Король в депрессии

Король Солнце: ученые выяснили, что витамин D помогает от импотенции, молочницы и депрессии

В феврале 1928 года немецкий химик Адольф Виндаус и его коллеги впервые получили вещество, которое впоследствии оказалось предшественником витамина D (за работы в области витаминов Виндаус удостоился Нобелевской премии). У большинства людей витамин D ассоциируется только с рахитом: мамы обсуждают, обязательно ли давать его ребенку – может, хватит прогулок на солнце? Между тем это вещество необходимо буквально всем системам нашего организма в любом возрасте, а дефицит витамина D в наших широтах испытывает практически каждый.

Кальциферол (витамин D) не похож на обычные витамины. Сегодня медики говорят, что правильнее считать это вещество стероидным гормоном: он синтезируется, перерабатывается и действует на организм подобно половым гормонам и кортикостероидам.

Витамин D – это целая группа веществ. Нам из них лучше всего знакомы холекальциферол – витамин D3 и эргокальциферол – витамин D2. Витамин D3 синтезируется в коже человека под воздействием прямых солнечных лучей и поступает из пищевых продуктов. Витамин D2 можно получить только из пищи. На сегодняшний день принятая суточная потребность человека в витамине D – 15 мкг (микрограммов) или 600 МЕ (международных единиц) холекальциферола.

Уточнив эти рабочие моменты, перейдем к исследованиям: от каких болезней, кроме рахита, врачи сегодня готовы прописывать витамин D?

Витамин D участвует в регуляции тирозингидроксилазы – фермента, который необходим для выработки дофамина, адреналина и норадреналина. А правильный уровень этих гормонов – важнейшее условие для хорошего настроения и самочувствия, поэтому «солнечный витамин» защищает от депрессии.

Так, психологи и диетологи из Новой Зеландии в октябре 2014 года опубликовали в журнале Nutrients исследование, которое указывает на связь депрессии и дефицита витамина D у студентов (средний возраст участников эксперимента – 19, 5 лет). Юноши и девушки с недостатком витамина D в два раза чаще сообщали о симптомах депрессии, чем те, у кого уровень кальциферола достигал хотя бы нижней границы нормы.

Влияние витамина Dна душевный настрой пожилых людей тоже интересует ученых. В октябре 2014 года в The Journals of Gerontology (Series A, Biological Sciences and Medical Sciences) опубликованы результаты исследования под руководством геронтолога Джули Уильямс (Julie Williams). Авторы использовали данные о здоровье 2,6 тысячи мужчин и женщин в возрасте 70-79 лет (они участвовали в долгосрочном американском исследовании «Health ABC» (Health, Aging, and Body Composition Study)). Ученые обнаружили, что пожилые психически здоровые люди рискуют заполучить депрессию, если у них есть дефицит витамина D.

Витамин D связывают еще и с сезонным аффективным расстройством (seasonal affective disorder, SAD, оно же сезонная депрессия). Связь напрашивается, потому что SAD «накрывает» многих из нас осенью и зимой, когда световой день становится все короче и возможность получить свою дозу витамина D на солнце минимальна. В ноябре 2014 года журнал Medical Hypotheses опубликовал результаты работы исследовательской группы американских и австралийских ученых под руководством Алана Стюарта (Alan Stewart) из университета Джорджии. Авторы провели анализ более чем 100 научных статей и пришли к выводу, что дефицит витамина D, скорее всего, играет решающую роль в развитии cезонной депрессии. «Уровень витамина D в организме меняется в зависимости от времени года, – поясняет Стюарт. – Исследования показывают, что между самым высоким уровнем ультрафиолетового излучения в той местности, где живет человек, и началом осенней депрессии проходит около восьми недель. За такой же срок – восемь недель – человеческий организм перерабатывает полученную солнечное излучение в витамин D. Мы полагаем, что эти цифры совпадают не случайно». Австралийский участник команды ученых, Майкл Кимлин (Michael Kimlin) из Квинслендского технологического университета отмечает, что, хотя Квинсленд известен как самый солнечный штат Австралии, даже там не все жители получают достаточно витамина D. Что уж говорить о нас, живущих в северных широтах, где солнца – редкий гость на небе? Авторы исследования повторяют, что необходимо несколько раз в неделю хотя бы немного времени проводить на солнце, а тем, кто живет выше 37-ой параллели северной широты (или ниже 37-ой параллели южной широты) – еще и принимать витаминные добавки.

Исследование ученых из Сингапура, опубликованное в декабре 2014 года в Journal of Infectious Diseases, показало влияние уровня витамина Dв организме на лечение кандидоза – инфекции, вызываемой дрожжеподобными грибками рода Candida.

Кандидоз (молочница) чаще всего возникает во влагалище и во рту (у младенцев, пожилых и людей с ослабленным иммунитетом), но бывает и системным – грибки могут поражать кожные покровы, слизистые оболочки, ногти, внутренние органы.

Одна из важных функций витамина D в организме – стимуляция выработки кателицидина. Антимикробный пептид (короткий белок) кателицидин помогает организму справляться с воспалением и поэтому необходим для борьбы с инфекциями, в том числе с кандидозом.

Авторы этого исследования измеряли уровень витамина D у пациентов с кандидозом и обнаружили, что у большинства из них витамина не хватает. Затем они вводили витамин D3 в разных дозах мышам, инфицированным грибками Candida. Мыши, получавшие низкие дозы витамина D, вылечивались от инфекции и выживали чаще, чем те, кто не получал витамина. Но при этом высокие дозы витамина D, наоборот, ухудшали их состояние, поэтому авторы исследования предупреждают об опасности передозировки.

Кальциферол неспроста называют витамином-гормоном. Все больше исследований показывают, что дефицит витамина D коррелирует с сексуальными проблемами и нарушениями репродуктивного здоровья как у женщин, так и у мужчин.

Исследование под руководством Алессандры Барасси (Alessandra Barassi) из Миланского университета, опубликованное в ноябре 2014 года в Journal of Sexual Medicine, показало: у мужчин, страдающих эректильной дисфункцией, наблюдается еще и дефицит витамина D. Причем при тяжелой и полной эректильной дисфункции показатели уровня витамина D в крови – самые низкие.

Исследование южнокорейских медиков, вышедшее в декабре 2014 года в Asian Journal of Andrology, связало эту проблему с уровнем главного мужского гормона – тестостерона. Как обнаружили авторы исследования, низкий уровень тестостерона у мужчин старше 40 лет коррелирует с низким уровнем витамина D. Эта корреляция сохранялась и после того, как были учтены такие факторы, как индекс массы тела, физическая активность, хронические заболевания, употребление алкоголя, курение.

Раньше беременным и кормящим женщинам прописывали витамин D для того, чтобы у ребенка правильно формировались кости.

В февральском выпуске журнала Obstetrics & Gynecology выходит исследование под руководством профессора гинекологии Лизы Боднар (Lisa Bodnar) из Питтсбургского университета (США). Доктор Боднар и ее коллеги исследовали тысячи женщин и обнаружили, что у беременных, которым на раннем сроке не хватало витамина D, чаще случались преждевременные роды. Доктор Боднар говорит, что пока нет однозначного ответа, как именно витамин D может влиять на продолжительность беременности; причиной может быть уже установленное воздействие витамина D на инфекции и воспалительные процессы в организме. «Возможно, витамин D снижает риск бактериальных инфекций плаценты, которые часто вызывают преждевременные роды», – предполагает Боднар.

