Диагностика ребенка с аутизмом

Диагностика аутизма при помощи мультфильмов

Аутизм у детей определить в раннем возрасте сложно. Диагностика аутизма трудна даже для профессионалов со стажем работы. Для установления диагноза необходимы многочисленные наблюдения за малышом, у какого предполагают аутизм. Больше всего времени со своим ребенком проводят родители, поэтому они могут рассказать все о его поведении крохой много.

У аутизма признаков много, по которым можно установить диагноз. Чем старше ребенок, тем больше можно увидеть симптомов аутизма в его поведении. Но. К сожалению, ждать нельзя всех проявлений аутизма, так как, чем раньше начинается лечение, тем легче реабилитировать малыша, дав ему больше шансов на полноценную жизнь.

Недавно журнал Nature опубликовал результаты научных исследований британских теоретиков и практиков по аутизму, которые доказали, что с помощью мультиков можно определить аутизм у детей, понаблюдав, как ребенок относится к мультфильмам.

Во время исследований было зафиксировано, что здоровые дети через 2-4 месяца после рождения реагировали на все движения в мультфильме. Младенцы с предполагаемым диагнозом аутизм, на движения не обращают никакого внимания, они реагируют только на отдельные звуки.

Наблюдая за детьми, которым исполнилось два года возраста, ученые преследовали цель изучить реакцию детишек на различные мультфильмы. Оказалось, что дети этого возраста проявляют свое отношение к картинке, а также к изменениям расположения картинки. У детей, которые не прореагировали при одном и том же музыкальном сопровождении на изменение в положении изображений (их реакция осталась неизменной), была выявлена позже задержка в развитии и расстройстве аутического спектра.

Некоторым детям младшего школьного возраста, страдающим аутизмом, нравится смотреть мультфильмы. Прежде чем включать мультфильм такому ребенку, взрослым нужно посмотреть его самим. Мультик должен быть положительно добрым и желательно поучительным, ведь ребенок с аутизмом после каждого просмотра, может что-то принять и попытаться подражать герою, который ему понравился. Поэтому родителям нужно отнестись серьезно к тому, какой мультфильм включить ребенку с аутизмом.

Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка, если он не хочет, смотреть даже фрагмент мультфильма, иначе конфликтной ситуации не избежать. Необходимо спокойно и ненавязчиво комментировать по ходу мультфильма, а после просмотра поговорить с ребенком о героях, их поступках.

Специалистами в области аутизма доказано, что исследования, проведенные британскими учеными, помогут выявить аутизм в раннем периоде заболевания. Родители в ходе наблюдений легко смогут определить, как ребенок с аутизмом относится к мультфильмам и как реагирует на них. К тому же, эти наблюдения можно проводить приблизительно сразу после рождения младенца. Конечно, аутизм нельзя диагностировать только по наблюдениям за тем, как малыш просматривает мультфильмы. Это не главная диагностика заболевания, но и ее нельзя проигнорировать.

Детей, страдающих аутизмом, все больше с каждым годом. К несчастию, это заболевание пока полностью неизлечимо, но если своевременно обратиться к специалистам за помощью, можно достичь подходящих результатов. Ранняя коррекция и лечение поможет аутистам вернуться к нормальной жизни. Результат обусловливается тем, когда этим заняться. Поэтому учеными многих стран так тщательно исследуется это заболевание и каждое такое исследование дает новые итоги и достижения, которые так необходимы в борьбе с аутизмом у детей, подростков и взрослых.

autism-help.ru

Диагностика и лечение аутизма

Если вы заметили некоторые странности в поведении своего ребенка, обратитесь за консультацией к детскому психиатру.

Чем в более раннем возрасте начата коррекция развития аутичного ребенка, тем больше шансов адаптировать его к нормальной жизни.

В каком возрасте диагностируют аутизм?

Как правило, болезнь диагностируется к 2-2,5 годам. Следует помнить, что это заболевание никогда не развивается у здорового ребека после 5 лет. Если отклонения обнаруживаются в старшем возрасте, следует в первую очередь подумать о шизофрении, а не об аутизме. Кроме того, некоторые симптомы аутизма схожи с проявлениями умственной отсталости, нарушениями речи, врожденной глухоты и регрессивного психоза. Поэтому только опытный специалист может определить, действительно ли ваш ребенок страдает аутизмом.

Лечение аутизма предполагает как специальную диету, ограничивающую прием продуктов с высоким содержанием глютена и казеина, так и применение лекарств и успокоительных средств. Кроме того, сейчас существует масса методик и наработок, направленных на лечение или коррекцию аутизма. Например, терапия общения помогает выработать у ребенка независимость, самостоятельность и навыки социальной адаптации. Она также способствовует выработке навыков общения посредством языка жестов и других способов невербального общения.

Что такое аудио-вокальная тренировка?

Аудио-вокальная тренировка и аудио-обучение, а также терапия конфликта направлены на адаптацию ребенка-аутиста. Основным методом терапии конфликта служит насильственное объятие “forceal holding”, или холдинг-терапия. Этот метод, предложенный М. Welch (1983), также носит название «форсированной поддержки». Он состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т.к. именно отсутствие этой связи нередко считается основным нарушением при аутизме.

Кроме того, необходимы постоянные занятия специализированной лечебной физкультурой для того, чтобы ребенок научился правильно владеть своим телом.

Родителям нужно понять, что происходит с их ребенком, по возможности установить с ним эмоциональный контакт, научиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему. Кроме того, семьям с аутичными детьми полезно общаться между собой. Они не только хорошо понимают друг друга, но каждая из них имеет свой уникальный опыт переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов, освоения конкретных приемов решения многочисленных бытовых проблем.

medportal.ru

Интервью: «Лекарства от аутизма станут появляться, как грибы после дождя»

Татьяна Строганова – об индивидуальной траектории лечения и препаратах, которые уже начинают тестировать

Исследования аутизма в последнее десятилетие на подъеме – слишком велик запрос общества на прогресс в этой области. Возможно, скоро научатся лечить. Мы продолжаем разговор с нейрофизиологом, заведующим Лаборатории исследований аутизма МГППУ Татьяной Александровной Строгановой.

