Боязнь ответственности это

Я боюсь ответственности.

Людей, избегающих обязательств, не желающих принимать решения, часто упрекают в малодушии, инфантильности или эгоизме. Но ведь необходимость за что-то отвечать действительно может оказаться мучительной или даже невыносимой. Почему?

«Может, это звучит странно, но меня напрягает само слово «ответственность», — признается 35-летний холостяк Александр. — В буквальном смысле: напрягается все тело. Не хочу думать о том, что кто-то будет от меня зависеть. Например, если женщина требует от меня каких-то обязательств, я просто начинаю задыхаться, чувствую себя так, как будто застрял в лифте». Страх подвергнуться осуждению, утратить независимость, отвечать за свои поступки, желания, сделанный выбор. Уход от ответственности многолик, но причиной его почти всегда оказывается тревога, которая может перерасти в настящую фобию. Психологический словарь называет боязнь ответственности «гипенгиофобией».

«Ответственность в профессиональной, семейной или моральной сфере, бесспорно, является источником стресса, — подчеркивает французский клинический психолог Режин Франкель (Regine Frankel). — Однако новые открытия в психобиологии, в частности работы Жерома Кагана (Jerome Kagan), исследователя из Гарвардского университета (США), показывают и другое. Примерно у 20% людей уже при рождении отмечаются нейрохимические особенности, делающие их гиперчувствительными и к стрессу, и к любым новшествам. Из-за наследственных факторов та часть их мозга, что управляет страхом, гиперреактивна и при малейшей тревоге «впадает в панику». В ситуациях, когда приходится обсуждать с другими свои действия, когда есть шанс подвергнуться осуждению, тревожность возникает у них слишком быстро и мощно. Отсюда естественное стремление избегать таких ситуаций».

Итак, неспособность принимать на себя ответственность записана в генах? «Скажем так: как и любой другой аспект нашего поведения, она связана с различными факторами, в том числе и с этим», — уточняет Режин Франкель.

«Мне казалось, что меня побьют»

Анна, 34 года, ассистент продюсера«Я год за годом прозябала в каких-то случайных местах, при этом мечтая работать в кино или PR — чему, собственно, меня и учили в институте. Но когда я говорила себе, что пора проявить инициативу, меня прошибал холодный пот. Так уже было в детстве: мать оставила меня с младшим братом; вернувшись, застала его в слезах и высекла меня. Для меня отвечать за что-то означало быть битой. Осознать это мне помогла моя подруга. Она говорила, что считает меня надежным человеком и ценит за это; я поняла, что у людей обо мне может быть и позитивное представление. Я нашла себе работу, отвечающую моим желаниям и возможностям. И меня никто не отшлепал!»

От страха ошибки к отказу за нее отвечать

Антон отказывается от руководящего поста: ему комфортнее быть исполнителем; Роман считает, что его подруга несет ответственность за все проблемы их пары; Марина в любом конфликте обвиняет других. Три разные формы поведения, направленные на одно — скрыть собственные недочеты. Человек, постоянно ждущий, что его в чем-то обвинят, и сам себя неосознанно считает виноватым. В нем будто звучит суровый родительский голос: «Ты никчемный, плохой, ты ничего в жизни не добьешься и должен быть наказан». В психоанализе этот не допускающий возражений внутренний голос называют «Сверх-Я». Его сила зависит от того, насколько в детстве на нас повлияли родительские запреты.

Чем сильнее человек идеализирует своего непреклонного отца или мать-перфекционистку, тем чаще он ощущает себя мишенью для чужих оценок, чувствуя, что «приговор» ему вынесен заранее. И, конечно, уверен, что недостоин занять взрослую, ответственную позицию — эта роль бессознательно отведена папе с мамой, а ему остаются лишь беспрекословное подчинение или бегство.

Будьте снисходительнее к себеЗа отказом принимать на себя ответственность часто стоит неосознанная тяга к совершенству. В чем ее истоки? Наши родители никогда нас не хвалили или требовали слишком многого. В результате мы поверили: «Чтобы меня любили, я должен быть совершенством. А если не брать на себя ответственность, то моих слабостей никто не заметит». Очень важно осознать: совершенство в этом мире недостижимо. И лучше время от времени ошибаться, чем не делать вообще ничего.

Пересмотрите свои убежденияМногие воображают, что, убегая от ответственности, они сохраняют свою свободу. Это заблуждение. Ваши действия, ваше сознание (со всеми его проблемами и блоками), любовь, которую к вам питают или о которой вы мечтаете, — если за все это отвечаете не вы, значит, отвечает кто-то другой. Кто-то, от кого вы. находитесь в полной зависимости.

Вглядитесь в свои страхиСтать ответственным означает отважиться заявить о себе и принять последствия своих действий. Пока мы видим проблему во всем ее глобальном масштабе, она нас подавляет. Вместо того чтобы постоянно думать: «Я не хочу ответственности», спросите себя: «Чего я боюсь? В какие моменты мне особенно мучительно брать ее на себя?»

Он не выполняет обещаний? Она меняет мнения как перчатки, не осознавая этого? Обличая таких людей в ненадежности и непостоянстве, вы лишь примете на себя роль их сурового «Сверх-Я». А ведь именно от его власти они отчаянно пытаются ускользнуть с помощью безответственного поведения.

Спокойно покажите своему собеседнику противоречивость его поступков, подвигая его к большей ответственности за свои слова. Возможно, его проблема в том, что с ним слишком долго обращались как с ребенком, с которого и спрос невелик; дайте ему понять, что вы не его папа с мамой и вам нужно иметь дело со взрослым, на которого можно положиться. И не стоит упрекать его в лености или недостатке честолюбия: в первую очередь ему нужно восстановить уверенность в себе, осознать собственную ценность.

www.psychologies.ru

Почему мы боимся ответственности, или 10 уроков храбрости

К одной из разновидностей социальных фобий относится страх ответственности. Боязнь ошибиться, выступить с инициативой, рискнуть, принять неудачное решение, получить провальный результат в работе – все это и составляет содержание упомянутого страха.

