Аутизм у детей поведение

Особые дети: современный взгляд на причины появления аутизма

Детский аутизм – одно из проявлений расстройств аутистического спектра наряду с атипичным аутизмом, синдромом Аспергера, органическим аутизмом, аутистическим расстройством. У четверти пациентов он сочетается с умственной отсталостью различной степени, расстройствами мелкой моторики и координации, проблемами с желудочно-кишечным трактом, нарушением сна.

Аутизмом более каждый 50-тый ребенок

У детей аутизм характеризуется неравномерностью развития психических функций (памяти, внимания, мышления) в сочетании с расстройствами в эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной сфере.

Признаки аутизма в раннем возрасте

Отдельные признаки аутизма у детей в возрасте до 1 года заметны практически с момента его рождения. В первые месяцы жизни ребенок не улыбается, у него отсутствует выразительная мимика, нет выраженной реакции на приближение взрослого.

Признаки аутизма у детей в возрасте от полугода до 2 лет картина аутизма представлена следующими симптомами:

  • избеганием контакта глазами, даже с родителями;
  • отсутствием реакции на собственное имя;
  • речевыми расстройствами;
  • отношением к собеседнику как к «неодушевленному предмету»;
  • избеганием обращения за помощью;
  • совершением ритуалов (открывание-закрывание дверей, включание-выключание света, кружение вокруг своей оси);
  • мычанием, произношением нараспев нечленораздельных звуков;
  • отсутствием желания участвовать в сюжетно-ролевых играх;
  • повышенной чувствительностью к сенсорному дискомфорту (громким звукам, мокрым пеленкам).
  • Аутизм до года — ребенок не улыбается и отстранен

    У малышей с аутизмом навыки речи могут отсутствовать полностью либо оставаться на уровне раннего развития.

    Признаки аутизма у ребенка 3 лет несколько специфичны:

  • он ведет себя эмоционально холодно при контакте со взрослыми и другими детьми;
  • при общении использует периферическое зрение;
  • в деятельности применяет «ритуалы»;
  • демонстрирует однотипность, стереотипность мышления;
  • говорит, используя шаблоны, не сопровождает речь жестами;
  • придерживается жестких правил в распорядке дня;
  • страдает эмоциональными нарушениями (тревожностью, раздражительностью, гневливостью).
  • Существуют специфические «физиологические признаки» аутизма, такие как судорожный синдром, проблемы с иммунной системой, синдром раздраженного кишечника, дисбактериоз, дисфункция поджелудочной железы.

    Особенностью детского аутизма является неравномерность развития психических функций ребенка. Одни процессы развиваются медленно, другие, наоборот, — слишком быстро. Единых признаков аутизма не существует.

    ? ? ? Каждый ребенок с проблемой ведет себя по-разному.

    Ранний детский аутизм

    Проявления раннего детского аутизма (РДА) многообразны. Малыш может вести себя возбужденно, либо заторможено, проявлять агрессию либо гиперактивность, стремиться к соблюдению ритуалов в речи и поведении.

    Различают 2 вида детского аутизма:

  • Синдром Каннера. Аутизм появляется с момента рождения, сопровождается нарушениями в интеллектуальной сфере, задержкой либо отсутствием речи до 16 месяцев. Расстройство встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
  • Синдром Аспергера. Наряду с сохранной речью и интеллектом у ребенка отмечаются нарушения в эмоциональной сфере, что выражается в отстраненном поведении и отсутствии интереса к другим людям. Люди с синдромом Аспергера лучше адаптируются к жизни в обществе.
  • Аутизм в 1,5 года — безучастность

    Атипичный аутизм не относится к РДА, поскольку проявляется в возрасте 3 лет и позднее.

    Причины аутизма у детей

    Исследования по проблеме возникновения аутизма у малышей показали, что основными провоцирующими факторами являются следующие:

  • генная модификация;
  • энцефалит;
  • нарушение работы головного мозга;
  • гормональные изменения;
  • последствия вирусных инфекций;
  • отравление ртутью;
  • злоупотребление антибиотиками;
  • химическое воздействие на плод через организм беременной женщины.
  • Исследования показали: если существует наследственная предрасположенность, то любой негативный фактор, будь то инфекция или стресс, может стать предпосылкой к появлению расстройства.

    Отсутствие контакта с родителями

    Доктор Дэвид Амарал пришел к выводу, что можно выделить 2 типа детей-аутистов. К первой группе относятся мальчики. Явные признаки аутизма проявляются с полутора лет, что связано с развитием полушарий мозга. Вторую группу составляют аутичные дети, имеющие проблемы с работой иммунной системы.

    Исследование продемонстрировало, насколько важно, выбирая способ диагностики и лечения, опираться на индивидуальные особенности психики малышей.

    Аутизм у детей: признаки, симптомы

    У малышей отмечаются трудности взаимодействия в коллективе. Они с трудом идут на контакт, не умеют его поддерживать длительное время. Дети холодны в общении, отличаются низким уровнем эмпатии, не понимают чувств и желаний других людей, не стремятся к дружбе.

    Речь ребенка с аутизмом специфична. Малыш использует ее для описания своих нужд, испытывает трудности с пониманием истинного смысла сказанного, интерпретирует речь буквально. Дети редко пользуются жестикуляцией и не умеют ее интерпретировать в разговоре с другими.

    Мышление аутиста отличается вязкостью и бедностью, что находит выражение в ритуальности поведения. Для детей важно соблюдать последовательность действий. На малейшие изменения в режиме дня ребенок реагирует возбужденно, начинает кричать, может впасть в панику.

    Детки с аутизмом отличаются высокой тревожностью, ранимостью, неумением адаптировать навыки к новой ситуации. Они испытывают трудности с самообслуживанием, организацией и планированием деятельности.

    Однообразные игры много часов

    Особенности сенсорного восприятия

    Дети испытывают трудности в восприятии ощущений. Некоторые гиперчувствительны. Их может раздражать громкая музыка, запахи. Они стараются блокировать раздражающий фактор. Другие детки испытывают трудности в сенсорном восприятии. Для них нужно сильное воздействие фактора.

    Особенности сенсорного восприятия находят выражение в поведении и движении малышей:

  • хождении на носочках;
  • закрывании ладошками ушей;
  • кружении, раскачивании;
  • избегании телесного контакта;
  • негативной реакции на соприкосновение с определенной текстурой материалов;
  • нежелании оставаться в темноте;
  • стремлении облизать или пожевать незнакомые предметы;
  • недостаточной или избыточной реакции на раздражение (тепло, холод, боль);
  • желании облачиться в тесную, обтягивающую одежду.
  • Спектр проявлений аутизма настолько многообразен, что его сложно классифицировать. Тяжелое течение болезни выражается в стремлении уйти от контактов, изолироваться. Ребенок тяжело переносит зрительный и телесный контакт, гиперчувствителен. У многих деток отмечается очень тесная эмоциональная связь с мамой. При легкой степени аутизма у малыша проявляются специфические черты: эмоциональная холодность, черствость, отсутствие сопереживания, затруднение взаимодействия со сверстниками. В широком смысле аутизм можно воспринимать как отрыв от действительности, нарушение связи с реальностью.

    Закрывание ушей — особенность

    Парадоксальность поведения ребенка выражается в одновременном поиске однотипных впечатлений, сверхпристрастности и отсутствию интереса к миру.

