Что такое патогенез заикания

Этиология и патогенез заикания

В литературе не имеется единой точки зрения на то, почему дети начинают заикаться и почему в подавляющем большинстве случаев заикание возникает в дошкольном возрасте. Практиче­ски всеми исследователями подчеркивается, что в развитии заикания принимают участие психологические, социально-пси­хологические и биосоциальные факторы.

Наиболее распространено мнение, что заикание — это не­вроз. Его часто называют даже логоневрозом Вместе с тем име­ются возражения, что термин «логоневроз» применительно к детям не вполне корректен, т.к. невротическое состояние разви­вается в рамках зрелой личности, а у детей она еще не является таковой. Однако даже у детей часто бывают симптомы, характер­ные для невротических состояний — нарушения вегетативной нервной системы: потение ладоней, учащенное сердцебиение (тахикардия), покраснение кожных покровов и т.п.

Основным фактором, вызывающим заикание, наиболее час­то считают испуг. И действительно, сами заикающиеся, а также их родители сообщают, что запинки возникли непосредственно после испуга. При этом чаще всего источником испуга являются собаки. Часто дети пугаются и других животных, например, коров, коз. Кроме того, боятся пьяных, драк взрослых, особенно Родителей, страшных сказочных персонажей, иногда — угрозы, врачей, «злых воспитателей», которые пугают страшными нака­заниями, а иногда и выполняют свои угрозы.

Таким образом, испуг, несомненно, значим для возникнове­ния заикания. Но испуги, даже сильнейшие, испытывают многие дети, а заикаются далеко не все. Следовательно, для того чтобы появилось заикание, одного испуга недостаточно. То же самое можно сказать и о факторе подражания. Часто ребенок на­ходится в непосредственной близости от заикающегося, но это не приводит к появлению у него запинок, и напротив, стоит не­которым детям один раз вступить в контакт с заикающимся, и они начинают заикаться. Общепризнанно, что заикание по под­ражанию возникает у детей с определенными особенностями нервной системы, создающими предрасположенность к нему, ко­торая передается по наследству. Она может проявиться или не проявиться в зависимости от обстоятельств жизни ребенка.

По поводу патогенеза заикания, которое мы условно обозна­чаем как «функциональное», в литературе имеется больше воп­росов, чем ответов. Практически все авторы сходятся на том, что первопричиной заикания является дефект коммуникативной ре­чи. Однако это объяснение не вполне убедительно, т.к. остается неясным, почему дети с другими нарушениями речевой коммуникации, например, дети-аутисты, далеко не всегда заикаются.

Признавая чрезвычайную важность изложенных нейрофи­зиологических взглядов, правомерно рассмотреть феномен за­икания с нейропсихологической, а точнее, с нейролингвистической точки зрения. В этом случае необходимо принять во внима­ние контекст взаимоотношений уровней речевой деятельности и их мозговой организации. Для устной речи значимы:

1. Символический (языковой) уровень, на котором происхо­дит программирование высказывания и отбор языковых средств, необходимых для оречевления замысла.

2. Гностический уровень (восприятие речи).

4. Уровень речевой просодии.

Исходя из этого, речевым ритмом следует считать равномерное чередование речевых единиц, расстояние между которыми одинаково. Обратимся к какому-либо высказыванию разговор­ной речи, например «Сегодня он был очень занят, и поэтому не мог пойти на новый спектакль» Попробуем разбить эту фразу на равные ритмические отрезки. Оказывается, сделать это, не нару­шая норм устного высказывания, практически невозможно. На­пример: «Сегодня \ он был предельно занят \ и не смог пойти \ на но­вый спектакль» или «Сегодня он \ был предельно занят \ и не мог \ пойти на новый спектакль» Косые черточки внутри фразы озна­чают конец одной синтагмы и начало другой. Одновременно они указывают на смену дыхательной фазы речи (выдох — вдох)

Означает ли это, что ритмический параметр в прозаической речи отсутствует? Да, как можно видеть, его нет. Однако он все-таки присутствует, только не на внешнем, а во внутреннем плане высказывания. Мы легко можем этот ритм развернуть, ес­ли произнесем фразу, равномерно воспроизводя каждый слог или каждое слово:

Как видно, ритм при таком способе говорения присутствует. «Ритмический ход» определяется ударениями — слоговыми (вариант 1), когда фраза произносится с так называемым слоговым ритмом, и словесными (вариант 2), когда фраза произносится с так называемым словесным ритмом. В обеих фразах временное расстояние от паузы до паузы (ритмический шаг) не зависит от длины слога или слова. Достигается это за счет редукции «лиш­них» слоговых и словесных элементов, за счет «подгонки», урав­нивания времени произнесения длинного и короткого отрезков. Однако такие способы произнесения фразы, с вынесенным наружу слоговым и словесным ритмом в естественной речи, не­допустимы.

Обозначенные особенности разговорной прозаической речи приводят к тому, что в ней появляются смысловые акценты и смысловые паузы, маркирующие и разделяющие синтагмы. И акценты и паузы — важная часть речевой программы в целом, они неотъемлемые атрибуты речевого программирования. Пауза вторгается в ритмический речевой ход и прерывает его, фикси­руя внимание на смысловой сути сообщения. Таким образом, ритм речи вступает в конфликт с ее смыслом. Чтобы овладеть прозаической устной речью, его необходимо преодолеть.

