Аутизм у маленького ребенка

Как распознать аутизм у маленьких детей

Маленькие детки нередко страдают аутизмом. Это опасное заболевание, которое практически не диагностируется даже самыми современными технологиями и анализами. Заболевание не лечится, поэтому за ребенком нужно внимательно следить и обращать внимание на отклонения в его поведении. Чтобы знать, как распознать аутизм у маленьких детей, нужно понимать, какие признаки могут проявляться.

В двух словах: аутизмом называют нарушение процесса развития малыша, его неправильная адаптация к социальной обстановке, неправильное развитие разговорных навыков. Впрочем, у каждого из детей-аутистов проявляются свои особенности протекания болезни. Кто-то вовсе не страдает нарушением речи, а у кого-то наоборот аутизм проявляется как нарушение разговорных навыков.

У маленьких детей первым признаком заболевания аутизм может стать необычный взгляд и его нежелание устанавливать зрительные контакты с окружающими. Ребенок редко смотрит в глаза окружающим, но при этом как будто косится или смотрит сквозь. На происходящие вокруг него события ребенок практически не реагирует, — вот как распознать аутизм в самом начале и при последующем проявлении.

Окружающая обстановка для детей, страдающих аутизмом, совершенно неинтересна. Таким деткам интереснее играть в одиночестве, чем со сверстниками. Если некоторое время понаблюдать за малышом, то можно увидеть, что он как будто живет в своем, отдельном мире.

У маленьких детей с признаками аутизма нет попыток скопировать поведение старших, что нередко наблюдается у малышей. Разговорная речь может нарушаться не сразу, а со временем, по мере взросления ребенка. Он может разговаривать в первые несколько лет жизни, а потом замолчать. При этом можно распознать аутизм по отсутствию всяких жестов и мимических знаков. На одном произнесенном слове малыш может зациклиться и повторять услышанное много раз. Например, что-то слышит по телевизору, что-то в разговоре с другими людьми. Последнее слово ребенок будет повторять снова и снова.

У маленьких детей, которые страдают аутизмом, не проявляются ласка, нежность, он не любит, когда его обнимают и гладят, избегает любых прикосновений. Громкие звуки малыша пугают, он закрывает глаза, прикрывает руками уши, хаотично вращает головой.

Это особенности поведения, позволяющие распознать аутизм на ранних стадиях его развития. Современная медицина, к сожалению, не в силах провести анализы и диагностику, которые позволили бы выявить это заболевание.

Что касается факторов, которые становятся причиной развития аутизма у маленьких детей, то их выделяют несколько. Например, одна из причин – наследственность. Родители или кто-то в более старшем поколении могут и не страдать аутизмом, но у них может быть тяжелый и сложный характер, им свойственна педантичность, нежелание общаться и идти на близкий контакт. Это сказывается на формировании характера и психо-эмоциональном развитии детей.

Важно знать не только, как распознать аутизм, но и как жить и вести себя с детками, у которых проявилась эта болезнь. Это сложное и опасное состояние, за ребенком нужно постоянно следить. Измененное восприятие им реальности может привести к печальным последствиям. Для таких детей недопустимы стрессы, волнения, переживания. Не рекомендуется приучать ребенка к строгому распорядку дня. Ему тяжело привыкнуть к обязанностям и повседневным делам, поэтому строгий график для ребенка с аутизмом не подходит.

Специальная поведенческая тактика позволит создать в семье комфортную обстановку и благоприятную для ребенка атмосферу. От родителей потребуется огромное терпение и внимание.

www.vashaibolit.ru

Как распознать аутизм у маленького ребенка?

По данным Центра контроля и профилактики заболеваний США, последние отчеты по заболеваемости аутизмом у детей – это 1 ребенок из каждых 150. Аутизм — тяжелое расстройство развития, когда ребенок замыкается в себе и, кажется, до него не доходит никакая информация из внешнего мира. Большинство детей, страдающих аутизмом, могут выглядеть «нормальными» на вид, но они демонстрируют поведение, которое вызывают недоумение по сравнению с детьми того же возраста. Аутизм также влияет на способность ребенка общаться.

Подробнее о детском аутизме

Последние исследования показывают, что лучший результат лечении у тех детей, к которым предприняли раннее медицинское вмешательство. Сегодня в медицинской практике постановка диагноза «аутизм» возможно примерно в возрасте трех лет. Аутизм трудно диагностировать в слишком раннем возрасте, потому что еще не разработаны соответствующие тесты. Дело в том, что аутистическое поведение похоже на поведение или симптомы других заболеваний, которые похожи на аутизм.

