Фиолетовый цвет и шизофрения

Шизофрения. Цвет и психика (+16 одна картинка)

Отношение к цвету при психических заболеваниях

Исследования восприятия и отношения к цвету при различных формах психической патологии представляют особый интерес. С одной стороны, они способствует более глубокому и дифференцированному пониманию закономерностей цветового воздействия на психику, генезиса и содержания цветовой символики, а с другой, — патопсихологических механизмов психических нарушений, прежде всего, аффективной сферы человека. Кроме этого, цвет может быть использован в качестве средства ранней и дифференциальной диагностики психических отклонений.

J. Bobon (1957) выделил два признака неадекватности палитры рисунков больных шизофренией: краски в рисунках не соответствуют реальной действительности; светотени распределены нереалистично. Также могут наблюдаться как «взрывы яркости», так и монотонная, тусклая расцветка, либо полный отказ от использования красок в рисунке ( J. Bieber., J.K. Herkimer — 1948; M.A. Landry — 1959).

Э.А. Вачнадзе (1972) сообщает, что в рисунках больных шизофренией преобладают темные, мрачные, безжизненные краски, объясняя это эмоциональным оскуднением больных.

Цвет в рисунках больных отражает не только эмоциональную патологию при шизофрении, но и тематику бредовых и галлюцинаторных переживаний, выступая в качестве их символа или знака.

Красный также, нередко, связан с галлюцинациями и бредом. Например, J. Jakab (1959) наблюдал в рисунках больного символическую связь между красным цветом и бредовыми идеями воздействия электрическим током. С.А. Болдырева указывает на то, что дети, страдающие шизофренией, часто используют для отображения своих галлюцинаторных образов красную краску, особенно, если галлюцинации сопровождаются психомоторным возбуждением (1974).

Цветовое зрение у больных шизофренией

В качестве испытуемых в исследованиях А.И. Певзнер выступали больные шизофренией с жалобами на те или иные нарушения цветового восприятия. Были выделены жалобы трех типов: «я не различаю цвета, они все одинаковые»; «я не выношу цвета, они меня раздражают» и смешанный тип жалоб. Исходя из характера жалоб, А.И. Певзнер выделила три варианта патологии цветового зрения: гипестезический (ослабление реакций на цветовые стимулы), гиперстезический (усиление) с цветовыми обманами и смешанный вариант.В качестве экспериментальной методики использовались цветовые таблицы Е.В. Рабкина (1966).

С.В. Крайц считал, что «цветовые обманы» отражают аффективные колебания при психосенсорных формах шизофрении. Наибольшее раздражающее действие на больных с гиперстезией оказывают красный и черный цвета.

В отличии от нарушений цветовой чувствительности при шизофрении, цветовые симпатии больных нельзя рассматривать только как непосредственную реакцию на болезненный процесс. Проявление болезни в цветовых выборах людей, страдающих шизофренией, как и в рисунках, прежде всего, сказывается в неадекватном отношении к цвету.

В качестве «приятных» больные шизофренией чаще всего выбирали голубой, красный, зеленый, а также — черный и серый. Желтый и коричневый оценивались подобным образом очень редко. В 58 случаях из 150 (39%) все цвета «скопом» были оценены как «приятные».

На наш взгляд, одним из самых интересных результатов данной работы, является выявление феномена «цветового отказа». Само это понятие было введено позже и независимо от авторов предыдущей работы, Н.В. Агазаде и Л.М. Кульгавиным (1982). Ими было обнаружено, что при тестировании больных шизофренией тестом М. Люшера ( http://gorod.tomsk.ru/index-1201610012.php ) , многие из больных после выбора 2-3 наиболее симпатичных цветов, отказываются далее продолжать цветовое ранжирование. Больные чаще всего выбирали как симпатичные красный и желтый, а также — фиолетовый и синий. То, что в обоих исследованиях, несмотря на различие методик, авторы столкнулись с одним и тем же психологическим феноменом, подтверждается принципиальным сходством условий его проявления — ситуация выбора «неприятных» цветов (напомним, что в тесте Люшера производится ранжирование цветов по степени «приятности», симпатичности для испытуемого).

Таблица 3.1.2.1. Частоты цветовых предпочтений

sestrenka.gorod.tomsk.ru

ГЛАВА 3. Отношение к цвету при психических заболеваниях (продолжение)

3.1.3. Клиника шизофрении и цветовые выборы больных

Грубо прогредиентные варианты шизофрении, например, непрерывно-прогредиентная параноидная шизофрения, характеризующаяся практическим отсутствием ремиссий и тотальными личностными изменениями, обнаруживают выраженные отличия в сравнении с малопрогредиентными. У первых тенденция предпочтения ярких и светлых оттенков теста Люшера носила особо утрированный характер. Цветовые выборы больных малопрогредиентной шизофренией, как это было показано ранее в исследовании Н.Л. Васильевой и Т.В. Корневой (1984), имели более сбалансированный вид. Степень прогредиентности шизофрении и выраженность основной тенденции цветовых выборов при данном заболевании находятся между собой в прямой зависимости.

Давность заболевания сглаживает основную тенденцию цветовых предпочтений больных. Сравнение больных, страдающих шизофренией не более 3-х лет, с длительно болеющими (более 10 лет), выявило определенное нивелирование этой тенденции, особенно, у больных с редукцией продуктивной симптоматики и нарастанием эмоционального оскудения.

При рассмотрении связи между цветовыми выборами больных и выявляемыми у них на момент обследования психопатологическими синдромами обнаруживаются, по меньшей мере, две ее стороны.

Условно, их можно охарактеризовать, как количественная и качественная. При сравнении больных, у которых выявлялись синдромы параноидного круга (параноидный, галюцинаторно-параноидный, депрессивно-параноидный и др.), с больными, в клинической картине болезни которых на первый план выступали неврозоподобные, психопатоподобные или апато-абулические расстройства, обнаруживается, что для первых основная тенденция цветовых предпочтений при шизофрении носит существенно более выраженный характер. Различия между синдромами параноидного и непараноидного типа были особенно наглядными в отношении к красному цвету. Красный и его оттенки особо предпочитались больными с параноидными расстройствами. В таблице 8-ми цветов среднее ранговое место красного у них составило 2.8, в то время как у больных без параноидных расстройств — 3.9 (различия достоверны на 5% уровне; Р < 0.05).

Данный факт имеет существенное значение. Учитывая символику красного цвета и характер его психофизиологического воздействия на человека, можно сделать вывод, что «психология параноика», если можно так выразиться, — это «психология красного цвета» или «красного состояния».