    Полярность и парадоксальность в поведении выражается в сочетании бесстрашия и сверхосторожности. В одной ситуации малыш боится подняться по ступенькам, в другой – спокойно свешивает ноги из окна на большой высоте.

    У детей отмечаются странности в пищевом поведении: одновременная брезгливость и избирательность, желание пробовать несъедобные продукты, стремление к перееданию или голоданию.

    ? ? ? Ребенок с аутизмом плохо овладевает навыками самообслуживания, бытового поведения.

    Он не умеет пользоваться приборами, но одновременно с этим крайне аккуратен и педантичен в быту. Болезненно воспринимает перестановку мебели, отсутствие вещей на привычных местах.

    Исследования показали, что лишь 5 % взрослых людей с аутизмом благополучно адаптируются к жизни в обществе. Три четверти испытуемых нуждаются в опеке и ежедневной помощи. Даже у хорошо адаптированных людей отмечаются трудности: они периодически испытывают тревогу и чувство опасности по отношению к ситуациям, людям. Страхи «всплывают», когда аутист сталкивается с травмирующей ситуацией. У многих людей, страдающих аутизмом, проявляются странные интересы, фантазии, которые могут удивлять и пугать окружающих.

    Ребенок не смотрит в глаза

    Особенности развития детей с аутизмом

    Тревожные симптомы дают о себе знать еще в младенчестве. Картина аутизма формируется постепенно. Пик «аутизации» приходится на возраст от 3 до 5 лет.

    Треть детей подросткового возраста наряду с аутизмом страдает эпилепсией. У многих ребят выявляются незаурядные способности. При легкой степени аутизма подростки способны к установлению контактов. Трудности заключаются в том, что у них не хватает коммуникативных навыков.

    Диагностика и прогноз

    Чтобы выявить категорию малышей раннего возраста, нуждающихся в более детальной диагностике психического развития, применяется тест на аутизм М-CHAT у детей.

    Для постановки диагноза требуется длительное наблюдение в динамике. Необходимо, чтобы малыш находился в естественной среде. Специалист с учетом психологических особенностей ребенка разрабатывает коррекционную программу. Цель помощи аутичным детям состоит в их максимальной адаптации к среде, повышении качества жизни.

    Аутизм в 11 лет — нежелание общаться

    Особенности общения родителей с ребенком

    Научиться общаться с аутичным малышом – то же самое, что освоить чужой язык. Главное, что должен запомнить родитель: от его поведения зависит эмоциональное состояние малыша.

    Основные правила взаимодействия выглядят следующим образом:

  • помогать по необходимости, не назойливо;
  • оказывать помощь не подавляя активность;
  • избегать постановки непосильных задач.
  • Чтобы сформировать желаемое поведение родитель должен показать пример, затем похвалить за правильное выполнение. Можно буквально показывать те или иные действия, затем просить повторить, либо делать рукой ребенка.

    Для поддержания контакта достаточно находиться «в зоне досягаемости», чтобы ребенок ощущал присутствие. Если он эмоционально холоден, такое родительское поведение позволит постепенно сблизиться. В случае, когда малыш сильно привязан к взрослому, некоторая отстраненность позволит развить самостоятельность.

    Главное условие любви к ребенку – принятие. Многие родители боятся и стесняются своеобразных поведенческих проявлений.

    Если ребенок начинает действовать стереотипно – кружится, раскачиваться, — следует попытаться переключить его внимание. Способы отвлечения должны быть разнообразными, чтобы не закрепилось стереотипное поведение.

    Важно знать родителям

    Обращаться к малышу следует на понятном для него языке, но слишком упрощать речь не стоит. Полезно приобщать малыша к совместной деятельности, например, накрыванию на стол, участию в уборке комнаты. После того, как малыш выполнить поручение, следует его похвалить. Совместная деятельность позволяет воспитывать в ребенке чувство ответственности, учит взаимодействовать в команде, контактируя с другими людьми.

    ?Необходимое условие успеха – создание теплой, душевной атмосферы в семье.?

    Требуя невозможного, родители усугубляют ситуацию. Ребенок начинает проявлять агрессию, либо замыкается. Полностью вылечить аутизм невозможно. Ранняя диагностика аутизма позволяет увеличить шансы на то, что ребенок сможет адаптироваться в коллективе. Коррекционные занятия проводятся индивидуально в специально оборудованных классах или дома. Разработана специальная система для обучения аутичных ребят, которая позволяет максимально приблизить их к жизни в современном обществе, а также повысить качество жизни в целом.

    detki.guru

    Заболевание невыясненной природы с характерными симптомами — аутизм у детей: признаки, фото, психологическая помощь и способы реабилитации

    Аутизм – заболевание невыясненной природы с характерными симптомами. Во время исследования «людей дождя», как часто называют аутистов, учёные обнаружили, что пациенты не страдают от своего состояния. Малыши и подростки, погруженные в свой мир, чувствуют себя вполне счастливыми, пока кто-то не нарушает их комфортную среду.

    Детки-аутисты рождаются всё чаще. На 1000 жителей приходится 5–8 особенных малышей. Информация поможет понять, что скрывается за словом «аутист». Важно знать правила общения с детьми разного возраста.

    Причины возникновения

    Исследования пока не дали ответ о причинах заболевания. Клинически доказанных теорий о причинах аутизма пока нет.

    Мнение большинства учёных совпадает: детский аутизм – наследственное заболевание. На развитие болезни не влияет пол, социальное положение, раса, уровень благосостояния. Чаще болезнь проявляется у первенца.

    Учёные отметили, что в семьях, где есть первенец-аутист, риск заболевания увеличивается с рождением каждого следующего малыша. Заводить второго ребёнка решаются не все: постоянные занятия с ребенком с диагнозом аутизм требуют огромного терпения, душевных сил. Ежедневное эмоциональное напряжение – одна из причин, почему аутист часто является единственным ребёнком.

    Что же это за непонятное заболевание? Чем больные детки отличаются от здоровых? Что такое аутизм простыми словами?

    Многие люди, поверхностно знакомые с проблемой, считают «людей дождя» неполноценными. Психические отклонения действительно встречаются у части пациентов, но основная масса «людей дождя» имеют ясный ум, интересуется определённой, зачастую, сложной темой, просто держит мысли при себе. Некоторые гении были аутистами.

    Проблема для родителей, но не для ребёнка – нежелание общаться. Малыш плохо идёт на контакт не из-за особенностей характера, упрямства или «вредности»: при аутизме человек спокойно обходится без общения с окружающими. «Человек дождя» испытывает дискомфорт от вторжения в его «правильный» мир.

    Ребёнок долго размышляет о чём-то далёком, равнодушно скользит взглядом по родным, близким, не глядит в глаза. Родителей ранит, что малыш почти не выражает эмоции, смотрит на них, как на пустое место. Ребёнок погружён в себя, приход мамы/папы его мало радует. Дождаться улыбки от ребёнка-аутиста до начала лечения (иногда и при психотерапии) очень сложно.

    Видеть такую реакцию больно, тяжело. В ситуации, повторяющейся изо дня в день, сложно сохранить душевное равновесие. Многие родители впадают в депрессию, плохо понимают, как заставить малыша общаться. Настойчивые попытки исправить положение без специальных знаний могут спровоцировать нервный срыв у взрослых и малыша.

    Узнайте подробности о симптомах и лечении аденовирусной инфекции у детей.

    Способы лечения педикулеза у детей в домашних условиях описаны в этой статье.

