Аутизм в томске

Школа для всех: как в Томске учат детей с аутизмом

«Особенных» детей трудно не заметить — их поведение привлекает внимание, вызывая порой неоднозначную реакцию. Кто живет и общается с ними, занимается их воспитанием и обучением, может по-настоящему их понять — и это огромный каждодневный труд. А от нас, остальных, нужно немного — принять их и дать им возможность быть среди нас. Они очень этого хотят.

Ирина Гришаева, председатель ассоциации родителей детей с аутизмом «Аура», мама ребенка с РАС (расстройством аутистического спектра):

— Для них нужны особые условия в детских садах и школах: индивидуальная адаптированная образовательная программа; специально обученные педагоги, тьюторы, владеющие прикладным анализом поведения (АВА-терапия) и методом альтернативной коммуникации; индивидуальные занятия со специалистами — логопедом, психологом, дефектологом и т.д. Но самая главная задача сегодня — организовать им инклюзивную образовательную среду, где они учатся академическим и социальным навыкам гораздо эффективнее, быстрее, чем в изолированных группах и коррекционных учреждениях.

По словам Ирины, идеальный вариант — ресурсный класс, где все дети учатся вместе. Рядом всегда тьютор, который в нужный момент выводит «особого» ребенка из класса в ресурсную зону, где тот позже получит от учителя все, что не успел на уроке, плюс нужные ему занятия со специалистами. Такие классы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Красноярске и других городах. Модель дорогая — специальное оборудование, обучение и оплата труда педагогов требуют денежных средств.

Первый в Томске отдельный (не ресурсный) класс для детей с РАС, обучающихся по адаптированной образовательной программе, появился в 2015 году в школе № 34 по инициативе родителей «Ауры» и руководства школы, при поддержке органов власти. На восемь детей — целая команда педагогов: учителя, тьютор, воспитатель, психолог, логопед и дефектолог. Как рассказывают педагоги школы, дефектолог Ирина Новикова и логопед Ирина Матвейчук, главной целью создания класса была постепенная адаптация таких детей к условиям образовательной среды.

Результаты двухлетней работы педагогов — это успехи их учеников. А они впечатляют: неговорящие дети с РАС научились говорить; дети научились писать и читать не хуже обычных первоклашек, приобрели и развили социально-бытовые навыки. Из восьми ребят четверо идут в обычные вторые классы. В социализации детей тоже есть заметные успехи.

Сейчас на обучение набраны новые дети, но основная цель — диагностическая: в течение года педагоги будут наблюдать за каждым ребенком, фиксировать промежуточные результаты и достижения, с учетом которых через год уточненный диагноз ПМПК позволит определить для ребенка дальнейший образовательный маршрут, наиболее оптимальный для него.

— Дети с РАС должны вести обычный образ жизни: ездить в общественном транспорте, ходить на экскурсии, то есть постепенно, с нашей помощью входить в общество, которое их принимает, а не осуждает. Им тоже необходимо общение, и они должны видеть правильное поведение, — делится Ирина Матвейчук. — Не все наши коллеги готовы работать с ними из-за особенностей их поведения. Но только взрослый компетентный человек может помочь им преодолеть многие ступеньки в их «особенном» развитии. Наша задача — воспитывать и обучать их.

В филиале Академлицея в Зеленых Горках — два класса по восемь детей с РАС, обучающихся по адаптированным образовательным программам. По словам завуча по начальной школе Светланы Семеновой, для них есть все, что нужно: оборудование, мебель, учебно-методический материал, а главное — педагоги с многолетним опытом работы с детьми-аутистами (пятеро педагогов пришли сюда из гимназии «Пеленг», которая давно и успешно работает с детьми с РАС). На каждый класс — учитель, воспитатель и тьютор. Есть и узкие специалисты для индивидуальных занятий: логопед, дефектолог и другие. Будет и музыка, и ИЗО с физической культурой.

— Сейчас принят ФГОС для детей с РАС. Они будут заниматься по адаптированной образовательной программе, с учетом своих особенностей, — говорит Светлана Павловна. — На «внеурочку» они будут ходить в массовую школу — начнем с этого. У них своя игровая площадка рядом с блоком. А лестница на второй этаж идет мимо их блока, так что они не изолированы — они понимают и видят, что они не одни.

— У нас сильная команда, — рассказывает Алена Шварц, куратор «особенных» классов Академлицея. — Учитель, воспитатель и тьютор — такой «треугольник» ведет ребенка от начала до конца дня. Учитель и тьютор занимаются первую половину дня, затем детей плавно передают воспитателю, и тьютор продолжает с воспитателем, узкими специалистами. Каждый из нас может и должен рассказать о ребенке, как прошел его день, и дать рекомендации родителям. Кроме того, должны быть четкие требования и одинаковые инструкции как в школе, так и дома, иначе результата не будет.

— Я работаю с такими детьми с 2004 года — у них очень много способностей, — говорит Ирина Кабанова, тьютор одного из «особенных» классов Академлицея. — Многие успешно изучают иностранные языки, прекрасно рисуют, играют на фортепиано. Нельзя говорить, что с ним ничего не будет — траектория развития ребенка может измениться. Почему у этих детей каждый год комиссия? Их смотрят специалисты: насколько они продвинулись. И на каком-то этапе может быть такой скачок, что.

— Они очень разные, — вспоминает о первом опыте работы с детьми-аутистами Таисия Петрова, воспитатель детей с РАС Академлицея. — Я начинала в школе № 34 воспитателем: хотела устроиться туда школьным психологом, но попала к «особенным» деткам. По образованию я специальный психолог, а на тот момент еще училась. Было очень поверхностное представление о детях-аутистах. Теории было мало — в целом, давали про детей с ОВЗ, а про аутистов совсем чуть-чуть рассказали, какими они могут быть. Какие они на самом деле, я узнала, когда начала с ними работать. И на практике получила гораздо больше.

— Коррекционная педагогика у нас входит в программу основного образования студентов, но она затрагивает все ОВЗ: и аутизм, и ДЦП и другое, а это абсолютно разные методики и подходы, — рассказывает Дина Гимро, заведующая отделом маркетинга образовательных услуг Томского государственного педагогического колледжа. — С 2015 года мы с «Аурой» запустили 16-часовую программу по коррекционной работе с детьми с РАС в условиях инклюзии, и на нее был огромный спрос у воспитателей, логопедов, педагогов, родителей «особенных» детей. На всех желающих не хватало мест. Некоторые наши студенты и преподаватели уже обучились по этой программе. С этого года программа рассчитана на 144 часа. Читают ее известные практические психологи, поведенческие аналитики, медики с опытом работы с такими детьми, в том числе по методу АВА. Большинство из них — родители детей с РАС.

Не у всех педагогов есть возможность пройти специальное многоступенчатое обучение АВА-терапии, скажем, в Москве. Но в Томске есть курсы повышения квалификации в педколледже и ТОИПКРО, проводятся совместные конференции, семинары на базе школ и садов — в среде заинтересованных педагогов города, работающих с аутичными детьми, происходит постоянное обучение, самообразование и обмен опытом. Как говорит старший воспитатель детского сада № 15 Светлана Короткова, когда у них открылась группа для детей с РАС, специалисты «Ауры» раз в месяц проводили семинары: собирались педагоги с других детских садов, со школ и рассказывали о своем опыте.

— Наш учитель-логопед отучилась по методике АВА-терапии, и мы применяем этот метод, — поделилась со мной Светлана Алексеевна. — А если в других группах появятся детишки с диагнозом РАС, то у них будет индивидуальная программа, с ними тоже будут работать специалисты — одни они не останутся.

