Аутизм у ребенка симптомы до года

Признаки аутизма у детей до 1 года

У младенцев такое коварное заболевание, как аутизм, диагностируется крайне редко. И зачастую это происходит потому, что его очень сложно распознать. Врачами, которые еще 50 лет назад очень редко встречали его, сейчас выявлен ряд симптомов, который указывает на отклонения в развитии малыша. Признаки аутизма у детей до 1 года чаще всего проявляются в нежелании крохи контактировать с людьми, которые за ним ухаживают.

Признаки аутизма у детей до года

Основными критериями того, что у ребенка может быть это заболевание, является не только отказ принимать внимание родителей, но и ряд других симптомов:

  1. Кроха не отзывается на свое имя. Это один из первых и основных симптомов аутизма у детей до года, который говорит о том, что ребенка необходимо срочно показать педиатру.
  2. Малыш не хочет «гулить», разговаривать. У деток, которые больны аутизмом, этот симптом проявляется очень хорошо. Кроме нежелания произносить звуки, а потом слова, при попытке взрослых разговорить его, ребенок может отворачиваться, прятать лицо, убегать или плакать.
  3. Отсутствует желание находиться с мамой в близком контакте. Все знают, как крохи привязаны к своим мамочкам с самого рождения. Малыши до года, у которых проявляются признаки аутизма, не любят находиться на руках у родителей. Очень часто они не терпят, когда их обнимают, поглаживают, целуют и т.д. Кроме этого, дети не тянутся к мамам и папам, когда те подходят к ним.
  4. У карапузов отсутствует зрительный контакт с родителями. Медиками доказано, что еще одним из ранних признаков аутизма у детей до года является отсутствие возможности длительно рассматривать лицо мамы и смотреть ей в глаза. Это не говорит о том, что малышу не интересно, просто у таких детей нет этого навыка.
  5. Дети не отвечают адресно улыбкой на улыбку. Карапузы, страдающие аутизмом, не могут длительно поддерживать контакт с ухаживающими за ними взрослыми. Они могут улыбнуться в ответ, но это будет мимолетно. Кроме этого, со временем, можно заметить, что дети не улыбаются выборочно, например, только маме и папе, как делают это обычные дети, а улыбаются всем, кто заигрывает и говорит с ними.
  6. Малыши некорректно реагируют на эмоции окружающих. Симптомы аутизма у малышей до года проявляются еще и в том, что они неправильно реагируют на эмоции и на выражение лица. Например, при улыбке или смехе, со стороны взрослого, они могут заплакать и т.п.
  7. Итак, определить, болен ли ваш ребенок или нет, пожалуй, сможет только квалифицированный врач, а вот заподозрить это заболевание у крохи сможет любой внимательный родитель. Стоит помнить, что при подозрении на аутизм, нужно срочно обратиться к доктору, ведь это тот случай, когда вовремя начатое лечение принесет очень хороший результат.

    womanadvice.ru

    Аутизм у ребёнка до года

    Аутизм у ребёнка до года диагностируют крайне редко. Часто подобный диагноз получает ребёнок в более позднем возрасте, но если время упущено, то и корректировать поведение малыша будет гораздо труднее. Давайте разберёмся, какие симптомы должны вас насторожить и что можно сделать, чтобы успешнее справляться с аутизмом у ребёнка до года и после него.

    Симптомы аутизма у ребёнка до года

    Говоря об аутизме, мы говорим о нарушении психического развития ребёнка, которое характеризуется расстройствами моторики и нарушениями развития речи у ребёнка, а также проявлениями стереотипности поведения. В дальнейшем всё это затруднит социализацию ребёнка – аутикам не нужны ни друзья, ни просто собеседники, они предпочитают лишь собственное общество.

    • Ребёнок страдает нарушениями коммуникативных функций: не реагирует на собственное имя, не улыбается близким, не реагирует на попытки завести с ним «беседу», ребёнок в 1 год не лепечет и не «гулит».
    • Аутизм у ребёнка до года часто проявляется в периодических нарушениях слуха и невозможности установить контакт с ребёнком – карапуз попросту игнорирует указания взрослых, да и самих взрослых.
    • В отличие от здорового ребёнка, ребёнок с аутизмом не старается установить визуальный контакт с близкими, и какие бы интересные игрушки оптом ни скупали родители, не останавливает взгляд даже на самых громких из них.
    • Играть с игрушками аутик тоже не стремится – у него слабо выражен хватательный навык и он практически не понимает, как играть тем или иным предметом, попавшим ему в руки.
    • Наблюдается общая задержка развития ребёнка, часто малыш ослаблен и другими заболеваниями: нарушениями сна, аллергическими реакциями, расстройствами пищеварительной системы.
    • Обратите внимание на то, что в группе риска находятся мальчики, которые страдают аутизмом в 4 раза чаще, чем девочки. Также риск развития аутизма увеличивается, если это заболевание есть в роду.

      Что делать с аутизмом у ребёнка до года?

      Если у вас есть подозрение, что вам маленький ребёнок может страдать аутизмом, прежде всего, нужно успокоиться – эта проблема не терпит поспешности и нервности. Вы нужны своему малышу спокойными и внимательными. И, конечно, сильными.

    • Убедитесь в том, что вам педиатр достаточно внимателен к вашему ребёнку. Давайте специалисту полную информацию об уровне развития малыша, не стесняйте спрашивать непонятные вещи и приукрашивать ситуацию.
    • Займитесь развитием своего ребёнка самостоятельно – изучите нормы, определите «западающие места» и действуйте. Например, визуальный канал нужно стимулировать, предлагая ребёнку для игры контрастные игрушки.
    • Займитесь самодисциплиной. Дети с аутизмом плохо себя чувствуют в изменяющейся среде – им нужна чёткость: во всём должен быть порядок, который со временем станет привычным.
    • Поведение детей с этим диагнозом можно корректировать. Логопедические занятия, трудо- и физиотерапия помогут ребёнку приобрести полезные навыки и уменьшить проблемы в социализации.
    • Чаще всего таких деток лечат попросту терпением и любовью, но в особо запущенных случаях требуется лекарственная терапия.

      www.rebenokdogoda.ru

      Каковы признаки аутизма у детей до года?

