Иа захаров неврозы у детей

Детский невроз: причины в семье

Опасность невроза кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз — излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть — если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. К средним классам школы диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.

Пословицы говорят: "Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу", "Привычка — вторая натура". Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он: ”тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособится под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного “Я” доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий ответ. В книге Вл. Леви “Нестандартный ребенок” описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет вашему мальчику? — спросил психолог. 25 — ответили родители — он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на поверхности — родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их выбору. Вот "ребеночек’ и взбунтовался.

Судя по масштабу распространения этой проблемы — в недалеком будущем нам грозит "полная невротизация населения". Общество, состоящее в большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.

Существует несколько видов неврозов. В своей книге "Неврозы у детей" А.И. Захаров перечисляет их в следующем порядке:

Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.

"Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте 5-6 лет. . Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера. А если ребенок и прежде был беспокойным , то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой девочки ( боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.). Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться. В своем максимальном выражении это “что-то” означает смерть: от пожара, болезни и т.д. . Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру, и всего этого боявшаяся в детстве".

А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой особенности психологического развития ребенка, как “феномен ролевой идентификации “ — в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя мамой, мальчики 5-8 лет — отца.

Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила материнский способ поведения.

"Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями".

Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится — конфликт родителей с ребенком, воспринимается последним, как собственная неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению детей в таких ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе подсчитали сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300 противоречивых требований ( не просьб, обращений, а требований и приказов).

Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Часто, упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот) ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что “он старший, на нем больше ответственности, он сам должен понимать”. Как правило оборачивается такая ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения своего рейтинга у родителей.

"Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте”. Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но причина — та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно — ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли".

Причины возникновения такого поведения: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения — бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” — сказала она мне. Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала — невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили.

Другой причиной истерического невроза называют обратную сторону такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания — всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна. "Ты нам такой не нравишься" — как бы говорят родители. Таких детей называют "невостребованными".

На самом деле проблема "невостребованных детей" характерна для поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать — веяние времени.

Невроз навязчивых состояний

Обычно проявляется в более старшем школьном возрасте. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления (по мнению В.И.Гарбузова).

Корни этого невроза — те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность — ради требований, принципиальность — вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: "Пуганная ворона куста боится").

Можно ли избежать детский невроз?

Причины детских неврозов — в несовершенстве семейных отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг: родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая их на плечи порастающих детей, те в свою очередь — на плечи своих детей. И так можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение — период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.

Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: "Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?" На что мудрец им ответил: "Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней".

На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

Не менее важно понимание чувства меры — "Ничто не яд, ничто не лекарство — главное мера". Избыток неоправданного внимания, этакое "всевидящее око", родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей — здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) — сложность, которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих родителей.

Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется рассказывать.

Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент — облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

В кабинете у одного человека висел плакат: "Кто хочет работать — работает, кто не хочет — ищет оправдания собственной бездеятельности". Перефразируя, можно сказать: "Кто хочет вырастить гармоничного ребенка — прикладывает усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой — ищет оправдания собственной бездеятельности".

Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде наследства от своих собственных родителей. Неврозы у детей — заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.

По материалам книги А. И. Захарова «Детский невроз»

www.nnmama.ru

Читать онлайн «Происхождение детских неврозов и психотерапия» автора Захаров А И — RuLit — Страница 1

Происхождение детских неврозов и психотерапия

В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов Александра Ивановича Захарова.

В работе «Неврозы у детей и подростков» рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Монография «Психотерапия неврозов у детей и подростков» — это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

Глава 1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.

Глава 2. СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Антенатальные патогенные факторы.

Перинатальные патогенные факторы.

Постнатальные патогенные факторы.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность.

Эмоциональный контакт родителей и детей.

Своеобразие детей до заболевания неврозом.

Глава 3. СТРАХ И ТРЕВОГА В ГЕНЕЗЕ НЕВРОЗОВ.