— РАС —это, как правило, не нарушения интеллекта — он может быть очень высоким, — говорит Наталья Артюшенко, директор МБУ ПМПК, руководитель рабочей группы при Координационном совете по делам инвалидов администрации Томска. — РАС — это нарушение социализации и коммуникации, сенсорные нарушения. В основе лежит разбалансировка зрительного и слухового восприятия. Потому у детей такое поведение. А еще у них очень плохая кратковременная память. Их действительно стало больше, как и детей с ОВЗ, в целом. Но сейчас научились с ними работать, и сегодня дети с РАС уже на порядок выше тех детей, которые были три года назад, потому что с ними занимаются так, как надо. И при раннем вмешательстве можно достичь значительных успехов.

Как отмечает Наталья Петровна, сегодня по закону ребенок с РАС имеет право на создание ему условий в любом образовательном учреждении:

— У нас большая часть детей с РАС — в обычных детских садах и школах (а раньше они были только в учреждениях для умственно отсталых детей). И это правильно. Но в нашей стране везде есть человеческий фактор: когда «созреет» руководитель — будет отдельная группа или класс, и деньги выделят. Общество наше не созрело. Поэтому я всегда говорю родителям: нужно выходить со своими детьми в люди, на улицу, в общественные места. Многие родители боятся — жалости, осуждения, что «сами виноваты», ведь до сих пор люди уверены, что ребенок с РАС или ОВЗ может быть только в семьях наркоманов, хотя они рождаются в разных семьях. Вот так у нас, к сожалению: узость мышления, отсутствие широты взглядов и неумение принимать человека таким, какой он есть.

news.vtomske.ru

Неконтактный ребенок. Детский аутизм

Аути?зм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до 3-х лет.

История появления заболевания

Примеры описаний симптомов аутизма можно обнаружить в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм».

В записях «Застольных бесед» Мартина Лютера содержится упоминание двенадцатилетнего мальчика, возможно, страдавшего тяжёлой формой аутизма.

В описаниях «Дикого мальчика из Аверона» также прослеживаются признаки аутизма. Этот Маугли XVIII века, обитавший во французских лесах и попавший к людям лишь в 1798 году в возрасте примерно 12 лет, поступил под опеку студента-медика Жана Итара, разработавшего специальную программу обучения через имитацию, чтобы привить мальчику социальные навыки и обучить речи.

Термин «autismus» был придуман швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1910 году при описании симптомов шизофрении. В основу этого неолатинизма, означающего «ненормальное самолюбование», он положил греческое слово ????? — «сам», намереваясь подчеркнуть «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость.»

Современное значение термин «аутизм» впервые обрёл в 1938 году, когда Ганс Аспергер из Венского Университетского Госпиталя в своей лекции по детской психологии на немецком языке использовал термин Блейлера «аутистичные психопаты». Аспергер исследовал одно из расстройств аутистического спектра, впоследствии, названное синдромом Аспергера, но в силу ряда причин лишь в 1981 году получившее широкое признание в качестве самостоятельного диагноза.

Лео Каннер, работавший в Госпитале Джона Хопкинса, внёс современное значение слова «аутизм» в английский язык. Описывая в 1943 году поразительное сходство черт поведения 11 детей, он употребил словосочетание «ранний детский аутизм». Почти все особенности, подмеченные Каннером в первой статье на эту тему, такие как «аутистическое уединение» и «стремление к постоянству», и в наше время считаются типичными проявлениями аутистического спектра.

В случае с расстройствами аутистического спектра, примерно половина родителей замечают необычное поведение ребёнка по достижении 18 месяцев, а к 24 месяцам на отклонения обращают внимание уже 80 % родителей. Поскольку задержка лечения может повлиять на долгосрочный результат, ребёнка следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков:

  • к 12 месяцам жизни ребёнок ещё не лепечет;
  • к 12 месяцам ребенок не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье и т. п.);
  • к 16 месяцам не выговаривает слов;
  • к 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов;
  • если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.
  • Долгое время считалось, что характерные для аутизма симптомы вызываются некой общей причиной, действующей на генетическом, когнитивном и нейрональном уровнях. Однако, в настоящее время, всё большую силу набирает предположение о том, что аутизм, напротив, представляет собой сложное расстройство, ключевые аспекты которого порождаются отдельными причинами, часто действующими одновременно. Причины аутизма тесно связаны с генами. Следует отметить, что генетика данного заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации. В редких случаях, обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты. Другие предполагаемые причины спорны.

    Статистика заболевания

    По данным сайта http://www.autismspeaks.org аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.

    По данным статистики США, в 2011—2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти, из-за изменившихся подходов к диагностике; и пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства.

    В России заболеваемость аутизмом составляет один случай на тысячу детей. Кроме того, аутизм входит в четверку самых распространенных заболеваний детского возраста в России, уступая лишь сахарному диабету, бронхиальной астме и эпилепсии.

    Нейропсихология: теории развития аутизма

    Данные теории связывают развитие аутизма дефицитом социального познания. В частности, сторонники теории видят в аутизме склонность к гиперсистематизации, при которой человек способен создавать свои правила мысленного обращения с зависимыми от него событиями, но проигрывает в эмпатии, требующей умения обращаться с теми событиями, которые вызваны другими действующими лицами.

    Теории данного спектра на первый план выдвигают обработку мозгом общей, несоциальной информации. Взгляд на аутизм, как дисфункцию исполнительной системы предполагает, что отчасти поведение аутиста вызвано дефицитами рабочей памяти, планирования, сдерживания и других исполнительных функций.

    Обе категории по отдельности слабы: когнитивные теории не объясняют причин фиксированного, повторяющегося поведения, а теории дефицита памяти не позволяют понять социальных и коммуникативных затруднений аутистов. Возможно, будущее за комбинированной теорией, способной интегрировать данные о многочисленных отклонениях.

    Дети с диагнозом «аутизм»

    Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда.

    У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

    Уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослым отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для начального коммуникативного поведения здорового малыша.

    Отмечаются нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности.

    Все эти особенности сочетаются с неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает их.

    Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения.

    Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны у него часты неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже света от настольной лампы), с другой — у него может отсутствовать чувство реальной опасности: он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.

    Социальному взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм — стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических наказаний, заставить его подчиниться их требованиям.

    Проблемы семей аутичного ребенка

    Беда семей с аутичными ребенком прежде всего состоит в том, что осознание проблемы в семье зачастую наступает внезапно. Поэтому, в момент постановки диагноза, семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался «здоровым и одаренным», на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим. Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.

    Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

    Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

    Психологические рекомендации родителям аутичного ребенка

    Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребенка, иногда крайне неловкого и неуклюжего. Непонимание и осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и его родителей.

    В результате, такие родители чувствуют себя отверженными, одинокими, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком, они начинают стыдится своего ребенка.

    Иногда, детей, страдающих тяжелыми формами аутизма, не принимают ни в одно детское дошкольное заведение, а при достижении ими школьного возраста признают “необучаемыми” и не принимают даже во вспомогательную школу. Родители таких детей особенно сильно чувствуют себя несчастными.

    Специалисты знают, как важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому очень важно родителям создать в доме психологический комфорт.

    Для этого родителям очень важно избавиться от стереотипов:

    1) «Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него».

    2) «Больной ребенок — это наказание за какие-то грехи. Ты сам(а) виноват(а), что он болен».

    3) «Если у тебя больной ребенок-инвалид, то жизнь закончена: нужно все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку».

    Эти и другие подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: ”Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!”

    Чтобы наладить с аутичным ребёнком контакт, стать ему другом и помощником, необходимо следовать следующим правилам:

    Правило 1. Избавьтесь от собственных амбиций в отношении своего ребенка.

    Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.

    Мы требуем, что бы ребенок соответствовал нашим высоким требованиям к нему. Мы мечтаем: “Он станет богатым (банкиром, бизнесменом, менеджером), талантливым (музыкантом, артистом, танцором, художником)”. При этом родительские мечты не всегда согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. А если вдруг выясняется, что ребенок серьезно болен, что необходима многолетняя коррекционная работа, а планы родителей по его будущему были полны радужных перспектив, родители испытывают страшный стресс: “Наш ребенок не поступит в университет, не станет банкиром, не станет художником, и вообще неизвестно станет ли он полноценным человеком!” Пройдет много дней, прежде чем семья после такого стресса снова обретет почву под ногами.

    Правило 2. Ни в коем случае не стыдитесь своего ребенка.

    Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким — с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите? Почему их мнение для вас так важно?

    Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

    Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине.

    Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват, и что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

    Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв.

    Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

    Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребёнка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами.

    Кроме того, родители должны знать, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

    Уважаемые родители, в следующей статье содержится полезная информация по данной проблематике: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=4401

    ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает на психологическое консультирование

    Запись по тел. 468-500

    Учреждения, осуществляющие психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семей

    1. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», областной медико-педагогический центр

    г. Томск, ул. Северный городок, 52, т. 65-18-05

    2. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», детское отделение № 14

    г. Томск, ул. Алеутская, 4, т. 97-62-14

    Специалисты: логопед, психолог, психиатр, психотерапевт.

    3. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», детское отделение № 15

    г. Томск, ул. Алеутская, 4, т. 97-62-15

    Специалисты: психолог, психиатр, психотерапевт.

    4. Областное государственное автономное учреждение здравоохранения Томский Областной Перинатальный центр

    г. Томск, ул. И. Черных, 96/1, т. 64-33-03, 64-75-82

    5. Областное государственное автономное учреждение Комплексный центр социаль­ного обслуживания населения Томской области

    г. Томск, ул. Мокрушина, 20/3, т. 41-08-22

    Специалисты: психолог, соц.педагог, педиатр, физиотерапевт.

    6. ООО «Лечебно-оздоровительный центр «Здоровая мама – крепкий малыш»

    г. Томск, ул. Транспортная, 5, т. 66-05-02

    7. Областное государственное казённое стационарное учреждение «Реабилитаци­онный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»

    Томская обл. п. Калтай, т. 96-72-43, с. 8-906-958-32-73

    Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр.

    8. Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Томской области»

    г. Томск, ул. Котовского, 19, т. 55-64-01

    Специалисты: логопед, психолог, психиатр.

    г. Томск, ул. Алтайская, 8/3, т. 52-91-61

    Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

    10. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида № 22 г. Томска

    г. Томск, ул. Елизаровых, 37, т. 54-28-41

    Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр.

    11. Муниципальное учреждение Психолого-медико-педагогическая комиссия г. Томска

    г. Томск, пр. Ленина, 53, т. 52-84-83

    Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр, педиатр, невролог, сурдолог, ортопед, офтальмолог.

    12. Муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Детский центр восстано­вительного лечения»

    г. Томск, ул. Елизаровых, 53, т. 54-00-21

    Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр, психолог, невролог, ортопед, офтальмолог.

    13. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного об­разования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби-центр»

    г. Томск, ул. Елизаровых, 70А, т/ф. 24-44-11

    14. Муниципальное учреждение «Центр профилактики и социальной адаптации «Се­мья» г. Томска

    г. Томск, ул. Куйбышева, д.1, т. 66-97-03, телефон доверия 626 – 046, штаб оперативного реагирования т. 624 – 400

    Специалисты: психолог, социальный работник, юрист, логопед.

    15. Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия

    г. Томск, ул. Пирогова, 10, т. 49-00-09

    Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр, психолог.

    16. Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина. Культурно-образовательный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья

    г. Томск, пер. Батенькова, д. 1, т. 51-56-33

    Специалисты: психолог, педагог, библиотекарь.

    Учреждения и организации, оказывающие помощь и поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям

    1. Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

    г. Томск, ул. Тверская, 74, т. 71-39-98

    2. Департамент социальной защиты населения Томской области

    г. Томск, ул. Шевченко, 24, т. 49-80-19

    3. Центр социальной поддержки населения Кировского района

    г. Томск, пр. Кирова, 48, т. 43-21-01

    4. Центр социальной поддержки населения Советского района

    г. Томск, ул. Тверская,74, т. 71-40-14

    5. Центр социальной поддержки населения Октябрьского района

    г. Томск, ул. Суворова, 17, т. 68-38-42

    6. Центр социальной поддержки населения Ленинского района

    г. Томск, ул. 79 Гвардейской дивизии, 11/2, т. 72-76-09

    7. Томская региональная общественная организация помощи детям-инвалидам с ум­ственной отсталостью и их семьям «Парус надежды»

    Томская область, пос. Калтай, т. 967-274, 967-373, телефон доверия и экстренной помощи 25-58-03

    8. Местная общественная организация томской ассоциации инвалидов детства «Радуга»

    г. Томск, ул. Мокрушина, 22, т. 24-37-16

    9. Ассоциация родителей детей с ДЦП «Радость движения»

    Статью подготовила: клинический психолог – Е. О. Шахрай

    profilaktika.tomsk.ru

    Эмоционально-смысловой подход ИКП РАО (Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.)

    Групповая работа является для нас основной. На наших встречах дети собираются то все вместе, то в малых группах.

    В каждое занятие включено 2-3 метода и 2-4 специалиста. Мы научились решать разные задачи в едином процессе.

    Мы знаем и видим, к чему приводит подход и его методы. Поэтому не обещаем, а гарантируем, что результат будет.

    Что позволяет нам эффективно помогать детям?

    Добиваться выраженных результатов, радоваться новым ресурсам и возможностям детей нам позволяет следующее.

  • Знание особенностей и объективных затруднений ребят.
  • Умение создавать условия, ослабляющие аутистические защиты.
  • Владение методами коррекционной помощи, направленными в суть проблем, для решения которых они созданы.
  • Способность ценить даже «едва заметные» успехи детей. Поскольку они дорогого стоят, нелегко даются и становятся возможны, благодаря уникальной способности наших ребят бороться и побеждать.
  • Детские развивающие группы

  • 3-6 детей
  • 3-5 лет
  • совместное чтение
  • логопед
  • муз.руководитель
  • 3 часа
  • 7-10 детей
  • 4-7 лет
  • игровая терапия
  • сюжетное рисование
  • 1,5 часа
  • 2-4 чел.
  • 7-10 лет
    • эмоциональная сфера
    • смысловая сфера
    • психолог
    • воспитатель
    • Практикующие специалисты Томска и Северска, владеющие методами эмоционально-смыслового подхода. Семьи, увлеченные результатами развития своих детей.

      Занятия проводятся на игровых и специализированных площадках города, максимально отвечающих актуальным задачам конкретной группы.

      При формировании развивающих групп приоритет отдается детям с определенной совокупностью актуальных особенностей.

    • В группу «Ладушки» принимаются дети дошкольного возраста с тяжелыми формами аутизма (игнорируют обращения, не проявляют интереса к окружающим, в совместных играх участвуют избирательно, кратко или не участвуют совсем).
    • В группу «Лукоморье» принимаются дети дошкольного возраста с эмоциональными и интеллектуальными нарушениями, опытом работы в группе, выносливостью в контакте не менее 15 минут и выраженными навыками подражания действиям взрослого.
    • В группу «Лидер» принимаются дети с легкими формами РАС, ЗПР младшего школьного возраста с богатым опытом групповой работы, выраженным самоконтролем и навыками выполнения заданий по показу/образцу без помощи взрослого.
    • Наша главная цель —

      преодоление тяжелых форм РАС у детей дошкольного возраста, поддержка позитивной динамики их развития в школьные годы. Успешное решение задач отражается в изменении привычного поведения детей и фиксируется в их достижениях.

