Дыхательная гимнастика при заикании стрельниковой

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

(Основной комплекс дыхательных упражнений)

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причём все пальцы сжимаются однвременно и с силой. Это очень важно.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.

Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.

Не следует растопыривать пальцы при пассивном выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу — отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-движения.

Норма — 96 вдохов-движений. Это так называемая стрельниковская «сотня».

На второй или третий день тренировки вы можете делать подряд уже не по 4 вдоха без остановки, а по 8 или даже по 16 раз, а еще через несколько дней — уже по 32 вдоха-движения без паузы.

Группируются дыхательные движения в стрельниковской гимнастике не по 5 или 10, как обычно, а строго по 8. Так и говорим: 8 дыхательных движений — одна «восьмерка», 16 дыхательных движений — две «восьмерки», 24 дыхательных движения — три «восьмерки», 32 дыхательных движения — четыре «восьмерки». Считать нужно, конечно же, только мысленно, а не вслух.

Если Вы часто сбиваетесь со счёта и Вам нужно, к примеру сделать подряд 32 вдоха-движения (только при хорошей тренировке!) можно прибегнуть к такому простому приёму: мысленно просчитав до восьми, то есть сделав 8 вдохов-движений «возьмите на заметку» один угол комнаты; выполняя оставшиеся две «восьмёрки», поочерёдно переводите взгляд на два других угла. Таким образом, делая 4 раза по 8 дыхательных движений, т. е. 32 вдоха-движения, берите на заметку для каждой «восьмёрки» какой-нибудь из четырёх углов комнаты, в которой Вы делаете стрельниковскую гимнастику.

Сделав 32 вдоха-движения, остановитесь и отдохните в течение 3-5 секунд (отдыхайте, если хотите, до 10 секунд). Можно положить перед собой спичку. Спички будут играть роль тех «узелков на память», с помощью которых удобно отсчитывать «тридцатки» (т. е. циклы из 32 вдохов-движений).

Сделав без остановки еще 32 вдоха-движения (считая мысленно с каждой «восьмеркой» углы комнаты), снова остановитесь, отдохните в течение 3-5 секунд и положите перед собой следующую спичку. По завершении третьей «тридцатки» перед вами будут лежать уже 3 спички.

Вот и все — 96 дыхательных движений выполнены. Стрельниковская «сотня» отработана!

Если Вы переходите к новому упражнению — продолжайте выкладывать по спичке на каждую «тридцатку». В идеале каждое упражнение стрельниковской гимнастики должно выполняться в 3 захода по 32 вдоха-движения с паузами между подходами.

Гимнастику вы должны выполнять дважды в день: утром и вечером.

Упражнение «Ладошки» можно выполнять сидя, а в тяжелом состоянии — даже лежа, по 4 или по 8 вдохов-движений за один заход.

zaikanie.com

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании

Заикание относится к числу тех заболеваний, при которых прекрасно помогает дыхательная гимнастика Стрельниковой. Но при этом нужно очень большое терпение, потому что скорых результатов при лечении заикания с помощью названной гимнастики не бывает. Кроме того, нужны еще специальные звуковые упражнения, с помощью которых голосовые связки будут смыкаться и весь речевой аппарат будет приходить в нужное состояние. Человек, страдающий заиканием, уже через 5-7 дней регулярных занятий стрельниковской дыхательной гимнастикой перестает задыхаться, то есть ощущает реальные результаты, но заикание отступает гораздо медленнее, сил и времени на преодоление этого недуга придется затратить значительно больше. Надо также учесть, что улучшение речи при заикании идет скачками.

Механизмы развития заикания до настоящего времени не изучены досконально. Принято считать, что основной причиной возникновения заикания является испуг. Но ведь в детстве все дети, кто чаще, кто реже, пугаются — заикаться же начинают далеко не все.

