Что мы знаем об аутизме

13 мифов об аутизме, в которые не стоит верить

Существует причина, по которой красочные элементы пазлов являются символом аутизма. Это неврологическое расстройство по-прежнему сбивает с толку родителей, медицинских работников и самих пациентов. Некоторые из поведенческих характеристик заболевания напоминают симптомы других, более распространенных неврологических проблем: СДВГ, тревожного расстройства, депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства и прочих.

2 апреля будет отмечаться Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. В честь этой даты мы попробуем развенчать несколько устойчивых мифов относительно данного заболевания.

Миф 1: Люди с аутизмом абсолютно неэмоциональные

Часто мы думаем о людях с аутизмом как о неэмоциональных личностях, по лицам которых невозможно ровным счетом ничего прочесть. Однако наших героев нельзя причислить к каменным персонажам, которые думают и реагируют на разнообразные ситуации очень логично. Аутизм – это расстройство спектра, причисленное к общим расстройствам развития, поэтому пациентам присущи различные реакции на происходящее вокруг них. Некоторые из них способны выражать различные эмоции: от возбуждения до гнева, а другие более ограничены в своем выражении. У медиков не существует никаких сомнений в том, что аутисты могут распознавать и чувствовать эмоции, исходящие от других людей.

Миф 2: Аутисты предпочитают оставаться в изоляции

Социальные нарушения влияют на людей с аутизмом. Это доказали научные исследования и подтверждают диагностические критерии. Задержки в социальном развитии являются значимыми факторами в диагностировании заболевания вследствие определенных трудностей: нарушенной способности распознавать тонкости в мимике окружающих, а также из-за отложенной способности к спонтанному обмену и коммуникативной задержки. Однако эти и другие нюансы никак не влияют на желание аутистов общаться с другими людьми, при условии, что окружающие будут терпеливы и дружелюбны.

Миф 3: Они склонны к насилию

Далеко не все лица с аутизмом могут быть агрессивными и жестокими. Мы представляем этих людей как персонажей, оказавшихся закрытыми в своем тесном мирке, готовых в любой момент огрызнуться или обидеть кого-то, исходя из принципа «лучшая защита – это нападение». Правда заключается в том, что аутоагрессивное поведение хоть и может быть свойственно аутистам, однако не характеризует их как жестоких по своей природе существ. Так, одно из научных исследований, проводившихся во Франции, рассматривало взаимосвязь между аутизмом и агрессией у двух категорий детей: здоровых школьников и их сверстников с аутизмом. В итоге была выявлена лишь одна разница: обычные дети могут управлять своими эмоциями, а детям с аутизмом это сделать сложнее.

Миф 4: Все люди с расстройствами аутического спектра одаренные

За этот миф в значительной степени ответственен известный кинофильм «Человек дождя». Это не означает, что у героя Дастина Хоффмана не могло быть выдающихся математических способностей и феноменальных навыков памяти, но это присуще далеко не всем. На самом деле только 10 процентов людей с расстройствами аутистического спектра имеют синдром Саванта или выдающиеся способности в одной или нескольких областях. Для сравнения: лишь 1 процент здоровых людей может быть причислен к разряду гениальных личностей.

Миф 5: Они не способны понять простые вещи

С мифом о лицах с синдромом Саванта приходит еще одно распространенное заблуждение: несмотря на всю свою гениальность в математике или склонности запоминать сложные последовательности, нашим героям плохо дается освоение базовых навыков. По данным Национального исследовательского совета, многие дети с аутизмом могут компенсировать то, что они не совсем понимают, другими вещами, которые получаются у них очень хорошо. Например, если ребенок-аутист не может быстро ответить на вопрос устно, он может составить свой ответ с помощью карточек.

Миф 6: Вакцины вызывают аутизм

Мошенническое исследование Эндрю Уэйкфилда, публикация которого к этому моменту отозвана, распространило этот миф, не дававший покоя родителям младенцев на протяжении последнего десятилетия. Считалось, что вакцина, предназначенная для профилактики кори, краснухи и эпидемического паротита, провоцирует предрасположенность к аутизму. Этот миф был развенчан многочисленными исследованиями, которые в общей сложности охватили более миллиона детей. В итоге выяснилось, что никакой корреляции между вакцинацией младенцев и аутизмом не существует.

Миф 7: Дети с аутизмом не поддаются воспитанию

Аутизм определяется генетикой, а не окружающей средой. И хотя некоторые дети с аутизмом могут быть более восприимчивы к агентам окружающей среды, это само по себе не вызывает симптомы, а только лишь усугубляет их. Заболевание может усугубиться плохим воспитанием, но это условие характерно и для других проблем, не связанных с неврологией. Здоровые безнадзорные дети, также не имеют социальных и эмоциональных навыков, требующихся для нормального развития.

