Где учатся дети с умственной отсталостью

Обучение детей с умственной отсталостью

Обучение детей с умственной отсталостью

Как проводится обучение детей с умственной отсталостью? На что могут рассчитывать родители? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал как все .

Умственная отсталость не лечится. Врач может назначить стимулирующую терапию, если нет каких-либо противопоказаний, но ее эффект может осуществиться в пределах биологических возможностей организма конкретного ребенка. Таким образом, прогноз развития и социальной адаптации умственно отсталых детей в большой степени зависит от системы воспитания и обучения.

В зависимости от степени умственной отсталости можно добиться больших или меньших результатов. Следует знать, что дети с имбецильностью и идиотией (средняя и тяжелая формы умственной отсталости) являются инвалидами детства, получают пенсии и либо имеют опекуна, либо могут быть помещены в специальные учреждения социального обеспечения.

В работе с детьми этого контингента патопсихологи, кроме диагностической работы, проводят большую консультативную и психотерапевтическую работу с семьями этих детей. Не все родители могут самостоятельно справиться с таким горем, кроме того, в этих семьях часто растут и интеллектуально полноценные дети. Они также нуждаются в психологической поддержке.

Дети с дебильностью (легкая степень умственной отсталости) имеют другие проблемы.

В разных странах по-разному подходят к вопросу, где и как обучать умственно отсталых детей. Предлагается обучать их либо в общем потоке детей, либо дифференцированно в специальных школах. В России до недавнего времени дети с диагнозом дебильность обучались во вспомогательной школе. В последнее время решение медико-педагогической комиссии часто игнорируется родителями.

Умственно отсталый ребенок поступает в коррекционную школу (современное название вспомогательных школ) только при согласии родителей, но многие родители ищут обходных путей. Так как в большинстве массовых школ в настоящее время работают классы коррекции, выравнивания и т. д. то детей с дебильностью можно встретить и там. В некоторых частных школах также учатся умственно отсталые дети.

Огромной проблемой является адекватное воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости, которое определяет будущую социальную и трудовую адаптацию. Дело в том, что при хорошей адаптации, повзрослев, они растворяются в жизни. Работают (как правило, на простой работе), заводят семью, детей, являются полноправными членами общества. Патопсихологи могут принести большую пользу, осуществляя регулярное консультирование умственно отсталых детей и их родителей.

Следует отметить, что олигофрения и умственная отсталость — в принципе одно и то же, однако принято говорить об олигофрении только в том случае, когда ее причина точно установлена. В тех же случаях, когда причина точно неизвестна, более употребим термин умственная отсталость .

По материалам статьи Умственная отсталость .

Проблемы обучения детей с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности Психология

  • ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ,
  • ИНВАЛИДЫ ,
  • ПРОЕКТ ,
  • EDUCATION ,
  • COMPLEX REHABILITATION ,
  • HANDICAPPED PEOPLE ,
  • PROJECT
  • научной статьи по психологии, автор научной работы — Попов Геннадий Николаевич

    Наиболее многочисленной категорией аномальных детей являются умственно отсталые дети, подавляющие их большинство страдают олигофренией. Дети-олигофрены отличаются стойкими нарушениями психической деятельности, как в познавательной, так и в эмоциональной сферах. Большое значение для их развития имеют не только биологические, но и социальные факторы, поэтому при создании благоприятных психолого-педагогических условий обучения, прогноз достаточно оптимистичен.The largest number of anomalous children are mental handicapped chidren, most of them suffer from oligophrenia. Oligophrenic children have steady disturbances in mental activity, in both cognitive and emotional spheres. Not only biological, but also social factors play a great role in the development of such children, that is why the prognosis is quite optimistic if favorable psychological condition are created.

    Научная статья по специальности Социальная психология из научного журнала Вестник Томского государственного педагогического университета , Попов Геннадий Николаевич

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью // Вестник ТГПУ. 2008. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 17.09).

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью Вестник Томского государственного педагогического университета (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 17.09).

    Попов Геннадий Николаевич (2008). Проблемы обучения детей с умственной отсталостью. Вестник Томского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 17.09).

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью // Вестник ТГПУ. 2008. №3 С.63-66.

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью Вестник Томского государственного педагогического университета (2008).

    Попов Геннадий Николаевич (2008). Проблемы обучения детей с умственной отсталостью. Вестник Томского государственного педагогического университета

    Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге

    Получат ли образование дети с умственной отсталостью?

    Образование – законное право каждого ребенка. Но чтобы это право реализовать, порой нужна особая поддержка и внимание. В частности, это касается детей с отклонениями в умственном развитии. Обучение таких ребят должно протекать в специальных условиях, которых в городе фактически нет.

    Светлана Агапитова продолжительное время занимается решением этой проблемы.

    В июне 2010 вскрылась большая проблема с лицензией на образовательную деятельность в ДДИ №4, когда выпускники интерната могли остаться без аттестата, поскольку дом-интернат не имеет лицензии на образовательную деятельность. Благодаря вмешательству Уполномоченного ребята всё-таки получили документы об окончании школы.

    В декабре 2010 года после «Павловского скандала» всплыли новые вопросы по воспитательной и образовательной деятельности ДДИ. Чтобы продумать пути их решения, была создана комиссия из представителей профильных комитетов и государственных структур.

    О том, как продвигается работа, специалисты рассказали на межведомственном совещании в Комитете по социальной политике. Информационным поводом стало обращение директора СПб БОО Перспективы Марии Островской к Губернатору Санкт-Петербурга.

    Мария Островская сообщает о нарушениях прав юных горожан, проживающих

    в домах-интернатах для детей с отклонениями в умственном развитии,

    на образование, гарантированное им статьей 43 Конституции РФ, а именно:

    — из 420 детей ДДИ № 4 в школу зачислены только 108 человек;

    -обучение 108 детей организовано в помещении интерната, в условиях перенаселенности учреждения;

    — отсутствуют специальные образовательные программы;

    — нет подготовленных педагогических кадров;

    — отсутствие согласованности между ведомствами в этом вопросе;

    — отказ от привлечения к процессу решения данных вопросов представителей общественных организаций.

    Все эти факты действительно имели место быть. Но, по сведениям представителей профильных комитетов, за последнее время ситуация значительно улучшилась.

