Лечим невроз у детей

Неврозы у детей: симптомы, лечение, причины

Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.

При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

Почему возникают неврозы?

И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).

Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

  • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
  • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы
  • Пусковым механизмом невроза могут служить:

  • перенесенные заболевания
  • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
  • тяжелые отношения в семье
  • Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

  • пола и возраста ребенка
  • особенностей воспитания
  • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
  • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)
  • Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

  • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
  • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.
  • Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

    Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

  • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
  • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.
  • Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

    Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?

    Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

  • модель неприятия , подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
  • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
  • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
  • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
  • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
  • чрезмерная жесткость родителей

    Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

  • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
  • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
  • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.
  • Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

    Особенности характера ребенка

    Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

    Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

    Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

    Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

    Общие проявления неврозов

    • изменение поведения детей
    • появление новых черт характера
    • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
    • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
    • тревожность, ранимость.

    Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

  • тахикардия и изменения АД
  • нарушения дыхания, потливость
  • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
  • нарушение концентрации внимания
  • снижение памяти
  • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
  • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.
  • Проявления разного вида неврозов у детей

    Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

    Тревожный невроз или невроз страха

    Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:

  • среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
  • у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.
  • Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

    Невроз навязчивых состояний у детей

    Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.

    Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:

    Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:

  • При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
  • При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.
  • Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. Подробнее о причинах возникновения и лечении нервных тиков у детей.

    Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:

    • кусание ногтей или сосание пальца
    • прикасание к половым органам
    • раскачивания туловища или конечностей
    • накручивание волос на пальцы или их выдергивание.
    • Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

      Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:

    • страха смерти или болезни
    • замкнутых пространств
    • разных предметов, грязи.
    • Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.

      Депрессивные неврозы

      Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.

      Истерические неврозы

      К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.

      Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

      У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.

      Невротический логоневроз — заикание

      Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.

      Сомнамбулизм — лунатизм, сноговорение

      Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. Подробнее о лунатизме у детей и подростков.

      Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.

      Отдельными вариантами неврозов являются:

    • детский невротический энурез (недержание мочи)
    • энкопрез (недержание кала).
    • Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.

      Как поставить диагноз?

      Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

    • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
    • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
    • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
    • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
    • Рисование и детальный анализ рисунков , по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.
    • На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

      Методы лечения невроза

      В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

    • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
    • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
    • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
    • гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
    • лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.
    • Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

      Применение психотерапии

      Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

      Она проводится в несколько последовательных этапов:

    • 1 этап — проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
    • 2 этап — ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
    • 3 этап — далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
    • 4 этап — совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.
    • Индивидуальная психотерапия

      Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

      Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» — это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

      Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

      Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

      Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

      Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

    • Суггестивная (метод внушения) психотерапия
    • Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

      Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

      Групповая психотерапия

      Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

    • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями — повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
    • трудности в общении и связанные с этим расстройства — стеснение, робость, застенчивость, мнительность
    • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.
    • Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

    • в возрасте до 5 лет — не более 4 человек
    • в возрасте от 6 до 10 лет — не более 6 человек
    • в возрасте 11-14 лет — до 8 человек.
    • Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

      В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

      На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

      Медикаментозная коррекция

      Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

    • общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
    • дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
    • ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
    • препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
    • фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.
    • При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

      При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

      При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.

      С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

    • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
    • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
    • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
    • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.
    • Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

      zdravotvet.ru

      Лечение неврозов у детей

      Заболеть неврозом могут и дети, так как данное состояние является реакцией на определенные трудные ситуации, очень трудно переживаемые детьми. В первую очередь, они влияют на поведение ребенка. Распространенной формой невроза является неврастения, также у детей могут быть неврозы навязчивых состояний, истерические неврозы. Родители должны знать, что у детей неврозы являются обратимыми расстройствами, и такое состояние не влечет за собой искаженной картины мира. То есть, если невроз возник, то следует его устранить, и избавить от него ребенка, будет ошибкой дожидаться, пока состояние нормализуется самостоятельно.

      С детскими неврозами мириться нельзя, так как в дальнейшем ситуация может лишь усугубиться. Причем, детские неврозы опасны не своей тяжестью, а отношением к ним. Некоторые родители часто не придают значения первым симптомам невроза у своего ребенка, и считают, что в детском возрасте не бывает серьезных нервных расстройств. Другие родители хотя и замечают такое состояние ребенка, все-равно действуют достаточно поверхностно, и уверены, что все нормализуется самостоятельно. Лишь немногие люди в этой ситуации поступают правильно, и стараются исправить ситуацию. Если ребенок уверен, что ему угрожает реальная опасность, он начинает вести себя замкнуто, старается уединиться. Такое поведение не должно оставаться родителями незамеченным, и следует принять меры. Если же ребёнок считает, что он находится под угрозой, то начинает замыкаться в себе.

