Коррекционно-развивающее занятие для детей с умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему «Квадрат»

Конспект занятия для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Предмет: Коррекционно-развивающее занятие

Класс: 1 дополнительный

Познакомить с геометрической фигурой – квадрат. Закрепить понятия «большой – маленький», основные цвета, треугольник, круг.

Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику через выполнение заданий.

Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: набор геометрических фигур, геометрические фигуры из картона, мультимедийное образовательное оборудование EduPlay .

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с новой геометрической фигурой. Но сначала вспомним, с какими фигурами вы уже знакомы.

Ребята, посмотрите, что у меня в коробочке. Найдите фигуры, которые вы знаете.

Что это? Какого цвета? Большая или маленькая фигура? Ребята достают круги и треугольники, называют их, цвет, величину.

Знакомство с квадратом

В коробке остаются квадраты. Педагог показывает большой квадрат.

Это фигура называется квадрат.

Давайте сосчитаем сколько углов. (Четыре)

А сколько сторон? (Четыре)

А теперь внимательно посмотрите на стороны квадрата. Какие они? Одинаковые.

Задание «На что похож квадрат»

Посмотрите на предметы, которые лежат у вас на столе. Какие предметы похожи на квадрат? На столе лежат предметы разной формы, ребята показывают предметы похожие на квадрат и называют их.

Давайте построим из наших фигур домик. Какие фигуры нам нужны? А нужен ли нам квадрат? Нужен.

Найдите большой квадрат и большой треугольник. Построим дом.

Из каких фигур мы построили дом? (Квадрат и треугольник)

Гимнастика для глаз

На стене висят различных цветов и размеров квадраты, круги и треугольники.

Найдите глазками в кабинете желтый круг. Подойди и покажи его. Молодец! Далее аналогично с другими фигурами.

Работа с мультимедийной образовательной системой EduPlay

А сейчас мы повторим изученную фигуру.

Мы с вами поработаем за компьютером.

Программа «Геометрические фигуры», педагог настраивает задания в зависимости от уровня сложности задания, возраста и возможностей группы детей. Выбирает изученную фигуру в задание, подбирает цвета, в которые будет окрашена изученная фигура, подбирает фигуры, которые будут использоваться в качестве ложных, а также их цвет, сложность задания.

Посмотрите на экран. Какая фигура изображена вверху? (Квадрат) Какого она цвета? (Красный)

Выберите внизу такую же фигуру и такого же цвета. Далее аналогично.

Наше занятие подошло к концу. Садитесь за парты на свои места.

С какой фигурой мы познакомились сегодня?

На какие предметы похож квадрат?

Сколько углов у квадрата? Сколько сторон у квадрата?

Номер материала: ДБ-473092

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

infourok.ru

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся 5 класса ( с умеренной умственной отсталостью)

Цель: коррекция познавательных процессов

  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в пространстве и во времени
  • Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по существенным признакам
  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать уважение друг к другу
  • Развивать зрительное, слуховое и временное восприятие через специальные упражнения
  • Развивать внимание, память, мыслительные процессы
  • Развивать речь
  • Развивать межполушарное взаимодействие (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.
  • Форма проведения: занятие с элементами тренинга

    Частичные методы и приемы: словесные указания, игровые упражнения, дидактические игры, элементы тренинга.

  • Рабочие тетради
  • Цветные карандаши
  • Наглядный и демонстрационный материал
  • Карточки с заданиями по числу участников.
    1. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009
    2. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003

    «Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся 5 класса ( с умеренной умственной отсталостью)»

    МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»

    для обучающихся 5 класса

    ( с умеренной умственной отсталостью)

    Подготовила и провела:

    Цель: коррекция познавательных процессов

    Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в пространстве и во времени

    Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по существенным признакам

    Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

    Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

    Воспитывать уважение друг к другу

    Развивать зрительное, слуховое и временное восприятие через специальные упражнения

    Развивать внимание, память, мыслительные процессы

    Развивать межполушарное взаимодействие (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

    Тип занятия: комбинированное

    Форма проведения: занятие с элементами тренинга

    Частичные методы и приемы: словесные указания, игровые упражнения, дидактические игры, элементы тренинга.

    Наглядный и демонстрационный материал

    Карточки с заданиями по числу участников.

    Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009

    Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003

    Т.С.Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» С.П. 2009г.

    Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В.: Коррекционные и развивающие игры для школьников. Волгоград, «Перемена», 1993.

    Локалова Н.П.: Как помочь слабоуспевающему ученику. Москва, «Ось — 89», 2001.

    Чилингирова Л., Спиридонова Б. Учимся, играя математике. М., Просвещение, 1993.

    E-mail:iemcko@ya.ru «Сайт практического психолога»

    Продолжительность занятия: 45 минут.

    Кинезиологические упражнение «Лезгинка», «Ухо-нос»

    Упражнение "Назови соседа….»".

    Упражнение «А что потом….»

    «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»

    Упражнение «Четвертый лишний»

    Работа в рабочих тетрадях

    Дидактическая игра «Анонимы»

    Цель: создание положительного эмоционального настроя.

    Психолог: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас на нашем занятии, но прежде, чем мы начнем его, давайте поприветствуем друг друга. Скажем друг другу такие слова «Я рада видеть тебя….»

