Как обучать детей с тяжелой умственной отсталостью

Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью

Объединенные одинаковым уровнем развития и потенциалом к усвоению знаний, дети нуждаются в особом подходе к их потребностям. Коррекционная программа для детей с умственной отсталостью помогает учитывать потребности конкретной группы учащихся. Обучение помогает детям приспособиться к обществу, освоить необходимые понятия и навыки.

Специфические потребности

Дети с умственной отсталостью отличаются особым восприятием мира и своеобразием социализации.

Они сосредоточены на себе и своих переживаниях, не всегда способны понять других людей и поставить себя на их место. Явно проявляется неразвитость эмоционально-волевой сферы, познавательной и личностной. Это не означает того, что такие дети неспособны к обучению, но необходимо учитывать замедленность освоения знаний.

Перспективы обучения обусловлены уровнем интеллектуального развития. Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью бывают общими и специфическими.

К общим потребностям относят:

  • плавный переход от дошкольного этапа подготовки к основной программе обучения;
  • непрерывное коррекционное воздействие, осуществляемое во время учебы и индивидуальных занятий;
  • начало коррекционной работы как можно раньше;
  • постоянное наблюдение учащегося психологом в процессе обучения, который должен помогать налаживанию положительных отношений с другими учениками и учителями;
  • работа психолога с семьей больного ребенка.
  • К специфическим потребностям детей с легкой формой умственной отсталости относят следующие аспекты:

  • адаптированная учебная программа составляется на 12 лет (с 0 по 11 класс);
  • большую роль в содержании обучения носит объяснение с использованием наглядно-действенных методик;
  • сложность учебных задач, которые осваивает ученик, должна соответствовать его возможностям;
  • в программе обучения должны присутствовать специальные предметы освоения социально-бытовых навыков;
  • обучение способности применять полученные знания в новых жизненных условиях;
  • возможность освоить после основного курса профильное трудовое образование;
  • учебная среда должна быть организована особым образом;
  • формирование стремления к обучению при помощи доброжелательного отношения.
  • Если учащиеся не справляются с предложенной программой, им предлагают перейти в группу с более легкой методикой обучения. Для удовлетворения специфических образовательных потребностей детей важно организовать их жизнь в учебном заведении и дома таким образом, чтобы развитие необходимых навыков и умений проходило как можно успешнее.

    Коррекционная программа обучения чтению

    Коррекционная программа образования для детей с умственной отсталостью составляется как нормативный документ, который определяет последовательность и содержание коррекционной работы. Для каждой группы детей и осуществления определенных образовательных целей предусматривается использование специальной методики, которая позволяет получить желаемый результат в освоении навыков и понятий.

    Последовательность этапов коррекционной программы определяется способностями и особенностями учеников. Должно быть определено содержание этапов и время на реализацию. После прохождения каждого этапа, появляются новые функциональные возможности, которые позволяют перейти к следующему шагу программы. Представляет интерес успешное обучение чтению детей с умственной отсталостью.

    Для обучения чтению используется методика Домана. Интересно, что позднее Доман на основе успешной работы с умственно отсталыми детьми разработал методику раннего развития для нормальных малышей. Она применяется многими родителями для младенцев с первых месяцев жизни. Методика глобального чтения по Доману предполагает использование карточек с изображениями написанных слов, словосочетаний и простых предложений, которые учитель громко и четко проговаривает для ребенка. Обучение делится на следующие этапы:

    Распознавание слов. Большими буквами пишут знакомые по значению слова из трех или четырех букв. В первый день учащийся должен запомнить 4 слова. Карточки показывают быстро, называя слова громко и четко (желательно в хорошем настроении). Весь урок занимает около 3 минут. Повторяют показ карточек в течение дня три раза. На следующий день добавляют еще 4 новые слова. Три раза показывают вчерашние слова и три раза новые (перерыв между занятиями должен составлять не менее 30 минут).

    На третий день вводят еще четыре новых слова, количество занятий возрастает до 9, но их продолжительность не превышает нескольких минут. Результатом таких занятий должно стать то, что учащийся научится читать слова. Затем количество слов, осваиваемых в день, возрастает до 20. Ученику показывают по 4 карточки в пять приемов. Каждый день учитель добавляет новые слова, а старые убирает.

  • Запоминание словосочетаний. На этом этапе необходимо проанализировать словарный запас учащегося, и составить для него несколько понятных к прочтению словосочетаний.
  • Чтение простых предложений. На этом этапе ученик должен знать более полусотни слов, узнавая их написание. Простые предложения, составленные из двух слов, необходимо показывать по несколько штук за один раз. Каждые 3 дня убирать по два старых предложения и добавлять новые.
  • Чтение распространенных предложений. На этом этапе изготавливают карточки с наречиями и предлогами, и продолжают осваивать учебный материал. Предложения необходимо усложнять постепенно.
  • Чтение книг. Важно на этом этапе правильно выбрать книгу. Она должна быть с крупным шрифтом и знакомыми словами.
  • Формирование навыка чтения по Доману хорошо подходит для индивидуальных занятий с ребенком, который не может освоить чтение по общей программе. Групповые коррекционные занятия обычно не ограничиваются формированием одного навыка, а направлены на гармоничное развитие разных сторон личности. Для осуществления поставленных задач используются игры, сказки, творческие занятия и т. д.

