Коррекционное занятие для ребенка с аутизмом

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

infourok.ru

для родителей и педагогов

АУТИЗМ: коррекция аутизма, АВА терапия

Занятия по ABA-терапии провожу я, детский психолог, Наталия Компанец:

  • кандидат психологических наук,
  • поведенческий аналитик (АВА-терапия для детей с аутизмом)
  • практический детский психолог с богатым опытом работы в индивидуальном консультировании (23 года стажа),
  • Записаться на диагностику аутизма и консультацию можно по эл. почте det.psiholog@gmail.com и телефонам: 050-38-095-38, 093-755-06-29

    Для проведения развивающих коррекционных занятий с детьми с аутизмом необходимым этапом проводится диагностика наличия и степени выраженности аутизма по протоколу ADOS.

    Сегодня во всем мире аутизм считается не болезнью, а расстройством развития. Причин у аутизма настолько много, что до сих пор нет их систематизации. Думаю, что тот человек, который назовет причину детского аутизма и найдет 100 % способ его преодоления, получит Нобелевскую премию. Серьезные исследования проходят в мире, в последнее время — в осоновном генетические. Оказалось, что некоторые случаи аутизма генетически обусловлены.

    Но сегодня есть метод коррекции аутизма, который считается научно доказанным. Это прикладной анализ поведения, или АВА-терапия. Что же такое АВА-терапия? Это — п оведенческая терапия для детей с расстройстовм аутистического спектра по программе АВА построена на том, что любое поведение человека (в том числе игра, сотрудничество с другим человеком, речь, выполнение физкультурных упражнений или учебных действий, истерика, плохие привычки) влечет за собой определенные последствия. Управляя этими последствиями можно коррегировать поведение ребенка.

    Если раньше считалось, что диагноз аутизм необратим, и дети никогда не смогут обычными людьми, то сегодня специалисты всего мира подтверждают обратное: если коррекция начинается вовремя (в 2-3 года), то к подросткововму возрасту ребенок может прийти с минимальными "особенностями коммуникативного развития", как говорят специалисты — "спектром аутизма". И тогда сам диагноз можно снимать.

    Как проходят занятия по АВА-терапии?

    Прежде всего нужно сказать, что АВА-терапия как занятие в кабинете — лишь составляющая часть работы с ребенком. Гораздо больше работы ведут родители дома. Нельзя в кабинете воссоздать каждую ситуацию домашних условий. Потому главная наша работа — это обучить родителей делать так, как мы делаем на занятиях, и применять полученные знания и умения ПОСТОЯННО. Потому на обучение берем детей, родители которых настроены заниматься дома!

    Еще ДО занятий обязательно проводятся:

    • психолого-педагогическая диагностику аутизма и расстройств аутистического спектра, в том числе тестрирование речевых навыков VB-MAPP
    • курс занятий для составления Индивидуальной программы развития навыков и коррекции поведения (минимум — 3 занятия);
    • на остеопатию, краниосакральную терапию для детей с аутизмом (мягкую мануальную коррекцию микродвижений структур мозга, нарушение которых могут быть причиной аутизма), которая применяется во всех ведущих клиниках мира) (по желанию родителей, но результаты АВА-терапии вместе с остеопатией гораздо лучше!)
    • на АВА-терапию — коррекцию поведения и постановку речи детей с аутизмом и другими нарушениями речи и поведения (занятия от одного раза в неделю).

    Сами занятия — это несколько "сессий" выполнения заданий с перерывами для игры с понравившимися игрушками. Иногда ребенок "работает" до получаса, чтобы получить нужную игрушку. Главная наша задача — это "обучение без ошибок", оказание дозированной помощи, организация самостоятельного выполнения заданий.

    Практика показала, что наиболее действенно коррекция проходит, когда соединяются усилия сразу нескольких специалистов: специального психолога, коррекционного педагога, остеопата, реабилитолога. Именно мультидисциплинарная команда, соединяя воедино усилия с родительской заботой и любовью создает условия для успешного продвижения аутичного ребенка в социум. Потому мы стараемся держать связь со всеми специалистами, которые работают с ребенком.

    На консультации детского специального психолога, коррекционного педагога Натальи Компанец можно продиагностировать ребенка, получить навигационную помощь (координаты нужного специалиста и организации), пройти диагностику и лечение при помощи остеопатиии и краниосакральной терапии для аутичного ребенка (заметьте, не в Израиле, а в Киеве и совсем по другим ценам!), получить диагностику и программу работы по АВА терапии.

