Исторический аспект заикания

Независимый сайт о заикании

Пенообразователи типов WA, S, AFFF, AFFF/AR производства ООО «Завод Спецхимпродукт.. Продукция. В продукцию, выпускаемую ООО «Завод Спецхимпродукт», входит линейка пенообразователей типов WA, S, AFFF, AFFF/AR общего и целевого назначения, предназначенных для тушения пожаров классов А и В, с использованием как питьевой, так и морской (жёсткой) воды, а также смачиватели. Рабочие растворы пенообразователей при подаче на соответствующие пеногенерирующие устройства способны образовывать пену низкой, средней и высокой кратности.

Психологические особенности заикающихся

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Сикорский, Г.Д.Неткачев, И.И.Тартаковский, Э.Фрешельс, Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (С.СЛяпидевский, С.И.Павлова, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский, Ю.Б.Некрасова, Г.И.Ангушев, Л.З.Андронова, Э.М.Кулиев и др.), но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский и др.).

В литературных источниках прошлого и настоящего встречается ряд отдельных указаний на значимость фиксированности на своем дефекте в клинико-психологической структуре заикания. Хр.Лагузен (1838) писал, что представление о трудности выговора делает заикание постоянным. Р.Коэн (Кен, 1878) считал обязательным в лечении заикания укреплять в пациенте силу воли, внушать ему доверие к собственным силам и искоренять в нем убеждение, что он не может правильно говорить. Пациент должен перевоспитываться; он должен овладеть рефлексами, подчинять их осмысленным мотивам. Г.Каменка (1900) видел в лечении заикания борьбу с болезненным представлением как руководящий принцип лечения. А.Либман (1901) усложнение первичных непроизвольных расстройств координации со стороны органов речи видел в том, что эти расстройства обращают на себя внимание самого заикающегося и окружающих. При этом сам заикающийся становится недоверчивым к своим способностям речи. Из-за этого обстоятельства расстройство речи еще более усиливается.

Г.Д.Неткачев (1901, 1909, 1913) отводил главенствующую роль в структуре заикания представлению заикающихся о своем дефекте и связанному с ним «боязливому самочувствию». Сущностью заикания («психоневроза») является, по его мнению, «боязливое ощущение, представление, навязчивая идея, фобии и весь комплекс угнетающих эмоциональных переживаний перед опасностями в прошлом, настоящем и будущем».

Р.Денгардт, Т.Гепфнер, Э.Фрешельс (начало XX в.) сущность заикания видели в расстройствах, основанных на мыслительно-аффективных процессах.

«Специфической основой заикания мне кажется то психическое состояние, на основании которого у атактически говорящих лиц возникает сознание (!) расстройства их речи» . По мнению Т.Гепфнера, собственно заикание возникает у ребенка в результате осознания им своих физиологических речевых несовершенств путем эгоцентрических размышлений о своей речи, путем запоминания и осознания процесса речи и в результате потребности напрягать при этом свои силы. Сделанные наблюдения позволили Т.Гепфнеру и Э.Фрешельсу заключить, что «болезненные психические состояния могут быть устранены воздействием на психику, . что терапия ассоциативной афазии (заикания — В.С), направленная только на речь, составляет лишь часть терапии» .

Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.И.Пайкин, А.М.Смирнова, Н.А.Власова и др. отмечают усугубляющую роль зафиксированного внимания на дефектной речи у заикающихся. Ф.Г.Штоккерт (1927), а затем М.И.Пайкин утверждали, что собственно заикание начинается лишь с момента фиксации заикающегося на своем расстройстве. Когда заикающийся впервые обратит внимание на свою неправильную речь, этот период может считаться критическим в развитии заикания: только теперь начинается боязнь говорить, боязнь речи, которая делает пациента асоциальным и заставляет уединяться. Чем больше внимания уделяется своему страданию, тем оно хуже становится.

Этой же точки зрения придерживался М.Е.Хватцев, который писал: «. первичное спотыкание от травмы (шока) — еще не заикание. Это расстройство координации. Но когда у ребенка надолго остаются воспоминания о шоке и мысль, что он может снова споткнуться, то есть когда происходит фиксация внимания на спотыкании (подчеркнуто нами — В.С), тогда начинается развитие действительного заикания, ибо в тот момент все усилия артикулировать бесплодны. С возникновением психопатологических моментов заикание из простого расстройства координации превращается в невроз» .

Здесь уместно вспомнить слова С.Н.Давиденкова о том, что «одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство», есть «чувство собственной неполноценности», а чем больше больной неврастенией «фиксирует внимание на своем болезненном симптоме, тем, естественно, симптом этот становится более упорным. Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет больного фиксировать на нем свое внимание, в вследствие этого симптом еще усиливается и еще более проковывает к себе внимание больного» .

Отечественный психолог Н.И.Жинкин (1958), рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, находил, что «чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается слухом как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе» .

Почти все исследователи проблемы заикания обнаруживают у заикающихся в разной степени выраженную тревожность, опасение, боязливость, страх перед речью. С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова и др. страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания».

