История неврозов у детей

Предупреждение неврозов у детей. Часть 4.

Для понимания сущности неврозов у детей и методов их предупреждения необходимо разъяснить, что понимается под неврозами вообще, отчего они происходят и на какие виды делятся.

Неврозы и их связь с темпераментом ребенка.

Невроз- это длительное стойкое функциональное расстройство нервной системы, возникающие вследствие отрицательных эмоций (служебные или семейные неприятности, конфликты, испуг, волнения, неумение или нежелание применяться к существующим обстоятельствам и др.). При неврозе никакого анатомического повреждения в нервной системе ( или других органах) нет. Если жалобы и симптомы, похожие на таковые при неврозе, возникают не от психологических причин, а от ослабления организма, перенесенной инфекции, неправильной работы эндокринных желез, упадка питания и т.п., то это не свидетельствует о возникновении невроза и, в отличие от него, называется псевдо неврозом (ложным неврозом).

В отличие от душевнобольных невротики ясно ориентируются в окружающем, ответственны за свои поступки; у них нет никаких галлюцинаций или бреда; они понимают, что больны, и даже чаще всего считают себя более серьезно больными, чем это имеет место в действительности.

Существуют три основных вида неврозов: истерия, неврастения и неврозов навязчивых состояний. Каждый из них возникает при определенной предрасполагающей к нему высшей нервной деятельности (темпераменте), при характерных ошибках в воспитании и типичных жизненных ситуациях.

Чем же в основном характеризуются разные темпераменты и к каким видам неврозов они предрасполагают? Лица так называемого слабого типа высшей нервной деятельности не умеют переносить длительных или резких напряжений; они теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, внушаемы. Улиц слабого типа, при прочих равных условиях, чаще развивается истерия или так называемая астеническая форма неврастении с преобладанием слабости, плаксивости, пугливости.

Лица неуравновешенного типа взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них чаще развивается гиперстеническая форма неврастении с преобладанием вспыльчивости, раздражительности, агрессивности.

Лица с инертным типом прочно закрепляют все условные рефлексы, не любят менять привычек, распорядок жизни, обстановку, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливаются к новым условиям. У них чаще возникают неврозы навязчивых состояний.

Независимо от силы, уравновешенности и инертности нервных процессов лица с преобладанием первой сигнальной системы, т.е. с преимущественно образным, эмоциональным восприятием действительности, более склонны при нервных срывах к истерии, лица с преобладанием второй сигнальной системы, т.е. абстрактно-мыслительного типа, склонны к психастении (подвид невроза навязчивых состояний), а средние между ними (которых больше всего) — к неврастении.

Приведем пример, как типы высшей нервной деятельности проявляются у детей.

В кабинет, пугливо прижимаясь к матери, входит шестилетняя Вера. Она настороженно озирается по сторонам, а когда к ней обращаются с вопросом, то теряется, краснеет, отвечает тихим прерывающимся голосом. При виде неврологического молоточка, который берет доктор для проверки коленного рефлекса, она отшатывается, глаза ее наполняются слезами. По словам матери, девочка послушна и исполнительна, но крайне обидчива, плаксива, труслива; в детском саду при малейшем недоразумении забивается в угол и долго плачет. Пугается даже тогда, когда при ней бранят других детей. Дружит лишь с одной, тоже тихой, девочкой, а остальных детей сторонится. Шумных забав не любит. Охотно играет с детьми младшей группы, заботиться о малышах и утешает их. От участия в детской самодеятельности отказывается, хотя у нее хороший слух и голос и она охотно поет куклам, когда рядом нет посторонних. Нетрудно определить, что у девочки слабый тип высшей нервной деятельности.

В кабинет врача с криком «наконец-то!» врывается пятилетний Алеша. Он бойко обегает кабинет, без спроса хватает со стола молоточек, фонарик, спрашивая, «для чего это?», вскакивает на весы. Хотя Алеша на год младше Веры, он совершенно не боится осмотра, охотно выполняет задания, особенно связанные с показом силы и ловкости. По словам матери, Алеша способный, живой мальчик, но слишком непоседливый, непослушный, подчиняется только отцу. На него часто жалуются в детском саду, где он нарушает режим, дерется, отбирает у детей игрушки, не боясь входить в конфликты даже с детьми старше его по возрасту. Воспитательницу не слушает, при попытке поставить его в наказание в угол сразу же выбегает из него; если его лишают сладкого, отнимает у соседа, и только когда Алеша угрожают пожаловаться отцу, мальчик некоторое время ведет себя спокойно. Конечно, нетрудно догадаться, что Алеша принадлежит к группе детей с сильным, неуравновешенным типом высшей нервной деятельности.

Толя ведет себя спокойно, солидно: не плачет, не пугается осмотра, не прыгает, не кричит. На вопросы отвечает не сразу, немного подумав, но спокойно и по существу. Раздевается, не спеша, аккуратно складывая снятую одежду. Окрик матери «Побыстрее!» не производит на него впечатления: он ставит снятые ботинки строго параллельно, в каждый из них укладывает снятый носок. По рассказам матери и принесенной из детского сада характеристике, это спокойный мальчик, не плаксивый, не озорной. Он методично выполняет все привычные для него режимные требования, но сразу теряется и нервничает, если его заставляют сделать что-то непредвиденное, ломающее распорядок дня. Если его кроватку переставят на новое место, он несколько ночей плохо спит; если пересадят на другое место за столом, теряет аппетит; когда детский сад выезжает на дачу, он первые дни ходит как потерянный. Долго не может войти в контакт с новой воспитательницей, ребятами. Любая привычка у Толи становится стойкой, и отучить от нее его нелегко. У Толи сильный, уравновешенный, но инертный, тип высшей нервной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности является сплавом врожденных и приобретенных черт, и поэтому целенаправленным воспитанием можно его значительной степени корригировать.

Детей слабого типа нужно постепенно приучать преодолевать препятствия, выполнять то, что им казалось трудным или страшным. Например, если ребенок боится собак, надо при нем гладить и кормить ласковую собаку, потом предложить сделать это и ему самому. Если он боится ходить по мосткам, надо проходить с ним за руку, потом подстраховывать, постепенно увеличивая высоту. Если боится спать один, надо понемногу, каждую ночь все больше, увеличивать расстояние между своей и его кроватями и т.п. Ребенка, теряющегося при ответах у классной доски, нужно дома тренировать в ответах, высказанных смелым тоном уверенного в себе человека. Хорошо влияют рассказы и чтения о храбрых людях и детях, которым хочется подражать. Каждый успех надо сопровождать похвалой; не обращать внимания на плач, следить, чтобы он не принес выгоды и сочувствия. Нельзя пытаться резко переломить страх. Например, боящегося плавать бросать в глубоком месте или с боящимся высоты делать вид, что выбрасываете его в окно, и т.п.