    Записаться на АВА-терапию или консультацию:

    по эл. почте det.psiholog@gmail.com

    по телефонам: 050-38-095-38 (+Viber), 093-755-06-29

    mir-detej.kiev.ua

    Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

    Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

    Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

    Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

    — недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

    — отгороженность от внешнего мира;

    — слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

    — неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/

    — недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

    — приверженность к сохранению неизменности окружающего;

    — неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

    — однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

    — разнообразные речевые нарушения при РДА;

    — у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

    -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

    -развитие познавательных навыков;

    -ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

    -обучение его простым навыкам контакта;

    -обучение ребенка более сложным формам поведения;

    -развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

    -развитие памяти, мышления.

    Основные этапы психологической коррекции:

    Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

    Примерное тематическое планирование занятий по программе

    Установление контакта с аутичным ребенком

    1 занятие: игра «Ручки»

    Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

    Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

    Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,

    Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас

    Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

    Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

    Старый добрый друг.

    2 занятие: игра «Поводырь»

    Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

    Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

    Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

    3 занятие: игра «Погладь кошку»

    Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

    Игра «Поиграй с куклой»

    Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

    Усиление психологической активности. Развитие восприятия

    4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

    Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

    Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

    Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

    Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!

    А теперь пойдем налево! Раз, два, три!

    Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!

    Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!

    Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!

    И легонечко привстанем! Раз, два, три!

    Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!

    Повертим над головой!! Раз, два, три!

    И потопаем ногой! Раз, два, три!

    5 занятие: игра «Найди место для игрушки»

    Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

    Игра «Собери фигурки»

    Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

    Развитие аналитико-синтетической сферы

    6 занятие: Таблица Равенна

    Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

    Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

    Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

    7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

    Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

    Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

    8 занятие: Запомни слова

    Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

    Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

    Игра «Найди отличия»

    Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

    Развитие речевого общения

    9 занятие: Позови мячом

    Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

    Игра «Закончи фразу»

    Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

    Развитие личностно – мотивационной сферы

    10 занятие: игра « Моя семья»

    Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

    Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

    11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть»

    Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

    Развитие подвижно – ролевой игры

    12 занятие: игра «Обезьянка-озорница»

    Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

    Развитие подвижно – соревновательных игр

    13 занятие: игра «Строим домик для друзей»

    Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда — нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

    Игра: «Самый ловкий»

    Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

    1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.

    2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.

    3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.

    4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

    5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.,2003.

    6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

    Горкун Юлия Викторовна, педагог-психолог

    lizaveta-ella.ru

    Индивидуальные занятия с особыми детьми в Москве

    Мы разработали серию индивидуальных занятий для работы с особыми детьми:

    Программа направлена на устранение проблемного поведения у ребенка с нарушениями развития.

    На наших консультациях мы часто сталкиваемся с тем, что причина многих нарушений (речевых, эмоционально-волевых, психофизических и т. д.) кроется в нарушениях поведения детей.

    Все чаще родители жалуются на то, что дети стали неуправляемыми. У многих детей возникают проблемы связанные с едой, сном и приучением к горшку. Нередки случаи, когда дети игнорируют родителей, не понимают инструкций, не соглашаются ни на какие условия и постоянно требуют чего-то сами, причем часто это сопровождается криками, агрессией.

    Многие родители не знают, как привить детям базовые жизненные навыки: умение самостоятельно принимать пищу, засыпать, умение владеть собой, уважение к другим людям и готовность к совместной деятельности.

    Программа по коррекции поведения — это фундамент в дальнейшем обучении ребенка.

    Иногда вместо педагогического воздействия ребенку назначаются лекарственные препараты, так называемые, «корректоры поведения», а иногда ставится достаточно серьезный диагноз. Зачастую родители не знают или не хотят знать, что использование «корректоров поведения» не только не безопасно с точки зрения соматического здоровья, но и может стать тупиковым путем в воспитании и инвалидизировать ребенка.

    Конечно, проще давать ребенку лекарственный препарат («таблетку от плохого поведения»), чем выстроить систему планомерного педагогического воздействия и удержаться в ней в течение всего времени коррекции.

    Причина такого отношения к коррекции детского поведения кроется в непонимании родителями специфики проблемы и незнании альтернативных способов ее решения.

    Справедливо будет заметить, что специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста (медики, психологи, педагоги) и не владеющие методами педагогической коррекции поведения, так или иначе подталкивают родителей к упрощению решения этого вопроса.