Таким образом, при изучении литературных источников нетрудно заметить, что, с одной стороны, большинство авторов относит наличие у заикающихся психологических особенностей (в частности, их фиксированность на дефекте) к типичному, обязательному симптому в структуре заикания. С другой стороны, к понятию фиксированности на дефекте у заикающихся можно отнести (по разным авторам) разные психические явления: особое качество внимания (закрепившееся, устойчивое, застревающее, навязчивое, сосредоточенное, концентрированное), осознание дефекта, своеобразные представления о нем и, наконец, разное отношение к нему (настороженное, боязливое).

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Расслабление мышц шеи

Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.

Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

www.stuttering.su

Исторический аспект заикания

д октор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, Мурманский арктический государственный университет,

Заикание: его исследование в теории и истории логопедии

статья посвящена проблемам исследования природы заикания и его преодоления в разные исторические периоды; показаны разные теоретические подходы к коррекционно-педагогической работе; показано преимущество дидактического метода коррекции заикания, принципа комплексности в работе.

заикание, коррекция, исторический аспект, нозологический принцип, дифференцированный подход, логофобический синдром

Заикание определяется как расстройство темпа, ритма и плавности речи судорожного генеза.

Несмотря на то, что проблема заикания (его устранения и предупреждения рецидивов) является актуальной уже много столетий, ее научная разработка имеет сравнительно небольшую историю. Так в 1838 году русский врач Хр. Лагузен предложил систему ухода за ребенком, начавшим остро заикаться вследствие психической травматизации [1]. Заикающийся ребенок в представлении Хр. Лагузена является «остро заболевшим организмом», требующим комплексного воздействия в виде сочетания мероприятий медицинского и психологического характера, с обязательным введением режима молчания. Некоторое время в середине XIX столетия имел популярность хирургический метод, эффективность которого была случайна и в процессе поиска более действенного способа преодоления заикания возник дидактический метод. Он заключался в изолированном применении различных дыхательных, речевых и голосовых упражнений. Представители этого метода рассматривали заикание как спастический координационный невроз, возникающий вследствие врожденной недостаточности вербо-артикуляционного механизма, признавали нарушение моторного элемента (А. Куссмауль, 1879; Г. Гутцман, 1898 и др.). При этом предполагалось усваивать легкие, простые движения, работать над фонацией и дыханием и далее над звуком, словом, фразой. Вся сложная картина заболевания, его психические, социальные корни оставались малоизученными.

Вершиной научного достижения XIX столетия по данному вопросу с правом можно считать книгу русского профессора, психиатра И.А. Сикорского «О заикании» (1889) [2], в которой дается обобщение опыта изучения начала проявления и симптоматики заикания как нервнопсихического заболевания и обосновывается ряд важных положений для теории и лечения. Расценивая заикание как внезапное судорожное нарушение непрерывности артикуляции И.А.Сикорский считал необходимым сочетать работу педагога с помощью врача. Рациональное лечение заикания складывалось из предупредительного, дидактического, психического и фармацевтического воздействия, которое необходимо начинать в детском возрасте. По его мнению, заикающимся необходимы артикуляционные упражнения и ритмическая речь.

На рубеже XX века, когда получает широкое развитие психология и психиатрия, возникает точка зрения, что заикание – нарушение не столько моторное, сколько умственно-аффекторное и в первую очередь необходимы психотерапевтические приемы в сочетании с четким медленным произнесением и другими речевыми приемами (Э. Андерс, 1897 [3]; А.Либман, 1901; Г.Каменка, 1900; Г Неткачев, 1909 [4], 1913; Э. Фрёшельс, 1931 [5]). Так А. Либман на первый план выдвигал необходимость психического воздействия на больного с целью преодоления страха речи, значительно меньшую значимость он придавал речевым упражнениям по ступеням сложности. Э. Фрёшельс трактовал заикание как ассоциативную афазию. Э. Андерс, говоря о психологическом воздействии на личность больного, о необходимости искоренять волнение и страхи, упоминал о важной роли движений в производстве речи писал, что звуковые представления, образовавшиеся из слуховых восприятий слов воспроизводятся посредством мышечных ощущений в наших органах речи.

Родоначальником психологического направления изучения и лечения заикания в России был Г.Д. Неткачев. В своих работах он выдвигал точку зрения на заикание как психоневроз и предлагал психологическую трактовку судорожного проявления речи; считал, что дыхательные, голосовые и артикулярные судороги чисто психического происхождения и существуют в трех формах: 1) то, это уловки, 2) то, вид выразительных форм страха, стыда, смущения и т.д., 3) то, это форма навязчивости. По его мнению, происходит образование навязчивой мысли по поводу случившейся перемены в двигательных ощущениях, исходящей от измененного страхом мышечного чувства. Представители этого направления предлагали лечить заикание в основном путем психотерапии. В дальнейшем заикание рассматривается авторами как функциональное нарушение, невроз, отражающийся на всей жизнедеятельности человека.