У детей неуравновешенного типа надо тренировать тормозной процесс. Для этого нужно запрещать как можно реже, но если пришлось запрещать, то делать это категорично.

Если ребенок хочет есть кашу с сахаром, а не с маслом, надеть синюю, а не красную курточку и т.п., пойдите на уступки, уважайте личность маленького человека.

Осуждать и запрещать в принципе надо лишь то, что в обществе мы осудили бы и запретили и взрослому. Например, ребенок разговаривает во время еды. Казалось бы, это нужно запретить, так как он и отвлекается, и может поперхнуться и т.п. Но ведь мы не осуждаем взрослых, ведущих застольную беседу. Поэтому и ребенку такой запрет будет казаться несправедливым. Другое дело, если ребенок хватает руками еду с общего блюда или залезает ложкой в тарелку к соседу — это мы позволить не можем, так как и взрослому это не дозволяется. Надо ребенку дать возможность разрядить энергию в социально-полезных формах (вовлекать в спорт, организованные военные игры, поручать быть ответственным за порядок в классе или дисциплину в группе, дать больше ярких новых впечатлений). Если такой ребенок говорит повышенным, раздраженным тоном, игнорировать его требования, но по возможности удовлетворять спокойно высказанные просьбы. Избегать наказаний, ограничивающих свободу и активность.

Детей инертного типа надо приучать к новым впечатлениям, к смене привычек и стереотипа, менять время от времени распорядок дня. Хорошо втягивать таких детей в туристские походы, где естественно, обстановка отличается от привычной.

Для тренировки второй сигнальной системы (преобладание ее у детей встречается редко и то лишь у старших школьников) нужно, чтобы каждое сказанное слово — обещание или угроза — всегда сопровождалось адекватным ощущением. Надо приучать детей выражать свои желания словесными формулировками, а не жестами, мимикой, тоном, делая вид, что вы их не понимаете. Например, вы предлагаете ребенку конфету — он должен сказать: «дай, пожалуйста!», а если он просто тянется к ней — вы съедаете ее сами и говорите, что поскольку он ничего не сказал, вы думали, что ему конфеты не хочется.

Говоря с детьми, следите, чтобы ваш тон не противоречили не аннулировал словесный смысл. Это происходит, например, тогда, когда вы, умиленные шалостью ребенка, восторженно подбрасываете и целуете его, а при этом ласковым тоном говорите: «Ах, разбойник, негодяй, сейчас тебе руки и ноги оторву!». В таких случаях ребенок приучается реагировать только на тон, а на смысл слова и сам выражает свои мысли и ощущения не словами, а лишь тоном. Этим вторая сигнальная система тормозиться в своем развитии.

www.psyworld.ru

Неврозы у мальчиков — тяжелая болезнь воспитания

Кто из нас не видел детей, которые по поводу и без повода закатывают истерики, кидаясь на пол? Такая «напасть» хотя бы раз в жизни случается с каждым ребёнком, но есть дети, у которых эти истерики очень часты. Родители таких детей жалуются на неуправляемость и агрессивность, драчливость и неуживчивость своего ребёнка. Мамы и папы с ними не справляются, не говоря уже о воспитателях и учителях. И мальчиков среди этих детей большинство. Родители таких малышей редко обращаются за помощью к врачу, а обратившись с удивлением принимают диагноз поставленный их ребёнку — невроз. Меж тем, детские неврозы – одно из самых распространённых нервных заболеваний, которым может заболеть практически каждый психически здоровый ребёнок. Разновидностей детских неврозов множество, в этой тяжёлой ситуации успокаивает только одно: неврозы детей можно излечить или предупредить в самом раннем возрасте.

Признаками невроза могут быть и вышеописанные истерики, и детские страхи (которые есть у всех детей, но при детском неврозе выражены особенно сильно), повышенная впечатлительность, плохой сон или постоянная замкнутость ребёнка. Такие дети тяжело переживают любые неудачи, остро реагируют на замечания. Родителям стоит бить тревогу, если подобное поведение ребёнка носит затяжной, системный характер. Неврозы могут сопровождаться и серьёзными нарушениями нервной системы: энурезом, заиканием, нервными тиками. Есть два возрастных периода, наиболее опасных для возникновения неврозов: это возраст 6-7 лет (риск нервных срывов в период адаптации к школе), и 12-14 лет (период полового созревания, неравномерность между физическим и психическим развитием). Однако основы неврозов детей закладываются в более раннем детстве, а в период школьного обучения уже «цветут ярким цветом».

Основные причины детских неврозов

В чём же причина возникновения неврозов у детей? Психологи и психиатры утверждают, что основная причина неврозов детей – неправильное воспитание. Например, если ребенку твердят день ото дня что он «неисправимый разгильдяй и оболтус», то он сам начинает в это верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт, он пытается доказать, что совсем не такой плохой, но взрослые этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. И если он не в силах приспособиться под требования взрослых, то будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. Впрочем, и приспособление, и сопротивление неизбежно ведут к повышенному нервному напряжению, и если родители не поменяют «воспитательную политику», не увидят в ребёнке личность, то у него неизбежно возникнет детский невроз.

Из множества детских неврозов мы разберём самые распространённые — те, которыми страдают мальчики: один из таких – неврастения. При неврастении происходит болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Требования родителей настолько подавляют волю ребёнка, что такие дети заранее считают себя не способными справиться с любыми предстоящими трудностями. А поскольку именно к мальчикам родители предъявляют более жёсткие требования, то и неврастеников среди них гораздо больше, чем среди девочек. Эту ситуацию отлично описал в своей книге «Нестандартный ребёнок» врач и психолог Владимир Леви: «Однажды к психологу обратились родители с такой проблемой: мальчик перестал убирать свою постель. Психолог спросил, сколько лет их мальчику, и те ответили, что «мальчику» уже 25 лет и он три года как женат». Как видим, родители всю жизнь подавляли личность сына, вот «малыш» и взбунтовался!

Ещё одна причина неврастении — переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье. Родители, сами не умея распределить внимание на обоих детей, бросают несправедливые упреки в адрес старшего: «он старший, на нем больше ответственности». Такая ситуация вызывает у детей ревность, нервные срывы, тики, а в худших случаях — неприкрытую агрессию к младшему брату или сестре.

