Га Волкова о заикании

Независимый сайт о заикании

Если иностранец собирается купить недвижимость в Австрии (например, желает купить дом.. Поэтому иностранцам, решившим купить недвижимость в Австрии, необходимо знать об особенностях оформления и покупки недвижимости в этой стране. Купить коммерческую недвижимость в Австрии: цены.

И. А. Сикорский. "О заикании". 1889 г.

Симптоматология заикания

"Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого.

Судороги в сфере дыхательного механизма

Мы различаем три вида судорог: 1) вдыхательную судорогу, 2) выдыхательную судорогу и 3) ритмическую судорогу.

Все, без исключения, гласные звуки при инспираторной судороге носят характер густого придыхания. Гласные а, о, у, э, и, ы слышны как га, го, гу, гэ, ги, гы, но никогда не являются, совершенно чистыми. Мгновенные звуки при инспираторной судороге нередко получают аффрикацию, так что слова пол, быть произносятся, как "пфол", "бвыть". Придувные звуки (спиранты) иногда теряют свою обычную отчетливость, а дрожащий звук р совершенно исчезает, заменяясь простым придыхательным шумом.

2) Выдыхательная судорога. По своим проявлениям и по своему влиянию на вокальный и артикуляторный аппарат, выделенная судорога имеет много общего с вдыхательною. Большею частью она отличается таким же внезапным и порывистым характером как и инспираторная и, врываясь в стройное течение звуков речи, нарушает их правильную непрерывность. Экспираторная судорога обыкновенно поражает человека не в начале, а уже в течение речи; наступление ея резко обозначается внезапным усилением экспирации, нисколько не вытекающим из артикуляторных потребностей данной минуты. Большею частью сокращение брюшных мышц бывает столь внезапно и сильно, что охваченный судорогой человек несколько наклоняется вперед, как это бывает при рвоте, в то же время воздух с большим напряжением, быстротой и шумом уносится из груди наружу, чрез раскрытую голосовую щель.

3) Ритмическая дыхательная судорога. Между всеми авторами, писавшими о заикании, только одному Базелю удалось подметить и выделить из сложной картины других симптомов то явление, которому мы придаем значение ритмической дыхательной судороги: "Этот вид заикания развивается, по всей вероятности, в тех случаях, когда дети, отличающиеся чрезвычайно живым темпераментом, весьма часто пытаются говорить, прежде чем сообразят, что сказать; при таких условиях эти дети (нечто подобное можно наблюдать и на здоровых детях) останавливаются на одних приготовлениях к произнесению фразы, не произнося однако ни одного звука. Эти приготовления к речи состоят в том, что дети делают сильное и порывистое вдыхание, при чрезвычайном расширении грудной клетки — это вызывает чрезмерное переполнение груди воздухом и побуждает их к немедленному порывистому выдыханию при опущенной гортани и широко раскрытой голосовой щели и таким путем наступает частое и быстрое вдыхание и выдыхание, при котором или вовсе не бывает никакого звука или слышится неясный, протяжный, неопределенный звук.

Судороги в сфере вокального аппарата

Мы различаем три вида вокальных судорог: 1) смыкательный голосовой спазм, 2) вокальный спазм, 3) дрожащий голосовой спазм.

1) Смыкательная голосовая судорога. Эта судорога является внезапно и, прерывая экспираторный ток воздуха, тем самым приостанавливает образование голоса и членораздельных звуков в течение всего времени, пока она продолжается. Таким образом, среди плавного, непрерывного следования звуков, является неожиданная пауза, состоящая из абсолютно-беззвучного промежутка, который весьма удачно был сравниваем с внезапной, мимолетной немотой. Пауза может наступать не только в промежутке между слогами, но среди слога и даже среди произнесения отдельных звуков, чем вызывается обычное для заикающегося явление — разчленение слогов и звуков на части. Судорога может иметь разную продолжительность: один раз она длится целыми секундами до полуминуты, другой раз весьма не продолжительна, до такой степени, что ее можно назвать самым кратковременным припадком, в сравнении со всеми другими симптомами заикания.

2) Вокальная судорога. Можно отличить два вида вокальной судороги по напряженности симптомов. Первый вид представляет, собственно говоря, спазмодический голос и, по-видимому, зависит только от ненормально продолжительного пребывания вокального аппарата в одной и той же фразе движений. Самым характеристическим проявлением судороги служит необычная продолжительность гласного звука. Наиболее часто эта форма встречается у детей раннего возраста 3-5 лет, которые только начинают заикаться, и она составляет нередко один из первых признаков болезни и вместе один из предвестников будущих судорог — как дыхательных, так и артикуляторных. О таких детях окружающие говорят, что они "не столько заикаются, как поют"". Другой вид вокальной судороги представляет, большей частью, тяжелую форму болезни и характеризуется трудностью и усилиями, какие употребляет пациент, для произнесения звуков, и более или менее измененным голосом. Больной иногда делает величайшие напряжения, а голос тем не менее выходит лишенным звучности, глухим, доходящим до беззвучности, подобно шопотному голосу; или же звуки являются подавленными и как бы идущими из более отдаленного источника, чем гортань".

3) Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм. ". Речь внезапно прерывается, заменяясь на короткое время дрожащим звуком, похожим то на блеяние овцы или козы, то на легкое судорожное покашливанье, то на другие звуки, или шумы, характер которых нелегко передать словом. Она (судорога — Г. В.) имеет весьма близкое сходство и соотношение с вокальной судорогой . Разница проявляется в одном: вокальная судорога является в виде длительного напряжения мускулов, а дрожащая — наоборот представляет ряд более или менее быстро следующих судорожных ударов, но место судороги — Sedes morbi — в обоих случаях тождественно.