    Помогите ребенку гармонично развиваться, дайте ему возможность стать уверенным человеком, умеющим себя держать в обществе.

    Многие существующие современные теории воспитания детей предполагают постоянные обсуждения и разговоры, стремление ни в коем случае не задеть чувства ребенка: самоуважение ребенка является мерой всех вещей. Все это приводит к тому, что родители испытывают робость и неуверенность, когда их дисциплинарные меры расстраивают и злят детей. Как следствие этого, во многих семьях лидерами являются дети. Именно они решают, как жить семье.

    Все симптомы деструктивного поведения, которые так часто демонстрируют сегодняшние дети, от непослушания до тревожности, — результат того, что много власти родители передали в руки детей. Безграничная любовь и гиперопека родителей часто делают детей неуправляемыми, потому что родители не являются лидерами в семье. Многолетние наблюдения за поведением детей говорят о том, что, когда в семье лидируют дети, они разрушают семью, а заодно — и себя. Это печальное явление принимает в настоящее время катастрофический характер.

    Особо хочется обратить внимание на то, что игнорирование деструктивного поведения детей, как в быту, так и на занятиях, ведет к необратимым последствиям в более старшем возрасте.

    Программа коррекции поведения в центре «Подсолнух» направлена на социализацию детей дошкольного возраста. Эта авторская программа Козыревой Виктории Павловны (кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова) более десяти лет является основным и ведущим направлением детского инклюзивного центра «Подсолнух», каждый ребенок обучающийся по этой программе добивался поставленных целей.

    Программа предназначена для детей со следующими нарушениями:

    задержка психического развития;

    органические поражения центральной нервной системы;

    centr-podsolnuh.ru

    Аутичные дети и дети с ЗПР: занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии

    Цель коррекционных занятий с элементами пескотерапии -модификация желаемого поведения у детей-аутистов в возрасте 7-8 летв классах с ЗПР.

    Модификация поведения (от лат. modificatio — изменение) —предложенный американскими психологами, сторонниками бихевиоризма,метод регулирования социального поведения. Модификация поведения (англ. behavior modification) — коррекция или терапия поведения личности или группы, основанная на принципах формирования условных рефлексов (иначе говоря, на принципах классического и инструментального обусловливания), а также на методах, использующих когнитивное научение(напр., моделирование).

    Коррекционные занятия по модификации поведения у аутичных детей поступивших в 1 класс для детей с задержкой психического развития в возрасте 7-8 лет направленны на адаптацию детей с РДА к школьной среде,на формирование общеучебных умений и навыков, моделирование желаемого поведения. Дети с РДА поступающие в коррекционную школу в классы для детей с ЗПР очень сложно проходят адаптационный период и если не применить своевременную помощь, то процесс адаптации становится практически невозможным. Поступившие дети с РДА характеризуются определенной возможностью борьбы с тревогой имногочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных(прыжки, перебежки и т.д.), речевых (скандирование слов, стихов, крики ит.д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т.д. Эти дети малодоступны контакту, спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки. У них наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью.

    Средства помощи на психологических занятиях аутичному ребенку направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков. Для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения мы применяем постоянные физические нагрузки. Занятиями по моторной коррекции, на которых ученики приобретают знания и навыки, имеющие большое значение для развития личности, а также распознают возможности своего тела и учатся использовать их в жизни. Успех обучения детей с аутизмом зависит от ощущений и эмоционального настроя учеников на занятиях, а также от умения вести себя в коллективе. Положительные эмоции, как и положи-тельный опыт общения с окружающими, способствуют наиболее успешному обучению. Как известно, моторика тесно связана с эмоциями. С одной стороны, двигательная активность, участие в играх, успехи в учебе влияют на эмоциональный настрой ученика, с другой — эмоции находят свое выражение в движениях. Именно поэтому нормализация психофизического тонуса -один из важных аспектов социализации аутичного ребенка.

