Классный час о стрессе

Классный час для учащихся 9 класса Понятие «стресс»

Главная > Классный час

Классный час для учащихся 9 класса

Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Традиционно под стрессом понимается состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в экстремально сложных условиях. Есть и такое определение, данное американскими психологами: «Стресс — негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. А с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) ситуация только усугубилась. И для этого существует целый ряд причин:

1. Экзамен — это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу.

2. Подготовка к экзамену связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания.

3. Школьник и в повседневной жизни нередко испытывает определенный прессинг, психологическое давление со стороны школы и родителей («До конца урока осталось 15 минут, после звонка работы не принимаю!», «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы. »), а в период сдачи экзаменов это давление только усиливается. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, школьник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным.

4. Отсутствие на ЕГЭ знакомых педагогов, поддержки и привычности ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние выпускника, обусловленное самой ситуацией экзамена.

Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно (уменьшить интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзамена и пр.), однако возможно воздействовать на самый важный аспект — личность выпускника. Исследования показывают, что в большей части случаев экзаменационный стресс инициируется самим обучающимся, так как именно он приписывает многим факторам экзаменационной ситуации стрессогенный характер. Он реагирует на школьные экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов.

Преимуществом данного занятия является широта его использования:

— его можно провести как в группе 10–12 человек, так и с параллелью классов — порядка 60 человек (последнее является особенно важным, поскольку психолог не всегда располагает организационными возможностями работать с каждым классом отдельно, нередко у школы возникает потребность провести мероприятие, в котором были бы задействованы несколько классов одновременно, при этом как активные участники, а не как пассивные слушатели);

— это может быть и одно из занятий в рамках целостного тренинга, и самостоятельное мероприятие;

— по времени его можно провести как за один урок (40–45 минут), так и за 1,5 часа;

— его можно проводить с обучающимися различных классов — от 7-го (например, в преддверии отборочных мероприятий в лицейские или профильные классы) до 11-го класса (перед выпускными экзаменами).

Цель мероприятия: способствовать снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.

1. Стимулировать обучающихся к размышлению о способах совладания с предэкзаменационным волнением.

2. Формировать критическое отношение к различным путям снижения волнения — выделять продуктивные и малопродуктивные.

3. Способствовать осознанию своего психического состояния как внутренне обусловленного, способствовать формированию внутреннего локус-контроля своего поведения.

4. Способствовать расширению репертуара поведения в период подготовки к экзаменам.

• На каждую группу — планшет, лист бумаги, ручка (как вариант — лист ватмана, маркер), раздаточный материл «Экзамены без стресса» (по возможности предоставить этот материал каждому участинку) (см. приложение).

• Доска, мел (как вариант — флипчарт, фломастер).

Комментарий для ведущего

Основная часть работы проводится в подгруппах, поэтому заранее необходимо продумать количество подгрупп и количество людей в каждой (в зависимости от общей численности участников занятия). Количество подгрупп должно быть не менее трех, но не более 6–7, оптимальное количество — 4–5. Участников в каждой группе должно быть не менее 4, но не более 10, оптимальное количество — 5–7. Эти требования обусловлены существующими закономерностями эффективной работы в малых группах. Малое количество групп с малым количеством участников не дает достаточного разнообразия вариантов ответов, необходимых для продуктивного обсуждения предложенной темы. В то же время большое число групп очень удлиняет процесс обсуждения, что может вызвать потерю интереса у участников, которые длительное время оказываются выключенными из обсуждения. А большое количество участников группы позволяет определенной ее части оставаться пассивной, не участвовать в обсуждении, а зачастую и мешать работе остальных.

В зависимости от принятого решения о количестве групп, их численности расставляются стулья — в круг для каждой группы. Если предполагается работать с ватманом, то необходимы столы — один-два для каждой группы. При этом в помещении должно быть свободное место вдоль одной из стен, шириной порядка двух метров.

Обучающиеся свободно, по желанию занимают места.

Ведущий. Здравствуйте! Скоро вам предстоят экзамены. Вы знаете, что это такое. И наверняка каждый из вас перед экзаменом испытывает волнение. Представьте себе канун экзаменов, вспомните свое состояние в этот период, оцените степень своего волнения в баллах (или, если хотите, в градусах) от 0 до 100. При этом 0 баллов означает, что вы совершенно не волнуетесь перед экзаменом, вы абсолютно спокойны, а 100 баллов — что вы очень сильно волнуетесь, не можете ничем заниматься, только «трясетесь» от предстоящих событий.

Здесь (ведущий показывает на свободное место вдоль стены) у нас будет своеобразная линейка — шкала. «0» обозначает этот стул, а «100» — этот (ведущий устанавливает два стула в противоположных концах свободной стены, обозначая границы шкалы).

Комментарий для ведущего. в качестве границ шкалы можно использовать не только стулья. Например, можно заранее нарисовать на листах бумаги соответствующие числа, можно использовать кегли, можно сказать, что «0» будет изображать ведущий, а «100» — классный руководитель. При этом люди должны встать в противоположных концах помещения.

Ведущий. Чтобы точно найти свое место, спрашивайте друг у друга, на каком «делении» он находится, чтобы не получилось так, что человек с «градусом волнения» 54 стоял между людьми с 50 и 52 «градусами».

Обучающие начинают искать свое место на своеобразной пространственной «шкале предэкзаменационного волнения». Когда шкала почти сформировалась, ведущему необходимо пройти ее по всей длине, уточняя правильность места положения, обращая особое внимание на школьников, стоящих кучкой (если, по их словам, у них одинаковый «градус волнения», то их стоит поставить в колонну друг за другом) или несколько в стороне от общей линии (обычно это школьники, которые пока не определились с точным значением своего волнения; необходимо дождаться их окончательного решения и помочь занять правильную позицию).

Теперь задача ведущего — разделить всех участников на группы таким образом:

• в первую группу включаются 3–5 школьников, максимально волнующихся перед экзаменом, и столько же — минимально волнующихся;

• во вторую группу включаются 3–5 школьников, несколько меньше волнующихся перед экзаменом, и столько же — минимально волнующихся;

• и так далее, таким образом в последнюю группу войдут ребята со средним уровнем предэкзаменационного волнения.

Другими словами, мы как бы складываем полученную шкалу пополам. Причем, если участников не более 20, эту процедуру «складывания» можно реализовать в действии — попросите всех взяться за руки. Получившаяся цепочка складывается пополам таким образом, что один из полюсов шкалы оказывается напротив другого. Образовавшиеся пары несложно разделить на предусмотренное количество групп.

