Фрустрация и депрессия

Фрустрация, пессимизм и депрессия – все нам нипочем!

Вам знакомо состояние, когда все не ладится, идет не так, как хотелось бы, настроения нет, а лишь сплошная апатия? Сталкивались ли Вы с ощущением безысходности и безнадежности? Говорят ли Вам о чем-то такие понятия как «фрустрация», «пессимизм» и «депрессия»? Разберем-ка их детальнее.

Фрустрация — психическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности и отчаяния.

Возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности. Сила фрустрации зависит как от степени значимости блокируемого действия, так и от близости его к намеченной цели.

Как и разочарование, фрустрация говорит об отсутствии некоего ожидаемого и желанного результата. Разница лишь в том, что в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если точно не знают, что нужно сделать для достижения успеха.

Реакцией на состояние фрустрации могут быть следующие основные типы «замещающих» действий: «уход» от реальной ситуации в область фантазий, грёз, мечтаний, то есть переход к действию в своеобразном «магическом» мире; возникновение внутренней тенденции к агрессивности, которая либо задерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева; общий «регресс» поведения, то есть переход к более лёгким и примитивным способам действия, частая смена занятий и др.

В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение (прежде всего, с точки зрения прикладных задач) приобретает в современной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека в отношении фрустрации.

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

• двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;

• агрессия и деструкция;

• стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

• регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».

Пессимизм — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к нему; противостоит оптимизму. В обыденном понимании — подавленное настроение, склонность видеть и подчеркивать отрицательные стороны действительности, ощущение безысходности и бесцельности жизни, слишком

Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

При длительном течении времени (свыше четырех-шести месяцев) депрессия рассматривается как психическое заболевание. Депрессия хорошо поддаётся лечению, более чем в 80% случаев наступает полное выздоровление, тем не менее, в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10% населения в возрасте старше 40 лет. Из них 2/3 — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. В некоторых случаях человек, страдающий депрессией, начинает злоупотреблять алкоголем (или иными препаратами, воздействующими на ЦНС), уходит «с головой» в работу.

Тяжелой депрессией страдало много известных и знаменитых людей, в т. ч. композиторы Бетховен (депрессия скорее всего была вызвана прогрессирующей глухотой) и Моцарт, художник Винсент ван Гог (в состоянии депрессии отрезал себе ухо, а позже лишил себя жизни), поэты Джон Китс и Сильвия Платт, музыканты Курт Кобейн, Сид Вишез, Йен Кёртис. Речь не только о людях искусства — «непоколебимый» Уинстон Черчилль тоже не избежал этой участи.

Причины депрессивного состояния

Депрессия может быть результатом драматических переживаний, например потери близкого человека, работы, общественного положения. В таких случаях речь идет о реактивной депрессии. Если ее причины недостаточно очевидны, то такая депрессия называется эндогенной. Она связана с нарушениями уровня нейротрансмиттеров — веществ, близких к гормонам и выполняющих многочисленные существенные функции в мозгу. Наиболее важную роль отводят серотонину, влияющему на сознание и настроение, норадреналину и дофамину.

Депрессия бывает также результатом побочного действия некоторых лекарств (например, средств бета-адреналиновой группы, нейролептиков либо гормональных препаратов), проявляется как симптом соматических заболеваний (например, болезни Альцгеймера), новообразований, атеросклероза артерий головного мозга, черепномозговой травмы, гормональных нарушений, а также обычного гриппа.

Считается, что при биполярном аффективном расстройстве в организме появляются излишки натрия (которые выводят, назначая больному соли лития).

Склонность к депрессии бывает обусловлена генетически. Вероятно, острые депрессивные состояния возникают под влиянием составной части гена, ответственного за образование белка, транспортирующего серотонин.

Согласно некоторым теориям, депрессия иногда возникает при чрезмерной нагрузке мозга в результате стресса, в основе которого могут лежать как физиологические, так и психосоциальные факторы.

При наличии депрессии должны присутствовать два основных симптома и не менее трех дополнительных. Основные симптомы:

• Подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств, в течение длительного времени (от двух недель и более);

• Ангедония — потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности;

• Выраженная утомляемость, «упадок сил»,характеризующиеся стабильностью данного состояния(например,в течение месяца).

• Чувство вины, бесполезности, тревоги и (или) страха;

• Неспособность концентрироваться и принимать решения;

• Мысли о смерти и (или) самоубийстве;

• Нестабильный аппетит, отмеченное снижение или прибавление в весе;

• Нарушенный сон, присутствие бессонницы или пересыпания;

• Ощущение жжения в груди или другие соматические симптомы (см. дистимия).