Такая трактовка причин заикания объясняет то, что оно чаще всего проявляется в прозаических высказываниях, а в стихах, при пении песен заикающиеся, как правило, не испытывают затруднений. Состоятельность в этих видах деятельности — основ­ной путь проявления себя в обществе: нередко заикающихся можно видеть с гитарами, в походах, в клубах авторской песни.

Что же мешает некоторым детям овладеть синтагмированной прозаической речью?

С другой стороны, весомым аргументом в пользу левшества и амбидекстрии как факторов, увеличивающих степень риска к появлению заикания, является то, что мальчиков среди заикающихся в 3 раза больше, чем девочек. Скорее всего, это связано с тем, что у мальчиков правое полушарие, управляющее рукой, бо­лее слабое от природы, менее тренированное, ведь мальчики в Целом менее эмоциональны, и сильные переживания переносят тяжелее девочек, для которых эмоциональные вспышки привыч­ней Правда, это не исключает того, что отдельные мальчики мо­гут быть эмоционально выносливей девочек.

Как бы ни обстояло дело с наличием или отсутствием левше­ства или амбидекстрии, наиболее вероятным является то, что у значительной части детей причиной заикания является полу тарный конфликт: в борьбу за приоритет вступают здесь правополушарный способ говорения — римтизированная речь и левополушарный — неритмизированная, апериодичная речь, у заикающихся с такими особенностями становления устной речи каждое полушарие в отдельности функционирует нормально. Со стороны левого полушария не отмечается дефектов речевого развития. Дети владеют словарем и фразеологией, сложными вер­бальными понятиями соответственно возрастным нормам и даже выше. Правое полушарие также способно к ритмическим видам деятельности, к музыке, рисованию и прочим. Речь детей в просодическом отношении не только ритмична, но и нюанси­рована. Эта функциональная состоятельность каждого из полу­шарий и приводит к их конфликту в «борьбе за лидерство». Пра­вое полушарие должно «отказаться» от ритмизированной речи и подчиниться смысловой программе левого (смысл должен стать доминантным, а ритм — субдоминантным). «Сопротивление» правого полушария тому, чтобы перейти на субдоминантное по­ложение, передав часть своих речевых функций доминантному левому, и является основным патогенетическим механизмом развивающегося в этих случаях заикания.

Заслуживает внимание и то, что у заикающихся детей бывают так называемые «холодные» периоды, когда они говорят без за­пинок. С точки зрения концепции левополушарной латерализации ритма речи это можно объяснить следующим. Несмотря на наличие сбоев в речи, нормальный речевой механизм у ребенка продолжает вырабатываться, т.е. интеграция периодического субдоминантного ритма в речевой смысловой механизм продол­жает осуществляться. Однако запаздывание этого процесса не обеспечивает той прочности «слияния» взаимодействующих полушарных компонентов, которая необходима для устойчивого навыка устной речи. Воздействие агрессивных внешних и внут­ренних факторов приводит к перевозбуждению правого полуша­рия, которое снова выходит из-под контроля левого. Приобретенные речевые навыки дезинтегрируются, и способ говорения вновь становится на определенное время двуполушарным. Это повышает вероятность межполушарных дискоординаций. У некоторой части заикающихся детей патологический межполушарный фактор носит иной характер. У них имеет место лингвистическая слабость левого полушария мозга, проявляются в недостаточности функции смыслового программирова­ния высказывания. В этом случае правополушарный речевой оитм не «находит» той речевой «канвы», куда бы он мог интегри­роваться. Обычно такое заикание сглаживается по мере укрепле­ния языковых функций.

Патогенез заикания, условно обозначаемого как органиче­ский, близок к механизму подкорковых дизартрии. Он состоит в невозможности освоить содружественный, координированный, слаженный речевой акт, организованный ритмически. По суще­ству, такое заикание можно обозначить как дизритмическую ди­зартрию. У детей с таким заиканием, помимо речевых дискоординаций, как правило, имеются дискоординации в двигательной сфере в целом. Этим они отличаются от заикания, причина ко­торого в ненормативном характере взаимодействия полушарий мозга.

helpiks.org

7. Заикание. Классификация заикания. Комплексный подход к преодолению заикания

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в Функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т. д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАИКАНИЯ В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста. Первые попытки создания классификации относятся в 1937 году. A. Alister (1937, 1956) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы: 1) заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др. По этиологическому признаку классифицировали заикание Ф. Досужев (1957, 1963), Ю. Берендее (1963). По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: 1) дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; 2) дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт. По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др. Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неуравновешенность поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности; а также детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии, и, наконец, детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания (тоническая, клоническая), некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия.

Изучение заикающихся младших школьников представлено в классификации А. Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.). Ею выделяется заикание, возникающее на фоне задержанного развития моторики и речи, связанное с алалией, при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервозности, нередко осложненное «косноязычием», у невротиков.

В работах, посвященных изучению заикания у подростков и взрослых, показана корреляция между спецификой нервно-психического заболевания и особенностями заикания.

М. Е. Шуберт (1928) исследовала заикание у эпилептоидных психопатов (строение тела астеническое), у психастеников (астенико-атлетический тип), у шизоидных личностей, у больных истерией, у лиц с циклоидными компонентами.

М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали заикание при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с патологическим развитием личности; при различных органических поражениях центральной нервной системы.

Заикающихся как нозологически разнородную группу рассматривают в своих исследованиях Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков (1967, 1970) и др. Ими выделяются 4 группы: резидуальные явления органического поражения центральной нервной системы различного генеза; невротические расстройства; психопатии; вялопрогредиентная шизофрения.

Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное обоснование.

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто оно возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4 до 14) случаев возникновения заикания примерно столько же, сколько в первые три года. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям, общению со сверстниками, взрослыми, с коллективом. Обострение заикания возможно в период полового созревания.

Количество заикающихся дошкольников составляет 1,4% (по К. П. Беккер), 2% (по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников — 1,6% (по М. Соваку). Среди взрослых заикающихся немногим более 1% (по М. Е. Хватцеву).

Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).

studfiles.net

130. Что такое Соматизированное расстройство —

Соматизированное расстройство (синдром Брике) – психическое расстройство, Основным признаком является наличие множественных, повторно возникающих и часто видоизменяющихся соматических симптомов, обычно при последовательном опросе удается выявить не менее 13 жалоб, при этом характерна постоянная смена ведущего соматического синдрома. Симптомы обычно не имеют основы в виде структурных поражений органов и тканей и наблюдаются на протяжении ряда лет, предшествовавших обращению пациента к психиатру. Большинство пациентов прошли длительный и сложный путь, включая первичную и специальную медицинскую службу, в ходе которого были получены негативные результаты обследований и могли быть выполнены бесполезные операции. Симптомы могут относиться к любой части тела или системе, но наиболее часто встречаются желудочно-кишечные ощущения (боль, отрыжка, регургитация, рвота, тошнота и т.д.), а также аномальные кожные ощущения (зуд, жжение, покалывание, онемение, болезненность и т.д.). Нередки сексуальные и менструальные жалобы. Часто обнаруживаются отчетливая депрессия и тревога. Это может оправдать специфическое лечение.

Патогенез (что происходит?) во время Соматизированного расстройства:

Соматизированное расстройство обычно начинается в возрасте около 20 лет, а к 30 годам больные уже уверены в наличии у них тяжелой болезни и имеют богатый опыт общения с врачами, целителями, знахарями. Заболевание имеет, как правило, хронический характер, с волнообразным течением. Сопровождается разнообразными эмоциональными нарушениями (тревожного, депрессивного спектра) и часто сочетается с длительным нарушением социального, межперсонального и семейного поведения. Расстройство значительно чаще встречается у женщин, чем у мужчин, и часто начинается в молодом возрасте. Нередко обнаруживается зависимость или злоупотребление лекарственными препаратами (обычно седативными или анальгетическими) как следствие частых медикаментозных курсов.

Симптомы Соматизированного расстройства:

Симптомы, напоминающие соматическое заболевание, однако постоянные жалобы несмотря на излишнюю детализацию, расплывчаты, неточны и несогласованны во времени. Пациенты обращаются, как правило, в первую очередь к терапевтам, затем, будучи не удовлетворенными отсутствием результатов лечения, — к узким специалистам, используют дорогостоящие, подчас инвазивные, диагностические методы, часто госпитализируются в соматические стационары и переносят безрезультатные хирургические вмешательства.. Соматику обрамляет эмоциональная неустойчивость, тревога, сниженное настроение, не достигающее уровня депрессии, упадок физических и умственных сил, кроме того, часто присутствуют раздражительность, чувство внутренней напряженности и неудовлетворенности. Обострение заболевания провоцируется не физической нагрузкой или изменением погодных условий, а эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями. Пациентов не возможно ни успокоить, ни убедить в том, что болезненные проявления связаны с психическими факторами.

Диагностика Соматизированного расстройства:

Достоверный диагноз требует наличия всех нижеприведенных признаков:

а) наличие в течение не менее 2 лет множественных и вариабельных соматических симптомов, которым не было найдено адекватного соматического объяснения;

б) постоянное неверие различным врачам, которые пытались разубедить пациента в существовании органической причины их симптомов, и отказ следовать их советам;

в) некоторая часть нарушения социального и семейного функционирования может быть отнесена за счет природы симптомов и обусловленного ими поведения.

Дифференциальный диагноз. Важна дифференциация со следующими расстройствами:

Соматические расстройства. Труднее всего отдифференцировать соматоформное расстройство от некоторых соматических заболеваний, таких как, рассеянный склероз, системная красная волчанка, др., начинающихся с неспецифических, транзиторных проявлений. Здесь врачу необходимо выделить из множества клинических симптомов те, которые характерны для перечисленных заболеваний. Так, рассеянный склероз нередко начинается с преходящих моторных, сенсорных (парестезии) и зрительных нарушений. Гиперпаратиреоз может проявляться остеопорозом (расшатывание и выпадение зубов), а системная красная волчанка часто начинается с полиартрита, к которому постепенно присоединяется полисерозит. Однако следует учитывать вероятность появления независимого соматического расстройства у таких больных, которая не ниже, чем у обычных людей в том же возрасте. Особое внимание в случае смены акцентов в жалобах больных или их стабильности, когда нужно продолжение обследований.

Аффективные (депрессивные) и тревожные расстройства. Депрессия и тревога различной степени часто сопровождают соматизированные расстройства, однако их не следует описывать отдельно за исключением тех случаев, когда они достаточно явны и стабильны для того, чтобы оправдать собственный диагноз. Появление множественных соматических симптомов в возрасте после 40 лет может свидетельствовать о манифестации первичного депрессивного расстройства.

