Аутизм виды и формы

Аутизм: основные признаки синдрома, виды, диагностика

Аутизм, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга.

Аутизм, что это за болезнь и почему к ней в последнее время такое пристальное внимание? Ответ прост: его стали все чаще и чаще выявлять. Причем данное заболевание диагностируют сегодня не только детям, но и взрослым, так как этот синдром у нас начал устанавливаться недавно. До этого диагноз ставился иной, что не давало реального инструментария для лечения таких людей. Хотя раннее вмешательство имеет довольно позитивную динамику во многих случаях.

В чем же дело, почему люди становятся аутистами, что вызывает это заболевание? На эти вопросы ответить сегодня очень трудно. Ученые и исследователи не имеют пока что единого мнения. Известно только одно: вылечить такого человека невозможно, этот диагноз будет его сопровождать всю жизнь. Но вот приспособиться к нему, помочь ему быть понятным окружающим – можно и нужно.

С чего начать, когда поставлен диагноз аутизм?

Прежде всего, необходимо точно выставить диагноз. Ни в коем случае нельзя это делать самостоятельно. Только группа специалистов в таком составе: терапевт, психиатр, невролог – могут определить заболевание. Но первыми бить тревогу о наличии особенностей в поведении должны близкие.

Проявления аутизма начинаются у малыша уже до трехлетнего возраста. Как не пропустить болезнь и в то же время не создать лишней паники вокруг ребенка по пустякам? В этом случае поможет только рассудительность родителей, умноженная на их наблюдательность, с добавлением материнской интуиции, что с моим малышом что-то не так, плюс консультация у хорошего специалиста. Понимаем, что при каждом чихе бежать к педиатру глупо. Но есть то, что должно родителей стимулировать к тому, чтобы постоянно обращаться к врачу. Это здоровье малыша. Истина одна: чем раньше начинается лечение, тем лучше его результат.

Да, аутизм не излечим. Лекарств от него нет. Но есть методики, которые учат близких правилам поведения с такими детьми и взрослыми. Ну а благодаря раннему вмешательству есть большие шансы адаптировать ребенка с таким диагнозом к самостоятельной жизни в будущем.

Так что же такое аутизм?

Аутизм, определение которого пока не совсем однозначно, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга. Основные признаки:

  • отклонения в социальном взаимодействии и общении;
  • стереотипность в поведении и интересах.
  • Указанные особенности появляются у ребенка, как правило, еще до достижения им трехлетнего возраста. В некоторых случаях специалисты могут наблюдать проявления этого заболевания уже у трехмесячного малыша.

    Аутизм – одно из самых загадочных нарушений в психическом развитии человека. Выделять его в отдельное заболевание на мировом уровне начали только 70 лет назад. На просторах СНД это вообще малоисследованный синдром. Поэтому у нас специалистов в этой области мало. Зачастую детям, страдающим аутизмом, ставят диагноз «олигофрения» либо «шизофрения». Это в корне неправильно, так как методики лечения разные. Хотя, как и при этих заболеваниях, инвалидность от аутизма в тяжелых его проявлениях очевидна.

    Статистика по количеству людей, страдающих этим заболеванием, неоднородная. У нас она довольно сомнительная. В США, где диагностикой и лечением заболевания занимаются довольно серьёзно, данные таковы:

  • 1 американский ребенок из 88 имеет проблему аутического спектра за данными CDC (США);
  • среди мальчиков аутизм встречается намного чаще, нежели среди девочек;
  • с 1990 года это заболевание в США и Соединенном Королевстве выросло в разы, причины не известны.
  • Как видим, проблема аутизма довольно актуальна во всем мире.

    Что может вызвать заболевание?

    Ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос. Но международные диагностические системы (DSM-1Y и МКБ-10) склоняются к тому, что основными факторами все-таки являются биологические нарушения. Поэтому причинами аутизма считают:

  • психодинамические факторы;
  • влияние окружающей среды;
  • органические невролого-биологические нарушения;
  • биохимические патологии;
  • генетический фактор.
  • Согласно данному перечню можно сделать вывод, что аутизм, причины которого многочисленны, является полиэтиологическим заболеванием, которое возникает в пределах разных патологий.

    Итак, в группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном были поражены:

  • вирусными инфекциями;
  • радиацией;
  • хронической внутриутробной гипоксией;
  • острой асфиксией;
  • интоксикацией.
  • К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент их зачатия.

    Диагноз «аутизм» присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как:

  • синдром фрагильной Х-хромосомы (25-47%);
  • синдром Дауна (5-10%);
  • туберозный склероз (16-48%);
  • синдром Ангельмана;
  • синдром Жубера;
  • синдром Коэна;
  • эпилептическая энцефалопатия.
  • Несмотря на то, что дети, имеющие синдром аутизма, иногда производят довольно гнетущее впечатление из-за своей отстраненности и странных занятий, у них все же есть хорошая перспектива развития. Основным условием остается ранняя диагностика и ранняя коррекция.

    Аутисты, достигшие мирового признания своими неординарными способностями: Альберт Эйнштейн, Дэниел Таммет, Билл Гейтс.

    Большинство исследователей считают, что аутизм, симптомы которого ярко начинают проявляться, когда малышу исполняется 1-3 года, наиболее типичен. Предпосылками к нему, согласно исследованиям Н. Семашковой, являются такие факторы:

  • психогенные у 5% пациентов;
  • соматические у 8 %;
  • аутохтонные ( без явных причин) у 86%.
  • К психогенным относятся стрессы во время отлучения от материнской груди, отъезда родителей на длительное время (отдых, командировки и т.д.), смены места жительства, кардинального нарушения режима дня; начала посещений детского сада.

    К соматическим факторам принадлежат интеркуррентные инфекции, которые тяжело протекают; проведенные вакцинации; оперативное вмешательство и острые травмы.

    При этом наблюдаются такие стадии заболевания:

    · напряжение мышц тела с прижатием к нему согнутых в локтях рук, а потом взмахивание руками, как крыльями;

    К концу последней стадии можно наблюдать у ребенка улучшения. При этом ему присущи такие характерные действия:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • психопатоподобные расстройства;
  • неврозоподобные расстройства.
  • Но у ребенка начинается развитие, которое отмечается в виде появления:

  • реакции на окружающих и их речь;
  • навыков самообслуживания;
  • развитие речи в виде отдельных слогов или звуков во время эмоционального возбуждения.
  • Как распознать аутизм у ребенка?

    Некоторые заболевания, особенно на генетическом уровне, имеют свое «лицо», т.е. общие внешние черты. Таковыми являются синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Коэна. Аутистам тоже приписывают внешние сходства. Л. Каннер, первый исследователь этого заболевания, в своих трудах писал, что дети, рожденные с диагнозом «аутизм», имеют утонченные черты лица. Он называл этот признак «лицом принца».