    Задача родителей и врачей – вовремя распознать заболевание, начать терапию как можно раньше. Опытный педиатр обратит внимание на поведение малыша, но родители также должны понимать, какие признаки говорят об аутизме. Заболевание чаще встречается у мальчиков.

  • нельзя списывать нежелание общаться на «исключительность» ребёнка, особенности характера;
  • многие взрослые радуются, что малыш почти всё время спокойно занимается сам, не беспокоит бесконечными «почему»;
  • при частом повторении симптоматики обязательно обратитесь к педиатру. Возможно, потребуется консультация психолога или психиатра;
  • бояться визита к врачам не стоит: ранняя диагностика даёт определённый шанс на потепление в отношениях.
  • Основные признаки аутизма у детей до года:

  • младенец слабо выражает эмоции, почти не реагирует на родителей;
  • кроха предпочитает только одну игрушку, другие раздражают его;
  • малыш погружён в себя, не откликается на имя;
  • маленький аутист отказывается от общения, занимается своими делами, независимо от реакции окружающих;
  • детки старше года смотрят в сторону, на одежду, избегая зрительного контакта, когда с ними разговаривают родители, родственники;
  • аутист предпочитает одиночество, во дворе избегает общества ровесников, подолгу занимается одним делом;
  • развитие речи запаздывает, иногда младенец долго молчит, «не гулит», потом внезапно начинает выговаривать целые слова.
  • Детский недуг от 2 до 12 лет

    К симптомам аутизма у детей, сопровождающим заболевание до двух лет, добавляются новые:

    • отсутствие интереса к гостям, новым лицам, нежелание участвовать в общей беседе. Детки редко начинают разговор, плохо слушают окружающих;
    • при смене привычной обстановки маленький аутист паникует, нервничает;
    • деток сложно обучить элементарным навыкам: одеваться, убирать за собой, писать, читать;
    • игры часто символические, без ярко-выраженных ролей и эмоций. Малыш удовлетворён тем, что просто расставил игрушки, его мало привлекают «дочки-матери» или соревнования заводных машинок;
    • иногда молчание сменяется бесконечным повторением одного звука или слова. Маленький «оратор» не испытывает ни малейшего дискомфорта, считает своё поведение абсолютно нормальным;
    • обучение детей с аутизмом в обычном классе – проблема. Школьник плохо запоминает материал, не желает отвечать по просьбе учителя. Дети часто смеются над замкнутым одноклассником. Даже опытный педагог редко может помочь: нужны специальные знания по психологии, педиатрии, индивидуальные занятия по особой методике.
    • Как проявляется аутизм у ребенка? Основные признаки:

    • благодаря регулярным занятиям с опытным психиатром и родителями, мальчики/девочки постепенно приспосабливаются к жизни в обществе;
    • простые навыки ребёнок уже освоил, но одиночество – его стихия. «Не мешайте, отстаньте», – такова жизненная установка подростка, больного аутизмом;
    • свои мысли и чувства ребёнок часто излагает посредством рисунков. К возрасту 13–14 лет подросток окончательно выбирает сферу деятельности, уделяет ей всё свободное время. Нередко из аутистов получаются отличные программисты, математики, художники, поэты, музыканты. Повзрослевших детей привлекает занятие, для которого не нужна команда и постоянное общение;
    • половое созревание проходит трудно, подросток часто впадает в депрессию, иногда становится агрессивным.
    • Как вылечить ячмень на глазу у ребенка? Узнайте эффективные методы.

      О правильном развитии и питании ребенка в 7 месяцев написано на этой странице.

      По адресу http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/dyufalak.html прочтите о правилах применения слабительного Дюфалак для детей.

      Способы лечения и реабилитации

      Терапия призвана растопить лёд в отношениях детей и родителей, адаптировать маленького человечка к окружающему миру и социуму. Многие родители паникуют после установления диагноза. Они понимают, что полностью излечить болезнь невозможно, нервы на пределе, но что-то делать всё равно нужно.

      К сожалению, гарантировать успех терапии можно не всегда: слишком много факторов нужно учесть, в том числе, возраст юного пациента. Реабилитация чаще приносит видимые плоды у маленьких деток, но не всегда. Если дотянуть с началом терапии до 7–8 лет или подросткового возраста, скорректировать поведение будет намного сложнее.

      Основные методы лечения аутизма:

    • помощь психиатра и психолога;
    • социальная адаптация в обществе;
    • медикаментозная терапия для снятия агрессии, бессонницы.
    • Не стоит тратить баснословные суммы на чудодейственное лекарство от аутизма. Пока нет специальных препаратов для «полного излечения». Медикаменты лишь устраняют симптомы, ухудшающие здоровье нервной системы, но не корректирую модель поведения.

      Родители во время терапии должны соблюдать правила:

    • перед началом лечения важно понять, что срок реабилитации растягивается на годы. Иногда улучшения заметны через 2–3 месяца. Некоторым родителям везёт меньше: первых результатов придётся ждать год и более;
    • лечение проводится везде, постоянно: в больнице, детском саду, на улице. Нельзя изолировать деток от общества, но большое скопление народа, резкие крики, активное передвижение вокруг также вредят аутисту;
    • важно настроиться на регулярные визиты к психологу/психиатру с юным пациентом и без него (терапия изматывает морально, физически);
    • родители должны обязательно заниматься с аутистом дома по методике, рекомендованной врачом;
    • повторение – залог успешного обучения. Чем чаще родители выполняют одни и те же действия, тем выше вероятность, что малыш их запомнит, правильно повторит;
    • обязательно закрепляйте навыки, регулярно вспоминайте, что вы делали на прошлом уроке;
    • научитесь терпеливо, по несколько раз обращаться к дочке или сыну по имени, чтобы привлечь внимание к вам и вашим просьбам. Это сложно, но другого выхода нет. Старайтесь не срываться, повышать голос запрещено. Для эмоциональной разгрузки посещайте психолога, общайтесь родителями, столкнувшимися с такой же проблемой.
    • Эти рекомендации также обязательны для выполнения:

    • распорядок дня – обязательный элемент терапии. Хаос, отсутствие чётких правил мешает осваивать определённые навыки. Ребёнок должен уловить простые ассоциации: папа пришёл с работы – будет семейный ужин, наступило утро – пора вставать, чистить зубы, одеваться, собираться на занятия к психологу;
    • раз в год на неделю оставляйте подросшиего сына или дочку на попечение близкого человека, которому вы доверяете. Отдых от постоянного общения важен для сохранения психологического и физического здоровья: нервная система часто не выдерживает сильного напряжения;
    • многие психологи рекомендуют завести дома спокойное животное, проводить сеансы дельфинотерапии, иппотерапии (общение с лошадьми);
    • обстановка в комнате аутиста должна оставаться одинаковой. Передвигать вещи, менять шторы, убирать любимый стул запрещено: детки часто паникуют, неадекватно реагируют на перемены;
    • близкие родственники должны знать, как общаться с аутистом: что разрешено, какие действия могут вызвать панику или агрессию;
    • через социальные сети найдите в вашем населённом пункте родителей, у которых та же проблема. Моральная поддержка, обмен опытом, рассказ об успехах детей сближает, даёт родителям силы, надежду;
    • принимайте любую помощь по дому, чтобы больше внимания уделить специальным упражнениям, сеансам психотерапии. Выделите себе час-полтора на ежедневный отдых от занятий, чтобы не сорваться, сохранить здоровье;
    • оставляйте деткам свободное время для его любимого занятия: если вы всё время будете мешать, маленький аутист ещё больше замкнётся, перестанет обращать на вас внимание. Возможен другой вариант: агрессия, нервное напряжение, упрямство и злость (чаще у подростков).
    • razvitie-malysha.com

      Что такое аутизм у детей: признаки, симптомы и причины

      В последние годы аутизм у детей диагностируется все чаще. Хотя на данный момент аутистическое расстройство считается неизлечимой болезнью, обнаружение симптомов заболевания на раннем этапе развития предоставляет довольно много возможностей для коррекции и социальной адаптации.

