Чем может быть вызван стресс

Хронический стресс: как его преодолеть и почему не стоит закрывать глаза на симптомы состояния

Природный механизм, направленный на мобилизацию всех возможностей организма для решения сложных задач, может работать как на человека, так и против него. Постоянные повышенные нагрузки приводят к износу жизненно важных систем организма. К сожалению, большинство из нас к этой ситуации уже привыкли.

Современный человек постоянно несет на себе груз обязанностей и повседневных забот. Неудивительно, что рано или поздно у многих просто опускаются руки.

Состояние хронического стресса: симптомы очевидны

Стресс — это состояние организма, при котором задействованы все его резервы. Стресс может быть вызван как негативными факторами, так и позитивными — например, творческим подъемом. Поэтому деятельные люди, склонные воспринимать смену занятий как отдых, на самом деле постоянно удерживают себя в стрессовом состоянии.

Длительный неконтролируемый стресс не позволяет организму вернуться к нормальному состоянию. Это приводит к нарушению сна и гормональных функций, механизмов саморегуляции отдельных жизненно важных систем.

Врачи выделяют следующие симптомы хронического стресса:

  • нарушения сна и аппетита;
  • физическая слабость, головные боли;
  • постоянная усталость, апатия;
  • проблемы с концентрацией внимания, памятью, скоростью мыслительного процесса;
  • нервозность, суетливость, желание все контролировать, невозможность расслабиться;
  • тяга к алкоголю, спиртному, вредной пище;
  • снижение иммунитета, обострение заболеваний внутренних органов.
  • В этом списке прослеживаются явные противоречия, приводящие больного к хождению по замкнутому кругу: он чувствует себя плохо, перестает выполнять свои привычные обязанности, испытывает чувство вины, это приводит к нервозности и закономерно усиливает стресс.

    К чему приводит жизнь в постоянном стрессе

    К сожалению, в России принято считать, что стресс — лишь преходящее нервное напряжение, не требующее лечения. Это заблуждение только усугубляет ситуацию: вместо того, чтобы обратиться к врачу, люди ждут, когда им станет легче. Но одна стрессовая ситуация сменяется другой, жизнь продолжает течь в привычном русле, и самочувствие постоянно ухудшается.

    Хронический стресс может привести к неврозам, психозам, алкоголизму, нарушениям сердечной деятельности, артериальной гипертензии, язвенным поражениям желудочно-кишечного тракта. Возможны инфаркт миокарда и инсульт. Головные боли, необъяснимые приступы усталости, боли в области сердца, снижение работоспособности, повышение артериального давления, приступы дрожи и ознобы, повышенную потливость, тошноту, мышечные боли не следует игнорировать, требуется срочное обращение к врачу.

    Стрессовые факторы индивидуальны для каждого человека. Это могут быть:

  • наследственная предрасположенность;
  • гормональные и нервные расстройства;
  • длительные и интенсивные психоэмоциональные нагрузки;
  • нарушение режима труда и отдыха;
  • неблагоприятные семейные и бытовые обстоятельства.
  • Фактически, в состоянии стресса постоянно находится любой житель современного мегаполиса.

    В XIX – начале XX веков проявления хронического стресса часто называли аристократической меланхолией. Считалось, что люди из высших кругов общества и богемы наиболее подвержены этому таинственному заболеванию, которое, по мнению врачей того времени, практически всегда приводило к смертельному исходу. Лишь в 30-х годах прошлого столетия начались серьезные исследования адаптационного синдрома.

    Как бороться с хроническим стрессом

    Если вы отдаете себе отчет в том, что слишком долго пребываете в стрессовом состоянии, или у вас впереди ожидаются сильные психоэмоциональные нагрузки, но серьезных патологических симптомов пока не наблюдается, есть смысл обратиться к одному из способов самостоятельной борьбы со стрессом.

  • Йога. Древние индийские упражнения помогают отрешиться о суеты, сосредоточиться на внутреннем мире, положительно влияют на органы дыхания, пищеварительный тракт, нервную систему, опорно-двигательный аппарат, сердце и сосуды.
  • Дыхательные упражнения. Не у всех есть возможность посещать студию йоги или заниматься упражнениями на коврике дома и тем более в офисе. Однако дыхательные упражнения доступны всем и в любой момент. Они помогают успокоиться и сосредоточиться, обеспечивают активное поступление кислорода в мозг, способствуют нормализации всех процессов в организме.
  • Релаксационные методики. Снять мышечные спазмы, улучшить кровообращение, обмен веществ и пищеварительные процессы — огромная помощь вашему организму в критической ситуации. Массаж, акупунктура, оздоровительные ванны — все это релаксационные методики, которые показаны при стрессе.
  • Пересмотр образа жизни и питания. Режим дня и здоровая пища помогают противостоять неблагоприятным обстоятельствам и почувствовать, что вы контролируете ситуацию и заботитесь о себе, несмотря ни на что.

    Таким образом, регулярно выделяя даже немного времени на заботу о себе и собственном здоровье, вы снижаете уровень стресса.