Ипохондрическое расстройство. При соматизированном расстройстве акцент делается на самих симптомах и их индивидуальном проявлении, тогда как при ипохондрическом расстройстве внимание направлено больше на наличие предполагаемого прогрессирующего и серьезного болезненного процесса, а также его инвалидизирующих последствий. При ипохондрическом расстройстве пациент чаще просит об обследовании для того, чтобы подтвердить природу предполагаемой болезни, тогда как пациент с соматизированным расстройством просит о лечении для того, чтобы удалить имеющиеся симптомы. При соматизированном расстройстве обычно имеется избыточное употребление препаратов, тогда как пациенты с ипохондрическим расстройством опасаются лекарств, их побочных эффектов и ищут поддержки и успокоения за счет частых визитов к различным врачам.

Бредовые расстройства (такие как шизофрения с соматическим бредом и депрессивные расстройства с ипохондрическими идеями). Причудливые особенности идей, сочетающиеся с меньшим их числом и более постоянной природой соматических симптомов — наиболее типичны для бредовых расстройств.

Недлительное (менее 2-х лет) и менее выраженное по интенсивности сочетание симптомов лучше классифицируется как недифференцированное соматоформное расстройство.

131. Обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний) проявляется:

обсессиями – навязчивыми мыслями, образами, желаниями, приходящими на ум, которые

возникают в сознании без видимой причины

сочетаются с тревогой, носят чужеродный и неприятный характер

компульсиями – навязчивыми действиями, смысл которых — снижение уровня тревоги, вызванной навязчивыми мыслями. К ним относятся:

избегание «опасных» мест, предметов, действий

Выполнение компульсий приносит кратковременное облегчение, однако со временем они могут становиться всё более сложными и приносящими неудобство. При этом попытка отказа от ритуалов и проверок вызывает сильнейшую тревогу, вплоть до панических атак.

Можно привести следующие примеры навязчивостей:

Страх конкретного несчастного случая либо нежелательного события: пожара, взрыва, ограбления квартиры. Реализуется компульсивными проверками того, выключена ли плита и электроприборы, закрыты ли окна и двери, не протекает ли водопровод и т.п., которые могут повторяться многократно, приводить к возвращению в квартиру даже после значительного удаления от дома.

Страх абстрактного несчастного случая либо нежелательного события («случится что-то нехорошее»). Проявляется навязчивыми «охранительными» ритуалами: подъем с кровати определенным образом, избегание определенным цифр либо мест, выполнение бытовых действий в строго определенной последовательности, следование приметам, совершение каких-то действий строго определенное число раз

Страх совершить ошибку. Реализуется компульсивными проверками и перепроверками сделанного, многократным перечитыванием важных текстов, длительным, иногда многочасовым пошаговым планированием и представлением предстоящих действий.

Страх заражения, загрязнения, как угрозы здоровью. Включает страхи бактериальных инфекций, глистных инвазий, ВИЧ и т.п. Реализуется через многократное мытьё рук, навязчивое избегание любых потенциальных контактов с биологическими жидкостями, прикосновений к поручням в общественном транспорте, к другим людям, отказ от питания в общественных местах, посещений медицинских учреждений и т.п.

Страх сойти с ума. Проявляется навязчивыми самопроверками, анализом собственных эмоций, переживаний, тревожной оценкой окружающей среды.

Страх обнищания, реализующийся чрезмерным накопительством, отказом от выбрасывания даже непригодных к употреблению вещей, старой одежды и т.п.

Страх случайного или намеренного совершения насильственных действий по отношению к близким либо посторонним людям. Страх потерять над собой контроль, использовать острый предмет, убить, отравить, наброситься, случайно сбить пешехода автомобилем. Реализуется через избегание контактов с острыми предметами, общения с окружающими и т.п.

Страх возникновения проблем в отношениях с партнером. Навязчивые сомнения в верности (своей или партнера), проверки прочности чувств (собственных или партнера).

Навязчивая потребность в поддержания определенного порядка, симметрии окружающих вещей, предметов.

Навязчивые мысли сексуального содержания: сомнения в собственной сексуальной ориентации, мысли о сексуальном влечении к неподходящим объектам (детям, родственникам, животным и т.п.), о сексуальных отклонениях, о сексуальном насилии.

Навязчивые мысли религиозного содержания: богохульные мысли, сексуальные мысли о Боге и святых, страх утраты веры, связи с Богом, страх ошибок в проведении религиозных ритуалов (молитв), совершения действий, несовместимых с религиозными правилами.

В центре психотерапии профессора Малыгина лечение ОКР проводится по разным схемам:

лекарственное лечение ОКР

психотерапевтическое лечение ОКР (с использованием когнитивно-поведенческой психотерапии) — когда в основе навязчивостей лежат особенности характера: тревожность, гиперответственность, педантичность, склонность к сомнениям

комбинированное (сочетание лекарственного лечения и психотерапии)

На лечении ОКР специализируются кандидат медицинских наук Д.А. Марьясова, врач-психотерапевт высшей категории В.В. Кудрина, врач-психотерапевт О.В. Корсак, врач-психотерапевт И.В. Потапов

studfiles.net

Строение речевого аппарата, этиология и патогенез заикания

По данным мировой статистики, частота речевых нарушений у детей и подростков неуклонно растет. Около 6-9% школьников имеют голосовые проблемы, а хроническая охриплость достигает 38%. Кроме того, 3% из них страдают тяжелыми речевыми дефектами, такими как алалия, афазия, дизартрия, заикание и др. Представленные нарушения остаются актуальными, так как приводят к ухудшению успеваемости в школе, стойкой логофобии и социальной дезадаптации. Кроме того, появление вербальных дефектов служит сигналом о наличии органической патологии в организме. Этиология нарушений речи – информация, позволяющая изучить механизм, назначить правильное лечение и снизить количество речевых расстройств.