Не меньшая вина взрослых и в возникновении истерических неврозов детей. У малышей 3-5 лет различного рода истерики — это всё-таки симптомы невроза, а не патология характера, которая бывает в более старшем возрасте. Надо отличать детские неврозы и от педагогической запущенности, хотя причины невроза те же. Какое-то время родители потакали всем требованиям любимого чада, а потом вдруг ввели ограничения, поступив непоследовательно — но ведь маленький ребенок не понимает смену логики родителей! Почему то, что вчера было можно — сегодня нельзя? Как отличить симптомы невроза, от обычных капризов ребёнка? Присмотритесь к нему получше: при неврозе ребенок не хочет быть таким — он устраивает сцены, но сам страдает от этого. Ещё оной причиной истерического невроза может быть не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие внимания. Тихий и незаметный мальчик вдруг превращается неуправляемого буяна, чтобы родители, наконец, заметили его существование! Именно таких детей называют «невостребованными» и сироты тут не причём. «Невостребованные» дети растут в семьях, где родители заняты карьерой или личной жизнью, а воспитание детей перекладывается на детские учреждения – и вот результат!

Перечислять причины детских неврозов можно долго, основа у всех одна — ошибки воспитания, несостоятельность взрослых как родителей. Иногда родители обращаются к врачу, только столкнувшись с такими симптомами неврозов как энурез, невротическое заикание, нарушение сна. Мы часто слышим истории о том, что заикание началось от какого-то испуга (резко просигналила машина или залаяла собака), но мало кто знает, что в этом случае испуг только спровоцировал выход невроза «на поверхность».

У детей школьного возраста появляется целый ряд «школьных неврозов»: один из них — невроз навязчивых состояний. Это постоянное желание совершать одни и те же действия, соблюдать ритуалы: всем знаком жест «постучать по дереву» или «положить пятак под пятку на удачу» и т. п. У детей-невротиков этих ритуалов и примет становится так много, что всё время и силы уходят на их соблюдение. А если вдруг что-то помешает ребенку выполнить подобный ритуал, он может настолько растеряться и расстроиться, что не напишет контрольную работу или плохо сдаст экзамен, даже имея хорошие знания.

Неврозы у мальчиков: статистика знает всё

Один психоневрологический диспансер повёл исследования неврозов детей по частоте заболеваний ими мальчиков и девочек. И вот какая нарисовалась картина:

Среди заболевших системными детскими неврозами преобладают мальчики (75%)

— Больных неврастенией мальчиков в 2,2 больше, чем девочек.

— Невротический энурез встречался в 3 раза чаще у мальчиков.

— Невротическое заикание также у мальчиков обнаруживалось 3 раза чаще, чем у девочек.

— Истерический невроз у мальчиков дошкольного возраста – в два раза более распространён, чем у девочек (в школьном возрасте, правда, эти цифры меняются местами).

— Невроз навязчивых состояний, как в детском, так и в подростковом возрасте чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (84,2% и 15,8% соответственно).

А вот статистика подобного исследования в школе:

По оценке педагогов из 1146 школьников от 7 до16 лет «нервными», по оценке педагогов, признаны 43% мальчиков и 18% девочек (различия достоверны). Такие вот малоутешительные цифры для родителей мальчиков…

Поскольку невроз – это в первую очередь болезнь воспитания, то основное лечение неврозов детей должно осуществляться в семьях. Ведь на самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. И для начала неплохо решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Мамам и папам достаточно хотя бы понимать то, что только от их внимания и уважения к личности ребёнка зависит его психическое здоровье, а также гарантия, что большинство серьёзных проблем со здоровьем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

ourboys.ru

Ребенок подергивает глазом, повторяет одно и то же движение несколько раз, пожимает плечами время от времени? Вероятнее всего, вы столкнулись с детскими неврозами. Мы расскажем, от чего возникают такие состояния, как могут проявляться и, главное, как с ними бороться.

Неврозы у детей – состояние довольно распространенное, но, к счастью, обратимое. Главное, вовремя обратиться к грамотному специалисту и соблюдать все рекомендации врача. К сожалению, есть родители, которые очень легко относятся к неврозам. Мол, перерастет. Не перерастет! Невроз не может исчезнуть сам по себе, а вот усилиться – очень даже. Поэтому самый минимальный невроз требует помощи специалиста, а также внимательного и заботливого отношения со стороны родителей.

1. Основные причины кроются в психологических травмах, которые детки получают из-за хронических стрессов, в числе которых постоянные ссоры в семье или агрессивная обстановка в детском коллективе. Также острые стрессы и испуги довольно часто вызывают такие явления, как резкий звук в темноте, авария, падение.

2. Не последнюю роль играет наследственная предрасположенность, заболевания мамы во время беременности, и болезни, перенесенные самим ребенком.

3. Длительное недосыпание, чрезмерные умственные и физические нагрузки также могут служить причиной формирования детских неврозов. Именно поэтому очень важно наращивать нагрузки, как в детском саду, так и в секциях и школе постепенно. В противном случае нервная система ребенка может попросту не выдержать и дать сбой!

4. Чрезмерное давление родителей, излишняя строгость в семье или, напротив, полное отсутствие свободы и тотальный контроль могут стать причиной детских неврозов и тиков у ребят старшего возраста.

В настоящее время любой детский психиатр скажет вам, что существует целая куча детских неврозов.

Самым распространенным неврозом является детский страх, который чаще всего проявляется приступами паники и страха перед сном. Малыши не хотят идти в кроватку, отказываются спать без света, плачут и просят родителей быть с ними.

Есть также ребятишки, у которых такие панические атаки связаны с посещением школы или детского сада. Ни в коем случае нельзя ругать или наказывать ребенка, стыдить или приводить в пример других, «более смелых» малышей. Все это только усилит невроз, к тому же, ребенок почувствует, что от родителей помощи ждать не стоит, а это совсем плохо. Ведь родители для ребенка – это основа спокойствия и душевного комфорта.

2. Истерический невроз

Детские истерики, переходящие в невроз, возникают на фоне обиды за отказ в новой игрушке или очередной серии мультфильма, несправедливое, на его взгляд, наказание, нежелание выполнить то или иное требование малыша. Проявляется истерический невроз припадками, с ревом, криками, ударами об пол. Лицо таких деток краснеет, а в тяжелых случаях развивается даже кратковременная истерическая слепота. У такого припадка всегда должны быть зрители, детки никогда не устраивают сцен наедине с собой.

3. Невротическое заикание

Невротическое заикание является одной из форм невроза и встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Как правило, в основе нарушения речи у ребенка лежит сильный испуг, разлука с родителями или любая другая психологическая травма.

4. Невротические расстройства сна

Невротические расстройства сна случаются довольно часто. Малыши, страдающие этим недугом, плохо засыпают, неспокойно спят, часто вскрикивают во сне и просыпаются. У некоторых ребятишек даже развивается хождение во сне, или лунатизм.