Судороги в области артикуляторного механизма

Артикуляторные судороги мы разделяем на две большие группы — судороги: 1) лицевые и 2) язычные и на две меньшие, 3) судороги в области жевательной мускулатуры и 4) нёбо-глоточные судороги.

1) Судороги нёбной занавески. Приступ заикания состоит в том, что, при внезапной приостановке стоящих на очереди звуков, больной судорожно повторяет звуки, похожие на пм-пм-пм или тн-тн-тн, или кн-кн-кн, смотря по тому, какое положение занимают губы и язык. Судорога нёбной занавески может образоваться в двух различных направлениях: 1) происходит то кратковременное, то ритмически-повторное сомкнутое носо-глоточного затвора, или же 2) появляется раскрытие его.

2) Лицевые судороги. Мы разделяем следующие виды лицевых судорог: 1) смыкательная судорога у отверстия рта, 2) судорога в области мускулатуры, двигающей верхнюю губу, 3) в области мышц нижней губы, 4) судороги в мускулатуре, движущей углы рта и 5) сложная судорога лица.

а) Смыкательная судорога губ. Судорога круговой мышцы рта принадлежит, быть может, к самым частым симптомам заикания. Большею частью судорогу легко распознать по смыканию и сморщиванию губ, а иногда по довольно значительному вытягиванию их в трубку. Степень смыкания губ различна; большею частью она весьма значительна.

б) Верхнегубная судорога. . Эта довольно редкая судорога представляет собою по преимуществу спазм мышцы, поднимающей верхнюю губу, одной, или вместе с поднимающей губу и крыло носа и малой скуловой. По характеру своему судорога всего чаще бывает тонической, изредка бывает клонической. Все губные звуки страдают при этой судороге.

в) Нижнегубная судорога. Она вполне аналогична верхнегубной; поражает чаще всего одну или обе мышцы, опускающие угол рта, а изредка мышцу, поднимающую подбородок, или наконец все мышцы нижней губы. В последнем случае наблюдается характеристический отворот нижней губы.

г) Угловая судорога рта. Существенным и характеристическим признаком этой судороги является резкое оттягивание угла рта вместе с приподнятием его; ротовая щель принимает косое направление и удлиняется в сторону судороги. Судорога легко распространяется на мышцы век, лба и носа. Судорога бывает то на одной, то на обеих сторонах лица; в последнем случае она почти всегда выражена не с одинаковой силой справа и слева. Она часто бывает клонической.

д) Судорожное раскрытие отверстия рта. . Картина этой судороги является в двух видах: то раскрывается широко рот с опущением нижней челюсти, то при сомкнутых челюстях только зубы обнажаются, происходит как бы оскаливание зубов. Отверстие рта, как будто посторонней силой, раздирается. Судорога имеет большею частью тонический характер и держит по целым секундам отверстие рта в таком странном положении. Судорога не бывает выражена одинаково на обеих половинах лица. Артикуляция большею частью совершенно не возможна во время судороги;

е) Сложная лицевая судорога. Судорога лица обнаруживает большую наклонность распространяться и усложняться; часто она обнимает большую часть мышц лица. В таком случае преобладающим явлением в ней бывает ненормальное смыкание рта, вызываемое судорогой круговой мышцы. Реже присоединяется к этому судороги — верхнегубная и нижнегубная.

3) Язычные судороги. Мы различаем следующие виды язычных судорог: а) судорожный подъем верхушки языка, б) судорожный подъем корня языка, в) судорожные движения языка вперед и вниз, или изгоняющая судорога языка, г) подъязычная судорога.

а) Судорожный подъем верхушки языка. Подъем верхушки языка является самым частым. кончик языка упирается с чрезвычайною силою в твердое нёбо и производит полное сомкнутие устного канала, длящееся столько времени, сколько и сама судорога, смена звуков при этом вполне приостанавливается, уступая место немому промежутку. В слабейших формах язычного заикания спазмодическое примкнутие языка к нёбу происходит на зубных и нёбных звуках, т. е. на звуках т, д, н, л, с, з, ш. ч, ж, щ, причем нормальное движение превращается в судорожное. Пока длится судорога, можно убедиться очень легко, ощупывая подчелюстную область, что дно полости рта напряжено и на ощупь очень плотно; это происходит от сокращения подбородочно-язычной мышцы, мышца же подбородочно-подъязычная большею частью не участвует в судороге. В этой судороге, без сомнения, участвуют поперечные пучки собственных мышц языка, судя по узости языка, которую при этом можно наблюдать.

б) Судорожный подъем корня языка. Судорожный подъем корня языка принадлежит к числу довольно частых симптомов заикания. Самым характеристическим признаком судороги является внезапное и сильное приподнятие корня языка в направлении кзади и кверху. Судорожное движения языка кзади всегда оканчивается весьма плотным замкнутием язычно-глоточного затвора; язык остается примкнутым к нёбу все время, пока длится судорога. Чрез открытый рот можно видеть, что во время судороги язык чрезвычайно укорочен, сужен, сжат в ком и представляется выпуклым кверху в продольном и поперечном направлении; в тоже время он плотно прижат кверху и кзади. Судорога обыкновенно наступает на гортанных звуках или также нередко на нёбных, реже на зубных и губных.