Депрессия у детей встречается реже, чем у взрослых. Симптомы у детей таковы:

• Проблемы со сном (кошмары);

• Проблемы с оценками в школе, которых до этого не наблюдалось;

• Проблемы с характером: отдаление, надутость и/или агрессивность.

У подростков одним из индикаторов также может стать использование наркотиков или алкоголя.

hochu.ua

Тревожность, депрессия, фрустрация: определение, методы изучения и коррекции

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают". Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Метод изучения: Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).Психические состояния человека традиционно рассматриваются как синдром, в структуру которого входят субъективные переживания, изменения в психической деятельности на любом из уровней психической активности, то есть в общении, поведении, деятельности, и соматические проявления, что соответствует трем основным компонентам проявления данного синдрома: эмоциональному, поведенческому и физиологическому. Соответственно, и изучение психических состояний ведется в трех направлениях:

1. Изучение осознаваемых компонентов, данных в субъективных переживаниях.

2. Изучение выразительных компонентов, проявляющихся в особенностях поведения и пантомимики, а также в результатах деятельности.

3. Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях.

При этом на каждом из направлений для описания состояния человека могут быть использованы шесть видов информации:

1. Словесные самоотчеты и самооценки, констатация интуитивного опыта.

2. Данные клинических наблюдений.

3. «Молярные» компоненты поведения (позы, жестикулярно мимические и речевые характеристики).

4. Реакции на действие различных стрессоров.

5. Изменение (чаще всего ухудшение) в деятельности.

6. Изменение вегетативных и физиологических функций.

Среди первых попыток выявить критерии интересующего нас состояния тревоги в рамках первого направления, то есть на основе самонаблюдения и самооценки, можно выделить работы Хоулис (1961), Кеттелла и Шейера (1961), Цукермана (1960). Достаточно распространенным методом выявления субъективных и феноменологических компонентов состояния тревоги является аффективный опросник Цукермана. Среди других методов необходимо отметить опросник профиля настроения (РОМ5) МакНэйра, Лорра и Дропплмена (1971), а также шкалу реактивной личностной тревожности Спилбергера (1970). Эти методы наиболее распространены среди тех, что используются для оценки тревоги как состояния. Ю. Я. Киселев описывает комплекс методик для оценки эмоционального возбуждения, который включает фиксацию самооценок испытуемым собственного эмоционального состояния. Здесь используются 15-балльная шкала самооценки «градусник» и шкалы ситуативной тревоги Ю. Л. Ханина.

Метод беседы (интервью) для изучения тревоги применялся в исследовании А. Бэсс, А. Дэрки, М. Байера. В присутствии четырех психологов с пациентами проводилась беседа, названная авторами стандартным интервью. Во время беседы велись наблюдения над проявлениями рассеянности, беспокойства. Пациенты давали словесный отчет о субъективном переживании напряжения, печали, состояния своего здоровья, физическом самочувствии и мышечном напряжении. Оценки всех четырех психологов в значительной мере совпадали. В заключение давалась оценка тревоги, положительно коррелировавшая с данными, полученными при использовании MAS. Д. Хогт и Т. Мэгун пользовались для диагностики тревоги методом наблюдения. Восемь человек наблюдали студентов в течение шести месяцев по следующим параметрам:

1. Нервность (грызет ногти, непрерывно курит и т. д.).

2. Напряженность (неспособен отдыхать, успокоиться, работает с усилием, дрожат руки и т. д.).

3. Склонность к замешательству (краснеет, заикается и т. д.).

4. Состояние печали (опасение, постоянные сомнения и т. д.).

Изучение экспериментального компонента эмоций (второе направление изучения психических состояний) обычно осуществляется следующими методами:

1. Метод прямого наблюдения.

2. Метод фотографирования

3. Запись на видеокамеру или кинопленку.

4. Метод детального анализа мимического выражения. Так, в исследовании Г. В. Парамей приводятся экспериментальные данные, которые дают основание утверждать, что контурные рисунки экспрессивных эталонов лица в целом воспринимаются как эмоционально означенные. При этом дифференцированно и надежно опознаются эталоны, передающие радость, удивление, грусть и гнев.

5. Оценка внешних проявлений эмоций.

6. Использование шкалы субъективных и объективных признаков эмоций. А. Я. Чебыкин относит к объективным поведенческие и экспрессивные признаки, к субъективным— мотивационные, смысловые и энергетические характеристики эмоциональных переживаний. При этом тревога была определена испытуемыми как признак, характеризующий эмоцию «боязнь».

Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Депрессия — аффективное состояние человека, которое, как правило, сопровождается общей пассивностью поведения, отрицательным эмоциональным фоном, когнитивными представлениями, изменениями мотивационной сферы. Человек, находящийся в таком состоянии испытывает мучительные, тяжелые, отрицательные переживания и эмоции — тоску, подавленность, безысходность, отчаяние. В таком состоянии у человека обычно резко снижаются все потребности, желания, мотивы, влечения, волевая активность. Депрессия, методы диагностики и коррекции которой описаны ниже, характеризуется быстрой утомляемостью, безынициативностью, замедленностью человека. Методы диагностики. Согласно данным одного исследования выявить случаи депрессии достаточно сложно, так как в большинстве случаев пациенты просто умалчивают о симптомах, характерных депрессии, что усложняет врачу постановки точного диагноза. Причин, почему многие боятся об этом говорить много: некоторые боятся побочных эффектов антидепрессантов; некоторые считают, что контроль над своими эмоциями является личным делом, а не заботой врача; некоторые опасаются, что работодатель узнает об их депрессивном состоянии из медицинской карточки; некоторые опасаются, что их направят к психиатру для дальнейшего лечения. Поэтому терапевты должны уметь применять инструменты скрининга, в том числе опросники, чтобы во время приема исключить депрессию. Чтобы определить тяжесть депрессии и для проведения скрининга в основном применяется опросник большой депрессии и шкала Занга. Шкала Занга — это тест позволяющий оценить тяжесть депрессии. Во время тестирования в расчет берется 20 факторов (10 вопросов сформулировано позитивно, 10 сформулировано негативно), определяющих 4 уровня депрессии. На каждый вопрос даются ответы «иногда», «никогда», «постоянно», «часто» и оценивается от 1 до 4. В итоге результат шкалы доходит до 20-80 баллов. Первый уровень — 20-49 баллов оценивается как нормальное состояние. Второй уровень — 50-59 баллов говорит о легкой депрессии. Третий уровень — 60-69 баллов говорит об умеренной депрессии. Четвертый уровень — 70 и выше свидетельствует о депрессии тяжелой формы. Опросник большой депрессии — тест самооценки для скрининга, обнаружения и определения тяжести депрессивного расстройства. В основу разработки данного теста легли диагностические меры депрессивного расстройства по DSM-IV-TR и МКБ-10. Опросник состоит из вопросов, ответ, на который способен отражать отдельный симптом заболевания. Тяжесть заболевания определяет врач собирая анамнез пациента. Он обращает внимание на то, как сильно выражены депрессивные симптомы по шкале Ликерта, насколько часто проявляются признаки депрессии у больного. Методы коррекции.Психотерапия. Когнитивно-поведенческая психотерапия считается приоритетным способом, которая заключается в обучении больного умению контролироваться свои эмоции, мышление, поведение. Для коррекции применяются также гипноз, аутогенная тренировка, православно-ориентированная психотерапия, психоанализ, командная реализация творческих идей.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Исследование фрустрации. В последние десятилетия внима­ние наших психологов было привлечено к теории и экспери­ментально-психологической практике изучения состояния фру­страции [Левитов И. Д., 1967; Плотичер А. И., 1969; Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф., 1978]. Хотя различные исследова­тели нередко вкладывают в это понятие разный смысл, в целом фрустрацию можно определить как состояние человека, выра­жающееся в характерных особенностях переживаний и поведе­ния, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъектив­но так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. S. Roscnzweig (1945), который является автором одной из методик исследо­вания фрустрации, ввел важное понятие о фрустрационной то­лерантности. В основе этого понятия лежит способность лич­ности к адекватной оценке трудной ситуации и, с другой сто­роны, способность увидеть выход из этой ситуации. Таким об­разом, фрустрационная толерантность понимается как способ­ность индивида переносить фрустрацию без утраты своей пси­хобиологической адаптации. Методика для исследования фру­страции была описана Розенцвейгом впервые в 1944 г. под наз­ванием «Метод рисуночной ассоциации». Этот тест занимает промежуточное положение между методикой словесной ассоциа­ции и ТАТ. Последний он напоминает тем, что также исполь­зует картинки в качестве стимулирующего материала. Но, в отличие от картин ТАТ, эти рисунки схематичны и, что явля­ется более существенным, употребляются для того, чтобы полу­чить от испытуемого сравнительно простые, краткие ответы. Таким образом, эта техника сохраняет некоторые преимуще­ства метода словесной ассоциации и в то же время приближа­ется к исследованию тех аспектов личности, которые стремятся выявить с помощью ТАТ. Методика содержит 24 рисунка и рассчитана на выявление характерных типов ответа испытуе­мого па повседневные стрессовые ситуации. На каждом рисунке персонаж слева представлен произносящим слова, помо­гающие уяснить фрустрацию другого лица, находящегося справа. Над персонажем справа имеется пустой квадрат, в ко­торый испытуемый должен вписать свой ответ. Ситуации, представленные в методике, можно разделить на две основные группы: а) в одной какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, лишают чего-то, одним словом, любым прямым способом вызывают фрустрацию (существует 16 ситуаций этого типа); б) в другой субъект служит объектом обвинения. Его привлекают к ответственности или обвиняют другие (таких ситуаций 8).

