Как я побеждаю шизофрению

Художественное творчество больных шизофренией: попытка психоанализа Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Мучник Марина Моисеевна, Новикова Т.Н.

Исследованы рисунки больных шизофренией (17 больных параноидной шизофренией, предоставит более 200 рисунков). Материал, полученный в ходе исследования, рассмотрен с позиций психоаналитического направления.

Psychoanalysis of the schizophrenia patients artistic creation

The article is devoted to researching of the schizophrenia patients drawings. 17 schizophrenia patients took part in the research, and gave more than 200 drawings. The material received in the course of research, is considered from psychoanalytic positions.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Мучник Марина Моисеевна, Новикова Т.Н.,

Текст научной работы на тему «Художественное творчество больных шизофренией: попытка психоанализа»

?ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ: ПОПЫТКА ПСИХОАНАЛИЗА

М.М. Мучник, Т.Н. Новикова (Томск)

Аннотация. Исследованы рисунки больных шизофренией (17 больных параноидной шизофренией, предоставит более 200 рисунков). Материал, полученный в ходе исследования, рассмотрен с позиций психоаналитического направления. Ключевые слова: психодинамические механизмы шизофрении, нарциссизм, примитивные психологические зациты, оральные нарушения, аутизм, расщепление, стереотипии.

Психодинамические механизмы шизофрении

При анализе рисунков больных шизофренией нужно учитывать различные психодинамические концепции этого заболевания. Фрейдовская концепция шизофрении строится в соответствии с теорией нарциссизма. Он разделяет два понятия: первичный и вторичный нарциссизм. При этом первичный нарциссизм соответствует раннему периоду детства, когда либидо ребенка полностью обращено на себя, а не на внешние объекты. Вторичный нарциссизм является результатом отщепления либидо от объектов на более поздних стадиях развития и обращения его вновь на себя [3]. При шизофрении происходит регресс к стадии первичного нарциссизма. Позднее понятие нарциссизма теоретики психоанализа неоднократно уточняли и развивали. Э. Фромм [11] считает необходимым разделять «злокачественную» и «доброкачественную» формы нарциссизма, при этом доброкачественный нарциссизм — условие нормального функционирования Эго, тогда как злокачественный приводит к различным типам патологии, в том числе и к шизофрении. X. Хензелер [10] выделяет незрелые нарцис-сические реакции и патологические, при этом незрелым соответствуют нарушения невротического круга, а патологическим — психотического. Р. Лэнг [4] вслед за Фрейдом называет шизофрению нарциссическим неврозом и добавляет, что шизофреники направляют либидо на себя и «убивают себя любовью».

Большой вклад в развитие нарциссической концепции шизофрении внесли труды К. Абрахама [6]. В первой работе на эту тему «Психосексуальные различия истерии и Dementia precox» [6] он предполагает, что нарушение функции «Я» вторично по отношению к нарушениям в либидинозных сферах, когда утрачивается любовь к объекту и, соответственно, способность к сублимации. Он рассматривает психоз как регрессию на детскую ступень нарциссизма и аутоэротики, источником бреда величия считает аутоэротическую сексуальную переоценку.

Понятие расщепления по отношению к шизофрении впервые применил Э. Блейлер [6], который по-новому оценил концепцию болезни и предложил термин «шизофрения». Он писал, что при этом заболевании наблюдаются элементарные расстройства, которые проявляются в недостаточном единстве, в раздробленности и расщеплении мышления, эмоций и воли и субъективно-

го чувства личности. Расщепление при шизофрении Блейлер сравнивает с представлением Фрейда о специфике бессознательного: сосуществование бок о бок независимых друг от друга представлений [б]. Ассоциации у больных шизофренией утрачжвают связанность, часто характеризуются амбивалентностью, время и пространство не структурирует их, причинность теряется, «различные образы не отделены друг от друга, а существуют все одновременно и к тому же активны в своих проявлениях, они толпятся в сознании, и у шизофреника нет возможности защититься от них» [13].

А. Кемпинский [4] указывает на то, что благоприятной почвой для формирования расщепления является шизофреногенная семья. Раскалывается целостность личности вследствие психической защиты от двойственности ситуации. А. Кемпинскиий [4] добавляет, что в силу расщепления «Я» шизофреник находится в ситуации двойной ориентации, когда одна часть личности общается с внешним миром и становится чужой, а другая ориентирована на внутренний психотический мир. Возможно возникновение такой ситуации, когда в окружающей реальности не останется того, ради чего в нее стоит возвращаться.

Р. Лэнг [7] отмечает, что шизофреник — это онтологически неуверенная и невоплощенная личность, у него отсутствует единство духовного и телесного. Он подчеркивает такой аспект расщепления, как наличие системы «ложного» Я.

Наиболее полно возникновение и развитие расщепления отражено в работах М. Кляйн [5]. Она утверждает, что расщепление является первичной формой отношения к объекту. Деление первоначального объекта на «хороший» и «плохой» порождает одно из фундаментальных чувств психотических больных — зависть к хорошему объекту. Как защита от зависти возникает спутанность «Я»: защищаясь от персекуторной тревоги, младенец использует примитивные защиты, такие как расщепление и проективная идентификация. М. Кляйн [5] раскрывает понятие шизоидно-параноидной позиции, которую переживает человек в период самого раннего детства, где коренятся истоки не только психотического заболевания, но и аутизма и расщепления. Описывая деструктивную критику, присущую параноидным шизофреникам, Кляйн [5] показывает схему появления преследователя. Первоначально возникают зависть и ненависть, затем вина, и тогда хороший объект превра-

щается во враждебный и критический и появляется преследователь.

Расщепление является архаической психологической защитой и используется при параноидной шизофрении наряду с такими защитами, как проекция, примитивная изоляция и всемогущество.

Данное исследование посвящено анализу основных психодинамических механизмов, представленных в рисунках больных параноидной шизофренией.

Фиксация на ранних стадиях и оральность в рисунках

В рамках неофрейдистского направления большое внимание первым годам жизни уделяет М. Кляйн [5]. Она считает, что понять психотические черты можно, если заглянуть в психику ребенка, пребывающего на ранних стадиях развития.