Другое исследование Боднар, опубликованное в марте 2014 года в журнале Epidemiology, показало, что женщины с дефицитом витамина D чаще страдают от преэклампсии – тяжелого осложнения беременности (гестоз, поздний токсикоз).

Витамин D нужен не только для того, чтобы выносить ребенка и родить его в срок, но даже для того, чтобы забеременеть. В ноябре 2014 года Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism опубликовал исследование команды гинекологов из Милана, которое показало: у женщин с дефицитом витамина D почти в два раза ниже вероятность забеременеть с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), чем у тех, чей уровень витамина D достаточен (ученые исследовали пациенток с показаниями к ЭКО). Как отмечает один из авторов исследования Алессио Паффони (Alessio Paffoni), у женщин, которые не страдали от недостатка витамина D, на всех стадиях процесса ЭКО было больше преимуществ: их яичники производили более качественные яйцеклетки, а эмбрионы более успешно имплантировались в матку.

Это лишь небольшая часть самых свежих исследований пользы витамина D. Другие работы ученых показывают, что это вещество защищает от рака, диабета, аллергии, астмы, нарушений иммунитета, болезни Альцгеймера, сердечно-сосудистых заболеваний, проблем со щитовидной железой… Ну а в целом люди, у которых нет дефицита витамина D, живут дольше, как показало масштабное датское популяционное исследование (изучены данные 96000 человек), опубликованное в ноябре 2014 года в British Medical Journal.

Но раз он такой полезный, возникают новые вопросы: как нам получить достаточное количество витамина D?

1) Солнце. Парадокс: нам десятилетиями объясняли, что загорать – вредно для кожи, надо прятаться от солнца и пользоваться кремом с высокой защитой. Действительно, тут человечество зажато в двойные тиски: исследования показывают, что витамин D снижает риск практически всех видов рака – кроме рака кожи. А для того чтобы в организме выработалось достаточное количество витамина D, нужно подставлять голую кожу солнцу, причем делать это надо в середине дня, когда солнечные лучи падают прямо. Чем большая площадь поверхности кожи открыта солнцу, тем больше синтезируется витамина D, а солнцезащитные средства мешают нам получить необходимый витамин. Что же делать?

Хорошая новость: чтобы летом получить свою дозу витамина Д, не нужно жариться на солнце часами, достаточно несколько раз в неделю проводить на солнце примерно половину того времени, за которое ваша кожа краснеет. Светлокожие люди получают солнечного витамина больше, потому что меланин – темный пигмент – препятствует синтезу витамина D. Соответственно, смуглым и загорелым людям надо проводить на солнце больше времени.

2) Пища. Витамин D содержится в некоторых продуктах, в основном – животного происхождения:

· Жирная рыба (например, лосось), печень и икра рыб, рыбий жир

· Молочные продукты, особенно жирные (сыр, масло, сливки, сметана)

К сожалению, во всех этих продуктах витамина D не очень много – чтобы получить дневную норму, придется съесть, например, 900 граммов трески или 800 граммов сыра.

Есть и еще один неожиданный источник солнечного витамина: грибы! Например, лисички или шиитаке. Исследование эндокринолога Майкла Холика (Michael Holick) из Бостонского университета показало, что грибы, на которые светило солнце или которые специально подвергали UV-облучению, содержат высокие дозы витамина D2.

3) Витаминные добавки. Итак, в пище витамина D мало, солнце у нас зимой светит редко, поэтому медики советуют принимать препараты витамина D. Помимо поливитаминных комплексов в аптеках можно купить холекальциферол (витамин D3) и эргокальциферол (витамин D2). Американская организация Vitamin D Council советует выбирать витамин D3 – это та форма кальциферола, которая образуется в организме под воздействием солнца, поэтому она усваивается эффективнее. Важно лишь помнить о том, что передозировка витамина D ничем не лучше, чем его нехватка. Так что соблюдать дозировку надо аккуратно, а перед приемом препаратов стоит посоветоваться с врачом.

medportal.ru

Рассказ «Ленты.ру» о том, как менялся образ успешного мужчины от эпохи к эпохе, продолжается .Предыдущая статья была посвящена эпохе джаза и сухого закона, на этот раз мы совершим путешествие в 1930-е годы, когда в западном мире бушевала Великая депрессия.

Время, когда лопаются пузыри

Пусть и формально трезвые, но такие веселые «ревущие двадцатые» завершились натуральной катастрофой. За одну неделю в ноябре 1929 года индекс Dow Jones рухнул на 40 процентов, разорив миллионы американцев. Постоянный рост стоимости ценных бумаг в 1920-е годы привел к тому, что даже далекие от игры на бирже американцы инвестировали все свои накопления и брали кредиты для покупки акций. Именно поэтому удар был столь силен.

В один момент преуспевающие бизнесмены оказались банкротами, а представители среднего класса — бедняками. Безудержно потреблявшие все прошлое десятилетие американцы вынуждены были банально искать пропитания. Эта шоковая терапия привела к появлению новых символов успешности, часть которых дожила до наших дней.

Несмотря на Великую депрессию в США, переросшую в мировой финансовый кризис, многие предприниматели прошлого сохранили и даже преумножили свои состояния. Еще жив был самый богатый пенсионер в истории Джон Рокфеллер. В 1930-е он уже не думал о деньгах, а лишь старался дожить до 100 лет — миллиардер не раз признавался, что поставил себе такую цель. Увы, достичь ее Рокфеллеру не удалось: он умер в 1937 году в возрасте 99 лет. От полуторамиллиардного состояния к тому времени осталось не больше трети — остальное ушло на благотворительность. Несколько уменьшилось и состояние самого богатого человека 1920-х Генри Форда, который формально тоже отошел от дел, хоть и оставался серым кардиналом Ford Motor Company.

По современным оценкам, самым богатым человеком 1930-х был Эндрю Меллон — глава федерального казначейства в администрациях трех президентов, которого многие считали виновным в биржевом крахе и начавшейся депрессии. Меллон был наследником огромного состояния и в прошлом удачным бизнесменом, но и он после ухода с госслужбы с началом кризиса по большому счету доживал на пенсии.

Символом успешного бизнесмена новой эпохи стал Говард Хьюз. Номером один в списке самых богатых американцев он станет лишь в 1960-е, но именно во время депрессии, войны и в первых послевоенных лет о нем говорила вся Америка. Казалось, все, за что брался Хьюз, превращалось в золото.

Будущий миллиардер родился в 1905 году в Хьюстоне, штат Техас, в семье удачливого бизнесмена. Толком не доучившись в университете, Хьюз отправляется покорять Голливуд и в 1927 году выпускает свой первый фильм Swing Hogan, который так не доходит до проката. Зато со второй картиной «Все играют» дерзкий новичок добивается финансового успеха, а третий фильм Хьюза «Два арабских рыцаря» и вовсе получает «Оскар» за лучшую режиссуру. Молодой продюсер берется за невиданные ранее проекты: «Ангелы ада», посвященный британским пилотам Первой мировой, и «Лицо со шрамом» о жизни Аль Капоне.

