Диагностика психических расстройств у ребенка

Как не пропустить психическое расстройство у ребенка и что делать в этих случаях

Понятие психического расстройства у детей может быть достаточно трудно объяснить, не говоря о том, что его нужно и определить, особенно самостоятельно. Знаний родителей, как правило, для этого недостаточно. В результате, многие дети, которые могли бы выиграть от лечения, не получают необходимую им помощь. Данная статья поможет родителям научиться определять тревожные признаки психического заболевания у детей и осветит некоторые варианты помощи.

Почему родителям трудно определить душевное состояние своего ребенка?

К сожалению, многие взрослые не знают признаки и симптомы психического заболевания у детей. Даже если родители владеют основными принципами распознавания серьезных психических расстройств, им часто трудно отличить легкие признаки отклонений от нормального поведения детей. А ребенку иногда не хватает словарного запаса или интеллектуального багажа, чтобы объяснить свои проблемы вербально.

Опасения по поводу стереотипов, связанных с психическими заболеваниями, стоимости использования некоторых лекарственных препаратов, а также — материально-технической сложности возможного лечения, часто откладывают сроки терапии, либо заставляют родителей объяснять состояние своего ребенка каким-то простым и временным явлением. Однако начинающее свое развитие психопатологическое расстройство сдержать ничего не сможет, кроме правильного, а самое главное — своевременного лечения.

Понятие психического расстройства, его проявление у детей

Дети могут страдать от тех же психических заболеваний, что и взрослые, но проявляют они их по-разному. Например, депрессивные дети часто показывают больше признаков раздражительности, чем взрослые, которым, как правило, более свойственна печаль.

Дети наиболее часто переносят ряд заболеваний, в том числе острые или хронические психические расстройства:

Дети, страдающие тревожными расстройствами, такими как обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, социальная фобия и генерализованное тревожное расстройство, ярко показывают признаки беспокойства, которая является постоянной проблемой, которая мешает их повседневной деятельности.

Иногда беспокойство является традиционной частью опыта каждого ребенка, часто переходя от одной стадии развития к другой. Однако, когда стресс занимает активные позиции, это становится тяжело для ребенка. Именно в таких случаях показано симптоматическое лечение.

  • Дефицит внимания или гиперактивности.
  • Это расстройство, как правило, включает в себя симптомы трех категорий: трудности концентрации внимания, гиперактивность и импульсивное поведение. Некоторые дети с данной патологией имеют симптомы всех категорий, в то время как другие могут иметь только один признак.

    Данная патология является серьезным расстройством развития, которое проявляется в раннем детстве — обычно в возрасте до 3 лет. Хотя симптомы и их тяжесть склонны к изменчивости, расстройство всегда влияет на способность ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

    Расстройства пищевого поведения — такие, как анорексия, булимия и обжорство — достаточно серьезные болезни, угрожающие жизни ребенка. Дети могут стать настолько заняты едой и собственным весом, что это не позволяет им сосредоточится на чем-то ином.

    Расстройства аффекта, такие как депрессия и биполярное расстройство, способны привести к стабилизации стойких чувств печали или резким перепадам настроения гораздо более серьезным, чем обычная изменчивость, распространенная у многих людей.

    Это хроническое психическое заболевание заставляет ребенка терять связь с реальностью. Шизофрения чаще появляется в позднем подростковом возрасте, примерно от 20 лет.

    В зависимости от состояния ребенка, заболевания могут классифицироваться как временные психические расстройства или постоянные.

    Основные признаки психического заболевания у детей

    Некими маркерами того, что ребенок может иметь нарушения психического здоровья, являются:

    Изменения настроения. Следует обратить внимание на доминирующие признаки грусти или тоски, которые длятся по крайней мере, две недели, или тяжелые перепады настроения, которые вызывают проблемы в отношениях дома или в школе.

    Слишком сильные эмоции. Острые эмоции подавляющего страха без причины, иногда в сочетании с тахикардией или учащенным дыханием — серьезный повод обратить внимание на своего ребенка.

    Нехарактерное поведение. Сюда можно отнести резкие изменения в поведении или оценке собственной личности, а также опасные или выходящие из-под контроля действия. Частые драки с применением сторонних предметов, сильное желание навредить окружающим, также являются предупреждающими знаками.

    Сложность концентрации. Характерное проявление подобных признаков очень хорошо просматривается в момент подготовки домашнего задания. Также стоит обратить внимание на жалобы учителей и текущую успеваемость в школе.

    Необъяснимая потеря веса. Внезапная потеря аппетита, частая рвота или использование слабительных может указывать на расстройство пищевого поведения;

    Физические симптомы. По сравнению со взрослыми, дети с нарушениями психического здоровья могут часто жаловаться на головные боли и боли в животе, а не на печаль или тревогу.

