Дети с неврозами понятие

24. Патологическое формирование личности: понятие и варианты. Виды неправильного воспитания.

Патологическое развитие личности— стойкое, в ряде случаев необратимое, количественное изменение изначально присущих личностных свойств, обусловленное сочетанием врожденных особенностей характера с длительными или часто повторяющимися психическими травмами.

Одна из известных отечественных классификаций патологических формирований личности принадлежит В.В.Ковалеву . Им были выделены: невротические, постреактивные, патохарактерологические варианты развитии, которые были описаны ранее, а также предложенный им вариант развития личности дефицитарного типа — патологическое развитие личности у больных с физическими уродствами и хроническими инвалидизирующими соматическими заболеваниями, которое позже стали называть психосоматическим развитием.

Виды неправильного воспитания.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком..

Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он — обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой — брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее (положение Золушки).

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

25. Дети с неврозами: понятие, причины, механизмы.

Невроз — заболевание, вызванное воздействием тяжелых психотравмирующих обстоятельств, направленных на блокаду или уничтожение важнейших личностно значимых ценностей и ориентации.

Причина невроза — действие психотравмирующих раздражителей или ситуаций, вызывающих эмоционально заостренные переживания ребенка, с которыми он не может справиться из-за возрастной незрелости психики, интенсивности воздействия или неразрешимых обстоятельств.

индивидуальные особенности личности, характера и темперамента ребенка

отклонения в воспитании ребенка

резидуальная церебрально-органическая недостаточность (остаточная мозговая органическая недостаточность как результат интоксикации второй половины беременности, остановленного выкидыша, вирусных инфекций и т.п.).

Невроз развивается в течение относительно продолжительного времени, когда психическое напряжение или противоречие не разрешается не находит выхода, а накапливается и приводит к расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Невроз уменьшается или прекращается после исчезновения психотравмирующих факторов.

Психологическим механизмом невроза является внутренний конфликт. Это неразрешимое противоречие между личностью и значимами для нее сторонами действительности, ведущее к неудовлетворению потребностей самоопределения, самоконтроля, самовыражения, утверждения, признания и понимания себя среди окружающих. Содержание конфликта составляет столкновение в сознании ребенка аффективно насыщенных и часто неразрешимых из-за внешних и внутренних преград переживаний, например противоречивых отношений к близкому лицу или значимой ситуации. Внутренний конфликт возникает в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное место в его жизни и сознании, на каком-то этапе неразрешимы. Затягиваясь, неразрешимый конфликт оказывает негативное влияние на формирование черт характера и может тормозить умственное развитие. Из-за направленности личности ребенка на переживания, связанные с конфликтом, круг его интересов и привязанностей резко сужается. Физиологическим механизмом невроза является срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или ошибки нервных процессов (конкурирующих очагов возбуждения).

studfiles.net

20. Дети с умственной отсталостью: понятие, причины. Олигофрения и деменция.

УО – стойкое снижение познавательной деятельности ребенка в следствие органического поражения ЦНС.

1) инфекционные заболевания матери во время беременности;

2) родовые и другие травмы;

3) нарешение хромосом, эндокринной системы;

4) интоксикация ребенка.

Олигофрения – форма УО, возникающая до развития речи у ребенка. Дети – олигофрены способны к развитию, но оно атипично, замедленно. Характеризуется тотальностью (недоразвиты оказываются все нервно–психические процессы) и иерархичностью психологического дефекта

Деменция – форма УО, слабоумие, распад уже развитого интеллекта в результате органического поражения головного мозга.

26. Виды неврозов и их отличия от психопатий

Неврозы делят натри основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях.

Неврастения (лат. – «нервная слабость») – самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.

Истерия – наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, «непонятыми натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом – симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически и морально страдать его самого. Избалованность, капризность, чрезмерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприятие даже самой слабой критики в свой адрес – такие особенности характера человека провоцируют развитие истерии.

Невроз навязчивых состояний (психастения) – появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразиться болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении, и т.п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.

Невротические расстройства и психопатические нарушения носят взаимоисключающий характер. Различия заключаются в том, что для неврозов наследственность не значима, а для психопатий играет определяющую роль;

при неврозах, в отличие от психопатий, отсутствуют расторможенность, конфликтность в сочетании с агрессивностью и жестокостью, выражено чувство вины, стыда, сочувствие, переживание случившегося, осознание своей болезни;

неврозы обратимы в результате благоприятного изменения обстоятельств или лечения;

при неврозах, в отличие от психопатий, отношение к лечению положительное, ребенок ищет помощи, стремится избавиться от страданий.

studfiles.net

Невроз — заболевание, вызванное воздействием тяжелых психотравмирующих обстоятельств, направленных на блокаду или уничтожение важнейших личностно значимых ценностей и ориентации. Это заболевание имеет психогенное происхождение и функ­циональный характер (обратимый, без органических поражений головного мозга). Преобладают эмоциональные и соматовегетативные проявления, которые осознаются ребенком и переживаются как болезненные.