    Все остальные симптомы касаются развития и поведения малыша. Мы уже знаем, что очень часто ребенок-аутист развивается соответственно норме, а потом резко в периоде от 1 года до 3 лет у него происходит утрата приобретенных навыков и функций. Это первый и важный сигнал о начале заболевания.

    Хотя если внимательно наблюдать за малышом, то уже в раннем периоде его развития можно отметить такие особенности

    В 18 месяцев для ребенка можно провести такое небольшое диагностирование на наличие аутизма по рекомендациям HANS:

  • Смотрит ли малыш на вас, когда показывает на предмет, который его заинтересовал?
  • Смотрит ли ребенок, когда вы ему на что-то указываете?
  • Пользуется ли он своим воображением, когда играет «понарошку»?
  • Если ваши ответы только «нет», то у вашего ребенка может быть аутизм. Обратитесь срочно к детскому врачу.

    Во время визита к доктору вам будет предложено заполнить анкету (А), где будут находиться вопросы следующего образца:

  • Нравится ли вашему малышу играть у вас на коленках, качаться, подпрыгивать?
  • Нравится ли ребенку куда-то залезать, например, на лестницу?
  • Любит ли играть в детские игры: «ку-ку», «прятки»?
  • Играет ли в игры «понарошку», например, заваривает чай и наливает в чашечки?
  • Пользуется ли указательным пальцем, когда что-то ему нужно?
  • Указывает ли пальцем на то, что его заинтересовало?
  • Использует ли игрушки по назначению или просто их бросает либо прижимает к себе?
  • Приносит ли ребенок какие-то вам предметы, чтобы что-то на них показать?
  • Другую анкету (Б) заполнит медработник согласно своим наблюдениям:

  • За время приема установил ли ребенок зрительный контакт?
  • Заинтересуйте ребенка и покажите пальцем на какой-то предмет в другом конце кабинета и промолвите: «Смотри! Это (назовите предмет)!» Обратите внимание на лицо малыша. Посмотрел ли он в ту сторону, куда вы показывали?
  • Обратите внимание ребенка на себя и предложите ему что-то сделать «понарошку»: покормить куклу, поехать на машине в магазин. Выполняет ли ребенок вашу просьбу?
  • Задайте ребенку вопрос о том, где свет. Указывает ли малыш пальчиком на свет?
  • Получается ли у малыша построить из кубиков башню?
  • Во второй анкете (Б) могут быть такие варианты выполнения заданий:

  • во 2 задании ответ «да» вы отмечаете тогда, когда вы убеждены, что ребенок смотрел на предмет, на который вы показывали, а не на вашу руку;
  • в 3 задании «понарошку» можно играть в любую знакомую для ребенка игру, и это будет считаться, как ответ «да»;
  • в 4 задании можно повторить вопрос о любом предмете, который знаком малышу, при этом «да» ставьте в том случае, если ребенок посмотрел вам в лицо до того или после того, как вы попросили выполнить задание.
  • Теперь можно подытожить результат

    вопрос 6 — применение указательных жестов (А6).

    вопрос 2 – понимает указательные жесты и следует взглядом за ними (Б2);

    вопрос 3 – играет «понарошку», следует действиям взрослых (Б3);

    вопрос 4 – использует указательный палец для того, чтобы показать предмет (Б4).

    вопрос 1 – непонятная и грубая игра (А1);

    вопрос 2 – есть социальные признаки (А2);

    вопрос 3 – определение уровня развития моторики (А3);

    вопрос 5 – наличие указательных жестов (А5);

    вопрос 7 – функциональные игры (А7);

    вопрос 8 – навыки демонстрации предметов (А8);

    вопрос 1 – установка визуального контакта (Б1);

    вопрос 5 – умение строить башню из кубиков (Б5).

    Оценка риска наличия синдрома аутизма

    К группе высокого риска относятся те дети, которые имеют показатели «нет» в вопросах А4, А6, Б2, Б3, Б4.

    Группа низкого риска: показатель «нет» отсутствует в двух группах.

    Группа среднего риска: показатель «нет» есть в двух и более второстепенных пунктах, а также в некоторых основных.

    Группа высокого и среднего риска: обязательно ребенок направляется к психологу или психиатру.

    Группа низкого риска: если есть хотя бы одно «нет», повторите тест приблизительно через месяц.

    Итак, можно выделить основные пункты, которые характерны людям, страдающим на аутизм согласно вековой категории.

    Признаки аутизма у ребенка до 2-3 лет

  • Не устанавливает визуальный контакт.
  • При сохранном слухе не откликается на свое имя.
  • Не привлекает внимание людей к тому предмету, который его интересует.
  • Не просит о помощи, не зовет маму.
  • Ничем не делится, проявляет агрессию к другим детям.
  • Выполняет однообразные действия, играет, как правило, одной игрушкой.
  • Не допускает к своим занятиям других людей.
  • Для собственных нужд использует другого человека (например, ведет за руку туда, куда ему нужно), при этом эмоциональный контакт не устанавливает.
  • Неадекватно реагирует на свет, звук.
  • Признаки аутизма у ребенка 2 (3)- 11 лет

  • В своей речи использует всего лишь несколько слов.
  • Наличие стереотипных движений.
  • Сильное беспокойство при смене обычной обстановки.
  • Большие трудности в овладении письмом и чтением.
  • Проявляет интерес к какому-то одному типу деятельности (компьютер, рисование, музыка и т. д.)
  • Признаки аутизма у детей после 11 лет

  • Элементарные навыки сформированы.
  • Желание общаться отсутствует.
  • Присутствует агрессия по отношению к окружающим людям.
  • Возможны частые депрессии у детей, эпилептические приступы.
  • Одиночество — преобладающее состояние.
  • Так как развитие ребенка с нарушениями аутичного спектра неравномерное, то можно наблюдать такие ситуации:

  • для некоторых ребятишек характерны проявления, которые наблюдаются только у детей раннего возраста и сохраняются у аутистов долгие годы (например, брать все в рот, стучать предметом о предмет);
  • некоторые отстают от нормы в развитии речи, бытовых и социальных навыках;
  • но есть и такие, которые не только соответствуют во всем ровесникам, но и значительно их опережают в конструировании, обучении музыке, рисованию, конструированию, математике, а также во владении компьютером.
  • Признаки аутизма у взрослых

    Аутические расстройства у взрослых зависят от того, насколько тяжелая форма самого заболевания, как оно протекает и какие методики лечения использовались. Аутизм у взрослых симптомы имеет такие:

    1. Довольно скудные мимика и жесты.
    2. Правила поведения в обществе не воспринимает и полностью их игнорирует. Поэтому аутист может говорить либо совсем тихо, либо очень громко; смотреть прямо в глаза или вообще не устанавливать зрительного контакта.
    3. Может своими действиями принести вред окружающим, не понимая этого.
    4. Не понимает эмоций и чувств других людей.
    5. Строить дружеские или любовные отношения ему очень сложно.
    6. Не обращается первым к кому-то.
    7. Словарный запас, которым пользуется, беден.
    8. Его речь больше похожа на речь робота, так как отсутствуют интонации и эмоции.
    9. Они довольно уверенные и спокойные только в обычной обстановке и не терпят каких-то изменений.
    10. Если аутизм у взрослых, признаки которых мы рассмотрели, протекает в более легкой форме, то вполне возможно, что к 20-25 годам человек сможет жить самостоятельно. При тяжелых формах аутисты требует специального ухода за собой.