Гипенгиофобия – именно так в научном мире называют страх ответственности – основана на панической боязни человека не справиться с поставленной или самостоятельно взятой на себя задачей, неконтролируемой тревогой по поводу возможной ошибки или неуспеха.

Страшат также социальные последствия:

  • обсуждение, всеобщее порицание;
  • снижение авторитета;
  • потеря сложившихся межличностных отношений.
  • Возникает боязнь ответственности исходя из следующих причин:

    1. Переживания из детства. Часто страх ответственности зарождается из детских впечатлений, в ходе формирования у ребенка социального опыта (социализации). Оснований может быть множество: суровое наказание родителей за ошибку; чрезмерная критика за самостоятельные решения, которые преподносятся как неверные; постоянные запреты.
    2. Влияние социальных стереотипов. Они формируют у людей оценочное понимание всех событий и действий: что хорошо и плохо, удачно-неудачно, успешно-неуспешно и т.д. Высокая социальная внушаемость человека заставляет безоговорочно следовать данным стереотипам и не дает выработать собственную оценку.
    3. Формирование негативных установок и предубеждений. После выбора неудачного решения индивидом, возникли крупные неприятности, неблагоприятные последствия, провальные результаты – человек воспринимает все будущие действия, задания и события только в ракурсе прошлых неудач и существующих негативов.
    4. Перфекционизм наряду с заниженной самооценкой – склонность человека к стремлению достигать максимальных результатов («все должно удачно получаться с первой же попытки!»), сравнивать свои успехи чуть ли не с идеалом и расстраиваться, видя, что до наивысших достижений очень далеко. Следствием подобной позиции становится постоянное чувство тревоги и боязни при малейшей необходимости брать на себя любые обязательства.
    5. Повышенная чувствительность к социальной оценке: страх общественного осуждения, низкого социального статуса, возникновения позиции изгоя заставляет избегать любых действий, мешает принятию любого решения.
    6. О причинах страха материализации плохих мыслей читай тут.

      Гипенгиофобия пагубна и своими последствиями. Влияя на функциональные способности организма, она вызывает:

    7. заболевания сердечнососудистой системы;
    8. язвенные болезни;
    9. инфаркты и инсульты;
    10. гипертонию.

Как победить страх ответственности ^

Ощущая плохо поддающийся управлению страх в моменты, требующие ответственной позиции, гипенгиофоб переживает своего рода жизненный кризис.

В его сознании создается угрожающая ситуация: «А что, если не справлюсь?!», «А вдруг мое решение приведет к катастрофе?!», «Я подведу стольких людей своими неудачными действиями?!».

Психология человека, боящегося ответственности:

  • повышенная критика к себе на уровне самобичевания;
  • избегание любых ситуаций, где возникает неопределенность (освоение нового, деловые знакомства, разработка проекта, контроль);
  • ощущение безысходности при малейших трудностях и препятствиях;
  • низкая терпимость к любым критическим замечаниям.
  • Не допустить подобной жизненной позиции помогут следующие действия:

    1. Поощрение в себе оптимизма. В жизни любого человека есть взлеты и падения, ориентироваться необходимо на любой опыт, даже негативный. Любую проблему проще решить, если относиться к ней с позитивной стороны.
    2. Рациональный подход к оценке последствий любых трудностей и неблагоприятных решений. Аналитические процедуры при оценке каждого варианта решения любых обстоятельств, создаст ясность ситуации, конкретизированное понимание всех возможных последствий.
    3. Ошибка не должна видится как катастрофа – ее следует рассматривать как подсказку к плану возможных действий по исправлению ситуации к лучшему.
    4. Не следует затягивать принятие решения – это лишь создаст большее психологическое напряжение, инициирует у индивида стресс.
    5. Все задания необходимо доводить до логического конца. Если проблема остается в подвешенном состоянии, она таким своим существованием создает лишний повод для страхов. Завершенность позволит увидеть ситуацию с позиции оптимизма.
    6. Развивать веру в себя и уверенность в своих силах надо обязательно. Они являются основой к действиям и позволят максимально снизить тревогу в ситуации ответственности.
    7. Обязательное действие – тренировка волевых усилий. Заставить себя делать то, чего страшишься или не желаешь – процедура, создающая фундамент преодоления любой фобии.
    8. Чередование активной работы и полноценного отдыха – основа оптимального психического состояния. При этом ум человека будет работать более рационально, эмоциональное состояние сохранит стабильность и оптимизм.
    9. Нужно уделять повышенное внимание «зоне комфорта». «Зона паники» и «зона комфорта» существуют одна за счет другой – увеличивая объем одной, мы уменьшаем другую. Усиливая влияние позитивных эмоций можно добиться максимального снижения воздействия на человека тревоги и страха.
    10. Если индивид будет чаще брать на себя ответственность за ежедневные действия, это создаст ресурс для противостояния гипенгиофобии.
    11. Страх перед ответственностью не является биологически обусловленным, его основа находится в психических особенностях личности.

      Как избавить ребенка от ночных страхов? Читай статью.

      О страхе публичных выступлений и путях его преодоления читай тут.

