Чем вредно заикание

«Со всей определенностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечимого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, чем легкие. Видимо успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении».

Особое место среди речевых расстройств занимает заикание. Оно чаще наблюдается у детей, а те заикающиеся взрослые, которых мы знаем, страдают этим изъяном, как правило, с раннего возраста. Заикание проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказаться. Нам порой не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь заикающихся, и мы, сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая начатую ими фразу. Что мешает заикающимся говорить нормально?

Это период наиболее активного развития речи и значительной хрупкости молодой, недостаточно сформированной речевой функции. Именно поэтому «поломка» происходит в эти годы у мальчиков, заикание возникает в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.

Каковы причины заикания?

При невротическом заикании никакой «поломки» нервной системы или необратимой гибели клеток нет. Заикание такого вида возникает, как правило, внезапно под воздействием внешних психотравмирующих факторов. Дети с невротическим заиканием отличаются неуверенностью, тревожностью, у них нередки различные страхи, потливость, сердцебиение, плохая переносимость транспорта, духоты, речь ребенка зависит от его общего физического и психического состояния. Как правило, заикание усиливается во время болезни, при переутомлении, школьных или семейных неприятностях — наказании, неудовлетворительной оценке, конфликтах со сверстниками. Есть определенная зависимость от сезона, погоды и питания.

Примечательно, что наедине с собой, в разговоре со своими игрушками, воображаемым собеседником ребенок может говорить без запинок. В привычной, спокойной обстановке (в общении с родителями, близкими) заикание обычно малозаметно. Напротив, при контакте с посторонними, незнакомыми людьми, при ответах во время школьных занятий заикание мгновенно усиливается.

Разумеется, это объясняется эмоциональным напряжением, волнением и тревогой, возникающими у ребенка и существенно ухудшающими состояние его речи. Логоневроз, как правило, неплохо лечится, и со временем речь ребенка полностью восстанавливается. Чаще, однако, встречаются другие виды заикания, возникающие вследствие органического поражения нервной системы. Имеется в виду нервно-психическая ослабленность ребят вследствие перенесенной родовой травмы, патологически протекающих беременности и родах, частых болезнях первых лет жизни. Органические нарушения внешне незаметны, к тому же умственное развитие детей никак не страдает.

Лишь при обследовании у этих ребят находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность. Заикание отличается упорным характером (периоды улучшения речи сменяются ухудшением) и мало зависит от внешних факторов — волнения, психических нагрузок, окружения ребенка. У отдельных детей речь — «место наименьшего сопротивления» в силу наследственной предрасположенности: их родители и близкие заикаются или страдали этим недугом в прошлом. Следует также иметь в виду, что у некоторых ребят заикание появляется по подражанию: они говорят сбивчиво потому, что постоянно слышат речь взрослых с подобным изъяном.

Некоторые дети с заиканием помогают себе сопутствующими движениями: при запинках в речи они топают ногой, поворачивают голову, хлопают в ладоши, жестикулируют руками, зажмуриваются. Эти вспомогательные действия вскоре становятся привычными и в действительности никак не облегчают течение заикания. Сопутствующие движения непостоянны, на смену одним приходят другие. У отдельных детей заиканию сопутствует страх речи, неуверенность в отношениях со сверстниками, и поэтому они стараются избегать ситуаций, требующих речи, страдают от застенчивости и смущения.

Преодоление страха речи — трудная психотерапевтическая задача. У заикающихся ребят постарше и взрослых со временем появляются определенные уловки, маскирующие речевой дефект — добавление слов-паразитов (это, вот так, ну и др.), растягивание произносимых слов, употребление длительных пауз. В отношении заикания особенно актуален часто повторяемый постулат: «Болезнь легче предупредить, чем вылечить».

Речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей. Такая речь — свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления. В арсенале врача много успокаивающих средств, применяя которые можно получить ощутимый эффект. Вредны также как чрезмерная речевая нагрузка для малышей, так и отсутствие тренировки речи. До 4-летнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат ребенка и нервная система в целом достаточно окрепли.

Если родители мало говорят с ребенком, не разучивают стихотворения, не читают ему, это тоже плохо. В таких случаях речевое развитие малышей происходит замедленно. Как любые крайности, чрезмерная опека и дефицит внимания одинаково вредны. Нельзя забывать о повышенной впечатлительности детей. Бесконечное бдение у экрана телевизора, просмотр видеофильмов, частые посещения кинотеатров (если в каких-то семьях это еще сохранилось) могут привести к эмоциональному перенапряжению, утомлению и возбуждению ребенка. У взбудораженного ребенка возникает множество вопросов, он говорит торопливо, сбивчиво, глотая и повторяя слова, слоги.

В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и приобрести постоянный характер. У дошкольников нередко отмечаются различные страхи. Они вполне могут быть у здоровых ребят и являются непременным симптомом различных невротических расстройств. Если родители не очень наблюдательны, они не замечают, что ребенок испытывает тревогу, находясь в темной комнате, долго не засыпает или говорит во сне, вздрагивает после страшных сказок и историй, услышанных накануне.

Такого рода страхи свойственны не только малышам, но и детям постарше (6-8 лет). Чаще они возникают, естественно, у детей впечатлительных, робких, невротичных. Насмешки, иронические замечания, запреты взрослых в таких случаях неуместны. Необходимо спокойно пройтись с ребенком по квартире, осмотреть с ним все помещения, мебель, темные углы и объяснить, что ничего таинственного и страшного в обозримом пространстве нет. Если ребенок боится темноты, пусть засыпает с ночником, позже, с годами, он привыкнет спать как все.

Если ребенку, объятому страхом, не пойти навстречу, то у него может развиться тяжелый невроз, и в частности заикание. Главное, о чем следует помнить родителям заикающегося ребенка, — о создании спокойной обстановки в семье. Это гораздо важнее специальных процедур и лекарств. Нельзя забывать, что большинство детей, страдающих заиканием, отличается повышенной впечатлительностью, ранимостью, обидчивостью.