в) Изгоняющая судорога языка. Это более редкая судорога языка состоит в том, что язык вытягивается в длину в горизонтальном направлении и в таком положении оцепеневает, большею частью выходя за край зубов, или наружу на более или менее значительное расстояние. Судорога чаще имеет вид тонического напряжения, но нередко также напряженный язык клонически подергивается, то выходя из полости рта, то возвращаясь в нее.

г) Подъязычная судорога. Под этим наименованием мы описываем судорогу, которая локализируется в мышцах подъязычной кости, именно: в 1) подбородочно-подъязычной, 2) шило-подъязычной, 3) грудинно-подъязычной и 4) лопаточно-подъязычной. Большею частью эта судорога существует совместно с другими язычными судорогами. Голос во время приступов заикания был низок, а голова была сильно наклонена и подбородок касался грудины.

Причины заикания можно разделить на предрасполагающие и производящие или случайные. К первым следует отнести пол, возраст, наследственность, географическое и этнографическое место субъекта и род занятий, ко вторым относятся: душевные потрясения, травмы и некоторые другия влияния.

А. Причины предрасполагающие

г) Географические и этнографические причины Наименьшую наклонность к заболеванию заиканием обнаруживают племена, язык которых сделал наименее прогресса и сохранил наиболее первобытных элементов.

Б. Причины производящие (случайные)

Самым существенным толчком к развитию заикания служит испуг (67,5%) и в ряду случайных или производящих причин он занимает первое место. Второе место в ряду случайных причин принадлежит ушибу (27,5%). Инфекционные заболевания — 2,5%, подражание 2,5% . в этих случаях существовало наследственное предрасположение, и на почве его развилось заикание, подражание же могло и не играть здесь существенной роли.

Общий план рационального лечения заикания

I. Лечение предупредительное (профилактика).

Профилактика заикания

Тщательное наблюдение за ходом развития речи у ребенка. "Во-вторых, необходимо — заботиться, чтобы умственное развитие ребенка не брало перевеса над его физическим развитием и чтобы на этой почве не возникло состояние психического утомления, которое обнаруживается прежде всего увеличенной возбудимостью и неспособностью сдерживать душевные волнения, т. е. такими условиями, при которых случайный испуг может возыметь опасное влияние и вызвать заикание. В-третьих — необходимо обратить особое внимание на методическое развитие системы произвольных движений помощью игр и гимнастики. В особенности необходимо при этом озаботиться развитием того широкого отдела произвольных движений, которые относятся к голосу и речи. Сюда входит всестороннее упражнение детей в пении, чтении и декламации.

Под именем гимнастики речи следует разуметь всю сумму механических упражнений голоса и речи. Упражнения эти могут касаться то отдельных механизмов членораздельной речи, то всей речи, в ея целом составе. На этом основании удобно разделить гимнастику речи на два большие раздела: а) упражнения элементарные и б) упражнения сложные. К первому отделу мы относим упражнение дыхания, упражнения голоса и упражнения артикуляции; ко второму отделу: отраженную речь, чтение, умственную речь, шепотную речь, рецитатную речь, декламацию, импровизацию и беседу.

Умственная речь состоит в мысленном воспроизведении чтения, разговоров или вообще в мысленной речи. Речь эта . может сопровождаться жестами и некоторыми слабыми движениями артикуляторных органов: губ, языка, выдыхательного механизма. Целью этого рода упражнения должно быть отчетливое и ясное воспроизведение импульсов к движению.

Рецитация представляет собою изустную передачу точно заученных отрывков речи. В рецитации, как и в чтении по книге, редакция мыслей не подлежит никакой перемене, и от читающего требуется лишь изустная передача их. Рецитация уже труднее для исполнения, нежели чтение и отраженная речь, потому что она требует, подобно умственной речи, чистого воспоминания, не вызываемого непосредственными внешними впечатлениями. Рецитация предполагает собою существование умственной речи и есть ея внешнее проявление.

Шопотная речь в высшей степени предохраняет от заикания: за самыми ничтожными исключениями все заики говорят шопотом совершенно свободно.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова укороченного звука э. Это преобразование слова равносильно в сущности изменению его слогового состава. Слово "страх" превращается в трехсложное слово сэ-тэ-рах.

Монотонная речь есть речь, лишенная естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания известно почти всем авторам. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для уменьшения или устранения приступов заикания, и в этом отношении она мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного явления, не поражающего ухо слушателя своею искусственностью, как речь ритмическая.

Три вида тонированной речи, а именно: речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом, весьма удобно на практике совмещать, рекомендуя медленную речь, произносимую низким голосом однообразным тоном. Такая речь имеет в себе большую предохранительную силу против заикания, в особенности если ея медленность дана значительным падением выдыхания на границе слогов — что на самом деле большею частью и бывает.

Основываясь на данных классической медицины и на наших собственных наблюдениях, мы предлагаем следующий план психического лечения:

Внешние условия психического лечения

а) Упражнения на открытом воздухе вдали от людей.

Внутренние условия психического лечения

а) Направление внимания, б) внутренняя речевая гимнастика, в) упражнения в мыслительных редакциях речи и г) условия, изменяющие настроение духа и привычные ассоциации идей.

Наблюдатели советуют отвлекать внимание больного от трудных звуков в иную сторону. Безель советует больным думать о гортанных звуках в ту пору, когда им приходится произносить губные или язычные звуки. Он предлагает также разрисовывать некоторые буквы, чтобы этим побочным впечатлением отвлечь внимание больного от трудных звуков.

