Аутизм у детей отзывы

Форум родителей детей с аутизмом

Общение аут родителей — мам и пап растящих детей с различными видами аутизма. Обсуждаются общие вопросы психологии, развития и реалибитации детей с аутизмом. Реальные истории, фотогалерея и обмне опытом. Форум родителей детей с аутизмом

Вы смотрите мобильную версию форума «Инвамама«.

Если Вы не используете мобильное устройство, то настоятельно рекомендую перейти на полную версию форума:

Форум ребёнок-инвалид »

Форум родителей детей с аутизмом

Дорогие наши АутМамочки и АутПапочки!

Рад приветствовать Вас на нашем форуме, который предназначен для общения родителей детей с различными видами аутизма! Здесь мы общими усилиями постараемся создать тихую и уютную атмосферу для непринуждённого общения, обмена опытом, знакомства, и моральной поддержки.

В последнее время появилось много публикаций на тему детского аутизма, однако большей частью эта информация носит научный характер и мало применима на практике. В то же время, обширная роспространённость детского аутизма среди современных детей приводит к необходимости создания источников практической информации по лечению и реабилитации аутичных детей.

Согласно общепринятой классифиации заболеваний аутизм у детей относится к общим нарушениям развития, которое проявляется в возрасте до 2 — 2,5 лет (реже в 3 — 5 лет) и затрагивает психику ребёнка. Детский аутизм выражается прежде всего в виде нарушения в способности к общению и социальному взаимодействию. Кроме этого, для аутизма характерна стереотипность мышления, поведения, интересов.

Характерным для аутиста нарушением способности к общению является не физиологическое ограничение (как например потеря зрения, слуха и тд.), а интеллектуальное ограничение, которое проялвяется отсутствием интереса и потребности в общении при сохранённых физических возможностях. То есть ребёнок-аутист может общаться, но всячески избегает общения. Как следствие, в результате дефицита общения нарушается общеее развитие психики ребёнка и появляется склонность к стереотипным образцам поведения.

Диагностировать аутизм у детей довольно трудно. Даже опытному психотерапевту требуется много времени и сил для наблюдений и анализа картины аутичного поведения. Поэтому родителям аутичных детей следует с терпением относиться к назначению многократных приемов, обследований и консультаций. Часть признаков аутичного поведения обнаруживаются только при глубокой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому для правильного проведения лечения и реабилитации необходим грамотный подход и глубокое понимание основных психических особенностей аутичного ребёнка.

На нашем форуме родителей детей с аутизмом мы постараемся обсудить важнейшие вопросы, которые важно знать родителям «аутят». На нашем форуме есть специальный раздел, где мы можем рассказывать истории наших детишек, есть фотогалерея, где можно выкладывать фотографии наших детей, ведь наши дети по-своему прекрасны! И конечно, не забывайте про возможность создания на нашем форуме личных галерей и блогов.

Уважаемые родители аутистов — пожалуйста, регистрируйтесь на нашем форуме и вливайтесь в наше общение!

invamama.ru

Аутизм. Как помочь ребенку?

Читать полный текст статьи »

Всё доступно и понятно!Огромное спасибо,за информацию!

статья средняя ричего нового

Статья интересная.Моей дочке 6 лет.Нам диагностировали аутизм в 4 года.Ходим в коррекционный садик,но результатов положительных пока нет.

Изучила много статей и книг об этом.. Симптомы аутизма есть даже у здоровых людей..Опасен аутизм только тем, что не даёт ребёнку развиваться, общаться, вырывает его из жизни.. Так помогите ребёнку.. научите общению.. А остальное — не важно.. НЕТ ИДЕАЛЬНО ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ. Если покопаться, у всех эти симптомы есть(из по разным источникам более 50).Знаю..потому что,пытаюсь бороться со страшным диагнозом сына. Был прогноз что не говорить,не писать, не конструировать он не будет.. А он говорит! И пишет, и конструирует.. Ч у д о! Не совсем.. Не поверите, я пошла против врачей: консультации у невролога(мозг-его тема), подключили психолога, гимнастика язычком, и ежедневные занятия по2-4 часа в день, больше бывали на людях, больше поездок на отдых в горы(врачи отговаривали, а мы делали наоборот). Болезнь не ушла.. Но сын изменился в лучшую сторону. Врачи теперь глазам не верят..Ещё много работы..но уже есть положительная динамика.Совет— ищите то, что им интересно..С этого надо начинать их вытаскивать..Добавьте в привычное дело обучение, а там по ситуации..Удачи!

Сталкиваюсь постоянно с тем, что в теории одно, а на практике — другое. Аутизм — не приговор и он не на всю жизнь..Во-первых случаи у всех разные, а потом если ничего не делать..то только тогда на всю жизнь..Надо просто открыть им этот мир, научиться разговаривать на ИХ языке. А это врачи, увы, не умеют. Поверила, если бы писал человек, который вытащил хотя бы одного ребёнка. Этих детей просто надо любить большеееее, учить большеее, понимать лючшеее и.. забыть про свои амбиции.. Для врача -это диагноз, а для матери — проверка: сможешь или нет. Сколько случаев врачебных ошибок..Прогнозы ставить любой может.. А вот лечить. Не хотят, да и не будут.. Тяжело..Боритесь!! Шанс есть всегда..Пусть врачи всегда будут не правы, а наши дети счастливы..Это просто НАШИ ЛЮБИМЫЕ детишки.На их судьбе рано ставить крест, пока рядом есть МЫ.

Здраствуйте, у моего сына тоже аутизм, ему 9 лет Мы были на лечении у доктора Левита. Результаты есть.Если хотите можете мне написать ankob7@mail.ru

Я являюсь воспитателем единственной в городе тольятти группе для детей с диагнозом: ранний детский аутизм. Статья интересная и нужная именно для родителей. Товарищи родители конечно аутизм не излечим, но его можно и нужно корректировать. Можно вывести ребёнка из тяжёлой формы в более лёгкую форму. Не отчаивайтесь.

www.2mm.ru

Аутизм у детей отзывы

18 декабря 2012 г., 16:01

Девочки нужна ваша помощь. Просьба отвечать только тем кто что то знает по данному вопросу из конкретики. Малышу 2 с половиной диагностируют аутизм. Очень хочу понять какие анализы обязательно сдать чтобы подтвердить или не подтвердить данный диагноз. Мальчик закрытый, но говорит слово нет и слово да. прикалывается над папой например отец говорит ты опять выплюнул еду так можно делать а он ему в ответ Да и смеется. не ищет контакт особо, но и не особо закрты, машинки катает, мяч кидает, с горки сьезжает. Девочки пожалуйста кто хоть что то знает об этой болезни, или может столкнулся подскажите мне о ней. Спасибо

18 декабря 2012 г., 17:06

В америке аутист расстрелял детей.