Причина невроза — действие психотравмирующих раздражителей или ситуаций, вызывающих эмоционально заостренные переживания ребенка, с которыми он не может справиться из-за возрастной незрелости психики, интенсивности воздействия или неразрешимых обстоятельств. Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Для раннего возраста это могут быть незнакомые предметы и резкие звуки (гром, гудок автомобиля, лай собаки). Тяжелой травмой является отрыв от родителей вследствие помещения в больницу, ясли, детский сад. Результатом психи­ческой травмы может стать утрата уже сформированных навыков (опрятности), возникновение мутизма (активный отказ от речевого общения) с последующим развитием заикания, появление страхов. В большинстве случаев психотравмирующим обстоятельством является негативное отношение родителей к ребенку как наиболее значимых лиц. Это может быть отрицательное отношение к беременности, эмоциональные стрессы во время беременности, ведущие к угрозе выкидыша — волнения в связи с учебой, экзаменами, семейными отношениями с мужем и его родителями. Это также эмоциональная холодность, неприятие одним из родителей ребенка; скрытый конфликт между родителями, каждый из которых стремится привлечь ребенка на свою сторону.

К возникновению невроза располагают:

—индивидуальные особенности личности, характера и темперамента ребенка — впечатлительность, склонность к внутренней переработке чувств и переживаний, внутренняя противоречивость, склонность к беспокойству, волнению, беззащитность, выраженность чувства «Я»;

—отклонения в воспитании ребенка — нервные срывы в виде крика и физических наказаний, неосознанная проекция личностных проблем на детей; неприятие ребенка, непоследовательность в обращении с ребенком; в отношении с ребенком преобладание аффективности, тревожности, доминантности, гиперсоциальности, недоверия к его возможностям, которые приводят к формированию повышенной чувствительности;

—резидуальная церебрально-органическая недостаточность (остаточная мозговая органическая недостаточность как результат интоксикации второй половины беременности, вирусных инфекций и т.п.). Это также может быть невропатия — болезненное состояние, обусловленное врожденным нарушением функций вегетативной нервной системы (расстройства сна, аппетита, рвота, диспепсия, аффектреспираторные приступы, раздражительность, пугливость, капризность, соматическая ослабленность).

Если с момента рождения на ребенка воздействуют неблагоприятные биологические и социальные факторы и у него складывается готовность к развитию невроза, любая психогения (психотравмирующий фактор) может привести к началу болезни. Наиболее распространенные факторы, приводящие к неврозу у предрасположенных к нему детей: один или оба родителя отвергают ребенка, отказывают ему в любви; ребенок в семье служит средством разрешения супружеских конфликтов; угрозы разлюбить ребенка или покинуть его как средство воспитательного воздействия; внушение ребенку, что он повинен в разводе или смерти одного из родителей или близких; отсутствие в непосредственном окружении ребенка человека, способного понять его переживания.

Невроз развивается в течение относительно продолжительного времени, когда психическое напряжение или противоречие не разрешается, не находит выхода, а накапливается и приводит к расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Невроз уменьшается или прекращается после исчезновения психотравмирующих факторов.

Психологическим механизмом невроза является внутренний конфликт. Это неразрешимое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, ведущее к неудовлетворению потребностей самоопределения, самоконтроля, самовыражения, утверждения, признания и понимания себя среди окружающих. Содержание конфликта составляет столкновение в сознании ребенка аффективно насыщенных и часто неразрешимых из-за внешних и внутренних преград переживаний, например противоречивых отношений к близкому лицу или значимой ситуации. Внутренний конфликт возникает в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное место в его жизни и сознании, на каком-то этапе неразрешимы. Затягиваясь, неразрешимый конфликт оказывает негативное влияние на формирование черт характера и может тормозить умственное развитие. Из-за направленности личности ребенка на переживания, связанные с конфлик­том, круг его интересов и привязанностей резко сужается. Физиологическим механизмом невроза является срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или сшибки нервных процессов (конкурирующих очагов возбуждения).

Невротические расстройства и психопатические нарушения носят взаимоисключающий характер. Различия заключаются в том, что для неврозов наследственность не значима, а для психопатий играет определяющую роль; при неврозах, в отличие от психопатий, отсутствуют расторможенность, конфликтность в сочетании с агрессивностью и жестокостью, выражены чувство вины, стыда, сочувствие, переживание случившегося, осознание своей болезни; неврозы обратимы в результате благоприятного изменения обстоятельств или лечения; при неврозах, в отличие от психопатий, отношение к лечению положительное, ребе­ок ищет помощи, стремится избавиться от страданий.

1. Неврастения. Преобладают симптомы повышенной психической утомляемости (астения), отвлекаемость и трудность концентрации внимания, сочетающиеся с раздражительной слабостью (недержание эмоций и быстрое их истощение, капризы, плаксивость, невыносливость к различным физическим раздражителям, подавленное настроение), расстройства сна. Поведение характеризует то общая вялость, пассивность, то двигательное беспокойство, суетливость. Имеет место конфликт между возможностями и потребностями, когда потребности (обычно со стороны родителей) не соответствуют возможностям психики ребенка, и он не может, несмотря на желание, утвердить себя в каких-то значимых для себя областях или сторонах отношений. Это конфликт самоутверждения. Неврастения обусловлена истощением нервной системы в связи с непосильной интеллектуальной и физической нагрузкой, переживанием ребенком своей недостаточности, с боязнью наказания за плохие отметки, чувством стыда перед окружающими. Психотравмирующие факторы — конфликты в семье, чрезмерные требования и ограничения. В развернутой форме неврастения встречается не ранее школьного возраста.