Комментарий для ведущег:. такая процедура деления на группы позволяет решить целый ряд задач:

— «перемешать» участников, что особенно важно, если в мероприятии участвуют обучающиеся разных классов, которые склонны держаться «со своими»;

— соединить участников с максимально разнообразным опытом преодоления предэкзаменационного волнения в каждой группе, что позволяет школьникам расширить свой поведенческий «репертуар» в стрессовой ситуации;

— организовать определенную дискуссию внутри группы: более тревожные школьники оспаривают предлагаемые методы как неэффективные, менее тревожным необходимо находить новые аргументы.

После данной процедуры группы занимают места: каждая группа образует свой рабочий круг.

Ведущий. В каждой группе у нас есть те, кто больше волнуется перед экзаменами, и те, кто волнуется меньше. Ваша задача — поделиться своим опытом друг с другом. Тем, кто волнуется, — рассказать, что именно заставляет их волноваться, почему они не могут справиться со своим волнением. А тем, кто не волнуется, — как им это удается, какими методами они пользуются, какие приемы наиболее эффективны. В итоге вы в своей группе должны выделить и записать не менее 10 способов и приемов снижения предэкзаменационного волнения. Если во время выполнения задания у вас возникнут вопросы — обращайтесь ко мне. Если есть вопросы сейчас — спрашивайте.

Комментарий для ведущего: на выполнение задания отводится 15–20 минут. Если группы записывают свои варианты на ватмане маркером, то необходимо увеличить время на 5 минут. Ведущему не стоит оставаться пассивным и скучающим, чтобы его пассивность не передалась школьникам, чтобы не снижать значимость и эмоциональную насыщенность происходящего. Ведущий подходит к каждой группе, отвечает на возникающие вопросы, следит за степенью готовности каждой группы.

Ведущий. Теперь мы сделаем следующее: каждая группа по очереди называет какой-то один способ преодоления волнения перед экзаменами, а я их записываю на доске. Если способы в разных группах будут повторяться, мы это отметим. Пожалуйста, кто готов назвать первый способ?

Комментарий для ведущего: на этом этапе занятия ведущий не просто записывает предлагаемые варианты, он задает уточняющие вопросы. Например, если школьники предлагают вариант «отдых», стоит спросить, что понимается под отдыхом, или вариант «успокоиться» — что именно необходимо сделать, чтобы успокоиться. Такие вопросы не только позволяют избегать формальных, поверхностных ответов, но и стимулируют школьников к размышлению, к лучшему осознанию собственного поведения. Также ведущий комментирует различные способы, отмечая наиболее продуктивные (например, «выучить материал») и поясняя непродуктивность других (непродуктивные способы не следует записывать). Например, старшеклассники могут назвать алкоголь в качестве успокоительного средства. Следует прокомментировать, что алкоголь разрушающе действует на клетки коры головного мозга и, следовательно, препятствует полноценному запоминанию учебного материала. К непродуктивным также можно отнести такие ответы, как «покурить», «заболеть» и пр. Здесь важно не просто «запретить» данный способ, а показать школьникам его неэффективность, при этом сделать это спокойно, без морализаторства. Например, такой способ, как «написать шпаргалку», лучше не критиковать, а поддержать идею — во-первых, шпаргалка подразумевает краткое изложение материала, а значит, его предварительное осмысление и переработку, а во-вторых, само наличие шпаргалки на экзамене может действовать успокаивающе. При этом следует отметить, что доставать шпаргалку на экзамене неэффективно, — могут удалить с экзамена с неудовлетворительной отметкой.

Другими словами, записывание способов преодоления предэкзаменационного волнения должно превратиться в обсуждение, школьники должны получить дополнительную информацию об используемых ими способах.

Если группы писали свои варианты на листах ватмана, то эти листы необходимо повесить на доску или прикрепить на стену. Далее процедура идет так, как описано выше, при этом ведущий в ходе обсуждения может корректировать написанное, что-то вычеркивать, отмечать повторяющиеся способы и пр.

Само обсуждение может занять разное время — например, дополнительное информирование о том или ином способе уменьшения волнения может быть предельно кратким, а может содержать в себе много информации. Например, при упоминании школьниками такого способа, как «релаксация», «аутотренинг» или «медитация», можно сначала спросить самих ребят, какие именно приемы они используют, затем добавить свои, объяснив ключевые моменты правильного применения релаксационных техник. Такое подробное информирование целесообразнее проводить в небольших группах, так как здесь легче отслеживать состояние внимания школьников. Но в любом случае это не должно превращаться в лекцию или доклад (тогда это будем совсем другое мероприятие, с другими целями и задачами).

Примеры способов, предложенных 11-классниками: выучить весь материал, думать о хорошем, пить травяные чаи (мелисса, мята и пр.), поесть что-нибудь сладкое, вкусное, сходить на дискотеку, пообщаться с приятными людьми, обратиться к психологу, поддержка близких людей, общение с домашними животными, сон, водные процедуры, пойти в церковь, послушать приятную музыку.

Ведущий. Спасибо всем, вы отлично поработали. У нас получился довольно обширный список самых различных методов и приемов, чтобы снизить уровень волнения перед экзаменами. Это и общение с приятными людьми, и водные процедуры (называет 3–4 способа, предложенных школьниками). Но самым эффективным, здесь я согласна с вами, является подготовка к экзамену. Ведь если ты подготовился к экзамену, знаешь материал, то и волнение значительно снижается.

У каждого из вас есть свой опыт подготовки к экзаменам. Из того множества рекомендаций, которые существуют, каждый из нас выбирает то, что подходит именно ему. Сейчас я каждой группе дам лист бумаги, где написано 10 правил подготовки к экзаменам. Внимательно в группах прочитайте эти правила и выберите из них три, которые вы реально используете (или будете использовать) при подготовке к экзаменам. Затем мы обсудим, что вы выбрали.

Комментарий для ведущего. Если группа не очень большая, лучше листы «Экзамены без стресса» раздать всем школьникам. После занятия в спокойной обстановке каждый из них сможет еще раз прочитать, изучить данные рекомендации, возможно, что-то почерпнуть для себя новое. Если раздать такой лист каждому возможности нет, то целесообразно поместить рекомендации где-то на видном месте (в уголке психолога, на стенде в классах, в тематической стенгазете), чтобы каждый имел доступ к этой информации.