    В специальные (коррекционные) образовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья направляют по согласию родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ст.50 Закона РФ «Об образовании»). В настоящее время обучением детей с умственной отсталостью занимаются 60 преподавателей коррекционных школ, в том числе специалисты из домов-интернатов, принятые в штат образовательных учреждений.

    Педагогам, работающим с детьми-инвалидами, требуется специальная подготовка. В этом учебном году на базе СПб АППО ее прошли 32 сотрудника школ. Все они имеют высшее педагогическое образование и квалификационную категорию.

    В конце прошлого года Комитет по образованию издал распоряжения, на основании которых открыты 30 специальных (коррекционных) классов на базе общеобразовательных школ.

    В 2010-2011 учебном году в 4 коррекционные школы Санкт-Петербурга было зачислено 239 детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах. Из них 213 переведено в следующий класс, 26 — окончили школу и получили свидетельства об основном общем образовании.

    На 2011-2012 учебный год в образовательные учреждения в соответствии

    с заявлениями законных представителей детей-инвалидов и заключениями ЦМПМПК зачислены 253 ребенка-воспитанника ДДИ, из них 180 – в условиях классно-урочной системы и 73 – в соответствии с медицинскими показаниями,

    в форме индивидуального обучения по месту их нахождения в учреждении.

    По состоянию на 09.11 в школы зачислены 275 человек, в декабре будут зачислены еще 240 детей. Таким образом, все дети, воспитанники ДДИ школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будут учиться в школе.

    С января 2012 года начнется обследование на ЦПМПК детей-инвалидов

    с глубокой умственной отсталостью.

    Огромным рывком вперед стало внедрение новых учебных программ. Разработана и рекомендована к использованию программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Боряевой и Н.Н. Яковлевой.

    Проблема образования детей-инвалидов поднималась за это время неоднократно:

    20.05 года на заседании Координационного совета по охране жизни и здоровья детей в ОУ Санкт-Петербурга обсуждались итоги организации обучения детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах.

    23.06 состоялось заседание Координационного совета по делам инвалидов при Губернаторе Санкт-Петербурга, где обсуждалась тема организации учебного процесса детей-инвалидов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в том числе по развитию дистанционной формы обучения.

    14.07 года в Комитете по социальной политике проведено расширенное межведомственное совещание с Уполномоченным по правам ребенка, представителями Комитета по образованию, Комитета по здравоохранению, Комитета по транспорту, Федерального бюро медико-социальной экспертизы по вопросам, относящимся к проблеме организации учебного и образовательного процесса детей-инвалидов и т.д.

    15.11 года состоялось выездное совещание в администрации Пушкинского района. Рассматривался вопрос об организации обучения детей ДДИ № 4 и ДДИ № 5 в школах Пушкинского р-на.

    Дети ДДИ № 5 посещают школу-интернат № 16 (в школе нет даже пандусов, так как отсутствует техническая возможность это сделать).

    Дети ДДИ № 4 зачислены в специальную (коррекционную) школу № 565 Кировского района. Было решено попробовать 13 детей ежедневно возить

    в школу на микроавтобусе (2,5 часа в дороге утром и 2,5 часа вечером). Это решение оказалось неразумным в связи с тем, что дети не выдерживают столь длительное пребывание в транспорте, им приходится оказывать первую медицинскую помощь.

    На выездном совещании было принято решение об открытии коррекционных классов в общеобразовательных школах № 464, №68 и в Лесном поселке, где есть свободные помещения.

    В качестве резолюции к данному совещанию было принято решение:

    — провести мониторинг детей-инвалидов школьного возраста в Санкт-Петербурге, получающих и неполучающих образование;

    — направить инициативные письма о необходимости разработать образовательную программу для детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью;

    — организовать ведение электронной системы учета детей-инвалидов школьного возраста;

    — провести мониторинг потребности в помещениях для организации образовательной деятельности детей-инвалидов, воспитанников каждого ДДИ,

    по надомной форме обучения и классно-урочной;

    — рассчитать количество штатных единиц педагогов, которое понадобится обучить (повысить квалификацию);

    — определить перечень образовательных учреждений, готовых взять на обучение данную категорию детей по классно-урочной системе, создать в них необходимые условия;

    — инициировать Координационное совещание у Вице-губернаторов

    по рассмотрению вопроса строительства в Петродворце и Павловске специальных (коррекционных) школ.

    Кроме того, было принято решение включить БОО «Перспективы» в состав межведомственных рабочих групп, разрабатывающих проекты решений по организации образовательного процесса для данной категории детей. Чтобы общественные организации, активно участвующие в жизни ДДИ, были в курсе всех событий и владели актуальной информацией.

    uspeshnyjmalysh.ru

    Умственная отсталость — это. Степени и формы умственной отсталости. Дети с умственной отсталостью

    О чем вы думаете, когда слышите такое словосочетание, как «умственная отсталость»? Это, наверняка, сопровождается не самыми приятными ассоциациями. Знания многих людей о таком состоянии в основном базируются на телепередачах и фильмах, где ради зрелищности часто искажаются реальные факты. Легкая умственная отсталость, например, не является той патологией, при которой человека следует изолировать от общества. Следовательно, мы часто встречаем таких людей, но провести грань простому обывателю между здоровой личностью и умственно отсталой очень непросто.

    Как говорят доктора, умственная отсталость – это недуг, главным признаком которого является либо приобретенное (малышом до 3 лет), либо врожденное снижение интеллекта. При этом практически отсутствует способность абстрактно мыслить. А вот эмоциональная сфера при данном заболевании не страдает: пациенты могут чувствовать неприязнь и симпатию, веселье и печаль, горе и радость. Однако лица с умственной отсталостью испытывают не такие многогранные и сложные чувства и эмоции, как здоровые люди. Следует отметить также тот факт, что данный недуг не способен прогрессировать. Умственная отсталость – это стабильный уровень недоразвитого интеллекта. Хотя отмечались даже случаи его повышения со временем вследствие воздействия обучения, социума, воспитания.

    Причины умственной отсталости

    Интеллект человека определяется как средовыми, так и генетическими факторами. Те дети, у родителей которых диагностирована умственная отсталость, — это уже группа риска. Они более подвержены развитию психических нарушений, хотя именно генетическая передача как таковая встречается крайне редко. Несмотря на становление генетики и определенные успехи в этой области, причины 70-80% случаев заболеваний так и не удается установить. Чаще всего их выявляют в особо тяжелых случаях. Но все же предлагаем разобраться в самых распространенных факторах, которые провоцируют возникновение такого состояния.