2. Невроз страха — это большое количество страхов, высокий уровень тревожности и неуверенности в себе. Содержание страхов зависит от конкретной психотравмирующей ситуации и возраста ребенка. От 3 до 6 лет преобладают страхи животных, персонажей сказок, фильмов, образов, придуманных взрослыми для «воспитательного запугивания». От 6 до 8 лет — страхи темноты, одиночества, разлуки с родными; в предпубертатном и пубертатном возрасте — страхи болезни, смерти. Конфликт заключается в неспособности защитить себя, сохранить свое «Я» от внешних и внутренних угроз. Это конфликт самоопределения, связанный с угрозой уверенности в себе, прочности своего «Я» при встречах с воображаемой или реальной опасностью.

3. Невроз навязчивых состояний. Преобладают возникающие помимо воли навязчивые действия, влечения, страхи, мысли. Характерна мнительность — постоянные сомнения и колебания при принятии решения, а также боязнь заболеть, заразиться. Содержанием навязчивых страхов чаще бывает боязнь острых предметов, закрытых дверей, темноты, инфекции. Навязчивые движения и действия переживаются как нечто чуждое, с чем невозможно справиться, нередко носят характер защитных ритуалов. В основе невроза лежит конфликт моральный — наличие каких-либо несовместимых чувств и желаний в психике ребенка, конфликт между эмоциональными и рациональными сторонами психики ребенка (столкновение значимой потребности с запретом на ее реализацию и чувством долга), эмоциональное напряжение из-за сознания повышенной ответственности, внушенной взрослыми. Развитию этого невроза может способствовать обстановка повышенной тревожности в семье или чрезмерной ответственности, сверхфиксация внимания на здоровье, искусственно привитая ребенку сверхнормативность (неукоснительное соблюдение социальных запретов), подавление самостоятельности и повышенная требовательность.

4. Истерический невроз. Характерны расстройства настроения, капризность, эгоизм, фиксация окружающих на своем болезненном состоянии. Значительное место занимают различные формы измененного сознания, например обморочные состояния. Преморбидные особенности личности ребенка: эгоцентризм, жажда внимания, впечатлительность, внушаемость, завышенные претензии и игнорирование объективных реальных условий. Истерические реакции развиваются также у детей физически ослабленных, астеничных, обидчивых, чувствительных. Нередко это избалованные, единственные дети в семье. В основе истерического невроза лежит конфликт между субъективно завышенными желаниями и возможностями их реального удовлетворения, т. е. конфликт признания — невозможность реализовать заостренную потребность в любви и признании, доминировании, подчинении окружающих. С целью компенсации недостающего внимания, любви и ласки (вследствие потери привилегированного положения в семье, рождения брата — сестры, конфликтных отношений родителей из-за ребенка) ребенок реализует «бегство в болезнь» — невозможность ходить, стоять, истерическая афония, мутизм, кашель, рвота, нарушения глотания, истерическая слепота, расстройства сознания. Дети-истерики не являются симулянтами, они действительно испытывают ощущения, о которых говорят.

5. Депрессивный невроз характеризуется сниженным настроением в сочетании с неврастеническими симптомами. Предрасположены к депрессивному неврозу неуверенные в себе, нерешительные и несамостоятельные подростки. В качестве психотравмирующих факторов выступает представление о своей непривлекательности, наличие физического дефекта, длительная неразрешимость психотравмирующеи ситуации. К проявлениям депрессивного невроза относится грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, пассивность, стремление к изоляции. Также нарушается сон и снижается аппетит.

У детей и подростков часто встречаются системные неврозы — преимущественные поражения функций отдельных систем, помимо свойственных тому или иному неврозу симптомов. Возникают по механизму психогенного закрепления патологической условно-рефлекторной связи. К системным неврозам относятся: анорексия (невротическое расстройство аппетита), невротическая привычная рвота, невротический кашель, невротический энурез, невротический энкопрез, невротическое заикание, невротические тики, невротические расстройства сна.

studopedia.ru

Понятие «ребенок» («дети»), «подросток», «несовершеннолетние», «молодежь» в системе наук о человеке. Становление и развитие института защиты прав детей в России

Для конкретизации правового статуса ребенка в отраслевом законодательстве необходимо комплексное использование достижений различных общественных наук, относящихся к сфере человековедения: демографии, семьеведения, педагогики, культурологии, социологии, психологии, педиатрии и других. Причем в контексте определенного конкретно-исторического периода, обусловленного социально-экономическим развитием, определяющим духовно-культурное состояние общества. Ребёнок первоначально становится объектом медицинских исследований и только потом личностью, заслуживающей внимания. Поэтому для получения искомой информации требуется привлечение данных комплекса наук о человеке, тем более что представители большинства из них свидетельствуют о критическом состоянии детей современной России.

Понятия «ребенок», «дети», «подростки», «несовершеннолетние» широко употребляются в научной литературе. «Дети» — это множественное число от слова ребенок. Этимологически это слово имеет несколько значений. Для данного исследования интерес представляют мальчики, девочки в раннем возрасте, до отрочества. Иногда детьми называют младшее, подрастающее поколение людей. В определении понятия «дети» разночтений у ряда специалистов (педиатров, психологов, психоневрологов, психиатров, социологов, педагогов, экспертов медико-социальной экспертизы и других) не отмечается.

