Как называется боязнь ходить в школу

Зачем нужно ходить в школу?

Этот вопрос постоянно задают дети, потому что очень уж не хочется тратить большую часть свободного времени на уроки и наставления учителей.

Явно не для выяснения отношений, поедания булочек и списывания домашнего задания. Это время для отдыха, общения с друзьями, разминки, прогулок на свежем воздухе в хорошую погоду.

За отведенные на перемену 10-15 минут вы легко перейдете в другой класс, обсудите упражнения, которые задали, подготовитесь к восприятию новой информации. Вы сможете пройтись, размять мышцы, сделать гимнастику для глаз, а значит, настроитесь на дальнейшую работу и меньше устанете.

А действительно, первоклашки и старшеклассники в один голос скажут, что без оценок жилось бы проще. Но достаточно отменить баллы хоть на неделю, чтобы мнение кардинально поменялось. Не верите? Зря, ведь оценки в школе просто выполняют свою роль, причем позитивную.

Низкий балл говорит о том, что надо подтянуться, а высокий является чем-то вроде благодарности за старание, свидетельствует о правильно выбранном направлении. Без оценок в школе было бы просто скучно. К чему стремиться, зачем читать или зубрить, проявлять себя, если и так все равны?

Конечно, большинство детей любят читать, вот только уроки литературы воспринимают негативно. Опять же, это связано с обязаловкой. Дети всегда хотят сделать наоборот, если им что-то навязывают. Здесь дается огромный список, нужно читать толстые и скучные книги, писать сочинения на неинтересные темы, причем и индивидуальность особенно не проявить.

Пускай вы думаете не так, как учитель, критики, но вам определенно есть что сказать, вы знаете, о чем идет речь. Литература расширяет кругозор, помогает сформироваться как личность. Книга способна стать подсказкой, другом и прекрасным времяпрепровождением.

В первом случае мы говорим о детях, которые, казалось бы, и так большую часть времени проводят на улице за подвижными играми. Во втором – имеем дело с почти взрослыми людьми, у которых на носу экзамены, серьезная подготовка, а тут лишние уроки.

А теперь давайте реально посмотрим на ситуацию. Вы очень много первоклашек во дворе видите сейчас? Некоторые попросту из-за компьютера не вылазят, часами телевизор смотрят. А тинейджеры и вовсе стали практически жить в Интернете.

Физкультура становится чуть ли не единственным поводом активно подвигаться, улучшить самочувствие и заняться каким-то видом спорта, пускай и не профессионально. Именно на уроках физкультуры ученики снимают стресс, забывают об умственных нагрузках, заботятся о собственном здоровье.

Вот правда, есть же музыкальные школы, различные дома культуры. Да, вот только ходить туда будут единицы. Нужно иметь огромное желание, время и иногда связи, чтобы попасть в хороший кружок, где научат играть на каком-нибудь инструменте, разбираться в нотной грамоте и петь.

www.mnogo-otvetov.ru

Как не бояться ходить в школу ребенку и преодолеть страх

Нынешние программы для учебных заведений бесперебойно обновляются и видоизменяются. Материал непрост и школьники могут попросту его не воспринимать. Довольно часто случается так, что ребенок слушает начитанную информацию, а вот понять ее не в силах, поэтому разбирать пройденный в школе материал приходится уже дома. Если в начальных классах еще можно понять о чем идет речь, то в старших — это уже непросто. Таким образом, ребенок начинает бояться учебного заведения, поскольку домашнее задание не выполнено, учителя ставят двойки, а родители отчитывают за них. Психика подростка не выносит такого стресса и появляется боязнь школы, от которой нужно избавляться в срочном порядке.

Страх школы может возникнуть вследствие неспособности ребенка освоить учебный материал

Что такое боязнь школы

Боязнь ходить в школу называется дидаскалейнофобия, она характерна только школьникам и появляется исключительно в момент занятий. По существу понятие дидаскалейнофобии дословно расшифровывается, как «боязнь школы». Формально такая фобия не сразу может заявить о себе в полном объеме. Часто родители воспринимают нежелание ходить на учебу, как лень, желание погулять или же заняться чем-нибудь иным, только не учебным процессом. Но именно в эти моменты не нужно отворачиваться от проблемы, необходимо со всей ответственностью отнестись к ней и отыскать реальную причину прогулов уроков. Особенно сильно это проявляется в начальной школе, т.к. ребенок еще полностью не приспособился к обучению и требованиям, а большие нагрузки без семейной поддержки могут привести к появлению фобии

Ошибка родителей состоит в том, что они считают фобию проявлением сразу во всех сферах жизни ребенка, а боязнь появляется именно в конкретном случае. Если устранить раздражитель, то и боязнь проходит сама собой. Пренебрегать такие проявления у подростка нельзя. Чем длительнее не уделяется время и внимание к проблеме, тем более сильно она врастает в сознание. Позже она может перерасти в сильнейшую озлобленность, которая связана с паническим состоянием и депрессивностью.

Признаки и симптомы наличия фобии

Самое полное и точное описание боязни школы описал Херсов. Он считал, что проблемы начинаются с сомнительных жалоб на учебное заведение или же с ее принудительного посещения. Позже это перерастает в полный отказ идти в школу, не принимая во внимание уговоры со стороны родителей. Чем ближе время идти в учебное заведение, тем сильнее меняется поведение и настроение ребенка. Многие дети говорят, что у них есть желание посещать школу, но в необходимый момент у них ничего не выходит из-за панических атак.

Родителям следует забить тревогу при появлении такого рода симптомов:

  • припадки асфиксии;
  • прерывающееся дыхание;
  • слишком частый пульс и сердечный ритм;
  • сильное потовыделение;
  • озноб и содрогание;
  • ребенок становится бледнее, появляется упадок сил, который может привести к потере сознания.
  • Кроме вышеперечисленного, у подростка может появиться подташнивание, головокружение и кишечные колики.

    Удивительно, что при наличии данной болезни может возникнуть появление боязни перед припадками самой боязни у ребенка. К тому же чем старше ребенок, тем сильнее могут быть такие проявления.