Во время обсуждения ведущий не остается пассивным, а подходит к каждой группе, отвечает на вопросы, проявляет интерес к обсуждению в группах. Обычно обсуждение занимает 5–7 минут.

Ведущий. Теперь каждая группа назовет те три рекомендации по подготовке к экзаменам, которые считает реальными и эффективными.

Комментарий для ведущего. обсуждение на данном этапе также можно проводить по-разному. Более простой и короткий вариант — каждая группа называет три выбранные рекомендации.

Более основательный вариант — каждая группа не просто называет выбранные варианты, но и обосновывает свой выбор (почему они следуют именно этим правилам и не следуют другим).

Не нужно критиковать школьников за то, что они не выбирают рекомендацию начинать готовиться к экзамену заранее.

Скорее всего, они знают, как «надо», как «правильно» готовиться. Однако цель такого обсуждения — стимулировать их задуматься о своем поведении, более осознанно подходить к подготовке к экзамену, и тут любой способ, который они назовут и которого будут придерживаться, уже поможет им с меньшими психологическими потерями пройти период экзаменов.

Ведущий. Сегодня на занятии мы с вами обсудили очень важную тему — как действовать, что делать, чтобы экзамены прошли с наименьшими волнениями и закончились наилучшим результатом. Надеюсь, что каждый из вас узнал что-то новое на нашем занятии, что поможет ему при подготовке и сдаче экзаменов.

Мне было интересно общаться с вами, обсуждать ваши идеи. Спасибо вам! До свидания.

Комментарий для ведущего: если группа порядка 15 человек, то можно спросить, понравилось ли занятие, что нового узнали для себя, как изменится поведение участников при подготовке к экзаменам.

gigabaza.ru

Классный час на тему: «Стресс и как с ним бороться»

Выбранный для просмотра документ как бороться со стрессом.doc

МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального

района Республики Татарстан»

«Стресс и как с ним бороться»

Разработала и провела:

Учитель английского языка,

ЦЕЛЬ: научить самообладанию в стрессовых условиях.

Задачи: раскрыть понятия “стресс”, довести до детей информацию о причинах возникновения стресса, научить детей защищаться от стрессов.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, карточки, цветные карандаши.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ НА ЗАНЯТИИ:

словесные: учительское слово, выступления учащихся, рассказ, вопрос-ответ, вывод из фактов действительности, проблемное изложение, диалогическая форма беседы, комментарий, обсуждение;

наглядные: презентация, карточки с заданием, музыкальное сопровождение;

практические: практическая работа, тестирование, творческое задание.

ПРИНЦИПЫ МОЕЙ РАБОТЫ:

Добрый день. Я рада вас видеть. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Ведь еще знаменитый ученый и философ Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что, поистине, здоровый нищий счастливее больного короля».

Но чтобы конкретней определить тему, давайте посмотрим видеофрагмент. (Просмотр видео).

Вы правы, сегодня мы поговорим о стрессе. Постановка цели.

Мы постараемся ответить на вопросы:

— Что такое стресс? Как он влияет на организм? Опасен ли стресс для здоровья?

— Выясним причины возникновения стрессов у школьников.

— Узнаем, как бороться со стрессом, и освоим несколько нехитрых способов его преодоления.

III . Итак, что же такое стресс?

«Стресс – это реакция организма при резких и сильных воздействиях на него. Когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность, он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникать дрожь и т.д.»

— Как вы думаете, стресс это хорошо или плохо? Пожалуйста, аргументируйте свой ответ.

Следует различать два вида стресса:

1- кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью. Такой стресс даже необходим, чтобы внутренне собраться перед каким-либо ответственным событием. Кратковременный стресс стимулирует иммунитет. Например: разве вам не удавалось каким-то чудом избежать аварии, не обжечься кипятком, подхватить падающего ребенка? Всё это положительное влияние стресса.

2 — длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс, когда организм все время находится в «боевой готовности».

Длительное волнение, даже положительное, приводит к одному результату – истощению.

IV . Давайте выясним причины стресса.

отрицательные мысли о самом себе или непринятие себя;

завышенные школьные требования и связанные с обучением разочарования;

физиологическое изменение организма;

проблемы с одноклассниками или друзьями;

неблагополучные жилищные обстоятельства; материальные трудности в семье.

хронические заболевания или семейные проблемы;

изменение места жительства и школы;

участие во множестве мероприятий или большие запросы как собственные, так и общественные;

V . Часто ли вы попадаете в стрессовую ситуацию? Если да, что вы делаете?

А сейчас я бы хотела, чтобы вы выполнили одно задание.

Каждому участнику даются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание почитать текст за 30 сек.

Но мы должны научиться это делать. Ведь пессимистично настроенный человек не вызывает у окружающих желания общаться. И наоборот, улыбчивый и добродушный человек «обречён на успех». Это подтверждают психологи всего мира.

Итак, решено: бороться со стрессом до последней капли грусти!

Имеются разные пути борьбы со стрессом. Пожалуйста, предложите свои, запишите их на листочках. Прочитайте свои варианты.

Спасибо! А теперь я хочу предложить вам посмотреть видео ролик. ( Видео)

Можете ли вы дополнить свой список? Если «Да», сделайте это.

VII . А я хочу предложить вам свой вариант.

1.Сделай те комплимент вашему партнёру по плечу.

2.Улыбнитесь партнёру напротив.

3.Упражнение – игра “Дорисуй и передай”

4. Что-то мы засиделись. Мы знаем, что самый эффективный способ борьбы со стрессом это движение. Я прошу всех встать. А сейчас под музыку напишите своё имя разными частями тела: носом, локтями, пальцами, правой ногой, левой ногой. Молодцы!

VIII . Как вы поняли, существуют различные методы снятия стресса. А сейчас давайте подведём итоги и выберем наиболее эффективные способы.

IX . Для этого составим список. Зачитаем ваши варианты. Пожелаем друг другу успеха. Спасибо. Все вы заслуживаете аплодисментов.

infourok.ru

Классный час 9 класс «ОГЭ без стресса»

1) оказание психологической помощи обучающимся в снижении эмоционального напряжения, уровня тревожности и формирование эмоционально — устойчивой личности в период подготовке к итоговой аттестации.

2)Формирование критического отношения к различным путям снижения волнения — выделять продуктивные и малопродуктивные.

1. Стимулировать обучающихся к размышлению о способах совладения с предэкзаменационным волнением.