Первый фильм был настоящим блокбастером, вышедшим задолго до появления этого термина. В съемках было задействовано более 80 самолетов, а съемочной группе пришлось по многу дней ждать подходящей для выполнения фигур высшего пилотажа погоды. Во время создания «Ангелов ада» на экраны вышел первый звуковой фильм «Певец джаза», и Хьюз, не считаясь с расходами, решает переделать свою картину в звуковую. В итоге бюджет «Ангелов» составил почти четыре миллиона долларов США — рекорд, продержавшийся до 1940 года.

Несмотря на огромные по тем временам сборы в восемь миллионов, картина едва окупилась. «Лицо со шрамом» же встретило колоссальное сопротивление официальной цензуры. Хьюз несколько лет провел в борьбе за возможность прокатить фильм по стране. Несмотря на то что оба фильма не стали коммерческим успехом, они навсегда вошли в золотой фонд кино и во многом изменили кинематограф.

Тем не менее Хьюз разочаровался в кино, с его диктатом студий-мэйджоров и проблемами с дистрибуцией для независимых продюсеров, и посвятил себя авиации. Миллионер создал компанию Hughes Aircraft, которая занялась разработкой самолетов, а также… начал производить пиво. Последнее давало ему деньги на всевозможные чудачества. Хьюз ставил рекорды на самолете Hughes H-1 по прозвищу «Летающая пуля», подружился с актером Кэри Грантом и вел светский образ жизни.

Постоянные тусовки, мимолетные интрижки и красивый роман с голливудской звездой Кэтрин Хепберн сделали Хьюза постоянным героем бульварной прессы. В 1938 году Говард приобрел авиакомпанию TWA и бросил вызов PanAm в борьбе за господство на американском рынке авиаперевозок. Но перед самой войной он все же вернулся в кинобизнес, начав съемки картины «Вне закона».

Хьюз для 30-х стал тем же, чем Илон Маск — для нашего времени: романтичным гением-авантюристом, которому, несмотря на все трудности, сопутствует успех. Как и Маск, Хьюз занимался совершенно разными проектами, которые объединяло одно — все они были успешными. Мужчины в 1930-е годы столкнулись с огромным психологическим прессингом. Невозможность достойно зарабатывать порождала неуверенность в себе.

Именно в 1930-е годы были основаны крупнейшие издательства комиксов компании National Allied Publications (ныне DC Comics) и Marvel Comics, а в продажу поступили первые комиксы о супергероях. Хьюз был живым воплощением такого супергероя. Бесстрашный летчик и талантливый продюсер, сердцеед и образец стиля, красавчик и миллионер — неудивительно, что фильм с Леонардо Ди Каприо в итоге сняли не о Рокфеллере или Форде, а именно о Хьюзе.

Новые успешные: звезды Голливуда

Говард не зря много инвестировал в кинобизнес, ведь в 1930-е годы он был на подъеме — годы депрессии называют золотым веком Голливуда. В трудные годы экономического кризиса «фабрика грез» стала для многих американцев едва ли не единственной отрадой. «В то время, когда дух американцев ниже, чем когда бы то ни было, всего за 15 центов у них есть возможность пойти в кино, посмотреть на улыбку ребенка и забыть о своих проблемах», — сказал как-то президент США Франклин Делано Рузвельт актрисе Ширли Темпл. К месту пришлось и появление в кино звука. Первый звуковой фильм вышел в 1927 году, но весь 1928 год еще продолжалось массовое производство немых фильмов. Впервые доля звуковых фильмов в кинотеатрах превысила количество немых в 1929-м — как раз в год начала депрессии.

Конечно, для некоторых звезд немого кино пришествие звука стало настоящей трагедией. У кого-то был сильный акцент, у кого-то — дефект речи, а чей-то голос просто не нравился публике. Зато десятки молодых звезд получили шанс на стремительный взлет к славе. Главное особенностью кинобизнеса 1930-х была собственная дистрибуция киностудий и постоянный пул актеров. Проще говоря, актеры были у студий на постоянном контракте и снимались во всех фильмах, показ которых осуществлялся в собственных кинотеатрах студий. Это приводило к тому, что наиболее популярные и приносящие больше всего денег актеры получали гарантированное экранное время и, следовательно, деньги.

Именно в 1930-е годы сформировался хорошо известный образ типичной голливудской звезды с огромной виллой, дорогими автомобилями и лучшими костюмами. Влияние топовых актеров и актрис на умы было столь велико, что их впервые начали привлекать для политической агитации. Так, жена Кларка Гейбла актриса Кэрол Ломбард была активной сторонницей демократов и поддерживала президентские кампании Рузвельта, в то время как ее муж придерживался республиканских взглядов и после войны открыто агитировал за кандидатов от оппозиции.

Рост доходов звезд первой величины продолжался все 1930-е годы, чего нельзя было сказать о киностудиях. Частные кинотеатры и киностудии без собственной сбытовой сети банкротились и попадали под контроль киностудий-мэйджоров, но и гиганты отрасли вскоре столкнулись с трудностями: звезды просили слишком много, а дешевые в производстве фильмы уже не отбивали затрат на их гонорары, расширение сбытовой сети и все более масштабные съемки.

Его величество король

Золотой век «фабрики грез» подарил миру целую плеяду выдающихся актеров: Хамфри Богарт и Кэри Грант, Спенсер Трейси и Гэри Купер, Генри Фонда и Лоуренс Оливье — кажется, этот список можно продолжать бесконечно. Но даже среди этих титанов большого экрана был свой король — Кларк Гейбл. Актер родился в 1901 году в семье иммигрантов из Германии, его мать была еврейкой, отец — католиком. В эпоху немого кино Гейбл по большей части обивал пороги киностудий: в 1924 году он снялся всего в двух фильмах, в 1925 году — еще в одном, а следующей роли пришлось ждать до 1931 года. Зато с приходом звука симпатичный мужчина средних лет с приятным голосом неожиданно стал любимцем публики. В 1931 году на экраны вышли сразу 12 фильмов с Гейблом!

В дальнейшем на протяжении 1930-х годов Кларк снимался в трех-пяти фильмах ежегодно. Всего же до вступления США в войну в конце 1941 года на экраны вышло 44 картины с Гейблом, и во всех он играл главную роль. Успех актера был столь велик, что пресса стала называть его «Король Голливуда».

В отличие от секс-символа 1920-х Рудольфа Валентино, Кларк не был просто красивым мужчиной, кружившим головы зрительниц, — его актерский талант не подлежит сомнению. Американский институт кино поставил его на седьмое место в рейтинге величайших актеров, но для студии MGM, с которой всю свою карьеру сотрудничал Гейбл, куда важнее другое: Кларк входит в топ-10 манимейкеров в истории компании.

Для разоренной экономическим кризисом страны актер стал настоящим символом успеха. Женщины мечтали о таком мужчине, а мужчины мечтали быть такими, как Гейбл. Король Голливуда вел образ жизни, подобающий статусу: коллекционировал автомобили, среди которых были самые роскошные машины тех лет Duesenberg J, Packard Eight и Cadillac V16, имел ранчо в долине Сан-Фернандо и особняк в Палм-Спрингс. Собственно, именно Гейбл сделал ранчо модным местом жизни для звезд той эпохи. Как и подобает секс-символу, Гейбл был не только красивым, стильным и богатым, но и любвеобильным. Отношения с пятью женами и бесчисленные интрижки подробно освещались в прессе.