    Коррекционные программы с использованием игр и творчества

    Структура коррекционных занятий обычно состоит из трех частей:

  • вступления или разминки;
  • основной части;
  • заключительной части.
  • Вначале занятия учитель старается настроить детей на предстоящую работу. Выполняются несложные упражнения для профилактики нарушения зрения. Дети рисуют глазами воображаемую геометрическую фигуру, предложенную учителем. Делают пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук и дыхательные упражнения. Глубокое диафрагмальное дыхание выполняется 3–4 раза с небольшими паузами между вдохом и выдохом.

    Содержание основной части зависит от цели, которой подчинена программа. Для развития когнитивных способностей используются простые загадки и головоломки с инструкциями выполнения. Для коррекции поведения и общения может использоваться сказкотерапия, когда детям предлагают придумать окончание сказки, нарисовать ее героев или понравившийся сюжет. С помощью игр учитель помогает детям почувствовать себя на месте героев сказки, пережить приключения и сказочные превращения.

    В заключительной части проводится обсуждение пройденного урока. Дети высказывают свое мнение, говорят, что им запомнилось и понравилось. Благодаря такому обсуждению происходит развитие уверенности в себе, формирование своего мнения и мотивации поведения. Продолжительность одного занятия с детьми первых и вторых классов составляет 20 минут, с третьего класса увеличивается до 30 минут. Занятия по каждой программе проводятся не ежедневно, а несколько раз в неделю.

    Пример занятия по программе коррекции коммуникативных умений

    Начинается занятие со вступления, которое настраивает детей на дальнейшую деятельность, проходящую в игровой форме. Затем следуют упражнения в виде нескольких игр. Можно начать с игры под названием «Ты мне нравишься». Дети садятся вкруг и передают друг другу мяч со словами: «Ты мне нравишься, потому что…». Они говорят своему соседу при передаче мяча, за что он им нравится, каждый должен получить мяч и передать его другому.

    Дальше выбирают игры, в которых происходит развитие умений взаимодействовать друг с другом. Это может быть «Испорченный телефон», «Ищу друга», «Матросы и акулы», «Упрямая сороконожка» и т. д. Некоторые игры требуют большого места для проведения, например, «Матросы и акулы».

    Содержание игры «Матросы и акулы». В центре комнаты чертится круг диаметром около 5 метров – это корабль, команда детей делится поровну на матросов и акул. Матросы находятся на корабле, а акулы вокруг корабля, те и другие пытаются перетащить друг друга за черту круга. Матрос, вышедший из круга, становится акулой, а акула, попавшая на «корабль», становится матросом. В конце каждой игры проходит обсуждение того, что удивило, порадовало или огорчило детей.

    Пример занятия по программе коррекции когнитивных процессов происходит следующим образом:

    1. Упражнение 1. Гимнастика для глаз. Дети двигают глазами, рисуя круг, сначала несколько раз по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
    2. Упражнение 2. Полное дыхание. После глубокого выдоха, начинается вдох с расслаблением мышц брюшины, приподнимается живот, затем расширяется грудная клетка, плечи остаются на месте. Выполняется небольшая пауза, и начинается глубокий выдох.
    3. Упражнение 3. Детям предлагают две одинаковые картинки, которые необходимо обвести по контуру одновременно правой и левой рукой.
    4. Упражнение 4. Нужно прочитать предложение, спрятанное среди других букв, следуя по направлению стрелок.
    5. Упражнение 5. Необходимо соединить последовательно цифры на листе, чтобы получилась картинка. Озвучить, что на картинке изображено.
    6. Упражнение 6. Собирание пазлов. Дети должны правильно соединить части разрезанного рисунка. Обсудить вместе, что на нем изображено.
    7. Упражнения 7. Решить простой кроссворд с рисунками. Найти отличия в двух одинаковых изображениях. Увидеть лишний предмет среди группы, изображенной на рисунке или среди нескольких слов.

    В конце занятия проходит обсуждение, на котором каждый говорит, что ему больше всего понравилось.

    Рекомендации родителям

    От родителей в большой степени зависит адаптация отсталых детей к условиям социума и освоение ими учебной коррекционной программы. Действия педагогов и родителей должны быть согласованы.

    На основании принципа, что образовательный процесс детей с умственной отсталостью должен носить непрерывный характер, родители должны иметь доступ к обучающим материалам и активно участвовать в освоении детьми учебной программы, оказывая посильную помощь педагогам и психологам.

