. Обычно речь аутистов монотонна, лишена какой-либо эмоциональной окраски. Фразы их, как правило, оборваны, к примеру, аутист говорит: «хочу воды», вместо «я хочу воды». Отличительной особенностью аутистов является повторение предложений и фраз, сказанных другими людьми. К примеру, вы говорите «посмотри на самолет!», а взрослый или ребенок вторит: «самолет», не осознавая того, что произносит и вообще, что делает это. Такое повторение фраз и слов называют эхолалией. В противовес того, что повторение принято считать признаком ума (повторение песен, стихов и др.), тренировки памяти, аутисты зачастую вообще не понимают содержания, произносимого ими.

      Поведение аутиста, будь-то ребенок или взрослый, может отличаться острой чувствительностью, к примеру, тактильной или сенсорной. В результате наблюдается сильнейшая непереносимость громких звуков, яркого света или толпы, тактильной и визуальной стимуляции. Шумные компании или вечеринка для некоторых аутистов способны иметь опасные последствия. Как нечто болезненное могут восприниматься даже ярлыки на одежде. Непереносимыми вещами также могут являться: хождение босиком, праздничный торт, игра с моделированием предметов (к примеру, изготовление аппликации).

      При этом, возможно и обратное реагирование, у человека могут быть неразвитыми реакции на те же виды стимуляции. Вместо того, чтобы сказать что-то, аутист может закричать или поднести к глазам. Поведение аутиста нельзя предсказать. Часто такие люди трогают разные предметы и вещи, чтобы просто ощутить их форму.

      Взрослые и дети с аутизмом могут иметь нечто вроде ритуала. Самое обычное, казалось бы, занятие, такое, к примеру, как принятие ванны для аутиста может быть очень сложным. Аутисту требуется точная температура воды, четко определенный объем воды, всегда одно полотенце и именно то мыло, которое он пользовал ранее.

      Кроме того может наблюдаться нецеленаправленное поведение аутиста или действия. К примеру, человек может постоянно хлопать в ладоши, дергать самого себя за волосы или мотать их на палец, передвигаться на цыпочках, и прочее. Взрослый или ребенок может постоянно играть в какую-то одну игру и только в нее, или постоянно носить с собой игрушку, всегда одну и ту же. К примеру, ребенок каждый день может выстраивать в ряд все свои игрушки, а взрослый проделывать это с одеждой, ежедневно повторяя это же действие. Если попробовать помешать ему, сделать это, можно ожидать с его стороны непредсказуемой реакции, включая агрессию и нападение на препятствующего.

      Больше всего внимание аутистов привлекают предметы, которые можно открывать, закрывать, поворачивать. Если оставить его одного, он может часами сидеть в одиночестве, поворачивать или крутить какую-то вещь, включать-выключать свет. Некоторые аутисты «обзаводятся» особенной «любовью» к некоторым неодушевленным предметам, типа скрепок или кусочков бумаги.

      У мальчиков аутизм встречается примерно в 4 раза чаще, чем аутизм у девочек. Ученые полагают, что имеется связь заболевания с какими-то генетическими нарушениями, обосновывая это тем, что детки, у которых в семье уже есть ребенок с аутизмом, болеют им чаще раз в 50, чем детки, в семье у которых аутизма нет. Однако, как уже говорилось, ни подтвердить, ни опровергнуть это предположение достоверно, пока не представляется возможным.

      Первые признаки этого расстройства проявляются до 3 лет. К 7-летнему возрасту у деток становятся уже четко заметными отставания в физическом развитии, в частности: маленький рост и зачастую отсутствие предпочтения в использовании какой-то конкретной конечности как доминантной. У детей не определяется ни праворукость, ни леворукость, ни даже амбидекстрия (обе руки «правые») – они владеют обеими руками гораздо хуже своих сверстников.

      Помимо этого, с самого раннего детства аутисты не проявляют интереса к звуку голоса людей, не просятся на руки, избегают прямого взгляда, не смотрят в глаза, не ходят «хвостиком» за родителями. В отличие от обычных деток, они не боятся оставаться один на один в комнате, доме, магазине, не проявляют стеснения при встрече с малознакомыми или незнакомыми людьми. Для них просто не существует различий между собственной мамой и какой-то чужой тетей, для этих деток все чужие. Они не воспринимают сверстников, не идут на контакт с ними, не проявляют никакого интереса ни к ним, ни к игрушкам.

      Подобные испытания ждут мамочку аутичного ребеночка, ей не доведется получать тех положительных эмоций, радости общения, проявлений детской любви или ответной реакции на мамину любовь, обычно покрывающих с лихвой любые тяготы и усталость от ежедневных забот и тревог. В подавляющем большинстве случаев малыш даже не выделяет мамочку среди других окружающих людей.

      Учитывая нарушения развития речи, дети с аутизмом о своих желаниях дают знать при помощи плача, крика или активной жестикуляции.

      Больные детки могут являться чрезвычайно вспыльчивыми и агрессивными. Следует добавить, что подобные реакции постоянны на какой-либо запрет, детки не учатся владеть собственными эмоциями, собой, не могут привыкнуть к травмирующему фактору. Внутренний мир аутиста зажат в очень жесткие рамки, попытки выйти или вывести за которые проявляется в форме неофобии – боязни всего нового. Аутичных деток очень легко можно испугать и надолго, с дальнейшим формированием самых разнообразных фобий: к примеру, боязнь бытовых электроприборов, которые издают резкие звуки, жужжат, боязнь яркого света или темноты, закрытых дверей, какой-то одежды, меха и прочее.

      Умственная отсталость — к сожалению, характерный признак аутизма. У более 50% аутистов уровень IQ не превышает 50 баллов, и лишь у 70% – он выше 30.

      Тем не менее, среди аутичных детей, встречаются индивидуумы, проявляющие буквально-таки гениальные способности в какой-то области (музыке, живописи, математике и т.п.). Предположительно аутизмом страдали известный философ Иммануил Кант, художник Нико Пиросманишвили, сказочник Ганс Христиан Андерсен. Но наравне с гениальностью, эти же, гениальные детки, могут совершенно не иметь самых простейших социальных и бытовых навыков.

      Аутизм у детей, как и аутизм у взрослых сегодня является неизлечимым заболеванием. Передается ли оно последующим поколениям, неизвестно, поскольку брак, как и какие-либо близкие отношения в принципе, у аутичных людей являются потенциально невозможными.

      На сегодня разработана масса различных методик, которые направлены на выработку определенной независимости у больного ребенка, самостоятельности и хотя бы минимальных навыков социальной адаптации. Деток с тяжелой формой умственного расстройства можно научить основам невербального общения. Тем не менее, ни одна методика и никакая комбинация методик не позволяют из больного аутизмом ребенка, сделать полноценного члена общества. Подробнее о методиках адаптации и способах лечить аутизм у взрослых и детей, читайте в статье: «Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма».

      Еще немного о том, что такое аутизм:

      ladyvenus.ru