Интервью: «В научном мире сейчас настроение невероятного оптимизма»

Нейрофизиолог Татьяна Строганова – о новейших открытиях в области аутизма

Мы поговорили с российским нейрофизиологом, доктором биологических наук, профессором кафедры возрастной психофизиологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководителем Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центра) МГППУ и заведующим Лаборатории исследований аутизма Татьяной Александровной Строгановой. Сегодня – первая часть этого разговора.

Интервью. «Если неизвестно количество людей с РАС — игнорировать аутизм слишком просто»

Что такое превалентность аутизма, и почему очень важно определить ее в России

В России впервые будет проведено исследование по превалентности расстройств аутистического спектра (РАС) среди детей. Данное исследование позволит определить, как часто встречается аутизм в России, а это, в свою очередь, необходимо для принятия решений по предоставлению социальных и образовательных услуг детям и взрослым с РАС. Дизайн исследования будет разработан в сотрудничестве с профессором Моурин Дёркин, доктором наук в области эпидемиологии и профессором здравоохранения и педиатрии в Университете штата Висконсин (США), у которой есть большой опыт в проведении аналогичных исследований в США и других странах мира.

Исследование. Аутизм встречается у девочек гораздо чаще, чем считалось ранее

Новый анализ существующих исследований показал, что соотношение мальчиков и девочек с аутизмом составляет 3 к 1

Новые данные говорят о том, что девочкам с аутизмом чаще ставят неверные диагнозы, их позже диагностируют или не диагностируют вообще.

Интервью. «За последние несколько лет во всем мире изменилось отношение к аутизму»

Доктор Энди Ши о переменах в области аутизма в России и в мире и надежде на будущее

Энди Ши — биолог, старший вице-президент организации Autism Speaks по научным вопросам. В 2008 году инициировал запуск «Глобальной инициативы в области здравоохранения и аутизма», которая предоставляет методическую и техническую поддержку в разработке национальных подходов к аутизму для правительств и родительских организаций в разных странах мира.

Интервью. «Я не переросла свой аутизм, я вросла в него»

Интервью с одним из спикеров II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута», социальный работником, мамой взрослого человека с РАС и женщиной с синдромом Аспергера

Дина Гасснер — общественный деятель и социальный работник, специализируется на прямой поддержке подростков и взрослых с нарушениями развития и аутизмом. В своей работе вдохновляется своим 26-летним сыном, Патриком, который учится в Университете Маршалла в рамках программы для студентов с аутизмом. У Дины Гасснер был диагностирован синдром Аспергера в возрасте 38 лет.

Вопрос-ответ. Какая связь между аутизмом и умственной отсталостью?

Ответ эксперта на вопрос родителей о том, что значит диагноз «умственная отсталость» при аутизме

Вполне возможно, что функционирование вашего сына на данный момент соответствует критериям умственной отсталости, но это не обязательно означает, что у него есть умственная отсталость.

Вопрос-ответ. Восемь причин, почему вы не «слегка аутист»

Специалист в области аутизма и мама ребенка с РАС о людях, которые ошибочно приписывают себе «симптомы аутизма»

Можно ли сказать, что многие люди «слегка аутисты»? Конечно, у каждого бывают моменты, когда его чувства или поведение чем-то напоминают типичные чувства и поведение людей в спектре аутизма, но ответ — НЕТ.

Вопрос-ответ. Если вы заметили возможные признаки аутизма у чужого ребенка

Советы о том, как мягко поговорить с родителями о возможном аутизме у их ребенка

Вы провели много времени в компании ребенка родственников или друзей. И вы разумный человек и понимаете, что каждый ребенок развивается со своей скоростью, но вы почти уверены, что заметили признаки аутизма. И вам кажется, что его родители об этом даже не догадываются.

Исследование. Что значит «высокофункциональный» или «низкофунциональный» аутизм, и нужны ли эти термины?

Такие термины как «низкофункциональный» часто используются для описания людей с аутизмом, но они могут вводить в заблуждение и создавать негативное отношение к людям. Исследования повседневной жизни помогают создать более полноценное представление о людях с аутизмом

«Термин «низкофункциональный» просто кошмарен, — убеждена Лорд. — Это не значит, что ребенок ничего не может, это просто значит, что ему нужно больше поддержки».

outfund.ru

Репортаж из кабинета Лазаревой Елены Николаевны

Продолжаем нашу рубрику "Репортаж из кабинета", в этот раз зайдем в гости к нашему учителю-дефектологу Елене Лазаревой

Терапия фотографией: 5 идей для вашего ребёнка

Фототерапия – это лечебно-коррекционное применение фотографии, в том числе для развития и гармонизации личности. Фототерапия как один из методов арт-терапии предусматривает использование фотографий в виде готовых фотокарточек, создание тематических фотоснимков, просмотр семейных.

Развивающее занятие «Печём блины»

Учитель-дефектолог центра «Логопед-Профи» Лазарева Елена Николаевна предлагает родителям и специалистам идеи для развивающего занятия «Печем блины», которое будет особенно актуальным в масленичную неделю.

Сенсорные игры с тканью

Сенсорные игры с тканью развивают восприятие, тактильные ощущения, воображение, а также являются отличным способом организации досуга. Множество подвижных командных игр связано с большим куском ткани, за который держатся все участники.

Развивающие пособия своими руками: просто и эффективно

Психолог центра «Логопед-Профи» Туишева Марина Шамилевна рассказывает о пособиях, которые можно сделать своими руками. Эта статья поможет вам по-новому взглянуть на обычные бытовые вещи и разогреть свою фантазию!

Презентации «Учимся рассуждать и группировать слова»

Предлагаем вашему вниманию серию презентаций для занятий с детьми с ОВЗ. Презентации созданы Князевой Любовью Андреевной — учителем-логопедом высшей категории, автором развивающих игр, дидактических пособий, обучающих презентаций.

Биоакустическая коррекция (БАК): часто задаваемые вопросы

БАК позволяет восстановить нормальную работу мозга ребенка, если по каким-либо причинам она нарушена. Мы собрали самые часто задаваемые вопросы родителей об этом методе – и дали на них ответы.