    Методы психологической помощи используемые на коррекционных занятиях:на первом этапе основной задачей является установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка. Исходно его можно построить лишь на основе немногих значимых впечатлений которые дети получали в процессе полевого движения, выстраивания и созерцания зрительного ряда, простейшей сортировки предметов. Установление и поддержание контакта должно подкрепляться осторожным усилением, эмоциональной акцентуацией этих приятных для ребенка впечатлений спомощью словесного комментария;

    второй этап психологической работы нацелен на формирование устойчивого пространственно-временного стереотипа занятия. Он дает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игры, что позволяет постепенно все более дифференцировать взаимодействие. Условием формирования такого стереотипа было построение мною определенного пространственно-временного порядка занятия. Вто же время этот порядок не должен формироваться слишком жестко,поскольку пластичность ребенка в отношениях с окружающим (как и вслучае нормы) является необходимым условием развития, дает возможности нахождения новых точек соприкосновения;

    третий этап — развитие смыслового стереотипа занятия. Возникновение избирательности и развитие положительно окрашенной индивидуальной картины мира позволяет детям стать более приспособленными и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, открывает возможность для более сложного осмысления происходящего: появляется большая направленность на людей, интерес кдругим детям, эмоционально окрашенным становится контакт с близкими. Дети должны начать функционально использовать игрушки, из них выделять любимые, появляется все больше игровых сюжетов, основанных на приятных бытовых впечатлениях и уже не связанных напрямую со стереотипами аутостимуляции. Все это создает основу для формирования смыслового стереотипа занятия, в рамках которого происходит не просто накопление бытовых сюжетных эпизодов, но и складывается их осмысленная естественная последовательность;

    четвертый этап связан с развитием сюжетной игры, в которой все больше выделяется активность самого ребенка, формируются социально адекватные способы самоутверждения. Упорядочивание и осмысление детьми бытового опыта, их адаптация к привычным условиям открывает путь, с одной стороны к развитию эмоциональных связей, с другой к появлению возможности более активного и самостоятельного освоения среды, возможности адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непредсказуемости.

    Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие речи и обогащение словаря аутичного ребенка, ведется внутри психологической коррекции аутизма, которая предполагает развитие взаимодействия со взрослым в условиях стимуляции активности ребенка, что закономерно приводит к выделению ребенком себя как субъекта коммуникации и взаимо-действия, формированию представлений о близких людях.

    В процессе описанной психологической коррекции все дети аутисты значительно продвигаются в аффективном развитии: во все более сложном осмыслении происходящего, в организации активных отношений с людьми и средой; нормализуются функции саморегуляции. У них становится менее глубок аутистический барьер. Значительная часть защитных образований начинает носить не гиперкомпенсаторный как на начальном этапе занятий, а адекватный, компенсаторный характер: при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения; стараются выполнятьтребования близких. У них появляется не витальный, а эмоциональный симбиоз с матерью, с постоянным аффективным «заражением» от нее. В адаптационных мероприятиях детей с РДА в нашей школе участвует весь педагогический коллектив и специально подготовленные дети сопроводители – которые ориентируют ребенка аутиста по школе во внеурочное время.

    План – конспект психологического коррекционного занятия по модификации желаемого поведения у ребенка аутиста в условиях специальной коррекционной школы в 1 классе для детей с задержкой психического развития.

    — обучающая: научить детей определять на ощупь свойства песка,активизировать в речи слова «шершавый, твердый, мягкий». Закрепить названия цветов, форм, величин; создать обучающую среду для установления социальных контактов и моделирования желаемого поведения у детей с РДА;

    — коррекционная: развить у детей мелкую моторику рук, восприятие,мышление, фантазию и слух;

    — воспитательная: воспитать бережное обращение с песком, аккуратность.

    Оборудование: геометрические фигуры различных цветов и величин деревянные и в форме мягких модулей (круг, квадрат, треугольник,прямоугольник, овал), две песочницы в форме ванн на подставках, детский парашют, мягкие модули, покрывала по количеству детей, скотч, ванна с водой на подставке, лейка, салфетки, музыкальный центр, кукла, сухой бассейн с разноцветными шарами).

    На занятии присутствуют 4 ребенка: 1 ребенок с РДА, 2 ребенка с задержкой психического развития органического генеза, 1 ребенок ДЦП – все дети обучаются в 1 классе для детей с задержкой психического развития вусловиях специальной коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями в развитии.

    Ход занятия:дети входят в сенсорную комнату под музыку и приветствие: «Ребята, как много гостей пришло к нам в гости! (обыно на занятии седят педагоги. вопитатели и другой школьный персоонал, который работает с ребенком с РДА) Поздороваемся с гостями». Круг желаний.

    Объявить детям задачи занятия: «Сегодня на нашем необычном занятии мы с

    вами будем учиться определять на ощупь свойства песка, закреплять

    названия цветов и форм, воспитывать в себе такое важное для учебы качество

    — Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь видели маленьких детей?

