Диагностика заикания у детей

Заикание у детей, известные методы лечения

Заикание у детей встречается в возрасте 3 – 5 лет, когда речь активно развивается.

Эта проблема диагностируется у 2% детей, причем у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Заикание не является исключительно речевой проблемой, так как сопровождается нарушением деятельности ЦНС.

Это сложный речевой дефект, который проявляется расстройством ритма, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков во время высказывания в результате судорог артикуляционных органов.

Причины заикания у детей

Малыш может начать заикаться по множеству причин. К ним относятся:

  • Наследственная предрасположенность — определяется слабостью артикуляционного аппарата. При этом речевой дефект сопровождается ночными страхами, энурезом, тревожностью. Как правило, проявляется уже с началом речевой активности, примерно с 2 – 3 лет.
  • Перинатальные повреждения головного мозга вследствие токсикоза, гемолитической болезни новорожденного, внутриутробной гипоксии, асфиксии во время родов, родовых травм. Заикание у маленьких детей вследствие повреждений мозга проявляется в начале речевой активности.
  • Тяжелые инфекционные заболевания – корь, коклюш, менингит, тиф, энцефалит. Чаще всего по этой причине дефект наблюдается у ребенка 8 – 9 лет.
  • Черепно-мозговые травмы. Частая причина речевого дефекта у ребенка 5 лет.
  • Рахит.
  • Гипотрофия. По этой причине может возникнуть заикание в 10-летнем возрасте или у малыша 3 – 4 лет.
  • Психические потрясения – страх, конфликты, испуг, авторитарный стиль воспитания, чрезмерная радость. Из-за психологических трудностей пубертатного периода может появиться заикание у подростка.
  • В научной литературе описаны случаи заикания у детей дошкольного возраста после переучивания из левши в правшу. Также дефект может возникнуть после копирования речи заикающегося родственника или сверстника.

    Часто дефект связан с другими речевыми нарушениями – тахилалией, дислалией, ринолалией, алалией, дизартрией.

    По патогенетическому механизму выделяют:

  • Логоневроз или невротическое заикание у детей – функциональное расстройство.
  • Неврозоподобное заикание – связанное с органическими поражениями ЦНС.
  • По характеру течения дефект может быть:

  • Волнообразным (усиливается или слабеет в разных ситуациях, но полностью не исчезает).
  • Постоянным (имеет стабильное течение).
  • Рецидивирующим (периодически возникает на фоне речевого благополучия).
  • По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.
  • Легкая – судорожные запинки во время спонтанной речи. Симптомы выражены слабо.
  • Средняя – запинки при диалогической и монологической речи.
  • Тяжелая – судороги речевых мышц длительны, запинки во всех видах речи. Коммуникация затруднена или невозможна.
  • Симптомы детского заикания

    К основным симптомам патологии относятся:

  • Речевые судороги, возникающие при попытке начать речь или в процессе разговора, проявляющиеся паузой в речи или повторением отдельного звука.
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе.
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц.
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание.
  • Заикание в детском возрасте часто сопровождается вегетативными нарушениями: тахикардией, потливостью, покраснением или побледнением кожи, лабильностью артериального давления во время разговора.

    Особенности течения логоневроза

    Так как в основе невротического заикания лежит сильное психотравмирующее переживание, расстройство речи возникает остро. У детей снижена речевая активность, выражена логофобия и фиксация на трудном звуке, судороги носят дыхательно-голосовой характер. Логоневроз имеет волнообразное течение – речь ухудшается при повторении психотравмирующей ситуации.

    Особенности неврозоподобного заикания

    Речевая активность повышена, критика к своему дефекту отсутствует. Речь монотонная, невыразительная, с ускоренным темпом. У детей присутствуют нарушения общей моторики, плохой почерк и слабая мимика. Дефект усиливается при переутомлении, повышенной речевой нагрузке, но течение его относительно постоянное.

    Последствиями заикания могут быть:

  • Нарушение социальной адаптации.
  • Снижение самооценки.
  • Логофобия – боязнь речи.
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук.
  • Усугубление речевого дефекта.
  • Обследование ребенка с заиканием проводит педиатр, логопед, детский невролог, психолог, психиатр. Огромное значение для постановки диагноза и подбора метода лечения имеет анамнез, сведения о речевом и двигательном развитии ребенка, информация об обстоятельствах и времени возникновения речевого дефекта.

    Для оценки степени дефекта и выявления его возможной причины проводят:

    1. Диагностику речи, во время которой оценивают:
    2. темп, голос, дыхание;
    3. речевые и моторные нарушения;
    4. форму и частоту артикуляционных судорог.
      1. Диагностику ЦНС посредством:
        • реоэнцефалографии;
        • МРТ;
        • ЭЭГ.
        • Как вылечить ребенка от заикания?

          Чтобы избавить малыша от заикания необходимо обратиться к специалисту. Чем лечить дефект в конкретном случае сможет сказать только врач после проведения комплексного обследования.

          Кто лечит заикание у детей?

          Речевой дефект поможет устранить логопед. Если артикуляционные судороги возникли на фоне поражения ЦНС, необходимо подключать в лечебный процесс детского невролога. Если причиной речевого дефекта является психотравмирующая ситуация – ребенку показана работа с психологом.

          В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга, в частности, торможение центра Брока. К методам лечения относятся:

        • медикаментозная терапия;
        • гипноз;
        • релаксирующие ванны, массаж, дыхательная гимнастика;
        • иглоукалывание;
        • специальные логопедические упражнения, логоритмика;
        • антизаикательные устройства и специальные компьютерные программы.
        • Медикаментозное лечение

          Специальных для лечения заикания у детей не существует, медикаментозное лечение выступает в качестве дополнения общего курса терапии.