      Аутизм – психическое расстройство, которое у всех проявляется по-разному. От количества признаков, причин и времени появления существует такая классификация аутизма:

    11. детский аутизм;
    12. атипичный аутизм;
    13. дезинтегративные расстройства раннего возраста;
    14. гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий;
    15. синдром Аспергера;
    16. общее отклонение в развитии.
    17. Детский аутизм (синдром Каннера)

      Форма аутизма, которой характерны проявления первых нарушений в развитии ребенка до достижения им 3 лет. Ненормальное функционирование наблюдается в коммуникации, поведении, социальном взаимодействии. Также у ребенка возможны безосновательные страхи, нарушение сна, сбои в работе кишечника, непонятные вспышки гнева, агрессивность по отношению к окружающим и к себе.

      Атипичный аутизм — форма аутизма, которая отличается от аутизма детского временем проявления первых симптомов или полным отсутствием определенных критериев. Итак, проявляется, как правило, после 3 лет. Атипичный аутизм часто встречается у детей, которые имеют умственную отсталость или речевые нарушения. Сначала ребенок развивается соответственно нормы, а потом у него наступает потеря приобретенных навыков. Развитие притормаживается. Ребенок, который имеет атипичный аутизм, приобретает тяжелую форму умственной отсталости.

      Дезинтегративные расстройства раннего возраста

      Форма аутизма, когда ребенок развивается соответственно возрасту, но в течение нескольких месяцев вдруг все меняется: у него идет потеря интереса к окружающему миру, появляются стереотипии, возникают отклонения в общении. Диагноз устанавливается только на фоне поведенческих симптомов.

      Гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий

      Основными характеристиками считаются: тяжелая умственная отсталость, гиперактивность, нарушение внимания, стереотипное поведение. Со временем (наиболее часто в подростковом возрасте) гиперактивность меняется на пониженную активность. Детям с таким аутизмом помочь очень тяжело. Нарушения поведения обусловлены не только низким интеллектом, но и в результате органического поражения мозга.

      При этом аутизме (его еще называют высокофункциональным аутизмом) нарушены социальные взаимодействия, присутствуют стереотипии, присуще увлечение только одним занятием. В отличие от типичного аутизма отсутствуют задержки в развитии речи. Познавательные функции развиваются соответственно нормы и даже выше. Характерна неуклюжесть. Те нарушения, которые появились в подростковом или в более позднем возрасте, сохраняются на всю жизнь.

      Общие отклонения в развитии

      Формы аутизма, расстройства которых не подходят ни для одного из перечисленных видов либо данные о появлении заболевания и его протекании отсутствуют, что не позволяет установить более точный диагноз.

      Стереотипия при аутизме

      Аутизму практически во всех его видах сопутствует стереотипное поведение. Оно сопровождается определенными движениями тела, проявлениями эмоций, заинтересованностью одним предметом и т.д.

      Типичной стереотипией считается поведенческая. Она характеризуется тем, что страдающие аутизмом довольно консервативны к своему окружающему миру. Они не терпят никаких изменений в своей жизни.

      Аутистам, особенно взрослым, присуща неофобия. Это значит, что ничего нового в их жизни не должно появляться, иначе оно может вызвать у них непонятную агрессию или наоборот страх. Для поддержания их спокойствия вокруг должна царить стабильность.

      Дети-аутисты в свою очередь очень негативно относятся к новым вещам, еде, игрушкам. Это вызывает у них панику. Элементарная перестановка мебели или изменения в маршруте следования вызывает у них тревогу, которая может привести к вспышке гнева.

      Двигательные стереотипии — это довольно распространенное среди аутистов явление. Оно состоит в том, что больной в течение дня часто и ритмично повторяет одно и то же движение. Оно ребенка возбуждает и приносит заметное удовольствие. Это могут быть покачивания, махание головой, движения пальцами перед глазами, махи руками, бег по кругу, постукивания и т. д. Иногда наблюдается целый комплекс стереотипных движений.

      Иногда у аутистов можно наблюдать речевую стереотипию. Её особенностью считается то, что ребенок самопроизвольно повторяет по многу раз одни и те же слова, фразы.

      Игровая деятельность тоже не лишена стереотипий. Ребенок может часами созерцать яркие предметы, как они двигаются. Происходит длительная задержка на этапе однотипной манипулятивной игры неигровыми предметами: крышками от кастрюль, обувью, предметами быта. Особая страсть проявляется во время таких занятий, как переливание воды, пересыпание песка. Такие дети могут часами ставить книги, кубики и другие игрушки в один ряд, распределяя их по цвету и размеру. Они с удовольствием собирают и разбирают башни, пазлы. Но если что-то не получается, то очень сильно нервничают, возбуждаются и пытаются все восстановить. Им нравятся наблюдать за крутящейся юлой или обычной крышкой. В игрушках их могут заинтересовать такие элементы, как запах, цвет, звук, поверхность. Очень часто у таких детей есть любимые вещи, с которыми они никогда не разлучаются, держат их всегда в руках, крутят или теребят.

      Стереотипии могут быть постоянными, а могут проявляться только во время волнения или возбуждения.

      Лечение детей с аутизмом

      Аутизм, лечение которого как самостоятельного заболевания не проводят, все-таки подлежит медикаментозному влиянию, так как он может вызывать сопутствующие болезни. Поэтому кроме наблюдения у психиатра таких детей должны периодически консультировать педиатр, невролог, гастроэнтеролог и другие специалисты.

      Обязательно с такими детьми проводят занятия логопед и психолог. Если вы хотите пройти комплексное обследование, то можно обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), которая действует в каждом областном центре. Именно здесь о состоянии здоровья ребенка и возможной помощи выскажут свое мнение и психологи, и врачи, и педагоги. Их рекомендации будут носить более практический характер, что значительно поможет родителям в дальнейших их действиях.