Все сложные весьма разнообразные виды речевой гимнастики и упражнения в нормальной речи должны в конце концов сделаться предметом умственных упражнений. Таким образом все то, что больной проделывает громко, как-то: дыхательная гимнастика, вокальные, различные артикуляторные упражнения, жесты, такт, чтение, тонированная речь, которые больной делает реально, должны быть производимы мысленно.

Упражнения в редакции фраз

1) Чтение отрывков классической прозы с запоминанием их подлинного текста.

Условия, изменяющие настроение духа и ассоциации идей

а) Мимика и жесты могут сделаться орудием психического лечения заикания таким образом, что врач-руководитель, избирая наиболее полезные и пригодные для больного жесты, старается по преимуществу обучить его этим внешним приемам, как форме, подобно тому, как актер обучается выражать внешними знаками внутреннее содержание, напр., мужество, уверенность, независимость характера и т. д.

б) Выразительное чтение.

Когда больной достаточно успел в обучении выразительному чтению, врач тщательно подбирает содержание и внешние формы исполнения чтения, как материал для психического воздействия на пациента, сообразно особенностям его характера, его слабым сторонам и недостаткам.

Фармацевтическое и динамическое лечение

Общего типа лечения в такой сложной болезни, как заикание, не может быть; мы ограничиваемся при лечении ея удовлетворением некоторых показаний. Самые существенные из них следующие:

Излечимость заикания

Можно говорить о возможности полного излечения большей части случаев заикания. Для выздоровевшего в большинстве случаев не представляется никакой опасности заболеть вновь. Лучшим доказательством этого служит то, что у трех четвертей заик родные также были в молодости заиками, но раз прекратившееся заикание более не возвращалось. Излеченное заикание иногда оставляет по себе следы в форме индивидуальной речи, но это относится далеко не ко всем бывшим заикам.

Сопоставляя цифры трех наблюдений, получаем:

www.stuttering.su

Современные представления о заикании: понятие, механизмы, этиология и симптоматика

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Термин заикание (balbuties) греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Интерес к лечению заикания имеет многовековую давность, однако только в XIX столетии началась научная разработка этой проблемы. Изучением, предупреждением и лечением заикания стали тщательно заниматься специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и другие.

Долгое время исследователи придерживались того мнения, что заикание в дошкольном возрасте следует рассматривать как возрастное явление, которое постепенно с возрастом должно пройти само. И рекомендовалось на заикании у детей дошкольного возраста не фиксировать внимание, создавая дома полный покой. В некоторых случаях это и приводило к благоприятным результатам, но в большинстве случаев такие меры не помогали, и заикание у детей принимало все более тяжелую форму, накладывая свой отпечаток на все поведение ребенка и отражаясь на развитии его личности. Лечение его в последующем было несравненно сложней, чем в начале заболевания. Чем старше возраст заикающегося ребенка, тем тяжелее степень заикания и те изменения, какие оно производит в характере, поведении и во взаимоотношениях ребенка с окружающей средой.

Такие ученые как М. Зееман (1962), М.Е. Хватцев (1959), В.М. Шкловский (1994), В.И. Селиверстов (2001), доказали необходимость лечения этого страдания на ранних этапах его возникновения, то есть в раннем детстве.

Заикание является сложным структурным нарушением речи. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов. Большинство отечественных ученых, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза. При этом часть исследователей склонна рассматривать заикание как симптом невроза например, Т.А. Флоренская, другая часть — как особую форму общего невроза (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.П. Тяпугин и др.), третья часть исследователей рассматривает заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А. Сикорский), или определяют его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, Г. Д. Неткачев), как психоз (Гр. Каменка).

Изучению проблемы заикания посвящены многочисленные исследования. Но до настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов и др. Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского (1994), не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным. Тем не менее, автор считает, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными психовегетативными расстройствами.

Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева, 1978).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (Л.С. Волкова, 2003).

Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации. Строгой закономерности в возникновении запинок нет. Они могут быть в начале фразы, в середине, в конце, на согласных или на гласных звуках.

Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими плавное течение речи, не исчерпывается понятие «заикание». При заикании расстраиваются дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Речь заикающегося ребенка обычно сопровождается сопутствующими движениями (покачивание головой, туловищем и т. п.).

Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его личность (С.В. Леонова, 2004).

В настоящее время нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

Исследователи (М.Е. Хватцев, 1959; М. Зееман, 1962; В.А. Куршев, 1973; Л.И. Белякова, 1992; В.М. Шкловский, 1994; В.И. Селиверстов, 2001; Л.Я. Миссуловин, 2002 и др.) выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания и непосредственно вызывать его (Л.С. Волкова, 2003).

К предрасполагающим причинам относят:

1. Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет), так как формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

2. Состояние центральной нервной системы. Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сфеpax, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.

3. Наследственный фактор. Он обусловлен генетической передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности — повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т. е. передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений. При этом, по данным Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой (1998), у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикания детей выше: в этом случае появляется 36% заикающихся мальчиков, 17% — девочек. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%, причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%. По данным Л.Я. Миссуловина (2002), в случаях семейного заикания возможность возникновения этого нарушения у детей только по подражанию родителям мало реальна. Генетическая наследственность какой-либо патологии проявляется при наличии дополнительной вредности.

4. Функциональная ассиметрия мозга. В.А. Куршев (1973) указывает на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания. А по мнению М.Е. Хватцева (1959), при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи. Ослабление взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой.