Недопустимы также чрезмерные нагрузки: желание сделать из своего отпрыска вундеркинда к добру не приводит. Взвалив на своего ребенка занятия двумя иностранными языками, музыкой и еще спортом, мы, взрослые, порой не отдаем себе отчета, что наш ребенок занят гораздо больше нас.

Как помочь детям и взрослым с заиканием

Не обойтись без консультации врача-психоневролога, который при необходимости назначит успокаивающие лекарства и средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же объективно оценит обстановку в семье и подскажет конкретные воспитательные подходы. И главное — психоневролог порекомендует, каких специалистов следует подключить к лечению ребенка. Среди множества известных способов преодоления заикания особую популярность в последнее время приобрели психотерапевтические методики. Лечение основано на представлении о том, что этот недуг является формой выученного поведения.

Иначе говоря, заикание рассматривается не как симптом болезни, а как поведение, которое можно изменить. Поэтому усилия врачей направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения». Самыми частыми приемами в преодолении заикания являются отвлечение внимания, методы расслабления и гипноз (внушение в особом состоянии сознания). Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи. При подобном подходе достигается ощутимый эффект.

Итак, гипноз. Многие слышали о нем и знают, что он применяется при лечении заикания, но даже те, кто подвергался его воздействию, сохраняют весьма смутные представления о том, что же это такое. В большинстве случаев специалисты, применяющие гипноз (на что имеют право только врачи, в силу возможных осложнений при его проведении), разъясняют своим пациентам механизм его действия. Это разъяснение является важной составной частью самого лечебного метода, но его сущность может быть объяснена достаточно просто.

Под собственно гипнозом подразумевается искусственно вызванный сон. Обычно врач вызывает гипнотический сон с помощью своего голоса и некоторых других дополнительных приемов в обстановке, близкой к той, которая требуется для проведения аутотренинга. Гипнотический сон сам по себе может быть использован как лечебное средство для нормализации нервных процессов в коре головного мозга, отвечающей за протекание высших психических функций, в число которых входит и речь. Но также он может быть использован и для достижения других результатов.

Чаще всего под гипнозом подразумевают различные лечебные внушения в состоянии гипнотического сна. Они отличаются от внушений в состоянии бодрствования большей эффективностью. Вместе с тем у гипнотического метода есть свои существенные ограничения. Кратко перечислю их. Во-первых, не все люди обладают одинаковой способностью подвергаться гипнозу, значит, для некоторых людей этот метод просто непригоден.

Во-вторых, в случае проведения сеансов гипноза возникает определенная зависимость пациента от врача, а значит, его несамостоятельность. Поэтому после проведения такого лечения необходимо потратить какое-то время на снижение зависимости. В-третьих, гипноз во многих случаях позволяет достигнуть определенного, но ограниченного результата, и без применения других методов эти результаты являются крайне нестойкими.

Очень важна помощь логопедов, имеющих навык работы с заикающимися. В арсенале логопеда — дыхательная гимнастика, ритмика, режим молчания, обучение умению говорить медленно, плавно, ритмично и др. Я бы сказала, что знающий и добросовестный логопед — находка для родителей, с его помощью бороться с досадными запинками куда проще. Не следует пренебрегать физиотерапевтическими процедурами (электросон, электрофорез с разными лекарствами), лечебной физкультурой, рефлексотерапией.

Последний метод включает немало полезных модификаций — прижигание, растирание, давление, воздействие аппаратами и укол иголкой в биологически активные точки. Поддержка в семье, участливое отношение коллектива, естественно, полезны при любом терапевтическом подходе. Ни в коем случае не надо фиксировать внимание ребенка на его дефекте. И последнее. Заикание, разумеется, ограничивает выбор подростками профессии. К вопросу профориентации надо отнестись серьезно родителям, педагогам и врачу.

В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Для лечения заикания также используют компьютеры и электронные устройства.

  • Поговорим о стрессе? — что такое стресс, 10 правил, как избежать стресса
  • Смех — влияние смеха на организм человека
  • Неврология — популярные статьи, для специалистов, ответы на вопросы
  • Икота и зевота — почему возникают, как избавиться от икоты, полезна ли зевота?
  • Биологические ритмы — влияние на физическую и умственную работоспособность, люди — «голуби», «совы», «жаворонки», их работоспособность в зависимости от времени суток
  • Все медицинские статьи из "Популярные статьи о здоровье человека"
  • У нас также читают:

    — Острый гнойный конъюнктивит — когда бывает, как проявляется, особенности у маленьких детей, принципы лечения, ухода

    — Инструкция для больных с колостомой — Что такое стома. В каких случаях формируют колостому. Что такое калоприемник. Оптимальный набор стомированного больного.

    — Диагностика в психиатрии — негативные и позитивные симптомы, основные методы диагностики

    www.medicinform.net

    Глава 6. Заикание и лечение этой вредной привычки

    Да, да. Вы все прочитали правильно. Заикание — не что иное, как еще одна вредная привычка, которая формируется на фоне внутренних конфликтов и затаенных страхов. В мире живет около 20 миллионов заикающихся людей. Четвертая часть из них проживает в России. Это одно из самых распространенных на земле расстройств речи. Надо сказать, что мальчики страдают им в 4-5 раз чаще, чем девочки. Возможно, связано это с тем, что мальчики чаще замалчивают свои проблемы.

    Проблема заикания заключается в нарушении координации речедвигательных актов. Человек либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова, и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются. В любом случае плавное течение речи прерывается не зависящими от воли человека мышечными судорогами, задержками дыхания и повторениями отдельных звуков. Постепенно заикание обрастает невротическими комплексами, что значительно усугубляет речевые нарушения.

    Заикание, как правило, возникает в период формирования речи (от двух до четырех лет) и проходит в своем развитии две стадии. Первая — ребенок начал заикаться, но еще не осознал, что он заикается, заикание в этот момент находится как бы в «чистом» виде: есть только запинки. В «первозданном» виде заикание остается недолго (от нескольких недель до нескольких месяцев). Именно в этот момент есть вероятность, что заикание исчезнет безо всякого вмешательства специалистов или с минимальным вмешательством.