2. Мама Стифлера

18 декабря 2012 г., 17:08

У него был Аспергер, а не просто аутизм.

3. Мама Стифлера

18 декабря 2012 г., 17:10

Автор, окончательный диагноз рано ставить в таком возрасте. Надо ждать.

Ребенок ходит в сад? Как общается с другими детьми?

18 декабря 2012 г., 17:11

да вы что?! не может быть! а мы тут дураки сидим, ни компа ни телека нет, новости узнать неоткуда. спасибо, что просветили. 🙂

18 декабря 2012 г., 17:13

Вам врачу надо задать этот вопрос,ну и сходить к детскому психотерапевту.

Судя по описанию,ребенок не достаточно развит для 3-х летговорит только "Да","Нет" ?

сил вам и здоровья,надеюсь всё будет хорошо)

18 декабря 2012 г., 17:21

Пожалуйста, обращайтесь если что.

18 декабря 2012 г., 17:25

Какие могут быть анализы, в психическом синдроме.

Лучше найдите хорошего психотерапевта, работающего с детьми, особенно в рисунке. Все наладиться.

Может аутизма и нет, просто какой-нибудь шибко умный детский психолог, тесты не так расшифровал 🙂 Автор, проверять надо, причем не у одного психотерапевта, детского, причем с большой практикой

автор, нет у него никакого аутизма.глупости это.Нормальный ребёнок.Просто со своим личным темпом развития и восприятием мира.не пичкайте его ничем, а просто любите.Всё нормализуется.

18 декабря 2012 г., 17:30

Автор, рекомендую http://1796kotok.com/forum/viewtopic.php?f=7&t=29240&amp?;start=3420

18 декабря 2012 г., 17:31

Автор, я не очень много знаю, просто сталкивалась с ребенком-аутистом на протяжении периода времени. По тому, что вы описали, это еще не факт, вам нужна хорошая диагностика. Даже если есть аутизм, то форма не из тяжелых, видимо.

Невролог, психоневролог, психиатр.

18 декабря 2012 г., 17:35

Информации много в интернете,и видео есть. Обойдите несколько врачей, желательно с рекомендациями, из центров помощи детям, можно в диспансер обратиться. Если у ребенка ничего нет, то вас психиатр сам завернет.

18 декабря 2012 г., 17:50

Таким детям нельзя полностью молочное. Читала когда-то очень хорошую статью в американском научном журнале. Когда в Непал летела). Эти дети очень тяжелo переваривают не только лактозу,но и казеин,молочный белок. Помню,у меня брат есть двоюродный. Почти что гений. Тоже с детства молочное не ел. Но умные родители его,слвва богу,и не заставляли.

18 декабря 2012 г., 17:58

В глаза смотрит. Но не любит обниматься. Зато любит накинуться на меня чтобы я его подкидывала. Очень хитрый ворует сладости. Девочки спасибо всем кто откликнулся, буду рада новым комментам, потому что да я согласна в инете много всего но это все как схема знаете. Типо диета, а потом ведь у каждого своего, поэтому и надеюсь пообщаться с кем то у кого такое же. Спасибо за добрые пожелания.

18 декабря 2012 г., 18:08

У моей подруги такой ребенок был в детстве.Сейчас ему 22.Выправился еще в школе, хотя трудно было, но сейчас такой обычный парень. Талантлив- рисует гениально.Автор, не расстраивайтесь- будете развивать его, внимательно наблюдать и все пройдет. Он же в любви растет.

18 декабря 2012 г., 18:10

Автор, кто диагностировал? Психолог?- не имеет права ставить такие диагнозы. Вообще, такие диагнозы в таком возрасте не ставятся. Что делать: обследоваться в психоневрологическом центре и лечить найденные проблемы. Аутизма судя по описанию, не будет 100%, но неисключены другие проблемы.

18 декабря 2012 г., 18:41

гость 18 почему вы уверены на с100 проценты, что вас наводит на эти мысли, и какие проблемы не исключены?

18 декабря 2012 г., 18:56

Я лично сталкивался с этой болезнью. Наблюдал рост ребенка больше 3 лет у которого такой диагноз.

Юля, читайте как можно больше на эту тему, не всегда верьте врачам. Начните заниматься с ‘этим’ как можно скорее. Очень часто помощь таким детям приходит слишком поздно. Если вы поведете к специалисту в 5-6 лет то эту поздно. Можно скорректировать уйму всего в поведении ребенка если заняться этим пораньше.

Удачи вам, будьте терпеливой и сильной. Все будет отлично.

18 декабря 2012 г., 19:02

Также советую зайти на youtube и посмотреть видео клипы об этой болезни и видео клипы детей с этой болезнью.

18 декабря 2012 г., 19:08

18 декабря 2012 г., 19:33

18 декабря 2012 г., 19:46

Вы только голову не теряйте. Надеюсь что у вас есть мужчина который любит вас и ребенка.

А насчет того что аутист в Америке расстрелял детей. Энштейн тоже был аутистом. 🙂

18 декабря 2012 г., 19:56

На ребенка старайтесь не кричать даже если очень недовольны его поведением. С такими детьми только терпение (очень много) и любовь.

18 декабря 2012 г., 20:52

видела детей с диагнозом аутизм в динамике,так вот с годами он бывает вообще исчезает,или выглядит как особенность характера.Про анализы не знаю,знаю,что таким детям нужно много внимания и много занятий со специалистами.

Если совсем исчезает — значит его и не было. Настоящий аутизм — это нарушение в хромосомах, которое не излечить, т.н. трисомия. Все равно что родиться с тремя ногами а потом говорить, что при правильном развитии и наблюдении она исчезнет.

18 декабря 2012 г., 21:31

Бред.не был Эйнштейн аутистом.Притянутые за хвост факты,чтобы бедным мамам легче спалось.

Автор,к детскому психиатору надо.Вообще на аутизм не похоже-аутисты к 3м годам вообще выпадают из общения-сложно взгляд поймать,на вопросы не отвечают итд У Вас может просто ЗПР или ЗРР,а это легко корректируется.сводите к специалисту.

18 декабря 2012 г., 21:35

Творцы классической и современной физики — Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн — страдали от одного и итого же вида аутизма, полагают эксперты. Сотрудники Оксфордского и Кембриджского университетов считают, что оба великих ученых демонстрировали признаки синдрома Аспергера. Люди, страдающие этим синдромом, кажутся другим эксцентриками. У них отсутствуют социальные навыки, они одержимы сложными проблемами, а кроме того, с трудом общаются с другими людьми.