Например, в социологии понятие «дети» означает социально-демографическую группу населения в возрасте до 18 лет, имеющую специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Предваряя определение правового понятия «дети», отметим, что с юридической точки зрения, речь идет о детях, не достигших совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста. Об этом говорится в международном праве и национальном законодательстве: Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ и др.

«Подростки» — это дети подросткового (отроческого) возраста. В определении понятия «подростки» существенных разночтений также не отмечается. Однако хронологические границы этих возрастов нередко определяются по-разному. В отечественной психиатрии возраст от 14-ти до 18-ти лет называется подростковым, а в психологии подростковый возраст – от 10-11 до 14-15 лет.

В педагогической литературе встречается следующая возрастная периодизация: младенчество – до 1 года жизни; дошкольники – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст от 6 до 10 лет как бы завершает непосредственно детский период; далее следует подростковый возраст – 11-14 лет и отдельно исследуется старший школьный подростковый период, куда относятся дети 15-18 лет, причем у девочек подростковый возраст заканчивается примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков.

Международными экспертами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) подростковым возрастом считаются два чрезвычайно важных периода: пубертатный период (от 10 до 15 лет) и этап социального созревания (от 16 до 20 лет)

Нормами международного и российского права термин «подросток» объективно не определен. Содержание данного понятия латентно раскрывает правоприменительная практика в социальной сфере и сфере труда. Правоприменительные органы (структуры) характеризуют подростка как лицо в возрасте от 14 до 18 лет, способное трудиться на законных основаниях.

В основе данной периодизации возрастного развития детей лежит предложенный А.Н. Леонтьевым психологический принцип: каждая стадия психического развития характеризуется определенным ведущим типом его деятельности, которая тесно связана с местом, занимаемым ребенком в системе общественных отношений.

В филологии возрастная терминология никогда не была однозначной. В толковом словаре В. Даля «подростки» определяются как «дети на подросте, почти на возрасте, около 14-ти, 15-ти лет». В древнерусском языке слово «отрок» — подросток обозначало и дитя, и подростка, и юношу.

Говоря о разнообразии в определении возрастных категорий детей, необходимо отметить важную для юриста деталь: возрастные категории во многих, если не во всех, языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское слово «отрок» (буквально – «не имеющий права говорить») означало: «раб», «слуга», «работник», «княжеский воин». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему нередко содержит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности.

Периодизация развития и представления о свойствах и возможностях индивидов разного возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).

В целом период взросления определяется совокупностью различных факторов: социально-экономических, биологических, психофизиологических, национальных, этнокультурных и др. И в разных правовых сферах он разный, что во многом предопределяется особенностями регулируемых правом отношений.

Понятие «несовершеннолетний» имеет отношение только к праву и в других отраслях знаний как научное понятие не употребляется. «Несовершеннолетние» с юридической точки зрения – это лица, не достигшие возраста, установленного законом для достижения полной дееспособности. Например, в словаре В. Даля несовершеннолетним считается лицо, не достигшее 21 года. По законодательству Российской Федерации несовершеннолетние — это лица, не достигшие 18 лет.

Анализ положений, содержащихся в научной литературе, показал: в настоящее время существуют дифференцированный и интегрированный способы определения понятия «ребенок». Дифференцированное определение базируется на перечне основных эмпирических характеристик искомого понятия и признает, что «ребенок» — это развивающееся человеческое существо от рождения до возраста 10-ти лет. Это определение вытекает из данных медико-социально-психологических исследований. Далее следует понятие «подросток», хотя многие ученые отмечают, что возрастные границы детства увеличились с 11 до 18 лет, как в медицинском, так и в социальном плане.

Интегрированное же определение, будучи попыткой обобщенного подхода к понятию «ребенок», предполагает, что «ребенок» — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Впервые это определение появилось в Конвенции о правах ребенка, а потом в Семейном кодексе РФ (статья 54). Далее в 1998 г. это же определение употребляется в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Таким образом, в отличие от правоведения, в большинстве общественных наук имеет место дифференциация детского возраста, основанная на учете особенностей его психофизиологического состояния.

Молодежь в широком смысле – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) смысле молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Под термином молодежь понимается социальный статус, определяемый возрастом; он непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения. Социальная сущность молодежи определяется с точки зрения ее роли в общественном воспроизводстве.

С точки зрения ювенологии, молодежь — это социально-демографическая группа общества, сознание и поведение которой может быть исследовано и объяснено только с учетом диалектической взаимосвязи биологических свойств и качеств молодого поколения и социально-экономических условий жизни в конкретном обществе. Главная особенность молодежи в том, что она находится в стадии «активной социализации». Называются следующие возрастные характеристики: подростки («дети подросткового возраста») – 14-17 лет включительно, собственно молодежь – 18-29 лет включительно. Основной группой риска является молодежь от 15 до 24 лет.

В 90-е годы прошлого столетия началась работа по разработке основ законодательства, регулирующего правовое положение молодежи. «Прорывом» в отечественном законодательстве стал первый специальный закон, посвященный только молодежи – Закон СССР от 16 апреля 1991 г. «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». В результате в 1999 году Государственной Думой ФС РФ был принят Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» и одобрен Советом Федерации. До принятия данного закона, продекларировавшего основные права молодежи и обязанности перед ней государства, работа с молодыми людьми чаще всего строилась на основе законодательств субъектов Российской Федерации с учетом социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий. Однако Закон был отклонен Президентом РФ и позднее снят с дальнейшего рассмотрения.