    Физический ущерб. Иногда состояние психического здоровья приводит к самостоятельному травмированию, также называемому самоповреждением. Дети часто выбирают для этих целей далеко негуманные способы — часто режутся или поджигают себя. У таких детей также часто развиваются мысли о самоубийстве и попытки реализовать суицид на самом деле.

    Злоупотребление психоактивными веществами. Некоторые дети употребляют наркотики или алкоголь, чтобы попытаться справиться со своими чувствами.

    Действия родителей при подозрении на психические расстройства у ребенка

    Если родители действительно беспокоятся о состоянии психического здоровья своего ребенка, необходимо обратиться к специалисту как можно скорее.

    Врачу следует подробно описать настоящее поведение, делая упор на самых ярких несоответствиях с более ранним периодом. Для получения дополнительной информации перед визитом к врачу рекомендуется побеседовать со школьными учителями, классным руководителем, близкими друзьями или другими лицами, которые проводят с ребенком какое-то продолжительное время. Как правило, такой подход очень помогает определиться и открыть что-то новое, то, что ребенок никогда не покажет в домашних условиях. Нужно помнить, что от врача никаких секретов быть не должно. А еще — нет никакой панацеи в виде таблеток от психического расстройства.

    Общие действия специалистов

    Психическое состояние здоровья у детей диагностируется и лечится на основе признаков и симптомов с обязательным учетом влияния психологических или психических отклонений на повседневную жизнь ребенка. Такое подход позволяет также определить типы психических расстройств ребенка. Не существует каких-либо простых, уникальных или стопроцентно гарантирующих положительный результат тестов. Для того, чтобы поставить диагноз, врач может рекомендовать присутствие смежных специалистов, например, психиатра, психолога, социального работника, психиатрической медсестры, педагогов психического здоровья или поведенческого терапевта.

    Врач или другие специалисты будут работать с ребенком, как правило, индивидуально, чтобы определить в первую очередь, имеется ли у него действительно отклонение от нормального состояния психического здоровья на основе диагностических критериев, или нет. Для сравнения используются специальные база данных детской психологической и психической симптоматики, которыми пользуются специалисты всего мира.

    Кроме того, врач или другой куратор психического здоровья будет искать другие возможные причины, объясняющие поведение ребенка, такие как история предыдущих заболеваний или травматизма, в том числе и семейного.

    Стоит отметить, что диагностика детских психических расстройств может быть достаточно трудной, поскольку для детей выразить свой эмоции и чувства правильно может стать серьезной проблемой. Причем это качество всегда колеблется от ребенка к ребенку — одинаковых детей в этом плане не существует. Несмотря на эти проблемы, точный диагноз является неотъемлемой частью правильного, эффективного лечения.

    Общие терапевтические подходы

    Общие варианты лечения для детей, которые имеют нарушения психического здоровья, включают в себя:

    Психотерапия, также известная как «разговорная терапия» или терапия поведения, является способом решения многих проблем психического здоровья. Говоря с психологом, проявляя при этом эмоции и чувства, ребенок позволяет заглянуть в самую глубину его переживаний. Во время психотерапии, дети сами узнают многое о своем состоянии, настроении, чувствах, мыслях и поведении. Психотерапия может помочь ребенку научиться реагировать на сложные ситуации на фоне здорового преодоления проблемных барьеров.

    Врач может порекомендовать прием определенных лекарств, если это действительно необходимо, таких как стимуляторы, антидепрессанты, успокаивающие препараты, антипсихотические препараты или стабилизаторы настроения.

    В процессе поиска проблем и их решений, специалисты сами предложат необходимый и самый действенный вариант лечения. В каком-то случае будет вполне достаточно сеансов психотерапии, в другом — без лекарственных средств будет не обойтись.

    Стоит отметить, что острые психические расстройства всегда купируются проще, нежели чем хронические.

    В такие моменты ребенок нуждается в поддержке родителей более, чем когда-либо. Дети с диагнозами в области психического здоровья, собственно, как и их родители обычно испытывают чувства беспомощности, гнева и разочарования. Спросите у лечащего врача вашего ребенка совета о том, как изменить способ взаимодействия с сыном или дочерью, а также — о том, как справиться с трудным поведением.

    Ищите способы, чтобы расслабиться и весело провести время с вашим ребенком. Хвалите его сильные стороны и способности. Исследуйте новые методы управления стрессом, которые могут помочь вам понять, как спокойно реагировать на стрессовые ситуации.

    Семейное консультирование или помощь групп поддержки может быть хорошим подспорьем в лечении детских психических расстройств. Такой подход очень важен для родителей и детей. Это поможет понять болезнь вашего ребенка, его чувства, а также то, что можно сделать всем вместе, чтобы оказать максимальную помощь и поддержку.

    Чтобы помочь ребенку добиться успеха в школе, информируйте учителей вашего ребенка и руководство школы о состоянии психического здоровья вашего чада. К сожалению, в некоторых случаях, возможно придется сменить образовательное учреждение на школу, учебная программа которой рассчитана на детей с проблемами психики.

