Контрольная работа на тему стресс

Стресс в профессиональной деятельности

РУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИЙ

ТЕМА. СТРЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Дефицит свободного времени, эмоционально-энергетический ресурс, дистресс, организационный фактор профессионального "выгорания"

2. Признаки профессионального "выгорания". Способы диагностики

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Вне зависимости от качества и смыслового содержания эмоциональных состояний все они могут быть разделены на две группы: эмоциональные напряжения, обеспечивающее адекватное требованиям трудовой ситуации повышение расходов внутренних ресурсов, и эмоциональная напряженность, приводящая к нарушению выполняемой деятельности, при котором необходима профессиональная психологическая помощь. Одной из причин развития эмоциональной напряженности является дефицит свободного времени.

Дефицит свободного времени представляет собой нехватку времени на отдых, занятия хобби, общение с близкими и друзьями и т.п. Дефицит свободного времени способствует формированию усталости от работы, быстрому эмоциональному выгоранию.

Эмоциональная среда организации – это эмоции и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации. Они имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы – заставить их работать, научиться управлять ими.

Эмоции и эмоциональные отношения дают энергию, причем характеристика этой энергии различна, в зависимости от характера эмоций. Например, радость дает энергию, но отнюдь не обязательно энергию действия. Последние исследования показали, что радость в первую очередь дает энергию общения. Тревога и страх в одних случаях дают энергию (возможно, энергию бегства), а в других случаях отнимают ее. Энергия одних эмоций может быть использована организацией, энергия других должна быть нейтрализована или преобразована.

С позиций менеджмента главный эмоционально-энергетический ресурс в организации — это эмоция интереса у сотрудников. Чтобы реализовать этот ресурс имеет смысл выявить интересы персонала, распределить работу с учетом интересов или создать такую работу, которая вызывает состояние интереса. Отсутствие эмоции интереса вызывает у сотрудников бы струю усталость от работы, скуку, неудовлетворенность своей работой. Истощение эмоционально-энергетического ресурса сотрудников приводит к профессиональному выгоранию, которое с точки зрения концепции стресса (Г. Селье), представляет собой дистресс.

При воздействии стрессора организм мобилизуется, что проявляется в напряженной готовности к ответной реакции. Это напряжение в норме спадает, как только действие стрессового фактора прекращается. И только в том случае, если влияние этого фактора неадекватно длительно или он появляется снова, стресс переходит в дистресс. В данном случае фактором, способствующим переходу стресса в дистресс является истощение эмоционально-энергетического ресурса человека.

Дистресс (от греч. dys — приставка, означающая расстройство + англ. stress — напряжение) — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье [6]

Психологи приравниванию дистресс к третьей стадии общего адаптационного синдрома — стадия истощения. В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Признаки состояния дистресса:

1. Невозможность сосредоточиться на чем-либо.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшение памяти.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто "улетучиваются".

7. Довольно часто появляются боли (в голове, спине, области желудка).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество употребления сигарет или алкоголя.

12. Изменения аппетита (как постоянное ощущение недоедания, так и потеря аппетита).

13. Невозможность вовремя закончить работу [3].

Синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека называется профессиональным выгоранием.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Три условия (фактора) профессионального выгорания

Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А. Пане, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х. Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника социально-психологической службы от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор. Организационный фактор эмоционального выгорания связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства со стороны «вышестоящих» не соответствует содержанию работы. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.

Как отмечает В. И. Ковальчук, риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы, напряжённости и конфликтов в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег, нехватке условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешённых личностных конфликтов [5, с. 21 — 22].

М.В. Баробанова считает, что на развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов [1]:

— повышают риск развития «выгорания» неблагоприятные условия труда, организация работы, которая не удовлетворяет специалиста; слишком высокое разнообразие выполняемых специалистом работ; низкая возможность повышения квалификации;

— напряженные отношения с руководителем и неблагоприятные отношения в коллективе повышает риск развития «выгорания»;

— неудовлетворенность размером заработной платы

А. Пайнс установил связь профессионального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя.

Основные составляющие эмоционального выгорания:

1. Условия работы – основной упор при изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объём работы. Повышенная нагрузка в деятельности стимулирует развитие эмоционального выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень эмоционального выгорания, но этот эффект носит временный характер. Уровень эмоционального выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

2. Содержание труда – данная группа включает количественные и качественные аспекты работы с пациентами: количество, частоту их обслуживания, степень глубины контакта.

3. Социально-психологические факторы – взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали [3].

Замечено, профессиональное выгорание может быть «инфекционным» когда это явление наблюдается не только у отдельных людей, но и у целых организаций, которое проявляется в том, что у большинства сотрудников присутствуют эмоциональные или физические состояния с одинаковыми симптомами и формами поведения. Происходит стирание индивидуальных отличий работников. Они становятся неестественно похожими и одинаковыми: исчезает вера в позитивные изменения своими силами.

Причины профессионального выгорания организаций

1. Противоречия в стратегии и тактике руководства;

2. Чрезмерные, невыполнимые требования к работникам;

3. Передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий;

4. Отсутствие объективных критериев оценки результатов труда;

5. Неэффективная система мотивирования и стимулирования труда.

Симптомы выгорания организаций: Неадекватная текучесть кадров: 100% в год и более. Частые перекуры и чайные перерывы — более 30% времени. Профессиональная зависимость персонала от руководителей. Постоянная критика управления и беспомощность перед ним. Конфликтность персонала.

Со стороны окружающих эти явления могут быть неосознанно и не правильно поняты [5, 50].

Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз:

1. Предупреждающая фаза – чрезмерное участие (активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, ограничение социальных контактов), истощение (чувство усталости, бессонница).

2. Снижение уровня собственного участия – по отношению к сотрудникам, пациентам (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам), по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие), по отношению к профессиональной деятельности нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворённости работой, возрастание требований (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, чувство переживания того, что люди используют тебя, зависть).

3. Эмоциональные реакции – депрессия (постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия, лабильность настроений), агрессия (защитные установки, обвинение других, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).

4. Фаза деструктивного поведения – сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложного задания, ригидность мышления, отсутствие воображения), мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции), эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество).

5. Психосоматические реакции – снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, алкоголя, кофе.

6. Разочарование – отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние [3, 86].

В.В. Бойко предложил выделять три фазы выгорания, каждая из которых характеризуется четырьмя симптомами. На основании такой классификации автор разработал методику диагностики синдрома эмоционального выгорания.

Методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания как динамического процесса, возникающего поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазы такового. Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются в соответствии с фазами и симптомами (табл. 1):

Фазы стресса и симптомы выгорания по В.В.Бойко

works.doklad.ru

ЗНАЧЕНИЕ СТРЕССА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

на любую интересующую вас тему

3. Гормональные аспекты стресса

4. Последствия и профилактика стресса, обратная связь

В сегодняшнем мире понятие стресс встречается довольно часто. Современный человек подвержен постоянным стрессам: на работе — аврал, дома — напряжение, на улице — пробки. Похоже, стресс может быть от чего угодно. Кажется, некуда от этого всего убежать. Хотя очень хочется. Ведь одна из реакций на стресс как раз бегство или же борьба. Но ни тот, ни другой способ в цивилизованном обществе вряд ли возможен. Что же тогда делать? Как жить без напряжения? Ответ прост — никак. Наша жизнь и есть напряжение, стресс, и, как следствие, развитие, движение. Автор современной концепции стресса канадец Ганс Селье еще в 1929 году высказал мнение, что человек не может быть полностью свободен от стресса, для него это – смерть.

Но начнем по порядку, и с того, что стресс не всегда несет в себе только Показать все негативно окрашенный аспект. Стресс не есть плохо.

Итак, из определения стресса как понятия мы видим, что стресс нередко рассматривают как особое функциональное состояние и в то же время как психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы1. Из этого следует, что стресс — это естественная ответная реакция организма на внешние раздражители. Он предназначен для адаптации организма к нетипичным, выходящим за рамки комфорта обстоятельствам жизни. Это могут быть как отрицательные факты, например, унижение, холод, конфликт, так и положительные — предвкушение отпуска, волнение перед долгожданной встречей, сюрприз. Это так называемые стрессоры — факторы, вызывающие стресс. В это время организм мобилизуется и встречает новые обстоятельства "во всеоружии".

1. Стресс. Его формирование

2. Основные нейро-гуморальные оси и адаптационный синдром

Список источников и литературы

1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу: основы теории, диагностики, терапии. Перре. СПб., 2005

2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю . Введение в психофизиологию. Уч.пособие, МПСИ, 2001, с.55-60

3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика профилактика, коррекция. СПб., 2005

4. Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979.

5. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007.

6. Режим доступа: http://www.psychonia.ru/dema-600.html

7. Режим доступа: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-157988.html

8. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-562982.html

— Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

Дистресс — негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

— нежелание что-либо делать;

— потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

— возбуждённое состояние, желание идти на риск;

— частичная потеря памяти, в связи с шоковым состоянием;

— нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

Особое внимание следует уделить длительности воздействия стресса. При кратковременном (остром) воздейс Показать все твии организм реагирует мобилизацией своих ресурсов по уже сложившейся программе. Это шок. Такой вид стресса даже полезен для человека. Он не дает стоять на месте, влияет на развитие, даже положительно сказывается на продолжительность жизни. Когда стресс принимает хроническую, долговременную, форму, то это не всегда значит, что такой стресс стал следствием кратковременного. Долговременный стресс складывается и возникает из возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных. Это может привести к депрессии.

Стресс проходит три стадии своего развития, это есть, так называемый, "общий адаптационный синдром".

Стадия тревоги – это начало периода адаптации. Она напрямую связана с мобилизацией в организме функций надпочечников, иммунной системы, сердечно – сосудистой системы, желудочно – кишечного тракта. Организм готов дать отпор раздражающему фактору.

Стадия сопротивления возможна лишь в том случае, когда организм обладает достаточными резервами (возможностями) для компенсации нагрузки, вызванной стрессором. Здесь организм пытается преодолеть возникшие трудности. В этот момент он более устойчив к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Так например, во время войны (а это вообще сплошной стресс), количество простудных заболеваний резко уменьшается – организм противостоит более серьезной угрозе.

Стадия истощения наступает, когда постепенно запасы возможностей организма убывают, и он больше не может сопротивляться внешним раздражителям. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность в своих силах.

Гормональные аспекты стресса

Российские ученые дополнили теорию Ганса Селье, доказав, что главная роль при регулировании адаптационных процессов в период стресса принадлежит нервной системе. Нервная система «сообщает» организму, что он имеет дело со стрессом. И именно нервная система отвечает за то, насколько адекватной будет реакция организма на стресс.

Суть стресса такова, что он затрагивает различные уровни реакции организма, нарушая биохимический баланс веществ в организме. Первой в бой со стрессом вступает эндокринная система, когда надпочечники начинают выбрасывать в русло крови гормон адреналин и форсируют работу сердечно-сосудистой системы. Адреналин сужает просвет кровеносных сосудов, повышая тем самым давление и учащая сердцебиение. В кровеносных сосудах располагаются так называемые барорецепторы, которые контролируют уровень кровяного давления. Сами барорецепторы контролируются нервной системой, посылая ей импульсы. И эти же барорецепторы, переходя в зону повышенного давления при затянувшемся стрессе, склонны адаптироваться к условиям повышенного давления, то есть перестают его замечать. А поскольку кровяное давление принимает участие в транспортировке полезных веществ во все системы организма, то оно несет ответственность за процесс метаболизма.

Отлаженная функциональная система сама поддерживает в организме уровень кровяного давления, оптимальный для метаболизма. Но затяжные сбои, связанные со стрессами, в этот процесс вносят разлад. И чем дольше длится сбой, тем сильнее отклонения от уровня, обеспечивающего нормальный метаболизм в тканях организма.

Еще один гормон, кортизон, надпочечники вбрасывают чуть позже, чтобы привести организм в дострессовое, нормальное состояние. Проще говоря, нервная система начинает работу организма над стрессом, и она же ее заканчивает.

Последствия и профилактика стресса, обратная связь

Любая стрессовая реакция — это тонкая крепкая взаимосвязь психики и тела. Психическое и соматическое (телесное) так сильно переплетены между собой, что не может быть психического феномена без последующего соматического и наоборот, не существует соматического явления без психологического. Стресс оказывает влияние на все системы жизнедеятельности человека — нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую, желудочно-кишечную и т.п. Очень часто стресс бьёт по слабому месту в организме, например, язва желудка развивается на фоне хронического гастрита. А после продолжительного стресса, вследствие истощения всего организма, наступает общая слабость. Ослабляя иммунную систему организма, стресс повышает риск инфекционных заболеваний. Повышается уровень сахара в крови, что ведет за собой ряд цепных реакций. Особенно часто стресс влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Таким образом, при стрессе так или иначе страдают все системе организма.