    Очень важно обеспечить благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой обучение будет проходить комфортно. Не следует предъявлять повышенных требований к освоению умений и знаний. Задачей родителей является показать и рассказать определенную информацию об окружающем мире, а не проверить степень ее усвоения. Очень полезно заниматься творчеством. Это может быть рисование или лепка, аппликация и вырезание.

    oinsulte.ru

    Обучение детей с умственной отсталостью: как обучать умственно отсталых детей?

    У обычных детей множество способов обучения: они наблюдают, что происходит вокруг, имитируют других детей и взрослых, используют память и логику.

    Методики обучения детей с умственной отсталостью

    Ребенок воспринимает не только слова окружающих, но также их мимику и жесты. Однако умственно отсталый малыш не способен уловить многие из этих нюансов, поэтому нужно максимально упростить способы выражения своих мыслей. Неопределенные жесты, незаконченные предложения и сложные идеи лишь запутают малыша.

    Дружба с людьми всех возрастов, в пределах семьи и вне ее, играет важную роль в развитии умственно отсталого ребенка.

    То же самое с действиями. То, что кажется очень простым для нормального ребенка — еда, одевание, — может вызывать большие проблемы у умственно отсталого ребенка, который не способен запомнить, как он это делал вчера и зачем это вообще нужно делать.

    Наиболее приемлемый способ обучения такого ребенка бытовым навыкам — разбить работу на несколько простых этапов и обучать каждому этапу отдельно, переходя к следующему лишь после твердого усвоения предыдущего. Это отнимает много времени, но зато позволяет добиться устойчивого результата.

    Например, чтобы ребенок ел ложкой, его нужно обучить нескольким отдельным действиям: правильно держать ложку, зачерпывать ложкой пищу, подносить ее ко рту, открыть рот, брать пищу с ложки и жевать ее, возвращать ложку в тарелку. То же с одеванием. Одевание брюк, к примеру, можно разбить на следующие этапы: открыть шкаф, взять брюки, правильно повернуть их, одеть на одну ногу, затем на вторую, натянуть их.

    Поскольку умственно отсталые дети нередко не понимают, зачем делать то, о чем их просят, они остро нуждаются в знаках одобрения. Простого «молодец» тут недостаточно. Лучшим способом будут объятия, поцелуи и много слов похвалы. Процессу обучения поможет также награда в виде любимой сладости.

    Игры для умственно отсталых детей

    Как отмечают педиатры, игры — наиболее важная часть жизни ребенка. Играя в одиночестве, он учится быть самостоятельным, а в игре с другими детьми приобретает социальные навыки. Но некоторые умственно отсталые дети не умеют играть. И в этом им нужна помощь — иначе они будут лишены жизненно важного опыта.

    В частности, сложность игрушек должна соответствовать не возрасту, а реальному уровню развития ребенка. Стоит начать с игрушек, импонирующих личности ребенка. К примеру, если он любит громкие звуки, возможно, подойдет пластмассовый молоток, с помощью которого можно забивать «гвозди» в отверстие. Вам нужно будет потратить время на то, чтобы показать ребенку, как использовать игрушку, но в конце концов он сможет пользоваться ею сам.

    При подборе игрушек посоветуйтесь с учителем или детским психологом.

    Очень важно, чтобы малыш играл с другими детьми, иначе он не научится общению. В некоторых детских учреждениях для умственно отсталых детей есть игровые площадки, ориентированные на работу с конкретными проблемами развития; кроме того, специальные школы-интернаты нередко принимают детей с самого раннего возраста. Если умственное отставание ребенка умеренное, он может играть с обычными детьми; не только они помогут ему — он тоже способен дать многое своим сверстникам.

    netaptek.ru

    «Сравнительный анализ АООП (вариант 1 – для детей с легкой умственной отсталостью) с АООП (вариант 2 — для детей с тяжелой формой умственной отсталости

    Технология организации образовательного процесса с учетом вариативности требований ФГОС

    19.12.2014 года приказом №1599 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью. И с 1 сентября 2016 года он вступил в силу. С сентября 2015 года наша, школа является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС. (слайд 3)

    Просмотр содержимого документа

    ««Сравнительный анализ АООП (вариант 1 – для детей с легкой умственной отсталостью) с АООП (вариант 2 — для детей с тяжелой формой умственной отсталости»

    Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

    «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7»

    Из опыта работы

    «Сравнительный анализ АООП (вариант 1 – для детей с легкой умственной отсталостью) с АООП (вариант 2 — для детей с тяжелой формой умственной отсталости)»

    (08.01.2017 г, для слушателей курсов ИРО)

    Старокожева З. С ,

    учитель начальных классов,

    Сравнительный анализ АООП (вариант 1 – для детей с легкой умственной отсталостью) с АООП (вариант 2 — для детей с тяжелой формой умственной отсталости)

    Технология организации образовательного процесса с учетом вариативности требований ФГОС

    Сегодня я расскажу Вам о технологии организации образовательного процесса, когда в одном классе реализуются два варианта адаптированной основной общеобразовательной программы. Мы столкнулись с проблемой введения проекта ФГОС — как обучать в одном классе детей с разной степенью умственной отсталости не нарушая закон об образовании и ФГОС, в части создания специальных условий и обеспечения равных возможностей получения качественного образования разных категорий обучающихся.