    Пренатальные причины

    Причиной рассматриваемого состояния часто выступают хромосомные аномалии, генетические, нервные болезни. Умственную отсталость также вызывают врожденные недуги, вызванные цитомегаловирусом, вирусом краснухи, ВИЧ. Употребление родителями наркотиков, алкоголя, воздействие на плод токсинов приводят к тому, что рождаются дети с умственной отсталостью. Воздействие радиации, метилртути, свинца, химиотерапевтических препаратов также порой приводит к таким последствиям.

    Интранатальные причины

    Осложнения, которые связаны с незрелостью, недоношенностью, а также кровоизлияния в ЦНС, роды с наложением щипцов, ягодичное предлежание, многоплодная беременность, интранатальная асфиксия увеличивают риск появления умственной отсталости. Но здесь очень многое будет зависеть от ухода за малышом в первые месяцы после его появления на свет.

    Постнатальные причины

    Недостаточность эмоциональной, физической, когнитивной поддержки, которая необходима для развития, роста, социальной адаптации, плохое питание в первые годы жизни – самые распространенные причины умственной отсталости во всем мире. Недуг может быть следствием бактериальных, вирусных энцефалитов, менингитов, гипотрофии, отравлений, травм головы и проч.

    Степени умственной отсталости

    Этот недуг, как и любой другой, имеет разные критерии, благодаря которым он подразделяется на степени, формы и т.д. Классификация данного заболевания обуславливается формами его проявления и степенью течения. Выделяют следующие степени умственной отсталости:

  • легкую, когда уровень IQ варьируется пределах 50-69 баллов;
  • среднюю, когда показатели колеблются от 20 до 49 баллов;
  • тяжелую, при которой IQ меньше 20 баллов.
  • Как определяется этот показатель? Больному предлагают пройти тестовое задание, по результатам которого можно судить о наличии той или иной степени недуга. Хотя, следует признать, что деление это является весьма условным. Классификация должна учитывать не только степень снижения интеллектуальных способностей, но и уровень ухода, помощи, который требуется человеку. Не следует сбрасывать со счетов и ограничение способности к коммуникации, самообслуживанию, самостоятельности, применению общественных ресурсов и т.д.

    Что говорит статистика?

    Очень интересным является тот факт, что более 3% населения во всем мире живет с уровнем IQ менее 70, но тяжелая умственная отсталость наблюдается только у 1%. Это говорит о том, что при диагностике во внимание принимается очень много дополнительных факторов. Глубокая умственная отсталость отмечается у детей вне зависимости от принадлежности их семьи к определенному социальному слою, от образования родителей и родственников. И вот еще один интересный факт. Так, как ни странно, умеренная умственная отсталость, при которой больному требуется непостоянная определенная помощь, чаще наблюдается у детей из семей с низким социально-экономическим статусом.

    Как уже было сказано выше, главный признак заболевания заключается в снижении интеллекта. Однако все симптомы целесообразно рассматривать в зависимости от степени недуга. Рассмотрим их.

    1. Легкая степень (или дебильность). В этом случае по внешнему виду простой обыватель никогда не сможет отличить человека с отсталостью умственного развития от здорового. Как правило, таким людям тяжело учиться из-за того, что их способность концентрировать внимание сильно снижена. Зато память у них очень хорошая. Часто пациенты с данной степенью недуга имеют отклонения в поведении. Например, дети с умственной отсталостью зависят от воспитателей и родителей, их сильно пугает изменение обстановки. Такие пациенты либо замыкаются в себе (отсюда сложности в общении), либо, наоборот, пытаются привлечь внимание к своей персоне всевозможными яркими поступками, как правило, нелепыми, даже антисоциальными. Им очень легко что-либо внушить. Потому такие больные привлекают к себе представителей криминального мира, сами нередко становятся жертвами мошенников. Характерный признак легкой степени отсталости заключается в том, что пациенты прекрасно знают о своем недомогании, но всячески скрывают это от других людей.
    2. Средняя степень (имбецильность). Такие люди способны различать наказание и похвалу, испытывать радость, сопереживать, они легко обучаемы навыкам самообслуживания, порой даже письму, чтению, элементарному счету, но вот проживать самостоятельно они не могут. За ними нужен постоянный уход и контроль.
    3. Тяжелая степень (идиотия). У таких людей отсутствует речь, они необучаемы, их движения нецеленаправленны и неуклюжи. Эмоции ограничиваются элементарными проявлениями неудовольствия или радости. Пациенты с идиотией нуждаются в постоянном присмотре, потому должны содержаться в соответствующих заведениях.

    Еще немного о симптомах

    Первые проявления недуга включают незрелое поведение, задержку в интеллектуальном развитии, недостаточные навыки самообслуживания. Развитие детей с умственной отсталостью порой идет как положено вплоть до школьных лет. Симптомы не распознаются в том случае, если имеет место легкая степень недуга. А вот две другие степени диагностируют, как правило, очень рано, особенно если они сочетаются с пороками развития, физическими аномалиями. В таком случае недуг будет просто диагностировать уже к дошкольному возрасту.

    Вместе с тем у некоторых детей попутно отмечают наличие церебрального паралича, двигательных нарушений, потерю слуха, задержку развития речи и другие отклонения в развитии. Со временем характеристика умственной отсталости «обрастает» новыми симптомами. Дети становятся склонны к тревожности, депрессии, особенно в том случае, если их отвергают или рассматривают как ущербных.

    Если в детских садах у малышей с данным недугом наблюдается сложность с адаптацией, трудности с соблюдением режима дня, а элементарные задания кажутся им невыполнимыми, то школьники с умственной отсталостью должны насторожить родителей крайне высокой степенью неусидчивости и невнимательности. Дополнительными причинами для беспокойства пап и мам должны стать быстрая утомляемость, плохое поведение и крайне низкие оценки их чад.