С красным цветом связывается все самое активное, сильное и энергичное — от неописуемой радости до дикого гнева. Предпочтение красного означает либо стремление к этим «красным» состояниям, либо их переживание. Находиться в «красном состоянии» — это, по крайней мере, означает быть «ослепленным». Такой человек фиксирован на определенных, очень значимых для него идеях и чувствах, упорно стремится к их реализации, не обращая внимания на какое-либо сопротивление. Красный — действие, которое во что бы то ни стало должно осуществиться, освободившаяся энергия, которую практически, нельзя погасить, раз и навсегда сделанный выбор, лишенный сомнений. В этом — рок «красных состояний», которые становятся неподвластны человеку и влекут его за собой до тех пор, пока цель не будет достигнута, либо встречная преграда не окажется сильнее и тогда последует «взрыв». Принципы красного, как символа силы, — «все или ничего», «победа или смерть» и т.д.

Предпочтение красного параноидными больными сигнализирует о том, что их «психическая энергия» вышла из под контроля. Они становятся зависимыми от своих «красных состояний», определяющих как их поведение, так и отношение к окружающему. Это означает установку на непримиримую борьбу, поиск врагов, признание лишь крайних мер и отрицание компромиссов. «Красное состояние» ищет борьбу и сопротивление и, если не находит этого в реальном мире, то обращается к иллюзорному.

Психомоторная заторможенность параноидного больного под влиянием нейролептиков не должна вводить в заблуждение психиатров и клинических психологов, если они обнаруживают у него повышенное предпочтение красного цвета. Пациент может «выстрелить» в любую минуту, в самый неожиданный момент. Сохранение повышенного предпочтения красного после проведенного лечения, свидетельствует о некачественной ремиссии, несмотря на редукцию бреда и галлюцинаций и появление критики. Как показывают наши наблюдения, через короткое время следует новое обострение.

Противоположностью «красного состояния» является «синее». Оно, практически, не свойственно параноидным больным. Этот цвет редко поднимается выше 5 места в их ранговых рядах цветовых предпочтений, то есть, не «уравновешивает» красный. Используя выражение Гете, можно сказать, что у параноидных больных отсутствует цельность и гармония психических состояний. Поэтому, с точки зрения цветовой психологии, лечение параноидных больных должно включать в свои цели и обретение ими возможности переживать «синие состояния» — релаксацию, умиротворение, чувство удовлетворения и т.д.

Цветовые выборы параноидных больных несут определенную информацию о содержании их галлюцинаторно-бредовых переживаний. Например, повышенное (1-3 места цветового ряда) предпочтение коричневого цвета наблюдается у больных с ипохондрическим содержанием галлюцинаций или бреда. В случае психической нормы, выборы коричневого на первые места отмечаются у лиц с фрустрацией физиологических потребностей или у соматических больных. Интересно, что во многих случаях за, казалось бы, нелепыми и вычурными жалобами больных, предпочитающих коричневый («на мой желудок действуют какими-то лучами, и он гниет», «у меня изо рта идет смердящий запах» и т.д.), которые однозначно оценивались психиатрами как бред или галлюцинация, действительно стояло то или соматическое неблагополучие.

Это же верно не только для предпочтения отдельных цветов, но и для цветовых сочетаний. Так, цветовая пара — фиолетовый — красный на первых двух местах цветового ряда во многих случаях указывала на существенную роль в болезненных переживаниях больного сексуальных проблем.

Касаясь цветовых профилей непараноидных синдромов, прежде всего, следует отметить роль таких цветов как зеленый и красный. Для больных с неврозоподбными расстройствами, среди которых преобладали астенизация, раздражительность, фобии, общим оказалось негативное отношение к красному цвету, средний ранговый показатель которого составил 4.35. Чаще всего данный цвет занимал 5-7 места основной таблицы теста. Психологически подобный результат является достаточно понятным: отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении, непереносимости сильных раздражителей.

Больные с психопатоподобными расстройствами — эксплозивностью, брутальностью, повышенной конфликтностью обнаруживают выраженное отрицательное отношение к зеленому цвету (средний ранг — 4.3).

Учитывая изложенные в предыдущей главе факты о связи между цветом и эмоциями, можно предположить, что цветовые выборы больных шизофренией несут информацию об эмоциональных расстройствах, характерных для этого заболевания.

3.1.4. Эмоциональные нарушения

Изменение отношения к цвету при шизофрении неоднократно наблюдалось при тестировании больных с помощью теста Роршаха и традиционно связывалось с нарастанием эмоционального дефекта. Было отмечено, что по мере развития процесса, происходит общее снижение количества цветовых интерпретаций (Piotrowski — 1965). Однако С и СF интерпретации начинают преобладать над FC и М («кинестетическими») ответами (Rickers-Ovsiankina — 1983).

Согласно Piotrowski (1965) три признака в тесте Роршаха являются патогномоническими для больных шизофренией: наличие одного или двух СF ответов (1); «сумма» цвета больше 1, но меньше 3.5 (2); наличие одного С или СF ответа при отсутствии «с» (светотень) интерпретации.

Delay с соавт. (1958) таким признаком считает простое называние цвета больным без какой-либо интерпретации.

По данным Eggert (1942) количество С и СF интерпретаций больше у больных гебефренической формой шизофрении, чем параноидной и простой.

В иссследовании Л.Ф. Бурлачука (1979) показано, что у больных галлюцинаторно-параноидной формой с выраженным дефектом в сравнении со здоровыми наблюдается снижение количества FС и СF ответов и рост С интерпретаций. У 28 больных отмечалось простое называние цвета.

При сравнении больных шизофренией в начальной стадии заболевания с дефектными больными у последних обнаружено общее снижение цветовых интерпретаций, особенно FС ответов. Л.Ф. Бурлачук характеризует больных в начальной стадии заболевания как «эмоционально напряженных», основываясь на том факте, что у них значительное количество FС интерпретаций сочетается с очень высоким удельным весом С ответов, а цветовые ответы преобладает над кинестетическими (М).