      Аутизм — это одно из серьезных нарушений психического развития. Диагностировать его у детей до года практически невозможно, поскольку не существует медицинских анализов, которые могли бы выявить данное отклонение. Понять, что ваш малыш — аутист, вы сможете только наблюдая за его поведением и отмечая наличие у него характерных признаков.

      Аутисты — это особенные дети, зачастую проявляющие себя как талантливые неординарные личности, но таким малышам очень сложно вести социально активную жизнь. Они совершенно не похожи на сверстников и даже не стремятся ни подражать им, ни контактировать с ними. Как распознать признаки аутизма у своей крохи, и помочь малышу максимально адаптироваться в обществе?

      Аутизм — это не болезнь, а нарушение восприятия и коммуникации, причем оно имеет несколько градаций. У одних детей симптомы отклонения выражены больше, а у других — малозаметны и практически не мешают им общаться и контактировать с людьми. Малыши-аутисты поначалу не явно отличаются от сверстников, но по мере взросления симптоматика, делающая их особенными, проявляется все сильней и сильней. Так почему же эти дети не такие как все?

      Круглосуточно наш мозг получает от зрительных, слуховых и осязательных органов информацию и обрабатывает ее. Таким образом мы воспринимаем и реагируем на окружающую действительность. У детей-аутистов это восприятие несколько нарушено — важные вещи они могут не воспринимать, а какие-то мелочи ими усваиваются очень интенсивно. Именно поэтому они и реагируют на мир иначе, чем обычные люди.

      Аутистам очень важна монотонность жизни, им не нравится, когда что-либо новое появляется в их окружении или образе жизни. В зависимости от тяжести отклонения, «новизна» может принести им легкий дискомфорт или же довести до истерики. Из-за этой особенности их мозг очень тяжело воспринимает информацию, порой, чтобы приучить аутиста чистить зубы утром и вечером, необходимо потратить несколько месяцев, день за днем прививая им эту привычку.

      Дети, отклонение в восприятии которых не было вовремя замечено и скорректировано, не способны обслужить себя и не могут общаться с людьми. Вот почему важно рано увидеть у малыша наличие тревожных симптомов и приступить к его адаптации с помощью квалифицированного психолога.

      В последние годы диагноз «аутизм» ставится все чаще особенным пациентам. Если еще десятилетие назад на 1000 обычных детей приходился всего один аутист, то сейчас динамика выявления отклонения становится пугающей. Нарушение восприятия проявляется у одного малыша из 50 мальчиков и 80 девочек.

      Поскольку симптомы аутизма носят в основном поведенческий характер, выявить отклонения у новорожденных детей невозможно. С трудом нарушения можно диагностировать и у малышей до года, поскольку симптоматика является не специфической. Те или иные признаки могут соотноситься с особенностями характера дитя или носить временный характер.

      Например, чрезмерная капризность, внезапно проявившаяся, может говорить о возрастном кризисе грудничка до года, а длящаяся постоянно — о пробелах в воспитании или наличии проблем с нервной системой.

      Малыши с аутизмом начинают отличаться от своих сверстников еще в первые месяцы:

    • грудничок не стремится прижаться к матери;
    • не просится на ручки;
    • не смотрит в глаза;
    • не всегда реагирует на звуки;
    • не всегда откликается на свое имя;
    • преобладает периферическое зрение — малыш не следит за движущимися у него перед глазами объектами, но при этом реагирует на перемещения объектов сбоку.
    • Но эти признаки аутизма еще не основание для «диагностики» отклонения у детей до года. Тем более нельзя говорить о нарушении восприятия относительно новорожденных, основываясь на том, что они не реагируют на звуки, поскольку слуховые органы малышей в первый месяц только начинают функционировать.

      Перечисленные симптомы аутизма могут быть всего лишь временными явлениями у детей до года, которые вскоре благополучно пройдут, и ваша кроха вырастет общительной и вполне обычной.

      По мере взросления и освоения речевых и двигательных навыков, симптомы аутизма у детей нарастают. У малышей ближе к году и старше они делятся на три группы:

      1. Ребенок не стремится контактировать с детьми и со взрослыми, ему гораздо комфортней находиться одному.
      2. Избегает зрительного контакта — выслушивая вас, ребенок-аутист будет наблюдать за вашими жестами или губами.
      3. Дети с аутизмом не любят телесного контакта.
      4. Если на исходе первого года у обычных детей отмечается стремление к подражательству и копированию, то аутисты лишены этого; малыш не будет играть в ролевые игры с куклами, «разговаривать», как папа, по телефону и повторять за вами движения.
      5. Дети могут относиться чрезмерно холодно к домочадцам, не привязываясь ни к кому; обратная форма аутизма характеризуется постоянной патологической привязанностью к одному из членов семьи.
      6. Особенность восприятия окружающего мира аутистами проявляется в специфическом выборе игрушек — малыша не будут интересовать яркие покупные предметы, он может долгое время заниматься с совершенно не предназначенными для младенцев объектами: потертой шахматной фигуркой, камушком или ручкой от сковородки.
    • У ребенка-аутиста чаще всего отмечается задержка развития речи, он говорит мало и крайне неохотно.
    • Малыш редко улыбается в ответ.
    • Кроха неохотно будет реагировать на ваши просьбы показать что-либо или подать определенный предмет.
    • Ребенок-аутист будет избегать общества других детей и контакта со взрослыми.
    • В речевом запасе ребенка намного больше, чем у его сверстников, несуществующих слов.
    • Аутисты могут практически без остановки повторять простые усвоенные движения.
    • С трудом привыкают к переменам обстановки, малышей может пугать новая одежда или появившийся в комнате предмет мебели.
    • Дети-аутисты весьма негативно могут отреагировать на появление незнакомых людей в доме или на их обилие в общественных местах.
    • Малыши строго следуют установившемуся распорядку дня, и если вы опустите какой-то «элемент» из традиционного графика, это может привести к капризам.
    • Аутисты избегают новизны и в сфере принятия пищи: один раз попробовав определенную кашу, он будет есть только ее, не допуская подмены или попыток украшения блюда ягодами или фруктами.
    • Симптомы аутизма нарастают и проявляются все ярче вместе со взрослением ребенка. Первые признаки опытный специалист может отметить еще в возрасте 3 месяцев благодаря диагностическим тестам, но наиболее точно «вынести вердикт» можно примерно в 3 года.