История этиологии речевых нарушений

Этиология (от греческого: этио – причина, логос – наука). Это наука, изучающая причины, из-за которых возникают заболевания организма. Представленное понятие относится к философскому, и включает в себя каузалгию и детерминизм. Первый термин характеризует этиологию, как изучение причинно-следственной связи, второй – описывает познание сущности и закономерности всеобщей причинности. Такое заключение сделал в своих работах советский физиолог И.В. Давыдовский: «Любая истина познается через причины, то есть казуальность и детерминизм».

Изучение причинности возникновения болезней, вместе с этиологией речевых нарушений началось еще в древние века. Древнегреческий целитель и философ Гиппократ рассматривал возникновение дефектов речи, как следствие поражения головного мозга. Кроме того, Аристотель в трехсотых годах до нашей эры находил причину вербальных расстройств в морфофункциональном расстройстве речевого аппарата.

В 1861 году благодаря французскому врачу Полю Брока произошло научное подтверждение предположений Гиппократа. Ученый установил, что задняя часть правой лобной извилины, отвечает исключительно за речевую функцию, ее воссоздание. В 1874 году, врачом Вернике была найдена зона мозга в задней височной извилине, отвечающая, как и область Брока за речевую функцию. Однако поле Вернике участвует не в воспроизведении, а усвоении и понимании устной и письменной речи.

В начале двадцатого столетия, отечественные ученые и врачи, усердно занялись изучением причин возникновения речевых нарушений. В 1922 году С.М. Доброгаев впервые классифицировал расстройство речи. Исходя из опыта и полученных результатов исследований, физиолог среди причин выделял:

  • Расстройства высшей нервной системы.
  • Структурные изменения аппарата артикуляции.
  • Дефицит родительского внимания в детстве.
  • Общие неврологические патологии организма.
  • Учение о причинах продолжает развиваться и является основой прогресса в медицине и других естественных науках.

    Важно! Прежде чем назначать терапию, нужно определить причину расстройства. Этиология речевых нарушений играет существенную роль в постановке правильного диагноза и его эффективного лечения

    Речевые дефекты возникают под действием патологических изменений в высшей (центральной нервной) системе или непосредственно в аппарате артикуляции. Поэтому причина проблем в общении может быть связана не только с мозговыми расстройствами в полях Брока и Вернике, но и на периферии в фонетических органах и структурах.

    Звукопроизносительный механизм включает в себя различные структуры не похожие по строению и функции. Речевой аппарат в свою очередь делится на активный и пассивный компонент. Первый способен менять длину, ширину и форму, чтобы создать препятствия для прохождения воздуха и создания звуков. Пассивный компонент лишен этой возможности.

    Активный компонент включает в себя:

    • Гортань. Орган состоит из комплекса хрящей (щитовидного, перстневидного и двух черпаловидных), а также двух пар мышечных складок. Верхние называются ложными, а нижние – истинными голосовыми связками. Описанные мышечные структуры, прикреплены к хрящам и за счет своих сокращений приводят в движение гортань, тем самым вызывая колебания и голос.
    • Глотка, которая имеет в своем составе мускульный аппарат, способна суживаться и расширятся и как следствие изменять звуковоспроизведение.
    • Язык – мышечный орган, который участвует в образовании отдельных звуков.
    • Губы – за счет смены формы создают различные артикуляционные элементы.
    • Мягкое небо и язычок, также способны видоизменяться, и относятся к активным органам звукообразования.

    Пассивный речевой аппарат включает в себя зубы, твердое небо, носовую полость. Движение активных структур, при приближении или соприкосновении вызывает преграду для прохождения воздуха и создает источник шума. Носовая полость придает голосу носовой характер и служит для него резонатором.

    Современный взгляд на этиологию речевых нарушений

    В современной медицине, актуальной является этиологическая классификация по Хватцеву. Хватцев М.Е. – профессор, доктор педагогических наук, основоположник логопедии в бывшем СССР. В своих работах, Михаил Ефимович этиологию речевых дефектов разделяет на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние), отмечая их взаимосвязь между собой. Кроме того, Хватцев выделяет логопатии вследствие органического (структурного) поражения, а также функционального, социально-психологического, психоневрологического генеза.

    Органические причины включают в себя патологию, нарушающую или изменяющую анатомическую структуру речевых центров высшей нервной деятельности, или артикуляционного аппарата. К таким примерам относятся внутриутробное поражение или пороки развития головного мозга, акушерская травма, расщелина твердого неба, заболевания органов слуха и т.д.

    Речевой дефект функционального генеза, на примере Павлова, Хватцев объяснял, как нарушение взаимоотношения в тормозящей и возбуждающей системе организма. В таком случае, речь идет о неглубоком, обратимом процессе в корковом веществе головного мозга. Благоприятные условия восстанавливают пораженную область и приводят ее в норму. Кроме того, отечественный логопед отмечает зависимость структурной и функциональной патологии любой локализации. Психоневрологические причины вербальных нарушений — расстройства психических функций, памяти, концентрации внимания, например, олигофрения.

    Социально-психологический генез нарушений речи описывает негативное воздействие внешних раздражителей. Факторы окружающей среды способны без органической патологии вызывать у человека логофобию, социальную дезадаптацию, и, как правило, проблемы в общении.

    В целом, под этиологией речевых нарушений понимают воздействие совместно или порознь негативных внешних и внутренних факторов, которые придают специфическую картину заболеванию и не возникают при отсутствии их влияния.