5. Невротический энурез

Невротический энурез проявляется неосознанным недержанием мочи у детей, возникающем на фоне психологических расстройств. Чаще всего «мокрые неприятности» происходят ночью. Учащение эпизодов энуреза происходит всякий раз после физических наказаний и психических стрессов. Помимо недержания мочи, такие детки, как правило, отличаются излишней плаксивостью, раздражительностью, капризностью. У них могут наблюдаться тики и заикания.

Как помочь ребенку при неврозе?

Для начала родителям следует пересмотреть свое отношение к малышу и собственные взгляды на воспитательный процесс. Только в семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут быть здоровые дети.

Непосредственным лечением неврозов занимается детский психотерапевт. Он разбирается в каждой конкретной ситуации, ставит диагноз, выявляет причины неврозов и устанавливает степень их тяжести. И уже основываясь на всех этих данных, назначает соответствующее лечение (терапия при помощи сказок или игры, гипноз, лечение травами и лекарственными средствами).

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что психологическое здоровье детей во многом зависит от родителей – их настроения, поведения, отношения к дочкам-сыночкам и жизни в целом! Создавайте теплую, душевную атмосферу дома, будьте заботливы и ласковы ко всем членам семьи и тогда неврозы обойдут вашу семью стороной!

Большое внимание уделяю закаливанию и профилактическим методикам. Пишу книги и статьи о здоровье детей. Автор «Современного сборника лекарственных препаратов», «Доврачебная помощь детям» и других книг медицинской и фармацевтической тематики. Сотрудничаю с медицинскими журналами и издательствами.

deti.mail.ru

Профилактика неврозов у детей

Невроз является функциональным нарушением в работе нервной системы, которое формируется на фоне длительного эмоционального перенапряжения. Болезнь проявляется в виде неустойчивого настроения, повышенной тревожности, быстрой утомляемости и вегетативных нарушений. Специалисты отмечают, что основную группу пациентов с невротическими расстройствами составляют дети в возрасте от четырех до пятнадцати лет. Многие родители уделяют критически мало внимания проявлению заболевания, что приводит к появлению более серьезных психических заболеваний. В данной статье мы предлагаем обсудить причины и виды неврозов у детей.

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы

Разновидности неврастенических расстройств

Тревожное невротическое расстройство проявляется в виде патологического чувства страха. В некоторых случаях, эта форма заболевания может сопровождаться приступами галлюцинаций. Выраженность страха имеет тесную взаимосвязь с возрастом ребенка. Большинство детей дошкольного возраста испытывают страх одиночества и темноты. Причиной возникновения этой боязни может быть просмотренный фильм или услышанная история. Некоторые дети боятся мифических персонажей, которых родители используют в воспитательных целях.

В школьном возрасте, причиной страха выступают строгие учителя, необходимостью придерживаться дисциплины и трудности в учебе. Под влиянием невроза дети совершают различные необдуманные поступки, сбегают с уроков или из дома. Эта форма неврастенического расстройства проявляется в виде частых перемен в настроении. В некоторых случаях, у детей наблюдается дневной энурез. По мнению специалистов, с подобными трудностями чаще всего сталкиваются дети, не посещавшие дошкольные образовательные учреждения или детские сады.

Невротические реакции могут проявляться в виде навязчивых состояний. Данная форма заболевания подразделяется на две подгруппы:

  1. Навязчивые действия – обсессивное невротическое расстройство.
  2. Фобический невроз.

В редких случаях, у маленьких пациентов наблюдается наличие симптомов, характерных как для первого, так и второго типа навязчивых состояний. Навязчивые действия проявляются в виде рефлекторных движений, которые производятся с определенной периодичностью. К таким действиям относится подмигивание, кашель, хлопки по различным поверхностям и тики, имеющие разную форму выраженности. Термин «тик» означает мышечные спазмы, вызванные эмоциональным перенапряжением.

Фобическая форма невроза может быть выражена в виде навязчивого страха замкнутых помещений, различных действий, ситуаций и объектов. Дети, приближающиеся к подростковому возрасту, испытывают патологическую боязнь смерти, различных заболеваний и других негативных ситуаций. Довольно часто в сознании ребенка появляются мысли, которые противоречат общественным ценностям. Появление таких мыслей может лишь усилить тревожность и эмоциональные переживания.

Основными причинами детских неврозов являются эмоциональная психическая травма, наследственность, перенесенные заболевания, семейные отношения родителей

Неврозы у детей и подростков часто имеют депрессивную форму выраженности. Развитие болезни приводит к снижению самооценки, повышенной эмоциональной чувствительности и резким перепадам в настроении. Депрессивный невроз проявляется в виде бессонницы, снижения физической активности и аппетита, а также стремления к социальной изоляции.

Истерическая форма невротических расстройств более характерна для дошкольников. Подобное состояние проявляется в виде криков и воплей, что сопровождаются ударами конечностей или головы об твердые предметы. Значительно реже у детей наблюдаются приступы удушья. Причиной их появления лежит отказ исполнения требований малыша или наказание за его поведение. В более взрослом возрасте, у детей с истерическими неврозами наблюдаются изменения в чувствительности слизистых оболочек и кожных покровов. В редких случаях, одним из осложнений заболевания может стать истерическая слепота.

Неврастения у детей, более известная как астеническая форма невротического расстройства, чаще всего проявляется в подростковом возрасте. По мнению психологов, причиной развития этой формы заболевания является трудность усвоения школьной программы. Чаще всего этот недуг диагностируется у детей со слабым здоровьем. Детская неврастения проявляется в виде:

  • высокой эмоциональной чувствительности;
  • беспочвенной раздражительности;
  • бессонницы и потери аппетита;
  • синдрома хронической усталости и дефицита внимания.

Ипохондрическая форма невроза так же, как и предыдущая, распространена среди подростков. Этот тип заболевания проявляется в виде патологической заботы за состоянием собственного здоровья, и беспричинной боязни возникновения болезней, не поддающихся лечению.

Признаки невротических расстройств

В большинстве случаев, невротические реакции у детей проявляются в виде заикания. Этот признак нарушений деятельности нервной системы характерен для детей в возрасте от двух до пяти лет. Возникновение симптома связано с острыми психотравмирующими обстоятельствами, результатом которых стал сильный испуг. В некоторых случаях, причиной неполадок в работе речевого аппарата может стать неправильный подход к воспитательному процессу, когда родители намеренно перегружают сознание ребенка различной информацией.

По мнению врачей, нервные тики являются специфическим симптомом невротических расстройств. Этот симптом более характерен для представителей сильного пола. Причины возникновения нервных подергиваний связаны с негативным влиянием как психических, так и физиологических факторов. Конъюнктивит, блефарит и другие соматические заболевания могут спровоцировать появление различных навязчивых движений. На ранних этапах развития патологии, данные движения имеют целесообразность и обоснованность, однако в определенный промежуток времени они приобретают характер рефлексов.