    • Группа «Ладушки» — развитие интереса к взаимодействию со взрослым, снижение уровня тревожности, повышение выносливости в эмоциональном контакте, формирование навыка целенаправленного оперативного подражания игровым действиям. Дети с желанием идут на контакт со взрослым, свободно проявляют позитивные эмоции, участвуют в небольших групповых играх, начинают наблюдать за сверстниками.
    • Группа «Лукоморье» — развитие инициативы в игре со сверстниками и познавательной деятельности, формирование навыка самостоятельного решения задач. Дети успешно работают в группе — играют, рисуют, танцуют, поют, конструируют, активно участвуют в совместном чтении и театрализации. Выносливость и самоконтроль приближаются к норме, задания выполняются с небольшой помощью взрослого или самостоятельно.
    • Группа «Лидер» — развитие интереса к учебной деятельности и естественному общению, формирование навыков ученического поведения, коммуникации и самостоятельного получения знаний. Дети участвуют в групповых и тренинговых формах работы. Добывают новые знания из книг и диалогов, выражают отношение к происходящему в рисунках и рассказах, делятся информацией в беседе с окружающими.
    • Посетить развивающие группы в ознакомительном режиме может каждый ребенок. В долгосрочном сотрудничестве мы иногда отказываем. Причина — бессмысленность дальнейшей работы. Происходит это в нескольких случаях.

    • Актуальный ресурс ребенка превосходит уровень задач, которые решаются в рамках развивающих групп. Основные коррекционные цели достигнуты. Семье стоит сконцентрироваться на более обычных направлениях развития ребенка.
    • Семья безучастна к поддержанию основ лечебного воспитания, не использует методы, помогающие коррекции развития ребенка, при выполнении заданий допускает подмену истинных целей общепринятыми. В итоге, возможности к совместно разделенному переживанию жизненных событий ребенка с родными и близкими не реализуются, смысл нашей работы над развитием необходимых для этого ресурсов теряется.
    • В семье используются модели взаимодействия с ребенком, которые способствуют формированию не эмпатии и самостоятельности, а эгоизма и выученной беспомощности. Жизнь семьи и работа группы вступают в прямое противоречие, нивелируя результаты друг друга.
    • Во втором и третьем случаях важно понимать, что группа дает толчок в нормализации развития ребенка, предоставляя ему необходимую помощь и ценный опыт. Если новый опыт и достижения ребенка не поддерживаются и не используются семьей, смысл нашего сотрудничества исчезает.

      Оформить предварительную запись на занятия в развивающей группе или на участие в мероприятиях для родителей.

      Почему иногда мы берем в группы не только детей-«аутистов»?

      Расстройство аутистического спектра может быть первичным и вторичным. РАС может выступать причиной, приводящей к искажениям развития, а может проявляться как следствие недостатка социального опыта, познавательных процессов и т.д. Специфика нашей работы — помощь детям с исходно тяжелыми формами аутизма. Но и ребенка с аутистическими чертами без поддержки не оставим. Из-за тесной связи эмоций с когнициями, а смысла с речью, методы эмоционально-смыслового подхода создают отличную базу для успешной коррекции ряда интеллектуальных и речевых нарушений. По возможности, помогаем и в таких случаях. Взять же в группу обычного ребенка, чтобы научить его понимать и общаться с детьми с РАС — отдельная радость.

      sobyitie-esp.ru

      07 апреля 2018 года в помещении МОУ СОШ №34 имени 79-й гвардейской стрелковой дивизии состоялось годовое общее собрание членов ТРОО «АРДА «АУРА». На заседании были рассмотрены отчеты Председателя и Ревизора организации, выбран новый состав Правления. Так же утвержден план и программа деятельности организации на 2018 год. 2017 годы был богат мероприятиями и в течение года проведены значимые проекты для нашей организации!

      Десять основных Проектов и Программ ТРОО «АРДА «Аура», имеющих основную цель-содействие защите интересов и прав детей с аутизмом и их родителей, содействие интеграции «особых» детей в общество в 2017 году:

      1. Организация обучения педагогов МАОУ СОШ № 34 имени 79-й гвардейской стрелковой дивизии города Томска на курсе повышения квалификации «ВКЛЮЧИ МЕНЯ»
    • «Подари ребёнку сказку или Операция Гаегод – 2».Организация новогоднего праздника для детей с аутизмом
    • Содержание и результаты уставной деятельности ТРОО «АРДА «Аура» в 2017 году:

    • Участие в межведомственной рабочей группе при ПМПК г. Томска
    • Участие в Общественном совете при ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России
    • Психологический тренинг для родителей «Как быть эффективным родителем»
    • Совместный проект с ООО «ЦСМ» по бесплатному обследованию детей с РАС на пищевую непереносимость
    • Тренинг «Формирование учебного поведения у детей с РАС» с привлечением ведущего специалиста ЦСС «Школа развития «Умничка»
    • Курсы повышения квалификации «Современные принципы коррекционной работы с детьми с РАС» Томский педагогический колледж.
    • Лекция для родителей и педагогов «Понимание аутизма. Основные направления реабилитации» Центр «Дети дождя»
    • Продолжение продвижения программы «Лыжи мечты в Томской области – работа с ОГАУ «Томская областная спортивная школа олимпийского резерва».
    • Праздник в РК «Шарики» для детей с РАС (детям — членам ТРОО «АРДА «АУРА», аниматоры, шоу мыльных пузырей)
    • Изготовление и распространение листовок «Обратите внимание аутизм» и «Памятка для прохожих» 1000 штук
    • Изготовление и раздача наклеек 50 штук на двери общественных заведений «Здесь понимают людей с аутизмом»
    • Лекция для родителей и педагогов «Коррекция поведения детей с РАС» Центр «Дети дождя»
    • Лекция для родителей и педагогов «Современные методы обучения детей с РАС» Центр «Дети дождя»
    • Обращение к председателю Думы г. Томска Панову С.Ю. о необходимости дополнительного финансирования для создания в общеобразовательных учреждениях г. Томска специальных условий для обучения в общеобразовательных классах детей с ОВЗ или инвалидностью.
    • Участие в заседании комитета по социальным вопросам о необходимости дополнительного финансирования для создания в общеобразовательных учреждениях г. Томска специальных условий для обучения в общеобразовательных классах детей с ОВЗ или инвалидностью.
    • Участие в V Международной научно – практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения» г. Москва
    • Лекция для родителей и педагогов «Современные тенденции реабилитации детей с РАС. По итогам V Международной конференции» Центр «Дети дождя»
    • Участие в «круглом столе» «Я – мама ребенка-инвалида», проведённом по инициативе Координационного совета женщин при Мэре г. Томска, ТРОО «Всероссийское общество инвалидов» и ТРОД «Доступное для инвалидов высшее образование»
    • Создание и организация работы по проекту «Творческая мастерская «Аурика».
    • Участие в региональной межведомственной научно-практической конференции» Психолого — медико — педагогическая реабилитация детей с РАС» и на семинаре «Помогаем РАСти и развиваться: ранняя диагностика расстройств аутистического спектра, раннее начало помощи семье – необходимые условия успешной инклюзии в ДОУ» в МАОУ «Томский Хобби-центр».
    • III Межведомственная научно — практическая конференция «Инклюзивное образование как среда развития личностной успешности». Доклад «Как рассказать сверстникам об однокласснике с аутизмом». Томский техникум социальных технологий.
    • Организация встречи детей с аутизмом с питомцами кинологического клуба «Спринт».
    • Праздник в Городском саду для детей с РАС (запуск голубых шаров в небо, катание на каруселях, раздача листовок об аутизме)
    • Организация посещения кинопоказов семьями с детьми с аутизмом.
    • Обращение в Департамент образования администрации г. Томска об открытии ресурсного класса для детей с РАС (модель инклюзивного образования).
    • Организация и проведение рекламной кампании «У меня аутизм, будьте терпимее, пожалуйста». Изготовление значков для детей с РАС и прокат видеороликов в маршрутных такси. Получено согласие от Департамента управления муниципальной собственности на размещение баннеров на отдельно стоящих рекламных конструкциях города.
    • Подготовка заявки на участие в конкурсе на предоставление грантов Президента РФ, проект «Создание ресурсного класса для детей с аутизмом в общеобразовательной школе г. Томска.
    • Подготовка заявки на участие в конкурсе социально значимых проектов ПАО «СИБУР Холдинг», в рамках единой благотворительной программы «Формула хороших дел», проект «Создание ресурсного класса для детей с аутизмом в общеобразовательной школе г. Томска.
    • Организация и проведение коммуникативных групп для детей с аутизмом по выходным.
    • Обращение к депутату Законодательной думы Л.Э. Глоку по вопросу установления единого размера регионального норматива расходов для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам инвалидов, независимо от места получения ими начального общего, основного общего, среднего общего образования на уровне коррекционных школ.
    • Научно — практическая конференция «Современные векторы развития дополнительного образования: система сопровождения детей школьного возраста с различными образовательными потребностями». Доклад «Варианты обучения детей с РАС в условиях реализации ФГОС. Организация модели школьной инклюзии с технологией ресурсной зоны». МАОУ Томский Хобби — центр.
    • Организация выставки рисунков и поделок детей с РАС «Наивно? Супер!» в галерее томских мастеров «Орнамент». Информирование посетителей выставки об аутизме, раздача буклетов.
    • Научно – практическая конференция «Современные векторы развития дополнительного образования: система сопровождения детей школьного возраста с различными образовательными потребностями». Доклад «Ресурсный класс как наилучшая модель инклюзии детей с аутизмом и ментальными нарушениями». МАОУ Томский Хобби – центр.
    • Лекция для родителей и педагогов «Варианты обучения детей с РАС в условиях реализации ФГОС. Организация модели школьной инклюзии с технологией ресурсной зоны». Центр «Дети дождя».
    • Курсы повышения квалификации «Современные принципы коррекционной работы с детьми с РАС». Томский педагогический колледж.
    • Обращение к начальнику Департамента здравоохранения А.В. Холопову по вопросу организации встреч с врачами детских поликлиник с целью информирования медицинских работников об особенностях подхода при оказании медицинской помощи детям с аутизмом.
    • Всероссийская научно – практическая конференция «Разработка и реализация инклюзивных практик в Томске и Томской области с учётом требований ФГОС». Доклад «Ресурсный класс как наилучшая модель инклюзии детей с аутизмом и ментальными нарушениями». ТГПУ.
    • Новогодняя кампания «Подари ребёнку сказку или Операция Гаегод – 2». Проведение утренников для детей с аутизмом, выезды на дом Деда Мороза и Снегурочки, раздача подарков, съёмка видеопоздравлений для ребятишек из отдалённых районов.
    • Проведение бесплатных консультаций для родителей детей с РАС.
    • Организация обучения педагогов МАОУ СОШ № 34 имени 79-й гвардейской стрелковой дивизии города Томска на курсе повышения квалификации «ВКЛЮЧИ МЕНЯ».
    • autizm-aura.ru

      Окончила факультет вычислительных систем ТУСУР. Участник 2-й, 3-й, 5-й Международных научно-практических конференций «Аутизм. Вызовы и решения» в г.Москва . Окончила 3 модуля дистанционного сертификационного курса обучающей программы для специалистов по Прикладному Анализу Поведения Ю.Эрц, дистанционный вводный курс DIR Floortime. Участник практического тренинга Е. Жестковой по применению процедур Прикладного поведенческого анализа (АВА). Участник практического тренинга Е.Жестковой BCBA «АВА-терапия в работе над развитием опорных базовых навыков у детей с ОВЗ». Участник тренинга Е. Максимовой «Коррекционная работа с детьми и их родителями с опорой на теорию построения движений Н. А. Бернштейна. Участник мастер-класса Д. Геслака «Физкультура при аутизме: для оздоровления, улучшения физической формы и концентрации внимания». Участник практического тренинга Е. Гуриной «Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи». Участник практического тренинга Е. Гуриной «Формирование речевых инструментов общения у детей с нарушением коммуникации». Участник установочного семинара, проводимого для учителей и специалистов, работающих с детьми ОВЗ и расстройством аутистического спектра (РАС) по теме «Апробация эффективных механизмов реализации адаптивной программы для детей с расстройством аутистического спектра в соответствии с ФГОС, в рамках работы муниципальной стажировочной площадки», Участник курсов повышения квалификации «Включи меня» — Образовательная программа «Разработка и построение модели школьной инклюзии на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны». Закончила обучение по программе «Технологии логопедической работы: логопедический массаж» ТГПУ.

      Окончила медико-биологический факультет СибГМУ, преподаватель, к.м.н. Прослушала первый дистанционный сертификационный курс «Курс обучения методу АВА при работе с детьми с аутизмом» Ю.Эрц. Участник практического тренинга Е. Жестковой по применению процедур Прикладного поведенческого анализа (АВА), участник практического тренинга Е. Гуриной «Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи», участник 5-й Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения». Мама ребенка с аутизмом.

      Окончила Институт геологии и нефтегазового дела ТПУ. Окончила курсы повышения квалификации «Основы деятельности тьютора в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС». Закончила обучение по программе «Технологии логопедической работы: логопедический массаж» ТГПУ. Участник тренинга «Формирование учебного поведения у детей с РАС» ЦСС«ШР «Умничка». Создатель и идейный вдохновитель проекта «Аурика». Мама ребенка с аутизмом.

      Окончила экономический факультет ТГУ. Мама ребенка с аутизмом.

      autizm-aura.ru

      В данном разделе мы расскажем об альтернативном биомедицинском подходе к лечению аутизма (биомеде). Как правило, это безглютеновая, бесказеиновая, бездрожжевая и бессоевая диета плюс витаминно-минеральные добавки.

      Исследования показывают, что у детей аутичного спектра в четыре раза чаще наблюдается ряд нарушений и заболеваний:

      • кишечные расстройства
      • нарушения иммунитета
      • нарушения системы детоксикации
      • нарушение метаболизма и мальабсорбция – состояние, при котором питательные вещества из пищи не усваиваются нормально и возникает дефицит питательных веществ (витаминов. минералов и пр.).
      • Родителям аутичного ребенка необходимо об этом знать и тщательно обследовать ребенка у иммунолога, эндокринолога, гастроэнтеролога, сдать ряд анализов, установить слабые звенья в цепи обмена веществ (а такие у аутичного ребенка почти наверняка присутствуют). Мы не говорим, что это панацея, не прописываем вам добавки, не даем медицинские рекомендации. Если Вы нуждаетесь в медицинском совете, обращайтесь к квалифицированному врачу. Все, что здесь написано, может использоваться только на усмотрение родителей, и они же несут ответственность за последствия. Вся информация здесь взята из интернета, переработана для вас с учетом уже имеющегося опыта родителей.