      Сущность заболевания

      Обычно родители, сталкиваясь с проблемой, не осознают, что такое аутизм у ребенка. Испытывая дефицит информации, они не понимают всей серьезности проблемы, а также с чем им придется столкнуться в будущем по мере взросления.

      Постараемся объяснить, что такое аутизм простыми словами. Это крайняя форма самоизоляции, связанная с расстройством центральной нервной системы, которое проявляется в нарушении восприятия и коммуникативной функции.

      Отсутствует или слабо выражена реакция на внешние стимулы, недостаточно выражаются собственные эмоции и воспринимаются эмоций окружающих.

      Дети-аутисты поначалу практически не отличаются от сверстников. В ходе прогрессирования болезни у одних ее признаки начинают проявляться более ярко, у других бывают практически незаметными для окружающих.

      Случаи более мягко проявления признаков заболевания относят к расстройствам аутистического спектра. В последнее время даже возникала своеобразная культура аутичных людей, рассматривающая заболевание не как нарушение, а как особый, альтернативный когнитивный стиль. Однако для детей с тяжелой формой недуга возможность добиться самостоятельного функционирования по достижении совершеннолетия является маловероятной.

      Особенности поведения

      Поведение детей-аутистов отличается своеобразием игр, монотонностью движений. Например, малыш часто кружится вокруг своей оси, повторяет махи руками, подолгу просто сидит и раскачивается, перебирает, рассматривает, трясет пальцами рук.

      Кроха-аутист часто равнодушен к ярким специализированным игрушкам для детей, зато станет увлеченно рассматривать лопасти вентилятора.

      Может буквально впиться взглядом в работу какого-нибудь механизма. Ему нравится играть с выключателем, бесконечно наблюдая за тем, как зажигается и гаснет свет.

      Если ребенок заинтересуется обыкновенной игрушкой, то будет играть с ней необычно. Например, сосредоточится на том, как работает какая-то одна деталь: как закрывается глаз у куклы, вращается колесо у игрушечного автомобиля. Рассматривая вещицы, подносит их очень близко к лицу, внимателен к мелким деталям.

      Ребенок протестует, когда взрослые или другие дети пытаются включиться в его игру. Аутист в принципе не заинтересован в занятиях, которые предполагают взаимодействие или телесный контакт с другими людьми. Поэтому не любит процесс переодевания, купания, расчесывания волос. Часто отчаянно противится объятиям, поцелуям, не позволяет брать себя на руки.

      Одной однозначной причины аутизма на сегодняшний день не выявлено. По большей части развитие заболевания связывают с генетическими мутациями.

      Также высказываются подозрения в адрес разнообразных влияний внешней среды:

    • инфекционные заболевания;
    • алкоголь, курение, наркотики;
    • нарушения жирового обмена у матери;
    • родовые черепно-мозговые травмы;
    • отравление тяжёлыми металлами;
    • пренатальный стресс.
    • Комплексный подход связывает аутистические расстройства с нарушением развития мозга вскоре после зачатия. Затем локализованная патология разрастается под воздействием факторов внешней среды, так как успех развития нервной системы зависит от сбалансированной иммунной активности.

      С точки зрения когнитивной психологии у аутистов ослаблена способность целостно воспринимать образы. Этим объясняются специфические интересы и таланты аутистов.

      Обычно лишь в легких формах проявления болезнь обнаруживают в подростковом или взрослом возрасте. Но и новорожденным диагноз аутизм не ставят, так как он основывается на анализе поведения, а не на болезнетворных факторах.

      Симптомы заболевания обнаруживают и у годовалого малыша, но чем моложе возраст, тем менее надежным является диагноз.

      Так, если симптомы обнаружены одновременно у годовалого и трехлетнего малыша, то спустя пару лет первого с большей долей вероятности могут признать здоровым.

      В каком возрасте обычно ставят подобный диагноз. К сожалению, средний возраст обнаружения заболевания – пять с половиной лет. Около трети малышей остаются необследованными до восьми лет. Упускается оптимальный период для коррекции заболевания. Поэтому врачи рекомендуют проводить скрининг на расстройства аутистического спектра в возрасте до трех лет.

      Обнаружив ранние признаки аутизма у своего малыша, родители должны обратиться к педиатру, который проведет предварительную консультацию, при необходимости привлечет помощь специалиста по аутистическим расстройствам.

      Оцениваются когнитивные и коммуникативные способности. Для постановки диагноза должны быть обнаружены ограниченная способность к эмоциональным контактам, стереотипный характер речи, отсутствие интереса к требующим воображения играм, склонность к изучению мелких деталей предметов.

      Как распознать самостоятельно проявления аутизма у своего сына/дочери.

      Несмотря на то, что обнаруженные признаки аутизма у детей до одного года не могут служить поводом для постановки однозначного диагноза, они должны стать причиной более пристального внимания за развитием малыша в будущем.

      Самые ранние признаки развития аутизма у детей до года можно спутать с проблемами развития слуха:

    • Отсутствие реакций на звуки, отклика на свое имя. В полгода здоровые малыши поворачивают голову в сторону, откуда доносится звук.
    • Отсутствие характерного лепета.
    • Малыш подолгу играет сам с собой, не требует внимания.
    • Отсутствуют улыбка и другие эмоции.
    • Отсутствие мимики, жестикуляции. Здоровые малыши к 12 месяцам уже умеют махать рукой на прощание, указывать на предметы, вертеть головой, чтобы сказать «нет».
    • Нет зрительного контакта. К семимесячному возрасту здоровый малыш уже играет в простые игры по типу «ку-ку».
    • Не отслеживаются объекты, находящиеся прямо перед глазами, зато присутствует реакция на перемещение объектов на периферии.
    • Сын/дочь не просится на руки.
    • В возрасте одного года здоровый кроха как минимум должен начать ползать, говорить элементарные слова «мама», «папа», «дай».
    • Симптомы заболевания в 2 года

      Признаки аутизма у детей 2 лет служат более надежным критерием для распознавания заболевания.

      Типичные признаки аутизма у детей 2 лет включают поведенческие и речевые отклонения.

    • Если по достижении двухлетнего возраста малыш не начал ходить, это может быть свидетельством аутистического расстройства.
    • Походка странная – на цыпочках и сопровождается махами рук, напоминающими бабочку.
    • Нарушения моторики. Например, трудно захватывать и удерживать руками мелкие вещицы, правильно оценить расстояние до предмета.
    • Малыш может постоянно повторять одни и те же телодвижения.
    • Даже сильно ударившись, редко плачет, просит о помощи.
    • Здоровые двухлетки активно подражают словам и действиям взрослых, могут связывать вместе отдельные слова, их словарный запас состоит минимум из 15 слов.
    • В полтора года малыш при нормальном развитии умеет играть в игры с подключением воображения, например, понарошку кормить куклу. Аутисты, кажется, не подключают воображение, зато любят все упорядочивать. Им нравится расставлять игрушки в ряд, чаще всего по цвету, размеру или типу материала.
    • Симптомы у трехлеток

      Признаки аутизма у ребенка 3 лет в первую очередь проявляются как проблемы с социальной адаптацией. Такому малышу очень трудно привыкать к новой обстановке в детском саду, неинтересно играть в коллективные игры.

