Коррекционная программа для детей с заиканием

Специфика индивидуальной работы с заикающимися детьми

Специфика индивидуальной работы с заикающимися детьми

По статистическим данным обследования детей за последние 5 лет на момент зачисления в группу выявлены следующие показатели:

55% детей с тоно – клоническим заиканием;

30% детей с клоно – тоническим заиканием;

15% – с клоническим заиканием.

40% детей с тяжелой степенью выраженности, 51% — со средней степенью выраженности, 9% детей со слабой степенью выраженности дефекта.

У 60% детей – ОНР 3 уровня;

У 38% детей – ФФНР;

Для всех детей характерны нарушения темпо-ритмической стороны речи,

дыхания, голоса, интонации, ярко выражена скованность артикуляции, мимики, общей, тонкой моторики, а также недоразвитие высших психических функций.

Широко представлен програмно – методический комплекс, используемый для индивидуальной логопедической работы с заикающимися детьми.

• «Программа логопедической работы с заикающимися детьми» С. А. Мироновой

• Методика Л. З. Андроновой — Арутюнян «Как лечить заикание»,

• Технология И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»,

• В. И. Селивёрстова «Речевые игры с детьми»,

• С. Дубровской «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой»,

• М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия с детьми 5-6, 6-7 лет»,

• Н. Ю. Костылевой «Покажи и расскажи».

• И. А. Агаповой, М. А. Давыдовой «Весёлая психогимнастика, или как научить ребёнка управлять самим собой»

Изучив данную методическую литературу, структуру нарушений речи детей, была определена цель индивидуальных занятий – гармоничное формирование речи и личности заикающихся детей.

o развивать и совершенствовать навыки речи, свободной от заикания;

o развивать речевое дыхание, правильную, не напряженную голосоподачу и артикуляцию;

o развивать общую, тонкую моторику;

o совершенствовать просодические компоненты речи;

o воспитывать у детей правильное поведение в коллективе и социуме.

Компоненты чётко показывают специфику индивидуальной работы :

Обучение расслаблению и релаксации

Нормализация общей, тонкой и речевой моторики

Развитие речевого дыхания, голоса

Тренировка плавной техники речи

Развитие мимики, просодики

Формирование и совершенствование правильного общего и речевого поведения

В соответствии с требованиями Программы, в группах для детей с заиканием ежедневно проводятся индивидуально – подгрупповые занятия, длительностью 10-15 минут.

Индивидуальная коррекционная работа делится на 3 этапа:

Формирование мышечного расслабления по контрасту с напряжением отдельных частей тела и всего тела на слово – символ «пять».

Постановка диафрагмального дыхания, обучение сочетанию длительного выдоха с расслаблением.

Обучение плавной артикуляции гласных звуков на мягкой атаке голоса.

Обучение правильным движениям пальцев ведущей руки.

Воспитание смелой, не принуждённой позы, уверенного взгляда.

Наблюдая ребёнка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются все мышцы лица, органы дыхания, корпуса, рук, ног, так как напряженные мышцы «не управляемы». При устранении заикания индивидуально проводятся упражнения, которые успокаивают, снимают эмоциональное напряжение.

В комплексах расслабляющих упражнений мы используем общепринятую технологию И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях». Авторы предлагают обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определённых мышц.

В начале, дети учатся напрягать и расслаблять наиболее знакомые, крупные мышцы рук, ног, корпуса, шеи, нижней челюсти.

Например, детям предлагается с силой сжать кулачки, затем расслабиться, объясняя при этом, что только мягкие руки могут легко выполнить любое действие по нашему желанию.

В дальнейшем, при выполнении каждого упражнения, обращается внимание на то, как приятно состояние не напряженности, спокойствия.

Обучая детей расслаблению, логопед сравнивает тело с тряпичной куклой, мягкий живот — со сдутым шариком, шею и голову – с мячиком на воде и пр.

Учёными установлено, что при достаточно полном расслаблении мышц снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становится более внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением даёт возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействие на их волю и сознание словом.