    19.12.2014 года приказом №1599 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью. И с 1 сентября 2016 года он вступил в силу. С сентября 2015 года наша, школа является экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС. (слайд 3)

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает разработку АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ (вариант I) И АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УМЕРЕННОЙ, ГЛУБОКОЙ ИЛИ ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ, С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (вариант II)

    Требования к условиям реализации АООП: (слайд 4)

    — представляют собой описание совокупности условий необходимых для реализации АООП;

    — создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей;

    — определяют содержание и организацию образовательной деятельности и обеспечивают решение поставленных задач;

    Выполнение этих требований ФГОС к организации процесса обучения умственно отсталых детей разных категорий, нашли сво? отражение в соблюдении вариативности АООП в части создания специальных условий получения образования и его качественного обеспечения с учетом образовательных потребностей специфических для каждой из групп обучающихся.

    Формирование профессиональных компетенций обучающихся в области организации обучения детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС.

    Программа обеспечивает: (слайд 6)

    — выявление и учет особых образовательных потребностей:

    -осуществление индивидуально-ориентированной медико-психолого-педагогической помощи.

    При составлении рабочей программы соблюдала основополагающие принципы специальной педагогики; обеспечивать преемственность изучения предмета на разных уровнях общего образования и практико-ориентированную направленность освоения программного содержания в ходе реализации образовательного процесса. Моделирование программного содержания проводила на основе современных технологий обучения, коррекции развития, и реабилитации обучающихся с ОВЗ, с учетом механизмов достижения планируемых результатов освоения АООП.

    В процессе изучения всех учебных предметов обеспечивала условия для достижения планируемых результатов освоения ООП ООО школы всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами

    Рабочие программы, по которым я работаю, составлены на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2 вариант) и «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида»: 0-4 классы под редакцией кандидата психологических наук профессора И.М. Бгажноковой (слайд 7, 8, 9)

    Базисный учебный план

    Мир природы и человека

    «Мир искусства» — к/з

    Речь и альтернативная коммуникация

    Окружающий природный мир

    Окружающий социальный мир

    Музыка и движение

    «Мир вокруг нас» -к/з

    Ручной труд — к/з

    Особенность программ, по которым я работаю — усиленная практическая направленность обучения, социальная адаптация обучающихся.

    В программе по общеобразовательным предметам указываю разноуровневые требования к усвоению программного материала.

    Учитываю специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

    Работу по АООП веду, с учетом особенностей обучающихся с умственной отсталостью, их психофизического развития, индивидуальных возможностей

    При написании АООП пользовалась технологией разработки адаптированной основной общеобразовательной рабочей программы по предметам учебного плана, реализующего ФГОС обучающихся с умственной отсталостью по плану:

    — содержание структурных компонентов программы;

    Технология разработки адаптированной основной общеобразовательной рабочей программы по предметам учебного плана, реализующего ФГОС обучающихся с умственной отсталостью

    Содержание структурных компонентов программы

    — название образовательного учреждения, в котором разработана программа

    — ФИО — подпись руководителя школьного методического совета, № протокола, дата рассмотрения данной программы на методическом совете школы;

    — дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;

    — ФИО — подпись заместителя директора по учебно-воспитательной работе, дата согласования;

    — ФИО – подпись директора школы, дата утверждения программы;

    — Название программы с указанием учебного предмета (предметов) учебного плана, класса (года обучения); учебного года; (для индивидуальной программы – ФИО обучающегося);

    — Составитель программы (ФИО, занимаемая должность, квалификационная категория).

    1.Название программы должно соответствовать адаптированной основной общеобразовательной программе школы, отражающей содержание варианта программы.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это адаптированная программа для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

    АООП разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    АООП согласно примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит из:

    варианта 1 (для обучающихся с легкой степенью УО);

    варианта 2 (для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости) или СИПР (специальная индивидуальная программа развития)

    Аннотация – краткая характеристика рабочей программы с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

    Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.

    Пояснительная записка, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета.

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Характеристика обучающихся по группам (для кого разработана данная программа)

    обучающиеся с легкой степенью УО — 1 вариант

    обучающиеся с умеренной и тяжелой степенью УО – 2 вариант

    Цель первого этапа (1-4 кл) состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

    Цель образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющий достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

    Освоения обучающимися данной программы предполагает достижение ими двух результатов.

    Личностные результаты — обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

    Предметные результаты — включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

    Включить все 13 критериев стр 25

    Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

    Предметные результаты могут быть:

    минимальный и достаточный.

    Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся. Если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей он может быть переведен на обучение по индивидуальному плану или на АОП (2 вариант)

    В соответствии с требованиями ФГОС к АОП для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Требования к результатам освоения программы представляет собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

    Личностные результаты (оценка личностных достижений обучающегося) оцениваются по карте наблюдений «Система оценки личностных достижений обучающихся», которые заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося. Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах.