Сравнивая эти результаты с цветовыми предпочтениями больных по тесту Люшера, несмотря на различие исследовательских методов, можно отметить совпадения по многим параметрам. Во-первых, это усиление «интереса» к цвету на начальных стадиях заболевания, что отражает снижение интеллектуального, сознательного контроля эмоциональной сферы. На первый план выходят плохо контролируемые аффекты страха, гнева, эйфория, что создает впечатление усиления эмоций. В действительности причиной подобного, скорее, является расщепление эмоциональной и когнитивной сфер. Ранее подавляемые аффекты начинают свободно «разгуливать» и следовать только своей «логике». Во-вторых, с нарастанием дефицитарного состояния, этот «интерес» к цветам снижается; создается впечатление, что больные не знают, что с ними «делать», эмоциональное содержание цвета выхолащивается. В тесте Роршаха это проявляется в форме простого называния цвета, а Люшера — в неспособности провести акт цветового ранжирования. Больной не в состоянии проранжировать цвета по степени приятности не потому, что негативно относится к исследованию, а потому, что не понимает, как это цвет может нравиться или не нравиться. Больной может назвать цвет, но личностно отнестись к нему уже не способен. Говоря клиническим языком, у такого больного выявляется «эмоциональная тупость», являющаяся одним из главных признаков дефекта вызываемого болезнью.

Другими важнейшими эмоциональными нарушениями при шизофрении являются неадекватность и амбивалентность. Согласно клиническим наблюдениям, неадекватность, как правило, предшествует амбивалентности. Ее можно считать первой стадией процесса эмоционального деградирования больного шизофренией, итогом которого является тотальное эмоциональное оскуднение.

Наши наблюдения позволяют рассматривать неадекватность, амбивалентность и тупость как три стадии единого процесса, а не самостоятельные формы эмоциональной патологии. Во всех проявляется существенно общее, что позволяет связывать их с друг другом не формально, а содержательно. Основанием подобного вывода является генетическое родство форм отношения к акту цветового выбора у больных с проявлениями подобной эмоциональной патологии. Общим является выхолащивание эмоциональных значений цвета и замена их предметными, второстепенными ассоциациями.

На первой стадии (неадекватность) это проявляется в приписывании цвету несвойственных (в общепринятом плане), сугубо индивидуальных значений, основанных на поверхностных, «слабых» ассоциациях. Так один из больных выбрал в качестве наиболее симпатичного черный цвет, что при шизофрении наблюдается очень редко. Свой выбор он обосновал следующим образом: «цвет мира, а не войны, потому что черный — цвет земли, поэтому он и радостный». Другой пациент, поставивший черный цвет на последнее место, вместе с тем дает ему положительную характеристику: «цвет ночи, когда заходит солнце, чувствую себя гораздо лучше» (бред воздействия солнечных лучей), а затем добавляет — «но и плохой, сам по себе цвет не очень хороший».

На последнем примере можно уже наблюдать переход эмоциональной неадекватности в амбивалентность. Она проявляется в форме объединения в представлениях больного противоположных значений цвета. В норме, амбивалентность также наблюдается, но психически здоровый человек нивелирует ее, в частности, с помощью создания иерархии признаков. Для больного шизофренией с эмоциональной амбивалентностью все значения и ассоциации цвета рядоположены, имеют, примерно, равную ценность и актуализация их зависит в основном от ситуативных причин. В акте цветового выбора особенно яркие случаи эмоциональной амбивалентности проявляются в форме одновременного положительного и отрицательного отношения к цвету. Больной может перекладывать его с места на место, изменять положение в цветовом ряду при последующих выборах и даже заявлять, что «половина цвета мне нравится, а другая нет». Просьбы объяснить подобное отношение к цвету вызывают ответы типа: «синий — веселый, цвет курьерского поезда, на котором весело ехать, но он и грустный, т.к. у меня зонт синего цвета, а я дождь не люблю».

Создается впечатление, что больному требуется своеобразный костыль — предметная ассоциация цвета, чтобы выполнить задание цветовой классификации. Ему трудно отнестись к цвету непосредственно, прочувствовать эмоциональное впечатление, вызываемое самим цветом.

На стадии эмоциональной тупости больной оказывается неспособным даже приписать цвету какие-либо эмоциональные значения. Цвет становится для него просто краской, которой можно что-нибудь покрасить, но не более. Поэтому инструкция «выбрать цвета по степени симпатичности» ничего не говорит больному и он уточняет: «как это симпатичный? Надо знать, для чего выбираешь цвет». Столь выраженное влияние на цветовые симпатии больных шизофренией специфических для данного заболевания эмоциональных расстройств, ставит под сомнение возможность диагностики эмоциональных состояний больных с помощью методики цветового ранжирования.

С целью более определенного ответа на данный вопрос, нами был проведен следующий эксперимент. Кроме традиционного выбора цветов «по степени симпатии» (1-й тип выбора), больным было предложено проранжировать цвета в соответствии со своим актуальным эмоциональным состоянием (2-й тип). Результаты представлены в таблице 3.1.4.1

psyfactor.org

Каждый цвет имеет значение, даже если мы в это не верим. Сколько раз в истории синие полотна успокаивали людей, а красные – давали сил и мужества идти в бой. Фиолетовый цвет тоже имеет свои особенности и символизирующие значения.

Фиолетовый цвет в психологии

Влияние энергии цвета на психологию человека может быть разным. Изучая этот вопрос, ученые и психологи прибегают к легендам о богах, экспериментам и т.д. Для разных групп людей фиолетовый цвет имеет свое значение:

Для сильного пола такие оттенки означают осознание чего-то могущественного и особенного. Это и вера в вечные силы, и желание постигнуть их глубины. Также есть странное влияние на эстетические увлечения.

Фиолетовые краски и текстуры часто связывают с женщиной, которая скоро станет матерью. Она испытывает интересные чувства — страх перед неизвестностью и уверенность в своей новой силе.

Дети (ребенок или подросток)

Так как данная гамма отвечает за соединение противоположностей, для детей цвет означает — выбор. Они постоянно изучают мир и стараются понять, что хорошо, а что плохо. Наличие фиолетовых оттенков подталкивает малышей и подростков думать, размышлять, искать ответы.

Фиолетовый цвет по Фрейду, характеристика

Фрейд, вместе с огромным количеством исследований, составил и список цветов. Он изучил их особенности и характеристики, объяснил их суть. Фиолетовый цвет, по словам ученого, это сильная сексуальная неудовлетворенность.

Люди, которые часто выбирают этот цвет, как основной, страдают от одиночества или непонимания в интимном плане. Поэтому анализ интерьера или одежды может подсказать об этой особенности личности.

Что означает фиолетовый цвет?

Теперь перейдем к значениям. Сегодня их очень много: смирение, покаяние, печаль, траур, открытость, святость, интеллект. Использование этих красок в разных сферах имеет свои нюансы.