Аутизм и наследственность

Исследователи в США нашли новые доказательства связи между аутизмом и материнскими аутоиммунными расстройствами. Старые исследования уже указывали на связь между аутизмом и аутоиммунными расстройствами матери, такими как диабет первого типа и ревматоидный артрит. Но новое исследование, опубликованное в интернет-издании Pediatrics, описывает связь между аутизмом и целиакией.

Целиакия (или глютеновая энтеропатия) — это аутоиммунное заболевание, которое влияет на способность людей переваривать клейковину и белок из пшеницы, ржи, ячменя или продуктов.

Согласно результатам исследования, у мам с аутоиммунными расстройствами риск родить ребенка с аутизмом возрастает в три раза. Исследование также показало, что мамы с наследственным заболеванием диабета первого типа больше рискуют родить ребенка с аутизмом.

Это исследование может позволить мировому медицинскому сообществу подойти на один шаг ближе к распознанию причин аутизма.

Пять особенностей поведения, указывающих на аутизм

Национальный институт здоровья и развития ребенка в США предупреждает о пяти особенностях детского поведения, которые требуют дальнейшей оценки для определения детского аутизма. Эти пять типов поведения включают:

  1. Ребенок не произносит слогов до года
  2. У него отсутствует лепет до 12 месяцев
  3. Ребенок до года не делает никаких жестов (не указывает ни на что пальцем, размахивая руками, не хватает игрушки)
  4. Ребенок не говорит ни единого слова до 16 месяцев
  5. Малыш не говорит ни одной фразы до двух годиков.

Важно помнить, что если ваш ребенок проявляет любой или все из этих признаков, то это не значит, что у него аутизм. Это просто означает, что нужны медицинские исследования, чтобы вовремя определить замедление в развитии ребенка.

Ниже приведен список из нескольких примеров ранних признаков аутизма.

  • Языковые и речевые задержки
  • Ребенок не может объяснить, что он хочет
  • Ребенок ничего не берет пальцами
  • Малыш проводит много времени, выстраивая кубики или выкладывая вещи в определенном порядке
  • Ребенку не интересны другие дети
  • Ребенок ведет себя как глухой в компании людей
  • Ребенок не улыбается, когда ему улыбался
  • У малыша плохой контакт глаз или он отказывается от контакта глазами
  • Потеря любого развитого навыка или языка

Новые исследования внешности детей с аутизмом

Согласно новому исследованию Университета Миссури, у детей с аутизмом могут быть более широкие глаза и не очень четкие черты лица.

Анализируя 3-D изображения детей с аутизмом и сравнивая их с изображениями детей без психологических и физических расстройств, исследователи обнаружили некоторые общие черты в чертах лиц детей с аутизмом. В исследовании мальчиков с аутизмом ученые обнаружили, что у детей-аутистов:

  • широкое лицо с широкими глазами
  • средняя часть лица (щеки и нос) номинально короче
  • более широкий рот и носогубная перегородка (расстояние между носом и верхней губой)
  • Ведущий автор исследования, Кристина Олдридж, сказала: «У детей с другими расстройствами, такими как синдром Дауна и синдромом ребенка родителей-алкоголиков очень четкие черты лица. Аутизм гораздо меньше бросается в глаза. Вы не можете выделить этих малышей из толпы детей, но вы можете определить их математически «. Это исследование может привести ученых к открытию того, как развивается аутизм.

    Если вы подозреваете, что ваш ребенок может задерживаться в развитии, сразу же обратитесь к врачу. Многие дети, страдающие аутизмом, продолжают жить полноценной жизнью. Есть специальные программы, которые могут помочь этим детям и их семьям лучше понять такое заболевание, как аутизм, и справиться с этим расстройством.

    Медицинский эксперт-редактор

    Портнов Алексей Александрович

    Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»

    m.ilive.com.ua

    Что это — аутизм у детей?

    Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества.

    Аутизм — что это такое?

    Аутизм в Википедии и в других энциклопедиях определяется как общее расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Собственно, название болезни и определяет ее суть и то, как проявляется болезнь: значение слова «аутизм» — внутри себя. Человек, болеющий этим недугом, свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл.

    В каком возрасте проявляется это заболевание? Диагноз этот наиболее часто ставят детям в возрасте 3-5 лет и называют его РДА, синдром Каннера. В подростковом возрасте и во взрослых болезнь проявляется и, соответственно, обнаруживается редко.

