Что может вызвать заикание у ребенка

Причины и лечение заикания у детей

Заикание (логоневроз) — сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.

Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.

Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет. Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Диагностируется нарушение речи у в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи.

Причины заикания у детей

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • последствия перинатального поражения центральной нервной сиситемы (ЦНС);
  • различные повреждения головного мозга;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.
  • В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

    Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к логопеду, самостоятельно это не пройдет.

    Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

    Нарушения речи наблюдающиеся в период полового созревания, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

    Что делать, если ребенок заикается?

    Лечение заикания у детей проводится совместно детский психотерапевтом, логопедом и педиатром.

    Задачей педиатра является лечение у ребенка сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Важно назначение ребенку физиотерапевтических процедур: массаж, электросон, бассейн.

  • справиться с заиканием,
  • комфортно чувствовать себя в любой ситуации,
  • не бояться общения с людьми,
  • осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников.
  • Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с зиаканием.

    Занятия у логопеда помогают ребенку быстрее справиться с заиканием.

    Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации.

    Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

    На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

    Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения. Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

    На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

    Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика. Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

    Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

    Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос, это может лишь усугубить заикание.

    Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с ззаиканием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

    Преодоление заикания с возрастом становится более сложным вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений. Поэтому чем раньше будет начато лечение, тем лучше будет его результат. В результате лечения 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания; 30% имеют остаточные явления; 20% школьников излечиваются полностью; у 80% — улучшение речи разной степени.

    ztema.ru

    Что может вызвать заикание у ребенка

    Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

    При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

    • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
    • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
    • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
    • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
    • затруднения перед началом речи.
    • Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

      Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

      Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

      Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

      Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

      Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

      Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

      Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

      Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

      Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

      Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

      Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

      Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

      На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

      Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

      Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

      logoped.ru

      Испуг у ребенка: как лечить, причины и последствия испуга

      Появление испуга можно связать с рефлексом осторожности. Это как бы защитная реакция организма. Как правило, беспокойное поведение ребенка продолжается недолго. Но бывают случаи, когда испуг носит затяжной характер. Все зависит от того, в какой атмосфере растет ребенок. Если родители проводят жесткое воспитание, повышают на малыша голос, бьют его, то это может вызвать испуг, провоцирующий стойкое невротическое расстройство.

      Что такое испуг у ребенка? Как лечить его? Об этом и пойдет речь в этой статье.

      Основные признаки испуга

      Покажут испуг у ребенка признаки:

    • плохой сон;
    • частое замирание;
    • вздрагивание;
    • расширение зрачков;
    • учащенное дыхание и сердцебиение;
    • втягивание головы в плечи;
    • повышенная возбудимость;
    • ухудшение сна;
    • кошмары;
    • частый плач во сне;
    • боязнь одиночества, темноты или какого-либо объекта;
    • истерические проявления;
    • плохой аппетит;
    • дрожание конечностей.
    • Ребенок боится чего-то, часто просится на руки, ведет себя капризно, беспокойно. Малыш может требовать, чтобы родители легли с ним спать и включили в комнате свет. Он будет часто пробуждаться в течение ночи.

      Основные причины невротического расстройства ребенка

      Определить причину такого явления у взрослого ребенка, как правило, труда не составляет. А вот как объяснить испуг у младенца?

      Спровоцировать испуг у ребенка могут:

    • громкие крики или резкие звуки;
    • крупные животные устрашающего вида;
    • природные явления, к примеру, молния или гром;
    • стрессы;
    • появление чужого человека;
    • чрезмерно строгое воспитание;
    • различные заболевания инфекционного характера;
    • соматические болезни.
    • Ребенку в любом возрасте очень важно пребывание в состоянии защищенности. Даже к детскому саду детей рекомендуется приучать постепенно. В первые дни мама должна быть рядом. Так малыш поймет, что причин для волнения нет.

      Испуг у детей дошкольного возраста зачастую связан с напряженной конфликтной обстановкой в семье. Постоянное пребывание матери в плохом настроении может пагубно отразиться на состоянии ребенка.

      Ребенок боится наказания, окрика, страх одиночества, темных комнат и сказочных персонажей — все это результат неправильного воспитания и безразличного отношения родителей к эмоциональной сфере ребенка.