    Если вы беспокоитесь о психическом здоровье вашего ребенка, советуйтесь со специалистами. Никто не в силах за вас принять решение. Не избегайте помощи по причине своего стыда или страха. При соответствующей поддержке, вы можете узнать правду о том, имеет ли ваш ребенок отклонения и сможете изучить варианты предложенного лечения, тем самым обеспечите своему дитя дальнейшее достойное качество жизни.

    onevroze.ru

    Психическое расстройство у детей

    Психическое расстройство – не заболевание, а обозначение их группы. Нарушения характеризуются деструктивными изменениями психоэмоционального состояния и поведения человека. Пациент не способен адаптироваться к ежедневным условиям, справляться с бытовыми проблемами, профессиональными задачами или межличностными отношениями.

    И психологические, и биологические, и социопсихологические факторы относятся к списку того, от чего может быть психическое расстройство в раннем возрасте. И то, как проявляется заболевание, напрямую зависит от его характера и степени воздействия раздражителя. Психическое расстройство у несовершеннолетнего пациента может вызвать генетическая предрасположенность.

    Часто врачи определяют расстройство, как следствие:

    • ограниченности интеллектуальных способностей,
    • поражений головного мозга,
    • проблем внутри семьи,
    • регулярных конфликтов с близкими и сверстниками.
    • К серьезному психическому расстройству могут привести эмоциональные травмы. Например, случается ухудшение психоэмоционального состояния ребёнка в результате события, вызвавшего потрясение.

      Несовершеннолетние пациенты подвержены тем же психическим расстройствам, что и взрослые. Но, проявляются заболевания, как правило, по-разному. Так, у взрослых людей наиболее распространённым проявлением нарушения является состояние печали, депрессии. Дети в свою очередь чаще демонстрируют первые признаки агрессии, раздражительности.

      То, как начинается и протекает заболевание у ребёнка, зависит от типа острого или хронического расстройства:

    • Гиперактивность – главный признак расстройства, вызванного дефицитом внимания. Нарушение можно определить по трем ключевым симптомам: неспособности концентрировать внимание, чрезмерной активности, в том числе эмоциональной, импульсивному, порой агрессивному поведению.
    • Признаки и тяжесть симптомов аутистических психических расстройств изменчивы. Однако, во всех случаях нарушение оказывает влияние на способность несовершеннолетнего пациента к общению и взаимодействию с окружающими.
    • Нежелание ребёнка принимать пищу, чрезмерное внимание к изменениям веса указывают на нарушения пищевого поведения. Они мешают повседневной жизни и вредят здоровью.
    • Если ребёнок склонен к потере связи с реальностью, провалам в памяти, неспособностью ориентироваться во времени и пространстве – это может быть симптомом шизофрении.
    • Лечить болезнь, когда она только начинается, проще. И для того чтобы вовремя определить проблему, важно также обращать внимание на:

    • Изменения в настроении ребёнка. Если на протяжении долгого времени дети находятся в состоянии грусти или тревоги, необходимо принять меры.
    • Чрезмерную эмоциональность. Повышенная острота эмоции, например, страха – тревожный симптом. Эмоциональность без обоснованной причины может также провоцировать нарушения сердечного ритма и дыхания.
    • Нетипичные поведенческие реакции. Сигналом о расстройстве психики может быть желание принести вред себе или окружающим, частые драки.
    • Диагностика психического растройства у ребёнка

      Основой для постановки диагноза является совокупность симптомов и степень влияния расстройства на повседневную деятельность ребёнка. При необходимости диагностировать заболевание и его тип помогают смежные специалисты:

      Работа с несовершеннолетним пациентом происходит в индивидуальном порядке с использованием утверждённой базы данных симптоматики. Анализы назначаются преимущественно при диагностике нарушений пищевого поведения. В обязательном порядке изучается клиническая картина, история заболеваний и травм, в том числе психологических, предшествующих расстройству. Точных и строгих методов, позволяющих определить психическое расстройство не существует.

      То, чем опасно психическое расстройство, зависит от его характера. В большинстве случаев, последствия выражаются в нарушении:

    • способности к общению,
    • интеллектуальной деятельности,
    • правильной реакции на ситуации.
    • Часто расстройства психики у детей сопровождаются суицидальными наклонностями.

      Что можете сделать вы

      Для того чтобы вылечить нарушение психики у несовершеннолетнего пациента, необходимо участие и врачей, и родителей, и преподавателей – всех людей, с которыми контактирует ребёнок. В зависимости от типа заболевания, лечить его можно психотерапевтическими методами или с применением медикаментозной терапии. Успех лечения напрямую зависит от конкретного диагноза. Некоторые заболевания являются неизлечимыми.