Родители и педагоги не всегда распознают ранние симптомы невроза или недооценивают серьезность невротического состояния ребенка

Проблемы, связанные со сном, проявляются в виде ночных кошмаров, приступов сомнамбулизма, нарушений качества сна, тревожности и трудностей, связанных с засыпанием. По мнению специалистов, причина появления сомнамбулизма тесно связана со сценарием сновидений. Данная невротическая реакция более характерна для детей в возрасте от трех до десяти лет. На сегодняшний день, отсутствуют точные сведения, касаемо причин развития лунатизма.

Анорексия, как одно из проявлений отсутствия аппетита, более характерна для девочек в возрасте от семи до пятнадцати лет. По мнению психологов, причиной нарушения аппетита могут быть настойчивые попытки родителей оказать физическое воздействие для того, чтобы заставить ребенка есть. Значительно реже, причиной развития анорексии является влияние различных событий, имеющих негативную окраску, тесно взаимосвязанных с процессом приема пищи. Данная невротическая реакция может проявляться в виде избирательного или полного отказа от приема пищи. Попытка насильно накормить ребенка может привести к перемене настроения, истерическому приступу и развитию приступов рвоты.

Типичными проявлениями невротических реакций принято считать сосание пальцев, обгрызание ногтей, хаотичные или целенаправленные движения конечностями, постоянное внимание к своей прическе. Большинство подобных признаков более характерны для малышей двухлетнего возраста, однако по мере взросления, эта психологическая установка может закрепиться в сознании ребенка.

Симптомы невроза у детей в виде следующих психологических и физиологических признаков:

  • Увеличение тревожности и высокая эмоциональна чувствительность.
  • Склонность к плаксивости и подвластность влиянию стрессовых факторов.
  • Беспричинное агрессивное поведение и чувство отчаяния.
  • Нарушения в интеллектуальной сфере, снижение уровня концентрации внимания.
  • Повышенная восприимчивость к громким звукам и яркому свету.
  • Бессонница и нарушения качества сна, дневная сонливость.
  • Повышенное потоотделение, завышенные показатели артериального давления, тахикардия.
  • Провоцирующие факторы

    Причины возникновения невроза тесно связаны с формой выраженности заболевания. По словам специалистов, провоцирующие факторы можно разделить на три условных группы:

  • Биологические причины – различные нарушения в период внутриутробного развития, проблемы со сном, чрезмерная физическая активность, эмоциональное перенапряжение, генетическая предрасположенность и осложнения перенесенных болезней.
  • Психологические факторы – особенности темперамента и личности ребенка, а также психотравмирующие обстоятельства, с которыми ребенок столкнулся в возрасте от нескольких месяцев до пяти лет.
  • Социальная группа факторов: частые конфликты и ссоры между родителями, жесткий подход к процессу воспитания.
  • Невроз не проходит «сам по себе», он требует своевременного распознавания и правильного лечения

    По мнению психологов, именно психотравмирующие обстоятельства являются основной почвой для развития невротических расстройств. Важно отметить, что однократное влияние подобных негативных событий в жизни ребенка редко приводит к формированию невротической реакции. В большинстве случаев, психотравмирующие факторы воздействуют на сознание малыша на протяжении длительного промежутка времени. Именно неспособность сопротивляться стрессу является первопричиной появления патологии.

    Также следует отметить, что далеко не всегда психотравмирующие обстоятельства должны обладать масштабностью. Наличие склонности к тревожным расстройствам может способствовать возникновению невроза даже при самых незначительных конфликтных ситуациях.

    Несправедливое отношение педагога, испуг, вызванный лаем уличной собаки или сигналом автомобиля — могут способствовать развитию болезни. По мнению психологов, склонность к невротическим расстройствам имеет взаимосвязь с возрастом ребенка. В возрасте от нескольких месяцев до двух лет, даже короткая разлука с родителями может вызвать невротическую реакцию. Ученые говорят о том, что критические промежутки в детском развитии наблюдаются в возрасте от двух до семи лет. Чаще всего рассматриваемый недуг формируется у детей пятилетнего возраста.

    Психологические травмы, что получены в детском возрасте, оставляют четкий отпечаток на сознании ребенка. Всего одного эпизода достаточно для того, чтобы в голове ребенка закрепилась четкая установка. Невротические расстройства, возникшие в детском возрасте, являются следствием сложных внутрисемейных отношений, неправильного подхода к воспитанию и несостоятельности ЦНС. Конфликты внутри семьи, развод родителей или уход одного из них тяжело воспринимаются детьми, поскольку у них отсутствует возможность повлиять на развитие событий.

    Профилактические мероприятия и терапия

    Лечение невроза у детей основывается на терапевтическом воздействии, направленном на устранение факторов, спровоцировавших развитие болезни. Среди психотерапевтических методик следует выделить эффективность гомеопатических средств, гипноза, игрового лечения и сказка-терапии. Методы психотерапевтического воздействия подбираются на основе индивидуальных особенностей темперамента малыша.

    Чрезмерная забота о состоянии ребенка может создать благоприятную почву для формирования негативных черт в характере и ипохондрии.

    Проявлениями невроза может быть депрессия, заикание и нарушение речи, страхи и фобии, нервный тик, нарушение сна, потеря аппетита, эмоциональная неустойчивость

    Родителям ребенка, страдающего неврозом, следует избегать паники. Профилактика неврозов у детей полностью лежит на плечах родителей.

    Для того чтобы устранить тревогу и страх у малыша, следует оказывать ему как можно больше внимания. Психологии не рекомендуют культивировать образ своего ребенка и считать его исключительным. Подобное отношение к малышу может стать причиной эмоционального перенапряжения. Появление этого симптома говорит о начале развития истерической формы невроза.

    В задачу психолога входит поиск решения внутрисемейных конфликтов и обучение родителей правилам воспитания детей. Лечение невротических расстройств основывается, в первую очередь, на психотерапевтической коррекции и устранении установок в сознании ребенка, вызванных ошибками в процессе воспитания личности.

    ktovdepressii.ru

    Детские неврозы и их профилактика

    Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие папы и мамы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза. Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но просто не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе. Стоит ли говорить, что обе позиции не только изначально неверны, но и опасны для здоровья малыша!

    Что же представляют собой детские неврозы? Какими они бывают? Можно ли их избежать, и поддаются ли они лечению? На все эти и ряд других вопросов мы постараемся дать ответ в настоящей статье.

    Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают, как правило, на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, провоцирующий возникновение невроза.