      У детей с аутизмом могут начаться эпилептические приступы. Поэтому рекомендуется периодически делать им ЭЭГ-мониторинг. Кроме того, у них часто бывает нарушение сна, что потребует медикаментозного вмешательства под строгим контролем врача. Ни в коем случае не давайте лекарства сами.

      Проблематичным у таких детей является кишечник, так как зачастую аутисты не желают принимать предлагаемую пищу, а только ту еду, к которой они привыкли. К тому же у них часто бывает отсутствие аппетита вообще. Это существенно влияет на ЖКТ. Поэтому консультации гастроэнтеролога должны быть постоянными.

      Обращать внимание следует и на физическое развитие больных аутизмом. Они подвержены таким болезням, как соединительнотканная дисплазия, что приводит к нарушениям у них осанки, плоскостопию. Поэтому лечебная физкультура для них важна. Кроме того, физические упражнения будут у них развивать координацию и моторику.

      Стоить помнить, что дети с аутизмом не могут выразить свои жалобы словами. К тому же у них чувствительность к боли намного ниже. Поэтому нужно быть внимательным во время того, как они начинают заболевать вирусными инфекциями, так как они могут дать значительные осложнения.

      Симптомы аутизма разнообразны. Поэтому лечится не сам синдром, а эти проявления. Наиболее часто медикаментозному лечению поддают агрессию, аутоагрессию, тревожность, стереотипии, нарушение сна и т. д.

      Замечено многими врачами, что результативность лечения у детей выше, нежели у взрослых. Побочных эффектов у них к тому же намного меньше. Так как симптомы разные, то и препараты подбираются только в индивидуальном порядке.

      Альтернативные методики лечения аутизма тоже существует. Но стоит помнить, что они могут быть опасными для пациента. Многие из методик даже не учитывают патогенез аутизма. А их разработчики не имеют никакого медицинского образования, что вызывает сомнение в эффективности лечения.

      Поэтому перед тем как согласиться на курс лечения ознакомьтесь с практикой более подробно. Ведь могут начаться необратимые процессы, которые назад уже не повернуть. Доверьтесь лучше профессионалам. Предлагаем Вашему вниманию подробную статью про детский аутизм.

      psyh.info

      Аутизм: формы и причины

      «Человек дождя» – так назывался фильм, в котором главным героем был человек с синдромом аутизма. Сегодня мы исследуем, что такое аутизм и как он проявляется, как это заболевание влияет на ближайшее окружение человека и что делать, чтобы минимизировать его последствия, а также узнаем, лечится ли аутизм.

      Итак, что это такое? Аутизм – это расстройство, основная причина которого лежит в проблемах развития центральной нервной системы, оно выражается в трудностях общения и социального взаимодействия. Данное заболевание начинает проявляться в раннем возрасте, обычно до трех лет; иногда у ребенка выражены лишь отдельные симптомы, а это значит, что у него может быть аутичный синдром или расстройство аутичного спектра.

      Многие, сталкиваясь с научной информацией о данном расстройстве, часто задаются вопросом – что такое аутизм простыми словами? Аутизм, если дать ему простое определение, это расстройство, при котором человек как бы погружен в себя и свой внутренний мир, его по большому счету не интересует то, что происходит снаружи, также ему свойственен весьма ограниченный набор эмоциональных реакций, поэтому окружающие люди и события его не «трогают».

      Важно знать основные признаки аутизма. Они могут проявляться не все, и степень их выраженности может быть разной, но при этом даже при проявлении некоторых из них важно обратиться к врачу, так как ранний детский аутизм нуждается в своевременной диагностике. Однако понять, как определить данное расстройство самостоятельно, очень сложно, потому что определить аутизм способен только специалист.

      Важно знать, как распознать аутизм, это может помочь родителям заметить первые «звоночки». Исследователи чаще рассматривают детский, а не взрослый аутизм и его симптомы. Но практически все признаки можно разделить на несколько условных групп:

      1. Нарушения, связанные с функционированием речи:

    18. Почти полное отсутствие невербального общения (мимики, жестикуляции). Создается ощущение, что ребенок ничего не ощущает и не переживает, выражение его лица практически никогда не меняется.
    19. Скудная речь (в некоторых случаях ребенок в речи может использовать несколько слов или фраз).
    20. Отсутствие улыбки, зрительного контакта с собеседником (ребенок смотрит в сторону, не реагирует на собеседника).
    21. Нормальное развитие речи, но отсутствует способность говорить с кем-то другим, поддерживать или инициировать беседу (даже при попытках с ним заговорить может игнорировать собеседника).
    22. Эхолалия – этот признак связан с беспорядочным и неконтролируемым повторением разных слов и фраз, которые были услышаны в чужой речи.
    23. Монотонная, эмоционально не окрашенная речь (говорит все на одной ноте, вне зависимости от содержания монолога).
    24. 2. Нарушения, связанные с социальными навыками:

    25. Отсутствие желания контактировать со сверстниками (родителям важно помнить, что принуждение ребенка к общению может только навредить).
    26. Отсутствие реакций на чувства других людей, вне зависимости от того, родные это или незнакомцы (родителям не стоит пытаться воспитывать ребенка, апеллируя к тому, что некорректное поведение малыша заставляет их грустить или расстраиваться).
    27. Отсутствие желания делиться трудностями, которые возникают у ребенка в жизни, так как он не чувствует своей связи с окружающими (даже попытки что-то «вытащить» из ребенка приведут скорее к его сопротивлению, чем к положительному результату).
    28. Отсутствие подражания и перенимания мимических реакций у других людей, а также жестикуляции, либо использование ее в ситуации, которая требует другой реакции (ребенок в грустной ситуации может выражать на лице «маску радости»).
    29. 3 Нарушения, связанные с эмоциональной сферой, а также со сферой мышления:

      • Нервозность и отчужденность (нужно понимать, что ребенок в основном ведет себя спокойно, но при изменении внешней среды он будет проявлять нервозность и беспокойство; также важно понимать, что ребенок практически всегда будет выглядеть несколько отстраненным и погруженным в себя).
      • Истерические припадки при значимых изменениях внешнего окружения (это может быть что угодно: не тот цвет тарелки, передвинутые коробочки – любые изменения будут сопровождаться сильнейшими эмоциональными всплесками).
      • Играет один (может длительное время проводить, играя в любимые игры, решая шарады, головоломки или просто передвигая предметы, у такого крохи нет интереса к другим детям).
      • Не развито воображение – разговоры о чем-то воображаемом, нереальном не вызывают у ребенка интереса. Нужно сказать, что ему сложно фантазировать, что-то представлять себе из-за недостаточно развитого образного мышления.
      • Есть «любимый» предмет, часто может держать его в руках, редко выпускать, при потере может быть сильная эмоциональная реакция.
      • Повторение одних и тех же действий (имеет свою последовательность действий, которую повторяет каждый раз, – не стоит ее прерывать или пытаться изменить, ведь как для ребенка, так и для взрослого это попытка определенным образом настроиться, «собраться»).
      • Концентрация внимания на одном предмете (с трудом переключает внимание с одного на другое, его крайне сложно вывести из состояния сосредоточенности).
      • Важно знать, что первые признаки или симптомы аутизма у каждого человека будут выражаться по-своему (но, как утверждают исследователи, часто первичный симптом – это расстройство речи, хотя оно может быть признаком и других заболеваний).