      Точных причин проявления аутизма до сих пор не выявлено, ученые только предполагают, что вызвать данное отклонение могут:

    • сложные роды;
    • родовые черепно-мозговые травмы;
    • поражение ЦНС инфекциями во внутриутробный или послеродовой период;
    • стресс, вредные привычки или заболевание матери во время закладки нервной трубки плода;
    • прирожденная эмоциональная нестабильность, из-за которой ребенок сам закрывается от мира.
    • Специалисты в последнее время отмечают случаи возникновения приобретенного аутизма, когда совершенно здоровый ребенок постепенно перестает контактировать с окружающими, стремится к одиночеству, увлекается каким-то определенным занятием, и у него отмечается деградация речевых навыков. Как правило, такое неврожденное отклонение связывают с тем, что с малышом не занимаются, либо в семье сложилась неблагоприятная для нормального психофизического развития обстановка.

      Вылечить аутизм невозможно, но все ваши силы после постановки этого диагноза должны быть направлены на социальную адаптацию своего ребенка, ведь без нее ему придется довольно тяжело. Он не сможет посещать детские образовательные учреждения, общаться со сверстниками, вести общественную деятельность, обслуживать себя, а впоследствии не сможет работать и завести семью.

      Вам будут рекомендованы посещения психолога, с которым вы будете вместе на протяжении долгих лет сотрудничать и стараться сделать малыша максимально «нормальным». Долговременная коррекция аутизма будет направлена на адаптацию ребенка к обществу и привитию ему необходимых для самообслуживания и взрослой жизни навыков. Поскольку такие дети особенные, вам придется внедрять в их устоявшийся распорядок дня необходимые манипуляции день за днем.

      Вместе с психологом вы разработаете индивидуальную программу коррекции аутизма, подходящую именно для вашего малыша, по завершении которой он сможет стать максимально социализированным и коммуникабельным. Готовьтесь, что процесс адаптации затянется на долгие годы и потребует от вас и вашего дитя большой выдержки и тяжелого морального труда.

      Старайтесь не повышать на ребенка голос и терпеливо учить его день за днем одним и тем же навыкам, постепенно приучайте его к новым людям и к контактам с другими детьми. Найдите в своем городе семьи, столкнувшиеся с подобной проблемой, возможно, их личный опыт адаптации поможет вам.

      newbabe.ru

      Признаки и симптомы аутизма у детей: точная диагностика — безошибочная коррекция

      Настоящие симптомы аутизма у ребенка, и в легкой форме, и в самых тяжелых проявлениях, развиваются только при наличии у малыша звукового вектора. В каком случае это происходит, каковы причины развития аутизма и как определить возникновение болезни?

      Это страшно вымолвить вслух. Но мысли упорно лезут в голову: мой ребенок не такой, как все. Избегает взгляда в глаза, погружен в свои, понятные только ему мысли и интересы. Это похоже на основные признаки и симптомы аутизма у детей? Мне есть о чем тревожиться или все в порядке? В этой статье разберем различные симптомы аутизма у детей и выделим наиболее яркие признаки аутизма.

      Признаки аутизма или странный ребенок

      Число детей, у которых диагностирован ранний детский аутизм, ежегодно растет. Немалая часть этой «пандемии» связана и с ошибочной диагностикой. Провести точную границу между нормой и патологией позволяет знание об устройстве человеческой психики, раскрытое в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

      Около 5 % всех малышей рождается со свойствами звукового вектора. Он задает маленьким детям определенные особенности и свойства психики:

      внешнюю «холодность», невысокую эмоциональность, которая может ошибочно восприниматься мамой как признак аутизма;

      стремление к уединению, избегание больших компаний, что естественно для обладателя сверхчувствительного слуха, но проявлением аутизма тоже не является;

      стремление сосредотачиваться на своих мыслях и ощущениях, которое со стороны выглядит как некая «отрешенность», заставляя взрослых заподозрить симптомы аутизма у таких детей;

      «отсроченный» ответ на вопрос (ребенок отвечает не сразу);

      болезненную реакцию на шум и громкие звуки.

      Такие особенности являются абсолютно естественными для маленьких детей со звуковым вектором. Однако некомпетентным специалистом даже они могут оцениваться как признаки аутизма у ребенка, как легкая форма болезни. Порой масла в огонь подливают и страхи родителей: испуганная мама видит проявления аутизма там, где это просто естественные психологические особенности маленького звуковичка.

      Однако настоящие симптомы аутизма у ребенка, и в легкой форме, и в самых тяжелых проявлениях, развиваются тоже только при наличии у малыша звукового вектора. В каком случае это происходит, каковы причины развития аутизма и как определить возникновение болезни?

      Ранние признаки аутизма у ребенка

      Психическая травма, приводящая к возникновению аутизма, формируется при стрессовом воздействии на особо чувствительную зону маленького звуковика — его ухо. Травма может произойти еще во время внутриутробного развития плода. В этом случае причиной аутизма может послужить:

      пребывание матери в шумных условиях (дискотеки, громкая музыка на концертах);

      тяжелое психологическое состояние матери, нежелание сохранять беременность (бессознательно влияет на утрату ребенком ощущения защищенности и безопасности).

      При такой скрытой внутриутробной травме первые признаки раннего детского аутизма можно обнаружить уже у новорожденного или грудного ребенка до 1 года. Проявления болезни могут выразить себя в такой форме:

      снижение или утрата у новорожденного реакции на звук;

      отсутствие у грудного ребенка эмоционального оживления при виде матери;

      отсутствие «антиципирующей позы» при попытке взять ребенка на руки;

      задержка в появлении первой улыбки, ее ненаправленность на человека.