М. Кляйн [5] отмечает доминирование оральных импульсов у младенца, в силу чего материнская грудь ощущается источником питания и — в более широком смысле -источником самой жизни. Переживая персекуторную тревогу, ребенок нуждается в защите и любви, предполагается, что мать будет способна защитить ребенка.

Личность на этом этапе переживает шизоидно-параноидную позицию, поэтому фрустрация и тревожная атмосфера способны вызвать заострение параноидных черт и представить реальность как опасную и враждебную, что может повлечь за собой неудовлетворение оральных импульсов, которые могут «пополняться» в течение жизни.

Шизоидно-параноидная позиция обусловливает и то, что материнская грудь как хороший объект, образуя ядро Эго и создавая жизненно важное пространство для роста, наталкивается на чувства обиды и ненависти. Такая ситуация способствует заострению шизоидно-параноидных черт.

Прохождение шизоидно-параноидной позиции относится к периоду довербальной стадии развития. Шизофрению относят к довербальнорму расстройству. Шизофреники регрессируют на ранние этапы детства, где кроются истоки дезинтеграции Эго и чрезмерной привязанности матери и ребенка [13].

Р. Лэнг [7] пишет о стремлении шизофреника вернуться в лоно матери, в ранний период своей жизни. Общее желание заботы и любви продиктовано регрессией и возвратом к первичному нарциссизму [5, 9, 13]. Неудачное приспособление к жизни «толкает» шизофреника к регрессии. Р. Лэнг [7] также отмечает оральность «Я» у шизофреников. Это проявляется поглощением окружающих, требованием к себе внимания и заботы через болезнь. Оральность шизофреника носит поглощающий характер, так как не находит выхода, в силу чего так и остается неудовлетворенной.

Возвращение больных шизофренией к раннему детству и всепоглощающая оральность определены специ-

фикой прохождения шизоидно-параноидной позиции, дезинтеграцией внутреннего ядра личности и отсутствием конгруэнтных отношений, порабощающей симбио-тической связью матери и ребенка [13]. Психика психотического больного затоплена бессознательным, это способствует возврату к раннему периоду жизни в силу вышеперечисленных причин.

О. Ранк [12] пишет о стремлении человека вернуться в пренатальное состояние. К.Г. Юнг [9] подчеркивает, что шизофрения — это возврат в раннее детство.

Рассмотрим, как архаичность переживаний больных шизофренией ярко проявляется в их рисунках.

Пациентка 3. изобразила свою болезнь в виде эмбриона. Болезнь — это черная оболочка, отделяющая её от окружающих. 3. — это человек без лица в позе зародыша. Изображение самого эмбриона может говорить о пассивности в отношении болезни, неспособности действовать, регрессии. Это подтверждают слова больной: «Люди бывают разные: добрые и весёлые. Я никакая, без эмоций. Я словно застыла».

«Внутренний мир» часто символически изображается в виде солнца независимо от возраста. В образе солнца синтезированы символы инфантильности, аутизма, регрессии и «величия» пациентов (солнце обогревает всю планету, дает людям тепло, обеспечивает жизнь). Отмечается [4,7], что солнце — символ величия и символ, присущий работам детей раннего возраста. Именно в этом возрасте дети чувствуют себя всесильными [1].

Расщепление можно рассматривать как сквозную тему рисунков и комментариев к ним. Наиболее ярко оно проявляется в специфической фрагментарности рисунков. Части тела или любого другого объекта могут быть нарисованы отдельно друг от друга, разделены различными линиями или предметами. Отдельный фрагмент или малозначимая деталь могут представлять весь объект.

Больной Н. изображает на листе небольшую закорючку и комментирует: «Это я, это мускулатура рук, я много тренируюсь». Аналогичная каракуля в пиктограммах часто может означать морщинку на лбу («это мои мысли» или «это я — печальный»), настроение или сомнение («то так, то этак»), развитие и т.д. Часто расщепление представлено в виде схематичного противопоставления: хорошо — плохо, верх — низ, прошлое -будущее. Пиктограммы могут представлять собой ряды, состоящие из плюсов и минусов, или черных и белых квадратиков, или стрелок, направленных в разные стороны («веселый праздник» — плюс, белый квадратик или стрелка вверх, «болезнь» — минус, черный квадратик или стрелка вниз, «вкусный ужин» — плюс и т.д.). Расщепление может отражаться в комментариях к рисункам. Например, интерпретируя рисунок по теме «Я и моя болезнь», больная говорит, что «всё хорошее забрали, плохое осталось». В комментарии присутствует разделение

на хороший и плохой объект. Расщепление часто проявляется в цветовой композиции рисунков. Как правило, используются контрастные цвета, без полутонов. Расщепление часто проявляется в стереотипных орнаментах, построенных на контрасте черного и белого, шахматная доска — наиболее распространенный из них.

Нарциссизм и аутизм являются наиболее распространенной темой в анализируемых рисунках. Окружности, другие замкнутые и полые фигуры очень часто составляют или организуют рисунки больных. Люди часто изображены в рамках или в капсулах, отгорожены линиями от окружающего.

Больной П. использует в своих рисунках все перечисленные элементы. Он рисует свои ноги над линией, обозначающей край крыши, напротив он изображает свое лицо в зеркале, круглая рамка которого подчеркнута жирными линиями, рядом — капсула с многочисленными переходящими друг в друга зародышами. В рисунке отражены и нарциссизм и расщепление. Себя он представляет в рисунке расщепленным, фрагментиро-ванным. Ноги и лицо не только расположены отдельно, но и в разных плоскостях. Возможно, «Я» тут представлено на разных этапах развития — эмбриональная стадия, стадия зеркала, настоящее время (над пропастью).

Особенно ярко аутизм представлен в работах по темам: «Я и окружающие», «Я и одиночество», «Я и природа», «Я и космос».

Пациентка Н. изображает себя в виде красного креста в красном кругу, и это, в свою очередь, заключено в чёрный круг. Вся фигура отделена темно-синей полосой от окружающих. Кажется, что пациентка уже не видит возможности выхода из замкнутости и изоляции. Отчуждение проявляется как с ее стороны, так и со стороны людей, создается впечатление, что она и люди -это два изолированных мира. В рисунке она изображает мир людей, отделенный полосой темно-синего цвета от ее мира. С ее стороны на рисунке лишь невдалеке стоит дерево (елка), без корней и опоры. Это дерево, возможно, является отщепленной частью Я или объекта. Мир людей — это незаметная голубая полоса и две елки.