    Вторая стадия начинается с того момента, как ребенок фиксирует внимание на дефекте, т.е. осознает себя заикающимся (не таким, как все). Осознание дефекта влияет на его внутреннее состояние. У него возникает чувство тревоги, волнения в момент речи, а вслед за этим появляются «нелюбимые» звуки (звукофобия), уловки, страх общения и т.п. Заикание начинает «пускать корни» в душу ребенка и постепенно из чисто «косметического» дефекта («некрасивые» запинки) превращается в сложный симптомокомплекс, тяжелое заболевание, поддающееся коррекции с большим трудом.

    Итак, пока ребенок не осознал факт заикания и пока «стаж» заикания невелик, оно способно исчезнуть само или с минимальными усилиями со стороны родителей и специалистов. Точные цифры не известны, но из 100 заикавшихся детей довольно большая часть (50-70 детей, по разным источникам) через несколько недель или месяцев сами избавляются от этой вредной привычки. Правда, только при благоприятном стечении обстоятельств.

    Но просто надеяться на везение в этой ситуации недопустимо, ведь никто не может предугадать, какому именно малышу «повезет». Нужно максимально использовать все шансы, и «своими руками» создать эти благоприятные условия, нужно постараться не допустить, чтобы заикание ребенка успело «превратиться» в устойчивое патологическое состояние. Ведь в первой («острой») стадии заикание можно победить за короткое время и с помощью простых мер, тогда как во второй («хронической») стадии для этого потребуются годы серьезной работы.

    Если заикание вовремя не лечить, то постепенно этот недуг (особенно в подростковом возрасте) скажется на личности и характере ребенка. Одни становятся робкими, нерешительными; другие — отгороженными от мира, молчаливыми. У них формируются псевдошизоидные свойства личности; часть детей становится раздражительной, драчливой и злобной; у многих появляются навязчивые сомнения, тревожность, мнительность. Но какими бы ни были изменения характера, все они приводят к одному результату — нарушению активной социализации (т.е. успешной жизни в обществе). Все люди, страдающие заиканием, ощущают нарушение гармонии жизни, не могут проявить свои (иногда большие) способности, часто не могут получить должного образования и наладить личную (а иногда и семейную) жизнь.

    Тем не менее надо помнить, что заикание у маленьких детей корректируется относительно легко. Главное, не тянуть с обращением к логопеду.

    Родителям, чьи дети заикаются, надо помнить, что главное лекарство — любовь и терпение. Принимайте детей такими, какие они есть, чтобы они не чувствовали себя ущербными. На всякий случай следует быть готовым и к тому, что ребенка начнут дразнить в детском саду или школе. Вы ведь знаете, что со временем ваш малыш станет говорить нормально и тогда все насмешки прекратятся. Попробуйте убедить в этом ребенка.

    Ну а теперь более конкретные рекомендации. Во-первых, необходимо пересмотреть режим дня ребенка и включить в него закаливающие процедуры (душ, обтирание, лечебную гимнастику, прогулки и игры на свежем воздухе). Все эти действия укрепляют иммунитет и нервную систему малыша, снимают лишнюю нагрузку, позволяют избавиться от внутреннего напряжения.

    Во-вторых, придется более тщательно следить за сном. Заикающемуся ребенку, даже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, нужно спать не менее десяти часов ночью и около двух часов днем. Такая «сонная терапия» также позволит разгрузить нервную систему. Если уснуть у ребенка не получается, помогите ему, скорректировав режим дня таким образом, чтобы моменты засыпания приходились на биологическую фазу расслабления. Сделать это вам помогут наблюдения за поведением малыша — в определенные моменты дня и вечера он становится тихим, задумчивым, а значит, стадия возбуждения проходит, начинается стадия «торможения». Самое время заманить сорванца в кроватку! Не увлекайтесь успокоительными микстурами и сборами. Лучше создать для ребенка условия, способствующие засыпанию, — выключить телевизор и радио, задернуть поплотнее шторы.

    В-третьих, проследите за тем, чтобы малыш получал богатую витаминами пищу. Давно замечено, что большая часть наших болезней имеет психо-соматичекую подоплеку, то есть они приходят тогда, когда мы расстроены или нервничаем. Но верно и обратное утверждение — ослабленный болезнями и авитаминозом организм больше подвержен стрессам и состоянию тревожности.

    В-четвертых, не затягивайте с обследованием. Если вы замечаете. Что ребенок начал запинаться при произнесении тех или иных звуков, вам необходимо обратиться к логопеду и психотерапевту.

    Большое внимание следует обратить на эмоциональную обстановку в доме. Давно замечено, что семейные конфликты, выяснение отношений между родителями в присутствии ребенка способствуют резкому обострению заболевания.

    Непременные условия успешного лечения заикания — массаж, ароматические ванны и электропроцедуры. Хороший эффект могут дать гомеопатическое лечение, иглоукалывание, аутогенная тренировка и гипнотерапия. Но все эти процедуры должен назначить специалист, только тогда они будут эффективными.

    Еще раз повторим, что заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы, и в большинстве случаев его можно вылечить. Существует множество методов лечения этого заболевания у детей дошкольного возраста. Выбор метода зависит от первопричины проблемы и индивидуальных особенностей ребенка. Если вы решили обратиться к тому или иному специалисту, имейте в виду, что вы можете рассчитывать на один из подходов. Которые мы сейчас рассмотрим.

    Комплексный подход. Это наиболее эффективный метод. Комплексная система восстановления речи заикающихся состоит из пяти этапов: диагностика, перестройка патологических нарушений речи и личности, формирование правильного навыка речи, закрепление достигнутых результатов и профилактика рецидивов заикания путем проведения микрокурсов поддерживающей терапии.