  • Психотерапевтический подход: работа над собой

    Одной из причин постоянного стресса может быть наложение различных жизненных ситуаций на особенности психики больного. В этом случае преодоление обстоятельств будет невозможным без коррекции поведения, работы над собой. Психотерапевты выделяют шесть типов личностей:

  • Честолюбивые. Нацелены на успех, агрессивны и энергичны, не склонны к самокопанию и рефлексиям. Хронический стресс возникает из-за высокой интенсивности деятельности.
  • Спокойные. Мечтательные, малоактивные люди, практически не склонные к стрессу. Их могут вывести из равновесного состояния семейные неурядицы или завышенные требования на работе, но это длится недолго.
  • Добросовестные. Этому типу присущи консерватизм, мелочность, педантичность, обязательность, вера в авторитеты. К хроническому стрессу приводят постоянное нарушение их планов и стереотипов поведения.
  • Непринципиальные. Люди, не склонные к конфликтам и защите собственных интересов. Хронический стресс у таких людей возникает на почве межличностных отношений.
  • Жизнелюбивые. Внутренняя раскованность, частая смена интересов, жизненная энергия, характерные для таких людей, не терпят рутинной работы и однообразия.
  • Тревожные. Люди с низкой самооценкой, постоянно беспокоятся о возможных неудачах. Для них причинами хронического стресса могут стать резкие перемены в жизни или ответственная работа.
  • Психотерапевтический подход предполагает, что преодолеть кризисную ситуацию при любом типе личности можно, ориентируясь на четыре базовых принципа:

  • Принцип удовлетворения. Согласно этому принципу, даже в условиях неблагоприятной ситуации может быть достигнуто состояние эмоционального благополучия. Оно может быть кратковременным, не слишком интенсивным, но оно принципиально возможно.
  • Принцип реальности. К окружающему миру и своим возможностям необходимо подходить здраво. Движение к цели — это не всегда прямолинейный и равномерный процесс подъема, в жизни зачастую необходимо использовать обходные пути и косвенные средства. Принцип реальности вырабатывает в человеке способность к терпению и неторопливость.
  • Принцип ценности. Одни и те же цели могут быть достигнуты по-разному. Зачастую непонимание альтернативных возможностей становится одной из причин стресса. Если их найти и составить список в приоритетном порядке, кризисную ситуацию будет проще преодолеть.
  • Принцип творчества. Воспринимая критические ситуации как возможность самосовершенствования и созидания самого себя, а творчество — как способ преодоления, можно существенно снизить уровень стресса.
  • Реализация перечисленных принципов занимает время, это длительная работа над собой, связанная с переосмыслением своих укоренившихся привычек и установок. Это глобальный метод лечения, который поможет в течение всей жизни. Многие люди, долго страдающие от хронического стресса, нуждаются для начала в медикаментозной поддержке.

    Как лечить хронический стресс, или Когда без лекарств не обойтись

    Если умом вы все понимаете, а сделать по-прежнему ничего не можете, если у вас нет сил заниматься даже дыхательной гимнастикой, следует обязательно сходить на прием к врачу, чтобы задействовать лекарственные средства.

    Препараты с сопутствующим седативным или тонизирующим действием

    Многие лекарственные средства проявляют свое успокаивающее (либо стимулирующее) воздействие на ЦНС в качестве побочного эффекта. Например, антигистаминные («Димедрол», «Супрастин»), антигипертензивные («Клофелин»), диуретические («Диакарб»), противосудорожные («Бензонал»), спазмолитические («Но-Шпа») препараты, регуляторы обмена веществ («Глицин») и многие другие. Специально их никогда не назначают при хроническом стрессе, но их воздействие следует учитывать при приеме непосредственно седативных лекарственных средств, напрямую попадающих в данную фармакологическую группу.

    Синтетические седативные препараты

    В отличие от транквилизаторов они обладают намного менее выраженным воздействием на ЦНС. Ко всем известным комбинированным седативным препаратам относятся «Валокордин» и «Корвалол», а также левоментол («Валидол», «Корментол»). «Классика жанра» — бромиды калия и натрия, бромистая камфора, но при их приеме следует учитывать очень длительный период полувыведения и способность накапливаться в организме. Все это в конечном итоге может привести к жестокому отравлению. Эффективным химическим соединением, используемым в лечении стресса, является гамма-оксибутират кальция («Нейробутал»), блокирующий перерождение стресса в тяжелые невротические расстройства и бурные вегетативные реакции организма, обладающий также адаптогенными свойствами.

    При стрессе порой вырабатывается огромное количество адреналина. «Дексдор» помогает справиться с его разрушительным воздействием на организм и снизить нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Он назначается для мягкой и умеренной седации перед хирургическими манипуляциями у стоматолога, в палатах интенсивной терапии, в процессе выхода пациента из наркоза.

    Препараты растительного происхождения

    Успокоительные травяные чаи и отвары относятся не только к народным средствам борьбы со стрессом — их успешно использует традиционная медицина. Вашими союзниками станут вытяжки, экстракты и настойки из корней валерианы, цветков пиона уклоняющегося, ромашки, душицы, пустырника, листьев мелиссы, пассифлоры (голубой ползучей лианы), зверобоя. Популярны безрецептурные средства на растительной основе — «Ново-Пассит» и «Персен». Обратите внимание на противопоказания. Несмотря на натуральный состав, эти препараты могут давать побочные эффекты: вызывать сонливость, слабость, тошноту, падение артериального давления, снижать концентрацию внимания и влиять на координацию движений.

