Лечение заикания у детей дошкольного возраста

Что делать, если ребёнок заикается: различные методики и средства лечения

Формирование речи у детей — очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более — структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое — заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.

Это явление мешает социальной адаптации ребёнка, а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.

Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

Патологии головного мозга

Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

  • инфекции ЦНС: менингит, энцефалит;
  • травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
  • сахарный диабет;
  • функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
  • инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
  • заболевания, провоцирующие ослабление организма: глисты, рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
  • сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
  • психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
  • неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
  • проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
  • подражание взрослым.
  • Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

    Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

    По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.

    Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.

    Если причина — патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

    • вынужденная пауза в определённом месте слова: соб. ака;
    • повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
    • сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.
    • Добавочными симптомами к заиканию становятся:

    • напряжённость, нервозность ребёнка;
    • гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
    • замкнутость, которая может развиться в социофобию;
    • психологический дискомфорт во время общения;
    • неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, плохой сон.
    • Заикание формирует у ребёнка логофобию — это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

      Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.

      С миру — по нитке. Самые известные заики — пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.

      Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.

    • патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;
    • нервозное объясняется проблемами с нервной системой.
    • тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;
    • клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;
    • смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.
    • В зависимости от формы протекания заболевания:

    • постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;
    • волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;
    • рецидивирующая форма — это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.
    • Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное — вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.

      Любопытный факт. Согласно историческим источникам, в Древнем Риме заикание лечили подрезанием языка.

      Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:

      С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:

    • анамнез заболевания;
    • наследственность;
    • сведения о раннем развитии ребёнка — психоречевом и моторном;
    • обстоятельства и время возникновения заикания;
    • локализацию, форму, частоту речевых судорог;
    • особенности темпа речи, голоса, дыхания;
    • сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
    • логофобию.
    • У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.

      Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:

      Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.

      Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.

      Что значит комплексное лечение заикания у детей? Оно предполагает коррекцию нарушений речи сразу по нескольким направлениям. С ребёнком должны работать не только профессионалы в специализированных условиях. Многое зависит от домашних занятий, которые должны организовывать сами родители. Только так можно навсегда избавиться от этой патологии и отправить малыша в школу уже без комплексов.

      Профессиональная коррекция

      Вполне логично родители интересуются, какой врач лечит заикание у детей: невропатолог и психолог определяют только его причины, психотерапевт при необходимости может назначить медикаментозные препараты. Но только дефектолог-логопед устраняет первичные и вторичные нарушения речевой функции с помощью конкретных коррекционных программ, подбираемых индивидуально.

      Есть специальные логопедические упражнения, которые позволяют работать над плавностью детской речи и развивать дыхание при разговоре. В результате ребёнок преодолевает барьер заикания и начинает говорить в нужном темпе. Занятия будут эффективными лишь в том случае, если атмосфера окружающей обстановки благоприятная.

      Логопед вместе с ребёнком неторопливо, размеренно ходят по кругу и на каждый шаг произносят фразу: «Мы смешные карусели — опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».

      Логопед ритмично машет руками. На каждый его взмах ребёнок произносит нараспев гласные, слоги, слова — всё, что ему захочется.

      Ребёнок попеременно прыгает то на одной, то на другой ножке, изображая цыплёнка и каждый раз меняя при этом дежурную фразу: «Хлоп-топ-хлоп! Ап-цап-тап! Уф-ив-аф! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».

      Логопед произносит различные слова нараспев, очень медленно. На каждый гласный звук ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Постепенно упражнение усложняется: вместе с прихлопом он должен ещё и ногой топнуть.

      Предложить ребёнку прочитать наизусть любое коротенькое стихотворение, но нараспев, под спокойную музыку (лучше взять классику или инструментальную мелодию). Задача — попасть в такт. Если маленький пациент хорошо выполнит задание, можно взять более длинное стихотворение .

      Однако коррекция заикания у детей дошкольного возраста не ограничивается только лишь логопедическими весёлыми упражнениями. Так как это не только психологическая и речевая проблема, но и физиологическая, она требует вмешательства и других специалистов в процесс лечения. Например, массажиста.

      Чтобы устранить заикание у ребёнка, запишите его на массаж к специалисту. Проводить его самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, потому что нечаянно можно повредить мышцу или гортань. Только опытный детский массажист, специализирующийся именно на лечении речевых нарушений, может гарантировать эффективность процедуры.

      Основные правила для её проведения таковы:

    • медленный и неторопливый темп;
    • создание для маленького пациента атмосферы спокойствия, комфорта и тепла;
    • звучание успокаивающей музыки;
    • тёплые руки массажиста.
    • Процедура проводится последовательно по зонам:

      Основная цель такого массажа — расслабление мышц, которые у заикающегося находятся в постоянном тонусе. Полный курс составляет 12 процедур. При необходимости он повторяется через 2 недели.

      Чтобы логопедическая коррекция заикания у детей и массаж были наиболее эффективны, при расстройствах нервной системы врачи могут посоветовать медикаментозную терапию.

      Медикаментозные препараты

      Медикаментозные препараты от заикания назначаются только при тяжёлых расстройствах психики, нервной системы. По большей части, это противосудорожные, успокоительные средства или транквилизаторы (в крайних случаях). Это могут быть:

      Можно найти и гомеопатическое лекарство от заикания для детей, которое тоже буде отличаться мощным успокаивающим эффектом. Выбор большой:

      Самостоятельно подбирать медикаментозное лечение заикания для ребёнка нельзя. Если природа речевого нарушения вовсе не в проблемах нервной системы, такая терапия усугубит состояние больного. Только невропатолог или психотерапевт могут проконсультировать вас в данном вопросе. Даже фитотерапия не всегда показана.

      Иногда врачи могут посоветовать лечение заикания у детей народными средствами, т. е. успокаивающими травами. Можно собирать их самостоятельно, а можно покупать готовые аптечные сборы и заваривать в дозировках, рекомендованных специалистом.