    Формы умственной отсталости

    Вот мы с вами подошли к еще одной классификации. В соответствии с международной классификацией недугов, принято выделять следующие формы умственной отсталости:

    • Олигофрения неосложненная. При данной форме основные нервные процессы ребенка характеризуются уравновешенностью. Нарушения в познавательной деятельности не сопровождаются особо грубыми отклонениями. Эмоциональная сфера сохранна, ребенок может действовать целенаправленно, однако только в том случае, если ему все предельно понятно. Когда ситуация или обстановка не является для него новой, то все будет в норме, никаких отклонений вы не увидите.
    • Олигофрения с нейродинамическими нарушениями. Данная форма характеризуется неустойчивостью волевой, эмоциональной сферы по типу заторможенности или возбудимости. Нарушения, присущие ребенку, четко проявляются в снижении работоспособности, в изменениях поведения.
    • Умственная отсталость с отклонениями функции анализаторов. У олигофренов при данной форме недуга диффузное поражение коры совмещается с более сильными нарушениями той или иной мозговой системы. У детей дополнительно отмечаются локальные дефекты речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
    • Олигофрения с психопатоподобным поведением. Это умственная отсталость, развитие при которой отстает из-за нарушений в эмоционально-волевой сфере. Прежде всего у таких пациентов отмечают снижение критичности по отношению к себе, недоразвитие многих личностных компонентов, расторможенность влечений. У ребенка присутствует склонность к неоправданным аффектам.
    • Олигофрения с четко выраженной лобной недостаточностью. При такой форме умственной отсталости дети безынициативны, вялы, беспомощны. Речь их многословна, носит подражательный характер, но она совершенно не имеет содержания. Дети не способны психически напрягаться, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию.

    Обследование при недуге

    Как мы уже говорили, в большинстве случаев умственная отсталость проявляется еще в раннем возрасте. А если недуг обусловлен генетическими причинами, например, болезнью Дауна, то отклонение можно диагностировать еще в период беременности. Для этих целей в женских консультациях сегодня всем дамам предлагают пройти скрининговое обследование на самых ранних сроках беременности, чтобы при наличии такой патологии была возможность принять правильное решение – сделать аборт или сохранить ребенка. Также данная процедура незаменима в тех случаях, когда у родителей будущего малыша или родственников имеются заболевания или состояния, способные спровоцировать возникновение умственной отсталости.

    Некоторые из форм олигофрении возникают вследствие того, что определенная ферментная система у малыша недоразвита. Самый распространенный недуг из этой группы – фенилкетонурия. Сразу же после рождения малыши с данным диагнозом ничем не отличаются от здоровых, но уже на протяжении первых месяцев жизни они становятся вялыми, у них отмечается частая рвота, есть высыпания на коже, потливость повышена, причем она имеет специфический запах. Если начать лечение сразу же, пока малышу не исполнилось 2-3 месяца, то можно сохранить интеллект. Именно поэтому никогда не игнорируйте ранние обследования детей у педиатров.

    Если у доктора возникнут какие-то сомнения, он назначит консультацию врача-невролога, анализы мочи и крови, энцефалограмму. При обследовании детей постарше обязательна консультация психолога или психиатра.

    Если лечение начато своевременно, то, как правило, удается достичь того, чтобы ребенок легко адаптировался к самостоятельной жизни. А вот в том случае, когда родители и другие родственники малыша решают, что легко смогут обойтись без докторов, практикую самолечение, то печальные последствия неминуемы. Также не забывайте о том, что под маской олигофрении могут скрываться и другие недуги – эпилепсия, многочисленные психические заболевания, гипотиреоз.

    Дети с олигофренией — что делать?

    Родителям ни в коем случае не следует паниковать. Помните, что умственная отсталость – не психический недуг, а своеобразное состояние, когда интеллектуальное развитие ограничено в силу тех или иных причин.

    Обучение детей с умственной отсталостью возможно, как и их развитие, но ровно настолько, насколько им позволяют это сделать биологические возможности. Данное состояние полностью никогда не излечится. Конечно, доктор назначит соответствующую терапию, но ее эффект не будет поразительным. Хотя в зависимости от степени олигофрении существует возможность добиться определенных результатов путем воспитания и обучения. Следует понимать, что малыши с идиотией и имбецильностью – это инвалиды детства, они даже получают пенсии. Особенности детей с умственной отсталостью этих форм таковы, что им нужен либо заботливый опекун, либо же помощь специалистов из соответствующего медицинского учреждения, куда их могут определить. Там с ними проводят терапевтическую, коррекционную, психологическую работу. Детям с легкой степенью олигофрении не так сложно. Даже не смотря на то, что им не удается учиться по общепринятой программе, и необходим перевод во вспомогательную школу. Однако в воспитании таких детей имеется много трудностей, ведь адекватная коррекция определяет будущую трудовую и социальную адаптацию. При правильном подходе они, повзрослев, просто «растворяются» в жизни – работают, заводят семьи, прекрасно себя чувствуют в социуме.

    Сегодня существует огромное количество средств, предназначенных для лечения этого состояния, однако подбирать их должен только доктор с учетом всех особенностей болезни. В зависимости от причины, которая вызвала недуг, это могут быть гормоны или препараты йода (если олигофрения является следствием нарушений работы щитовидной железы). При фенилкетонурии будет достаточно особого режима питания, который назначит доктор.

    Чтобы скорректировать умственную отсталость, часто врачи назначают ноотропы (средства «Пирацетам», «Энцефабол», «Аминалон» и прочие). Их применяют для того, чтобы улучшить обменные процессы непосредственно в мозговой ткани. Для этих же целей назначают аминокислоты, витамины группы В. Конечно, их можно приобрести и без рецепта, но целесообразность использования может определить только доктор.

    Если у пациентов с описываемым диагнозом присутствуют нарушения в поведении, психиатр подбирает препараты из группы транквилизаторов или нейролептиков. Залог успешной коррекции – это комплексный подход, то есть применение медицинских препаратов должно сочетаться с занятиями с логопедами, психологами, личностным подходом в воспитании.

    В народной медицине популярны лекарственные растения, которые оказывают активизирующее воздействие на нервную систему. К ним относятся лимонник китайский, женьшень, алоэ. Однако помните, что некоторые стимулирующие средства при данном недуге могут спровоцировать нарушения поведения, психозы. Поэтому перед их применением необходима консультация доктора.

    Нельзя сбрасывать со счетов и социальную реабилитацию. Такие программы в первую очередь направлены на то, чтобы обеспечить работой лиц с легкой степенью олигофрении. Для этого существуют специальные учебные заведения с определенной адаптированной программой, где пациенты могут освоить несложные профессии.

    Профилактика умственной отсталости – это, прежде всего, бережное и внимательное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью будущих поколений.