    — Ой кто к нам стучит?

    -Ребята идите, посмотрите, кто к нам в гости пожаловал. (Сюрпризный

    момент – за дверью стоят куклы-малыши).

    — Ой, какая неожиданность к нам в гости сегодня пришли маленькие дети,

    они сегодня будут за вами наблюдать и принесли вам сладкий сюрприз,

    который спрятали в бассейне, его смогут достать только те дети, которые

    будут выполнять все задания на «отлично». Усадите наших гостей на

    -А у вас дома у кого-нибудь есть такие маленькие братики или сестренки?

    -Расскажите, какие они? Как их зовут? Что они умеют делать?

    -Я сегодня предлагаю вам поиграть. Предлагаю вам взять на себя роль

    -Хотите поиграть в малышей?-Чтобы малышу родиться на белый свет и активно познавать мир, ему

    необходимо много трудиться.

    -Вы готовы потрудиться?

    1. Рождаемся. На полу расстилается парашют, ребенок садится насередину парашюта, психолог собирает края парашюта в «кокон» так чтобы ребенок оказался внутри. Психолог начинает раскачивать кокон и ожидать пока ребенок сам не изъявит желание выбраться. Это упражнение проделывается с каждым ребенком.
    2. Туннель. На полу расстилается детский парашют, задача детей лежа на животе проползти под парашютом по одному.
    3. Пеленание. Каждый ребенок пеленается в покрывало, как новорожденный и перематывается скотчем от плеч до конца ног.Психолог наблюдает, пока дети сами не выберутся с «пеленок», если ребенок длительное время не хочет выбираться с «пеленки» мотивирует его каким-нибудь сладким призом.
    4. Ползание по кругу на животе обязательно соблюдать правильное движение рук и ног (правая рука-левая нога, левая рука-правая нога).
    5. Ползание по кругу на коленках (как «паучки» соблюдая последовательность правая рука-левая нога, левая рука-правая нога,стараться отклонять как можно больше корпус тела то влево товправо).
    6. Ходьба по кругу по канату. Расположить веревочный тонкий канат покругу. Ребенку встать одной ногой на канат, расставить руки в разныестороны, выпрямить голову, чтобы глаза смотрели вперед и пытаться идти, не глядя на канат только нащупывать его ногами.
    7. Игра с парашютом. Парашют – это ткань в форме большого круга имеющего петли по диаметру. Дети берутся за петли каждой рукой растягивают парашют в разные стороны, кладут на пол, не отпуская петель из рук и по команде психолога резко взмахивают петлями вверх над головой, парашют надувается, дети в это время бегут под парашют и садятся на пол, парашют их накрывает сверху. Эта игра очень нравится аутистам.
    8. (Все вышеуказанные игры сопровождаются детской веселой эмоционально

      -Ну, вот мы и родились, и уже начали ходить, бегать, играть. Сейчас наша

      с вами задача научиться слушать, видеть, чувствовать и представлять.

      -Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и представим, что мы оказались

      на красивой необычной полянке с разноцветными фигурами (геометрические

      фигуры различных цветов и величин деревянные и в форме мягких модулей

      (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), две песочницы).

      — А вы знаете, что это за фигуры? Индивидуальная работа с Ромой. (Индивидуальная работа с ребенком с

      РДА присутствует на каждом занятии. Таким образом, ребенок уже ожидает,

      что его спросят, у ребенка формируются первоначальные штампы ответов и

      он может их применять на других занятиях и уроках).

      — Ребята сейчас наш Рома будет выполнять задание, ваша задача — строго

      за ним наблюдать, и если Рома ответит неправильно — показать пальчик вниз,

      если правильно — пальчик вверх и похлопать весело в ладоши.

      Вопросы для ребенка с РДА формулируются короткие и четкие.

      Рома покажи красный цвет, синий, желтый и т.д.

      Аналогичная работа проводится с понятиями «большой — маленький»,

      формами, счетом в пределах десяти или согласно программному материалу.

      А сейчас я вам предлагаю нарисовать пальчиками на Роминых

      ладошках геометрические фигуры, и пусть Рома попытается угадать, что вы

      нарисовали. Ребята по очереди аккуратно медленно берут Рому за руку и

      рисуют пальчиками фигуры, если Рома не угадывает, они ему называют

      какую, фигуру рисовали.