      Несколько советов специалистов-психологов снизят проявления усиленного тревожного состояния в ситуациях ответственности:

    12. К ответственности привыкайте постепенно. Глобальные задачи можно отложить на потом или разделить их на малые части. Начинать лучше с единичных шагов и действий (выгуливать собаку, следить за чистотой в комнате и прочее), постепенно «наращивая нагрузку».
    13. Пользуйтесь помощью близких: уменьшить величину ответственности возможно, обратившись за помощью к родственникам и друзьям. Их советы или действия позволят справиться с задачей общими усилиями.
    14. Определите ситуации, которые приводят к избеганию ответственности. Их конкретизированный набор позволит предметнее проанализировать свои страхи.
    15. Сформируйте мотивацию для преодоления гипенгиофобии. Куда привлекательней быть решительным и удачливым человеком, чем избегать даже мелких задач и решений.
    16. Действуйте при любых обстоятельствах. Именно совершение поведенческих актов – начальный этап борьбы со страхом. Страх будет инициировать бездействие, ему поддаваться не следует ни в коем случае.
    17. Культивируйте веру в себя – даже если кажется, что наступила ситуация полной безысходности, нужно искать выход и верить, что он обязательно вами найдется.
    18. Забывайте о привычках прошлого: пессимизм и депрессивные состояния создают основу негативного отношения ко всему. Но если сложилась привычка к отрицательным оценкам, можно создать противоположную им установку – оптимизм и положительные подходы к ситуации.
    19. Используйте самодопрос для проработки страха ответственности. Задавая себе вопросы по поводу возникновения фобии, проявления ее особенностей, можно докопаться до сути, избежать черно-белого отношения к ситуации ответственности.
    20. Именно желание человека быть ответственным, а не прятаться за собственной слабостью, тревогой и боязнью создадут фундамент для преодоления гипенгиофобии.

      gopsy.ru

      5 способов побороть страх ответственности

      Вот уже сорок лет я не перестаю удивляться иронии человеческого поведения. Самый сложный случай — реакции, которые я наблюдаю, когда мои клиенты — взрослые люди на руководящих должностях — осознают, что стоят у руля в одиночку и сами ответственны за свою судьбу. Полезно понять, что все карты у вас на руках и винить в случае провала некого. Это ваша игра, независимо от того, победите вы в ней или проиграете. Вам будет легче, если вы это поймете? Думаю, ненамного.

      Правда в том, что, когда человек впервые принимает на себя ответственность, он ее страшится. Эго, которое он так аккуратно и тщательно взращивал, становится мишенью для наказания. Именно поэтому мы все так любим иметь «козла отпущения». Зачем бороться со своими недостатками, если можно притвориться беспомощной жертвой?

      Многие предприниматели, к их чести, принимают на себя роль «последней инстанции». Их страстная самоуверенность — вот что привлекло меня к изучению и работе с ними. Они действуют в духе Генри Форда: «Не ищите виноватых, ищите, как исправить ошибку».

      Если взять жизнь в свои руки кажется слишком трудным делом, не нужно оправдываться. Попробуйте когнитивно-бихевиоральную психотерапию. На своих занятиях я использую более двух десятков техник: для каждого случая — свою. Вот несколько примеров.

      Забыть о старых привычках

      Самый распространенный метод терапии был разработан Аароном Беком для людей, страдающих депрессией. Он заметил, что депрессивные мысли проистекают из-за пессимистического взгляда на себя, окружающий мир и будущее. Эта склонность чаще всего формируется в детстве.

      Бек пришел к следующему выводу: если человек приучился к негативному мировосприятию, то можно от него и отучиться. Для этого нужно, во-первых, помочь клиенту увидеть, что он слишком остро и негативно воспринимает данные обстоятельства, а во-вторых, научить его новым способам реагирования на них.

      Люди легко признают, что принимают все слишком близко к сердцу. Сложнее отвыкнуть от такой реакции. Есть один трюк: переоформить восприятие. Скажем, вы считаете, что не умеете налаживать деловые контакты. Вместо того чтобы размышлять над провалами в прошлом, подумайте, какие новые возможности открываются перед вами, если вы готовы действовать. Естественно, чем больше «сегодня» отличается от прошлого, тем больше ваша готовность выходить в свет и встречаться с людьми.

      Бек также описал склонность к иррациональному мышлению, например к чтению чужих мыслей («Я знаю, он не поддержит мое предложение») и к персонализации («Опять неудача — я проклят!»). Чтобы противостоять таким тенденциям, я говорю с клиентами о природе их заблуждений и потом вдохновляю их на внутренний диалог — разговор с самим собой, который переворачивает их искаженное мировосприятие.

      Один из клиентов размышлял в понятиях «черного и белого»: все могло быть либо хорошо, либо плохо. Рассказывая, как его первая попытка привлечь венчурный капитал провалилась, он добавил: «Я знаю, что никогда не получу финансирования». Я предоставил ему ряд рациональных объяснений, почему он ничего не получил (в том числе и вероятность, что у венчурного фонда не было на тот момент денег). Поговорили, как нерационально предсказывать будущие результаты, основываясь на одном событии. В результате он смог пройти свой внутренний самодопрос. И в итоге привлек капитал.

      Спросите себя «почему?»

      Многие предприниматели — тщательно маскирующиеся рабы так называемых поведенческих императивов. Нужно, чтобы срабатывала внутренняя сигнализация, как только вы подумаете или скажете «я должен», «мне следует» или «я не могу». Поведенческие императивы обрекают людей на неудовлетворенность. Не попадайте в эту ловушку. Лучше спросите себя: «Кому я должен? Почему я не могу?»

      Скажем, вы хотите выкупить долю в новом проекте. Вы можете давить на себя: «Я должен добиться поддержки всех». Но спросите себя, почему в данный момент вам так необходима эта вселенская поддержка. Может, вам хватит ограниченной поддержки (скажем, со стороны директора)? Освобождая сознание от давления стереотипов, вы получаете способность мыслить конструктивно, что в свою очередь позволит вам завоевать и оставшееся большинство.

      Сложно не испытывать ужаса в определенных ситуациях. Но это не значит, что нужно поддаваться этому чувству. Лучше попробуйте приучить себя к стрессовым ситуациям в своем воображении. Представьте неприятное событие (например, вам нужно сообщить коллективу плохие новости о компании) и постарайтесь при этом расслабиться. Повторите эту процедуру с разными вариациями пугающей вас сцены. Это как сделать штрафной бросок или загнать мяч в лунку: чем больше вы делаете это, тем более автоматической станет ваша реакция.

      Еще один способ разобраться со своим страхом — это методика под названием «наводнение», то есть полное погружение в то, что вас приводит в ужас. Вы проигрываете все на несколько шагов вперед до тех пор, пока ваши страхи не исчезнут.