Детское упрямство – одна из самых частых жалоб родителей, которые, устав от бесконечной битвы, чувствуют себя совершенно опустошенными, впадают в гневное раздражение или, наоборот, в бессильную апатию.

Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память.

В раннем возрасте формируются все психические функции ребенка: внимание, память и познавательная сфера.

Синдром раннего детского аутизма — что это?

В последние годы родители в средствах массовой информации и печатных изданиях часто встречают упоминание о таком «непонятном и пугающем заболевании» как синдром раннего детского аутизма. Попробуем вместе с вами разобраться, что же скрывается под этим названием.

www.logopedprofi.ru

Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?

  1. Главная /
  2. Здоровье и долголетие /
  3. Физическое здоровье /
  4. Диагностика аутизма: как распознать синдром раннего детского аутизма и отличить от других заболеваний?

Диагностика аутизма не составляет в последнее время столь серьезных проблем, как это было ранее. Однако, его, как прежде, важно отличать от других умственных расстройств, поскольку от этого зависят будущие мероприятия, направленные на восстановление здоровья, коррекцию поведения и возможность излечить болезнь. Так, почему же развивается это расстройство, что собой представляет, как проявляется аутизм, и главное, как правильно его диагностировать?

Рассматривая причины аутизма, некоторые из ученых отдают «пальму первенства» воздействию резидуально-органического фактора, проще говоря – это последствия патологии беременности, осложнений при родах, инфекций и черепно-мозговых травм. Другие предпочитают относить аутизм к группе заболеваний детской шизофренией. Имеется также мнение, что возникновение аутизма «обязано» результатам врожденной дисфункции мозга, что обусловлено наследственным недоразвитием ощущений, или же следствием недоразвития нейронных структур, которые необходимы для переработки поступающей в мозг информации.

Одной из важных причин аутизма считается некоторая врожденная эмоциональная хрупкость, низкий порог появления тревоги, плохая переносимость фрустраций. В этом случае, под воздействием неблагоприятных внешних факторов, в частности недостатка эмоционального контакта с собственной матерью, к примеру, ребеночек как бы закрывается, отгораживается от внешнего мира, воспринимая его как травмирующий, ранящий. Он чувствует себя в своем «коконе» в большей безопасности. Следствием этого становится формирование с самого рождения определенной личностной структуры, основанной на тотальной защите от всего окружающего, аутизме. Впоследствии это нарушает весь процесс психологического, эмоционального, интеллектуального развития человека, либо в большей, либо в меньшей степени, однако примерно идентичным образом.

• Классификации аутистических расстройств

Ранее детский аутизм в классификации психических болезней относили к психозам, специфическим для детского возраста. Но в современных классификациях данное положение изменено, сегодня детский аутизм относится к группе первазивных общих расстройств психологического развития, которые объединяют все задержки развития и отклонения психологических функций, а именно, функций участвующих в процессе приобретения человеком навыков социального и бытового общения.

Общие первазивные расстройства включают:

  • 1. Детский аутизм;
  • 2. Аутизм атипичный;
  • 3. Другое дезинтегративное детское расстройство;
  • 4. Синдром Ретта;
  • 5. Гиперактивное расстройство в сочетании с двигательными стереотипиями и умственной отсталостью;
  • 6. Синдром Аспергера.
  • • Аутизм, диагностика и основные признаки аутизма

    Синдром раннего детского аутизма встречается на 10000 населения в 2-4 случаях, а вот сочетание аутизма и умственной отсталости – до 20 случаев на 10000. Это расстройство наиболее характерно мальчикам, в соотношении в среднем 3-4:1.

    Диагностика аутизма ребенка, постановка диагноза (синонимы: РДА — ранний детский аутизм, синдром Каннера), основана на наличии основных трех качественных нарушений, а именно:

  • 1. недостаток социального взаимодействия ребенка,
  • 2. недостаток взаимной коммуникации,
  • 3. стереотипные формы поведения.
  • Эти нарушения признаны общими, главными чертами индивидуального развития, которые проявляются во всех без исключения случаях аутизма, хотя могут варьировать, имея разные степени выраженности. Вне зависимости от отсутствия или наличия умственной отсталости у аутиста, эпилептических приступов, церебрального липидоза, туберозного склероза, врожденной краснухи, фрагильной Х-хромосомы, нередко сопровождающих ранний детский аутизм, окончательно определяют расстройство только по наличию особенностей в поведении, которые не соответствуют умственному развитию. Это и есть основные признаки аутизма.

    Как правило, признаки аутизма, все особенности начинают проявляться еще на первом году жизни ребенка, и становятся очевидными к третьему году жизни.

    Учитывая неясность природы заболевания, диагностика аутизма у взрослых детей в лабораторных условиях, не имеет смысла. Практическое значение имеет только, так называемая, «поведенческая диагностика аутизма у взрослых и детей».

    • Как проявляется аутизм (аутизм Каннера)?

    Родители уже в грудном возрасте могут отмечать некоторые особенности поведения и реагирования малыша. Это могут быть определенные трудности кормления, когда ребеночек отказывается от груди, сосет вяло, или напротив, очень жадно сосет грудь, не в силах насытиться. Попытка накормить малыша из бутылочки может спровоцировать бурный протест, хотя может быть и обратное, он охотно откажется от груди, и станет сосать из бутылочки с гораздо большим удовольствием. Аппетит у ребенка с РДА может быть плохим, случается, что он очень избирателен, когда некоторые продукты отвергаются категорически, к примеру, молоко, рыбу, мясо. У многих деток есть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта: частые поносы, запоры, срыгивания, рвоты. Могут быть нарушения сна: малыш не спит ни ночью, ни днем, путает день с ночью, часто и продолжительно кричит, а может, наоборот, много и спокойно спать, просто лежать часами в своей кроватке с открытыми глазами, не давая каких-либо признаков беспокойства.

    Варианты реагирования ребенка на внешние раздражители также кардинально разнятся, от страха малейших шорохов и повышенной пугливости до практически абсолютного отсутствия реакций, на обращение к нему, в том числе. При этом малыш может вполне производить впечатление слепого и глухого.