      К точно такому же результату, как это ни парадоксально звучит, может привести излишняя опека родителей, которые сужают круг общения своего чада, не дают возможности развить ребенку такие качества, как самостоятельность и активность.

      Ребенок подрастает, его жизненный опыт становится богаче, и страхи могут уйти сами по себе. Но бывает такое, что они остаются надолго и со временем станут проявляться еще ярче.

      Сила испуга зависит от внезапности пугающего явления, негативного в прошлом опыта, повторяющихся травм. Некоторые реагируют на испуг истерикой, у некоторых начинаются приступы паники. Если ребенок уже начал разговаривать, то может начать заикаться или же ребенок и вовсе перестать разговаривать. Иногда страх не забывается слишком долго, то ребенок может замкнуться в себе, а это вызовет ухудшение способности к обучению.

      Испуг, полученный днем, порождает ночные кошмары, вызывающие беспочвенные страхи и агрессивное поведение. Так страх и агрессивность могут стать чертами характера.

      Испуг у ребенка, признаки которого многочисленны, врачами не выделяется в отдельное заболевание. Опасность таится в том, что сильный страх может стать пусковым механизмом для развития фобии — устойчивого чувства страха перед каким-либо объектом или явлением.

      Стойкие страхи могут спровоцировать заболевание сердечно-сосудистой системы. Вследствие тяжелых травм психики может возникнуть недержание мочи, заикание и ночное хождение. Поэтому детей с наличием испуга следует показать невропатологу, логопеду, сделать кардиограмму сердца.

      Основные методы лечения заболевания

      Как преодолеть испуг у ребенка? Как лечить патологию? Кто-то доверяет рецептам народной медицины, кто-то предпочитает обратиться к детскому невропатологу. В любом случае ребенок должен быть рядом с матерью, которая сможет его успокоить.

      Как вылечить испуг в домашних условиях? В семье должна царить спокойная атмосфера, малышу надо петь колыбельные песни, чаще брать его на руки, гладить спинку, ручки и ножки. Это поможет ребенку расслабиться, и он перестанет хныкать. Все эти методы эффективны в отношении совсем маленьких детей.

      Как снять испуг у подростка? Следует установить точную причину такой реакции. После этого можно выбрать соответствующий способ лечения. В случае появления страха к определенной вещи или человеку, следует сблизить ребенка с ними. Здесь надо делать все медленно. Необходимо убеждать, что данный объект не представляет никакой опасности. После этого чувство страха покинет подростка.

      Что делать, если ребенок испугался посещения врачебного кабинета? Надо убедить ребенка в том, что гораздо лучше лечить болезнь на ранних этапах, чем запустить ее и долго мучиться. При этом разговор с подростком должен протекать дружелюбно и спокойно.

      Испуг зачастую сопутствует началу посещения школы. В особенности такое явление наблюдается в тех случаях, когда родители ставят перед ребенком непосильные для него задачи, ориентируют на высший результат, постоянно устремляют к высоким целям.

      Совокупность страхов может быть снята только доброжелательной атмосферой, созданной педагогами. В этом случае важная роль отводится сотрудничеству учителей и родителей, которые сообща могут наметить общие подходы к снятию уровня тревожности у ребенка, помочь ему осознать свой социальный статус.

      Применение народных средств

      Как устранить испуг у ребенка? Как лечить это явление, ни один врач точно не подскажет, так как определенных методик лечения не существует. Только при сильном проявлении испуга психотерапевтами назначаются лекарственные препараты.А родителей мучает вопрос, как вылечить ребенка от испуга и можно ли что-либо предпринять в домашних условиях.