2. Способствовать осознанию своего психического состояния как внутренне обусловленного, способствовать формированию внутреннего локус-контроля своего поведения.

3. Способствовать расширению репертуара поведения в период подготовки к экзаменам.

Целевая группа: учащиеся 9-х классов.

Оборудование: презентация, бланки.

Длительность: 40 минут.

Экзамены — это ответственный период в жизни лю­бого человека. И сегодня мы с вами поговорим о проблемах и трудностях экзаменационного периода, попытаемся найти возможные пути их преодоления, «проговорим» своё будущее поведение и состояние перед экзаменом.

Как же нужно относиться к экзаменам?

Самое главное — не преувеличивать и не преуменьшать его значение. А с чем можно его сравнить? Наверное, с итоговой контрольной работой в конце года.

Экзамены вызывают у вас разные ощущения и состояния. Я предлагаю озвучить эти ощущения и состояния.

Итак, довольно часто мы испытываем отрицательные эмоции — гнев, страх, растерянность и др.

Почему так происходит?

Обучающиеся могут высказать свое мнение.

Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: «Ничего не знаю! Ничего не помню!».

Но все не так страшно: существуют правила, следуя которым, вы преодолеете стресс:

Во — первых, необходимо помнить, что легкое волнение перед экзаменом — это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие «предстартового» волнения даже мешает хорошим ответам.

Во — вторых, стоит научиться не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

В — третьих, существует такая психологическая техника, как «Созидающая визуализация». Она проста в применении. В период подготовки к экзамену нужно представлять себе (визуализировать) процесс сдачи этого экзамена. Визуализацию лучше всего делать перед сном, в расслабленном состоянии, лежа в постели, соблюдая следующие правила.

В — четвертых, если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите самому себе «Стоп!». Это слово должно быть произнесено как команда, желательно вслух и должно отрезвить вас, остановив сползание в бездну волнений. Паника никуда, кроме тупика не заведет – помните об этом!

В — пятых, если экзамены действительно беспокоят или угнетают вас , не прячьте своих чувств. Поговорите с кем — нибудь об этом. В Англии говорят: «проблема, которой ты поделился – решенная проблема». Следовательно, Вы обязательно должны найти того, с кем Вы можете поделиться своими заботами.

Накануне экзамена мы рекомендуем:

1. Подготовку к экзамену закончить в 17-18 часов. В последние часы заниматься лихорадочной зубрежкой непродуктивно: опыт показывает, что чем больше учишь в ночь перед проверкой знаний, тем меньше их остается в голове.

2. Судорожное наверстывание учебного материала не поможет, а наоборот создаст кашу в голове.

3. Оставшееся время полезнее посвятить подготовке к предстоящему испытанию организма, утомленного интеллектуальной и эмоциональной перегрузкой.

4. Вечером перед экзаменом целесообразнее заняться любым отвлекающим и успокаивающим делом: выйти на короткую прогулку , сделать пробежку, покататься на велосипеде, сходить на танцы, в бассейн или поиграть в теннис, другие игры.

5. Перед экзаменом важно как следует выспаться!

Кроме этого существует несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования:

1)Сосредоточься! (Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.)

2)Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

3)Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

4) Используй метод исключения( Данный Метод позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном — двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

5)Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

А теперь, я предлагаю узнать на сколько вы стрессоустойчивы. (Тест на стрессоустойчивость).

В заключении, хотелось бы сказать, что Экзамен — это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам. Относитесь к экзамену как к ре­шению одной из нормальных жизненных задач. И не следует забывать, что школа, техникум, институт, наконец, работа — это только часть жизни, одна из ее многочисленных граней.

Стресс — тоже часть жизни. И страх перед ним не имеет смысла, иногда он даже может являться — ее движущая сила.

Поэтому, отбросив ненужные сомнения и тревоги, вооружившись знаниями вы мужественно пойдете сдавать экзамены.

Хочется надеяться, что этот классный час настроил вас на «позитивную вол­ну» и поможет благополучно преодолеть рифы экзаменационного периода.

Что нового вы узнали? Как вы думайте, данные рекомендации можно будет использовать на экзамене? Что еще вы хотели бы узнать о ГИА?

infourok.ru

Классный час на тему: "Стресс. Способы выхода из стресса".

Тема занятия: «Стресс. Способы выхода из стресса».

Цель: показать обучающимся необходимость заботиться о своем эмоциональном и физическом здоровье, учиться справляться с плохим настроением.

1.Формирование умений находить необходимую информацию, пользоваться словарем;

  • Обучение учащихся элементарным приемам снятия стрессовых состояний, усталости; управлять своим эмоциональным состоянием; разучивание комплекса дыхательных упражнений.
  • Формирование потребности к занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье; формировать у ребят умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
  • 4.Развивать первоначальные умения делать умозаключения и выводы.

    5.Воспитывать сочувствие к больным людям, уважение и понимание.

    Личностные УУД : учащиеся научатся понимать, что здоровье – главное и невосполнимое богатство человека, которое необходимо беречь.

    Регулятивные УУД: учащиеся научатся оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные УУД: учащиеся научатся устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, применять в жизни полученные знания и советы.

    Коммуникативные УУД: учащиеся научатся воспринимать другие мнения, формулировать собственные мнения и позицию, слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

    Просмотр содержимого документа

    «Классный час на тему: «Стресс. Способы выхода из стресса». »

    Тема занятия: «Стресс. Способы выхода из стресса».

    Цель: показать обучающимся необходимость заботиться о своем эмоциональном и физическом здоровье, учиться справляться с плохим настроением.

    Формирование умений находить необходимую информацию, пользоваться словарем;

    Обучение учащихся элементарным приемам снятия стрессовых состояний, усталости; управлять своим эмоциональным состоянием; разучивание комплекса дыхательных упражнений.

    Формирование потребности к занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье; формировать у ребят умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Развивать первоначальные умения делать умозаключения и выводы.

    Воспитывать сочувствие к больным людям, уважение и понимание.

    Личностные УУД : учащиеся научатся понимать, что здоровье – главное и невосполнимое богатство человека, которое необходимо беречь.

    Регулятивные УУД: учащиеся научатся оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные УУД: учащиеся научатся устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, применять в жизни полученные знания и советы.