    Лечение начинается с того, что малыша обследуют такие специалисты, как психиатр, логопед, психолог, психотерапевт и невропатолог. Они изучают анатомические и клинические данные, намечают логопедические и психотерапевтические мероприятия, совместно назначают медикаментозное лечение. Поскольку полностью восстановить речь можно только в процессе нормального естественного общения, занятия проводятся в группе вместе с родителями. Они получают памятку, разработанную Научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи М3 РФ, где в краткой и доступной форме отражены виды лечения и дидактический материал для речевой тренировки. Мам и пап обучают речевым и психотерапевтическим методикам, конечно, в сжатом варианте.

    Основной курс реабилитации при таком подходе длится один месяц, но для достижения 100%-го эффекта специалисты рекомендуют пройти пару-тройку курсов и потом в течение нескольких лет проходить микрокурсы поддерживающей терапии.

    Психологический тренинг. Цель психологических тренингов — уравновешивание основных нервных процессов: торможения и возбуждения, устранение страха перед речью. Основной принцип психологических тренингов — «относитесь к заиканию проще, и тогда оно само пройдет». Вся работа направлена на изменение личности заикающегося человека. Психолог учит справляться с волнениями и страхом речевых ситуаций. Такой подход помогает снизить напряжение и модифицировать заикание так, чтобы оно не мешало общению. По мнению психологов, неправильный настрой родителей и чересчур трепетное отношение к проблеме только усугубляют ситуацию. Поэтому врач одновременно работает и с ребенком, и с его родителями. Такие тренинги помогают избавиться от приобретенного заикания, причиной которого послужил сильный стресс, испуг или информационная перегрузка нервной системы малыша. В этом случае результат заметен через 2-3 месяца еженедельных психологических тренингов.

    Логопедический подход. Цель логопедических занятий — научить ребенка правильной технике речи. Сначала логопед учит малыша пропускать в речи слова, на которых он «спотыкается». После этого специалист объясняет чаду, как перед трудным словом делать паузу и проговаривать его плавно, нараспев. Например, так: «Мне ннннужна (пауза) ну-нужна книжка». В дальнейшем ребенка знакомят с тем, как можно контролировать свою речь, говорить, не нервничая, не ожидая неудачи, без напряжения. Малыш учится заканчивать нужное слово с помощью растягивания или скольжения. На третьей стадии ребенка обучают заменять трудное слово до того, как оно будет произнесено. Особое внимание логопед уделяет увеличению словарного запаса малыша. Иногда заикание возникает оттого, что ребенок нервничает, затрудняясь в выборе подходящего слова. При помощи специальных игр логопед расширяет словарный запас и «ставит» произношение отдельных звуков. Некоторые специалисты при лечении заикания пользуются действием обратной связи. Ребенок говорит в микрофон, подсоединенный к прибору. С помощью наушников он слышит свою речь с задержкой, с эффектом эха. В результате малыш начинает говорить громче, замедляя темп речи.

    Правда, большинство логопедов считают неэффективной работу с заикающимся ребенком, которому меньше пяти лет. Только когда процесс становления речи завершен, можно начинать занятия с логопедом. У детей старше пяти лет сдвиги в лучшую сторону заметны уже после десяти занятий (два раза в неделю). А для достижения плавной речи ребенку потребуется пройти курс от 6 месяцев до года.

    Дыхательные упражнения. Цель дыхательных упражнений — снять внутреннее напряжение, страх перед речью, которые непроизвольно возникают у заикающихся детей. Для этого малышей обучают специальной технике дыхания. Короткий вдох через нос и непрерывный, продолжительный и бесшумный выдох через рот длительностью 4-5 секунд. Освоив это упражнение, ребенок учится на выдохе произносить слова, в идеале 4-5 слов подряд. Задача дыхательных упражнений — сделать так, чтобы кроха смог произносить фразу слитно, как бы на одном выдохе. Некоторым детям нравится вариант дыхательных упражнений, основанный на «пропевании» или «прокрикивании» фраз. Всем известно, когда человек поет или кричит — он не заикается. Это объясняется тем, что при крике и пении мышцы, участвующие в дыхании, расслабляются, и дыхание само собой нормализуется. Данным методом заикание лечили еще наши прабабушки.

    Для достижения заметного результата дыхательные упражнения следует делать 3-4 раза в день по 20-30 минут. Уже через неделю речь ребенка станет более плавной. Для стойкого эффекта потребуется 4-5 месяцев занятий.

    Точечный массаж. В последние годы при лечении заикания у детей точечный массаж дает хорошие результаты. Этот метод помогает снять повышенную возбудимость речевых центров, восстанавливает нервную регуляцию речи. Точечный массаж при заикании не имеет возрастных границ — чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем сильнее эффект. Для достижения плавной речи потребуется пройти около 3 курсов. Курс включает в себя 15 процедур, причем первые 3-4 проводят ежедневно, а последующие — через день. Между первым и вторым курсами необходимо выдержать интервал в две недели, между вторым и третьим — интервал от трех до шести месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение двух-трех лет через каждые полгода.

    Гипноз Метод «гипносуггестивной терапии» эффективен при невротических формах заикания. После погружения больного в гипнотическое состояние проводится внушение, нацеленное на общее успокоение. Затем идет внушение, нацеленное на уравновешивание основных нервных процессов: тормозного и возбуждающего. Восстановление их качеств: силы и подвижности, растормаживание центрального и наружного аппарата речи, устранение страха перед речью. Далее проводится основное внушение, нацеленное на перестройку отношения маленького пациента к своему страху перед речью. Врач внушает ребенку, что у него нет оснований бояться и стесняться того, как он говорит. Следовательно, нужно смелее вступать в речевой контакт. В состоянии гипноза врач разговаривает с ребенком и «загружает» в него основные логопедические правила речи.

    Если в состоянии гипноза ребенок не заикается, это признак того, что лечение данным методом, скорее всего, будет эффективным. После резюмирующего внушения и выведения больного из лечебного сна врач вновь проводит тренировку речи. Специалисты советуют с осторожностью использовать гипноз у детей до семи лет. Для данной методики непременным условием является созревшая психика. Если вы решили воспользоваться этим методом, доверяйте своего ребенка только профессионалам, которые проводят все сеансы при вашем активном участии.