    Дети могут в такие минуты метаться по помещению, его поведение будет паническим или же он длительное время находится без движения. Такие признаки сложно приурочить к капризам и следует уделить им должное внимание.

    Асфиксия — один из признаков фобии

    Причины проявления боязни

    Глупо думать, что проявления страха перед походом в школу могут появляться вследствие одной стрессовой ситуации, которая произошла в учебном заведении. В большинстве случаев, это затянувшийся процесс, где школьник подвергается постоянному влиянию негативных факторов, которые сразу не устранить:

  • издевательства от одноклассников, которые педагоги игнорируют;
  • жестокость по отношению к ребенку;
  • насмешки;
  • бесконечные угрозы от старшеклассников;
  • большая занятость и сильные нагрузки (физические и умственные);
  • психологические упреки с боку преподавателей.
  • Существуют нестандартные симптомы дидаскалейнофобии. Случается так, что фобия наступает, когда школьник испытывает панику, думая, что с родителями может случиться неприятность, в момент его отсутствия. Может быть, что ссоры среди родных и неурядицы настолько западают в голове у школьника, что в школе он не может от них освободиться, стремясь за родственников разрешить их сложности, поэтому не желает посещать учебное заведение. При любых обстоятельствах, школа — это главный период социализации школьника, поэтому страх школы необходимо преодолевать.

    Загруженность в школе может быть одной из причин расстройства

    Как преодолеть страх перед походом в школу

    Чаще всего школьник не имеет возможности до конца понять, как именно проявляется дидаскалейнофобия, как ее побороть и навсегда устранить, что же в самом деле мешает ему посещать учебное заведение. Исходя из этого, помощь профессионала необходима. В этих случаях следует обратиться за помощью к профессионалам в этой сфере. Первым делом, это детские психологи, которые могут постепенно определить все причины такого поведения у ребенка. Психолог может объяснить, каким образом избавиться от давления со стороны одноклассников или препятствовать им. Обучит и изменит взгляды на мир школьника, чтобы он смог взглянуть на проблему с иной стороны и устранить ее самостоятельно. Если ребенок сильно боится за родителей, то профессионал сможет объяснить ему, как поступать, когда родных нет рядом.

    Комплексно с работой психолога, школьнику назначают определенные антидепрессанты, лечебную физическую культуру или же иные упражнения, которые отвлекут ребенка от проблемы. Физкультура сможет помочь ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах.

    Если натиск исходит со стороны семьи, то важно провести беседы с родственниками. Близкие люди обязаны пересмотреть свое отношение к собственному чаду и постараться решить проблему, не вмешивая ребенка в нее.

    Большинство родителей, когда слышат от специалистов, что их ребенок боится школы, выдыхают с облегчением — проблема не настолько серьезна. Только это начало сложного психологического заболевания, которое может перерасти во что-то большее. Если вовремя не заняться устранением этой беды, то ребенок и вовсе не пожелает посещать школу, вплоть до суицидальных наклонностей или побега из дома. Это произойдет не сразу, но доводить до этого не стоит. Любой испуг можно искоренить, отыскав его и устранив. Дидаскалейнофобия не исключение, если вы прибегнете к помощи высококвалифицированного специалиста в данной области. Именно он сможет дать нужные советы:

    Перевести ребенка на обучение в домашних условиях. Это необходимо и важно, поскольку ребенок должен обладать необходимыми знаниями.

    Не ругать его за некоторые слабости — возмущение родных людей только усугубит ситуацию. Только при помощи терпения и участливости можно справиться с психологическими проблемами школьника.

    Ребенка необходимо поддерживать, даже если он получил плохую оценку. Нужно продемонстрировать, что ничего в этом страшного нет, все можно исправить путем лучшей подготовки пройденного материала.

    Небольшая памятка родителям! Чтобы данная фобия была устранена, родителям стоит начать с себя, только родные люди помогут школьнику устранить боязнь. В кругу семьи должна быть благоприятная атмосфера, доверие и взаимопонимание.

    Близкие люди обязаны проявить внимание и терпение, не предъявлять ребенку обвинения во всех его неудачах. Победив страхи постоянно быть виновным перед родителями, у дитя появится уверенность в опоре и защите. В школе он будет находить общий язык с теми детьми, которые будут принимать его таким, какой он есть, а всем своим неприятелям научится оказывать сопротивление. Ему будет интересно ходить на учебу. Важно донести до ребенка, что для всех он не будет идеальным, а это означает, что не всегда следует прислушиваться к всеобщему мнению.

    Если же вы обратили внимание на то, что поведение ребенка схоже с вышеописанными симптомами, то примите необходимые меры, задумайтесь о микроклимате в семье. Следует провести анализ собственного поведения, поскольку довольно часто дети копируют поведение своих близких. Исходя из этого, нужно подавать пример детям исходя из собственного поведения, и это поможет им добиться небывалых высот и преодолеть массу сложностей. Необходимо много общаться с ребенком, узнавать о его проблемах и не давать ему замкнуться в себе.

    urazuma.ru

    Способы преодоления боязни школы

    Бывают ситуации, когда ребенок отказывается ходить в школу. Он начинает плакать и неподобающе себя вести. Большинство родителей воспринимают такое поведение как банальную лень, но это не всегда так. Боязнь школы — серьёзное психическое расстройство, которое игнорировать нельзя.

    Страх школы — не то же самое, что банальная лень

    Фобия школы называется дидаскалейнофобией. Она проявляется не сразу. Обычно возникает только во время занятий. Особенно остро проявляется в начальных классах, когда дети не готовы к большим нагрузкам.

    Часто маленьких детей, которые посещают детский сад, пугают школой подростки или взрослые, рассказывают, что задают много уроков, за несделанное домашнее задание учитель может наказать, что родители негативно реагируют на плохие оценки и бьют своих детей.

    Для детей школа —это место, где нужно вести себя хорошо и выполнять все задания.

    Дети, которые уже посещают школу, также могут испытывать к ней страх. Это последствия длительного процесса, когда ребенок подвергается негативному влиянию сверстников или взрослых.