      Снять напряжение помогут:

    • валериана;
    • пустырник;
    • травяной сбор из сухой мяты, валерианы, крапивы, ромашки;
    • полоскание горла отваром из белого ясенца или душистой руты;
    • сок крапивы;
    • гусиная лапчатка;
    • хмель и вереск;
    • ягоды калины.
    • мёд (в любом виде).

    Если ребёнок заикается, родители должны понимать, что просто полоскания отварами трав и медовые компрессы на язычок не смогут устранить столь тяжёлое речевое нарушение. Они лишь помогут основному курсу терапии, но самостоятельным и полноценным направлением в лечении детского заикания не являются. Гораздо более эффективными окажутся игровые занятия.

    Для поддержки логопедических упражнений и усиления их эффективности родители могут проводить игры для детей с заиканием в домашних условиях.

    Подбирать их самостоятельно не стоит: лучше проконсультироваться со специалистом, который уже занимается с ребёнком. Учитывая его индивидуальное речевое развитие (о нормах и отклонениях развития речи для детей 3-4 лет, читайте здесь), дефектолог подберёт наиболее оптимальные варианты. Вот самые популярные из них.

    Ребёнок рассматривает картинки и называет несоответствия с действительностью: например, изображена осень, а листья на деревьях зелёные. Здесь важен соревновательный аспект: он должен сделать это как можно быстрее.

    Ребёнок должен повторять вслед за взрослым звуки, которые произносят различные домашние животные. Сначала он делает это медленно, нараспев, стараясь не заикаться. Как только у него начнёт получаться, темп нужно ускорить.

    Если малыш хорошо рисует, предложите ему что-нибудь нарисовать и параллельно с этим давать комментарии, рассказывать, что он изображает. Обычно в творческом порыве напряжение снимается и речь становится более плавной. Вместо рисования это может быть лепка, пение и другие увлечения.

    Игровые занятия с заикающимися детьми в домашних условиях тренируют и закрепляют правильные навыки речи и поведения в усложнённых условиях. Это своеобразный, но очень необходимый мостик для переноса приобретённых навыков из игровых условий в обычные. А самое главное — ребёнок учится правильно вести себя в разных речевых ситуациях, что воспитывает в нём нужное отношение к окружающим и коллективу.

    Дыхательная гимнастика

    Поможет избавить ребёнка от заикания дыхательная гимнастика, которая проводится сначала — со специалистом, затем — с родителями в домашних условиях. Особенно популярна методика А. Н. Стрельниковой.

    Её задача — развитие правильного дыхания при нарушенных речевых функциях. Она идеальна для занятий с детками и в 3 года, и в 6 лет, т. е. возрастных ограничений нет. Включает в себя дыхательные упражнения, сочетающие короткий и резкий вдох с движениями. Активность различных частей тела провоцирует прилив кислорода к тканям.

    Ребёнок принимает вертикальное положение. Руки опущены. Он делает короткий и резкий вдох, одновременно наклоняясь вперёд. Спина округляется, голова опускается вниз. Затем он слегка приподнимается, при этом делая выдох (любой — можно через нос, можно через рот).

    Целиком упражнение должно состоять из 8 вдохов, 12 повторов с интервалом в 5 секунд. Но ребёнок может сразу не справиться с таким объёмом. Приходите к нему постепенно. Если малыш пожаловался на головокружение или боль в пояснице, пусть попробует в следующий раз выполнить «насос» из положения сидя.

    Так как данное дыхательное упражнение даёт колоссальную нагрузку на различные органы, для его выполнения есть несколько противопоказаний: травмы головы, проблемы с позвоночником, повышенное давление (причём любое — артериальное, внутриглазное или внутричерепное), камни, миопия, плохое самочувствие, обострение любых заболеваний.

    Данное упражнение выполняется из вертикального положения. Руки согнуты, кисти подняты на уровне плеч. Ребёнок должен свести их друг другу навстречу, одновременно делая короткий шумный вдох. Он должен словно обнять себя за плечи, локти при этом сходятся на груди.

    При правильном выполнении упражнения руки должны находиться параллельно друг другу, а не как это часто случается — крест-накрест. На момент выдоха (его можно делать через рот или через нос) руки расходятся, образовывая квадрат. Общее количество вдохов — 8. Всего упражнение нужно сделать 12 раз с небольшими интервалами. Противопоказания — сердечная недостаточность и другие тяжёлые заболевания.

    Данные дыхательные упражнения помогут вылечить заикание у детей дошкольного возраста, чтобы не возникло проблем с обучением. За два месяца, при правильной технике их выполнения, появляется глубокое и плавное дыхание, которого раньше не было. А очередное обследование покажет, что голосовые связки стали гибкими и подвижными.

    Родители должны понимать, что нельзя проводить лечение заикания у детей в домашних условиях без привлечения специалистов. Для устранения этого серьёзного речевого недостатка нужны и массаж, и логопедические упражнения, и терапия медикаментами. Только комплекс мероприятий даст нужный результат.

    Это интересно! В 1841 году Диффенбах, немецкий хирург, предложил лечить заикание удалением части мышц языка.

    Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:

  • если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
  • если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
  • выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
  • наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
  • под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.
  • Главное — родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше — предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.

    А Вы знали, что. существует международная ассоциация заикания, у которой есть собственный Устав о правах и обязанностях всех заикающихся?

    Заикания у детей можно избежать с помощью соответствующих профилактических мероприятий:

  • Создание в семье дружественной, благоприятной атмосферы.
  • Отсутствие конфликтов между родителями.
  • Исключить страшные истории и фильмы из поля зрения ребёнка.
  • Если малыш боится темноты, нужно обязательно оставлять ему на ночь включенный светильник.
  • Дарить ему больше любви и заботы, но при этом не баловать и не слишком завышать требования к нему.
  • Нужно оберегать его от психологических травм.
  • Бережное отношение мамы к своему здоровью во время беременности.
  • Как показывает практика, спокойные дети, выросшие в благоприятной атмосфере и не испытывающие нехватки родительской любви и заботы, редко страдают от заикания, если проблема не в наследстве и не в генетике.