      Задача родителей – вовремя обратиться к врачу и дать подробную информацию о симптомах. Необходимо описать наиболее значимые несоответствия текущего состояния и поведения ребёнка с прежними. Специалист обязательно рассказывает родителям, что делать с расстройством и как оказать первую помощь во время домашнего лечения, если ситуация обострится. На период терапии, задача родителей – обеспечить максимально комфортную обстановку и полное отсутствие стрессовых ситуаций.

      В рамках психотерапии психолог беседует с пациентом, помогая ему самостоятельно оценить глубину переживаний и разобраться в своем состоянии, поведении, эмоциях. Цель – выработка правильной реакции на острые ситуации и свободное преодоление проблемы. Медикаментозное лечение предусматривает прием:

    • стимуляторов,
    • антидепрессантов,
    • успокоительных,
    • стабилизирующих и антипсихотических средств.
    • Психологи напоминают родителям, что обстановка в семье и воспитания имеют большое значение, когда речь идет о психологической и нервной стабильности детей. Например, развод или регулярные ссоры между родителями могут провоцировать нарушения. Предотвратить психическое расстройство можно, оказывая постоянную поддержку ребёнку, позволяя ему делиться переживаниями без стеснения и страхов.

      detstrana.ru

      Часть третья. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

      Глава 11. ПРИНЦИПЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

      Диагностика психических заболеваний у детей и подростков, с одной стороны, подчиняется общим принципам клинической диагностики, а с другой — имеет ряд особенностей, связанных как со спецификой психиатрии, так и с влиянием возрастного фактора.

      В соответствии с общими принципами диагностики [Василенко В. X., Алексеев Г. И. и др., 1977] психиатрическая диагностика складывается из: 1) выявления, анализа и систематизации отдельных психопатологических и соматоневрологических симптомов (этап симптоматологической диагностики); 2) распознавания психопатологических синдромов с установлением ведущего синдрома (этап синдромологической диагностики); 3) формулировки диагностических гипотез (этап вероятностной диагностики); 4) проведения дифференциальной диагностики; 5) формулировки нозологического диагноза (т. е. диагноза болезни); 6) установления клинической формы и типа течения заболевания.

      Клинический диагноз дополняется функциональным диагнозом, который характеризует компенсаторные возможности и способность данного больного к социальной адаптации.

      Сложность выявления психопатологических симптомов особенно возрастает при стертых, пограничных формах психических расстройств (невротические и неврозоподобные расстройства, психопатические и психопатоподобные состояния, субпсихотические аффективные, перцепторные и идеаторные нарушения и некоторые другие), что связано с определенной условностью разграничения нормы и патологии в психиатрии вообще и в пограничной психиатрии в частности [Ганнушкин П. Б., 1964; Зеневич Г. В., 1979; Роговин М., 1979; Семичов С. Б., 1979]. Трудность идентификации психических расстройств у детей увеличивается влиянием возрастного фактора, поскольку незрелость самосознания и психики в целом, несформированность личности ребенка обусловливают незавершенность, рудиментарность многих психических нарушений не только пограничного, но и психотического уровня (например, преобладание галлюциноидов над истинными галлюцинациями, рудиментов бреда — бредовой настроенности, бредовых страхов, сверхценных бредоподобных фантазий у детей до 10— 11 лет; подробно см. в первой части). В связи с этим особо важное значение приобретают позитивные признаки отграничения рудиментарных психопатологических нарушений от внешне сходных с ними проявлений психологического реагирования. Так, например, патологические страхи отличаются от столь частых у детей младшего возраста психологических страхов беспричинностью, особым сверхценным отношением к объектам и явлениям, вызвавшим их, стойкостью и неотступностью, склонностью к генерализации, сопутствующими соматовегетативными нарушениями. Патологические фантазии в отличие от психологических оторваны от реальности, причудливы, относительно стойки, ребенок «охвачен» процессом фантазирования. Признаки отграничения от сходных непатологических форм поведения описывались выше (см. вторую часть) и в отношении ряда других преимущественных симптомов у детей и подростков: гиперактивности, уходов, дисморфофобических расстройств, сверхценных интересов и увлечений и др. Важной задачей этапа симптоматологической диагностики является систематизация выявленных психопатологических нарушений с отнесением их, с одной стороны, к числу негативных или позитивных (продуктивных) симптомов в классическом понимании (согласно Джексону), а с другой — к негативнои продуктивно-дизонтогенетическим в нашем понимании [Ковалев В. В., 1979] (см. главу 1).

      pedlib.ru

      Диагностика психических расстройств у ребенка

      Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

      Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

      Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

      Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

      Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

      Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

      Причины психических расстройств у детей

      Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

      Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

      Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

      Симптомы психических расстройств у детей

      Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

    • тревожные расстройства, страхи;
    • тики, синдром навязчивости;
    • игнорирование установленных правил, агрессивность;
    • без видимых причин часто меняющееся настроение;
    • снижение интереса к активным играм;
    • замедленные и необычные телодвижения;
    • отклонения, связанные с нарушением мышления;
    • детская шизофрения.
    • Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

      Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

      Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

      Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

      Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

      Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

      Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

      Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

      Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

      Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

      Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

      — склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

      — чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

      — сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

      — отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

      — шизоидность и циклоидность;

      — стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

      — непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

      Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

      Признаки психического расстройства у детей

      Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

      Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

      — чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

      — попытки убить себя или навредить;

      — всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

      — участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

      — бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

      — отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

      — сильные тревоги, мешающие обычной активности;

      — трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

      — употребление алкоголя или наркотиков;

      — сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

      — перемены в поведении.