    Различной может быть и реакция на дискомфорт: от бурных истерических проявлений недовольства при самом малейшем неудобстве до совершенного отсутствия реакции на мокрые пеленки, голод, холод. Родители нередко считают своего малыша очень спокойным, беспроблемным, «удобным» ребенком. Помимо этого, достаточно часто у ребенка отмечается склонность к аллергиям.

  • • Признаки аутизма в нарушении взаимодействия
  • Нарушение социального взаимодействия выражается отсутствием либо выраженной ограниченностью контакта ребенка с внешней реальностью. Аутист как будто отгорожен стеной от остального мира, живет в собственном панцире, «скорлупе». Иногда создается впечатление, что аутичный ребенок не замечает окружающих, значение для него имеют исключительно собственные потребности и интересы. Попытки «проникнуть» родителей и других людей в его мир, как-то вовлечь его в контакт, выливаются во вспышки тревоги, самоагрессивным и агрессивным проявлениям. Зачастую на приближение родителей к ребенку, он никак не реагирует ни на голос, ни на слова, в ответ малыш не улыбается, и если в принципе улыбается, то куда-то в пространство, ни кому.

    Сложно привлечь внимание такого ребенка, поймать его взгляд. Установить зрительный контакт и в дальнейшем бывает очень сложно, малыш смотрит, будто сквозь человека, у него плывущий, отрешенный взгляд, однако, в то же время способный производить впечатление весьма умного, осмысленного взгляда. Больший интерес у таких деток вызывают предметы, нежели люди: малыш может часами, как завороженный следить за полетом пылинок в лучах света, рассматривать собственные пальцы, поднося их близко к глазам, совершенно не реагируя на призывы матери.

    У общения ребенка с близкими зачастую выделяются особенности, к примеру, выделять мать малыш начинает поздно либо вовсе не выделяет ее. Малыш не просится на руки, а находясь на руках к позе матери не приспосабливается, он вял и пассивен, как взяли, в такой позе и пребывает. Довольно часто проявляется аутизм плохой переносимостью ребенка телесного контакта, которого они стараются всячески избегать. У них зачастую безразличное отношение к близким, их уход и появление никаких реакций у малыша не вызывают, однако со временем безразличие может сменить повышенная привязанность, гиперпривязанность, «слитность» с кем-то из близких, обычно с матерью, и тогда даже ее кратковременное отсутствие становится непереносимым для ребенка и вызывает панику. Малыш, у которого ранний детский аутизм, видит в людях носителей отдельных свойств, интересующих его, использует их как свое продолжение, часть собственного тела, к примеру, пользуется рукой взрослого для того, чтобы достать либо сделать что-то для себя.

    Чаще отношение к взрослым при РДА выражается полным отсутствием внимания или страхом к незнакомцам, избегания контакта, даже зрительного, с людьми, которые по каким-то причинам не нравятся. Однако случается, что проявляется аутизм в сверхобщительности, отсутствии каких-либо границ, к примеру, ребенок может легко на улице начать разговаривать с совершенно незнакомым человеком.

    Отношение к своим сверстникам также необычное, нетипичное для детей. Часто ребенок может их просто не замечать, относиться не более как к мебели, может сосредоточенно рассматривать их, трогать, будто неживой предмет. Подчас таким деткам может нравиться играть рядом с детьми, наблюдать за тем, что они делают, во что играют, что пишут в тетради, хотя и при этом истинный интерес вызывает то, чем именно они занимаются, а не сами дети. В совместных играх ребенок не участвует, ему не под силу усвоить правила игры, понять, зачем это нужно. Случается, что проявляется аутизм в стремлении к общению с другими детьми, и чаще это несколько пугающий восторг при виде детей, сопровождающийся бурными проявлениями чувств, вплоть до того, что объятия ребенка с РДА могут быть удушающими, «любя» он может причинить боль. Внимание к себе больной ребенок часто привлекает необычными способами, к примеру, ударив или толкнув другого. Случается, что он боится детей и с криком убегает при их приближении. Таких деток нередко обижают, «тюкают», потому что они уступают другим во всем, не сопротивляется, когда берут за руку, не обращают внимания, когда гонят от себя.

    В действительности, ему просто может быть недоступно понимание эмоционального состояния какого-то другого человека или его реакция может быть неадекватной, к примеру, смеется, когда мама плачет. Впрочем, родители нередко отмечают, что малыш невероятно чувствителен к их настроению, способен проявлять сочувствие. Недостаточно адекватным может быть и поведение ребеночка в общественных местах. Таким образом, он может кричать без причины, хватать все с полок в магазине. Он может начать невероятно нервничать, если на него кто-то обращает внимание.

    Если у ребенка ранний детский аутизм легкой степени, то он может посещать детские учреждения, но он не соблюдает режим в детском саду, не слушается воспитателей, отказывается участвовать в занятиях, может весь день просидеть в шкафу, к примеру. Либо же он ведет себя чрезмерно свободно, к примеру, громко объявляет остановки в автобусе: «Уважаемые пассажиры, внимание: следующая остановка…».

  • • Синдром раннего детского аутизма и особенности речи
  • Нарушения в общении с окружающими во многом связаны с особенностями развития речи.

    В грудном возрасте малыш зачастую не проявляет реакции на обращенные к нему слова, не отзывается на собственное имя. Впоследствии, в зависимости от того, насколько сохранится интеллектуальный потенциал, понимание речи вполне может быть очень хорошим. Основной же проблемой выступает выраженная недостаточность либо отсутствие коммуникативной функции речи.

    Лепет и гуление появляются поздно или отсутствуют, при этом лепет к взрослому не обращен, малыш не повторяет услышанных звуков, слов. У многих деток речь в принципе не развивается или они вырабатывают свой собственный язык, «птичий», понятный одному ему. Появление же слов, если оно происходит, случается «не вовремя» — значительно раньше или позже общепринятых сроков. Причем это могут быть сложные, редкие слова, которые ребенок произносит четко и легко. Некоторые слова могут неожиданно появляться, а потом надолго исчезать из словарного запаса.