      Я недавно использовал эту технику с клиентом, который буквально перед самым запуском новой линии продукции стал до ужаса бояться интервью. Мы устроили ему сразу шесть выступлений на пресс-конференциях в течение двух недель (хотя и сократили количество репортеров на каждой отдельной встрече). К концу пятой конференции он с удовольствием говорил о своем новом продукте без каких-либо признаков страха.

      Вывод: как бы ни было страшно, полная ответственность за свои действия — это путь к счастью, успеху и самоудовлетворению. Как сказал мистер Форд, «когда вы думаете, что способны на что-то, и когда думаете, что неспособны, вы правы в обоих случаях».

      www.forbes.ru

      Боязнь ответственности – препятствие на пути к успеху

      Каждый из нас в социуме испытывает боязнь ответственности, но не каждый способен осознать страх. Явление возникает на любом этапе жизни. Составляющими страха выступают опасение неудачного решения, провала, неоправданного риска, инициативности. Страх проявляется, когда наваливается рутина, когда не видно выхода, возможности и силы исполнить свои обязательства у обоих полов. Это не значит, что страх приносит страдания, скорее наоборот, он связан с нежеланием взрослеть, брать на себя ответственность.

      Ответственность – энергия, которая мобилизует, делает сильней. Лидерское качество жизненно необходимо. Без него люди не развиваются. Для развития человека как личности нужна ответственность, хотя бы перед самим собой, способность признать, что настоящее положение вещей является итогом собственных поступков. Существует 2 типа людей:

    21. Те, кто организует свою жизнь и поступки, формируя будущее.
    22. Те, кто обвиняет других, становясь жертвами обстоятельств.
    23. Если целеполагания в жизни нет, человек, меняясь биологически, остается инфантильным. Это характеризуется неготовностью или страхом взять на себя ответственность. Эта группа людей всегда считает кого-то виноватым в том, что не получается у них. Живет, не задумываясь ни о чем, плывет по течению.

      Антипод создает впечатление взрослой личности, организующей свою жизнь и готовой нести ответственность за все, что окружает ее.

      Боязнь ответственности по своей сути иронична. Являясь психическим отклонением, фобия воспринимается как безответственность. Люди, страдающие повышенной тревогой по поводу обязательств и важных задач, терпят неудачи только из-за того, что испытывают страх сделать что-то неправильно, ошибиться.

      Страх перед ответственностью, как ни странно, созвучен гиперответственности. Раздувая мелкие обязательства, страшась будущего, они кажутся неподьемными, невыполнимыми. Наши опасения мешают двигаться вперед, если они приобретают размеры вселенских масштабов. Так или иначе, вся жизнь связана с принятием обязательств, которые чаще всего отталкивают. Но не взяв ответственность, не получить приятных моментов. Сосредоточившись на положительных, глубинных вещах, борьбу с невидимым страхом начать легче.

      Истоки гипенгиофобии

      На пути к успеху лежат препятствия, иначе бы каждый становился успешным без особых усилий. Страх ответственности основывается на том, что мешает добиться успеха. Условно причинами страха и как следствия безответственности можно назвать:

    24. Навыки неудачника.
    25. Откладывание важного на потом.
    26. Негативное мышление.
    27. Критика, сплетни.
    28. Вредные привычки.

    Поведение неудачника сводится к тому, чтобы не рефлексировать, винить в своих проблемах президента, близких, соседей, учителей, местность или погоду. Он не берет ответственность за поступки и слова, не думает о будущем, не строит планов, сливается с толпой.

    Не думая о важном, индивидуум проводит день у телевизора, в социальных сетях, у компьютерных игр, откладывает саморазвитие, учебу. Когда люди говорят, что на важные дела не остается времени, средств, сил, значит, они не берут ответственность за свою жизнь. Лень, замещение важных дел второстепенными может привести к краху, как финансовому, так и личному. Это является толчком к глубокой депрессии, апатии, безысходности. Груз незавершенных начинаний или текущих дел начинает давить на человека. Убегать индивидуума в будущее, где намечены планах разрешить дела, оставить на потом, заставляет страх.

    Крайнюю степень страха обязательств и ответственности в научной психотерапии принято называть гипенгиофобией. Становясь фобией, она не сопровождается паническими атаками и повышенной тревогой. Базой, на которой держится гипенгиофобия, становятся:

  • детские впечатления, травмы;
  • социальные установки, отношения;
  • суггестивность, перфекционизм, низкая самооценка индивидуума.
  • Страх ответственности, качества, связанные с ним, а затем гипенгиофобия рождаются в детстве. Синдром безответственности развивается на фоне родительских установок и желаний. В процессе социализации ребенок усваивает свои впечатления, запреты, критику или наказание за неверные с точки зрения наставников, действия, перенося их вместе со своим страхом во взрослую жизнь. Подобные программы неправильного воспитания или травм могут передаваться из поколения к поколению.

    Социальные стереотипы подхватывают эстафету неуверенности, формируют стойкое оценочное понимание действий и событий. Порицание, осуждение, межличностные неудачи, насмешка или критика вызывают страх ответственности у большинства людей. Человек с повышенной внушаемостью следует и вторит обществу, которое устанавливает рамки хороших и плохих поступков, успеха-неуспеха, не успевая выработать собственную оценку. В итоге становясь «как все», формирует навязанные негативные предубеждения. При неудаче или провале человек воспринимает последующие действия и события в свете прошлых ошибок, повлекших за собой неприятные результаты.

    Принятию любого решения мешают, развивают страх также заниженная самооценка и перфекционизм. Сравнивая успехи с идеалом, человек всегда будет недоволен и расстроен, оценивая как долго еще до совершенных результатов. Одной из причин, по которым мужчины боятся обязательств в межполовых отношениях, является тяжелый разрыв в прошлом и как результат опасение отказа. Итогом такого мышления становится постоянное беспокойство при малейшей попытке брать на себя ответственность, избегание реальных действий, депрессия. В тревожном состоянии гипенгиофобия парализует, а человек теряет всякую способность действовать.