В советский период последовательная разработка вопросов заикания как научной медико-педагогической проблемы получила свое начало в 30-е годы прошлого столетия и связана с именами В.А. Гиляровского [6], Н.А. Власовой [7], Е.Ф.Рау [8], Ю.А.Флоренской [9], и др.

В.А.Гиляровский в ряде работ обосновывает необходимость многостороннего влияния на личность заикающегося ребенка усилиями различных специалистов и использования оздоровляющей роли правильно организованного детского коллектива. Таким учреждением стало детское логопедическое отделение при больнице им. В.П. Соловьева, где В.А. Гиляровским и Н.А.Власовой был внедрен комплексный метод преодоления заикания, который включал: 1) медикаментозную терапию, 2) логопедическую работу, 3) логоритмическую работу, 4) воспитательную работу, 5) лечебную физкультуру.

В разработанную Н.А.Власовой методику логопедической работы для заикающихся детей дошкольного возраста была положена идея постепенного перехода от простых к более сложным ступеням речи. Методика логоритмической работы для детей и взрослых была создана В.А. Гринер и Н.С. Самойленко [10, 27]. Данная методика прочно внедрилась в практику логопедии и актуальна в настоящее время.

Ю.А. Флоренская в исследованиях 1935, 1941 годов, рассматривая заикание как функциональное нарушение речи в сочетании с невротическими расстройствами, описывает затяжные случаи у взрослых пациентов и предлагает применять ряд мероприятий: общую терапию, речевую ортопедию, психотерапевтические беседы.

В дальнейшем, в конце XX и начале XXI вв., прочно установилась значимость комплексности методов в системе преодоления заикания. Продолжая углублять изучение заикания у дошкольников и создавать новые формы коррекционной работы, авторы придерживаются того же принципа (К.-Р. Bekker [11] , Е.Ф. Рау [8], В.И. Селиверстов [12], М.Е. Хватцев [13]). Г. А. Волкова [14] обосновывает необходимость коррекционной работы с заикающимися детьми в процессе их ведущей деятельности – игры.

Р.Е.Левина [15] считает, что заикание является расстройством речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции и возникает при несоответствии между реальной готовностью речевых средств, их доступным уровнем и требованием к ним разговорной среды. Отсюда следует предложение к разработке новых методов по пути воспитания постепенного перехода от ситуационной к контекстной речи. В ряде работ Р.Е. Левиной была дана характеристика исследований в области заикания у детей. Соответственно этому была разработана методика логопедической работы с заикающимися детьми, которая строилась на постепенном усложнении системы вопросов в процессе занятий по ручному труду у дошкольников и прохождения программы у детей других возрастов (Н.А. Чевелева [16]).

В работах С.А. Мироновой [17] прослеживается развитие направления, данного в работах Р.Е.Левиной и Н.А. Чевелевой. Для работы над постепенным переходом от ситуационной речи к контекстной автор предлагает использовать весь программный материал детского сада, кроме того включать оречевление режимных моментов. Были указания на наличие у заикающихся детей дошкольного и школьного возрастов нарушения произвольного внимания, темпа и устойчивости деятельности, изменения в состоянии эмоционально-волевой сферы, характера.

В конце XX столетия изучаются проявления других видов речевой патологии при заикании и рассматриваются пути их коррекции: есть указания на необходимость развивать речевую моторику (Н.М. Асатиани [18, 19], И.О. Калачева, В.С. Кочергина [20]).

Разработку специальных психотерапевтических приемов для взрослых заикающихся и детей старшего школьного возраста можно найти в работах В.М. Шкловского [21], Ю.Б. Некрасовой, А.И. Лубенской.

Многообразие вариантов в существующих направлениях исследования и преодоления заикания обусловлено тем, что не было единой общепринятой классификации данного речевого расстройства и критериев его оценки. И несмотря на то, что еще в 30-е годы и позднее ставился вопрос о необходимости дифференцированного подхода при изучении лиц, страдающих заиканием, (В.А.Гиляровский, Ю.А.Флоренская), работ в этом плане мало. Так В.А.Ковшиков [22] изучает своеобразие заикания при различных нервно-психических заболеваниях у взрослых и подростков, страдающих заиканием. Исследованием было показано, что наряду с общими проявлениями, которые характеризуют данный вид речевой патологии, в каждой клинической группе имеются типичные особенности в развитии, течении и проявлении заикания, органически связанные с нервно-психическим заболеванием и личностью больного. Автор подчеркивает необходимость применения дифференцированных методик в коррекционно-воспитательной работе с заикающимися, которые учитывают этиопатогенетический аспект речевого расстройства. В.А.Куршев [23] наряду с невротическим разбирает случаи заикания на фоне задержанного речевого развития.

В.С. Кочергина [20], классифицируя заикание у детей, выделяет 2 группы: 1) дети с нормальным общим речевым развитием, 2) дети, у которых заикание возникает в связи с последствиями нерезко выраженного органического поражения головного мозга. Автор отмечает, что затяжной и неблагоприятный тип течения заикания в основном связан с поражением речедвигательных сфер головного мозга различной тяжести и локализации. В работе ставится вопрос о необходимости специальных видов дифференцированной логопедической и медицинской коррекции заикания.