      Причины детских неврозов

      Причиной детских неврозов специалисты называют различные травмы психического характера. В том числе, нельзя исключать и генетическую предрасположенность ребенка к данному заболеванию. Но на первый план специалисты ставят неправильные методы воспитания, используемые родителями. Нередко приходится наблюдать ситуацию, когда ребенку позволено абсолютно Каждый поступок любимого чада вызывает у родителей лишь восторг. Поэтому такие дети имеют твердую уверенность в том, что они необыкновенные, и им в самом деле все на свете дозволено. Но спустя время каждый ребенок оказывается в детском коллективе, это детский сад, школа. Там уже он не получает так легко хорошее отношение сверстников, его надо заслужить. Как результат, появляются конфликты с другими детьми, вызывая невроз.

      Среди распространенных симптомов невроза выделяются такие признаки, как быстрая утомляемость, раздражительность, повышенная возбудимость. При этом снижен аппетит, а сон может стать более чутким и тревожным. Когда ребенок начинает волноваться, у него возникают типичные симптомы. Это похолодание конечностей, усиленное отделение пота. Среди факторов, вызывающих раздражение, можно назвать яркий свет, громкие звуки. Нередко ребенок испытывает головную боль, которая сопровождается шумом в ушах. Следует отметить, что состояние ребенка при неврозе крайне неустойчивое. Например, неожиданно ребенок может начать плакать, причем успокоение наступает так же быстро.

      Если ребенок страдает истерическим неврозом, то к прочим симптомам могут присоединиться истерические припадки. Многим приходилось видеть, как ребенок бросается на пол, независимо от того, где он находится, начинает громко кричать, стучать по стучать руками и ногами по полу. Подобные сцены можно наблюдать в магазинах детских игрушек, когда избалованные малыши таким образом реагируют на отказ родителей скупить полмагазина. Если имеется невроз навязчивого состояния, он также имеет яркие проявления. Обычно, у ребенка развивается фобия. Он может бояться ездить на лифте, оставаться в темном помещении, или избегать собак, машин, и прочее. У таких детей существуют своеобразные ритуалы для защиты. К примеру, постучать по дереву, или держаться за пуговицу.

      Как лечатся детские неврозы?

      Лечение данного заболевания у детей изначально должно заключаться в том, чтобы организовать отдых для нервных клеток. Это значит, что необходимо особое внимание уделить режиму питания и сна, следить за тем. чтобы ребенок чаще бывал на свежем воздухе. Огромная роль при лечении неврозов в этом случае отводится взрослым. Принимается во внимание поведение как самих родителей, так и тех, кто является окружением ребенка. Не следует проявлять повышенную тревогу, и постоянно демонстрировать повышенную заботу. Подобные действия не остаются без внимания ребенка, и такое поведение взрослых способствует закреплению болезненной симптоматики, фиксируют ее состояние.

      Если у ребенка истерия, то во время нее такое закрепление наступает достаточно легко. Родители всегда должны настаивать на том, чтобы ребенок неукоснительно исполнял определенные лечебные мероприятия, а также следовал требованиям, которые взрослые предъявляют к его поведению. Многие родители полагают, что ребенка следует баловать, так как он болеет. При лечении неврозов нередко возникают новые условные рефлексы, имеющие вновь образуемые лечебные связи, поэтому они легко переходят в патологически крепкие и инертные. Например, если родители демонстрируют ребенку, что они обеспокоены его отказом от пищи, или излишне озабочены тиками, то подобные явления держатся устойчиво. В том случае, если на подобных явлениях внимание не заостряется, они проходят быстрее.

      Конечно, если родители видят, что не могут самостоятельно преодолеть трудную ситуацию, следует воспользоваться помощью профессионала. Детские неврозы лечит врач-психотерапевт. В зависимости от ситуации, могут быть использованы различные методики. Причем, лечение в случае необходимости не ограничивается психотерапией, могут быть назначены медикаментозные и гомеопатические препараты. Особенно популярной для лечения маленьких детей является игровая терапия, которая успешно практикуется специалистами, работающими с детьми. Если имеет место острый и продолжающийся невроз, то главная задача – устранить ту тяжелую жизненную ситуацию, которая стала причиной возникновения патологической реакции. Таким образом, ребенок будет избавлен от заболевания.

      www.psyportal.net

      Невроз у детей лечение

      Хотела бы с вами посоветоваться. Сыну 8 лет, он спит в своей комнате отдельно, на подходе второй сынок. Сразу решили, что спать мы с мужем будем вместе и рядом будет детская кроватка с младенцем, а в детской комнате будет старший сын как и есть сейчас. Т.