Учитывая то, что в рисунке «роль языка представлена в своей первобытной силе» [8], можно сказать, что пациентка «поставила на себе крест». Она замкнулась в своём внутреннем мире [4]. Отгороженность подчеркнута ею в рисунке трижды — красной, черной и синей линией.

Часто пациенты изображают себя в одиночестве, без людей, в окружении природы. Больная С. рисует себя в лесу, она одна, вокруг несколько деревьев и пустота. Она комментирует: «Я заблудилась в лесу, я одна, вокруг нет людей. ».

В теме «Одиночество и Я» больная Л. рисует подъезд, лампочку и комментирует: «Я ощущала себя лампочкой в подъезде, где никого нет». В комментариях к рисунку

«Что такое хорошо и что такое плох)» звучат слова: «. Дверь открыта. Когда я поступит в отделение, то не хотела ни с кем общаться, я хотелабы, чтобы дверь моей души была открыта для других. Когда закрыто -это очень плохо».

Ярко проявляются особенности гарциссизма или аутизма при выполнении рисунков го определенным, заданным темам: «Я и космос», «Я и окружающие».

Одиночество подтверждается другими работами, которые выполнены темными краскаяи, и независимо от темы в рисунках представлен либ| один персонаж, либо одиночные символы.

В рисунке «Я и природа» прослежюаются аналогичные закономерности проявления нащиссизма, здесь вновь отражается беспомощность и ацущение одиночества пациентов перед природой. Н.часто полностью заполняет пространство изображение* природы (множество мелких деревьев, предметов^ что, возможно, говорит о наплыве архаических слсвв психики [4] и отчуждении от окружающего мира.

Некоторое разнообразие цветовой гаммы внешнего мира скорее объясняется привычностьо ощущения того, что мир существует сам по себе, а псвторение мелких предметов создает впечатление монотонности и однообразия внутреннего мира.

Пациент А. в своих рисунках отракает тему аутизма. В работе «Я и окружающие» он изображает окружающих в виде деревьев и костра с мелкими фигурами людей черного цвета, по его словам, он может быть любой изображенной фигурой. Все шображения нарисованы без опоры, каждый предмет с/ществует изолированно, в стороне от других. Несмотря на то, что рисунок посвящен одной теме, изображение разрозненно, предметы объединены скорее одним пространством, чем темой. Изолированность предметов подобна изолированности пациента в реальности.

В рисунках пациентов наряду с признаками нарциссизма нередко встречается тема симбюза, которая чаще всего проявляется в нарушении собственных границ и границ объектов.

Пациентка С. постоянно в примитивной форме изображает людей, при этом зачастую затрудняется сказать, где она, а где другие люди. В её рисунках не отмечается различий между изображенными персонажами. При этом «размыты» как собственные границы, так и границы других людей. Её рисунки состоят из растекающихся людей, очертаниями которых являются лишь окончания линий. Одни и те же персонажи стереотипно переходят из рисунка в рисунок, с одинаковыми формами и выражениями лица.

Пациент А. в рисунке «Я и окружающие» изображает себя и друзей в виде черных людей, стоящих вокруг костра. Все они без лиц, полностью закрашены чёрным цветом. Пациент затрудняется указать человека, которым является он, добавляет: «Я — это любая из этих фигур, не имеет значения, какая».

Эти и другие пациенты в основном затрудняются определить себя в рисунке. Изображение представляет для них целостную систему, из которой, по их словам, нельзя исключать какие-либо элементы.

Рисунок пациентки С. «Я и окружающие» представляет собой фигуру человека с желтыми контурами, без лица, без кистей рук и стоп, окруженного черными зигзагообразными линиями. Линии — это окружающие. Линии заходят на фигуру человека или тесно прилегают к ней. Пациентка не видит собственных границ и границ окружающих.

Природу навязчивого повторения 3. Фрейд рассматривает в работе «По ту сторону принципа удовольствия» [9]. 3. Фрейд представляет свои наблюдения за стереотипными формами поведения детей и отмечает их значение в психической жизни индивида. Стереотипные формы поведения выполняют защитную функцию, обеспечивая проработку негативных переживаний. Личность словно застревает на определенном этапе своего развития, пока не наступит облегчение и не закончится переработка бессознательного материала, вызвавшего тот или иной конфликт.

Основатель психоанализа рассматривает стереотипии на основе детской игры, ее повторяющихся действий и их символического значения. Он отмечает, что ребенок в игре вновь и вновь повторяет действия, которые в действительности носили деструктивный характер, и испытывает психическое облегчение, так как навязчивое повторение — это реализация вытесненных влечений.

А. Кемпинский [4] рассматривает работы искусства, в которых часто повторяются одни и те же элементы. Авторы работ-личности, пребывающие в психозе. Преодоление стереотипных форм поведения отмечается как прохождение определенного этапа заболевания. Он добавляет, что по повторяющимся деталям можно определить то, что беспокоит автора работ, а также пишет о том, что шизофреник не может освободиться от бредовых установок и от стереотипных форм активности.

Наряду с вышесказанным А. Кемпинский [4] отмечает нехватку у больных шизофренией достаточных стереотипов психически здоровых людей, что затрудняет их адаптацию в реальности. Проработка и повторение одного и того же обеспечивает высвобождение дефекта, говорит А. Кемпинский, анализируя работы Стринберга. Он же добавляет, что персеверация шизофреников имеет символическое значение. Говоря о стереотипии, можно упомянуть взгляды И.М. Кадырова [2], который отмечает, что психотическая часть личности стремится к реставрации разрушенного внутреннего мира и к сохранению иллюзорного могущественного контроля над объектом в попытке восстановить поврежденное эго и избежать боли актуальной и потенциальной утраты объекта (шизоидно-параноидная позиция, по М. Кляйн [5].

Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис [6] пишут о том, что вся информация, согласующаяся с аффектом, получает мощную под держку, иными словами, шизофреник мыслит только о том, что он желает, и ничего другого для него не существует.

Шизофреники словно возвращаются в свое детство и проигрывают те конфликты, которые коренятся в их бессознательном, что это не всегда влечет за собой положительный эффект, поскольку адаптивные защитные механизмы так и не вырабатываются. Однако благодаря стереотипным формам поведения шизофреники преодолевают хоть какую-то часть бессознательной информации [9].