    Высокая интенсивность умственной деятельности, нервное напряжение, неправильное питание приводят к острой нехватке витаминов и минералов, поэтому при стрессе необходимо принимать специальные комплексы. Требуются витамины С и Е, все витамины группы В, называемые также нейровитаминами, препараты калия, кальция и магния. Они обеспечивают правильный энергетический обмен в клетках, способствуют снижению утомляемости, полезны для сердечно-сосудистой системы. Широко известны препараты «Аспаркам» и «Магне В6». Сульфат магния, или магнезия, назначается внутривенно 10-дневным курсом — в зависимости от скорости введения препарата и дозировки он может оказывать глубокое седативное и даже наркозное действие. Магний снижает беспокойство и напряжение, в том числе за счет стабилизации сердечных ритмов, приведения в норму высокого давления. Но здесь важно принимать во внимание, что магний при приеме внутрь, то есть в таблетках и капсулах, плохо усваивается организмом и вместо антистрессового эффекта оказывает легкое слабительное и желчегонное действие.

    Гомеопатические средства и БАДы

    Гомеопатические препараты Aconite, Argenticum Nitricum, «Тенотен», Arsenicum Album, Aurum Metallic, Gelsemium, «Стресс-гран» (Stress-Gran), БАДы «Мистик», «Гипер», «Пассилат», «Ревьен» хорошо себя зарекомендовали среди легко внушаемых людей. Поскольку их лечебный эффект не может быть доказан экспериментальным путем в процессе медицинских клинических исследований из-за элементарного отсутствия в них каких-либо активных соединений в терапевтически значимых дозах, все действие — в самовнушении. Элементарное совпадение с самовыздоровлением, которое случается и без приема каких-либо препаратов с вероятностью 50% (эффект плацебо), отражает суть народной поговорки: «бабка надвое сказала». Итак, гомеопатические препараты также безвредны, как и бесполезны, но вполне могут помочь легковерным людям с лабильной психикой, поддающимся внушению.

    Рецептурные препараты

    В запущенных случаях назначаются сильнодействующие транквилизаторы («Феназепам», «Диазепам», хлордиазепоксид, аминофенилмасляная кислота, бензоклидин, дикалия клоразепат), антидепрессанты (адеметионин, флувоксамин, амитриптилин, кломипрамин, имипрамин) и нейролептики (дроперидол, клозапин, сульпирид, хлорпромазин, тиоридазин). Они отпускаются только по рецепту и должны приниматься под наблюдением врача. Средства этой группы имеют серьезные противопоказания и множество побочных эффектов (привыкание, аллергические реакции и другие)

    Безрецептурные анксиолитики

    Особняком в списке лекарств, применяемых при стрессе, стоит средство с действующим веществом фабомотизол («Афобазол») — по-своему уникальный селективный анксиолитик небензодиазепинового ряда, повышающий биоэнергетический потенциал нервных клеток и защищающий их от повреждения, являясь, таким образом, еще и своего рода нейропротектором. Препарат практически не имеет побочных эффектов, а в случае передозировки может привести не более чем к повышенной сонливости (седативный эффект), которая нейтрализуется кофеином. По этой причине он разрешен к безрецептурному отпуску в аптеках.

    В 2014 году ВОЗ приняла решение о включении фабомотизола («Афобазол») в класс анксиолитиков (противотревожных препаратов) Международной системы классификации лекарственных средств. Клинические исследования препарата показали, что у 78% принимающих его пациентов снижается раздражительность и повышается настроение, у 70% — растет работоспособность при меньшей утомляемости. У всех — понижается уровень тревоги, улучшается эмоциональный фон, возвращаются силы, уверенность в себе и способность рационально мыслить. «Афобазол» не вызывает побочных эффектов и может быть назначен пациентам, чья работа связана с высокой концентрацией внимания. Уникальность препарата заключается и в способности восстановить естественный механизм, позволяющий нервной системе справляться со стрессовыми нагрузками. Эффект проявляется уже в первую неделю приема, достигает максимума через четыре недели и сохраняется по окончании терапии еще в течение 14-ти дней и более.

    Трудно поспорить с тем, что лечение хронического стресса должно быть длительным и комплексным, затрагивающим практически все сферы жизни. Уделив должное внимание стратегии и тактике лечения, обязательно проконсультировавшись с квалифицированным психотерапевтом, психоневрологом или психиатром, используя современные медикаментозные средства — можно не только снять напряжение и снизить последствия стресса, но и улучшить качество жизни в целом. Однако следует принять как должное — любая лекарственная терапия должна начинаться, проводиться и отменяться исключительно под контролем лечащего врача. Любое медикаментозное лечение стресса требует полного отказа от алкоголя, а прием каких-либо иных препаратов должен быть согласован с психотерапевтом.

    www.kp.ru

    Чем вызван и чем угрожает стресс?

    Сегодня постоянно можно слышать о том, как важно беречь себя, проживать жизнь с оптимизмом, без серьезных волнений и сильных эмоций. Но разве это выполнимая задача? Да и разумная ли? Живем-то мы в 21 веке. Как тут без стрессов? Однако влияние стресса необходимо сокращать и таким образом, чтобы способность человека к адаптации превосходила его способность подвергаться стрессу. Ведь стресс ведет прямиком к болезням и разного рода недомоганиям. Чтобы предупредить негативные последствия стрессовых ситуаций, необходимо понимать, что такое стресс, чем он может быть вызван. Об этом и поговорим.