У заикающихся дыхание поверхностное, аритмичное, укорочены вдох и

выдох. Цель тренировки правильного речевого дыхания на индивидуальных занятиях – выработка длительного плавного выдоха, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно.

И. Г. Выготской, Е. Г. Пеллингер, Л. П. Успенской,

В. И. Селивёрстова,

С. Дубровской «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой»,

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных рёбер. При постановке речевого дыхания приучаем детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (щелинку). Приоткрытый рот позволяет снять мышечное напряжение челюсти, гортани и является естественным началом свободной речи. После вдоха приучаем делать небольшую паузу и последующий длительный, плавный выдох. Продолжительность вдоха и выдоха должны быть одинаковыми.

Контролировать правильное речевое дыхание помогает ладонь, положенная ребёнком, на область диафрагмы.

Ежедневно с детьми проводится фонетическая гимнастика.

Звуковой массаж, т. е. пение с движениями рук – это самый простой и доступный способ профилактики, оздоровления ребенка, устранения неравномерностей развития голоса.

Звуки а – массажирует область груди,

и – вибрируют глотку,

ы – головной мозг,

э о у – лёгкие, сердце, печень, желудок,

м – вибрация лёгких, бронхов, трахеи,

б д к – при произнесении на твёрдой атаке, способствуют

р в сочетании с гласными помогает при астме.

Красивые, пластичные руки, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

С первых индивидуальных занятий проводится работа по нормализации

общего и речевого поведения, так называемая «Поза пять», поза смелого человека. Детям объясняется, что такой человек стоит спокойно, слегка раздвинув ноги, расслабленно, рот чуть приоткрыт, смело смотрит в глаза. (Сравнивается с молодым деревцем)

Создаются различные игровые ситуации, где дети могут подвигаться, но по сигналу педагога, когда они слышат громкое, протяжное ПЯТЬ, должны встать в соответствующую позу.

В дальнейшем, перед началом и в конце речевого высказывания педагог

произносит ПЯТЬ, тем самым приучая детей контролировать расслабление в речевом процессе.

Движения пальцев руки помогают детям расслабиться, медленно и плавно начать речевой акт, выделить логическое ударение во фразе, задают темп и по — слоговой ритм речи.

Для более эффективной работы педагогами нашей группы разработан специальный тренажёр.

В начале коррекционной работы основные упражнения отрабатываются индивидуально.

2 этап индивидуальной работы.

• Закрепление полученных у детей навыков.

• Обучение синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.

Работа над выразительностью речи на заученных текстах.

• Воспитание смелого речевого поведения.

Детская релаксация проводится с использованием технологий Выготской, Пеллингер, Успенской, а также Агаповой, Давыдовой «Весёлая психогимнастика, или как научить ребёнка управлять самим собой»

Для детей релаксация представлена, как особая игра. Внушение проводится в виде рифмованного текста, который понятен и легко запоминается детьми. Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно.

Опыт показывает, что в результате применения релаксации у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными, спокойными.

3 этап индивидуальной работы.

• Автоматизация навыков речи с рукой на занятиях. Введение формул правильной речи.

• Совершенствование выразительности речи.

• Проведение речевых тренировок с постепенным усложнением ситуации общения.

В конце первого года обучения вводятся формулы правильной речи, что несомненно служит детям напоминанием построения предложений, спокойного поведения.

На втором году обучения больше внимания уделяется просодическим компонентам речи в различных ситуациях общения, совершенствованию общего и речевого поведения. Индивидуальные тренировки проходят в кабинете логопеда, группах детского сада, на улице, в учреждениях социума.

Вывод: Данная специфика помогает детям с ОВЗ индивидуально совершенствовать технику речи без заикания, способствует в дальнейшем нормализации речевого высказывания, психофизического состояния и социального поведения детей.

Анкета по гендерному воспитанию Уважаемые родители! Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе на тему «Мальчики и девочки – два.

Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.

www.maam.ru

Эти-Дети . Возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Система и технологии коррекционной работы с заикающимися детьми

Основные направления коррекционно-педагогической работы

Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения логопедической работы по следующим направлениям:

    I. Создание охранительного речевого режима.

VI. Воспитание личности заикающегося ребенка.

Рассмотрим более подробно каждую составляющую комплекса воздействия.