      Важно знать: настоящие признаки аутизма у новорожденных — большая редкость, они возникают только в случае, если мама действительно пребывала в чрезмерно шумных условиях или испытывала тяжелые психологические состояния. Но даже если вам кажется, что описанные выше признаки аутизма у новорожденных у вашего малыша действительно есть — они легко корректируются в этом возрасте при изменении состояния мамы.

      Другие ранние признаки аутизма у ребенка

      Звуковой вектор является доминантным, поэтому звуковая травма становится причиной множественных нарушений в развитии остальных векторов ребенка. По этой причине к основным признакам аутизма до года и в 1 год могут добавляться «сопутствующие» — в результате нарушений в других векторах психики.

      Например, нарушения развития в кожном векторе у новорожденных и детей с аутизмом до 1 года могут проявляться так:

      тактильная непереносимость: ребенок крутится на руках матери, стремится избегать ее прикосновений;

      на купание или гигиенические процедуры ребенок реагирует истерикой;

      при попадании на кожу пищи или жидкости во время кормления ребенок реагирует криком или плачем.

      Нарушения развития при аутизме у малышей с анальным вектором до 1 года проявляются иначе:

      напряженная поза «столбиком» на руках матери;

      частые необъяснимые рвоты и срыгивания;

      отказ пробовать все новое (есть новые виды пищи, кушать из новой посуды, надевать новую одежду).

      Важно понимать, что такие симптомы нельзя в полной мере назвать признаками аутизма у ребенка. Они являются вторичными и возникают по причине искаженного развития всех заданных малышу векторов. Это лишь следствие основной причины аутизма у детей — травмы в доминантном звуковом векторе:

      Когда мама раскрывает устройство психики малыша, наполняет и развивает его природные свойства — то признаки аутизма в год, 2 года и даже у детей 3-4 лет с легкостью уходят.

      Признаки аутизма у ребенка до 4 лет

      В большинстве случаев, признаки аутизма у ребенка могут быть точно диагностированы в возрасте 2-3 лет. Какие симптомы аутизма можно в этот период определить? Прежде всего, это признаки, свидетельствующие о нарушениях способности ребенка устанавливать чувственную и сознательную связь с миром:

      К возрасту 1-2 лет не возникает реакция на имя.

      Ребенок в возрасте 1-2 лет не поддерживает игры на эмоциональный контакт («ладушки», «в ямку бух» и т. д.).

      В возрасте 3 лет у ребенка отсутствует не только активный, но и пассивный словарь. Здоровый звуковичок может начать говорить позже. Но насторожиться следует, если он не понимает или не выполняет просьбы, не реагирует на речь (подробнее в статье «Нарушения речи у аутичных детей: системные причины и методы коррекции»).

      В возрасте 4 лет у ребенка отсутствует интерес или способность к поддержанию игры со взрослыми или другими детьми. Собственная игра ребенка в 4 года не отражает социальных ситуаций (не кормит игрушки, не катает, не укладывает спать). Игры носят преимущественно манипулятивный характер, часто с неигровым материалом.

      Таким образом, основные проявления синдрома РДА мы наблюдаем в первую очередь в различных формах нарушения контакта с внешним миром. Однако и признаки аутизма у детей 2-3 лет также еще не являются устойчивыми и в абсолютной мере поддаются коррекции через изменение состояния мамы и изменение модели воспитания.

      Другие признаки аутизма у ребенка до 4 лет

      Полная картина того, какие симптомы аутизма специалисты определяют у ребенка, наблюдается в совокупности нарушений развития всех векторов. Например:

      Аутичному малышу с кожным вектором может быть свойственна гиперактивность, «полевое поведение», сниженное внимание. Нехватку ощущений своего чувствительного сенсора (кожи) он добирает через стереотипные движения и прыжки («Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям»).

      Аутичный малыш со зрительным вектором демонстрирует истеричность и множественные страхи. Свою чувствительную зону (глаза) он стимулирует с помощью особых ощущений: разглядывая свои руки или игрушки на просвет, световые пятна на стене или узор на обоях («Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом»).

      Для аутичных детей с анальным вектором характерны агрессия, упрямство. Они склонны к ритуалам в кормлении и прогулках, демонстрируют общую заторможенность (подробнее в статье «Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции»).

      Подобные признаки аутизма у ребенка часто рассматриваются специалистами как основные, определяющие. Однако с системной точки зрения являются вторичными, возникшими на базе психотравмы в звуковом векторе. Поэтому при определении признаков аутизма у маленьких детей отталкиваться в первую очередь нужно от того, насколько ребенок поддерживает контакт с внешним миром.

      Внешне наиболее легкие признаки аутизма можно наблюдать у детей с синдромом Аспергера. Обычно это общительные и эмоциональные дети, много говорят, обильно жестикулируют. Однако специалисту нетрудно заметить, что ребенок, активно выражая себя, не слышит другого, не настроен на «обратную связь». Такие на первый взгляд легкие признаки аутизма также требуют своевременной коррекции.

      Коррекция и лечение аутизма

      Вы определяете, что какие-то признаки аутизма у ребенка 2, 3 или 4 лет все-таки видны? Тогда встает следующий вопрос: что делать, как избавиться от аутизма? Реабилитационные мероприятия зависят от того, какие именно симптомы аутизма наблюдаются у ребенка. Сегодня предлагается множество программ, призванных обеспечить коррекцию и лечение аутизма у детей.

      Однако большинство из них не учитывают врожденные особенности психики ребенка. Также «за бортом» остается психологическое состояние матери, оказывающее глобальное скрытое влияние на малыша. Это вынуждает родителей и специалистов продвигаться методом проб и ошибок, теряя драгоценное время. Если вы определяете какие-то признаки аутизма у маленького ребенка, то важно знать следующее.