      На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

      Лечение психических проблем у детей

      За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

      Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

      При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

      psihomed.com

      Признаки психических заболеваний у детей (часть 1)

      Родителям очень сложно идентифицировать психические заболевания у своих детей. В результате многие дети, которые могли бы вовремя начать лечение, не получают необходимую помощь. Специалисты клиники Майо помогут понять, какими могут быть признаки психических расстройств у детей, и посоветовать, как можно помочь своему ребенку справиться с ситуацией.

      Почему родителям так сложно определить психическое заболевание у детей

      Это обычное явление, когда ребенок успевает войти во взрослую жизнь прежде, чем удается определить, есть ли у него психическое заболевание. К сожалению, многие родители не знают, какими бывают признаки и симптомы психических заболеваний у детей. И хотя многие взрослые знают определенные сигнальные флажки, все равно они далеко не всегда могут отличить признаки реальной проблемы от нормального детского поведения. Можно, конечно, порассуждать, что в определенные моменты своей жизни каждый ребенок показывает некоторые из этих признаков. Но все не так просто. Очень часто препятствием для обращения родителей за медицинской помощью для ребенка, по отношению к которому возникли подозрения на психическое заболевание, могут быть опасения по поводу его стигматизации (негативного выделения обществом индивидуума из социальной группы), связанной с психическими заболеваниями, применения некоторых лекарственных препаратов и стоимости лечения.

      Какие проблемы переживают дети с психическими расстройствами?

      Дети могут страдать целым рядом психических заболеваний, испытывая определенный комплекс проблем.

      Тревожные расстройства. Дети, которые страдают тревожными расстройствами, такими как обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, социальные фобии и генерализованное тревожное расстройство, испытывают постоянное беспокойство, которое мешает их повседневной жизни.

      СДВГ (ADHD). Такое состояние обычно состоит из комбинации проблем, таких как трудности поддержания внимания, гиперактивность и импульсивность поведения.

      Аутизм. Аутизм — одна из самых серьезных проблем в развитии, входящих в группу так называемых расстройств аутистического спектра, которые проявляются в раннем детстве (как правило, в возрасте до трех лет). Хотя симптомы и степень тяжести меняются, все расстройства аутистического спектра влияют на способность ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

      Расстройства пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения, такие как нервная анорексия, булимия и переедание, являются серьезными расстройствами психики. Дети могут стать настолько заняты вопросами питания и веса, что не смогут сосредоточиться на других, более серьезных проблемах.

      Расстройства настроения. Расстройства настроения, такие как депрессия и биполярное расстройство, могут заставить ребенка испытывать стойкое чувство подавленности или экстремальные перепады настроения.

      Шизофрения. Это хроническое психическое заболевание вызывает у ребенка потерю связи с реальностью (психоз).

      Какие тревожные признаки психического заболевания у детей?

      Признаки, предупреждающие что у ребенка может быть психическое заболевание:

      Изменения настроения. Присмотритесь к ребенку внимательнее, если вы заметили, что он в течение двух недель и более печален или у него проявляются серьезные перепады настроения, которые вызывают проблемы в отношениях дома и в школе.

      Непреодолимые чувства. Чувство непреодолимого страха без причины может сопровождаться сильным сердцебиением, учащенным дыханием. У ребенка также может появиться сильное беспокойство и боязнь, которые могут мешать ему в повседневной жизни.

      Изменения в поведении. Они включают в себя кардинальные изменения в поведении или личности, а также опасное или неконтролируемое поведение. Частые драки с применением оружия или высказывание желания тяжело ранить других детей также являются предупреждающими признаками.

      Трудности с концентрацией. Ищите признаки проблем с фокусировкой или с усидчивостью, оба эти признака могут привести к ухудшению успеваемости в школе.

      Необъяснимая потеря веса. Внезапная потеря аппетита, частые рвоты или использование слабительных средств может указывать на расстройство пищевого поведения.

      Физический вред. Иногда нарушения психического состояние здоровья приводит к мысли о самоубийстве или к фактическим попыткам членовредительства или самоубийства.

      Злоупотребление психоактивными веществами. Некоторые дети, пытаясь справиться со своими чувствами, начинают употреблять наркотики или алкоголь.

      Что следует делать, если возникли подозрения, что ребенок страдает психическими проблемами?