Лечение стресса — задача не из легких. В большинстве случаев сама терапия стрессовых состояний происходит уже у специалиста. Следует уделить особое внимание профилактике стресса. И в первую очередь, это — позиция человека. Т.е. способ интерпретации событий, оптимистический взгляд на жизнь, так сказать. А это напрямую связано с ответственностью человека за себя и свое здоровье, его зрелость как личности. Более того, сама возможность применения некоторых средств борьбы со стрессом и эффективность их использования зависят от того, насколько осознанно человек подходит к своему здоровью.

Справиться со стрессом и его последствия под силу каждому человеку. Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. Конечно, это только врожденное качество, но оно очень хорошо поддается тренировке

Для это необходимо помнить о некоторых способах:

1. обратиться за помощью к близким, психологу;

2. необходимо планировать свой день, чтобы снизить уровень тревожности;

3. выделять время на отдых и переключение на другой вид деятельности;

4. анализ поражений без самобичивания

5. хорошее питание, сон, физическая активность, спорт;

author24.ru

Курсовая работа: Стресс в жизни человека. Его преодоление:

Факультет социальной психологии

на тему«Стресс в жизни человека. Его преодоление»

1.О психологическом стрессе

2. Положительный стресс, отрицательный стресс. Причины стресса

3.Способы коррекции негативных последствий стрессового состояния

Легкие чувства часто длятся очень долго, ничто не сокрушает их, ибо ничто не напрягает их; они следуют обстоятельствам, исчезают вместе с ними, тогда как глубокие привязанности совершенно разрываются, оставляя вместо себя мучительные раны.

Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, это жить.

С привeденными выше цитатами невозможно не согласиться. Чувства, эмоции, протекают в едином темпе с нашей жизнью. Грусть, уныние и другие эмоциональные переживания охватывают нас, когда мы сталкиваемся с разными проблемами, которые не можем сразу преодолеть. И наоборот, мы радуемся, ликуем, когда все получается. Наши эмоции, наши внутренние ощущения являются неким индикатором индивидуального восприятия ситуации. И они влияют на наше настроение и даже на последующее восприятие происходящих перемен. «Все, что посылает нам судьба, мы оцениваем исходя из расположения духа»[1].

Порой бывает что, оказываясь в центре чего – то радостного, мы не можем с достоинством этого оценить. Чаще это происходит оттого, что мы отвлечены и сконцентрированы, по большей части, на других эмоциях. И негативные перeживания, в этом контeксте, намного эффективней отвлeкают нас от происходящего в настоящем времени. Подобные переживания могут быть как кратковременными, так и долговрeменными. В случае переживаний, которые сильно влияют на человека и действуют на него определенное количество времени, ученые именуют подобное стрессом.

«Стресс (в психологии) (англ. stress) – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований»[2].

Стрeссовые ситуации встречаются в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всeх сферах человеческой жизни и деятельности не вызывает сомнений. Стресс оказывает немалое воздeйствие как на физическое здоровье организма, так и на его психические процессы, на социально – психологические функции человека. Это имeет отражение во всех сферах жизнeдеятельности человека и откладывает некий отпечаток на его возможностях и способах взаимодeйствия с окружающим миром. Влияние этого психического процесса может быть масштабным от длительного дискомфортно – нeгативного эмоционального состояния до, как было выше упомянуто, физиологичeских и психических расстройств. Поэтому так важно человeку уметь определить в себе это состояние и правильно из него выйти.

В настоящее время проблема влияния стрeсса на здоровье и деятельность человека приобретаeт все большую популярность. Потому что в связи с «технологическим прорывом», который осуществило человечество, темп нашей жизни за последние десятилетия рeзко увеличился. Порой люди за ним просто нe поспевают. Из – за этого и многих других факторов у человека ухудшаeтся настроение, падает самооценка, и некоторая неразрешимость проблем может привести человека к стрессовому состоянию.

Но нельзя говорить о стрессе только как о негативном процессе нашей жизни. Можно сказать, что воздействие стресса влияет на человека как отрицательно, так и с некоторым положительным оттенком. Только негативные эмоции слишком захватывают нас, и поэтому мы не всегда понимаем, что стресс помог нам, ознакомил нас с еще одной стороной этой многогранной жизни.

«Все в жизни, что меня не убивает, делает меня сильнее» – говорил Фридрих Ницше[3]. Эта фраза также подойдет и к стрессовым переживаниям.

Сталкиваясь с какой – либо ситуацией, человек будет реагировать на нее. В случае, когда у индивида не возникает ощущения невозможности решения проблемы, и он справляется с определенными задачами, он будет испытывать положительные эмоции, у него усилится вера в себя. При негативно влияющих на человека ситуациях, которые вызывают у него трудности в определении подходящей модели поведения, или ее итог оказывается негативным, индивид может ощутить неудовлетворенность, уныние, грусть. И чем дольше затягивается проблемная ситуация, тем больше она тяготит человека. И это может привести к стрессу. Однако, при столь негативных сторонах, в памяти этого индивида останется информация о данной ситуации, которая усложнила ему жизнь. Вероятнее всего, в следующий раз этот человек либо быстрее найдет подходящее решение, либо постарается не оказаться в центре воздействия ситуации.

Вся эта информация говорит о том, что тема стресса очень объемна. Она как некий итог взаимодействия жизненных процессов, которые отличаются своей нестандартностью и разнообразными эмоциональными проявлениями.

Но, не смотря на некоторые противоречивые моменты, затрагивающие тему стресса, для каждого человека является необходимостью знать о влиянии стресса на физиологию человека, на некоторые психологические аспекты, так как каждый встречается со стрессовыми ситуациями.

Актуальность работы заключается в акценте основных тематических характеристик рассматриваемой темы «Стресс в жизни человека. Его преодоление».

Объектом исследования являются студенты.

Предметом исследования является устойчивость к стрессам как характеристика личности.

Целью исследования – выявление типа стрессоустойчивости.

Гипотеза – студенты, учащиеся на гуманитарном факультете, более подвержены воздействиям стресса

Задачи – *определение степени стрессоустойчивости

*выявление предположительной разницы типов стрессоустойчивости технического и гуманитарного факультетов

* определение разницы в результатах мужского и женского пола.

О психологическом стрессе

На сегодняшнее время, тема стресса очень актуальна. Она проявляется и в научных обсуждениях и в публицистических материалах. Получается что на тему стресса, можно найти много информации, и бывает даже так, что она может нести противоречивый характер. Что же такое стресс? Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения»[4].