    Как только супруги решают завести ребенка, им обоим необходимо всесторонне обследоваться, сдать анализы, посетить генетика. Это позволит выявить и вылечить имеющиеся недуги или состояния, узнать о проблемах, которые могут спровоцировать олигофрению у будущего ребенка.

    Когда женщина уже забеременела, она должна помнить о той ответственности, которая лежит на ней за еще даже не родившегося ребенка. Так, ей необходимо придерживаться правильного образа жизни, хорошо питаться, соблюдать все рекомендации докторов, избегать воздействия вредных факторов, посещать женскую консультацию строго по графику.

    Когда ребенок уже родился, следует неукоснительно слушаться во всем педиатра и соблюдать все его предписания. И если вдруг доктор заподозрит неладное и отправит на дополнительные обследования или консультации, не надо пытаться, что называется, убежать от проблемы. Ведь в этом случае можно потерять драгоценное время, о чем впоследствии останется только сожалеть.

    Тем более медицина не стоит на месте. Например, вакцины против вируса краснухи помогли родить здорового малыша многим парам, а ведь раньше это была чуть ли не самая главная причина врожденной умственной отсталости. Сегодня ученые разрабатывают аналогичные средства против цитомегаловируса, чтобы подарить спокойствие и здоровье родителям и их детям. Частота случаев снижается также благодаря развитию и росту неонатальной, акушерской помощи, применению иммуноглобулина, переливания крови и многим другим моментам, о которых еще недавно можно было только мечтать. Главное – не паниковать, не опускать руки и стараться изо всех сил, ведь это ваш близкий человек, которого только вы можете сделать счастливым и вернуть к полноценной жизни настолько, насколько это вообще сегодня возможно. Слушайте докторов, вовремя обращайтесь за специализированной помощью и соблюдайте все рекомендации.

    fb.ru

    Дидактические игры на уроках для детей с умеренной умственной отсталостью

    Дидактические игры на уроках в классах с умеренной умственной отсталостью.

    Использование дидактических игр на уроках в классах с умеренной умственной отсталостью.

    Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

    Игра — метод обучения. В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

    -в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы;

    -в качестве урока, его части.

    Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения умственно отсталых детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление .

    Любая дидактическая игра имеет де цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

    Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний учащихся. Иначе говоря , определяя дидактическую игру, нужно знать:

    -какие знания, умения, навыки имеют учащиеся;

    -какие знания, навыки, умения нужно закрепить;

    -какие умственные операции развиваются;

    — какие личностные качества формируются.

    Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр.

    Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

    Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

    Особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры: развитие двигательного аппарата, психомоторики; навыков поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе проведения игры. Важное место дидактические игры занимают в ознакомлении школьников с окружающим миром, расширении и обогащении их представлений о нем.

    Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока.

    1.Игры, используемые в процессе объяснения нового материала.

    Тема урока: Дикие животные. Лиса.

    Игра: «Составь слово».

    Цель:- организовать познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание, вызвать интерес к изучению новой темы.

    Ход игры: на доске картинки животных. Найти среди них диких, объяснить, почему они так считают. Перевернуть картинку. На оборотной стороне буква, составить из букв слово. Это слово и является темой урока.

    infourok.ru

    Обучение с умственной отсталостью

    Умственная отсталость является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.

    Эти проблемы связаны, прежде всего, с невозможностью успешно учиться по программе массовой школы. Перевод ребенка во вспомогательную школу является трагедией для большинства родителей.

    По материалам статьи «Умственная отсталость».

    Задать вопрос врачу

    Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания

    Материалы по теме

    Обучение детей с умственной отсталостью 6 комментариев

    Ольге1962 — в статьое ясно сказано, что все обучаемы, но в силу их психофизиологических особенностей и возможностей ( из массовых школ тоже не все идут в академики, у каждого индивида есть свой "порог"возможностей.

    LB — в том, что на ребенка показывают пальцем и вешают ярлык дебила, виновато не система образования, а общество.

    Все "небольшие" отклонения имеют тоже свою дифференциацию, с задержкой психического развития дети учатся в школах 7 вида, а умственно отсталые в школах 8 вида, и именно в этих учреждениях специалисты могут комплексно и системно работат с такими детьми и помогать преодолевать сложности в обучении, нивелировать и коррегировать проблемы психофизические. вы ведь с заболеванием сердца не будете обращаться к врачу — оккулисту. Вам ведь помощь нужна кордиолога?Так почему беретесь судить о специальных(а не специализированных) школах подобным образом. наверное, это обида и неприятие за то, что родился такой ребонок. Поверьте любой ребенок — особенный и достоин любви и достойной жизни. Я тоже не академик и не космонавт. Нельзя судить предвзято о том, что не знаешь.

    Порог обучаемости у всех свой.

    Думаю, что случайно в коррекционную школу не попадают.Для этого нужно в первом классе за год не научиться читать, хотя сейчас многие приходят в школу читающими, а тут целый год в классе и не научиться. А где были родители?И в 1 классе и до школы?

    Лет 10 назад была пердача по телевизору, в которой выступал дедушка умственно отсталого ребенка. Им поставили диагноз при рождении (так он сказал, может, были предпосылки, причины). И как начали бороться за ребенка все вместе — и родители, и прародители. Он в год читать научился!

    Родители могут из умственно недоразвитого сделать нормального и, наоборот, и з нормального при рождении — умственно неполноценного, когда совсем не уделяют внимания ребенку, не читают сами, не задумываются, как бы облегчить жизнь ребенка в плане развития. Не вооружают необходимыми знаниями, умениями и навыками. Таких родителей много. Примерно треть детей в школе не справляется с программой , им ставят тройки и переводят из класса в класс, даже 9 классов закончить им не по силам

    www.medkrug.ru

    ДЕТИ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    Особую категорию умственно отсталых детей представляют глубоко отсталые. Это инвалиды, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке, однако при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы.

    В большинстве случаев родители, имеющие глубоко аномального ребенка, чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи. И хотя реакция родителей на диагноз «умственная отсталость» индивидуальна как по силе, так и по характеру, она всегда болезненна. Прежде всего возникает мысль о несправедливости судьбы: «Почему именно у меня? Что же будет с моей семьей, с моим ребенком?» Не так просто, не так легко воспринять реальность создавшейся ситуации.

    Письма родителей, имеющих аномальных детей,- крик о помощи и сочувствии, просьба помочь советом в воспитании ребенка. Приведем выдержки из писем.