      Аутист испытывает дискомфорт при попытке установить с ним зрительный контакт, пытается отстраниться, капризничает.

      Аутизм у детей также проявляется в вялой, монотонной речи, склонности к повторам, путанице местоимений «ты», «я».

      Большинство аутистов не понимают шуток, поддразниваний.

      Дети-аутисты часто ведут себя как личности, склонные к компульсивному поведению, распознать которое можно по навязчивому выполнению действий согласно особой системе. Соблюдают определенную последовательность в игре, еде, выполнении банальных бытовых действий.

      Коррекция заболевания

      Лечить аутизм у детей – значит искать индивидуальный подход к каждому пациенту в зависимости от того, в каком возрасте были обнаружены симптомы, в степени их выраженности. Коррекция ярко выраженного заболевания требует интенсивной помощи в освоении речи, самообслуживания, социальной адаптации. Самым эффективным методом терапии считается психотерапия, направленная на коррекцию поведения и трудотерапия.

      Чтобы облегчить коммуникацию, можно использовать для общения карточки с картинками, средства печати, язык жестов. Очень важно для поддержания душевного спокойствия и ощущения безопасности придерживаться установленного распорядка дня.

      Часто у людей отсутствует фермент, отвечающий за расщепление глютена и казеина. Это приводит к нарушению работы ЖКТ, коликам, нарушению сна, истерикам. Поэтому назначается безглютеновая и безказеиновая диета.

      В отдельных случаях требуется медикаментозное лечение, снижающее гиперактивность и раздражительность. На данный момент болезнь считается неизлечимой. Хотя порой случается, что интенсивная коррекция аутизма у малышей позволяет достичь ремиссии и диагноз бывает снят.

      Видео: Аутизм у детей

      Родителям важно быть готовыми к тому, что в сложных случаях коррекционно-развивающие занятия должны быть достаточно интенсивны и продолжительны, требуют вмешательства психолога-спецвоспитателя, а также активного участия родителей на всех этапах развития малыша.

      doktora.guru

      Аутизм у детей (синонимы: аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера) — общее расстройство развития, проявляющееся в возрасте до трёх лет аномальным функционированием во всех видах социального взаимодействия, общения, ограниченным, повторяющимся поведением.

      Симптомы аутизма возникают в первые годы жизни. Причина у большинства детей неизвестна, хотя признаки предполагают роль генетического компонента; у некоторых детей аутизм может вызываться органическим заболеванием. Диагностика основывается на истории развития и наблюдении за развитием ребенка. Лечение состоит из поведенческой терапии и иногда медикаментозного лечения.

      Аутизм, расстройство развития, является наиболее распространенным из общих расстройств развития. Заболеваемость составляет 4-5 случаев на 10 000 детей. Аутизм примерно в 2-4 раза чаще встречается у мальчиков, у которых оно имеет более тяжёлое течение и обычно сопровождается наследственной отягощённостью.

      Учитывая широкую клиническую вариабельность этих состояний, многие также называют ОРР как заболевания группы аутизма. В последнее десятилетие отмечен быстрый рост выявления заболеваний группы аутизма частично вследствие того, что изменились диагностические критерии.

      Причины аутизма у ребенка

      Большинство случаев заболеваний группы аутизма не связаны с заболеваниями, протекающими с поражением головного мозга. Тем не менее некоторые случаи возникают на фоне врожденной краснухи, цитомегаловирусной инфекции, фенилкетонурии и синдрома хрупкой Х-хромосомы.

      Обнаружены серьезные свидетельства, подтверждающие роль генетического компонента в развитии аутизма. У родителей ребенка с ОРР риск рождения следующего ребенка с ОРР выше обычного в 50-100 раз. Конкордантность аутизма высока у монозиготных близнецов. Исследования, в которых участвовали семьи пациентов с аутизмом, позволили предположить несколько областей генов — потенциальных мишеней, включая связанные с кодированием рецепторов нейротрансмиттеров (GABA) и структурным контролем ЦНС (НОХ гены). Также предполагали роль внешних факторов (включая вакцинацию и различные диеты), которые, однако, не были доказаны. Нарушения структуры и функции головного мозга, вероятно, во многом являются основой патогенеза аутизма. У некоторых детей с аутизмом увеличены желудочки мозга, у других отмечается гипоплазия червя мозжечка, у части обнаруживают аномалии ядер ствола мозга.

      Аутизм был впервые описан Лео Каннером в 1943 году у группы детей, для которых было характерно чувство одиночества, которое не было связано с уходом в мир фантазий, а скорее характеризовалось нарушением формирования социального сознания. Каннер также описал и другие патологические проявления, такие как задержка речевого развития, ограниченность интересов, стереотипии. В настоящее время аутизм рассматривается как заболевание с нарушением развития центральной нервной системы, проявляющееся в раннем детском возрасте, обычно до 3-летнего возраста. В настоящее время аутизм четко дифференцируют с изредка встречающейся детской шизофренией, однако ключевой дефект, лежащий в основе аутизма, до сих пор выявить не удается. Различные гипотезы, основанные на теории интеллектуального, символического дефицита или дефицита когнитивных исполнительных функций со временем получили только частичное подтверждение.

      В 1961 г. у больных аутизмом было выявлено повышение в крови уровня серотонина (5-гидрокситриптамина). В последующем было установлено, что это связано с повышением содержания серотонина в тромбоцитах. Недавние исследование показали, что лечение селективными ингибиторами обратного захвата серотонина уменьшает у части больных стереотипии и агрессивность, тогда как снижение уровня серотонина в мозге — усиливает стереотипии. Таким образом, нарушение регуляции обмена серотонина может объяснить некоторые проявления аутизма.

      Аутизм рассматривается как спектр расстройств, при этом наиболее тяжелые случаи проявляются классическими признаками, такими как задержка речевого развития, дефицит общения, стереотипии, которые развиваются в раннем возрасте. В 75% случаев аутизм сопровождается умственной отсталостью. Противоположный конец спектра представлен синдромом Аспергера, аутизмом с высоким уровнем функционирования и атипичным аутизмом.

      Симптомы аутизма у ребенка

      Аутизм обычно манифестирует на первом году жизни и обязательно проявляется до 3-летнего возраста. Расстройство характеризуется атипичным взаимодействием с окружающими (т.е. отсутствие привязанности, неспособность близкого контакта с людьми, отсутствие ответных реакций на эмоции других людей, избегание взгляда), упорное следование одному и тому же порядку (например, упорное неприятие изменений, ритуалы, настойчивая привязанность к знакомым предметам, повторяющиеся движения), нарушения речи (варьирующие от полной немоты до позднего развития речи и до выраженных особенностей использования языка), а также неравномерное интеллектуальное развитие. У некоторых детей отмечается самоповреждение. Примерно у 25 % пациентов выявляют утерю приобретенных навыков.