        Томские магазины, где можно заказать и приобрести безглютеновую продукцию:

        «Натуральный продукт», ул.Гоголя, 30/2

        «Рис-да гречка» тел.8-913-886-47-05

        Вводя ту или иную диету, мы лечим не аутизм, а пытаемся справиться с рядом обменных нарушений, которые являются одной из физиологических причин, а иногда и основной причиной аутизма. Есть несколько видов диет, практикуемых при аутизме: безглютеновая и бесказеиновая диета (Gluten-free, Casein-free diet), бесполисахаридная диета (Specific Carbohydrate Diet), низкооксалатная диета (Low Oxalate Diet) и другие. Нужно заметить, что диета – это метод, который требует от родителей существенных усилий, а улучшения, за редким исключением, наступают только через 6–8 месяцев при строгом соблюдении ограничений. Случается, что разочарованные родители отказываются от нее месяца через 2–3, уверившись в том, что это пустая трата сил и времени. Однако огромное количество родителей отмечают положительные сдвиги у своих детей, а со временем входят в ритм и перестают тяготиться необходимостью готовить «особую» пищу.

        Пшеничную, ржаную, овсяную муку замените рисовой, гречневой, киноа, амарантовой. Используйте сваренную крупу как основу для выпечки. Лучше стряпать оладьи с овощами, чем блины.

        Согласно недавним исследованиям, пациенты с аллергической реакцией мгновенного типа на белки молока и яиц показывали лучшую к ним переносимость в случае продолжительного прогревания белков.

        Если вы не вводите БГБК диету, то хотя бы просто обратите внимание на рацион ребенка.

        Ежедневно включайте в рацион 3-4 порции полезных овощей и 1-2 порции фруктов (кукурузу не относят к овощам, это зерновой продукт; питательная ценность картофеля невелика, особенно в жареном виде). Фруктовый сок менее полезен, чем целый фрукт, но всё же лучше сладких газированных напитков. Сахар заменяйте стевией, кленовым сиропом, сиропом агавы. Сами делайте ягодные морсы. Старайтесь не пользоваться фруктозой.

        В рационе должны присутствовать как минимум 1-2 порции белка в день (мясо, птица, яйца, орехи, бобовые). Если ребенок проявляет раздражительность в перерывах между приёмами белковой пищи, то стоит чаще устраивать перекусы, содержащие небольшое количество белка. Говядину лучше вымачивать в соленой воде. Крупы и орехи тоже нужно вымачивать. Вместо коровьего молока можно делать ореховое молоко.

        Существенно ограничьте или исключите полностью продукты с добавленным сахаром (газировка, конфеты, сладости и т.д.)

        Избегайте «пустые калории» — печенье, жареные чипсы и т.д.

        Существенно ограничьте или избегайте совсем жареную пищу и содержащую вредные трансжиры. Исключите из питания все продукты с искусственными добавками (красителями, вкусовыми добавками, консервантами). Не покупайте дешевое растительное масло для жарки, используйте лучше сало или кокосовое масло.

        По возможности употребляйте экологические чистые продукты, в них меньше пестицидов. Овощи и фрукты следует тщательно мыть и предпочтительнее счищать внешний слой.

        По причине имеющихся нарушений в работе пищеварительной и иммунной систем, многие дети с симптомами аутизма проявляют повышенную чувствительность к продуктам питания. Когда пища бывает не полностью расщеплена на моносахариды, аминокислоты и т.д., то её недопереваренная часть способна вызывать реакцию иммунной системы пищеварительного тракта на эти продукты. Такого рода реакция имеет наибольшую вероятность проявиться там, где есть воспалительный процесс желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).

        Иммунные реакции могут вызвать незамедлительный аллергический ответ (типичная аллергия — иммуноглобулины Е(IgEJ) или замедленную реакцию, от нескольких часов до 1-2-х дней, в которую вовлекаются другие части иммунной системы (не-IgE типа скрытая аллергия или чувствительность).

        Аллергические реакции мгновенного типа могут варьироваться от легких форм до весьма тяжелых, способны вызывать сыпь, затруднения дыхания (удушье, хрипы), диарею, рвоту, головокружение, полуобморочное состояние вплоть до анафилактического шока.

        Симптомы скрытой пищевой аллергии (замедленного типа) обычно ограничиваются ответной реакцией в желудочно-кишечном тракте, но могут также проявляться в виде головной боли, мигрени или другими симптомами. Например, некоторые больные целиакией (иммуннаяреакция на пшеницу и глютен, в которой задействованы иммуноглобулины A (IgA)) могут в дополнение к тяжёлому воспалительному процессу в пищеварительном тракте испытывать мигрени и т.д.

        Избегайте пищу, способную вызывать аллергические реакции.

        Рассмотрите возможность применения других способов залечивания желудочно-кишечного тракта, — многие пищевые аллергии исчезают после снятия воспалительного процесса в ЖКТ.

        Попробуйте применять ротационную 4-х дневную диету, при которой определённая пища может употребляться только в 1 день из четырех. Таким образом снижается риск развития чувствительности или аллергической реакции к ней.

        Заказ биодобавок и безглютеновых продуктов:

        В результате многочисленных исследований, изучавших роль витаминов и жизненно-важных минералов для нормального функционирования организма, было обнаружено, что недостаток таковых приводит к болезням и даже смертельному исходу.

        Рекомендованные суточные дозы потребления питательных веществ представляют лишь те их минимальные значения, что необходимы для предупреждения развития заболеваний, но на самом-то деле этого количества может быть недостаточно для поддержания оптимального здоровья. Большинство населения получают витаминов и минералов меньше, чем положено, хотя бы по одному или более наименованию. Например, многие женщины недополучают кальций и железо, что в итоге приводит к развитию остеопороза и железо-дефицитной анемии соответственно.

        Витамины и минералы содержатся в овощах, фруктах, мясе и других пищевых источниках.

        Однако типичный рацион питания не способен обеспечить достаточным количеством важнейших витаминов и минералов. По этой причине мы вынуждены принимать их в добавках. Людям с симптомами аутизма в особенности требуются витамины В6, фолиниевая кислота (особая форма фолиевой кислоты) и витамин В12.

        Добавки нужны для того, чтобы:

        v дополнить как правило обеденный рацион ребенка недостающими витаминами и минералами и аминоксилотами

        v решить пищеварительные проблемы (ферменты, желчегонные, пробиотики)

        v решить проблемы с кандидой

        v питать головной мозг

        v бороться с вирусами

        Витамины, аминокислоты, жирные кислоты, минералы, пробиотики, ферменты, индивидуально подобранные на основании анализов для конкретного ребенка способны производить существенные положительные сдвиги и в физическом состоянии и в развитии ребенка, однако многих смущает отсутствие доказательств эффективности тех или иных преператов, полученных в широкомасштабных клинических испытаниях. Проблема в том, что аутизм заболевание многофакторное, а потому то, что реально улучшит состояние одного аутичного ребенка, для другого может оказаться бесполезным. Иногда приходится действовать методом проб и ошибок, но хорошо здесь то, что вышеперечисленные типы биодобавок при разумном применении не дают таких серьезных осложнений, каких можно ожидать от психотропных препаратов. Диетические и нутрицевтические методы, описанные ниже, не могут помочь всем справиться с симптомами аутизма,однако, благодаря им у тысяч детей и врослых наблюдались улучшения в симптомах, обычно проявляющиеся медленно и ровно на протяжении месяцев и лет, но иногда и очень резко.