    Стресс: что это такое?

    Стресс представляет собой совокупность психо-физических реакций организма, подвергающегося чрезмерному влиянию стресс-факторов. В процессе развития стресса можно выделить 3 основные фазы:

    тревога: защитные силы организма активно мобилизуются,

    стабилизация: адаптационные резервы расходуются на борьбу со стрессом,

    истощение: адаптивные возможности организма исчерпаны полностью.

    Стрессовую ситуацию инициируют факторы, которые называют стрессорами. Это могут быт и психологические факторы, и физиологические. Например, чрезмерная ответственность, необходимость принять решение при нехватке времени, информационная перегрузка, угрозы, семейные или деловые конфликты. Наиболее часто возникающие физиологические стрессовые факторы – это боль, холод, сильная жара, шум, тяжелая физическая нагрузка, беспощадная диета и прочее.

    Любое существенное изменение в жизни, к лучшему или худшему, может проявлять себя как своеобразный стресс-фактор. Ученые из США спроектировали специальную шкалу, на которой разного рода жизненные ситуации соответствуют своему «стрессовому» весу. Таким ситуациями могут быть: развод, смерть родных, увольнение, переезд на новое место жительства, свадьба. Воздействия стресса, как правило, складываются друг с другом и, достигая «критической величины», приводят к ухудшению самочувствия и развитию разного рода недугов.

    Какими могут последствия стресса?

    Под влиянием стресса происходит такая физиологическая реакция организма, когда в кровь поступает ряд гормонов и адреналин, что резко меняет работу органов и их систем. Сердцебиение учащается, свертываемость крови и иммунитет повышается, раны заживают быстрее, слух, зрение и внимание обостряются.

    В стрессовой ситуации человек обретает максимум возможной силы. Организм готов бороться и побеждать опасность. Так устроен механизм выживания, складывавшийся веками. В современном обществе в мирное время, как правило, военные действия не происходят. И получается, что человеческий организм приходит в боевую готовность, и все – впустую.

    Стресс, который не отреагирован вполне, остается в человеческом организме как букет недомоганий: эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний, желудочно-кишечных проблем, расстройствах нервной системы. Стресс сам по себе не болезнь, это естественная реакция человеческого организма на угрожающие его безопасности и комфорту факторы.

    У стресса есть не только отрицательные, но и положительные составляющие. Среди позитивных компонентов стресса – мобилизация организма в момент его возникновения, адаптация к новым ситуациям, сопротивление факторам стресса. Но ввиду ограниченности ресурсов организма при продолжительном или сильном стрессе обычно наступает его третий этап – истощение. Истощение ведет к значительным проблемам и неполадкам в организме.

    Что делать, чтобы спасти себя от деструктивных проявлений стресса?

    Есть довольно простое решение этой загадки. Нужно своевременно понять, что вызывает стресс и правильно отреагировать на раздражитель. Именно способность контролировать личный уровень стресса и есть главное условие душевного равновесия и физического здоровья. Чтобы управлять собой в стрессовой ситуации, можно воспользоваться множеством методик и техник, которые сегодня предлагаются от молитвы и медитации до прыжков с парашютом и катания на американских горках. Как бы там ни было, каждый из нас своими собственными силами может сделать свою жизнь радостнее, полноценнее и здоровее!

    ru-woms.ru

    Состояние стресса и его влияние на подростка и ребенка-дошкольника

    В борьбе со стрессом и его влиянием на подростка и дошкольника важно помнить, что состояние вызывается внутренними страхами и тревогами. Особенно это актуально в подростковый период, когда все чувства обостряются и ребенок остро реагирует на любой раздражитель. Порой самый незначительный конфликт может вызвать настоящую душевную травму.

    Часто взрослые могут даже и не думать про детские стрессы, так как одни и те же проблемы в разном возрасте воспринимаются по-своему. Подростковые неприятности взрослым могут казаться не такими значительными на фоне их собственных. Но такая ситуация не является нормой. Если человек долгое время находиться под влиянием стресса, то последствия для него могут быть неутешительными. Для решения таких проблем ребенку может понадобиться квалифицированная психологическая помощь. Иногда, чтобы справиться со стрессом, потребуется медикаментозное лечение.

    Причины стресса в дошкольном возрасте

    Стресс у ребенка не обязательно связан с чем-то плохим. Все новое и неизвестное очень часто будоражит психику взрослых, а что уже говорить о маленьких членах общества! Стресс у детей дошкольного возраста — это распространенное сегодня явление. Нарушение эмоционального состояния в этот возрастной период связано, прежде всего, с адаптацией ребенка в обществе. Новая среда обитания (детский сад) обязательно вызовет волнение. Некоторые дети быстро адаптируются и легко вливаются в коллектив. Для других же это может стать настоящей проблемой. Чтобы процесс социализации прошел более мягко, малышей начинают приучать к садику заранее.