      По принятой на сегодняшний день теории фундаментальной проблемой заболеваний группы аутизма считают «душевную слепоту», т.е. неспособность представить, о чем может думать другой человек. Считают, что это приводит к нарушению взаимодействия с окружающими, что, в свою очередь, ведет к аномалии речевого развития. Одним из наиболее ранних и самым чувствительным маркером аутизма является неспособность годовалого ребенка указывать при общении на предметы. Предполагают, что ребенок не может представить, что другой человек может понять, на что он указывает; вместо этого ребенок указывает на то, что ему нужно, только физически дотрагиваясь до желаемого объекта или используя руку взрослого как инструмент.

      Неочаговые неврологические признаки аутизма включают нарушение координации походки и стереотипные движения. Судороги развиваются у 20-40 % таких детей [особенно при коэффициенте интеллекта (IQ) менее 50)].

      Клинически всегда отмечают качественные нарушения социального взаимодействия, проявляющиеся в трёх основных формах.

    • Отказ от использования имеющихся речевых навыков при социальном общении. При этом речь развивается с задержкой или не появляется вообще. Невербальные коммуникации (контакт взора, мимическое выражение, жестикуляция, позы тела) практически недоступны. Приблизительно в 1/3 случаев недоразвитие речи преодолевается к 6-8 годам, в большинстве случаев речь, особенно экспрессивная, остаётся недоразвитой.
    • Нарушение развития селективных социальных привязанностей или реципрокного социального взаимодействия. Дети не способны устанавливать тёплые эмоциональные взаимоотношения с людьми. Одинаково себя ведут как с ними, так и с неодушевлёнными предметами. Не проявляют особой реакции на родителей, хотя возможны своеобразные формы симбиотической привязанности ребёнка к матери. К общению с другими детьми не стремятся. Отсутствует спонтанный поиск разделяемой радости, общих интересов (например, ребёнок не показывает другим людям интересующие его предметы и не привлекает к ним внимание). У детей отсутствует социоэмоциональная взаимность, что проявляется нарушенной реакцией на эмоции других людей или отсутствием модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией.
    • Нарушения в ролевых и социально-имитационных играх, которые стереотипны, нефункциональны и несоциальны. Наблюдают привязанность к необычным, чаще жёстким предметам, с которыми проводится нетипичное стереотипное манипулирование, характерны игры с неструктурированным материалом (песком, водой). Отмечают интерес к отдельным свойствам предметов (например, запаху, осязательным качествам поверхности и др.).
    • Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы, активность с навязчивым желанием однообразия. Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых людей у этих детей вызывает реакции избегания либо тревоги, страха, сопровождающегося плачем, криком, агрессией и самоагрессией. Дети сопротивляются всему новому — новой одежде, употреблению новых продуктов питания, изменению привычных маршрутов прогулок и др.
    • Помимо этих специфических диагностических признаков, можно наблюдать такие неспецифические психопатологические феномены, как фобии, нарушения сна и приёма пищи, возбудимость, агрессивность.
    • F84.1 Атипичный аутизм.

      Синонимы: умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами, атипичный детский психоз.

      Тип общего психического расстройства психологического развития, который отличается от детского аутизма либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трёх диагностических критериев (качественные аномалии в социальном взаимодействии, общении, ограниченном повторяющемся поведении).

      Синдром Аспергера характеризуется социальной изоляцией в сочетании с необычным, эксцентричным поведением, обозначаемым как «аутистическая психопатия». Для него характерно неспособность понимать эмоциональное состояние других людей и вступать в контакты со сверстниками. Предполагают, что у этих детей возникает расстройство личности, компенсируемое особыми достижениями в какой-либо одной ограниченной области, обычно связанной с интеллектуальными занятиями. Более чем у 35% лиц с синдромом Аспергера имеются сопутствующие психические расстройства — в том числе аффективные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

      Аутизм с высоким уровнем функционирования невозможно четко дифференцировать с синдромом Аспергера. Тем не менее для синдрома Аспергера, в отличие от аутизма с высоким уровнем функционирования, характерен нейропсихологический профиль с наличием «сильных» и «слабых» когнитивных функций и затруднениями при невербальном обучении. Проективные тесты показывают, что лица с синдромом Аспергера имеют более богатую внутреннюю жизнь, более сложные, утонченные фантазии, в большей степени сосредоточены на внутренних переживаниях, чем больные аутизмом с высоким уровнем функционирования. Недавно изучение в обеих группах больных педантичной речи показало, что она чаще встречается при синдроме Аспергера, что может помочь в дифференциации этих состояний.

      «Атипичный аутизм» представляет собой состояние, которое не удовлетворяет критерию возраста начала и/или трем другим диагностическим критериям аутизма. Термин «общее (первазивное) расстройство развития» широко применяется в официальной номенклатуре, однако его значение точно не определено. Его следует рассматривать как общий термин, объединяющий все рассматриваемые в данном разделе состояния. Общее расстройство развития без дополнительного уточнения (ОРР-БДУ) — описательный термин, применяемый у детей с атипичным аутизмом.

      Синдром Ретта. Синдром Ретта и дезинтегративное расстройство детского возраста феноменологически близки к аутизму, но патогенетически, вероятно, отличны от него. Синдром Ретта был впервые описан Андреасом Реттом (A. Rett) в 1966 году как неврологическое расстройство, преимущественно поражающее девочек. При этом генетически детерминированном заболевание до 6-18 месяцев ребенок развивается нормально, но в последующем возникают тяжелая умственная отсталость, микроцефалия, неспособность совершать целенаправленные движения руками, замещающиеся стереотипиями по типу потирания рук, дрожание туловища и конечностей, неустойчивая замедленная походка, гипервентиляция, апноэ, аэрофагия, эпилептические припадки (в 80% случаев), скрежетание зубами, затруднения при жевании, снижение активности. В отличие от аутизма, при синдроме Ретта в первые месяцы жизни обычно отмечается нормальное социальное развитие, ребенок адекватно взаимодействует с окружающими, льнет к родителям. При нейровизуализации выявляются диффузная корковая атрофия и/или недоразвитие хвостатого ядра с уменьшением его объема.

      Дезинтегративное расстройство детского возраста (ДРД), или синдром Хеллера — редкое заболеванием с неблагоприятным прогнозом. В 1908 году Хеллер (Heller) описал группу детей с приобретенным слабоумием («dementia infantilis»). У этих детей до 3-4 лет отмечалось нормальное интеллектуальное развитие, но вслед за этим возникали изменения поведения, утрата речи, умственная отсталость. Современные критерии этого заболевания требуют внешне нормального развития до 2-летнего возраста с последующей значительной утратой приобретенных ранее навыков, таких как речь, социальные навыки, контроль над мочеиспусканием и дефекацией, игры и двигательные навыки. Кроме того, должны присутствовать не менее двух из трех проявлений, характерных для аутизма: нарушения речи, утрата социальных навыков и стереотипии. В целом, дезинтегративное расстройство детского возраста представляет собой диагноз исключения.

      Диагностика аутизма у ребенка

      Диагноз ставят клинически, обычно для его постановки необходимо наличие признаков нарушения социального взаимодействия и общения, а также наличие ограниченных, повторяющихся, стереотипных поведения или интересов. Скрининговые тесты включают Опросник социальной коммуникации, М-СНАТ и другие. Диагностические тесты, считающиеся «золотым стандартом» диагностики аутизма, например Программа наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), основывающаяся на критериях DSM-IV, обычно проводятся психологами. Детей с аутизмом сложно тестировать; они обычно лучше справляются с невербальными заданиями, нежели с вербальными при определении IQ, в отдельных невербальных тестах у них могут быть результаты, соответствующие возрасту, несмотря на задержку в большинстве сфер. Тем не менее тест на определение IQ, проведенный опытным психологом, часто может предоставить полезные данные, позволяющие судить о прогнозе.

