Легкая умственно отсталость

3.1. Лёгкая степень умственной отсталости (дебильность)

3.2. Средняя степень умственной отсталости (имбецильность)

3.3. Тяжёлая степень умственной отсталости (идиотия)

3.4. Сравнительные психолого-педагогические характеристики разной степени умственной отсталости

3.5.Клинико-патогенетическая классификация олигофрении М.С. Певзнер

3.6. Ранняя диагностика олигофрении

3.7. Дети с приобретённым слабоумием

3.8. Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний

Категория детей с нарушением интеллекта представляет собой весьма неоднородную группу с разными темпом, динамикой психофизического развития и потенциальными возможностями обучения в условиях коррекционно-педагогических воздействий.

Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии уделялось большое внимание. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, В.Ф. Шалимов, В.М. Явкин и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной педагогики.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелинвпервые предложил классификацию психических расстройств, исходя их клинического подхода. Э. Крепелин объединил все известные к тому времени клинические симптомы врождённого и раннего слабоумия у детей в одну группу под названием «олигофрения», а термины «идиот», «имбецил», «дебил» использовал для определения степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности.

В результате умственно отсталые дети по их способности к обучению делились на три группы.

Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специальных школах (по облегченной программе); дети – имбецилы – малоспособны к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах, овладеть несложными трудовыми процессами.

Дети – олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду и обучению.

Предложенная Э. Крепелиным классификация олигофрении сохраняется и на сегодняшний день.

По степени интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность, идиотия. Дети с лёгким недоразвитием познавательных способностей – дебильностью – 70-80%, с выраженным – имбецильностью – 20-25%, с глубоким – слабоумием (идиотия) – около 5% всех случаев умственной отсталости.

Дебильность (слабость, хилость) – наиболее лёгкая по сравнению с имбецильностью и идиотией степень умственной отсталости.

Сниженный интеллект, особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа.

Сущность умственной отсталости в степени дебильности – в неполноценности познавательной деятельности у детей, страдает способность к анализу, логическому обобщению, абстрактному мышлению.

В дошкольном возрасте дети не проявляют достаточного интереса к окружающим, не стремятся к самостоятельности. Игровая деятельность однообразна, поиск новых вариантов игры отсутсвует.

Соматические нарушения, общая физическая ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, особенности системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их социальной адаптации и реабилитации, последующей трудовой деятельности.

Имбецильность – более лёгкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости.Дети этой категории обладают определёнными возможностями в овладении речью, усвоении отдельными несложными трудовыми навыками.

Доступны некоторые обобщения, могут установить признаки различия между предметами в пределах конкретного восприятия. Внимание неустойчиво: легко отвлекаются и быстро истощаются. Память ослаблена. Логические процессы находятся на очень низком уровне, наблюдается косность, тугоподвижность мышления, слабость абстрактного мышления.

Словарный запас мал, коммуникативные функции речи грубо нарушены, в речи наблюдается много аграмматизмов, нарушение звукопроизношения, фонематического слуха.

Наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемы в специальной коррекционной школе VIIIвида.

В правовом отношении эта категория детей является недееспособной, над ней устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих.

В последнее время учёными — дефектологами для части этой категории детей, имеющих более лёгкую степень, разработана специальная программа, предусматривающая овладение элементарными навыками чтения, письма, счёта, простейшими трудовыми навыками.

Идиотиясамая глубокая степень умственной отсталости. Дети с грубым недоразвитием мозга, глубоким снижением всей психической деятельности. Аномалии развития психики сопровождаются глубокими нарушениями двигательной системы, у детей резко снижены реакции на разнообразные внешние раздражители (световые, звуковые), снижение всех видов чувствительности, у некоторых детей повышен пищевой рефлекс.

Дети — идиоты имеют тяжёлые нарушения моторики, координации движений и праксиса, ориентировки в пространстве; крайне трудно и медленно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе и гигиенические. Речь отсутствует, дети спонтанно издают только отдельные звуки; плохо понимают обращённую к ним речь, чаще реагируют на интонации, наблюдаются импульсивные вспышки гнева, злости.

При идиотии средней и лёгкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Их лексикон ограничен несколькими десятками слов.

Дети – идиоты не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых).