Ученые утверждают, что Эйнштейн демонстрировал признаки синдрома Аспергера с детства. С ранних лет он был склонен к одиночеству и до 7 лет часто одержимо повторял одни и те же предложения. Он был известен как лектор, сбивающий с толку аудиторию. И хотя в зрелом возрасте великий ученый завел близких друзей, крутил романы и даже высказывался по политическим вопросам, исследователи настаивают, что он продолжал демонстрировать признаки синдрома Аспергера. По их словам, страсти, стремление к правосудию и любовные похождения при этом синдроме вполне возможны v но такие люди практически не способны поддержать обычный разговор v так называемую "светскую беседу".

Ньютон также проявлял классические признаки этого состояния. Он с трудом связывал слова, был настолько погружен в работу, что забывал поесть, и очень подозрительно и несдержанно вел себя с теми немногими друзьями, которые у него остались. Если никто не приходил на его лекции, он все равно их прочитывал v перед пустой аудиторией. В 50 лет он пережил нервный срыв, спровоцированный депрессий и паранойей.

18 декабря 2012 г., 21:57

Сталкивалась. У вас ребенок не замкнутый в себе, по вашему описанию-поэтому так и считаю. Мне кажется ЗРР, ЗПР, возможно какие-то еще неврологические нарушения. Вам надо не думать и бояться- а найти хороший центр и обследоваться, потом лечиться и не тяните время ни в коем случае.

18 декабря 2012 г., 22:10

РоманВы только голову не теряйте. Надеюсь что у вас есть мужчина который любит вас и ребенка.

m.woman.ru

ОТЗЫВЫ родителей АУТИЗМ

Отзывы родителей детей аутистов

Тенториум аутизм отзывы

Лечение аутизма отзывы

Аутизм у детей отзывы

Детский аутизм причины

Аутичные дети. История аутизма Юлии и Ярослава 4 года

Аутизм у ребенка 2 года. Мама Евгения и Мустафа

Аутизм у девочки. Светлана и Полина 2 года

Аутизм у ребенка 2 года. Анна и Фернандо

Гидроцефалия и эпилепсия. Дарья 2 года и мама Валерия

Синдром дефицита внимания и задержка развития. Мама Ирина и Таня 2 года

Саймон 2,5 лет и родители из Англии. Аутизм у ребенка

Развитие аутизма у ребенка. Мама Лена и Глеб 6 лет

История Давида 3 года и Виктории из Италии. Коррекция аутизма

Аутизм у подростка. Мама Виктория и Никола 10 лет

Истерики у ребенка. Мама Оля врач-невролог и Мила 2 года

Артем 6 лет и мама Лена. Подготовка к школе ребенка с аутизмом

Мама Настя и Александра. Аутизм у ребенка 4 года

Мама Даша и Рафаэль. Ребенок не говорит 3 года. Аутизм

Детский аутизм. Мама Дарья и Игорь 3 года

Тяжелый аутизм у подростка. Мама Ирина и Игнат 12 лет

Если вы надеетесь на готовую схему применения продукции Тенториум в лечении аутизма, которая сразу же идеально подойдет вашему ребенку, то вряд ли вы ее найдете

Да, возможно, в Интернете вы сможете отыскать опыт конкретных людей, которые восстановили своего аутичного малыша с помощью этих качественных пчелопродуктов — таких историй в сети уже немало

Но вовсе не факт, что данные методы будут полезны именно вам

Все маленькие аутисты в целом похожи симптомами, но при этом очень отличаются друг от друга

Каждый из них имеет свою степень тяжести заболевания и свои особенности поведения

Вот почему любому родителю так важно настроиться на своего ребенка, войти в его положение, встать на его место

При этом мамам и папам аутистов и других особенных детей просто необходимо досконально изучить все, что они смогут найти в сети по этой проблеме

Если на это нет времени, то они обязаны знать хотя бы о том, какие разрушительные процессы ежесекундно происходят в организме их чада

И очень желательно найти специалиста, который будет вести их по этому непростому пути, поддерживать в тяжелые периоды обострений, подбадривать и мотивировать собственным положительным личным опытом

Метод восстановления Тенториум Аутизм

Наиболее популярна исповедь Татьяны Лепиной – женщины, которая первой не побоялась лечить аутизм Тенториумом

Скептикам, конечно же, трудно поверить в то, что какие-то шарики могут помочь там, где не справляются светила медицины с их арсеналом лекарств и знаний

Однако этот вовсе не миф, а реальность

Прекрасная реальность, вполне достижимая для любого человека, поставившего себе цель вылечить своего аутичного ребенка и вернуть его к нормальной жизни

Очень многие моменты в таких рассказах похожи – в начале пути большинство родителей испытывало недоверие к продукции Тенториум, сомневалось, металось, некоторые даже бросали начатую на полпути апитерапию

Однако затем их сознание постепенно трансформировалось, очищалось от стереотипов, навязанных обществом, которое, кстати, особым здоровьем не отличается, а, наоборот, все больше вязнет в недугах, депрессиях и лекарствах

Затем к этим людям в виде озарения вдруг приходила 100% уверенность в том, что их маленький аутист будет восстановлен, не смотря ни на что

И, благодаря такой вот поддержке свыше, эти люди проходили вместе со своим малышом через жуткие кризисы и истерики

В качестве награды за свою непоколебимую веру они получали абсолютно здорового веселого общительного ребенка

Учитывая имеющееся в руязычном интернете недоверие к медовой терапии, Вы можете в начале использовать её как дополнительную, поддерживающую, если пока на добавках биомеда или протоколе лекарств

Решение что оставить, что более эффективно придет само к Вам

Важно, что оно будет только Вашим, ни в коем случае не навязанным мной или кем-то другим

Большинству родителей помогает принять окончательное решение здравый смысл, просто понимание функционирования организма как единого целого

Медовая терапия при аутизме

Начиная применение продукции Тенториум в лечении аутизма и других проблем, важно помнить самое главное

Продукция пчеловодства дана нам самой природой

Руководство компании Тенториум ничего нового не придумало, кроме того, как сохранить и донести до широкого круга людей все уникальные свойства меда, прополиса, перги, пыльцы, маточного молочка и других пчелиных продуктов

Апипродукты полезны всем, даже новорожденным

Известны случаи, когда недоношенных деток подкармливали пергой, отпаивали прополисом, и те очень быстро набирали вес и догоняли своих сверстников

Они легко перевариваются даже больным организмом и так же легко выводятся в случае необходимости

Они уже заранее обработаны ферментами пчел, полупереварены ими, а потому усваиваются даже при тяжелых заболеваниях ЖКТ

Однако на начальном этапе не стоит вводить сразу много видов продукции

Вам важно понять, как организма малыша реагирует на конкретный продукт Тенториум

Нужно очень внимательно отслеживать любые реакции организма на продукцию и опытным путем подбирать дозировки для каждого конкретного ребенка

Обязательно ведите дневник наблюдений и записывайте во всех подробностях все, что происходит

Так вы сможете не только увидеть динамику улучшений в состоянии собственного ребенка, но затем, со временем, поделиться своими положительными результатами с другими родителями

Мой старший сын восстановлен после тяжелой формы СДВГ — это также расстройство аутического спектра, и это только моя заслуга и работа ежедневная над его состоянием

Какими особенностями обладает апитерапия Тенториум?