В разгар войны Гейбл принял решение, поразившее всю Америку: попросил принять его в ряды вооруженных сил и отправить на войну. Кларк написал письмо командующему американских ВВС, прошел в августе 1942 года тесты на физподготовку и стал стрелком на тяжелом бомбардировщике Boeing B-17 Flying Fortress. Гейбла отправили в Англию, где он большую часть 1943 года проходил обучение, но все же совершил пять боевых вылетов в Германию. Ему присвоили звание майора, наградили крестом за летные заслуги и несколькими медалями.

Удивительно, но служба Гейбла в авиации не была пиар-проектом студии. Напротив, глава MGM требовал запретить Кларку летать, да и правительство не одобряло рискованную затею. В 1944 году Гейбла на боевые вылеты не пускали, несмотря на постоянные просьбы актера. Участие голливудской звезды в боевых действиях стало ударом для… Адольфа Гитлера, который высоко ценил талант Кларка Гейбла и считал его любимым актером. Фюрер требовал захватить Гейбла в плен и доставить его в Берлин невредимым.

После войны звезда Гейбла пошла на закат. Он был уже не столь молод и хорош собой, его любовные похождения с актрисами, годящимися ему в дочери, вызывали у консервативных американцев скорее раздражение, роли становились все более заурядными, а съемки — редкими. К середине 1950-х руководство MGM все чаще требовало снизить зарплату Гейбла, так как он уже не был суперзвездой и уж точно не был тем же манимейкером, что в 30-е. Продолжая сниматься на износ, Кларк в итоге загнал себя: в 1960 году у него случился инфаркт, а спустя несколько дней — убивший его коронарный тромбоз.

Последний фильм с Гейблом вышел уже после его смерти, в 1961 году, а скандалы преследовали его еще многие годы. Сначала актриса Лоретта Янг призналась в том, что актер ее изнасиловал в середине 1930-х годов — правда, добавила, что сама его спровоцировала. Также стало известно, что якобы приемная дочь Янг на самом деле была ее родным ребенком, рожденным от Гейбла. Лоретта не хотела навредить карьере Кларка и удачно скрыла беременность, прикинувшись больной и проведя большую часть срока в Англии.

Гейбл был не только королем большого экрана, но и иконой стиля — как и любой другой большой актер эпохи. Впрочем, экранные образы голливудских звезд были столь же притягательны, сколь и недостижимы. Повальное обнищание населения толкнуло моду в противоположную сторону от лоска «фабрики грез».

Рынок роскоши заметно уменьшился, средний класс почти исчез. В 1930-е годы мужчины не могли себе позволить регулярно обновлять гардероб, поэтому в моду вошли более износостойкие материалы и темные цвета. Самым популярным зимним материалом был твид, а летним — фланель, введенные в обиход еще в 1920-е годы.

Безденежье сделало костюмы более универсальными — крой стал свободнее, длина сократилась, а жилет стали надевать только в особо торжественных случаях. Брюки стали шире, а стрелки и отвороты внизу обязательны. В моду вошли коричневые ботинки, хотя черный цвет обуви по-прежнему доминировал. Возможностью сделать свой образ интереснее были краги — как правило, белого цвета, которые надевались поверх черной обуви. Не имея возможности приобрести дорогой костюм, мужчины начали уделять большее внимание аксессуарам. Шелковые шейные шарфы и платки в кармане пиджака, дорогие кожаные перчатки и хорошие шляпы — производить впечатление приходилось малыми формами.

lenta.ru

ЧАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Дорогие мои Друзья!

Рада приветствовать Вас в пространстве откровенности и новых возможностей!

Я — психолог. И это мое призвание, к которому я шла всю свою жизнь.

Психология – это великая наука будущего, способная менять жизни.

А Вы – хозяин своей жизни и собственными руками и мозгами можете менять

ее по своему убеждению. Я могу помочь Вам в этом не простом деле.

Но, нет! Не верьте мне на слово – убедитесь лично!

Как записаться на консультацию?

Чтобы записаться на консультацию необходимо на выбор:
  • написать мне личное сообщение в любую из соц. сетей,
  • позвонить по телефону по тел. +38 (067) 994 15 85
  • написать мне на email optimalika@ukr.net
  • В сообщении укажите пожалуйста свои:
  • ФИО
  • возраст
  • с какой проблемой Вы столкнулись?
  • чего ждете от консультации с психологом?
  • сообщить свой адрес Скайпа (если будем работать в Skype)

Как подготовится к консультации?

  1. Сформулируйте Ваш запрос (то, с чем бы Вы хотели поработать,

что Вас беспокоит)

  • Позаботьтесь о хорошем качестве интернета и о том, чтобы

    Вас никто не побеспокоил во время консультации

  • Приготовьте для себя ручку, бумагу, воду и салфетки.
  • Что говорят мои клиенты

    Мне очень помогла терапия с Лилей, в момент моих острых состояний. Удивительно, как настолько молодая девушка, оказалась мудра, проницательна и дальновидна в своих выводах. Я рада, что смогла стать уверенней в себе и в своих решениях, благодаря нашему общению с Лилией. Очень много новых горизонтов открывается в голове, и то что вчера меня убивало, кажется преодолимым и нужным этапом для меня сегодня. Большое спасибо Лилия, ты очень важный человек в моей жизни!

    Жизнь в лице youtube подарила мне случайную встречу с Лилей чуть меньше 6 месяцев назад. На тот момент я в своём неврозе и депрессии я дошла до крайней точки. Нет, я не лежала сутками в кровати, не глушила алкоголь, не бросила работу, не забила на свой внешний вид, не резала вены. Я вполне себе ходила на работу, путешествовала, занималась регулярно своими хобби, всегда выглядела ухоженной, никому не жаловалась. Решала свои проблемы, проблемы окружающих (чаще всего меня об этом даже не просили), всем сочувствовала до того, что начинала жить их проблемами и переживаниями. При этом люди восхищались – ну надо же, какая сильная, смелая, в горящую избу войдет, денег всегда одолжит, назад и взамен ничего не попросит.[читать далее]…

    Спасибо огромное моему психологу Лилии Король за большую помощь в моей трудной ситуации! После развода не понимала, как жить и вообще что делать, самооценка была на нуле, плюс гиперопекаемая мама не давала жить. Благодаря Лилии стало все намного проще и яснее, появился новый смысл жизни. Она относится к клиенту настолько тепло и по-родному, что хочется быстрее самому выбираться из плохих ситуаций и больше в них никогда не попадать. Лиля — это всегда поддержка и море позитива. Я считаю, что это самый солнечный психолог, которого я знаю! А если человек счастлив сам, он и других этому сможет научить! Спасибо огромное, что я не ошиблась в выборе психолога и обрела замечательного профессионала и друга!

    korol.life

    Депрессия. Лечение депрессии. Экскурс в историю

    Меланхолия, acedia, сплин, хандра, депрессия . Что дальше?

    В первой половине XX века антропологами были проведены исследования среди многочисленных племен, населяющим глухие уголках нашей планеты, которые жили по законам первобытнообщинного строя. Исследования показали, что некоторые члены племени были подвержены различным расстройствам психики, среди которых были и депрессивные расстройства. На основании этого, ученые сделали вывод, что депрессией имеет очень давнюю историю. Но, с другой стороны, результаты этого исследования не могут служить 100% доказательством того, что депрессиями страдали и наши далекие предки, ведь нецивилизованные люди обладают гораздо большей чувствительностью, и потому их депрессии могут быть откликом на события, которые происходят на Земле. То есть они могут страдать, потому что "чувствуют" страдания Земли, не отделяя себя от происходящего во внешнем мире — про это очень точно сказал Кафка "всеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы. У нас разные тела, но одно развитие, а это проводит нас через все боли в той или иной форме".