В интерьере (прихожей, спальни, кухни, зала, детской)

Фиолетовые оттенки выбирают люди открытые. Они готовы показать свою внутренность и довериться окружающим. Но отдельные комнаты имеют особенности. Прихожая является символом религиозной смиренности или покорности. Спальня открывает проблемы интимной жизни, холод в отношениях. Кухня подразумевает отречение от большой семьи и служение другим людям. Зала подтверждает то, что хозяин не боится холода и проблем. Детская свидетельствует о тревоге родителей за своих детей.

Небольшие вставки говорят об открытости, отсутствии эгоизма. Это хорошие качества, которые всегда украшают свойства личности. Но большое количество фиолетового цвета подталкивает к уединению, отстранению от всех вокруг.

Дизайнеры утверждают, что не стоит использовать такие краски в виде основных. Они могут послужить дополнением.

Фиолетовые украшения, безделушки и прочие вещи являются символами инфантильности. Эти люди не могут нормально контролировать свою жизнь. Речь идет о беременных женщинах, творческих личностях, тех, кто обладает развитым воображением и интересными талантами.

Прохладные оттенки говорят об отрешенности. Человек просто уходит в свои мечты и забывает про реальный мир. Это может показаться редкостью, но многие люди даже не замечают за собой подобной привычки. Она становится причиной их недовольства и апатии.

Люди с яркими глазами воспринимаются, как одухотворенные создания, которые постоянно находятся в апатии. Они будто так много знают, что уже устали от жизни и не хотят стараться что-либо сделать.

Это очень редкий аспект. Некоторые покупают специальные линзы, чтобы приблизиться к своему идеалу утонченности.

Фиолетовый оттенок волос

Часть девушек полностью красит волосы, часть довольствуется лишь прядями. Подобные прически ассоциируются с мистическими или магическими существами, эльфам и феями. Причиной стали разные рассказы, легенды и, конечно, кинематограф.

Часто такие волосы дают возможность выделиться из толпы, если одолевает одиночество и депрессия.

Здесь значение совсем другое. Никакой религиозности или отрешенности. По Фен-шуй – это богатство и власть. Его стараются использовать в дизайнерских решениях дорогостоящих ремонтов.

Какие краски смешать, чтобы получить фиолетовый цвет?

Самый распространенный ответ – это смешение красного и синего. Но это не выход, так как оттенок будет грязным.

Чтобы использовать этот особенный цвет во всей красе, нужно разобрать несколько вариантов:

  • первоначальная смесь и белый дают нежный оттенок;
  • обычный оттенок с черным или зеленый дает богатый темный оттенок;
  • приглушенный цвет дают фиолетовый, черный и белый;
  • пурпурный – это сочетание красного, синего и желтого.
  • Сочетания фиолетового цвета с другими цветами

    Эти краски очень практичны, так как подобрать наряд не сложно. Хорошим сочетанием являются бежевые, сиреневые, бирюзовые, синие и белые цвета. Подходят и их оттенки.

    Важно, чтобы не было много ярких пятен. Они будут сбивать общую идею. Эти оттенки почти всегда передают нежность. Стоит внимательно и осторожно их разбавлять.

    Фиолетовый цвет на английском языке (перевод)

    На английском языке слово получается особенно нежное и воздушное – «purple». Анализируя транскрипцию, может прийти к правильному произношению – «пепл». «Е» должна быть максимально мягкой и тянущейся.

    Магия и мистика фиолетового цвета

    Особенность оттенка в открытой духовности. У людей развита интуиция.

    Планета, которая отвечает за этот цвет, — Меркурий.

    Что касается ауры, то это седьмой аспект материи. Он отвечает за получение высших знаний и мудрости. Такие люди становятся либо высшими духовными чинами в церкви, духовными учителями в эзотерике, либо высшими магами.

    rusachka.ru

    Про фиолетовый цвет (rss)

    Индекс любви: 9.25 (37/4)

    Цвет мистики. Смесь красного с синим. Синий мне не оч нравится, какой-то он тоскливый, недаром ‘blue’ переводится с английского и как ‘синий’, и как ‘тоскливый’, ‘грустный’. А вот красный — очень даже. И фиолетовый тоже. Небо иногда бывает фиолетовое. Но меня больше радует тёмно-фиолетовый, близкий к чёрному. У меня сейчас ногти фиолетовые. А ещё имеется фиолетовое пальто, как раз на такой сезон, как щас. Была как-то мысль одеть его на голое тело и пойти пугать народ =))) Сейчас вот только холодно уже.

    (Пятёркин)Не то, что бы я уж очень любил фиолетовый или скажем, зелёный цвет, хотя они оба достойны. Мне симпатичны "благородные" цвета, красивые, радующие глаз. Им не обязательно быть яркими, блестящими. Постмотрев на них, даже самый последний босяк скажет, подумает или хотя бы отметит подсознательно: "Красиво!" И я должен согласиться, что фиолетовый входит в их число. Чарли, у меня есть фиолетовая рубашка, фиолетовый галстук и фиолетовое предложение: когда потеплеет, хочешь, составлю тебе компанию, когда ты будешь прогуливаться в своём именитом пальто?

    Чарли, у тебя симпатичная улыбка. Не знаю, как это относится к фиолетовому цвету, просто захотелось сказать. Есть мнение, что я в своих фиолетовых аксессуарах — не плох. Уверен тебе понравится. Не будет ли любезна премногоуважаемая Чарли, оказать любезность, при встрече дать мне примерить своё бесценное пальтишко? Я не зажмусь, могу дать померить рубашонку с галстуком. ;0))

    Мне фиолетовый цвет нравится с рождения. Между прочим, цвет мистики и магии. Многие люди путают сиреневый и фиолетовый. Меня просто в агонию бросает, когда на тёмно-фиолетовый говорят сиреневый. Кроме фиолетого мне ещё нравится синий, а они с фиолетовым очень похожи. второй даже является составной частью первого. И так красиво звучит: фиолетовый. Мда. Свихнулась я на цвете.

    Красивый, загадочный цвет. Особенно здорово, когда он ближе к пурпурному, чем к синему.