    Кроме адаптации в детском садике, причинами эмоциональных потрясений могут стать:

  • неожиданное изменение условий жизни;
  • постоянные ссоры в семье, при этом ребенок слышит взаимные упреки родителей;
  • ссоры могут быть и между детьми (постоянная конкуренция в саду или дома вызывает напряжение в отношениях, таким детям трудно контролировать свои эмоции);
  • дети приобретают склонность к стрессам, если уже с раннего возраста они часто смотрят телевизионные передачи и приучены к компьютерным играм;
  • если при посещении сада между ребенком и воспитателем произошел конфликт, то, скорее всего, воспитанник будет испытывать стресс;
  • детские страхи могут быть связаны с испугом (боязнь собак, уколов, воды и т. д.)
  • Когда время обучения в дошкольном учреждении заканчивается, ребенка ждут новые волнения и переживания. После садика все дети идут в школу, и начинается очередной этап адаптации к новым жизненным условиям.

    Причины стресса в школьном возрасте

    В быстротечном современном мире понятие стресс все больше на слуху и все чаще такое состояние диагностируют у детей. Чтобы справиться с ситуацией, необходимо выявить факторы, приведшие к ней. А причины стресса у современных подростков могут быть самыми разными:

    1. Переезд. Очень часто стресс может быть вызван сменой места жительства. Ребенок оставляет своих друзей, школу, привычный уклад жизни. Для некоторых это крайне трудно. Чувствительные личности могут очень переживать, что не приживутся в новом школьном коллективе и не найдут друзей. Именно страх, вызванный необходимостью адаптации к новому окружению, чаще всего становится причиной подросткового стресса.
    2. Проблемы в семье — это еще одна предпосылка к стрессу. Состояние может быть спровоцировано разводом родителей, смертью или болезнью кого-то из близких людей. Очень часто подростки винят в случившемся себя и замыкаются. Стрессовое состояние могут спровоцировать любые эмоциональные потрясения (хорошие и плохие).
    3. Издевательства в школе — это еще один неблагоприятный фактор. Обычно дети не справляются с запугиваниями и издевательствами со стороны сверстников и чувствуют из-за этого эмоциональный дискомфорт. Такая ситуация сильно влияет на психику ребенка. Ученик, который постоянно находится в стрессе, плохо учится и часто болеет.
    4. Подростковый стресс еще может быть связан с трудностями школьного процесса, когда ученик не может разобраться с какой-нибудь темой или предметом. Особенно подвержены внутренним волнениям отличники, когда получают плохую оценку.
    5. Низкая успеваемость — это еще одна причина стресса в подростковом возрасте. Из-за низких отметок ученик может чувствовать давление со стороны более успешных сверстников, учителей и родителей. Оно очень сильно угнетает эмоциональное состояние.

    6. Это главные причины стресса у подростков.

      Симптоматика состояния

      Что следует назвать симптомами стресса? Иногда выявить признаки данного состояния очень тяжело, так как дети постоянно развиваются, при этом изменения происходят не только в физическом, но и в эмоциональном плане. Но все-таки существуют обобщенные симптомы стресса, которые точно укажут на патологию:

      1. У детей дошкольного возраста нарушение эмоционального состояния будет сопровождаться:
        • возросшей требовательностью;
        • раздражительностью;
        • в стрессовом состоянии ребенок часто ведет себя не так, как обычно: берет в рот пустышку, отказывается есть ложкой, капризничает и т. д.;
        • иногда патология проявляется дефектом речи;
        • из-за страхов ребенок может плохо спать;
        • новые обстоятельства и люди могут вызвать у малыша слезную реакцию;
        • симптомом стресса может быть изменение в поведении: ребенок становится более активным или, наоборот, слишком спокойным;
        • агрессивное состояние, нервозность, постоянно плохое настроение — это первые признаки эмоциональных нарушений.
        • У детей школьного возраста будут отмечаться следующие состояния:
          • быстрая утомляемость, апатия;
          • боли в голове, области сердца или тошнота;
          • стресс у школьников может стать причиной ночных кошмаров;
          • некоторые дети могут пытаться причинить себе вред или специально провоцируют эмоционально острые ситуации;
          • агрессия к себе и окружающим — это признаки внутренних страхов (обычно такая реакция возникает, когда родители проявляют интерес к жизни подростка);
          • некоторые дети могут стать капризными и нетерпимыми в поведении;
          • у некоторых патология проявляется чрезмерной озабоченностью своим здоровьем или внешностью;
          • заниженная самооценка и угнетенное настроение — это первые звоночки о том, что подростку необходима помощь взрослых;
          • слишком сильная старательность, когда ребенок пытается любым способом получить похвалу взрослых, должна также насторожить родителей и учителей;
          • у некоторых стрессовое состояние сопровождается плохой успеваемостью в школе (память и внимание ухудшается, интерес к учебе пропадает);
          • школьный стресс может проявляться сниженной социальной активностью (подросток не хочет встречаться с друзьями, с нежеланием посещает школу);
          • часто дети начинают курить и употреблять алкоголь;
          • некоторые под влиянием стресса теряют аппетит или, наоборот, начинают больше есть.

      При любых проявлениях патологии лучше обратиться к специалисту.

      Методы борьбы и профилактика

      Расшифровка такого понятия, как стресс, связана с внутренними волнениями. Именно на это необходимо делать ставку при решении проблемы. Современным подросткам очень тяжело самостоятельно справляться со страхами, и помощь взрослых им просто необходима.