Установлено, что определенное число детей и взрослых страдает заиканием в комбинации с психическими нарушениями (Н.М.Асатиани [18]).

Специальные исследования обнаружили нозологическую разнородность заикающихся. Было выделено 4 группы: больные с резидуальными явлениями раннего органического поражения центральной нервной системы, с невротическими расстройствами, психопатиями, вялопрогредиентной шизофренией. Изучено проявление логофобического синдрома в зависимости от нозологического фона, на котором он проявляется (В.Г. Казаков).

Отграничивать невротические от внешне сходных с ними состояний резидуально-органического генезиса предложено профессором В.В. Ковалевым. Дифференцированное представление о сущности заикания в дальнейшем внесло ясность в вопросы лечебной и коррекционной работы и стало отправной точкой для разработки патогенетически обоснованных принципов медико-педагогических мероприятий (Н.М.Асатиани с сотр., Л.И. Белякова [24], Е.Л. Мозговая и др.).

Путем электрофизиологических исследований выявлены различия показателей при заикании невротического происхождения и возникшего на фоне органического поражения центральной нервной системы (Л.И.Белякова).

Клиническое изучение взрослых больных, страдающих заиканием, обнаружило их нозологическую разнородность (Н.М.Асатиани, В.Г.Казаков). Описаны рудименты логофобического синдрома и проявление нервно-психических расстройств при сравнительном исследовании разных форм заикания у дошкольников (И.С.Калачева, 1976). Необходимость дифференцированного подхода признается и обосновывается в настоящее время многими исследователями.

Соблюдение данного принципа важно для дальнейшей теоретической и практической разработки проблемы заикания. Такое направление, например, положено и в основу диагностического исследования двигательных и речевых функций при заикании у детей и разработки дифференцированных приемов их коррекции (Н.А.Рычкова).

Несмотря на несколько противоречивые точки зрения на происхождение и коррекцию заикания у детей и взрослых в разные годы, авторы сходятся во мнении о необходимости комплексного метода при взаимодействии с личностью и преимущество дидактического метода преодоления данного речевого расстройства. В настоящее время в преобладающем большинстве литературных источников прослеживается мозаичность коррекционно-педагогических приемов работы в разновозрастном аспекте.

Актуальным, не переведенным в практическую плоскость, остается вопрос о пропаганде психогигиенических знаний среди педагогов дошкольных и школьных образовательных организаций, а также о необходимости обучения их приемам коррекции речевых нарушений у детей и взрослых.

Лагузен Хр. Способ излечения заикания. – СПб, 1838. – 47 с.

Сикорский И.А. О заикании. – СПб., 1889. – 314 с.

Андрес Э.А. Недостатки речи и борьба против них в семье и школе. – Кронштадт, 1897. – 182 с.

Неткачев Г.Д. Клиника и психотерапия заикания. – М., 1914. – 128 с.

Фрешель С.Э. Заикание. Ассоциативная афазия. – М.; Л.: Госмедиздат, 1931. – 171 с.

Гиляровский В.А. О нарушениях речи и мерах борьбы с ними // Вопросы патологи речи. – Харьков, 1959. – Т. 32. – С. 8-9.

Власова Н. А., Герценштейн Э.Н. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста. – Невропатология и психиатрия. – 1939. – Т. VIII . – Вып. 9-10. – С. 68-76.

Рау Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста. – М.: Медицина, 1964. – 26 с.

Флоренская Ю.А. Материалы к изучению клиники логоневрозов // Проблемы неврастений и неврозов. – М., Л., 1935. – Вып. 1. – С. 125-136.

Гринер В.А., Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика. – М.: Учпедгиз, 1941. – 80 с.

Беккер К.П. Комплексный метод устранения заикания у детей дошкольного возраста // Заикание. – М.: Медицина, 1978. – С. 120-151.

Селивёрстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: Владос, 2000. – 208 с.

Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум; СПБ.: Дельта, 1996. – 384 с.

Логопедия: Учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Владос, 2004. – 703 с.

Левина Р.Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у дошкольников. – М.: Педагогика, 1975. – С. 3-22.

Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.

Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения // Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Проф. Р.Е. Левиной. – М.: Педагогика, 1975. – С. 3-23.

Асатиани Н.М., Казаков В.Г. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжными формами заикания. – Журнал невропатологии и психиатрии. – 1974. – Вып. 4. – С. 574-579.

Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О., Мозговая Е.Л. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием. – Дефектология. – 1978. — № 1. – С. 25-31.

Кочергина В.С. Классификация заикания у детей на основе патогенетического принципа // IV Симпозиум детских психиатров социалистических стран: Тез. Докл. – М., 1976. – С. 239-242.

Шкловский В.М. Заикание. – М., 1994. – 248 с.

Ковшиков В. А. Особенности заикания и педагогические пути его устранения у больных с различными нервно-психическими pасстройствами: Автреф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 1972. – 246 с.