    У меня большая беда, у нас больной ребенок (имбецильность в тяжелой степени). Он у нас единственный, и нам надо поставить его на ноги, приспособить к обществу. Он — мой воздух, моя жизнь, в любом случае он мой. Мне его надо воспитывать, растить. Это адский труд, требующий уйму нервов и терпения. И если мы тут не умрем от радиации, я буду стараться его приспособить к жизни. Я Вас очень прошу, если у Вас есть методика занятий в домашних условиях или какие-нибудь указания, то посоветуйте мне, напишите. Я буду очень Вам признательна и благодарна.

    Пишет Вам мать семилетней дочери, страдающей олигофренией в степени имбецильности, ДЦП, синдром психомоторной расторможенности. Девочка говорит отдельные слова и короткие предложения, понимает обиходную речь, знает все части тела. У нас в городе такие дети предоставлены самим себе, никто о них не заботится. Родители получают пенсию на ребенка, а что дальше с ним будет, никого это не волнует. Желательно устроить дочку в такую школу или класс, чтобы она научилась вести себя в обществе, коллективе, а в дальнейшем приносила бы какую-нибудь пользу. Пусть небольшую, но от этого мы все бы только выиграли.

    В первом письме нет ни слова о помощи в устройстве ребенка в спецучреждение. Только материнская боль, призыв к сочувствию и просьба помочь советом в работе с ребенком.

    Из второго письма ясно, что ребенок хотя и страдает выраженной умственной отсталостью, но он в состоянии обучаться. Вопрос — где? Мать просит помочь найти подходящую школу или особый класс. Ни та, ни другая мать не отдала ребенка в дом инвалидов, обе они хотят воспитывать своих детей в семье, и зачастую эти женщины не только не встречают сочувствия, но нередко слышат упреки окружающих.

    Во всех странах оказывается помощь семьям, имеющим аномального ребенка. Причем в настоящее время отчетливо наблюдается тенденция воспитания глубоко отсталого или в семье, или в условиях, приближающихся к домашним. Так, / в раннем возрасте с ребенком 1-2 раза в неделю занимается педагог-дефектолог. Имеются программы раннего вмешательства в развитие, которые рассчитаны на помощь детям и их родителям практически с самого рождения ребенка*.

    Для глубоко отсталых детей и подростков имеются центры дневного пребывания, где у них вырабатываются навыки самообслуживания и даются некоторые элементарные практические знания.

    Создаются также групповые дома, в которых проживает не более 30 человек. Целью организации таких домов является создание условий, максимально приближающихся к семейной обстановке. Все необходимые медицинские наблюдения и педагогическая работа ведутся врачами и специалистами-дефектологами.

    Для родителей аномальных детей действуют различные краткосрочные курсы, проводятся консультации, выпускается специальная литература.

    Назначение этой и последующих статей состоит в оказании помощи родителям в воспитании и приспособлении к окружающей жизни глубоко умственно отсталого ребенка.

    Для всех глубоко отсталых детей (детей-имбецилов) характерны, помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

    Внимание глубоко умственно отсталых детей слабо и малоустойчиво. Дети легко отвлекаются, удержать их внимание отчасти удается только с помощью сильных раздражителей.

    Логическая и механическая память находится у этих детей на одинаково низком уровне. Чтобы ребенок-имбецил воспроизвел какой-либо материал, требуется очень большое количество упражнений, повторений. Вместе с тем отмечаются случаи, когда ребенок обладает так называемой частичной (механической) памятью на события, числа и т.п.

    Для мышления глубоко умственно отсталых детей характерны узкая конкретность и чрезвычайная затрудненность обобщений. Дети-имбецилы младшего возраста не способны даже к самым простейшим обобщениям. Они не понимают, что платье и брюки имеют сходное назначение (и то и другое является одеждой), что стол и стул можно назвать одним словом — «мебель». Серию картинок, на которых изображено развитие несложного сюжета, такой ребенок кладет беспорядочно, без учета их содержания.

    В тесной связи с грубым нарушением мышления у детей-имбецилов находится глубокие недоразвитие речи. Дети плохо понимают чужую речь, улавливают лишь тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. С возрастом словарь детей расширяется, однако понимание значения слов остается ограниченным и связанным только с личным опытом ребенка.

    Самостоятельная речь младших имбецилов носит характер отдельных, неясно звучащих слов. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, сочетаниями звуков, в которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл.

    Моторика этих детей также имеет свои особенности. Координация, точность и темп произвольных движений у них нарушены. Все действия детей замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. Особенно плохо развиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо слишком сильно сжимают, либо не удерживают, роняют их.

    Эмоции глубоко умственно отсталых детей относительно сохранны: большинству из них доступны страх, радость, грусть. Но, как правило, эмоциональные реакции оказываются неглубокими, поэтому детей можно без особого труда отвлечь от неприятных переживаний, переключить их внимание на объект, дающий более положительные впечатления.

    К глубокой умственной отсталости относят и своеобразную форму психического недоразвития — болезнь Дауна. Она легко диагностируется по характерному внешнему виду детей (правда, в последнее время отмечаются довольно частые случаи так называемых стертых, или невыраженных, форм). У них своеобразные черты лица, заметны общая мышечная слабость, повышенная истощаемость, плохая моторика и речь. Некоторым детям-даунам свойственны эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Однако большинству из них присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Относительная сохранность эмоциональной сферы этой категории глубоко отсталых позволяет довольно успешно проводить с ними воспитательную работу. Что касается обучения детей-даунов, то родители должны пользоваться теми методами, которые применяются в работе со всеми глубоко отсталыми.

    Среди глубоко отсталых детей довольно высокий процент составляют больные детским церебральным параличом (ДЦП). Они страдают сложным сочетанием дефектов: наряду с умственной отсталостью у них более глубокое недоразвитие речи, что обусловлено, в частности, дефектами двигательного праксиса. Педагогическая помощь, оказываемая им, должна быть направлена на всемерное развитие их моторики, предметной деятельности и речи. Как показывает опыт, глубоко отсталые дети с ДЦП во многих случаях при систематической и квалифицированной помощи дают определенное продвижение в умственном и речевом развитии.

    Прежде чем перейти к детальному описанию работы с глубоко отсталыми детьми, остановимся на важнейших принципах ее проведения.