Определение страха и его разграничение.

Семейная обусловленность страхов.

Страхи при неврозах.

Глава 4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ.

Методика семейного приема.

Рисование как способ диагностики.

Глава 5. ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Состав семьи и образование родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Конфликт в семье.

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ.

Глава 7. ПАТОГЕНЕЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Преморбидные особенности детей.

Понятие «жизненной ситуации».

Приложение. ШКАЛА НЕВРОТИЗАЦИИ

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИК

ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Глава 1. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ

Глава 2. СЕМЬЯ КАК ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ФАКТОР НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Обследование семьи детей с неврозами

Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью.

Развитие детей до заболевания неврозом

Отношения в семье.

Патогенез неврозов у детей

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ.

Обзор отечественной литературы.

Обзор зарубежной литературы.

Глава 4. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Применение психотерапии изобразительного творчества.

Глава 6. ВНУШЕНИЕ И ГИПНОЗ

Глава 7. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезли-ченностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному» положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

Мы видим широкий спектр причинно-следственных факторов, влияющих на возникновение неврозов у детей. Цель написания книги состоит в освещении главным образом малоизученных или нераскрытых сторон проблемы неврозов у детей с использованием клинико-психологического подхода. Представленные в книге данные получены на материалах обследования и лечения 356 детей и подростков с неврозами в возрасте до 15 лет за период 1968-1985 гг. Распределение больных на приеме по диагнозам было следующим: неврастения 50%; невроз страха — 23%; невроз навязчивых состояний (в тексте для краткости — обсессивный невроз) — 15%; истерический невроз — 12%.

www.rulit.me

Иа захаров неврозы у детей

дый третий мальчик и каждая четвертая девочка.

В младшем школьном возрасте — наибольшие показатели нерв-

ности: до 46% у мальчиков и 37% у девочек. В более старшем

возрасте показатели нервности такие же, как и в дошкольном воз-

расте. По оценке учителей, наибольшие показатели нервности у

мальчиков восьми, девяти и двенадцати лет. В двенадцать лет

больше всего и нервных девочек; так что этот возраст, предше-

ствующий пубертатным (подростковым) сдвигам в развитии, тре-

бует особого внимания родителей, педагогов и психологов. Замет-

на повышенная возбудимость и агрессивность именно в этом кри-

тическом для дальнейшего формирования характера возрасте.

Уместно спросить: а что же понимается под понятием нервность

в использованных ниже анкетах? Это комплекс характеристик по-

вышенной, заметной внешне возбудимости и раздражительности,

двигательного беспокойства, неустойчивого настроения и т. д.

То, что процент нервности наиболее высокий в первых классах,

говорит о сложном комплексе вызывающих ее причин. Одна из глав-

ных — односторонняя левополушарная методика обучения, рассчи-

танная только на будущих лингвистов, математиков и инженеров

1 учитывающая гуманитарную, правополушарную направленность

едущих практических специалистов типа изобретателя лампочек

эдисона. а также музыкантов, художников и врачей. Немалое зна-

чение имеют и перегрузки большим количеством непродуманно

сменяющих друг друга уроков, завышенные требования не в меру

самолюбивых и тщеславных родителей, нередко заставляющих ре-

бенка учиться одновременно в двух школах. И проблемы социально-

психологической адаптации тоже играют не последнюю роль: нет

контакта, общения со сверстниками, нервно расстроенный ребе-

нок не принят, изолирован или отвергнут. Наш опыт организации

дошкольной психологической службы в Санкт-Петербурге убеди-

тельно показал эффективность оказания помощи нервно расстро-

енным детям еще до школы, в том числе и в плане налаживания

общения со сверстниками, умения принимать и играть роли. Да и

родители лучше находят общий язык с ребенком. Все это как нель-

зя лучше пригодится в школе. Меняться, конечно, нужно не только

детям и родителям, но и учителям, нередко обнаруживающим ав-

торитарный стиль руководства детьми, излишне оценочное суж-

дение об их возможностях, а то и сразу списывающим их в классы

выравнивания, компенсирующего обучения, где им, как , и надлежит оставаться до конца если не дней,