    Самостоятельный тренинг

    Выбраться из страха и предотвратить депрессию поможет правильная тактика:

  • Поймайте себя на мысли, когда хочется отложить дела.
  • Разложите цепочку, которая ведет к страху. Правильно задать себе вопрос «чего конкретно я боюсь?».
  • Пропишите все важные дела и цели по пунктам.
  • Осознайте первый шаг на пути к цели.
  • Преодолевать страх ответственности, развивать качества уверенности сходно с накоплениями в банке. Тренировка и полученный опыт, как банковский счет всегда придут на помощь в случае неудачи, придадут уверенности в собственных силах. Важным моментом развития положительных качеств и преодоления страха является поддержка, которую необходимо дать самому себе. Собственной поддержкой выступает:

  • ежедневная афирмация («я самый умный, талантливый, красивый и т. д», «я все решаю», «я — господин»);
  • внедрение аффирмаций — желательно периодически проговаривать фразы в окружении, не боясь показаться комичным, позером, нелепым.
  • В большинстве случаев человек способен справиться с проблемой самостоятельно, постепенно принимая ответственность за свои действия.

    Рекомендации психолога

    Для того, чтобы избавиться от данного страха, нужно попробовать изменить что-то в жизни. Достижению успеха, уверенности способствуют следующие моменты:

  • Чередование труда и отдыха составляет основу стабильного психического состояния.
  • Доведение задачи до логического конца позволит получить чувство удовлетворенности, уверенности, оптимизма.
  • Отказ от затягивания решений. Обратные ситуации создают стрессовые ситуации, напряжение, развивают страх.
  • Принятие ошибки как подсказки, опыта. В следующий раз она послужит планом по исправлению действий, а не покажется катастрофой.
  • Анализ последствий. В оценке последствий необходимо руководствоваться рациональным подходом. Это создаст ясность вариантов решения любых обстоятельств и понимание возможных результатов.
  • Тренировка брать ответственность за ежедневные поступки. Так будет накапливаться ресурс противостояния фобии.
  • Действия вопреки страху – эффективное начало борьбы с ним. Страх парализует, поведенческие акты разрушают бездействие.
  • Выходом в такой ситуации являются тренинги, НЛП, психотерапия. В этом может помочь близкий человек, которому Вы не безразличны.

    Помощь психотерапевта

    В психотерапии особое внимание уделяется разновидностям социальных фобий. Гипенгиофобия занимает среди них одно из первых мест, поскольку ее действие продолжительное, а последствия опасные. Страх перед обязательствами в обществе, жизни приводит к дисбалансу физиологических функций и внутреннего состояния. Человек становится вялым, безынициативным, заторможенным, либо, наоборот много суетится. Отмахиваться от проблемы нельзя. При игнорировании страха, нежелании бороться с ним возникают более серьезные последствия.

    Социальное расстройство отражается на самочувствии пациента, вызывая проблемы физического здоровья. Его следствием могут быть такие заболевания как:

  • Язвенные болезни желудка.
  • Сердечно-сосудистые патологии.
  • Соматические заболевания.
  • Неуправляемый страх наряду с заболеваниями внутренних органов и систем ведет к большей инвалидизации пациента, серьезному жизненному кризису.

    Психотерапевты советуют устранять гипенгиофобию постепенно с повышением градуса ответственности и важности заданий. Терапия заключается в достраивании личностных качеств субъекта, изменении отношения к способностям, организации здорового поведения посредством узкоспециализированных тренингов. Медикаментозно лечатся только телесные симптомы тревожности. Страх при этом остается в глубинах сознания.

    Гипенгиофобия присутствует почти у всех, кем бы он ни был: учеником школы, студентом ВУЗа, офисным работником, безработным. Разница лишь в уровне страха перед ней. Боязнь ответственности отличаясь от других социальных фобий, возникает без исторически сложившихся причин и воздействия внешних факторов. Корни разновидности социофобии лежат, как правило, в качествах характера человека, впоследствии развитыми обществом.

    mystrahi.ru

    С трудностями выбора сталкивается практически каждый человек. Но если одни испытывают такие трудности достаточно редко, то другие терзается подобной дилеммой практические постоянно. Одеть кремовую или белую кофточку? Приготовить щи или суп? Идти на собеседование или отказаться? Почему для некоторых людей ответы на эти вопросы очевидны, а другие затягивают решение проблемы на длительный срок. Виной тому — неумение самостоятельно принять решение.

    Боязнь ответственности тянется с детства. Инициатива крохи подавлялась. Все решения принимались родителями. Подрастающий малыш совершенно не привык оценивать, анализировать ситуацию, брать на себя ответственность. Он уверен, что взрослые за него все решат.

    Люди, которым тяжело принимать самостоятельные решения, во взрослой жизни пытается решить вопросы следующим образом:

  • Звонок маме. Уж она обязательно подскажет, как поступить.
  • Визит к подруге. Одна голова — хорошо, а две – лучше. Такая мотивация всегда подстегивает людей, боящихся ответственности.
  • Ожидание внешнего стимула. Если погода будет прекрасная, значит это сигнал о необходимости отправиться на собеседование. В этом случае человек перекладывает ответственность на самые разные внешние стимулы.
  • Боязнь ответственности очень тесно связана с привычкой постоянно себя критиковать. Удивительно, но любой выбор, который будет сделан, всегда станет предметом сожаления и отравления жизни. Нужно было выбрать другой вариант.

    Неправильных решений просто не существует! И если был сделан выбор, следовательно, человек должен пройти именно этот путь. Он получает уроки, знания, в которых нуждается.

    Иногда в основе неумения принять решение лежит самая элементарная жадность. Человек хочет получить все и сразу. А выбор подразумевает отказаться от чего-либо, в пользу другого. В этом случае стоит вспомнить детские сказки, притчи. Жадность всегда наказуема. И человек в итоге остается у разбитого корыта.

    Учимся принимать решения

    Несколько простых рекомендаций значительно помогут научиться воспринимать действительность и отвечать за свои поступки.