    Дети сидят в общем кругу. Психолог просит всех взяться за руки, затем пожимает руку соседа справа и просит его передать импульс рукопожатий по кругу. После того как волна рукопожатий возвращается в начало круга, психолог спрашивает, может ли группа передать импульс быстрее. Дети пробуют еще раз.

    Психолог: Ребята, возьмитесь за руки и передайте импульс своему соседу, легким пожатием за руку. И так по кругу.

    Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.)

    Психолог: Левую руку сложите в кулак, большой палец оставьте в стороне, кулак разведите пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение левой и правой рук.

    Психолог: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

    Ребята по кругу называют имя соседа сначала слева, затем справа.

    Цель: ориентировка в пространстве.

    5. Упражнение «А что потом….»

    Цель: ориентировка во времени.

    Игра проводится с мячом. Ребенку, бросается мяч с вопросом, например: понедельник, а потом….

    Ребенок отвечает и возвращает мяч.

    6. Глазодвигательное упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием».

    Цель: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

    Цель: развитие концентрации внимания.

    На доске крепится квадрат с расчерченным на нем девятиклеточным игровым полем 3Х3. Психолог объясняет ребятам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" — центральная клетка игрового поля. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" в конце игры сказать, где она «присела».

    8. Упражнение «Четвертый лишний»

    Цель: учит группировать предметы по свойствам, тренирует внимание, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различий предметов. Обогащает знание об окружающем мире. Развивает логическое мышление.

    Сначала упражнение выполняют дети все вместе, затем закрепляют индивидуальным заданием в рабочих тетрадях.

    9. Работа в рабочих тетрадях. Выполнение самостоятельной работы на закрепление материала. Ребята, получают тетради с заданием. После выполнения задания психолог подводит итог, проделанной работы. 2-3 ребят предлагают свои варианты ответов.

    10. Дидактическая игра «Анонимы». Каждому ребенку раздается карточки с анонимами. Психолог зачитывает задание. Дети заполняют игровое поле.

    Ребята становятся в круг и по очереди говорят: что нового узнали, чему научились, что было нелегко. Затем берутся за руки и говорят друг другу «до свидания».

    kopilkaurokov.ru

    Конспект комплексного занятия у детей с умственной отсталостью I года обучения

    Конспект комплексного занятия у детей с умственной отсталостью I года обучения

    Цель: учить детей различать и правильно называть овощи.

    Коррекционно – образовательные: расширять знания детей об овощах; формировать представления о количестве (один, много); знакомить с геометрической фигурой: круг; учить согласовывать существительное с прилагательным; учить выделять цвет в овощах; упражнять в классификации по цвету; закрепить цвета: красный, желтый, зеленый;

    Коррекционно – развивающие: развивать артикуляционный аппарат, звукопроизношение; развивать наглядно – действенное мышление; развивать внимание; развивать зрительное восприятие;

    Коррекционно – воспитательные: воспитывать интерес к играм; воспитывать желание помогать другим.

    Оборудование: корзинка, муляжи овощей; маленькие ящики трех цветов: красный, зеленый, желтый; черная ткань (грядка);

    Словарная работа: огород, репка, лук, помидор, огурец, перец, капуста, редис, свекла, круглый, корзинка, красный, желтый, зеленый.

    I. Организационный момент

    Дефектолог незаметно стучит.

    Дефектолог: Ребята, слышите, кто – то стучится в дверь.

    Дефектолог открывает дверь и заносит куклу Машу с корзинкой и овощами.

    Кукла Маша здоровается с ребятами.

    II. Вводная часть

    Дефектолог: Маша, а что ты принесла? Дефектолог говорит от имени куклы.

    Кукла: Я принесла корзинку. Не знаю, что в ней лежит. Кукла садится на стульчик.

    III. Основная часть

    Дефектолог: Что я держу в руках?

    Дети: Корзинку. Если дети затрудняются ответить, педагог отвечает сам, затем хором и индивидуально проговаривает с детьми. Дети садятся на стульчики.

    Дефектолог: Давайте, посмотрим, что здесь лежит.

    Дидактическая игра «Назови, что взял»

    Ход игры: ребенок достает муляж овоща, называет его и определяет цвет. После кладет в корзину. В конце игры педагог закрепляет хором названия овощей и их цвет.

    Дефектолог: Назовите одним словом (Овощи).

    Дефектолог: Сколько овощей в корзине?

    Дефектолог: Где растут овощи?

    На ковре на черной ткани лежат муляжи овощей.

    Дидактическая игра «Собери овощи с грядки»

    Ход игры: дефектолог показывает, затем дети по очереди раскладывают в три ящика (желтый, красный, зеленый) овощи.

    — Сколько овощей в желтом ящике?

    — Сколько в красном/зеленом ящике овощей?

    Дефектолог: Правильно! Хвалит за правильное выполнение каждого ребенка.

    Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

    Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

    Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

    Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

    Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

    В баночку кладём и пробуем.

    Дефектолог: Возьмите с корзинки один круглый овощ.

    Дефектолог: Сколько ты взял овощей?

    Дефектолог: Какой формы твой овощ?

    Ребенок: Круглой. Ребенок должен правильно согласовывать существительное (овощ) с прилагательным (капуста круглая, помидор круглый, репка круглая)

    Дефектолог: хорошо, молодец!

    Дефектолог: положи овощ в корзинку. Сколько ты положил овощей?

    Дефектолог: сколько овощей в корзине?

    Дефектолог: Маша, теперь ты знаешь, что было у тебя в корзине.