      Подскажите, пожалуйста, хорошие книги. Наши проблем — у старшего СДВГ, невроз, ОНР 2 уровня, у младшая — слабовидящий ребеночек. Встретила тут отзывы про книгу Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция» — это только для родителей деток-аутистов, или СДВГ-шкам тоже там что-нибудь полезное есть? Меня вообще интерисуют коррекционные методики, которые я могу освоить сама, чтоб заниматься с сыном, т.к. считаю что лечение лечением, но и коррекционная работа должна дать хороший результат. Может есть книги, где подробно описывается как заниматься мозжечковой стимуляцией.

      Кто-нибудь проходил такую процедуру в поликлинике??Как ощущения ?? Помогает??Второй день дышим.

      Уважаемые родители! Мы очень рады сообщить, что в нашем центре начинает приём кандидат медицинских наук, психиатр и психотерапевт Любовь Георгиевна Бородина.

      В медицинском центре «Лучик надежды» http://evpatoriamed.ru/ проводится комплексное лечение детей с: — психоневрологическими заболеваниями (детский церебральный паралич, аутизм, неврозы, ЗПРР, ЗПМР, врожденные аномалии и пороки развития нервной системы и пр.) — генетическими заболеваниями — нарушениями опорно-двигательного аппарата — задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи Организуя медицинский центр в известной детской здравнице — городе Евпатория, были приняты во внимание особые целебные свойства этого края. Из природных лечебных факторов следует отметить уникальные грязи и рапу, морские и минеральные воды, воздух и солнце.

      Девочку, хочу криком кричать уже! Может кто сталкивался и разгадал тайну субфебрильности у детей! Начну с начала: я мама двоих деток сыну 3,2 дочери 1,3. Сын полгода назад переболел двусторонней пневмонией, в зеве присутствовала синегнойная палочка. И в середине января почти сразу после завершения курса восмтановительного лечения у него поднялась температура 37,8, и теперь она дкржится постоянно в пределах 37-37,3, сопровождается сильной потливость, особенно во время сна. Анализы в норме, нашли лямблии-пролечились, потливость немного уменьшалась во время лечения но темпа.

      Продолжение прошлого поста о Мише(кстати,научите кратко вставлять ссылку,не знаю как).

      Сыну 6 лет. И с мигательным тиком мы встречались уже три раза (осень 2014, осень 2015, весна 2016). Хотя ни с каким конкретным заболеванием неврологическим это не связано (и даже гиперактивность нам не ставили никогда), но проявляется почему-то именно в сезон обострений заболеваний. Если в первый раз все прошло само-собой, то во второй и третий — без врачебного вмешательства мы не обошлись. Лечение стандартное — успокаивающие препараты, электрофорез с бромом, теплые ванны перед сном, отмена телевизоров/телефонов/планшетов и прочих нервных нагрузок.

      Подскажите, пожалуйста, хорошие книги. Наши проблемы — у старшего СДВГ, невроз, ОНР 2 уровня, младшая — слабовидящий ребеночек. Встретила тут отзывы про книгу Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция» — это только для родителей деток-аутистов, или СДВГ-шкам тоже там что-нибудь полезное есть? Меня вообще интересуют коррекционные методики, которые я могу освоить сама, чтоб заниматься с сыном, т.к. считаю что лечение лечением, но и коррекционная работа должна дать хороший результат. Может есть книги, где подробно описывается как заниматься мозжечковой стимуляцией, или.

      Дорогие гости, предлагаем вам ознакомиться с видами лечения, которые вы можете получить, отдыхая у нас «Гостиный двор Вояж» Крым ,Евпатория. Сайт http://voyagerf.ru/ Приглашаем группы.+7(978) 716-73-90 Людмила У нас находится база дельфинотерапии, расположенная в заливе Донузлав, там работает специализированный крытый бассейн для проведения дельфинотерапии. Дельфинотерапия успешно применяется для реабилитации и лечения детей и взрослых с синдромом Дауна, ДЦП и аутизмом.