      Большое количество способов для снятия страха предлагает народная медицина:

    • Распространенный способ. Сразу после испуга следует выпить стакан подслащенной сахаром воды.
    • Используются молитвы. Молитва от испуга «Отче наш» в совокупности со святой водой является весьма действенной силой. Ребенок должен пить воду трижды в день по три глотка. Утром и вечером умываться этой водой, читая молитву. Также действенная молитва от испуга «Богородице Дево, радуйся».
    • Сильнейшим народным методом является яблоко с ладаном. С этой целью в яблоке проделывается отверстие, в которое кладется 2—3 г ладана. После этого яблоко запекается духовке полчаса. Первая половина яблока съедается утром, а вторая вечером.
    • Кофе с мятой. Для приготовления отвара молотый кофе засыпается в кастрюлю. Туда же добавляется свежая мята. Смесь заливается водой и ставится на водяную баню. После закипания надо дать ребенку подышать паром. Такая ингаляция поможет снять нервное напряжение. Подойдет она как для взрослых, так и для детей.
    • Молоко с медом и мелиссой. Свежее молоко следует прокипятить, добавить в него мелиссы. Дать прокипеть в таком состоянии еще немного. После этого остудить молоко и добавить в него ложку майского меда. Давать пить ребенку по полстакана пять раз в день.
    • Обливания холодной водой. Процедура проводится три раза в день. Температура воды должна составлять 10 градусов. Первые дни обливают ноги по колени, после можно обливать все тело. Продолжительность лечения составляет 10 дней.
    • Можно ли травами побороть испуг у ребенка? Как лечить, подскажут справочники народной медицины. В рецептах используются травы с успокаивающим эффектом. На их основе делаются ванны или отвары для питья.

      • Для приготовления сбора берется 50 г корня дягиля, 100 г ромашки, 50 г хмеля 100 г листьев крапивы 50 зверобоя, 50 г вереска, 50 г мелиссы. Травы перемешиваются. Чайная ложка смеси заваривается стаканом кипятка. Настой пьют по полстакана по утрам и вечерам.
      • Эффективный сбор, помогающий избавить ребенка от испуга и от невротического расстройства взрослых. Берется 4 части вереска, 3 части сушеницы, 3 части пустырника и 1 часть валерианы. Смесь заливается двумя литрами кипятка и настаивается два часа. В течение дня пьется по пять глотков через каждый час.
      • Берется одна чайная ложка корней купены. Ее заливают одним стаканом воды и кипятят 10 минут. Пьется перед едой по четверти стакана.
      • Прекрасным методом является принятие ванны с хвоей или ромашкой, которые оказывают успокоительное воздействие.
      • Профилактические меры

        Для недопущения риска возникновения испуга следует стараться больше беседовать с ребенком о его страхах, объяснять ему, что причин для боязни нет. Также полезно закалять ребенка, давать ходить ему босиком по камням и траве. Прекрасным средством укрепления нервов является глина. Ее можно заменить обычным пластилином.

        Относитесь к ребенку с любовью, проявляйте в отношении к нему заботу, ласку и терпение. Тогда и страхов у него не будет.

        Возникновение заикания от испуга

        Что может вызвать заикание у детей? Причины и лечение будут описаны ниже.

        Понятно, что любой ребенок может чего-то испугаться. От чего же некоторые дети начинают заикаться, а некоторые нет? Может ли страх вызвать подобное нарушение у взрослого человека? Стоит ли ждать, что недуг пройдет сам без лечения?

        Психофизиологическая основа

        Многие логопеды отмечают, что такая проблема, как заикание возникает у лиц с определенным типом нервной системы.

        К факторам, предрасполагающим к появлению заикания, относят:

      • слабость высшей нервной деятельности, которой сопутствует повышенная тревожность, раздражительность слезливость и ранимость;
      • генетическая предпосылка;
      • частые инфекционные заболевания;
      • астеническое состояние;
      • органическое нарушение центральной нервной системы;
      • психологическое давление (ребенок боится наказания, осуждения).
      • Заикание от стрессовой ситуации может возникнуть и у взрослого человека и подростка, а недостаточно развитый речевой аппарат ребенка чутко реагирует на разные отрицательные факторы.

        Перечисленные выше причины вовсе не свидетельствуют о том, что ребенок под влиянием испуга сразу же станет заикой, но вероятность появления такого изъяна в детском возрасте высока.

        Как бороться с таким явлением, как заикание у детей? Причины и лечение объяснит только врач. Родители должны обратиться за помощью к специалисту. Многие полагают, что такой дефект речи рано или поздно пройдет самостоятельно без вмешательства профессионала. Такой взгляд на существующую проблему в корне ошибочен.