С позиции социализации, воспитания гражданско-ответственной личности, профилактики правонарушений несовершеннолетних наибольший интерес представляет подростковый период (отрочество), который часто называют «трудным» возрастом, или, по словам Ж.-Ж. Руссо, «вторым рождением». С одной стороны, это классический трудный возраст, сопровождаемый наибольшими расхождениями между поведением подростка и его самооценкой; с другой стороны, этот возраст особенно «пластичен». Поэтому он благоприятен для различных воздействий, главное, чтобы эти воздействия не были асоциальными.

Подход к восприятию ребенка как субъекта права предполагает исследование процесса воспитания ребенка, становления его как личности.

Вследствие того, что долгое время личность заслонялась семьей, общиной, государством и не получила своего правового определения, правовое регулирование положения детей осуществлялось через институт семьи. Специалисты в области семьеведения и демографии отмечают: несмотря на широкий круг формальных структур, участвующих в социализации личности, приоритет в этой сфере до сих пор принадлежит особому институту общества — семье. Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (прежде всего с экономикой, политикой, правом, идеологией, культурой), семья постоянно изменяется. В то же время ее развитие обладает относительно самостоятельным характером.

По российскому законодательству семья находится под защитой государства. Российское законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

По мере изменения социального статуса семьи существенно деформировались и ее функции: социально-экономическая, репродуктивная, социокультурная, социально-психологическая и другие. В период преобладания натурального хозяйства дети были экономически выгодны семье сначала как участники производства, затем как основные работники и наследники, обеспечивающие родителей в старости, т.е. преобладала экономическая мотивация рождения детей.

Современное внимание к проблемам защиты прав ребенка, своеобразный «культ детства» имеют свой генезис, свою историю, исходным пунктом которой была ситуация, в точности до наоборот. Это видно из эволюции отношения к детской смертности. Умерщвление ребенка в древних обществах (инфантицид) было естественной нормой и диктовалось экономической необходимостью выживания семьи в условиях малопроизводительного труда. Ребенок в силу физической и умственной беспомощности часто становился объектом ритуального убийства – жертвоприношения. В качестве примера можно привести «идеальное» государство Платона, в котором уничтожали младенцев не только с телесными недостатками, но и рожденных от «худших родителей».

Обычаи Спарты оправдывали смерть такого ребенка тем, что «жизнь не нужна ни ему самому, ни государству». Исследования русского фольклора позволяют обнаружить так называемые «смертные колыбельные». Можно предположить, что они были эффективным средством «демографической политики» древних, а именно: либо приговором больному, слабому, лишнему ребенку, либо средством испытания его на «живучесть», на волю к жизни. Общеизвестно, что в России в медицинской науке до ХVIII в. бытовало убеждение о ненужности лечить ребенка до 2-х лет, поскольку им еще распоряжается бог или природа.

Все это отражает реальную ситуацию, когда веками традиционно дети считались низшими существами, безраздельно, как другие виды собственности, принадлежащие взрослым. За детьми не признавалось право на автономное существование, им отводилось сугубо зависимое, подчиненное положение.

Историческое развитие культуры привело к коренному перевороту в восприятии самого ребенка. На основе гуманистического мировоззрения ребенок становится символом жизни, творчества, спасения, владеющим преимуществом времени; воплощением ангельской чистоты, простоты и целомудрия. Здесь возникают решающие предпосылки обращения к проблемам детского развития, воспитания нового человека. Показателен факт связанности начала истории борьбы с детской смертностью с началом истории развития капитализма.

Развитие национального законодательства о детях нельзя рассматривать в отрыве от правового регулирования брачно-семейных отношений, которое на Руси основывалось на нормах обычного права, подвергавшемуся сильному воздействию канонического права. Выделим наиболее важные «вехи» в развитии положений, касающихся несовершеннолетних.

Продолжая поддерживать принципы домостроя, Соборное уложение 1649 г. обязывало родителей обучать своих детей. Эти обязанности распространялись на представителей дворянства и купечества. Нововведения Петра I в сфере регулирования семейно-брачных отношений, безусловно, носили позитивный характер, их целью было не только экономическое укрепление института семьи, но и забота о физическом и нравственном здоровье будущих детей. Петр I пытался покончить с ранними браками и специальным указом повысил брачный возраст: для мужчин — до 20 лет, для женщин — до 17 лет.

Следующий этап государственно-правового регулирования семейно-брачных отношений наступил после введения в 1832 г. Свода Законов Российской империи, а именно, книги первой Свода «О правах и обязанностях семейственных». Устанавливался брачный возраст для мужчин — 18 лет, для женщин — 16 лет.

Реформы в 60-70-х гг. XIX в. при всей их важности и значении для преобразования феодального права в буржуазное, по сути, сохранили существовавшее своеобразное разграничение функций церкви и государства в регулировании брачно-семейных отношений. Церковные правила о семье и браке почти полностью совпадали с государственными законами. Так, церковь осуждала браки без согласия родителей; государство не только запрещало такие браки, но по жалобе родителей подвергало непослушных детей тюремному заключению, лишало их права наследования и т.д.

До конца ХIХ в. особенно тяжелым, почти бесправным, было положение «незаконнорожденных» детей. Что касается опеки, то она осуществлялась на сословных принципах и сословными органами. Дворянская опека обладала значительными средствами и использовала их для поддержания ослабевших дворянских семей.