    IV. Заключительная часть

    — Кто к нам приходил в гости?

    — Что приносила Маша?

    — Какие овощи приносила Маша?

    — Сколько было овощей?

    — Маша на обед нам приготовила салат из капусты.

    — Какой цвет у капусты?

    — какой она формы?

    Игры с использованием авторских вязаных игрушек в работе с дошкольниками с умственной отсталостью Вязаные пособия оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей, развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на.

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с ЗПР по развитию речи для детей III года обучения (6–7 лет) Тема: Составление рассказа из личного опыта на тему «Моя комната» по плану и схеме. Составила: учитель-дефектолог Тасенко С. А. Приоритетная.

    Конспект НОД для детей с умственной отсталостью. «Зайчик в гостях у малышей» Цель занятия: Изготовление морковки для зайчика из пластилина. Задачи: Образовательные: Формировать представление о диких животных. Продолжать.

    Конспект НОД по развитию речи для детей второго года обучения «Путешествие в лес» Программное содержание: Проверить знания детей о диких животных и их детенышах. Продолжать учить загадывать и отгадывать загадки, описывать.

    Конспект занятия для детей средней группы с ЗПР и умственной отсталостью по лепке из космического песка «Пасхальные куличи» Конспект занятия для детей средней группы с ЗПР и умственной отсталостью по лепке из космического песка «Пасхальные куличи» Цели: Закреплять.

    Коррекционно-развивающая программа для детей 2 класса с умеренной умственной отсталостью Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

    Локальный акт о специальной индивидуальной образовательной программе для детей с умственной отсталостью Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом (протокол №1 от 29.08.16г). «Утверждаю» Директор школы ___ Л. А. Минькова.

    НОД по чтению художественной литературы «В гостях у сказки «Колобок» для детей с умственной отсталостью легкой степени Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ.

    Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с умеренной умственной отсталостью На современном этапе развития значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Проблемы.

    www.maam.ru

    Коррекционно-развивающая программа Формирование произвольной регуляции у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Формирование произвольной регуляции

    у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Данная программа направлена на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь, произвольности.

    Программа применима для работы с группой младших школьников с умственной отсталостью, а также для индивидуальной работы.

    Предпросмотр страницы №1

    Формирование произвольной регуляции

    у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Теоретической основой программы являются результаты научных исследований Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, которые рассматривают произвольность психической активности, как «модулирующую» все развитие ребенка.

    Функция произвольности является базовой для осуществления любого вида продуктивной и учебной деятельности, поскольку обеспечивает регуляцию всех психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и поведенческих реакций, она же является необходимой основой формирования внимания.

    Структура произвольности психической активности согласно Семаго Н.Я., Семаго М.М.: первый уровень — произвольность двигательной активности (моторики); второй уровень — произвольность регуляции ВПФ; третий уровень — произвольность эмоциональной регуляции.

    При формировании регуляции психической активности действует принцип: дефицитарность, недостаточность предыдущего уровня или подуровня непреложно влечет за собой и недостаточную сформированность всех последующих «вышележащих» компонентов системы. Таким образом, при достаточной сформированности регуляции двигательной активности и недостаточности функции программирования и контроля работу необходимо начинать со второго уровня.

    Среди младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) широко распространены трудности произвольной регуляции психической активности. Внешне эти проблемы проявляются по-разному: одни дети слишком активны, неусидчивы, несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно; другие – несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованны и рассеянны, не могут успешно следовать указаниям учителя, не выслушивают до конца задание, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения. Объединяют тех и других трудности организации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия. Наличие данных особенностей предопределяет трудности в усвоении знаний на уроках и позиции школьника, в успешности школьного обучения и взаимодействия в целом. Причинами является ярко выраженная дефицитарность развития произвольной регуляции на уровне функций программирования и контроля деятельности, при этом следует учитывать незначительные особенности и недостаточность предыдущего уровня — регуляции двигательной активности. В младшем школьном возрасте это приводит к феноменам трудностей освоения ребенком базового школьного компонента, а также дезадаптации в целом.

    www.prodlenka.org

    Рабочая программа по логопедии для специального коррекционного класса (умеренная умственная отсталость)1уровень

    Просмотр содержимого документа

    «рабочая программа по логопедии для специального коррекционного класса (умеренная умственная отсталость)1уровень»

    Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

    «Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».

    Зам. директора по УВР

    «___» __________2016 г.

    от « __»______2016 г.

    Коррекционно-развивающее занятие ЛОГОПЕДИЯ___

    Учитель ___Карп М.А.___________

    I четверть 16 час

    II четверть 15 час I полугодие 31 час

    III четверть 16 час

    IV четверть 15 час II полугодие 31 час

    Составлена на основе:

    Адаптированной основной общеобразовательной программы начального и основного общего образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в специальных коррекционных классах для детей с умеренной умственной отсталостью отводится 2 часа в неделю. Дети данной категории, вследствие системного нарушения речевого развития, испытывают стойкие трудности при усвоении школьной общеобразовательной программы.

    Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Воздействуя на все стороны развития и личность ребенка, активно вовлекая в коррекционный процесс педагогов и родителей, учитель-логопед добивается высокой и устойчивой результативности.

    При данной речевой аномалии, у детей страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

    Типичным, в картине системного нарушения речи у таких детей, является позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Уровень развития речи соответствует первому и второму уровням речевого развития по Р.Е. Левиной.

    Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Для этих школьников характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания (недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания), памяти и интеллекта.

    Поскольку при умеренной умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

    Программа состоит из следующих разделов:

    — коррекция фонематических процессов;

    — коррекционная работа на лексическом уровне;

    — коррекционная работа на синтаксическом уровне;

    — совершенствование связной речи.

    1) Коррекция звукопроизношения.

    Выработка чётких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке звуков происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения, имеющие, в виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.

    Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связной речи происходит с помощью сопоставления изучаемых звуков, выводов о сходстве и различии между ними и артикуляционном укладе, их артикулирования и звучания.

    Дифференциация поставленных звуков в случаях дефектов произношения в виде замен или смешения звуков предусматривает работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами. Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. Это обеспечивает основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.

    2) Коррекция фонематического слуха.

    Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза. С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

    3) коррекционная работа на лексическом уровне.

    Дети учатся понимать простейшие случаи многозначности слов, как существительных (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у ёлки), так и глаголов (идёт человек, слон, поезд, автобус, дождь, снег). Внимание их привлекается к смысловым оттенкам слов; словам с противоположным значением и близкими по значению.

    Употребление слов в точном соответствии со смыслом идёт через воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм слова путём: сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа с окончаниями И, Ы, А (куски, кусты, стулья, письма); различных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон), согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени единственного и множественного (поёт Валя, поют дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка) при помощи картин. Словарная работа направлена, прежде всего, на расширение запаса синонимов и антонимов («Подберите слова, близкие, похожие по смыслу» или из сказки «Лиса и Петух»: Петух был смелый, он не испугался лису. А зайчик? Какой был зайчик? (робкий, трусливый, боязливый, несмелый).

    Работа над короткими словами со стечением согласных идёт по определённой системе: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук. В анализ и синтез включают слова со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двусложные с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторые трёхсложные (канава), происхождение которых не расходится с написанием. Кроме того, вводятся упражнения в преобразовании слов путём замены отдельных звуков (лук – сук; мак – рак).

    Работа над словами со сложной звукослоговой структурой идёт путём деления слов на слоги. В качестве зрительной опоры используется при этом схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначены слова, короткими – слоги. Из полосок составляют (или записывают мелом на доске) схемы односложных, двусложных и трёхсложных слов. Проводят разнообразные упражнения для формирования навыка деления слов на слоги. Затем дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных трёхзвуковых (типа мак) и двусложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы. Теперь в схемах обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.

    4) коррекционная работа на синтаксическом уровне;

    Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения ведётся работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях, даются задания, в которых дети исправляют ошибки логопеда. Приёмы работы над предложением разнообразны и соответствуют основному правилу – от простого к сложному. Введение понятия «предложение», составление предложений по схемам, подбор схем к предложениям, определение количества слов в предложении. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем предложения усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых дети составляют предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой. Созданию оживлённой и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом. Обязательным условием при выборе принципов и приёмов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

    Вместе с тем происходит формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

    5)совершенствование связной речи.

    Вся работа строится на наблюдении и практике речи. Дети учатся правильно строить простые распространённые предложения: наблюдать связь в словосочетаниях и предложениях; распространять предложения второстепенными и однородными членами.

    Уточнение значений простых и сложных предлогов происходит через составление простых распространённых предложений с предлогами на, у, в, под, над, с, со, по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы.

    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

    Учащиеся должны знать:

    Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

    Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.

    Лексико-грамматический строй речи.

    Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания.

    Предложение и связная речь.

    Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль.

    Учащиеся должны уметь:

    Выделять из текста предложение, слово;

    Различать на слух парные согласные;

    пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;

    согласовывать слова в словосочетании и предложении;

    — пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;

    составлять рассказ по картине, по вопросам, по опорным словам;

    Календарно-тематическое планирование занятий по логопедии в ССК 1 уровень

    multiurok.ru

    Развивающие занятия для детей

    Развивающие занятия для детей не только полезны, но и очень интересны для них. Как правило, они проходят в виде игры, в которую ребята включаются с огромным удовольствием. Для родителей же это не только совместное времяпрепровождение с ребенком, но и помощь ему в развитии и познании нового.

    Важность развивающих занятий

    О том, как важно развивать своего малыша с самого раннего возраста, знают практически все родители. Ведь правильное его развитие – это успешный старт в дальнейшей жизни.

    В этом нелегком деле не стоит надеяться только на детский сад, взрослым следует заниматься с крохой и дома.

    Мамы и папы стараются сделать все для того, чтобы их ребенок вырос умным, успешным и целеустремленным человеком, который умеет добиваться поставленных перед собой целей. И они делают очень правильно, ведь наибольшую способность усваивать новое головной мозг имеет в период с момента появления на свет и до 6 лет. Именно в этом возрасте малыш сможет запомнить наибольшее количество новой для него информации.

    Преимуществ занятий с ребенком дома множество:

  • График можно подстроить под своего малыша, ориентируясь на то время, в которое он способен заниматься. Вы легко можете учитывать темперамент, интересы, режим дня вашего чада.
  • Занимаясь с малышом дома, вы можете использовать какие-то свои стишки, речевки или другие ритуалы, которые будут эмоционально настраивать ребенка на занятие.
  • Как правило, дома всегда находится под рукой все необходимое для занятий, ведь для них нужны не только бумага и карандаши. Вы можете использовать игрушки и мебель, сделать пособия из подручных материалов. Ваш малыш сам сможет подсказать вам, как использовать то, что ему наиболее интересно.
  • Занятия с крохой дома – это бюджетный вариант. Вам не нужно при этом тратить огромные деньги на посещение развивающих центров.
  • Время, которое вы проведете со своим ребенком вместе – бесценно. Все его успехи, новые знания и умения – это будет результатом вашего непростого труда.
  • Все эти преимущества занятий дома, несомненно, являются очень важными. Однако развивающие занятия с детьми проводятся еще и в детском саду.