    Коммуникативные УУД: учащиеся научатся воспринимать другие мнения, формулировать собственные мнения и позицию, слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

    Оборудование: столы, проектор, презентация, видеоролик, бумажные листы, ручка, памятки – помощники, толковый словарь.

    Методы и формы проведения: беседа, групповая работа, структуры сингапурской методики, музыка «Релакс»

    Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться: Доброе утро!

    Солнцу и птицам, улыбчивым лицам

    Всем, кого встретишь, здоровья желать!

    Определите, какие чувства испытывают мальчики на фотографиях. (слайд 1).

    Постановка проблемы занятия (цель: учить самостоятельно добывать необходимые знания, пользоваться словарем)

    Мы всегда будем стремиться к настроению, которое испытывает этот мальчик: радость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе. А сейчас поговорим о стрессе. Что такое стресс? (ответы детей, предположения) Найдем точный ответ на этот вопрос в толковом словаре.

    Стрессовые ситуации являются нормальными и допустимыми в современной жизни. Небольшой стресс может быть полезен для человека, но чрезмерное нервное напряжение грозит появлением серьезных расстройств и болезней.

    По каким причинам, из-за чего люди испытывают стресс?

    Участники группы громко проговаривают слово, по их мнению, являющееся причиной стресса, записывают на 4 листках 4 слова его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх.

    — По вашему мнению, все, что вы произнесли и написали на листочках, это является причиной стресса. 1 стол проговаривает эти слова.

    Решение проблемы (цель: формировать умение искать и находить решение проблемы)Работа в группах.

    Какими способами можно легко выйти из него? Этих способов очень много.

    Вы выберите один из способов и подготовите выступление с помощью памяток – помощников: «Занимайся спортом», «Чаще улыбайся», «Плач на здоровье», «Слушай музыку», «Пешая прогулка», «Еда в радость». Обучающиеся готовятся к выступлению перед классом, демонстрируют варианты способов выхода из стресса.

    Улыбка – это самый простой и быстрый способ улучшить настроение. Как правило, улыбка является результатом хорошего настроения. Но на самом деле улыбка – это результат сложных химических реакций. Хорошее настроение способствует выработке эндорфина, всем известного «гормона счастья». Результатом повышения уровня эндорфинов является ощущение блаженства, радости и эйфории. Секрет улыбки заключается в том, что бы заставить мозг вырабатывать этот гормон тогда, когда нам плохо. Именно улыбка и запускает этот процесс – мозг вырабатывает гормоны радости, которые непосредственно влияют на эмоциональное состояние (все дарят друг другу улыбки)

    «Плач на здоровье»

    Ученые обнаружили: наши слезы – надежное лекарство от стресса. Вы не в состоянии выдавить из себя ни слезинки? Тогда можно покричать как можно громче, пока не сбросите накопившееся напряжение. Громоподобный крик – не средство устрашения. А всего лишь психологическая замена слезам.

    Еще одним способом поднять настроение, является прослушивание любимой музыки. Музыка — пожалуй, одно из самых важных изобретений человечества. Слушайте то, что нравиться вам, не важно какой это стиль, постарайтесь расслабиться и забыть о всех проблемах. Эффективно так же прослушать композиции, с которыми связаны приятные воспоминания, прослушивание веселой музыки.

    Утренняя гимнастика, пробежка, тренировка в спортзале – все это способствует улучшению и физического и эмоционального состояния. Конечно же, перенапрягаться и доводить себя до изнеможения не стоит, это никак не улучшит настроение. Но завести привычку ежедневных упражнений будет очень полезно. Стоит освоить дыхательную гимнастику, даже несколько минут в день таких упражнений благоприятно отразятся на настроении и общем состоянии.

    Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Необходимо вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Каждый человек должен научиться правильно дышать и овладеть дыхательной гимнастикой ( выполняют все участники)

    «Пешая прогулка» Отправляйся в лес! Прогулка на природе порой не хуже, чем поход к врачу! Целебная сила природы поможет и телу и душе!

    — Деревья оказывают на человеческий организм благотворное влияние. Они очищают воздух от ядовитых примесей и выделяют необходимый для жизни кислород. Но и это еще не все, что могут дать нам деревья.

    Рябина. Рядом с такими деревьями лучше всего гулять…лентяям. Рябина тонизирует и мобилизует. Сосна. Она возвращает душевное равновесие. Прогулка по сосновому бору снимает стресс и усталость, стимулирует работу сердца. Если вы в течение нескольких дней будете прикасаться к стволу сосны, то укрепите иммунитет, напитаетесь положительной энергией.

    Существует ряд продуктов питания, которые успешно помогают бороться со стрессом.

    — Общеизвестно, что шоколад, лучший помощник в трудных ситуациях. Шоколад – богатейший источник химических веществ, улучшающих настроение. Сладкий вкус и кремовая консистенция шоколада вызывают выработку эндорфинов – «гормонов счастья». Употребление его в разумных количествах, способно вызвать чувство удовлетворения и радости, утолить боль и снять печаль.

    — Замечательно помогут мозгу справиться с напряжением цитрусовые. Они богаты природными сахарами и витамином С, кроме этого аромат цитрусовых оказывает бодрящий эффект.

    — Миндаль следует вносить в антистрессовый рацион. Эти орешки поддерживают хорошее настроение и способствуют умственному тонусу.

    — Йогурты натуральные борются за ваше хорошее настроение с помощью аминокислоты и других составляющих, оказывают успокаивающее действие.

    kopilkaurokov.ru

    Классный час (9 класс) на тему:

    Классный час в 9 классе "Стресс и уход от него"

    Цель классного часа «Стресс и уход от него»: научить детей разбираться в своём внутреннем мире, властвовать собой, уходя от стресса. Форма — групповое взаимодействие.

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Подъеланская средняя общеобразовательная школа»

    Составитель: Мойсеева Елена Иннокентьевна,

    учитель высшей категории

    « СТРЕСС И УХОД ОТ НЕГО »

    Цель: научить детей разбираться в своём внутреннем мире, властвовать собой, уходя от стресса.

    Не печалуйся в скорбях –

    уныние само наводит скорби.

    Работа на классном часе ведётся в группах, потом мнение произносится вслух.

  • Упражнение «Комплимент»: комплимент должен быть высказан в форме «я – высказывания», то есть, обращаясь к соседу, следует говорить о своём отношении и чувствах. В то же время высказывание должно быть приятно слушающему.
  • Учащиеся стоят в центре, выстроившись в одну шеренгу. Им даётся команда:

    «Парни, расправить плечи! Девушки, подтянуться!