В конце XIX-начале XX вв. изменилось законодательство об усыновлении. Усыновителю необходимо было получить согласие не только супруга, родителей усыновляемого, но и самого усыновляемого, если он был старше 14 лет. С 1902 г. разрешено усыновлять своих незаконнорожденных детей. Усыновленные приобретали права родных детей, за исключением права наследовать родовое имущество, которое переходило только к кровным родственникам.

Победа Октябрьской революции 1917 г. ознаменовала начало коренных реформ института семьи. Декреты «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г., носившие учредительный, конституционный характер, принципиально по-новому решали наиболее существенные вопросы правового регулирования отношений, связанных с браком и семьей. Российская республика впредь признавала лишь гражданские браки. Тем самым закреплено одно из принципиальных положений советского брачно-семейного законодательства. Советское государство провозгласило важным принципом равноправие мужчины и женщины; было провозглашено равенство внебрачных детей, что также являлось одним из основных положений советского брачно-семейного законодательства.

В принятом в 1918 г. Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве впервые воспитание детей рассматривалось не как «частное дело» родителей, а как их долг и обязанность перед обществом и государством. Имущественные отношения между родителями и детьми строились на принципе раздельности: дети не имели права на имущество родителей, родители не имели права на имущество детей. Кодекс обязывал родителей предоставлять нетрудоспособным и нуждающимся детям пропитание и содержание. Совершеннолетние и трудоспособные дети в свою очередь были обязаны доставлять содержание своим нетрудоспособным и нуждающимся родителям. Усыновление временно запрещалось из-за опасности использования этого института для эксплуатации сирот, беспризорных, детей батраков и т.д.

Семейный кодекс РСФСР 1927 г. в отличие от Кодекса 1918 г. признавал фактический брак наравне с зарегистрированным при условии его судебного установления. Существенных изменений в правовое положение несовершеннолетних Кодекс не привнес.

Можно заключить, что до второй половины 30-х гг. Россия не имела четко выраженной семейной политики. Затем начинается период, ориентированный на поощрение высокой рождаемости и многодетности. Так, 1 ноября 1969 г. был введен в действие новый Кодекс о браке и семье РСФСР, одной из основных целей которого являлось способствование охране интересов матери и детей.

В Конституции СССР 1977 года (статья 53) впервые конституционное закрепление получило положение о том, что семья находится под защитой государства. Большое место отводилось также установлению прав и обязанностей родителей в отношении детей и обязанностей детей по содержанию родителей; подчеркивалось, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества (статья 66). Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Но Конституция СССР не содержала конкретно сформулированного понятия защиты семьи, хотя в ней и были представлены составляющие элементы семьи (статьи 53, 35, 66), а также признавалась необходимость защиты семьи как важнейшей социальной ячейки.

В отличие от правоведения, для большинства общественных наук характерна дифференциация детского возраста, основанная на учете особенностей его психофизиологического состояния. Интегрированное определение, в котором делается попытка обобщенного подхода к искомому понятию: «ребенок» — гражданин (человек), не достигший совершеннолетия (18-ти лет) – впервые применяется в российском законодательстве, а именно в Семейном кодексе РФ, как аналог термина «несовершеннолетние».

Предполагаемый хронологическим возрастом уровень развития индивида прямо или косвенно определяет его социальный статус. Но в любом случае имеет место как бы «уменьшение» социального статуса ребенка по сравнению с взрослым индивидом, тогда как в соответствии с международно-правовыми актами и Конституцией РФ они равны, более того, социальный и правовой статус ребенка должен быть большим в плане повышенной, особой защиты.

Возрастная дифференциация детского периода заметно варьируется в зависимости от уровня развития общества. Подростковая возрастная группа — наиболее важный возрастной слой (страт) в процессе социализации.

Сопоставление части 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которой «ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия)», и статьи 21 Гражданского кодекса РФ, в которой дается понятие дееспособности гражданина, позволяет сделать вывод: понятие «ребенок» и «несовершеннолетний» используются в российском законодательстве как равнозначные.

При исследовании проблем правового положения, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи необходимо учитывать следующие принципиальные положения:

— единство и взаимосвязь правового положения несовершеннолетних и молодежи;

— необходимость учета специфики каждой из возрастных категорий;

— в отсутствие правового понятия молодежи решение заданной научно-практической задачи может быть осуществлено через призму исследования правового положения несовершеннолетних, так как основные черты молодежи с точки зрения их творческого потенциала, участия в жизни общества совпадают с основными характеристиками несовершеннолетних как будущего любого государства и общества.

В любом случае молодежь выступает как социальный наследник проблем периода несовершеннолетия.

Вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы:

1. Характеристика современной социально-экономической ситуации в России, и ее влияние на развитие молодого поколения.

2. Теоретические предпосылки формирования правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации.

3. Сущность критического состояния детей современной России.

4. Понятия «ребенок», «подросток», «несовершеннолетние», «молодежь» в гуманитарных науках.

5. Дифференцированный и интегрированный способы определения понятия «ребенок».

6. Роль социализации в формировании статуса (правового и социального) личности.

7. Статус детства. Его основные характеристики.

8. Значение семьи как социального института для становления личности несовершеннолетнего.

9. Эволюция отношения к ребенку. Анализ историко-культурологической литературы

10. Понятие «молодежь». Его основные характеристики.