По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении подразделяется на три степени:

отсутствует речь почти полностью;

при идиотии средней, лёгкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики, жестикуляции,

дети понимают чужую речь, мимику, жестикуляцию в пределах обихода; словарный запас крайне беден

отмечаются дефекты речи в виде фонетико-фонематического нарушения, системного недоразвития речи.

Моторика, двигательная активность

резкое снижение всех видов чувствительности, выражение лица бессмысленное, наблюдаются стереотипные движения, движения плохо координированы

внимание не привлекается, познавательные процессы практически отсутствуют

грубые дефекты восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы

обучаема часть детей, имеющих более лёгкую степень – разработана программа, предусматривающая овладение навыками чтения, письма и счёта.

Медицинский диагноз ставят врачи, которые используют в настоящее время Международную классификацию болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра. В этой классификации, адаптированной для нашей страны, наряду с расстройствами у детей, чётко определены и степени умственной отсталости.

лёгкая умственная отсталость (дебильность): F-70,

умеренная умственная отсталость (нерезко выраженная имбецильность): F-71,

тяжёлая умственная отсталость (резко выраженная имбецильность): F-72,

глубокая умственная отсталость (идиотия): F-73.

В зависимости от степени умственной отсталости, от индивидуальных психофизических особенностей и возможностей ребёнка определяется тип учреждения, формы и методы его воспитания и обучения.

Сравнительные психолого-педагогические характеристики разной степени умственной отсталости

Легкая умственная отсталость F-70

Умеренная умственная отсталость F-71

Тяжёлая умственная отсталость F-72

Незначительные отклонения от возрастной нормы

Отклонения в физическом развитии могут быть более выраженными

Неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении движений, недостаточно сформированы тонкие движения пальцев рук, недостатки произвольных движений

Недостаточная чёткость основных движений. Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук.

Недостатки произвольных движений более выражены

Походка детей неустойчива, движения хаотичны, плохо координированы, слабо регулируются мышечные усилия. Грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию. Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук.

Недостатки произвольных движений носят выраженный стойкий характер

Владеют элементарными навыками обслуживания.

Способны контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену. В случаях затруднения используют помощь.

Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию, овладению бытовыми навыками. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым.

При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен контроль физиологических потребностей. При обслуживании себя зависят от взрослого.

Трудности при самостоятельной ориентировке в пространстве, трудности в установлении временных отношений. Ограничены знания о себе, семье.

Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого.

Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Частичное знание предметов обихода

Способность к общению

Способны самостоятельно устанавливать контакты с взрослыми, некоторые дети испытывают трудности в ходе общения. Проявляется потребность в одобрении со стороны окружающих.

Первичный контакт бывает затруднён из-за ограниченного понимания обращённой речи, требуется мимическое, жестовое подкрепление. Установление контакта возможно, но ненадолго. Интерес вызывают отдельные признаки предметов (звучание, цвет)

Контакт крайне затруднён из-за непонимания обращённой речи, необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициируют. Характерно пассивное подчинение.

Способность к деятельности

Проявляют интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер. Способны действовать по образцу, пошаговой инструкции. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль отсутствует. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности

Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. Способны к подражанию и совместным действиям с взрослым. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватны.

Интерес к действиям взрослого активно не проявляют. Пассивны в принятии предлагаемого задания. Простейшие действия при пошаговой помощи взрослого выполняются частично. Не удерживают внимание при выполнении действий. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Безразличны к оценке результатов работы

Сформированность высших психических функций

При восприятии различают знакомых и незнакомых людей

Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано

Самостоятельно узнают знакомые предметы, объекты. Трудности при дифференцировке сходных зрительных, слуховых, тактильных раздражителей. Способны к группировке признаков предметов с учётом формы, величины, цвета.

Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов возможна только с помощью взрослого. При группировке предметов с учётом формы, цвета, величины требуется направляющая помощь.

Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей. Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь неэффективна

Наиболее приемлемой для решения задач олигофренопедагогики считается классификация, разработанная известным отечественным дефектологом

М.С. Певзнер для детей-олигофренов.

В основу классификации положен клинико-патогенетический подход. Клиническая картина включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиологию, характер болезненного процесса, его распространение и время поражения.