    Чаще всего неврозы встречаются среди взрослых людей, однако у детей они проявляются особенно ярко. Нередко можно встретить ребенка, лицо которого искажено страхом, тревогой. Многие дети переживают депрессивные состояния, у них колеблется настроение, нарушен сон, они плаксивы, их двигательная активность ограничена. Бывает и наоборот: под влиянием невроза ребенок становится чрезмерно активным, неуправляемым, начинает грубить и проявлять признаки агрессии.

    Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам. В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но, главным образом, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом. Поскольку ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.

    Картина невротических отклонений у детей достаточно разнообразна. Довольно часто у ребенка можно наблюдать невроз ярко выраженной тревоги или страха. Приступы внешне ничем не мотивированного страха наиболее часто возникают у ребенка в вечернее время, особенно при отходе ко сну. Продолжительность таких приступов составляет примерно 15–30 минут, а сами приступы в ряде случаев имеют тяжелое течение и могут даже сопровождаться галлюцинациями. Что же столь необъяснимо пугает ребенка? Страх остаться одному? Темнота? Навязанные воображением различные сказочные чудовища? У дошкольника причиной появления провоцирующего невроз страха нередко может быть отношение к нему в детском саду, у школьника – неприятности в школе.

    Наблюдали ли вы ребенка, постоянно шмыгающего носом, подергивающего ручками и ножками? Или малыша, который испытывает непонятный страх перед замкнутыми помещениями, закрытыми дверями, темнотой? Родители порой считают, что здесь нет ничего особенного, дескать, этого боятся многие дети, но любой специалист-невролог скажет вам: «Будьте внимательнее, возможно, у вашего малыша невроз!».

    Дети, особенно школьного возраста, могут впадать в своеобразный психологический ступор. У них необоснованно снижается самооценка, появляются слезливость, заторможенные, неестественные движения, меняется мимика, ухудшается аппетит и нередко возникает бессонница. Все это – верные признаки невротического расстройства. У дошкольников своя «фишка»: они демонстрируют собственную беспомощность иным образом – падают на пол, кричат, плачут, причем все это может сопровождаться намеренными ударами теми или иными частями тела о твердую поверхность.

    Другие симптомы невротических состояний, которые важно вовремя заметить – ребенок постоянно чем-то раздражен, не сдержан в проявлении эмоций, не в меру плаксив. Кроме того, у него нарушен сон, отчего он страдает, ворочаясь в постели с боку на бок. Такие проявления невротических состояний чаще встречаются у детей среднего школьного возраста, перегруженных классными и домашними заданиями, дополнительными учебными занятиями. В этом же возрасте многие дети, преимущественно девочки, буквально «сходят с ума» по своему здоровью, чрезмерно заботятся о собственном самочувствии, пугаются по пустякам, испытывают серьезные страхи перед заболеваниями, о которых можно судить только гипотетически. Все это также признаки наступающего или уже наступившего невроза.

    У многих детей, главным образом, мальчиков, в период становления первоначальных речевых навыков на фоне расстройства психики может возникнуть невротическое заикание. Особенно критичны возрастные периоды двух-трех лет и пяти лет, когда речь ребенка в силу интенсивного физического и интеллектуального развития значительно усложняется. Основная причина происхождения заикания у ребенка – мгновенный сильный испуг, который, например, может быть спровоцирован внезапной разлукой с родителями. Заметим, что причиной заикания могут быть и другие психические травмы, которые легко может получить ребенок в этом возрасте.

    Разновидностью детского невроза являются невротические тики. Этот вид невроза также больше характерен для мальчиков. Факторами, вызывающими подобные расстройства, могут быть причины психологического свойства, а также, например, блефарит и другие виды местного раздражения, на протяжении длительного времени серьезно досаждающие малышу. Ребенок, испытывающий постоянный дискомфорт, в этом случае будет постоянно потирать глаз, формируя тем самым не только дурную привычку, но и психическое состояние скованности, «зажатости». Даже после того, когда объективная причина почесываний устранена, ребенок в трудных для себя психологических ситуациях будет прибегать к ставшей для него привычной «паразитной» жестикуляции.

    Главной причиной появления тех или иных неврозов у ребенка любого возраста является психическая травма, спровоцированная ситуацией или действиями, к которой или к которым малыш просто не готов в силу незрелости личности и еще не сформировавшегося характера. Ребенок – существо гибкое, пластичное, но и хрупкое одновременно. Нарушить нормальное течение его психической жизни может все, что угодно.

    Признавая психическую травму стартовой основой возникновения и развития любого детского невроза, мы, тем не менее, не должны забывать и о других провоцирующих факторах. Так, немалую роль в возникновении и протекании этих заболеваний играют пол и возраст ребенка, его наследственность, история беременности и родов, ранее перенесенные болезни, особенности воспитания и обучения, социальное окружение и, в первую очередь, семья. Причиной возникновения невроза, о чем мы уже вскользь упоминали выше, могут быть школьные перегрузки, избыточные дополнительные занятия в секциях и кружках, постоянное недосыпание и т. п.

    Родители должны иметь полную информацию о причинах возникновения и способах лечения детских неврозов. Без понимания того, почему с ребенком вдруг начинают происходить подобные проблемы, а также того, каким путем следует идти для преодоления расстройства, трудно говорить об успешном исцелении. Понятно, что далеко не во всех случаях родители самостоятельно могут справиться с невротическим расстройством у ребенка – такие случаи вообще довольно редки, их, без преувеличений, можно пересчитать по пальцам. В подавляющем большинстве случаев для устранения невроза у ребенка требуется профессиональное вмешательство высококвалифицированного специалиста-медика.

    О профилактике детских неврозов

    Неоценимое значение имеет ранняя профилактика неврозов у детей. Практика показывает, что неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша уже в ходе первичного обследования. Ведь первые проявления невротических симптомов заметны специалисту в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, ходить, бегать, общаться с родителями, играть со сверстниками.

    Творческий арсенал современных врачей изобилует множеством эффективных и проверенных практикой психотерапевтических методов лечения неврозов, позволяющих оказать малышу действенную помощь без агрессивного навязывания лекарственной терапии.

    Хорошо известно, что дети наиболее восприимчивы к неврозам в начальных классах школы. Родители в это время буквально заваливают врачей-психотерапевтов и детских психологов жалобами на то, что ребенок не может адаптироваться к школьным нагрузкам и требованиям, постоянно выбивается из колеи, «психует», «истерит», становится непослушным и неуправляемым. И это лишь «обыденные» проявления невротических расстройств у детей. Приходится констатировать, что зачастую встречаются и более тяжелые формы заболевания, такие, например, как логоневроз.