Продукты пчеловодства, являясь натуральными природными продуктами питания, насыщенными всеми необходимыми организму микроэлементами, устраняют дефицит витаминов и минералов

А это, как известно, беда любого аутиста

Да и относительно здоровые люди вряд ли могут похвастаться оптимальными запасами данных веществ

Тенториум не просто пополняет эти запасы

Он восстанавливает нормальную работу всех поврежденных органов и, тем самым, запускает процесс усваивания и выработки ценных микроэлементов

Каждый продукт компании Тенториум представляет собой целый комплекс всех необходимых организму веществ

Это выгодно отличает натуральную пчелопродукцию от БАДов, которые нужно принимать в огромных количествах, стараясь учесть все нужды тела

Что именно происходит в организме при поддержке его продуктами Тенториум?

Как уже было отмечено, Тенториум запускает в организме процесс самовосстановления

Устраняются причины заболеваний

Восполняется дефицит всех необходимых веществ

При этом продукция пчеловодства Тенториум не вызывает привыкания

Она показана любому, кто хочет быть здоровым

Ведь современная пища, увы, не способна обеспечить организм всеми необходимыми витаминами и минералами

Вся моя жизнь посвящена тому, чтобы помочь другим родителям восстановить своих деток с аутизмом, эпилепсией и другими задержками, как когда-то эта система помогла моим детям стать здоровыми .

И я просто хочу помочь, чем смогу, и поделиться тем, что нахожу, с родителями других детей

apicorrection.com

У ребенка аутизм: почему это случилось с нами?

Аутизм – что это за болезнь? Если с ребенком «что-то не так»

Елизавета Заварзина-Мэмми — не врач и не психолог. Биолог по образованию, она уже более 20 лет помогает справиться с симптомами аутизма своему сыну. За это время не только сделаны все возможные анализы и испробованы все существующие методы лечения. Вынужденная постоянно искать полезную информацию, Елизавета — один из лучших популяризаторов знаний об аутизме. Приводим краткое описание диагноза из ее книги «Приключения другого мальчика».

Термин «аутизм» был введен в 1920 году психиатром Эженом Блейром и изначально указывал на особенность мышления шизофренических пациентов, для которых характерны уход в себя, бегство от реальности. Сегодня аутизм считается отклонением в строении и функционировании нервной системы. В таком значении термин был впервые применен в 1943 году американским психиатром Лео Каннером (Kanner, 1943 (1985)). С этого момента и начинается история изучения аутизма.

Каннер описал общие черты нарушения поведения у 11 детей, которых наблюдал в течение четырех лет. По его мнению, эти нарушения образовывали единый синдром, до той поры не описанный, и Каннер дал ему название «ранний детский аутизм». Надо признать, что название не самое удачное, ведь аутизм с возрастом не проходит.

Симптомы, описанные Каннером, до сих пор служат основными критериями в диагностике аутизма. Среди них: заметная ограниченность в спонтанной деятельности; стереотипные движения руками (например, скрещивание пальцев в воздухе, потребность теребить предметы); отсутствие инициативы и необходимость в подсказке для начала действия; отсутствие интереса к беседе; неумение играть в коллективные игры; боязнь механических предметов (пылесос, лифт).

Через год, в 1944 году, австрийский психиатр Ганс Аспергер, не знавший о работе Каннера, опубликовал описание сходного нарушения, которое он назвал аутистической психопатией (Asperger, 1944 (1991)). В 1981 году эта форма аутизма (которую иногда называют высокофункционирующим аутизмом) была названа в его честь синдромом Аспергера. Психиатр также описал много характерных признаков аутизма, например, использование периферического зрения, навязчивые тенденции (скажем, необходимость расставлять предметы в определенном порядке), проблемы общения, кажущееся безразличие к окружающему.

Сегодня в официальной медицине диагноз «аутизм» ставят по триаде нарушений.

  1. Качественные нарушения социального взаимодействия. Считается, что аутичный ребенок не понимает значения выражения лица, потребностей другого человека, принятых в обществе правил поведения, не знает, как себя вести в типовых ситуациях, не имеет общих интересов с окружающими.
  2. Качественные нарушения общения: речь отсутствует полностью или развивается с очень большой задержкой, при этом ребенок не делает попыток общаться иным способом, например, при помощи жестов; у ребенка отсутствует воображение.
  3. Ограниченные повторяющиеся и стереотипные интересы, занятия и поведение: приверженность к одним и тем же действиям, негибкость в отношении порядка действий, выраженная привязанность к бессмысленным рутинным или ритуальным действиям, таким как махание руками.

Почему детей с аутизмом становится больше

Аутизм долго считался редким нарушением, но с начала 1990-х годов количество случаев стало резко нарастать, и во многих странах заговорили об эпидемии аутизма. Есть мнение, что это связано с улучшением диагностики аутизма и более частым использованием этого термина в качестве диагноза.

Самая подробная статистика по аутизму ведется в США, в Калифорнии. В марте 1999 года власти штата были удивлены и обеспокоены трехкратным (210 %) ростом аутизма в период с 1987 по 1998 год и создали специальную комиссию для изучения проблемы. Комиссия пришла к заключению, что такая динамика не может быть объяснена изменением критериев диагностики, предположением, что в Калифорнию переехало большое количество детей с аутизмом или некими статистическими аномалиями (Sicile-Kira, 2010).

  • 1992 год: 1 случай на 10 000 детей;
  • 1997 год: 1 на 500;
  • 2002 год: 1 на 250;
  • 2012 год: 1 на 88.
  • В России официальная статистика о количестве детей с аутизмом отсутствует. «Но даже при ее отсутствии на основании косвенных данных можно с уверенностью сказать, что сегодня число детей-аутистов в возрасте от 2 до 16 лет превышает 300 тысяч человек» (1-я Московская международная конференция по аутизму, 2013).

    Признается наличие генетической предрасположенности к аутизму; так, некоторые его черты могут в более слабой форме присутствовать у родителей, братьев, сестер и других близких родственников. Если в семье есть ребенок с аутизмом, существует вероятность (15–20 %), что он разовьется и у другого ребенка; если у одного из однояйцовых близнецов есть аутизм, в 90 % случаев он есть и у другого. Известно, что у мальчиков аутизм встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

    Различных теорий много, единого мнения не существует, но в целом причиной возникновения аутизма принято считать сложное взаимодействие генетических факторов, последствий патологии беременности и родов, черепно-мозговых травм, неблагоприятного воздействия внешней среды.