Некоторые, в особенности специалисты-логопеды, считают заикающихся ущербными людьми. Однако любой ребенок, даже тот, который рано научился говорить, читать, писать, может под влиянием пережитого нервного стресса начать заикаться. Среди очень одаренных, талантливых людей есть такие, кто в детстве заикался, но потом смог полностью или частично справиться с этой болезнью. У детей, страдающих заиканием, нередко формируется логофобия, то есть страх речи. И это, в свою очередь, приводит ребенка к отчужденности от сверстников, закомплексованности, замкнутости, а иногда и к озлобленности. Ребенок, подросток, считающий себя неполноценным, не сможет впоследствии реализоваться как личность. Как следствие этого — целый клубок жизненных проблем.

Логопеды пытаются справляться с заиканием: они учат детей четко, правильно выговаривать отдельные слова, но они не в состоянии справиться с ларингоспазмом. Не всегда приносит положительный результат и лечение гипнозом, потому что вовсе не все дети и подростки поддаются гипнозу. Да и неизвестно, как в дальнейшем скажутся гипнотические сеансы на состоянии ребенка.

Бывают случаи, когда гипноз вызывает головные боли, ухудшение памяти и сна. К тому же гипноз может способствовать формированию у подростка нерешительности, психологической зависимости от другого человека, в данном случае от гипнотизера. А требуется совсем другое: надо, чтобы человек поверил в силы своего организма, в его скрытые возможности. И уж совсем недопустимо лечение заикания психотропными средствами.

При лечении заболевания логопеды не учитывают, что в звукообразовании участвуют дыхательная, нервная и (как это ни покажется странным) половая системы. Причем две последние связаны теснейшим образом.

Логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, не волнуясь и не торопясь. Так ведь когда ребенок не волнуется, он практически и не заикается. Заикается он именно тогда, когда волнуется. Доктор Щетинин учит своих пациентов преодолевать ларингоспазм именно в моменты волнения.

Итак, что же является главным в лечении заикания? Прежде всего надо научить ребенка правильно дышать. Если нет правильного дыхания, лечить заикание бессмысленно.

Все страдающие заиканием дети и подростки говорят на ключичном, поверхностном дыхании. Прежде чем начать говорить, они делают вдох, напрягают мышцы шеи и лица, поднимают кверху плечи и начинают говорить на выдохе, короткими фразами, будучи не в состоянии преодолеть ларингоспазм. Затем следует судорожный вдох и снова — очень короткая фраза, слово или даже слог.

При таком ключичном дыхании диафрагма абсолютно пассивна, а воздух заполняет лишь верхушки легких. Объем воздуха, поступающего в легкие, катастрофически мал, его просто не хватает на длинную фразу. Когда логопед учит ребенка говорить на выдохе, то он активно выдыхает то малое количество воздуха, которое поступило в легкие. Струя воздуха, выходя через гортань, мешает голосовым связкам смыкаться при образовании звука. А они и без того мало тренированы, так как заикающиеся дети предпочитают говорить меньше и часто отмалчиваются.

Голос у ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Ребенок все это прекрасно понимает, и от этого ему по-настоящему плохо.

Первое и самое главное, что необходимо сделать при лечении заикания, — это изменить стереотип дыхания и речи, следующим образом:

  • научить ребенка дышать глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до нижних оснований;
  • заставить диафрагму активно участвовать в образовании звуков;
  • тесно смыкать голосовые связки во время фонации (образования звука), сделать их выносливыми и подвижными.
  • Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой может в этом помочь.

    Прежде всего нужно выполнять два упражнения: «Насос» и «Обними плечи». Эти упражнения следует делать дважды в день: до еды или спустя 2 часа после приема пищи.

    При коротком шумном вдохе на легком наклоне воздух заполняет легкие сверху до низу и, что важно, широкие нижние основания. Таким образом вырабатывается глубокое дыхание, которое еще называется «дыхание в спину».

    При выполнении упражнения «Обними плечи» в момент шумного вдоха носом верхушка легких зажимается и воздух посылается в основания легких, заполняет те участки, которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки при этом делают встречное движение в гортани. Обнимая себя за плечи, мы помогаем им теснее сомкнуться.

    После 2-3 месяцев тренировок ежедневно по 2 раза в день утром и вечером у подростка меняется стереотип дыхания. Оно становится предельно глубоким. Активизируются общие обменные процессы в организме, тренируется легочная ткань, диафрагма, мышцы гортани и носоглотки. Струя воздуха проходит при пассивном выдохе через гортань и колеблет голосовые связки, массируя их, заставляя смыкаться при образовании звуков.