    Как не бывает дыма без огня, так не существует детского невроза без проблем психофизиологического характера, которые в той или иной степени провоцирует подготовка к школьной жизни и ее начало. Родители должны быть готовы правильно воспринять подобные формы поведения ребенка и отнестись к ним с пониманием, разговаривая с малышом не раздраженно, а доброжелательно, пытаясь ненавязчиво объяснить ему, что надо делать, чтобы от этих проблем избавиться. Каждый из родителей для ребенка – лучший целитель и педагог.

    Нельзя забывать и том, что причиной неврозов во многом является внешняя среда, которая зачастую сама генерирует психотравмирующие факторы, вне зависимости от того, как их воспринимает маленький человек. Совершенно изолировать малыша от воздействия подобных факторов чрезвычайно трудно, да и надобности в этом нет, если подойти к делу со всей ответственностью и пониманием. Да, мы не можем изменить ход происходящих в обществе процессов, даже если общество ограничивается рамками детского сада или школы, но нам вполне под силу компенсировать негативное воздействие внешней среды и даже нейтрализовать его, создав благоприятный эмоциональный фон дома, где ребенок всегда будет чувствовать себя под защитой «семейной крепости». Именно дом и родители призваны стать инструментом, не только позволяющим ребенку успешно преодолевать возникающие трудности, но и способствующим формированию в сознании гражданской позиции, основанной на приоритете семейных ценностей.

    Итак, волшебный ключ от психического здоровья ребенка находится в руках его родителей. Никогда не забывайте об этом!

    www.takzdorovo.ru

    Неврозы у детей и подростков, лечение неврозов у детей и подростков в Саратове

    Неврозы — это группа пограничных заболеваний, в основе которых лежат временные, то есть обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием психотравмирующих воздействий. Невротические расстройства ( неврозы у детей, детские неврозы ) встречаются у 15 — 25% детей. Они чаще возникают в школьном возрасте и у мальчиков. Неврозы в детском возрасте характеризуются наличием психогенного этиологического фактора, разнообразием и динамичностью клиники, при правильном лечении обратимостью симптоматики, отсутствием морфологического субстрата заболевания. Если возникают неврозы, то помощь могут оказать центр лечения нервно психологических расстройств у детей и взрослых или клиника неврозов.

    Причины детских неврозов

    Причинами неврозов являются острые или хронические психические травмы; причины неврозов у детей — чаще испуг, наказание, неправильное отношение к ним со стороны родителей и учителей, разлука с матерью или отцом, помещение в детский коллектив, развод родителей, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.

    Что способствует развитию невроза у ребенка? Происхождение детских неврозов, причины, анализ

    Предрасполагающие факторы развития детского невроза : резидуально-органическая патология; акцентуация характера (крайние варианты нормы характера, при которых отдельные его черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость личности в отношении определенного ряда психогенных воздействий при относительно хорошей и даже повышенной устойчивости к другим); ослабленность организма соматическими заболеваниями, отрицательное эмоциональное состояние матери во время беременности; наследственная отягощенность; угроза выкидыша плода во время беременности.

    Причины детского невроза внутри семьи? Внутрисемейные причины, история детского невроза

    Существуют внутрисемейные причины развития невроза у ребенка , способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка (в этом случае у ребенка высокий уровень тревожности: ему присваивают качества, которые ему не должны быть свойственны); поздний ребенок (существует зависимость между возрастом матери и наличием неврозов у ребенка, если мать в момент рождения ребенка была старше 36 лет, то его тревожность неминуемо повышается); семейные конфликты (в конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Иногда ребенок чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной; в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка неврозы развиваются гораздо реже; и, напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная); неполные семьи (ребенку, как мальчику, так и девочке, не хватает образца поведения представителя мужского пола; отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой развитие невроза).

    Неправильное воспитание — причина невроза у детей

    На появление детских неврозов оказывают большое влияние издержки воспитания: традиционализм в семье, эмоциональный шантаж и предчувствия, открытые посылы и прямые угрозы, нескромность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи, отдаленность родителей, негативное отношение к престарелым.

    Что происходит при неврозе в нервной системе?

    При неврозах происходит нарушение высшей нервной деятельности в результате напряжения и срыва процессов торможения, нарушения нервных процессов или появления инертных застойных очагов возбуждения в коре полушарий головного мозга и подкорковых образованиях. Часто происходит разбалансировка и дезинтеграция между различными системами (нарушение взаимоотношений между моторной, вегетативной, эмоциональной и другими системами), внутри одной системы (между симпатической и парасимпатической системами), между полушариями головного мозга.

    Виды неврозов у детей, классификация детских неврозов

    Неврологи выделяют несколько видов неврозов: 1) неврастения; 2) истерия; 3) невроз навязчивых состояний; 4) моносимптоматические неврозы.

    Особенности неврозов у детей

    Особенностями неврозов у детей являются незавершенность, рудиментарность симптоматики; преобладание соматовегетативных расстройств; слабость или отсутствие личностного переживания при их возникновении; недостаточность внутренней переработки психотравмирующей ситуации (симптомы неврозов у детей).

    Неврастения у детей, симптомы детской неврастении

    Неврастения развивается при длительной психотравмирующей ситуации. Она заключается в появлении повышенной раздражительности, плаксивости, утомляемости, истощаемости активного внимания. Выявляются вегетососудистые расстройства, характеризующиеся головными болями, поверхностным сном, повышенной потливостью ладоней, обмороками, снижением аппетита. Неврастения у детей в отличие от взрослых часто сопровождается двигательной расторможенностью.

    Невроз навязчивых состояний у детей, симптомы невроза навязчивых состояний

    Невроз навязчивых состояний (навязчивый невроз у детей) развивается при действии хронических психотравмирующих ситуаций. Навязчивые состояния (навязчивость, ананказм) — это патологические мысли (обсессии), страхи (фобии), влечения (мании), действия (компульсии, импульсии), возникающие помимо и вопреки воле больного. Дети старшего возраста критически относятся к этим явлениям, переживают их и безуспешно с ними борются.

    Навязчивые мысли у детей

    Навязчивые мысли могут иметь характер опасений за свое здоровье или безопасность папы или мамы. Они могут возникать в виде представлений, мыслей, контрастных данной ситуации, навязчивых воспоминаний неприятных событий.