    Предметные результаты — связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

    Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2 класса.

    Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся школы карта наблюдений (система оценки личностных достижений обучающихся)

    Текущая аттестация Промежуточная (годовая) аттестация

    ОО разрабатывает программу оценки личностных результатов. Программа оценки включает:

    * Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной компетенции обучающихся.

    * Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата

    * Систему бальной оценки результатов

    * Документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося и результаты всего класса.

    *Материалы для проведения процедур оценки личностных результатов.

    Стр 77-84 Примерной АООП

    В учебно-тематическом плане:

    раскрывается последовательность изучения разделов и тем рабочей программы;

    распределяется время, отведенное на изучение учебного предмета;

    распределяется время, отведенное на проведение контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов и т.д.;

    Программа формирования базовых учебных действий

    Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся. Формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

    БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка в основных ее составляющих:

    личностной (готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения, осознание себя как ученика);

    коммуникативной (способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения);

    регулятивной (обеспечение успешной работы на любом уроке и любом этапе обучения. Создание условий для формирования и реализации начальных логических операций);

    познавательной (комплекс начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях. Основа для дальнейшего формирования логического мышления школьников)

    Программа формирования БУД включает:

    1.Подготовку ребенка к обучению в среде сверстников.

    2. Формирование учебного поведения.

    3.Формирование умения выполнять задание.

    4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного действия к другому.

    Стр 84-90 Примерной АООП

    Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий определяется на момент завершения обучения в школе.

    Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

    является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов, с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы

    Система специальных условий реализации программы

    Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:

    организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;

    организации временного режима обучения;

    техническим средствам обучения;

    специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения.

    Материально-техническая база реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций

    Должно быть приведено три списка:

    1). А. – основной учебник (допущенный или рекомендованный к использованию в учебном процессе согласно Федерального перечня учебников)

    А. Литература для обучающихся:

    ____________________(автор учебника, наименование предмета, класс, издательство, год издания)

    ____________________(автор рабочей тетради, наименование предмета, класс, издательство, год издания)

    2).Б –учебники которыми пользуется ученик в качестве дополнительной литературы. Если пользуетесь учебником, который не указан в Перечне разрешенных или допущенных, размещаете его в дополнительную литературу.

    1.______________(автор, наименование, класс, издательство, год издания)

    3). В.- вся методическая литература, которой пользуется учитель

    ______________(автор, наименование, класс, издательство, год издания)

    II. Оборудование и приборы

    Обязательным элементом структуры Учебного плана является "Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов

    Программа коррекционной работы

    Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении АООП НОО

    Программа коррекционной работы содержит: (слайд 21)

    Перечень, содержание, план коррекционных мероприятий (диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, информационно-просветительная работа)

    Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, включающей выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

    Корректировку коррекционных мероприятий

    Содержание программы коррекционной работы: (слайд 22)

    Взаимодействие учителей и специалистов, медицинских работников образовательного учреждения в разработке и реализации коррекционных мероприятий. Которое должно обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

    Ключевой позицией школы в рамках ФГОС является создание условий для качественного образования лиц с ОВЗ, при этом соблюдение иных нормативных требований может привести организатора образовательного процесса к сложному и часто нестандартному выбору, а педагога поставить в условия напряж?нного и непродуктивного труда.

    Чтобы лучше понять поле инновационной деятельности, нам необходимо проанализировать препятствия и риски организационно-методической работы.

    1 Обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений для 1 варианта АООП составляет 70% и 30% и для 2 варианта АООП 60% и 40% соответственно.

    2 Планируемые результаты освоения АООП 1 варианта представлены личностными и предметными результатами. АООП 1 варианта определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный

    Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся. Вместе с тем, отсутствие достижений этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП (вариант 1). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или по 2 варианту АООП.

    Личностные и предметные результаты освоения 2 варианта АООП рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

    3 Каждый из учебных планов включает в себя две части (слайд 24)

    — первая или обязательная часть 1 АООП состоит из шести образовательных областей, представленных девятью учебными предметами, 2 вариант – из восьми образовательных областей

    — II – часть, формируемая участниками образовательного процесса для 1 варианта предлагает коррекционно-развивающую область (1 вар – 3 ч., 2 вар – 4 ч)

    4. Планируемые результаты освоения АООП

    1 варианта представлены личностными и предметными результатам

    2 вариант АООП личностные и предметные результаты освоения рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

    При детальном рассмотрении содержания учебных планов 1 и 2 вариантов АООП мы видим, что они не совпадают в части названий учебных предметов, их содержания и целей, а самые большие различия мы обнаруживаем в количестве отвед?нного для их освоения времени.