Стереотипные символы в работах пациентов

В рисунках по различным темам пациенты изображают одни и те же предметы, символы, знаки. Люди изображаются в одинаковой манере, цветовой гамме, технике исполнения. В 47 из 71 рисунка больной Н. присутствуют люди. Отрицательная энергия или «иная сущность» отображается в рисунках 3. «То, что внутри меня», «Я и космос», «Мои сны». В 13 рисунках из 47 пациентка изображает «иную основу или сущность».

Кроме того, стереотипность символов значительна в период обострения психотического состояния и наблюдается угасание повторных символов в период выздоровления. Каждый пациент рисовал в своем стиле, который складывался из повторяющегося из рисунка в рисунок сюжета, предпочтением одних и тех же цветов, расположением рисунка на листе, наличием специфических, индивидуальных символов.

Так, больная Л., которая в основном была поглощена идеей отношений с мужчинами, часто изображала людей и фаллические символы в виде гор, столбов, вытянутых предметов.

Повторяемость отмечается не только в том, что изображается один и тот же сюжет по разным темам, но и в том, что сами больные произвольно выбирали одну и ту же тему и рисовали столько, сколько им того хотелось.

Повторяются рисунки по темам: «Я побеждаю болезнь», «То, что меня волнует», «Мои сны», «Мои желания», «То, что меня беспокоит».

Сами темы показывают актуальность проблем и необходимость их психической проработки.

Стереотипия как отражение актуальных проблем пациентов

Пациентка С., которая долгое время отмечала то, что она слышит голоса своих одноклассников, постоянно рисует людей. Причем присутствие людей отмечается даже там, где, казалось бы, они не уместны или не связаны с темой.

Поражает выбор цветовой гаммы, все люди на протяжении всех 48 рисунков изображены коричневым цветом. Повторяемость детских символов отражает возврат к пе-

риоду раннего детства. Названия рисунков отражают оральность пациентки. Она постоянно говорит об оральном желании — съесть торт. Часто на различные темы она рисует сладости и главную мечту — торт (награду за выздоровление от мамы). Сюжеты ее рисунков стереотипно примитивны и однообразны. Скудность фантазии объясняется проработкой навязчивых переживаний, постоянством одних и тех же доминирующих тем — отношения с окружающими, неудовлетворенная оральность.

Тема «Моя судьба» изображается ею в виде квадрата и человека в нем. Рисунок примитивен и прозрачен. Все изображаемые ею люди лишены опоры в реальности. Несмотря на стремление изобразить активность, все статично.

Многократное прорисовывание одних и тех же деталей, по всей видимости, свидетельствует о наплыве бессознательного. В большинстве случаев рисунки изображаются вертикально, что свидетельствует о нарцис-сической значимости проблемы.

Также можно отметить, что обездвиженность, пребывание в больнице, наличие заболевания, страхи и всемогущество достаточно болезненно переживаются пациенткой и ищут своего разрешения.

Стереотипия позволяет увидеть, насколько регрессирует пациент, его бессознательные конфликты, отражение мыслей и динамику лечения.

Шизофреники в силу несформированности адаптивных механизмов психических защит тратят огромное количество психических сил на многократную переработку бессознательных конфликтов, которые присутствуют в их психической жизни и остаются значимыми длительное время.

Больная С. поступила в отделение с манифестацией параноидной шизофренией в возрасте 15 лет. Своей единственной подругой считает родную сестру, которая на год ее младше. Отношения с одноклассниками ухудшились в 10 классе. Проблемы начались с того, что появился страх произнести матерное слово. Девочка стала кодировать то, что хотела сказать. Родители стали замечать, что она стала задумчивой, медлительной, мота подолгу смотреть в одну точку. Стала слышать голоса одноклассников, доносящиеся из беседки. Голоса обращались к ней, хвалили ее или ругали, а она разговаривала с ними. Мысленно разговаривала с одноклассником, который, как она чувствовала, входит в нее и помогает нести ей тяжелые сумки. Чувствовала, что он читает ее мысли и может рассказать всем о том, что она матерится. Находясь в комнате, чувствовала, что кто-то присутствует рядом и следит за ней. Слышала голоса из Томска, находясь в Новосибирске. Затем рассказала о происходящем с ней матери и была доставлена в отделение эндогенных заболеваний. Больная нарисовала 59 рисунков, из которых 48 включают изоб-

ражения человечков. Причем наличие людей не связано с темами работ.

Наблюдается повторяемость сюжета рисунка из работы в работу, и пациентка отмечает тс, что ей нравится рисовать. Она склонна копировать одга и тот же рисунок, перерисовывая его вновь и вновь, объясняя это тем, что рисунок получился не совсем таким, как она хотела. Каждый новый рисунок является точной копией старого. Повторяемость одинаковых работ уменьшается по мере динамики лечения одновременно с угасанием интереса к выполнению работ.

Далее хотелось бы остановиться ш рисунках пациентки 3., чьи работы вызывают наибольший интерес.

Пациентка 3. в возрасте 29 лет поступила в отделение эндогенных заболеваний по настоянию матери. Мать была обеспокоена странным поведением дочери. В ходе беседы с врачом пациентка сообщила, что обратилась к экстрасенсу. Тот совершил над ней сатанинский обряд, позднее она чувствовала, как он вытасгавал из нее «различные сущности», лишил ее настоящего. Правую сторону заняла черная женщина, а в голове появились чужие мысли. Позднее пациентка стала слышать голоса. Голоса были как женские, так и мужские, поэтому она решила, что превращается в мужчину. Ощущает в себе «внедренную основу». Мир стал злым и чужим. В настоящее время она чувствует, как отрицательная энергия входит через правую сторону головы и выходит через правый глаз. Отмечает, что все ее мысли — чужие.

Расщепление является основным структурирующим механизмом ее симптоматики: она разделяется на «различные сущности», которые могут отделяться от нее, правое и левое в ней противопоставляются друг другу и символизируют разный пол, тело фрагментируется.

В рисунке «Я и моя болезнь» пациентка изображает себя в виде эмбриона грязно-желтого цвета, который окружает зародышевая оболочка. 3. отмечает состояние остановки времени с тех пор, как она заболела, говорит о себе как о застывшем человеке, неспособном жить.