    Речевой центр формируется полностью у ребенка к семи годам, поэтому целесообразно лечить заикающихся детей с шестилетнего возраста. Детей младше шести лет Лучше учить дышать в присутствии и при участии родителей — родители тоже должны освоить эти упражнения.

    Помимо стрельниковской гимнастики, необходимо также выполнять и особые звуковые упражнения.

    На возникновение заикания, по-видимому, влияет и наследственная предрасположенность: кто-то из близких или даже дальних родственников заикается или плохо, невнятно говорит из-за нечеткой артикуляции.

    После только одного сеанса дыхательной гимнастики объем легких увеличивается на 0,2-0,4 л.

    www.mordovnik.ru

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для лечения заикания у детей

    Заикающиеся дети – довольно частое явление в современном обществе. Родители и многие врачи не считают заикание серьезной патологией, поэтому не назначается специализированное лечение с целью «пройдет, перерастет». Однако сильная информационная перегрузка нервной системы с помощью усиленной компьютеризации и модернизации жизни только усложняет развитие нормальной артикуляции речи у детей. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании – один из наиболее эффективных методов терапии нарушений плавности и темпа разговора.

    Заикание: в чем заключается патология, причины возникновения

    Заикание (логоклония, логоневроз) – нарушение темпа и плавности речи, обусловленные спазмом артикуляционных мышц, что проявляется повторяющимися звуками слова или разрыванием фразы с короткими паузами.

    Механизм возникновения патологии связан с усиленной импульсацией из центра речи (центр Брока) в коре головного мозга. Учащенные сигналы проходят по нервным волокнам к исполняющим органам – мышцам гортани (голосовым связкам), языку и губам. Заикание обусловлено нарушенной координацией сокращения групп мышц.

    Логопеды и неврологи различают такие виды заболевания:

  • Тоническую. Механизмом данного варианта является стойкое повышение тонуса голосовых мышц (как при параличе), вследствие чего человек не может продолжить говорить, возникает пауза.
  • Клоническую. Мышцы губ, языка и гортани во время нормальной речи начинают судорожно сокращаться, поэтому возникает повторение фраз.
  • Единой установленной причины заикания у детей нет. Существуют предрасполагающие факторы, при которых у ребенка повышается риск возникновения заболевания.

  • Спазмофилия в раннем возрасте – патология, которая возникает вследствие сниженного уровня кальция в крови и сопровождается судорожными сокращениями мышц.
  • Генетическая предрасположенность. Существует теория о наследственном механизме возникновения заболевания.
  • Задержка речевого развития (ЗРР) или общее недоразвитие речи (ОНР) у детей возрастом до 6-ти лет.
  • Двуязычные семьи или изучение множества иностранных языков с раннего возраста. Усиленная информационная нагрузка на нервную систему провоцирует патологическую импульсацию.
  • Кроме того, существует психологическая составляющая заикания: при повышенном уровне тревоги, неблагоприятной обстановке в семье, после психологической травмы многие дети начинают заикаться.

    Методы лечения заикания

    Терапия данного нарушения подразумевает объединение работы логопеда, детского невролога и психолога. До начала лечения, направленного на избавление от заикания, необходимо исключить патологии дыхательных путей и нервной системы, которые могут нарушать речь (опухоли, воспаления и др.). Для логоневроза применяются следующие методы коррекции:

  • Традиционные. Используются комплексы упражнений, которые устанавливают дыхание на свободный и плавный поток воздуха. Применяются варианты дыхательной гимнастики по Бутейко и Стрельниковой.
  • Нетрадиционные, которые включают точечный массаж. При механическом воздействии на активные точки, расположенные на лице, ладонях и стопах, патологический импульс отводится от речевого центра, речь нормализуется.
  • Медикаментозная терапия, основанная на препаратах основного тормозящего медиатора нервной системы – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Вещество замедляет передачу по нервным синапсам, разрывает патологически замкнутые круги, по которым циркулирует импульс.
  • Кроме того, на результативность лечения влияет работа с психологом, преодоление тревоги, нормализация отношений в семье и со сверстниками.