    Кто себя уважает – шаг вперёд!

    Кто бывает в себе неуверен – шаг назад!

    Интересные люди – шаг вперёд!

    Кто чего-то боится – шаг назад!

    Кто считает себя лидером – шаг вперёд!»

    Определившимся лидерам завязывают глаза и просят отобрать себе в команду игроков.

    Итак, команды сформированы, но только по численности.

    Ваша задача – стать сплочённым коллективом, придумать девиз и название команды, которое изобразить в сценке. Вам дано 5 минут.

    Сегодня мы поговорим о стрессах. Как вы думаете, что такое стресс?

    ( Стресс – это реакция организма на

    любое предъявленное ему требование.

    Стресс – это психическая реакция,

    особое состояние человека в период

    «перехода», приспособления к новым

    — Вы подвержены стрессам? Постарайтесь их описать.

    — Опишите своё состояние в это время.

    — Как это влияет на ваши дела, на отношения с другими людьми?

    3) Обсуждение в группах:

    — Как вы думаете, можно ли жить без стрессов? Как этого можно добиться?

    — А как вы думаете, у первобытного человека были стрессы? Как он поступал при этом? (БЕГ)

    — Как можно связать слова Козьмы Пруткова, вынесенные в эпиграф, с темой нашего разговора?

    Прежде чем решать, что делать, если стресс не обошёл нас стороной, мы сначала проведём тест «ПОДВЕРЖЕНЫ ЛИ ВЫ СТРЕССУ», чтобы точно всё знать о себе.

    В каждой из приведённых ниже шести групп ответов выделите те, которые соответствуют вашему характеру:

  • А) в учёбе, в отношениях с одноклассниками, в спортивных или азартных играх вы не боитесь соперничества и проявляете агрессивность.
  • Б) если вы в игре теряете несколько очков, то вы сдаётесь и «выходите из игры».

    В) вы избегаете какой бы то ни было конфронтации (соперничества, противоборства).

  • А) вы честолюбивы и хотите многого достичь.
  • Б) вы сидите и «ждёте у моря погоды».

    В) вы ищете предлог увильнуть от работы.

  • А) вы любите работать быстро, и часто вам не терпится поскорее закончить дело.
  • Б) вы надеетесь, что кто-то будет вас «подстёгивать».

    В) когда вы вечером приходите домой, то думаете о том, что сегодня было в школе.

  • А) вы разговариваете слишком быстро и слишком громко. В беседе вы высказываетесь чересчур категорично и перебиваете других.
  • Б) когда вам отвечают «нет», вы реагируете совершенно спокойно.

    В) вам с трудом удаётся выражать ваши чувства и тревоги.

    Б) вам нравится ничего не делать.

    В) вы действуете в соответствии с желаниями других людей, а не со своими собственными.

    Б) если вы забыли что-то сделать, вас это не беспокоит.

    В) вы сдерживаете свои чувства.

    Посчитайте баллы, и у вас получится:

    24 – 36 баллов : вы в высшей степени подвержены стрессу, у вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом, — сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника. С вами, должно быть. Очень трудно ужиться. Самое главное для вас сейчас – научиться успокаиваться, это нужно вам самим, и вашим близким, и друзьям.

    18 – 24 балла: Вы человек спокойный и не подверженный стрессу. Если вы набрали ненамного больше 18 очков, то вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позволит вам добиться большего.

    12 – 18 баллов : ваша бездеятельность тоже может стать причиной стресса. Вы, наверное, очень раздражаете ею своих близких. Побольше уверенности в себе! Вам стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.

    — Итак, мы теперь с вами точно знаем, подвержены мы стрессу или нет. А также знаем, что стресс, конечно, нужен каждому человеку, но от него нужно вовремя уходить, необходимо избавляться от подавленного состояния, к которому стресс приводит.

    5) Работа в группах:

    — Сейчас вы в группах обсудите выход из стрессовых ситуаций. Особенно должны помочь в обсуждении этой проблемы те ребята, которые набрали 18-24 балла: они от стресса уходят вовремя.

    А пока подсказка №1. Вспомните ваш ответ, как первобытный человек убегал от стрессов. Итак, 1 выход – БЕГ! Автор книги «Энциклопедия оздоровительного бега» Джеймс Ф.Фикс пишет: « Я стал спокойным и менее вспыльчивым. Мне удаётся лучше концентрироваться на определённом предмете, и концентрироваться надолго… Меня теперь в меньшей степени выводят из равновесия неожиданные неприятности. Мною владеет ощущение спокойной уверенности и силы, и если такое ощущение начинает покидать меня, то я легко могу его вернуть, выйдя на улицу и начав бегать».

    — 2 выход мы найдём с вами вместе. Послушайте басню И.А.Крылова «Лисица и виноград»:

    Голодная кума Лиса залезла в сад;

    В нём винограду кисти рделись.

    У кумушки глаза и зубы разгорелись,

    А кисти сочные, как яхонты горят;

    Лишь то беда, висят они высоко:

    Отколь и как она к ним ни зайдёт,

    — Как вы думаете, эта ситуация для Лисы стрессовая? Почему?

    — Предположите, что будет дальше. Как Лиса уйдёт от стресса?

    Пробившись попусту час целой,

    Пошла и говорит с досадой: «Ну что ж!

    На взгляд-то он хорош,

    Да зелен – ягодки нет зрелой:

    Тотчас оскомину набьёшь».

    — Давайте поучимся у рыжей умению принизить значение неудачи, убедив себя, что потеря не стоит того, чтобы впадать в уныние. Поэтому не волнуйтесь по пустякам, а вспомните слова Сенеки: « Если вам кажется, что вы имеете недостаточно, то вы будете считать себя несчастным даже в том случае, если завладеете всем миром ». Иначе говоря: беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало.

    А теперь ваши предложения (идёт обсуждение в группах).

  • Нельзя торопиться действовать сразу.
  • Разрядка (любая: физическая или умственная).
  • Примите неудачу. Согласитесь, что вы не идеал,
  • и, как все остальные люди, не гарантированы

    от промахов и ошибок. Значит, их надо принимать

    1. Не всё потеряно: (составьте таблицу из двух
    2. события, 2. Положит. последствия события (в

    3. Учитесь забывать. Переживать по поводу
    4. событий, которые уже случились, бесполезно.