    По-разному выражается аутизм у взрослых. Симптомы и лечение этого заболевания во взрослом возрасте зависят от формы болезни. Отмечаются внешние и внутренние признаки аутизма у взрослых. Характерные симптомы выражаются в мимике, жестах, эмоциях, громкости речи и др. Есть мнение, что разновидности аутизма имеют как генетический, так и приобретенный характер.

    Причины этой болезни связаны с другими заболеваниями, утверждают психиатры.

    Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг у больных младенцев имеет нормальное строение.Ведя речь о том, как распознать детей-аутистов, многие отмечают, что такие малыши очень привлекательны внешне.

    У матерей таких детей беременность протекает нормально. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

    Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Есть данные о том, что определенную роль отыгрывает генетическая расположенность: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

    Восприятие мира аутичным ребенком

    Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Принято полагать, что этот синдром ведет к тому, что малыш не может объединить в единственный образ все детали.

    Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела. Больной почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние. Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.

    Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

    Ранние признаки аутизма у ребенка

    Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

    Признаки аутизма у детей следующие:

    • нарушенное социальное взаимодействие;
    • нарушенная коммуникация;
    • стереотипное поведение;
    • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.
    • Нарушенное социальное взаимодействие

      Первые признаки детей аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует.

      Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

      Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

      Нарушенное социальное взаимодействие, фото

      Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

      Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

      Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

      Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

      Нарушенная коммуникация

      У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). При этом заболевании признаки у детей 5 лет в речевом развитии уже явно выражены. Дальнейшее развитие речи определяют виды аутизма у детей: если отмечается тяжелая форма болезни, ребенок может вообще не овладеть речью. Чтобы обозначить свои потребности, он употребляет только некоторые слова в одной форме: спать, есть и т. п. Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Как лечить такие проявления, и возможна ли их коррекция, зависит от степени заболевания.

      Аномальная речь. Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Они могут говорить слишком тихо или громко, неправильно интонируют. Такой малыш не реагирует, если его называют по имени.

      Отсутствие «возраста вопросов». Аутисты не задают родителям множества вопросов о мире, который их окружает. Если же вопросы все же возникают, то они однообразны, практического значения не имеют.

      Стереотипное поведение

      Зацикливается на одном занятии. Среди признаков того, как определить у ребенка аутизм, следует отметить и зацикленность. Малыш может на протяжении многих часов сортировать по цветам кубики, составлять башню. Причем, вернуть его из этого состояния сложно.

      Выполняет ритуалы каждый день. Википедия свидетельствует, что такие дети чувствуют себя в состоянии комфорта, только если обстановка для них остается привычной. Любые перемены – перестановка в комнате изменение маршрута на прогулке, другое меню – могут спровоцировать агрессию или выраженный уход в себя.

      Повторение бессмысленных движений много раз (проявление стереотипии). Аутисты склонны к самостимуляции. Это повторение тех движений, которые ребенок использует в непривычной обстановке. Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши.

      Развитие страхов и навязчивых идей. Если ситуация непривычна для ребенка, у него могут развиваться приступы агрессии, а также самоагрессии.

      Раннее проявление аутизма

      Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

      Почему рождаются дети с аутизмом, до сих пор четко не известно. Несмотря на то, что четко причины аутизма у детей до сих пор не определены, и в каждом конкретном случае причины могут быть индивидуальными, о своих подозрениях важно сразу сообщить специалисту. Можно ли вылечить аутизм, и лечится ли он вообще? На эти вопросы отвечают только индивидуально, проведя соответствующий тест и назначив лечение.

      Что нужно помнить родителям здоровых детей?

      Тем, кто не знает, что такое аутизм и как он проявляется, все же следует помнить, что такие дети встречаются среди сверстников ваших детей. Итак, если чей-то малыш впадает в истерику, это может быть аутичный ребенок или малыш, страдающий другими психическими расстройствами. Нужно вести себя тактично и не порицать такое поведение.

    • подбодрите родителей и предложите свою помощь;
    • не критикуйте малыша или его родителей, думая, что он просто избалован;
    • постарайтесь убрать все опасные предметы находящиеся рядом с малышом;
    • не присматривайтесь к нему слишком пристально;
    • будьте максимально спокойны и дайте понять родителям, что вы правильно все воспринимаете;
    • не привлекайте внимания к этой сцене и не шумите.
    • Интеллект при аутизме

      В интеллектуальном развитии также появляются аутичные черты у ребенка. Что это – зависит от особенностей заболевания. Как правило, у таких детей имеет место умеренная или легкая форма умственной отсталости. Больные, страдающие этим недугом, с трудом учатся ввиду наличия у них дефектов мозга.