    Основные причины фобии у учеников начальных классов:

    • издевательства со стороны сверстников или старшеклассников;
    • невозможность адаптироваться в новом коллективе;
    • неумение строить отношения с одноклассниками;
    • постоянные угрозы;
    • публичные высказывания от учителей.
    • Часто жертвами боязни школы становятся дети-изгои. У них нет друзей, опоры и поддержки. Ребенок не умеет давать отпор и сопротивляться, он становится жертвой постоянных унижений.

      Другая распространённая причина появления дидаскалейнофобии — чрезмерные нагрузки. Современные школьные программы являются максимально сложными для детей. Материала много, времени мало.

      Некоторые дети посещают спортивные секции или творческие кружки. Желательно, чтобы их было не больше 1-2.

      У некоторых школьников природа страха отличается от предыдущих. Они боятся, что будучи в школе, с родными может случиться что-то ужасное. Иногда этот страх настолько сильный, что ребенок считает себя ответственным за жизнь каждого члена семьи. Подобная психологическая травма — результат семейных ссор и скандалов.

      Первый признак — тревога у ребенка и страх перед школой. Он категорически отказывается идти в учебное заведение. Может придумывать различные причины: головокружение, тошноту, температуру, ангину и прочее. Его цель остаться дома, рядом с родителями. Он становится раздраженным и сердится по любому поводу.

      Главное отличие расстройства от лени — психическое состояние. При упоминании о школе начинается паническая атака.

      Основные признаки страха школы:

    • удушье;
    • затрудненное дыхание;
    • крики, слезы, истерика;
    • мышечная слабость;
    • предобморочное состояние (бледное лицо, головокружение);
    • пониженное давление;
    • ощущение легкой дрожи;
    • учащенное сердцебиение;
    • дискомфорт в области груди и т.д.

    Возникают колики в животе, которые сопровождаются тошнотой. Иногда бывает рвота. Боли в голове могут быть такими сильными, что школьник теряет сознание.

    Если подобное психическое расстройство не устранить, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Это эпилепсия как следствие частых панических атак.

    Самое страшное последствие — возможность сойти с ума. У подростка могут развиваться суицидальные наклонности. Увидев первые признаки того, что ребенок начал бояться учебы, нужно срочно обратиться к детскому психотерапевту.

    От страха у ребенка может начаться тошнота и колики

    Роль родителей в формировании детской психики очень значимая. От них зависит, будет ребенок спокойным или будет бояться каждого шороха.

    Увидев симптомы дидаскалейнофобии, нужно поговорить, узнать, угнетают ли ровесники, как относятся учителя, есть ли друзья. Важно не давить на ребенка. Задавать вопросы спокойным тоном.

  • Объяснить ребенку, почему он должен ходить в школу. Сказать, что родители хотят иметь умного сына или дочку. Рассказать о том, что в учебном заведении можно встретить хороших друзей. Обязательно нужно поделиться собственными приятными воспоминаниями. Не стоит говорить, что в школе ожидают только позитивные моменты.
  • Отводите ребенка в школу. Особенно важно это делать в первых классах, тогда он будет чувствовать себя в безопасности. При прощании обязательно улыбайтесь.
  • Нужно начать готовить к обучению заранее. Читайте вместе книги, смотрите полезные мультфильмы, учите считать и грамотно отвечать на вопросы.
  • Частая проблема у школьников — заниженная самооценка. Получив плохую оценку, они считают себя глупыми. Родителям стоит создать ощущение успеха, чтобы ребенок понял, что он может быть хорошим учеником. Накопление негатива приводит к депрессии.

    Проблемы детей воспринимайте серьёзно. Даже если родителям проблемы кажутся несущественными, нельзя демонстрировать пренебрежение. Лучше расскажите, какие есть варианты преодоления проблемы.

    Бывает, что боязнь школы становится неконтролируемой и проявляется ежедневно. Нужно обращаться к специалисту. Отличное решение — пройти курс психотерапии у детского психиатра.

    Методика включает в себя несколько направлений. Каждое из них — отдельный вид искусства. Среди них есть:

  • хореография;
  • пение;
  • игра на музыкальном инструменте;
  • рисование песком;
  • собирание конструкторов;
  • рукоделие и т.д.
  • Нужно выбрать тот вид, который приносит наибольшее удовольствие. Часто выбирают рисование. Суть такой арт-терапии — с помощью рисунка изобразить объект страха. Важно обратить внимание на размер фигуры и то, какую цветовую палитру выбрал школьник. Анализируются все линии, штрихи, орнаменты, фигуры.

    Другой метод — театральная постановка. Она позволяет увидеть первоисточники психического заболевания. Ребенка просят показать с помощью эмоций, действий то, что заставляет его бояться школы.

    Можно предложить пациенту самому побыть в роли пугающего объекта. Нужно обратить внимание на жесты, мимику, слова, поведение.

    Арт-терапия хороша тем, что ребенок ее воспринимает как игру. Особенно это касается учеников первых классов. Им весело, интересно, негативное влияние на психику отсутствует.

    Театральная постановка поможет разобраться в причинах расстройства

    Когнитивно-поведенческая терапия

    Для лечения детей техника сложная, но действенная. Маленькие пациенты ее воспринимают как обычный разговор с врачом. Цель такой терапии — сменить негативные установки на позитивные.

    Психотерапевт задает пациенту вопросы:

  • что случится, если ты сходишь в школу;
  • почему ты боишься своих одноклассников;
  • что случится, если ты плохо подготовишься к занятиям;
  • что будет, когда ты получишь плохую оценку;
  • кто сказал, что школа – это страшное и опасное место;
  • почему ты переживаешь за родителей, пока находишься на занятиях и т.д.
  • Обязательное условие — заинтересованность малыша в лечении. Врач должен наладить контакт с пациентом. Нужно активное участие ребенка.

    Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии состоит из 2 частей: индивидуальные сеансы, где проводится общение между врачом и школьником, и домашние задания.