Этиология патологического развития может быть самой разнообразной, индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития умственно отсталого ребёнка. В основе классификации лежит баланс процессов торможения и возбуждения.

Исходя из патогенеза, М.С. Певзнер выделяет четыре формы олигофрении

основная форма характеризуется диффузным, относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований и отсутствии изменений со стороны ликвообращения. (баланс процессов возбуждения и торможения).

Наблюдается у детей инертность и тугоподвижность мышления, не отмечается резких патологических изменений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи.

олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями – нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.

дети с преобладающим возбуждением – расторможенные, с резко сниженной работоспособностью. Необходимо выработать у ребёнка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности.

дети с преобладающим торможением — крайне вялые и заторможенные. В работе используются приёмы, способствующие повышению их активности

дети, у которых наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается нарушенная речь. Специфической особенностью

патогенеза этой формы является сочетание диффузного поражения с более глубокими поражениями в области речевых зон левого полушария.

Дети, у которых диффузное поражение коры головного мозга сочетается с локальными поражениями в теменно-затылочной области левого полушария – клиническая картина олигофрении сложна, ибо складывается из сочетания недоразвитого мышления с нарушением пространственного восприятия. Коррекционная работа должна вестись в плане развития пространственных представлений и понятий.

4. Дети-олигофрены, у которых на фоне недоразвития познавательной деятельности отчётливо выступает недоразвитие личности в целом. Диффузное поражение коры головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей (дети с осложнённой формой олигофрении).

Специфической особенностью детей является разрыв между произвольными и спонтанными движениями Особенности моторики этих детей дают основание предполагать, что недоразвитие лобной коры приводит к нарушению организации движения на более высоком функциональном уровне.

В коррекционно-воспитательной работе используются приёмы, направленные на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.

Диагностировать олигофрению и определить её степень у детей младшего возраста очень трудно, так как критерии ограничения степени олигофрении по параметрам уровня недоразвития мышления и социальной приспособленности, разработанные для относительно зрелой психики, пригодны лишь для детей школьного возраста.

В целях ранней медико-психолого-педагогической коррекции необходимо как можно раньше диагностировать психическое недоразвитие.

На первом году жизни при запаздывании становления психомоторных функций у ребёнка сложно отличить формирующуся дебильность от задержанного развития.

Такие признаки как сниженный интерес к окружающему, менее дифференцированная мимика, замедленное становление новых связей, слабость ориентировочного рефлекса, существенны при лёгкой степени умственной отсталости.

Тяжёлую степень олигофрении (идиотия и имбецильность) можно диагностировать более определённо на первом году жизни. При этом у детей отмечается отставание становления простейших произвольных движений (дети не захватывают активно предметы, не принимают их из рук); у детей отсутствует манипуляционная игра, адекватная реакция на голос, речь, не отличают мать и близких от посторонних лиц.

Ведущим признаком тяжёлых форм умственной отсталости является отсутствие интереса к окружающему, ориентировочных рефлексов. Мимика крайне бедна, однообразна: отсутствуют мимические реакции удивления, радости, обиды, что отражает эмоциональную бедность ребёнка.

В возрасте от 1 до 3 лет дети, страдающие идиотией, по развитию не отличаются от годовалых, так как не приобретают никаких знаний, умений, не узнают близких, отсутствует игра.

При имбецильности у детей отмечается игровая деятельность, имеющая примитивный, подражательный характер.

Реагирует на речь по интонации, привычному звучанию. Диагностически важным являются однообразные движения: раскачивание туловища, верчение головой.

При дебильности у детей 2-3 лет появляется речь, имеющая нарушение смысловой и обобщающей функции. Овладевая ею по подражанию, дети-дебилы почти никогда не задают вопросов, не могут делать переноса, особенно логического. Дети овладевают предметной игрой, направленно манипулируют предметами, однако их игра лишена творческих элементов.

Повреждённое психическое развитие

К повреждённому психическому развитию относится органическая деменция – приобретённое слабоумие, стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройством памяти и эмоционально-волевой сферы, возникающее при органических поражениях мозга вследствие воспалительных заболеваний мозга, травмах, ушибах мозга, при шизофрении и эпилепсии;

Возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 лет. Нарушения деятельности мозга происходит после определённого периода нормального развития ребёнка

studfiles.net

Лёгкая умственная отсталость у детей

В наше время, к сожалению, такой диагноз, как легкая умственная отсталость у детей, встречается довольно часто. Данная форма умственной отсталости характеризуется снижением уровня интеллекта (показатель IQ примерно равен от 50 до 69). Такая форма иначе называется дебильностью.