    Психологи рекомендуют начинать с малого:

  • Примите ответственность. Перестаньте надеяться на маму, начальника, президента, Бога, способных решить все вопросы. Передавая право на свою жизнь кому-то другому, вы утрачиваете шанс стать свободным, осознавать и воспринимать действительность.
  • Избавьтесь от страха неудач. Взгляните на происходящее другими глазами. Заставьте себя мыслить позитивно. Неудачи — это реальность лишь для тех, кто о них постоянно думает. Неудач в жизни не бывает! Это уроки. После них вы получаете определенные знания. Разве они могут быть неудачными, если они подарили вам настоящий дар — мудрость.
  • Научитесь рисковать. Это еще один метод укрепить уверенность в себе. Чтобы научиться такому искусству начните с техники моделирования. Представь себе цельного, отважного, волевого и решительного человека. Именно такого, каким бы вы хотели стать. Оказавшись в тяжелой ситуации перед выбором, спросите себя: как бы поступил в данной ситуации мой выдуманный герой? Такая техника очень быстро даст положительные плоды. Вскоре вы позабудете о своем вымышленном герое и станете принимать решения самостоятельно.
  • Жалеть себя и любить разные понятия

    Перестаньте жаловаться и жалеть себя, какая вы нерешительная и несчастная. Напротив! Вы очень настойчивы и решительны, всегда уверены в себе. Просто от мира умело это скрываете. Ведь так удобней!

    Откажитесь от жалости, выберите любовь, избавьтесь от маски страдания на лице, откройте свою душу и тело навстречу новым ощущениям. Запомните, в этом мире каждый человек несет ответственность за свое. Примите это, и смело выбирайте дороги, которые вам по душе, людей на своем пути, которые вам приятны, мысли, делающие вас счастливой.

    А сейчас примите самое главное и ответственное решение в своей жизни — легко и уверенно делайте любой выбор!

    psyonly.ru

    Боязнь работы и ответственности.

    Здравствуйте! Я чувствительный человек, конечно я не плачу, все-таки я мужчина, но я не пофигист, мне душевно больно если я кого-то обижу, я даже не могу сказать, к примеру, что мне не нравится твой подарок или конкретное блюдо, потому что я буду знать, что это неприятно и мне от этого будет больно. В детстве я не ходил в детский сад. Когда поступил в школу, отучившись первый класс в основном на тройки, я за лето все подтянул и первые месяца два во втором классе стал учится на все 5, мне это очень нравилось, но потом у меня обнаружили проблему с ногой (нельзя бегать и много ходить) и мне пришлось уйти на домашнее обучение, чтобы подстраховаться и не получить ухудшение. Ко мне стали приходить учителя на 20-30 минут и зачастую ставили 5 за то, что я не заслуживал. Как будто у меня проблемы не с ногой, а с головой. С класса 3-го я пошел в шахматный кружок, но оставался на домашнем обучении. Из-за такого отношения учителей ко мне я стал лениться, я не хотел читать, учить и познавать, возможно из-за того, что в детстве для ребенка важно выделится, показать себя.. а мне выделяться было не перед кем. В 4 классе мне предложили по немного вернуться в школу, на каких-то уроках сидеть. Но я не захотел, боялся коллектива и плюс за два года, хоть я и ездил на шахматы, у меня выработалась лень. С класса 7-го я начал ходить в школу к учителям, но без коллектива, просто теперь не они ко мне, а я к ним. Затем я стал ходить на пару уроков с коллективом, где меня сразу унижали, я был маленького роста, плюс новичок, видимо для сформировавшегося за 8 лет коллектива не важно, что я с ними учился в первом классе и дружил. С 9-го класса я стал полностью ходить на все уроки с коллективом, потому что с меня сняли домашнее обучение. Коллектив меня не любил, частенько смеялся. Я не хотел с ними сидеть, поэтому частенько уходит после 4-го урока. В это же время я бросил шахматы, достигнув КМС. Я учился на тройки, где-то четверки. Я не знал кем я буду и для меня был техникум позор, поэтому я пошел дальше в 10 класс. В 11 классе немного было получше, я подрос, немного привык к коллективу, издевательств было меньше, но напряженка оставалась. Я подружился с одним одноклассником и это, конечно, помогало. Я не мог не пошутить, не поговорить с кем либо, если кто-то смеялся, я думал что надо мною опять. Мне хотелось спросить их всех «За что? Почему вы смеетесь надо мной, я нормальный парень, дайте мне шанс и я вам всем докажу», но я решил сдерживать все это в себе. После 11 класса я поступил в техникум. Я не хотел чтобы кто-либо знал что у меня была инвалидность. Я постарался забыть все что было в школе и начать все заново, они меня не знают ведь. Отчасти мне получилось, в первые же дни у меня были друзья, я стал шутить от чего заливались как половина группы, так и девушки в коридоре. У меня повысилась самооценка. Через год я поступил на заочку в ВУЗ, где также познакомился с пару однокурсниками. За 3 года в техникуме я повзрослел, я уже рассказал своим друзьям и про инвалидность, и про домашку.. и они не отвернулись от меня. Я уже совсем другой человек, чем был в школе. Но вот я закончил техникум, пора устраиваться на работу.. по специальности я не пошел, т.к. мне она не нравится. Еще за год до окончания техникума я захотел машину и устроился на физическую работу, но проработал лишь 2 дня, на второй день у меня упали руки, не из-за того что устали, а из-за того что я не хотел работать, даже из-за машины — уволился. Вот я закончил техникум, устроился вновь на физическую работу — сборщик диванов, опять по той же причине. Проработал 2 дня и снова ушел. Теперь я решил идти на работу, связанную с головой, потому что я считаю работать физически — себя не уважать. Но я боюсь, что это все отговорки, что устроившись на работу с головой я не смогу работать и опять уйду. Я боюсь ответственности (как было с двумя предыдущими работами), что мне скажут устрани эту проблему с компьютерами, а я не знаю как.. или что-то не то сделаю, или попаду в другую неловкую ситуацию. Я буду устраиваться через месяц, а мандраж у меня уже сейчас, потому что два раза я уже обжегся. Мои друзья работают на работах, которые им не нравятся, но работают! Почему у меня такая боязнь к ней, к тому что я могу ошибиться, не так что-то сделать.. в последние пару месяцев, в связи с защитой диплома, с работой и прочими проблемами у меня начал вибрировать нерв чуть ниже глаза.. почему я так серьезно отношусь к работе, для меня это как каторга, что я теряю большую часть своей жизни взаперти работы, я хочу оттуда сбежать. А такого не должно быть, ведь я мужчина! Я ко многому отношусь по-взрослому, решаю проблемы с автомобилем друга и даже не нервничаю, подхожу к консультантам или к другим незнакомым людям без единого нервного тика. Но если это касается телефонного звонка куда-либо к незнакомому человеку или про работу, то я начинаю нервничать. Я думал что все что было в школе осталось позади, неужели все это застряло у меня глубоко в подсознании, сформированном в детстве, как фундамент дома, вот только он с трещиной и когда возникает проблема, то он сыпется.