    Потомучто он мне нравится , он успокаивает , хотя кто то говоирт что это цвет депрессии

    Если точнее, то темно-фиолетовый, который наряду с темно-бордовым и черным цветами — является моим любимым. В нем много таинственности и притягательности, гораздо больше, чем в черном, который олицетворяет скорее загадку. Он не такой насыщенный, как темно-бордовый, но тем он и хорош, т.к. облачившись в одежды этого цвета, можно легко потеряться во тьме ночи и не быть принятой за монахиню=))

    Психоделический фиолетовый цвет. Резкий ,но мягкий ,безгранично глубокий .Обросший противоречиями .Высокий .Нежный и по-юношески романтичный.Уютный ,но чужой.Мой любимый цвет, во всеможных его вариациях.Когда одеваешь фиолетовый то кажеться будто все смотрять на тебя.Но не в упор а сквозь.Мне приятно держать в руках что-нибудь фиолетовое

    Согласно психологической теории цветов, фиолетовый предочитают хронические алкоголики, шизофреники и геи. А вообще, он очень таинственный, очень глубокий – ещё не чёрный, но тёмный-Тёмный-ТЁМНЫЙ!

    Мне в последнее время дико нравится фиолетовый цвет.Раньше мне нравился желтый цвет. Но сейчас фиолетовый стал любимым. Я думаю что это связано с тем что фиолетовый цвет депрессий. Действительно мое отношение к жизни изменилось и я стала очень спокойным человеком.

    Это цвет желания и фантазии.Мне не хватает этого цвета в повседневной жизни.Я не соглашусь с тем, что это цвет шизофреников или геев, как везде это описывают в психологии цвета.Люблю этот цвет за мистику и неизвестность.А это всегда интересная сторона в нашей жизни, которая щекочет нервы.

    Не знаю. почему мне так нравится этот цвет, он всегда ассоциируется у меня с чем-то фантастическим, философским, непознанным. Оч. красивый цвет.

    мое любимое сочетание цветов — фиолетовый (или вишневый) с голубым

    Красивый цвет. Очень необычный, мистический какой-то даже, таинственный. Правда, в гардеробе у меня ни одной вещи нет, которая была бы фиолетового цвета. =(((

    Сложно сказать почему. Может из-за спокойствия, а может из-за фиалок Может из-за сумерек и серо-фиолетовых облаков, грустных и равнодушных. У людей не бывает фиолетовых глаз, а жаль. Жаль, что мои волосы не фиолетовы.

    Раньше я очень любил этот цвет. Он находится в самом конце спектра, длина его волн уменьшается до 380 нанометров, дальше идет ультрафиолетовый, не видимый глазу. Любой цвет представляет энергетическую систему и воздействует на человека определенным образом. Фиолетовый гармоничен, как слияние красного и синего, по воздействию противоположных, но при этом не является нейтральным, в отличие от серого. Уничтожение субъективно-объективных противоположностей, мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и действительностью, вот значение фиолетового цвета.

    Красивый цвет. Хоть и говорят, что это цвет депрессии, но я почему-то ничего такого не ощущаю в связи с этим цветом. Он скорее, хм. загадочный, что-ли, какой-то, спокойный, вызывает такие ассоциации как вечер, прохлада, одиночество, но не грусть, а скорее безразличие, пофигизм. Не зря же придумали фразу "а мне фиолетово", вот именно эта фраза как нельзя лучше обьясняет мои чувства связанные с этим цветом, когда на душе спокойно, хорошо, и ни до чего нет дела, короче умиротворение. А умиротворение это хорошо. Иногда, но не всегда. Потому всё-таки фиолетового много быть не должно.

    Просто обожаю. Полное отражение моей индивидуальности. Хотя в гардеробе этого цвета мало..

    Потому что это интересный цвет, этакое сочетание синего и красного. Кроме того, он сочетается с большинством других цветов. И просто он мне идет:)

    М-м. Такой яркий, насыщенный цвет. Сладкий какой-то. Ягодный. Ежевичный. Загадочный. В сочетании с белым, золотым или красным — цвет богатства. Шикарный. Ну и моё имя имеет фиолетовый цвет, поэтому наверное. Цвет фантазии и мечты.

    Тоже люблю этот цвет)) Необычный и интересный)) особенно люблю насыщенно фиолетовый и ты словно яркое пятнышко в питерской пасмурной погоде))

    почему-почему, просто так! это мой любимый цвет

    Фиолетовый замечательный цвет, такой глубокий, насыщенный, магический

    Мне нравится фиолетовый цвет. Это цвет ночи, он таит в себе некую тайну, очень необычный цвет, редко встречается в больших вещах например в куртках или перчатках, но сам по себе он уникален и неповторим.

    Фиолетовый цвет предпочитают бисексуалы.Самый красивый цвет.

    Люблю, но если им не злоупотребляют. В оформлении помещений этот цвет категорически не годится, создает гнетущую, депрессивную атмосферу. Фиолетовые новогодние украшения – вообще ниочем. Зато сиренево-фиолетовые сумерки – как красиво. Действительно, как-то магически завораживающе. Очень хорош этот цвет в одежде и в ювелирных изделиях. Черный по-любому гораздо мрачнее, но его носят на каждом шагу. У меня на выпускном было фиолетовое платье с белыми блестящими звездами. Обожаю фиолетовые цветы, особенно гладиолусы, ну и анютины глазки, петуньи, дельфиниумы, цинии, васильки, колокольчики, астры, георгины, тюльпаны, водосборник, узамбарскую фиалку, глоксинию, флоксы, ирисы. Ну а мой любимый цвет – зеленый – цвет жизни, хоть и считается холодным цветом. Больше всего не люблю ядовито-розовый – цвет безвкусицы.

    самый красивый цвет,какой то таинственный,и его оттенки тоже,сиреневый.)

    это один из моих любимых цветов! и все его оттенки! к тому же, он мне очень идёт) а аметист — самый красивый фиолетовый камень

    Фиолетовый цвет-мой любимый. Особенно темно-фиолетовый. Как только в радиусе ближайших метров я замечаю что-то фиолетовое,как непременно направляю свой взор туда! Моя школьная сумка тоже фиолетовая. И ее цвет поднимает мне настроение,когда я нахожусь где-нибудь на химии и умираю от тоски.

    Ничего не знаю насчёт аристократизма, но мистическое что-то в этом цвете определённо есть. Фиолетовое небо на закате, когда в воздухе витает странная тайна и вот-вот что-то произойдёт (м. б., портал в параллельный мир откроется?)) В одежде данный цвет тоже нравится, особенно всякие вещи в готическом, метальном, или этническом стиле. В макияже могут затащить фиолетовые тени — смело, экстремально, и если к месту — самое оно. Фиолетовые глаза у чёрных кошек, вечных спутниц молодых ведьм — также что-то с чем-то.) Глядит такая кошка на тебя столь сурово, прямо в душу.