          Препараты при заикании у детей:

        • транквилизаторы;
        • противосудорожные (Фенибут, Эпилептал);
        • ноотропные (Актовегин, Пирацетам);
        • успокоительные средства (Экстракт валерианы, пустырник);
        • гомеопатические таблетки от заикания у детей (Тенотен детский ).
        • Медикаментозное лечение может применяться при заикании у детей 3 лет.

          Лечение заикания у детей гипнозом

          Гипноз позволяет выявить глубинные причины дефекта. У маленьких детей метод не применяется. С помощью гипноза можно вылечить заикание у подростка. Речь может улучшиться уже после первого сеанса. Для полного устранения дефекта необходимо 5 – 10 сеансов.

          Исправить заикание можно с помощью акупрессуры – точечного массажа. Этот метод восстанавливает регуляцию речи. Применяется успокаивающий метод воздействия – надавливание на акупунктурные точки подушечками пальцев с последующим выполнением круговых движений.

          Чем раньше начать лечение таким способом, тем быстрее и эффективнее будет результат.

          Дыхательная гимнастика при заикании

          Упражнения дыхательной гимнастики направлены на воспитание правильного речевого дыхания с постепенным удлиненным вдохом, что позволяет запастись воздухом для произнесения речевых отрезков разной длинны.

          Дыхательная гимнастика эффективна при лечении заикания у детей в 4 года и старше.

          Логоритмические упражнения

          Логоритмика – это метод, основанный на использовании связи слова с движением и музыкой.

          Конспект логоритмического занятия выглядит примерно так:

        • мышечная релаксация;
        • дыхательная гимнастика;
        • артикуляционные упражнения;
        • пение;
        • игра на музыкальных инструментах;
        • мышечная релаксация.
        • Логоритмические занятия способны компенсировать дефекты речи, раскрывают способности ребенка и повышают его самооценку. Метод эффективен при лечении заикания у детей дошкольного возраста и старше.

          Коррекция заикания у детей специальными устройствами

          Одни антизаикательные устройства позволяют заике слышать свою речь с секундной задержкой, другие демонстрируют исправленный вариант речи или заглушают голос шумами. Самые эффективные устройства повышают или понижают громкость голоса.

          Лечение заикания у детей народными средствами

          Применение нетрадиционных методов основано на успокаивающем и расслабляющем эффекте многих настоев и трав.

          Травы при заикании для детей:

          Лечение в домашних условиях: советы родителям

          Если следовать несложным правилам в комплексе с основным лечебным методом, речь малыша исправится в ближайшее время.

        • Разговаривайте спокойно, медленно и разборчиво.
        • Не перебивайте кроху.
        • До поступления в школу научите свое чадо управлять темпом речи.
        • Если ребенок будет говорить медленно, но не монотонно, его речь станет значительно лучше.
        • Читайте и пересказывайте с малышом книги.
        • Не принуждайте заику читать вслух.
        • При общении не забывайте о зрительном контакте.
        • Не перегружайте заику напоминаниями о правильном произношении.
        • Особенности семейного воспитания заики

        • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты.
        • Соблюдайте режим дня с полноценным 8-часовым сном. Ребенка с заиканием нельзя критиковать. Нужно уделять больше внимания малышу, хвалить его даже за незначительный успех.
        • Не стоит чрезмерно баловать свое чадо, исполнять все его прихоти и желания. В этом случае психологической травмой для малыша может стать даже незначительный отказ в чем-то.
        • Будьте всегда одинаково требовательными и ровными к ребенку.
        • Не запугивайте и не наказывайте ребенка, оставляя одного в комнате, особенно плохо освещенной. В виде наказания лучше заставить его спокойно сидеть на стуле или лишить малыша участия в любимой игре.
        • Как предупредить развитие речевых дефектов?

          Профилактика заикания – это большая работа для родителей и окружающих. Она включает:

        • Упорядочение распорядка дня малыша.
        • Создание спокойной и дружественной атмосферы в семье.
        • Избегание авторитарных методов воспитания.
        • Оберегание ребенка от физических и психологических травм.
        • Занятия для развития речи – чтение, разговоры с малышом.
        • Ограничение контакта ребенка с заикающимися родственниками или товарищами.
        • doktordetok.ru

          Как вылечить заикание в домашних условиях

          Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен.

          Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них препятствием.

          Причины болезни у детей и взрослых

          В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

          Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

        • Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
        • Особенности умения говорить;
        • Гипоксия плода, травмы головы;
        • Копирование говора с людей, подверженных болезни;
        • Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).
        • Факторы, указывающие на появления болезни:

        • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
        • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
        • пониженный иммунитет;
        • генетическая наследственность;
        • тяжелые роды, сложная беременность;
        • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).
        • Симптомы заболевания

          Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

        • Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
        • Волнообразное – проявляется временами;
        • Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.