      — Я взял для себя…

      — Мне поможет в дальнейшем…

    5. А теперь ещё раз попытайтесь избавить от стресса своего соседа: искренне скажите ему хорошие и добрые слова.
    6. Д\з: давайте избавим от стресса нашу бывшую одноклассницу: ведь она думает, что мы забыли её, и переживает это. Напишите дома ей письма. Сделайте доброе дело!

    7. Е.Жариков, Е.Крушельницкий. Для тебя и о тебе.
    8. Тесты и психологические игры «Ваш психологический портрет».
    9. Л.П.Гримак. Общение с собой.
    10. И.А.Крылов. Басни.
    11. К классному часу необходимо приготовить:

    12. Спокойную музыку.
    13. Ручки на каждого или простые карандаши.
    14. Бумага для теста и для работы в группах.
    15. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Классный час о роли семьи в воспитании личности ребёнка и семейных ценностей.

      классный час в 9 классе на 1 сентября.

      Цель : Способствовать расширению нравственного опыта подростков, предостережению их от возможных ошибок во взаимоотношениях со сверстниками. Формировать коммуникативные навыки (учить аргументировать.

      Методическая разработка итогового классного часа в 9 классе «И это все о нас».

      Классный час на тему: «О дружбе и товариществе»Цель классного часа:Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; ,дать представление отом, какие кач.

      Презентация к классному часу на тему: «О дружбе и товариществе»Презентация содержит 23 слайда , на которых высказывания о дружбе и товариществе великих людей, пословици и поговорк.

      Сценарий к последнему майскому классному часу выпускников 9 класса, который проводился совместно с родителями и учениками.

      nsportal.ru

      поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

      2.1 Цель и задачи классного часа ………………………………………3

      2.2 Формы и методы проведения классного часа…. ………………. . 3

      2.3 Сценарий классного часа….……………………….. ……………. 4

      Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития

      человека в процессе его жизнедеятельности. Сегодня не вызывает сомнения тот факт,

      что практически все люди, а особенно дети требуют той или иной психологической

      поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.

      В современной действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда

      отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания,

      полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению

      здоровья людей – психического, физического и социального. Если составить

      обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим

      спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и

      окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он

      полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность

      окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует

      развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде

      всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена

      смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его

      миром. В противном случае человек испытывает стрессовую ситуацию. Тема стресса

      является актуальной в наше время. Изо дня в день мы слышим о негативном

      влиянии стресса на человека, на его здоровье, поступки и поведение. Хотелось бы

      узнать, есть ли что – то положительное в этом явлении? Как преодолевать и

      бороться со стрессом и не позволять ему себя победить? В этом мы попробуем

      разобраться, разработав классный час для обучающихся 4 класса «Стресс: польза

      Актуальность разработки состоит в использовании элементов тренинга и

      2. Основная часть

      2.1 Цель и задачи классного часа

      Цель: формирование навыков преодоления стрессовых ситуаций с помощью

      различных методов и приемов.

      1. Раскрыть понятие стресса.

      2. Познакомить с влиянием стресса на физиологическое и душевное здоровье

      3. Познакомить учащихся с примерами положительного воздействия стресса на

      4. Обучить навыкам преодоления стрессовых ситуаций.

      2.2 Формы и методы проведения классного часа

      Формы работы: классный час с элементами тренинга, индивидуальная и групповая

      Время проведения: 45–50 минут.

      Место проведения: МБОУ НШ № 17, 4 класс

      Наглядные: использование кроссворда, оформление буклета «Стресс»,

      Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам

      2. 3 Сценарий классного часа

      Прозвенел звонок сейчас,

      Начинаем классный час.

      Встаньте дети, не ленитесь,

      И, прошу вас, улыбнитесь.

      Игра: «Я рад тебя видеть…!» ­ все встают в круг, по кругу каждый говорит соседу

      следующую фразу: «Я рад тебя видеть (имя)…!».

      Тему нашего классного часа вы попробуете определить сами. А поможет нам в этом

      кроссворд. (Приложение 1). Дети отгадывают кроссворд, работая в группах.

      2). Знакомство с понятием стресса и его стадиями.

      ­ Сегодня мы поговорим с вами о стрессе. Попробуйте изобразить стресс, используя

      разные средства (в виде рисунка, жестов, мимики, ассоциаций).

      ­ Упражнение в группах «Какие ситуации являются стрессовыми?»

      Все ребята в группах по кругу высказывают предположения о ситуациях, которые, по

      их мнению являются стрессовыми. Затем один представитель от каждой группы

      называет эти ситуации. Учитель записывает их на доске.

      Исходя из сказанного, попробуем дать определение стресса. (Слайд 2).

      Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции

      организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.

      (Слайд 3). Стадии стресса.

      В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например,

      вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы

      испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда

      даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать.

      Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые

      вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм

      Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает

      оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно

      эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм

      мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу.

      Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из­за того, что

      организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы

      Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья

      стадия – стадия истощения. Представьте себе ситуацию, что контрольные работы

      вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете

      сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут

      изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все

      ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека

      значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает

      подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь.

      3). Влияние стресса на человека.

      ­ Расскажите, как, на ваш взгляд, стресс влияет на человека. (Ответы детей)

      Влияние стресса на здоровье человека огромно.

      1. Ухудшается концентрация внимания и памяти. Влияние стресса на

      работоспособность огромно: лишь в редких случаях человек с головой уходит

      в работу. Ему свойственна быстрая утомляемость.

      2. Сильнейшие головные боли.

      3. Наблюдается учащение сердцебиения, может случиться инфаркт миокарда,

      обостряется гипертоническая болезнь.

      4. Хроническое недосыпание.

      6. Страдает и желудочно­кишечный тракт: обостряются или открываются

      язвенная болезнь и гастрит.

      7. Снижается иммунитет и как следствие — частые вирусные заболевания.

      8. В стрессовых ситуациях гормоны вырабатываются в огромных количествах и

      отрицательно влияют на работу нервной системы и внутренних органов.

      9. Некоторые специалисты считают, что именно стресс провоцирует рост

      10. К сожалению, некоторые последствия стресса настолько тяжелы, что

      необратимы: редким, но всё же последствием бывает дегенерация клеток как

      спинного, так и головного мозга.

      При стрессе человек может потерять желание вообще что­либо делать и даже

      жить. У него появляется раздражительность, агрессивность, нетерпимость,

      Также бывают депрессии,

      ­ Как вы думаете, нужно ли помочь человеку, находящемуся в стрессовой

      ситуации? (ответы детей)

      ­ А может ли человек сам себе помочь? (ответы детей)

      4). Навыки преодоления стрессовых ситуаций.