    Речь аутиста может быть монотонной, не мелодичной, она очень медленная или быстрая, неритмичная, с произношением слов по слогам или пропеванием слов, сопроводительная жестикуляция при этом отсутствует. Словарный запас при этом может быть большим, однако слова зачастую не связываются между собой, не выстраиваются в логическое предложение.

    Возможно и активное словотворчество ребенка – придумывание собственных названий вещам или особое использование слов, к примеру, ребенок может по-своему называть цвета: красный цвет – яблочный, фруктовый; синий – как небо.

    Обычные признаки аутизма – это долгое не использование ребенком местоимения «Я». О себе самом он говорит во 2-м лице или 3-м, буквально повторяя обрывки чужих фраз в отношении себя: «Коля хочет гулять», «Коля будет кушать», «Садись», «Идешь домой». Весьма характерный признак аутизма – это не построение собственных фраз, а использование услышанных ранее, заученных фраз (цитаты из мультфильмов, рекламы и прочее), причем повторение происходит с той же интонацией, хоть и в ином контексте. Каннер считал, что можно понять смысл данных отсроченных эхолалий, если знать как, в какой именно ситуации в первый раз была услышана данная фраза.

    Очень трудно при РДА овладеть словом «да». Ребенок, вместо него часто повторяет вопрос, обращенный к нему: «Пойдем гулять?» — «Пойдем гулять». Часто может создаваться впечатление, что ребенок очень хорошо владеет речью, так как благодаря великолепной памяти, способен запоминать длинные предложения, целые страницы или даже главы из книг, и в точности воспроизводить их затем. В более мягких вариациях внимание на себя обращает явное несоответствие между способностью говорить правильно, лексически и грамматически, и одновременной неспособностью ребенка к диалогу.

  • • Стереотипное поведение и диагностика аутизма
  • Стереотипное, ограниченное и повторяющееся поведение, активность и интересы обнаруживаются у детей с самого раннего возраста. Малыш испытывает огромную потребность в сохранении неизменности и стабильности его привычного окружения. Синдром раннего детского аутизма проявляется в плохой переносимости ребенком любых изменений в его жизни: новые режим, питание, одежда, ванна, коляска вызывают панику. Малейшее изменение привычного маршрута, перестановка мебели в комнате, могут привести аутичного ребенка в состояние стресса, тревоги и гнева. Таким людям вообще характерна невероятно хорошая память в том, что касается окружающей обстановки. У них велико стремление, чтобы все оставалось именно так, как они в первый раз это восприняли. Новые игрушки ребенок просто может категорически отвергать или, вовсе не замечая их в начале, предпочесть их другим через какое-то время и даже относиться к ним такой любовью, что будет с ними спать и всегда брать с собой, куда бы он ни направлялся.

    В собственную жизнь ребенок вносит огромное количество ритуалов и остро нуждается в том, чтобы они неукоснительно выполнялись. К примеру, требует перед сном, чтобы ему читали сказки из шести определенных книг в конкретной последовательности. Ребенок может спать исключительно в одной пижаме и обязательно в тапочках, не позволяя их снимать.

    Двигательные стереотипии выражаются в повторении определенных движений, частом и ритмичном, случается, что в течение суток напролет. Такие действия нередко приносят ему заметное удовлетворение, и довольно сильно возбуждают его. В равной степени это могут быть верчение головой, раскачивания, движения перед глазами пальцами, потряхивания кистями, взмахи руками, бег по кругу, кружение, похлопывания, постукивания и другое. Ребенок может без устали бегать, прыгать «как заводной». Собственно возможен целый комплекс различных стереотипных действий, к примеру, он косит глазами, свистит, вытягивает губы трубочкой, постукивает по щеке пальцем. Нередко стереотипии возникают при волнении ребенка. Помимо двигательных, бывают и речевые стереотипии — бесконечное повторение по кругу определенных фраз, к примеру, «бабушка придет, конфеты принесет».

    Склонность к стереотипии проявляется и в игровой деятельности также. В младенчестве малыш с РДА бывает буквально заворожен созерцанием каких-то ярких предметов, их движением, сам стремится постоянно вызывать однотипные зрительные ощущения. На длительное время задерживается этап стереотипной, манипулятивной игры, как правило, неигровыми предметами: кастрюлями, крышками, инструментами, обувью. Особенное пристрастие отмечается к игровым манипуляциям с неструктурированным материалом: детки с признаками аутизма бесконечно пересыпают песок, переливают воду. У них не развивается сюжетная игра. Они часами могут выстраивать кубики, книги, машинки и прочие предметы в линию, распределяя их по форме, размеру, цвету. Могут собирать и разбирать башни, пазлы и очень нервничают, возбуждаются, если что-то не выходит, стремятся все восстановить. Нередко дети аутисты любят игрушки, которые издают шум, к примеру, долго и стереотипно крутить юлу, греметь крышкой. Ребенок может в игре перевоплощаться в героев мультипликационных фильмов, буквально вживаясь в образ, цитируя его фразы дословно и повторяя действия. Заключаться игра может также в том, что малыш будет часами ходить по кругу, и сам себе рассказывать какие-то истории, не пуская никого в свою игру.

    Особенно заметно влияние пристрастия ребенка телевидения и рекламы, к примеру, он требует покупать ему то, что увидел, выставляет в ряд, часами любуясь шоколадками и шампунями. А то, чего он не видел в рекламе, не вызывает у него интереса. Особенно характерен интерес к совершенно нефункциональным элементам предметов, к запаху, цвету, фактуре. Часто у ребенка имеются поистине любимые вещи, с ними он не расстается: палочки, веревочки, — носит, держит, крутит и так далее. Многим нравится слушать, как им читают вслух, причем не должно пропускаться ни единое слово, включая номер страницы и тираж. У некоторых детей проявляется аутизм повышенным интересом к символам и знакам, быстрым освоением букв и цифр, они выкладывают из палочек слова, рисуют на стеклах цифры. Нередко у детей бывает прекрасный музыкальный слух, они любят музыку, внимательно ее слушают, безошибочно узнают мелодии, а некоторых произведений может бояться, отворачиваться к магнитофону спиной, пятиться из комнаты, вжимая голову в плечи.