      По клинической форме выделяют два типа заболевания, для каждого из них выделяют отдельные симптомы и причину, представленные в таблице:

      усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

      отказ от общения с новыми людьми;

      ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

      паузы в говоре чаще и длиннее;

      судороги в мимике лица и рук;

      упадок сил, отсутствие настроения;

      страх перед разговорами с людьми;

      полный отказ от общения

      при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

      повышена истощаемость и утомляемость в речи

      Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

      Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

      Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

    5. Общий анализ мочи, крови;
    6. Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).
    7. Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

      Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

      Образ жизни и режим при болезни

      Для достижения положительных результатов в лечении следует выполнять некоторые правила:

    8. Настроить режим дня. Полноценный сон в течение 8-10 часов ночью, дневной отдых – 2-3 часа. Устранение компьютера и других гаджетов в вечернее время. Отказ от новых серий мультфильмов и частичное сокращение периода просмотра;
    9. Правильный рацион. В еду рекомендуется ввести растительные и молочные продукты. Убрать из питания сладости, соленые продукты, жаренные и острые блюда;
    10. Правильное спокойное общение. Разговор должен быть размеренным, неторопливым с верным произношение каждого слова;
    11. Спокойный речевой режим. Следует выбирать книги хорошо знакомые, не настаивать на их пересказе. Чаще гулять в спокойных тихих местах. Играть в малоподвижные игры, не вызывающие возбуждения. Просить, чтобы ребенок комментировал все свои действия.
    12. Образ жизни должен сводить к минимуму возможные нервные потрясения и раздражения нервной системы. Выполнение действий позволит вывести больного из состояния боязни общения.

      Как диагностировать и избавиться от заикания рассказывают врачи, смотрите видео:

      Лечение заикания у взрослых и детей

      Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

    13. логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
    14. невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
    15. психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
    16. психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
    17. иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.
    18. Прописываются следующие медикаменты:

      • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
      • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
      • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
      • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.
      • Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

        bezmedikov.ru

        Заикание – это такое нарушение речевой функции, главной чертой которого, как правило, являются запинки при произношении первого звука слова. Также можно сказать, что это нарушение темпа, ритма, плавности речи, обусловленное судорогами в разных частях речевого аппарата.

        Все мы запинаемся, но такие сбои, заминки у здорового человека не имеют общего с заиканием. Самое большое отличие в том, что у заики утерян контроль над органами речи, он ощущает мышечное напряжение. Интересен тот факт, что мужчины болеют в три раза чащеподобным недугом, чем женщины. Ученые объясняют это различиями в строении головного мозга обоих полов.

        Заикание – одна из сложнейших форм речевой патологии. Оновлияет на формировании личности, поведения, адаптации. Часто данная патология возникает в детстве (от 2 до 5 лет), совпадает с фазой активного развития речи, когда речь является самой уязвимой, ранимой областью в высшей нервной деятельности детей. При неблагоприятном стечении обстоятельств, возникнув в раннем детстве, заикание может зафиксироваться условно-рефлекторно.

      • Заикание в мире встречается в 3 раза чащеу мужского пола, чем у женщин.
      • Число больных составляет около 0,5 – 10 %.
      • У заикающихся обычный интеллект.
      • Заикание не приобретается при подражании заикающимся людям.
      • Тактика лечения зависит от возраста пациента.
      • Нет 100% лекарства от заикания.
      • Причины патологии не выяснены. Существуют только теории, каждая из которых в определенной мере объясняет этот дефект, но при этом ни одна конкретно не получила широчайшего распространения.

        Сейчас ученые наиболее склонны к тому, что причины данной патологии кроются в головном мозге. Так кактам расположены центры, ответственные за речь. У детей младше 5 лет легче спровоцировать заикание, так кактогда в мозге начинают формироваться центры речи, когда между нимипроисходит синхронизация. В результате сбоя центры речи работают не синхронно, в результате человек начинает заикаться.

        Причина заикания обычно в ослабленности нервной системы, которая обусловлена действием неблагоприятных факторов: болезни нервной системы родителей; алкоголизм, курение матери; нарушение мозгового кровотока у плода; возникновение сразу после рождения нарушений снау ребенка, раздражительности, плаксивости; в раннем детстве могут бытьночные страхи, сильные эмоциональные реакции, физическаяослабленность, энурез.

        Непосредственными причинами заикания могут быть: ушибы и сотрясения головного мозга, истощение нервной системы в результате инфекций, испуг.

        Симптомы и типы заикания

        Ученые выделяют три типа заикания:

      • Первый тип – для людей с патологией нервной системы (НС). Причины такого типа: родовая травма, частые заболевания в первый год жизни, наследственность. При обследовании у невролога у больных детей находят отклонения (вплоть до признаков повышения внутричерепного давления), хотя внешне ребеноквыглядит вполне здоровым.
      • Второй тип – обнаружен у людей-правшей, но ведущий глаз которых – левый. Это момент, когда ребенок учится рисовать и писать (в 5-7 лет), но его переучили на правшу. Такой тип заикания бываетпримерно у 60% людей с таким речевым дефектом.
      • Третий тип свойственен около 10% заик.Свою болезнь дети приобретают в результате переутомлений, стрессов: ребенок расстроился из-зазаболеваний, перетрудился в школе, испугался собаки. У таких людей заикание усиливается при психологическом возбуждении. Поэтому им очень сложно выступать перед публикой.
      • Заикание включает в себя: повторение слов, либо протяженное произношение звуков речи, некоторые группы людей, страдающих заиканием, ощущают напряжение, когда пытаются заговорить. В определенных случаях речь может просто остановиться, даже заблокироваться.

        Диагностика заикания

        Диагностировать заикание очень просто, так как запинки чётко нарушают речь. Но все-таки некоторые характеристики патологии обнаружить не легко, будучи слушателем. Что же касается диагностики маленьких детей, она в большинстве случаев способна предсказать, будет ли заикание в будущем. Для детей старшего возраста проводят диагностическую оценку, состоящую из тестов, интервью, наблюдений, предназначенных для оценки общей тяжести болезни.