Миф 8: Если вы знаете одного человека с аутизмом, вы знаете всех

Правда заключается в том, что аутизм влияет на конкретного человека в индивидуальном порядке. И если вы знаете одного человека с задержкой развития и ограниченными способностями, это не означает, что все остальные будут его точными клонами. Прежде чем переходить к выводам об аутичной личности, не лишним будет узнать, как данное заболевание влияет на нее.

Миф 9: Люди с аутизмом эгоистичны и безразличны

Этот миф берет корни из предубеждения о том, что аутисты являются безэмоциональными личностями. Однако отсутствие ярко выраженных эмоций на лице не означает, что этих эмоций не существует в душе у человека. Существуют две очень важные характеристики, которые полностью развенчали этот миф. Нарушенное абстрактное мышление заставляет наших героев прилагать немало усилий, чтобы увидеть вещи с другой точки зрения. Их состояние позволяет чувствовать вещи так глубоко, что им попросту невозможно обработать все существующие внутри них эмоции.

Миф 10: Грядет настоящая эпидемия аутизма

По данным Научного фонда аутизма, у одного из 68 детей в США в настоящее время диагностирован аутизм. Для сравнения в 80-х годах данное заболевание диагностировалось только у одного из 10 000 детей. Однако эти цифры не отражают грядущую эпидемию, так как в конце 20-го века аутизм преимущественно ошибочно диагностировался как шизофрения или другие подобные неврологические расстройства.

Миф 11: Дети с аутизмом заставляют родителей разводиться

Люди действительно хотят верить в это. И хотя существуют факты, согласно которым родители, имеющие аутичных детей, разводятся чаще, чем родители, воспитывающие здоровых детей, не существует конкретных доказательств того, что сам ребенок приводит к разводу. Важно отметить, что подавляющее количество разведенных пар были молодыми, а вот родители в возрасте готовы брать на себя ответственность по воспитанию «особенного» ребенка.

Миф 12: Аутичное поведение указывает на аутизм

Многие родители беспокоятся о детях, которые демонстрируют одну или две аутические характеристики. Ребенок может иметь даже пять типичных признаков, но это не означает, что у него аутизм. Для диагностики заболевания используется широкий спектр различных тестов. Специалисты оценивают социальные нарушения, задержки в общении, возможность детей использовать свое воображение во время игры. Во время диагностики они наблюдают за игровыми процессами, тестируют речь малыша, а также проводят анкетирование учителей и родителей. Если у вас есть какие-то опасения, не спешите впадать в панику.

Миф 13: Поведение аутистов остается неизменным

Если у кого-то диагностирован аутизм, технически это заболевание считается неизлечимым. Не существует никакого волшебного лекарства, и чуда ждать неоткуда. Но это не означает, что все симптомы аутизма в одинаковой степени будут длиться вечно. Подкорректировать поведение можно с помощью социальной терапии, которая фокусируется на конкретных проблемах.

fb.ru

20 интересных фактов про аутизм

Хоть эта болезнь не такая уж редкая – она поражает примерно 1 из 68 детей, многие люди имеют о ней лишь смутное представление.

Итак… что же стоит знать об аутизме обычному человеку, чтобы отличить огромное количество заблуждений от достоверных фактов?

Аутизм – это не расстройство интеллекта или речи, больные аутизмом испытывают трудности с общением. Они не понимают языка тела, жестов, не улавливают изменения тона, не распознают сарказма.

Лекарство от болезни

Первое научное исследование проблемы

Долгое время считалось, что болезнь возникает из-за недостатка родительской любви (так называемая теория «мать–холодильник»). На сегодняшний день мы знаем, что эта теория научно не доказана.

Даже если родители рано бьют тревогу, замечая, что их малыш отличается от других, правильный диагноз не всегда могут поставить как в раннем возрасте, так и в более старшем. В тех случаях, когда симптомы аутизма не ярко выражены, болезнь диагностируют лишь тогда, когда ребенок становится взрослым.

Расстройство чаще встречается у детей немолодых родителей – матерей старше 35 лет или отцов старше 40 лет.

«Расстройство аутистического спектра» — это «новое» (2013 года) название того, что раньше включало в себя несколько диагнозов, включая синдром Аспергера и общее расстройство психологического развития.

Безусловно, аутизм затрудняет формирование взаимоотношений, но болезнь не мешает сосредоточиться на том, что больному действительно нравится. Среди страдающих этим расстройством есть поистине вундеркинды, полностью посвятившие себя любимому делу.

Все дети могут убежать куда-нибудь, не спросив разрешения родителей, но исследования показали, что именно детей, страдающих аутизмом, привлекают опасные места (например, возле бассейнов, рек, озер или оживленные улицы).