5. Особенности протекания речевого онтогенеза. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций (от лат. Iterare — повторять). В этом возрасте (от 2 до 5 лет) дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова, которые не несут лексической и эмоциональной нагрузки — «а», «ну», «вот» и т. п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи, так как еще недостаточно оформленное речевое дыхание не соответствует психической возможности произнесения сложных фраз (М. Зееман, 1962; Л.И. Белякова, 1992; В.И. Селиверстов, 2001).

Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребенка. Дополнительная речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на итерациях могут провоцировать заикание (Л.И. Белякова, 1992).

6. Половой деморфизм. Л.М. Белякова и Е.А. Дьякова (1998) отмечают, что среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4. А Л.Я. Миссуловин (2002) в своей работе показал, что с возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1.

Кроме перечисленного, к врожденным предрасполагающим факторам В.М. Шкловский (1994) относит тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Ученый отмечает, что такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы.

Внешние предрасполагающие причины, по данным В.М. Шкловского (1994), порождаются окружающей средой, условиями жизни и воспитания ребенка. К ним автор относит нарушения режима сна и питания, недостаточную осведомленность родителей о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях. Сильные звуковые раздражители (телевизор, приемник, магнитофон, громкие окрики взрослых и т.п.), большое скопление людей, духота — все это отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Длительно психотравмирующие раздражители могут явиться причиной тяжелого невротического состояния, на фоне которого появляется заикание. Определенную роль среди внешних причин заикания играет подражание ребенка заикающимся взрослым или сверстникам.

В группе производящих причин В.И. Селиверстов (2001) выделяет анатомо-физиологические, психические и социальные.

1. Анатомо-физиологические причины: а) Физические заболевания с энцефалитическими последствиями и травмы (внутриутробные, природовые, с асфиксией, сотрясения мозга); б) Органические поражения мозга, при которых повреждаются подкорковые механизмы, регулирующие движения; в) Истощения и переутомления нервной системы в результате интоксикации и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, рахит, коклюш, болезни внутренней секреции и обмена); г) Болезни носа, глотки, гортани, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержки речевого развития.

2. Психические и социальные причины: а) Кратковременная и одномоментная психическая травма: испуг и страх; б) Длительно действующая психическая травма — неправильное воспитание в семье, избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание и воспитание «примерного» ребенка; в) Хронические конфликтные переживания, длительные эмоций в виде стойких психических напряжений или конфликтных ситуаций; г) Острая тяжелая психическая травма, сильные и внезапные потрясения, вызывающие аффектную реакцию: ужас, чрезмерную радость; д) Неправильное формирование речи в детстве; речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей, перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующие возрасту усложнения речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы), полиглоссия -одновременное овладение разными языками в раннем возрасте вызывает заикание на одном языке; подражание заиканию: пассивное — непроизвольное заикание, слыша речь заикающегося и активная – копирование речи заикающегося; переучивание леворукости: требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невропатического и психопатического состояния с заиканием; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика может быть толчком к заиканию.

Первичными являются физиологические особенности личности заикающегося, на их основе формируются психологические, которые усугубляют симптоматику заикания.

К неблагоприятным условиям, способствующим возникновению заикания В.И. Селиверстов (2001) относит также следующие факторы: физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; ускоренное развитие речи (3-4 года) возникает тогда, когда коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием взрослых; при этом у детей наблюдаются итерации — повторение слогов и слов, имеющие физиологический характер; скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованиями среды и степенью их осознания; недостаточное количество положительных эмоциональных контактов между взрослым и ребенком; недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляционных движений.

Следует заметить, что большинство исследователей в группе производящих причин относят психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми. Так, Б.Д. Карвасарский (1990) отмечает, что большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других — как этиологические условия. А чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания.

Хроническая психическая травма – это длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребенка в детском учреждении.

Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или страха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера (С.В. Леонова, 2004).

В целом при наличии каких-либо из перечисленных неблагоприятных условий достаточно чрезвычайного по своей силе раздражителя, и будет вызван нервный срыв, вызывающий заикание.

Таким образом, дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые подвержены бурным эмоциональным реакциям. Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до 6 лет), может вызывать появление заикания (Л.Я. Миссуловин, 1997).

В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические). К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности (Л.М. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; Л.Я. Миссуловин, 1997; В.И. Селиверстов, 2001).

Как отмечает Н.А. Власова (1956), основным внешним симптомом являются судороги в процессе речевого акта (0.2 -12.6 сек.). В тяжелых случаях судороги длятся до 90 сек. Они различаются по форме (тонические, клонические, смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) и по частоте. При тонических судорогах отмечаются короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус. При клонических судорогах — ритмическое, с менее резко выраженным напряжением, повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус. Так обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают судороги дыхательные, голосовые и артикуляционные.

М. Беккер, М. Совак (1981), обращают внимание на различные нарушения высшей нервной деятельности заикающихся, их физического здоровья, вегетативные нарушения: обидчивость, плаксивость, нарушения аппетита и сна, подверженность инфекционным и простудным заболеваниям, соматическая ослабленность и т. п. В процессе речевого высказывания у заикающихся резко усиливается потоотделение, краснеет или бледнеет кожа лица, учащается сердцебиение, то есть проявляются вегетативные реакции, которые наблюдаются и у нормально говорящих в состоянии сильного эмоционального напряжения.

Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь звуков или слов, которые наиболее трудны для произнесения заикающимся. Страх речи называется логофобией. Логофобия включает в себя навязчивые переживания, страх возникновения речевых судорог, боязнь речевого общения. (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева, 1978).

Под понятием фиксированности на дефекте подразумевается особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (страх, тревожность, боязливость и переживания). Вначале происходит непроизвольное эмоциональное реагирование на дефект, но постепенно формируется свое отношение к дефекту, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках), самостоятельной безуспешной борьбе с заиканием.

Г.А. Волкова (1976) выделяет несколько степеней болезненной фиксированности на дефекте: 1) нулевая степень: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта, либо не замечают его. Нет элементов стеснения, обидчивости за неправильную речь, попыток преодоления дефекта; 2) умеренная степень: старшие школьники, подростки переживают дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к уловкам и стараются меньше общаться. Знают о заикании, стараются его скрыть и замаскировать; 3) выраженная степень: переживание находит выражение в чувстве неполноценности. Дети концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, возникает мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Фиксированность на дефекте — один из основных факторов, усложняющих структуру дефекта и его коррекцию.

Осознание дефекта, неудачные попытки его преодоления порождают различные психологические особенности у заикающегося: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и т. д. Поэтому, в настоящее время для обоснованной психотерапевтической направленности коррекционной работы глубже изучаются индивидуальные психологические особенности заикающихся.

Исследования Г.А. Волковой (2003) взаимоотношений в семье заикающегося ребенка показали некоторые изменения в характере детей с появлением заикания: проявление агрессивности, использование некорректных слов, резкий отказ от речи, от игр. По мнению родителей у детей проявились упрямство, настойчивость в осуществлении их желаний, просьб, высказываемых в категоричной форме.

По данным Г.А. Волковой (2003), для заикающихся дошкольников показательны несформированность игровых умений и навыка коллективного общения, снижение активности, бедность игровых замыслов. Эти особенности обусловливают и недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.

При характеристике экспрессивной речи заикающихся детей В.И. Селиверстовым (2001) отражены следующие ее особенности: а) нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний или просто затрудненное начало фраз; б) речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия); в) ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи; г) недостатки произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.; д) в школьном возрасте недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр.

Начиная с середины 60-х годов утверждается взгляд на заикание как на нарушение коммуникативной функции речи (Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, А.В. Ястребова). Проявления заикания изучаются в тесной связи с особенностями коммуникативной ситуации и реакции на нее ребенка, которые определяют его речевое поведение.

Таким образом, заикание отражается на деятельности и поведении ребенка, отрицательно влияет на психическое развитие. Этот речевой дефект оказывает влияние на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению (Л.С. Волкова, 2003).

В целом, анализ литературы позволяет сделать следующие краткие выводы:

– Заикание — сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты. Одни трактуют его как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции), другие как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза, третьи как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности. При этом все подходы являются правомерными, так как в целом этиология заикания отличается совокупностью экзогенных и эндогенных факторов.

– Рассмотрев структуру дефекта можно отметить, что первичными при заикании являются физиологические особенности личности заикающегося, и так как заикание характеризуется сложной, полиморфной симптоматикой в подавляющем большинстве случаев оно является причиной вторичных психологических и логоневротических наслоений, которые усугубляют симптоматику заикания. Кроме специфического речевого дефекта, для заикающихся детей характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Исследователи отмечают у этих детей отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, чрезвычайно неустойчивое внимание, трудность сосредоточивания и удержания внимания на чисто словесном материале вне наглядной ситуации, замедленное включение в деятельность, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии наглядно-образного мышления. Поэтому работа по коррекции заикания у детей должна строиться с учетом особенностей их внимания, памяти, мышления и восприятия. Только учет всего многообразия и взаимосвязи речевой и неречевой симптоматики у заикающихся дает возможность осуществлять целенаправленный подход к отбору не менее многообразных методов и приёмов терапии указанного дефекта речи.

1. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. — 1978. — №1. — С.25-30.

2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М.: Медицина, 1981. – С.273-275.

3. Волкова Г.А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1976. — №1. — С.24-26.

4. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики / Под ред. Беляковой Л.И. — М. — 1992. — С.3-20.

5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. — М.: В. Секачев, 1998. — 304с.

6. Власова Н.А. Лечение заикания у детей дошкольного возраста. — М.: Знание, 1956. — 32с.

7. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. Учебное пособие. — М.: Владос, 2003. — 431с.

8. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. Пер. с чеш. Е.О. Соколовой / Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского. — М.: Медгиз, 1962. — 299с.

9. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1990. — 572с.

10. Куршев В.А. Заикание. — М.: Просвещение, 1973. — 159с.

11. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. — М.: Владос, 2004. — 128с.

12. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. — СПб.: ООО СЛП, 1997. — 144с.

13. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. — СПб.: Союз, 2002. — 320с.

14. Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М.: Владос, 2001. — 208с.

15. Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959. — С.237-249.

16. Шкловский В.М. Заикание (клинико-психологический и экспериментально-психологические аспекты). — М., 1994. — 248с.

superinf.ru

Волкова Л.С. (ред.) Методическое наследие. Книга 2. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия

В пособии представлены извлечения из работ известных отечественных и зарубежных авторов, касающиеся преимущественно методических подходов к преодолению заикания и расстройств темпа и ритма речи несудорожного характера, а также вопросов организации логопедической помощи заикающимся.