    Примеры домашних заданий:

  • познакомиться за неделю с 2 сверстниками;
  • самостоятельно подготовить уроки и получить минимум одну 5;
  • принять участие в школьном мероприятии;
  • совершить поступок, который вызовет уважение со стороны одноклассников;
  • придумать утренний ритуал, который поможет позитивно настроиться на рабочий день и т.д.
  • Важно заинтересовать, чтобы выполнение заданий не вызывало сильного стресса или ужаса. После каждой индивидуальной терапии нужно спрашивать пациента, что нового он узнал. Если успехов нет, сменить тактику и вернуться на этап определения причин страха школы.

    Во время терапии ребенок должен будет познакомиться со сверстниками

    Фобия школы — одно из серьезных психических заболеваний у детей. Причин для возникновения множество. Это угрозы со стороны одноклассников, плохое отношение педагогического коллектива, неумение себя вести в социуме и т.д. Главное в преодолении проблемы — активное участие родителей.

    Излечить дидаскалейнофобию поможет психотерапия. Важно, чтобы врач вызывал доверие и чувство спокойствия.

    Самыми эффективными методиками считаются арт-терапия и когнитивно-поведенческая терапия. Чтобы подобного заболевания не возникло, родители должны много времени уделять своим детям и заниматься их воспитанием на должном уровне.

    psyhoday.ru

    Дидаскалейнофобия – детский и подростковый страх перед школой

    Дидаскалейнофобия относится как, казалось бы, странным и даже абсурдным человеческим страхам. Тем не менее, от этого страха страдает немало детей и подростков во всем мире. Данная фобия характеризуется отвращением к школе и присуща 5% всех людей. Основная причина, по которой развивается патология, кроется в трудностях с общением, обучением, социализацией. Помощь таким детям могут оказать как родители, так и специалисты.

    Одна из разновидностей детских страхов

    В разном возрасте появляются разные страхи, особенно когда наступает переход к новому мироощущению. И так как еще называется боязнь школы – сколинофобия, сеолинофобия эти названия характерны для детей старшего возраста и подростков. Детские страхи дошкольного и школьного возраста касаются выхода в социальный мир общения со сверстниками и другими взрослыми. Это неприятное чувство, когда дети боятся, но скрывают страх. Родители часто допускают ошибку, пытаясь защитить самое ценное, что у них есть, ограждая от страхов. Близкие до конца не говорят о проблеме, подпитывая иллюзию о том, что страх сам по себе исчезнет и забудется. Дидаскалейнофобия – это страх, который может быть признаком не нормального развития. Он включает 2 основных момента:

  • страх оценки других людей (что скажут другие, когда я что-то сделаю);
  • страх публичных выступлений.
  • Страх оценки появляется у детей после 6-ти лет и связан с ощущением неправильности поступков, в отличие от детей 5-ти лет, которые делают то, что считают нужным, не задумываясь глубоко о последствиях. У детей школьного возраста страх основывается на том, что они учатся соотносить свои представления с идеями других людей, группы детей.

    Дидаскалейнофобия, присущая нормальному развитию детей, имеет характерные признаки. Главными критериями нормального страха являются:

  • Отсутствие явления парализованности нормальной жизни.
  • Временный характер явления в соответствие с возрастом ребенка.
  • Интенсивность проявлений.
  • Страх может проявиться вначале обучения. Из-за требовательности учителя или неподготовленности малыша к школе родителями развивается особый механизм восприятия новой среды. Такие дети ходят в школу как на каторгу, не могут завести друзей, становясь изгоями. Наблюдаются такие признаки как отказ от выполнения домашнего задания, отстраненность или неспособность включиться в учебный процесс, которые выражаются капризностью, демонстративным поведением. Эти признаки не говорят о наличии фобического состояния, но такие моменты являются пограничными, поэтому ребенку нужно уделять больше внимания, поддерживать, создавать благоприятный микроклимат в семье. Обратная реакция родителей – раздражительный тон, крики, фразы о нехватке времени, оскорбительные выражения в адрес малыша или высказанное разочарование усиливают стресс, развивая и углубляя детские неврозы.

    Боязнь школы, которая длится долго, парализуя жизнь семьи, сопровождаясь отказом выходить из дома, скандалами, физическими проявлениями или другими страхами, заканчивается тяжелыми неврозами и лечится у специалиста.

    Симптомы тревожного расстройства

    Состояние панического страха перед школой сопровождается характерными симптомами:

  • выраженным дискомфортом в груди, затрудненным дыханием;
  • предобморочным состоянием;
  • дрожанием тела;
  • бледностью лица;
  • усиленным потоотделением;
  • заиканием;
  • учащенным сердцебиением;
  • тошнотой, дискомфортом в животе.
  • Что такое дидаскалейнофобия и есть ли она у ребенка родителям поможет определить, повышенная активность при приближении фобического события. В панике он может бесцельно ходить из стороны в сторону или напротив, испытывать состояние парализованности, оцепенения. Эти симптомы относятся к невротическому расстройству. К ним стоит отнестись внимательно, а не принимать за сиюминутные капризы.

    Как образуется фобия

    Данное расстройство образуется в силу предрасполагающих семейных факторов и реже возникает в результате травмирующего события в школе. Усиленная длительная опека может привести к тому, что ребенок начнет бояться других людей, общения, приходить в новый коллектив. В результате гиперопеки, при постоянном запугивании, ограждении от посторонних людей может пострадать детская самооценка. Боязнь закрепляется по причине постоянных замечаний, контроля или чрезмерной защиты. Страхи могут передаваться в семье, особенно от мамы к ребенку. Если взрослые афишируют свои страхи, то для маленьких членов семьи это становится примером мироощущения в дальнейшем.

    Боязнь ходить в школу развивается на фоне негативных событий в стенах учебного учреждения, которые также сильно воздействуют на психику старших детей и подростков.