    В четвертом тысячелетии до н.э. Жрецы Древнего Египта лечили людей, у которых наблюдалось патологическое состояние тоски. Жрецы Древней Индии считали, что уныние, как и другие душевные заболевания является результатом одержимости, поэтому специально обученные жрецы занимались лечением депрессии с помощью заклинаний, изгоняющих злых духов.

    Самый ранний эпизод, описывающий депрессию, можно найти в Библии. Правда в то время еще не было ни слова «депрессия», ни слова «меланхолия», но была история, повествующая о первом царе иудеев Сауле, жившем в 11 в. до н.э. Это был гневный и мрачный человек, погрязший в отчаянии: «а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа». Шло время, и Саула все чаще одолевали приступы мрачного настроения, а светлые периоды случались все реже.

    Слуги сказали Саулу, что ему станет легче, если он услышит игру лютни. Они находят Давида, "умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою". "Отраднее и лучше" становится Саулу, во время игры Давида, и вскоре "злой дух отступает от него". По сути, Саула можно назвать первым музыкотерапевтом, поскольку он занимался лечением депрессии с помощью музыки.

    Но не благодарность, а черная зависть к Давиду рождается в сердце Саула, все больше страдает его самолюбие. Ведь все, что доставалось Саулу великом трудом, дается Давиду легко и просто. Прежде всего его ранит то, что после победы над филистимлянами народ славит в песнях не его, а Давида: "Саул истребил тысячи, а Давид – десятки тысяч". Он сокрушается о потере признания народом и понимает, что это плоды его дел. Он жаждет признания и обожания, но понимание несбыточности этого желания превращается в слепую ярость, когда он бросает в Давида копье. Копье пролетает мимо, а Давид становится “врагом его на всю жизнь”.

    В этой библейской истории четко описаны типичные депрессивные признаки — мрачное, подавленное настроение, агрессия, страх, чувство вины. Все это все глубже и глубже вгоняет Саула в депрессию и в конце концов приводит к тому, что он кончает жизнь самоубийством, бросившись на меч.

    Многие места Книги Псалмов говорят о том, что и Давид испытывал состояние глубокого уныния. "Нет мира в костях моих от грехов моих; я совсем поник, весь день сетуя хожу; я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзаний сердца моего" (Пс. 37.4.7.9). "Утомлен я воздыханиями моими, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою" (Пс.6.7). «Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет!» (Пс. 21.12) и др.

    Eine der ersten Beschreibungen der Depression findet sich bei Homer in Illias, wo Bellerophontes "Irrt’ er umher einsam, sein Herz von Kummer verzehret, Durch die aleïsche Flur, der Sterblichen Pfade vermeidend.".

    Великий философ и врач Пифагор Самосский (570-500 г. до н.э.) при приступах печали или гнева рекомендовал уйти от людей и уже в одиночестве «переварить» это чувство, добившись успокоения души. Также он полагал, что лучшим средством для лечения депрессии является музыка — особенно подходящими для этой цели он считал гимны Гесиода.

    Демокрит (460-370 г. до н.э) рекомендовал в моменты грусти заниматься созерцанием внешнего мира и своей собственной жизни. Это позволяет избавиться от страстей, ибо, как он полагал, именно страсти являются причиной страданий.

    Древние греки считали, что все болезни возникают от дисбаланса четырех жидкостей в человеческом организме — черной и желтой желчи, слизи и крови. А подавленность, страх, плохое настроение вызывает переизбыток черной желчи — упоминание об этом можно найти у Эмпедокла.

    Сам термин депрессия (от лат. depressio — подавление) появился сравнительно недавно — в XIX веке, а широкое распространение он получил только в 20-30 годах XX века. На протяжении более чем двух тысяч лет депрессию называли меланхолией. Этот термин впервые был введен великим врачом древности Гиппократом (460-356 г до н.э). Меланхолия, в переводе с греческого, дословно означает melaina chole – черная желчь.

    Гиппократ приводит два значения слова «меланхолия». Первое – один из четырех темпераментов человека, меланхолический. Гиппократ считал, что у людей меланхолического темперамента в организме преобладает черная желчь. Меланхолики «боятся света и избегают людей, они полны всевозможных опасностей, жалуются на боли в животе, словно их колют тысячами иголок».

    Второе – это меланхолия как болезнь: «Если чувство страха и малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии. Страх и печаль, если они длятся долго и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Гиппократ описал симптомы, характерные для меланхолии – это "отвращение к пище, уныние, бессонница, раздражительность и беспокойство". О том, что причину заболевания следует искать в человеческом мозге, догадывались еще предшественники Гиппократа (Пифагор и Алкмеон), но именно Гиппократ впервые записал, что «именно мозг делает нас безумными и исступленными, от него все огорчения, печаль, недовольства, бессонница, ошибочные действия, бесцельная тревога и странные поступки. От него мы становимся безумными, нас охватывает тревога и страхи ночью или с наступлением дня. Все это происходит, когда мозг становится излишне горяч, холоден, влажен или сух».

    Гиппократ впервые сделал попытку классифицировать различные состояния меланхолии: есть меланхолия, которая вызвана внешними событиями — сильными потрясениями или переутомлением — "долгий труд души может привести к меланхолии" и меланхолия, которая возникает без видимой причины — в современной психиатрии называется "психогенной" и "эндогенной" депрессией. Также он высказывает предположение, что некоторые люди рождаются с предрасположенностью к меланхолии и то, что меланхолия может возникнуть в результате сильной травмы. Гиппократ связывал накопление черной желчи с осенне-зимним периодом и говорил, что именно в этот период усиливается "печаль, тревога, подавленность, уныние, бессонница, отвращение к пище и склонность к самоубийству." Он лечил меланхолию специальной диетой, давал больным настой мандрагоры и морозника — средства со слабительным и рвотным эффектом, что по мнению Гиппократа способствовало освобождению организма от черной желчи.

    Платон (428-348 г. до н.э.) впервые описал не только состояние депрессии, но и мании. Он говорит о мании, как о заболевании «правильного» неистовства, происходящего от муз – это дает поэтическое вдохновение и говорит о преимуществе носителя этого заболевания перед обычными людьми с их житейской рассудочностью.

    Вообще, четкое разделение современных методов лечения депрессии на медикаментозные и психотерапевтические стоит искать в противоречии, которое возникло между Гиппократом с одной стороны и Платоном и Сократом — с другой. Гиппократ резко выступал против лечения депрессии методами храмовой медицины, называя жрецов "мошенниками и шарлатанами", а также против философов — "все, что написано философами в области естественных наук относится к медицине так же, как к живописи". Сократ и Платон наоборот, полагали что теории Гиппократа слишком механистичны и говорили, что легкие расстройства врачи еще могут вылечить, но избавление от тяжелых — удел философов. Депрессия (меланхолия) относится к тяжелым заболеваниям, поэтому лечением депрессии должны заниматься не врачи, а философы. Именно Сократ и Платон ввели в обиход понятие "эго". Платон говорил о том, что события детства и влияние родителей определяют личность человека и создал модель психики состоящей из разума, влечения и духа.