    Загрязнение воды и воздуха токсичными веществами представляется одним из наиболее вероятных факторов. Кроме того, в последние 20 лет, на которые приходится резкий рост количества случаев аутизма, мы живем в окружении массы разнообразных приборов, излучающих электромагнитные волны. От них не спрячешься — и трудно предположить, что их постоянное воздействие на наш организм безопасно.

    Аутизм — психологическое нарушение?

    Лео Каннер считал причиной возникновения аутизма органическое поражение мозга, однако в 1950-х годах дальнейшее развитие получило высказанное им предположение о психологических причинах. В своей знаменитой статье 1943 года Каннер отмечал, что родители его пациентов занимались интеллектуальной работой (среди них были психологи и психиатры), были слишком заняты собой и не уделяли достаточно внимания детям, в чем видел возможную причину нарушений. Теперь известно, что аутизм проявляется независимо от социального положения.

    Хотя Лео Каннер впоследствии отказался от идеи психологической вины «слишком интеллектуальных» родителей, эта мысль получила в 1950-х годах дальнейшее развитие в работах Бруно Беттельхейма, который был признан одним из ведущих экспертов по аутизму, хотя и не был психиатром или психологом. Беттельхейм выдвинул теорию «матери-холодильника», утверждал, что аутизм — психологическое нарушение, вызванное холодным отношением родителей к ребенку. Даже в 1981 году он писал, что всю свою жизнь работал с детьми, чьи жизни были разрушены, потому что матери ненавидели их.

    Установка Беттельхейма была единодушно принята и доминировала до начала 1960-x годов, соответственно, главным методом лечения стал модный тогда психоанализ. Некоторые специалисты до сих пор разделяют такую точку зрения; к примеру, во Франции психоанализ в качестве основного средства лечения аутизма стал подвергаться критике только в 2012 году.

    Во многих странах применение этой теории принесло немало горя детям с аутизмом и их семьям. Нас это тоже не обошло стороной. Когда Петя был еще совсем маленьким, двое из смотревших его специалистов — психологов и психиатров, в России и Франции, — настаивали, что еще в период беременности я плохо относилась к моему мальчику, а в раннем детстве не замечала его и не разговаривала с ним.

    Современные представления об аутизме

    Аутизм долго считался психиатрическим заболеванием, пока в начале второй половины ХХ века не появились работы Бернарда Римланда (Rimland, 1964) и Карла Делакато (Delacato, 1974).

    Бернард Римланд, профессор психологии, основатель Американского общества аутизма, отец ребенка с аутизмом, полагал, что проблема ребенка с аутизмом состоит в том, что он не в состоянии правильно интерпретировать поступающие сенсорные сигналы.

    Карл Делакато также полагал, что причиной многих проявлений аутизма являются нарушения в работе сенсорных функций и что, таким образом, аутизм — это не психологическое или психическое, а неврологическое нарушение, которому должны соответствовать неврологические методы реабилитации. Он показал, что тяжелые нарушения поведения детей с аутизмом могут быть вызваны нарушениями сенсорного восприятия, и предложил методы решения этих проблем, многие из которых были разработаны в период его многолетней работы в IAHP, Институтах достижения потенциала человека, основанных Гленном Доманом. Книга Карла Делакато (Delacato, 1974) незаслуженно остается малоизвестной, при том, что в ней изложены сведения, которые необходимо знать любому человеку, имеющему дело с аутизмом, в первую очередь специалистам.

    В начале 1990-х годов резко увеличилось число случаев так называемого регрессивного аутизма (в пять раз по сравнению с 1970-ми годами). При регрессивном аутизме ребенок до двух-трех лет развивается нормально, а потом резко теряет приобретенные навыки; часто это происходит после вакцинации, в большинстве случаев так называемой тройной вакциной корь-краснуха-паротит (свинка). Римланд одним из первых высказал предположение, что такая динамика — следствие бесконтрольного применения антибиотиков и избыточной вакцинации детей в раннем возрасте.

    Такой точки зрения придерживаются и некоторые другие специалисты, в частности доктор Джонатан Томми, у сына которого аутизм развился после тройной прививки. Доктор Эндрю Уэйкфилд, ученый, возглавлявший научную работу в клинике, был лишен медицинской лицензии и вынужден уехать из Англии за публикацию статей, в которых утверждал, что введение тройной вакцины может вызвать повреждения желудочно-кишечного тракта и симптомы, ассоциированные с аутизмом. Официальная медицина связь между вакцинацией и возникновением аутизма категорически отрицает.

    Новые гипотезы: митохондрии и зеркальные нейроны

    Сегодня существуют и другие гипотезы. Согласно одной из них, причиной аутизма может быть нарушение работы митохондрий. Эти органоиды имеются во всех клетках (кроме красных кровяных телец), они вырабатывают более 90 % энергии, необходимой организму для жизни и роста. При нарушении их работы вырабатывается недостаточно энергии, и, если подобное происходит по всему организму, могут появиться различные проблемы: задержки в развитии, судороги, мигрени, двигательные расстройства, мышечная слабость и боли, нарушение глотания и пищеварения, зрения и слуха, плохой рост, болезни различных органов, респираторные осложнения, восприимчивость к инфекциям, а также признаки аутизма. В настоящее время не существует способов лечения митохондриальных нарушений, но возможна эффективная поддерживающая терапия (Balcells, 2012; www.umdf.org).

    Другая теория, выдвинутая несколько лет назад, предполагает, что многие проявления аутизма вызваны недоразвитием так называемых зеркальных нейронов —высокоспециализированных клеток мозга, которые в 1992 году были случайно обнаружены у обезьян, а потом и у людей.

    Эти клетки становятся активными при выполнении какого-то действия, а также при наблюдении за действием, выполняемым кем-то еще. Считается, что зеркальные нейроны ответственны за способность к имитации — к воспроизведению действий, поведения, дают возможность понимать чувства и намерения других людей, эмоционально сопереживать (эмпатия), участвуют в развитии речи, благодаря им ребенок воспринимает движение губ и языка другого человека, подражает звукам и жестам — это области нарушений, характерных для аутизма (Рамачандран, 2011).

    Гипотеза многообещающая, но на сегодня эта область недостаточно изучена, и пока не совсем ясно, каким образом применять на практике то, что уже удалось выяснить.

    www.7ya.ru

    Как заподозрить аутизм у ребенка

    Родители, у которых уже есть дети с нормальным развитием, быстро могут обратить внимание, если с одним из детей что-то не так. Но часто родители обращают внимание на патологию, уже когда на детской площадке начинают сравнивать своего ребенка с другими детьми и замечают какие-то странные особенности.