Г. Селье, который ввeл понятиe стрeсса в 1936 г., определяет стрeсс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояниe психичeского напряжeния, обусловленного выполнением деятeльности в особенно сложных условиях[5].

Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись[6]. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мужчина, которого оповестили о гибели жены, испытал сильнейшее потрясение, даже шок. Говорят, в такие моменты некоторым людям даже не хочется жить больше на свете. Однако, через какое – то время, с этим мужчиной могут связаться и сказать, что его жену перепутали с другой женщиной, а сама жена по иронии судьбы плохо себя почувствовала на улице и, потеряв сознание, не могла связаться с мужем и успокоить его. Таким образом, мужчина почувствует счастье, радость оттого, что все – таки его близкий человек невредим, почувствует в себе снова внутреннюю силу и хорошее настроение.

По этому примеру мы видим, как разные ситуации могут повлиять на человека, однако здесь можно заметить и некоторые общие моменты. Те результаты, которые исходили из этих событий – ситуация, которая принесла человеку горе и другая, которая наоборот сделала его счастливым –оказываются абсолютно непохожими, даже противоположными, но их воздействие, некое стрессорное, и будет неспецифическим требованием приспособления к новым жизненным элементам, что выделяет в них общий механизм.

Организм постоянно находится под влиянием условий окружающей среды, и происходит так называемое противопоставление его способностей, к примеру, способности приспособиться к ситуации. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, который получил название – общий адаптационный синдром (ОАС)[7].

Основные стадии, в развитии общего адаптационного синдрома выдвинул Селье, продемонстрировав универсальную концепцию стресса[8]. Первая стадия, именуемая стадией тревоги, заключается в столкновении организма со стрессовым воздействием. Реакции, соответствующие этой стадии, возникают практически мгновенно, и они связаны с подготовкой к новым условиям и экстренному нахождению подходящих действий к этим условиям. Изначально, характер произошедшей ситуации непонятен организму, и эта данность способствует активации следующей фазы – фазы сопротивления, так же она называется фазой резистентности, то есть «врожденный иммунитет». Она мобилизует силы организма на борьбу со стрессовым воздействием. Действие защитного механизма помогает организму адаптироваться к новым условиям, противиться воздействию стрессора. Эта стадия, помимо усиления мобилизации, активирует функции внимания, памяти, процессов мышления. Таким образом, человеку предоставляется адекватный способ преодолеть сложную ситуации, найти наилучшую модель поведения.

Однако не всегда, даже когда активировались две первые фазы, человек находит позитивный выход из ситуации, что затягивает поиск новой тактики и стратегии поведения и удерживает индивида в стрессовом состоянии.

Здесь уже развивается состояние дистресса, что большинство людей именуют стрессом. Фаза сопротивления продолжает действовать, поскольку организм так и не вышел и стрессовой ситуации, и ее действие, ее борьба становится более интенсивной, что приводит к третьей фазе – фазе истощения. На этой фазе возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации. Ресурсы организма истощаются, появляется слабость и другие негативные симптомы, которые приводят к различным заболеваниям, вследствие этого развиваются пограничные состояния[9]. К этим состояниям относят в первую очередь неврозы – «психогенные нервно – психические расстройства личности, проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений»[10].Агрессивность, тревога, депрессия, фобии и многие другие состояния указывают на неразрешенную стрессовую ситуацию, которая укоренилась и является следствием психологических расстройств.

Итак, понятие «стресс» охватывает множество разнообразных психических состояний, которые характеризуются крайней напряженностью, и возникают в результате действия экстремальных раздражителей (стрессоров)[11].

Существует большое количество разновидностей стресса, но, в целом, его воздействие можно разделить на физиологическое и психологическое. Физиологический стресс, характеризуется напряжением физиологических функций, а психологический стресс – нарушением гармонии личности, ее дисбалансом, и часто бывает совместное взаимодействие этих видов на человека.

Физиологический стресс характеризуется прямым действием определенного стимула – раздражителя на оргaнизм. Представим, что повар готовит еду на кухне, неловким движением он зацепляет рукавом ручку кастрюли, в которой кипит вода. Понимая, что кастрюля падает, повар пытается ее удержать, но так как он был без рукавиц, а кастрюля очень горячая, повар, отдергивает руку и кастрюля все равно падает на пол.

Психологический стресс является более сложным внутренним состоянием. Поэтому здесь требуется обязательный анализ значимости ситуации с учитыванием особенностей личности индивида и его интеллектуальных процессов[12]. Физиологический стресс представляет собой некоторое стереотипное реагирование индивида, а психологический абсолютно непредсказуем и зависит от особенностей личности. Также ситуация, не обладающая объективными причинами для стресса, тоже может сформировать психологическое напряжение и именно поэтому, объективность является неэффективным помощником при анализе психологического стресса, ведь все зависит от индивидуального восприятия. Все это усложняет возможность выделить универсальные психологические раздражители, стрессоры, и среду, провоцирующую их. Каждый подход должен отличаться от другого своей индивидуальностью. Например, даже очень слабый раздражитель в определенной ситуации, может спровоцировать психологический стресс, а очень сильный – может никак не повлиять на человека. Поэтому нужно учитывать много аспектов, чтобы понять причину, которая поспособствовала развитию данного состояния. Это особенно актуально в судебных процессах.

Устимов разделяет психологический стресс на эмоциональный и информационный[13]. Информационный стресс возникает когда человек не успевает за темпом, который создала жизненная ситуация, ему сложно принять правильное решение и, таким образом он не может справиться с поставленной целью. Примером к этому может быть какая – либо аварийная ситуация. Состояния эмоционального стресса возникают в экстремальных ситуациях, которые несут крайнюю опасность и они в большей степени травмируют личностные устои человека.

Также Селье ввел понятия «эустресс» и «дисстресс»[14], таким образом, дифференцируя понятие стресса. Эустресс – положительно окрашенные эмоциональныe реагирования организма на предъявляемыe к нeму трeбования, соответствующие его рeсурсам, то есть человек видит перед собой некоторое препятствие и, поскольку у него нет недостатка ресурсов, преодолевает его. А вот другая ситуация: когда человек сталкивается с проблемой, но у него нет ресурсов для ее решения, тогда подобное будет характеризоваться отрицательными переживаниями, и иметь негативно эмоциональный окрас. Как раз это можно назвать дистрессом. Но не смотря на разнородность приведенных выше примеров, не смотря на непохожесть восприятия человеком этих ситуаций, и в первом и во втором случае, каким бы стрeсс не был – положитeльным или отрицатeльным, он всeгда будет следствием перемен, потери равновесия.