Испытуемому дается инструкция: «Каждый из рисунков включает в себя 2 или более персоны. Один человек произно­сит определенные слова. Вам надо написать в незаполненном квадрате первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности бы­стрее». При оценке результатов ответы испытуемого сводятся к определенным типам реагирования. Каждый ответ оценива­ется с двух точек зрения: 1) с точки зрения выраженной на­правленности реакций личности: а) экстрапунитивный — с тен­денцией порицать источник фрустрации; б) интропунитивный — с тенденцией порицать самого себя или же в) импунитивный — с тенденцией избежать порицания; 2) с учетом типа реакций личности: а) испытуемый делает акцент па самом препятствии, на оценке его степени и значения, как крайне неблагоприятной, благоприятной или же незначительной; б) его реакция носит самозащитный характер, выражающийся в обвинении другого, порицании себя как виновного в ситуации или отрицаний чьей бы то ни было вины в происшедшем; в) акцент делается на разрешении ситуации (требование помощи от других лиц для этой цели, субъект принимает на себя обязанности произвести необходимые исправления или же ожидает, что нормальный ход событий со временем принесет с собой разрешение ситуа­ции). Помимо количественных и качественных оценок особен­ностей направленности и типов реакций личности в фрустра-ционных ситуациях, методика позволяет сопоставить ответы испытуемого со среднестатистическими данными и установить дополнительный показатель, дающий возможность судить о степени социальной адаптации индивида. Розенцвейг считает, что реакции на фрустрацию и способы приспособления к ней должны рассматриваться как значимые для понимания пове­дения человека, поскольку они выявляют индивидуальные сред­ства преодоления стресса.

В Институте им. В. М. Бехтерева тест рисуночной ассоциа­ции был адаптирован Н. В. Тарабриной (1973) и использовался в исследовании типов реакции на фрустрацию и фрустрацион-ной толерантности больных неврозами [Тарабрина И. В., Ширяков Г. В. и Широков В. Д., 1971]. Здесь же Г. П. Цейтиной (1980) он применялся в сочетании с методикой незаконченных предложений при исследовании уровня социальной адаптации и нарушений в системе отношений к своему окружению и здо­ровью у больных с церебральной формой гипертонической болезни. Тест Розенцвейга, методика незаконченных предложе­ний, а также MMPI оправдали себя и при прогнозировании общественно опасных действий больных шизофренией [Шума­ков В. М., Колос И. В., Дегтярев В. А., 1981].

22.Воображение. Физиологическая основа воображения. Виды воображения. Формы и механизмы воображения. Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Виды воображения: Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Творческое мышление. По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.3. Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Образная память. Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. То есть образная память возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Это более стойкая форма памяти, разрушить которую почти невозможно, так как она исходит из интересов и профессиональных знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Все, что он будет делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениальности, будет делать ее методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью.