    Самый мой любимый цвет. Выражает необычность, интересность человека, его противоречивость (фиолетовый — смесь красного и синего, противоположных, на мой взгляд, друг другу цветов). Нравится в сочетании с черным, со светлыми тонами — не очень.

    Очень красивый цвет.) Особенно нравится сочетание фиолетового с чёрным и желтым.

    Я безумно люблю фиолетовый цвет.Настолько он красив и оригинален, я таю, когда вижу фиолетовые предметы или цветы. Может я некоторым покажусь странной, но я считаю , что этот цвет намного приятен, чем красный или розовый.

    Один из самых красивых цветов на мой взгляд. Такой, в меру темный, глаза не режет и приятный глазу. Мой любимый цвет — после него идут синий и лиловый. Люблю потому что одновременно яркие и не броские, глаза не режут, но внимание привлекают. Хотя сильно темные оттенки не люблю, скорее средние — чтобы не темные и не слишком светлые.

    Обожаю фиолетовый цвет, цвет загадки, магии и волшебства. Не однозначный, цвет хамелеон имеющий множество оттенков. Мрачный и в тоже время интригующий цвет, я люблю мрачные цвета.

    Цвет творчества, мудрости, мистицизма. Темные оттенки с преобладанием синевы иногда вызывают у меня тревожные мысли на грани паранойи — если смотреть долго, не отрываясь. В нем — мудрость синего и энергия красного, баланс двух полюсов. Если не вдаваться дальше во все его психологические и мистические значения, то этот цвет смотрится всегда свежо и стильно в одежде и макияже, придает загадочности. А вот в оформлении комнаты этот цвет довольно специфичен — если не быть с ним осторожным, может оказывать подавляющее воздействие на настроение.

    Просто этот цвет мне неприятен. не переношу, например,кода в комнате фиолетовые обои, или если его много в одежде. бывает что и голова болит. даже багровый более хорош, чем этот. никогда не носила нчиего такого и не собираюсь.

    Не знаю почему, но мне этот цвет кажется каким-то лживым, злым. Вот такие ассоциации)

    Отделённый от других цветов, он угнетающе действует на мою психику. Фиолетовые чернила, фиолетовый осьминог, лиловый океан. Сплошной мрак какой-то. Не уж, лучше даже красный цвет, он и то приятнее. А вот вместе с другими цветами, фиолетовый воспринимается легко, сочно, радостно, и если его исключить, спектр сразу становится как-то пресноват.

    Фиолетовый цвет — цвет безумия, он смешивает в себе рассудочные эмоции других цветов. В нем нет мраморной величественности черного, или пастельных градиентов к белому — серого, нет азартной ростковой сочности зеленого, или щекочущего поглаживания лучами желтого, нет освежающей прохлады лазурного, или обжигающе-слепящего белого, нет активной позиции красного. Фиолетовый цвет безумия. Цвет шизофрении и психических расстройств. Тот кто здоров и радуется жизни — ненавидит фиолетовый.

    www.lovehate.ru

    Фиолетовый цвет в одежде и его оттенки: модные образы для девушек

    Фиолетовый цвет олицетворяет аристократизм и роскошь, уже много лет он считается оттенком шика и богатства. Он ассоциируется с загадочностью и мистикой, содержит в себе нераскрытую тайну. Предназначен фиолетовый цвет в одежде для тех девушек, кто желает внести в свой лук нотку оригинальности.

    Если в одежде много фиолетового, то он вызывает чувство угнетения и подавленности. Но если его правильно сочетать с другими оттенками, можно создать незабываемые женственные образы.

    Кому подходит фиолетовый оттенок

    Психология фиолетового цвета заключается в его противоречии. Ведь он соединяет страсть и решительность красного, а также спокойствие и вдумчивость – их дарит синий.

    Не всем женщинам идет насыщенный фиолетовый оттенок. При различных видах внешности дизайнеры советуют применять разнообразные тона фиолетового:

  • брюнеткам со смуглой или загорелой кожей рекомендуют одежду насыщенных оттенков, она выгодно подчеркнет цвет их лица, придаст им индивидуальности;
  • загорелым и смуглым блондинкам идет темно-фиолетовый и серо-фиолетовый. Платья, топы, футболки такого тона будут к лицу девушкам;
  • леди с цветом волос под шоколад смело могут надевать фиолетовые платья, сарафаны и блузы. Если у них кожа светлая, такой цвет еще больше подчеркнет ее белизну, поэтому им стоит подумать про загар;
  • барышням с бледной кожей и с черными волосами отлично подходит холодный оттенок фиолетового. Им можно купить гипюровое платье, топ, кофточку или блузку;
  • женщины с рыжими волосами и светлой кожей могут использовать в одежде такие аксессуары, как платок или шарф на шее светло-фиолетового оттенка.
  • Если вы желаете разобраться, кому идет фиолетовый цвет в одежде, посмотрите фото в каталоге женской одежды, где собраны удачные примеры луков.

    Нейтральные оттенки с фиолетовым

    Психология фиолетового цвета – в его силе и страсти. Ему необходимо подобрать достойное дополнение, чтобы образ был гармоничным. Самые простые сочетания – с нейтральными цветами. Серо-фиолетовый тандем в луке расскажет о тонком психологическом вкусе девушки, ее хороших манерах. Одежда простого фасона с минимальным количеством отделки — отличный выбор для повседневного ношения. В офис вы можете одеть фиолетовый облегающий фигуру свитер и серую юбку.

    Торжественно смотрится пара «фиолетовый и белый». В такой гамме сочетается строгость и праздничность. Данные изделия необязательно носить на мероприятия. Их можно использовать каждый день. Например, на прогулку с друзьями или на свидание наденьте фиолетовые брюки, дополнив их белым топом или блузой с сексуальным вырезом.

    Фиолетовый и черный – ансамбль идеален для гламурного лука в вечернем туалете. Он прибавит нотку величественности и шика. Такой союз можно использовать и в повседневном образе.