11. Понятие института защиты прав ребенка. Социальный и правовой механизмы защиты.

12. Трактовка правового положения несовершеннолетних в историко-правовых памятниках.

13. Положение детей в условиях Древней Руси.

14. Положение детей в период Московского государства.

15. Новации в правовом и социальном статусе детей России времен Петра I и Екатерины II.

16. Защита прав ребенка в СССР: основные характеристики.

17. Особенности правового положения несовершеннолетних в современной России.

studopedia.ru

Программа по коррекции поведения детей с неврозами для 2 класса.

Программа коррекции поведения детей с неврозами

Понятие и особенности неврозов

Неврозы – это группа пограничных психических заболеваний, характеризующиеся нередко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих факторов.

Подверженность невроза у детей в возрасте у детей 7-10 лет имеет возрастающую тенденцию. Это обуславливается, прежде всего, следующим фактором: изменением социального положения и взаимоотношений между людьми вследствие экономической и политической нестабильности. Такая ситуация порождает всеобщую нервозность населения, в том числе и детей, отражается на культуре семейных взаимоотношений, в частности; на взаимоотношениях между родителями и детьми, которые носят деструктивный характер. Стремительно возрастающий поток информации, необходимый для усвоения школьником, также может выступать дистрессором. Помимо этих общих психотравмирующих факторов у ребенка 7-10 лет возникают трудности, связанные с изменениями социального статуса в процессе учебы ребенка в школе. Причин и условий для возникновения неврозов у младших школьников в настоящее время стало еще больше, чем несколько лет назад.

Причины развития неврозов у детей. Существует 2 группы причин, общих для всех форм неврозов: первая – биологические, вторая – социальные.

К биологическим причинам следует отнести: зачатие в нетрезвом состоянии, родовые травмы, инфекционные заболевания, токсические отравления. Эти причины не только предрасполагают организм ребенка к неврозам, но и в большинстве случаев определяют их.

К социальным причинам следует отнести переживания матери в процессе ношения ребенка, которые вызывают сильные и многократные стрессы. Эти ,стрессы обуславливаются смертью близких, разводами, полученными увечьями и т.д. Переживания матери нередко являются результатом неблагоприятных семейных отношений: пьянство мужа, частых ссор или морального террора. К психогенным причинам относится также отношение родителей к ребенку с момента его рождения: принятие – отвержение, любовь-ненависть, и т.д.

З. Фрейд среди основных причин, вызывающих невроз, в первую очередь назвал столкновение между сексуальными побуждениями и стремлением к доминированию с одной стороны, с другой – требованиями, предъявляемыми со стороны общества (родители, сверстники, взрослые, учителя). А К. Хорни считает, что неврозы порождаются культурными факторами, или более точно, что неврозы возникают из-за расстройств в человеческих отношениях (между матерью и ребенком). А. Адлер утверждал, что невротический стиль жизни проявляется в результате «трудного» детства (перенесение физических страданий – неполноценность органа, чрезмерного балующегося воспитания, пренебрежение ребенком).

Происхождение 30% неврозов начинаются с изменения сложившихся условий, стереотипов и привычек ребенка; около 20% — с различных испугов, 20% — в результате столкновения противоположных установок в раннем детстве.

Если конфликт между потребностями ребенка и требованиями взрослых усиливается, то потребности могут трансформироваться в невротические. К таким невротическим потребностям следует отнести стремление ребенка установить эмоциональную дистанцию между собой и другим, потребность к уединению, к полной независимости, а также желание ребенка чувствовать свое превосходство.

Эти базисные потребности невротика являются способами, с помощью которых он пытается решить свои конфликты.

Следствием неразрешенности конфликтов является: страхи, обнищание личности, безнадежность, садисткие наклонности, которые проявляются в симптомах.

К симптомам невроза относятся: ощущение несчастности, разочарование и фрустрации, раздражительность, мрачность, тревожность, плаксивость, беспокойство, агрессивность, нетерпеливость, физические недомогания – температура, головные боли, рвота, понос, желудочные расстройства.

Цель программы: избавление детей от острых симптомов невроза и переживаний, которые являются результатами деструктивного общения ребенка с взрослым.

Снятие внутреннего конфликта ребенка, которые проявляются через названные симптомы;

Снятие ригидности невротических потребностей;

Формирование адекватной самооценки и интеграции самосознания;

Развития самопознания за счет снятия барьеров психологической защиты и устранение неискренности на межличностном уровне;

Выработка мобильных стратегий поведения.

Цель: диагностика принятия себя, помочь найти ребенку новый желаемый образ

Представление. Назовитесь любым именем, которым мы будем называть вас на занятиях.

Нарисуйте себя с новым именем.

Цель: диагностика самоприятия и самосознания ребенка, снятие эмоциональной напряженности, идентификация ребенка с новым образом.

Цель: Снятие напряжения, сплочение группы.

Дети делятся на две группы. В каждой команде дети берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. После этого ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Кочки!», все участники игры приседают, положив руки на голову.

Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Цель: диагностика уровня формирования предрасположенности и доверия между членами группы, закрепление знания имен друг друга, повышение уверенности детей в себе.

«Кто нарисовал? Как его зовут?»

Цель: выявление эмоционального состояния детей к концу занятия, сплочение группы, успокоение детей, снятие напряженности, углубление эмоционального контакта между членами группы.