Исходя из этого многие люди понятие «стресс» воспринимают как негативный фактор нашей жизнедеятельности, который нужно всячески избегать. Распространенная прежде фраза «все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов»[15]. И, оказывается, эта фраза не голословна. «По данным Всемирной организации здравоохранения, почти половина всех заболеваний (а точнее 45%) в корне связана со стрессами. Некоторые специалисты, основываясь на серьезнейших данных, полагают – эта цифра занижена вдвое, и чуть ли не все болячки человеческого организма, за немногочисленным исключением, вызваны стрессами обыденной жизни – межличностными конфликтами, обманутым доверием, несбывшимися надеждами, неопределенностью, чувствами ревности, вины. Медики оперируют еще одним немаловажным фактом: они утверждают, что от 30 до 50% посещающих поликлиники – практически здоровые люди, и все что им необходимо – это лишь некоторая коррекция эмоционального состояния»[16].

Эта информация заставляет глубоко задуматься об образе нашей жизни. Напрашивается вопрос: стоит ли вообще жить в больших городах, где события имеют динамику интенсивного развития, ведь человеку приходится подстраиваться под этот темп, а если это не удается сделать, то стрессов не миновать. Куда проще отгораживать себя от всех событий, которые хотя бы косвенно могут повлиять на нас негативно. Хорошим примером здесь будет поросенок в кирпичном домике из сказки «Про трех поросят».

Однако разум подсказывает, что невозможно отгородиться от всех жизненных испытаний, невозможно просидеть всю жизнь в своем «кирпичном домике». Ведь не только внешние изменения могут влиять на нас, меняя наше настроение, варьируя наш душевный покой. Мы сами, оберегая себя от неприятностей, находясь в «кирпичном домике», можем создать себе идеальную ситуацию для развития стрессового состояния.

«Мы сами создаем окружающий нас мир. Мы получаем именно то, что заслуживаем. Как же мы можем обижаться на жизнь, которую создали для себя сами? Кого винить, кого благодарить, кроме самих себя! Кто, кроме нас, может изменить ее, как только пожелает?»[17].

Наша жизнь всегда будет наполнена победами и поражениями и постоянное избегание стресса явно не гарантирует спокойное существование, это не является универсальным способом. Каждый может вспомнить своих знакомых, которые жизнерадостны, здоровы и полны энергии, хотя им тоже пришлось переживать длительный стресс, скорее всего множество раз. И напротив, в памяти найдутся и такие знакомые, которые всегда слишком осторожны, которые живут без особого напряжения и все равно выглядят болезненными и недоверчивыми. Скорее всего, у таких столь осторожных людей существует неудовлетворение от жизни, они даже могут этого не осознавать, но это имеет место быть.

«Стресса не следует избегать. Независимо от того, чем вы заняты или что с вами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособления к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник — переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движение грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидений.

Полная свобода от стресса означает смерть. Стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю ( как было сказано выше, это означало бы смерть). Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но не обязательно дистресса)»[18].

Положительный стресс, отрицательный стресс. Причины стресса

Стресс — вкус и аромат жизни

Существует достаточно много примеров того, что стресс оказывает благотворное влияние на организм, значительно повышая работоспособность человека. Кратковременный положительный стресс не вредит нам, а наоборот, «закаляет» нас для последующих тяжелых ситуаций.

Все больше и больше россиян решаются на отчаянный шаг – окунуться на крещение. И с каждым годом ряды таких людей, объединенные общим интересом, пополняются[19]. Некоторые не один раз повторяют этот подвиг. Эти люди испытывают настоящий стресс, причем двойной: и психологический – очень сложно заставить себя прыгнуть в прорубь, когда отметка термометра достигает минус 20 градусов по Цельсию, и, конечно они испытывают физиологический стресс, поскольку в такую погоду комфортно в теплой одежде, в утепленной обуви, но не как не в плавках[20]. Становится очень интересно понять что в эти минуты происходит с организмом ныряльщика?

В лабораторных условиях был найден ответ на этот вопрос. Здоровый испытуемый, мужчина, сорока трех лет принял участие в эксперименте, который проводили научные сотрудники всероссийского научно – исследовательского института физкультуры и спорта[21]. Эксперимент выглядел следующим образом: в самом начале испытуемый сдавал анализ крови, далее, на короткое время он погружался в ванную с ледяной водой, после чего у него повторно брали анализ крови. Максим Шкурников к.м.н., старший научный сотрудник ВНИИФК оглашает итог: «У испытуемого более чем на 7 раз в крови возросла концентрация адреналина. На уровне организма, у испытуемого резко уменьшилось кровоснабжение кожных покровов, практически прекратились процессы пищеварения и, в тоже время, усилилось снабжение глюкозой мозга и кровью мышц». Классический Холодовой стресс, так это охарактеризуют специалисты. Организм подготовился защищать свою жизнь. На самом деле, нам известно, что никаких угроз для жизни не было, однако во время проведения эксперимента, об этом знали медики, а организм, спасая себя, пустил все свои скрытые резервы на борьбу со стрессом.

Для того, чтобы запустить внутренние резервы, необходим какой-то сигнал[22]. Получается некая стрессовая ситуация для организма: какое-то относительно новое воздействие непривычно для него. Защищаясь от нового воздействия, которое неизвестно как повлияет на нас, организм концентрирует свои основные силы, приостанавливает привычные для него процессы. Сергей Судаков, директор НИИ обычной физиологии им. П.К.Анохина РАМН, член-корреспондент РАМН, говорит о том, что короткие стрессы полезны для человека. Если тренироваться таким образом, то в будущем этому человеку будет проще справляться со стрессовыми ситуациями, затяжной стресс будет преодолен быстрее. Одним словом, стресс не убивает, но даже может лечить[23].

Еще одной положительной стороной стресса является свойство эффективности выполнения какой-либо деятельности[24]. Речь идет не о затяжном стрессе, а о недолгом его проявлении. Хорошим примером здесь может послужить сдача сессии для студента. Безусловно эта ситуация оказывает отягощающее действие: студент, как правило, переживает, для него это особо ответственные дни. Получается, он ощущает психологический стресс, который переходит также и на физиологию студента. Следствием этого, студент, на время сдачи сессии, как бы перестает быть человеком.

«…Вот сколько в силах человек не спать? Ну день, ну два. и кончено! Ломается! Студент же может сессию сдавать, не спать неделю, шахмат не бросать да плюс еще влюбиться ухитряется»[25].