    Количество необходимых сеансов зависит от «давности» заболевания и глубины речевых расстройств. Уже после одного сеанса гипноза ребенок может избавиться от заикания. Но чтобы добиться стойкого эффекта, после сеансов гипноза необходимо заниматься с логопедом или психоневрологом.

    Компьютерные программы. Это новая разработка, которую начали применять при лечении заикания. При помощи компьютерной программы можно существенно улучшить плавность и эмоциональность речи, а в ряде случаев и полностью освоить сознательный ее контроль. Отличительной чертой отечественной системы от мировых аналогов является использование психотерапевтических принципов, наряду с традиционными логопедическими приемами, а также биологической обратной связью — эхо-эффект, интерактивный частотный анализ и так далее.

    Для установки компьютерной программы лечения заикания необходимо наличие процессора Pentium MMX / 200 МГц, ОЗУ 164 Мб, звуковой карты, CD-ROM, микрофона, динамиков (наушников) и 200 Мб свободного места на жестком диске. Кроме того, в Windows требуется программная поддержка воспроизведения трЗ-файлов. Домашняя версия программы СТОИТ около 4500 рублей. Все последующие обновления программы предоставляются пользователям бесплатно. На данный момент врачи рекомендуют использование таких программ, как «Dr. Fluency», «Speak gentle» или отечественного аналога «Демосфен».

    Правда, здесь надо иметь в виду, что компьютерные программы лечения заикания наиболее эффективны в самом начале процесса. Их разработчики обещают достижения плавности речи через 2-3 месяца регулярных занятий. К сожалению, детям до десяти лет не просто правильно использовать возможности данной программы. Для избавления от заикания им необходимы занятия вместе с родителями.

    bookap.info

    Заикание – одно из сложнейших нарушений речи, которое характеризуется расстройством ее нормального ритма, повторениями отдельных слогов или звуков, непроизвольными остановками.

    Заикания бывают нескольких видов в зависимости от этиологии заболевания:

  • Логоневроз или невротическое заикание, когда не отмечается ярко выраженные неврологические нарушения. Отклонений в функционировании головного мозга при логоневрозе не наблюдается. Речь развивается нормально, без нарушений.
  • Органическое или неврозоподобное заикание является следствием неврологических нарушений. В этом случае на ЭЭГ выявляются отклонения в работе головного мозга. Неврозоподобное заикание сопровождается нарушением моторики и артикуляции речи. Может сопровождаться нервными тиками, судорожностью речи и нарушением движений.
  • Причины развития заикания зависят от формы заболевания.

    Причины неврозоподобных заиканий:

  • наследственность;
  • заболевания, вызванные энцефалопатиями;
  • внутриутробные и родовые травмы;
  • тяжелое протекание беременности;
  • болезни в течение первого года жизни;
  • инфекционные заболевания.
  • сильнейшие стрессы;
  • переутомления;
  • испуг или страх (одномоментный);
  • низкое эмоциональное развитие;
  • ускоренная речь (тахилалия);
  • психические нарушения (ущемленность);
  • подражание взрослым;
  • принудительное переучивание левшей в правшей.
  • Существуют общие симптомы, характерные для всех видов заболевания:

  • нарушения речи: повторения звуков, слогов и слов;
  • растяжение произношения звуков, слогов, а иногда и слов целиком;
  • напряжение речи;
  • возникновение ощущения «задыхания» при произношении;
  • укороченный вздох в покое и во время произношения;
  • остановка или блокировка речи;
  • избегание общения;
  • напряжение мышц шеи и лица;
  • страх произносить определенные буквы, слога или слова вплоть до немоты;
  • при общении расстроенный вид.
  • Диагностика заикания достаточно проста, поскольку нарушения речи легко выявить. Но бывает довольно сложно определить некоторые симптомы заикания на слух.

    Диагностика детей позволяет оценить возможность развития заикания в будущем. Для этого детям предлагаю пройти ряд тестов. На протяжении длительного времени за детьми наблюдают специалисты.

    Для того чтобы диагностировать заикание, необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение плавности и ритмичности речи;
  • трудность произношения или запинка речи;
  • наличие гримас и тика при произношении, как попытка справиться с заиканием.
  • Если все эти признаки наблюдаются в течение 3-х месяцев, то диагностируется заикание и назначается консультация у логопеда и невролога. Также, чтобы исключить неврологию, назначают следующие исследования: МРТ-диагностику, реоэнцефалографию,ЭЭГ головного мозга.

    Лечение заикания зависит от вида заболевания.

    Лечение невротического заболевания в полной мере зависит от современной диагностики. Для лечения этого типа заикания применяются следующие методы:

  • психотерапевтические методы: гипнотические, поведенческие и далее;
  • посещение логопеда (коллективная и игровая психотерапия для детей);
  • медикаментозное лечение (устранение нарушений психики);
  • иглоукалывание.
  • поведенческая терапия (преодоление страха речи по средствам сказкотерапии, арттерапии и т.д.);
  • медикаментозное лечение (устранение страха общения);
  • занятие с логопедом.
  • Чтобы предупредить развитие заикания, следует придерживаться следующих правил:

    • режим дня;
    • полноценное питание;
    • отдых на свежем воздухе;
    • избегание перегрузок нервной системы;
    • умеренная информационная нагрузка;
    • достаточное общение.

    medbooking.com

    Если ребенок заикается

    Маленький человечек, заливающийся слезами, приводит домашних в отчаяние: как понять, что его тревожит? Как ему помочь? Родители с нетерпением ждут, когда же он заговорит. И вот приходит долгожданный час.

    По статистике, заиканием страдают миллионы людей — до двух с половиной процентов населения планеты. Причем, чем более развита страна, чем сложнее ее язык, тем больше в ней заикающихся, и наоборот. В Африке, к примеру, заикающихся намного меньше, чем в Европе.