    На первом году жизни можно заприметить признаки, которые, если и не указывают напрямую на аутизм, но указывают на то, что этот ребенок в группе риска. О том, как заподозрить аутизм, – советы детского психиатра, врача высшей категории медицинского центра «София» Ольги Гуленко.

    Симптомы аутизма видны уже на первом году жизни. Если вы обнаружите у ребенка какие-либо из симптомов, это не значит, что у него непременно аутизм. Но эти дети попадают в группу риска и должны находиться под наблюдением:

    ребенок плохо реагирует на приближение мамы. Еще в месяц, когда мама к ребенку приближается, дети реагируют движением ручек и ножек. С возрастом движения усложняются, становятся более активными, ребенок улыбается, если подходит мама. Вас должно насторожить, если ребенок вообще не реагирует на приближение человека, смотрит как бы вдаль, а не на лицо, на рисунок на одежде или рисунок на стене;

    нарушение режима сна. Дети часто путают день с ночью;

    ни с чем не связанное беспокойство. Как правило, в 3-6 месяцев ребенок, как правило, спокоен, если он сыт, сух и здоров. У детей из группы риска наблюдается беспокойство, которое тяжело увязать с каким-то внешним раздражителем. К симптомам также относится чрезмерное спокойствие;

    парадоксальная реакция на звуки. Такие дети не реагируют на погремушки. Некоторые звуки могут, напротив, их пугать;

    в 6 месяцев дети могут проявлять патологическую связь с матерью. И в норме ребенок привязан к матери, так как она ухаживает за ним. Но когда это носит патологический характер, и ребенка нельзя оторвать от мамы, это тоже в какой-то степени настораживающий симптом;

    не проявляется интерес к игрушкам.

    В год немного легче рассмотреть симптомы аутизма у ребенка. У здорового ребенка появляется много новых навыков, и уже отсутствие тех навыков, что есть у других детей, настораживает родителей.

    Прежде всего, настораживает задержка речевого и двигательного развития. Эти дети плохо имитируют жесты (ладушки, например). Они также не произносят слова.

    В этот период усиливается симбиотическая связь с матерью, ребенок не отпускает ее ни на минуту. Очень много случаев, когда невозможно оставить такого ребенка ни с няней, ни с родственниками. Матери таких детей лишены возможности даже сходить в магазин.

    После года у таких детей появляется интерес к необычным предметам и игрушкам. Если здоровые дети играют обычными детскими игрушками, то у детей с подозрением на аутизм могут быть совершенно необычные интересы – к кухонным принадлежностям, инструментам, ключам. Дети также могут рассматривать эти предметы под необычным углом, например, очень близко подносить к глазам.

    Двигательные особенности. Дети могут передвигаться на цыпочках, перебирать пальцами, закрывать руками уши. Движения руками часто носят вычурный, неестественный характер.

    Формируется склонность к стереотипной игре. Появляется привязанность к какой-то одной игрушке. Например, любовь к круглым предметам. Были в практике случаи, когда ребенок из множества предметов, например, карандашей, выбирал всегда оранжевый, или проявлял интерес только к предметам округлой формы.

    После полутора-двух лет задержка речевого развития и особенности поведения уже существенно отличают ребенка с аутизмом от сверстников. При этом в речи имеют место повторы фраз – эхолалии.

    Проблемы с пищевым поведением. Эти дети очень тяжело принимают новую пищу. Формируется определенная избирательность в еде. Например, ребенок отвергает молочные продукты или овощи, фрукты. Есть дети, которые употребляют только соки, не употребляют в пищу супы, некоторые приемлют мясо только в виде котлет или исключительно сосисок.

    Эти дети, как правило, тяжело переносят изменения обстановки. Любая новая обстановка вызывает у ребенка страх, тревогу, психомоторное возбуждение. Таким детям также тяжело переключиться на другой вид занятия.

    Дети с аутизмом избегают зрительного контакта, и сами в глаза стараются не смотреть. Также эти дети любят себя рассматривать в зеркале или подолгу рассматривать солнечных зайчиков.

    Один из главных симптомов аутизма – это то, что ребенок подолгу может находиться один. Ему комфортно, если его не беспокоят и некомфортно, если, наоборот, пытаются переключать на что-то («давай порисуем, потанцуем, пойдем на улицу»).

    Проблема собраться на улицу, вернуться с улицы. На улице очень часто требуют придерживаться одного маршрута.

    Нет интереса ни к детям, ни к взрослым. Как правило, родители аутичных детей замечают, что, придя на площадку, ребенок сторонится других детей, им тяжело включиться в игровую деятельность, тяжело привлечь их внимание к интересной развивающей, совместной деятельности – кубики, пирамидки и т.д.

    Характерен такой симптом, как аутостимуляция. Это постукивания по уху, пощипывания, царапания себя. Самое распространенное мнение, что дети таким образом себя успокаивают.

    В этом возрасте можно говорить не о группе риска, а о конкретном заболевании. И диагностика в 3 года уже не так затруднена, потому что симптоматика уже хорошо заметна.

    У ребенка абсолютно нет стремления к контакту, он находится в своем мире, очень ограничен круг его интересов, он не включается в игровую деятельность, боится новых мест, в еде крайне избирателен, часто производит впечатление глухого ребенка.

    Крайне выражены проявления стереотипии. Стереотипии бывают следующие: постукивания, потряхивания, прыжки на месте, кружение на одном месте или бег по кругу, хождение на цыпочках. К этому также относится стереотипная игра: например, ребенок-аутист может очень долго катать машинку в одну и в другую сторону или крутить колесо от машинки.

    Такие дети очень часто любят предметы, которыми они играют, выстраивать в ряды.

    Важно понимать, что аутизм не определяется только по одному какому-то симптому. Чтобы достоверно поставить этот диагноз, нужно собрать подробный анамнез развития ребенка от родителей, проанализировать целый комплекс симптомов, иметь возможность понаблюдать за поведением ребенка, когда он немного привыкнет к месту проведения обследования.

    lady.tsn.ua

    О Пушкине рассказывают легенду, что до трех лет он еще не говорил. Окружающие его люди беспокоились об этом, но, тем не менее, все понимали, выполняя просьбы будущего поэта. Но однажды он вполне четко произнес фразу: “Каша недостаточно сладкая”. Все удивились и спросили: “Что же ты раньше не говорил?”. Ребенок ответил: “Раньше было все нормально”.