Характерно, что после этих рисунков больная отметила интерес к окружающему и изменение эмоционального состояния, выразила готовность продолжать рисование. В дальнейшем рисунки по различным темам сопровождались отображением внутреннего схизиса и доминирующей идеи — внедрение некоей сущности. Внутренняя сущность изображается черным цветом и отражает отношение к своей болезни и к своему состоянию, а также пессимистический взгляд на будущее.

Расщепление отражено и в работе «Я и моя судьба». 3. видит два выхода: либо полное выздоровление, либо ухудшение своего состояния и безысходность. Выход в болезнь изображается безжизненной веткой. Пациентка символически передает внешнее и внутреннее оскудение, возникающее вследствие болезни. Ощущение глобального одиночества не только в реальности, а во Вселенной отражается в ее рисунках. Будущее представляется пугающим и катастрофическим, день, мысли и

сны сжимаются в точку и изображаются в виде черного или коричневого пятна.

М. Кляйн [5] отмечает, что шизофреники относятся к оральным личностям, которые не могут удовлетворить свою оральность и проецируют свое стремление к «поглощению» на окружающих. Так, часто изображаются круги, спирали, рисунки не комментируются, однако создается впечатление, что это дыры, которые поглощают внимание и заботу окружающих, и поглощение это — бесконечно.

3. нарисовала более 70 рисунков за три месяца исследования. Рисование позволило установить доверительные взаимоотношения, обеспечивающие доступ к глубинным доминирующим бредовым переживаниям, а также помогло заметить изменение эмоционального состояния в период работы и внесло интерес к предлагаемому виду деятельности.

Предложенный материал позволяет сделать следующее заключение.

Художественное творчество больных шизофренией представляет интерес для исследования психодинами-

ческих механизмов. В рисунках прослеживается материал, касающийся расщепления, аутизма, нарциссизма и стереотипии, динамики лечения.

Благодаря рисованию, можно проследить динамику лечения пациентов, анализируя содержание рисунков, повторяемость сюжетов, смену цветовой гаммы, предпочтение тем.

Особенно ярко в рисунках шизофреников предстают символы расщепления: фрагментарность, расколо-тость «Я», прорисовывание отдельных частей себя в разных плоскостях рисунка, изображается схизис душевного и телесного.

Стереотипия проявляется в однообразности цветовой гаммы, повторяющихся сюжетах, выборе одних и тех же тем.

Материал, полученный в ходе рисования, дает возможность составить представление о глубинных аспектах проблем, сформировать целостное представление о пациентах, использовать полученные данные в терапевтической практике.

1. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 224 с.

2. Кадыров И.М. О невротических и психотических аспектах личности и их взаимодействии в психоаналитической психотерапии // Моск.

психиатр, жури. 1996. № 2 (12). С. 26-53.

3. Каплан И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. М.: Медицина, 1994. Т. 1. 672 с.

4. Кемпинский А. Психология шизофрении. СПб.: Ювента, 1998. 293 с.

5. Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб.: Б.С.К., 1997. 96 с.

6. Лалланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высш. шк., 1996. 623 с.

7. Лэнг Р. Расколотое «Я». СПб.: Белый кролик, 1995. 352 с.

8. Снегирёва Т.В. Смысл и символы в проективном рисунке // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 20-32.

9. Фрейд 3. Очерки по теории сексуальности. Минск: Попурри, 1997. 480 с.

10. Хэнзелер X. Теория нарциссизма: Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: МГ «Менеждмент», 1998. С. 463-483. П. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Менато: ACT Фонд «Унив. книга», 1996. 592 с.

12. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. 408 с.

13. Яппе Г. Развитие фрейдовского понятия Я // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: МГ «Менеджмент», 1998. С. 433-463.

PSYCHOANALYSIS OF THE SCHIZOPHRENIA PATIENTS ARTISTIC CREATION M.M. Muchnick, T.N. Novikova (Tomsk)

Summary. The article is devoted to researching of the schizophrenia patients drawings. 17 schizophrenia patients took part in the research, and

gave more than 200 drawings. The material received in the course of research, is considered from psychoanalytic positions.

Key words: psychodynamic mechanisms of schizophrenia, narcissism, primitive psychological protections, oral malfunctions, autism, splitting,

cyberleninka.ru

Перед тем, как приступить к основной повести, я хотела бы немного рассказать о себе. Я не принадлежу к числу людей простых, напротив, нахожусь в постоянном поиске. Я привыкла не доверять всему, что принято как данное, и основывать свои суждения не столько на научных утверждениях, сколько на собственном опыте и переживаниях. Также, не могу назвать себя новичком в сфере паранормального, поскольку с самого детства я начала получать послания. Тем не менее, в силу образования, я отмечаю в первую очередь возможные психические отклонения собеседника и, лишь затем, способности.

Необходимо отметить, что я психолог и работаю, в основном, с детьми, причем любого возраста и социального положения. Мне приходилось работать с детьми, родителям которых явно необходима консультуция, а также с детьми с серьезными трудностями в плане адаптации. Некоторые из них интроверты, некоторые — энергичны до неистовства, но, в конечном итоге, все они пытаются адаптироваться в условиях бытия человека, подстроиться под частоту этой планеты, интегрироваться в общество и стать его частью.

Я всегда говорила, что необходимо ввести школу для родителей, обязательную для всех и каждого, кто хочет произвести на свет еще одну человеческую сущность. Детям нет дела до огромных денег и материальных благ. Им необходима любовь, привязанность и внимание. Мы же, в отсутствие времени или из-за усталости и стресса, отталкиваем их, отсылаем в свою комнату или на улицу; или еще хуже — передаем другим людям заботу об их проблемах и нуждах, образовании. А потом спрашиваем себя, на кого похож этот ребенок, будь он агрессивным или нерешительным, от кого он унаследовал эту жестокость или эту склонность грубо выражаться, ищем людей с похожими привычками среди родственников и, в конце концов, находим «виноватых» в самой слабой ветви генеалогического дерева.

Мы делаем это из желания скрыть от нас самих этот провал, из желания быть довольными собой, обмануть самих себя. Но глубоко в душе, мы — виновники. Только этого никогда выведут на поверхность, не покажут никому, даже не осознают.