    Примерами подобных событий становятся:

  • Жестокие шутки, издевательства, акты унижения сверстников.
  • Угрозы причинить физический вред со стороны одноклассников или старшеклассников.
  • Давление или насмешки педагогов.
  • Чрезмерные физические или умственные нагрузки.
  • Школа – важный этап личностного развития и социализации, поэтому дидаскалейнофобия требует коррекции или лечения. В этот период родители должны внимательно относиться к проявлениям, выражению чувств ребенка, поскольку сам он не умеет распознавать источник своих переживаний и не в состоянии с ними бороться.

    Как родителям помочь ребенку

    Универсальный совет, который могут использовать родители, чтобы избавить ребенка от страха перед школой – это предупреждать о новом для него событии. Понять, что событие является для него неприятным можно по сильной реакции на ситуацию. Если заметным становится сердцебиение, появляется заикание, физическое проявление реакции, это значит, что страх уже глубинный и имеет физиологическую основу. Предупреждая о предстоящем неприятном для него событии, страх не уходит. Необходимо сделать так, чтобы ребенок был готов встретиться с неприятной ситуацией, пережил это, получил поддержку и смог с этим расстаться. Существуют средства, которые помогут справиться с сильным страхом перед походом в школу, успокоить ребенка. Проблема по силам родителям, которые должны помнить об основных правилах поведения и отношении к будущему первокласснику, испытывающему страх перед школой:

  • Нельзя смеяться над страхами, связанными с предстоящим или наступившим событием.
  • Необходимо понять и признать страх.
  • Полезно объяснить о преимуществах объекта страха и найти совместное решение.
  • Ребенок находится в состоянии, где фантазии и реальность переплетены. Для него восприятие мира подобно тому, как древние люди объясняли существование мира, где реальность с ее физическими законами перемешивается со страхами. Поэтому родители должны принять то, о чем говорит ребенок, не пытаться переубеждать его, спорить и тем более высмеивать мировосприятие.

    Просто объяснить о физических возможностях объекта страха, в данном случае школы, будет недостаточно. Необходимо перестроиться под мир детских фантазий и совместно придумать фантастическое решение. Чтобы было легче найти его, можно визуализировать и предложить нарисовать страх. Следующим моментом угнетения страха становится трансформация. Подбирая вместе красочные цвета, добавляя другие элементы к рисунку, нужно стараться получить волшебный мир с героями, которые могут прийти на помощь, и вызвать желание у ребенка попасть туда. Сказочного героя нужно наделить всеми необходимыми навыками, которые помогут победить страх, рассказывая о нем на ночь, таким образом, создавая приятную традицию и постепенно подготавливая малыша к школе.

    Помочь преодолеть страх оценки и публичных выступлений можно с помощью родительской поддержки, говоря о хороших качествах ребенка, подпитывая конкретными проявлениями этих качеств, например, акцентируя внимание на ответственном отношении к делу или склонности к взаимовыручке, внимательности, усидчивости, умении схватывать на лету. В этом случае ребенку будет легче выстраивать адекватную самооценку.

    Помощь профессионала

    Страх, в зависимости от степени выраженности, поддается коррекции или терапии у психолога или психотерапевта. Для детей дошкольного, школьного возраста, подростков, испытывающих боязнь перед школой, применяются разные техники. У младших детей страхи порождаются активным воображением, поэтому применимы методики визуализации. Сеансы рисования, фантазирования, лепки позволяют приблизиться к страху, рассмотреть его в реальности, найти позитивные стороны. Дидаскалейнофобия у подростков корректируется с помощью игр, соревновательных методик, которые помогают проявить себя и повысить самооценку.

    Детям, у которых фобия выросла из-за гиперопеки, психолог поможет осознать проблему, сформирует правильное восприятие ситуации, научит приемам, помогающим комфортно чувствовать себя вне дома.

    Психотерапия в случаях, сопряженных с сильными неврозами, сочетается с назначением легких успокаивающих средств, лечебной физкультурой, физиотерапевтическими методиками.

    К сожалению, данная патология обнаруживается на начальных стадиях родителями и близкими довольно редко, а отвращение к школе воспринимается как лень или капризы ребенка. Чтобы страх не развился в фобию, необходимо осуществлять профилактику явления, подготавливая ребенка к школе не только технически, но и морально, уделяя время и внимание в процессе обучения, решая трудные вопросы в доверительной беседе. При наличии явных нарушений психологического характера важно не затягивать с решением проблемы и обратиться за помощью к психологу.

    mystrahi.ru

    Ребенок боится идти в школу. Что делать?

    В жизни каждого малыша наступает момент, когда он подрастает и из вчерашнего детсадовца превращается в первоклассника. Казалось бы, вроде и мама с папой к школе готовили, и в детском саду воспитательница старалась научить всему, что должен знать ученик первого класса, а вот чувство страха перед школой все равно есть.

    Иной раз дети сами не могут объяснить, чем оно вызвано, ведь и друзья будут учиться вместе с ним, и на подготовительные курсы он ходил, с учительницей познакомился. Но чувство боязни не исчезает. Некоторые малыши способны даже устроить истерику перед походом в школу или прицепиться к маминой руке и не отпускать ее, когда она, проводив свое дитя в школу, пойдет по направлению к выходу из здания.

    Школа пугает неизвестностью…

    Родителям не стоит переживать из-за подобных сцен. Это абсолютно нормальное явление. Ведь первый год учебы в школе считается самым трудным для учеников. Это переломный момент в жизни ребенка. Ведь вместе с появлением школы привычная жизнь ребенка кардинально изменяется. Увеличивается нагрузка, завязываются новые отношения, на смену ежедневным играм приходят учебные занятия. Для малыша все это сильный стресс. Ему необходимо определенное время для того, чтобы адаптироваться в новых условиях.

    Давайте выясним, что именно может пугать вашего ребенка

    Во-первых, это возросшая нагрузка. При этом не только физическая, но и психоэмоциональная. Еще вчера малыш играл в игры с друзьями, а сегодня уже должен получать знания и ежедневно подтверждать их своими ответами на оценку. Много учебных дисциплин — это большая сложность для ребенка, ведь каждый предмет учит чему-то другому и требует выполнять определенные обязанности по занятиям. Порой даже ученики с высоким уровнем интеллекта теряются и испытывают беспокойство.