      Если аутичность сочетается с аномалиями хромосом, эпилепсией, микроцефалией, то может развиться глубокая умственная отсталость. Но если имеет место легкая форма аутизма, и при этом у ребенка динамично развивается речь, то интеллектуальное развитие может быть нормальным или даже выше среднего.

      Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Такие дети могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выражено одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры. Знаменитые аутисты мира – Альберт Эйнштейн, Энди Кауфман, Вуди Аллен, Энди Уорхол и многие другие.

      Существуют определенные виды аутических расстройств, среди них синдром Аспергера. Принято считать, что это легкая форма аутизма, первые признаки которой появляются уже в более позднем возрасте – примерно после 7 лет. Такой диагноз предполагает следующие особенности:

    • нормальный или высокий уровень интеллекта;
    • нормальные речевые навыки;
    • отмечаются проблемы с громкостью речи и интонацией;
    • зацикленность на каком-либо занятии или изучении явления;
    • нарушение координации движений: странные позы, неуклюжая ходьба;
    • эгоцентричность, отсутствие способности к компромиссам.
    • Такие люди ведут относительно нормальную жизнь: учатся в учебных заведениях и при этом могут делать успехи, создают семьи. Но все это происходит при условии, что для них создаются правильные условия, присутствуют адекватное воспитание и поддержка.

      Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:

    • глубокая аутичность, изолирующая ребенка от внешнего мира;
    • нормальное развитие малыша в первые 0,5-1,5 года;
    • медленный рост головы после этого возраста;
    • утрата целенаправленных движений рук и навыков;
    • движения руками – типа рукопожатия или умывания;
    • исчезновение навыков речи;
    • ухудшенная координация и плохая двигательная активность.
    • Как определить синдром Ретта – это вопрос к специалисту. Но это состояние немого отличается от классического аутизма. Так, при этом синдроме врачи определяют эпилептическую активность, недоразвитие мозга. При этой болезни прогноз неблагоприятный. В данном случае любые методы коррекции малоэффективны.

      Как диагностируют аутизм?

      Внешне такие симптомы у новорожденных определить невозможно. Однако над тем, чтобы как можно раньше определять признаки аутизма у новорожденных, ученые работают уже давно.

      Чаще всего первые признаки такого состояния замечают у детей родители. Особенно рано аутистическое поведение определяют те родители, в семье которых уже есть маленькие дети. Следует учитывать тем, в чьей семье есть аутист, что это такое заболевание, которое нужно стараться диагностировать как можно раньше. Ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить.

      Тест со специальными опросниками

      При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:

    • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
    • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
    • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
    • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
    • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
    • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)
    • Инструментальное исследование

      Применяются такие методы:

    • проведение УЗИ головного мозга – с целью исключения повреждений мозга, провоцирующих симптомы;
    • ЭЭГ – с целью определения приступов эпилепсии(иногда этими проявлениями сопровождается аутизм);
    • проверка слуха ребенка – чтобы исключить задержку развития речи ввиду тугоухости.
    • Родителям важно правильно воспринять поведение ребенка, который страдает аутизмом.

      medside.ru

      Вопрос-ответ. Как улучшить сон у маленького ребенка с аутизмом?

      Нарушения сна — распространенная проблема при аутизме, которая влияет на поведение ребенка в течение всего дня

      У большинства родителей есть негативный опыт с ребенком, который никак не заснет, часто просыпается посредине ночи и/или спит лишь пару часов каждую ночь. Временные трудности со сном «ожидаются» на определенной стадии развития ребенка. Нарушения сна, которые продолжаются и не уменьшаются со временем, негативно влияют на ребенка, родителей и на всех членов семьи. Похоже, что у детей с расстройствами аутистического спектра такие нарушения сна встречаются гораздо чаще и проявляются с большей интенсивностью, чем у детей с типичным развитием.

      Существует несколько факторов, на которые нужно обратить внимание, чтобы поддержать нормальный режим сна. Во-первых, необходимо проверить ребенка на скрытые медицинские проблемы, которые могут влиять на сон. Подумайте о проверке на аллергию или непереносимость различных пищевых продуктов и веществ в окружающей среде, пищеварительные нарушения и эпилепсию. Все эти проблемы часто встречаются у людей с аутизмом. Также нарушения сна могут быть побочным эффектом лекарственных препаратов, которые принимает ребенок, и этот вариант тоже нужно учитывать.