Дети, страдающие дебильностью, практически не отличаются внешне от здоровых. Они способны к самообслуживанию и самостоятельности, могут вести обычный образ жизни. Однако такие дети отличаются неспособностью к концентрации во время учебы, они с трудом воспринимают новую информацию. Дети, у которых диагностирована дебильность, обладают повышенной эмоциональностью и стремлением быть в центре внимания, либо, напротив, становятся замкнутыми и необщительными. При легкой форме умственной отсталости подростки нередко становятся очень внушаемыми и легко поддаются негативному влиянию, что может толкнуть их на путь криминала. Поэтому очень важно дать такому ребенку правильное воспитание с самого раннего возраста.

С возрастом большинство детей, которым был поставлен такой диагноз, как легкая умственная отсталость, осознают свое заболевание. Многие стараются скрыть его от окружающих и пытаются вести нормальный образ жизни. Несущественное снижение интеллекта не мешает трудоспособности и существованию в социуме. Человек с легкой формой умственной отсталости вполне может освоить простые профессиональные навыки и заниматься неквалифицированным трудом.

Профилактика умственной отсталости

Как правило, легкая умственная отсталость у детей формируется вследствие генетических факторов, родовых травм или травм головы, перенесенных в младенческом возрасте. Причиной может быть также работа родителей на вредном производстве, связанном с радиоактивным излучением или высокой токсичностью. Профилактические меры, предупреждающие риск развития умственной отсталости у плода, необходимо принимать еще на стадии планирования ребенка. Большинство причин, вызывающих снижение интеллекта, обусловлено осложнениями во время беременности или носят генетический характер. Перед тем, как планировать беременность, будущим родителям необходимо пройти обследование, причем это касается не только матери, но и отца. Исследования доказывают, что при длительном злоупотреблении отца алкоголем или наркотическими веществами риск развития умственной отсталости у ребенка значительно возрастает.

Что касается будущей матери, то ей рекомендуется вести здоровый образ жизни и отказаться от никотина и алкоголя задолго до предполагаемой беременности. К собственному здоровью беременной женщине стоит относиться с повышенным вниманием. Инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности, могут стать почвой для развития повреждений мозга и вызвать умственную отсталость различной степени тяжести. Также опасен сахарный диабет, поэтому при планировании беременности диабетикам необходимо обязательно проконсультироваться с врачом.

Лечение легкой умственной отсталости

Полное излечение умственной отсталости даже в легкой форме сегодня невозможно, однако современные методики и внимательный подход родителей позволяют поддерживать состояние ребенка и даже незначительно увеличить уровень интеллекта. Поэтому легкая умственная отсталость у детей – это еще не приговор. Если с раннего возраста заниматься с ребенком и прислушиваться к рекомендациям специалистов, можно вырастить полноценного члена общества, способного к самостоятельной жизни и труду.

psygermany.ru

Лечится ли болезнь умственно отсталость легкой степени?

Умственную отсталость у детей относят к недоразвитости всех процессов психического развития, которые проявляются низким уровнем интеллекта, когда ребенок не способен познавать окружающий мир, обучаться, приобретать знания в соответствии со своим биологическим возрастом.

Согласно врожденным или приобретенным факторам такие дети могут развиваться до определенного лимита своих возможностей. В медицинском справочнике заболевание носит название олигофрения.

Чем скорее родители ребенка с диагнозом умственной отсталости примут его индивидуальные особенности, тем быстрее они помогут чаду занять свое место в социуме.

Характеристика ребенка

Для детей, больных олигофренией характерны три основных критерия:

Органические повреждения характерны для диагноза церебральный паралич или гидроцефалия головного мозга. Дефект интеллектуальной сферы сопровождается другими расстройствами из-за недоразвития или повреждения локальных корковых процессов.

Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание,контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к.