      Девочки, помогите советом, кто сталкивался с подобной ситуацией. Ищу санаторий в Подмосковье, где можно провести оздоровление ребенка младше 4-х лет. Сыну 2г11мес. У нас в конце августа начался логоневроз (запинаемся). Пока лечились в Москве у невролога, посещаем логопеда. Устойчивых положительных изменений нет. На семейном совете совпали мнения, что нужно сменить обстановку, полечить сам невроз и все должно улучшитьс. Полопатила инет, в основном лечат везде детей от 4-х лет, даже в детских санаториях. Если знаете, подскажите, есть ли в Подмосковье санатории.

      У нас находится база дельфинотерапии, расположенная в заливе Донузлав, там работает специализированный крытый бассейн для проведения дельфинотерапии. Дельфинотерапия успешно применяется для реабилитации и лечения детей и взрослых с синдромом Дауна, ДЦП и аутизмом. В бассейне с морской водой поддерживается комфортная температура воды и воздуха. Оптимизация курса дельфинотерапии в специализированном бассейне позволяет проводить сеансы дельфинотерапии круглый год. Иппотерапия — метод психотерапевтического лечения при помощи лошади, в медицине иппотерапию часто называют лечебной верховой ездой. В России она является официально признанным методом лечения.

      www.babyblog.ru

      Неврозы у детей и подростков, лечение неврозов у детей и подростков в Саратове

      Неврозы — это группа пограничных заболеваний, в основе которых лежат временные, то есть обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием психотравмирующих воздействий. Невротические расстройства ( неврозы у детей, детские неврозы ) встречаются у 15 — 25% детей. Они чаще возникают в школьном возрасте и у мальчиков. Неврозы в детском возрасте характеризуются наличием психогенного этиологического фактора, разнообразием и динамичностью клиники, при правильном лечении обратимостью симптоматики, отсутствием морфологического субстрата заболевания. Если возникают неврозы, то помощь могут оказать центр лечения нервно психологических расстройств у детей и взрослых или клиника неврозов.

      Причины детских неврозов

      Причинами неврозов являются острые или хронические психические травмы; причины неврозов у детей — чаще испуг, наказание, неправильное отношение к ним со стороны родителей и учителей, разлука с матерью или отцом, помещение в детский коллектив, развод родителей, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.

      Что способствует развитию невроза у ребенка? Происхождение детских неврозов, причины, анализ

      Предрасполагающие факторы развития детского невроза : резидуально-органическая патология; акцентуация характера (крайние варианты нормы характера, при которых отдельные его черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость личности в отношении определенного ряда психогенных воздействий при относительно хорошей и даже повышенной устойчивости к другим); ослабленность организма соматическими заболеваниями, отрицательное эмоциональное состояние матери во время беременности; наследственная отягощенность; угроза выкидыша плода во время беременности.

      Причины детского невроза внутри семьи? Внутрисемейные причины, история детского невроза

      Существуют внутрисемейные причины развития невроза у ребенка , способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка (в этом случае у ребенка высокий уровень тревожности: ему присваивают качества, которые ему не должны быть свойственны); поздний ребенок (существует зависимость между возрастом матери и наличием неврозов у ребенка, если мать в момент рождения ребенка была старше 36 лет, то его тревожность неминуемо повышается); семейные конфликты (в конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Иногда ребенок чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной; в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка неврозы развиваются гораздо реже; и, напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная); неполные семьи (ребенку, как мальчику, так и девочке, не хватает образца поведения представителя мужского пола; отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой развитие невроза).

      Неправильное воспитание — причина невроза у детей

      На появление детских неврозов оказывают большое влияние издержки воспитания: традиционализм в семье, эмоциональный шантаж и предчувствия, открытые посылы и прямые угрозы, нескромность родителей, отсутствие привязанности внутри семьи, отдаленность родителей, негативное отношение к престарелым.

      Что происходит при неврозе в нервной системе?

      При неврозах происходит нарушение высшей нервной деятельности в результате напряжения и срыва процессов торможения, нарушения нервных процессов или появления инертных застойных очагов возбуждения в коре полушарий головного мозга и подкорковых образованиях. Часто происходит разбалансировка и дезинтеграция между различными системами (нарушение взаимоотношений между моторной, вегетативной, эмоциональной и другими системами), внутри одной системы (между симпатической и парасимпатической системами), между полушариями головного мозга.