      Если вы обеспокоены психическим здоровьем своего ребенка, обратитесь к врачу. Опишите его поведение. Поговорите с учителем своего ребенка, близкими друзьями или другими знакомыми, чтобы узнать, замечают ли они изменения в поведении вашего ребенка. Поделитесь этой информацией с врачом.

      zdorovo.ua

      Психические расстройства у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью

      Что такое Психические расстройства у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью —

      Генерализованная недостаточная обучаемость является мощным фактором риска психических расстройств у детей. Психиатрические диагнозы ставят примерно 1/3 всех детей с легкой формой ГНО и примерно ½ всех детей и подростков с тяжелой формой ГНО. Десяти-пятнадцати процентам детей без генерализованной недостаточной обучаемости также ставят диагноз психических расстройств. Сочетание ГНО и психических расстройств тяжело влияет на семьи, заставляя родителей отдавать ребенка в специализированные учреждения по типу детских домов.

      Симптомы Психических расстройств у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью:

      Тип психического расстройства

      У детей с легкой формой генерализированной недостаточной обучаемости психические расстройства похожи на таковые у детей без ГНО. В основном встречаются поведенческие, эмоциональные и гиперактивные.

      Состав психических расстройств у малышей с тяжелой формой ГНО более специфический. У них могут встречаться и аутистические расстройства.

      У меньшинства детей с тяжелой генерализированной недостаточной обучаемостью наблюдается отчужденность, или же они могут контактировать, но весьма странно. Ира с воображением у них обычно в очень бедных формах. Могут наблюдаться выраженные стереотипии, усиливающиеся от изоляции, скуки, глухоты, слепоты. Может возникать гиперактивность – самостоятельно или вместе с аутистическими признаками или простыми стереотипиями.

      При тяжелой форме ГНО у детей фиксируют часто такой поведенческий синдром как самоповреждение. Он проявляется в битье головой о стены и колоны, расковыривании глаз, кусании пальцев и т. п. Цели при этом у детей разные. Одни так развлекаются, другие хотят привлечь внимание либо избавиться от нежелательного внимания. Также при тяжелой генерализированной недостаточной обучаемости случаются трудности в усвоении навыков самообслуживания – дети не могут сами питаться, одеваться, пользоваться туалетом, у детей бывают проблемы со сном.

      Специфические формы поведения

      При ГНО у детей может быть специфическая картина психиатрических проблем. К примеру, синдром Леша-Найхана гораздо чаще вызывает тяжелое cамоповреждение, чем другие органические расстройства, приводящие к столь же низкому IQ.

      Если органический синдром – генетический или хромосомный, то типичные поведенческие характеристики называют поведенческим фенотипом расстройства. Среди примеров называют социальную тревогу и избегание взгляда, которые связаны с синдромом ломкой Х-хромосомы. Ненасытное переедание связывают с синдромом Прадера – Уилли. У негенетических синдромов также могут быть сопутствующие поведенческие признаки, и их тоже иногда называют поведенческими фенотипами. Например, внутриутробная краснуха сопровождается аутистическими признаками, а фетальный алкогольный синдром связан с гиперактивностью.

      Лечение Психических расстройств у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью:

      Лечение психических расстройств у детей с ГНО по принципу схоже с лечением сходных расстройств у других детей, но разнится в акцентах.

      Лечение нежелательного поведения, увеличение качества и количества навыков самообслуживания проводят с помощью поведенческой терапии. Для каждого отдельного ребенка терапию подбирают индивидуально. При поведении специалисты советуют игнорировать ребенка во время эпизодов самоповреждения, но этот совет не актуален, если ребенок таким поведением пытается привлечь внимание родителей. Игнорирование с их стороны только усугубит процесс. Если же ребенок самоповреждением пытается отвести от себя нежелательное для него внимание, то игнорирование – хороший выход.

      Кроме поведенческой терапии, специалисты советуют также семейную, когнитивную терапии и поддерживающую психотерапию. Выбор зависит от причин и сути проблемы, возраста больного ребенка и его когнитивного уровня.

      Эффективность лечения медикаментами для лечения психиатрических проблем у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью остается недоказанной. На короткий период нейролептики могут снизить серьезную агрессию, их применяют лишь в крайних случаях. Но улучшение только кратковременно. Если увеличить дозу, то ее придется увеличивать и в дальнейшем, что влечет за собой опасность для здоровья малыша.

      Бесполезность этого длительного медикаментозного лечения часто заметна только тогда, когда его, наконец, отменяют: обычно агрессия на время ухудшается, а затем возвращается на прежний уровень. При трудном поведении рационально использовать не фармакологические препараты, а социальное и психологическое управление. Умеренные дозы нейролептиков иногда используют для уменьшения стереотипий, самоповреждения, гиперактивности, ажитации. В особенности это актуально для подростков с ГНО и аутистическими симптомами. Улучшить гиперактивность у детей с IQ около 40 и более можно при помощи стимуляторов, но для детей с более низким IQ стимуляторы не эффективны или очень мало эффективны. Следует помнить, что при любом IQ стимуляторы могут усилить сосуществующее ритуалистическое и повторяющееся поведение ребенка.