      Успешное лечение аутизма может осуществляться только на комплексной, системной основе:

      Точное понимание родителями и педагогами всех психических особенностей ребенка. Создание максимально благоприятных условий для его развития и обучения, исходя из природных свойств. Это помогает легко скорректировать развитие и полностью нивелировать любые симптомы аутизма не только в 2-3 года, но и получить результаты для детей более старшего возраста.

      Нормализация психологического состояния матери, обретение ею внутреннего равновесия и максимальной стрессоустойчивости. Без этого вопрос — как избавиться от аутизма — так и остается безответным, поскольку психика малыша полностью зависит от материнской.

      Это приносит реальные результаты. Эффективная коррекция аутизма вплоть до снятия с ребенка диагноза возможна:

      Начать освоение системного подхода можно на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

      www.yburlan.ru

      Аутизм у детей: причины, симптомы, лечение, признаки

      Аутизм — это достаточно»редкое психическое заболевание, симптомы которого сохраняются у ребенка на протяжении всей жизни.

      У мальчиков это заболевание встречается почти в четыре раза чаще, чем у девочек. Симптомы заболевания обычно проявляются у ребенка в течение первых трех лет его жизни (по данным статистики, из 10000 новорожденных младенцев 10-20 страдают аутизмом). Аутизм — это психическое расстройство, затрагивающее все без исключения функции центральной нервной системы человека (в этом отношении аутизм сходен с другим психическим заболеванием, известным под названием синдрома Аспергера).

      У больного аутизмом наблюдается целый ряд отклонений в поведенческой сфере: в частности, он испытывает трудности в общении с окружающими, не может правильно организовать сам процесс коммуникации. Как правило, аутизм сопровождается олигофренией, хотя из этого правила бывают исключения. Симптомы аутизма чрезвычайно разнообразны. Например, у ребенка хорошо развита моторика, однако полностью или частично утрачены языковые навыки, навыки социальной адаптации и самообслуживания.

      Некоторые дети, страдающие аутизмом, не в состоянии овладеть речью — они или совсем не разговаривают, или разговаривают на собственном, непонятном для окружающих языке. Иногда больной ребенок просто произносит какие-то слова, не вкладывая в них привычный для нас смысл, или механически повторяет однажды услышанную фразу. Такие дети зачастую не способны адекватно воспринимать окружающих людей — их слова, интонации, эмоциональное состояние.

      Дети, страдающие аутизмом, как правило, имеют свои нетрадиционные способы общения с окружающим миром (например игрушками они пользуются не так, как другие дети). Игры таких детей отличаются однообразием, они построены в основном на чисто механических движениях, причем следует отметить, что в процессе игры ребенок крайне редко берет на себя роль того или иного воображаемого персонажа. Некоторые дети отличаются импульсивностью, проявляют склонность к агрессии — такое поведение может представлять опасность как для самого ребенка, так и для окружающих. Вспышки ярости, приступы гнева — все это типичные проявления заболевания. Иногда больной ребенок полностью утрачивает связь с той социальной средой, которая его окружает. Стороннему наблюдателю может показаться, что ребенок просто плохо слышит, однако, как показывают тесты, в большинстве случаев такие дети обладают абсолютно нормальным слухом.

      Что является причиной этого заболевания? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. По мнению многих ученых, решающее значение имеет генетический фактор. Кроме того, для аутизма характерны такие сопутствующие заболевания, как эпилепсия и синдром дефицита внимания.

      Диагноз «аутизм» могут поставить ребенку только высококвалифицированные специалисты, обладающие опытом в распознавании и лечении этого заболевания. Такие специалисты, как правило, работают в крупных медицинских центрах. Обратитесь в лечебные учреждения вашего района — администрация предоставит вам всю необходимую информацию.

      Муниципальные учреждения социальной защиты, муниципальные образовательные учреждения должны оказать больным детям всю необходимую помощь. Еще совсем недавно аутизм считался неизлечимым заболеванием, однако в настоящее время известно множество случаев, когда состояние больных детей значительно улучшалось; своевременная диагностика и систематическое лечение при этом имеют решающее значение. Семьи больных детей обязательно должны получать всю необходимую помощь и поддержку. Такого рода услуги предоставляют медицинские центры, муниципальные службы, сетевые службы психологической помощи, а также некоторые интернет-сайты. Обратитесь к вашему педиатру, чтобы он помог вам найти необходимую информацию.

      И наконец еще одно, последнее замечание. Любой ребенок, независимо от уровня развития его интеллекта, нуждается в родительской любви, заботе и ласке. Дети, страдающие олигофренией или аутизмом, не всегда могут адекватно выразить свою любовь, свою потребность быть любимыми, однако они нуждаются в вашей любви ничуть не меньше, чем любые другие дети.

      Раньше в медицинском мире существовала точка зрения, что аутичный ребенок желает уклониться от общения с родителями и всем миром, и аутизм называли «болезненным эгоцентризмом». Сегодня термином «аутизм» очерчивается большой круг проблем, суть которых в том, что сигналы из окружающего мира по пути в мозг, возможно, подвергаются блокированию или задержке, некоторому искажению. Все это затрудняет для аутичного ребенка способность продуктивно взаимодействовать с окружающими, даже просто общаться и разговаривать.

      Аутист может испугаться чего-то, чего мы не видим, засмеяться в совершенно неподходящий момент, может бояться прикосновений, его реакции необычны и непонятны нам, ему сложно выражать свои чувства так, чтобы их поняли.

      Сложно вычленить аутизм из списка других психосоматических заболеваний, но вот некоторые особенности, по которым можно понять, что ваш ребенок — аутист.