        Бесспорно, встречаются случаи, когда заикание от испуга проходит само по себе, но такое бывает крайне редко. Более того, в дальнейшем любой стресс или новый испуг может вызвать еще большие проблемы с речью, избавление от которых станет проблематичным. Поэтому советуется обратиться к специалисту.

        Рекомендации общего характера

        К общим рекомендациям по излечению заикания можно отнести:

      • соблюдение распорядка дня;
      • создание благоприятной психологической атмосферы в семье;
      • укрепление общего здоровья малыша.
      • Занятия дают возможность освободить речь заикающегося ребенка от напряженности, устранить неправильность произношения и привить четкость, ритмичность и плавность артикуляции.

        Сначала ребенок выполняет задания совместно со специалистом, затем переходит к самостоятельным упражнениям в устном рассказе. Закрепление полученных навыков происходит в ежедневном общении с другими людьми. Степень сложности упражнений подбирается в соответствии с развитостью речи ребенка.

        Упражнения на дыхание

        Такие занятия помогают сделать голос естественным и свободным. Они оказывают благотворное влияние на дыхательную систему в целом. Упражнения способствуют тренировке диафрагмы, заставляю ее участвовать в процессе образования голоса, учат глубоко дышать, что способствует подвижности голосовых связок. Такой способ лечения дополняется расслабляющими методиками.

        Как правило, применяется точечный массаж. Курс лечения посредством этого метода выбирается в соответствии со сложностью конкретного случая. Во время процедур массажист оказывает воздействие на определенные точки тела. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после первого сеанса. Точеный массаж способствует регуляции нервной системы.

        Применение компьютерных программ

        Использование этого способа обладает высокой степенью эффективности. Метод способствует синхронизации слухового и речевого центра ребенка. Малышом произносятся слова в микрофон, а программой автоматически задерживается речь на долю секунды. Ребенок слушает свое произношение и пытается под него подстроиться.

        Речь малыша становится плавной. При помощи программы проигрываются конкретные ситуации, возникающие при общении с другими людьми. К примеру, включаются такие эмоции, как гнев, удивление, недовольство. Ребенок должен дать ответ в микрофон. Затем сама программа оценивает его ответ и советует, что следует улучшить.

        Применение медикаментов

        Этот способ является вспомогательным, включающимся в комплекс общего курса. Ребенку могут быть прописаны лекарственные средства против судорог, транквилизаторы. также назначаются препараты, способствующие нейтрализации блокирующих веществ, которые мешают правильной функциональности нервной системы. Назначаются различные ноотропы.

        При надобности лекарственное лечение дополняется приемом успокоительных настоев. К примеру, используется отвар пустырника.

        fb.ru

        С незапамятных времен врачи изучают причины заикания и ищут эффективные способы лечения. Многие из них думали, что заикание возникает из-за неправильного строения органов речевого аппарата. Впоследствии врачи убедились, что у заикающихся людей никаких нарушений нет.

        Что же такое заикание? Это нарушение темпа, ритма и плавности речи, когда плавная речь прерывается непроизвольными задержками, а иногда и вынужденным повторением отдельных слогов или звуков. Задержки и повторения возникают из-за сокращения мышц речевого аппарата, которое возникает в дыхательном (легкие), голосовом (голосовые складки) и артикуляционном (губы, язык) отделах речевого аппарата. Вдыхание во время сокращения мышц дыхательного аппарата напоминает икоту – отсюда и происходит название заболевания “заикание”. Заикание, по сути, является отклонением высшей нервной деятельности от нормы. У детей, страдающих заиканием, наблюдаются периоды, когда заикание исчезает само собой либо под влиянием лечения, а иногда возобновляется. Это говорит о том, что заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

        Заикание чаще всего впервые отмечается у детей в период интенсивного формирования речевой функции, т.е. в 2-5 лет, очень редко в раннем школьном возрасте и еще реже у подростков.

        Заикание может возникнуть у ребенка от сильного испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом и грубом отношении к ребенку: угрозы, наказания, постоянные окрики. Возможно развитие нарушения после перенесенных инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье (частые ссоры родителей в присутствии ребенка). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых слишком много читают им, обращаясь с постоянными просьбами повторить прочтенное, или заставляют говорить перед незнакомой большой аудиторией.

        Заикание может возникнуть и у тех детей, которые в течение длительного времени общались с детьми-заиками, это связано с подражанием.