С помощью анализа крови невозможно диагностировать данное расстройство. Вместо этого врачи и другие специалисты проводят ряд поведенческих тестов, указывающих на наличие или отсутствие определенных навыков у детей, страдающих аутизмом.

Далеко не у всех детей с аутистическим расстройством уровень IQ ниже среднего, почти половина (44%) имеют коэффициент интеллекта средний или даже выше среднего.

Несмотря на то, что у многих людей с аутизмом уровень интеллекта нормальный или выше среднего, им очень трудно устроиться на работу.

Мальчики или девочки

Хотя большинству детей с расстройством аутистического спектра диагноз не могут поставить до тех пор, пока они не достигнут дошкольного возраста, различия могут проявляться у детей в возрасте 6 месяцев. Например, дети с расстройством не реагируют на лица подобным образом, как это делают здоровые дети.

Жить долго и счастливо

interesno.cc

Признаки аутизма у детей. Что нужно знать педагогам и родителям об аутизме?

Признаки аутизма у детей. Что нужно знать педагогам и родителям об аутизме?

Под аутистическими состояниями понимается погружение в мир личных переживаний с очень ослабленным контактом или утратой контактов с окружающим миром, интереса к реальности, отсутствием стремления общения с окружающими, скудность эмоциональных проявлений. В клинической практике аутизм может проявляться как самостоятельное состояние, а также быть в комплексе других расстройств эмоционально – волевой сферы. На причины возникновения аутизма нет единой точки зрения:одни специалисты говорят о генетических изменения и наследственности, другие – повреждение головного мозга при вынашивании ребенка и родах, третьи считают, что главным фактором увеличения количества детей с аутизмом является ухудшение экогогической обстановки в мире и т. д. И хотя сегодня официально аутизм не является болезнью, думаю, что науке будущего предстоит решать этот, в будущем, глобальный вопрос.

Внимание! Цель данного материала – повысить информирование педагогов и родителей об аутизме. Не делайте самостоятельно каких – либо выводов, не посоветовавшись со специалистами!

Во многих странах существует небольшой тест, показывающий вероятность наличия аутических состояний у ребенка. Итак…

Если к 18 месяцам ваш ребенок…:

1. Смотрит на вас и указывает на то, что хочет

2. Смотрит туда, куда вы ему показали

3. Играет с предметами «понарошку»

Если вы ответили «нет», то, возможно, у вашего ребенка есть признаки аутических состояний. Необходимо срочно обратиться к врачу!

Я работаю с детьми в группе с задержкой психического развития и по опыту вижу, что в такие группы часто попадают дети с различными расстройствами. Зная поведенческие симптомы аутизма, мы видим таких детей, хотя у них и не стоит в карточке диагноз F 86, и ведем себя с ними соответственно. Знаю, что и в обычных группах часто встречаются дети с признаками аутизма, выраженных в большей или меньшей степени. Исследования, проведенные в других странах, показывают, что есть ряд симптомов, объединяющих детей с аутизмом. У кого – то они выражены ярко, у других детей – не сильно. Но, наличие нескольких проблем, свидетельтсвует об аутических состояниях ребенка. Чем раньше проблемы будут выявлены и принято решение о лечении, тем больше шансов у ребенка адаптироваться в современном мире. Хочется поделиться опытом, возможно, кому – нибудь пригодятся в работе знания о симптомах аутизма.

Поведенческие симптомы аутизма заключаются в расстройствах коммуникативной функции, социализации, в причудливом поведении, проблемах с моторикой, в сенсорике, чувствах, самоповреждении, в безопасности.

Проблемы социализации при аутизме:

1. Может не проявлять интерес к играм других детей.

2. Может быть жесток к родным.

3. Оставшись один в кроватке, кричит, вместо того, чтобы позвать маму.

4. Не замечает, когда родители уходят или возвращаются домой.

5. Может не интересоваться играми в «ку-ку» или другими играми, где нужно взаимодействие.

6. Всячески сопротивляется, отворачивается, кривится, когда родители держат его на руках, обнимают или целуют.

7. Лежа в кроватке не тянет руки, чтобы его взяли на ручки, когда родители пытаются это сделать.

1. Не чувствуют окружающую обстановку и кажется, что у них нет интереса к общению.

2. Не смотрят в глаза, отводят их в сторону, жмурятся.

3. Направляют руку взрослого (ребенок кладет руку взрослого на нужный ему объект и таким образом получает желаемое).

Причудливое (повторяющееся) поведение:

1. Многократные размахивания, похлопывания.

2. Увлеченное рассматривание вентилятора.

3. Частые вращения.

4. Выстраивание предметов (игрушек) в линейку, крик и слезы, если не получается.

5. Ребенок может не интересоваться игрушками, но сильно привязывается к какому – либо предмету, или кусочку бумаги.

6. Ловит лучи солнечного света.

7. Может не интересоваться игрушкой в целом, но при этом поглощен длительное время отдельной деталью, например, вращающимися колесами машинки.