    Комплекс дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой

    Эффективность дыхательной гимнастики зависит от регулярности выполнения и техники. Логопедами рекомендуется выполнять весь комплекс 2 раза в день (утром и вечером).

    Особенность метода – установленное количество повторений (96 – «сотка»), меняется только интенсивность. В первые дни выполняется по 8 «вдохов-движений» в 12 подходов с интервалом 3-5 секунд.

    Упражнения и техника выполнения представлены в таблице:

    simptomyinfo.ru

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой: уникальная методика оздоровления!

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это немедикаментозный оздоровительный метод, созданный на рубеже 30-40-х годов в качестве способа восстановления певческого голоса. В 1972 году автор метода, педагог-фониатор Александра Николаевна Стрельникова, получила авторское свидетельство на свою разработку, прошедшую процедуру регистрации Государственным Институтом патентной экспертизы.

    Поскольку пение является самой сложной функцией органов дыхания, гимнастические упражнения, восстанавливающие даже певческий голос, на пути к достижению цели восстанавливают функции более простые, а в первую очередь, нормальное дыхание. В результате ежедневные занятия помогают останавливать приступы удушья, снимают головные боли и боли в сердце, нормализуют артериальное давление, укрепляют иммунитет, а также повышают умственную и физическую работоспособность.

    Показаниями к применению упражнений являются:

    — пневмония и бронхиты;

    — вазомоторный ринит и гайморит;

    — нарушения опорно-двигательного аппарата (травмы позвоночника, сколиозы, кифозы);

    — расстройства и дефекты мочеполовой системы (энурез, фимоз и т.д.);

    — заикание и заболевания голосового аппарата;

    Упражнения (занятия при различных заболеваниях)

    Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой включает множество упражнений, однако базовыми из них являются три – «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Эти упражнения присутствуют во всех специализированных комплексах, направленных на лечение тех или иных заболеваний.

    Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 20 серий по 8 вдохов).,

    Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 8 серий по 8 раз.

    Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 серий по 8 раз.

    Гимнастика Стрельниковой при бронхите

    При этом заболевании лечебная гимнастика Стрельниковой помогает облегчить откашливание и стимулирует выведение мокроты. Заниматься следует 2 раза в день по 30 минут, выполняя следующие упражнения:

    Исходное положение – стоя или сидя, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Резко вдохните и одновременно двигайте руки навстречу друг другу, словно стремитесь обхватить себя за плечи. На выдохе руки слегка разведите. Для большего эффекта рекомендуется чередовать вдохи через нос и вдохи через рот – и тех, и других должно быть выполнено по 16 раз.

    Исходное положение – стоя прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед, быстро вдохните носом и задержите дыхание, а затем на задержке дыхания раз за разом считайте вслух до 8-ми, стараясь, чтобы у вас получилось как можно больше «восьмерок».

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для похудения

    Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой поможет и людям, страдающим избыточной массой тела. Наряду с упражнениями «Ладошки», «Погончики» и «Насос» в основной комплекс входит упражнение «Кошка»:

    Исходное положение – стоя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки опущены вдоль туловища, а тело расслаблено. Сделайте вдох носом и медленно присядьте, одновременно поворачивая корпус влево. Во время поворота руки должны быть немного согнуты в локтях, а ладони сжаты в кулаки. Завершив поворот, выдохните и повторите упражнение с поворотом вправо. Всего выполните упражнение 12 раз по 8 приседаний.

    Завершается комплекс выполнением упражнения «Обними плечи».

    Гимнастика Стрельниковой при астме

    Выполнение гимнастики по методу Стрельниковой показано и больным бронхиальной астмой. С помощью специальных дыхательных упражнений вы сможете снизить дозировку лекарств и научитесь предотвращать приступы удушья. Приведем только некоторые упражнения, рекомендуемые при этом заболевании:

    1. Выполняется в постели, после пробуждения. Лежа на спине, подтягивайте согнутые в коленях ноги к груди, одновременно делая продолжительный выдох через рот. Повторяйте движение столько раз, насколько хватит сил.