    Если же это всё-таки случилось, не нужно считать своего ребёнка особенным и не таким, как все. Данное речевое расстройство — обычное заболевание, которое можно вылечить. Это должно давать надежду на выздоровление и полную социальную адаптацию.

    Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

    Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

    Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

    www.vse-pro-detey.ru

    Заикание у детей и подростков – как ведут себя дети с заиканием

    Заикание у детей чаще развивается в возрасте 2-6 лет. Мальчики болеют в 3 раза чаще девочек. Детям с заиканием бывает сложно в общении со сверстниками, со старшими. Чем помочь детям дошкольного возраста, в чем особенности заикания у подростков?

    Причины заикания у детей дошкольного возраста

    Когда у ребенка появляется нарушение речи, следует обратиться не только к логопеду, но и к неврологу. Врач-невролог проводит комплексную диагностику, осмотр ребенка, при необходимости – электроэнцефалографию, УЗИ сосудов головного мозга. Не всегда следует «винить» в заикании у детей центральную нервную систему. Проблема может заключаться не в органической патологии, а в нарушении психоэмоционального развития ребенка.

    Как ведут себя дети дошкольного возраста с заиканием

    В дошкольном возрасте малыш практически не изменяет свое социальное поведение при наличии заикания. Дефект речи не препятствует общению с детьми в детском саду, на улице.

    Если занятия с логопедом начаты с дошкольником, то при поступлении в школу заикание у детей практически исчезает. Важно правильно провести адаптацию к школе, чтобы не возник рецидив.

    Бывает, что в дошкольном периоде логопед и родители видят успех в лечении, стойкую ремиссию в заикании у детей. Но увеличение физической и эмоциональной нагрузки у первоклассника может дать рецидив заикания. В этом случае не стоит паниковать, следует возвращаться к логопеду и заниматься дальше. Дома спокойно выполняйте упражнения, рекомендованные специалистом, не игнорируйте дыхательную гимнастику.

    Нормализовать эмоциональное состояние ребенка помогает психотерапевт, в некоторых случаях – с применением лекарств.

    Заикание у подростков

    С десяти лет у детей с заиканием меняется поведение. Особенно это характерно для подростков с невротической формой заикания. При невротическом заикании нарушение речи возникает у ребенка, который говорил слова, фразы, предложения. То есть на фон уже сформированной фразовой речи. Причиной невротического заикания обычно становится острая или хроническая психологическая травма.

    После 10 лет подростки начинают осознавать свой дефект, не хотят производить неблагоприятное впечатление на собеседника, стесняются выражать мысль, поскольку им мешают запинки.

    Для заикания у подростков характерна логофобия – боязнь высказываться из-за ожидания речевой неудачи. Постепенно формируется порочный круг, заметный родителям и окружающим: ребенок нервничает, чрезмерно контролирует свой разговор, в результате нарушения в произношении звуков усиливаются.

    Подросткам с заиканием сложно отвечать на уроках, они волнуются и при разговоре с незнакомым человеком. Но в таком возрасте подросток хочет общаться. Это его естественная потребность – говорить со сверстниками, делиться мыслями и впечатлениями. Речевая коммуникация страдает, заикание становится основной причиной психической травматизации подростка. Быстро наступает утомление в разговоре и общее психическое утомление, «портится» характер ребенка.

    Постепенно некоторые подростки начинают избегать речевых нагрузок, максимально ограничивают свое общение. Другие ведут себя иначе – агрессивно, чрезмерно навязывая свое общение одноклассникам, друзьям. В таком возрасте решение проблемы заикания не следует перекладывать только на логопеда. В этом случае помогает работа с психотерапевтом.

    saikov.by

    Как избавиться от заикания у ребенка в раннем возрасте?

    Заикание — довольно частый недуг, встречающийся у детей дошкольного возраста. Он очень волнует каждого из родителей, которые обнаруживают этот дефект речи у собственного чада. Поначалу детям это не доставляет особого дискомфорта, но уже в детском саду появляются комплексы. По понятным причинам кроха начинает страдать: хуже усваивает новый материал, тяжелее готовится к школе, считает себя неполноценным. Самое ужасное, что эти комплексы могут сопровождать человека в старшем возрасте, и оставаться с ним на протяжении всей жизни.

    Почему дети в 3-4 года заикаются: основные причины

    Прежде всего, заикание — это неправильная работа нервной системы, тормозящая выполнение функций речевого аппарата. Это заболевание врачи называют логоневрозом. Они разделяют его на два вида — внешний и предрасполагающий.

    Предрасполагающее заикание — эта проблема, возникающая в речи, связана с внешними факторами.

  • Инфекции, которые появились еще при беременности матери и повлияли на неправильное развитие.
  • Малыш родился недоношенным.
  • Темперамент малыша. Более эмоциональные дети чаще подвержены заиканию, нежели те, кто имеет флегматичный склад характера.
  • Внешние причины — это те, которые увеличивают уже имеющееся предрасполагающее заикание.

  • Энцефалит, менингит, и другие болезни, связанные с развитием головного мозга и нервной системы.
  • Ушиб и сотрясение головного мозга также могут влиять на правильность речи.
  • Заболевания, связанные с дыхательными путями, а также отит и сахарный диабет.
  • Болезни, влияющие на общее состояния организма: рахит, простуда, гельминты.
  • Раздражительность, недержание мочи, нервный короткий сон и постоянная нервозность.
  • Резкий испуг, шок от чего-либо (часто бывает от неадекватности родителей или, к примеру, от бросившегося на человека пса).
  • Также этот недуг появляется от чрезмерного желания окружающих нагрузить кроху занятиями и учебным процессом, которые не соответствуют нормам нагрузки деток.

    Редко, но возникновение логоневроза может спровоцировать и радостное событие. Причиной может стать и поведение воспитателя в детском саду. Резкий крик, наказания — всё это ломает хрупкую детскую психику и приводит к тяжелым последствиям.

    Как определить заикание на ранних стадиях детей?