9. Страсть к включению и выключению света.

10. Может жевать и есть несъедобное, например, одежду, шторы и т. д.

11. Щелкает пальцами перед глазами.

12. Всеми способами старается сделать так, чтобы его тело сжали, например, залазит под диван.

13. Размазывает свои экскременты.

14. Находит способы сильной стимуляции тела.

Моторика (у некоторых может быть проявление необычных способностей в одной области, у других – полное отсутствие):

1. Проблемы мелкой моторики (ребенок может видеть предмет, но, испытывать проблему с его взятием).

2. Плохая координация.

3. Ходьба на цыпочках.

4. Дефицит пространственного восприятия.

5. исключительное равновесие или полная неуклюжесть.

6. Пускает слюни.

7. Не может ездить на трехколесном велосипеде или машинке.

8. Очень чувствителен к различным звукам, шуму, текстуре предметов. Может закрывать уши и кричать, если не нравится какой – либо звук, например, электронная музыкальная игрушка.

9. Не дает стричься.

10. Не может усидеть с пристегнутым ремнем безопасности.

11. Не любит новых впечатлений, например, дней рождения, праздников или полностью к ним равнодушен.

12. Наотрез отказывается от водных процедур.

13. Испытывает позывы к рвоте от обычных домашних запахов.

14. С трудом переносит музыку или вообще не переносит ее.

15. Вращает объекты очень близко к лицу.

16. Может казаться глухим, не вздрагивать от громких звуков.

17. Зимой неохотно одевает теплую одежду.

18. Привязывается к одной посуде или рисунку на ней.

19. Не любит переодеваться.

20Может рвать свою одежду, отрывать ярлыки или швы.

21. Летом может настойчиво требовать надеть на него зимние вещи.

1. Падает на пол и бьется головой об него.

2. Кусает себя, не выказывая признаков боли.

3. Счесывает или расчесывает кожу до ран.

4. Выдергивает пучки волос.

5. Заламывает себе руки в наказание за что – либо.

1. Отсутсвие осознания безопасности (выбегает на дорогу и останавливается на ней, подходит близко к разъяренному животному и т. д.).

2. Не распознает ситуации, в которых может пораниться (например, держать руки над горящим чайником).

3. Отсутствует страх высоты.

Доктор Тим Буи, гастроэнтеролог из Гарварда, сделал эндоскопию более 1000 детей с аутизмом. У 400 из них были обнаружены проблемы с ЖКТ. У детей с аутизмом проблемы с ЖКТ встречаются гораздо чаще, чем у обычных детей.

Нарушения желудочно – кишечного тракта:

2. Неперевариваемая едва в стуле.

3. Самоограничение в еде.

Нарушения сна/болевой порог/судороги:

1. Дети могут несколько дней бодрствовать, не выказывая потребности во сне.

2. Могут не отличать день от ночи. Могут с трудом засыпать и постоянно просыпаться. Могут спать лишь непродолжительное время.

3. Судороги (патология увеличивается с возрастом).

4. Низкий или высокий болевой порог.

Роль раннего коррекционного обучения:

Если вы подозреваете какие – либо задержки в развитии ребенка, направьте семью к специалистам – неврологу, психиатру. Раннее вмешательство может включать речевую, трудовую, физиотерапию. Цель базовой стратегии – научить ребенка обращать внимание на происходящее вокруг, замечать изменения в среде, научить подражанию и, впоследствии развивать навыки общения.

Театр в жизни детей В дошкольном образовательном учреждении театральная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она даёт возможность.

www.maam.ru

10 фактов об аутизме, которые мы не знали год назад

10 фактов об аутизме, которые мы не знали год назад

Переводчик: Ирина Гончарова

Редактор : Марина Лелюхина

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Всего два десятилетия назад аутизм был таинственным и практически не изученным заболеванием, которое обычно ассоциировалось с фильмом «Человек дождя» и синдромом Саванта. Этот диагноз ставили в среднем одному ребенку из пяти тысяч.

С тех пор ситуация очень изменилась.

Сегодня, благодаря усиленному распространению информации об аутизме, люди гораздо лучше понимают, что это такое. Согласно информации Центра по контролю и профилактике заболеваний США расстройством аутистического спектра страдает в среднем один ребенок из восьмидесяти восьми, в том числе один из пятидесяти четырех мальчиков. По данным другого федерального доклада, составленного по результатам опроса родителей, число аутистов среди школьников составляет один к пятидесяти. Исследование, проведенное при финансовой поддержке организации AUTISM SPEAKS в Южной Корее, дало пугающие результаты – один школьник из тридцати восьми.