Куршев В. А. Заикание. – М.: Медицина, 1973. – 159 с.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание: Учебное пособие для студентов. – М.: «Эксмо-Пресс», 2001. – 320 с.

Рычкова Н .А. Логопедическая ритмика. – М.: Гном-Пресс, 1998. – 36 с.

Рычкова Н.А. Карта динамического обследования ребёнка. Практическое пособие. — М.: НКЦ. 2011. — 47 с.

Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. – М.: Учпедгиз, 1958. – 168 с.

Рекомендовано к публикации

А.С.Роботова, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Pedagogy, Murmansk Arctic State University, Murmansk

Stuttering: research in the theory and history of speech therapy

The article is devoted to problems of research into the nature of stuttering and overcoming it in different historical periods; It shows the different theoretical approaches to correctional and educational work and the advantage of the didactic correction method of stuttering, the principle of comprehensiveness in the work.

stuttering, correction, historical aspect, nosological principle, differentiated approach, logofobichesky syndrome

Laguzen Hr. Sposob izlecheniya zaikaniya. – SPb, 1838. – 47 s.

Sikorskij I.A. O zaikanii. – SPb., 1889. – 314 s.

Andres EH.A. Nedostatki rechi i bor’ba protiv nih v sem’e i shkole. – Kronshtadt, 1897. – 182 s.

Netkachev G.D. Klinika i psihoterapiya zaikaniya. – M., 1914. – 128 s.

Freshel’ S.EH. Zaikanie. Associativnaya afaziya. – M.; L.: Gosmedizdat, 1931. – 171 s.

Gilyarovskij V.A. O narusheniyah rechi i merah bor’by s nimi // Voprosy patologi rechi. – Har’kov, 1959. – T. 32. – S. 8-9.

Vlasova N. A., Gercenshtejn EH.N. Opyt raboty s logonevrotikami doshkol’nogo vozrasta. – Nevropatologiya i psihiatriya. – 1939. – T. VIII. – Vyp. 9-10. – S. 68-76.

Rau E.F. O zaikanii detej doshkol’nogo vozrasta. – M.: Medicina, 1964. – 26 s.

Florenskaya YU.A. Materialy k izucheniyu kliniki logonevrozov // Problemy nevrastenij i nevrozov. – M., L., 1935. – Vyp. 1. – S. 125-136.

Griner V.A., Samojlenko N. S. Logopedicheskaya ritmika. – M.: Uchpedgiz, 1941. – 80 s.

Bekker K.P. Kompleksnyj metod ustraneniya zaikaniya u detej doshkol’nogo vozrasta // Zaikanie. – M.: Medicina, 1978. – S. 120-151.

Selivyorstov V.I. Zaikanie u detej: Psihokorrekcionnye i didakticheskie osnovy logopedicheskogo vozdejstviya. – M.: Vlados, 2000. – 208 s.

Hvatcev M.E. Logopediya: rabota s doshkol’nikami: Posobie dlya logopedov i roditelej. – M.: Akvarium; SPB.: Del’ta, 1996. – 384 s.

Logopediya: Uchebnik dlya stud. Defektol. Fak. Ped. Vuzov / Pod red. L.S. Volkovoj. – 5-e izd., pererab. I dop. – M.: Vlados, 2004. – 703 s.

Levina R.E. Zaikanie u detej // Preodolenie zaikaniya u doshkol’nikov. – M.: Pedagogika, 1975. – S. 3-22.

CHeveleva N.A. Ispravlenie zaikaniya u shkol’nikov v processe obucheniya. – M.: Prosveshchenie, 1978. – 112 s.

Mironova S.A. Ispravlenie zaikaniya u doshkol’nikov v processe obucheniya // Preodolenie zaikaniya u doshkol’nikov / Pod red. Prof. R.E. Levinoj. – M.: Pedagogika, 1975. – S. 3-23.

Asatiani N.M., Kazakov V.G. Klinicheskaya harakteristika vzroslyh bol’nyh s zatyazhnymi formami zaikaniya. – ZHurnal nevropatologii i psihiatrii. – 1974. – Vyp. 4. – S. 574-579.

Asatiani N.M., Belyakova L.I., Kalacheva I.O., Mozgovaya E.L. Dannye kliniko-fiziologicheskogo issledovaniya detej doshkol’nogo vozrasta, stradayushchih zaikaniem. – Defektologiya. – 1978. — № 1. – S. 25-31.

Kochergina V.S. Klassifikaciya zaikaniya u detej na osnove patogeneticheskogo principa // IV Simpozium detskih psihiatrov socialisticheskih stran: Tez. Dokl. – M., 1976. – S. 239-242.

SHklovskij V.M. Zaikanie. – M., 1994. – 248 s.

Kovshikov V. A. Osobennosti zaikaniya i pedagogicheskie puti ego ustraneniya u bol’nyh s razlichnymi nervno-psihicheskimi passtrojstvami: Avtref. diss. … kand. ped. nauk. — M., 1972. – 246 s.

Kurshev V. A. Zaikanie. – M.: Medicina, 1973. – 159 s.