    Эндогенные (внутренние) факторы

    Эндогенные причины – это органическая патология различного генеза внутри организма, которая приводит к речевым нарушениям. Внутренние факторы условно можно разделить на дородовой и послеродовой периоды. К первому относятся:

  • Патология матери во время беременности. К этой категории принадлежат тяжелые ранние и поздние гестозы, соматические заболевания (почек, сердца, печени, легких). Описанные состояния нередко требуют медикаментозного лечения, которое, также может оказать тератогенное (негативное действие на плод) влияние.
  • Инфекционные процессы, особенно опасны в сроке беременности от 4 недель до 4 месяцев, когда происходит интенсивная закладка неровной трубки и всех органов. Заболевания матери в этом периоде нарушают миелиновую оболочку и грозят тяжелыми дефектами слуха, речи, движения. Также, затяжные инфекции в период беременности вызывают хроническую гипоксию плода, что в последствии приводит к замедлению психического развития ребенка.
  • Хромосомные мутации, которые сопровождаются стигмами дизэмбриогенеза, а именно: заячья губа, готическое, уплощенное небо, пороки развития верхней и нижней челюсти микро- и прогнатия. Такие факторы оказывают негативное влияние непосредственно на артикуляционный аппарат, тем самым вызывая проблемы в звуковоспроизведении.
  • Родовая травма, которая возникает из-за клинически или анатомически узкого таза, аномального предлежания, большого веса плода, слабости родовой деятельности. Приведенные состояния способствуют развитию травматизации во время рождения ребенка и органического поражения мозга.
  • Иммунологический конфликт матери и плода по резус-фактору или группе крови, вызывает у ребенка распад эритроцитов, вследствие чего освобождается непрямой билирубин. Это вещество в больших количествах вызывает ядерную желтуху с вовлечением в процесс головного мозга и нередко проявляется речевыми расстройствами в будущем.
  • Второй период описывает патологические состояния, полученные непосредственно человеком в процессе его жизнедеятельности. К нему относятся вирусные, бактериальные энцефалиты, менингиты, психические расстройства, при которых наблюдаются несоответствие процессов возбуждения и торможения организма нервной системой. Рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера, заболевания сосудистой системы (инсульт в зоны Брока, Вернике), также способны вызывать речевые нарушения.

    Экзогенные (внешние) причины и критические периоды

    Чтобы речь ребенка развивалась нормально, с ним следует много общаться и уделять большое количество времени и внимания. Основной причиной психической запущенности и недоразвития, являются низкие социально-бытовые условия жизни. При этом ребенок не получает достаточного эмоционального и речевого общения от родных, вследствие чего развивается синдром госпитализма. Впервые его описали в детских домах, когда при хороших бытовых условиях у детей отмечалась задержка речевого развития, так как воспитатели не могли предоставить такое количество внимания, как родители.

    Психологические травмы (испуг, хронический стресс, потеря близкого), как и дефицит общения способны вызывать речевые нарушения в виде мутизма, заикания и т.д. Кроме того существуют случаи, когда ребенок подражал неправильной речи окружающих. Особенно часто это наблюдается в семьях, страдающих логоневрозом.

    Кроме явных причин, существуют критические периоды, во время которых организм ребенка подвержен возникновению речевых нарушений.

  • Первый период (1-2 года) характеризуется становлением общительного поведения, в котором ребенок пополняет свой пассивный словарный запас. В этом возрасте ребенок активно использует до 10 простых слов. Также, в первом периоде происходит интенсивное развитие речевых центров, поэтому малейшие нарушения в нем, могут привести к серьезным последствиям.
  • Второй период (3 года) речевого развития называется критическим, так как происходит переход от простой речи к связной и фразовой. В этом возрасте на нервную систему оказывается повышенное влияние эндокринных органов. Дети отказываются говорить с родными, проявляют негативизм.
  • Третий критический период (6-7лет) наступает, когда происходит формирование письменной речи. Завышенные требования, эмоциональные перенапряжения в этом возрасте, могут вызывать нервные срывы с последующим развитием заикания.
  • Патогенез нарушений речи

    Благодаря прорывам в биологии, эмбриологии, появлению молекулярной химии, медицинской генетики, иммунологии, появилось больше возможностей для изучения этиологии, в частности речевых нарушений. Важно не только рассматривать причинность, но и патогенез каждого заболевания. Механизм развития всех речевых нарушений до конца не ясен. Известно то, что причиной возникновения клинической картины является действие этиологического фактора. Патогенез при этом зависит от силы, длительности и локализации и может представлять собой дефект высшей нервной деятельности, иннервации и речевого аппарата.

    В первом случае, при адекватном развитии органов артикуляции, возникают речевые нарушения как следствие разрушения нервных синапсов, клеток в коре головного мозга (участки Брока, Вернике). При этом не происходит передачи импульса по нервному волокну из-за отсутствия возбуждения высших центров. Во втором случае, нарушена непосредственно импульсо-проводящая система (нервы), при нормальной работе артикуляционного аппарата и речевых центров. В третьем случае, вербальные нарушения возникают при анатомо-физиологическом нарушении органов артикуляции, которые не связаны с возбуждением и передачей импульса. Знания о механизмах развития патологии – важная составляющая современной медицины, которая позволяет создавать эффективные методы коррекции и профилактики речевых нарушений.

    simptomyinfo.ru

    Причины и симптомы заикания

    Заикание – самый распространенный вид речевых расстройств. Наиболее часто оно встречается у детей в возрасте от двух до семи лет. При заикании наблюдаются нарушения согласованности в работе речевых мышц, дыхания и голоса, а также плавности и ритма речи. Для здорового человека 7 % вышеуказанных видов прерываний речи являются нормой. Признаками заикания считаются явные замедления, когда частота прерывания речи составляет 10 % и более, длится от секунды до половины минуты. При этом в органах, участвующих в акте речи (языке, губах или гортани) возникают судороги.