    Главное в работе с детьми-имбецилами — практическая направленность всех занятий. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно.

    Недоразвитие регулирующей функции речи у детей-имбецилов настолько велико, что организовать их обучение с помощью словесных указаний, по существу, не удается. Взрослый показывает им приемы выполнения задания, затем сопряженно с ребенком многократно повторяет необходимые действия, в результате чего у детей вырабатываются несложные умения и навыки.

    Как показывает опыт, только в процессе проведения практических занятий можно развивать у глубоко отсталых детей речь, корригировать недостатки их мышления, формировать положительные эмоционально-волевые качества.

    Прежде всего, учитывая беспомощность детей в быту, их необходимо обучать самообслуживанию: еде, умыванию, одеванию и раздеванию, а также элементарным навыкам хозяйственно-бытового труда. Специальными приемами можно развивать активность ребенка при еде. Кормление на начальных этапах обучения проводится маленькой или десертной ложкой. При этом лучше использовать кашеобразные блюда. Лишь первая ложка отправляется в рот ребенка при полной его пассивности. Затем взрослый побуждает ребенка губами захватывать пищу. Ребенок приучается брать пищу с ложки активными движениями губ, на вдохе.

    Со временем взрослый лишь подносит ложку ко рту и чуть касается ею губ. В ответ на это касание ребенок наклоняет голову вперед, раскрывает рот и на вдохе делает необходимые движения губами. Взрослый учит ребенка пользоваться ложкой, поначалу управляя его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но многие из них делают это торопливо и неаккуратно. В этих случаях рекомендуется поступать следующим образом: давать ребенку не всю порцию сразу, а разделить ее на несколько частей и класть еду на тарелку по мере того, как ребенок ее съедает. Справившись с первой частью порции, он некоторое время ждет, пока ему добавят еще. Так невольно вырабатывается привычка есть медленнее и, следовательно, аккуратнее.

    Овладение умыванием — длительный процесс, состоящий из ряда этапов. Прежде всего детей приучают к воде, сначала к теплой, а затем к холодной. Для этого проводятся разнообразные игры: взрослый вместе с ребенком купает куклу, пускает лодочку, достает со дна тазика затонувшие предметы и т. п. Затем проводятся подготовительные упражнения: потирание сухих рук, складывание ладоней таким образом, как это делается при умывании лица. Мать, держа руки ребенка в своих, проделывает нужные движения: потирает ладони друг о друга, проводит ими по лицу. Теплая вода, приятные ощущения, поощрение каждого самостоятельного движения ребенка обязательно сделают процедуру умывания для него приятной. В процессе этого вида деятельности (как, впрочем, и в других случаях) следует обязательно разговаривать с детьми. Взрослый называет части тела и предметы, которыми приходится пользоваться при умывании, а ребенок повторяет за ним.

    Очень сложно научить ребенка самостоятельно одеваться. Тем не менее необходимо, вооружась терпением, многократно возвращаться к показу одних и тех же действий, причем порядок их выполнения должен оставаться неизменным.

    Вначале, поощряя малейшее самостоятельное движение ребенка, взрослый помогает ему правильно держать ногу, чтобы надеть колготки, поднять руки, когда с него снимают кофточку, вместе с ним он снимает заранее расшнурованные ботинки. Таким образом, действие зарождается как совместное. Это важнейший этап первоначального обучения. Позднее, по мере овладения необходимыми умениями, ребенок будет выполнять уже многие действия самостоятельно.

    Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходимы длительные тренировочные упражнения, которые проводятся на специальных пособиях. На жилете, где пришиты пуговицы различной величины и сделаны петли, ребенок учится застегивать сначала крупные пуговицы, а затем более мелкие. Для тренировки в шнуровании ботинок используется дощечка, в которой проделаны два вертикальных ряда отверстий. На этом пособии, сделанном более крупно, чем соответствующая часть ботинка, ребенок учится шнуровать и завязывать шнурки. Все операции (вдевание шнурка, шнуровка и завязывание) усваиваются поэтапно, а затем объединяются, после чего ребенок переходит к действиям с реальными предметами.

    Следует внимательно следить за активностью ребенка, чтобы поощрять любую попытку самостоятельно выполнить движение, которому его обучают. Не надо пропускать даже едва заметный успех, иначе самостоятельность может угаснуть и смениться полной пассивностью. Следует поощрять словами, интонацией, жестами самые незначительные успехи детей. Необходимо постоянно следить за тем, как ребенок надевает и снимает вещь, умеет ли складывать ее и класть в определенное место. Этим создается привычка к аккуратности и формируются необходимые положительные установки поведения.

    Большое внимание должно быть уделено развитию у детей двигательных навыков и предметно-практической деятельности. Замедленность физического развития умственно отсталого ребенка обычно отмечается уже вскоре после его рождения. Он позже, чем здоровые дети, начинает держать головку, сидеть, ползать, стоять, ходить. В силу резкого снижения познавательной деятельности у детей-имбецилов не возникает потребности к передвижению, обусловленной желанием посмотреть на что-то, потрогать интересующий их предмет, поиграть с ним.

    Лучше всего учить ребенка двигаться в процессе игры: откатывать от него мячик или удалять какую-нибудь другую игрушку и побуждать ее взять; побуждать его сорвать цветок, поднять веточку; дать ему возможность свободно порезвиться в саду, на лужайке.

    Специфические движения, необходимые для овладения актами прямостояния, у нормальных детей появляются без воздействия со стороны окружающих, умственно отсталых же часто приходится этому обучать. Так, например, ребенка обучают правильно садиться и вставать, показывают ему, как сгибать колени, слегка наклонив туловище вперед. Его учат, как, опираясь на стену или руку взрослого, можно передвигаться, показывают, как опуститься на пол, удерживая равновесие и опираясь рукой о стену. Упражнять в этом глубоко умственно отсталого ребенка иногда приходится длительное время.

    Важно сформировать различные способы захвата, удерживания предметов и действий с ними. Обучение начинают с игрушек, в процессе игры. Например, ребенок, держа совок в руке, берет им песок, пересыпает его, помешивает, выравнивает его поверхность. Много целесообразных движений в игре с кубиками: их можно перекладывать, переворачивать, передвигать, устанавливать один на другой, строить, разбирать постройку, снимая по одному кубику с башни или домика.