      Чтобы преодолеть стресс у подростков, можно воспользоваться общими рекомендациями:

    7. Необходимо определить причину внутреннего дискомфорта ребенка, только заметив его проявление. В этом способен помочь психолог.
    8. Чтобы найти общий язык с подростком, необходимо создать доверительную атмосферу в семье. Если ребенок сможет рассказывать о своих переживаниях родителям, ему не придется искать решение проблемы в интернете.
    9. Отношения в семье должны строиться таким образом, чтобы сила влияния родителей на жизнь подростка оставляла пространство для его личностного развития.
    10. Стрессы могут быть спровоцированы постоянными недосыпами, поэтому важно контролировать, когда ребенок ложиться спать.
    11. Родители должны адекватно оценивать нагрузку. У школьника должно быть свободное время для отдыха.
    12. Для преодоления стресса необходимо уменьшить время за компьютером. Вместо этого можно вместе выйти на прогулку.
    13. Еще можно придумать совместное хобби. Оно должно подходить подростку по возрасту.
    14. Родители должны окружить ребенка заботой, чтобы он чувствовал их любовь и поддержку. В подростковом возрасте важно стать своему сыну или дочке настоящим другом.

      mypsihologiya.ru

      SAPHRIS (asenapine) — лечение шизофрении

      Новости психиатрии и психологии

      Что такое психологический стресс и в чем его опасность?

      В современном мире на человека льется лавина информации, с ним происходит огромное количество событий (негативного и позитивного характера). Совокупность таких событий могут спровоцировать у современного человека психологический стресс. Психологический стресс — это результат сильнейших переживаний (не всегда негативных), которые провоцируют организм на ответную реакцию.

      В свою очередь психологический стресс делиться, на:

      Что касается физиологического стресса, то он отличается от психологического не только причинами возникновения, но и последствиями.

      Если стресс возникший на физиологическом уровне провоцируется физическими или биологическими факторами, то психологический стресс может быть вызван исключительно социальными факторами.

      Последствия недуга первого вида в конечном итоге влияет на здоровье человека, то во втором случае у больного снижается уровень самоуважения, меняются другие качества личности (как обратимо, так и нет).

      Подобное состояние у каждого человека индивидуально и имеет свои особенности. Кто — то приспособиться и примет ситуацию как должное, кто — то будет сопротивляться до конца, пока его внутренние резервы не иссякнут.

      Несомненно, в своем развитии психологический стресс проходит несколько стадий, в том числе:

      Стадия 1 — эмоциональная тревожность

      Данная стадия является начальной и поэтому признаки ее не сильно заметны. У человека начинает появляться чувство переживания (допустим, когда он узнал о сдвигании сроков сдачи проекта на более ранний срок), тревога постепенно нарастает. Данная стадия может длиться от нескольких минут до нескольких дней или даже недель.

      Стадия 2 — сопротивление и адаптация

      В ходе данной стадии, в зависимости от ее длительности у человека начинаются внутренние противоречия. Так, если данная стадия длиться небольшой промежуток времени, человек ищет оптимальное решение, причем зачастую более эффективно. В случае, если данная стадия затягивается. Возможно приспособление к раздражителю, таким образом, будто это и есть нормальное состояние для организма.

      Стадия 3 — истощение

      На данной стадии все внутренние резервы становятся полностью исчерпанными, человек начинает чувствовать апатию, возникает чувство отрешения, человек становиться неспособным продуктивно выполнять те или иные действия. На данной стадии невозможно приспособиться к ситуации или раздражителю.

      Механизмы, которые могут запустить психологический стресс могут быть абсолютно любыми. Главное. По мнению специалистов, что событие, которое спровоцировало стресс было важно для больного. Кроме того, причина нервного переживания может быть несовпадения внутренних ожиданий (пусть даже не всегда верных) с реальным результатом.

      Итак, основные причины. Приводящие к стрессу:

    15. потеря близкого родственника или дорого человека (смерть, развод, заключение в тюрьму ти т. п.);
    16. заключение в тюрьму самого человека;
    17. серьезная болезнь;
    18. увольнение;
    19. изменение социального статуса больного;
    20. ухудшение финансового положения;
    21. большие долги;
    22. беременность;
    23. проблемы с законом;
    24. перемена места жительства или работы;
    25. проблемы сексуального характера;
    26. ухудшение отношений в семье;
    27. конфликт на работе.
    28. Любые причины, оказывающие влияние на развитие у человека внутренних противоречий могут послужить провоцирующим фактором.

      Проявления психологического стресса могут быть следующими:

    29. тревожное состояние;
    30. неконтролируемые вспышки агрессии;
    31. внезапная ярость;
    32. отсутствие самоконтроля (за своими словами, поступками);
    33. снижение концентрации внимания;
    34. ухудшение памяти;
    35. угнетение;
    36. тоска;
    37. постоянное негативное состояние и восприятие внешнего мира только в негативном контексте;
    38. капризность;
    39. лоупотребление пищей или отказ от нее;
    40. нарушение режима сна.
    41. Варианты развития событий

      Для стресса характерно два варианта развития событий:

      Характеристика данного варианта включает в себя подсознание, которое с помощью следующих установок защищает нервную систему:

      Вытеснение — с помощью данной установки человек постепенно полностью удаляет из своей головы воспоминания о ситуации

      Проектирование- -данная установка призвана, чтобы оправдать те или иные действия больного. К примеру, человек получил выговор от начальника, за плохо сделанную работу, и он начинает искать в своем окружении людей. Которые эту работу делают также плохо, чтобы в своих глазах оправдать себя.