Многообразие видов воображения показывает, что его физиологические механизмы представляют собой сложные нервные процессы в коре головного мозга. Их основу составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие физиологическую основу образов воображения. Эти новые сочетания нервных связей могут возникать по разным причинам: или бессознательно, как следствие персеверации (самопроизвольного усиления) временных связей в определенных центрах коры под влиянием каких-либо случайных раздражителей, действующих на эти центры в момент ослабления регулирующего контроля со стороны высших отделов коры, в частности при выключении или ослаблении функции второй сигнальной системы действительности (сновидения, галлюцинации); или в результате сознательных усилий человека, направленных на построение нового образа, что невозможно без повышения интенсивности остаточных возбуждений в соответствующих центрах коры, их регулирования и контролируемого связывания с деятельностью других центров (все виды произвольного воображения). При этом ведущее значение в работе коры приобретает вторая сигнальная система с ее широкими возможностями элективного, избирательного установления временных связей. Образование новых сочетаний временных связей, как физиологической основы процесса воображения, нельзя понимать как случайное, механическое соединение неизменных в своей физиологической структуре остаточных возбуждений в тех или других центрах коры, образовавшихся и зафиксировавшихся в них в процессе восприятия. Эти новые сочетания представляют собой перестройку наличных нервных процессов, образование качественно новой структуры временных связей, как результат поистине творческой работы мозга. В основе воображения лежит работа не изолированных нервных центров, а всей коры в целом. Это справедливо в отношении не только произвольного, но и непроизвольного воображения: даже в сновидениях образы воображения не являются хаотическим нагромождением бессмысленных, изолированных представлений, но всегда образуют в какой-то степени цельную, осмысленную, хотя и фантастическую картину. Это показывает, что и неконтролируемое второй сигнальной системой образование новых сочетаний временных связей в сновидениях является результатом деятельности всей коры.

studopedia.org

Фрустрация или депрессия

Здравствуйте. Помогите мне найти правильный путь в моей голове. Дело в том, что я испытываю на протяжении последних двух лет эмоции, которые противоречат одна другой. Мое душевное состояние не в порядке и я не знаю как привести его в норму.

Очень долго я не могла в себе найти силы для решения покинуть нелюбимую работу. Я приходила туда с плохим настроением и нежеланием, гневом и агрессией. И все эти эмоции оставили нехороший отпечаток в моей душе. 8 лет я работала в театре артисткой балета. Когда я попала в этот театр, это было самое лучшее событие, что со мной случилось: я работала с удовольствием, жила театром, то есть занималась тем, что очень любила. Но прошли годы, ситуация менялась постепенно, обстановка в театре ухудшалась, правила менялись, сам руководитель потерял мотивацию к творчеству и сама работа стала рутиной и неинтересной. Я достигла многого в этом месте: стала солисткой и очень выросла в профессиональном плане. Но со временем я почувствовала что истощилась, исполняя непростые роли (наполненные глубиной и драматизмом) я выгорела, а наполниться было нечем. Постоянные гастроли вымотали мой внутренний огонь. И дошло до того, что я долго чувствовала пустоту. Выходя на сцену я либо ничего не чувствовала, либо чувствовала отвращение. Время своё дело сделало…я больше в театре не росла, больше ничего ни дать ему, ни взять с него не могла…полнейший застой. Но уйти я боялась, ведь лишиться работы и зарплаты в такое непростое время, это очень рисково. Я мучалась месяцами от того, что прихожу в уже нелюбимое место, смотрю на всю гниль театра и несправедливость, но ничего не могу сделать чтоб что- то поменять, и абстрагироваться тоже не могу. Частые истерики на работе и дома: «Я не могу больше танцевать эту хрень». Иногда появлялись мысли «Что должно случиться со мной, чтоб уйти из этого места». Нездоровы мысли…И вот спустя много времени- решилась. Я уволилась…чувствуя, что мне нужно отдохнуть от притворства сценического и наполниться. Но что делать дальше я не могу ответить на вопрос. Бросать танец или не бросать. Меня бросает со стороны в сторону: сегодня я швея, завтра копирайтер, а послезавтра рожаю ребёнка. Я себя не нашла пока больше ни в чем таком, чтоб точно сказать- это то, чем хочу заниматься. Мне ничего не интересно, ничего не привлекает. Пока была в театре, посещала курсы шитья, и английского, но сейчас я понимаю что это все было для того чтоб заполнить ту душевную пустоту и тревогу. Сейчас меня посещает страх того, что я буду не при деле, что не знаю куда двигаться дальше и чем заниматься. От безделья я сойду с ума. От этого появляются сомнения правильно ли сделала, что ушла с работы. Но как подумаю о том, чтоб вернуться, то понимаю что больше не смогу это танцевать. С одной стороны чувствую полное разочарование в своей профессии, а с другой стороны чувствую, что имею ещё потенциал, который бы хотелось открыть и развиться, но направить этот потенциал некуда, так как с культурой в нашей стране плохо, танцевать негде. А с третей стороны понимаю, что и деньги нужно зарабатывать. Я замужем за любимым человеком, и, в принципе, у меня есть все, чтоб чувствовать себя комфортно, но в душе что- то не так. Мы хотим детей, но я не хочу зачинать ребёнка с таким душевным дисбалансом. Хочу чтоб в душе был штиль, и чтоб ребёнок был у здоровой мамы. Пока не ощущаю счастья. Это депрессия или фрустрация? Тревога посещает каждый вечер…Боюсь сойти с ума совсем. Возраст пациента: 27 лет

puzkarapuz.ru

Фрустрация и депрессия

Согласно определению Браун и Фарбер данное состояние выступает результатом условий, при которых ожидаемая реакция затормаживается или предупреждается. Лоусон, интерпретируя эту позицию, отмечает, что фрустрация — это конфликт двух тенденций: цель — реакция. Уотерхауз и Чайльд в противоположность Фарберу и Брауну называют фрустрацией факт помехи, изучая ее влияние на организм.