    Такие вопросы остаются незамеченными, если класс имеет однородный психофизический состав обучающихся. Но передо мной, где в одном классе обучаются дети по двум вариантам АООП, встают разрешимые организационные задачи.

    1 Разработать 2 учебных плана, которые удовлетворят требованиям ФГОС, а также особенностям и возможностям контингента именно этого детского коллектива;

    2. Составить расписание, удовлетворяющее двум учебным планам с учетом индивидуальным особенностям детей с легкой, умеренной, тяж?лой умственной отсталостью.

    3. Спланировать, так чтобы обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому обучающемуся.

    Обеспечить рациональную организацию урока.

    Выполнение поставленных задач осуществляется нами поэтапно, трансформируясь в определ?нную технологию организации образовательного процесса.

    Таким образом, первым шагом при составлении расписания стало совмещение двух учебных планов, необходимое для количественного уравнивания учебных предметов, принадлежащих близко родственным образовательным областям (слайд 26, 27)

    1Чтение 1 Речь и альтернативная коммуникация

    2 Математика 2 Математические представления

    3 Русский язык 3 Изобразительная деятельность

    4 Музыка 4 Музыка и движение

    5 «Мир вокруг нас» к/з 5 «Мир вокруг нас» к/з

    1 Чтение 1 Человек

    2 Русский язык 2 Речь и альтернативная коммуникация

    3 Мир природы и человека 3 Окружающий природный мир

    4 Сказкотерапия к/з 4 Сказкотерапия к/з

    5 Физкультура 5 Адаптивная физкультура

    1Русский язык 1 Изобразительная деятельность

    2 Чтение 2 Человек

    3 Математика 3 Окружающий социальный мир

    4 Ручной мир 4 Ручной труд к/з

    5 Музыка 5 Музыка и движение

    1Речевая практика 1 Окружающий природный мир

    2 Мир природы и человека 2 Ручной труд к/з

    3 Ручной труд 3 Речь и альтернативная коммуникация

    4 Физкультура 4 Сенсорное развитие к/з

    5 Мир искусства к/з 5 Мир искусства к/з

    1Речевая практика 1 Человек

    3Изобразительное искусство 3 Изобразительная деятельность

    4 Физкультура 4 Адаптивная физкультура

    Это связано с тем, что у детей первого класса наблюдаются тяжелые речевые нарушения, они с трудом вступают в контакт или вообще избегают его, таким образом, речевая несостоятельность препятствует освоению других предметов.

    Нами были проработаны все разделы учебного плана, выполнено совмещение предметов близко родственных образовательных областей, определены предметы для подгрупповой работы по разным учебным планам, проведено перемещение некоторых коррекционных курсов за рамки расписания, т.е. использованы все резервные возможности двух УП для обеспечения эффективности организации образовательного процесса.

    Важным решением было введение индивидуального плана посещения занятий обучающимся Ю.А. При составлении индивидуального плана учитывались несколько факторов: диагноз заболевания, быстрая утомляемость, недельная работоспособности (с которой он не справился), психотравмирующие внешние факторы.

    Таким образом, созданная индивидуально-ориентированная структура управления образовательным процессом, решает задачи, поставленные перед нами новым законом об образовании и Стандартом:

    multiurok.ru

    Тяжелые интеллектуальные нарушения — имбецильность

    Вообще, имбецильность изначально является одной из степеней умственной отсталости (в отношении олигофрении), при которой интеллектуальные нарушения выражены очень сильно. Степень органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) довольно высокая, симптомы явные. Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями – это инвалиды детства. Нарушения познавательной сферы (в первую очередь) видны «невооруженным глазом».

    Существовала определенная классификация умственной отсталости (МКБ 9), в которой было только три вида умственной отсталости:

    Такой классификацией продолжают пользоваться множество специалистов, но есть более современная классификация (МКБ 10 – международная классификация болезней 10 пересмотра), она включает в себя 4 степени УО в зависимости от тяжести поражения ЦНС:

    В данной статье умственная отсталость рассматривается только в отношении олигофрении – группы патологических состояний, характеризующихся органическим поражением головного мозга и общим недоразвитием всей психической сферы, в первую очередь произвольной познавательной деятельности, возникших либо во внутриутробном периоде, либо в связи с осложнениями во время родов, либо в раннем детстве, в первые три года. УО – это не заболевание, а только лишь одна из характеристик различных заболеваний, при которых наблюдается интеллектуальная недостаточность.

    Что такое имбецильность?

    Условно имбецильность можно отнести в большей степени к тяжелой степени УО. Умеренная умственная отсталость — это пограничное значение между дебильностью (легкой степенью) и имбецильностью. При умеренной степени УО дети не могут быть отнесены к детям с легкой степенью УО, так характер нарушения более выраженный, но в то же время он может быть не настолько глубоко патологичен, как при тяжелой УО. Но в школе они нередко обучаются в одном классе и по одному виду программы. И обе группы детей могут рассматриваться как дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. И детей из обеих групп можно соотносить по многим показателям с детьми, которые раньше считались бы имбецилами. Для них характерно всестороннее нарушение психического и физического развития.