    Когда заикается взрослый человек, это сразу заметно: он запинается, повторяет слоги, делает ненужные паузы. У детей всё может протекать не так явно и сразу.

    Дети в возрасте трех-четырех лет, как правило, проглатывают окончания или первые слоги слов. И речь может быть неразборчивой, а паузы между словами бывают слишком длинные. Эти вещи могут быть нормой, и малыш может их перерасти со временем. Но, может быть, это «первые звоночки» к заиканию?

    Это можно понять по ряду признаков

  • Во время пауз в речи, когда на лице ребенка напрягаются мышцы и шея.
  • Во время запинаний малыш топчется с ножки на ножку, сжимая кулачки.
  • С помощью жестов кроха пытается опередить то, что хочет сказать.
  • Часто дети с логоневрозом, несмотря на умение говорить, становятся молчаливыми.
  • Губки ребенка могут подрагивать во время речи, можно также заметить непроизвольное вращение глазных яблок.
  • Как правильно лечить заикание в раннем возрасте?

    Проблему можно и нужно лечить. Этим должны заниматься специалисты: психоневролог, логопед, невролог. Увы, но большинство случаев являются излечимыми. «Волшебной» таблетки от заикания, к сожалению, не существует.

  • Старания профессионалов и родителей должны быть совместными.
  • Лучше всего решить проблему до того, как ребенок пойдет в школу. В школьном возрасте будет все намного сложнее.
  • Не следует подгонять малыша в произношении речи, он не должен чувствовать себя «не таким, как все».
  • Нужно относиться к малышу с теплотой, не давать возможности нервничать, разговаривать перед сном.
  • Хвалите кроху за любые успехи. Ребенок всегда должен понимать, что у него есть поддержка и любовь окружающих, несмотря на дефект.

  • Занятия у логопеда.
  • Упражнения на правильность дыхания.
  • Массажи.
  • Гипноз.
  • Лечение медикаментами.
  • Общее укрепление организма.
  • Разберем подробнее основные и эффективные способы ниже.

    Специалист обязан подобрать комплекс специальных упражнений, которые снимут психологическое напряжение и сделают речь малыша правильной. Дома он под контролем родителей должен проговаривать заданные логопедом упражнения. Маме и папе нужно совместно с врачом прилагать усилия к скорейшему выздоровлению ребенка.

    Лечение заикания медикаментами является лишь дополнительным, но не основным методом решения проблемы. Все препараты назначает невролог. Это медикаменты, устраняющие судороги, а также успокоительные средства. Весь метод рассчитан на благотворное влияние лекарств на нервную систему. Среди успокоительных предпочтение отдаются отварам трав.

    Подобный способ не всегда обязателен, все зависит от предписаний врача. В большинстве случаев лечение медицинскими препаратами лишнее.

    Каждый родитель должен понимать, что, несмотря на усилия хорошего логопеда, лечение медикаментами, результат в первую очередь зависит от теплоты отношений в семье. Желательно, чтобы ребенок не видел конфликтов между родственниками, избегал стрессовых ситуаций, резких смен обстановки. Семейные отношения личного характера следует решать в его отсутствие. Если от этого не избавиться, вылечить заикание у крохи вам не удастся.

    Следует больше общаться всей семьей, проводить совместные прогулки на свежем воздухе и пытаться окружить ребенка лишь положительными эмоциями. Хорошо успокаивает нервную систему плаванье в бассейне, которое желательно устраивать вместе с родителями, а не с группой совершенно посторонних людей.

    Упражнения и массаж в домашних условиях

    Малышам, страдающим подобным заболеванием, рекомендуются сеансы логопедических массажей. Задача массажа — улучшить работу мышц артикуляции и черепно-мозговой функции . Выполнять его должен только специалист. Перед процедурами маленький пациент должен быть спокоен и уравновешен. Подобный вид лечения делают в позе «лежа» или «полусидя».

    Массаж включает в себя комплекс действий

    Продолжительность первого сеанса — до 7 минут, со временем она увеличивается до получаса. Обычно следует пройти около 10 процедур, затем сделать перерыв на 2 недели, после чего снова возобновить массажный курс.

    Также используют точечные массажи, которые включают в себя нажатия на определенные нервные точки. Действие процедуры успокоительное, восстанавливающее нервную систему и расслабляющее маленького пациента.

    Упражнения дыхательной гимнастики также полезны в лечении логоневроза. Занятия нормализуют носовое и ротовое дыхание, происходит укрепление мышц диафрагмы. Ребенок учится контролировать собственное состояние во время речи.

    Крохе нужно научиться выдыхать спокойно, а вдохи выполнять после определенного движения

    №1. Малыш должен стоять прямо, локти держать опущенными вниз, а ладошки раскрывать вверх. Во время вдоха ручки следует сжимать в кулаки и разжимать их во время бесшумного выдоха. Подобное дыхательное упражнение следует повторять около 10 раз.

    №2. Стоя, раздвинув ноги на ширину плеч, надо вытянуть ручки вдоль корпуса. Во время вдоха делать приседание и одновременно поворот корпуса — поочередно, в одну и другую сторону.

    №3. Поза — «стоя», ноги на ширине плеч. Голову наклонить таким образом, чтобы ухо прижималось к плечу. Во время наклона делать вдох. После совершения 5 наклонов следует несколько раз покачать головой в разные стороны. Глаза при всех наклонах нужно направлять прямо перед собой.

    Данные упражнения благотворно влияют на речевой аппарат и способствуют улучшению мозгового кровообращения.

    Хорошим средством от заикания послужит пение песен. Разучивание детских песенок улучшает качество речи и плодотворно влияет на дыхание во время произношения. Этот способ всегда приносит детям радость, ведь можно использовать песенки из любимых мультипликационных фильмов. Это позволяет малышне выполнять нехитрые задания с большим удовольствием, независимо от наличия слуха или голоса.

    baragozik.ru

    Логоневроз — так называют эту проблему специалисты. Заиканием именуют сложное нарушение речи ребенка, которое проявляется расстройством её ритма, остановками либо повторениями определенных слогов и звуков в результате судорог органов артикуляции. Речь заикающегося ребенка неплавная, неритмичная, сопровождается порой комплексами в устном общении. Узнаем подробно о детском заикании, его лечении.