Именно с этим я борюсь каждый день. Иногда я побеждаю в этих битвах, иногда проигрываю, или просто ничего не происходит. Но что я могу сказать с уверенностью, так это то, что, в результате общения, между родителями и детьми устанавливается связь, словно тоненькая светящаяся ниточка, которая растет и крепнет с каждой лаской, добрым словом, прочитанной сказкой или поцелуем на ночь.

Вернемся, все же, к рассказу. Это произошло облачным летним утром. Было невыносимо душно, и я решила открыть окно, надеясь, что свежий воздух разрядит атмосферу. Я не могла избавиться от чувства дискомфорта — давило в солнечном сплетении, — и я знала, что это внутреннее предупреждение о более сильных неприятных ощущениях, которые должны были последовать. Я надеялась от всей души, что мои опасения окажутся ложными, тем более, что этим утром должен был появиться новый мальчик.

Точно в оговоренное время он вошел в кабинет вместе со своей мамой.

Совсем мальчонок, но какой гордый! Голубые глаза цвета летнего неба, взъерошенные коричневые волосы, одет в явно не новые джинсы и голубую футболку с надписью “Love me”.

Я думаю, было бы здорово, если бы мы одевали всех детей в одежду с надписью «Любите меня». Так мы никогда об этом не забудем. Он посмотрел на меня долгим взглядом и, затем, решительно сел в кресло. Я узнала, впрочем, эта информация уже была в карте, что его зовут Давид (имя вымышленное) и ему семь лет.

Обычно, спустя немного времени, когда я чувствую, что могу спокойно общаться с ребенком, я прошу сопровождающих его родителей подождать в холле. К моему удивлению, Давид сам попросил свою мать уйти.

Заинтригованная его реакцией, тем более что ничего подобного даже не упоминалось, я попыталась найти объяснения. Оказывается, его привела сюда мать, поскольку он «слышит голос в голове, словно по телефону», с которым он разговаривает и спрашивает все, что ни попадя, включая, например, как пройти определенные уровни в компьютерных играх. Ответы, которые получал мальчик, всегда были правильными.

Я спросила его, есть ли у голоса имя, на что мальчик ответил, что зовет его Агхтон, что он из другого созвездия, из которого прибыл и сам Давид в процессе реинкарнации, что они договорились поддерживать контакт на протяжении всего его пребывания здесь, на этой земле. Я спросила его, сколько он собирается здесь остаться. В ответ он сказал, что если считать как сейчас, то где-то лет 200, но что скоро мы будем воспринимать время по-другому, так что он сказать не может.

Мы говорили около часа и меня все больше и больше поражали зрелость и глубина его ответов. Как выяснилось в процессе разговора, некоторые из них принадлежали «голосу из телефона».

Перед тем, как переступить порог двери, Давид повернулся ко мне и сказал, что вчера вечером, после того, как он узнал, что утром его отведут ко мне, Агхтон попросил его передать психологу, что лично просит записать все, что будет обсуждаться, даже если мне это не по нраву, просит верить, что все, что будет сказано реально, а также, не переживать по поводу вазы, которую я разбила этим утром, пытаясь закрыть окно.

Представляете, как испугалась я при этих словах, ведь я была единственной, кто об этом знал!

Так мне предоставили подтверждение, что все, что испытывал этот мальчик было правдой. Как будто темное покрывало сорвали с моих глаз. Тогда я поняла, насколько необоснованы были все мои представления о слышимом им голосе, как о плоде богатого воображения, результате эзотерической жизни натуры, склонной к шизофрении, или же истории, источником которой было желание быть выше остальных, выше среднего.

Так я и пришла к своему нынешнему положению — положению писателя. Под его руководством я попыталась собрать и изложить всю наиболее важную информацию. Я представляю Вам его сообщения в том виде, в котором они поступили ко мне, без поправок, в подлинности и точности.

Благодарю Вас за время, уделенное этой книге. Одни сочтут её вымыслом, другие поймут. У первых прошу прощения, вторым желаю найти свой путь и осознать свою миссию.

www.libma.ru

Как я побеждаю шизофрению

Copyright © 2012-2018 DE-film

Filme, Clips — kostenlos ansehen, online teilen

> Почему начинается шизофрения и как ее лечить? Сломанные гены. МАЦПЕН

Шизофрения — лечение, как не ухудшить состояние?

Получите онлайн консультацию израильского психотерапевта: goo.gl/sVdCvE

Больше о лечении шизофрении тут — goo.gl/wp4Vmx

В своём интервью руководитель психотерапевтического отделения клиники Matzpen Виталий Тевелев рассказывает о том^

— как больной шизофренией воспринимает мир и окружающих, — -как преодолеть взаимное неприятие шизофреника и его — социального окружения,

— как лечить шизофрению, если пациент уверен в том, что абсолютно здоров,

— как психотерапия на 20% улучшает прогноз в лечении шизофрении в дополнение к фармакологическим средствам, — почему участие близких в курсе лечения не менее важно, чем осознанное участие самого больного шизофренией.

Кликабельный таймкод ролика "Лечение шизофрении: как социальная изоляция и монотерапия медикаментами ухудшают прогноз пациента?":

0:30 — Шизофрения: излечим ли?

0:50 — Чем отличается лечение шизофрении в России и в Израиле?

1:45 — Шизофрения: нужны ли лекарства?

2:35 — Лечение шизофрении: как сочетаются психотерапия и медикаментозное лечение?

3:30 — Эмоции шизофреника

5:00 — Шизофрения: как жить шизофренику с этим заболеванием?

5:55 — Как начать лечить шизофреника?

6:35 — Семейная консультация в лечении шизофрении;

7:50 — Почему начинается шизофрения? Сломанные гены

10:00 -Лечение шизофрении в Израиле;

> Что делать, если больной шизофренией не хочет идти лечиться?

> Основные симптомы шизофрении и их последствия

> Вы слышите голоса в голове — что делать? Методики от врачей Израиля

> Лечение шизофрении: как социальная изоляция и монотерапия медикаментами ухудшают прогноз пациента?

> Психотерапевтические техники в лечении шизофрении

Подписывайтесь на нас в соцсетях!

грецкий орех,вот что лечит болезни с мозгом

я скоро пайду на мац пен тель авив

у меня нехватает воздуха глубоко дышать не могу вы пожете мне?