    Важна и фонетическая структура языка: самый тяжелый в этом плане — чешский, в нем есть слова, где 5 или даже 6 согласных идут подряд, гуськом, друг за другом. Наш родной, русский язык в этом отношении серединка на половинку, так же как английский или немецкий.

    В большинстве случаев заикание возникает в раннем возрасте и, к великому сожалению, может сопровождать человека всю жизнь. Теоретически заикание делится на невротическое (логоневроз), неврозоподобное и смешанное. Относится оно к пограничным нервно-психическим заболеваниям. Основной симптом — судорожные, или, вернее, судорогоподобные, нарушения речи, которые могут сочетаться с разнообразными невротическими и психическими расстройствами.

    Возраст. В 90 процентах случаев заикание обнаруживается у детей в возрасте от 2 до 5 лет, в период наиболее бурного речевого развития. Полуторагодовалый-двухлетний ребенок обычно владеет несколькими десятками слов, а к четырем годам он уже использует практически полный бытовой словарный запас взрослого человека. То есть за каких-то два года совершается невероятный, просто фантастический речевой скачок. А поскольку речь — самая сложная и, значит, самая уязвимая из всех человеческих функций, на все трудности этого временного периода малыш отвечает прежде всего речевыми нарушениями, в том числе заиканием.

    С мальчиками сложнее. Мальчики заикаются в три-четыре раза чаще, чем девочки. Считается, что нервная система у них менее устойчива и они в большей степени подвержены нервно-психическим расстройствам. В самый сложный и ответственный период становления речи девочки физически и интеллектуально уже более развиты, чем их сверстники. К тому же те активнее и своевольнее и потому чаще попадают в ситуации, чреватые психической травмой, — она-то, как правило, и запускает механизм невротического заикания.

    Эта травма может быть нанесена резко и внезапно — каким-то ошеломляющим событием, поразившим малыша. Но невротическое заикание не обязательно «запускается» только таким образом. Есть у него и другие пусковые кнопки.

    «Постепенное» заикание. Нередко заикаться начинает ребенок, чувствующий себя заброшенным и нелюбимым, с которым дурно обращаются, мало или грубо разговаривают. Ухудшают ситуацию ссоры родителей, семейный алкоголизм. Все это держит мало что понимающего в жизни человека в постоянном эмоциональном напряжении, которое неизбежно приводит к истощению нервной системы и, как следствие, — к заиканию.

    Но страдают не только дети, растущие в неблагополучных семьях. Страдают и маленькие кумиры, не знающие слова «нет». У малыша, растущего в атмосфере восхищенной вседозволенности, не формируется нужнейший в жизни навык активного терпения. И когда такой ребенок попадает в ситуацию, требующую от него самоограничения, он может ответить на непомерное для него усилие речевым сбоем, связанным с нарушением процессов возбуждения-торможения.

    Нередко заикаются и невропатичные дети из породы «мамина радость». Они обычно начинают хорошо и быстро говорить, приводя взрослых в восторг. Желая продемонстрировать таланты своего отпрыска, родители то и дело возносят его над толпой (то есть ставят на маленький стульчик и заставляют читать всем и каждому взрослые умные стихи). Изо всех сил стараясь соответствовать честолюбивым ожиданиям домашних, малыш перенапрягает свою слабенькую нервную систему — начинает заикаться.

    «Внезапное» заикание. Заикание развивается бурно, когда ребенок попадает в экстремальную ситуацию, которая вызывает у него сильнейший испуг и, как следствие, эмоциональный шок. Родителям нужно знать, что маленькие дети скорее заражаются страхами взрослых, чем пугаются сами. Их зачастую страшит не само событие, а реакция на него отца или матери.

    Шок, вызванный резким испугом, может сказаться двояко. Во-первых, ребенок способен надолго замолчать, а потом выйти из этого состояния с нарушенной речью. Страхи, кошмары, нарушенный сон, которые сопровождают травму, обычно уходят, а вот пораженная (искаженная) речь остается.

    В других случаях ребенок отвечает на травму незамедлительно: двигательной бурей и истерикой, после чего у него начинаются проблемы с речью. Как отреагирует подрастающий человек на стрессовую ситуацию, зависит от его индивидуальных особенностей. Но есть и общие закономерности: чем меньше ребенок, тем легче нанести ему травму, чреватую заиканием. И, соответственно, чем он старше, тем грубее, жестче, глубже должен быть психологический шок.

    Наследственность. Напрямую по наследству заикание не передается, хотя в некоторых семьях оно проявляется из поколения в поколение. В этих случаях наследуется предрасположенность к заиканию, которая может выражаться в ускоренном темпе речи. Наследственной может быть и речевая слабость, при которой ребенок отвечает на психологическую травму именно поражением речи.

    Подражательное заикание. В семьях, где заикается кто-то из взрослых, у детей может развиться так называемое подражательное заикание. Ребенок воспроизводит заикающуюся речь кого-то из родных либо по горячей любви к этому человеку, либо просто потому, что общается с ним больше других. Случается такая подражательная эпидемия и в детских садах, когда дети копируют кого-то из товарищей по группе. Если в семье несколько детей и один страдает заиканием, братья и сестры также могут подражать ему, чтобы привлечь к себе внимание родителей и воспользоваться привилегиями «бедненького» Саши или Сережи.

    Физиологическая аттерация. До 3–4 лет, в период формирования речи, речевой аппарат малыша не в состоянии воспроизвести натиск мыслей, обуревающих его, и это может привести к явлению аттерации — когда, пытаясь высказать внутренне четко сформулированную мысль, ребенок без конца повторяет первый слог первого слова, усиленно артикулируя при этом. Но стоит «процессу пойти» — и дальнейшая речь течет плавно, без затруднений.