        Лечение заикания в Израиле

      • Режим дня и сна: сон 8-9 часов в сутки, сиспользованием перед сном теплого душу, релаксирующиххвойных, валерьяновыхванн, расслабляющий массаж).
      • Режим питания: молочная, растительная пища с ограничением мясного белка, жирнов, соленого, перченого, с исключением крепкого чая.
      • Щадящий охранительный режим: исключение волнующих жизненных ситуаций.
      • Ограничить просмотрашумных мультфильмов, телепередач, радио, музыки на высокой громкости, так как громкие звуки утомляют нервную систему.
      • Избегать скоплений людей на рынках, в крупных магазинах и ресторанах. В семье необходимаспокойная доброжелательная атмосфера.
      • Речевой охранительный режим: снижение речевой нагрузки ребенкаи речевого общения.
      • Общение с взрослыми: плавная, неторопливая, на пониженных тонах голосаречь.
      • Прогулка, но исключаются активные спортивные игры, бег, азартные спортивные игры.
      • Современный метод лечения
      • На сегодняшний день доступны компьютерные программы, способные помочь избавиться от заикания человеку, суть которых в синхронизации речевого, а также слухового центров человека. «Заика»разговаривает в микрофон, а «речевой корректор» задерживает речь на доли секунды.

        Приеме больным противосудорожных препаратов, анксиолитиков, которые тормозят психику. При возможности можно использовать успокаивающие отвары, настойки трав (отвар пустырника).

      • До 10 консультаций с логопедом по 550 долларов каждая консультация
      • hospital-israel.ru

        Заикание у детей — это дефект речи, проявляющийся в многократных повторах или пролонгациях звуков, слогов или целых слов, в постоянных запинках или нерешительности в речи, что становится причиной разрывания ее ритмического течения.

        Причиной возникновения этой патологии являются мышечные судороги речевого аппарата. Обычно заикание начинает проявляться у детей в 2-5-летнем возрасте в момент, когда происходит активное развитие и становление речевых навыков. Иногда данное состояние возникает внезапно и усугубляется в дальнейшем.

        Часто маленькие дети нормально выговаривают слова, но повторяют их по несколько раз, например: «Дай, дай, дай мне конфету». Но иногда ребенок повторяет не целые слова, а только звуки, например: «Д-д-д-ай мне конфету». В медицине считается, что воспроизведение одного звука 2 раза и больше свидетельствует о первых признаках заикания.

        По статистике заикание наблюдается у 2-3% детей по всему миру. Причем у мальчиков патология встречается в 4 раза чаще. Специалисты объясняют это тем, что психика девочек устойчивей.

        Заикание обычно усиливается во время обучения в школе и в пубертатный период. Оно негативно сказывается на адаптации ребенка в обществе, снижает его самооценку.

        Заикание проявляется по-разному. Так, у одних детей оно проявляется в частом повторе слогов или звуков, а у других — во внезапной остановке речи. У таких детей в разговорах часто встречаются звуки или слова-паразиты, например, «Э-э-э», «М-м-м». С их помощью ребенок пытается скрыть заикание.

        Некоторые дети начинают заикаться только в моменты сильного волнения или во время стресса. В этом случае в благоприятной обстановке они как бы забывают о своей проблеме. В то время как при выступлениях на публике или в разговоре с незнакомыми людьми они могут постоянно заикаться.

        Виды заикания у детей

        В детстве могут проявляться 2 разновидности патологии:

      • невротическое заикание (логоневроз);
      • неврозоподобное заикание у детей.
      • Причины и лечение, диагностика и профилактика — всем этим в обоих случаях занимается врач-логопед. При первом варианте заикание часто возникает в результате легких остаточных явлений поражения головного мозга. Оно может появиться после психической травмы, которая произошла неожиданно (испуг, внезапная перемена места жительства, отлучение от родителей) или которая была длительное время (нарушения правил воспитания ребенка, постоянные ссоры в семье). Логоневроз часто сочетается с насильственными движениями. Он проявляется непостоянно. Обычно ему сопутствуют и другие невротические нарушения (фобии, энурез, расстройства сна, раздражительность). Для развития неврозоподобного заикания требуется некоторое время. Обычно оно является следствием органического поражения ЦНС и никак не связано с психическими травмами. Такое нарушение характеризуется судорожностью речи, часто сопровождается с тикообразными насильственными сокращениями различных частей тела. При неврозоподобном заикании нарушение речи проявляется всегда. Такие дети во время выступлений или общения, как правило, не испытывают страха.

        По характеру течения расстройство делится на 3 вида:

      • волнообразное — заикание, которое в разные периоды жизни может усиливаться или ослабляться, но никогда полностью не исчезает;
      • рецидивирующее — заикание, которое чередуется с речевым благополучием;
      • постоянное — заикание со сравнительно постоянным характером течения.
      • Факторы, провоцирующие заикания у детей

        Заикание у детей провоцируют 2 фактора.