        Биомед не поддерживается российскими врачами, тем не менее, попытайтесь найти врача, который консультировал бы вас. Это может быть гастроэнтеролог или педиатр. Самим давать добавки нужно осторожно, а уж лекарства тем более. Начинают ввод добавок по 1/6 капсулы, постепенно добавляя дозу, раз в несколько дней. При этом важно следить за поведением ребенка, внешними проявлениями на коже, за стулом. Обязательно вести дневник, в котором будут учитываться все эти наблюдения, а также все добавки, когда вы их даете, какую дозу, реакции. Бывает так, что добавку не получается ввести, тогда ее отменяют и пробуют через какое-то время еще раз.

        Кстати, состояние стула ребенка говорит об очень многом. Не многие знают, что у ребенка в горшке должна быть однородная коричневая колбаска. Если колбаска желтоватого цвета, это значит, что плохо выделяется желчь. Если стул хлопьями, то либо не хватает пищеварительных ферментов, либо в организме грибок кандида.

        Витамин В6 и магний

        Более 20 исследований о влиянии витамина Вб с магнием на симптомы аутизма (в том числе 12 проведенных двойным слепым плацебо-контролируемым методом) позволяют заявить о таком виде нутрицевтического вмешательства, как об одном из наиболее изученных. Почти все исследовательские работы указывают на прогресс у 30 — 40% детей и взрослых с аутизмом в результате приёма высоких доз витамина Вб с магнием. Витамин Вб задействован в более, чем 1113 ферментативных реакций, среди которых и синтез важнейших нейротрансмиттеров (серотонина, допамина и др.), глутатиона (необходимого для процессов детоксикации) и гемоглобина (поставщика кислорода в крови). Магний используется для предупреждения гиперактивности, которая может возникнуть в случае обособленного применения витамина Вб.

        На основании обзора всех исследований рекомендуется следующая дозировка — примерно 17,6 мг на каждый килограмм веса тела витамина Вб (максимальная доза 1000 мг) и вполовину меньше этой дозы — магния. Однако он отмечает, что некоторым требуются дозы чуть больше или чуть меньше. Магний нужно применять вместе с мясной пищей.

        Незаменимые жирные кислоты

        Признано, что незаменимые жирные кислоты играют важнейшую роль в обеспечении нашего здоровья. Они находятся в клеточных мембранах каждой клетки. Примерно 20% мозга младенцев составляют незаменимые жирные кислоты. Их очень много содержится в материнском молоке, однако в заменителях материнского молока такой ключевой для развития мозга ингредиент зачастую присутствует в недостаточном количестве.

        Омега-3 и Омега-6 — две важнейшие группы незаменимых жирных кислот. Полиненасыщенные жирные кислоты (ПЖК) группы Омега-3 имеют относительно недолгие сроки хранения. По этой причине коммерческое пищевое производство часто «удлиняет им жизнь» путём гидрогенизации или частичной гидрогенизации, в результате чего их питательная ценность сводится к нулю.

        Низкие значения незаменимых жирных кислот в крови связаны с широким спектром физиологических проблем, среди которых депрессия, послеродовый депрессивный синдром («послеродовый блюз»), биполярное аффективное расстройство, синдром Ретта (аналогичен аутизму). Что ещё важнее, четыре исследования обнаружили, что дети с аутизмом имеют более низкие, чем основное население, показатели по содержанию Омега-3.

        Одним из наилучших источников ПЖК Омега-3 является морская рыба, получающая их из водорослей и планктона. К сожалению, многие виды рыб содержат в опасном количестве ртуть и другие токсины, в особенности хищные породы (акула, рыба-меч, тунец), находящиеся на верхушке пищевой цепочки и питающиеся другими, более мелкими представителями морской фауны. В рыбах помельче и недолгожителях, к примеру, лососе или морепродуктах (креветках), ртути содержится меньше, но это также зависит от места их обитания. Поэтому всё же безопаснее для детей получать жирные кислоты из рыбьего жира мелких пород рыб, — ртути в жире накапливается мало.

        Поскольку рыбий жир (как и рыба) быстро портится, то очень важно приобретать продукт высокого качества, не имеющий прокисший вкус и запах. Хранить рыбий жир следует в холодильнике. Высоко-качественный продукт должен иметь только слабый вкус. Две основные кислоты группы Омега-3 — это эйкозопентаеновая (ЭПК) и докозогексаеновая (ДГК) кислоты (в английской аббревиатуре — ЕРА и DHA, соответственно). ДГК очень важна для раннего развития мозга, в то время как в более старшем возрасте для развития и здоровья приносит больше пользы ЭПК. ЭПК оказывает и сильное противо-воспалительное действие.

        Четыре порции в месяц мелко породной жирной рыбы (лосось, сардины, и т.д.) или добавки рыбьего жира со следующей дозировкой:

        Омега-3: 20-60 мг/кг веса (600-1800 мг для ребёнка весом 30 кг). Для детей самого младшего возраста используйте добавки с более высоким содержанием ДГК (DHA), а для детей старшего возраста и взрослых лучше применять добавки, в которых содержится больше ЭПК (ЕРА).

        Омега 6: 1 /4 от взятого количества Омега-3; то есть, в случае приёма 1000 мг Омега-3 следует брать 250 мг Омега-б.

        Очень важно соблюдать баланс между потреблением Омега-3 и Омега-6. Большинство людей получают достаточное количество Омега-6, однако испытывают недостаток Омега-3. Стоит заметить, что, тем, кто принимает Омега-3 в добавках, иногда требуется сбалансировать приём небольшим количеством Омега-б в добавке.

        В рационе должно быть несколько видов растительного масла, (3 чайные ложки в день) в стеклянных бутылках: подсолнечное, тыквенное, оливковое, кедрового и грецкого орехов, льняное, расторопши.

        (статья из Североамериканского журнала медицины и науки за 2012 год про исследования в области воздействия нутрицевтического подхода к лечению аутизма https://www.facebook.com/photo.php?fbid=581391218572069&set=o.251081881687300&type=3&theater)

        Лаборатории Инвитро, Сити-лаб и прочие.

        v общий анализ крови, биохимия крови( глюкоза, креатинин, инсулин, АЛТ, АСТ, щелочная фосфатаза, мочевина, билирубин)-сигнализируют об общем нездоровье с указанием на конкретные внутренние органы, например, повышенная щелочная фосфатаза указывает на проблемы с печенью, в таком случае обязательно сделать УЗИ брюшной полости. Из биомеда в таком случае могут быть полезны Лецитин, Таурин, Фосфатидилхолин, Эссенциале. На УЗИ нужно также определить моторную функцию желчевыводящих путей (гиперкинетическая, гипокинетическая или норма). Если есть проблемы с желчным пузырем, нарушение оттока желчи, или неправильная работа сфинктера Одди, то можно попить Артишок, Расторопшу, Силимарин, Одуванчик. При проблемах с печенью и желчным пузырем ребенок может просыпаться ночью. При нарушениях оттока желчи полезны физические нагрузки, напрягающие брюшную стенку-наклоны туловища, что-то тянуть, таскать.

        v анализ крови на ТОРЧ-инфекции (IgG, IgM на цитомегаловирус, вирус простого герпеса, вирус Эпштейн-Барра)- часто помогают бороться с вирусами добавки Лизин и Лаурисидин.

        v общий анализ мочи с солями. Если присутствуют, например, оксалаты, то ребенку показана низкооксалатная диета. Продукты, которые следует ограничить, можно найти в Интернете (морковь, гречка, миндаль и пр.)