      К каким докторам следует обращаться если у Вас Психические расстройства у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью:

      Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Психических расстройств у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

      Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

      Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

      У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

      Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

      www.eurolab.ua

      Диагностика психических расстройств: симптомы у детей

      Люди, которые умеют строить жизненные планы, цели, знают каким путем их достичь и делают это, решая большинство проблем, которые встречаются на данном пути, являются психически здоровыми.

      Такие люди умеют адекватно реагировать на происходящее, объективно выражают свои эмоции, умеют управлять своим поведением в соответствии с требованиями и ожиданиями социума. Что же касается психического расстройства, то это такое состояние психики, которое абсолютно противоположно названному. Люди, которые страдают расстройством, как правило, не критичны и не требовательны к себе, в разных ситуациях они ведут себя по-разному, для них характерна неадекватность восприятия социальных обстоятельств и различных ситуаций.

      Конечно, все психические расстройства, симптомы которых могут возникать у взрослого человека вполне могут иметь место и в психике ребенка. В последнем случае проявляются специфические, как правило, стойкие признаки. Множество детских расстройств с возрастом имеют свойство трансформироваться, изживать себя под влиянием некоторых коррекционных воздействий (не специальных, а естественных) . Но, к сожалению, часто в естественном ходе развития ребенка возникают нарушения, которые и являются основными провокаторами расстройств.

      К сугубо детским психическим расстройствам относится, например, задержка умственного (психического) развития, аутизм, смежное заболевание синдром Аспергера, умственная отсталость или олигофрения и т. д. Также существует множество групп расстройств, которые объединяют в себе схожие симптоматически нарушения.

      Достаточно распространенными среди детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста являются тревожные расстройства. Конечно, когда ребенок входит в новый коллектив, декламирует стих перед всем классом, пишет контрольную работу, остается дома один и т д. , то в таком случае волнение, тревога и даже боязнь – это совершенно нормальное состояние, которое проходит, как только исчезает провоцирующая ситуация. Но речь идет не о нормальном состоянии тревоги, а об отклонении от нормы, которое проявляется в нарушении адекватного восприятия действительности, навязчивых идеях, затяжных стрессах.

      Психологи считают, что у любого человека врожденными являются всего три фобии, к которым, в частности, относятся боязнь разлуки с матерью и потери твердой почвы под собой. Все остальные страхи и тревоги, к сожалению, сами того не замечая, переносят на детей родители. Своим поведением, реакцией на ситуации, они провоцируют соответствующую реакцию у детей, так как они считают это образцовым и правильным. Именно поэтому, для того, чтобы осуществить профилактику такого расстройства, родителям следует очень тщательно подбирать слова и способы реагирования, которые не могут быть травматичны для ребенка. Очень часто склонность к такому состоянию передается генетически в случае повышенной тревожности родителей.

      Данное расстройство очень легко заметить в случае наличия хотя бы малейшего эмоционального контакта с ребенком. Ведь он часто отказывается что-то делать, например, идти в детский садик или в школу, постоянно указывает на то, что он чего-то боится или из-за чего-то тревожится, например: «Я не пойду в садик, потому что там не будет тебя (мамы) » (боязнь разлуки с матерью, вероятно, подкрепленная в младенчестве) или «Я не буду выступать перед классом, потому что все будут смеяться» (тревоги социального характера, вызванные, возможно, частой критикой или неприятием ребенка) .

      Часто психологические состояния влияют на физиологическое здоровье. У ребенка начинаются психосоматические проявления, такие, например, как боли в животе, головная боль, расстройства пищеварительной системы, что является достаточно логичным, поскольку нервозное состояние приводит к расстройству именно этих органов.

      Следует заметить, что дети по-своему борются с тревогой с помощью психологических защит, которые выбираются в зависимости от характера. Наиболее частыми защитами в детском возрасте являются сублимация, когда эмоциональное состояние отображается в творческой деятельности, например, рисовании, работе с пластилином и т. д. Также очень характерной для детей является регрессия, то есть возврат к тому времени, когда они чувствовали себя в безопасности, а значит, и тому поведению, которое было в то время. Лечится такое расстройство с помощью воспроизведения тревожной ситуации и моделирования адекватной реакции. Часто сопровождается медикаментозно.

      В большинстве случаев тревожные состояния приводят к формированию неврозов. Это обратимое нарушение нервной системы, которое также может возникать в последствие психотравмирующих ситуаций. Проявляется, как правило, такими симптомами:

      ·нарушение процесса сна;

      ·быстрая энергетическая истощаемость организма;

      ·острая реакция на яркий свет, звук;

      ·экзальтированное состояние (может внезапно расплакаться и также успокоиться) ;

      ·часто истерические припадки;

      ·отсутствие реакции на внешний мир, замкнутость в себе (в тяжелых случаях) .