      Регрессия — полный отказ от ситуации и отказ принимать какие-либо решения. Отсутствие желания делать первый шаг. Человек становиться безучастным.

      Поиск виновного — данная установка заключается в оправдании своих действий или итога, путем поиска виновного (естественно это не может быть сам больной)

      Сублимация — данная установка является одной из наиболее благоприятной и заключается в вытеснении негативных мыслей и энергии через внешние источники (боевой вид спорта, игра в компьютерные игры крик на деревья и т. п.)

      В данном варианте со стрессом начинает бороться сам организм, а именно субкортикальная система и симпатическая нервная система. Именно благодаря данному варианту и возникают неконтролируемые движения руками, мимические гримасы, выкрикивания ругательств и т. п.

      Кроме того, у человека повышается потоотделение, может возникнуть нервный тик.

      Самое главное в такой ситуации, это предупредить нанесение травмы. Так как в порыве ярости некоторые люди могут стукнуть по крепкой конструкции кулаком и нанести себе повреждение.

      В том случае, если вы смогли признать, в первую очередь самому себе, что есть проблемы нервного характера, есть смысл заняться их устранением. Варианты помощи стрессующему:

      Медитация — это способность уйти в себя. Отстраниться от насущных проблем и погрузиться в свой внутренний мир. Медитация хороша на природе, вдали от суеты городов.

      Психотерапевтическая коррекция — не является популярной методикой в нашей стране, и тем не менее, это один из наиболее действенных способов привести свою нервную систему в порядок. Помощь квалифицированного психотерапевта или психолога , который найдет истинную причину, может оказаться весьма кстати.

      Саморегуляция — это комплекс специальных упражнений, которые призваны привести нервную систему в чувство. Упражнения на саморегуляции чем-то похожи на медитацию. С тем лишь отличием, что во время саморегуляции человек представляет себя в роли какого-то предмета или животного.

      Йога — это древнеиндийская практика призвана переключить мысли и внимание человека на выполнение тех или иных действий. В результате, негативные мысли отступают и больной начинает чувствовать себя намного лучше. Все кризисные переживания начинают казаться мелочью, не требующей такого пристального внимания.

      Для того, чтобы предотвратить свою нервную систему от перенапряжения и. как следствие. Возникновения нервного переживания, необходимо соблюдать ряд рекомендаций, в том числе прогулки на свежем воздухе (в парке, за городом), ведение дневника (поможет структурировать собственные мысли и поможет найти верное решение в той или иной ситуации)

      Умеренная физическая активность поможет выплеснуть накопившуюся негативную энергию

      В случае наличия признаков надвигающегося стресса хорошим методом будет путешествие. Поход или кратковременная смена обстановки. Общение с близкими людьми в некоторых ситуациях дают хороший результат.

      Итак, психологический стресс серьезное испытание для человеческого организма последствия, которого могут быть довольно плачевными. Не стоит доводить до крайности, берегите свою нервную систему.

      www.saphris.ru

      Портал «Экономистъ» — Ваш успех в учебе и работе!

      Стресс — обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

      Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 11.8).

      Физиологические признаки стресса-язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

      Потребности в окружающей среде

      Поведение (реакции на потребности)

      Н Эффективные I реакции I

      Неадекватные I ситуации I 1 I

      Физиологические I реакции 1

      Причины стресса. Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс; который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

      Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

      Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 11.9).

      По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

      Рис. 11.9. Типичные симптомы стресса

      Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса* принесет пользу как ему, так и организации.

      Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

      Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.10).

      Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

      Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда ра-

      ботник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства — с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения. Факторы, вызывающие стресс

      1 . Перегрузка 2. Конфликт ролей 3. Неопределенность ролей 4. Неинтересная работа

      1 . Уход на пенсию 2. Свадьба (развод) 3. Привлечение по суду 4. Увольнение с работы 5. Наказание (выговор) 6. Смерть близкого 7. Переход на другую работу 8. Потеря вложенных в банк средств и т.п.

      Рис. 11.10. Основные причины стресса

      Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

      Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

      В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

      Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

      Однако следует отметить, что и положительные жизненные события, как и отрицательные, например свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., мргут вызвать такой же или даже больший стресс. 292

      Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

      1) оценивать способности, потребности и склонности Ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;

      2) разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания.

      3) четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;

      4) использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;

      5) обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

      6) выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

      1. Совещание у директора фирмы «Атлант». Подводились акты работы за I квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора И.И.Петрова. В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холодильников и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. В.П.Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт.

      2. Определите природу и тип известного Вам конфликта (причины, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конфликтом.

      3. Обсудите с коллегой ярко запомнившийся Вам конфликт. Оцените правильность Вашего поведения по разрешению конфликта. Посмотрите на себя со стороны. Какие ошибки на пути преодоления конфликта совершил Ваш оппонент?

      Вопросы для повторения

      1. Что такое конфликт? Что лежит в его основе?

      2. Определите возможные последствия функционального конфликта.

      3. Выявите роль дисфункциональных конфликтов.

      4. Какие типы конфликтов Вам известны? Дайте их характеристику. Вспомните один или несколько из четырех типов конфликтов из Вашей жизни.

      5. Назовите и поясните основные причины конфликтов.