        Поэтому сложно сказать наверняка, закрытость или изолированность – действительно ли это признаки аутизма у детей. Естественно, проявление данных признаков не вызовет у ребенка страха или ощущения, что что-то идет не так, а вот у взрослых, у родителей, это может вызвать испуг, поэтому стоит не ставить самостоятельных диагнозов.

        На данный момент такое расстройство, как аутизм, или, как еще его называют, ранний детский аутизм, классифицировано и разделено на определенные подвиды, у каждого из которых есть свои признаки. У пациентов могут проявляться различные симптомы, и это могут быть совершенно разные виды аутизма.

        Чтобы понять, что это за болезнь, важно знать, какие выделяют формы аутизма:

        1. Глубокий аутизм (синдром Каннера) – нужно сказать, что подвержены этому заболеванию в большей степени мальчики, чем девочки. Такие дети отличаются замкнутостью, погруженностью в себя, стремлением упорядочивать предметы вокруг, не контактируют с окружающими, не проявляют эмоций, не реагируют на свое имя, избегают зрительных контактов.

        2. Атипичный аутизм у детей отличается от классического расстройства тем, что его признаки могут проявиться гораздо позже обычного (после трех лет). Часто такое расстройство еще называют приобретенный аутизм, так как по всем признакам он развивается позже обычного расстройства.

        3. Синдром Аспергера – это один из самых мягких видов данного расстройства, его еще называют легкая форма аутизма. Это синдром, проявляющийся в проблемах в установлении и поддержании социальных контактов, потребности в одиночестве, избегании группового взаимодействия, недостаточной гибкости и подвижности мышления, навязчивости, с трудом принимаются любые изменения в окружающей среде, могут быть трудности в невербальном выражении себя.

        В целом ребенок, подверженный данному синдрому, практически не отстает в речевом развитии и развитии мышления, это легкая и достаточно «комфортная» по сравнению с другими степень аутизма.

        4. Расстройство невербального обучения – здесь проявляются трудности в проявлении невербалики, сложности с развитием наглядно-образного мышления, могут быть проблемы с равновесием, ощущением своего тела в пространстве, буквальное понимание того, что говорится в переносном смысле, слабая зрительная память.

        5. Комплексное расстройство – в случае этого расстройства у ребенка проявляются сложности не только социального развития, но и физического (общая слабость тела, ограниченные движения).

        6. Высокофункциональный аутизм – это вид аутизма, при котором человек достаточно хорошо адаптируется к жизни. Также высокофункциональный аутизм – это не самостоятельное заболевание, а лишь определение тех людей, которые смогли адаптироваться в социуме, несмотря на свое заболевание.

        7. Нарушения семанто-прагматические – в данном случае основными проявлениями являются сложности в развитии речи, больной может не понимать речь, в особенности абстрактные понятия, юмор, скрытый подтекст.

        8. Мультикомплексное расстройство – данное заболевание объединяет в себе множество различных симптомов, связанных как с задержкой развития речи, мышления, так и с трудностями в эмоциональной сфере, а также проблемы с установлением контакта – как вербального, так и невербального.

        9. Гиперлексия – расстройство, связанное с трудностями в понимании и усвоении речи, трудностями в установлении контактов с другими людьми, трудностями развития мышления (у больного развито конкретное мышление, а абстрактное практически не функционирует).

        Самый главный вопрос на сегодняшний день – это причины возникновения данного расстройства. На самом деле точной информации о том, каковы причины аутизма у детей — нет.

        Ученые-исследователи считают, что аутизм – это расстройство, причины которого – это и травмы во время родов, и инфекционные заболевания, и черепно-мозговые травмы, и врожденная дисфункция нервной системы.

        Также до сих пор нет точного понимания, как аутизм передается по наследству и влияет ли наследственный фактор на проявление расстройства. Исследователи утверждают, что некоторая генетическая предрасположенность у больных всегда присутствует. Важно помнить, что в группу риска входят в основном мужчины, так как они являются носителями гена, который может передаваться и быть возбудителем заболевания.

        Диагностика аутизма – это достаточно сложный процесс, так как симптомы его разнообразны и пересекаются с другими заболеваниями. Поэтому для того, чтобы поставить такой диагноз, необходимо длительное обследование несколькими специалистами с использованием различных психологических, психофизиологических и медицинских методов. Выявлять симптомы бывает непросто, и на это может уйти достаточное количество времени.

        Что касается лечения, то это процесс также весьма непростой, ведь особенности того, как лечить аутизм, будут зависеть от сложности расстройства. Сегодня многие озадачены тем, а можно ли вылечить аутизм? Важно понять, не как лечить расстройство, потому что лечению в общепринятом смысле слова оно не поддается, а как помочь ребенку социализироваться и адаптироваться к окружающей среде.

        Что важно, так это, конечно, хорошая психотерапия и грамотное обучение ребенка – всё, что поможет ему развиваться и быть активным в социуме:

      • Индивидуальная работа с ребенком, обучение его социальным навыкам, начиная с самого простого. Это может быть мягкая коррекция и терапия аутизма, когда ребенка не принуждают, а как бы включают в деятельность.
      • Привлечение к терапии родителей, так как с них важно снять внутреннее напряжение и дать им возможность понять, что выход из сложившейся ситуации есть.
      • Регулярное выполнение совместно с ребенком различных заданий на развитие образного мышления, представление разных образов, воображение ситуаций.
      • Занятия по обучению ребенка невербальным проявлениям (обычно на занятиях ребенку объясняют, когда и какая эмоциональная реакция уместна).
      • Медленный, постепенный ввод ребенка в детский коллектив (здесь важно все делать максимально тактично, чтобы ребенок привык к детям, а дети – к нему).
      • Лечение аутизма у детей иногда может содержать и медикаментозную программу, но это всегда будет зависеть от течения болезни. Излечить данное расстройство только таблетками невозможно.
      • Некоторые терапевты считают, что определенная диета при аутизме также может ускорить выздоровление больного. Поэтому важно приобрести те продукты, которые будут стимулировать развитие ребенка.
      • Еще стоит знать, что симптомы и лечение данного расстройства во многом взаимосвязаны: если будут проявляться одни признаки, то будет актуален один вид терапии, если другие, то и терапия изменится.
      • Нужно сказать, что детский аутизм многообразен и подходов к работе с такими детками тоже много. Аутизм у взрослых – это более сложная ситуация, где многие симптомы могут быть выражены сильнее, что будет затруднять работу с больным. У взрослого процесс лечения также будет основываться на терапии и обучении, детальном, планомерном и постепенном.