    Почему ребенок заикается у детей: причины

    Как свидетельствуют специалисты, здоровые люди 7-10 процентов предложений произносят с прерыванием. Это может быть повторение отдельных фраз, слов, звуков. Но если уже перерывы в речи превышают 10 процентов, то логопеды констатируют заикание.

    Ученые выделили два главных типа проблемы. Причиной первого является дефект нервной системы ребенка, возникающий из-за травм в родах, тяжелого течения беременности женщины, наследственной предрасположенности к заиканию, частой заболеваемости в первые годы жизни. Такое дитя внешне выглядит вполне благополучно, но при обследовании выясняется, что у него есть симптомы повышенного внутричерепного давления, высокая судорожная готовность и изменены рефлексы.

    Второй тип заикания характерен малышам со здоровой нервной системой. Проблема возникает как следствие неврозов, вызванных стрессами, переутомлениями. Это невротическое заикание случается у детей часто по причине испуга, семейных расстройств, заучивания большого количества информации. Естественно, что после страшного фильма не каждый ребенок станет заикаться. Но вот нервный и впечатлительный — вполне возможно. При втором типе заикания расстройства речи могут усиливаться, если девочка или мальчик сильно возбуждены.

    Есть еще одна, нетипичная причина детского заикания. Это наследование тех родственников, знакомых, взрослых людей, которые заикаются и нравятся малышу. Они хотят быть на такого человека похожими.

    Кстати, похожей на заикание может быть речь ребенка, когда он скандирует, то есть говорит то быстро, то медленно, то тихо, то громко. Это произношение характерно детям тогда, когда у них есть заболевание мозжечка. Называется такой тип речи «речевая атаксия».

    Эта проблема у детей любого возраста усиливается при возбуждении и снижается при успокоении. Кстати, заикающиеся дети отлично поют. И порой вокал является вспомогательной терапией лечения заикания.

    Заикание у детей раннего, дошкольного и школьного возраста, подростков

    Логопеды констатируют, что чаще всего эта проблема возникает в возрасте от двух до пяти лет. Возникшее в дошкольном возрасте заикание специалистами рассматривается как самостоятельная патология. Согласно логопедическим данным, этой проблемой страдают приблизительно 2 % детей дошкольного возраста. Что касается количественного соотношения заикающихся девочек и мальчиков, то вторым это более характерно, причем их в три раза больше.

    Но констатировать наличие заикания должен логопед, ведь в дошкольном возрасте, особенно раннем, до трех лет, трудно отличить формирующуюся речь с ее неплавностью и повторениями от собственно заикания. Наиболее интенсивно речевая функциональная система девочек и мальчиков формируется от двух до четырех лет, когда и начинается заикание чаще всего. Затем склонность к проблеме снижается и может возникнуть в раннем школьном возрасте, когда идет перестройка главного вида занятости — игрового — на учебный. Смена ведущей деятельности, повышение требований к первокласснику, его речевым умениям может провоцировать проблему довольно часто. Отметим, что более подвержены ей дети-левши, которых в первом классе пытаются переучить, то есть научить писать правой рукой вместо левой. Нужно учесть, что леворукие дети слишком эмоциональны. Им характерна высокая степень боязливости и тревожности. Именно поэтому насильно заставлять их рисовать, писать правой рукой нельзя ни при каких обстоятельствах. Очень часто у первоклассников заикание провоцируют физические наказания, которые начинают практиковать родители из-за неуспеваемости их чад. Тогда дефицит любви и обида, недостаток положительных эмоций могут стать толчком к проявлению проблемы.

    В подростковом возрасте логоневроз тоже может возникнуть довольно часто. И провоцируют его, опять же, эмоциональные факторы. Это может быть недовольство собой по причине гормональных изменений (набор веса и прыщи на лице), конфликты с родителями, невосприятие подростка одноклассниками.

    Что касается лечения заикания, то самым благоприятным для этого является период дошкольного возраста. А меньше всего случаев излечивания логоневроза характерно подростковому периоду.

    Логопеды акцентируют: даже излеченное в дошкольном возрасте заикание может проявиться повторно и в раннем школьном, и в подростковом, при появлении стрессов, эмоциональных перевозбуждений.

    Заикание у детей: лечение таблетками

    Сразу отметим, что с помощью таблеток лечится не само заикание, а нервная система ребенка. Нет лекарств от неправильной речи. Есть средства, помогающие устранить ее причину, то есть нормализовать работу ЦНС, сделать дитя более спокойным и уверенным в себе. Однако даже таблетки для нормализации нервной системы — это лишь важная составляющая комплексной терапии, дополнительное средство. Логопеды и неврологи советуют также принимать такие таблетки в случаях, когда спокойная и уверенная речь ребенку крайне необходима. Тогда такие лекарства принимают за час до урока, экзамена или другого важного события, требующего четкой речи. Для большинства заикающихся детей такие таблетки выписываются индивидуально с учетом возраста и степени логоневроза.

    Заикание у детей: лечение травами

    Фитотерапия имеет цель успокоить нервную систему малыша. Поэтому травы, применяемые для лечения логоневроза в составе комплексной терапии, производят седативный эффект.

    Стоит отметить, что чаще всего применяются лекарственные сборы трав. Это лаванда, пустырник, мелисса, мята. Можно брать равные пропорции высушенных трав или каждую по отдельности и готовить настои из расчета столовая ложка сырья на стакан кипятка. Пить их заикающемуся ребенку нужно 2-3 раза в день и обязательно за час до сна.

    Заикание у детей: лечение гомеопатией

    Опыт врачей-гомеопатов свидетельствует, что такой метод терапии хорошо себя зарекомендовал в устранении логоневрозов. Гомеопатические препараты назначаются специалистами после тщательного обследования ребенка. Родителям расписывается схема лечения. И нужно учесть, что это процесс не одного и даже не трех месяцев. При этом гомеопат назначает несколько препаратов, последовательно сменяющих другу друга. Часто в ликвидации логоневроза используется Сульфур 30, Тараксакум 30, Празеодимиум 30 — препараты из группы лантаноидов. Это средства в гранулах.