    Во-вторых, когда ребенок идет в школу, он осознает, что его ответственность увеличивается. Теперь нельзя просто «выйти из игры». К нему предъявляются особые требования, которые необходимо выполнять. Также в его жизни появляется такое понятие, как «школьный режим». И его тоже придется соблюдать. Нельзя выбирать, на какие уроки ходить, а на какие нет.

    Вы задумывались когда-нибудь о зарубежном образовании для детей? Тогда наша статья для вас!

    Ребенка обижают сверстники, как быть? Ответ в нашей специальной статье.

    Третья причина, несомненно, заключается в новом коллективе. Ведь со всеми надо познакомиться и найти общий язык. Учителя и одноклассники – это новые люди, характеры которых малышу неизвестны. Дети боятся, что их будут ругать или не примут в коллектив. Согласитесь, даже у взрослого человека часто возникает беспокойство перед первым рабочим днем. Что уж говорить о детях?

    Как помочь своему ребенку в подобных ситуациях?

    Разумеется, рано или поздно напряжение спадет, ребенок расслабится и перестанет бояться. Но есть определенный алгоритм действий, благодаря которым вы можете облегчить своему малышу первые школьные дни.

    Для начала объясните ему, что боязнь школы – это совершенно нормально. Пусть не думает, что он является каким-то ущербным или трусом. Расскажите ему, как вы сами переживали, будучи первоклассником. Какой страшной вам казалась школа и сколько чудных моментов вы пережили потом. Объясните ребенку, что школьные годы чудесны, хотя во время учебы не всегда это очевидно. Расскажите малышу, что одноклассники – это новые друзья, с которыми будет очень интересно, а учителя – люди, которые вложат в его голову знания и привьют любовь к чтению, письму, цифрам и иностранным языкам.

    Ох, как же надоели эти уроки…

    Чтобы ребенок быстрее адаптировался в коллективе, вы можете кое-что сделать. Например, испеките пирог или печенье, пусть ребенок угостит одноклассников. Можно также подсказать ему игру, в которую дети смогут поиграть на перемене. Таким образом, ребенок получит расположение в коллективе и возможно даже сумеет стать лидером.

    Как помочь ребенку привыкнуть к «школьному» режиму? Естественно, малышу будет проще адаптироваться к школьному режиму, если ранее он уже был приучен к какому-либо распорядку дня. В принципе, время, которое ребенок проводит в школе, несколько меньше, чем время, которое ребенок проводил в детском саду. А вот ответственности теперь стало больше.

    Отвечать у доски совсем не страшно!

    Попробуйте преподнести эту ситуацию таким образом, словно вместе с этой ответственностью и выполнением требований возросла и степень важности самого ребенка. Покажите ему, что, получая знания, он развивается, как личность. Научите его не бояться отвечать у доски. Научите его гордиться своими великолепными ответами (если, конечно, они и правда, великолепны!), пусть подает пример другим и чувствует себя успешным.

    Не запрещайте ребенку заниматься тем, чем он занимался до школы. Например, если он любит рисовать, не надо забирать у него кисточки с альбомом и прятать их до выходных. Наоборот, покажите школу, как место дополнительных возможностей. Обычно в каждом учебном заведении есть кружок рисования. Запишите туда ребенка, это поможет не только развить навыки живописи и хорошо провести время, но и наладить отношения с другими детьми, объединенными в кружке общими интересами. Не запрещайте ребенку брать с собой в школу игрушки. Иногда один лишь взгляд на вещь из привычной обстановки может помочь ребенку успокоиться.

    Напоследок хотелось бы напомнить о нескольких нюансах

    Бывают ситуации, когда ребенок страдает из-за слабого здоровья. По причине болезни он пропускает занятия в школе, в которой недавно начал учиться. Ученик не присутствует на занятиях и материал приходится изучать дома, не общается со сверстниками, когда другие налаживают отношения. Эти факторы могут вызывать у него панику. Позаботьтесь о том, чтобы избавить малыша от личных переживаний в такой ситуации.

    Не допускайте нарушения зрения у детей! Прочтите статью в нашем журнале об этом.

    О все положительных свойствах витамина А читайте тут.

    Разрешите ему приглашать в гости одноклассников. Это поможет ребенку не терять положения в обществе, и таким образом он не будет лишен общения со сверстниками. Помимо этого, дети могут помочь вашему ребенку не отставать от изучения нового материала. Учеба в команде – это отличный способ для усвоения новой темы.

    Помните, что вы всегда можете поддержать ребенка, предложив школе свои услуги. Например, став членом родительского комитета или участвуя с классом в походе, который запланирован на выходной день. Присутствие мамы приободрит малыша, и он станет вести себя более свободно.

    В крайнем случае, всегда можно поговорить с классным руководителем и рассказать о проблеме страха перед школой. Педагог обязательно выслушает и поможет. Если действовать с учителем сообща, адаптация ребенка будет происходить легче и быстрее.

    yaideti.ru

    Особенности боязни общения с людьми

    Общение – это жизнь. Где бы ни был человек, в каком бы состоянии он ни находился, ему свойственно общаться с родными, друзьями, коллегами и даже незнакомцами. Но у некоторых людей возникает психологический дискомфорт от любых контактов с окружающими. Так проявляется боязнь общения с людьми.

    Социофобия — страх общения с людьми

    В психологии у боязни общения название – социофобия. Она имеет большое количество разновидностей, знания о которых помогут преодолеть признаки фобии.

    Почему люди боятся общения с окружающими

    Социофобией называется боязнь коммуникативного воздействия. Сам контакт, который вызывает у больного чувство паники и тревоги, может иметь различный характер. Некоторым больным сложно разговаривать с малознакомыми людьми, другим – знакомиться с девушками (парнями). Некоторые же люди полностью избегают любых контактов с родственниками, друзьями и коллегами. Они испытывают страх перед всеми окружающими, закрываются в себе и становятся узниками собственного жилища, которое они считают самым безопасным местом.