      В случае неврозов не стоит акцентировать внимание на его проявлениях, поскольку это может спровоцировать фиксацию на болезненном состоянии. Также важно в период лечения уменьшить всякие методы поощрения (например, «ты болеешь, купим тебе велосипед») , поскольку это также может способствовать «якорению» состояния и каждый раз, когда ребенок захочет чего-то добиться от родителей, он будет болеть.

      Собственно, терапия невроза заключается в организации соматического расслабления: здоровый сон, по режиму, хорошее питание, спокойствие. Конечно, на момент лечения обязательным условием является исключение повторения травмирующей ситуации.

      Также в развитии личности детей имеют место неврологические, поведенческие расстройства, которые, как уже стало понятно, проявляются в действиях и манере поведения.

      Одним из характерных для детского возраста расстройство такого характера является синдром дефицита внимания, часто проявляющийся в соединении с гиперактивностью или импульсивностью. Это довольно актуальная проблема для современных детей, родители которых постоянно заняты, и не могут или не хотят заниматься развитием и воспитанием своих детей в той мере, в какой они того требуют. Им трудно концентрировать на чем-то свое внимание, они импульсивны и этим состоянием трудно управлять взрослым.

      Терапия заключается в комплексном психоневрологическом подходе. Упражнения, направленные на коррекцию поведения, чаще всего должны подкрепляться медикаментозными препаратами.

      Умственно отсталым детям очень трудно усваивать любой информационный материал в силу неразвитости познавательных процессов. У них очень нестойкое, случайное внимание. Сосредотачиваться могут на маленький промежуток времени на ярких, движущихся объектах. Память, как правило, краткосрочная и тоже выборочная, ведь запоминают они только то, что может быть интересным для них. Вся их мотивация и деятельность направлены на удовлетворение элементарных физиологических потребностей, которые они не в силах контролировать. У них очень маленький словарный запас, говорят они мало и то с дефектами, поскольку артикуляционный аппарат сформирован недостаточно для нормального произношения звуков. Их настроение и деятельность очень зависят от экзогенных факторов, таких, например, как погода, атмосфера в семье и т. д.

      Такие дети могут мало чем отличаться от здоровых детей, усвоить школьную программу на уровне минимума, настолько, чтобы стать элементарно самостоятельным. Это возможно только при легкой степени расстройства, которая становится заметной только с возрастом или в случае, если ребенком не заниматься. Обучаемыми также являются дети с умеренной отсталостью, у них присутствуют элементарные коммуникативные и социальные навыки. Но организовать их развитие можно только в специально приспособленных условиях.

      Что касается детей с глубокой олигофренией, то их, к сожалению, ничему научить нельзя. Они не способны двигаться, говорить, из-за чего требуют постоянного ухода со стороны окружающих.

      Следует заметить, что дети с психическими расстройствами должны находиться на учете в психоневрологическом диспансере. Детей с глубокой олигофренией обучать в школе невозможно, да и нецелесообразно. В том случае, если у ребенка диагностирована легкая отсталость, его развитие основывается на обычной выработке самых необходимых для жизни навыков и производится в специально созданных условиях. Такое образование в современной школе называется инклюзивным и подходит всем детям с особыми потребностями.

      Еще одним общеизвестным расстройством является аутизм. Это крайняя социальная дезадаптация, абсолютное неумение налаживать контакт с окружающими людьми. Такому ребенку очень трудно понять, что чувствует другой человек, ибо сам испытывает трудности в понимании своего эмоционального состояния.

      Они чувствуют себя комфортно только в такой обстановке, к которой привыкли, не терпят даже самых минимальных ее изменений. Если в распорядке дня такого ребенка или в его ежедневном ритуале поменять хотя бы что-то, для нас незначительное, он чувствует замешательство, предъявляет протест и требует немедленного восстановления привычных действий. В такой ситуации даже может возникнуть обострение расстройства, которое потом трудно привести в норму.

      Им трудно брать участие в любой коммуникации, поэтому очень редко используют свою речь с данной целью. Как правило, они предпочитают молчать и могут не обращаться к близким даже в самый необходимый момент. Но в то же время они могут охотно читать стихи или петь песни. То есть, они избегают любого взаимодействия с окружающими их людьми. Часто такие дети отличаются нестандартными умственными способностями, умениями. Такого ребенка легко заметить, ведь он постоянно повторяет какие-то услышанные слова, увиденные движения.

      Как уже стало понятно, обучение такого ребенка в коллективе не возможно. Таких детей определяют в специальные учреждения, где на них оказывается терапевтическое воздействие. Лечение, как правило, направлено на формирование коммуникативных навыков, коррекцию речи и моторики, развитие основных навыков обучения.

      Итак, детей с наличием психического расстройства не стоит обучать в коллективе, вместе со всеми детьми. Особенности их развития требуют создания специальных условий для проведения их коррекции.

      veselajashkola.ru