    Целью занятий в саду является возможность педагогов передать свои знания, умения и навыки детям. И они должны выполнять три задачи: образовательную, воспитательную и развивающую.

    Все занятия построены согласно программе ДОУ, которая определяется руководством и имеет конкретную структуру. Это является отличием от занятий дома, где вы в свободной форме проводите свое время и учитываете желание ребенка заниматься в определенный момент.

    Важным моментом в организации занятий в саду является то, что проводит их профессионал.

    Педагог учитывает все психологические и возрастные особенности ребенка определенного возраста и сможет предоставить ему информацию в том виде, в котором малыш способен ее принять.

    Занятия построены с учетом того, что должен знать и уметь ребенок определенного возраста. Педагоги стараются максимально проработать весь необходимый материал для того, чтобы каждый ребенок в группе смог его усвоить.

    В детском саду дети могут получить такие навыки, которые не всегда бывают проработаны родителями дома. Например, навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Ребята учатся работать в коллективе, что в домашних условиях практически невыполнимо.

    Занятия с ребенком до года

    Раннее развитие детей в настоящее время стало очень популярно. Его начинают уже в первые месяцы жизни. Существует множество разных методик, по которым можно заниматься с детками с рождения. Родителям следует познакомиться с ними, но совсем не нужно строго следовать только какой-то одной. Вы можете выбрать из них только то, что приходится по душе вам и подходит вашему крохе.

    Дети в возрасте до года обычно ориентируются на чувства, но заниматься и научить их чему-то вполне возможно. Занятия в этом возрасте способствуют психомоторному развитию. Оно оказывает помощь вашему чаду в физическом и интеллектуальном развитии.

    Чтобы занятия принесли пользу, не следует перегружать ими малыша. Не проводите длительные по времени занятия и не требуйте продолжения, если кроха отказывается.

    Ваше фанатичное желание дать детям глубокие знания может быть для них опасным. Не следует забывать об этом. Рассмотрим примеры занятий с малышом до года.

    Изучение букв и цифр

    Вам потребуется сшить из фактурного и яркого материала (подойдут фетр, бархат, махровая ткань) большие цифры и буквы, размер которых – приблизительно с ладошку взрослого. Они должны получиться в форме подушек, имеющих различные наполнители: крупы (манка, рис, фасоль), вата, бумага, опилки, шарики из пенопласта.

    Предлагайте ребенку по одной букве или цифре, постоянно четко проговаривая ее название. Малыш будет знакомиться со счетом и алфавитом, будут развиваться мелкая моторика рук и восприятие различных цветов (при ощупывании этих букв).

    Заниматься можно начинать уже с первых месяцев жизни. Поначалу вы можете вкладывать учебный материал в ручку крохи несколько раз в течение дня. Когда малыш подрастет, то можно выкладывать его на коврик, раскладывая возле него подушечки. Это послужит стимулом и для физического развития крохи. Чтобы он смог достать понравившуюся букву, будет необходимо до нее дотянуться – или даже подползти к ней.

    Игра с манной крупой

    Для проведения этого занятия вам не нужно ничего готовить специально. Необходимо просто посадить кроху на пол и поставить перед ним поднос или расстелить клеенку. Теперь ровно насыпьте манную крупу, и пусть малыш начинает рисовать пальчиками. Он может рисовать, ощупывать ее, пересыпать из ручки на поднос – и даже попробовать на вкус.

    Карточки методики Глена Домана

    Занятия с карточками не нужно начинать прямо с рождения, стоит дождаться 9-ти или 10-ти месяцев. Суть методики в том, что ребенку показывают карточки с разными конкретными изображениями (лучше одной группы – например, домашние животные, дикие животные, посуда, мебель и так далее), буквами, цифрами, четко проговаривая название каждой из них.

    Демонстрация одной карточки должна занимать несколько секунд. Когда вы покажете малышу все карточки, предложите ему поиграть в подвижные игры, уделяя внимание физическому развитию. Заниматься можно несколько раз в течение дня.

    Рисование по методике Марии Гмошинской

    Для начала занятий по этому методу требуется умение ребенка хорошо сидеть. Для создания шедевра можно пользоваться пальчиками, ладошками и даже ступнями крохи. Вам будет необходим большой ватман или рулон старых обоев, а также яркие безопасные краски (лучше покупать такие, которые не нужно разводить водой), контейнеры для них, клеенка. Ее нужно будет подстелить, чтобы не испачкать пол.

    Посадите малыша на расстеленную на полу клеенку, положите перед ним ватман и поставьте контейнеры с красками. Вам необходимо один раз показать ему, что необходимо делать. Подайте ему пример, обмакнув палец в краску и нарисовав что-то. Дальше кроха будет действовать самостоятельно.

    Не пытайтесь учить ребенка рисовать, не требуйте от него повторять за вами. Дайте ему возможность воспроизвести то, что он желает.