    Гиппократ, Платон и Сократ значительно определи свое время. Прошло почти две с половиной тысячи лет, прежде чем их теории привели к созданию современных средств лечения депрессии — теория Гиппократа привела к созданию антидепрессантов, а теории Платона и Сократа — к появлению психотерапии.

    Аристотель (384-322 г. до н.э.) задал интересный вопрос, который не потерял свой актуальности и более чем через две тысячи лет. : «почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусством были меланхоликами? Некоторые из них страдали разлитием черной желчи, как среди героев – Геракл. Именно он, как полагали, был такой меланхоличной природы, а древние по его имени, называли священную болезнь Геракловой. Несомненно, и многие другие герои, как известно, страдали той же болезнью. А в позднейшее время также Эмпедокл, Сократ и Платон и многие другие замечательные мужи» (Проблемы XXX,I). Аристотель попытался объединить крайние воззрения философии и медицины: "Телесное расстройство поражает душу, а болезни души исходят от тела". Ну, а об отношениях с депрессией, который складывались у великих мира сего в можете прочитать в разделе«Великие депрессии или великие в депрессии»

    Наиболее близко подошел к сущности депрессии в своих «Беседах о Тускулапах» Марк Тулий Цицерон (106-43 г. до н.э.) – римский оратор, политик и писатель. В этих строках, написанных более двух тысяч лет назад, настолько точно и ясно описывается состояние депрессии, что многие исследователи полагают, что это мог сделать человек, который сам пережил приступ тяжелой депрессии. Цицерон писал, что «страх и скорбь возникают от мыслей о зле. Именно страх есть мысль о великом зле предстоящем, а тоска – о великом зле уже свершившемся, и к тому же недавнем, от которого естественно встает такая тоска, что страдающему кажется, что он страдает поделом. Эти-то волнения, словно неких фурий, напускает на нашу жизнь неразумие человеческое». Он подчеркивает, что «всякое умственное расстройство есть бедствие, скорбь же или печаль подобно настоящей пытке». Если страх вызывает подавленность, то скорбь кроет в себе «изнурение, маразм, мучение, сокрушение, искажение и, наконец, разрушение, уничтожение ума». Он приводит мнение греческого философа Хризиппиуса, называвшем депрессию «растлением самого человека». Цицерон упоминает, что до него уже многие авторы писали о меланхолии, в том числе Гомер, говоривший, что в меланхолии часто ищут уединения. Однако никаких конкретных средств для лечения депрессии он не предлагал, резюмируя, что «тело поддается лечению, для души лекарств не имеется».

    Цицерон писал, что часто собственными силами невозможно выйти из глубокой депрессии: «Это не в нашей власти заглушить в себе то, что вообразили злом, затаить или забыть таковое. Оно грызет, пугает, колет, жжет, не дает дышать, а ты приказываешь забыть?» Он упоминает, что лучшим лекарством с древних времен является время. Вместе с тем нельзя полагаться только на время: «не устранив ее полностью нельзя избавиться от этого бедствия». «Самое важное при утешении – удалить от скорбящего представление, будто бы, скорбя, он выполняет справедливый и надлежащий долг». Наилучшим средством для лечения депрессии Цицерон считал беседы с страдающим, то есть он одним из первых предложил использовать психотерапевтические беседы для лечения депрессии. И конечно же, Цицерон говорит о самом главном, о надежде, что человеком «будет выдержано самое острое страдание, если, хотя бы издали, ему видится надежда на что-то доброе».

    Интересен депрессивный эпизод, описанный Плутархом (46-120 г.н.э). Юный царевич Антиох страдал от сильной депрессии — испытывая тяжелое чувство вины, он отказывается от пищи и угасает прямо на глазах. Придворный врач Эразистат заподозрил, что причина болезни царевича – тайная любовь. Сам способ лечения депрессии царевича был более чем оригинальным — врач положил руку на сердце юноши, в то время как все женщины, жившие во дворце, по очереди подходили к нему. Когда порог переступила молодая мачеха царевича – прекрасная Стратоника – сердце юноши забилось, он сильно задрожал, а на лице выступили капли пота. Эразистат сообщает о причине болезни отцу, и тот с радостью отдает жену и половину царства в придачу, лишь бы избавить сына от черной меланхолии, которая вот-вот сведет его в могилу. Эта история послужила темой для картин известных итальянских художников Паоло Веронезе и Берретини.

    Авл Корнелий Цельс, живший в Риме в 1 веке н.э. во времена Тиберия не был врачом, но он составил потомкам огромную энциклопедию по всем областям знаний древних римлян, из которых только медицина занимает 8 томов. "Меланхолия определяется как безумие, которое овладевает человеком на долгое время, начинается почти без лихорадки, а потом дает легкие припадки последней. Эта болезнь состоит из печали, которая по-видимому причиняется разлитием черной желчи".

    Римский врач Асклепиад(128-56 до н.э) советовал лечить депрессию теплыми ваннами, смачиванием головы холодной водой, слабительным, массажем, умеренной гимнастикой, воздержанием от жирного мяса и вина, предостерегая оставлять человека в депрессии в полном одиночестве и, когда наступят улучшения, советовал отправиться в путешествие.

    Клавдий Гален (131 -200 н.э), которого почитают не меньше Гиппократа, личный врач Марка Аврелия, подробно описал меланхолический бред. Он расширил идею Гиппократа о четырех темпераментах до девяти. В одном из них преобладает меланхолия, но не как патология, а как нечто естественное: "Есть люди от природы беспокойные, подавленные, страдающие, постоянно печальные, коим врач полезен мало". Он полагал, что черная желчь поступает в мозг и высушивает его и "как темнота проникает в душу. Так же как дети боятся темноты, взрослых под влиянием черной желчи одолевают различные страхи — в мозгу у них бесконечная ночь и страх. Вот почему меланхолики боятся смерти и в то же время желают ее. Они убегают от света и стремятся к тьме." Не последнюю роль в причинах меланхолии Гален отводил подавленной сексуальности, поскольку в мозг проникают вредные пары от сдерживаемой половой жидкости. Так одну свою пациентку, страдающей меланхолией, он лечил "стимуляцией влагалища и клитора, от чего пациентка получила огромное удовольствие, из нее вылилось много жидкости и она выздоровела"

    Аретей Каппадокийский (вторая половина 2 века н.э.) в своих трактатах соглашался с древними, что «черная желчь, заливая диафрагму, проникая в желудок, и вызывая там тяжесть и вздутие, расстройство психической деятельности, приводя таким образом к меланхолии. Но помимо этого она может возникнуть и чисто психическим путем: какое-нибудь угнетающее представление, печальная мысль вызывают совершенно аналогичное расстройство». Он так и определяет меланхолию: «Угнетенное состояние души, сосредоточившееся на какой-либо мысли». Сама по себе печальная идея может возникнуть без внешних причин, но может быть следствием какого-либо события. По его мнению, длительная, затяжная меланхолия приводит к равнодушию, полному отупению человека, который утрачивает способность правильно оценивать обстановку.

    Воззрения средних веков целиком и полностью определяет христианство. Августин (354 — 453 г.) считал, что разум отличает человека от животного, поэтому потеря разума низвергает его к животному состоянию и ведет к отпадению от Бога. С этого времени отчаяние меланхоликов определяется как состояние, которое не проникнуто милостью и благодатью божьей, а описание Навуходоносора в книге Даниила нередко приводится в качестве доказательства, что психические заболевания — есть наказание Божье.