        В период развития речи неправильно сказанное слово повторяется ребенком, и это в свою очередь приводит к формированию у него неправильной речи. Ведь сам процесс формирования речи в большой степени связан с копированием речи окружающих.

        Необходимо учитывать, что ребенок еще недостаточно приспособлен к окружающему миру и иногда реагирует на сложную ситуацию возбужденно или начинает нервничать.

        Заикание отражается на поведении и характере ребенка: он становится боязливым, молчаливым, стеснительным, пугливым, неохотно общается со сверстниками. Для детей, страдающих заиканием, большое значение имеет мнение окружающих; они остро переживают свой порок и, стесняясь своего заикания, уклоняются от разговора и общения.

        По мере того, как организм созревает и укрепляется, нервная система детей, страдающих заиканием, стабилизируется. И поэтому подобных нарушений речи после 25-летнего возраста почти не встречается, встретить заику пожилого возраста – редкость. Взрослый заика осознает причину своего заикания и самостоятельно, путем настойчивой работы над собой, исправляет свой порок.

        Древнегреческий оратор Демосфен, страдавший заиканием, избавился от этого дефекта, работая над собой, и приобрел славу великого оратора. Русский актер Певцов также избавился от заикания, работая над своей речью.

        В лечении заикания принимают участие психотерапевт, невролог и логопед. Лечение сводится к устранению неправильного произношения слов, выработке навыков правильной речи и преодолению страхов, при этом пытаются достичь свободной, плавной, слитной, координированной речи. Для успешного лечения необходима спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

        Лечение заикания у детей дошкольного возраста необходимо начинать как можно раньше, чтобы, поступая в школу, они хорошо разговаривали. Но стоит отметить, что лечить заикание никогда не поздно.

        Занятия с детьми, страдающими заиканием, проводят индивидуально и в группе, что улучшает общий эмоциональный фон.

        Вполне понятно, что дети, пришедшие на лечение, накопили в себе неуверенность, поэтому необходима психотерапия, чтобы ребенок повысил собственную самооценку и выработал внутри себя стойкую установку на успех.

        Кроме того, не стоит забывать, что выздоровление – процесс, растянутый во времени, он требует нескольких недель, а в запущенных случаях – нескольких месяцев ежедневных занятий примерно по часу в день. Мгновенное исцеление – миф. Скандированная речь, шепот, пение создают иллюзию выздоровления. Полное выздоровление – это нормальная речь в любой ситуации, в том числе и при высокой нагрузке (к примеру, при выступлении перед аудиторией). А это может быть достигнуто только в результате длительных усилий самого человека.

        Довольно часто ребенок, страдающий заиканием, слышит советы: “Следи за своей речью. Говори четко!”. Однако, пытаясь следить за своей речью, заикающейся попадает в заколдованный круг, так как, концентрируя внимание на недостатках произношения, что лишь усугубляет дефект.

        Речевые движения человека тесно связаны с движениями всего тела, поэтому для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

        Заикание, впрочем, можно предупредить. Очень важно, чтобы ребенок всегда слышал правильную речь.

        Следует еще раз напомнить, что запугивание и жестокое наказание детей, грубые окрики, угрозы, частые ссоры в семье в присутствии ребенка могут вызвать у него страх, из-за которого ребенок может начать заикаться.

        Не стоит читать детям на ночь страшные сказки, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, серого волка, и т.д.

        Нельзя чрезмерно баловать детей и исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.

        www.uaua.info

        Что нужно делать, если ребенок заикается

        Заикание — это проблема с ритмом речи, когда человек точно знает, что он/она хочет сказать, но не может этого сделать из-за непроизвольных (неконтролируемых) повторений звуков или остановки речи на каком-то звуке. Явление это довольно распространенное — около 5% всех детей заикаются в какой-то момент своей жизни, а примерно у 1% людей заикание сохраняется с детства и до старости. Когда дети становятся старше, их организм реже реагирует на стресс заиканием, но тем не менее такая реакция возможна и во взрослой жизни. Интересно, что мальчиков и мужчин, которые заикаются, примерно в 3 раза больше, чем девочек и женщин.

        Что вызывает заикание?