    Пусть он использует те части тела, которые хочет, выбирает цвета, понравившиеся ему больше всего. Такое рисование способствует творческому, сенсорному и психоэмоциональному развитию крохи и мелкой моторики руки.

    Оказывают положительное воздействие на физическое развитие малыша, улучшают работу вестибулярного аппарата, способствуют развитию ориентации в пространстве. Занятия можно проводить с трех месяцев.

    Для начала попробуйте легкие покачивания на мяче, положив ребенка на живот. Можно выполнить такие же покачивания, положив кроху на спинку. В следующем упражнении вам будет необходимо положить дитя на мяч и слегка нажимать рукой на попу или животик – в зависимости от того, как он на нем лежит. Мячик должен начать пружинить.

    Упражнение «Попрыгунчики» следует выполнять, зажав мяч между ног. Поставьте ребенка на мячик и, придерживая его за спинку, научите его прыгать на нем. Такие занятия обычно проходят очень весело и нравятся грудничкам. Можно проводить и много других упражнений.

    Упражнения с различными мячиками

    Для развития слуха подойдут мячики с различными колокольчиками внутри. Мячики с шипами стимулируют развитие мелкой моторики руки, а также с их помощью можно сделать легкий массаж ступней малыша. Тканевые мячи помогут сформировать хватательный навык.

    Для проведения такой игры наполните наполовину одну бутылку водой, а вторую – какой-либо крупой. Можно использовать рис, горох или гречку. Теперь плотно закройте пробки и дайте их малышу. Пусть он трясет их, переворачивает, делает все, что угодно. Такие игры способствуют развитию слуха, зрения, внимательности.

    Используйте в играх с ребенком до года прищепки, музыкальные игрушки, пирамидки, кубики, погремушки. Все они оказывают положительное воздействие на развитие вашего чада.

    Развивающие занятия для детей

    С того момента, как ребенку исполняется 1 годик, уже можно начинать усложнять задания для него. Развивающие занятия должны быть направлены на развитие речи, слуха, зрения и памяти малыша, его способности мыслить логически, быть очень внимательным, знакомиться с окружающим миром, развивать мелкую моторику. Вы можете содействовать физическому и интеллектуальному развитию крохи.

    Можно выделить следующие варианты.

    Рисование с помощью пальчиков

    Такой способ рисования подходит для еще совсем маленьких детей. Он оказывает помощь в развитии мелкой моторики, сенсорной чувствительности, художественного мышления, прививает любовь к изобразительному искусству. Годовалый малыш рисует на листе короткие линии, завитушки, ставит точки. Уже вполне можно начинать рисовать с ребенком настоящие картины. Например, нарисовав на листе картона синего цвета белые точки, вы получите вечерний снегопад.

    Таким же образом можно нарисовать капли дождя, которые падают из тучки на землю, цветочки на зеленом поле, звезды на небе. Постепенно рисунки малыша станут сложнее, на них будут появляться домики, солнышко, растения, животные, семейные портреты. Важное правило: используйте только краски для пальчикового рисования, так как они не навредят малышу, даже если он решит попробовать их на вкус.

    Кинетический и живой песок

    В настоящее время такие игры становятся все популярнее. Кинетический и живой песок очень похожи по тактильному восприятию, однако цвет и состав у них разные. Оба вида песка являются безопасными и нетоксичными.

    Кинетическим называют песок, который на 98% состоит из натурального песка, а 2% силикона являются связывающими его компонентами. Такой песок является влагоустойчивым, его можно мыть и хранить практически везде.

    Живой песок отличается от кинетического составом и свойствами. Он состоит из ракушечника, эфирных масел и небольшого количества связывающих компонентов. Его необходимо беречь от влаги и прямых солнечных лучей. При попадании в воду он растворится. Обязательно хранить его в контейнере, не закрывая при этом крышку. Необходимо давать ему возможность «дышать».

    Детям очень нравится возиться с песком, из него они лепят куличики и тортики для своих игрушек, строят крепости и разнообразные фигуры. В качестве песочницы используйте удобный для ребенка контейнер. Он должен быть достаточно широким и иметь довольно высокие бортики, чтобы вам не приходилось потом убирать его с пола в больших количествах.

    Для развивающих занятий можно использовать и бросовый материал. Для этой игры потребуются картонные трубочки от туалетной бумаги, шарики, которые будут свободно проходить в эти трубочки, и лист плотного картона.

    Скрепите между собой трубочки и сделайте из них длинный туннель – с поворотами и зигзагами. Из двух листов плотного картона сделайте устойчивую стойку, к ней нужно будет прикрепить ваш туннель. А теперь попросите малыша опустить шарик в туннель сверху. Пусть он понаблюдает, как шарик появится снизу. Такой игрой можно надолго занять годовалого кроху.

    Игры с бельевыми прищепками

    Такие занятия отлично развивают мелкую моторику рук. Вариантов игр с ними можно придумать множество. Для начала нужно объяснить и показать малышу, как нужно держать, способы крепления к чему-либо. После этого можно начинать игру.

    Можно предложить ребенку различные заготовки из картона и попросить его с помощью прищепок закончить образ. Например, это может быть силуэт ежика, к которому ребенок крепит иголки. Таким же образом можно сделать елочку, солнышко и много других интересных поделок.

    Можно сделать легкий массаж для пальчиков малыша, прикрывая прищепки на его пальчиках. Соблюдайте осторожность, прищепки не должны причинять детям боль.