    Обязательно на протяжении курса терапии следить за состоянием малыша и постоянно консультироваться со специалистом, который может увеличивать суточные дозировки гранул.

    Дыхательные упражнения от заикания у детей

    Прекрасно себя зарекомендовала в терапии логоневроза дыхательная гимнастика Стрельниковой . Отметим, что физические упражнения очень нравятся детям. Их цель — тренировка диафрагмы, тесное смыкание голосовых связок при произношении слов, предельно глубокое дыхание. Итак, вот основные из них:

  • Упражнение «Насос». Шумный короткий вдох малышом выполняется при резком наклоне вперед с позиции, стоя прямо, ноги на ширине плеч. Ребенок по примеру взрослого имитирует накачивание колеса, что позволяет глубоко вентилировать его легкие. У заикающихся детей как раз присутствует проблема их плохой вентиляции.
  • Упражнение «Обхвати плечи». При шумном вдыхании носом в момент максимального обхвата своих плеч у ребенка сужается верхушка легких. Это дает возможность воздуху поступать в самые объемные их основания. Заполняются альвеолы, до этого не участвовавшие в процессе дыхания. В это время голосовые связки делают встречное движение, то есть теснее смыкаются.
  • Делать такие упражнения их автор рекомендует дважды в день до приема пищи или через час после него.

    Заикание у детей: лечение народными средствами

    Существует несколько рецептов, которые могут применяться для успокоения нервной системы заикающегося малыша и ликвидации мозговых спазмов. Вот они:

  • Необходимо взять цветы и листья ясенца белого, столовую ложку их залить стаканом кипятка и 20 минут настаивать. Этим настоем нужно полоскать рот 2-3 раза в сутки.
  • Три капли сока крапивы смешайте с таким же количеством сока листьев ясенца. Целебную жидкость нужно как можно дольше держать на языке.
  • Возьмите сто граммов лимонного сока, столько же калинового и капустного. Добавьте 150 граммов меда и перемешайте все тщательно. Эту порцию народного средства ребенок должен употребить за день.
  • Заикание у детей: Комаровский

    Евгений Олегович констатирует, что разбираться с причинами заикания должен грамотный логопед. Он определит его вид и тогда можно будет правильно назначить лечение. Но педиатр констатирует, что эта проблема всегда связана с перегрузкой эмоциональной сферы, наличием в жизни малыша психотравмирующего фактора. Поэтому он рекомендует родителям сделать то, на чем будет базироваться успех лечения логопедом:

    1. Устраните травмирующие психику факторы (жестокие мультики, компьютерные игры).
    2. Уменьшите общение ребенка с чужими взрослыми. Именно в нем чаще проявляется заикание. А когда дитя предоставлено самому себе, то разговаривает нормально.
    3. Не заставляйте сына или дочь читать стихи.
    4. Следите за своей речью, словами и тоном.
    5. В доме, где есть заикающийся малыш, должны царить спокойствие и любовь.
    6. Помогают таким детям игры с водой.
    7. Возможно, сделав эти правила нормой жизни в семье, вскоре вы заметите положительные изменения речи вашего ребенка.

      nashidetki.net

      Как вылечить заикание у ребенка?

      Заикание (логоневроз) у детей появляется из-за напряжения или судороги в речевом аппарате, которые способствуют запинанию, растяжке и повтору слов. Плавность речи нарушается.

      Заикание у детей сопровождается судорогами голосовых связок, языка, губ, нарушением дыхания. Дети мучаются при разговоре.

      В попытках справиться с заиканием самостоятельно, дети усугубляют ситуацию. Перед началом лечения родители должны показать малыша логопеду, психологу, неврологу.

      Какое лечение заикания у детей выбрать в домашних условиях?

      При заикании нарушается ритм, темп, плавность голоса, речи, дыхания. Часто появляется внезапно и усиливается. Логоневроз может долго не проявляться и возникнуть в стрессовой ситуации.

    8. Физиологические. Заболевания нервной системы, которые связаны с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и прочими факторами. Заикание возникает вследствие нарушения в подкорковых отделах мозга. Заболевание провоцируют и болезни речевых недугов (глотки, гортани, носа), перенесенные тиф, корь, коклюш, рахит.
    9. Психологические. Внезапно сильное психоэмоциональное потрясение. Многие случаи заикания у детей старше трех лет связывают с неадекватным поведением животных.
    10. Социальные. Недостаточная работа родителей над формированием речи малыша провоцирует скороговорение. Нарушается звукопроизношение, произнесение слов на выдохе. Заикание может проявиться при одновременном изучении нескольких языков, перегрузки ребенка учебным материалом. Особенно в том случае, если материал не соответствует возрасту. Слишком строгое отношение родителей к ребенку.
    11. Иногда переучивание левши в правшу тоже может быть причиной заикания.
    12. переутомление;
    13. болезни;
    14. неприятности в семье, школе;
    15. избыток белковой пищи;
    16. нарушение происходит в период роста зубов, в переходном возрасте;
    17. инфекционные заболевания;
    18. разрастание аденоидов, затрудняющее носовое дыхание.
    19. Что делать, если ребенок заикается?

      Внешние проявления отличаются в зависимости от причины, степени тяжести. Но есть и общие признаки:

    20. Речевые судороги. Малыш начинает повторять первые буквы или слоги в словах: м-м-машина, к-к-корова. Также возможно формирование стойкого заикания с паузами, провалам в речи: «п. ривет, к…ошка».
    21. Нарушается дыхание. Заикающиеся дети не работают диафрагмой, дыхание поверхностное.
    22. Неправильная интонация. Речь становится монотонной, невыразительной, неэмоциональный. Интонация и содержание не совпадают. Человек с заиканием иногда кажется раздражительным и грубым.
    23. Изменения в психической сфере, которые выходят наружу определенными реакциями организма: потливость, щеки краснеют, учащается сердцебиение, страх говорить на публике, энурез, нервные тики, гиперактивность, синдром дефицита внимания, плохой аппетит, резкие смены настроения.
    24. Как вылечить заикание у ребенка?