Некоторые ученые относят данное проявление в ранг закономерных явлений, которые вынужденно возникают в жизни личности.

Майер отмечает, что поведение человека выражается двумя потенциалами. Первый — репертуар поведения, который определяется условиями развития, наследственностью, жизненным опытом. Вторым потенциалом выступают отборочные или избирательные процессы и механизмы, которые подразделяются на возникающие при проявлении фрустрации и действующие при мотивированной деятельности.

Последствия фрустрации: замещение реального мира миром фантазий и иллюзий, необъяснимая агрессия, комплексы и общий регресс личности. Опасность от этого эмоционального состояния заключается в том, что под ее влиянием человек меняется в худшую сторону. Например, человек желает получить некоторую должность, а ее отдают другому. Крушение планов провоцирует разочарование в себе, подрывает веру в своих профессиональных способностях и способностях общаться с людьми. У человека возникают страхи и сомнения, которые выливаются в немотивированную и нежеланную смену рода деятельности. Пострадавший отгораживаясь от мира, превращается в агрессивного, испытывая при этом недоверие к людям. Часто у индивида рушатся нормальные социальные связи.

Фрустрация накладывает отпечаток на личность, неся как конструктивный (интенсификация усилий) так и деструктивный характер (депрессия, отказ от притязаний).

К формам относят агрессию, замещение, смещение, рационализацию, регрессию, депрессию, фиксацию (стереотипность поведения), интенсификацию усилий.

Неудача приводит к агрессивному поведению. Замещение – это когда неудовлетворенная потребность замещается другой. Смещение выражается в смещении с одной цели на другую. Например, срыв на близких из-за обиды на начальника. Рационализация выражается в поиске положительных моментов в неудаче. Регрессия проявляется в возврате к примитивным формам поведения. Депрессия отмечается угнетенным, подавленным настроением. Фиксация проявляется в усилении активности запретного поведения. Интенсификация усилий отмечается мобилизацией ресурсов для достижения целей.

Психология под данным явлением понимает напряженное, неприятное состояние, спровоцированное воображаемыми или непреодолимыми трудностями, препятствующими достижению цели, а также удовлетворению потребностей.

В состоянии фрустрации человек испытывает ощущение безвыходности положения и невозможности отмежеваться от происходящего, ему сложно не обращать внимание на происходящее, у него возникает сильное желание выйти из фрустрации, но он не знает, как это сделать.

Состояние фрустрации провоцируют разные ситуации. Это могут быть замечания от других людей, которые человек считает преувеличенными и несправедливыми. Например, это может быть отказ вашего знакомого, к которому вы обратились за помощью или ситуация, когда «из-под носа» ушел автобус, пришли большие счета за оказанные услуги (ремонт авто, лечение и прочее). Данные похожие ситуации способны легко испортить настроение. Но для психологии фрустрация является большим, чем просто неприятности, которые обычно быстро забываются.

Личность с адаптивным поведением (способная подчиняться, а также приспосабливаться к социальному окружению) продолжает усиливать мотивацию, а также повышает активность для достижения цели.

Неконструктивное поведение, присущее инфантильной личности, обнаруживает себя в агрессии на себя, вовне или в уходе от решения для личности сложной ситуации.

Фрустрация потребностей

Люди по своей сути обречены желать именно того, чего у них нет, и по этой причине у них даже не появляются мысли, что их усилия, зачастую, направленные к достижению желаемой цели, бессмысленны. Из этого выходит, что проявление фрустрации неизбежно, поскольку человек обречен к постоянному чувству неудовлетворенности.

Любовная фрустрация не наступит в том случае, если мы тянемся к партнеру от своей силы, а не от своей слабости.

Депривация происходит из-за отсутствия возможности или самого предмета необходимого для удовлетворения. Однако исследователи фрустрационной и депривационной теории невроза утверждают, что эти два явления имеют общий механизм.