      Виды неврозов у детей, классификация детских неврозов

      Неврологи выделяют несколько видов неврозов: 1) неврастения; 2) истерия; 3) невроз навязчивых состояний; 4) моносимптоматические неврозы.

      Особенности неврозов у детей

      Особенностями неврозов у детей являются незавершенность, рудиментарность симптоматики; преобладание соматовегетативных расстройств; слабость или отсутствие личностного переживания при их возникновении; недостаточность внутренней переработки психотравмирующей ситуации (симптомы неврозов у детей).

      Неврастения у детей, симптомы детской неврастении

      Неврастения развивается при длительной психотравмирующей ситуации. Она заключается в появлении повышенной раздражительности, плаксивости, утомляемости, истощаемости активного внимания. Выявляются вегетососудистые расстройства, характеризующиеся головными болями, поверхностным сном, повышенной потливостью ладоней, обмороками, снижением аппетита. Неврастения у детей в отличие от взрослых часто сопровождается двигательной расторможенностью.

      Невроз навязчивых состояний у детей, симптомы невроза навязчивых состояний

      Невроз навязчивых состояний (навязчивый невроз у детей) развивается при действии хронических психотравмирующих ситуаций. Навязчивые состояния (навязчивость, ананказм) — это патологические мысли (обсессии), страхи (фобии), влечения (мании), действия (компульсии, импульсии), возникающие помимо и вопреки воле больного. Дети старшего возраста критически относятся к этим явлениям, переживают их и безуспешно с ними борются.

      Навязчивые мысли у детей

      Навязчивые мысли могут иметь характер опасений за свое здоровье или безопасность папы или мамы. Они могут возникать в виде представлений, мыслей, контрастных данной ситуации, навязчивых воспоминаний неприятных событий.

      Навязчивые страхи у детей

      Навязчивые страхи у детей очень разнообразны: 1) агорафобия — страх площадей, широких улиц, открытых пространств; 2) клаустрофобия — страх закрытых помещений; 3) акарофобия — страх острых предметов; 4) акрофобия — страх высоты; 5) гомилофобия — страх толпы; 6) мизофобия — страх загрязнения; 7) танатофобия — страх смерти; 8) дисморфофобия — страх уродства; 9) эрейтофобия — страх покраснеть перед публикой; 10) страх заболеть тяжелым заболеванием: сердца (кардиофобия); сифилисом (сифилофобия); СПИДом (СПИДофобия); онкологическим заболеванием (канцерофобия). Мы проводим лечение агорафобии, лечение клаустрофобии, лечение акарофоюии, лечение акрофобии, лечение гомилофобии, лечение мизофобии, лечение татнтофобии, лечение диморфофобии и других видов страхов у детей и подростков, мальчиков и девочек, парней и девушек, лечение эрейтофобии в Саратове, в России.

      Виды страхов у детей

      У детей также бывают специфические виды страхов : остаться дома в одиночестве; нападения; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; чужих людей; потеряться; мамы и папы; наказания; Бабы-яги, Кощея, Бармалея; опоздать в школу; перед тем как заснуть; страшных снов; темноты; животных (волка, змей, пауков); транспорта (самолетов, машин); бури, наводнений, землетрясений; высоты; глубины; тесных маленьких помещений; воды; огня; пожара; войны; больших помещений, улиц; врачей; уколов; боли; резких громких звуков.

      Кризисные возрастные периоды — возникновение страхов у детей

      Существуют кризисные возрастные периоды : 3 — 4 года (когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает), 6 — 7 лет, 11 — 12 лет. Сложным кризисным периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. Обычно с 12 лет количество страхов должно сокращаться.

      Нормальный ребенок к 16 — 18 годам не должен испытывать подобных страхов. Наличие страхов в 16 — 18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

      Виды страхов — навязчивые, бредовые, сверхценные

      Все страхи подразделяются на 3 группы: навязчивые, бредовые, сверхценные .

      Навязчивые страхи у детей, лечение

      Навязчивые страхи у детей встречаются бовольно часто. К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и другие. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить, невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки.

      Бредовые страхи у детей, лечение страхов

      Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно часто встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма. Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с "идеями фикс"), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.