      Лечение заикания у детей дошкольного возраста включает ряд мероприятий, которые направлены на укрепление нервной системы ребенка и развитие речевых навыков.

      Благоприятная атмосфера в семье — главный аспект, который должен помогать малышу лечиться. Обстановка должна быть дружеской, спокойной. Если родители будут полноценно общаться с заикающимся ребенком, ему это поможет быстрее, чем лекарства.

      Часто заикание проявляется во время интенсивного развития речи, в 2-3 года, когда очень сложно продиагностировать наличие проблемы. Как избавить ребенка от заикания в домашних условиях?

    25. Необходимо избавить ребенка от травмирующей психику ситуации. Если это произошло в детском саду, необходимо временно отказаться от его посещения (минимум на 1-2 месяца). Рано предпринятые меры улучшат прогноз.
    26. Иногда ребенку помогает смена обстановки, переезд, поездка на дачу, путешествие, море.
    27. Дома должен быть щадящий речевой режим. При ухудшении симптомов можно играть в «Молчанку», общаться с ребенком жестами.
    28. Не следует читать детям книги, которые не соответствуют его возрасту. Нельзя читать ему на ночь страшные сказки. Ребенок будет постоянного чего-то бояться. Начать нужно с рассматривания картинок. Можно выдумывать свои истории.
    29. Телевизионные передачи и мультики утомляют и перевозбуждают ребенка. Особенно просмотренные перед сном или не соответствующие его возрасту.
    30. Если родители чрезмерно балуют ребенка и исполняют все его прихоти, даже незначительное противоречие его желаниям может травмировать его психику.
    31. Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту.
    32. Нельзя перегружать его большим количеством впечатлений в период выздоровления. Также несоблюдение режима в это время может привести к заиканию.
    33. Родители не должны запугивать малыша, оставлять одного в помещении, особенно если оно плохо освещено, наказывать. В качестве наказания можно заставить его некоторое время посидеть спокойно на стуле или лишить участия в любимой игре.
    34. В детском саду или школе воспитатели или учителя должны наладить с заикающимся ребенком контакт, постараться устранить причины этого заболевания, не акцентировать на этой патологии внимание. Нужно следить, чтобы его не дразнили другие дети.
    35. Говорить с ребенком нужно четко, плавно, не отрывать слово от другого, не торопиться. Но нельзя говорить по слогам или нараспев.
    36. К нему следует относиться ровно, не завышать требований. Ему пойдет на пользу сближение с наиболее уравновешенными детьми. Он будет подражать им и учиться говорить выразительно и плавно.
    37. Заикающихся детей не вовлекают в игры, которые могут перевозбудить или требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Но, в то же время, таким деткам пойдут на пользу хороводные игры или игры, которые требуют хоровых ответов.
    38. Заикающегося ребенка нельзя спрашивать на уроках первым. Лучше спросить его после ученика, который хорошо ответил на вопрос. Если ребенок отвечает, запинаясь, или не может начать, учитель должен помочь выговорить фразу или отвлечь его другим вопросом.
    39. Очень полезны занятия музыкой, танцами, пением. Они развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа, ритма.
    40. Дети с заиканием должны все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
    41. Если заикание началось из-за ревности к младшему брату или сестре, мать должна уделять достаточно внимания старшему, вовлечь его в семейные дела. Можно отдать ему его старые игрушки, если он захочет.
    42. Помогают настольные игры, кубики, лото, мозаика, конструкторы, рисование (чем угодно и где угодно). Можно рисовать пальцем на запотевшем стекле, мелом, ладошкой, акварелью, гуашью, кисточкой и без. Улучшается моторика пальцев рук. Полезна лепка из глины, пластилина. Глина податливее, пластилин может активизировать некоторые физические препятствия. Успокаивают забавы с водой, песком или снегом.
    43. Очень многие заикающиеся детки могут говорить без запинок с маленькими детьми, игрушками, животными или с маской на лице. Можно выдумывать спектакли и отдать ребенку роль мужественного и независимо человека. Можно использовать маски животных или сказочных персонажей. Такие спектакли применяются в технике игровой терапии. Нервное напряжение и страхи устраняются, личностные конфликты решаются.
    44. Если малыш на пределе истерики или плачет, ему не следует говорить вслух. Всхлип провоцирует повторение слогов и слов даже у взрослых людей. Ребенка нужно успокоить, отвлечь, взять на руки. Он должен знать и ощущать, что мама всегда рядом и защитит его.
    45. Ребенка не надо торопить. Если нужно поспешить, чтобы куда-либо не опоздать, необходимо лучше организовывать время или помочь ему побыстрее поесть или одеться.
    46. Если малыш категорически не хочет спать днем, не стоит его заставлять.
    47. Некоторые заикающиеся дети вертят в руках небольшие предметы. Это помогает им освободиться от напряжения.
    48. Дыхательная гимнастика при заикании у детей сделает голос естественнее и свободнее. Упражнения оказывают благоприятное влияние на всю дыхательную систему.

      Тренируется диафрагма, вовлекается процесс голосообразования, дыхание становится более глубоким, а голосовые связки более подвижными.