Проблема фрустрации выступает в качестве теоретического обсуждения, а также является предметом экспериментальных исследований, которые проводятся над людьми и животными.

Для исследователей фрустрации представляют интерес трудности, связанные с непреодолимыми преградами, препятствиями, барьерами, мешающими удовлетворению потребности, решению задачи, достижению цели. Однако не следует непреодолимые трудности сводить к барьерам, блокирующим намеченное действие. Возможно, необходимо в вашем случае проявить твердость характера.

Как уже было отмечено, фрустрация провоцирует агрессию, враждебность. Состояние агрессии способно проявляться в прямом нападении или в желании напасть, враждебности. Агрессия характеризуется драчливостью, грубостью или имеет форму скрытого состояния (недоброжелательство, озлобленность). В состоянии агрессии на первое место выходит потеря самоконтроля, неоправданные действия, гнев. Особое место отводится агрессии, направленной против самого себя, которая выражается в самобичевании, самообличении, зачастую в грубом отношении к себе.

Фрустрация — агрессия всегда базируется на таких понятиях, как агрессия, фрустрация, торможение, замещение.

Фрустрация появляется, когда возникает помеха к осуществлению условной реакции. При этом величина данного проявления напрямую зависит от количества попыток, силы мотивации, значительности препятствий, после которых она наступает.

Торможение — это способность ограничивать или сворачивать действия по причине ожидаемых негативных последствий.

Например, абитуриент отправил документы в высшие учебные заведения, но их не приняли. Он скорее будет обескуражен, чем впадет в ярость и разозлится. Многие эмпирические исследования подтверждают, что фрустрация не всегда приводит к агрессии. Скорее всего, данное состояние вызывает агрессию у тех личностей, которые привыкли реагировать на аверсивные стимулы (неприятные) агрессивным поведением. Миллер, принимая во внимание все эти рассуждения, одним из первых сформулировал теорию фрустрации – агрессии.

Явление фрустрации порождает разные модели поведения, а агрессия выступает одной из них. Заманчивая и сильная по своему определению фрустрация не всегда провоцирует агрессию. Детальное рассмотрение проблемы не оставляет никаких сомнений о том, что агрессия выступает следствием различных факторов. Агрессия может возникнуть при отсутствии фрустрирующих моментов. Например, действия наемного киллера, который убивает людей, ранее не зная их. Его жертвы просто не смогли бы его фрустрировать. Агрессивные действия такого человека больше объясняются получением вознаграждения за убийства, чем фрустрационными моментами. Или рассмотрим действия пилота, который бомбит позиции врага, убивая при этом мирных жителей. В этом случае агрессивные действия вызваны не фрустрацией, а распоряжениями командования.

При необходимости обратитесь за помощью к специалистам, которые помогут разобраться в причинах проблемы.

psihomed.com

Фрустрация – это психическое состояние, для которого характерны такие проявления как неудача, обман, тщетное ожидание, расстройство замыслов. Фрустрация возникает по причине предполагаемой или реальной невозможности удовлетворения потребностей или при несоответствии желаний с имеющимися возможностями. Это явление относят к травмирующим эмоциональным состояниям.

Согласно определению Браун и Фарбер данное состояние выступает результатом условий, при которых ожидаемая реакция затормаживается или предупреждается. Лоусон, интерпретируя эту позицию, отмечает, что фрустрация — это конфликт двух тенденций: цель — реакция. Уотерхауз и Чайльд в противоположность Фарберу и Брауну называют фрустрацией факт помехи, изучая ее влияние на организм.

Фрустрация в психологии – это состояние человека, которое выражается в характерных переживаниях, а также поведении, вызываемое при этом непреодолимыми объективными трудностями, возникшими перед достижением цели или поставленной задачей.

Майер отмечает, что поведение человека выражается двумя потенциалами. Первый — репертуар поведения, который определяется условиями развития, наследственностью, жизненным опытом. Вторым потенциалом выступают отборочные или избирательные процессы и механизмы, которые подразделяются на возникающие при проявлении фрустрации и действующие при мотивированной деятельности.

Причины возникновения фрустрации

Данное состояние вызывают следующие причины: стрессы, мелкие неудачи, снижающие самооценку и приносящие разочарования. Наличие фрустратора, а именно препятствий служит также причинами возникновения данного состояния. Это лишения, которые могут быть внутренними (нехватка знаний) и внешними (нет денег). Это потери внешние (финансовый крах, потеря близкого) и внутренние (потеря здоровья, работоспособности). Это конфликты внутренние (борьба двух мотивов) и внешние (социальные или с другими людьми). Это препятствия в виде внешних барьеров (нормы, правила, ограничения, законы) и внутренних барьеров (честность, совесть). Частота неудовлетворенной потребности также провоцирует данное состояние у человека и является основной причиной. Многое зависит и от самого человека, а именно как он реагирует на неудачи.