    В зависимости от разновидности социофобии, страх общения может иметь различные причины своего возникновения. По мнению психологов, наиболее распространенные причины социофобии кроятся в детских переживаниях и обидах. Неуверенность в себе и стеснительность являются прямыми признаками, указывающими на наличие фобии. Страх может зародиться из-за желания общаться со сверстниками, которые не хотят впускать в свой круг общения новую личность. А также причиной может являться чрезмерная критика со стороны родителей.

    Появление проблемы во взрослой жизни также возможно. Чаще такой фобии подвергаются личности, пережившие определенные травмирующие события или же те люди, которые в силу каких-то обстоятельств вынуждены мало общаться с окружающими. Стать заложником социофобии могут как женщины, так и мужчины. Признаки боязни встречаются у молодых мам, пребывающих в декрете, домохозяек, пенсионеров и т. д. Больные испытывают недостаток коммуникативного взаимодействия, из-за чего и развивается страх общения.

    Разновидности страха

    Навязчивое желание не общаться с окружающими – это первый признак того, что человек страдает от социофобии. Но сам контакт с людьми, которого так боится человек, может быть разным. Страх общения может иметь такие разновидности:

  • Страх контакта с незнакомыми людьми. Такие люди могут говорить часами со своими близкими, друзьями и коллегами, но чувствуют неуверенность и неудобство при разговоре с незнакомцами.
  • Страх контакта с противоположным полом. Такая фобия основывается на закомплексованности личности. Юноши и девушки стесняются знакомиться и общаться с представителями противоположного пола, чаще из-за пережитых неудач на «любовном фронте».
  • Боязнь общения со сверстниками. Такая боязнь редко встречается с коммуникабельным ребенком или подростком. Больные часто застенчивы, из-за чего могут стать изгоями в коллективе.
  • Боязнь выступлений. Публичные выступления – самая распространенная разновидность фобии. Зародиться такая проблема может в школе из-за неудач выступления у доски, на концертах и т. д.
  • Страх телефонных разговоров. Не имея зрительного контакта с людьми, но слыша их голос, некоторые личности испытывают навязчивое чувство тревоги.
  • Фобия также может выражаться страхом общения с высокопоставленными людьми в обществе. Те люди, которые имеют определенный авторитет в социальной группе, становятся основным психологическим врагом человека. Такая фобия является одной из самых распространенных.

    Боязнь выступлений — самая распространенная форма социофобии

    Страх общения выражается множеством симптомов физического, психологического и поведенческого характера. В зависимости от силы страха, человек может испытывать чувство тревоги или страдать от панической атаки. К тому же распространены и такие симптомы фобии:

  • учащение сердечного ритма;
  • ощущение кома в горле;
  • проблемы с речью (дрожь в голосе, заикание и др.);
  • напряженность мышц;
  • повышенное потоотделение;
  • головокружения и головная боль.
  • А также нередко больной испытывает проблемы с ЖКТ. У него могут появиться тошнота или спазмы в кишечнике.

    В зависимости от степени страха больной может испытывать как один, так и несколько симптомов одновременно. Чем сильнее выражаются признаки, тем сложнее личности контактировать с людьми.

    Проявление социофобии во взрослой жизни может иметь разный характер. Нередко больной избегает не желаемых контактов с друзьями, близкими, коллегами или же незнакомцами. Сталкиваясь лицом к лицу с людьми, больной испытывает страх, который предопределяет появление физических, поведенческих и психологических симптомов.

    Индивид может испуганно уйти от разговора, находя себе безопасное место дома, за рабочим местом и т. д. Но если сбежать от страха не удается, как и преодолеть его, больного поглощает чувство паники. Из-за начала разговора с оппонентом, его сознание становится помутненным. Больной не может рационально мыслить и правильно вести диалог. Такие события могут вызвать у собеседника недопонимание.

    Страх общения у детей – проблема еще более распространенная. Дело в том, что неправильное воспитание ребенка может стать причиной проявления проблем в подростковом возрасте, в период полового созревания. Меняющиеся внешне юноши и девушки сами себе создают комплексы, которые самостоятельно перебороть в будущем оказывается очень сложно.

    Но, чаще всего, социофобия зарождается еще в школе, когда ребенок входит в новую социальную группу, незнакомую ему. Проблемы с психологической адаптацией встречаются более чем у 50% всех учащихся, но обращаются за помощью к психологу только единицы. Результатом бездействия самого ребенка, его родителей и учителей может стать:

  • нежелание учащегося ходить в школу;
  • отсутствие желания общаться со сверстниками;
  • боязнь контакта с учителем;
  • отказ выступать публично (у доски).
  • Такая фобия зарождается из-за боязни незнакомых людей, общения с ними и определенного создания новой социальной роли.

    Проблемы в общении со сверстниками, ответы у доски, беседы с преподавателем и др., являются реакцией на плохую адаптацию ученика, его боязнь совершать то, за что он позже пожалеет, испытав чувство стыда.

    Школьник может бояться изменения его социальной роли или спада его авторитетности среди одноклассников.

    Страх перед учителем и нежелание ходить в школу — последствия невылеченного расстройства

    Лечение боязни общения с людьми

    Избавиться от навязчивого страха общения с окружающими важно, ведь такая проблема мешает больному нормально жить. Существовать в страхе постоянно невозможно. Поэтому важно разобраться, как побороть страх общения с людьми. Психологи советуют:

    1. Во время разговора следует сосредоточиться не на собеседнике и страхе перед ним, а на самом диалоге.
    2. Научиться слушать собеседника, избегая собственного красноречия. К тому же делать ничего не нужно. Благодарный слушатель – ценность современного общества.
    3. Отрабатывать собственный навык общения ежедневно с незнакомцами. Достаточно простого вопроса у продавщицы в магазине, стоящего человека в очереди и т. д.
    4. Научиться смотреть в глаза при разговоре.
    5. Перестать принимать любые высказывания окружающих близко к сердцу. Все страхи формируются в мыслительной деятельности больного.
    6. Делать первые попытки можно и по телефону или по интернет-связи. Избавиться от боязни можно методом переписки. Но сам разговор по голосовой связи должен быть следующим шагом на пути к тому, чтобы перебороть фобию.