Умственная отсталость – это снижение шкалы интеллектуальных возможностей, что обусловлено врожденными факториальными моментами. Умственная отсталость выставляется до трех лет, после трех это уже деменция. Классификация является таковой не напрасно, ведь общераспространено, что до 3-х лет интеллект еще способен достичь граничных нормативных показателей и в общности у ребенка его не всегда возможно методично определить достаточно рано, ведь этапы развития имеют достаточно большие временные диапазоны.

Уровень умственной отсталости нередко сильно варьирует и персоны с легкой ее формой способны заниматься простой деятельностью. Важным критерием в подборе режима считается нарушение поведения.

Умственная отсталость: это что такое?

Умственная отсталость имеет происхождение из греческого языка и перевод абсолютно очевиден, а именно имеет дословный перевод как малоумие, от словосочетание малый ум.

Умственная отсталость – это врожденная патология, не бывает ее.

Умственная отсталость легкой степени (дебильность) – наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности (70-85% всех случаев психического недоразвития). В Международной классификации болезней МКБ-10 это расстройство обозначается шифром F 70. Ранее выделялось несколько степеней дебильности – легкая, выраженная, глубокая, что позволяло более точно подходить к вопросам обучения, трудоустройства и обоснования признаков инвалидности у таких больных.

Основные признаки умственной отсталости легкой степени

Умственная отсталость у детей, симптомы которой начинают проявляться в возрасте около 3,5 лет, может быть вызвана различными причинами. Факторы возникновения патологии интеллектуального развития разнообразны, но чаще всего это:

Органическое поражение мозга при родах. Черепно-мозговые травмы. Детский церебральный паралич. Генетические нарушения обмена веществ. Синдром Дауна (транслокационный или трисомия по 21 паре хромосом). Нейроинфекция, повлекшая за собой обширное поражение нейронов (нейросифилис, туберкулезный менингит, вирусный энцефалит). Интоксикация тяжелыми металлами и прочими чужеродными веществами, особенно в раннем возрасте. Микроцефалия. Гидроцефалия. Эндокринопатии (нарушение деятельности щитовидной железы). Рубивирусная инфекция во время беременности (краснуха). Коматозные состояния, вызванные длительной гипоксией мозга.

При микроцефалии, пороке внутриутробного развития, уменьшен объем мозга, а, соответственно, снижено количество нейронов и связей между ними.

Стандарты лечения умственной отсталости у детей

Протоколы лечения умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей

Длительность лечения: 30 дней.

F70 Умственная отсталость легкой степени

F71 Умственная отсталость умеренная

F72 Умственная отсталость тяжелая.

1. легкая умственная отсталость;

2. умеренная умственная отсталость;

3. тяжелая умственная отсталость;

4. глубокая умственная отсталость;

5. неуточненная умственная отсталость;

6. другие виды умственной отсталости.

1. состояние здоровья родителей.

Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое нарушение и недостаточность психического развития, обусловленное прежде всего патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы.

Данное заболевание представляет собой следствие самых разных форм патологий психической деятельности человека, связанных с генетическими, интоксикационными или органическими повреждениями мозга. При этом олигофрения, представляющая собой врожденный психический дефект, отличается от приобретенного слабоумия.

Олигофрения — это не болезнь, но состояние, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей психики.

Клинической картине умственной отсталости свойственно не только общая психическая неполноценность, но и различные соматические и неврологические проявления, которые являются своеобразным показателем неправильного развития всего организма. Особенно это относится к тем случаям, когда имеет место биологическое повреждение зародыша.

Дебильность или легкая умственная отсталость (происходит от латинского слова debilis – слабый немощный) – лёгкая или первая степень олигофрении.

Есть три формы дебильности – легкая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость. Форма отсталости зависит от уровня интеллекта (IQ).

Легкая умственная отсталость – уровень интеллекта – 65-69.

Умеренная умственная отсталость – уровень интеллекта – 60-64.

Тяжелая умственная отсталость – уровень интеллекта – 50-59.

Умственно отсталые дети начинают ходить и говорить значительно позже своих сверстников. Признаки умственной отсталости могут быть видны сразу после рождения или позже в детстве. Некоторые случаи легкой умственной отсталости диагностируются только в детском саду. Речь у умственно отсталого ребенка, чаще всего не развита, разговаривает – односложно, но если с такими детьми много работать, заниматься психокоррекцией, то особенно при лёгкой и умеренной.

vlagi.net