        Важно помнить, что работа с детьми и взрослыми, имеющими синдром аутизма, требует терпения, выдержки и любви. Не важно, это аутизм у ребенка или аутизм у взрослых – это расстройство необычно и нуждается в тщательной диагностике и не менее тщательной терапии. Стоит помнить о том, что ребенку и взрослому с разной степенью выраженности данного расстройства обязательно следует наблюдаться у врача.

        Понимание того, что такое аутизм у ребенка, дает вам возможность увидеть, как проявляется аутизм, и понять, что это не так страшно, как можно предположить. С этим заболеванием адаптируются, живут, и нужно сказать, есть некоторые известные люди с аутизмом, которые нашли свою уникальность и индивидуальность в этом расстройстве (Вуди Аллен, Ван Гог, Энди Уорхол, Авраам Линкольн и др.). Автор: Дария Потыкан

        www.grc-eka.ru

        Синдром Каннера – детский аутизм

        Признаки РДА выявляются уже на 1-ом году жизни (могут проявляться на 1 мес.).

        Признаки РДА обнаруживаются на 2-3 году жизни.

        Дети начинают сначала ходить, а потом только говорить.

        Дети начинают говорить раньше, чем ходить, бурно развивается речь.

        Речь не используется с целью общения, нарушена коммуникативная функция речи (она обращена в пространство, к самому себе).

        Речь используется с целью общения, но своеобразно.

        Интеллект снижен в 3\4 случаев (у 60% — глубокая умственная отсталость, у 15-20% — легкое снижение интеллекта, у 15-20% — норма).

        Интеллект – норма или выше нормы.

        Нет глазного контакта – для него нет других людей.

        Избегает смотреть на людей, но они существуют для него.

        Живет в своем мире.

        Живет в нашем мире, но по своим законам.

        Относительно неблагоприятный прогноз – чаще выход в атипичную умственную отсталость. При сохранном интеллекте – возможно становление шизоидной психопатии.

        Относительно благоприятный прогноз – с возрастом становится основой шизоидной психопатии с удовлетворительной социальной адаптацией.

        Сравнивают с шизофренией.

        Сравнивают с психопатией

        Для детского аутизма эндогенного генеза, классического детского аутизма Каннера наиболее характерно:

        — начало до 3-х летнего возраста,

        — асинхронность в развитии основных сфер деятельности ребенка,

        — сходство моторных стереотипий с ранним атетозоподобными движениями в пальцах рук,

        — симптом отталкивания с ходьбой на цыпочках,

        — недостаточность и задержанное развитие волевой и эмоциональной сфер, сосуществование ранних и поздних функций в них.

        При умственной отсталости , в отличие от детского аутизма эндогенного генеза:

        — отмечается равномерность структуры умственного недоразвития,

        — соотносимость интеллектуального и эмоционального снижения,

        — недоразвитие высших эмоций,

        — соответствие социального приспособления уровню умственного недоразвития,

        — поведение отличается монотонностью, ригидностью, в нем нет вычурности, парадоксальности.

        Для детского аутизма процессуального генеза при ранней детской шизофрении свойственно:

        — становление аутистических симптомов между 1 и 2,5 годами,

        — характерен диссоциированный характер задержанного развития,

        — тенденция к падению активности, нарушения в общении, утрата коммуникативной, экспрессивной и рецептивной речи.

        Процессуальный детский аутизм при приступообразно-прогредиентной шизофрении:

        — формируется в возрасте 3-6 лет,

        — характерно нормальное умственное развитие до 3-летнего возраста,

        — сдвиг в линии развития возникает после аутохтонных приступов приступообразно-прогредиентной шизофрении – аффективной, неврозоподобной, полиморфной, кататонической, кататоно-гебефренной и кататоно-регрессивной структуры,

        — структура нажитого аутистического расстройства зависит от тяжести регистра психопатологических расстройств в приступаз болезни,

        — имеют место резидуальные позитивные расстройства, нажитые аффективные и психопатоподобные симптомы,

        — этот круг расстройств относится к нажитому аутистическому дефектному состоянию после приступов ранней детской шизофрении.

        При расстройствах хромосомного, обменного, неясного генеза с аутистическиподобными синдромами:

        — представлены не все симптомы (феномены), свойственные классическому аутизму,

        — для них обязательны знаки дисгенеза, характерные для основной патологии,

        — нет асинхронии в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка,

        — в личностной структуре обнаруживаются черты торпидности,

        — при сглаженности эмоциональных расстройств больные более эмоциональны с матерью и родными,

        — отмечается большая сохранность личностной структуры, чем у больных с классическим аутизмом,

        — возможны дисфорические расстройства настроения,

        — умственная задержка обычно равномерна,

        — сохраняется, хотя и легко истощающаяся, глазная реакция,

        — стереотипная деятельность сводится к примитивным раскачиваниям, патологически привычным действиям,

        — в возрастной динамике в части случаев наблюдается углубление или, напротив, нивелирование аутистических проявлений,

        — в кризовых периодах возможны психотические эпизоды с позитивными психопатологическими симптомами, после которых отмечается углубление аутистического синдрома.

        Аутистическиподобный круг расстройств при синдроме Ретта:

        — формируется после периода нормального развития ребенка, в возрасте 8-18 мес. жизни и наблюдается в 1 стадии болезни,

        — во 2 стадии аутизм нивелируется,

        — при наличии отрешенности длительно сохраняется глазная реакция, способность адекватного эмоционального реагирования на мать, на положительный тактильный контакт, улыбку, жест,

        — моторные расстройства носят насильственный характер и протекают в виде “моющих, потирающих” движений кистями рук,

        — в течении болезни наблюдается прогрессирующее нарастание неврологической симптоматики, спинальная атрофия, атаксия, кифоз, сколиоз, распад речи, эпи-приступы, расстройства глотания, дыхания (чего не бывает при других расстройствах с аутистическиподобными синдромами).