  • • Страхи и фобии при аутизме
  • У взрослых и деток с аутизмом часто имеются страхи и фобии. Характерны боязнь шума электробытовых приборов, громких звуков, причем дети нередко рисуют эти приборы, мастерят из конструктора или вылепливают. Возможны также страхи ветра, сопровождающиеся требованием: «выключи ветер!». Аутисты страшатся животных, пианино, больших машин – чего угодно.

    Возможны «внезапные страхи», которые возникают без какой-либо видимой причины. В эти моменты ребенка невероятно трудно успокоить, он кричит, плачет, никого не подпускает к себе.

    Вместе с этим возможно и отсутствие всяких страхов напрочь: аутист совершенно не боится темноты и может самостоятельно отправиться гулять ночью, воды – может нырять под воду, даже не умея плавать, высоты – стоять на подоконнике, ходить по краю стола. При этом он может быть весьма ловким и подвижным, совершая просто немыслимые «трюки».

    Зачастую надолго сохраняется избирательность в пище, к примеру, может не есть салат, мясо, определенные овощи, но очень любить суп и есть только его постоянно.

    У большинства детей с РДА интеллект снижен. У половины коэффициент их умственного развития — IQ – составляет меньше 50 баллов, у четверти – 50-70.

  • • «Дети дождя»: синдром Аспергера или «мягкий» аутизм у взрослых и детей
  • В случае чистых форм детского аутизма физическое развитие, как правило, нормальное. Однако аутизм часто может сочетаться с приступами эпилепсии, слепотой, глухотой.

    Венский психиатр Г. Аспергер в 1944 году описал одноименный синдром, обозначив его как расстройство личности, «аутистическую психопатию» (синонимы синдрома Аспергера: шизоидная психопатия, детское шизоидное расстройство). Сегодня принято считать его проявление мягким вариантом аутистического расстройства.

    От типичного детского аутизма синдром Аспергера отличается отсутствием отставания или задержки в интеллектуальном и речевом развитии. У большинства нормальный или даже высокий интеллект. Свои особенности имеет моторное развитие: дети при синдроме Аспергера заметно неуклюжи, совершают неритмичные движения, имеют тенденцию к стереотипиям. У детей относительно хорошая адаптация к окружающей реальности, во всяком случае, внешне.

    У мальчиков данное расстройство встречается чаще в 8 раз, чем у девочек.

    Менее выражены особенности социального взаимодействия. У них менее глобальный разрыв с реальностью, присутствие другого человека полностью не игнорируется. Характерными являются эгоцентризм, низкая способность или потребность к взаимодействию со сверстниками, но оно не исключено, если ребенку что-то требуется от другого человека. В общении эти люди наивны, либо не умеют обманывать вовсе, либо делают это настолько неумело, что себе в ущерб. Они повышенно ранимы, восприимчивы к обидам и замечаниям, но к эмоциональному состоянию других практически не чувствительны. Характерен «загадочный», фиксированный взгляд, бедность мимики, языка тела и жестов. Окружающие воспринимают их зачастую как «странных, чудных». Как правило, друзей у них нет.

    Свойственно также наличие интересов, зачастую абстрактных, совершенно не свойственных возрасту, сопровождающихся одержимостью к ним. Все это в совокупности с недостаточностью интереса к реальной окружающей жизни и неприспособленностью в быту. К примеру, рассуждая о теории относительности, человек не представляет даже образно, сколько может стоить булка хлеба. Для ребенка большое значение имеет фантастическая деятельность, которая сопровождается сильным эмоциональным зарядом, полным погружением в мир фантазий и отрывом от реальности. Люди с РДА накапливают большое количество знаний, но не в состоянии использовать их в жизни. Так же, как при типичном аутизме имеется склонность ритуалам к и четкому распорядку, но «более высокого» уровня.

    Речь обычно появляется у детей с некоторым опозданием, однако развивается стремительно, и уже годам к 5-ти выглядит как чрезмерно взрослая, педантичная. Речи свойственны необычные интонации, ребенок говорит либо слишком мало, либо слишком много, часто используя речевые штампы, цитаты и фразы «из телевизора».

    • Дифференциальная диагностика аутизма у детей

    Диагностика аутизма ребенка чрезвычайно важна, поскольку необходимо отличать аутизм от других расстройств работы мозга. В частности дифференцировать синдром раннего детского аутизма от следующих заболеваний:

  • Умственная отсталость.
  • У детей умственно отсталых снижение интеллекта носит тотальный, равномерный и качественно другой характер. Умственно отсталые детки используют в большей степени значения слов, в то время, как при аутизме совершенно другая история. Кроме того они, в особенности при синдроме Дауна, не просто способны, а даже стремятся устанавливать эмоциональные отношения с окружающими людьми.

    Как правило, у детей с аутизмом не наблюдаются расстройства мышления, сопровождаемые бредом и галлюцинациями. Кроме того, детская шизофрения начинается обычно после периода относительно или вполне нормального развития. Вместе с этим совершенно определена наследственная отягощенность шизофренией, склонность к заболеванию по семейной линии.

  • Дезинтегративные умственные расстройства.

Синдром Геллера. Начало данного расстройства выпадает на возраст 3-4 года, когда у ребенка, нормально развивавшегося до этого периода, начинают появляться отчетливые поведенческие нарушения. Как правило, они проявляются в виде раздражительности, непослушания, затем быстро теряются двигательные навыки, речь, нарастает интеллектуальное снижение.

Синдром Ретта. Данный случай имеет период, так называемого, кажущегося нормального развития, который протекает до 6-20 месяцев. Далее следует потеря целенаправленности движений руками, скорое нарастание интеллектуальных дефектов, появление неврологических симптомов.

  • Депривационные расстройства.
  • Проявляется аутизм в данном случае при возникновении результатов психосоциальной депривации, к примеру, вследствие помещения ребенка в Дом ребенка. Тем не менее, изменение ситуации, обеспечение ребенку соответствующей стимуляции (возможно до определенного возраста) способно привести к улучшениям коммуникативного поведения, относительной нормализации дальнейшего развития.