    2. Руки положите на талию. Во время вдоха носом предельно надуйте живот, а затем резко выдохните, втягивая живот.

    3. Дышите попеременно правой и левой ноздрей. Закройте пальцами левую ноздрю, вдохните, затем закройте правую ноздрю и выдохните, после чего повторите упражнение в обратной последовательности.

    4. Сидя, руки на коленях. На вдохе разведите руки в стороны, а на выдохе подтяните к животу руками левое колено. Повторите упражнение, на этот раз подтягивая правое колено.

    5. Резко, рывками вдохните через нос на счет «раз-два-три», затем выдохните сквозь зубы, произнося звуки «з», «ш».

    6. Упражнение «Дровосек». Исходное положение: стоя, руки сцеплены в замок. Делая вдох, поднимите руки вверх, а затем на выдохе резко опустите вниз со звуком «уф» или «ух».

    Гимнастика Стрельниковой при гайморите

    Для скорейшего избавления от заболевания упражнения необходимо делать в 4 подхода, делая между ними небольшую 5-секундную передышку. Наиболее эффективны при гайморите такие упражнения, как «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи» и «Большой маятник». Последнее упражнение представляет собой комбинацию упражнений «Насос» и «Обними плечи»: из положения стоя прямо, ноги на ширине плеч, на вдохе наклонитесь вперед, словно работая насосом, а на следующем вдохе выпрямитесь и обхватите себя за плечи.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании

    Для лечения заикания необходимо, в первую очередь, выполнять упражнения «Насос» и «Обхвати плечи», которые позволяют улучшить вентиляцию легких и выработать предельно глубокое дыхание. В результате регулярного выполнения этих и других упражнений из комплекса гимнастики Стрельниковой у человека, страдающего ларингоспазмом, меняется стереотип дыхания и речи, что способствует избавлению от заболевания. Для достижения наилучших результатов гимнастику следует выполнять ежедневно 2 раза в день до еды или через 1,5-2 часа после приема пищи.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей

    Дыхательные упражнения по Стрельниковой можно выполнять уже с 3-4 лет. Такая гимнастика позволяет повысить иммунитет, поэтому ее особенно рекомендуют детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Кроме того, упражнения способствуют развитию гибкости и пластичности, помогают устранить нарушения осанки и в целом оптимизируют работу растущего организма.

    Перед обучением гимнастике по Стрельниковой научите ребенка правильно вдыхать воздух: вдох обязательно должен быть отрывистым и коротким, только носом. Вместе с малышом понюхайте цветок, вдохните аромат яблока или свежескошенной травы и только затем приступайте к осваиванию трех базовых упражнений: «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Упражнения необходимо делать в ритме строевого шага (подражая солдатам на марше, пошагайте 2-3 минуты на месте и тогда вы почувствуете ритм).

    Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой противопоказана при очень высоком артериальном давлении, перенесенном инфаркте, высокой степени близорукости, глаукоме.

    По единодушному мнению специалистов, дыхательная гимнастика – высокоэффективный вспомогательный метод лечения легочных заболеваний. Результативность упражнений по Стрельниковой доказана и клиническими исследованиями, в ходе одного из которых, в частности, у детей из контрольной группы, страдающих атопической астмой, было отмечено прекращение приступов уже в начале лечения.

    Правила выполнения упражнений гимнастики Стрельниковой

    econet.ru

    Дыхательные гимнастики при заикании

    Добрый день! С вами автор блога Антон Таубин.

    По себе знаю, что заикание приносит огромные душевные муки, но как ни странно, заики в большинстве своем очень пассивные люди, в общем-то, как и все люди, когда дела касается глубокой работы над собой. Единицы способны взяться и усердно работать над собой в течение длительного времени. Но такие люди есть и их много, о них вы можете узнать подробнее тут . Сегодня поговорим о дыхательных техниках, которые помогут вам в борьбе с заиканием, а конкретно, помогает ли дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании.