      6. Опишите пять основных стилей отношений между людьми, используемые для разрешения конфликта.

      7. Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.

      8. Как Вы понимаете стресс?

      9. Представьте и поясните модель стрессовой реакции.

      10. Назовите причины стресса.

      1. Бородин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. М, 1989.

      2. Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество. Мн., 1994.

      3. Зигерт В., Ленг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

      4. Лукьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Мн., 1989.

      5. МесконМ.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

      6. Селье Т. Стресс без дистресса /Пер. с англ. М., 1982.

      7. Храмов О. В. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций. Л., 1989.

      8. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, конфликты. Казань, 1992.

      9. Кремень М.А. Управление коллективом. М., 1997.

      finlit.online

      Психологический стресс

      Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье, создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает страх, боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

      Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

      Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress — состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения) — комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

      В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная. Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит психологическую травму, наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

      Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к фобиям.

      По характеру воздействия стрессоров выделяют:

    42. нервно-психические;
    43. температурные (тепловые или холодовые);
    44. световые;
    45. пищевые (в результате дефицита пищи);
    46. прочие виды.
    47. Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

      Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

      Биологический и психобиологический стресс

      Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

      Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

      Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?». В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

      Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

    48. Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
    49. Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.
    50. Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

      Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

      Стресс: основные стадии развития

      Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

      Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

      На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

      Этап 2. Сопротивление и адаптация.

      В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

      Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

      У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

      Психологические механизмы стресса

      Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма, появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

      В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

    51. Субкортикальная система, которая активизирует работу коры головного мозга;
    52. Симпатическая автономная система, подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
    53. Субкортикальные двигательные центры, управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
    54. Органы внутренней секреции;
    55. Механизмы обратной афферентации, передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.
    56. Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

      Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

      • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
      • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
      • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
      • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
      • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
      • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
      • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.
      • Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

        Группа 1. Схемы нарушения приема информации

        Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

      • Проекция;
      • Интеллектуализация;
      • Обособление;
      • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).
      • На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

      • Значимость стрессоров для индивида,
      • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
      • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
      • Особенности взросления,
      • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
      • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
      • Мотивация,
      • Имеющие моральные установки,
      • Порог толерантности к стрессу,
      • Самооценка, качество восприятия себя, как личности,
      • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

      Наиболее распространенная причина возникновения стресса — возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

      Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

    57. Смерть близкого родственника
    58. Развод
    59. Расставание с любимым человеком
    60. Тюремное заключение
    61. Серьезная болезнь
    62. Потеря работы
    63. Изменение социального положения
    64. Ухудшение материального положения
    65. Большие долги
    66. Невозможность погасить кредитные обязательства
    67. Болезнь близких родственников
    68. Проблемы с законом
    69. Уход на пенсию
    70. Заключение брака
    71. Беременность
    72. Сексуальные проблемы
    73. Появление нового члена семьи
    74. Смена места работы
    75. Ухудшение отношений в семье
    76. Выдающиеся личностные достижения
    77. Начало либо окончание обучения
    78. Изменение местожительства
    79. Проблемы с руководством
    80. Неблагоприятная атмосфера в коллективе
    81. Изменение распорядка труда и отдуха
    82. Изменение личных привычек
    83. Изменение пищевого поведения
    84. Изменение условий работы
    85. Отпуск
    86. Праздничные дни
    87. Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

      Психологические симптомы стресса

      Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

    88. Беспричинная тревога;
    89. Ощущение внутреннего напряжения;
    90. Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
    91. Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
    92. Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
    93. Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
    94. Периоды тоскливого настроения;
    95. Угнетенное, подавленное состояние;
    96. Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
    97. Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
    98. Постоянное чувство неудовлетворенности;
    99. Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
    100. Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
    101. Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
    102. Деперсонализация – отстранение от собственного «Я»;
    103. Дереализация – ощущение призрачности окружающего мира;
    104. Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
    105. Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
    106. Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.
    107. В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

      Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

      Медикаментозное лечение стрессовых состояний

      Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

    108. преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
    109. стадия и тяжесть стрессового состояния;
    110. возраст пациента;
    111. соматическое и психическое состояние здоровья больного;
    112. личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
    113. наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
    114. индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
    115. полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
    116. переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
    117. принимаемые медикаментозные средства.
    118. Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

    119. Транквилизаторы;
    120. Бета-блокаторы;
    121. Аминокислоты;
    122. Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
    123. Нейролептики;
    124. Антидепрессанты;
    125. Снотворные средства;
    126. Витаминно-минеральные комплексы.
    127. В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

      Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы, действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

      В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

      При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки, изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

      При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

      При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

      Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов, как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

      Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов. В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

      Психотерапевтические методики по преодолению стресса

      Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

      Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

    128. Психодинамическая;
    129. Когнитивно-поведенческая;
    130. Экзистенциальная;
    131. Гуманистическая.
    132. Направление 1. Психодинамический подход

      Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

      Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

      Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

      Направление 3. Экзистенциальный подход

      Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

      Направление 4. Гуманистический подход

      Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

      Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

      Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

      Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

      Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

      Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

      В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

      Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

      Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

      Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

      Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

      Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

      Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

      Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

      Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

      Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

      Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

      Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

      Метод 8. Изменяем систему убеждений

      Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

      Метод 9. Повышаем собственную значимость

      Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

      Метод 10. Выполняем трудное задание

      Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

      Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

      В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

      ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

      fobiya.info