    Можно предложить представить прищепку каким-либо животным, которое очень хочет кушать. Когда раскроется прищепка, животное будет открывать свой рот. Накормите вашу собачку, тигра или рыбку. В качестве корма используйте сухую фасоль, макароны, пуговицы или любые другие мелкие предметы. Внимательно смотрите за тем, чтобы малыш не потянул их в рот.

    Штампы для рисования

    В возрасте от года до двух лет уже можно показать ребенку, как создать шедевр с помощью штампов. Для их изготовления можно использовать самые разные предметы, овощи и фрукты.

    Вы можете использовать для этих целей картофель, разрезав его пополам, морковь, катушки от ниток, фигурные крышечки от баночек – в выборе необходимого вам поможет ваша фантазия. Краски надо разбавить водой – до консистенции сметаны. Покажите малышу, как обмакивать штамп в краску и ставить печать на листе бумаги. Дети надолго увлекутся таким интересным занятием.

    В годовалом возрасте можно начинать делать с малышом простейшие аппликации. Покажите малышу, как можно отрывать от салфетки маленькие кусочки и прикладывать их к листу картона, смазанному клеем. На картоне вы можете заранее нарисовать какой-либо предмет или животное. Наклеивайте салфетки на него.

    Игры и рисование песком

    Для этой игры смешайте песок и какую-либо крупу, можно взять рис или гречку. Постелите на пол клеенку и посадите на нее малыша. Поставьте перед ним поднос со смесью и покажите, как можно рисовать на нем.

    В дальнейшем у крохи должна быть полная свобода действий. Он может рисовать, пересыпать, насыпать в формочки, брызгать водичкой. Такие игры хорошо развивают сенсорную чувствительность и помогают развивать мелкую моторику.

    Игрушка, которая очень нравится детям. Помогает в развитии мелкой моторики.

    Песенки и игры по методике Железновых

    С помощью этих музыкальных игр вы сможете развивать у малыша музыкальный слух, чувство ритма. Эти песенки оказывают хорошую помощь в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка, способствуют развитию речи. Они помогают вырабатывать уверенность в себе и способствуют формированию навыка моментально реагировать на ситуацию и слова, которые произносит взрослый.

    Выбирая каждый день по 3-4 песенки для занятий, вы сможете порадовать и развеселить ваше чадо, при этом успешно развивая его.

    В возрасте 2-3 лет необходимо уделять большое внимание не только развитию интеллекта малютки, но и его физическому развитию. Занятия с малышом можно проводить не только дома, но и на прогулке. Не следует забывать о том, что всю информацию, которую вы хотите преподнести крохе, следует давать в форме игры.

    Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он этого не хочет. Лучше продумайте, как провести развивающее занятие в игровой форме, которая будет интересна именно ему.

    Чтобы разнообразить свою деятельность с детьми раннего возраста, вы уже можете начинать пробовать проводить комплексные занятия, которые подразумевают смену видов деятельности.

    Развиваем мелкую моторику и сенсорную чувствительность

    Очень полезны для этого игры с различными предметами. Это могут быть пуговицы, бусины, кнопки, молнии, мелкие камешки, ракушки, природный материал. Малыш может перебирать их, учиться нанизывать на нитку, застегивать и расстегивать, складывать в небольшую баночку. Сам ребенок сможет найти много разных вариантов игры со всеми этими сокровищами. В этом ему помогут:

  • Вкладыши и сортеры.
  • Игры с макаронами и крупами. Сортируем, пересыпаем из емкости в емкость, используем для поделок, складываем рассыпанное в какую-либо посуду с помощью ложки.
  • Песочница с кинетическим или живым песком.
  • Игры с различными конструкторами, пазлами, мозаикой.
  • Учимся готовить вместе с мамой несложные блюда – салаты, бутерброды, выпечка.
  • Пальчиковые игры и театр.
  • Развитие воображения с помощью творчества

    Вы можете предложить своему ребенку:

  • Рисование – пальчиковое, акварельными красками, гуашью, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами и ручками. Используйте нестандартные способы: кляксы, нитки, штампы, выдувание капель краски и прочее.
  • Поделки из пластилина или теста.
  • Поделки из природных или подручных материалов (крупы, макароны, шишки, гербарий, картонные коробки, газеты, ячейки от яиц и многое другое).
    • Аппликации из уже вырезанных фигур, кусочков цветной бумаги. Объемные аппликации из круп, макарон и ваты.
    • Уже можно начинать учить кроху вырезать ножницами по прямой линии, по линиям с плавным закруглением, пусть ребенок создает сложные фигуры. Необходимо это делать под строгим контролем взрослого. Следите за тем, чтобы ребенок учился соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.
    • Используйте шаблоны для рисования. В качестве них могут быть использованы и подручные средства – например, можно нарисовать круг с помощью стакана.
    • Физическое развитие, ловкость

      Предложите следующие упражнения:

    • Ходьба с препятствиями в виде кривой дорожки, бревнышек, подъема и спуска с горки, различных кочек.
    • Бег – с препятствиями, по оговоренному маршруту. Салки, хвостики, догонялки.
    • Различные игры с мячом, подкидывание, забрасывание в цель, перекатывание.
    • Прыжки в различных играх (через препятствия).
    • Лазание по шведской стенке, лестницам, на уличных площадках, по дивану, по туннелям.
    • Занятия танцами хороводы.
    • Прятки, жмурки.
    • Веселые зарядки в игровой, стихотворной форме.
    • Велосипед, беговел, самокат.
    • Развитие речи, обучение чтению, счету