Belyakova L.I., D’yakova E.A. Logopediya. Zaikanie: Uchebnoe posobie dlya studentov. – M.: «EHksmo-Press», 2001. – 320 s.

Rychkova N.A. Logopedicheskaya ritmika. – M.: Gnom-Press, 1998. – 36 s.

Rychkova N.A. Karta dinamicheskogo obsledovaniya rebyonka. Prakticheskoe posobie. — M.: NKC. 2011. — 47 s.

Griner V.A. Logopedicheskaya ritmika dlya doshkol’nikov. – M.: Uchpedgiz, 1958. – 168 s.

ISSN 1997-8588. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-33379 (000863) от 02.10.2008 от Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

При перепечатке и цитировании просим ссылаться на » Письма в Эмиссия.Оффлайн «.

Адрес редакции: 191186 , Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И.Герцена, корп.11, к.24а

emissia.org

Управление, сущность которого, может быть, осознается только в наш век, имеет длительную историю становления, раз­вития и практического действия. Исторический аспект управле­ния содержит огромное теоретическое и практическое знание, ибо позволяет увидеть место и роль управления в различных типах человеческой цивилизации (А. Дж. Тойнби) и при реше­нии самых различных социальных, религиозных и национальных проблем (по России: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, М. М. Ми­хайловский). Много об управлении размышляли и испытывали его на собственном опыте правители и государственные деятели, полководцы и мыслители, начиная со времен Древнего Китая, Вавилона, Древнего Египта и Древнего Рима. Естественно, что сюжетами об управлении очень богата художественная литерату­ра на историческую тему. Как раз исторический анализ более всего свидетельствует о том, что управление всегда — в разные исторические эпохи и в разных национальных культурах — отли­чалось сложным, многогранным характером.

В заключение мне хотелось бы сказать, что теория государственного управления – относительно «молодая» наука, но от этого нисколько не теряющая своей значимости. В современной России, которая встала на путь демократических преобразований, изучение данной дисциплины имеет первостепенное значение, наряду с такими курсами, как конституционное право или уголовное право, т. к. не зная особенностей системы государственного управления, невозможно не то чтобы стать грамотным юристом, но даже трудно быть всесторонне развитой личностью.

Особенно важным в этом свете становится проблема всестороннего изучения данной науки в рамках учебного курса. Хотя общеизвестно, что все знать невозможно, но рассмотрение управления с различных точек зрения, или аспектов, помогает наиболее полно осветить всю многогранность этой науки при изучении её в высших учебных заведениях.

Каждый из рассмотренных в этой работе вкратце аспектов управления заслуживает право на жизнь, т. к. без него изучение данной темы будет неполным. Нельзя говорить, что какой-либо ракурс преобладает, а другой «не имеет к делу никакого отношения» – это в корне неверно. Говорить о познании науки теории государственного управления можно только после изучения всех разделов учебной дисциплины в совокупности. Выпадение какого-либо элемента, даже если он на первый взгляд кажется незначительным, делает невозможным обозрение полной, завершенной картины науки. Впрочем, то же самое можно сказать про любую другую науку.

Список использованной литературы

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. — М.: Юрид. лит., 1997.

Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1970, т. 2.

Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2000.

Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист 1996.

Философский словарь. М.: Политиздат, 1980 г.

1 Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1970, т. 2, стр. 321.

2 Философский словарь. М.: Политиздат, 1980 г, стр. 171.

3 Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2000, стр. 391.

4 Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2000, стр. 776.

5 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. — М.: Юрид. лит., 1997, стр. 38.

6 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. — М.: Юрид. лит., 1997, стр. 30.

studfiles.net

Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)

  • "Душа просит слова. "
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская
  • Статья. Шашкина Г.Р. Исторический аспект проблемы недоразвития речи у детей → Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)

    Шашкина Г.Р. Исторический аспект проблемы недоразвития речи у детей. /«Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии». Материалы шестого международного теоретико-методологического семинара, М., 2014, с. 248-253

    Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Левиной Р. Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Жаренковой Г. И., Каше Г. А., Никашиной Н. А., Спировой Л. Ф., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Ястребовой А. В. и др.) в 50 — 60 — е годы двадцатого века.

    logomag.ru

    Двигатель ЯМЗ-238: характеристики

    Двигатель ЯМЗ 238 — это силовой агрегат семейства моторов выпускаемых Ярославским моторным заводом. Мотор ЯМЗ 238 считается старшим братом не менее известного силового агрегата ЯМЗ-236. Они имеют схожие технические характеристики, устройство работы и конструктивные особенности.

    238-я модель, как и младший собрат 236-й, пришли на смену устаревших движков ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206. Разработка и внедрение силового агрегата началось еще в 50-е годы 20 века, когда необходимо было сделать мощный 4-х тактный дизельный двигатель с экономичными показателями.

    Отцом двигателей семейства ЯМЗ считается легендарный советский инженер, конструктор и изобретатель — Георгий Дмитриевич Чернышёв. На то время — это был уникальный в своем роде мотор, который выпускали полвека, и зарекомендовал себя, как один из лучших силовых агрегатов во всем мире.