      • Причины заикания до сих пор до конца не ясны, но известно, что одна из них — наследственная предрасположенность.
        • Дети, у которых мать или отец заикаются или заикались, имеют гораздо больше шансов начать заикаться, чем остальные дети.
        • Дети, у которых есть сестра или брат, который заикается, также более склонны к заиканию.
        • Повреждение ткани головного мозга до, во время или после рождения признано единственным известным «внешним» фактором, который делает заикание более вероятным, но следует признать, что большинство детей, которые заикаются, не имели никаких повреждений головного мозга. К тому же большинство тех, кто имеет в прошлом повреждение головного мозга, не заикаются.
        • Глухота — это единственный известный фактор, который делает появление заикания у человека менее вероятным.
        • Заикание встречается у всех народностей мира и на всех языках, а также у всех исторических групп.
        • Если учесть перечисленные выше факторы (наследственность, повсеместная встречаемость), становится абсолютно ясно, что есть некая физическая причина заикания. Родители не могут стать причиной заикания у детей.

          Что происходит, когда кто-то заикается?

        • В организме наблюдается очень незначительная нейрофизическая (связанная с мозгом/нервами/мышцами) дисфункция (нарушение нормальной работы.
        • Человек испытывает трудности с координацией воздушного потока, артикуляцией и резонансом (артикуляция и резонанс заключаются в скоординированном движении мелких мышц во рту для формирования звуков и контроля их громкости).
        • Человек может говорить более свободно и правильно в определенных ситуациях (возможно, у себя дома) и менее свободно, когда испытывает беспокойство, тревогу или усталость.
        • Состояние стресса, например выступление перед большой аудиторией, может усугубить заикание, которое, в свою очередь, еще больше усилит стресс. Человеку с заиканием иногда очень трудно говорить по телефону.
        • Несмотря на то, что стресс может усугубить заикание, сам по себе стресс не вызывает заикание.
        • Люди почти никогда не заикаются, когда поют, шепчут, говорят в унисон с другими или не могут слышать свой собственный голос.

          Распознавание заикания

          У большинства детей, которые заикаются, проблемы с беглостью речи станут заметны в возрасте 2–5 лет. Однако надо знать, что почти все малыши в какой-то момент своей жизни повторяют какие-то звуки, слова и не могут говорить свободно — это физиологически нормальные проблемы с беглостью речи, которые пройдут сами собой.

          Если в семье еще кто-то заикается, возможен вариант сохранения заикания на всю жизнь.

          Возможные варианты истинного заикания:

        • повторение части слов, например первой согласной в слове (т-т-т-таблица);
        • удлиненный звук в начале слова (сссссок);
        • молчание перед словами, в словах или после них;
        • «перерыв» почти всегда происходит в начале предложения или ближе к началу.
        • Ребенок с физиологическими проблемами беглости речи (так называемым «заиканием развития»):

        • часто повторяет целые слова или фразы (Я-Я-Я хочу пойти хочу пойти гулять!);
        • как правило, не повторяет часть слова более чем 1–2 раза;
        • продолжает речь после того, как начал.
        • Также при этом возможны особые движения и поведение. Например, напряжение мышц губ, челюстей и шеи, тремор губ, челюстей и языка во время попыток говорить, моргание, повороты и наклоны головы.

          Что нужно знать о заикании

        • Дети и взрослые, которые заикаются, точно знают, какое слово или слова они пытаются сказать, то есть заикание происходит не потому, что они безуспешно пытаются найти нужное слово.
        • Заикающиеся, как правило, не имеют проблем со слухом или слушанием.
        • Людям, которые разговаривают с заикающимся, не следует замедлять свою речь.
        • Существует ряд разногласий по поводу того, имеют ли люди, которые заикаются, такой же интеллект или более низкий по сравнению с остальными. Большинство исследований показывает, что никакой интеллектуальной разницы между заикающимися и не имеющими проблем с речью не наблюдается.
        • У некоторых заикающихся детей могут отмечаться проблемы с тонкой моторикой в других группах мышц, в связи с чем их воспринимают как более неуклюжих, чем остальные.
        • Считается, что дети, которые заикаются, имеют проблемы с социальной адаптацией (им сложно найти друзей, чувствовать себя уверенно в коллективе и т.д.). Но это следствие, а не причина заикания.
        • Навыки детей, которые заикаются, должны оцениваться индивидуально, а главное — без предубеждения относительно того, что они заведомо «неуклюжи», «менее разумны» или «им не хватает социальных навыков».