II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

В кулачок ладонь сожми,

Сейчас, девочки и мальчики,

Отдыхать будут ваши пальчики.

Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения логопедом резко опустить руки с одновременным расслаблением.

Ай люли, ай люли!

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получились не простые,

Стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После слов логопеда «солнце взойдет и гвоздь упадет», опустить руки, расслабляя их.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.

А осенью опадают.

Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

Ходят часики вот так:

Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

Потянулись с неба нити !

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить.

Сидя. Сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить как сжимается и разгрызается крепкий орех. После слов логопеда «А попал под молоток. » расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.

Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок.

Попадался на зубок,

Расколоться все не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз — и треснул бок.

III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.

Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг-слог:

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап.

Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе:

хоп-хоп-хоп-хоп и др.

Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом:

Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения:

Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук:

Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.

Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.

Аты-баты — шли солдаты. Аты-баты — на базар.

Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар.

Аты-баты — сколько дали? Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — покажите. Аты-баты — не хочу.

Аты-баты — спать хочу!

Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).

Мой Веселый, Звонкий Мяч,

Ты Куда Помчался Вскачь? Желтый, Красный, Голубой,

Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте.

(Приемы ритмизации речи заикающихся широко освещены в работах Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой, Л. И. Богомоловой, Л. З. Андроновой, В. М. Шкловского. Методы и приемы логоритмических занятий для заикающихся разработаны Е. В. Оганесяном, Н. А. Рычковой, Г. А. Волковой, в которых используется музыкальное сопровождение.)

IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания.

V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи.

VI. Воспитание личности заикающегося ребенка.

«Итак, Путешествие по реке слитного произношения начинаем со вступительной речи и беседы о моряках и путешествиях, о том, какими качествами должен обладать моряк. Настоящий моряк: внимательный, собранный, умеет принимать правильное решение, чтобы корабль шел по курсу и не сел на мель, кроме того, моряк немногословен.»

Детям дается задание завести тетрадь, которая будет называться «Бортовой журнал» и по ходу плавания дети заносят туда все правила и их обозначения в виде морских символов, приводя в систему законы естественной речи. Девиз при подготовке к занятию: «Говори меньше — думай больше», в соответствии с ним первый закон: Прежде подумайте, потом говорите.

Сказать тебе нужно немало,

Спокойно подумай сначала,

Но с этим не надо спешить.

Потом начинай говорить.

Кто очень быстро говорит,

Сказать не думая спешит,

И строчки вдруг теряет,

Сказать: Не торопиться, не спешить,

И станет наша речь красивой,

И четкой и неторопливой.

«И нам для того, чтобы говорить, нужен воздух. «(Логопед демонстрирует речевой вдох через слегка приоткрытый рот, обращая внимание на то, что плечи при вдохе неподвижны, а стенка живота немного выдвигается вперед) «Положим ладонь на живот: Вдох-выдох. Какое движение совершает рука? Она словно волна. Во время паузы происходит расслабление и подготовка к следующему вдоху». Логопед рисует на доске, а дети — в своих «журналах» волны речевого ритма. Поэтому третий закон: Говорите всегда на выдохе.

Стихотворение учим в медленном темпе:

Как будто бы парус мы ртом надуваем.

Слова пишутся одинаково, у них одинаковые буквы, но при произнесении в них дольше звучат разные звуки и от этого изменяется смысл слова. Четвертый закон: Выделяйте долгие гласные звуки в словах. Чтобы не попасть в беду и не утонуть в океане речи, нужен спасательный круг — символ четвертого закона, который легко запомнить, выучив следующие строки:

В море опора — спасательный круг,

Если случится беда,

Также в слове — долгий наш звук

Служит опорой всегда.

Плавно, слитно льется речь,

Так вода умеет течь.

Якорь с корабля бросай,

Паузу-якорь не забудь,

Отдохни и снова в путь.

Символ шестого закона — якорь.

Хочешь фразу удлинить,

Умей фразу разделить.

Скажешь четко два — три слова,

Вдох бери спокойно снова.