        — свойственна стертость аутистических проявлений,

        — сохранность способности к высокому интеллектуальному развитию,

        — в дальнейшем онтогенезе ребенка наблюдается формирование рациональных контактов, становление особой личности, близкой к шизоидному кругу.

        Парааутистические состояния (экзогенного происхождения):

        — глубина аутистического отрешения незначительна,

        — сохраняется способность общения на тактильном уровне,

        — имеет место достаточно равномерный характер задержки умственного и речевого развития пограничного уровня, с особой эомциональной незрелостью,

        — ко второму возрастному кризу аутистические симптомы нивелируются,

        — формируется дефицитарная личность с обедненной эмоциональностью, пограничным уровнем задержки умственного развития, с недоразвитостью высших социальных структур личности, с невозможностью формирования направленной привязанности, слабой волевой активностью, рентными установками.

        — представлены не все феномены классического аутизма,

        — не всегда наблюдается асинхрония в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка,

        — присутствует торпидность в личностной структуре,

        — более выражена тотальность умственной задержки развития,

        — возможны дисфорические расстройства настроения, неврологические патологические симптомы, подтверждающие органическое поражение ЦНС,

        — аутистическиподобные проявления не полны, прерывисты, изменчивы, сменяются более адекватным поведением,

        — отсутствует парадоксальная негативность, нет позитивных психопатологических расстройств.

        Реабилитационная работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом проводится комплексно группой специалистов различного профиля (детскими психиатрами, психологом, логопедом, педагогами-дефектологами, музыкальным работником, педиатром, невропатологом и т.д.).

        Помощь строится на базе клинико-нозологической оценки состояния больного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и представлена разными видами терапии: психофармакотерапия, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, индивидуальная и семейная психотерапия, педагогическая, логопедическая коррекция и др.

        Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. — Москва. — “Медицина”. — 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — Москва. — “Медицина”. — 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. — “Теревинф”. – 1997г.

        osobenmir.ucoz.net

        Когда мы обращаемся к историям развития аутичных детей, то видим, что в раннем возрасте нарушения активности и ранимость присутствуют у таких детей в неравной степени, и, соответственно, перед ними встают различные проблемы. При этом первоочередными оказываются разные жизненные задачи, вследствие чего каждый ребенок и вырабатывает свои способы взаимодействия с миром и защиты от него.

        На первый план в поведении аутичных детей выступают, конечно, яркие проявления патологических форм компенсаторной защиты. Сам аутизм может проявляться в разных формах: 1) как полная отрешенность от происходящего; 2) как активное отвержение; 3) как захваченность аутистическими интересами и, наконец, просто 4) как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Таким образом, мы различаем четыре группы детей с совершенно разными типами поведения.

        Для того чтобы не дать ребенку лишиться его достижений и помочь сделать шаг вперед, важно понять, каков уровень доступных ему отношений с миром. С этой целью рассмотрим перечисленные группы в их последовательности — от самых тяжелых к более легким.

        Основные жалобы, с которыми обращается к специалистам семья ребенка первой группы,— это отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Такие дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. В период развернутых проявлений синдрома явный дискомфорт остается в прошлом, поскольку компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек активного соприкосновения. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.

        Дети второй группы исходно несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Родители чаще всего приходят в первый раз с жалобами на задержку психического развития таких детей, и прежде всего — развития речи; обо всех остальных трудностях они сообщают позже. Эти прочие трудности в жалобах родителей уходят на второй план, потому что они ко многому притерпелись и приспособились — ребенок уже приучил их к сохранению особых необходимых ему условий жизни, прежде же всего — к строгому соблюдению сложившегося жизненного стереотипа, в который включаются и обстановка, и привычные действия, и весь распорядок дня, и способы контакта с близкими. Обычна особая избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка.

        Детей третьей группы также легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями.

        Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекра¬щается при ощущении малейшего препятствия или противодей¬ствия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.

        sites.google.com

        Причины, формы и диагностика аутизма у детей и взрослых

        Аутизм — это сложное нейрофизиологическое расстройство, которое возникает вследствие нарушения развития головного мозга. При этом заболевании у больного наблюдается дефицит вербального и невербального общения с окружающими людьми («уход в себя») и практически отсутствует взаимодействие с внешним миром. У индивида ограничены жизненные интересы и происходят повторяющиеся действия. Как правило, основные признаки этой болезни проявляются у детей в возрасте до 3 лет. Существует схожее состояние, под названием «расстройство аустического спектра», оно имеет похожие признаки и симптомы, но они у больного мягко выражены.

        Аутизм в последнее время не считается редким заболеванием, в США увеличилось количество больных в 3 раза. В настоящее время еще до конца не ясно, этот факт связан с улучшением диагностики заболевания, или увеличилась фактическая распространенность расстройств.

        Генеральная Ассамблея ООН, желая привлечь интерес общества к этой проблеме и обозначить ее актуальность, объявила 2 апреля — Днем распространения информации о проблеме аутизма.

        По статистике, это сложное нейрофизиологическое расстройство наблюдается у каждого 88-ого ребенка в мире. У девочек это заболевание проявляется в 4 раза реже, чем у мальчиков.

        Родители ребенка с аутизмом понимают, что их малыш «не такой как все» примерно в первые 2 года жизни. На современном уровне развития науки, врачи не могут полностью излечить это заболевание. Проявления этой болезни очень разнообразны. В мире существуют единичные случаи, когда люди с аутизмом достигали совершеннолетия и жили самостоятельно, им не требовалась помощь родственников и близких людей, добивались определенного профессионального успеха в жизни.

        В настоящее время сформировалась определенная культура аустичных людей. Одни активные представители этой культуры заняты поиском лекарства от аутизма, а другие не считают это болезнью, а говорят лишь о таком «особом», альтернативном состоянии психики человека. Современная культура (кино и литература) постоянно затрагивает тему аустичных людей в своих произведениях и работах, например «Человек дождя», «Шестое чувство», «Антон тут рядом». Эта болезнь приобрела ореол загадочности.