    Самого ребенка это, как правило, не тревожит, и родителям тоже не следует обращать внимания на такую манеру разговаривать. И уж ни в коем случае они не должны требовать повторения фразы. Ситуация нормализуется сама собой в течение нескольких месяцев. Если же родители начнут делать из мухи слона и без конца одергивать малыша, аттерация может перейти в заикание.

    Лечение. Заикание лечится, но при этом нужно четко представлять себе, что полностью вылечить удается лишь от 5 до 7 процентов заикающихся. Все рекламные обещания стопроцентного результата совершенно не соответствуют действительности. Это не повод для отчаяния, поскольку нередко заикание проходит само собой.

    Чем меньше ребенок, тем больше вероятности, что речь у него наладится (после того, как травмирующий фактор будет снят). Только нужно помнить, что, даже если заикание прошло бесследно, речь у малыша так и останется слабым звеном и в неблагоприятных ситуациях может пострадать сызнова.

    Примерно до 5 лет специальные логопедические занятия с заикающимися детьми нецелесообразны, хотя, конечно, есть смысл показать ребенка специалисту. Он подскажет, как укрепить нервную систему малыша, пропишет витамины и успокаивающие средства, рекомендует целительный распорядок дня. Вне всякого сомнения, нужно лечить сопутствующие заболевания. Единственное, чего ни в коем случае делать нельзя, — это фиксировать внимание самого ребенка на его речевом дефекте.

    Если к пяти годам заикание не проходит, придется обращаться к специалистам — психоневрологам, психиатрам, невропатологам, логопедам. Существует множество методик, сочетающих психотерапию с дополнительными упражнениями — развитием мелкой моторики, дыхательной гимнастикой и т. д. Все они по-своему хороши и интересны, но панацеи от заикания, увы, не существует. (Интересно, что личность самого специалиста может сильнее повлиять на ребенка, чем метод, которым он пользуется.)

    Неврозоподобное заикание. У 35–40 процентов детей заикание связано с общей речевой недостаточностью и другими речевыми расстройствами: задержкой речевого развития, дизартрией, сенсомоторной аланией, сложным косноязычием. Все это формы так называемого неврозоподобного заикания. К речевым расстройствам такого рода приводят явления, в той или иной степени ослабляющие и повреждающие нервную систему ребенка: патология беременности, атипичные роды, болезни младенчества и первых лет жизни.

    В подобных случаях система речи не справляется со своей задачей — не обеспечивает координации речевого процесса. В результате плавный речевой поток искажается, рассыпается вокально-дыхательный механизм речи, возникают судороги в периферическом речевом аппарате

    Таким детишкам нужно как можно раньше начинать специальное лечение; в частности занятия с логопедом-дефектологом по развитию речи и периферического речевого аппарата. Это поможет не только убрать заикание, если оно налицо, но и предотвратить его.

    Домашние меры. Родителям, которые действительно хотят помочь ребенку с заиканием, ни в коем случае не следует зацикливаться на этом дефекте. В конце концов от заикания еще никто не умер. Заикающийся ребенок совершенно полноценен. Просто он нуждается в помощи, чтобы адаптироваться к своей речевой особенности. Если его любят, если с ним подолгу играют и всерьез разговаривают, он и не подумает сомневаться в себе. Он примет себя со всеми своими достоинствами и недостатками (в частности заиканием). Именно эта спокойная, достаточно высокая самооценка поможет ему нейтрализовать смешки и насмешки сверстников. Очень хорошо, если заикающийся малыш занимается спортом — это поможет ему окрепнуть физически, укрепит нервную систему и, что немаловажно, расширит круг его общения.

    Дома ребенок с дефектами речи должен слышать только ясную, вразумительную, хорошо артикулированную речь. Ни в коем случае не надо настаивать, чтобы он повторял за взрослыми какие-то фразы: это бессмысленно и более того — вредно. Даже если у него что-то получится, все равно через несколько минут он начнет заикаться на тех же самых словах. Столь же неразумно говорить с заикающимся ребенком по-особому — слишком медленно, слишком четко. Интеллект-то у него ничуть не нарушен, он и без того отлично все понимает.

    При благоприятных обстоятельствах (умная семья, разносторонние интересы, любознательность, увлекательная работа) значимость заикания сама собой сходит на нет. Взрослый человек вообще может забыть об этом своем дефекте. Бывает и так, что заикание практически исчезает (становится заметным, лишь когда человек сильно волнуется).

    Поэтому лучшее, что могут сделать родители, — это любить своего заикающегося малыша подлинной, то есть зоркой, внимательной, трезвой любовью. Дать ему возможность вырасти уверенным в себе, здоровым, ясным человеком.

    m.rus.delfi.lv

    Причины заикания у детей, профилактика

    Заикание — одно из самых распространенных и серьезных расстройств речи. Возникает оно чаще всего в раннем детстве (от 2 до 5 лет), в годы самого бурного формирования речи. При заикании нарушается темп и плавность речи.

    Основные причины заикания у детей

    Непосредственными причинами заикания у детей могут быть психическая травма (испуг), инфекция, интоксикация, ушиб, а также подражание речи заикающегося.

    Этот речевой недостаток тяжело переживают и сами дети, и их родители. А ведь соблюдение правильного общего и речевого режима, спокойная обстановка могут предотвратить заикание. Однако не все родители понимают это, и часто именно они являются виновниками возникшего у детей недостатка.

    От родителей во многом зависит формирование правильной речи ребенка. Некоторые из них долгое время разговаривают с детьми неверно: сюсюкают, лепечут, коверкают слова, говорят быстро, а ведь всем известно, что дети любят подражать, что они всегда следуют поступкам тех людей, которые их окружают. Например, стараясь говорить также быстро, как взрослые, ребенок испытывает сильное нервное напряжение, которое часто ведет к заиканию.

    Запинки в речи детей возникают и при подражании речи заикающихся родителей, товарищей, сестер или братьев. Часто это происходит непроизвольно, но иногда ребенок сознательно подражает неправильной речи, и это переходит у него в стойкую привычку.