      Сюда входят следующие занятия:

      • Изучаем буквы и цифры, ищем их в окружающей обстановке, на прогулке.
      • Считаем предметы, лесенки при спуске и подъеме, шаги. Учим соотносить число и цифру.
      • Разучивание детских стихотворений.
      • Предлагаем ребенку послушать рассказ, в котором есть ошибки. Его задача – с помощью наводящих вопросов по необходимости указать на нее и продолжить рассказ.
      • Загадки. Поиск предметов, подходящих под заданное описание.
      • Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов, прослушивание аудиосказок, просмотр диафильмов.
      • К ним относятся:

      • Игра «Дочки-матери», в которой ребенок учится ухаживать за кем-либо. В качестве объектов игры могут выступать куклы, мягкие игрушки, а у мальчиков – даже машинки.
      • Игры, связанные с определенными профессиями. Это может быть «Магазин», «Доктор», «Пожарный», «Парикмахер», «Полицейский» и прочие.
      • Игры с различными видами транспорта: «Автобус», «Гонки», перевозка грузов, «Специальные машины», «Гараж» и так далее.
      • Развитие памяти, логики, внимания

        Это игры, направленные на запоминание основных цветов, форм, объемов:

      • Дидактические игры с карточками: найди лишний предмет, отличия, чего не хватает, что поменялось, у кого какой дом, найди пару, найди похожий предмет, кто чем питается.
      • Продолжаем простые последовательности из кубиков, бусинок.
      • Распределяем кубики по цвету, форме.
      • Начинаем учить малыша играть в домино, лото.
      • Пазлы и разрезные картинки.
      • Поиск в доме предметов определенной формы или цвета.
      • Знакомство с окружающим миром

        В арсенал мамы должны входить следующие занятия:

      • Моя семья: родственные связи, поиск и узнавание на фото, рассказы о каждом члене семьи, различные виды общения – прямой контакт, телефон, видеозвонки.
      • Животные и их детеныши, где они живут, чем питаются, произносимые звуки, внешний вид. Использование различных источников информации – иллюстрации, презентации, фильмы, сказки.
      • Знакомимся с календарем, временами года и их признаками, рассказываем о различных погодных явлениях, просим малыша рассказать о том, какая погода на улице.
      • Начинаем вводить понятия «год», «месяц» и «неделя», «дни недели». Беседуем о праздниках, которые наступают.

      • Ухаживаем за растениями – комнатными и на улице (дача, огород).
      • Сделайте с ребенком кормушку для птиц и регулярно подкармливайте их. Называйте ребенку птиц, прилетающих покормиться, а также тех, которых вы встречаете во время прогулки.
      • Расскажите ребенку о свете и тени, покажите ему настоящий «театр теней».
      • Познакомьте кроху с различными понятиями, научите, как измерить высоту, вес, ширину, длину.
      • Играйте в театр. Поставьте вместе с ребенком кукольный, настольный или пальчиковый спектакль, а затем покажите его близким.
      • Расскажите малышу о разных городах, странах, космосе, планетах.
      • Поиграйте в противоположности: съедобное и несъедобное, тяжелое и легкое, длинное и короткое, холодное и горячее – и так далее.
      • Приучайте кроху помогать взрослым: вместе с ним помойте пол, посуду, подметите, протрите пыль. Пусть у него будет для этого свой необходимый инвентарь: тряпочка, веник, губка, маленькое ведерко с водой.
      • Устройте дома веселую лабораторию, показав малышу простые опыты и эксперименты. Понаблюдайте, как растворяются в воде сахар и соль, краски, расскажите о том, что не все вещества могут растворяться. Проведите опыты с разными состояниями воды: твердым, жидким, газообразным. Сделайте вместе с малышом лед, превратите его обратно в воду, а затем в пар.
      • Разговаривайте о разных предметах дома и на улице, объясняйте, для чего они нужны.
      • Помните о том, что ребенок только познает мир. Для него сейчас каждое явление, которое покажется взрослому пустяковым – это настоящее открытие.

        Любознательность детей 3-4 лет безгранична. Им интересно все, что их окружает. Они стремятся узнать, как и что происходит, изучить свойства различных предметов, сравнить их с другими, найти общее и различное между ними. Самой важной задачей для родителей в этот период является поддержка малыша в его начинаниях. Необходимо не упустить возможность сформировать положительное отношение к обучению, поощрять познавательную активность крохи.

        В этом возрасте ребята уже вполне самостоятельны, они многому научились и приобрели достаточный багаж знаний. Сейчас у них идет активное развитие логического мышления, развивается умение устанавливать причинно-следственные связи. Именно в этом возрасте закладываются основы для формирования личности крохи, поэтому всестороннее развитие так необходимо.

        Хорошим подспорьем для родителей может оказаться книга под редакцией Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 3-4 лет». В ней можно найти много готовых конспектов для успешного развития вашего малыша в различных направлениях.

        Занимаясь с детьми этого возраста, вы обязательно должны обращать внимание на развитие речи, мелкой моторики, логического мышления, творческих способностей, знакомство с элементарными математическими представлениями, окружающим миром, музыкальное развитие. Обращайте внимание на следующее.

        www.o-krohe.ru