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

И А. Сикорский Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей

Д.Г. НеткачевЗаикание. Новый психологический способ лечения

И.И. Тартаковский Психология заикания и коллективная психотерапия

М.Е. Хватцев Комплексный метод преодоления заикания и особенности его применения для детей дошкольного возраста. Ускоренная речь. Замедленная речь

М. Зееман Дети с ускоренной речью (тахилалия)

В.И. СеливерстовОпыт организации летнего логопедического лагеря-санатория для заикающихся детей и подростков. Методическое письмо

Н.П. Тяпугин Лечение детей в преддошкольном, дошкольном и школьном возрасте

НА. Чевелева Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности

В.И. Селиверстов Принцип последовательности и систематичности в логопедических занятиях с заикающимися школьниками

И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева и др. Речевые правила для заикающихся

В.С. Кочергина Расстройства темпа, ритма и плавности речи

С.М. Любинская Техника обучения методу аутогенной тренировки

С.И. Павлова О психологических особенностях заикающихся детей и подростков

В А. Ковшиков Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах

А.В. ЯстребоваОрганизация, содержание и принципы коррекционного обучения заикающихся учащихся младших классов

НА. Власова Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов

ГА. Волкова Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников

Л.З.Арутюнян (Андронова)Коррекция личности и нормализация функционального состояния в процессе работы над речью

В.И. СеливерстовСовременный комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению заикания

В.М. Шкловский Групповая психотерапия в процессе преодоления заикания

Л.Я. Миссуловин Психотерапия в устранении заикания. Аппарат АИР. Заикание у умственно отсталых детей

М.Е. Хватцев Заикание — недуг устранимый

www.twirpx.com

Хрестоматия по логопедии — Волкова Л.С. — Учебное пособие

Естественно, что даже в самом объемном пособии трудно представить все авторские работы, которые бы отражали сведения о той или иной научной проблеме или дисциплине от ее истоков до состояния ее развития в настоящее время. Особенно это относится к логопедии, в которой чрезвычайно велик объем накопленных знаний по разным видам речевой патологии. Накоплен многочисленный авторский опыт по изучению, предупреждению, лечению речевых нарушений и по коррекционному воспитанию и обучению детей, подростков и взрослых с различными расстройствами речи. По этим вопросам проведено множество исследований и создано такое же множество авторских работ.

Возможно в дальнейшем возникнет необходимость создания «Хрестоматии по логопедии» в виде отдельных персоналий, связанных с обобщением опыта и роли отдельных личностей в истории логопедии, или в виде развития отдельных проблем логопедии или отдельно взятых видов речевой патологии. И некоторые такие попытки уже делаются. Тем более, что любое научное исследование не обходится без анализа литературных источников по теме исследования, без описания истории развития той или иной частной научной проблемы.

«Хрестоматия по логопедии» (извлечения и тексты) издается в 2-х томах и содержит следующие тематические разделы:

II том: 6. Алалии. 7 Афазии. 8. Нарушения письменной речи. 9. Предпосылки и истоки развития логопедии.

Таким образом, совокупность программы, учебника, практикума и хрестоматии по логопедии по сути составляет концептуально единый и систематизированный блок-сплав необходимых учебно-методических пособий, оптимально обеспечивающих учебный процесс в вузе по данной дисциплине.

Логичным и потому правомерным оказалось то, что блок названных учебных пособий по логопедии был подготовлен по инициативе и на базе двух старейших и ведущих в нашей стране педагогических вузов: Российского (Санкт-Петербургского) государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина; при участии сотрудников Института коррекционной педагогики РАО и Московского государственного открытого педагогического университета.

Куссмауль А. Косноязычие и лепетание (1879)

Хватцев Д.Е. Общее учение о косноязычии (1959)

Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии (1963)

Дифференциация дислалии (1967)

Приемы исправления недостатков произношения фонем (1968)

Чиркина Г. В. Основы коррекционного обучения (1969)

Токарева О. А. Функциональные дислалии (1969)

Волкова Л. С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе (1969)

Правдина О. В. Дислалия (1973)

Ястребова А. В. Особенности устной речи учащихся I класса (1984)

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей (1985)

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Дислалия у детей (1987)

Гриншпун Б. М. Дислалия (1989)

Дубов М. Д. Клиническая картина при расщелинах нёба

Организация лечебной и профилактической помощи при расщелинах нёба (1960)

Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ринолалии в до-речевом периоде (1963)

Ипполитова А. Г. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии (1983)

Ермакова И. И. Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция

Ермакова И. И. Особенности постановки звуков при ринолалии (1984)

Куссмауль А. О дизартрии (1879)

Хватцев М. Е. Классификация косноязычия (1959)

Семенова К. А. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами (1968)

Семенова К. А., Мастюкова Е. М. Смуглин М. Я. Дизартрии (1972)

Правдина О. В. Дизартрия (1973)

Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики (1974)

Мартынова Р И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией (1975)

Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом (1977)

Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Дизартрия (1977)

Ипполитова М. В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом (1989)

Архипова Е. Ф. Четыре уровня доречевого развития детей с детским церебральным параличом. (1989)

Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии (1989)

Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии

Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии (1994)

Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстройствах голоса (1955)

Хватцев М. Е. Недостатки голоса (1958)

Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств (1960)

Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса (1960)

Таптапова С. Л. Образование звучной речи у лиц с экстирпи-рованной гортанью (1960)

Правдина О. В. Патология голоса (1963)

Рябченко А. Т. Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса (1967)

Алмазова Е. С. Методика восстановления и развития голоса у детей (1973)

Лагузен Хр. Способ излечения заикания (1838)

Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия (1901)

Неткачев Г. Д Заикание (1909)

Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания (1913)

Шуберт М. Е. К психопатологии, клинике и лечению заикания (1928)

Фрешелъс Э. Заикание. Ассоциативная афазия (1931)

Гиляровский В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечения (1932)

Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия (1934)

Флоренская Ю. А., АвербухИ. С, Архипова О. Г. Повторные больные и трудные случаи заикания (1936)

Власова Н. А., Герценштейн Э. Н. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста (1939)

Самойленко Н. С, Гринер В. А. Логопедическая ритмика (1941)

Жинкин Н. И. Заикание (1958)

Кочергина В. С. Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста (1958)

Хватцев М. Е. Заикание (1959) Зееман М. Заикающиеся дети (1962)

Досужков Ф. Н. Невроз болезненной застенчивости (скоптофобия) (1963)

Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей (1969)

Селиверстов В. И. Логопедические занятия и игры с заикающимися детьми (1972)

Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (1974)

Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах (1976)

Асатиани Н. М. Заикание у взрослых (1983)

Власова Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов (1983)

Волкова Г Л. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников (1983)

Кузьмин Ю. И. Темп речи и заикание (1983)

Селиверстов В. И. О психологической модели феномена фикси-рованности заикающихся на своем дефекте (1989)

Волкова Г. Л. Заикание и дизонтогенез (1994)

Трауготт Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами (1940)

Левина Р. Е. Изучение неговорящих детей (алаликов) (1951)

Голубева Л. П. Развитие речи неговорящих детей (1951)

Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией (1961)

Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (1961)

Чудинова Л. М. Приемы активизации речи у алаликов (1961)

Орфинская В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии (1963)

Горюнова Т. П. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи (1969)

Жинкин Н. И. Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями (1969)

ГриншпунБ. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов (1975)

Бадаева В. И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи (1975)

Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей-алаликов (1977)

Кожевников А. Афазия и центральный орган речи (1874)

Куссмауль А. [Об афазии] (1879)

Идельсон Г. В. Современное состояние учения об афазии (1896, 1897)

Ларионов В. Е. Обзор работ по афазии (1898) Аствацатуров М. И. Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции (1908)

Кроль М. Б. К клинике и топической диагностике афазических и апраксических расстройств (1911)

Давиденков С. Н. Симптоматология расстройств экспрессивной речи (1915)

Хэд Г. Афазия и сходные расстройства речи (1926)

Лурия Л. Р. Травматическая афазия (1947)

Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии (1960)

Лурия А. Р. Проблема локализации функций в коре головного мозга (1962)

Лурия А. Р. Нарушение высших корковых функций при поражении лобных отделов мозга (1962)

Пенфильд В., Роберте Л. Афазии. Типы афазии (1964)

Якобсон Р. Лингвистические типы афазии (1966)

Бейн Э. С, Овчарова П. А. Методические основы восстановительной терапии речи при афазии (1970)

Якобсон Р. Афазия как лингвистическая проблема (1971)

Винарская Е. Н. Значение нейролингвистического исследования актов речевого общения (1971)

Оппелъ В. В. Первоначальное расстормаживание речи в свежих случаях афазии (1972)

Шохор-Троцкая М. К. Методики раннего этапа восстановления речи у больных с афазией (1972)

Трауготт Н. Н., Кайданова С. И. Нарушение слуха при сензорной алалии и афазии (1975)

Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии (1975)

Глозман Ж. М. К вопросу о структуре экспрессивного аграмматизма при разных формах афазии (1975)

Критчли М. Афазиология (1974)

Глезерман Т. Б., Визель Т Г. Нейролингвистическая классификация афазий (1986)

Цветкова Л. С. Принципы и методы восстановительного обучения при афазии (1988)

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Мнухин С. С. О врожденной алексии и аграфии (1934)

Егоров Т. Г. Психологическая классификация ошибок чтения (1953)

Хватцев М. Е. Алексия и дислексия Аграфия и дисграфия Аграмматизм (1959)

Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом (1961)

Орфинская В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов (1963)

Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма (1965)

Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения (1965)

Колповская И. К., Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения (1968)

Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дис-графий) (1969)

Соботович Е. Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов (1979)

Лалаева Р. И. Терминология, определение и распространенность нарушений чтения у детей (1983)

Лалаева Р. И. Дисграфия (1989)

ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОКИ РАЗВИТИЯ ЛОГОПЕДИИ

Сикорский И. А. Древнейшие медицинские писатели о болезнях речи (1889)

Селиверстов В. И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. (1983)

Селиверстов В. Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. (1984)

Хватцев М. Е. Организация массовой логопедической помощи населению в СССР (1959)

АзбукинД. И. Исторический очерк подготовки педагогов-дефек-тологов (1950)

Азбукин Д. И. Значение медицинских курсов в профессиональной подготовке студентов-дефектологов (19.50)

Pay Ф. А. Профиль подготовки специалиста-логопеда (1950)

Лапшин В. А. 70 лет высшего дефектологического образования в СССР и современные проблемы подготовки специалистов (1990)

Феоктистова В. А. История и перспективы развития дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена (1990)

Волкова Л. С. Кафедра логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего (1990)

Селиверстов В. И. Кафедра дошкольной дефектологии (специальной педагогики и психологии) МПГУ им. В. И. Ленина (1994)

Ковшиков В.А., Никитина М.И., Волкова Л.С. и др. Факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (1994)

www.booksmed.com