чушь не порите ) какие гены )) легче всего сказать что это гены )) такие клиники только и заинтересованны в том что бы торговать психотропными и другими препаратами )

так по всей европе америке россии и израиль не исключение я же знаю как TEVA подкупает врачей по всему миру )) врачи выписывают препараты которые ненужны или на более долгий срок или пожизненно ) легче всего посадить на психотропные сфабриковав дигноз тут много ума ненадо )) я же знаю как и аптеки ходят к врачам и говорят какиенужно лекарства выписывать ))

Клиника не торгует препаратами. Лекарства покупают в аптеке. Но спасибо за ваше мнение.

Плохо читать по бумажке. противно смотреть и слушать.

Шизиком можно стать всегда. Лучше им не становиться.

ДОКТОР. Я ЖИВУ В РОСТОВЕ — НА — ДОНУ. ЗДРАВСТВУЙТЕ. МОЙ ПЛЕМЯННИК БОЛЕН ШИЗОФРЕНИЕЙ. ВОПРОС :СКОЛЬКО СТОЯТ ВАШИ УСЛУГИ ДЛЯ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ ЕГО ДУШИ И ТЕЛА. ОН ЛЕЖИТ ОТВЕРНУТЫЙ К СТЕНЕ, И НЕ С КЕМ НЕ ХОЧЕТ ОБЩАТЬСЯ. С МАМОЙ ОТНОШЕНИЯ СЛОЖНЫЕ, ОН У НЕЁ ИНОГДА СПРАШИВАЕТ ‘А ТЫ МЕНЯ’ ХОТЬ ‘(ПРЕДСТАВЬТЕ’ ХОТЬ ‘ЛЮБИШЬ МАМАША? ПРОКАНСУЛЬТИРУЙТЕ МЕНЯ ПОЖАЛУЙСТА КАК БЫТЬ? СКОЛЬКО СТОИТ?

Карина Карина Смотрите » Пульс»-Почему возникает шизофрения. На you tyub.

Людмила Шушунова Спасибо Вам! Храни Вас Бог и Вашу семью. ??

Наберите: Софья Доринская » О чём умалчивают психиатры» и т.д.

Карина Карина Рекомендую послушать в итернете врача психиатра Софью Доринскую.Есть лекции о причинах возникновения шизофрении и её лечении витаминными препаратами.Она говорит о том,что острая нехватка тех или иных витаминов может вызвать и депрессию и бред,галлюцинации,агрессию. Чаи успокоительные имеют место быть для улучшения сна,заваривать их нужно от двух до четырёх пакетиков на 100-150г. кипятка.Пить 3-4 раза в день,перед сном обязательно. Конечно,если он уже не сидит на сильных психотропных препаратах,тогда травяные чаи будут слабым утешением.Ещё массаж головы и шеи-плохое снабжение голвного мозга кровью и кислородом.Ищите информацию сами.Врачи может где-то и лечат, только это,как пылесос,вытягивающий деньги, кабы знать,что будет толк. Если Вы православная христианка,идите в Церковь Божию-это Его дом,Он там живёт ,поговорите с Ним тихонечко обо всём,что волнует,уверена,что ответ и утешение получите обязательно.

Всем привет, у меня тоже такая проблема я побеждаю это все верой в Бога ибо эти голса имеют духовный корень. Вторая стадия одержимости бесами это когда они начинают захватывать твой разум и разрушать твое сознание и твой внутренний мир. Через покаяние перед Господом и служителей церкви которые имеют помазание от Бога на изгнание их. Только Бог помагает и молитва ему . Но церкви не Проваславные а протистанские и пятидесятнические. Даже по скайпу изгоняют и бесплатно.

шизофриния это современные людя. все остальное стадо

Что вы имеете ввиду?

Какие же наигранные вопросы. Тем, кто заказал эту рекламу, следовало бы забрать свои деньги назад за халатность. Ну и про препараты с минимальным вредом для здоровья. Шарлатан.

Читает текст. Доставило.

Гитлер боролся с евреями и шизофрениками. но может быть, он боролся с одним и тем же. как известно, близкородственные браки до добра не доводят. поэтому, возможно, уничтожение евреев помогло бы оздоровить генетику человечества, вывести из днк людей нездоровые гены.

вобщет базарили по телеку чо он с духами умерших разговарилвал

Все возможно. И генетику человечества оздоровить с помощью уничтожения близкородственных браков у евреев. И Гитлера в качестве примера для действий брать. И ерунду в комментариях писать.

Это мужской род от слова шарлотка?

леди баг и супер кот

Я постоянна слышу голоса в голове свои мысли

Какие препаратами Вы лечите пациентов?

Здравствуйте, это зависит от заболевания. В ряде случаев нет необходимости в медикаментозном лечении.

Неприкрытая реклама клиники. Много воды и минимум сути.

Здравствуйте. Это канал клиники, поэтому прикрывать ничего не требуется. Конечно в ряде случае мы рекламируем клинику, так как верим, что наша клиника помогает пациентам. Все люди по-разному воспринимают информацию, кому-то требуется только сухая конкретика, а кто-то воспринимает лучше в такой форме. Здесь мы попробовали рассказать о проблеме в более свободной форме. В любом случае спасибо за ваше мнение.

Schizophrenia (F20), anatomy (ru).

По человечески можно понять «лекцию», но как знающего «шизофрении»- не могу оценить (впрочем, таких и не встречал). Возможно правильнее сказать- «сны во время бодрствования», го-да-ми; послать любопытных ознакомиться с исследованиями УЗИ, ЭЭГ, МРТ (до лечения- после лечения. Ну-у совсем афигело «ЭЭГ», во время стационарного обследования показало аномалию, а после отказа от услуг психиатрии в норме и ЭЭГ, и МРТ). Вообще-то «проще» биполярно-аффективные формы (2-3), действует знание анатомического специалиста, но необходимо время для беседы-лекций, желательно избранное из йоги, подбор мр3 тренингов для самостоятельного (минимально необходимое). При «наследственных» формах сложнее (2, и «суицид»). Извиняюсь, я не придираюсь лично-персонально, но злобы хватит на каждого специалиста шизофрений, у себя забыли поискать. У ВСЕХ имеется, сама смена словесных интонаций, это и есть смена форм, но при длительном однообразии, а потом резкой смене. действительно генетическое, действительно наследственное, и т.д., и т.п., какое подозревают специалисты, такое и будет (адаптационные реакции к окружающим, группе людей, обществу).