      Необходимо исключить у вашего ребенка те нарушения сна, которые часто встречаются среди населения в целом. Апноэ во сне — это расстройство, которое может повлиять на любого человека в любом возрасте. При этом расстройстве человек прекращает дышать на несколько секунд из-за обструкции дыхательных путей во время сна. Наиболее распространенная причина апноэ — это увеличенные миндалины или аденоиды. Заболевания верхних дыхательных путей и/или аллергии также могут способствовать развитию апноэ во сне. Помимо задержек дыхания симптомы апноэ во сне у детей включают: храп, дыхание через рот, беспокойный сон, потливость, просыпания по ночам и/или частый кашель или затрудненное дыхание во сне.

      Необходимо обследовать ребенка на другие нарушения сна, если это уместно, включая ночные ужасы (пробуждение на фазе глубокого сна в состоянии крайнего страха и спутанного сознания) и неполные пробуждения. Эти нарушения часто называют парасомниями. Парасомния — это расстройство, вызванное «частичным пробуждениям», что вызывает необычное поведение во время сна. Дети с нарушениями сенсорного восприятия часто испытывают сложности с засыпанием и пробуждениями ночью. Консультация и обследование у специалиста по сенсорной интеграции может помочь определить проблемы с расслаблением и возбуждением нервной системы и выработать стратегии для решения этих проблем.

      Исключив медицинские проблемы, нужно рассмотреть другие факторы, влияющие на сон и выработать стратегии, которые влияют на них. К таким факторам относятся: факторы окружающей среды, расписание перед сном и последовательное приучение ко сну. Каждый из этих подходов обсуждается ниже.

      Факторы окружающей среды

      После анализа окружающей среды во время сна вашего ребенка, вы можете решить провести какие-то адаптации и модификации, которые помогут ребенку лучше расслабляться во время сна.

      Подумайте о том, может ли ребенку быть слишком жарко или слишком холодно. Следите за температурой воздуха, оцените одеяло и одежду для сна у ребенка и решите, какая комбинация является для него оптимальной. Помните о том, что ваш ребенок может воспринимать температуру совсем не так, как вы. Попробуйте определить, какую температуру воздуха ребенок предпочитает, и при какой температуре ему наиболее комфортно в течение дня, и на основе этого принимайте решения об оптимальной температуре ночью.

      Подумайте о том, может ли тактильная чувствительность влиять на способность вашего ребенка ко сну. Некоторые виды ткани могут расслаблять или тонизировать ребенка. Обратите внимание на ткань постельного белья и пижамы. Ребенку может нравиться или не нравиться, чтобы его ступни были закрыты пижамой или носками. У некоторых детей возникают проблемы с тем, насколько одежда прилегает к телу, либо с тем, насколько она эластична. Кроме того, для ребенка с аутизмом может быть важно, чтобы одеяло оптимально давило на кожу.

      Подумайте о шумах в окружающей среде и о том, как они влияют на вашего ребенка. Когда ваш ребенок пытается расслабиться и заснуть, небольшие шумы, которые он слышит, могут оказаться невыносимыми, потому что ребенок не может от них отвлечься. Такие шумы, как вода в кране или почесывание собаки могут никак не влиять на вас или других членов семьи, но они могут мешать заснуть ребенку с расстройством аутистического спектра. Могут ли какие-то звуки в доме быть связаны со сном вашего ребенка? Иногда в таких случаях ребенку проще заснуть под постоянный и успокаивающий шум, заглушающий другие звуки в комнате — освежитель воздуха, вентилятор, телевизор или тихую музыку.

      Кроме того, ребенку могут мешать зрительные стимулы. Ребенок боится темноты? Некоторые дети с аутизмом предпочитают темные места во время дня, но все может быть иначе на кровати в темной комнате. Уличные фонари, луна или фары машин, светящие в комнату с произвольными интервалами, могут помешать ребенку спать. Очень важно, чтобы ребенок спал в комнате, которая все время одинаково темная или светлая, в зависимости от потребностей вашего ребенка.

      Расписание перед сном и аутизм

      Расписание и ритуалы перед сном важны для сна практически любого ребенка, но они приобретают чрезвычайную значимость для детей с аутизмом. Вашему ребенку очень важно всегда ложиться в одно и то же время. Выберите разумное время для укладывания в постель, такое, на котором вы сможете настаивать в любых условиях.

      Детям с аутизмом важно знать, что происходит, и что случится потом. Создайте расписание перед сном, которое сможет обеспечить им предсказуемость, комфорт и знакомые ощущения. Такое понимание и структуру может обеспечить визуальное расписание для времени перед сном. Визуальное расписание также может служить напоминанием и обеспечивать стабильность для всех других членов семьи.