то хотя бы школы. К сожалению, пока имеет место не психологи-

ческий подход к преподаванию школьных дисциплин, а технократи-

ческий, именно предметный, будь то даже русский язык и литера-

тура. К тому же учителями сейчас все больше становятся специ-

алисты, вообще не имеющие педагогического образования. Как раз

они склонны перспективных, с их точки зрения, де-

тей, но только не систематически развивать индивидуальные уме-

ния и способности всех своих подопечных. Оставляет желать луч-

шего и нервное состояние самих учителей (не всех, безусловно),

нередко испытывающих большую нагрузку и нервно-психическое на-

пряжение от неумения вовремя расслабляться, вести себя гибко,

ситуативно и доброжелательно. В итоге, только в объединении

психологических и педагогических усилий школы и семьи можно найти

приемлемый способ решения проблемы нервных расстройств у де-

Нельзя не отметить, что число нервных нарушений уменьша-

ется по мере приближения к выпускным классам школы. Однако

некоторые специалисты, наоборот, считают, что оно не умень-

шается, а возрастает. Все дело в том, что начиная с тринадцати

лет, можно скорее говорить о тех или иных нарушениях в форми-

ровании характера, чем о нервности как таковой. И действитель-

но, мы видим к пятнадцати годам расцвет характерологических

нарушений, или акцентуаций характера, как их еще называют. В

старших классах школы происходит как бы известное . и нервности вроде меньше, и характер ребенка, оказывается,

не такой уж плохой. Но и здесь есть подводные течения, главное из

которых — появление психосоматических расстройств: скрыто

растет артериальное давление или снижается до степени гипото-

нии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нару-

шения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желче-

выводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция

кишечника. Все это развивается на нервной почве. И причина тому

— стресс. Иногда самочувствие бывает столь плохим, а настро-

ение таким неважным, что уже не до учебы, лишь бы сохранить

остатки работоспособности. Жизнь же впереди, и работать еще

надо, а об учебе вспоминать пока не хочется. Чтобы всего этого

не произошло, и нужно знать, когда начинаются нервные расстрой-

ства у детей, какова роль родителей в их происхождении, что можно

сделать, чтобы помочь нашим детям. Поэтому и книга построена

так, что вначале освещаются особенности семейных отношений,

затем в качестве своеобразной психологической разминки идет ин-

тервью с автором и рассматриваются проблемы психического здо-

ровья детей, е том числе — при посещении яслей и детского сада.

Далее следует подборка материалов о детских страхах, психоло-

гическом своеобразии детей в начальный период посещения школы

и, наконец, даются необходимые тесты и рекомендации. Некото-

рые допускаемые нами повторения каждый раз рассчитаны на це-

лостное освещение тех или иных проблем психического здоровья

детей. Мы специально не меняли стиль отдельных, ранее написан-

ных глав, чтобы сохранить их самобытный, оригинальный харак-

тер. Итак, пожелаем вам, уважаемые читатели, получить из кни-

ги как можно больше информации, способной обогатить вас как

родителей и специалистов, стоящих на страже здоровья наших

В социальной психологии существует

понятие . Связи в ней строятся на

непосредственных личных контактах, на эмоциональном

вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем

высокую степень отождествления и слияния участников.

Такой первичной группой является семья — единствен-

ная группа, которая увеличивается и разрастается не

благодаря приему новых членов извне, а благодаря рож-

Семья как совокупность лиц, связанных человече-

скими отношениями, является в то же время институ-

том, осуществляющим определенные социальные функ-

ции. В области духовной жизни самой важной функ-

цией семьи является воспитание детей.