    • Ему сложно выстроить длинную фразу, он не понимает напечатанных пошаговых инструкций, совсем не использует местоимение «я», может часто повторять отдельные слова или слоги. Чаще он старается вообще не разговаривать, хотя много читает и легко учится писать.
    • Он старается избежать общения, старается устраниться от контакта со всеми людьми, даже если это контакт визуальный.
    • Слишком сильная или очень необычная реакция на любые звуки, образы, прикосновение, запахи.
    • Слишком неравномерно распределенные способности и умения — иногда ребенок кажется гением, иногда вам кажется, что он сильно отстает в развитии.
    • Сложность взаимодействия, задержка в развитии речевых навыков, неравномерное развитие способностей — это все может быть как признаками аутизма, так и следствием какой-нибудь травмы головного мозга. Так что, чтобы точно поставить диагноз, специалисты должны знать всю историю развития ребенка. Когда ребенок вам стал казаться слишком отличающимся от других? Как он вел себя с вами? С вашими родственниками? Были ли у него симпатии или он не тянется к другим людям? Любит ли, когда его гладят или притрагиваются к нему?

      Если вы обратите внимание на эти особенности рано, то это может помочь вашему малышу лучше адаптироваться в жизни, в социуме — хотя вы заранее должны примириться с тем, что ваш ребенок будет особенным всю жизнь. Не больным — просто другим.

      Он может обучиться общаться и развиваться: есть такие аутисты, которые во взрослом возрасте могут писать книги или учиться в университете, а есть и такие, которые даже не смогут с вами общаться, полностью погрузившись в свой мир.

      Но сегодня с помощью последних методик адаптации все меньше аутистов испытывают подобные трудности.

      Выделяют аутизм в раннем детском возрасте (синдром Каннера) и аутическую психопатию (синдром Аспергера).

      Аутизм в раннем детском возрасте

      Симптомы появляются с 30-го месяца жизни:

    • нарушения в сфере восприятия отношений:

    • недостаточный зрительный контакт;
    • отказ от физического контакта;
    • исчезновение улыбки;
    • нарушения в сфере речи, разговора и невербальной коммуникации:

    • недостаточное обучение речи;
    • механическое повторение слов (эхолалия);
    • создание новых (несуществующих) слов;
    • неправильное использование местоимений (например, использование «ты» вместо «я»);
    • необычные реакции на окружение:

      В большинстве случаев дети с аутизмом малоодаренные, более 60% — умственно отсталые.

      Анамнез раннего детского возраста, характеристики, наблюдение за поведением, ЭЭГ, частичные изменения, вызванные нарушением функций мозга.

    • Цель всех методов лечения — ускорение развития, интеграция в семью, ограничение «застывшего» поведения и навязчивых повторений.
    • Олигофренопедагогическое лечение.
    • Поведенческая терапия, лечение музыкой.
    • Методика сенсомоторных упражнений.
    • Консультирование родителей.
    • Медикаментозное лечение: нейролептики при сильном двигательном беспокойстве и сильном возбуждении.
    • Группы самопомощи и помощи родителям.
    • Аутическая психопатия

      Отклонения начинаются с 36-го месяца жизни.

      Нарушение способности установления отношений:

    • отсутствие чуткости;
    • выраженный эгоцентризм;
    • обратное развитие;
    • отсутствие дистанции;
    • отсутствие юмора;
    • необычные интересы.

    Раннее начало развития речи и формирование стилистически хорошо поставленной речи.

    Нейромоторные функциональные слабости, неловкость. Умственное развитие хорошее вплоть до незаурядного. Пациентов часто считают чудаками и одиночками.

    Раннее консультирование близких пациента. Методика сенсомоторных упражнений.

    Социально-психиатрическое обслуживание: дотация работодателям за устройство на работу, особенно при выборе профессии.

    Поддерживающая психотерапия в подростковом и взрослом возрасте.

    Каковы признаки аутизма у детей?

    Аутизм — сложная патология развития с широким диапазоном симптомов — от легких до тяжелых. Он чаще встречается у мальчиков, и хотя некоторые признаки могут проявиться уже в младенчестве, обычно замечается в возрасте от 18 месяцев до 3 лет. Педиатр должен обследовать ребенка на аутизм во время плановых осмотров с 18 до 24 месяцев, а также оценивать развитие ребенка во время каждого осмотра. Кроме того, важно заметить, что есть и другие проблемы развития, которые могут вызвать симптомы, напоминающие симптомы аутизма. Обычный совет: если вас что-то беспокоит в развитии ребенка, обсудите это с врачом.

    Вот некоторые признаки аутизма.

  8. Задержка или отсутствие речи.
  9. Ребенок не смотрит в глаза и не отзывается на свое имя.
  10. Не жестикулирует (например не показывает пальцем на предметы).
  11. Не любит, когда его обнимают и целуют.
  12. Повторяет одни и те же действия и слова.
  13. Наблюдаются трудности в поведении.
  14. Задержка в развитии, особенно речи и социальных навыков.
  15. Необычные реакции на вид каких-то предметов, тактильные или вкусовые ощущения, запахи или звуки.
  16. Если вам кажется, что ребенок аутичен, поговорите с педиатром. При помощи интенсивной терапии на раннем этапе (речевой, эрготерапии, поведенческой, социальной интеграции) можно ослабить симптомы и добиться стабильного улучшения.

    Время надежд и тревог

    Сегодня мы знаем об аутизме больше, чем когда бы то ни было. Специалисты выяснили, что причина аутизма кроется в патологическом развитии головного мозга, а не в плохом воспитании. Существует надежда, что своевременное интенсивное специальное обучение может помочь детям, страдающим аутизмом, научиться общаться с окружающими и более гибко мыслить. Располагая более полной информацией и будучи оптимистически настроенными по поводу лечения, специалисты ставят этот диагноз во все более раннем возрасте, внушая тем самым надежды на улучшение состояния таких детей.

    Однако есть и тревожные новости. Количество детей, страдающих аутизмом, по-видимому, растет. Я говорю «по-видимому», поскольку мы пока не знаем, увеличивается ли это число за счет того, что мы стали лучше разбираться в этом заболевании или из-за стремительного роста изменений, происходящих в детях. Распространенное мнение о том, что причиной аутизма могут стать прививки, слишком неправдоподобно. Однако существует и множество других возможных причин, которые до сих пор досконально не исследованы. И хотя раннее интенсивное обучение может помочь детям, страдающим аутизмом, добиться определенного прогресса в своем развитии, многие родители все еще надеются, что некий чудодейственный метод все же приведет к их немедленному исцелению. Если эти надежды не оправдаются, а так обычно и бывает, то их ждет жестокое разочарование. Намного реалистичнее было бы полагать, что дети с аутизмом так или иначе будут сталкиваться с определенными трудностями в жизни.