    Подскажите мне пожалуйста, что это? Остатки прошлого? Отсутствие коллектива в детстве? Унижение в школе? И что мне делать, как побороть это, потому что если я пойду на работу и у меня снова опустятся руки, то это убьет меня, все то что я закрыл стеной, отгородился от школьного прошлого, все это рухнет на меня, я перестану сам в себя верить. И тот факт, что я мужчина и должен поступать соответственно также давит на меня. Надеюсь вы объясните эту ситуацию и мне станет легче. Спасибо.

    Автор вопроса: Виктор Возраст: 20

    На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

    В-общем, Вы чудесно и полно описали свою историю:

    незрелость (я сознательно не употребляю слово «инфантилизм»), боязнь жизни, травматичное восприятие обычных жизненных установок в виде «нужно» и «должен», самооценка (вот вовсе я не уверен, что заниженная, но совершенно точно — болезненная), боязнь отказа, недовольство своим положением и собой, противоречиво смешивающееся с эгоцентричностью и любовью к себе.

    Говорить о том, что тому причиной излишне. И так понятно. Я бы дал всей проблеме название «домашнее обучение», как символ, имя нарицательное.

    Давайте подумаем, что делать.

    Первое: Обратите наконец внимание на свои сильные качества! Вы , в-принципе, образованный, современный парень. Вы — абициозны и мобильны. Вы способны «решить проблему с машиной» , если эта проблема не касается лично Вас. Но Вы СПОСОБНЫ!

    Вы пытаетесь что-то делать. Надолго Вас не хватает, но Вы пытаетесь. Наверняка, есть ещё что-то, о чём Вы не написали.

    Подумайте и составьте списочек своих сильных и положительных качеств.

    Второе: Надо подумать над тем, как сильные качества сделать полезными.

    Насколько применимы в жизни Ваши сильные качества? Что нужно делать, чтобы эта сила помогала лично Вам? В каких направлениях работать, чтобы расширять и развивать свои ресурсы?

    Например! Вы устариваетесь на работу. Поставьте себе определённые временные рамки , скажем, не увольняться раньше, чем через месяц! Вот как бы там ни было, но месяц проработайте! Не два дня, не неделю, а именно месяц. А ещё лучше — три с половиной месяца. Это — так называемый «шаг» с точки зрения адаптации человека к любым новым условиям жизни.

    Вы же не даёте себе и своему организму. психике элементарно «встроиться» куда бы то ни было! Вы сразу поддаётесь первому (и самому естественному) порыву — бежать оттуда, где не нравится! Но естественность — не всегда правильно и хорошо! На то мы и социальные существа. Из-за этого мы с Вами и стали людьми, что ПРИСПОСАБЛИВАЛИСЬ САМИ И ПРИСПОСАБЛИВАЛИ К СЕБЕ СРЕДУ ПРЕБЫВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ!

    Я не знаю как конкретно, но Вы можете сделать любую нелюбимую работу чуточку менее нелюбимой! Уверен в этом.

    Третье: Вас окружают люди. И среди них Вы найдёте мудрых и очень понимающих! Пользуйтесь тем, что они могут Вам дать: информацией, опытом, знаниями и даже просто своим видением каких-то ситуаций.

    Вот Вы написали на наш сайт — отлично! Прочтите. Соглашайтесь или нет. Напишите конкретные вопросы и более детально разберите какие-то моменты, связанные с Вашим развитием и становлением. То есть, МАКСИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТОТ РЕСУРС! Чтобы не было ощущения (такого привычного для Вас) незаконченного действия!

    Именно то, что в Вашей совсем небольшой жизни накопилось уже очень много незаконченных действий и вызывает в Вас огромное хроническое напряжение, хроническую тревожность. И это приводит к болезненным ощущениям на всех уровнях: на соматическом, на психологическом и даже на ментальном! От этого надо избавляться. Все дела ДОДЕЛЫВАТЬ!

    Четвёртое: Вам не надо сразу лететь в космос! Всё ПОСТЕПЕННО! Всё свои чередом. Приучите себя идти к цели шагами, а не скачками и прыжками. И расчитывайте каждый шаг.

    Сначала, найти подходящие варианты работы. Подумать, какой именно бы подошёл больше других. Рассмотреть все плюсы и минусы. Принять меры по устройству. Не торопиться с выводами, научиться преодолевать капризы организма. Отмечать каждый рабочий день, как личную победу, хвалить и поощрять себя. (Естественно, не водкой с пивом, а чем -то , что действительно Вам нравится!) И т.д.

    Старайтесь быть чуточку сильнее некоторых проявлений своего характера:

    Это — всего лишь черты Вашей личности и они априори слабее Ваших-же ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ качеств.

    Человек сильнее личности, ведь слово «личность» имеет отношение к слову «личина»: одну личину, маску снял, другую надел и т.д. Только человеческое в нас неизбывно и по-настоящему сильно! Это, на самом деле, долгий и сложный разговор.