    • Перспективы людей, у которых ранний детский аутизм

    Ребенок может постепенно развить, подчас достаточно прочные и глубокие связи с родителями, сестрами и братьями. В дошкольный период многие детки заметно меняются, у них улучшается социальная адаптация, внешне они могут не походить на детей, имеющих тяжелые нарушения. Возможно, также лучшее восприятие обращенной речи и установление контактов, при одновременном сохранении отсутствия взаимности в отношениях.

    У некоторых деток социальное развитие может улучшиться в подростковый и взрослый периоды жизни. Во время подросткового периода небольшое количество деток делают значительный шаг вперед и функционируют существенно лучше в сравнении с ранними годами собственной жизни. Довольно много аутистов через подростковый возраст проходят без каких-то особенных достижений в социальной сфере и с небольшими трудностями. Но у порядка 40% людей с аутизмом именно в подростковом периоде наблюдаются нарастание симптоматики, ухудшения состояния, подчас бывает регресс, достигающий социального уровня дошкольного возраста, сопровождающийся замкнутостью, отвержением окружающих людей. Может быть некоторое усиление самоагрессии, гиперактивности, стереотипности движений.

    Ближе к взрослому возрасту, как правило, формируются своеобразные модели взаимодействия и поведения. У одних может преобладать замкнутость, избегание контактов с людьми. У других, напротив, стремление к контакту, но особым, своеобразным образом, к примеру, они могут стараться привлекать внимание к самим себе совершенно неприемлемыми способами, зачастую их активные обращения остаются непонятыми. Третьи, общество других людей принимают пассивно, но в случаях перемены распорядка их упорядоченной жизни, смены ритуалов, увеличения социальной активности, может произойти возврат к ярким симптомам аутизма, спровоцировать коммуникативную регрессию.

    Прогноз на будущее для аутиста зависит от тяжести проявлений расстройства, отсутствия или наличия выраженных органических поражений, темпов развития речи и интеллекта, а также от времени начала лечения.

    Безусловно, всевозможных оговорок много, однако, совершенно точно известно, что если не оказывать детям лечебно-коррекционную помощь, то до 70% аутистов с годами становятся глубокими инвалидами, нуждающимися в постоянной, ежеминутной помощи посторонних. Чем раньше начать лечебно-коррекционные мероприятия, тем значительно лучше будет прогноз. Ознакомиться с существующими методами лечебной коррекции аутизма можно в статье: «Методы лечения аутизма. Существующие способы лечебной коррекции аутизма».

    Еще немного о том, какой может быть диагностика аутизма ребенка:

    ladyvenus.ru

    Аутисты не смотрят в глаза

    Эффективный тест по определению признаков аутизма у новорожденных детей разработан в США и представлен в журнале Nature

    Дети, у которых в возрасте 2–6 месяцев нарушается зрительный контакт с другими людьми, в дальнейшем с высокой вероятностью становятся аутистами. Тест для выявления аутизма у грудных младенцев представлен в четверг в журнале Nature.

    Аутизм — заболевание с не выясненными до сих пор причинами, в наше время встречается значительно чаще, чем раньше. Сегодня признаки аутизма у ребенка становятся заметны в возрасте около года, да и то при внимательном отношении родителей и врачей.

    Специалисты говорят о необходимости ранней диагностики, поскольку чем раньше выявить тревожные признаки, тем легче предупредить болезнь.

    Ученые из Центра Маркуса по изучению аутизма, Центра детского здоровья Атланты и Школы медицины Университета Эмори нашли признаки, появляющиеся еще до того, как ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми. Они обратили внимание на движения глаз. Результаты авторы исследования опубликовали в журнале Nature 6 ноября.

    Биохимические изменения в мозгу аутистов обратимы

    Зрительный контакт играет ключевую роль в процессе социального взаимодействия. Грудные дети на том этапе развития, когда они еще не могут ни ходить, ни ползать, очень активно познают мир. И на первых порах — именно глазами. Они смотрят на лица, тела, окружающие их предметы, устанавливают зрительные контакты. Такое изучение всего, что вокруг, является естественной и необходимой частью развития организма и готовит почву для дальнейшего роста мозга.

    Для наблюдения за детьми от рождения до трехлетнего возраста исследователи использовали особую технологию eye-tracking, или окулографию — отслеживание движения глаз.

    С помощью этой технологии они смогли проанализировать, как младенцы реагируют на социальные сигналы.

    Грудничков разделили на две условные группы — тех, у кого риск возникновения расстройств аутического спектра был высок, и тех, у кого этот риск был минимален. В первую группу попали дети, чьим старшим братьям и сестрам ранее уже был поставлен диагноз «аутизм», и такая ситуация резко повышала вероятность заболевания — в 20 раз. У новорожденных в группе с низким риском, напротив, семейная история заболевания была «чистой», то есть их близкие родственники первой, второй и третьей степени родства не страдали таким расстройством.

    У детей-аутистов не хватает полезной кишечной микрофлоры

    Интенсивно наблюдая за этими детьми от рождения, ученые смогли обнаружить самые первые признаки заболевания, проявившиеся уже в первые полгода жизни, и собрать большие объемы фактических данных, косвенно указывающих на расстройство задолго до того, как обнаружатся его явные симптомы. Независимая группа врачей провела осмотр этих детей, когда они подросли, в возрасте трех лет, и подтвердила результаты раннего тестирования. Опираясь на уже поставленный диагноз, исследователи повторно проанализировали все результаты своих наблюдений и попытались определить, какие признаки наиболее ярко отличали аутистов от тех, кто был здоров. То, что они обнаружили, показалось им удивительным.

    У аутистов в возрасте от 2 до 24 месяцев наблюдалось устойчивое снижение внимания к глазам других людей.

    Причем не полное отсутствие такого внимания, а именно снижение его с возрастом. И этот параметр можно было измерить с помощью приборов, то есть зарегистрировать количественно. Такие изменения становились очень явными уже в шестимесячном возрасте.