    Cейчас мы знаем об аутизме больше, чем раньше, но нам еще предстоит многое узнать об этой болезни. Здесь приведены лишь основные сведения о ней.

    Дети, страдающие аутизмом, отличаются патологическим развитием в трех основных направлениях: общение, поддержание отношений с окружающими и поведение. Нормально развивающиеся дети порой испытывают трудности в той или иной из этих сфер, но лишь их сочетание позволяет говорить об аутизме. Вот несколько примеров.

    Общение. Дети, страдающие аутизмом, в возрасте от 6 до 12 месяцев не начинают лепетать, как все остальные младенцы, и поздно начинают произносить слова. Если они и говорят, то зачастую повторяют слова безо всякого смысла и испытывают большие трудности в ведении диалога. У них также большие проблемы с невербальным общением. Они не смотрят в глаза собеседнику, чтобы показать, что слушают его. Они не указывают на предметы рукой, чтобы продемонстрировать свой интерес к ним.

    Отношения с окружающими. Дети, страдающие аутизмом, не испытывают потребности в родительской ласке и не тянутся, чтобы их взяли на руки. Они обычно не любят игр, связанных с прикосновениями к их телу. Они зачастую игнорируют сверстников, а если и играют с ними, то проявляют навязчивость, поскольку не умеют «читать» общепринятые жесты и мимику, которые как бы говорят: «Я сейчас готов играть» или «Оставь меня в покое». Они испытывают привязанность к родителям, но в несколько странной манере. Так, например, желая, чтобы их приласкали, они могут наброситься на родителей сзади.

    Поведение. Дети, страдающие аутизмом, зачастую осваивают какие-то движения и затем безостановочно повторяют их. Один постоянно расставляет игрушечные машинки в определенном порядке или безостановочно щелкает выключателем. Другой вставляет кассету в видеомагнитофон и тут же вытаскивает ее. Это может продолжаться часами. Любые попытки вмешаться в подобные действия могут вызвать истерику. Похоже, что их внимание привлекают вращающиеся предметы. Дети, страдающие аутизмом, часто вращают корпусом, кистями рук или хлопают в ладоши, а также раскачиваются всем телом. Их реакция на звуки, запахи и прикосновения часто бывает необычной. Например, многие из них любят, когда их крепко обнимают, но не выносят мимолетных прикосновений.

    В чем основная проблема аутизма у детей?

    На этот счет существует множество теорий. Одна из них кажется мне правдоподобной и утверждает, что при аутизме нарушается процесс переработки мозгом информации, поступающей от органов чувств, примерно так же, как в плохо настроенном телевизоре. Одни сигналы проходят без помех, другие искажаются, а третьи вообще пропадают. Возможно, что основные проявления аутизма — проблемы общения, взаимоотношений и поведения — являются следствием этих искаженных сигналов, в результате чего ребенок сталкивается с пугающим и непонятным для него миром.

    Некоторые из наиболее заметных проявлений, в частности истерики, возможно, отражают крайнее отчаяние и беспомощность ребенка, как бы отрезанного от других людей. Еще один распространенный симптом, вращательные движения различными частями тела, по-видимому, отражает нарушения в вестибулярном аппарате ребенка, который отвечает за поддержание равновесия. То, что ребенок избегает смотреть в лицо людям и предпочитает вместо этого рассматривать ограниченное количество хорошо знакомых ему предметов, говорит о том, что человеческое лицо дает ему слишком много информации, а это его пугает и раздражает.

    Если аутизм нарушает восприятие зрительной, слуховой, осязательной и вкусовой информации, то все ощущения, которые обычно связывают ребенка с родителями и проявляются во взглядах, вкусном угощении, музыке, начинают, наоборот, отдалять его от них. Основная задача при лечении аутизма — проникнуть в сущность искаженных сенсорных импульсов и «достучаться» до ребенка, преодолеть его защитные реакции, такие как избегание прямого взгляда, и научить его навыкам общения и обмена мыслями и чувствами.

    Первые признаки аутизма у детей

    Раннее распознавание аутизма существенно повышает шансы на его излечение. Уже в самом раннем возрасте родители могут почувствовать, что что-то не в порядке. Анализируя впоследствии прошлые события, они припоминают, что в 12 месяцев малыш не смотрел им в глаза, как другие дети, не любил прикосновений к себе, не показывал на предметы пальцем, чтобы привлечь к ним внимание родителей. В 15 месяцев он не произносил ни слова, чтобы выразить свои желания или самые простые мысли. В 2 года он не мог связать два слова и построить простейшее предложение. Ни один из этих тревожных признаков не указывает однозначно на аутизм. Потеря слуха и другие нарушения, а также некоторые особенности нормального развития могут внешне проявляться точно так же. Однако если вы заметили подобные симптомы, необходимо произвести обследование ребенка, не успокаивая себя тем, что он «вырастет и все пройдет».

    Лечение аутизма у детей

    Основным направлением в лечении аутизма является раннее интенсивное обучение, сосредоточенное на общении. Программы, направленные на совершенствование речи ребенка и его навыков общения, обычно занимают несколько часов в день все семь дней в неделю. Возможно, ребенку понадобится не одна такая программа. Для их проведения необходимо заручиться помощью квалифицированных специалистов. Все это требует очень больших усилий, и один из родителей неизбежно должен будет полностью посвятить свое время уходу за ребенком и его обучению. В этой ситуации чрезвычайно сложно найти баланс между интересами ребенка, страдающего аутизмом, и потребностями остальных членов семьи.

    Пока не существует лекарства, способного вылечить причину, лежащую в основе аутизма. Однако используются различные медикаменты, которые снимают у ребенка симптомы беспричинной злости, раздражительности и истерик, которые могут сделать невыносимой жизнь всей семьи и мешают проводить с ним занятия.