    На занятие группы развития четырехлетний Андрюша пришел с бабушкой. Увидев детей и учительницу, начал тихонько завывать. “Возможно, он думает, что это детский сад, испугался”, – сказала извиняющимся тоном бабушка. После долгих уговоров ребенок остался в учебной комнате. На все попытки привлечь его к общению (даже в игре) он реагировал криком, слезами, не сказав при этом ни одного слова. Ему дали счетные палочки, из которых он старательно что-то сооружал, не замечая, что делается вокруг. Если учительница обращалась к нему, призывая что-то сделать с детьми, раздраженно отворачивался. Когда “строительство” ему надоело, стал расхаживать по комнате, поглаживая себя по предплечьям и приговаривая “кучки-кучки” (так назвала учительница его сооружение). Говорил он довольно громко, на замечания не реагировал. Учительница ловко сменила направление занятия на громкое говорение вслух, чтоб для других детей время не пропало даром. После консультации с психологом выяснились и другие особенности, которые подтвердили догадку учителя – перед нами аутичный ребенок. Андрея перевели на индивидуальное обучение. Изредка на занятия приходили другие дети, тогда результаты деятельность ребенка заметно ухудшались, словно нарастала тревога от присутствия нового человека. Медленно, маленькими шагами ребенок стал «догонять» своих сверстников в решении простых детских заданий, особенно легко давалась математика. А ведь ему поставили диагноз «олигофрения».

    Несомненно, Андрюша аутичный ребенок.

    Ранний детский аутизм – медицинский диагноз, поэтому его должен определять специалист (детский психоневролог).

    К сожалению, часто бывает сложно опознать это состояние. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий – от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, наверное, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма. Для них разрабатывают индивидуальные программы «лечебного» воспитания.

    Распространенность аутизма выше, чем считали раньше. Британскими учеными сообщается, что аутизмом страдают шесть детей в возрасте до восьми лет на каждую тысячу. Ранее считалось, что количество распространенность этого заболевания находится на уровне одного-двух детей из тысячи. Мальчики болеют в три раза чаще, чем девочки. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые.

    Между тем, о причинах аутизма известно мало. Раньше считалось, что его может вызывать вакцинация от кори, свинки и краснухи, а также из-за иммунологических нарушений и заболеваний кишечника. Современные исследования это не подтверждают.

    Еще одна из причин, как считают, например, психоаналитики, это "эмоциональная холодность родителей", особенно на ранних этапах развития ребенка.

    По самым последним данным, ученые выявили у больных аутизмом врожденные нарушения развития мозга (дисфункции или диспропорции: недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей), хромосомные аномалии и обменные нарушения, изменения на генном уровне (на которые, в свою очередь, влияют неблагоприятные экологические условия, стрессы). По некоторым данным, у аутичных детей присутствует нарушение развития мозга, в частности миндалевидного тела – центра, который «отвечает» за эмоции. В крови больных были обнаружены специфические белки. Видимо, в проявлении этой болезни большую роль играет наследственность.

    Американские исследователи указывают также на прямую связь между аутизмом и распространением компьютеров. Так, симптомы нарушения межличностного общения, наблюдаемые у увлеченных программистов и «хакеров» совпадают с признаками аутизма.

    И, как ни странно, специалисты называют успехи в медицине как одну из причин роста числа аутичных детей: те дети, которые раньше погибали, сейчас остаются живыми, и нам приходится с ними работать. Это, конечно, с одной стороны, замечательно, с другой стороны — трудно.

    Как же аутизм проявляется?

    Аутизм — это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Болезнь воздействует как на психические функции (речь, интеллект), так и на восприятие мира. Так, больные зачастую не имеют собственного мнения и не понимают общего смысла происходящих вокруг событий.

    • 0-1 мес. Неразличаемый плач. Первая реакция на окружающую среду, результат тотального телесного ответа; избирательность к речевым стимулам;
    • Со второго месяца – синдром оживления при виде «своих взрослых», в более старшем возрасте – повышенное внимание и оживление при виде картинок, изображающих лицо и глаза;
    • 1-5,6 мес.Различаемый плач. Голодный плач, плач, связанный с болью в животе, и т.д.;
    • 3-6,7 мес. Гуление. Стадия вокальной игры. Ребенок и слушает звуки вокруг него и пытается продуцировать их сам. Конечно, они еще отличаются от звуков взрослой речи, даже когда мать пытается имитировать гуление ребенка;
    • 6-12 мес. Лепет, повторение слышимых звуков, слогов;
    • 9-10 мес. Повторение звуков, которые ребенок слышит (эхолалия). Отличие от лепета в том, что ребенок повторяет то, что непосредственно слышит от другого человека.
    • Около года здоровые дети любят, когда с ними разговаривают;
    • Узнавание на фотографиях близких, себя – с 2–2,5 лет (когда формируется самосознание: «Я» и «Не я»), правильное представление о своем теле.
    • После двух лет здоровый ребенок способен откликаться на эмоции окружающих, «заражаться» ими;
    • Присутствуют положительные эмоции при виде новых игрушек, при общении
    • После трех лет ребенок адекватно использует личные местоимения (я, ты, мы), строит оригинальные высказывания
    • Выражает желание что-то сделать самостоятельно.
    • Ребенок способен сопереживать героям сказок, способен играть, фантазировать. Во время игры проявляет развитое воображение (игры с замещением – когда представляют, например, что палка – это лошадка)
    • Уважаемые родители! Если хотя бы какие-то моменты развития, указанные в этой таблице, у Вашего малыша отсутствовали, обратитесь к детскому психологу, который подскажет, что делать и разработает индивидуальную программу «лечебного воспитания».

      Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. У малыша отсутствует комплекс оживления, который есть у детей примерно с первого месяца, эмоционально очень слабо реагирует на близких, вплоть до полного безразличия. Ребёнок-аутист не улыбается, «не даёт» контакта глаза в глаза, хотя обращает внимание на предметы. Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми.

      Чем дальше, тем больше признаки аутизма пугают родителей. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать.

      То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Родителям же кажется, что ребёнок не понимает, о чём они говорят. Не запоминает. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию.

      В трехлетнем возрасте у них не происходит «революционное» развитие самосознания. Такой малыш не говорит о себе «я»: может продолжать говорить о себе в третьем лице или даже во множественном числе – «мы». Иногда в речи использует штампы (фразы из мультиков, рекламы).

      У таких детей задержано развитие осознания границ своего тела – бывает, уже в школьном возрасте ребенок, словно впервые, может часами рассматривать себя в зеркале, ощупывать тело.

      Аутичный рбенок не очень хорошо понимает окружающие предметы, не понимает, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей. Затем болезнь прогрессирует следующим образом: ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы.

      Если хотя бы что-то становится им понятно — они за это цепляются: отсюда появляются эти симптомы повторения одних и тех же движений (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).

      Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. То есть человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Поэтому те самые однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.

      Ребенок может быть привязан к кому-то из близких, но не эмоционально, а «практически» (симбиоз), особенно это проявляется, когда малыш долго не говорит, а мама выполняет все его молчаливые требования. При этом надолго задерживается развитие навыков самообслуживания.