    У Энагрия Понтиака (346-399 г.) и Иоанна Кассиана (360-435 г.) описана чистая, беспричинная меланхолия отшельников, селившихся в пустынных местах. Поскольку меланхолия достигает своего пика именно в полдень она была названа «бесом полуденным». Основным симптомом этого состояния была acedia (вялость, лень). Именно это слово в средние века стало синонимом слова «меланхолия». Монах, находящийся во власти acedia, испытывает непреодолимое желание покинуть келью и искать исцеление где-то в другом месте. Он исступленно оглядывается, надеясь увидеть кого-нибудь, кто идет его навестить. В своем тоскливом беспокойстве он находится под угрозой впасть в состоянии апатии или, наоборот, пуститься в неистовое бегство. Acedia, являвшаяся для отшельников "повальной напастью, которая наводит порчу в полдень", обычно связывалась с "бесом полуденным из 90 псалма. Она парализовала способность к концентрации внимания и молитве. Энагрий Понтиак говорил своим собратьям, что не следует поддаваться меланхолии и покидать свои места. Кассиан полагал, что меланхолика следовало лечить физическим трудом, и вся остальная братия должна была отвернуться от него, чтобы не подвергаться влиянию "беса полуденного".

    Церковь называла девять (а позднее — семь) смертных грехов. Среди них была и asedia, которая с 13 века все больше толковалась как "праздность". В Средневековье античное "в здоровом теле здоровый дух" было придано забвению, а Труды Фомы Аквинского (1225-1274), согласно которым телесный недуг не имеет никакого влияния на душу, всякая болезнь является болезнью тела или души (а меланхолия была названа болезнью души), способствовали еще большему отделению души от тела. Поскольку душа подвержена влиянию Бога или Сатаны, нетрудно догадаться в более чем однозначных выводах средневековой Церкви. Наступили времена инквизиции, и одному Богу известно сколько меланхоликов сгорело на ее кострах. Церковь средневековья считала, что если человек, отпавший от божьей благодати (а то что, это происходит при меланхолии, сомнений не вызывало), может вызвать соблазн у других, и потому его следует удалить из сообщества верующих. Сначала это было отлучение от церкви, а позднее — штраф, тюремное заключение, а если это не помогало, то его просто сжигали на костре. И это помогало.

    Великий врач Востока Авиценна (980-1037 г.) писал, что «меланхолия — есть уклонение мнений от естественного пути в сторону расстройства, страха и порчи. Меланхолия определяется по чрезмерной задумчивости, постоянному наваждению, взгляду, неизменно устремленному на что-нибудь одно или в землю». На это также указывает «грустное выражение лица, бессонница и задумчивость».

    В 11 веке Константин Африканский написал трактат «О меланхолии», в котором собрал данные из арабских и римских источников. Он определяет меланхолию как состояние, при котором человек верит в наступление лишь неблагоприятных событий. Причина болезни в том, что пары черной желчи поднимаются к мозгу, затемняя сознание. Такая наклонность формируется не у всех, а лишь у тех, кто имеет к заболеванию особую предрасположенность.

    Для средневековья характерно то, что все переживания подразделяются на пороки и добродетели. Латинское слово desperatio (отчаяние) обозначало не просто душевное состояние, а порок, греховное сомнение в божьем милосердии. То же самое с происходило с вышеупомянутой acedia, означавшую апатию, духовную леность, праздность. Нередко вместо acedia употребляли слово tristitia (печаль). В XIII в. состояние acedia стали ассоциировать с физическим разлитием желчи — постепенно слово acedia вытеснило гиппократовскую меланхолию и стало употребляться в значении "тоска".

    Новые времена изменили не только отношение к меланхолии, но и этимологию. Так во французском меланхолию все чаще стали называть словом ennui. Первоначально оно было одним из производных слова асеdia, но во времена Паскаля непостоянство, тоску и тревогу начали считать нормальными, хоть и мучительными, состояниями человека. В XVII веке словом ennui обозначается очень широкий круг переживаний: тревога, угнетенность, печаль, тоска, скука, усталость, разочарование. В XVIII веке в английском словаре эмоций появляются слова bore, boredom (тоска, скука) и spleen (сплин). Меняются времена, меняются нравы, — тосковать и скучать становится привычно и даже модно. Романтики начала XIX в. уже немыслимы без ощущения "мировой скорби". То, что некогда было смертным грехом, достойным осуждения, превратилось, как заметил О. Хаксли, сначала в болезнь, а затем в утонченную лирическую эмоцию, ставшую источником вдохновения для авторов большинства произведений современной литературы.

    Мыслители эпохи Возрождения начали освобождать меланхолию от тяжелых средневековых оков греха, и в некотором роде это процесс продолжается до сих пор. Первой ласточкой, был известный итальянский философ и филолог Марсилио Фичино (1433-1499) писал, что меланхолия есть тоска по великому и вечному. Он возвращается к аристотелевскому пониманию меланхолии и говорит, что люди творчества чувствуют тоску более остро и благодаря этому могут глубоко и точно чувствовать природу вещей. Печаль отдаляет душу от мира и тем самым приближает ее к Богу. Фичино сам страдал от тяжелых приступов меланхолии, во время которых впадал в такое отчаяние, что его друзьям приходилось приводить ему его же собственные доводы. Он также боролся с болезнью с помощью специальной диеты, физических упражнений и музыки.

    До северной Европы идеи итальянского Возрождения доходили медленно, и там по прежнему считали, что "меланхолия наступает от влияния ангелов зла и сношения с ними", но в то же время признавали, что сам меланхолик не обязательно в этом виноват. Голландский судебный врач Ян Виер спас от костра несколько "ведьм", доказав инквизиции, что у женщин в наличии все признаки меланхолии. В 1584 году Ретженальд Скотт выпуcтил книгу о колдовстве, где говорил, что меланхолия не всегда является следствием одержимости, а может быть и заболеванием. В Англии книга пользовалась большой популярностью , пока король Иаков не приказал конфисковать и сжечь все ее экземпляры.

    Жан Франсуа Фернель (1497-1558 г.) – врач эпохи Возрождения называл меланхолию "безлихорадочным безумием, которое наступает в результате истощения мозга, ослаблении его основных способностей". Меланхолия – это состояние, когда «больные мыслят, говорят и поступают абсурдно, им надолго отказывает разум и логика, что протекает со страхом и унынием». «Начинающие» меланхолики вялые, подавленные, «душою слабые, к себе равнодушные, жизнь считают тяготой и пугают уходом из нее». Когда болезнь развивается, то «душой и рассудком, расстроенным и беспорядочным, они воображают многое, и это почти все мрачное, другие считают, что им не следует ни с кем говорить, и они должны провести всю жизнь в молчании. Общества и внимания людей они избегают, многие ищут одиночества, что гонит их скитаться среди могил, гробниц, в дикие пещеры».

    Т. Брайт (1550-1615 г.) – первый английский протопсихиатр выпустил в 1586 году первую в Англии книгу по психиатрии. Это книга, состоящая из 41 глав, целиком посвященная меланхолии, называлась «Трактат о меланхолии». Брайт был знаком с Шекспиром, и проведя многочисленные параллели между творчеством великого драматурга и «Трактатом о меланхолии», можно сделать вывод, что Шекспир был хорошо знаком с этим трудом.