      Хорошее расписание перед сном должно включать только те занятия, которые помогают ребенку расслабиться, успокоиться и подготовиться ко сну. Например, мытье в ванной может быть связано с очень сильной сенсорной стимуляцией или пугать ребенка. В этом случае не нужно включать ванну в расписание на вечер, лучше мыть ребенка в другое время. С другой стороны, если есть упражнения по сенсорной интеграции, которые расслабляют вашего ребенка, то нужно запланировать их как часть расписания перед сном.

      Расписание перед сном должно оставаться неизменным каждый день, и оно должно включать приятные и расслабляющие занятия, которые соответствуют индивидуальным потребностям и интересам вашего ребенка. Реалистичное расписание перед сном должно состоять из 4-6 пунктов, и не должно занимать весь вечер.

      Занятия, которые можно сделать вечерним ритуалом и частью визуального расписания перед сном, могут включать: чтение вслух или просмотр одной и той же книги или сказки каждый вечер, сказать «спокойной ночи» любимым игрушкам или предметам, умывание, прием ванной, надевание пижамы, чистка зубов, выпить стакан воды, спеть любимую песенку, помолиться, слушать любимую и спокойную музыку, обнять и поцеловать членов семьи и/или выполнить расслабляющие упражнения сенсорной интеграции.

      В те дни, когда вы находитесь вне дома или возвращаетесь домой очень поздно, все равно очень важно следовать расписанию и ритуалам перед сном. Можете сократить каждый шаг, но следовать расписанию важно, чтобы уменьшить раздражение ребенка из-за произошедших перемен. Даже в совершенно новой среде привычная рутина может иметь успокаивающее воздействие. Когда же вы вернетесь домой, расписание перед сном сохранит свою эффективность, хотя перемены в обстановке могут потребовать адаптации в течение одного вечера или более, в зависимости от того, как долго ребенок жил вне дома.

      Приучение ко сну и аутизм

      После того, как вы разобрались с возможными медицинскими проблемами, факторами окружающей среды и расписанием перед сном, остается самый сложный аспект в установлении хорошего ночного сна: как научить ребенка спать всю ночь. Существуют различные версии приучения ко сну, о которых вы могли читать. Самый простой способ — после того, как вы выполнили расписание перед сном, а ваш ребенок улегся в кровати, покиньте комнату, не говоря лишних слов, и не пытайтесь прикасаться к ребенку.

      Если ребенок расстроен или очевидно, что он не спит, подождите несколько минут, а потом вернитесь в комнату, чтобы проверить, как он. Проверка означает, что вы ненадолго заходите в комнату (не дольше, чем на минуту, лучше меньше), прикасаетесь, делаете массаж, может быть, скажите «дай пять» или обнимите ребенка, если он хорошо реагирует на такие действия. Потом мягко, но твердо скажите: «Все хорошо, сейчас время спать, с тобой все хорошо» или что-то похожее, а затем выйдите из комнаты до следующей проверки или до тех пор, пока ребенок не заснет.

      Последовательное применение этой техники тяжелее для родителей, чем для ребенка. Первые несколько вечеров на нее может уходить до двух часов. Очень важно знать, что в первые дни поведение ребенка может ухудшиться, прежде чем оно станет лучше. Это нормальный способ со стороны ребенка проверить новый порядок и попытаться вернуть более привычную рутину. Для детей постарше, которые действительно могут быть не уставшими, когда приходит подходящее время сна, рутиной может стать простое нахождение в кровати или в тихой комнате. В этих ситуациях все равно могут подействовать методы приучения ко сну. Можно использовать специальные ворота или другой барьер на двери спальни, чтобы напомнить ребенку, что сейчас время сна, и он должен оставаться в своей комнате.

      Если ребенок старшего возраста никогда не спит всю ночь, вы сами можете страдать от серьезной нехватки сна. Обратитесь за помощью к врачу или психологу. Можно поспрашивать у других родителей, не знают ли они хорошего специалиста, который может помочь. Кроме того, если в режиме сна вашего ребенка наблюдается регресс, то может быть необходима консультация специалистов. Опять же, лучше всего начинать с медицинского обследования. Иногда, если были исключены другие медицинские проблемы, проблемы сна можно попытаться решить с помощью временного приема лекарственных препаратов. При приеме лекарств очень важно одновременно работать над расписанием перед сном и ритуалами, которые соответствуют особенностям вашего ребенка.