    Фиолетовый с хроматической гаммой

    Все оттенки цветового спектра по-разному сочетаются с фиолетовым, к которому всегда можно найти актуальное дополнение:

    • синий – подчеркивает изысканность одежды фиолетовых оттенков, подходит для повседневных образов. Отличается строгостью и холодностью. Например, синие джинсы и фиолетовая футболка или свитер вполне годятся для прогулки по городу;
    • красно-фиолетовый микс – соединение страсти и смелости в одном флаконе. Такое сочетание предпочитают женщины вамп, которые любят создавать сексуальные и яркие образы. Вечерние платья красно-фиолетового и пурпурного цвета можно встретить в модных коллекциях Lela Rose, Luciano Soprani;
    • зеленый – такой контраст оттенков смотрится утонченно, если не перегрузить лук лишними деталями. Выбирайте платье виноградного оттенка с пышной юбкой, дополненное узким ремешком зеленого цвета и такими же туфлями. Дополните образ небольшой сумочкой молочного или желтого тона;
    • желтый. Удачны сочетания фиолетового с золотистым, лимонным и солнечным оттенком. Такие контрасты гармонируют и дополняют друг друга. Вечерние наряды стилисты рекомендуют носить с золотыми украшениями и аксессуарами. К ним можно выбрать желтые туфли и сумочку. Смелым леди рекомендуют яркий фиолетовый соединять с лимонно-желтым;
    • бирюзовый соедините с фиалковым и вы получите летний, легкий вариант образа. Летящий силуэт платья дополните белоснежным жакетом, выполненным из льна и темно-фиолетовыми босоножками;
    • розовый – способен раскрыть глубокую психологию фиолетового оттенка, придав образу романтизм и кокетство. Уместны розовые дополнения в платьях, юбках, блузках для весенне-летнего сезона;
    • оранжевый и фиолетовый. Такое сочетание – для весны, лета и начала осени. Оно придаст позитивное настроение и покажет отменный вкус хозяйки.
    • Если союз красно-фиолетового, серо-фиолетового, синего и других ярких оттенков кажутся вам слишком насыщенными, выбирайте бежевый, коричневый и кремовый цвета. С фиолетовым они будут сочетаться очень выразительно и красиво.

      Фиолетовый в одежде на каждый день и праздники

      В вашем гардеробе наверняка найдется вещица фиолетового цвета. Это может быть костюм, майка, футболка или просто шарфик. Женщины и девушки, кому идет такой цвет, обязательно используют его в своем луке. Одежду такого цвета психологи рекомендуют одевать под настроение.

      Темно-фиолетовое платье прекрасно подходит для офисного наряда в осенний период. Для лета покупайте изделия более светлых тонов. Императорский выбор – вечерние платья, выполненные из шифона, шелка, атласа, кружева и т.д. Для платья подружки невесты отдайте предпочтение пастельным оттенкам фиолетового.

      Для тех, кому нравится выделяться из толпы, подходит фиолетовый в разных видах одежды. В офис можно надеть красно-фиолетовую юбку или выбрать тон более нежный – светло-сиреневый. Такой оттенок станет уместным и на праздниках и во время корпоративов. Модная деталь женского гардероба – классические брюки или джинсы фиолетовых тонов. В продаже вы увидите туфли, сумки, ремни и другие аксессуары фиолетового цвета. Не бойтесь экспериментировать, с фиолетовым цветом в гардеробе вы всегда останетесь на высоте.

      fashionapp.ru

      Значение фиолетового цвета в психологии

      Фиолетовый — один из самых таинственных и неоднозначных оттенков. С давних времен люди отмечали его мистическое влияние на психику, в том числе и выражающиеся в магической притягательности этого цвета. Не поэтому ли все великие волшебники и маги из детских сказок и древних легенд были облачены в одеяния именно фиолетового цвета? О том, какое значение имеет фиолетовый цвет в психологии, а также как он влияет на психику человека, и пойдет речь далее.

      Фиолетовый цвет: значение фиолетового оттенка

      Главное значение фиолетового оттенка — завуалированность. Представляя собой комбинацию двух сильных и одновременно противоположных по значению цветов — красного и синего, фиолетовый в первую очередь выражает поддавленное возбуждение. Соединяясь в фиолетовом, красный (цвет страсти и силы) и синий (цвет покоя и безмятежности) буквально пребывают в вечном противостоянии, а их контрастные значения и порождают скрытность фиолетового оттенка. По этой причине фиолетовый цвет часто предпочитают беременные женщины (особенно на маленьких сроках беременности), а также гомосексуалисты, стремящиеся скрыть свою сексуальную ориентацию от общественности.

      Кроме того, двойственность фиолетового цвета является символом воздержания и силы воли. По примеру того, как синий сдерживает страстность красного, фиолетовый ассоциируется со смирением, ограничениями и обузданием плотских желаний. Вот почему, например, представители высшего духовенства в католической церкви обязательно носят перстни с фиолетовым аметистом — своеобразным символом целибата.

      Также фиолетовый цвет принято ассоциировать с мистикой и неподдающимися логическому объяснению явлениями. А еще это цвет интуиции и инстинктивных желаний. Кроме того, фиолетовый считается цветом идеализма, неординарности, индивидуальности и творческого начала.

      В психологии фиолетовый цвет в первую очередь связывают с чувственностью и сильной эмоциональностью. Довольно часто фиолетовый цвет выражает психологическую незрелость и нестабильность нервной системы. По этой причине фиолетовый любят люди с неустойчивой психикой и подростки.

      Но правильнее рассматривать значение фиолетового исходя из его конкретного оттенка. Так, например, темный фиолетовый цвет, в котором преобладает синий оттенок, символизирует грубую силу и властность. Доминирование красного, проявляющиеся, к примеру, в сиреневом цвете, психологи связывают с эмоциональной незрелостью, импульсивностью и инфантильностью. А вот светло-фиолетовый оттенок обладает мягким успокаивающим воздействием и ассоциируется с нежностью и деликатностью.

      Сам по себе фиолетовый цвет в психологии считается довольно «тяжелым», поэтому его не рекомендуют носить маленьким детям, жизненную активность которых он может угнетать. В цветотерапии фиолетовый используют при лечении головных болей, высокого давления, заболеваний глаз, бессонницы, синдрома хронической усталости. В психотерапии фиолетовый помогает при работе с депрессивными и невротическими клиентами.

      Если говорить о людях, предпочитающих фиолетовый, то они, как правило, довольно скрытные натуры. «Фиолетовые» критично относятся и к себе, и к окружающим, поэтому нередко добиваются высоких целей в жизни. Среди них много педантов и формалистов. Они эмоционально сдержаны в обществе, но довольно страстные личности внутри. По жизни они предпочитают ориентироваться на свои чувства и интуицию, которая хорошо развита у «фиолетовых». Кстати, хорошая интуиция очень часто становится причиной заносчивости и тщеславности, что, в свою очередь, лишь отталкивает от них окружающих.

      sam-sebe-psycholog.ru

      Фиолетовый цвет и шизофрения

      Исследования восприятия и отношения к цвету при различных формах психической патологии представляют особый интерес. С одной стороны, они способствует более глубокому и дифференцированному пониманию закономерностей цветового воздействия на психику, генезиса и содержания цветовой символики, а с другой, — патопсихологических механизмов психических нарушений, прежде всего, аффективной сферы человека. Кроме этого, цвет может быть использован в качестве средства ранней и дифференциальной диагностики психических отклонений.