      • Генетическая предрасположенность к различным заболеваниям мозга. Она имеется у детей, чьи родственники страдают заболеваниями ЦНС, в том числе, если родители малыша заикались в детском возрасте, при этом патология не исчезла со временем. Заикание достаточно часто встречается среди детей, у которых были нарушения развития мозга в эмбриональный период. Предрасполагающими факторами к развитию заболевания являются инфицирование плода и травмы, полученные в процессе родов или вынашивания малыша, недоношенность, постоянное кислородное голодание плода. На склонность к заиканию оказывает влияние темперамент ребенка, а также его возможность адаптироваться к условиям окружающей среды. Дети, которые быстро приспосабливаются к различным изменениям, менее подвержены заболеванию. К заиканию более предрасположены холерики, особенно в моменты, когда они ссорятся или спорят.
      • Внешнее воздействие. К таким относятся:
        • поражение ЦНС различными инфекциями (воспаление мозга или его оболочки);
        • черепно-мозговые травмы;
        • поражения мозга, вызванные трофическими болезнями (нарушение толерантности к глюкозе);
        • незрелость мозга. Оба полушария мозга наиболее активно формируются в 5 лет. До этого времени речь должна развиваться постепенно, без рывков. У мальчиков формирование ЦНС начинается позже, чем у девочек. По этой причине у них чаще имеются дефекты речи. До 5 лет у ребенка может наблюдаться итерация, для которой характерно повторение слов и слогов. Такое состояние является вариантом нормы и исчезает самостоятельно без лечения;
        • наличие очагов инфекции в дыхательной системе и слуховом проходе;
        • болезни, которые негативно сказываются на защитных свойствах организма (частые простуды, наличие паразитов в кишечнике, нарушения метаболизма);
        • сопутствующие состояния (недержание мочи, нарушения сна, быстрая утомляемость, фобии);
        • психологические травмы (испуг, длительные стрессы);
        • нарушения правил воспитания ребенка (избалованность, выполнение всех прихотей ребенка);
        • неправильное развитие речи (слишком быстрая и неразборчивая речь).
        • В некоторых случаях заикание — это не болезнь, а попытка стать похожим на взрослого. Если один родитель заикается, то ребенок может копировать его. В этом случае патология может сформироваться 2 путями: ребенок или непроизвольно заикается во время общения с родителями (с остальными людьми он разговаривает нормально) или в подражательной форме (при этой форме он заикается, разговаривая с любым человеком).

          Сравнение невротической и неврозоподобной формы заикания у детей

          Невротическое заикание у детей бывает в результате психической травмы, поэтому заболевание возникает практически внезапно. При таком заикании родители могут с точностью сказать, когда и почему у ребенка развилась патология. Такое заикание обычно появляется в 2-6 лет, когда уже имеется развернутая фразовая речь.

          У таких детей уменьшается речевая активность по причине того, что они боятся разговаривать. Они фиксируются на сложных звуках. При этом могут наблюдаться дыхательно-голосовые судороги. У них имеется расстройство звукопроизношения, но при этом в лексическо-грамматической сфере они развиваются нормально. Во время разговора у этих детей расширяются крылья носа. При этой форме заикание носит волнообразный характер, то есть речь значительно ухудшается во время стресса.

          Неврозоподобное заикание развивается постепенно в результате поражения ЦНС. Такое заикание не связано с какими-либо событиями, поэтому родители часто не могут найти причины возникновения расстройства. Неврозоподобное заикание начинает проявляться в 3-4 года, в момент становления фразовой речи.

          Дети, страдающие этой формой заикания, общительны и активны, не пугаются своего расстройства. Заикание в этом случае происходит из-за артикуляционных судорог. Такие дети разговаривают монотонно, быстро и невыразительно. При неврозоподобном заикании в лексико-грамматической стороне речи также имеются нарушения. Часто имеется нарушение общей моторики, поэтому дети могут быть излишне скованными или неуклюжими. У них слабо выражена мимика, неразборчивый почерк. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, часто имеют проблемы с обучением. Данная разновидность заикания имеет устойчивый характер течения, обострения могут случаться нечасто — в основном при переутомлениях и больших речевых нагрузках. При проведении неврологических исследований обнаруживаются поражения ЦНС, при проведении ЭЭГ — высокая судорожная готовность.

          Признаки заикания у детей

          Заикание у детей важно обнаружить на начальных стадиях. Как правило, заболевание начинается с частых повторений слов. В этот период у ребенка наблюдается гипертонус мышц лица и шеи. Он не желает разговаривать, а если говорит, у него происходят колебания громкости голоса.

          Симптомы заикания могут сильно отличатся в зависимости от того, какая клиническая форма заболевания присутствует у ребенка.

          Так при невротической форме патология речи возникает внезапно. Обычно она возникает в 2-6 лет в результате психологической травмы. Вначале малыш постоянно молчит, а когда начинает опять произносить слова, произносит их с заиканием. У такого ребенка могут наблюдаться расстройства сна, он раздражается по мелочам, а к 11 годам уходит в себя, так как осознает свой дефект.

          Первые симптомы неврозоподобной формы заикания появляются в 3-4 года. Ребенок всегда заикается и со временем начинает употреблять бессмысленные слова и звуки («ну», «э-э»). Такие дети гиперактивны, но быстро устают, у них часто болит голова, снижена память.

          Иногда вместе с заиканием у детей во время разговора могут происходить непроизвольные сокращения мышц в разных частях тела. Эти рефлекторные движения возникают как бы для улучшения выговаривания, но, по сути, наоборот — только усложняют ситуацию и создают впечатление неуверенности.

          Диагностика заикания у детей

          При обнаружении первых симптомов заикания ребенка сразу же нужно показать врачу. При подозрении на эту патологию должны быть проведены обследования у таких специалистов, как невролог, педиатр, логопед и психиатр. В некоторых случаях может понадобиться консультация детского психолога. Большую роль в постановке диагноза и выявлении причин болезни играет анамнез ребенка, сведения о том, как происходит развитие, информация о том, когда, как и при каких обстоятельствах он начал заикаться.

          Для того чтобы выявить стадию болезни и причины заикания у детей, понадобится проведение диагностики речи, которая включает в себя оценку темпа речи, голоса и дыхания. В ходе исследования врач выявит речевые и моторные расстройства, если такие имеются, определит, какой разновидностью артикуляционных судорог страдает пациент, с какой частотой они происходят.