Из этого можно сделать вывод, что стресс все – таки может влиять на человека положительно. Однако нужно отметить, что именно кратковременная ситуация стресса может оказывать такое влияние, но в случае затяжного, хронического стресса, наблюдается обратный эффект. Хронический стресс негативно влияет на человека. Если давление окружающей среды или внутренней среды длится слишком долго, то организм не может сохранять в постоянстве повышенную боевую готовность. И в какой – то момент, если не происходит избавление от стресса, уже наблюдается состояние истощения и срыв[26]. Именно это тревожное состояние мы переживаем в быту и называем стрессом, и как выяснилось ошибочно, так как это понятие мы связываем лишь с негативом.

Поэтому так необходимо понимать разницу между стрессовыми ситуациями. Людям необходимо избегать или хотя бы осознанно относиться к возможным «провокаторам» негативного, хронического стресса. Чтобы сохранить целостность своей личности, свое здоровье – вот для чего нужно знать о причинах, способствующих развитию стресса.

Причины, благоприятно влияющие на возникновение эмоционального стресса, часто имеют связь с экстремальными ситуациями, которые встречаются у каждого на жизненном пути. Здесь абсолютно свободно можно заявить, что эти ситуации могут быть связаны и с влиянием организационных моментов деятельности, и социальных, экологических и технических. В основе этого стрессового состояния лежат нарушения информационно – когнитивных процессов регуляции деятельности[27]. Исходя из этого, любое жизненное событие, неотъемлемой частью которого будет сопровождение психической напряженности, которое является независимой от сферы жизнедеятельности индивида, может оказаться источником эмоционального стресса или благотворно воздействовать на развитие этого процесса.

Из этого выходит, что развиваться стрессовая ситуация может не только с помощью негативных особенностей рабочего процесса человека, но также и с самыми разнообразными события­ми в его жизни, с деятельностью которая может встретиться в любой жизненной тематике, то же самое касается и общения, и познавательных элементов окружающего мира. Поэтому прежде чем указывать на причины появления эмоционального стресса в жизни человека или в своей жизни, нужно сперва учесть важность и особенность влияния разнообразных жизненных ситуаций человека, которые могут оказаться источником стресса. Очень часто нам приписываются определенные требования, мы становимся ответственными в выполнении этих требований, нам приписывается определенная роль. Часто бывает, что мы может характеризовать несколько ролей. Например, женщина, у которой есть маленькой ребенок, должна «играть» роль матери, то есть общество уже поставило по отношению этого статуса определенные цели и она должна их достигать, осуществлять. Но возможно так же что эта женщина еще учится в университете и тут приписывается еще один статус – статус студента, который также как и статус матери имеет некоторый шаблон. Получается, что существует образец определенных действий, приписываемый статусу, но еще необходимо иметь возможность осуществить то, что от нас ожидается, не разочаровать окружающих людей и самого себя.

Известный американский социолог Роберт Мертон называет это социальной структурой, и указывает на то, что ее составляющими являются два важных компонента. Первый – это существенные цели, поставленные обществом, второй – это те средства, которые употребляются для достижения цели[28].Но в жизни не всегда получается находить ресурсы для осуществления целей, для подтверждения своего ролевого статуса и, в таких случаях, возникает ролевое напряжение[29]. Ролевое напряжение не имеет четкого начала и четкого конца. Оно может как возникать, так и пропадать, а потом снова проявиться у человека, что приводит к хроническому стрессу.

Так же, источником травмирующего воздействия могут оказаться природные и техногенные события в нашей жизни, особенно если они становятся катастрофой – война и проблемы, которые сопутствуют ей (например, голод), а также индиви­дуальные травмы.

Поскольку интерес к этой теме становился все больше и больше, ее начали исследовать и были выявлены стрессо­ры, провоцирующие стрессовое состояние личности. С. Разумов дифференцировал стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно – стрессовой реакции у человека, на четыре группы[30]:

Стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрессоры

(боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.); б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).

Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошед­шей деятельности): а) «старт» — стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы); б) побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека); в) зрелищ.

Стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщения (конф­ликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие); 6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсор­ная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).

Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

Анохин П. выделял тревогу как сопутствующий компонент стресса и указывал, что либо воздействие тревожных факторов, либо их ожидание способствую формированию стрессовой ситуации[31]. Тревожное стремление, сопровождающее желание добиться цели, может усиливаться, и, в таком случае, это будет мешать человеку, влиять на его настроение, взращивая в его душе сомнение в своих способностях и беспомощность.

То есть получается, что в нашей жизни присутствует очень много факторов, формирующих стрессовое состояние. Стресс может быть как физический, может быть как психологический и решение второго вида стресса для многих людей является непростой задачей. Поэтому надо уметь защищаться от эмоционального стресса и уметь преодолевать тревожное состояние.

Способы коррекции негативных последствий стрессового состояния

«. мы не можем избежать стресса, но можем использовать, если лучше узнаем его механизмы и выработаем адекватную философию жизни»

Эксперимент «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» показывает, что все люди должны реагировать на стресс, они восприимчивы к любым изменениям[32]. Следовательно, не имеет особого значения, где учится человек: в техническом ВУЗе или в гуманитарном, не важно кем он работает. Таким образом, переживать стресс, и быть подверженным его последствиям является нормой для человека. Главной задачей является способность справиться с этими последствиями, побороть их, чтобы полноценно жить дальше. Возможность контролировать события, суметь повлиять на исход ситуации являются теми качествами, которые уменьшают стрессогенность среды и ее негативное влияние на человека. Также, чтобы преодолеть отрицательное влияние неблагоприятных со­стояний на деятельность человека и его внутренний мир, значимую роль играют волевые качества личности. Французский писатель – моралист Франсуа Де Ларошфуко в своих трудах отмечал, что чаще, мы оправдываем себя в собственных глазах, утешаясь и убеждая себя, что были не в силах достичь поставленной цели, хотя на самом деле, исход событий решает наша воля[33]. Учитывая действие волевых качеств человека в стрессовой ситуации, его эмоциональные переживания уже не будут в сознании на первом месте. Так же очень важно осознавать различия индивидуально – типического характера нервной системы и личности в целом, поскольку эти показатели влияют на процессы регуляции психических состояний, на реакции индивида в стрессовой среде. Интересные данные отметил Тони Мили по отношению реагирования людей на воздействия стрессоров. Он обратил пристальное внимание на служащих, у которых левая рука доминировала в деятельности и оказалось, что более 60% страдают от различных стрессов. При этом леворукие ссылались на множество причин из личной жизни (проблемы в семье, неудачи в карьере и другие), но не называли единственно верную. Ведь в основе таких стрессовых ситуаций, как правило, лежит сложность приспособления к другому миру, поскольку левши «правомозговые» личности, но адаптироваться нужно к «миру, который является «лево-мозговым»»[34].