Нарисуйте каждый свое настроение на листе ватмана. У нас получится общая картина настроения группы.

Цель: создание эмоционального комфорта в группе, настройка на следующее занятие.

Задание. Встаньте все в круг. Возьмитесь за руки. Ведущий говорит: «Сегодня вы познакомились с интересными людьми. Посмотрите на них. Наверное, каждому из вас есть, что сказать друг другу на прощание».

Упражнение сопровождается медитативной музыкой.

Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, снятие агрессивности внутренней скованности, страха, обучение приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния и др.

Цель: настройка на занятие.

Задание: встаньте все в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга. Скажите добрые слова.

Этюды на выражение эмоций.

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Цель игры: развитие сосредоточенности и способности концентрации.

Процедура игры: все дети сидят на стульях полукругом. Ведущий задает ситуацию: «Вы – командиры, перед вами карта, и вы ее сосредоточенно и внимательно изучаете»! Дети начинают играть в командиров.

Выразительные движения и мимика: сощуренные глаза, нижняя губа закушена, голова наклонена вперед, указательные палец движется по воображаемой карте.

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпы.

Выразительные движения: стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что кто-то кричит от боли. Долго метался утенок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться.

В зале приглушается свет. Все дети, кроме ребенка-утенка изображают деревья, коряги и пеньки. Дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы. Издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.п. Утенок прячется в маленькой пещере. Он дрожит.

Когда перестает звучать музыка, включается свет. Этюд закончен.

Цель: диагностика состояний ребенка, закрепление умений выражать эмоции, снятие агрессии, внутренней скованности.

Каждый участник выбирает какую-либо куклу.

Задание: выразить на кукле эмоции гнева, злости, радости, удивления.

«Сотворение глиняного мира»

Цель: стимуляция творчества, исследование ценностных ориентаций, взаимоотношении сотрудничества и соперничества членов группы.

Материалы: глина или пластилин.

Процедура: каждый член группы получает ком глины. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.

Вы – один из пяти или восьми человек, создавших мир. Закройте глаза и вообразите, что глина – сырье, из которого можно делать все, что вы захотите. Закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцем выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей группе скульптурами. Совместно с партнерами группы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими.

Цель: закрепление и воспроизведение различных эмоций, приемы саморасслабления, формирования межличностных эмпатий.

«Следование за ведущим»

Цель: это упражнение дает возможность быть и ведущим, и ведомым в маленькой группе.

Процедура: поделите группу на маленькие группы – по 4-5 человек. Каждая группа выстраивается в ряд. Участник, стоящий впереди является ведущим. В качестве ведущего спонтанно и творчески двигайтесь по комнате. Остальные члены группы должны следовать за вами, сохраняя ряд. Через несколько минут перейдите в конец своей маленькой группы, чтобы стоящий за вами в ряду участник стал ведущим. Выполняйте упражнение до тех пор, пока каждый участник не получит возможность хотя бы раз стать ведущим группы, внося в нее свой особый стиль, свои движения.

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, ведут игрока – кота с завязанными глазами. Проводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе начинают петь:

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропевают последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут его за одежду.

Цель: представление моделей желательного и нежелательного поведения.

Приветствие необычным способом.

Цель: стимулирование творческих способностей, повышение самооценки.

Цель: поощрение осознание тела, творческого движения межличностной эмпатиии.

Процедура: все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой ведомым.

Пары встают лицом к лицу и смотрят друг на друга в глаза. Ведущий выполняет движения, ведомый их повторяет.

По окончании процедуры следует рефлексия.

Ребенок представляет себя капитаном, капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.

Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед.

Цели: перенос мечты на реальную почву и повторное присвоение отчужденных фрагментов личности.

Первый участник на «горячем месте» — опиши свою мечту в настоящем времени – это может быть ситуация, которая пришла в голову, какая-то фантазия.

Попросить участника разыграть мечту, дать ей описание от первого лица, как — будто он – объект своей мечты.

Руководитель группы направляет внимание участника на тот объект мечты, который является самым важным или переводит его внимание с объекта на объект, заставляя переживать все чувства, связанные с ним.

Цель: выявление внутренних конфликтов их осознание и поэтапное разрешение.

Цель: отреагирование скрытых эмоций и завершение незаконченного действия, прояснение противоположностей, вовлеченных в конфликт, и их интегрирование в единое целое.

Процедура: одного желающего участника необходимо посадить на «горячее место». Руководитель просит его заново пережить ситуацию, обратить внимание на его ощущения, чувства, эмоции. Предлагает сыграть роли других в его ситуации (например, мамы, учителя), стимулировать новые способы поведения личности фразами: «А чтобы ты сейчас сделал?», «Попробуй сделать так, как ты еще не поступал».

Разыгрывание роли часто заключается в намеренных несоответствиях, преувеличениях: робкий, застенчивый участник может получить задание встать на стул и начать отдавать команды авторитарным, громким голосом.

Усилению внимания и чувствам способствует задание по утрированному выражению невербальной поведенческой реакции. Руководитель группы должен заметить эти реакции и перевести внимание участника с невыразительного рассказа на активные физические действия.

Цель: дать возможность каждому участнику проэкспериментировать танцевальными движениями перед другими.

Процедура: группа садится в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте, пригласите кого-нибудь заменит вас. Продолжайте до тех пор, пока каждый желающий не использует возможность исполнить танец.

infourok.ru