      Первые данные о восприятии и отношении к цвету у больных шизофренией были получены психиатрами при наблюдениях за цветовой гаммой одежды больных, а также их художественной продукции.

      3.1.1. Цветовое зрение у больных шизофренией

      Обсуждение вопроса о цвете как индикаторе психопатологических нарушений при шизофрении было бы неполным без рассмотрения особенностей цветового зрения больных. Многими психиатрами неоднократно указывалось на непосредственное влияние болезненного процесса на состояние зрительного анализатора при шизофрении (В.Д. Азбукина — 1955). Подробное изучение патологии цветового зрения у больных шизофренией было проведено А.И. Певзнер (1966; 1968; 1969; 1971).

      3.1.2. Цветовые предпочтения

      В отличии от нарушений цветовой чувствительности при шизофрении, цветовые симпатии больных нельзя рассматривать только как непосредственную реакцию на болезненный процесс. Как это было показано в предыдущей главе, они могут быть опосредованы целой системой факторов, как психофизиологического, так и социально-психологического плана. Проявление болезни в цветовых выборах людей, страдающих шизофренией, как и в рисунках, прежде всего, сказывается в неадекватном отношении к цвету.

      1. Выбрать два или более привлекательных для них цвета;
      2. Выбрать два или больше неприятных цветовых тонов;
      3. Разделить все цвета на три группы — «веселые», «мрачные» и «нейтральные».

      В качестве «приятных» больные шизофренией чаще всего выбирали голубой, красный, зеленый, а также — черный и серый. Желтый и коричневый оценивались подобным образом очень редко. В 58 случаях из 150 (39%) все цвета «скопом» были оценены как «приятные».

      Частоты цветовых предпочтений

      Достоверность различий между группами в их отношении к цветам теста Люшера, в среднем, составила Р < 0.05 (метод хи-квадрат). Для красного цвета значение Х2 = 15.32; Р < 0.05 (1 и 2 группы) и Х2 = 47.19; Р < 0.001 (1 и 3 группы).

      Сравнение ранговых рядов цветовых предпочтений

      Ранговый ряд цветовых

      • * Примечание: все коэффициенты ранговой корреляции значимы.

      Это же верно и в отношении остальных 6 таблиц цветового теста. Никакой определенной последовательности цветовых предпочтений на стимульном материале теста Люшера у больных шизофрений выявлено не было. Это означает, что цветовые выборы по тесту Люшера не могут служить средством нозологической диагностики в отдельных случаях. Один и то же ранговый ряд цветовых предпочтений может быть отмечен и у больного шизофренией, и у психически здорового человека.

      3.1.3. Клиника шизофрении и цветовые выборы больных

      Как показало наше исследование, клиническими факторами, оказывающими влияние на цветовые выборы больных шизофренией, являются тип течения болезни, срок или давность заболевания, а также ведущий психопатологический синдром. Высокоспецифичные для шизофрении эмоциональные расстройства — неадекватность, амбивалентность и тупость проявляются не в самих цветовых предпочтениях, а в характере отношения больного к акту цветового выбора.

      3.1.4. Эмоциональные нарушения

      Данное значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена (Ро = 0.02), что означает отсутствие корреляционной зависимости между ними.

      3.1.5. Психосемантика цвета при шизофрении

      Отношение людей к цвету, в том числе и больных шизофренией, проявляется не только в чувствах симпатии-антипатии к этому цвету, но и в тех значениях, которые он для него носит.

      Не похож на меня

      Последний, четвертый фактор также лишь косвенно связан с цветовыми симпатиями больных. Он выражает безучастное и отстраненное отношение к цвету. Проинтерпретирован нами, как «фактор апатии».

      Практически, все цвета для больных являются психосемантически амбивалентными. Например, зеленый (2), один из самых «любимых» цветов, имеет высокую нагрузку по фактору 4 («апатия»). То же самое, можно сказать и о желтом. Несомненно, что разноплановость психосемантики цвета существенно затрудняет акт цветового ранжирования, порождает конфликт по типу столкновения положительной и отрицательной тенденций (К. Левин). Чаще всего больные выходят из подобного конфликта путем «усиления» одной из тенденций, приписывая цвету положительные значения (нередко, надуманные), если цвет нравится или отрицательные — в обратном случае.

      3.2 Маниакально-депрессивный психоз

      Многими исследователями сообщается о наличии зависимости между отношением к цвету и эмоциональными расстройствами у больных маниакально-депрессивным психозом.

      При эпилепсии также можно наблюдать ряд интересных взаимосвязей между отношением к цвету и клиникой заболевания.

      Изучение отношения к цвету у больных с «функциональными», пограничными психическими нарушениями представляет особый интерес, прежде всего, в плане своевременной диагностики невротических расстройств и контроля эффективности проведенного, в том числе и психотерапевтического, лечения.

      Особенностью лиц, злоупотребляющих алкоголем, по данным В.В. Щетинского и С.Н. Польшина (1990) является выраженное отвержение синего цвета теста Люшера. Авторы рассматривают данный факт в качестве прогностически благоприятного признака в отношении наличия у больного антиалкогольной установки.

      3.6. Другие заболевания

      При обследовании больных с органическими поражениями Центральной нервной системы по методу Роршаха бросается в глаза «конкретность» цветовых интерпретаций, а также повышенная требовательность в отношении соответствия цвета и формы (Piotrowski — 1937; Л.Ф. Бурлачук — 1979).

      Изучение отношения к цвету при различных формах психической и психосоматической патологии не только еще раз подтверждает тесную взаимосвязь цвета и психической деятельности человека, но имеет и большое практическое значение. Часто там, где традиционные методы клинического и психологического исследований не позволяют глубоко проанализировать характер и содержание психосимптоматики, либо даже ее не обнаруживают, цвет остается, пожалуй, единственным психодиагностическим средством, способным решать, казалось бы, бесперспективные задачи.

      sbiblio.com

    Опубликовано в рубрике Дети