      Диагностические критерии аутизма

      А. В сумме не менее шести симптомов из разделов 1, 2 и 3, лри этом не менее двух симптомов из раздала 1 и не менее одного симптома из разделов 2 и 3.

      1. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся не менее чем двумя симптомами из перечисленных ниже:
        • выраженное нарушение в использовании различных видов невербальных средств (встреча взглядов, мимика, жесты, позы) для регуляции социального взаимодействия;
        • невозможность установить отношения со сверстниками, соответствующие уровню развития;
        • отсутствие спонтанного устремления к общим занятиям, интересам и достижениям с другими людьми (например, не покатывает не указывает или не приносит другим людям предметы, которыми интересуется);
        • отсутствие социальных и эмоциональных связей.
        • Качественные нарушения общения, выражающиеся по крайней мере одним симптомом из пере численных ниже:
          • замедленное или полное отсутствие развития разговорного языка (не сопровождающееся попытками компенсировать дефект альтернативными путями общения, например, жестами и мимикой);
          • у лиц с адекватной речью — выраженное нарушение способности затевать и поддерживать беседу с другими;
          • стереотипное и повторное использование языковых средств или идиосинкразический язык;
          • отсутствие разнообразных спонтанных игр на веру или социальных ролевых игр, соответствующих уровню развития.
        • Ограниченный репертуар повторяющихся и стереотипных действий и интересов, проявляющийся по меньшей мере одним из перечисленных ниже симптомов:
          • преимущественная поглощенность одним или несколькими стереотипными и ограниченными интересами, патологическими в силу своей интенсивности или направленности;
          • повторение одних и тех же бессмысленных действий или ритуалов — вне связи с ситуацией;
          • стереотипные повторяющиеся манерные движения (например, взмахивание или вращение руками, сложные движения всем туловищем);
          • постоянный интерес к определенным частям предметов.
          • Б. Задержка развития или нарушение жизнедеятельности в одной из следующих сфер, проявившиеся до 3-летнего возраста:

          • социальное взаимодействие,
          • речь как инструмент социального взаимодействия,
          • символические или ролевые игры.
          • В. Состояние нельзя лучше объяснить синдромом Ретта или деэинтегративным расстройством детского возраста.

            Критерии диагностики аутизма и диагностические шкалы

            Для оценки и диагностики аутизма используется несколько стандартизированных шкал. Современные исследовательские протоколы основываются главным образом на использовании переработанного варианта Опросника для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Interview-Revised — ADI-R). Но эта методика слишком громоздка для повседневной клинической практики. В этом отношении более удобна Шкала оценки детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale — CARS). Шкалы, применяемые для оценки нарушений поведения у умственно отсталых детей, пригодны и при аутизме. Предпочтительнее использовать Шкалу оценки неадекватного поведения у негоспитализированных пациентов (Aberrant Вehavior Checklist-Community Version — AВC-CV), а для оценки гиперактивности и нарушения внимания — шкалы Коннорса.

            Лечение аутизма у ребенка

            Лечение обычно проводится командой специалистов, по результатам последних исследований получены данные, свидетельствующие о наличии в определенной степени преимуществ при применении интенсивной поведенческой терапии, стимулирующей взаимодействие и выразительное общение. Психологи и педагоги, как правило, концентрируются на поведенческом анализе, а затем приводят стратегию поведенческого лечения в соответствие с конкретными поведенческими проблемами дома и в школе. Речевая терапия должна начинаться рано и использовать ряд видов активности, таких как пение, обмен картинками и разговор. Физиотерапевты и трудотерапевты планируют и применяют стратегии помощи детям для компенсации определенных недостатков двигательной функции и планирования движений. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI) могут улучшить контроль над поведением с выполнением ритуалов и повторяющимся стереотипным поведением. Антипсихотические препараты и стабилизаторы настроения,такие как вальпроат, могут способствовать контролю над самоповреждающим поведением.

            Лечение аутизма, как и лечение умственной отсталости, требует комплекса воздействий, направленных на коррекцию различных аспектов жизнедеятельности больного: социального, образовательного, психиатрического и поведенческого. Некоторые специалисты рассматривают поведенческую терапию как основной компонент лечения аутизма. К настоящему времени проведено более 250 исследований, оценивавших эффективность различных методик поведенческой терапии. «Мишени», на которые должна быть направлена поведенческая терапия, можно разделить на несколько категорий — неадекватное поведение, социальные навыки, речь, бытовые навыки, академические навыки. Для решения каждой из этих задач используются особые методики. Например, неадекватное поведение можно подвергнуть функциональному анализу, чтобы выявить предрасполагающие внешние факторы, на которые должно быть направлено психотерапевтическое вмешательство. Поведенческие методики могут основываться на позитивном или негативном подкреплении с эффектом подавления. Другие терапевтические подходы, например, функциональное общение и трудотерапия, могут ослаблять симптомы и повышать качество жизни детей с аутизмом. Тем не менее часто наблюдаются симптомы, которые непосредственно не связаны с внешними факторами или относительно независимы от внешних условий. Подобные симптомы могут лучше откликаться на фармакотерапевтическое вмешательство. Применение психотропных средств при аутизме предполагает тщательную оценку клинического статуса и четкое взаимодействие с другими методами лечения в рамках комплексного мультимодального подхода.

            При решении вопроса о назначении психотропных средств следует учесть множество психологических и семейных проблем, связанных с присутствием в семье больного аутизмом. Проводя медикаментозное лечение, необходимо своевременно реагировать на такие возможные психологические проблемы, как скрытая агрессия, направленная против ребенка, и неразрешимое чувство вины у родителя, нереалистичные ожидания в связи с началом фармакотерапии и желание волшебного излечения. Кроме того, важно иметь в виду, что только немногие средства, назначаемые детям с аутизмом, прошли через контролируемые испытания. При назначении психотропных средств больным аутизмом нужно учитывать, что из-за трудностей в коммуникации они часто не способны сообщить о побочных эффектах, а испытываемый ими дискомфорт может находить выражение в усилении того самого патологического поведения, на которое направлено лечение. В связи с этим, при использовании лекарственных средств для контроля поведения у детей с аутизмом необходима оценка исходного состояния и последующее динамическое наблюдение за симптомами с помощью количественных или полуколичественных методик, а также тщательный контроль за возможными побочными эффектами. Так как аутизм часто сочетается с умственной отсталостью, большинство шкал, используемых при умственной отсталости, можно применять и при аутизме.

            Аутизм и аутоагрессивные действия/агрессия

          • Нейролептики. Хотя нейролептики оказывают положительное действие на гиперактивность, возбуждение, стереотипии, при аутизме их следует использовать лишь в наиболее тяжелых случаях неконтролируемого поведения — при выраженной тенденции к самоповреждению и агрессивности, резистентной к другим вмешательствам. Это связано с высоким риском долговременных побочных эффектов. В контролируемых исследованиях эффективности трифлуоперазина (стелазина), пимозида (орапа), галоперидола у детей с аутизмом отмечено, что все три препарата вызывают у этой категории больных экстрапирамидные синдромы, в том числе и позднюю дискинезию. Рисперидон (рисполепт), атипичный нейролептик, исульпирид, производное бензамида, также применялись у детей с аутизмом, но с ограниченным успехом.
          • Аутизм и аффективные расстройства

            У детей с аутизмом часто развиваются выраженные аффективные расстройства. Они чаще отмечаются у тех больных с аутизмом и общими расстройствами развития, у которых коэффициент интеллекта соответствует умственной отсталости. Подобные больные составляют 35% случаев аффективных расстройств, начинающихся в детском возрасте. Примерно у половины этих больных в семейном анамнезе имеются случаи аффективного расстройства или суицидальных попыток. В недавнем обследовании родственников больных аутизмом отмечена высокая частота аффективных расстройств и социальной фобии. Предполагают, что изменения в лимбической системе, обнаруженные при аутопсии больных с аутизмом, могут вызывать нарушение регуляции аффективного состояния.