        • Генная теория. Развитие аутизма обусловлено различными взаимодействиями большого количества генов, а также внешней среды и эпигенетических факторов. Они сами по себе не оказывают влияние на структуру ДНК, однако передаются по наследству и изменяют экспрессию генов. У абсолютно здоровых родителей может родиться ребенок с аутизмом, по мнению ученых, это связано со спонтанными делециями и дубликациями участка гена в процессе мейотического деления клеток. Аутизм передается по наследству. В Америке существуют семьи, в которых два и более ребенка больны аутизмом. Учеными найден «вероятный кандидат» передачи этого заболевания — ген неурексин –1, который находится в 11 хромосоме. Он участвует в синтезе нейромедиатора глутамата;
        • Воздействие внешних факторов. На развитие этого заболевания могут повлиять ряд внешних факторов: различные инфекционные заболевания, отравление солями тяжелых металлов, вдыхание органических растворителей, угарных газов, формалина и фенолов, вредное воздействие материалов из пластика, пестицидных удобрений, хроническая алкогольная и никотиновая интоксикация, наркомания, вакцинопрофилактика и перенесенный перинатальный стресс;
        • Последствия вакцинации. В мире не существует научных доказательств прямого влияния вакцин на возникновение первых симптомов аутизма у ребенка. Однако предположение о влиянии прививок на развитие этого расстройства у детей, вызвало шквал отказа от вакцинопрофилактики среди родителей всего мира. У детей с аутизмом находят повышенное содержание ртути в волосах, в тканях и в эритроцитах крови. Вся клиника этой болезни похожа на проявление отравления солями тяжелых металлов, в том числе и ртути. Ртуть давно используется в качестве консерванта в большинстве вакцин. Ребенок в течение первого года жизни получает много прививок, а значит и общая доза ртути в них высокая. Хелирование — это один из современных методов лечения аутизма, который основан на выведении солей тяжелых металлов из организма человека. Это очень спорный метод терапии и не нашел научного доказательства в мире.
        • Раньше аутизм рассматривался как один из видов шизофрении, затем это заболевание выделили в отдельную нозологию.

          Международная классификация болезней (МКБ-10) включила виды аутизма в раздел «Нарушение психологического развития». Форма и вид болезни зависит от того, в каком возрасте был поставлен диагноз, от тяжести умственной отсталости и особенностей поведения больного.

          1. Общие расстройства развития. Для этого вида расстройства характерны нарушения в вербальных и невербальных контактов. У индивидуума наблюдаются ограниченные и примитивные интересы и занятия, которые практически не меняются. Аутисты ведут закрытый образ жизни, их не интересует политика, социальные вопросы, они не проявляют тягу к общению с другими людьми;
          2. Детский аутизм. Впервые симптомы болезни можно определить в возрасте до трех лет. Ребенок сложно взаимодействует с окружающим миром, наблюдаются проблемы с коммуникацией и поведением. Таким детям нужна постоянная помощь со стороны родителей;
          3. Атипичный аутизм. При этой форме болезни симптомы болезни могут не проявляться в течение многих лет. Атипичный аутизм не имеет четких признаков и характерных симптомов для этого заболевания. У таких людей нарушение функции головного мозга выражено в очень тяжелой степени, поэтому у пациентов отсутствует обычное для аутистов поведение. Нередко атипичный аутизм возникает у пациентов с различными нарушениями речи. Человек с классической формой заболевания предпочитает одиночество и не стремиться к общению с другими людьми, а больные с атипичной формой аутизма стремятся к общению, но у них не хватает вербальных навыков. Атипичный аутизм чаще всего проявляется в стереотипных и бессмысленных движениях или действиях. Некоторые аутисты ходят на свидания, женятся и рожают детей;
          4. Другие дезинтегративные расстройства детского возраста. При этом расстройстве существует «светлый промежуток» нормального развития, а в течение нескольких месяцев ребенок утрачивает все приобретенные навыки и знания, проявляются характерные черты аутизма;
          5. Гиперактивное расстройство. У больных с этой формой болезни сочетается тяжелая умственная отсталость (IQ ниже 50) и стереотипные движения. Такие люди нуждаются в постоянном наблюдении, им требуется помощь в выполнении гигиенических процедур, в простых каждодневных делах;
          6. Синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм) У больного отсутствует общая задержка в развитии речи и познавательных функций. Этот синдром часто сопровождается выраженной неуклюжестью больного. Высокофункциональный аутизм является «легкой» формой болезни. У таких больных может наблюдаться высокая одаренность, склонность к логическому мышлению и обладание энциклопедическими знаниями. Человек смотрит на этот мир не как все, а через призму аустического мышления, поэтому некоторые из них становятся гениальными учеными»
          7. Неуточненное общее расстройство развития. Этот диагноз ставят в тех случаях, когда нет возможности правильно собрать анамнез и диагностировать другие виды аутизма.
          8. Аутизм у взрослых проявляется в низкой социальной реализации и адаптации к внешнему миру. У человека не возникает никаких желаний и стремлений, он погружен в свой собственный мир. Они не идут на контакт с людьми, не могут поддержать беседу, выполняют бессмысленные действия и стереотипные движения. Обычно уровень интеллекта у взрослых людей с аутизмом очень низкий, но некоторые из больных могут быть гениями, хорошо разбираться в математике, литературе, искусстве.

            У некоторых аутистов могут наблюдаться вспышки сильного гнева, в результате чего они могут нанести себе сильные повреждения. Аутисты очень сильно привязываются к людям, которые осуществляют за ними уход. У больных не возникает желания гулять, кушать, спать. Аутизм у взрослых это часто тяжелая форма заболевания, такие люди нуждаются в постоянном наблюдении со стороны родственников, им требуется помощь в выполнении элементарных првил гигиены, в бытовых вопросах. Взрослые люди с синдромом аутизма имеют инвалидность.

            Анализ поведения больного

            Для того, чтобы поставить диагноз «аутизм» необходимо провести анализ поведения больного. Необходимо выявить хотя бы 6 основных симптомов из нижеперечисленных:

          9. отсутствие у больного социальной или эмоциональной взаимности ( больной не понимает мимику и речь других людей) ;
          10. повторяющийся или стереотипный характер речи (монотонная, не эмоциональная);
          11. у больного возникает постоянный интерес к определенным деталям или предметам;
          12. обычно болезнь проявляется до 3 лет;
          13. у человека отмечается умственная отсталость и отсутствие желания общаться с другими людьми (нельзя путать с интровертами);
          14. больной не использует речь и мимику для общения с окружающими;
          15. больной не может проявлять фантазию и мечтать;
          16. необходимо исключить синдромом Ретта и детское дезинтегративное расстройство ( имеют схожие симптомы с аутизмом).
          17. Как обследовать больного?

            Диагностика аутизма очень сложна. Собрать анамнез у больного или протестировать его практически невозможно. В основном диагноз ставится на основании опроса родителей аутиста или опекунов. Для того, чтобы выявить признаки болезни необходимо длительное наблюдение за пациентом в условиях клиники. Врач проводит дифференциальную диагностику между аутизмом, умственной отсталостью. Атипичный аутизм нужно отличать от шизофрении. Больному необходима консультация невролога, психолога, специалиста по расстройствам аустического спектра, отоларинголога.

            odepressii.ru