    Я пробовал очень многие дыхательные упражнения от заикания, и все они давали какой-то результат, иногда чуть лучше иногда чуть хуже, но полного избавления не случилось. И я вам честно скажу – совершенно не важно, насколько сильно вы заикаетесь! Если у вас сильное заикание, и вы надеетесь, что если вы хоть немного улучшите свою речь, то жизнь станет лучше — вы ошибаетесь!

    Даже если у вас легкая степень заикания, незнакомый человек сразу вешает на вас ярлык «заика» и этот взгляд… как на инвалида какого-то. Если вы заикаетесь, то вы понимаете, такой устало-внимательный взгляд, вроде хотят подсказать, чтоб ты уже родил, что хотел сказать и отстал.

    Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

    Книга: Избавление от заикания

    После подтверждения Вы получите книгу на ваш email

    Гимнастика Стрельниковой от заикания

    Пожалуй, самая известная из дыхательных гимнастик это гимнастика — Стрельниковой А. Н. Еще около 15 лет назад, когда я был еще ребенок, мне бабушка принесла книжку Стрельниковой, но я не стал заниматься… причина – конечно же, лень!

    Но спустя годы я все же взялся за нее, результаты были, но не особо внушительные. После тога как я перестал заниматься, заикание быстро вернулось. В самой книге Стрельникова писала, что заикание сложно лечиться с помощью этой гимнастики и времени требуется от 6 месяцев. Заикающийся должен правильно дышать в течении всего дня. Сама тренировка занимает не много времени.

    Если вы все же хотите попробовать я приведу для вас самые действенные гимнастики, вдруг именно вам поможет перестать заикаться!

    Дыхательная гимнастика при заикании у детей и взрослых Стрельниковой основана на сочетании резкого и короткого вдоха с различными телодвижениями. Активные телодвижения вызывают сильное кислородное голодание.

    Стрельникова рекомендует для коррекции заикания использовать следующие упражнения:

    Встаньте ровно, опустите руки вниз. Немного наклоните тело вниз, к полу: округлите спину, опустите голову (смотрите на ступни или на пол, но не напрягайте шею и плечи, руки опустите вниз). Произведите короткий и шумный вдох в конечной точке вашего наклона.

    Дальше немного поднимите туловище, но не полностью выпрямляйтесь — в этот момент пусть воздух из груди спокойно выходит через нос или через рот, не прикладывайте усилий к выдоху.

    Произведите наклон еще раз и во время наклона сделайте шумный, короткий вдох. Далее во время выдоха, немного выпрямитесь и свободно выпускайте воздух через рот или через нос, без усилий.

    Это упражнение сделайте 8 раз (8 поклонов с вдохом), после выполнения отдых 3-6 секунд и далее опять 8 поклонов со вдохом.

    Норма данного упражнения 12 раз по 8 поклонов со вдохом. В общей сложности выходит 96 вдохов — выдохов. Это так называемая Стрельниковская сотня». Если есть возможность и позволяет организм делайте по 16 вдохов и выдохов, затем кат же перерыв 3-6 секунд и так 8 подходов.

    Делайте тренировки ежедневно и уже через 2-3 дня (для некоторых нужно больше времени) можно уже выполнять по 16 вдохов с выдохом, а затем и по 32. Так же 32 вдоха с выдохом, далее 3-6 секунд отдых. И так 3 раза (одна сотня) или 6 раз (две сотни).

    Если вам тяжело увеличивать количество вдохов с выдохом, то делайте без остановок по 8 раз. Попробуйте увеличивать количество спустя 1-2 недели ежедневных упражнений до 16, а затем и до 32 х.

    Данное упражнение необходимо делать без усилий, легко и свободно без напряжения в шее и пояснице.

    Если у вас тяжелое состояние организма, то возможно выполнять упражнение сидя.

    У упражнения от заикания Стрельниковой есть некоторые ограничения!

    Ни в коем случае не наклоняйтесь низко при:

  • Травмы головы
  • Травмы позвоночника
  • Смещения межпозвоночных дисков
  • позвоночные грыжи
  • многолетнем остеохондрозе
  • радикулите
  • артериальном давлении
  • внутриглазном давлении
  • камнях в почках
  • при близорукости более 5 диоптрий
  • Выполняйте упражнение насос легко и покойно в ритме армейского шага. Если после первых тренировок возникнет боль в спине — ничего страшного! Не прекращайте тренировки, но осторожнее, учтите ограничения описанные выше. Со временем боль отступит и вам все легче будет выполнять упражнения.