      Сверхценные страхи у детей, лечение страхов

      К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание. Детские сверхценные страхи считаются очень распространенными. На этих страхах дети часто "застревают", и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6-7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное, и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных вампиров, вурдалаков, ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

      Навязчивые действия у детей, лечение навязчивых действий

      К навязчивым действиям у детей относятся разнообразные элементарные движения, склонные к повторению ( невроз навязчивых движений ): покашливание, хмыканье, потирание ладоней, подергивание плечами, подергивание головой, облизывание губ, покусывание губ, обкусывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), моргание, частое поправление одежды. Детьми они осознаются как чуждые, они стесняются этих действий и на время силой воли могут их подавить. Более сложные навязчивые действия называются ритуалами. Обычно ритуалы утомительны не только для ребенка, но и для взрослых, которые его окружают. Иногда ритуалы шокируют окружающих. Например, ребенок, который боится темноты, прежде чем войти в темную комнату, может выполнять следующий ритуал: гладить ручку закрытой двери, шептать ей ласковые слова, затем заходить в комнату и подпрыгивать на месте, при этом прыжков должно было быть ровно десять. Причина появления данного ритуала у ребенка необъяснима, он очень необычен. Например, чтобы не получить двойку, ребенок ступает только на темные плитки в коридоре, чтобы ничего не случилось с папой, дотрагивается рукой до всех стенок. В той или иной степени ритуалы всегда присущи детскому неврозу страха. Сарклиник проводит лечение навязчивых действий, движений в Саратове.

      Ритуал, лечение ритуала, как лечить ритуалы в Саратове

      Ритуал — это извращенная защитная реакция психики ребенка на гипертрофированный страх, которая закрепляется по типу условного рефлекса. Патофизиологической основой навязчивых состояний является инертный застойный очаг возбуждения в коре полушарий большого мозга. Мы проводим лечение ритуалов у детей в Саратове, в России.

      Истерический невроз у детей, истерические припадки, астазия — абазия, истерические парезы и параличи, нарушение чувствительности, псевдоалгические явления, амавроз, афония

      Истерический невроз вызывается чаще всего подострыми или хроническими психотравмами. Имеет значение наличие в преморбидном состоянии истерических черт личности. Истерические припадки проявляются в эмоциональном и двигательном возбуждении с плачем, криками, падением на пол, разбрасыванием игрушек. У более старших детей могут возникать астазия — абазия (невозможность стоять и сидеть при сохранности движений в суставах), истерические парезы и параличи (в отличие от органических поражений ограничиваются срединной линией тела), нарушение чувствительности (с границей по средней линии тел или в виде перчаток, трусов, носков), псевдоалгические явления (боли в животе, головные боли, боли в груди, при отсутствии органических поражений этих органов), амавроз (полная слепота на один или оба глаза при сохранности зрачковой реакции на свет, обусловленная поражениями центральной нервной системы), афония (полное отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи), задержка мочеиспускания.

      Моносимптоматические неврозы у детей

      Моносимптоматические неврозы у детей протекают в виде ночного энуреза, энкопреза, заикания, нарушения сна (в том числе снохождения, сноговорения), расстройства аппетита (вплоть до анорексии — отсутствие аппетита при наличии физиологической потребности в питании, обусловленное нарушением деятельности пищевого центра).

      Лечение невроза у детей, детский невроз лечение в Саратове

      В Сарклиник успешно применяются лучшие новые комплексные методы лечения различных видов неврозов у детей и взрослых в Саратове.

      Как лечить невроз у детей? Как вылечить детский невроз? Как избавиться от детского невроза?

      Сарклиник знает, как лечить невроз у детей, как вылечить детский невроз, как избавиться от детского невроза в Саратове, России. В результате терапии нормализуются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, взаимодействие между различными системами регуляции в организме, ликвидируются застойные инертные очаги возбуждения в коре головного мозга и подкорковых образованиях, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания. Также проводится лечение невроза мочевого пузыря у детей, ночного недержания мочи, лечение логоневроза.

      Новые методы лечения невроза у детей в России — безопасные и эффективные

      Эффективность комплексного лечения невроза у ребенка (лечение мальчиков и девочек), невроза у подростка, которое может включать в себя различные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 94,7% и зависит от степени тяжести невроза, длительности периода хронизации и сопутствующих факторов.

      Лечение детских неврозов в Саратове

      Лечение невроза в детском возрасте в Саратове проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны. На первой консультации врач Сарклиник расскажет, что такое профилактика детских неврозов, анализ детских неврозов, детский опросник неврозов, откуда родом детские неврозы, почему не помогают психотерапия или народные способы, народное лечение и методы, гомеопатия?

      Сарклиник знает, как лечить и вылечить невроз у детей !

      sarclinic.ru