С ростом числа заболевших и активным распространением информации о заболевании, значительно увеличилось количество исследований в области аутизма. Шаг за шагом, мы все лучше понимаем, что из себя представляет это сложное расстройство. Теперь мы знаем, что помимо аутизма существует целый спектр аутистических расстройств, которые имеют разные причины и проявляются по-разному. Нам известно, что аутизм могут вызвать как генетические нарушения так и экологические факторы.

Апрель — это месяц распространения информации об аутизме. А также это хорошая возможность оценить видимый прогресс, достигнутый исследователями, и важность такого успеха для дальнейшей серьезной работы ученых в этом направлении.

Вашему вниманию предлагается десять самых важных фактов о расстройствах аутистического спектра, которые стали известны нам за последние двенадцать месяцев. Они не только могут поддержать интерес исследователей и клиницистов к этой проблеме, но также позволят родителям особых детей глубже понимать проблемы ребенка. Кроме того, эта информация имеет большое практическое значение:

  1. Квалифицированное раннее вмешательство в заболевание аутистического спектра не просто улучшает поведение, оно улучшает мозговую активность.
  2. Если дети с аутизмом не начинают говорить до четырех лет, это не значит, что они не заговорят никогда. Исследования доказывают, что большая часть этих детей начинает со временем произносить слова, а почти половина овладевает беглой речью.
  3. Хотя симптомы аутизма сопровождают человека всю жизнь, некоторые дети с расстройством аутистического спектра достигают такого значительного прогресса , что их состояние больше не соответствует критериям заболевания. Ключ к такому успеху – квалифицированное раннее вмешательство.
  4. Часто младшие братья и сестры детей с аутизмом демонстрируют отставание в развитии и симптомы, которые не всегда соответствуют аутизму, но тем не менее дают серьезное основание для раннего вмешательства.
  5. Исследования подтверждают то, что говорят родители о склонности детей с аутизмом к бродяжничеству и привычке стремительно исчезать в самых неожиданных случаях: это бывает часто, это очень страшно, и это не связано с отсутствием родительской заботы и присмотра.
  6. Если женщина принимает препараты фолиевой кислоты до беременности и во время беременности, это снижает риск рождения ребенка с аутизмом.
  7. Один из лучших способов развить социальные навыки у аутичных школьников – это научить их одноклассников правильным стратегиям поведения и взаимодействия с аутичными детьми.
  8. Исследователи могут заметить ранние признаки аутизма у ребенка уже в возрасте шести месяцев – это открытие, которое уменьшает возраст начала терапевтического вмешательства и тем самым улучшает его результат.
  9. Ранние клинические испытания первых медикаментов для лечения причин аутизма дают нам надежду.
  10. Инвесторы и производители реагируют на призыв разрабатывать и производить продукцию для удовлетворения потребностей аутистов и обеспечивать им обслуживание, в котором они нуждаются.

В этот Всемирный День (и весь Месяц) Распространения Информации об Аутизме мы отмечаем вклад людей с аутизмом в нашу жизнь. Важно и то, что мы публично признали аутизм национальным бедствием, которое требует принятия соответствующих мер. Проще говоря, нам нужен национальный план действий по борьбе с аутизмом, скоординированный подход к проведению исследовательской работы и необходимое обслуживание для аутичных людей на протяжении всей их жизни.

Мы должны делать больше для миллионов людей, которые сейчас живут с аутизмом, чтобы они могли раскрыть свой потенциал и вести полноценную и счастливую жизнь. Они и их семьи – наши друзья, родственники и соседи – заслуживают этого.

specialtranslations.ru

Что мы не знали об аутизме

Хоть эта болезнь не такая уж редкая – она поражает примерно 1 из 68 детей, многие люди имеют о ней лишь смутное представление.

Итак… что же стоит знать об аутизме обычному человеку, чтобы отличить огромное количество заблуждений от достоверных фактов?

Аутизм – это не расстройство интеллекта или речи, больные аутизмом испытывают трудности с общением. Они не понимают языка тела, жестов, не улавливают изменения тона, не распознают сарказма.

Аутизм не лечится, но, тем не менее, существует ряд методов корректировки поведения, которые, несомненно, могут помочь больному.

Первое научное исследование проблемы

Хотя о болезни известно уже не одно столетие, доктор Лео Каннер первым описал симптомы болезни только в 1943 году.

Долгое время считалось, что болезнь возникает из-за недостатка родительской любви (так называемая теория «мать–холодильник»). На сегодняшний день мы знаем, что эта теория научно не доказана.

Расстройство чаще встречается у детей немолодых родителей – матерей старше 35 лет или отцов старше 40 лет.

По неизвестным причинам 30-50% людей с аутистическим расстройством также страдают эпилепсией.

«Расстройство аутистического спектра» — это «новое» (2013 года) название того, что раньше включало в себя несколько диагнозов, включая синдром Аспергера и общее расстройство психологического развития.