    В большинстве диагностированных случаев заикание развивается с самого детства (в 2–4 года). В этот период речь ребенка ещё не сформирована, речевая функция отличается значительной хрупкостью, тогда как речь развивается наиболее активно.

    Иногда эта болезнь длится несколько месяцев, а иногда – в течение многих лет. Большинство заикающихся детей, в отличие от заикающихся взрослых, выздоравливает спонтанно. Заиканию больше подвержены мальчики, чем девочки. Это связано с меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.

    Примечательно, что почти все заикающиеся могут говорить плавно и без запинок, когда они наедине с собой, разговаривают с воображаемым собеседником, читают с кем-то в унисон, эмоционально увлечены, поют, шепчут либо существенно изменяют манеру речи. В разговоре с посторонними людьми, при выступлении перед аудиторией, в спешке заикание мгновенно усиливается. Это можно объяснить эмоциональным напряженим и волнением, которые возникают у ребенка при общении с окружающими. Зато в привычной, располагающей обстановке (как правило, в кругу семьи и друзей) заикание почти незаметно.

    На сегодняшний день ученые рассмотрели множество теорий о причинах заикания. Широкого признания не получила ни одна, тем не менее удалось выделить два основных типа заикания. Первый вызван дефектом нервной системы ребенка. А он в свою очередь может быть следствием наследственной предрасположенности, тяжело протекающей беременности матери, родовой травмы, болезненности малыша в первые годы жизни. Никаких внешних отклонений, кроме заикания, у такого ребенка не наблюдается. Лишь по результатам неврологической диагностики у детей обнаруживаются повышенное внутричерепное давление, повышенная судорожная готовность и изменение рефлексов.

    Второй тип заикания возникает спонтанно. В результате неврозов, переутомлений и стресса дети с изначально здоровой нервной системой начинают заикаться. Разумеется, это касается не всех, к заиканию ведет чрезмерная впечатлительность ребенка. В этом случае дефект речи усиливается во время эмоционального возбуждения, нервных переживаний.

    Известны и более экзотические причины заикания. В некоторых случаях ребенок начинает заикаться, подражая неправильной речи окружающих. Замечено, что в семье, где взрослые заикаются, вероятность появления дефекта речи у ребенка значительно увеличивается.

    Иногда заикание возникает в результате осложнений после гриппа, коклюша, скарлатины. Бывает также, что принудительное «исправление» левши на правшу вызывает нервное расстройство и ведет к заиканию.

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и еще несколько слов, нажмите Ctrl + Enter

    Большинство запинок при заикании представляют собой повторы или продление начальных звуков или слогов, остановки на начале слога или слова. Часто вместе с запинками у заикающихся наблюдаются непроизвольные сокращения мышц лица, шеи, рук и ног. Вероятно, эти рефлективные движения появляются как бы в помощь выговариванию, но по сути они только усиливают впечатление неуверенности и затрудненности речи заикающегося. Кроме того, у людей с проблемой заикания появляется страх некоторых звуков и слов, стремление заменить их описательными оборотами или синонимами, чтобы избежать пугающих слов, или совсем уйти от ситуаций, где нужно говорить.

    Заиканию часто сопутствуют эмоциональные переживания, застенчивость, неуверенность в себе, которые мешают успешному общению с окружающими. Поэтому с момента появления заикания в ребенке нужно воспитывать уверенность, а также сознательное стремление преодолеть этот недостаток.

    1. Говорите с ребенком спокойно и плавно, выговаривайте слова понятно, почти по слогам.

    2. Не перебивайте ребенка, дайте возможность выговориться. Помните, что заикание усилится, если ребенок будет нервничать, как бы ему успеть сказать всё, что он хотел.

    3. Приучите школьника управлять темпом речи. Пусть он избегает ускорений и научится говорить на выдохе, а не на вдохе.

    4. Речь ребенка станет лучше, если он возьмет в привычку выговаривать слова чуть замедленно, но и не монотонно.

    5. Полезными будут регулярные занятия по технике речи. Взрослым стоит беседовать с ребенком, например о книгах, задавать по теме вопросы. Позже приучайте ребенка в присутствии близких, а затем и посторонних самостоятельно рассказывать что-нибудь.

    6. Не заставляйте ребёнка говорить или читать в тех ситуациях, когда ему некомфортно или заикание усиливается. Пусть он помолчит некоторое время.

    7. Во время речи сохраняйте с ребенком зрительный контакт. При его заикании не показывайте, что вы расстроены, не отводите глаз.

    8. Следите, чтобы ребенок без подсказок привыкал поддерживать правильный речевой режим, но вместе с тем не перегружайте ребенка напоминаниями о том, как нужно говорить.

    Известно множество различных методик избавления от заикания. Многие методы дают быстрый, но кратковременный результат, эффекты же от других способов лечения оттягиваются на неопределенный срок. Одним из главных приемов считается замедленная ритмизированная речь и другие изменения привычного стиля речи. В основе других методик – применение мягких форм наказания за заикание и поощрение за плавность речи. Также существуют специальные устройства для людей с проблемой заикания (например, такие, которые отбивают ритм и помогают координировать речь).