    Упражнение «Обними плечи»

    Начальное положение: выпрямитесь. Согните руки в локтях и поднимите их на уровень плеч, кистями друг к дружке. Делайте шумный и короткий вдох носом и одновременно бросайте руки друг к другу, обнимая себя за плечи. Очень важно, чтобы ваши руки двигались не крест-накрест, а параллельно. Одна рука окажется над другой, какая не важно. Главное запомните, что на протяжении всего упражнения не следует менять положение рук.

    Сразу после вдоха руки слегка расходятся ( не не до начального положения). Вовремя вдоха локти должны сойтись на уровне грудной клетки и образовать треугольник, после этого руки слегка расходятся и получается квадрат. В это время на выдохе свободно и пассивно выходит воздух из легких.

    Далее, руки сходятся треугольником — делайте вдох, и затем немного разводите руки в стороны (должен образоваться квадрат) — выдох должен пойти незаметно через слегка приоткрытый рот или через нос. Запомните, что необходимо бросать руки лруг другу навстречу паралельно, а не крест накрест. Помните, как в школе первоклашки сидели за партами, положив руки на парты, одно на одну, вот так и нужно выполняться данное упражнение, параллельно.

    Если только осваиваете гимнастику Стрельниковой, то сразу не делайте упражнение «обними плечи» первые 2-3 недели. Это упражнение стоит подключать, когда вы в достаточной степени освоите другие упражнения.

    Так же это упражнение сначала необходимо делать не более чем по 8 вдохов выдохов, с отдыхом 3-6 секунд.

    Оптимально 12 раз по 8 вдохов выдохов за один раз. Через 2-3 недели допустимо увеличить до 16 или до 32 количество вдохов выдохов подряд.

    Важно! Не следует напрягать руки в этом упражнении, не нужно разводить их широко в стороны и менять местами. Рука снизу идет к подмышке, а которая сверху к плечу.

    Данное упражнение от заикания допустимо делать сидя и даже лежа, если состояние тяжелое. Если у вас одна рука травмирована, выполняйте упражнение одной здоровой рукой, но мысленно представьте, что у вас работает и вторая рука.

    Если вы уже хорошо освоили упражнение «Обними плечи», делаете его по 32 вдоха-выдоха без остановок и в положения стоя, то можете в момент встречного движения ваших рук немного откидывать назад голову, делая своеобразных «вдох с потолка».

    Данная дыхательная гимнастика от заикания поможет улучшить свою речь. Делать или нет, решать вам.

    Красной нитью в моем блоге проходит мысль о том, что заикание можно вылечить! Это реально! Многие люди справились с этим недугом!

    И всех этих «героев» объединяет одно – они искали не просто избавления от заикания, НЕТ! Они пошли на много дальше, они развили свою речь до определенных высот.

    Смотрите, Брюс Уиллис – стал актером, а важнейшие предметы в любой актерской школе это: речь, дикция, дыхание, умение выражать свои мысли. Упражнения на развитие речи устранили проблему заикания!

    Возьмем другой пример – политики: Король Георг 6 . Политиков учат говорить еще лучше чем актеров и дикторов. Думаю, вы со мной согласитесь, единственное, что делают политики – это говорят. И учат их этому специалисты высочайшего класса.

    И дыхательная гимнастика Стрельниковой! Она пишет, что основной уклон ее книги это помочь актерам и певцам развить свой голос, ведь голос это очень важно! Голос это здоровье!

    Если у вас есть чем поделиться по поводу дыхательных гимнастик, прошу, пишите в комментариях!

    zaikanieblog.ru

    Дыхательная гимнастика от заикания

    Речь является сложным процессом, в осуществлении которого принимает участие множество взаимосвязанных систем организма. Помимо центров головного мозга и путей передачи сигналов, связывающих их воедино, которые являются центральными регуляторами речи, а также помимо непосредственно речевого аппарата важнейшую роль в формировании речи играет дыхательная система.