Известно, что лица, которые отличаются высокой силой нервной системы, характеризуются большей устойчивостью, они лучше переносят стрессовые ситуаций по сравнению с теми людьми, которые имеют слабую силу нервной системы. Так оказалось, что особенности личности влияют и на способность бороться со стрессами и на способность сопротивления болезням, имеющим стрессовую основу[35]. Психолог Сьюзан Кобаса отмечает, что жизнерадостные люди более выносливы в психологическом отношении. Существуют три основных характеристики составляющие выносливость: контроль, самооценка и критичность[36]. Контроль определяется и измеряется локусом контроля. Самооценка – это приписываемая ценность своим возможностям, своей личности. Критичность – то качество, которое помогает оценить свои действия, дает возможность понять ошибки и предоставляет возможность взвешивать доводы за и против приводимых гипотез. Является важным влияние всех трех факторов. К примеру, влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой отражают более повышенный уровень страха или тревожности в ситуации, которая несет угрозу. У таких людей сформированы неуверенность в собственных способностях преодолеть трудности. Поэтому таки люди чаще менее энергичные, склонны подчиняться условиям ситуации, пытаются избегать ответственности за свои поступки, так как убеждены, что у них не хватит сил, чтобы с этим справиться[37].

Таким образом, становится понятно, что стресс по большей части –индиви­дуальный феномен.

Главным аспектом психологической помощи в преодолении негативных последствий стресса и предотвращения их, является обучение чело­века определенным приемам, повышение уверенности в себе и самопринятие, выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях[38].

Селье в своих трудах показал, что непредсказуемость и неуправляемость определенного события является более опасной, чем предсказуемость и возможность управлять им. Понимание людей о последствиях ситуации, их некоторый прогноз с предположением влияния на некоторые моменты, снижает риск сильного воздействия стрессоров и дает некоторую возможность защитить себя, оградить от неприятностей[39].

Существует разделение реакций человека на стресс[40]:

1. Реакция стресса.

Характеризуется воздействием неблагоприятного фактора, его влияния на создание стрессовой ситуации. У человека происходит адаптация к этим условиям и она может быть как сознательной, так бессознательной. Адаптация может пройти успешно, либо получается так называемая «плохая адаптация», которая вызывает психические или физические отклонения.

Когда адаптационный резерв человека недостаточен и организм с трудом противостоит стрессовой ситуации, возникает пассивность. Она может проявляться в виде депрессии, беспомощности, апатии. Но эта стрессовая реакция, как правило, переходящая.

Следующие две реакции подчинены волевым качествам человека и обладают свойством активности.

3. Активная защита от стресса.

Столкнувшись со стрессовым воздействием на свой организм, человек меняет окружающую обстановку, находит позитивные моменты, которые удовлетворяют его душевные потребности и способствуют улучшению физического состояния. Это, к примеру, появление нового вида деятельности: комплекс физических упражнений, рисование, пение, работа в саду.

4. Активная релаксация.

Расслабляет организм, повышает возможность наиболее выгодно адаптироваться к новым условиям. Положительно влияет на физическое и психическое состояние. Наиболее эффективна.

Как уже отмечалось ранее, переживание стресса – процесс индивидуальный и даже частный. Любое событие может вызвать стресс. Ученые Рейх и Холмс, опираясь на многолетние исследования, составили перечень наиболее актуальных перемен в жизни, провоцирующие стресс. В этом перечне есть как и негативные перемены (Смерть супруга, тюремное заключение, развод, травма), так и позитивные (Свадьба, рождение ребенка, примирение супругов). Все эти события обязательно окажут свое влияние на человека и, в итоге, может возникнуть стрессовое напряжение. Это всегда можно почувствовать, в дополнение к этому Шеффер выделил признаки стрессового напряжения[41]:

1. Ощущение невозможности сосредоточиться на чем – то.

2. Появление частых ошибок в деятельности.

3. Ухудшение процессов запоминания.

4. Сопутствующее чувство усталости на протяжении дня.

6. Часто человек забывает то, что хотел сказать.

7. Могут возникать головные боли, слабость, спазмы в области желудка.

8. Возможна повышенная возбудимость.

9. Потеря положительных эмоций и удовлетворения от работы.

11. Возможно появление пристрастия к алкоголю.

12. Возможно появление пристрастия к табачным изделиям.

13. Частое чувство голода.

14. Потеря вкусовых качеств пищи, снижение аппетита.

15. Ощущение сложностей, препятствующих закончить работу во время.

Для того, чтобы сохранить личностное равновесие, избежать душевный дискомфорт, нужна определенная подготовка к ситуации, чтобы предотвратить негативные последствия[42].

1. Необходимо обладать достаточной информацией о возможности возникновения определенной жизненной ситуаций, которая может негативно повлиять на человека.

2. Нужно предположить, каким образом можно предотвратить нежелательные события, чтобы не провоцировать критическую ситуацию или, в крайнем случае, найти способы ее смягчения.

3. Делать выводы нужно в состоянии эмоционального покоя и избегать подведения итогов сгоряча, до начала ожидаемых событий.

4. Нужно помнить, что большинство стрессовых ситуаций, человек может решить сам, не прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно быть твердо настроенным решить проблему, не бояться потратить энергию и силу для решения создавшейся ситуаций – это является одним из главных условий активной сопротивляемости стрессу. Нужно стараться не поддаваться отчаянию, наоборот, стремиться активно вмешиваться в ситуацию, провоцирующую стресс.

6. Необходимо понимать, что любые перемены, в том числе и негативные, являются неотъемлемой частью человеческой жизни.

7. Методы релаксации эффективны и лучше помогают справиться со стрессом.

8. Активный образ жизни создает в организме защитный фон против стресса, он улучшает, таким образом, деятельность адаптационных организмов. И это способствует созданию благоприятных возможностей для развития способностей к контролю собственного поведения, своих реакций на стресс.

9. Чтобы ослабить негативное воздействие стресса, необходимо существование неких эмоциональных тылов, они помогают обрести чувство уверенности в себе, обеспечивают эмоциональную и моральную поддержку.

10. В преодолении стрессогенных жизненных ситуации могут способствовать некоторые общественные институты: например, курсы будущих матерей, дошкольные учреждения, консультации для молодых супругов и другие.