В отличие от многих болезней, которые встречаются только у некоторых групп людей, было отмечено, что аутизм встречается во всех расах и этнических группах по всему миру.

Пока нельзя точно определить, какие гены и каким образом способствуют развитию аутизма, но наука уже доказала, что, несомненно, между генетикой и аутизмом существует прочная связь.

У мальчиков почти в 5 раз чаще диагностируют аутизм, чем у девочек. Хотя ученые точно не знают, но предполагают, что у девочек симптомы могут проявляться по-другому, чем у мальчиков, и, в таком случае, болезнь кажется не столь очевидной, и диагноз трудно установить.

По сравнению со своими сверстниками, больные аутизмом в 2-5 раз чаще умирают. Главным образом из-за сопутствующих проблем со здоровьем (например, припадков) и несчастных случаев.

Люди с расстройством аутистического спектра могут прожить счастливую жизнь при поддержке своей семьи и общества.

planet-today.ru

Что важно рассказать «обычным детям» про аутизм?

Американка Джослин Грей, мама четырех детей с особенностями развития, двое из которых имеют расстройство аутистического спектра, просит рассказать всем детям без исключения десять следующих фактов.

1. АУТИЗМ НЕЛЬЗЯ ОПРЕДЕЛИТЬ ПО ТОМУ, КАК ЧЕЛОВЕК ВЫГЛЯДИТ.

Аутисты выглядят так же, как и любые другие люди. Аутизм означает, что мозг у человека работает иначе.

2. У ВСЕХ ЛЮДЕЙ МОЗГ РАБОТАЕТ ПО-РАЗНОМУ.

У каждого человека мозг работает немножко по-своему. Наверняка в вашем классе есть ребята, которые лучше всех читают, но с математикой проблемы. Возможно, вы знаете девочку, которая хорошо рисует, но неважно читает. Или мальчика, который очень хорош в спорте, но боится говорить у доски. У каждого что-то получается лучше, а над чем-то нужно больше работать. Некоторые отличия мозга означают, что у ребенка аутизм. Как и все остальные ребята, дети с аутизмом могут делать что-то очень хорошо, а в чем-то у них есть трудности.

3. ПОЧЕМУ ОНИ ВЕДУТ СЕБЯ ТАК СТРАННО?

Хотя нельзя определить аутизм по внешнему виду, иногда вы можете заметить, что ребенок с аутизмом делает что-то необычное: вращается на месте, трясет руками, подпрыгивает, раскачивается взад и вперед. Такие повторяющиеся движения называются «стимы». Дети с аутизмом делают это, потому что такие движения помогают им почувствовать себя лучше, расслабиться, повеселиться или отвлечься от шума вокруг.

Стимы могут показаться странным поначалу, если вы к ним не привыкли, но ведь многие люди делают «странные» вещи. Даже люди без аутизма, бывает, задумываются и начинают грызть ногти, жевать карандаши, постукивать ногами, напевать под нос. Все дело в том, что к такому поведению мы больше привыкли. У детей и взрослых с аутизмом могут быть и другие «странности». Например, некоторые могут говорить сами с собой, быть слишком привередливы в еде, носить только определенную одежду, любить книги только одного автора и никакие другие. А у вас какие есть «странности»? Ничего, если они у вас есть, мы все разные. Только подумайте, как скучно будет жить в мире, где все одинаковые!

5. МНОГИЕ ЛЮДИ ГОВОРЯТ РУКАМИ.

Люди с аутизмом часто трясут руками. (Не все, кто трясет руками – аутисты, и не все дети с аутизмом так делают). Чаще всего движения кистей рук означают восторг. А как еще люди могут говорить с помощью рук? Мы показываем большие пальцы, когда что-то одобряем. Вы поднимаете руку в классе, учитель поймет, что вы хотите, чтобы вас спросили. Глухие люди разговаривают с помощью жестового языка.

6. У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМЫ С ВЫРАЖЕНИЯМИ ЛИЦ.

Иногда дети с аутизмом не могут понять, что вы чувствуете, потому что они не могут различать выражения лица. Кроме того, их собственное лицо может выражать совсем не то, что они чувствуют. Иногда кажется, что у вашего друга с аутизмом вообще нет выражения на лице, но это просто значит, что он о чем-то задумался. Если вам трудно понять, что он чувствует, то надо просто спросить!

Некоторые люди с аутизмом, особенно с разновидностью аутизма, которая называется синдром Аспергера, очень сильно интересуются какой-то одной темой или предметом. Очень, очень сильно интересуются. Их любимой темой может быть определенная видеоигра, лего, какое-то животное, метеорология или Древний Египет. Однако бывает, что и люди без аутизма очень сильно чем-то интересуются. Все мы знаем людей, которые «одержимы» своей любимой спортивной командой, например. Не обязательно быть аутистом, чтобы очень сильно увлекаться Гарри Поттером, Звездными войнами или спортом. Иногда дети с аутизмом забываются и не говорят ни о чем кроме своей любимой темы, но в таком случае всегда можно сказать: «Давай поговорим о чем-нибудь другом?»