    Избавлению от заикания могут способствовать методы расслабления, гипноз, дыхательные практики, медицинские препараты. Лечение в детском возрасте даёт более надежные результаты, но в целом заикание считается одной из актуальных проблем, над которой ещё предстоит работать ученым и медикам.

    www.ayzdorov.ru

    Существует ряд теорий, согласно которым у заикающихся страдает функция речевого программирования. Однако в этих случаях остается непонятным, почему многие заикающиеся хорошо излагают свои мысли на письме, для которого необходимы еще более сложные речевые программы.

    Великий русский физиолог И.П. Павлов считал, что испуг или другое чрезвычайное событие вызывает гипервозбуждение в каких-либо структурах мозга, которое приобретает застойный характер, выступая в виде патологической доминанты, препятст­вует свободному прохождению нервных импульсов. Перевоз­бужденность, как правило, генерализуется на области мозга, связанные с эмоциями и мышлением. Повышенная эмоциональ­ность и импульсивность мысли приводит к обостренной реакции на воздействия внешнего мира. Это обусловливает предрасположенность к нервным срывам и, в частности, к заиканию.

    3. Праксический уровень (артикулирование — говорение).

    Первые два уровня у заикающихся, по всеобщему мнению, не являются нарушенными. Вторые два неполноценны. Имеются основания для вывода, что артикуляционный праксис нарушен при заикании не первично. Это вытекает из того факта, что при психологически благоприятных условиях заикающиеся в про­цессе устной речи не испытывают затруднений в звукоизвлечении и артикуляционном оформлении серий извлеченных звуков речи, их убежденность в том, что они «заикаются» на звуке «п», «с», «к» и т.д., как показывают многочисленные наблюдения, ложно. Они вызваны не апраксическими трудностями, а патоло­гической установкой, ставшей по той или иной причине доми­нантной. На самом деле все звуки речи заикающимся с отсутст­вием дислалии или дизартрии произносить одинаково легко.

    Что касается речевой просодии, то, обращаясь к проблеме па­тогенеза заикания, необходимо учитывать все ее параметры, а не только темп, плавность и слитность, как это принято обычно. В структуру любой просодии, в том числе и речевой, входит параметр ритма. Однако на сегодняшний день отсутствует четкое определение речевого ритма

    Раскрывая его содержание, следует начать с того, что такое ритм вообще. В широком смысле это равномерное чередование каких-либо единиц или их групп. Определение «равномерное»

    означает «в равные промежутки времени». Ритм — это всегда ор­намент, те в нем должны присутствовать одинаковые фигуры, повторяющиеся, следующие друг за другом через один и тот же временной показатель.

    Сравним отрезки, на которые разбита данная фраза: ни в первом, ни во втором варианте один отрезок не равен другому по времени, затраченному на его произнесение. Из этого следует, что фраза произнесена не ритмично, она разделена на синтагмы. Выдающийся отечественный лингвист Л.В. Щерба определил синтагму как минимальную в смысловом отношении часть фразы, произносимую на одном дыхании. Как видно, синтагмы не равны друг другу по длине, а следовательно, они не произносят­ся в равные промежутки времени. Этим прозаическая синтагмированная речь отличается от речи стихотворной, где соблюдается стихотворный размер (ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий и т.д.). Ритм строки в стихотворении строго подчинен размеру что облегчает ее произнесение. Прозаическая же разговорная речь характеризуется аритмичностью, апериодичностью, что вы­зывает существенные трудности у заикающегося.

    Сегодня \ он \ был \ предельно \ занят \ и \ не \ смог \ пой­ти \ на \ новый \ спектакль.

    Почему же в речевой практике человечества ритмический па­раметр речи «ушел внутрь» прозаического высказывания? При­чина этого состоит в том, что прозаическая речь прагматична, она служит в основном практическим целям, и в первую очередь, речевой коммуникации. Повседневная разговорная речь требует «экономии усилий», т.е. того, чтобы в единицу времени был вло­жен максимум информации. Если же соблюдать размер стихо­творной строки (говорить стихами), то прагматика должна постоянно «уступать место» мелодике (эстетике), и «экономия» становится проблематичной.

    Наиболее близкой причиной можно считать имеющиеся в литературе указания на частое наличие у ребенка с заиканием левшества или амбидекстрии. Однако окончательно доказательным этот ответ признать нельзя. Во-первых, левшество и амбидекстрия нередко бывают скрытыми (латентными), и поэтому трудно быть уверенным, присутствует ли оно или отсутствует, во-вторых, далеко не все авторы разделяют эту точку зрения. Так, например, исследования В.М. Шкловского не подтвердили этой зависимости. Существует и еще одно осложняющее проб­лему обстоятельство: далеко не все левши и амбидекстры заика­ются. Если сенситивный период прошел благополучно, т.е. без агрессивных провокаций со стороны внешней среды или же внутренней — то далее левшество или амбидекстрия, даже если они и повышают степень риска к заиканию, становятся незначи­мыми.

    По существу, причиной заикания является нарушение норма­тивных закономерностей полушарной латерализации ритмиче­ского компонента просодии. Правополушарный ритм речи от 2 до 5 лет должен пройти путь из правого полушария в левое, он должен «вписаться» (интегрироваться) в левополушарный смыс­ловой механизм.

    studopedia.ru

    Опубликовано в рубрике Дети