          Влияние заикания на повседневную жизнь

          Заикание оказывает различное влияние на разных людей.

        • Некоторые дети с легкой формой заикания могут очень расстраиваться из-за своего недостатка, в то время как другие, с более тяжелой формой, огорчаются значительно меньше.
        • Заикание мешает общению человека с того момента, как оно появляется.
        • Дети школьного возраста испытывают неловкость от проявления своего недостатка, когда отвечают на вопросы или читают вслух.
        • Заикающиеся часто стараются вообще избегать каких-либо разговоров, что дополнительно усугубляет их проблемы с речью, когда они все же должны говорить.
        • Заикание может существенно ограничить варианты трудоустройства для взрослых.
        • Оценка состояния детей, у которых отсутствует беглая речь, должна быть проведена как можно в более раннем возрасте.
        • «Заикание развития» длится сравнительно короткий период.
        • Обратитесь за советом к педиатру или логопеду немедленно, если у ребенка появилось заикание.
        • Оценка патологии речи необходима, если заикание проявляется в большинстве речевых действий, напряжение при беседе и попытки избежать разговора наблюдаются постоянно, а также если имеются проблемы с речью у других членов семьи.
        • Если родители обеспокоены тем, что ребенок становится тревожным, грустным и замкнутым, а также если заикание прогрессирует, то оценка специалиста необходима срочно.
        • Примечание: некоторые организации рекомендуют для назначения обследования более поздний период — например, через 12 месяцев после того, как заикание началось, или когда ребенку исполнится 5 лет. Тем не менее большинство специалистов настоятельно подчеркивают, что терапия работает значительно лучше, если начата рано.

          Часто приходится ждать очень долго, чтобы попасть на прием к специалисту по патологии речи, поэтому запишитесь как можно раньше. Если же проблема исчезнет сама собой, лучше отменить запись (постарайтесь сделать это за неделю или раньше, чтобы кто-то мог записаться вместо вас).

          lib.komarovskiy.net

          Заикание у детей — как помочь ребенку

          Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

          Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». (источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Заикание)

          Первые признаки заикания

          При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

        • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
        • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
        • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
        • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
        • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки «А», «О», «И»;
        • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
        • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
        • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
        • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
        • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.
        • Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

          Психологические особенности заикающихся

        • робость и смущение в присутствии людей;
        • чрезмерная впечатлительность;
        • яркость фантазий, усиливающая заикание;
        • относительная слабость воли;
        • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
        • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

        Последствиями заикания

      • Нарушение социальной адаптации;
      • Снижение самооценки;
      • Логофобия – боязнь речи;
      • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
      • Усугубление речевого дефекта.
      • Причины появления заикания

        Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

      • Испуг;
      • Перенесённый менингит или энцефалит;
      • Сахарный диабет;
      • Частая бессонница и энурез;
      • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
      • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
      • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
      • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
      • Нарушения в работе центральной нервной системы;
      • Наследственность;
      • Ушиб головы, сотрясение мозга;
      • Плохая приспособляемость к обществу;
      • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
      • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
      • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.
      • Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

        1. Невротический — возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
        2. Неврозоподобный — развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.
        3. По характеру судорог заикание бывает:

        4. Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
        5. Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
        6. Тонико-клоническое.
        7. Клоно-тоническое.
        8. Артикуляционное.
        9. Голосовое.
        10. Дыхательное.
        11. Смешанное.
        12. Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

          При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога. Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

          При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

          При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

          При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

        13. Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
        14. Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
        15. Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
        16. Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
        17. Читайте ребенку побольше детских сказок (влияние сказок на ребенка). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
        18. Заведите в доме домашнего питомца. Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
        19. Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
        20. Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
        21. Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
        22. Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.
        23. Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

          Профилактические меры

          Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

        24. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
        25. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
        26. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
        27. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
        28. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
        29. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

        Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

        Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

        ШДК: Занятия с логопедом: заикание

        Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

        razvitie-krohi.ru