Дети с аутизмом тоже хотят играть! Им трудно спросить, можно ли поиграть с вами, они могут не понимать, во что вы играете или как присоединиться к игре. Спросите друга с аутизмом, хочет ли он поиграть с вами, и будет лучше, если вы сразу объясните правила игры.

9. У МНОГИХ ВЗРОСЛЫХ ТОЖЕ ЕСТЬ АУТИЗМ.

Не только у детей бывает аутизм. У многих взрослых он тоже есть. Иногда в одной и той же семье есть несколько случаев аутизма – это как цвет волос, цвет глаз или другие отличия мозга, например, синдром дефицита внимания. Как и дети с аутизмом, многие взрослые с такими отличиями нуждаются в постоянной помощи, в то время как другие могут обходиться без нее.

10. ЛЮДИ С АУТИЗМОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫ.

Все дети в вашем классе разные, и все люди с аутизмом тоже отличаются друг от друга. Вы можете встретить рыжего мальчика, который очень любит Трансформеры, но вы не будете думать, что все рыжие любят Трансформеры. То же самое относится и к аутизму. Не все люди с аутизмом любят одно и то же, имеют одинаковые таланты и трудности. Они индивидуальны, точно так же, как и все люди вокруг.

autism-info.ru

«Мы играем всегда одни» Что мы знаем об аутизме?

Надя пишет на листке бумаги слово «МОРЕ». И обращается к сыну: «Напиши ниже МО-РЕ». Мальчик смотрит непонимающим взглядом. Она терпеливо повторяет: «МО-РЕ. Пиши МО-РЕ». И начинает рассказывать свою историю.

«Мои дети родились самыми обычными. Развивались как все, кричали, сучили ножками, отзывались на голос. А потом вдруг… остановка. Говоришь ему: Подними ножку!» А он не поднимает».

Наши мытарства начались с постановки диагноза. Когда это случилось, да еще и с обоими мальчиками, стало понятно, что работать я не смогу. Чужие люди часто пытались отправить моих детей в интернат. «Неужели ты не понимаешь, что дальше будет только хуже, — говорили мне. — Ты не сможешь работать, воспитывая таких детей». Но это мои дети. Я не жалуюсь и никогда не спрашиваю, за что мне это.

Это как хореография. Красивый слаженный танец начинается с базовых движений. Чем быстрее общество поймет, что детей-аутистов нельзя сдавать в интернаты, где их закалывают психотропными препаратами, тем лучше. Но у нас детей с инвалидностью не любят. Вот когда у какого-нибудь крупного влиятельного чиновника родится такой ребенок, тогда в нашей стране, может быть, что-то сдвинется.

Одна и та же песенка

— Сыночек, какой предмет ты больше всего любишь в школе? — обращается Надя к Сереже.

— Любишь в школе, — эхом отзывается мальчик и замолкает, отвернувшись.

— Дети-аутисты не умеют строить диалог, повторяют по нескольку раз слова, предложения. Любят ходить одной дорогой. Если песенка, то одна и та же. Всё циклами, — объясняет женщина. — С ними постоянно надо заниматься. Нет, они не опасны, не агрессивны. Злость у них может начаться только, если они не имеют возможности выразить, что хотят. Или когда не понимают, что происходит. Когда нет коммуникации. У него, может, голова болит или живот, а объяснить он это не в состоянии. Это как в чужую страну приехать, где вас никто не понимает.

Надя и Сережа Фото: Василий Колотилов для ТД

— Сережа, а почему ты берешь его планшет? Спроси у старшего брата, можно ли взять его планшет. Спроси. Ле-ша.

— Ле-ша, — послушно повторяет мальчик.

— Я возьму твой планшет?

— Можно Сережа взять поиграть твой планшет? — заканчивает мальчик.

— Сережа однажды взял с тарелки у незнакомого дяденьки кусок чего-то съестного. И положил обратно. Дядька заорал: «Ты что делаешь?!» Пауза была минуты три. Мужчина думал, что сделать с этим куском, который потрогал чужой мальчик. Все-таки выбросил. Это было, конечно, комично. А Сережа просто был голодный, но даже не понял, что так делать нельзя. Или Леша однажды положил шапку в кафе прямо на стол. Девушка молодая сидит, смотрит, а глаза брезгливые, непонимающие, и тянет так: «Сразу видно, дети невоспитанные». Когда твой ребенок так себя ведет, ты поначалу испытываешь ужасный стыд. Но потом это проходит. Я верю, что наше окружение со временем начнет это понимать. Мои дети — полноценные члены общества, просто с ними нужно больше заниматься и уделять им много времени.