Интересный способ избавиться от стрессового напряжения предлагает Пергаменщик, этот способ именуется как «Список Робинзона»[43]. Его словами, люди довольно часто попадают в такие ситуации, когда кажется что нет сил жить дальше, и кажется что мир «рухнул». Не все люди могут обратиться к специалистам или даже к своим близким людям, так как не у всех они есть, и, попав в стрессовую ситуацию, человек теряет веру в себя и желание бороться. «Список Робинзона» будет актуален и для таких людей, которые не хотят или не могут обратиться за помощью к своим близким. Главный принцип здесь – выписать на листке все то, что терзает человека на данный момент. Уже сама запись поможет облегчить душу. Далее, после того как самые горестные мысли зафиксированы, напротив каждой записи нужно отметить какие – то положительные моменты. Таким образом, изложив путь дистресса, человек помогает себе встать на путь выздоровления. Эффективность этого метода заключается в том, что:

1. Достигается разрядка, так как человек пытается своей записью остановить собственные мучения, переживания, отчаяние.

2. Прерывается эффект самовнушения, когда человека преследуют навязчивые мысли о безысходности ситуации, о невозможности найти выход, происходит "накручивание" бедственного положения.

3. Записав на бумаге травмирующее событие, человек делает первые умозаключения, первые выводы, приостанавливая тем самым процесс сужения сознания, характерный для человека в ситуации сильного стресса.

4. Совершается акт принятия беды – описав свое состояние, человек смиряется со случившимся (перестает посыпать голову пеплом).

5. Начинается анализ положения, который означает снижение эмоциональной напряженности за счет включения в действие интеллектуального компонента сознания.

6. Попавший в беду, может уже начинать действовать – у него равномерно работает и мыслительный, и эмоциональный аппараты, и можно подключать деятельностный.

Рациональный анализ, визуализация событий, голос рассудка помогли Робинзону – он сначала смирился со своим положением, а затем стал искать выход из сложившейся ситуации, так будет и с любым другим человеком. Этот способ мотивирует человека на действия, которые помогут разрешить проблемы и не опускать руки.

Итак, объединяя все вышесказанное, можно заключить, что стресс является необходимым ответом организма на постоянно переменчивые условия окружающей среды. Стресс обеспечивает адаптацию человека, его гибкость.

Важно понимать, что исследования психической адаптации необходимы при рассмотрении такой темы как влияние стресса на человека. Также нужно учитывать условия внутренней и внешней среды, психическое состояние личности. Анализ этих параметров является весомой частью в изучении психологии человека.

Как уже нам уже стало ясно, стресс – важный элемент в жизни каждого человека, и исключение этого элемента или его избегание – невозможно. Важно и созидательное, формирующее, стимулирующее влияние стресса в непростых процессах обучения и воспитания. Однако, как говорится, все в меру. Стрессовые воздействия не должны превышать возможности человека приспособиться к ним, так как это может привести к ухудшению самочувствия, к разным заболеваниям – как невротическим, так и соматическим.

В настоящее время доказано, что состояние стресса – не является заболеванием. Если представить, что стресс не будет затрагивать нас, то тогда люди не смогут понимать: где счастье, а где – горе, где нужно смеяться, а где – грустить. Жизнь, в таком проявлении, оказалась бы замороженной, неестественной. Как это и не кажется удивительным, но именно стресс помогает поддерживать активность систем организма в состоянии нормы. Уровень стресса – это некоторый индикатор нашей жизни. Не нужно перебарщивать, доводить себя до изнеможения, но и нельзя постоянно отгораживать себя от всего нового, дабы сохранить нервы.

К сожалению немногие из нас могут вовремя найти выход из стрессовой ситуации, не все умеют поддерживать защитные силы организма от истощения. И проигрыш в этой борьбе отражается на нашем здоровье, самочувствии, настроении.

Поэтому главное, это сохранить веру в себя, продолжать ценить себя как личность и уметь встретиться со стрессом не как с переломным моментом жизни, а как с определенным этапом, барьером, преодоление которого откроет возможности идти дальше.

Данная работа помогла мне понять следующие моменты:

· Стресс – неотъемлемая часть любой жизни человека

· Стресс способствует формированию многих процессов, в частности, процессу адаптации

· Стресс не всегда приводит к негативным последствиям

· Существует два вида стресса, один из которых положительный, другой – отрицательный

· В большинстве случаев, человек сам может справиться с последствиями стрессовой ситуации

«Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости»[44]

Предмет исследования– устойчивость к стрессам как характеристика личности

Объектом исследования– является две студенческих группы, одна из которых обучается на техническом факультете(МГУП), другая – на гуманитарном(РГСУ)

Цель– выявление типа стрессоустойчивости

Гипотеза– студенты, учащиеся на гуманитарном факультете, более подвержены воздействиям стресса

Задачи– *определение степени стрессоустойчивости

* определение разницы в результатах мужского и женского пола

Инструкция– Методика состоит из 20 вопросов, где допускается три варианта ответа: «Да», «Нет», «Не знаю». Ответ «Да» оценивается как 2 балла, ответ «Нет» – 0 баллов, ответ «Не знаю» – 1 балл. Сумма баллов отражает тип стрессоустойчивости личности.

АнализАнализ студенческой группы, которая обучается на гуманитарном факультета (РГСУ)

Девушки: 82% относятся к людям, которые проявляют неустойчивость к стрессам, высокой чувствительностью к изменениям в жизни.

15% относятся к типу людей, которые также чувствительны к стрессовым воздействиям, но их отличительной чертой является напористость и гиперактивность в достижении желаемого результата.

3% относятся к типу, который чаще всего проявляет свойства стрессоустойчивости и такие люди чаще всего не достигают душевного дисбаланса.

Юноши: 53 % относятся к людям, которые проявляют неустойчивость к стрессам, высокой чувствительностью к изменениям в жизни.

42% относятся к типу людей, которые также чувствительны к стрессовым воздействиям, но их отличительной чертой является напористость и гиперактивность в достижении желаемого результата.

5% относятся к типу, который чаще всего проявляет свойства стрессоустойчивости и такие люди чаще всего не достигают душевного дисбаланса.

Анализ студенческой группы, которая обучается на техническом факультете (МГУП)

Девушки:52% относятся к типу людей, которые также чувствительны к стрессовым воздействиям, но их отличительной чертой является напористость и гиперактивность в достижении желаемого результата.

43% относятся к людям, которые проявляют неустойчивость к стрессам, высокой чувствительностью к изменениям в жизни.

Юноши:58% относятся к людям, которые проявляют неустойчивость к стрессам, высокой чувствительностью к изменениям в жизни.

Процентное соотношение студентов, чувствительных к стрессовым воздействиям

domashke.net