    В 1599 году вышел "Трактат о меланхолических болезнях" Андреаса де Лоуренса. Лоуренс считает, что меланхолия вызвана не "телесным строем", а в первую очередь "образом жизни и пристрастиями" и пытается определить границы того, что можно назвать болезнью, различая "меланхолический склад в границах здоровья" и "склад, за эти границы выходящий". Лоуренс разделял человеческое "я" на три части: разум, воображение и память, а называет меланхолия болезнью воображения. Идея Лоуренса о том, что глаза человека закатываются назад и смотрят на свой мозг, а поскольку мозг меланхолика пропитан черной желчью, то меланхолики видят все в черном свете кажется на первый взгляд абсурдной. Но только на первый — ведь то, что мы видим — это оптическая проекция мира на сетчатку глаза, которая затем преобразуется в электрические импульсы, которые поступают по сенсорным каналам в мозг и подвергается там окончательной обработке. Депрессия меняет нормальное течение химических процессов в мозге человека, и в результате он действительно видит мир в черном свете.

    С начала 17 века меланхолический темперамент становится чрезвычайно популярным в Европе, а в Италии слова меланхолия и гений практически становятся синонимами. Меланхолию связывают с чем то утонченным, возвышенным, аристократическим. Так в пьесе середины XVII века мрачный цирюльник жалуется на меланхолию и слышит в ответ: "Меланхолия? Хорошенькое дело, слышать это слово от цирюльника. Тебе следует говорить, что ты ощущаешь тяжесть, тупость и придурковатость. Меланхолия — это герб на воротах царедворца".

    В Англии меланхолия получила название "елизаветинской болезни". Начиная со знаменитого трактата Роберта Бертона "Анатомия меланхолии" (1621), которому он посвятил всю свою жизнь, описание меланхолии как душевной болезни дополняется социально-психологической трактовкой, подчеркивающей значение таких факторов, как одиночество, страх, бедность, безответная любовь, чрезмерная религиозность и т.д. Небезынтересны слова Бертона: "Я пишу о меланхолии, дабы избежать меланхолии. У меланхолии нет большей причины, чем праздность, и нет лучшего средства против нее, чем занятость". Бертон говорит о том, что сейчас называется "стрессоустойчивостью" — "что для одного — блошиный укус, для другого — нестерпимая пытка. то, что один легко преодолевает, другой же легко при этом впадает в меланхолия". Бертон определяет меланхолию как болезнь души и тела.

    Не последнее влияние на лечение душевных заболеваний оказала модель механистического сознания французского философа Рене Декарта. (1596-1650). Декарт полностью разделяет душу и тело, но в отличии от Церкви, использует для этого сухой и элегантный язык логики. Эти идеи получили распространение в теориях Николаса Робинсона, Германа Бургава и многих других, создавших различные механистические модели человеческой психики. Этот процесс продолжается до сих пор, а истоки современных бесконечных научных споров о том, вызвана ли депрессия дисбалансом химических веществ или все определяет человеческая психика в некотором роде — наследие философии Декарта.

    Антидепрессанты, являющиеся на сегодняшний день самым популярным средством при лечении депрессии, открыли всего 50 лет назад. А как же депрессию лечили раньше?

    В Древней Греции начиная с Гиппократа депрессию лечили травами, в особенности настоями мандрагоры или морозника. В Древнем Риме лечение депрессии "состояло в кровопусканиях, однако если они противопоказаны в виду общей слабости больного, то их заменяли рвотными средствами; кроме того, необходимы растирания всего тела, движения и слабительные. При этом очень важно внушить больному бодрость духа, развлекая его разговорами на такие темы, которые были ему приятны раньше" (А. Цельс). Патрициям также было известно, что "лишение сна наряду с развлечениями" позволяет временно вылечить от депрессии. Этот метод был вновь незаслуженно забыт и был открыт повторно только во второй половине 20 века. (О депривации сна можно почитать подробную статью на блоке "выход из депрессии")

    В 18 веке в Германии от типичного симптома депресии, который описывался больными, как "свинцовая тяжесть в руках и ногах", "пудовый груз на плечах", врачи пытались вылечить с помощью довольно-таки странного способа. Больных привязывали к вращающимся стульям и колесам, предполагая, что центробежная сила может устранить эту тяжесть.

    Вообще, вплоть до 20 века с больными, которые попадали в руки психиатров, особо не церемонились. Голод, избиение, держание на цепи – вот перечень далеко не самых жестоких методов, применявшихся в психиатрических заведениях того времени. Избиение меланхоликов и причинения им сильной физической боли на специальных растяжках были строго научно обоснованны: психиатры считали, что сильная физическая боль отвлекает больных от боли душевной. Так лечили даже английского короля Георга III, когда он впал в безумие — по совету лучших лекарей Европы его жестоко избивали. Во время одной такой процедуры король умер. Нужно отметить, что данными методами «излечивали» в основном буйные заболевания, а поскольку при депрессиях больные вели себя в основном смирно, при лечении депрессии использовали более мягкие методы.

    Три четверти века в медицине господствовала так называемая гидротерапия. Для лечения депрессии применяли внезапное погружение в холодную воду (так называемое bainde surprise) до первых признаков удушения, а продолжительность этой процедуры равнялась времени, необходимому, для не слишком быстрого произнесения псалма Miserere. «Популярным» способом лечения был также struzbad, когда на голову лежащего в ванне меланхолика, выливали от 10 до 50 ведер холодной воды.

    В России в 19 веке для лечения депрессии использовали «рвотный винный камень, сладкую ртуть, белену, натирание головы рвотным винным камнем, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри и другие оттягивающие средства. Теплые ванны предписывали зимой, а холодные летом. Также "прикладывали моксы к голове, обоим плечам и дели прижоги на руках".

    До начала эры антидепрессантов для лечения депрессии широко использовались различные наркотические вещества. Наиболее популярным "антидепрессантом" был опиум и различные опиаты, которые продолжали применять вплоть до 60-х годов XX века. А первое упоминание опиума для лечения депрессий встречается еще в трактатах древнеримского врача Галена (130 – 200 г. н.э).

    В XIX веке в Европу был завезен каннабис, который психиатры стали использовать для лечения депрессии. С каннабисом, более известным как марихуана, цивилизация Востока познакомилась более 10000 лет, а для лечения депрессии его использовали китайские врачи еще в 3 веке до н.э. В 40-х гг. XIX века парижский врач Жак-Йозеф Моро де Ту полагая, что для избавления от меланхолии нужно "заменить симптомы душевной болезни аналогичными, но контролируемыми симптомами, вызванными наркотиками" применял каннабис при депрессиях и обнаружил, что он в числе прочего вызывает оживление и эйфорию. Данный эффект, впрочем, был весьма кратковременным.

    В 1884 году З.Фрейд впервые попробовал кокаин, что привело к появлению его первого крупного научного труда, который назывался «О коке». В нем говорится, в том числе, о применении кокаина для лечения депрессий. В то время кокаин продавался в аптеках свободно, без рецепта, и прошел не один год, прежде чем были выяснены отрицательные стороны воздействия этого "лекарства" — сильная наркозависимость и то, что употребление кокаина само по себе приводит к депрессии, которая даже получила собственное имя — «кокаиновая грусть».

    lossofsoul.com