      Упражнение «Внутренний луч» (выполняют дети).

      Упражнение направлено на снижение внутренней напряженности на начальной стадии

      стресса. Оно поможет вам, если стресс вызван состоянием одиночества,

      непонимания. Расслабившись и успокоившись, представьте такую картину. В верхней

      части вашей головы возникает светлый луч. Он движется сверху вниз и медленно

      освещает ваше лицо, шею, руки и плечи теплым, ровным и приятным светом. По мере

      движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка,

      исчезают складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются

      зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый

      внутренний луч создает ваш новый облик — успешного и благополучного человека,

      сдержанного, стабильного, хорошо владеющего собой.

      ­ Давайте познакомимся, какие бывают способы и приемы борьбы со стрессом.

      Упражнение «Дыхательные техники» (выполняют дети).

      Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает

      метод успокаивающего дыхания. Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка

      сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и

      вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком

      сопровождайте вдох. Дышите таким образом несколько минут.

      К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от

      которых вы никак не можете избавиться. Правую руку поднесите к носу. Во время

      дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а

      затем правую ноздрю.

      Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с

      помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через

      эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через

      правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой

      ход и делайте вдох­выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи­

      выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш

      Упражнение «Смех – дело серьезное» (выполняют

      Ученые установили, что веселые люди живут дольше. Еще в XVI веке врач

      Амбруаз Парэ говорил: «Веселый человек всегда выздоравливает». Вам необходимо

      тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки

      стрессовой ситуации – это смех. (Видео «Улыбка»).

      Задание: я называю жизненную ситуацию – вы находите остроумный, не лишенный

      чувства юмора ответ. Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся

      пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: «Что стоишь, как

      Обучение навыкам саморегуляции (Приложение 2).

      Упражнение 1 «Продумай заранее».

      Упражнение 2 «Расслабление под музыку»

      Упражнение 3 «Домик».

      Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли. Сядьте удобно. Пальцы

      рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.

      Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох –

      задержка дыхания. Выполнять упражнение 1­2 минуты, несколько раз в день.

      ­ Давайте прочитаем высказывание Ганса Селье, автора теории стресса:

      «Отсутствие стресса есть смерть». (Слайд 7). Как вы его понимаете? (Ответы) То

      есть если бы человек не испытывал стрессовых ситуаций, он бы не выжил как вид.

      Существует 2 вида стресса: дистресс (отрицательный) и эустресс (положительный).

      Эустресс (от греч. эу — «хороший» или «настоящий») — благоприятный стресс, в

      результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его

      адаптация к стрессовому фактору и ликвидация самого стресса. Он нас делает

      сильнее и выносливее.

      Примеры положительного воздействия стресса

      • Мобилизация внутренних ресурсов перед экзаменами. Характерны уверенность в

      себе, адекватная оценка своих сил.

      • Высокопрофессиональные спортсмены часто описывают необычное состояние тела

      и психики, появляющееся у них во время соревнований. Для него характерна

      спокойная настороженность. В результате увеличиваются скорость, сила и

      координация, происходит полная концентрация на существующем моменте.

      ­ Давайте подведем итог нашего сегодняшнего классного часа. Что нового вы сегодня

      узнали? Был ли классный час для вас интересным и полезным?

      ­ У каждого из вас лежат на парте смайлики. (Приложение 3).

      Подойдите к доске и прикрепите один из них к плакату «Дистресс и эустресс».

      ­ Каждому из вас я предлагаю памятку «Я учусь владеть собой»

      (Приложение 2) и буклет «Что такое стресс?»

      ­ Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу «Спасибо» и «До

      свидания» (сначала все говорят громко в большом кругу, а потом все подходят к

      середине и говорят шепотом).

      4. Список литературы

      1. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус.

      2. Грегор О. Как противостоять стрессу //Стресс жизни. ­ СПб, 2011.

      3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. ­ М., 2008.

      4. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2013.

      5. Леви Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники

      ошибок / Эмоциональный стресс. ­ Л., 2010.

      6. Левис Ш. Ребенок и стресс. ­ СПб., 2002.

      7. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы

      психологии. ­ 2012. ­ № 1.

      8. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности

      //Психологическая наука и образование. ­ 2008. ­ № 2.

      1. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями, с тем, что вас

      тревожит, поделитесь с доброжелателем – это облегчит ваше положение.

      2. Какой ситуации следует избегать при выяснении отношений с родителями,

      товарищами, чтобы не привели к стрессу?

      3. Какое чувство может повредить ваше здоровье и довести до нервного срыва, если

      вы переживаете волнения за судьбу близкого человека.

      ярость, в этот момент он способен сделать непоправимое – нанести душевную боль

      5. Живой человек, обладающий сознанием.

      6. Чувствительность рецепторов полости рта.

      тревожит, поделитесь с доброжелателем – это облегчит ваше положение. (Страх).

      товарищами, чтобы не привели к стрессу? (Конфликт).

      вы переживаете волнения за судьбу близкого человека. (Тревога).

      4. Это чувство зачастую приводит к стрессу. Поддаваясь ему, человек приходит в

      другому человеку. (Гнев).

      5. Живой человек, обладающий сознанием. (Личность).

      6. Чувствительность рецепторов полости рта. (Вкус).

      «Я учусь владеть собой»

      Не бывает безвыходных ситуаций.

      Подумай о своем дыхании. Так как Ты сейчас взволнован, мозг дал установку

      внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому, попробуй восстановить

      дыхание. Начни дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается

      работа всех органов.

      Проделай следующее упражнение:

      ? Медленно сделай глубокий вдох.

      ? Задержи дыхание и сосчитай до четырех.

      Повтори процедуру медленный вдох–задержка дыхания­медленный выдох 4­5 раз.

      ? Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.

      ? Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое

      Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажешься в ситуации,

      вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций

      ? Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.

      ? Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии

      ? Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.

      ? Подумай, что скажешь и что сделаешь.

      ? Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь

      себя абсолютно спокойно.

      Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение

      расслабляться, надо тренировать

      ? Сядь спокойно в комфортной позе.

      ? Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.

      ? Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем

      беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

      ? Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

      Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю.

      znanio.ru

    Опубликовано в рубрике Дети