      Не все люди коммуникабельны. Некоторые испытывают страх перед собеседником. Важно научиться избавиться от признаков такой проблемы, контролировать себя, чтобы ощутить все прелести жизни в обществе.

      Как преодолеть страх общения? Выход один – нужно рационализировать свои мысли и постепенно отрабатывать навыки живого общения.

      С такими методами проблем не должно возникнуть, т. к. мы живем в эре интернет-технологий, которые можно использовать во благо своему психическому здоровью.

      urazuma.ru

      Стоит ли опасаться страха? Это чувство всем хорошо знакомо, и само по себе никого не пугает. Всем давно известно, что каждый страх, даже самый нелепый, представляет собой нормальную защитную реакцию. Было бы странно, если бы происходило иначе. Но при обычном страхе все легко осознается, и человек знает, чего именно он боится, и чем вызвано опасение. Совсем иначе дело обстоит с навязчивыми страхами и фобиями. На первый взгляд, у них те же самые функции, но все-таки специалисты считают их невротическими симптомами. А если говорить о причинах фобий, то они в значительной мере так и остаются загадками.

      Например, что можно сказать о человеке, который боится ходить? Удивительно, но случается и такое. Боязнь стоять на ногах, ходить, не имея при этом точки опоры, называется амбулофобией. Иногда эта фобия называется базофобией. Амбулофобия встречается значительно чаще, чем можно себе представить, и специалисты утверждают, что это заболевание сопровождает невроз навязчивых состояний, а также астено-фобический синдром. И так, как это выглядит, и что чувствует человек, страдающий этой фобией?

      Амбулофобы предпочитают передвигаться, имея при этом точку опоры, и не важно, что это будет. Возможно, это окажется трость, рука спутника, или же человек просто идет вдоль стены здания, постоянно к ней прикасаясь. Поднимаясь или спускаясь по лестнице, больной обязательно держится за перила. Ему кажется, что стоит только сделать один свободный шаг, не на что ни опираясь, как он обязательно споткнется, потеряет равновесие, и окажется лежащим на полу или земле с травмами и переломами.

      Эта фобия относится к паническим расстройствам, и, проводя многократные исследования, ученые склонны думать, что ее происхождение имеет отношение к определенному событию, которое произошло еще в детском возрасте, но отложило особый отпечаток на психику, и в конечном итоге вылилось в такую причудливую боязнь.

      Следует отметить, что амбулофобия более свойственна детям, и тому имеется свое, довольно простое объяснение. Делая свои первые шаги, малыш не всегда приобретает положительный опыт, и если рядом не оказалось маминых рук, которые вовремя подхватят маленького человечка, падение неизбежно. Для большинства детей такие, в общем-то, пустяки не влекут за собой серьезных отрицательных последствий, так как дети очень любознательны, и мелкие неприятности при падении их не пугают.

      Но некоторые малыши особенно чувствительны, и имеют ранимую психику. Со временем они начинают более уверенно передвигаться самостоятельно, но при этом стараются постоянно держаться за мебель, различные предметы в комнате. Выманить их на середину помещения, и заставить сделать шаги, не имея точки опоры, очень сложно, и требуется немало усилий родителей, чтобы ребенок преодолел этот страх, и стал смело шагать, уверенно перешагивая через препятствия в виде разбросанных игрушек.

      Бывает, что амбулофобия связана с тяжелыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Человек, перенесший тяжелую болезнь, и длительное время бывший прикованным к постели или инвалидному креслу, очень настороженно относится к самостоятельному перемещению, и стоит только оказаться без точки опоры, например, без костылей, в которых давно отпала необходимость, как больному кажется, он немедленно потеряет равновесие. Даже с учетом того, что сам больной понимает необоснованность боязни, тем не менее, он не старается бороться со своим страхом, и главное для него – не остаться одному, и куда-то идти, или даже стоять на месте.

      В зависимости от степени фобии, признаки ее могут быть разными. Если заболевание протекает легко, то человек вполне в состоянии контролировать свое поведение, и старается не показывать окружающим своего состояния. Он лишь постоянно старается прислониться к стене или мебели, опирается на тросточку, иногда явно символическую, очень тонкую и почти невесомую, но это придает страдающему амбулофобией уверенности, и помогает преодолеть необходимое расстояние. Когда фобия принимает вид панического расстройства, человек по-настоящему страдает, так как проявления заболевания очень сильно выражены. Как правило, это учащенное сердцебиение, головокружение, изменение артериального давления. Больного охватывает слабость, дрожат колени, и кажется, что земля буквально уходит из-под ног. В минуты приступа человек действительно уверен, что ему грозит смертельная опасность. Но стоит только помочь больному перебраться в безопасное, по его мнению, место, амбулофоб быстро успокаивается.

      Как лечить амбулофобию

      Прежде всего, следует принимать во внимание, что лечением любого заболевания, в том числе и фобии, должен заниматься квалифицированный специалист, и применение различных народных методов или аптечных препаратов без консультации врача недопустимо, даже если известно, что именно это средство кому-то помогло в похожей ситуации. Каждый болеет по-своему, от этой привычной фразы нельзя отмахиваться. Если у человека развилась фобия, следует обратиться к психотерапевту.

      С чего начинается лечение? Врач постарается выявить источник боязни, найти причину, а затем, специальными приемами разрядит скопление нежелательных эмоций. Пациент должен заново пережить определенный негативный эпизод, и хотя возникнут неприятные переживания, постепенно страх растает, и полностью исчезнет.

      Для определения источника страха широко применяется гипнотерапия. Этот метод прекрасно себя зарекомендовал, и практикуется врачами всего мира. Пациент как бы переносится во времени, и вновь оказывается один на один с той ситуацией, которая спровоцировала фобию. Как правило, человек полностью излечивается, и начинается жизнь, свободная от иррационального страха. В тяжелых случаях врач назначает специальные успокоительные препараты, их прием может быть длительным, но эффект очень стойкий.

      www.psyportal.net