Семейное воспитание и общественное воспитание

взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в опреде-

ленных границах, быть даже взаимозаменяемыми, но в

целом они не равнозначны и ни при каких условиях не

могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по свое-

му характеру, чем любое другое воспитание, ибо его является родительская любовь к детям,

вызывающая ответные чувства детей к родителям.

1м. О- М. Горького

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Семья представляет собой не застывшую социаль-

ную организацию, а динамическую микросистему, по-

стоянно находящуюся в диалектическом развитии. Об-

щеизвестны определенные изменения, происшедшие в

структуре современной семьи: уменьшение размеров се-

мьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата

и сестры, исчезновение резкой дифференциации между

членами семьи в целом.

В прошлом семью объединяли такие чисто внеш-

ние, формальные факторы, как закон, нравы, общест-

венное мнение, традиции и непререкаемый авторитет

главы семьи, строгая дисциплина и разработанные ри-

В настоящее время формируется новый тип семьи

— товарищеская или дружеская ассоциация, единство

которой все больше зависит от таких личных особен-

ностей, как взаимопонимание, привязанность, взаимное

участие ее членов в судьбе каждого. Именно такие се-

мьи, где преобладает равный статус (положение) супру-

гов, обозначаются в социальной психологии как эгали-

тарные семьи (в отличие от патриархальных, в которых

единолично осуществляет власть и влияние отец, и мат-

риархальных семей, где наибольшая степень влияния

Справедливо допустить, что в любой гармоничной

(в истинном смысле слова) семье властные роли супру-

гов будут являться своеобразным атавизмом. Психоло-

гическая совместимость супругов играет цементирующую

роль в развитии у них чувства принадлежности к семье.

Когда про человека говорят, что он — семьянин, то преж-

де всего подразумевается, что он дорожит своим участи-

ем в жизни семьи. Дело вовсе не в том, должны ли суп-

От французского слова —

уги обладать одинаковыми или разными характерами,

дрее, следует придавать значение таким чертам их

дцдост-и, как особенности мировоззрения, взгляды на

семью и брак, одним словом — системе отношений че-

В формировании чувства принадлежности к семье

как общественному институту следует подчеркнуть та-

кие нравственно-моральные критерии, как чувство иден-

тичности с обществом, поощряющим и регламентирую-

щим семью как ячейку, чувство долга, сознание необхо-

димости существования семьи.

В семье, как в интимной первичной группе, пред-

полагается эмоциональное влечение ее членов друг к дру-

гу: уважение, преданность, симпатия, любовь. Именно

эти чувства, как ничто другое, способствуют интимнос-

ти, доверительности в отношениях, прочности семейно-

Детей учат любить прежде всего родители. Если

ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости

от того, какой он в данный момент — или

, то такие проявления родительской любви

вызывают ощущение ценности собственного . Резуль-

татом этого является выраженное чувство принадлеж-

ности к семье, когда дети дорожат и гордятся тем, что

они живут с папой и с мамой; они во многом подражают

родителям и с гордостью рассказывают о них окружаю-

щим. Здесь дети осознанно и неосознанно отождествля-

ют себя со своими родителями. Став взрослыми, они

способны любить преданно и глубоко в браке.

Но никакое чувство не должно быть чрезмерным,

иначе оно превращается в свою противоположность. Есть

семьи, в которых детей любовью, окру-

ют чрезмерным почитанием, восхищением. Родители

минутно испытывают острую потребность выражать

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ

свою любовь к детям, на которых концентрируются не-

реализованные ожидания любви. Принимая безгранич-

ную любовь и ощущая свою сверхценность вне зависи- .