— Я поиграть хочу! — кричит Сережа.

— Нет, Сережа, мы туда не пойдем. Там слишком много детей, мы будем им мешать. Ты сейчас напишешь слова, а потом мы с тобой на качельках покачаемся…

— Обычные дети пока не принимают моих, — объясняет Надя. — Мы играем всегда одни. Но самое страшное вовсе не реакция чужих людей. Самое тяжелое, когда твой ребенок тебя не обнимает. Ты тянешься к нему, а он даже не реагирует… отворачивается или просто остается безучастным. Но я верила, что это случится. Верила. Обнимала его первая и ждала, когда же он обнимет меня в ответ. Я верила, что это возможно, и это случилось. Поэтому самый памятный момент для меня был, когда мой старший сыночек впервые меня обнял.

Когда веры не осталось

«Поначалу я очень надеялась, что мне помогут родственники. Но они сразу четко дали понять: «Извини, у каждого своя жизнь». Бывший муж, с которым я на тот момент уже не жила, выписал меня из квартиры. В том, что я стала человеком без определенного места жительства, есть и моя вина. Я не знала всех законов. Когда пришла повестка в суд на раздел имущества, думала, зачем мне этот холодильник? А оказывается, я имела право на часть квартиры.

Поначалу с детьми снимала жилье. Когда деньги начали таять, попросилась к друзьям, которые поселили у себя. Как малоимущая и мать двух детей-инвалидов, я надеялась вскоре получить жилое помещение по договору социального найма в Москве.

С 2011 года моя семья пользовалась всей социальной поддержкой, которую оказывают жителям Москвы: дети посещали специализированные образовательные учреждения, получали медицинскую помощь. Я надеялась, что мытарства закончились, и мы, наконец, заживем счастливо нашей маленькой семьей.

Фото: Василий Колотилов для ТД

Но чтобы получить право на квартиру в Москве, моя семья должна была быть признана малоимущей и иметь постоянную московскую регистрацию, которой у нас не было. Сама я не из Москвы, но на тот момент за более чем 10 лет проживания в столице набрала достаточный ценз оседлости. А дети родились в Москве. Это было первое основание для постановки нас на учет.

Но потом нас лишили социальной поддержки, лекарственного обеспечения. Все на том же основании — отсутствие постоянной регистрации.

Нужно было что-то делать. У меня на руках двое детей-инвалидов. Мне понадобилось несколько лет, чтобы собрать сумму, необходимую для покупки маленькой комнатки. Я влезла в большие долги, но зато насобирала нужную сумму на приобретение жилья. Пришлось использовать часть материнского капитала. Это маленькая комнатка в коммунальной квартире — всего 9,9 квадратных метров. Вскоре вся моя семья была зарегистрирована по новому месту жительства. Казалось, наши беды закончились. Но нет.

Приобретенная мною комната в коммуналке не только не разрешила проблем, но и стала локомотивом новых неожиданных бед. Государство посчитало, что раз у меня появилась недвижимость, значит, я больше не малообеспеченная. Мне было отказано в предоставлении государственной услуги — ежемесячного пособия на двух детей-инвалидов. Нас не просто поставили на грань выживания, нас ввергли в нищету.

Надежда на положительное решение вопроса с пособием появилась только, когда мне стал помогать детский правозащитный проект «Патронус»».

«Мы убеждали чиновников в том, что частично комната была приобретена на материнский капитал, что в семье двое детей с тяжелыми заболеваниями, что Надя, купив комнату, не только не улучшила уровень жизни, но в чем-то ухудшила его»,— рассказывает Светлана Викторова, адвокат детского правозащитного проекта «Патронус».

Надя Фото: Василий Колотилов для ТД

«Мы нашли и законодательное подтверждение нашей позиции: имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.

Мы смогли убедить чиновников. Наде Калмыковой вернули пособия и статус малоимущих. И только после этого Надя «собрала» все основания для того, чтобы встать на очередь нуждающихся в жилых помещениях. Документов нужно было собрать много, иногда самых неожиданных, я бесконечно ее консультировала, мы вместе ходили на прием в Департамент городского имущества, я писала адвокатские запросы. Пока, наконец, не было получено распоряжение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях членов семьи Надежды Калмыковой. Теперь у нас другая задача — получить жилье вне очереди в связи с заболеваниями мальчиков».

Юристы детского правозащитного проекта «Патронус» помогают родителям, которые оказались в сложной жизненной ситуации, консультируют по всем вопросам, собирают необходимые документы и круглосуточно защищают права семей с особенными детьми. Их помощь бесплатна. Пожалуйста, подпишитесь на ежемесячное пожертвование — подарите проекту возможность существовать и оказывать таким семьям юридическую помощь. Спасибо!

www.goodhouse.ru