          Для обнаружения патологий ЦНС может понадобиться:

        • исследование сосудов головного мозга реографическим методом;
        • ЭЭГ;
        • МРТ.
        • Устранение заикания у детей

          Лечение заикания у детей осуществляет логопед. Если патологии вызвали судороги в мышцах артикуляционного аппарата или заболевания нервной системы может понадобиться помощь невропатолога. Если же заикание возникло после психотравмирующей ситуации, может понадобиться работа с психологом.

          Суть лечения данной патологии состоит в восстановлении функций речевого круга, включая торможение центра Брока. В коррекции заикания используется лекарственная терапия, гипноз, иглоукалывание, различные расслабляющие процедуры, выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях может понадобиться применение антизаикательных аппаратов и специальных компьютерных программ.

          Медикаментозное лечение заикания включает в себя прием противосудорожных, противотревожных, успокоительных и различных гомеопатических препаратов. В некоторых случаях могут использоваться нейрометаболические стимуляторы. Однако такой способ лечения может применяться только для детей старше 3 лет.

          Благодаря гипнозу врач сможет выявить истинные причины нарушения. Улучшения состояния можно добиться даже после 1 процедуры. Для остаточного устранения патологии может потребоваться 10-15 сеансов. Таким способом устраняется заикание у подростков. Метод не используется для терапии маленьких детей.

          Лечить заикание можно точечным массажем. Благодаря ему значительно улучшается регуляция речи. Во время массажа врач применяет расслабляющий метод воздействия. В ходе сеанса специалист надавливает на особые точки и осуществляет круговые движения.

          Хорошие результаты в лечении заикания показала дыхательная гимнастика. Суть метода заключается в нормализации дыхания, удлинении вдоха. Благодаря этому ребенок сможет научиться запасаться воздухом перед тем, как что-либо сказать. Такой способ лечения применяется для детей старше 4 лет.

          Кроме этого, для коррекции патологии может применяться логоритмика. Суть данного метода заключается в использовании связанности слова с мелодией и движениями. Благодаря логоритмике ребенок сможет скорректировать дефекты речи, раскрыть свои таланты и улучшить самооценку. Метод используется для лечения детей до 7 лет и старше.

          Для устранения заикания врач может порекомендовать использование антизаикательных устройств. Одни аппараты помогают ребенку услышать произносимую им реплику с небольшим обмазыванием, другие — шумами заглушают голос, третьи — воспроизводят скорректированный вариант речи. Наиболее эффективными при этом считаются устройства, понижающие или повышающие громкость голоса.

          Прогноз и профилактика заикания у детей

          Без проведения обследования трудно определить прогноз болезни. Это связано с тем, что к заиканию могут приводить разные факторы, но не каждый, к сожалению, можно легко устранить. Прогноз заикания во многом зависит от формы заболевания и возраста пациента. Обычно детям, которым начали лечить заикание в раннем возрасте, избавиться от патологии легче. У детей с врожденными патологиями речевого аппарата прогноз не такой благоприятный. Прогноз зависит также от разновидности заикания. Так дыхательные судороги легче вылечить, чем тонические. Наилучшего эффекта в лечении можно добиться в 3-5 летнем возрасте. Уже в 12-17 лет расстройство тяжело поддается коррекции. Бывают случаи, когда из-за психологического фактора у ребенка возникает рецидив заболевания.

          Чтобы избежать заикания, нужно осознать то, что здоровые дети растут у неконфликтных родителей. Не рассказывайте страшные истории ребенку на ночь и не давайте ему просматривать страшные мультфильмы, не пугайте его и не оставляйте одного в темных помещениях. Любите своего малыша и больше общайтесь с ним, не будьте слишком строгими и требовательными, оберегайте от психических травм. Спокойные дети, которым хватает родительской любви, и заботы, практически никогда не сталкиваются с данным заболеванием.

          www.mosmedportal.ru

          В чем причины заикания и как верно подобрать лечение этой патологии у детей

          В логопедии заикание определяется как сложное нарушение речевой деятельности, проявляемое в виде непроизвольного повторения одних и тех же звуков по несколько раз вследствие судорожных сокращений органов артикуляции. Часто также наблюдаются отклонения ритмичности речи и возникают непроизвольные остановки при произношении фразы. Проблема не является исключительно речевой, так как обычно сопровождается определенными нарушениями работы центральной нервной системы. Лечение заикания у детей зависит от причин, вызвавших данное состояние.

          Наиболее распространено данное явление в детском возрасте (до 5 лет), когда речь формируется и развивается. Чаще заикание встречается у мальчиков, а сама проблема диагностируется у 3% всех детей.

          Причины развития заикания

          Существует множество факторов, которые влияют на развитие речи. Некоторые из них могут стать предпосылками развития заикания у ребенка.

          Причины заикания у детей могут быть следующими:

        • предрасположенность на наследственном уровне (проявляется с младенчества, возникает в начале развития речевой деятельности, может сопровождаться другими симптомами, такими, как энурез, повышенная тревожность, страх по ночам);
        • повреждения головного мозга в период до рождения и во время родов (перинатальные недуги, связанные с токсикозом матери во время беременности, удушением, внутриутробной гипоксией, снижением доступа кислорода во время родов, травмами, полученными при родовой деятельности);
        • тяжелые заболевания инфекционной природы, перенесенные в детстве (менингиты, корь, коклюш, энцефалит, тиф). Чаще всего отклонение, спровоцированное инфекциями, проявляется в более позднем возрасте – около 7-8 лет (классифицируется как заикание у детей дошкольного возраста);
        • получение сильных черепно-мозговых травм;
        • гипотрофия (данное состояние может вызвать заикание как в раннем детском возрасте (для детей 3 лет), так и в более позднем (до 10 лет));
        • рахиты;
        • переучивание левши писать правой рукой;
        • факторы, влияющие на психическое состояние ребенка – страхи, конфликты, ссоры, радость или строгий стиль воспитания, свойственный родителям.
        • Потрясения психического и психологического характера могут спровоцировать заикание не только у маленьких детей, но и у подростков 14-15 лет. В некоторых случаях отклонение провоцируется повторением манеры общения человека, который заикается.