    Навязчивые страхи у детей

    Навязчивые страхи у детей очень разнообразны: 1) агорафобия — страх площадей, широких улиц, открытых пространств; 2) клаустрофобия — страх закрытых помещений; 3) акарофобия — страх острых предметов; 4) акрофобия — страх высоты; 5) гомилофобия — страх толпы; 6) мизофобия — страх загрязнения; 7) танатофобия — страх смерти; 8) дисморфофобия — страх уродства; 9) эрейтофобия — страх покраснеть перед публикой; 10) страх заболеть тяжелым заболеванием: сердца (кардиофобия); сифилисом (сифилофобия); СПИДом (СПИДофобия); онкологическим заболеванием (канцерофобия). Мы проводим лечение агорафобии, лечение клаустрофобии, лечение акарофоюии, лечение акрофобии, лечение гомилофобии, лечение мизофобии, лечение татнтофобии, лечение диморфофобии и других видов страхов у детей и подростков, мальчиков и девочек, парней и девушек, лечение эрейтофобии в Саратове, в России.

    Виды страхов у детей

    У детей также бывают специфические виды страхов : остаться дома в одиночестве; нападения; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; чужих людей; потеряться; мамы и папы; наказания; Бабы-яги, Кощея, Бармалея; опоздать в школу; перед тем как заснуть; страшных снов; темноты; животных (волка, змей, пауков); транспорта (самолетов, машин); бури, наводнений, землетрясений; высоты; глубины; тесных маленьких помещений; воды; огня; пожара; войны; больших помещений, улиц; врачей; уколов; боли; резких громких звуков.

    Кризисные возрастные периоды — возникновение страхов у детей

    Существуют кризисные возрастные периоды : 3 — 4 года (когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает), 6 — 7 лет, 11 — 12 лет. Сложным кризисным периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. Обычно с 12 лет количество страхов должно сокращаться.

    Нормальный ребенок к 16 — 18 годам не должен испытывать подобных страхов. Наличие страхов в 16 — 18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

    Виды страхов — навязчивые, бредовые, сверхценные

    Все страхи подразделяются на 3 группы: навязчивые, бредовые, сверхценные .

    Навязчивые страхи у детей, лечение

    Навязчивые страхи у детей встречаются бовольно часто. К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и другие. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить, невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки.

    Бредовые страхи у детей, лечение страхов

    Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно часто встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма. Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с "идеями фикс"), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.

    Сверхценные страхи у детей, лечение страхов

    К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются очень распространенными. На этих страхах дети часто "застревают", и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6-7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное, и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных вампиров, вурдалаков, ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

    Навязчивые действия у детей, лечение навязчивых действий

    К навязчивым действиям у детей относятся разнообразные элементарные движения, склонные к повторению ( невроз навязчивых движений ): покашливание, хмыканье, потирание ладоней, подергивание плечами, подергивание головой, облизывание губ, покусывание губ, обкусывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), моргание, частое поправление одежды. Детьми они осознаются как чуждые, они стесняются этих действий и на время силой воли могут их подавить. Более сложные навязчивые действия называются ритуалами. Обычно ритуалы утомительны не только для ребенка, но и для взрослых, которые его окружают. Иногда ритуалы шокируют окружающих. Например, ребенок, который боится темноты, прежде чем войти в темную комнату, может выполнять следующий ритуал: гладить ручку закрытой двери, шептать ей ласковые слова, затем заходить в комнату и подпрыгивать на месте, при этом прыжков должно было быть ровно десять. Причина появления данного ритуала у ребенка необъяснима, он очень необычен. Например, чтобы не получить двойку, ребенок ступает только на темные плитки в коридоре, чтобы ничего не случилось с папой, дотрагивается рукой до всех стенок. В той или иной степени ритуалы всегда присущи детскому неврозу страха. Сарклиник проводит лечение навязчивых действий, движений в Саратове.

    Ритуал, лечение ритуала, как лечить ритуалы в Саратове

    Ритуал — это извращенная защитная реакция психики ребенка на гипертрофированный страх, которая закрепляется по типу условного рефлекса. Патофизиологической основой навязчивых состояний является инертный застойный очаг возбуждения в коре полушарий большого мозга. Мы проводим лечение ритуалов у детей в Саратове, в России.

    Истерический невроз у детей, истерические припадки, астазия — абазия, истерические парезы и параличи, нарушение чувствительности, псевдоалгические явления, амавроз, афония

    Истерический невроз вызывается чаще всего подострыми или хроническими психотравмами. Имеет значение наличие в преморбидном состоянии истерических черт личности. Истерические припадки проявляются в эмоциональном и двигательном возбуждении с плачем, криками, падением на пол, разбрасыванием игрушек. У более старших детей могут возникать астазия — абазия (невозможность стоять и сидеть при сохранности движений в суставах), истерические парезы и параличи (в отличие от органических поражений ограничиваются срединной линией тела), нарушение чувствительности (с границей по средней линии тел или в виде перчаток, трусов, носков), псевдоалгические явления (боли в животе, головные боли, боли в груди, при отсутствии органических поражений этих органов), амавроз (полная слепота на один или оба глаза при сохранности зрачковой реакции на свет, обусловленная поражениями центральной нервной системы), афония (полное отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи), задержка мочеиспускания.

    Моносимптоматические неврозы у детей

    Моносимптоматические неврозы у детей протекают в виде ночного энуреза, энкопреза, заикания, нарушения сна (в том числе снохождения, сноговорения), расстройства аппетита (вплоть до анорексии — отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании, обусловленное нарушением деятельности пищевого центра).

    Лечение невроза у детей, детский невроз лечение в Саратове

    В Сарклиник успешно применяются лучшие новые комплексные методы лечения различных видов неврозов у детей и взрослых в Саратове.

    Как лечить невроз у детей? Как вылечить детский невроз? Как избавиться от детского невроза?

    Сарклиник знает, как лечить невроз у детей, как вылечить детский невроз, как избавиться от детского невроза в Саратове, России. В результате терапии нормализуются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, взаимодействие между различными системами регуляции в организме, ликвидируются застойные инертные очаги возбуждения в коре головного мозга и подкорковых образованиях, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания. Также проводится лечение невроза мочевого пузыря у детей, ночного недержания мочи, лечение логоневроза.

    Новые методы лечения невроза у детей в России — безопасные и эффективные

    Эффективность комплексного лечения невроза у ребенка (лечение мальчиков и девочек), невроза у подростка, которое может включать в себя различные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 94,7% и зависит от степени тяжести невроза, длительности периода хронизации и сопутствующих факторов.

    Лечение детских неврозов в Саратове

    Лечение невроза в детском возрасте в Саратове проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны. На первой консультации врач Сарклиник расскажет, что такое профилактика детских неврозов, анализ детских неврозов, детский опросник неврозов, откуда родом детские неврозы, почему не помогают психотерапия или народные способы, народное лечение и методы, гомеопатия?

    Сарклиник знает, как лечить и вылечить невроз у детей !

    sarclinic.ru

    Опубликовано в рубрике Дети