Слово главное найдем.

В каждом предложении.

Мысль любую подчеркнем,

Тренируемся в составлении предложений и выделении главного по смыслу слова.

Моряк уверенно глядит

В лицо любым штормам.

И на того, с кем говорим,

Смотреть не страшно нам,

Ты, как моряк, вперед гляди,

Общаясь, взгляд не отводи!

1) рациональную (по Дюбуа) или разъяснительную (по В. М. Бехтереву) психотерапию;

2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

2. Логопедические занятия должны быть построены с учетом основных дидактических принципов:

  • принцип систематичности и последовательности. Логическое расположение содержания логопедических занятий, сообщение определенных знаний и воспитание навыков правильной речи у заикающихся в строго систематическом и последовательном порядке, постепенно с учетом их речевых возможностей. Обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному, изучение нового на основе предшествующего материала;
  • принцип сознательности и активности. Сознательное и целенаправленное преодоление заикающимися недостатков своей речи и поведения, осознание ими важной роли в устранении заикания систематических тренировок в правильной речи. Воспитание навыков самоконтроля и объективной самооценки, знание и умение пользоваться логопедическими приемами и знаниями в повседневной деятельности;
  • принцип индивидуального подхода в условиях групповой работы с заикающимися. Тщательное динамическое изучение каждого заикающегося и выбор средств коррекционно-воспитательной работы в зависимости от его психических и речевых возможностей;
  • принцип наглядности и применения средств ТСО (наглядные пособия, настольные игры, диафильмы, магнитофонные записи, компьютерные технологии, специфические ТСО — аппарат «Эхо»).

3. Логопедические занятия должны быть согласованы с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста (прежде всего с обучением родному языку). Связь речевых упражнений с общеобразовательными занятиями подготовит их к тому, как надо говорить правильно в разных условиях, облегчит им возможность постепенного переноса новых речевых навыков в свою деятельность.

4. В логопедических занятиях должна быть предусмотрена необходимость тренировки правильной речи и поведения у заикающихся детей в разнообразных условиях: в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых людей и т. д. С этой целью используются дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии и т. д.

5. На логопедических занятиях ребенок должен научиться всегда говорить без заикания. На речевых занятиях ребенок должен постоянно убеждаться в том, что может говорить хорошо. Нужно подбирать для него речевые упражнения так, чтобы они были доступны для свободного проговаривания. Для этого логопеду нужно очень хорошо знать речевые возможности ребенка и в целом систему последовательного, постепенного усложнения занятий.

6. На логопедических занятиях с заикающимися постоянно должны присутствовать образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее закончивших курс логопедических занятий и т. д.

Качество формирования у заикающихся плавной речи во многом обусловливается формой построения логопедических занятий. Рассмотрим структуру и особенности содержания логопедических занятий с заикающимися детьми на разных этапах коррекционного воздействия.

1. Организационный момент.

2. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Расслабляющие упражнения.

3. Развитие фонационного (речевого) дыхания. Дыхательно-голосовые упражнения. Развитие интонационных характеристик речи (высота, громкость и т. д.).

4. Работа над плавностью речи:

а) в элементарных ее формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков — 2-х, 3-х, 4-х, 5-и; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логической паузой);

б) в более сложных формах (чтение стихов и небольших прозаических текстов, пересказ, рассказ, диалог, монолог).

5. Развитие координации слова и ритмизованного движения. Логоритмические упражнения.

6. Упражнения, направленные на развитие речи в целом: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи (включаются в занятие для детей, имеющих наряду с заиканием не резко выраженное общее недоразвитие речи).

8. Домашнее задание.

По материалам книги «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников» (Леонова С. В.)

Любое иное использование Материалов сайта запрещено

www.eti-deti.ru

/ коррекционная помощь детям с нарушениями речи

Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста

Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать коррекционно?педагогическую помощь в таких специальных учреждениях, как:

• ясли?сад для детей с нарушениями речи,

• детский сад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении – логопедические),

• группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида),

• государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа?детский сад» для детей с нарушениями речи,

• логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевых нарушений, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).