          Распространены ситуации, когда заикание у детей дошкольного возраста не является единственным заболеванием речевой системы, комбинируясь с дислалиями, дизартриями, тахилалиями, алалиями, ринолалиями.

          Разновидности отклонения

          Перед тем как вылечить заикание у ребенка, следует точно определить, к какой разновидности патологии конкретный случай относится. Заикание как патологию можно классифицировать одновременно по нескольким основаниям.

          Так, по степени выраженности симптомов выделяют заикание:

        • легкой формы (симптоматика практически не выражена, заикание может проявляться при спонтанной речи в виде запинок судорожного характера);
        • средней формы (заикание наблюдается как при монологических высказываниях, так и при ведении диалога);
        • тяжелой формы (запинки встречаются при высказываниях любого типа и характера, заикание носит затяжной характер, что делает коммуникацию сложной или практически неосуществимой).
        • Распространена классификация, рассматривающая источник заикания как таковой. Патогенетические разновидности включают:

        • заикание в форме расстройства речевого функционирования (логоневроз);
        • заикание, связанное с анатомическими или органическими сбоями работы центральной нервной системы (запинки неврозоподобного вида).
        • Заболевание может по-разному протекать в зависимости от частоты проявления соответствующих симптомов. Различают следующие виды заикания:

        • волнообразное заикание (сохраняется постоянно, но в зависимости от времени, условий и обстановки может проявляться в большей или меньшей степени).
        • рецидивирующее заикание (может на некоторое время исчезнуть, а потом появиться вновь);
        • постоянное заикание (с течением времени не исчезает и не уменьшается).
        • Последняя классификация рассматривает механизм проявления патологии. По характеру судорожного проявления рассматривают заикание:

        • клоническое (за счет частого сокращения артикуляционных мышц происходит многократное повторение одного и того же звука);
        • тоническое (связано с мышечным состоянием тонуса, которое может развиваться в тканях языка, губ и щек, что провоцирует остановку произношения);
        • смешанное (в зависимости от соотношения различают клоно-тоническое и тонико-клоническое);
        • дыхательное;
        • голосовое;
        • артикуляционное.
        • Патология имеет четкие и явные симптомы, которые в зависимости от причины и истока развития болезни могут иметь особенности. Общими проявлениями заикания являются:

        • движения во время произношения – непроизвольные сокращения мимических мышц, моргание, раздувание носовых крыльев;
        • использование дополнительных эффектов, целью которых является снижение видимости патологии – зевание, смех, кашель;
        • судорожные явления в момент до начала речи или при произнесении слов (проявляется в неспособности сразу произнести слово или многократным повторением одного из слогов);
        • нарушения дыхания (дыхание носит поверхностный, аритмичный характер, речь начинается на глубоком вдохе или выдохе).
        • В детстве патология может также сопровождаться рядом отклонений вегетативного плана: гипергидрозом, тахикардией, нетипичным изменением цвета кожи, изменением показателей артериального давления при проговаривании слов.

          Если заикание носит неврозоподобный характер, зачастую речь носит невыразительный, монотонный характер. Темп произношения ускоренный, а в целом речевая деятельность повышена. Могут наблюдаться и другие проявления – неразборчивость почерка, невыразительность мимических и моторных действий. Особенно явно симптоматика проявляется тогда, когда ребенок устал.

          Логоневроз обычно сопровождается резким ухудшением качества речи, так как в основе данной патологии лежит состояние, связанное со значительной нагрузкой на психоэмоциональную сферу.

          Активность ребенка снижается, наблюдается фиксирование на слоге, который он не может произнести. Часто проявляется боязнь речи. Дыхательная система, как и голос, подвержена судорожным проявлениям. Патология носит непостоянный характер и в отсутствие неблагоприятного фактора снижается.

          Диагностика проблемы

          Для создания полной картины болезни, а также определения точной причины, по которой она возникла, ребенка должен обследовать не только логопед, но и детский врач, психолог, психиатр и невролог.

          Важно точно и полно собрать анамнез состояния, так как это оказывает решающее влияние на выявление истоков болезни и подбор нужной терапии. Указывается время, в которое появился дефект, факторы, этому поспособствовавшие, а также приводится информация о степени развитости ребенка в плане речевой деятельности и описывается состояние дыхательной системы.

          Ряд терапевтических анализов и исследований обязательно включает:

        • оценку речевой активности (дыхание при разговоре, темп речи и тембр голоса, отклонения моторики и произношения, наличие, тип и частоты судорог);
        • определение состояния центральной нервной системы (ЭЭГ, МРТ, реонцефалография).
        • Опционально для конкретного случая могут быть подобраны специальные дополнительные исследования.
        • Способы коррекции заикания

          Правильно и максимально быстро устранить дефект можно только у врача, так как именно медик может подобрать адекватное лечение, исходя из анамнеза заболевания.

          Участие в лечении невролога требуется только в том случае, если заболевание вызвано поражением ЦНС, психолога – если имела место ситуация, эмоционально повлиявшая на ребенка и приведшая к заиканию. В остальных случаях патологии речевой деятельности корректируются логопедом.