репортер в фоне тушит всю наигранность видео?? и вообще неуверенно дядько себе веде??

de-film.com

Если бы ваша посадочная страница умела говорить, то что бы она сказала?

Каким видит мир ваша посадочная страница?

Я посадочная страница, еще меня называют целевой страницей, а по-английски — landing page.

Моя работа — приветствовать вас, когда вы переходите по рекламным ссылкам в результатах поиска, электронной почте и социальных сетях. Еще вы можете найти меня, сканируя QR-код.

Вы придете ко мне, потому что чего-то хотите. Вы приглашаете меня на свой экран, совершая определенное действие и ожидая определенного результата.

Я стараюсь оправдать ваши ожидания.

Я хочу, чтобы вы сразу поняли, что оказались в нужном месте, и что у меня есть ответы на ваши вопросы. Ваши поиски не были напрасными.

Я хочу, чтобы вы доверяли мне. Я хочу, чтобы вы знали, что другие тоже были здесь и получили желаемое. Я не ошибаюсь. Я могу быть первым посланником сайта, на который вы попадете, получив обещание и ожидая, что это обещание будет исполнено.

Так что на мне лежит большая ответственность.

Я вижу вас сквозь экран, с широко раскрытыми глазами, жаждущего, но настроенного скептически.

Я дворецкий, метрдотель. Это я покажу вам, как тут все устроено и найду для вас лучшее место. Нет, главная страница подходит для выполнения этой задачи не лучше, чем стая быков для перевозки гоночного автомобиля.

Посетители вашей посадочной страницы отличаются от тех, кто приходит на главную страницу.

Нет, это не скучающий взгляд посетителя главной страницы сайта, который с полузакрытыми веками водит мышкой туда-сюда. Кстати, вы видели главную страницу?

Шизофрения главной страницы

Эта несчастная страница бормочет что-то себе под нос и вместе с тем неистово кричит. Она меняет свой облик чуть ли не каждую секунду… как раз в тот момент, когда вы закончили чтение одного из фрагментов ее калейдоскопа.

Она похожа на этих невменяемых бездомных, которые везут перед собой магазинную тележку со всяким хламом, обращая свои речи ко всем прохожим и никому в отдельности (возможно, они общаются с уличными фонарями).

И она постоянно говорит о себе, даже больше, чем страница «О нас».

Ваша корзина — это только бизнес?

Вы видели корзину? Она — это только бизнес с недоразвитыми навыками общения.

«Что там у вас на кредитной карте?»

«Вы можете выбрать подходящий способ доставки?»

«Когда у вас в последний раз был секс?»

«Вас беспокоят какие-либо высыпания на коже?»

Я содрогаюсь при мысли о том, что моих дорогих посетителей придется отправить в этот стерильный и бездушный раздел сайта, но что мне еще остается делать?

Расщепление моей личности

Организуйте A/B-тестирование посадочной страницы, чтобы лучше узнать своих посетителей.

Я не такая, какой была всегда. У меня появилось много форм. Различные заголовки, объемные и краткие рекламные тексты, форма для заполнения, кнопка и разные иллюстрации.

Меня регулярно клонируют и меняют.

Вы можете даже не заметить разницу между мной и моим склонированным «близнецом». Как правило, мы имеем всего одно отличие, чаще небольшое, но порой довольно значимое. Затем мои создатели сводят нас как соперников, отправляя одного посетителя ко мне, и одного — к моему «близнецу».

Наши посетителей выбирают лучшего. Они голосуют за нас своими деньгами и контактными данными. Также они голосуют посредством загрузок, просмотров и прослушиваний. А еще они голосуют своим уходом со страницы, переходя, возможно, к одному из конкурентов.

Чтобы оценить нас, мои создатели используют такие термины, как «коэффициент конверсии», «выручка на одного посетителя» и «показатель отказов». И когда я побеждаю, они называют меня «контрольная страница», и я с честью ношу этот знак отличия. Он означает, что я — лучший друг моих посетителей и моих создателей.

Подарок для моих посетителей

Я приобретала разные формы в течение жизни. Иногда я была настоящим разочарованием для моих посетителей, а иногда — удачной находкой.

Любопытно, что наибольшего успеха я часто добивалась именно тогда, когда мои создатели считали меня уродливой. Ведь порой они выбирают проигравшего, только потому что он красивее.

Это меня огорчает.

Тем не менее, я по-прежнему здесь, верно служу своим посетителям. Предвосхищая их потребности, обеспечивая их всем необходимым, и делая интернет лучше, как для потенциальных клиентов, так и для моих создателей.

Примечание от автора

Практически в любой целевой аудитории есть сегмент потенциальных клиентов, для которых социальные взаимоотношения играют важную роль в процессе принятия решений. Если вы дочитали до этого места, то очень вероятно, что вы — один из них. Братья Айзенберг, известные на Западе эксперты в сфере интернет-маркетинга, называют этих людей «гуманистами», отмечая, что их довольно сложно обслужить онлайн. Ведь веб-сайты, как правило, используют сухую подачу информации. Согласитесь, довольно сложно выстраивать взаимоотношения с веб-страницами.

Антропоморфизм — это техника письма, которая наделяет животных и неодушевленные предметы способностями человека. Использование этого подхода может стать довольно веской причиной для создания отдельных посадочных страниц. Я думаю, что эту технику письма можно использовать как раз для таких посетителей-гуматистов.

Импульсивные по своей натуре читатели могут остаться недовольными этой статьей из-за небольшого количества изображений.

Читателям, которые пропитаны духом конкуренции, не понравится, что автор не объяснил, почему создание такой целевой страницы — это действительно эффективный подход к бизнесу.

Методичные читатели могут быть разочарованы отсутствием конкретных инструкций и руководства к действию.

А что вы думаете по этому поводу? Напишите об этом в комментариях.

Я Тони Симоновский, специалист по оптимизации конверсий для сайтов. Если у вас есть интернет-магазин, для которого требуется увеличить продажи или стартап с задачей увеличить пользовательскую базу, я помогу вам.

good.vertising.ru