      Мелатонин, сон и аутизм

      Некоторые ученые в области аутизма провели предварительные исследования кратковременного применения пищевой добавки, продаваемой без рецепта — мелатонина. Этот препарат помогает стабилизировать режим сна и обеспечивает нормальный сон у некоторых детей, помогая им быстрее заснуть. Немногочисленные исследования, которые существуют на данный момент, тем не менее, предупреждают, что иногда мелатонин перестает действовать, и обычно он не помогает тем, кто часто просыпается в течение ночи. Кроме того, до сих пор неизвестны последствия длительного приема мелатонина. Некоторые родители также считают, что витаминные добавки помогают их детям лучше спать.

      Очень часто дети с аутизмом с трудом засыпают, спят лишь пару часов или часто просыпаются ночью. Такие особенности сна легко возникают, но изменить их очень трудно. Одна из проблем, о которой еще не говорилось в этой статье — это привычка спать вместе с ребенком. Такая привычка может появиться, когда нарушения сна у ребенка влияют не только на него самого, но и на родителей и остальную семью.

      Если ребенок привык спать с родителями и/или в родительской постели, то необходимы те же шаги, что и описанные выше, а только потребуется дополнительная поддержка при оценке факторов окружающей среды и выработки расписания перед сном. Например, при переходе ко сну в собственной кровати можно дать ребенку подушку из кровати родителей или другие предметы, принадлежащие родителям, чтобы облегчить такой переход. Частью расписания перед сном должно стать привыкание к новой кровати. Кроме того, привыкание к новой комнате или кровати может стать частью расписания в течение дня, за несколько дней или даже недель до того, как ребенок начнет ложиться спать в новой постели.

      Однако главный совет — не создавайте никаких привычек, если потом от них придется отказываться.

      Обследование на медицинские проблемы, анализ факторов окружающей среды, а затем планирование и последовательное выполнение расписания перед сном, а также приучение ко сну могут повысить качество жизни всей семьи. Потребуется время, чтобы ребенок привык к новому режиму сна, особенно если речь идет о давней проблеме. Очень часто семье рекомендуется сделать приучение ко сну главным приоритетом до тех пор, пока новый режим сна не закрепится. И это того стоит.

      outfund.ru

      Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

      Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

      Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

      В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч и от Америки мы отличаемся мало.

      Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.

      Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:

    • генные модификации;
    • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
    • гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
    • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
    • ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
    • чрезмерное употребление антибиотиков;
    • химическое воздействие на организм матери в период беременности.
    • Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявлено. Но ясно, что при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму, в том числе сильный испуг или перенесенная инфекция.

      Признаки и симптомы аутизма у детей

      Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.

      В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:

    • Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений.
    • Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
    • Проблемы в социализации. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
    • Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.
    • Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей — это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант — приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
    • Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.
    • Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.

      Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизма, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма.

    • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
    • Судороги.
    • Ослабленный иммунитет.
    • Синдром раздраженного кишечника.
    • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
    • Нарушение функций поджелудочной железы.
    • Диагностика аутизма у детей

      Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

    • трудности в социальном взаимодействии;
    • коммуникативные нарушения;
    • повторяющееся, стереотипное поведение.
    • Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.

      Для более точной диагностики специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.) Для медицинской диагностики требуется наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

      Решение принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде, интервьюирования родителей. Для этих целей тоже применяются стандартизированные документы. Вопросы родителям задают из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R, Autism Diagnostic Interview Revised), данные анамнеза собирают по Шкале наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), которая предписывает и определенные действия со стороны родителей. В условиях госпитализации используется Оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это лишь базовые способы постановки диагноза, но применяются они главным образом в США и Европе.

      В России же диагностика детского аутизма затруднена из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских кадров. Педиатр обычно не в состоянии заподозрить аутизм за нетипичным поведением ребенка, а родители нечасто сообщают о таких фактах. В норме при подозрении на детский аутизм необходимо прохождение медицинской комиссии, где кроме лечащего врача должны быть невролог, психиатр, психолог, желательно присутствие узкого специалиста по болезням аутистического спектра, а также родителей, воспитателей (если ребенок посещает детский сад).

      При диагностике аутизма очень сложно бывает дифференцировать его из заболеваний со схожими симптомами, особенно для раннего детского возраста. Путаница в диагнозах — еще одна из проблем российской медицины. Проблема серьезная, потому что аутизм у детей лечится совсем не так, как умственная отсталость или шизофрения, и неправильное лечение навсегда лишает аутиста надежды на нормальную жизнь.

      Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями

      Детский аутизм (или синдром Каннера) отличается от других разновидностей расстройств аутистического спектра (РАС), прежде всего — от синдрома Аспергера. Это более легкая форма заболевания, при которой интеллектуальное и речевое развитие ребенка не отстают от возрастной нормы, но трудности общения и понимания других людей он все же испытывает. Еще одна форма РАС — высокофункциональный аутизм, отличающийся от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.

      Детское дезинтегративное расстройство, или регрессивная форма аутизма у детей. Это наиболее опасный вид аутизма, но именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Дезинтегративное расстройство обнаруживается после 4 лет. До этого в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. При усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.

      Нарушение слуха и зрения. Если малыш не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, следует прежде всего проверить, все ли в порядке с органами чувств, тем более если отсутствует ритуальное поведение.

      Умственная отсталость. В этом случае дети легче взаимодействуют с миром, идут на эмоциональный контакт, играют с игрушками, в раннем детском возрасте часто не отличаются склонностью к однообразным движениям, не имеют специфических для аутизма речевых расстройств.

      Шизофрения. Довольно сложно дифференцируется с аутизмом, так как их симптомы очень схожи. И все же детская шизофрения — заболевание гораздо более редкое, возникающее после достижения трехлетнего возраста. При шизофрении дети испытывают галлюцинации, бредовые состояния, интеллект и речь при этом страдают в меньшей степени, нежели при аутизме.

      Госпитализм (депривационный синдром). При госпитализме психическая и физическая отсталость — следствие изолированности ребенка от матери, возникающая у детей, с рождения попавших в детские дома или страдающих от равнодушия и холодности родителей.

      Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.

      Лечение и коррекция аутизма у детей

      Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. В числе наиболее популярных — разработанные в США «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.

      Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

      Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

    • Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
    • У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
    • Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
    • Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
    • Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
    • При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
    • Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
    • Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
    • Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
    • Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
    • Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

      Медикаментозное лечение аутизма

      Лекарственной терапии такого заболевания, как аутизм, не существует. К медикаментозному лечению прибегают в случае необходимости, для устранения отдельных симптомов.

      Лекарственные средства прописывают главным образом для устранения неадекватных поведенческих реакций: аутоагрессии и агрессии, направленной на других людей, депрессий, обсцессивно-компульсивных расстройств (непреодолимых желаний), повышенной двигательной активности. В подобных случаях назначаются нейролептики и психостимуляторы.

      Но перебарщивать с применением психотропных препаратов при аутизме нельзя. Подавляя признаки аутизма у детей, делая внешне более безопасной их жизнь, такое лечение приводит к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

      Дисбактериоз, возникающий от неправильной работы кишечника у детей-аутистов, предполагает лечение пробиотиками, создающими в кишечнике полезную микрофлору.

      Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот, выявляемый путем анализов, восполняется употреблением лекарственных комплексов, содержащих витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

      Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражение в кишечнике, действует успокаивающе на психику.

      Введение гормона секретина, недостаточно выделяемого поджелудочной железой больного, может улучшить его общее состояние, концентрацию внимания.

      Пищеварительные ферменты позволяют нормализовать стул, лучше усваивать пищу.

      Обилие дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малая сопротивляемость организма и дисбактериоз делают необходимым лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами.

      Иммуностимулирующая терапия будет нелишней почти в каждом случае аутизма. Детям, страдающим аутоиммунными заболеваниями, требуется особое лечение с введением стероидов, иммуноглобулина.

      При повышенном содержании тяжелых металлов в организме иногда применяется хелирование, то есть выведение этих металлов из организма при помощи специальных препаратов (например, димеркаптосукциновой кислоты, или DMSA).

      Проявления аутизма может облегчить особый режим питания. Для этого нужно:

    • отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
    • не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
    • придерживаться бездрожжевой диеты,
    • снизить употребление сахара,
    • есть больше пищи, содержащей клетчатку,
    • пить много воды,
    • отдать приоритет белковой пище перед углеводной.
    • Независимо от диеты, у детей с аутизмом может быть выявлен серьезный дисбаланс содержания многих веществ:

    • Дефицит витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина, микроэлементов: цинка, селена, марганца, молибдена, хрома, ванадия.
    • Отклонения в уровне адреналина, норадреналина, дофамина, повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов).
    • Повышенное содержание в организме ртути, олова, алюминия, мышьяка, сурьмы.
    • Терапия детского аутизма, как поведенческая, так и лекарственная, — во всех случаях очень индивидуальна. Прежде чем употреблять какие-то лекарства, нужно провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем. Как лечить аутизм, может профессионально решить только врач; при диетах и медикаментозной терапии нужно отслеживать их эффективность — такие средства помогают далеко не всем детям.

      m.kp.ru