Человек в фрустрации переживает отчаяние, разочарование, тревогу, раздражительность. При этом значительно снижается эффективность деятельности. Индивид при отсутствии желаемого результата продолжает вести борьбу, даже если не знает, что для этого делать. Личность сопротивляется, как внешне, так и внутренне. Сопротивление может быть активным и пассивным, а в ситуациях человек проявляет себя, как инфантильная или зрелая личность.

А. Маслоу в своих работах отмечает, что удовлетворение потребности провоцирует развитие данного состояния. Основанием к такому утверждению служат следующие факты: после удовлетворения потребностей низкого уровня у индивида возникают в сознании потребности более высокого уровня. До тех пор, пока высокие потребности не возникли в сознании, они не являются источником фрустрации.

Человек, переживающий о насущных проблемах (пропитание и пр.), не способен размышлять о высоких материях. Человек не станет в таком состоянии изучать новые науки, бороться за равные права в обществе, его не станет волновать ситуация в стране, городе, поскольку он озабочен насущными делами. После полного или частичного удовлетворения насущных проблем индивид способен подняться к высоким уровням мотивационной жизни, а значит, его затронут глобальные проблемы (социальные, личностные, интеллектуальные) и он станет цивилизованным человеком.

Разрыв отношений способен привести к возникновению любовной фрустрации, которая может усилить любовь к противоположному полу. Одни психологи утверждают, что данное состояние является частым явлением, другие считают, что редким.

Любовная фрустрация появляется после отсутствия желаемого результата ожидаемого от объекта страсти или после расставания с любимым человеком. Проявляется она в неадекватном поведении, агрессии, тревоге, отчаянии, депрессии. Многих интересует вопрос: существует ли такая любовь, позволяющая людям оставаться независимыми друг от друга? Такая любовь существует, но в жизни сильных и зрелых духом людей. Следует принять за должное, что все отношения содержат незначительные элементы зависимости. Лично от вас зависит, заполните ли вы собой всю жизнь другого человека.

Депривация и фрустрация

Зачастую эти два состояния путают, хотя они различны. Фрустрация наступает из-за неудовлетворённых желаний, а также неудач в достижении поставленных целей.

Депривация приводит к фрустрации, в свою очередь фрустрация приводит к агрессии, а агрессия провоцирует тревогу, которая приводит к появлению защитных реакций.

Фрустрация рассматривается в контексте выносливости к жизненным трудностям, а также реакциям на эти трудности.

И. П. Павлов неоднократно отмечал о влиянии трудностей жизни на неблагоприятное состояние головного мозга. Чрезмерные жизненные трудности способны приводить личность, то к депрессии, то к возбуждению. Ученые делят трудности на непреодолимые (раковые заболевания) и преодолимые, требующие огромных усилий.

Джон Доллард считает, что агрессия это не только возникающие в организме человека эмоции, а больше реакция на фрустацию: преодоление препятствий, мешающих удовлетворить потребности, достичь удовольствия, а также эмоционального равновесия. Согласно его теории агрессия – это следствие фрустрации.

Фрустрация — агрессия всегда базируется на таких понятиях, как агрессия, фрустрация, торможение, замещение.

Агрессия проявляется в намерении навредить другому индивиду своими действиями.

Торможение — это способность ограничивать или сворачивать действия по причине ожидаемых негативных последствий.

Замещение выражается в желании участвовать в агрессивных действиях, которые направлены против другого лица, однако не против источника.

Таким образом, теория фрустрации и агрессии в перефразированном виде звучит так: фрустрация всегда провоцирует агрессию в любой форме, а агрессия выступает результатом фрустрации. Считается, что фрустрация вызывает агрессию напрямую. Фрустрированные личности не всегда прибегают к физическим или вербальным нападкам на других. Зачастую они показывают свой спектр реакций на фрустрацию, выражающихся от уныния и покорности до активных предпосылок преодолеть препятствия.

Как найти выход из фрустрации, не став при этом агрессивным или замкнутым человеком? Каждый имеет личные способы приятного времяпрепровождения, что позволяет почувствовать себя полноценным и счастливым человеком.

Обязательно проанализируйте, почему произошла ваша неудача, выявите главную причину. Поработайте над недостатками.

vseopsycho.ru