мости от своих действительных качеств, дети в таких

семьях становятся себялюбивыми и самовлюбленными,

требовательными к другим. Вырастая, они проявляют

характер любви: другие должны

принадлежать только им, так же как некогда принадле-

жали им родители. Они постоянно должны самоутверж-

даться в своей ценности через всевозможные и постоян-

ные знаки любви со стороны окружающих. Если любовь

других внешне ярко не выражена, они обвиняют их в

охлаждении, потере интереса, измене. Сами же они не

столько любят, сколько влияют на других с покрови-

Чрезмерная родительская любовь неизбежно при-

водит повзрослевших детей к зависимости, несамостоя-

тельности, незрелости. Любовь, внушенная им родите-

лями, мешает полюбить кого-то другого, кроме своих

родителей. Чтобы сохранить любовь, иногда требуются

определенные усилия. На такие усилия заласканные в

детстве люди не способны. При малейших жизненных

затруднениях их брачный союз не выдерживает испыта-

ний, и они возвращаются к родителям, ища у них защи-

www.libok.net

Захаров, Александр Иванович

Александр Иванович Захаров (12.10.1940 — 1.06.2008) — доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Александр Иванович родился 12 октября 1940 г., прошел путь от врача-педиатра до доктора психологических наук, профессора. Свою научную деятельность А.И.Захаров начал под руководством проф. С.С. Либиха и проф. В.К. Мягер. В 1976 г. он защитил кандидатскую диссертацию в ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева на тему «Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах у детей и подростков», а в 1992 г. — докторскую диссертацию на тему «Психологические основы происхождения и психотерапии неврозов у детей».

Александр Иванович одним из первых в отечественной психотерапии стал применять наряду с гипносуггестивными методами, которыми он прекрасно владел, приемы психодрамы и арттерапии при лечение неврозов у детей.

Научные исследования А.И.Захарова посвящены детской и семейной психологии и психотерапии. Им опубликовано более 100 научных трудов, из которых около 40 монографий. Научные труды А.И. Захарова хорошо известны и пользуются огромной популярностью в психологической среде Санкт-Петербурга, России и за рубежом. А.И. Захаров подготовил 10 кандидатов наук, он также являлся научным консультантом многих кандидатских и докторских диссертаций. Многие из его учеников, студентов, аспирантов, которые проводили свои первые научные исследования под его руководством, в настоящее время работают практическими психологами, оказывают психологическую помощь детям и взрослым.

Долгие годы работы А.И. Захарова связаны с РГПУ им. А.И. Герцена: с кафедрой физического и психического здоровья детей, с кафедрой практической психологии, а с 1993 г. — с кафедрой психологической помощи. А.И. Захаров уделял большое внимание подготовке студентов и магистров на кафедре, им разработаны многие учебные дисциплины, среди которых «Неврозы и психотерапия», «Психопатия», «Психологическая помощь при неврозах», «Психотерапия неврозов и страхов у детей».

«Неврозы у детей и подростков»

Рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

«Психотерапия неврозов у детей и подростков»

Подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

«Дневные и ночные страхи у детей»

В книге впервые в отечественной и мировой практике рассмотрены причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей. Приведены статистические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов с точки зрения детского врача и психолога.Книга рассчитана на специалистов в области психического здоровья детей: психиатров, неврологов, педиатров, психологов и родителей, способных понять современные проблемы, развития детей.

www.psychologos.ru

Невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

1. Невроз страха

2. Невроз навязчивых состояний

5.Неврастения (астенический невроз)

6.Ипохондрический невроз. Системные невротические проявления

9.Невротические расстройства сна

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия)

13. Патологические привычные действия

Невроз навязчивых состояний отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

Для возникновения невроза имеют значение:

— факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

— факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

— факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

— изические и умственные перегрузки

Причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Первопричина в них самих. Конечно, спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент — облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве. Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

— Возраст. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством "я". Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

— Дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.

Выраженность "я" — это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства "я", подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

— С нервно-соматической ослабленностю. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

— Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

Что такое психическая травма как причина невроза?

Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывавшей непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, "бегут в дом", т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.

Лечением неврозов занимается врач- психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна.

Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада "смех — радость — счастье". Если отрицательные эмоции ( страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные — смех и радость — создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!

www.domotvetov.ru