      — Сейчас я предлагаю вам поиграть с фигурами в прятки, необычные

      Проходим к песочнице.

      -Посмотрите, ребята, вот наш песочек. Но этот песок не простой, он

      волшебный и может чувствовать прикосновения, он умеет говорить. Песочек

      может показать детям много интересных игр. Но сначала давайте вспомним,

      как нужно правильно играть с песочком…

      — Песок в рот брать можно?

      — Кушать его можно?

      — А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой,

      затем ладошку перевернем. Какой песок?

      — Шершавый или гладкий?

      — Сухой или мокрый?

      — Мягкий или твёрдый?

      — Песок шершавый, сухой, мягкий.

      — Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.

      — Послушайте…Он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его

      развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем

      другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями

      как змейки побежали по песку пальчиками.

      — Давайте его погладим между ладонями.

      — Возьмите за руки песок крепко- крепко, потихоньку отпустите. Еще раз

      давайте его возьмем за руки крепко-крепко, чтобы ни одна песчинка не упала

      с кулачков и опять отпустим.

      — Наши фигуры сыграют с нами в прятки. Они любят прятаться в песке.

      Давайте сыграем с ними в песочные прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу «Открываются глаза, начинается

      игра», вы должны их найти в песке. Большие фигуры положить в одну

      тарелочку, маленькие в другую. Вы можете раскапывать песок пальчиками.

      Дети находят фигуры, помогают друг другу в поиске.

      — Что вы нашли в песочке?

      — Молодцы, фигурам очень понравилось с вами играть.

      — Я очень горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них

      глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.

      — Сыграем еще раз?

      После того, как я скажу «Открываются глаза, начинается игра», вы

      должны их найти в песке. И распределить по тарелочкам по цвету.

      — Играем в третий раз. После того, как я скажу «Открываются глаза,

      начинается игра», вы должны их найти в песке. И распределить по

      тарелочкам по форме.

      — Молодцы, справились с заданием.

      — Мы играли с сухим песком. А сейчас я вам предлагаю провести

      эксперимент. Давайте песочек намочим и посмотрим, что с ним будет?

      — Берем леечки и мочим песок.

      — Что произошло с песком?

      — Давайте потрогаем, какой стал песочек?

      — Мокрый, влажный, липкий, пластичный.

      — Давайте оставим отпечатки фигур на нашем влажном песке. Берите

      фигуры, которые вам понравились и оставляйте отпечатки.

      -Хорошо мы потрудились сегодня! Я очень вами довольна!

      — С чем мы сегодня с вами познакомились? С песочком.

      — А кто запомнил правила игры с песком?

      — Что еще на занятии мы с вами делали? Повторяли фигуры, цвета, формы.

      — Поищите, есть ли в нашей комнате те фигуры, о которых мы с вами

      сегодня говорили? (По периметру сенсорной комнаты расположены

      мягкие различные по цвету, величине и форме фигуры).

      Наше занятие подходит к концу, и я вас приглашаю в круг радости. А сейчас вы можете забрать свой сладкий приз в бассейне (сухойбассейн с разноцветными шарами, куда на каждом занятии кладутся запакованные сладкие призы и дети купаясь в бассейне ищут свои сладкие призы).

      Комментарий: занятие для ребенка с РДА строится строго в концентрической последовательности, т.е. на каждом занятии первая часть занятия, где выполняются физические, силовые упражнения как рождение, тоннель, ползание и т.д. практически одинаковая, а вот вторая часть занятия пескотерапия каждый раз в вкратце повторяется и добавляется новая информация: согласно теме плановых учебных занятий т.е. ели дети на уроке сегодня изучали фигуры, значит на пескотерапию берем фигуры. Если дети изучали цифры и буквы, значит на пескотерапию берем цифры и буквы, таким образом, постепенно формируется желаемое поведение у детей с РДА через игру с песком и сенсорную интеграцию, что облегчает дальнейшую работу учителя дефектолога при преподавании основных учебных предметов.