        Лаборатория МО «Здоровье»

        v анализ кала на копрологию. При этом необходимо записать всю еду, которую ребенок ел в предыдущий день. Этот анализ покажет, как переваривается пища, каких не хватает ферментов – для переваривания белков, жиров или углеводов. У детей с симптомами аутизма часто наблюдаются низкие уровни определённых ферментов или их недостаточная активность, или же одновременно присутствуют оба состояния. Проблемы с выработкой ферментов наиболее распространены у детей с расстройствами в работе пищеварительного тракта (хроническими запорами или диареей). Недостающие ферменты могут быть добавлены с каждым приемом той пищи, которая плохо переваривается. Существуют искусственные российские ферменты (Креон, мезим, панкреатин), которые можно принимать ограниченное количество времени, часто не более 14 дней. Также есть ряд альтернативных ферментов-БАДов, которые можно выписать в интернете (Trienza, ZyCarb, Lypaza, CarbDigest), либо купить у россиских распространителей , например в Коралловом клубе (Ассимилятор, Папайя, Пищеварительная формула Роял). Эта группа ферментов отличается тем, что имеют в своем составе растительные ферменты (липаза, папаин, бромелайн) и могут употребляться достаточно долго.

        Бактериологическая лаборатория СЭС

        v анализ кала на дисбактериоз. Покажет патогенную флору, наличие грибка Candida Albicans, а также количество полезных лакто- и бифидо-бактерий. Патогенную флору подкорректировать поможет инфекционист или гастроэнтеролог. Увеличить количество полезных бактерий можно пробиотиками. Пробиотики — это смеси одного или более полезного вида бактерий, обычно находящихся в кишечнике. Многие пробиотики содержат только несколько миллиардов колоние­формирующих единиц (Colony Forming Units (CFU’s)), но в некоторых сильных находится и 30-75 миллиардов CFU. Чем больше бактерий содержит продукт, тем с большей вероятностью он попадёт в кишечник, где полезные бактерии затем размножатся. Аптечные препараты часто дороги и часто подделываются (Линекс). Из биомеда можно использовать VSL, Custom probiotics, Culturelle. К тому же, в биомедицинских препаратах количество полезных бактерий в разы выше, чем в аптечных. Пробиотики даются через 40 минут после еды, во время минимальной кислотности желудка. Надо не забывать, что на бесказеиновой диете очень плохо растут лактобактерии, поэтому можно дополнительно использовать безмолочный кефир, или делать кефир из миндального молока, или давать капустный рассол.

        Грибок кандида нуждается в продолжительном лечении. Считается, что у детей аутистов ряд поведенческих проблем вызывает кандида. Это и пьяный смех, и бег по кругу. Врачи обычно назначают антигрибковые препараты типа Дифлюкан, Нистатин. Но забывают о токсическом влиянии их на печень. Поэтому в биомеде их применяют только в серьезных случаях. Существует антикандидный протокол, когда растительные средства ротируются каждые 7-10 дней, чтобы не допускать привыкания грибков. Это толоконянка (Uva-Ursi), экстракт грейпфрута (цитросепт, GSE), Candex, чеснок (Garlic), оливковый лист (OLE), каприловая кислота (Caprycidin), масло орегано (Oregano oil), По ДАрко. Если после приема этих препаратов наблюдается временное усиление симптомов, то через 1-2 часа после приема нужно дать сорбент (энтеросгель, Citozan, Apple pectin). Нельзя смешивать прием антикандидных и пробиотиков. Ряд продуктов может вызывать разрастание кандиды-яблоки, сахар, красный сладкий перец. Пищей для дрожжевых грибков являются сахар и простые углеводы, поэтому очень важно сократить или исключить их. Также стоит избегать продукты, содержащие дрожжи или приготовленные с ними — уксус (в кетчупе, маринадах), дрожжевые хлебо-булочные изделия, сыр и грибы.

        Центр семейной медицины

        Бесплатное для детей с РАС исследование ImmunoHealth на непереносимость 90 продуктов, в том числе глютена и казеина.http://spn.0370.ru/

        Коралловый клуб (Ул.Белинского, 15, Гостиница «Спутник», Тимина Евгения Анатольевна, врач-гематолог, к.м.н.)

        v диагностика по капле крови. Дополнительная методика диагностики, помогает выявить паразитов, если найти их в лабораториях не получается, а клиническая картина существует (зуд кожи, скрип зубами во сне, беспокойный сон, тяга к сладкому и мучному, капризность).

        Для уничтожения паразитов применяется лист черного ореха (Black Walnut). Его часто используют в полнолуние в течение 10 дней, когда выходят цисты, чтобы убить все сразу. Также существует рекомендация ВОЗ два раза в год травить паразитов для профилактики. Здесь применяются аптечные препараты (вермокс, декарис и пр.). Лечение лучше обсудить с инфекционистом. Обязательно при этом давать много жидкости, и не допускать запора в день применения.

        v альтернативная диагностика. Неплохо диагностирует вирусы, паразиты, бактерии. Подходит, если кровь сдать сложно. Может использоваться биорезонансная терапия для лечения.

        Московский исследовательский центр «Иммункулус» http://www.immunculus.ru/

        Сайты и форумы, где много полезной информации по биомеду:

        Рекомендации по применению витаминно-минеральных

        Источник — Обзор био-коррекционных методов лечения аутизма (ARI, 2013)

        Публикуемые рекомендации разработаны в ходе исследований, проведенных ARI в 2004 и 2011 годах.

        Adams JB et a. Effect of a Vitamin/Mineral Supplement on Children with Autism,

        BMC Pediatrics 2011,11:111

        RDA -рекомендованные суточные дозы потребления питательных веществ — представляют лишь те их минимальные значения, что необходимы для предупреждения развития заболеваний, но на самом деле этого количества может быть недостаточно для поддержания оптимального здоровья.

        Данные рекомендации лишь приблизительно отражают потребности каждого. Подбор дозы следует вести индивидуально с учётом рациона и работы системы пищеварения.

        Рекомендуется начинать приём с малой дозы и постепенно в течение недели довести до требуемой.

        О безопасности. Большинство витаминов водоразбавляемы и их избыток без затруднений выводится с мочой. Жиро-растворимые витамины А, Д, Е и К имеют способность накапливаться в организме, если применяются в избытке, что может привести к проявлениям токсичности. По этой причине необходимо не допускать продолжительного приёма высоких доз жиро­растворимых витаминов.

        Избыток некоторых минералов способен вызывать токсичность. Без врачебной рекомендации не следует превышать дозы, указанные в правой колонке. Начинать приём минералов стоит с 1/6 дозы и постепенно в течение месяца увеличить дорекомендуемой.

        Многие витаминно-минеральные комплексы не содержат в своём составе заявленные дозы или не проявляют должной эффективности. Далеко не все комплексы содержат кальций и магний в нужной дозе. В таких случаях требуется приём дополнительных добавок.

        Каротиноиды конвертируемы в витамин А только по мере необходимости, из чего следует, что рекомендуемые дозы безопасны.

        Для многих индивидуумов с аутизмом эффективными являются более высокие дозы витамина В6.

        Многие индивидуумы с аутизмом имеют завышенные показатели хрома, поэтому в рекомендациях указаны малые дозы или полное отсутствие хрома в препаратах.

        Железо предписывается в случаях индивидуальной (физиологической) потребности на основании результатов анализа крови. Если есть такая необходимость, то начинать приём железа следует с дозы в 5-10 мг в течение месяца, затем сократить наполовину.

        Максимальная доза по магнию не учитывает здесь пищевые источники (поэтому значение невысокое)

        Ввиду завышенных показателей марганца в крови у многих индивидуумов с аутизмом желательны либо его низкие дозы, либо полное отсутствие.

        Улучшение в состоянии пищеварительного тракта и эффективности его работы впоследствии может частично или полностью ослабить необходимость применения витаминно­минеральных препаратов.

        autizm-aura.ru

    Опубликовано в рубрике Дети