    Итак, стратегические постулаты:

    — Важен каждый ТЕКУЩИЙ день! Ничего не откладывать на завтра и не жалеть о «вчера»!

    — Поставьте ДОСТИЖИМУЮ ЦЕЛЬ и идите к ней ПОСТЕПЕННО, пошагово. Хвалите себя за каждый шажочек, за каждый маленький поступок.

    — В Вас много сильных человеческих и личностных качеств. Пользуйтесь ими во благо себе!

    — Доделывайте ВСЕ дела до конца!

    — Пользуйтесь теми ресурсами, которые у Вас есть и которые Вам предоставляет жизнь. И самый главный — Люди. Общайтесь с ПОЛЬЗОЙ. Удовольствие — тоже польза.

    — Меняйте «нужно» и «должен» на «хочу» и «могу»! Просто меняйте одно слово на другое. Не особо заморачивайтесь на тему «верю или не верю в это»! Поменяете слова — поменяется смысл — поменяется отношение! Это — абсолютно естественный процесс.

    — Почаще говорите «Я». Избегайте безличных предложений, типа «у меня не получилось», «мне сказали» и т.д. Говорите «я не смог», «я услышал» — примерно вот в таком режиме. Что это даст? — К Вам придёт подсознательное чувство ПРАВИЛЬНОЙ ответственности за свою жизнь и за то, что в ней происходит!

    psycabi.net

    лень, боязнь ответственности, религиозные разногласия

    у меня случилась в жизни такая ситуация. примерно 12 лет назад моя мама познакомилась с мужчиной, они стали жить вместе и вместе меня воспитывать. он плотно вошёл в нашу жизнь, и я его, в общем-то, считала папой. недавно он умер, на глазах у нас, внезапно.

    не хочу сейчас говорить о боли утраты и о том, что я тогда испытала.

    не могу думать об этом всём, и не заставляю себя.

    беспокоит сейчас другое:

    мне 24 года, маме 49. мы живём вдвоём в квартире со слегка недоделанным ремонтом (остались всякие неприбитые наличники, неотрегулированные дверные ручки, сломанная люстра и т.п. мелочи)

    ещё у нас есть бабушка (70 лет) и прабабушка (89 лет). живут в двухэтажном доме за городом, большой огород

    мужчин в семьё нет, я не замужем, есть бойфренд, вместе не живём, но он тоже не особо "рукастый"

    и до поры до времени это всех устраивало: я работаю (отдаю маме часть зарплаты на хозяйство), у меня есть хобби, путешествия, танцы, свидания и всё такое. дома бывала обычно поздно, в выходные тоже почти не показывалась.

    надо сказать, что в мои 14 лет я внезапно стала чувствовать себя хозяйкой, готовить, переставлять посуду, и был скандал с мамой, в духе "когда будешь жить в своём доме, тогда и будешь перестановки устраивать, а пока хозяйка я и без моего решения не смей". с тех пор я реально дом своим не ощущаю, прихожу, можно сказать, переночевать

    родителей люблю, но мне было хорошо вне дома, а им хорошо дома вдвоём. общались за завтраком, постоянно созванивались.

    она ударилась в религию, читает какие-то книги, молитвы.

    я довольно сильно не люблю церковь, и скептически отношусь к богу, и поэтому раньше мы почти это не обсуждали.

    сейчас ма собирается ехать в какой-то монастырь, окунаться, требует, чтобы я поехала с ней.

    просит, чтобы я в командировке сходила в храм и привезла ей оттуда икону.

    плачет, что когда она умрёт, "по ней даже никто не прочтёт молитву"

    меня всё это страшно злит, и очень трудно сдерживаться. особенно бесит, что меня заставляют ехать в этот монастырь. ненавижу принуждение и по моему лицу это легко читается.

    ощущаю свою никчёмность: у меня была попытка выйти замуж, но я передумала. если бы тогда вышла, то не была бы счастлива, но было бы на кого свалить эти долбанные наличники.

    меня никто не упрекает, но без мужчины действительно тяжело, особенно в плане п. 3

    кто жил, то знает: там всё время ломается то отопление, то сантехника, то крыша течёт, то подвал затопило.

    и все какбе выжидательно разводят руками и говорят "ох, что же делать. котельщик обещал приехать, но не приехал. ох, не хотела вам звонить-расстраивать"

    я злюсь на всю эту ситуацию, потому что ничего не понимаю: как это работает, где искать мастеров, недавно нам сантехник в квартире установил вентиль, а потом я увидела, что там зазор в сантиметр и торчит прокладка. а он маме сказал, что это такой фасон вентиля, и она поверила.

    и вот я понимаю, что дилетанта на каждом шагу обманывают, разводят на деньги.

    и злюсь, и не хочу в это всё вникать, и понимаю, что кроме меня некому.

    и на меня надеются, и ждут помощи

    в том числе, денежной, потому что все эти штуки довольно дорого обходятся, а я хочу путешествовать, покупать шляпки, а не насосы!

    тем более, что дом принадлежит нам только на 1/4, собственники остальной части живут в америке и помогают только причитаниями и иногда деньгами

    я эту плантацию видеть не могу.

    предлагаю купить им столько овощей, сколько им надо, чтобы перестать корячиться на грядках.

    заставить себя принимать участие в с/х работах не могу

    вот не могу вообще

    от покупки овощей отказываются, типа там пестициды

    испытываю дичайшее чувство вины за свою лень. но лень сильнее.

    все против: бабушки потому что "родные стены", соседи, ну и они всю жизнь живут в частном доме, привыкли.

    мама против из-за их нежелания, и, я так думаю, она не хочет делить быт с бабками

    они прекрасные и мы их любим, но всё равно на кухне только одна хозяйка, и никто не стирает целлофановые пакетики

    посоветуйте мне что-нибудь

    хотя бы как справиться с раздражением, злостью и чувством беспомощности

    ru-psiholog.livejournal.com