      Список используемой литературы:

    9. Башина В.М.Аутизм в детстве. М.: Медицина,1999.236 с.
    10. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичныхдетей для формирования навыков бытовойадаптации//Дефектология.1997.№3.С.15-20.
    11. Вольперт И.Е.Игровая терапия// Рук.по психотерапии/ Под ред.В.Е.Рожнова.
    12. Выготский Л.С. Поли.собр.соч.: В 6 т.М.: Педагогика, 1983-1984.
    13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:Просвещение, 1967.93 с.
    14. Завьялова В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия:Практическое рук. Новосибирск, 1995.
    15. Каган В.Е. Аутизм у детей. Л.,1981.
    16. Исурина Г.Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапии //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.:Медицина, 1983.С.231-225

    m.b17.ru

    План взаимодействия педагогов с родителями воспитанников компенсирующей группы для детей с диагнозом «ранний детский аутизм»

    План взаимодействия педагогов с родителями воспитанников компенсирующей группы для детей с диагнозом «ранний детский аутизм»

    Противоречивость требований вредна любому ребёнку, а ребёнок с синдромом аутизма в таком случае теряет ориентиры в жизни, возможность адаптироваться к окружающей среде снижается.

    Специалистами группы были разработаны различные формы взаимодействия с родителями. Вашему вниманию мы представляем перспективный план взаимодействия педагогов с родителями воспитанников компенсирующей группы для детей с диагнозом ранний детский аутизм.

    Давайте познакомимся» — сбор параметров социального анамнеза; знакомство с семьями.

    «Ранний детский аутизм. Вопросыиответы» — познакомить со спецификой коррекционной группы, с результатами диагностики, разъяснить цели и задачи работы, познакомить с программой обучения детей с РДА.

    «Социализация и адаптация детей с РДА» — раскрыть этапы адаптации, основные принципы социализации, дать рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в результате адаптации.

    «Сюжетное рисование с детьми с РДА» — обучить навыкам сюжетного рисования с детьми с разными уровнями развития.

    «Игры с пальчиками» — дать родителям представление о взаимосвязи мелкой моторики рук с речевым развитием ребёнка; познакомить и научить родителей выполнять упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.

    «Нарушение аффективного развития ребёнка при формировании синдрома детского аутизма» — разъяснить, как дефицитарность раннего аффективного опыта ребёнка приводит к ограниченности и искажению способов его саморегуляции и грубому нарушению адаптации.

    Практическое занятие для родителей

    «Работа с коммуникативной доской» — познакомить с приёмами обогащения пассивной речи путём работы с коммуникативной доской.

    «Особенности организации и проведения подвижных игр на улице для детей с Ранним детским аутизмом в зимний период» — дать комплекс специальных терапевтических подвижных игр в зимний период.

    «Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и с аутистическими растройствами» — раскрыть проблему понимания метафор у детей, страдающих аутизмом; дать представление о специфике нарушения понимания метафор у детей с аутизмом.

    Выпуск диска с занятиями

    «Вот какие мы большие» — показать родителям спектр нарушений при РДА, познакомить со спецификой и учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    «Игры с детьми с РДА разного уровня развития» — организовать выставку литературы по данной теме.

    «Обучающие подсказки для детей и взрослых с аутизмом» — познакомить родителей с особенностями психического и физического развития детей с диагнозом РДА.

    «Формирование учебного поведения у аутичных детей» — обосновать необходимость специального предварительного этапа коррекционной педагогической работы с аутичным ребёнком. Раскрыть задачи, приёмы и последовательность работы по организации внимания и поведения аутичных детей.

    «Результаты коррекционно-развивающей работы с детьми» — подвести итоги за первое полугодие; раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения.

    «Обучение чтению детей с аутизмом: создание «Личного букваря» — раскрыть содержание и последовательность работы обучения аутичного ребёнка навыкам чтения.

    Выпуск диска с показом режимных моментов

    «Что я умею» — раскрыть основные приёмы организации режима дня; дать рекомендации по закреплению навыков самообслуживания.

    «Общее недоразвитие речи» — дать характеристику детям с первым уровнем развития речи.

    Просмотр диска с индивидуальным занятием с последующим обсуждением

    «Прилетела к нам вчера полосатая пчела.». Познакомить родителей с практическими приёмами, играми и упражнениями, направленными на развитие элементарных математических представлений.

    «Чему мы научились» — подведение итогов обучения за год; рекомендации по закреплению пройденного материала на летний период.

    Еженедельно (2-я половина дня) Индивидуальные консультации Знакомство родителей с основными приёмами организации режима дня; расширения и обогащения пассивного и активного словаря; развитие произвольности у детей; снятие психоэмоционального напряжения.

    История проблемы аутизма Согласно МКБ-10, диагноз аутизм ставится при наличии нарушений в трех основных сферах: социальное взаимодействие, коммуникация и ограниченное,.