      Ученые создали экспериментальное лекарство, которое улучшает социализацию аутистов.

      Сегодня аутизм можно считать одной из «зон риска» для человечества: налицо рост числа больных. Неспособность к контактам и общению очень затрудняет обучение, а значит, и получение профессии в будущем. Впрочем, аутисты не совсем уж необучаемы: если умственная отсталость обычно характеризуется равномерным, но только очень низким уровнем развития личности, то при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области. Но никто не может объяснить, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха (10 % больных: обратите внимание: среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями), а другие (50 % взрослых аутистов) остаются на уровне умственной отсталости. (Среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями). Обычно аутистов интересует три области: математика, живопись и музыка. Математические способности встречаются у аутистов наиболее часто и проявляются в достаточно раннем возрасте.

      Давайте вспомним фильм «Человек дождя» и его героя – Рэймонда Баббитта. 0н знал наизусть телефонный справочник и мог в уме вычислять квадратный корень любого четырехзначного числа, блестяще отгадывал комбинации цифр в казино. Маленький Саймон («Восход Меркурия») с первого раза расколол код секретной системы ФБР. Именно о «людях дождя» говорят многочисленные легенды про заколдованных детей. Помните «Снежную королеву» Андерсена? После поцелуя Снежной королевы мальчик Кай забыл всех своих близких и больше всего на свете полюбил сидеть один в холоде и складывать льдинки. Чем не аутист, спрашивается?

      Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок.

      Именно страсть к упорядочиванию роднит аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо. Способности к программированию у аутистов налицо. Аутисту ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому аутистов в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — аутисты.

      Ежегодно на Западе проводятся всемирные конференции по аутизму, присутствовать на которых могут не только врачи, но и учителя, воспитатели детсадов, вожатые летних лагерей. Считается, что, чем больше времени аутист будет поводить в нормальных, неспециализированных детских учреждениях, тем больше шансов у него адаптироваться в обычном мире.

      70% больных не имеют друзей, а 95% никогда не женились и не выходили замуж. Устроиться на работу могут только 20 — 30% «людей дождя».

      Прием фолиевой кислоты в течение первых месяцев беременности существенно снижает риск развития аутизма у ребенка, доказали американские ученые.

      Конечно, как Вы уже заметили, аутизм – очень сложная и разноплановая болезнь. Потому ограничимся общими рекомендациями. В каждом конкретном случае должен помогать специалист, да и не один (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.

      Для этого аутист должен представлять себе будущую жизнь «практически», то есть распланированной, нужно также научить его самовыражению и общению с другими, быть способным себя обслуживать и проводить свободное время.

      Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

    • Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами
    • Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют задания «невербальные», то есть такие, в которых не нужно пользоваться речью. Эти задания (лото, головоломки, паззлы, мозаику) нужно использовать для налаживания контакта, вовлечения в индивидуальную и совместную деятельность, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Кроме того, задания по схеме, с видимым конечным результатом успокаивает ребенка, придают деятельности смысл.
    • Как никакой другой ребенок, аутист нуждается в том, чтоб взрослый «следовал» за ним. Если ребенок подходит к предмету, желательно называть его, давая в руки, подключая все анализаторы (зрение, слух, кожа). Такие дети нуждаются в многократном повторении названий и предназначения предметов, пока они не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего зрения.
    • Иногда, когда аутичный ребенок погружается в какое-то занятие, можно осторожно подключать речевое сопровождение (например, когда ребенок разглядывает себя в зеркале), иногда «забывая» назвать предметы, которых касается ребенок. Это провоцирует неговорящего ребенка справиться с барьером и все-таки сказать слово.
    • Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться придать им смысл: выкладывание рядов из кубиков — “строим поезд”, разбрасывание кусочков бумаги — “устроим салют”.
    • При игровой работе желательней использовать игры с четко очерченными правилами, а не сюжетно-ролевые, где требуется говорить. Причем каждую игру нужно проиграть много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтоб ребенок понял правила, игра превратилась в некоторый ритуал, который так любят маленькие аутисты.
    • Все проблемы аутичного ребенка нужно решать строго поэтапно, ставя перед собой ближние цели: «Помочь избавиться от страхов», «Как реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии», «Как подключать ребенка к общим занятиям».
    • Поскольку аутистам тяжело дифференцировать эмоции других людей, не говоря о выражении и распознании своих собственных эмоций, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых хорошая мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек», который вышел недавно на экраны, тоже очень выразительно изображены эмоции героев. Поощряйте ребенка угадывать настроение героев (например, во время «стоп-кадра»), стараться изображать самому. И, конечно, в минуты сосредоточения старайтесь гиперболизировать свою собственную мимику, играя в «настроения».
    • Нужно помогать ребенку осознавать свое тело, применяя разные «тактильные игры»: «Волшебный мешочек»,
    • Таких детей полезно приобщать к театральным представлениям. При этом родители должны учесть, что ребенок поначалу будет оказывать бурное и стойкое сопротивление попыткам вовлечь его в занятия. Однако если проявить твердость, задействовав систему стимулов и поощрений, а не через насилие, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.
    • Очень полезно придумывать истории, в которых действуют “примерные” и “скверные” герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать “что такое хорошо и что такое плохо”. Разыгрывать эти истории можно как с обычными куклами, так и с детьми (объяснив, что каждый будет играть определенную роль). “Спектакли” необходимо проводить много раз, постепенно вводя какие-нибудь изменения.
    • Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Для работы с такими детьми можно придумывать «пооперационные карты», в которых схематически изображать алгоритм действий (например, инструкция сборки «Киндер-сюрприза» или «Лего»). Каждому занятию нужно придавать целевой характер, тем самым, добиваясь осмысленности.
    • Для привлечения к коллективной деятельности (пусть и завуалированной), нужно привлекать ребенка, например, к классификации, сортировке предметов («Нужно разложить карандашики по цвету: они нужны будут группе для занятий»)
    • Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть иногда должен быть в коллективе. Если воспитатели Вашего детского сада не способны безусловно принять Вашего малыша, потрудитесь найти опытного педагога, чтоб ребенок учился взаимодействовать с людьми в коллективе. Ведь не за горами школа, да и взрослая жизнь. И вначале нужно разрешать родителям присутствовать на занятиях, поскольку знакомые лица снизят высокую тревожность и боязнь нового. Когда ребенок привыкнет к новым лицам, родители постепенно станут не нужны на занятиях.
    • Только в крепкой связке «родители – врач – педагог – психолог» можно решить целый ряд проблем аутичного ребенка. Все действия должны быть настолько слажены, чтоб ребенок чувствовал комфорт от узнаваемости, имел перед собой образ конечного результата каждого действия, учился взаимодействовать.
    • Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.

    ru.likar.info