    Использование антибиотиков помогает лишь небольшому числу пациентов, и чаще всего дает временный эффект.

    www.sweli.ru

    Признаки аутизма у детей

    Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики.

    Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.х дней жизни – это главное условие коррекции развития и социализации в обществе детей с этим заболеванием.

    Симптомы аутизма у младенцев

    Ребенок-аутист не имитирует чужое поведение, не пытается взаимодействовать с другими детьми, не участвует в невербальном общении и не приближается к чужим. Эмоции других людей оставляют его равнодушным, но звуковые или осязательные раздражители часто вызывают чересчур бурную реакцию (истерику в том числе). На раздражители другого типа и на позу кормления реакция часто ослаблена, удовольствия после кормления малыш не проявляет.

    Признаки аутизма включают также отсутствие:

    • первых слов к 16 месяцам;
    • спонтанных фраз из двух слов к концу 2-го года (автоматическое повторение не учитывается).
    • Речь маленького ребенка-аутиста содержит мало согласных звуков, обмен звуками с другими людьми происходит вразнобой, словарный запас ограничен.

      Малыш-аутист редко сопровождает жесты словами, редко комбинирует слова, практически никогда не делится с другими своими переживаниями и крайне редко обращается с просьбами. У ребенка также наблюдается эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений – малыш не меняет местоимение (например, говорит о себе «ты», «тебе» и т.д.).

      Признаки в возрасте 1 года

    • Ослабленная иммунная система, которая приводит к частым заболеваниям.
    • Непостоянное возникновение судорог.
    • Задержка развития крохи.
    • Периодическое проявление нарушения слуха.
    • Неправильная работа сенсорного восприятия.
    • Расстройство работы желудка и кишечника.
    • Проявление аллергических симптомов.
    • Аутизм у ребенка до 3-х лет

      Полная картина болезни обычно видна у ребенка к 3 годам, хотя некоторые первые признаки аутизма у детей можно заметить уже в период 8-10 месяцев его жизни.

      Физически малыш с аутизмом здоров, по внешнему виду его не отличить от обычного ребенка. Очень часто дети аутисты внешне очень привлекательны. Проявления их болезни выражается не в физическом состоянии, а определяется на уровне поведения и необычных реакций либо отсутствии каких-либо реакций вообще.

      Аутичные дети почти не реагируют на свет и посторонние звуки, не радуется маминому появлению, у них отстраненный взгляд, направленный мимо человека или красивой игрушки. Аутисты — совершенно другие малыши. Всеми силами они стараются не привлекать к себе внимание окружающих, такие детки желают находиться в своем собственном мире.

      В возрасте 4 лет и старше

      Проявления заболевания можно проверить уже в первые годы жизни ребенка. При тщательном и внимательном анализе поведения малыша даже в самом юном возрасте можно выявить первые характерные признаки синдрома аутизма. Для этого заболевания есть особые психологические черты и особенности.

      Основные характеристики болезни можно разделить на несколько основных категорий:

    • Нежелание создавать новые социальные контакты.
    • Нарушенные интересы или использование специальных игр.
    • Повторение типичных действий многократно.
    • Нарушение речевого поведения.
    • Изменение интеллекта и разный уровень психического развития.
    • Изменение собственного ощущения личности.
    • Нарушение психомоторных функций.
    • Малыши с аутизмом в России посещают обычные школы. В нашей стране для таких детей отсутствуют специализированные образовательные программы. Обычно детки, страдающие аутизмом, хорошо учатся. У них наблюдается склонность к различным дисциплинам. Многие ребята даже показывают высочайший уровень владения предметом.

      Такие детки часто сосредотачиваются на каком-то одном предмете. По другим же дисциплинам, которые не находят отклика во внутреннем мире ребенка, они могут иметь весьма посредственную успеваемость.

      Малыши с аутизмом достаточно плохо концентрируются, а также отличаются недостаточной концентрацией внимания сразу на нескольких предметах одновременно.

      Малыши могут часами играть на различных музыкальных инструментах. Некоторые детки даже самостоятельно сочиняют различные произведения.

      Дети, как правило, стараются вести достаточно замкнутый образ жизни. У них мало друзей. Они практически не посещают различных развлекательных мероприятий, на которых может присутствовать огромное количество людей. Нахождение дома для них более комфортно.

      Очень часто у малышей наблюдается приверженность к определенным продуктам питания. В большинстве случаев, возникшая в раннем детском возрасте. Малыши, страдающие аутизмом, кушают в строго отведенное время по собственному графику. Все приемы пищи сопровождаются выполнением какого-то определенного ритуала.

      Они часто едят только из привычных для них тарелок, стараются избегать посуды новых цветов. Все столовые приборы обычно раскладываются ребенком на столе в строго определенной последовательности.

      Малыши с проявлениями аутизма могут весьма успешно окончить школу, показывая отличные знания по какой-то одной дисциплине.

      Диагностика у новорождённых

      Малыши с проявлениями аутизма плохо реагируют на любые попытки обращения к ним, особенно по имени. Дети долгое время не лепечут и не произносят первые слова.

      Эмоции ребенка достаточно обеднены. Жестикуляция также значительно снижена. Малыш, который болен аутизмом, производит впечатление очень спокойного ребенка, который мало плачет и практически не просится на ручки. Любые контакты с родителями и даже мамой не доставляют ребенку сильных положительных эмоций.

      Новорожденные малыши и груднички практически не выражают различные эмоции на лице. Такие детки кажутся даже несколько отреченными. Часто на попытки вызвать у малыша улыбку, он не меняется в лице или воспринимает эту попытку достаточно холодно. Такие детки очень любят рассматривать различные предметы. Их взгляд останавливается на каком-то предмете на очень долгое время.

      Малыши часто стараются выбирать одну или пару игрушек, с которыми могут проводить практически весь день. Для игр им абсолютно не требуется никто из посторонних. Они прекрасно чувствуют себя наедине с самим собой. Иногда попытки вторгнуться в их игру может вызвать приступ паники или агрессии.

      psi-doc.ru