    Роль дыхания в заикании

    Вполне очевидно, что существует прямая связь между функциональностью дыхательной системы и степенью выраженности заикания. Мы не будем рассматривать подробное строение этой системы, поскольку в плоскости изучения заикания нас интересуют только те ее отделы, которые отвечают за качественные характеристики вдоха и выдоха.

    Нормальная речь механически является выдохом, на который накладывается работа голосовых связок и артикуляционных мышц с одной стороны и процессы высшей нервной деятельности в виде сложной перекрестной активности речевых центров с другой. Как мы отметили в статье о типах заикания, у заикающегося часто наблюдается судорожное экспираторное или инспираторное дыхание, то есть судорогами при заикании подвергаются так же мышцы, отвечающие за осуществление вдоха и выдоха. К этим мышцам относятся:

  • Диафрагма, находится в брюшной полости под легкими
  • Наружные межреберные мышцы
  • Внутренние межреберные мышцы
  • Другие мышцы пресса, живота и груди
  • В нормальном состоянии дыхание делится на два типа:

  • Грудной тип дыхания – большую роль играют межреберные мышцы
  • Брюшной тип дыхания – большую роль играет диафрагма
  • При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

    По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

    Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый – на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй – на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

    Диафрагмальное дыхание снижает выраженность заикания

    И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

    Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

    Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

    1. Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
    2. Не думаем о выдохе – выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
    3. Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
    4. Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
    5. Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
    6. Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять

    Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

    Выполняете серии вдохов по этим принципам – укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

    Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

    При составлении статьи использована информация:

    • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
    • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.
    • zaikanie.info

      Независимый сайт о заикании

      Ремонт компьютеров г. Люберцы осуществляется как в центре, так и на дому Помощь оказывается незамедлительно в соответствии с графиком. Подбор осуществляется с учётом характеристик предоставляемого компьютера либо ноутбука. Даже если пользователь затрудняется представить характеристики, специалист способен лично определить необходимую информацию.

      Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

      В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

      В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, — это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

      При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила.

      "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

      Самая грубая ошибка — тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

      Выдох — результат вдоха.

      Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно — но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему.Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.

      Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп — 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока — 1000-1200 вдохов, можно и больше — 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов — 1-3 секунды.

      Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

      Весь комплекс состоит из 8 упражнений. В начале — разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда?"

      Чтобы понять нашу гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом — вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

      Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно приходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: "ноги накачивают в меня воздух". Это помогает. С каждым шагом — вдох, короткий, как укол, и шумный.

      Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую — на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и частою Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

      Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?". Нюхайте воздух..

      "Ушки". Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй, как не стыдно!". Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое — к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох.

      "Малый маятник". Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?".

      "Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

      "Насос". Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное. "Насос" особенно эффективен при заикании.

      "Обними плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.

      "Большой маятник". Это движение слитное, похожее на маятник: "насос"-"обними плечи", "насос"-"обними плечи". Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Вперед — назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

      "Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзяди чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох — короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

      Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе.

      При выполнении упражнения "насос" на каждый наклон на выдохе произносятся гласные звуки или звуковой ряд. Затем рекомендуется произносить следующие звукосочетания: три, тре, тра, тру; кри, кре, кра, кру; при, пре, пра, пру и т.п.

      На следующих тренировках добавляются и другие сочетания (в произвольной дозировке): рир, рур, рер, рар; лил, лул, лел, лал; мим, мум, мем, мам; нин, нун, нен, нан; вив, вув, вев, вав; фиф, фуф, феф, фав; зиз, зуз, зез, заз; жиж, жуж, жеж, жаж; шиш, шуш, шеш, шаш; чич, чуч, чеч, чач; щищ, щущ, щещ, щащ.

      Далее следует специальная тренировка "затаенного" дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе "восьмерок" увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше "восьмерок". С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимися "восьмерок" сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями "полуприседы". Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать "схваченное в кулак" дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, "восьмеркам" на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

      @Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия" — М., 1998.

      @ И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., 1989.

      www.stuttering.su