Основные направления работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений ?

• коррекция речевого нарушения;

• подготовка к обучению в общеобразовательной школе;

• детей с тяжелыми нарушениями речи – в специальной школе.

Типовым положением определены профили специальных логопедических групп.

Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5?ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10–12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1–2 уровнем речевого развития) принимают с 4?х лет на 3 года обучения.

Детей с фонетико?фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную групп, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп 12–14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А. Каше, а для старшей – Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Для детей с заиканием открываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2–3 лет. Наполняемость групп 8?10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А. Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А. Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно?практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи в специальных детских садах включает традиционные для дошкольного воспитания разделы: игра, труд, физическое и музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность и конструирование.

Развитие речи – специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно?развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитанияи обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, ГА. Каше, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова и др.).В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:

структурные –осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;

функциональные –формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);

когнитивные –формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально?речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата.

Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании.

Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:

– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

– формирование речи с учетом закономерностей ее развития в онтогенезе;

– принцип коммуникативно?деятельностного подхода к развитию речи.

Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:

– от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;

– принцип формирования элементарного осознания языковых явлений;

– принцип обеспечения активной речевой практики.

В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, выраженное фонетико?фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно?деятельностный подход, предполагающий:

– взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;

– ситуативно?тематическую организацию языкового материала;

– концентричность в подаче и закреплении речевого материала;

– опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы;

– подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.

Основные особенности познавательной сферы детей с речевыми нарушениями: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), дислексии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается развитие мелкой моторики, зрительно?пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.

Опыт многолетней работы специальных логопедических групп доказал их высокую эффективность:около 80 % выпускников могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20 % – в специальных учебных заведениях).

Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов на сегодняшний день нет. Разработано «Положение об организации работы учителя?логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК; число занимающихся на логопункте должно составлять не менее 25–30 человек в год. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю и носит индивидуальный или подгрупповой характер. Состав детей подвижный.

Организация педагогической работы в специальных (коррекционных) школах V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи

В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек.

Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения.

В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, страдающие алалией, дизартрией, заиканием, ринолалией, афазией), Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе. Программой предусматривается коррекция различных проявлений речевого дефекта и обусловленных ими недостатков в психическом развитии. За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Во 2 отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы и осваивают ее в те же нормативные сроки.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то выпускник может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен в общеобразовательную школу.

На первой ступени – начального образования – все уроки ведут учителя?логопеды (исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); помимо этого они осуществляют коррекционную работу по устранению речевых нарушений.

В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте, срок освоения программы составляет 4–5 лет.

На второй ступени дети за шесть лет получают основное общее образование. Учителя, осуществляющие преподавание общеобразовательных дисциплин, должны пройти курсы повышения квалификации или переподготовку. Коррекционно?логопедическую работу осуществляет учитель русского языка и литературы, который должен иметь обязательную квалификацию «учитель?логопед».

Комплексный подход осуществляется только в условиях школы?интерната: с каждым классом работают учитель?логопед и 2 воспитателя. С детьми работают психологи специального образования.

Необходимую медицинскую помощь оказывают психиатр, невролог, педиатр. В условиях школы ребенок принимает физиотерапевтические назначения, также вводится ставка специалиста по ЛФК.

Проблему коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР рассматривали Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Л.А. Тишина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова.

Организация работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения

Дети школьного возраста с негрубыми речевыми нарушениями обучаются в массовых школах и могут получать логопедическую помощь на школьных логопунктах. Зачисляются дети с нарушениями устной и письменной речи: с ФФН, с ОНР, а также дети с дисграфией или дислексией. Зачисление осуществляется на основе обследования речи учащихся в период с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Предельная наполняемость логопедического пункта городских школ составляет 25 человек, сельских школ – 20 человек.

Основные задачи логопедической работы: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательной программы, просветительская работа с учителями и родителями по вопросам нарушений речи и их коррекции у детей.

Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4–5 человек, как правило, во внеурочное время. Периодичность занятий определяется с учетом тяжести речевого нарушения. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального – 20 минут. Логопед ведет следующую документацию: выписки из протоколов ПМПК о зачислении детей на логопункт, речевые карты и планы индивидуальной работы, журнал регистрации, перспективные и календарные планы, планы работы с родителями и учителями.

Дети с нарушениями речи могут получать логопедическую помощь в системе здравоохранения, где функционируют логопедические кабинеты при детских поликлиниках, стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтах и т. п., детские санатории.

Организация логопедической помощи в системе здравоохранения

Положение о логопедическом кабинете детской поликлиники определяет следующие направления профессиональной деятельности логопеда:

• педагогическая (логопедическая) работа по исправлению нарушений речи детей на систематических и консультативных занятиях;

• выявление детей с речевым недоразвитием и направление их на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля;

• участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики;

• профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения;

• санитарно?просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов.

Современные условия диктуют необходимость развития логопедической инфраструктуры в регионах,а также качественной реализации принципа преемственности между различными логопедическими учреждениями.

В речевых стационарах (отделениях) разного профиля оказывается квалифицированная комплексная помощь детям, имеющим помимо нарушения речи сопутствующие отклонения в физическом развитии; осуществляется углубленное обследование соответствующими специалистами; намечаются направления коррекционной работы с необходимым комплексом лечебных мероприятий.

Соматически ослабленные дети с выраженной речевой патологией направляются в психоневрологический санаторий.

studfiles.net

«Индивидуальная коррекционная программа для обучающихся с заиканием»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства »

Как известно, заикание является одним из распространенных и вместе с тем сложных речевых диагнозов и влечет за собой нарушение коммуникативной функции речи. В районах Крайнего севера нет центров патологии речи, где проводилась бы комплексная реабилитация пациентов с заиканием. В нашем городе на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ № 3 функционирует логопедический кабинет для обучающихся с заиканием.

Написание данной индивидуальной коррекционной программы обусловлено необходимостью создания специальных условий в рамках коррекционной помощи заикающимся, обучающимся в общеобразовательном учреждении. А также необходимостью совершенствования методов логопедического воздействия в соответствии с возможностями и потребностями каждого ребенка с данной речевой патологией.

Целью программыявляется создание дифференцированного метода логопедического воздействия в системе коррекционной помощи обучающимся, имеющим тяжелое нарушение речи (заикание).

Программа способствует решению следующих задач:

  • обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с заиканием;
  • совершенствование методов логопедической работы в зависимости от клинической формы и симптоматики заикания;
  • формирование новых речевых стереотипов у заикающихся школьников, через использование здоровьесберегающей компьютерной технологии «БОС-логотерапевтический»;
  • создание специальных условий для развития и совершенствования коммуникативной деятельности обучающихся с тяжелой степенью заикания;
  • всестороннее воздействие на психофизическое состояние заикающихся школьников;
  • соблюдение систематичности занятий, последовательности обучения и вариативности видов логопедического воздействия.
  • В решении поставленных программой задач мы и видим инновационную направленность работы.

    Авторский подход заключается в том, что при реализации программы учитывается степень тяжести заикания, локализация судорожных запинок, клинические формы проявления заикания. В то же время программа может быть реализована для любой возрастной категории школьников, имеющих тяжелое нарушение речи (заикание).

    Планируемые результаты после прохождения курса:

    • овладение правильным речевым дыханием;
    • овладение правильной техникой речи;
    • хороший уровень самоконтроля;
    • уверенное речевое поведение;
    • инициативность в общении.
    • Индивидуальная коррекционная программа может быть использована учителями-логопедами в практической работе с заикающимися школьниками в условиях логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Надеюсь, мой опыт будет полезен молодым специалистам, работающим с данной категорией детей.

      Автор: Холодова Наталья Анатольевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 3, г. Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область. Стаж по специальности 6 лет.

      www.o-detstve.ru

      Коррекционная программа для детей с заиканием

      Ребенок с особенностями – эта формулировка всегда пугает мам, пап и родных карапуза. Однако это только общее понятие, которое свидетельствует о том, что у малыша в развитии или работе определенных органов наблюдаются патологические состояния. Как правило, в эту категорию попадают дети с проблемами речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и задержкой психического развития. Таким карапузам нужен специальный уход и обучение для того, чтобы они смогли адаптироваться к окружающему их миру. Коррекционная школа или интернат для детей – это учебное учреждение, в которое может быть направлен ребенок после медицинского заключения о наличии того или иного заболевания.