    49. нельзя заниматься в пыльной или сырой комнате.
    50. нельзя заниматься после еды;
    51. ребенок должен быть одет в свободную одежду, которая не будет стеснять движений;
    52. ребенку нельзя переутомляться, при болезни занятия нужно отложить;
    53. дозировать занятия и темп;
    54. вдох должен быть коротким и резким, выдох — спокойным, бесшумным;
    55. движения должны быть только на вдохе, в маршевом ритме;
    56. счет в гимнастике на 8, считают мысленно;
    57. дыхательные упражнения выполняют стоя, сидя, даже лежа.
    58. Комплексы упражнений для коррекции заикания:

    59. «Ладошки». Встают прямо, руки сгибают в локтях, показывая ладони зрителям и направляя локти вниз. Делают шумный короткий вдох, сгибая ладони. Затем свободный бесшумный выдох. Выполняют 2 раза по 4 вдоха. Пауза между ними в 4 секунды, руки опустить.
    60. «Погончики». Встают прямо, сжимают кулаки, прижимают к талии. Толкают кулаки вниз при вдохе, напрягают плечи, вытягивают руки к полу. Выполняют по 8-12 раз. Не следует поднимать кулаки выше пояса.
    61. «Насос». Встают прямо, ноги немного разводят на ширину плеч. Нужно потянуться прямыми руками к полу, одновременно наклониться вперед и сделать шумный вдох. Спина округлая. Выполняют по 4 движения, повторяют 12 раз.
    62. «Кошка». Встают прямо, руки вдоль туловища, ноги расставляют на ширину плеч. Приседают, будто танцуя, одновременно делают поворот вправо и шумный вдох. Выпрямляются и делают спокойный выдох. Снова приседают с поворотом влево. Повторять 12 раз по 8 вдохов.
    63. «Обнять плечи». Руки сгибают в локтях и направляют их вниз. Шумный вдох, руками резко обнимают себя за плечи, свободный выдох. Выполняют по 12 раз по 8 вдохов.
    64. «Маятник». Ноги на ширине плеч. Наклоняются вперед, тянутся руками к полу, делают резкий шумный вдох. Наклоняются назад, резко вдыхая.
    65. «Поворот головой». Ноги на ширине плеч. Голову поворачивают вправо одновременно с шумным вдохом. Поворачивают голову влево одновременно с незаметным выдохом. Не следует делать с перерывами и паузами.
    66. «Уши». Ноги на ширине плеч. Выполняют наклоны головой вправо, ухом к плечу, с шумным вдохом носом. После левое ухо к плечу, вдох. Немного качают головой из стороны в сторону. Смотрят прямо перед собой.
    67. «Маятник головой». Голову опускают, переводят взгляд в пол с резким вдохом. Поднимают голову, взгляд в потолок, шумный вдох. Незаметный выдох одновременно с переведением головы в другое положение.
    68. «Перекат». Левую ногу ставят вперед, правую сзади на носок. Приседают, переносят тяжесть тела на правую ногу с шумным вдохом. Выдыхаю, приседают, переносят тяжесть на левую руку с резким вдохом.
    69. «Передний шаг». Ноги на ширине плеч. Левую ногу поднимают до пояса, сгибают в колене. Носок левой ноги тянут к полу. Легко приседают на правой ноге одновременно с резким вдохом. То же делают с правой ногой. Спина должна быть прямая, взгляд перед собой, голову не наклоняют. Резкий вдох должен идти с резким движением, выдох должен быть спокойным и незаметным.
    70. «Задний шаг». Левую ногу резко отводят назад, на правой ноге легко приседают. Шумный вдох. То же с правой ногой. Делать по 4 упражнения, 8 подходов.
    71. Как убрать заикание с помощью логопедических и логоритмических упражнений?

      Логопедия и логоритмика

      Логопедические упражнения направлены на улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Речь становится четкой.

      Упражнения нужно повторять при каждом удобном случае, и ребенку эти занятия должны нравиться.

      При логоритмике используются упражнения в сопровождении музыки и движений. Начать нужно с дыхательной гимнастики:

    72. Надувать мыльные пузыри.
    73. Сдувать одуванчики, пушинку или ватку с тетрадного листа.
    74. Дуть на бумажный кораблик. Его пускают в таз с водой, затем ребенок должен дуть, соревнуясь, чей кораблик сможет уплыть дальше. Если дуть дольше 7 секунд, у ребенка начнется головокружение.
    75. Надуть щеки и подержаться за ушки. Показать и спрятать язычок. Немного погримасничать перед зеркалом.
    76. Надувать шары. Приобрести разноцветные шары и надувать их вместе с ребенком. Затем сдувать их и снова надувать.
    77. Ребенок ходит по кругу и на каждый шаг произносит «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
    78. Прыгает на правой и левой ноге, произнося попеременно: ««Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
    79. Родитель ритмично делает взмахи руками (как дирижер), и ребенок произносит нараспев любые слова, слоги, гласные.
    80. Ребенок хлопает в ладоши на каждый гласный звук. Если это сделать получается, добавляют топот ногой на каждый гласный звук. Ребенок не должен бояться или стесняться.
    81. Предлагают ребенку прочесть короткое детское стихотворение под спокойную музыку. Ребенок не должен нарушать ритм. Постепенно, при условии успешного выполнения этого упражнения, берут все более длинные и сложные стихи. Ребенок может рассказать известное ему стихотворение, но должен попадать в такт классической или инструментальной музыке.
    82. Стихи полезно «отхлопывать». Хлопок делать на сильной доле стиха: «НАшаТаняГромкоПлачет…»

    Также в комплексе с другими упражнениями помогут голосовые и артикуляционные упражнения.

    Для избавления ребенка от заикания делают специальный массаж. Он поможет устранить логоневроз акупрессурой. Точечный массаж при заикании у детей восстанавливает и регулирует речевой центр.

    Специалист надавливает на акупунктуру (чувствительные точки) на голове, шее и плечах. Надавливает только подушечками пальцев, выполняет массирующие круговые движениям.

    Такой массаж снимет напряжение с лицевых мышц, успокоит нервную систему. Движения должны быть плавными и осторожными, иначе можно повредить связки.

    Массаж делают маленьким деткам при первых симптомах заикания. Для общей оздоровительной терапии также проводят массаж всего тела.

    Поможет расслабляющая ванна. Во время купания можно сделать упражнения, но с игрой. Так будет легче заинтересовать ребенка.

    Во время игры мозговая деятельность ребенка увеличивается. Теплой весной и летом полезно выполнять упражнения на свежем воздухе.

    Занятия должны быть регулярными. Только так можно будет восстановить речевой аппарат.

    lechenie-narodom.ru