          • Нормотимические средства. Литий применялся для лечения циклических маниакальноподобных симптомов, возникавших у больных с аутизмом, таких как снижение потребности во сне, гиперсексуальность, повышение двигательной активности, раздражительность. Ранее проведенные контролируемые исследования препаратов лития при аутизме не позволили прийти к определенным выводам. Однако многочисленные сообщения свидетельствуют о положительном влиянии лития на аффективные симптомы у лиц с аутизмом, особенно если в семейном анамнезе у них отмечались случаи аффективных расстройств.
          • Антиконвульсанты. Вальпроевая кислота (депакин), дивальпроекс натрия (депакот) икарбамазепин (тегретол) эффективны при циклически возникающих симптомах раздражительности, инсомнии и гиперактивности. Открытое исследование вальпроевой кислоты показало, что она благоприятно влияет на поведенческие нарушения и изменения ЭЭГ у детей с аутизмом. Терапевтический уровень концентрации карбамазепина и вальпроевой кислоты в крови оказался в верхней части диапазона концентраций, эффективных при эпилепсии, — 8-12 мкг/мл (для карбамазепина) и 80-100 мкг/мл (для вальпроевой кислоты). При применении обоих препаратов необходимо проведение клинического анализа крови и исследование функции печени до начала лечения и регулярно в процессе лечения. В настоящее время проходит клинические испытания ламотриджин (ламиктал) — антиконвульсант нового поколения — в качестве средства лечения поведенческих нарушений у детей с аутизмом. Поскольку примерно 33% лиц с аутизмом страдают эпилептическими припадками, представляется оправданым назначение антиконвульсантов при наличии изменений ЭЭГ и эпилептиформных эпизодов.
          • У лиц с аутизмом часто отмечается тревога в форме психомоторного возбуждения, аутостимулирующих действий, признаков дистресса. Любопытно, что исследование ближайших родственников больных аутизмом выявило у них высокую частоту социальной фобии.

          • Бензодиазепины. Бензодиазепины не подвергались систематическому исследованию при аутизме, вероятно, в связи с опасениями чрезмерного седативного эффекта, парадоксального возбуждения, развития толерантности и лекарственной зависимости. Клоназепам (антелепсин), который, в отличие от других бензодиазепинов, повышает чувствительность серотониновых 5-НТ1-рецепторов, применялся у больных с аутизмом для лечения тревоги, мании и стереотипии. Лоразепам (мерлит) обычно используют лишь при эпизодах острого возбуждения. Препарат можно назначать внутрь или парентерально.
          • Буспирон (буспар) — парциальный агонист серотониновых 5-НТ1-рецепторов — оказывает анксиолитическое действие. Тем не менее, имеется лишь ограниченный опыт его применения при аутизме.

            Аутизм и стереотипии

            • Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, такие как флуоксетин (прозак), сертралин (золофт), флувоксамин (феварин), пароксетин (паксил), циталопрам (ципрамил), а также неселективный ингибитор кломипрамин могут оказывать положительное влияние на некоторые поведенческие нарушения у больных с аутизмом. Сообщалось об эффективности флуоксетина при аутизме. У взрослых с аутизмом флувоксамин в контролируемом исследовании уменьшал выраженность повторяющихся мыслей и действий, неадекватного поведения, агрессивности и улучшал некоторые аспекты социального общения, особенно связанные с речью. Эффект флувоксамина не коррелировал с возрастом, выраженностью аутизма или уровнем IQ. Переносимость флувоксамина была хорошей, лишь у отдельных больных отмечены легкий седативный эффект и тошнота. Применение кломипрамина у детей опасно из-за риска кардиотоксического эффекта с возможным летальным исходом. Нейролептики (например, галоперидол) уменьшают гиперактивность, стереотипии, эмоциональную лабильность и степень социальной изоляции у больных с аутизмом, нормализуют взаимоотношения с другими людьми. Однако возможные побочные эффекты ограничивают применение этих средств. Антагонист дофаминовых рецепторов амисульпирид уменьшает выраженность негативных симптомов при шизофрении и может оказывать некоторое положительное действие при аутизме, хотя необходимы контролируемые исследования, чтобы подтвердить этот эффект. Хотя отмечена эффективность и хорошая переносимость клозапина при детской шизофрении, эта группа больных существенно отличается от детей с аутизмом, поэтому вопрос об эффективности клозапина при аутизме остается открытым.
            • Аутизм и дефицит внимания с гиперактивностью

            • Психостимуляторы. Влияние психостимуляторов на гиперактивность у больных с аутизмом не столь предсказуемо, как у неаутичных детей. Обычно психостимуляторы уменьшают патологическую активность при аутизме, но одновременно могут усилить стереотипные и ритуальные действия. В некоторых случаях психостимуляторы вызывают возбуждение и усугубляют патологическое поведение. Подобное часто происходит в тех случаях, когда дефицит внимания к собеседнику принимают за обычное нарушение внимания при ДВГ и пытаются его лечить соответствующим образом.
            • Агонисты альфа-адренореценторов. Агонисты альфа-адренорецепторов, такие как клонидин (клофелин) и гуанфацин (эстулик), снижают активность норадренергических нейронов голубого пятна и, следовательно, уменьшают тревогу и гиперактивность. В контролируемых исследованиях клонидин в таблетированной форме или в форме накожного пластыря оказался эффективным влечении гиперактивности и импульсивности у детей с аутизмом. Однако седативный эффект и возможность развития толерантности к препарату ограничивают его применение.
            • Бета-адреноблокаторы. Пропранолол (анаприлин) может быть полезен влечении импульсивности и агрессивности у детей с аутизмом. Во время лечения нужно тщательно контролировать состояние сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление), особенно когда дозу доводят до той величины, которая вызывает гипотензивный эффект.
            • Антагонисты опиоидных рецепторов. Налтрексон может оказать некоторое действие на гиперактивность у аутичных детей, но не влияет на коммуникативный и когнитивный дефекты.
            • Прогноз при аутизме у детей зависит от сроков начала, регулярности, индивидуальной обоснованности лечебно-реабилитационных мероприятий. Статистические данные свидетельствуют, что в 3/4 случаев имеется отчётливая умственная отсталость. [по данным Klin A, Saulnier C, Tsatsanis K, Volkmar F. Clinical evaluation in autism spectrum disorders: psychological assessment within a transdisciplinary framework. In: Volkmar F, Paul R, Klin A, Cohen D, editors. Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders. 3rd ed. New York: Wiley; 2005. Volume 2, Section V, Chapter 29, p. 272-98].

              Медицинский эксперт-редактор

              Портнов Алексей Александрович

              Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»

              m.ilive.com.ua

    Опубликовано в рубрике Дети