      Виды коррекционных школ

      В зависимости от патологии, учебные заведения делятся на 8 видов и предлагают обучение детям в небольших классах (до 10 человек) под наблюдением опытных преподавателей и психолога.

      Специальная коррекционная общеобразовательная школа I вида

      Она рекомендуется для адаптации, обучения, и воспитания неслышащих ребят. Программа разбита на три ступени и подразумевает обучение в течение 10-12 лет. В заведение принимают малышей семилетнего возраста, прошедших дошкольную подготовку. При отсутствии таковой, занятия начинаются с подготовительного класса.

      Специальная коррекционная общеобразовательная школа II вида

      Это учреждение предназначено для слабослышащих детей или тех, кто потерял слух в дошкольном возрасте, но умеющий разговаривать. В зависимости от тяжести заболевания детей обучают в течение 12-15 лет, с такой же разбивкой по ступеням, как и в случае с неслышащими детьми. Обучение начинается с семилетнего возраста.

      Специальная коррекционная общеобразовательная школа III-IV видов

      Такие типы коррекционных школ разработаны для невидящих и слабовидящих детей, а также карапузов, страдающих косоглазием и амблиопией. В зависимости от тяжести патологии дети делятся на классы, в которых проводятся занятия по осязанию, развитию зрительного аппарата и речи, ритмике, лечебной физкультуре и т.д. Учатся ребята от 10 до 12 лет и начинают обучение с 6-7 лет. Иногда врачами делаются исключения и такая коррекционная школа или интернат могут принять малыша на пару лет старше заявленного возраста.

      Специальная коррекционная общеобразовательная школа V вида

      Рекомендуется для детей с патологией речевого развития. В зависимости от того, насколько силен недуг, малышей делят на два отделения. В первое попадают дети с тяжелым и общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием, а во второе – с сильным заиканием, но с нормальной речью. Обучение в учреждении длится от 10 до 11 лет, а возраст детей, которые могут быть приняты в 1 класс — 7-9 лет.

      Специальная коррекционная общеобразовательная школа VI вида

      Создана для детей, у которых есть проблемы с опорно-двигательной системой разной этиологии. Что такое коррекционная школа для таких детей, так это развитие двигательных функций или их формирование и восстановление, а также работа с речевым аппаратом. Помимо этого в школе проводится трудовая адаптация к окружающему миру с учетом особенностей каждого из воспитанников. Принимаются на обучение дети, начиная с семилетнего возраста, а длится оно 12-13 лет.

      Специальная коррекционная общеобразовательная школа VII вида

      В это заведение принимаются дети с задержкой психического развития. Как правило, у них не нарушен интеллект, но очень слабы внимание и память. Помимо этого у карапузов наблюдается эмоциональная неустойчивость. Коррекционная школа для таких ребят значит, что это работа с преподавателями, психологами, а если понадобится, то и с логопедом, по восстановлению психического и эмоционального состояния ребенка, а также активизации познавательных функций, формирование навыков в учебном процессе. Обучение начинается с 6-7 лет, и при исправлении проблем ребенок переводится на обучение в обычную школу.

      Специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида

      Она рекомендуется для ребят с умственной отсталостью. Цель обучения подразумевает не только получение детьми среднего образования, но и овладение навыками по трудовой дисциплине. Специальная коррекционная школа или интернат поможет выявить у ребенка его наиболее выраженные способности и личностные качества, а также разработать для него индивидуальную программу. На десятилетнее обучение принимаются дети с 7 лет.

      Подводя итог, стоит отметить, что не стоит отчаиваться, если малыша направляют учиться в один из видов специальных для получения образования. Возможно, именно такая форма обучения скажется на развитии карапуза значительно лучше, чем получение знаний в обычной школе.

      my-sunshine.ru