    На сегодняшний день, официально мотор ЯМЗ 238 снятый с производства, поскольку Ярославский завод выпускает приемника — ЯМЗ-530 и ЯМЗ-540. Но, производство запасных частей продолжается, а линия останавливаться не будет, по крайней мере, в ближайшее 10 лет.

    Технические характеристики

    Технические характеристики двигателя ЯМЗ-238 за весь период выпуска и модернизаций не поменялись. Конечно, мотор совершенствовался по последним разработкам и инновациям, но конструктивных изменений было очень мало. Рассмотрим, основные характеристики силового агрегата:

    Стоит отметить, что всех двигателях серии 238 установлен механический насос высокого давления топлива. На каждый цилиндр установлена своя секция насоса, чтобы сгорание проходило равномерно. Располагается ТНВД между рядами цилиндров, на развале двигателя.

    ДВС ЯМЗ 238 получил достаточно много модификаций и применяемость на автомобильном ряде. Так, согласно технической документации завода изготовителя, рассмотрим, какой модельный ряд и модификации имеет двигатель «восьмерка»:

  • 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД3.
  • 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД6.
  • 240 л.с. (177 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н*м (90 кгс*м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238 (базовый).
  • 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД4.
  • 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД7.
  • 280 л.с. (206 кВт) при 2100 об/мин, 1029 Н•м (105 кгс•м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238ПМ.
  • 290 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1128 Н•м (115 кгс•м) при 1400 об/мин — ЯМЗ-238ДК.
  • 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1280 Н•м (131 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД5.
  • 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/ммн, 1280 Н•м (131 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД8.
  • 320 л.с. (235 кВт) при 2100 об/мин, 1117 Н•м (114 кгс•м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238ФМ.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2000 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1400 об/мин — ЯМЗ-238ДК.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238Д.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238ДЕ.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1274 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-238ДЕ2.
  • 330 л.с. (243 кВт) при 1900 об/мин, 1274 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6582.
  • 360 л.с. (265 кВт) при 1900 об/мин, 1570 Н•м (160 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7512.
  • 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1715 Н•м (175 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7511.
  • 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н•м (180 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6581.
  • 420 л.с. (309 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н•м (180 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7513.

Обслуживание силового агрегата

Двигатель ЯМЗ-238 не имеет значительных отличий от 236 модели. Сервисное обслуживание движка проводится каждые 20-25 тыс. км пробега. Плановое техническое обслуживание ДВС — комплекс операций направленных на сохранение первичного состояния узлов и деталей агрегата. Согласно руководству по ремонту и эксплуатации мотора ЯМЗ составленное заводом изготовителем, рассмотрим, какие операции входят в ТО «восьмерки»:

  • Замена масла.
  • Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, экофильтр для выхлопа.
  • Очистка форсунок.
  • Регулировки, связанные с топливным насосом высокого давления.
  • Другие операции направленные на техническое обслуживание силового агрегата.
  • Обслужить топливный насос высокого давления топлива — это отдельный комплекс операций, который смогут сделать качественно только мастера по ремонту топливной аппаратуры дизельных моторов.

    Ремонт двигателя: основное описание

    Ремонт двигателя ЯМЗ 238 — это целый комплекс операций по восстановлению работоспособности мотора, который не рекомендуется делать своими руками. Так, стоит обратиться к профессионалам, которые смогут правильно диагностировать неисправности и износы, а также какой внутренний элемент требуется заменить. Рассмотрим, основной комплекс операций, который проводится для мотора ЯМЗ 238, чтобы провести капитальный ремонт мотора:

    1. Поверхностная диагностика неисправностей проводится на слух. Моторист определяет наличие посторонних шумов, а также предварительное месторасположение.
    2. Демонтаж мотора с автомобиля, а также проведение полной разборки силового агрегата.
    3. Замеры цилиндров и коленчатого вала. Определение номера ремонта, а также заказ запасных частей. Как показывает практика, в большинстве случае, чтобы не растачивать цилиндры двигателя — блок гильзуется. Этот параметр позволяет, а в случае последующих ремонтов растачивать не блок, а гильзы, которые при износе можно вынуть и вставить новые.
    4. Ремонт головки блока цилиндров.
    5. Сборка силового агрегата.
    6. Отдельным параметром стоит восстановление ТНВД. Как показывает практика, мастер ремонтирует только плунжерную пару, которая изнашивается наиболее часто.

      Что касается поточных ремонтных операций, то каждый владелец автомобиля с двигателем ЯМЗ обладает достаточными навыками и знаниями, что восстанавливать свой двигатель самостоятельно, главное, чтобы рука росла из нужного места. К наиболее частым проблемам относится:

      • Неисправность стартера и генератора.
      • Выход со строя водяного насоса.
      • Замена приводных ремней.
      • Регулировка клапанного механизма.
      • Замена фильтров двигателя.
      • Инструкция по ремонту каждого узла имеется в интернете или можно использовать заводские книги, которые имеются в открытом доступе.