    Ученые предупреждают: то, что они наблюдали, не видно невооруженным глазом, для этого требуется специальная измерительная техника. Кроме того, нельзя основываться на результатах единичных измерений, нужно сделать несколько повторных тестов в течение месяца.

    Действие марихуаны имитировали без вреда для здоровья

    Понимая, какой резонанс может вызвать данное исследование, они также подчеркивают, что родители не должны паниковать и поминутно заглядывать в глаза своему ребенку. Если младенец на них не смотрит, это все же недостаточный повод для беспокойства.

    Тест, который они разработали, может быть выполнен только в лаборатории.

    «Генетика аутизма оказалась достаточно сложной. Вероятно, в процессе возникновения расстройства задействованы многие сотни генов, каждый из которых играет определенную роль лишь в некоторых незначительных проявлениях, которые в сумме приводят к болезни. Причем у разных людей это разные гены, — пояснил руководитель исследования Уорен Джонс. — Обнаруженное нами явление — одно из многих нарушений, сопровождающих данное состояние. В дальнейшем мы планируем расширить свои исследования и выяснить, как именно движения глаз связаны с активностью генов и развитием головного мозга».

    Ученые предположили, что в дальнейшем, если удастся рано выявлять болезнь, можно будет принять своевременные меры к ее коррекции. Возможно, в будущем будут разработаны стратегии такого раннего вмешательства, которые позволят если не вылечить, то свести к минимуму проявления аутизма.

    m.gazeta.ru

    Симптомы аутизма у малышей: как выглядят «другие» дети

    Увы, в настоящее время Россию нельзя назвать страной, в которой существует развитая государственная программа по поддержке и реабилитации детей-аутистов. Это значит, что вся сложность диагностики и коррекции аутизма у малышей ложится в первую очередь на плечи родителей. А значит, первое, что родителям следует знать – по каким симптомам можно предположить, что их маленький ребенок болен одним из аутистических расстройств.

    Несмотря на то, что диагноз «аутизм» официально существует, детей (как и взрослых людей) с таким диагнозом в цивилизованном мире не принято считать больными в традиционном смысле слова. Правильнее и этичнее считать аутистов — людьми с нарушениями восприятия и коммуникации с внешним миром. Причем, степень этого нарушения имеет с десяток градаций. И у каждой есть свои специфические симптомы.

    Точных причин возникновения аутизма у детей до сих пор не знает никто. Хотя в случае с некоторыми конкретными расстройствами аутистического спектра имеет место доказанная наукой генетическая связь.

    Что же представляет из себя аутизм как таковой? Все довольно просто: практически круглосуточно человеческий мозг (в том числе и детский) получает и обрабатывает информацию. Мы воспринимаем окружающий мир посредством обработки данных, получаемых нашим мозгом от анализаторов — зрительных, слуховых, осязательных и т.п. А затем, обработав эти данные, мы реагируем на них. Таким образом осуществляется наше восприятие окружающего мира, а также наша коммуникация с ним (реакция на всевозможные раздражители, а также общение с другими людьми).

    У аутистов в той или иной степени восприятие окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, аутисты воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот – другие, важные для нас посылы извне, они могут вообще не воспринимать как таковые). Соответственно — они иначе, нежели «обычные» люди, реагируют на проявления окружающего мира, а также иначе общаются в рамках социума.

    К сожалению, аутизм относится к числу тех заболеваний, которые прогрессирует с каждым годом, о чем красноречиво говорит мировая статистика. Увы, статистических данных отдельно по России не существует, но по оценками практикующих врачей, она мало отличается от общемировой.

    10 лет назад на 1 000 здоровых детей приходился 1 малыш с диагнозом аутизм. Три года назад – статистика выросла до 1 на 150. В наше время один ребенок-аутист приходится на 50 здоровых мальчиков и на 80 здоровых девочек (то есть среди малышей-парней аутизм встречается чаще, чем у маленьких барышень). Тревожная динамика, не так ли?

    Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.

    Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

    Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы:

  • Социальные симптомы;
  • Проблемы коммуникации;
  • Монотонность (стереотипность) поведения.
  • Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;

    Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);

    Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;

    Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;

    Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);

    Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;

    В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

    Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);

    Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);

    Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;

    Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);

    Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;

    Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);

    Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

    Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;

    Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);

    Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;

    Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;

    Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

    Первые симптомы аутизма родители могут обнаружить у детей уже с возраста примерно 1,5-2 лет. Однако опытные и квалифицированные специалисты способны заметить начальные признаки аутизма уже с 3 месяцев. Для разного возраста существуют специальные диагностические тесты, которые помогают медикам более точно определить потенциальную вероятность развития аутизма у ребенка.

    Увы, но на сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм как таковой не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор.

    Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе.

    Чем раньше начать коррекционную работу с малышом-аутистом – тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во «взрослом» мире.

    Повторимся, что коррекционная работа напрямую и очень тесно зависит от специфики диагноза. Ведь за словом аутизм скрыто множество разновидностей отклонения поведения. Диапазон «отклонений» от нормы (говоря научным языком – диапазон расстройств аутистического спектра) – огромный: один аутист может быть умственно-отсталым инвалидом, не способным обслуживать себя, тогда как другой — может быть полноценным членом общества, но немного «странным» по оценке других людей: замкнутым, необщительным и т.п. В основном успешный результат коррекции аутизма зависит от точной и ранней диагностики, а также от глубины и качества коррекционной работы.

    Это значит, что никакого универсального метода лечения (а именно – коррекции поведенческих реакций) аутизма у детей не существует в принципе. Каждая методика – практически индивидуальна и представляет собой своего рода паззл, состоящий из точно подобранных упражнений и методик, соответствующих проблематике данного конкретного малыша.

    Родителям ребятишек с тем или иным расстройством аутистического спектра необходимы в равной степени – и адекватная квалифицированная медицинская помощь, и недюжинная душевная стойкость. А именно: терпение, настойчивость (скорее даже – родительское упрямство) и твердая решимость. Решимость вместе со своей крохой по крупице, по мелочи, по узнать окружающий мир и «подружиться» с ним. Мир, в котором этому ребенку так или иначе предстоит жить.

    m.woman.ru