    Психолого-педагогические рекомендации для родителей по развитию волевых качеств у детей дошкольного возраста Проявите терпение и дайте возможность ребёнку самому выполнить запланированное действие (например, надеть и застегнуть кофточку,.

    www.maam.ru

    Коррекционное занятие для ребенка с аутизмом

    Мы продолжаем практику инклюзивных коррекционных лагерей для семей детей с особыми потребностями.

    Наблюдая положительный эффект подобных мероприятий у наших детей ( Маша-9 лет – атипичный аутизм, Ваня-11 лет – нормотипичный), мы хотим предложить поучаствовать в этом проекте всем заинтересованным.

    1й — с 14 по 28 июня,

    2й — с 5 по 19 июля,

    3й — с 26 июля по 9 августа.

    — групповые занятия для детей (группы формируются по возрасту и уровню развития): арттерапия, логоритмика, социально-бытовая адаптация, кенезиотерапия;

    — семинары для родителей;

    — групповые походы на море, в горы;

    — индивидуальные занятия с логопедом, АБА-терапевтом, нейропсихологом;

    — спектакли с участием детей, дискотеки, мастерклассы;

    — специальная программа для сиблингов (нормотипичных братьев и сестер).

    В этом году мы называем наш лагерь инклюзивным. Практика прошлого года показала, что участие в лагере детей с синдромом Дауна и СДВГ расширила спектр общения детей с синдромом аутизма. Кроме того, все мероприятия: спектакли, дискотеки, чаепития, музыкальные джемы проходили с обязательным участием нейротипичных братьев и сестер и детей специалистов. А чего стоила их совместная спонтанная игра во дворе! На наш взгляд, это и есть настоящая инклюзия.

    На протяжении 11 коррекционных лагерей мы со специалистами наблюдали и изучали эффект воздействия совместной деятельности в формате лагеря на открытие психологических и эмоциональных ресурсов у родителей «особых» детей.

    К сожалению, в повседневной жизни родители и дети частенько входят в созависимость, что приводит к выработке стереотипных поведенческих моделей как у родителей, так и у детей.

    Поэтому в рамках коррекционного лагеря мы практикуем обмен родителями.

    Это означает, что в качестве адаптера (тьютора) вашего ребенка на занятиях выступают другие родители. Вы, в свою очередь, будете получать в качестве подопечного на групповых занятиях чьего-то ребенка. Кроме того, ваши подопечные будут периодически меняться. Таким образом, каждый из родителей за две недели успеет поработать с 2-3 детьми и получить бесценную возможность расширить свой поведенческий репертуар.

    На занятиях будет присутствовать АБА-терапевт, который будет приходить на помощь в сложных ситуациях. Вы знаете что и в какой ситуации влияет на Вашего ребенка, но с другими детьми стереотипные приёмы могут не пройти. Вам придётся каждый день учиться заново, изучая новые приёмы и методы работы.

    Ну а Вашему детке тоже почти каждый день придётся приспосабливаться к новому сопровождающему.

    Все члены семьи — папы, братья и сестры, бабушки, дедушки — вовлечены в ситуацию присутствия в семье «особого ребенка». Каждый переживает это по разному, и, несомненно, каждый вносит свой вклад в его развитие.

    Поэтому мы не только приветствуем, но и рекомендуем присутствие в лагере всех членов семьи. Родительские семинары помогут им снизить уровень тревожности, связанной с этой ситуацией, а знакомство с другими семьями — найти новых друзей и обменяться опытом.

    Стоимость коррекционной программы

    (все групповые занятия, в том числе родительские семинары и спектакли)-20000р. за заезд.

    Индивидуальные занятия (логопедом, АБА-терапевтом, нейропсихологом, иппотерапия) оплачиваются дополнительно

    на базе частного сектора, 15 минут от моря, закрытый тенистый двор, с детской площадкой и песочницей, беседками и летними кухнями.

    2-3 местные комнаты.

    Имеются комнаты повышенной комфортности (с изолированным санузлом — количество мест ограниченно).

    Есть возможность готовить самим, либо заказать питание.

    Стоимость проживания с человека в сутки:

    в стандартных комнатах — 200 р.,

    в комнатах повышенной комфортности- 500р.

    дети до 4х лет, без спального места — бесплатно, дополнительное спальное место (раскладушка) — 100р.

    Стоимость трехразового питания — 500р., возможен заказ двух- и одноразового питания.

    semjadom.ru