        Двигатель ЯМЗ 238 считается легендой отечественного автомобилестроения. Больше чем, за полвека производства, силовой агрегат показал себя как надежный и легко ремонтируемый. За эти качества он и полюбился автомобилистам.

        Стоит отметить, что ЯМЗы, как 238, так и 236, часто шли на экспорт большими партиями. Например, Китай заказывает для своих большегрузных грузовиков именно двигатели этой серии, поскольку с ЯМЗом может соревноваться только БЕЛАЗ и Катерпиллер, но они стоят намного дороже отечественного аналога.

        avtodvigateli.com

        Дифференциальная диагностика (различие) тахилалии и заикания

        Исторический аспект изучения заикания

        Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого расстройства.

        Первоначально расстройство речи типа заикания называли баттаризмом, по имени царя Батта, страдающего этим недугом. Несколько позднее в трудах греческих врачей и философов встречается термин «balbuties», что в переводе на русский язык означает «заикание».

        В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Плутарх подробно описал метод самолечения Демосфена. Заказав себе, зеркало в полный рост Демосфен внимательно изучал недостатки своей речи и поведения. Это позволило ему наметить целую систему различных речевых упражнений. В них он предусматривал не только регулярную тренировку правильности своей речи, но и воспитание у себя определенных черт личности. Демосфен, наряду с гимнастическими приемами лечения, большое значение придавал психологическому воздействию на личность заикающегося. Это свидетельствует о глубоком понимании сущности заикания уже в древнюю эпоху[3].

        Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата признавали Гален, Цельс, Авиценна. На рубеже 17-18 веков заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи: наличие отверстия в твердом нёбе (Санторини); углубление в нижней челюсти, в которое прячется кончик языка при движении (Вутцер); неправильное соотношение между длинной языка и полостью рта (Эрве-де-Шегуан), слишком плотным прикреплением языка к короткой уздечки. Другие исследователи связывали с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель).

        В конце 19 века начале 20 веков утверждается мнение, что заикание — это сложное психофизическое расстройство. В России большинство ученых рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А. Сикорский, 1889; И. К. Хмелевский, 1897; Э. Андрес, 1894; и другие). По мнению И.А.Сикорского в основе возникновения заикания лежат нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер.

        Он рассматривал заикание как особую форму невроза: результат раздражительной слабости двигательного центра речи, ведущий к нарушению согласованности речевых движений и судорогам речевых мышц.

        Другие исследователи указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявляются при заикании ( Хр. Лагузен, 1838; Г.Д. Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).

        Неткачев Г.Д. рассматривал заикание как самостоятельный психоневроз, при котором имеет место судорожное функциональное расстройство речи, связанное с навязчивыми душевными состояниями.

        В этот же период времени к рассмотрению механизмов заикания стали подходить с психологической точки зрения. Возникли психологические теории механизма заикания (Абелева И.Ю., Ангушев Г.И., Неткачев Г.Д., Флоренская Ю.А., Хавин А.Б., Шкловский В.М. и др.) По их мнению, специфической основой заикания является то психическое состояние, на основе которого у говорящих лиц возникает сознание расстройства их речи.

        Психологический подход в понимании заикания реализует в своих исследованиях Г.А.Волкова. Автор определяет заикание как своеобразное и сложное расстройство речи, обусловленное дизонтогенезом психических функций и дисгармоничным расстройством личности [5].

        К 30-м годам и в последующие 50-60 годы 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П.

        Павлова, о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.

        В работах ряда исследователей показано, что заикание обусловлено нарушением корково-подкоркового взаимодействия, в результате чего нарушается темп, плавность, модуляция речи, появляются судорожные спазмы в мышцах органов, участвующих в речи. Одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.), другие — как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.П. Тяпугин, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, Н.И Жинкин, В.С. К;очергина и др.) Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлек­са. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962). В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенап­ряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Не­рвный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной систе­мы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заика­ния указывал еще В. А. Гиляровский. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ре­бенка области высшей нервной деятельности — речи, что про­является в нарушении координации речевых движений с яв­лениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нару­шению тех условнорефлекторных механизмов, которые регу­лируют деятельность подкорковых образований.

        В силу создав­шихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельнос­ти стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заика­ние возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций. Эти взгля­ды отражают понимание механизма невротического заикания как своеобразного нарушения корково-подкорковых отноше­ний (М. Зееман, Н. И. Жинкин, С. С. Ляпидевский, Р. Лухзингер и Г. Арнольд, Э. Рихтер и мн. др.).

        У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснять с позиций реактивного невроза и невроза развития (В. Н. Мясищев, 1960). Реактивный невроз развития понимается как острое наруше­ние высшей нервной деятельности. При неврозе развития об­разование патологических стереотипов происходит постепен­но, в неблагоприятных условиях среды — перераздражения, подавления, изнеживания. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиологического косноязычия» при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р. М. Боскис, Р. Н. Левина, Е.Пишон и Б. Мезони). Так, Р. М. Боскис называет заикание заболеванием, в «основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы. Рече­вые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического разви­тия личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль[5].

        allrefrs.ru