          Методы лечения заикания включают:

        • воздействие гипнозом;
        • лечение заикания у детей в домашних условиях;
        • устройства против заикания;
        • лечение лекарственными средствами;
        • массажи, ванны;
        • гимнастика для нормализации работы системы дыхания;
        • логоритмические и логопедические упражнения.
        • Медикаментозная терапия обычно используется в качестве дополнительной, так как используемые препараты не могут устранить дефект. В зависимости от состояния больного могут назначаться таблетки гомеопатического действия, ноотропы, препараты от судорог, успокоительные и транквилизаторы.

          Посредством гипноза не лечат состояния, возникающие от заикания у детей младшего возраста. Для старших детей это один из самых действенных и простых способов вылечиться – улучшения достигаются после первого сеанса, а после 10 занятий может наступить полное излечение.

          Метод точечного массажа основан на том, что воздействие производится на активные точки организма. Начинать подобную терапию лучше как можно раньше, так как ее эффективность с возрастом может значительно снижаться.

          Дыхательная гимнастика направлена на формирование привычки правильного дыхания. Дыхательные упражнения при заикании действенны в ситуациях, когда патология спровоцирована неправильным, поверхностным дыханием при произнесении слов. Таким образом лечат детей от 4 лет.

          Занятия по логоритмике при заикании у детей могут скрыть дефект речи за счет тренировки голоса. При помощи логоритмического метода корректируют патологию речи у детей дошкольного возраста.

          Обычно занятия включают следующие аспекты:

        • игра на инструментах;
        • мышечное расслабление;
        • гимнастика для коррекции дыхания;
        • упражнения на артикуляцию.
        • Для детей с заиканием разработаны специальные приборы, позволяющие слышать собственную речь с небольшим запаздыванием. Более совершенные устройства могут отражать то, как ребенок должен произнести слово правильно или снижать громкость голоса фоновыми шумами (современные приборы способны регулировать уровень громкости голоса).

          Некоторые прибегают к лечению заикания травами – такими, как крапива, зверобой, мелисса, вереск, хмель или ромашка. Отвары на основе таких сборов оказывают мощный успокаивающий эффект. Такое воздействие требуется при заикании у детей, которое было спровоцировано психоэмоциональными негативными факторами.

          Возможные последствия патологии

          Даже при полном излечении заикания могут остаться заболевания психического характера, связанные с неспособностью преодолеть боязнь проблемы. Распространены следующие случаи следовых нарушений:

        • значительное понижение самооценки ребенка;
        • отсутствие достаточного уровня адаптации в обществе;
        • страх речевой активности (логофобия);
        • страх произнесения звука, который раньше не получалось произносить с первого раза (звукофобия).
        • В отдельных случаях профилактика и лечение могут привести к обратному эффекту, усугубив проблему.

          Как минимизировать риск развития состояния

          Необходимые меры для того чтобы лечение заикания у детей в домашних условиях было эффективным, включают в себя следующие мероприятия:

        • обеспечение ребенку нормальной психологической и эмоциональной обстановки;
        • постоянное общение с ребенком;
        • контроль над правильностью произношения слов и дыхания.

        С ребенком лучше разговаривать достаточно медленно, но понятно и четко – так ребенок научится контролировать темп своей речи. Во избежание проявления симптомов также нежелательно перебивать детей во время разговора.

        С ранних лет лучше приучать детей к неторопливому изложению мыслей – так им будет проще научиться говорить правильно и без дефектов. Хорошо развить речь помогает чтение книг вслух с последующим пересказыванием их содержания, но если ребенок уже начал заикаться, лучше не заставлять его это делать без его желания.

        Важно создать благоприятную семейную обстановку, так как от этого напрямую зависит психологическое состояние ребенка. Нежелательны ссоры, крики и попытки наказать ребенка.

        Ребенка с дефектом речи важно хвалить даже за незначительные успехи. В то же время не стоит ребенка баловать, так как в этом случае отказ может спровоцировать появление заикания на фоне негативных эмоций. Как вылечить заикание у ребенка в конкретном случае максимально эффективно решает врач.

        Профилактические меры

        К основным общеоздоравливающим методикам профилактики речевых дефектов можно отнести:

      • ограничение взаимодействия ребенка с людьми, имеющими речевые недостатки, в особенности заикание;
      • создание нормальной психологической обстановке в доме;
      • снижение риска психологического или физического травмирования ребенка;
      • составление нормального режима дня;
      • использование мягких способов наказания за провинности;
      • письмо, чтение, пересказы и другие занятия, повышающие качество речи.
      • Если заикание когда-либо было или наблюдается в настоящее время, ребенок должен находиться под постоянным наблюдением врачей, особенно невролога и логопеда.

        Литература для чтения с ребенком должна подбираться в соответствии с возрастом, так как иначе образы могут напугать или впечатлить ребенка так, что проявятся симптомы отклонений речевой активности. Особенно это касается страшных или печальных сказок.

        То же самое относится к просмотру передач по телевизору или длительному использованию сети – нервная система ребенка не может справиться с такой нагрузкой, поэтому избыток информации может стать причиной множества отклонений, в том числе связанных с речью.

        Сразу после лечения лучше ограничить ребенка в развлечениях, так как новые сильные эмоции могут вернуть прежнее дотерапевтическое состояние.

        По возможности близкие люди должны говорить с заикающимся максимально четко и плавно, чтобы по примеру он учился говорить правильно. Развитию правильного дыхания способствуют занятия танцами и пением, поэтому для заикающихся детей такие занятия очень полезны.

        Обычно такая проблема, как заикание, требует врачебного вмешательства, так как самостоятельно добиться успехов в коррекции этой патологии сложно. Для максимально эффективного лечения важно выбрать, как лечить заикание у ребенка в конкретном случае. Дефект хорошо поддается коррекции при своевременном и адекватном ее проведении.

        vseorechi.ru