    Для развития мелких движений можно использовать работу с пластилином, бумагой, мозаикой и т.д. Надо начинать с очень простых заданий: раскатать палочку из пластилина, затем концы слепить — получается колечко, из колечек можно составить цепочку; раскатать рукой шарик из пластилина, распластать шарик, слепить гриб и т. п.

    Что касается работы с бумагой, то, прежде всего, ее используют, чтобы научить ребенка приему отщипывания, отрывания клочков бумаги. Сначала он отщипывает кусочки от любой части листа бумаги. Делается это большим и указательным пальцами правой руки, большим и средним пальцами, то есть в ходе отщипывания указательный и средний пальцы работают поочередно. Когда движение освоено, упражнение выполняется по определенному плану: отщипывание производится с одной стороны листа или кругом листа, а также по ограничивающей линии, проведенной карандашом.

    Это очень хорошее упражнение по укреплению пальцев рук. Отщипывать бумагу можно то правой, то левой рукой. И чем мельче клочки бумаги, тем больше напряжение пальцев, тем интенсивнее упражняется рука.

    Можно также мять бумагу и разглаживать ее ладонью; сгибать бумагу по прямым линиям в любом направлении; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Развитию мелких движений хорошо служит работа с мозаикой. С помощью взрослого дети учатся выкладывать различные фигуры, дорожки и т. п. Например, строится дорожка из чередующихся цветов — красного и синего. В ходе выполнения этого задания наряду с развитием двигательных функций проводится работа по различению цвета.

    Большое внимание в работе с детьми следует уделять обучению их предметно-практической деятельности. С помощью взрослого они учатся выполнять следующие действия с предметами: катать шарики в определенном направлении, бросать шарики или другие мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, перекладывать предметы из одной коробки в другую; складывать предметы в коробку таким образом, чтобы ее можно было закрыть крышкой; открывать и закрывать коробки, деревянные яйца, матрешки и т.д., закручивать руками (без инструментов) крупные пластмассовые или деревянные гайки на толстом стержне с резьбой; нанизывать предметы с отверстиями на стержень, нанизывать шары на шнур («бусы»). Кроме того, ребенок, поставленный в определенную ситуацию, учится использовать различные предметы как орудия действия, например доставать предмет, находящийся в труднодоступном месте, при помощи палки. (Допустим, мяч закатился под диван, достать его рукой невозможно. Ребенок должен сообразить, каким способом можно выйти из этого положения.) Детей следует также обучать умению использовать стул или скамейку для доставания предмета, находящего высоко. При этом дети должны применять полученные навыки в различных бытовых ситуациях.

    Одно из характерных проявлений аномального развития глубоко умственно отсталых детей — их неумение играть. У них нет замысла игры, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Задача родителей — научить ребенка играть. Обучение игре важно не только с точки зрения организации свободного времени детей. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоциональная сфера.

    Для занятий с ребенком должен быть устроен специальный игровой уголок, где на коврике были бы игрушечная мебель, посуда, предметы быта, одежды и т.д. Подбирать игрушки следует яркие, красочные, чтобы привлечь внимание ребенка. Игровые ситуации побуждают его к высказываниям, воздействуют на чувства. Например, медвежонок вывалился из машины, его следует пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала, ее необходимо напоить водой, накормить. Игра должна занимать значительное место в режиме дня ребенка, а взрослый должен быть активным ее участником. Следует периодически менять игрушки, чтобы поддерживать интерес к ним.

    Большое внимание должно быть уделено развивающим играм. Так, например, можно провести игру «Что изменилось?». На столе перед ребенком раскладывают несколько игрушек, которые он рассматривает и называет. Затем ему предлагают отвернуться от стола, а в это время одну игрушку убирают. Взрослый просит ребенка вновь посмотреть на стол и сказать, какой игрушки не хватает. Интересная игра «Кому что нужно?». После ознакомления ребенка с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи он должен подобрать картинки с изображением тех предметов, которые нужны матери для приготовления обеда (продукты питания, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти).

    Определенное время должно быть отведено подвижным играм. Ребенок при этом учится лазить, бегать, ходить по выложенному на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут ему организовать движения, выработать нормальную походку. Дети должны уметь бросать мяч, переносить предметы с одного места на другое и др. Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняются. Усложнение может идти за счет увеличения расстояния для пробега с мячом, увеличения числа играющих, внесения в игру новых элементов.

    Значительное место в общей системе воспитательной работы с детьми занимает обучение их бытовому труду. Очень часто родители считают своего ребенка не способным выполнять даже самую элементарную домашнюю работу, тем самым ставя его в полную зависимость от окружающих, приучая его к иждивенчеству. Это глубоко ошибочная позиция.

    Ребенок обязательно должен иметь в семье определенные обязанности, выполнять те или иные поручения. Например, уметь пользоваться мусоропроводом, доставать из почтового ящика газеты, журналы и т.д. Обязанности эти следует периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать некоторую способность к переключению в деятельности.

    Практика работы с детьми, страдающими нарушением интеллекта, показывает, что им доступно выполнение элементарных видов домашнего труда. В младшем возрасте их следует научить подметать пол, вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду. В старшем возрасте они в состоянии овладеть мытьем полов, стиркой и глажением мелкого белья и т.д.

    Обучая детей несложным трудовым навыкам, следует многократно показывать все, что они должны сделать, объясняя задание понятными, простыми словами. Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянно. Ребенку легче будет их усвоить. Иногда может оказаться, что ребенок еще не готов к выполнению данной работы, тогда на время от нее следует отказаться. Позднее можно попробовать снова обучить ребенка тому, что раньше он не мог усвоить. При обучении этой категории аномальных детей следует по возможности полнее использовать такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребенок через некоторое время становится в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем. Необходимо всячески поощрять стремление детей выполнить работу правильно. Еще раз подчеркнем: нельзя упускать из виду крупицы положительного отношения к заданию — даже небольшие, подчас малозаметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить.

    Остановимся лишь на отдельных разделах работы с глубоко отсталыми детьми. Многие родители откладывают начало коррекционной (направленной на преодоление недостатков развития) работы, считая, что с возрастом дети разовьются и с ними будет легче заниматься. В этих случаях к фактору глубокой умственной отсталости ребенка присоединяется педагогическая запущенность, что еще более усложняет процесс воспитания и обучения. Начинать занятия с ребенком надо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а регулярно. Только в этом случае можно добиться определенных положительных результатов.

    studbooks.net

Опубликовано в рубрике Дети