    Иногда причина заикания — эмоциональная напряженность ребенка, вызванная нервозной обстановкой. Часто взрослые то н дело поучают: «Так нельзя!», «Так не делают!», «Так не надо!» Или же дети без конца слышат только одну критику, одни порицания. И в первом и во втором случае у ребенка возникает чувство виновности, подавленности, постоянной тревоги, неуверенности в себе, неудовлетворенности. Такая постоянная эмоциональная напряженность часто ведет к заиканию.

    Остерегайтесь без конца одергивать детей. Лучше переключите внимание ребенка на что-нибудь интересное для него, и он даже не вспомнит о том, что «нельзя». Если ребенок сделал что-либо хорошее, не стесняйтесь похвалить его. Поощрение всегда вызывает желание быть еще более послушным и действует гораздо сильнее, чем наказание.

    Очень важно ко всем детям в семье относиться ровно, чтобы не возбуждать у братьев и сестер чувства ревности, которая также может стать причиной нервных переживаний и, как следствие, заикания.

    Профилактика заикания у детей

    Внимательное отношение к речи ребенка часто может предотвратить заикание. Если к 4—5 годам ваш сын или дочь еще не произносят каких-нибудь звуков, обратитесь к специалисту-логопеду. Косноязычие, затрудняющее произношение слов, может также вызвать заикание.

    Плохо отражается на формировании речи ребенка и заучивание большого количества различных стихов и сказок. Обычно дети произносят их очень быстро, не понимая смысла, не выговаривая правильно слова и звуки. Все это может явиться для ребенка слишком тяжелой, непосильной нагрузкой. Происходит перенапряжение нервной системы, и появляется заикание.

    Очень вредно постоянно запугивать детей. Такое неправильное воспитание тоже иногда вызывает заикание. Кроме того, к заиканию может привести постоянная психическая травма вследствие неправильного воспитания. Чрезмерное баловство, грубое, неуравновешенное обращение с детьми взрослых приносят одинаково большой вред детям. В одних случаях дети становятся раздражительными, капризными, непослушными, а в других — замкнутыми, озлобленными, запуганными. Частые ссоры родителей, грубое обращение отца и слезы матери могут травмировать детей.

    Велика роль семьи в правильном формировании речи ребенка и профилактики заикания. Не допускайте ничего, что могло бы травмировать психику ребенка, следите за его здоровьем, за развитием его речи, не перегружайте ребенка заучиванием большого количества стихов, сказок, рассказов. Формирование правильной речи в детском возрасте — залог полноценного развития личности ребенка в целом.

    Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    mamotvet.ru

    Как справиться с заиканием у ребенка? Советы невролога

    Как справиться с заиканием, превращающем речь страдающего им человека в неразборчивое мычание?

    Эта проблема отравила жизнь многим поколениям детей и взрослых. Речь о заикании, превращающем речь страдающего им человека в неразборчивое мычание.

    ?Можно ли с этим справиться? На вопросы, связанные с лечением заикания, отвечает наш постоянный эксперт, детский врач-невролог, кандидат медицинских наук Игорь Воронов.

    Мой сын начал заикаться. Скажите, с чем это может быть связано? Вроде бы дома у нас спокойная обстановка…

    – Быть может, я вас удивлю, но вопреки бытующему мнению заикание в большинстве своем не развивается у детей после стресса или испуга. Конечно, стрессовые ситуации могут ухудшить речь.

    Кстати, в Международной классификации болезней заикание и речевые запинки идут под одним шифром. А вот термин «логоневроз» в Европейских странах давно не используют. Все реже используют его и в России, что подтверждает отсутствие ведущей роли стресса в возникновении заикания, которое чаще всего связано с неправильным развитием речи, когда мысль ребенка опережает плавность его артикуляционного аппарата, когда малыш думает быстрее, чем может сказать. На этом фоне и возникает судорога речевого аппарата.

    Хотя, конечно, говорить о заикании только как о физическом нарушении речевого аппарата тоже неправильно. В механизм заикания нередко вплетаются и психологические нарушения. У таких детей нередко формируется комплекс неполноценности. Они начинают бояться своей неправильной речи. Понимая, что неправильно говорят, они иногда перестают говорить вовсе, зажимая рот руками. Обычно это связано с логофобией – страхом говорить, что, в свою очередь, может ухудшить ситуацию.

    Мой племянник – заика со стажем. Проблемы у него начались в трехлетнем возрасте. Скажите, это как-то лечится?

    Екатерина, Смоленская обл.

    – Заикание – очень непредсказуемое заболевание. Оно может пройти через некоторое время без лечения и особой коррекции, а может остаться до взрослых лет.

    Поэтому в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход к лечению заикания, которое назначает невролог, психоневролог, логопед с помощью различных методик. У старших детей и взрослых, у которых неправильная речь зафиксировалась, очень важны занятия с логопедом и психологическая коррекция. Она может включать индивидуальные и групповые занятия, гипноз, психотерапию, различные занятия, в том числе и с использованием компьютерных программ.

    Не так давно в прокате прошел замечательный фильм Тома Хупера «Король говорит!» об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания. Фильм наглядно доказывает: лечить речевые запинки и заикание можно и в старшем возрасте. Но при этом у страдающего заиканием человека должна быть уверенность в своих возможностях, вера в свое излечение, стремление к этому. И здесь многое зависит от его окружения (родителей, других родственников).

    Если ваш ребенок только начал заикаться, постарайтесь:

    Конечно, не надо это делать насильственно. Просто постарайтесь лишний раз не побуждать его к разговору. Ребенок спросил – ответьте, но не продолжайте диалог.

    Говорить медленно. Всем членам семьи ребенка с заиканием надо говорить медленно, чтобы и ребенок говорил не торопясь. В то же время его не надо поправлять, одергивать, просить повторить слово еще раз.

    Не говорить при ребенке о его заикании. Лучше делайте вид, что ничего страшного не происходит. Важно, чтобы у ребенка не формировался комплекс вины или неполноценности из-за его речи.

    www.aif.ru

    Опубликовано в рубрике Дети