    И в то же время для этой категории детей свойственна сильная неравномерность развития высших психических функций и нечеткость периодизации развития в соответствии с возрастом. Для лучшего понимания рассмотрим отдельно детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. По сути все это олигофрения в стадии имбецильности.

    Дети с умеренной умственной отсталостью, какие они?

    Эти дети (большинство из них) уже годам к 7 способны общаться со взрослыми, исходя из своих потребностей и окружающей социальной среды. Могут проявлять живой интерес к происходящему, если, конечно, нет перегрузки событиями. То есть они могут быть включены в простые жизненные ситуации. Способны выслушивать объяснения, но самостоятельно действовать могут крайне редко. Чаще всего нужна направляющая и организующая помощь взрослого.

    К самостоятельной деятельности способны в ограниченном объеме. Если только какие-то действия уже много раз повторены и продемонстрированы взрослым на своем примере. Способны дать простую словесную (если владеют речью) оценку своей деятельности на основе предоставленного им образца.

    Например, ребенку поручено собрать пирамидку из 3 деталей исходя из их размера – от большей до меньшей. Ребенок складывает пирамидку без учета размера. Взрослый тут же, при ребенке собирает такую же пирамидку, но уже с учетом размера деталей. И спрашивает, правильно ли ребенок собрал свою. Ребенок обычно говорит «да» или «нет». Но такое действие может понадобиться повторить не один раз, чтобы добиться от ребенка нужного результата.

    Какие нарушения развития характерны для детей с умеренной умственной отсталостью?

    Физическое развитие. Физически такие дети развиваются с опозданием. Границы возрастных периодов физического развития размыты и нечетки. Нарушения видны уже с раннего детства. Эти дети позже начинают переворачиваться, держать голову, сидеть, стоять, ползать. Координация движений часто нарушена. У них часто неловкая или неустойчивая походка. Могут испытывать трудности при ходьбе, беге. В движениях неловки. Не могут порой прыгать на одной ноге или даже на двух, то есть даже такие лёгкие действия для них недоступны. При спуске по ступеням могут испытывать трудности.

    Уровень эмоционального развития. Часто эмоционально незрелы. Не умеют свои эмоции выражать словесно (даже если у ребенка есть речь). Но в то же время им редко присущи сильные агрессивные реакции (если, конечно, нет психических заболеваний или нарушений, провоцирующих всплески агрессии). Они положительно реагируют на похвалу, ласковые обращения. На критику могут реагировать либо нейтрально, либо явно расстраиваются. В целом, способны отзываться эмоционально адекватно окружающей обстановке.

    Уровень сформированности высших познавательных функций (ВПФ) – внимания, речи, памяти, мышления, воображения. Естественно, что наблюдается сильное недоразвитие всех ВПФ. Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно. Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции.

    Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Пользуются простыми фразами типа «дай мяч». То есть чаще используют существительные преимущественно в именительном падеже, а глаголы либо в повелительном наклонении либо несогласовано с существительным, например, ««пошли улица». Часто заменяют глаголами понятия, которые должны быть выраженным существительными, например, кровать – спать, улица – гулять.

    Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Мышление, естественно, существенно ниже возрастной нормы. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно. Цвета могут частично различать.

    Уровень развития бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.

    Дети с тяжелой умственной отсталостью. Краткая характеристика

    Особенности физического развития:

  • Это дети с явными признаками имбецильности. Их развитие проходит с серьезным опозданием. С еще более серьезным и тотальным чем у детей с умеренной степенью УО. Они плохо ходят, испытывают серьезные трудности при беге. Не умеют прыгать даже на двух ногах. У них сильно страдает согласованность движений. Координация серьезно нарушена.
  • Заданную по инструкции позу не могут выдержать даже 3 секунд в младшем возрасте. В старшем не выдерживают и 10. Они неуклюжи. Медлительны. Простые на первый взгляд двигательные действия являются для них серьезными трудностями. Например, перешагнуть через препятствие высотой буквально 30 см. А порой боятся даже преодолеть уличный бордюр высотой 15 см.
  • Наблюдаются сильные нарушения двигательной сферы. Такие дети в движениях либо крайне медлены, либо их движения быстрые, но бесцельные, плохо контролируемые, излишние. Согласованность и координированность сложных движений невозможна (повороты, наклоны на счет, прыжки).
  • Очень явные отклонения у таких детей наблюдаются в развитии анализаторов (органов чувств). Причем несмотря на то, что если отсутствуют патологии в развитии слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовой чувствительности, то такие дети все равно не умеют в полной мере использовать возможности своей анализаторной системы.
  • Особенности развития психической сферы:

  • У явных имбецилов интеллект крайне снижен, память неустойчивая, снижена по объему до 3 единиц даже после пятикратного повторения, кратковременная. То есть ребенку предъявляются 10 картинок, например, с изображениями хорошо знакомых предметов (зонт, диван, цветок и т.д.) для запоминания, а потом убирают и просят воспроизвести. На просмотр каждой картинки и четкого проговаривания смысла картинки дается не меньше 20 секунд. Но в результате ребенок может назвать только максимум 3 предмета.
  • Такие дети нередко безречевые. Если развита речь, то на простом, обиходном уровне. Словарный запас беден. Хотя, могут быть очень эмоциональными. Адекватно реагировать на требования учителя или взрослого. Способны к общению с ними и между собой. Любят, когда их хвалят. В поступках и действиях мало критичны. В речи часто наблюдаются грубые косноязычия, бессмысленные и механические повторения услышанного.
  • Цвета плохо различают. Даже основные. Часто путаются. Причем чем больше предметов им предъявляют даже одного цвета, тем быстрее они начинают ошибаться. То есть объем воспринимаемой информации также должен быть строго дозирован и минимализирован для адекватной оценки способностей к обучению.
  • Их самостоятельная деятельность носит беспорядочный и хаотичный характер. Они не могут пользоваться полученными и уже вроде бы усвоенными знаниями для восприятия нового материала. Они часто не понимают смысла своих действий. Критичность серьезно нарушена.
  • У глубоко умственно отсталых детей навыки самообслуживания развиты плохо либо не развиты вообще. Такие дети не могут самостоятельно выбрать одежду или одеться соответственно обстановке. Они не умеют шнуровать, застегивать молнию на куртке. Самостоятельно одеваться чаще всего не умеют. А если умеют, то нуждаются в организующей помощи (одень шапку, потом ботинки, застегни их, одень куртку и т.д.). Такие дети особенно склонны к подражанию. Поэтому им очень часто необходимо на собственном примере демонстрировать общепринятые нормы поведения или обучать их необходимым навыкам.

    Нужно ли вообще обучать таких детей в школе?

    В нашей стране обучение детей, у которых тяжелая умственная отсталость или даже умеренная, лучше организовано, конечно же, в специализированных школах. Несмотря на то, что сейчас возможна реализация инклюзивной формы образования, к которой наша страна не готова (по мнению многих специалистов и экспертов) ни с морально-этической точки зрения, ни с точки зрения организации такой формы образования (недостаточное финансирование, кадровая недостаточность и многие другие проблемы), такие дети обучаются в большей степени именно в специальных образовательных учреждениях.

    Инклюзивная форма образования представляет собой совместное обучение детей с различным уровнем психофизического развития в одном классе и в одном образовательном учреждении. То есть вместе могут обучаться дети с нормальным уровнем развития и с особенностями развития, но по различным видам учебных программ и учебным планам.

    И отсутствие оказания им ранней помощи ведет к тяжелым последствиям. Как для таких детей, так и для общества в целом. Потому что люди с тяжелой интеллектуальной недостаточною оказываются буквально брошены на произвол судьбы. Страдает и семья такого ребенка. Ведь одному из членов семьи приходится полностью посвятить себя заботам об особенном малыше. И такие дети «выпадают» из жизни, когда не получают специализированного образования.

    Поэтому для них так важна организация особенной образовательной среды. Но еще Л.С. Выготский задавался самым главным вопросом о том, что имеет ли смысл вообще затрачивать столько финансовых и человеческих ресурсов на то, чтобы обучать такого ребенка. Ведь дальнейшая польза от него выглядит на первый взгляд весьма сомнительной, этот человек как будто и не сможет быть полезным своей стране. Во всяком случае, разница между ним и нормально развитым сверстником в этом плане очень существенна. Но все же… Имеем ли мы право так рассуждать? Современная педагогика дает однозначный ответ – воспитание таких особенных детей задача едва ли даже не важнее воспитания обычных детей, без явных патологических особенностей развития.

    Как обучать детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью или как раньше говорилось, с имбецильностью?

    Глобальные цели и задачи воспитания и обучения таких детей собственно такие же, как и при обучении нормально развивающихся сверстников – это всестороннее развитие личности, охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Кроме умственной отсталости такие дети нередко имеют симптомы различных заболеваний, как психических, так и физических.

    Несомненно, при обучении стоит учитывать их особые образовательные потребности:

    • Коррекционное направление образования обучающихся с УО должно реализовываться начиная с дошкольного периода.
    • Учебные программы должны быть адаптированы под особенности психофизического развития обучающихся.
    • Коррекционно-развивающее направление образования должно быть обязательным на протяжении всего периода обучения. Причем его реализация должна быть осуществлена не только в предметных областях, но и во время внеурочной деятельности, коррекционных занятиях (которые в обязательном порядке включены в учебный план образования обучающихся с УО).
    • Вся педагогическая работа должна быть направлена на своевременное выявление возможностей развития таких детей. Требуются совместные усилия родителей и педагогов для разработки и поиска новых, более успешных форм воспитания и образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью для их успешной (с учетом их уровня развития) социализации.

      opsihoze.ru

    Опубликовано в рубрике Дети