Лекарства при умственной отсталости

Умственная отсталость (олигофрения). Лечение, коррекция и обучение детей с умственной отсталостью. Реабилитация и прогноз при умственной отсталости

Лечение и коррекция умственной отсталости (как лечить олигофрению?)

Можно ли вылечить умственную отсталость (снять диагноз умственная отсталость)?

  • При врожденных инфекциях – при сифилисе, цитомегаловирусной инфекции, краснухе и других инфекциях могут назначаться противовирусные и антибактериальные препараты.
  • При сахарном диабете у матери.
  • При нарушении обмена веществ – например, при фенилкетонурии (нарушении обмена аминокислоты фенилаланина в организме) исключение из рациона продуктов, содержащих фенилаланин, может помочь решить проблему.
  • При гидроцефалии – хирургическая операция сразу после выявления патологии может предотвратить развитие умственной отсталости.
  • Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

  • Упражнение 1 (пересчитывание пальцев). Подходит для детей с легкой степенью олигофрении, которые учатся считать. Вначале нужно сложить руку в кулак, а затем выпрямлять по 1 пальцу и считать их (вслух). Затем нужно обратно сгибать пальцы, также пересчитывая их.
  • Упражнение 2. Вначале ребенок должен растопырить пальцы обеих ладоней и поставить их друг перед другом так, чтобы соприкасались между собой только подушечки пальцев. Затем ему нужно сводить ладони вместе (чтобы они также соприкасались), а после этого возвращаться к исходному положению.
  • Упражнение 3. Во время данного упражнения ребенок должен складывать руки в замок, при этом вначале сверху должен располагаться большой палец одной руки, а затем – большой палец другой руки.
  • Упражнение 4. Вначале ребенку следует растопырить пальцы руки, а затем свести их вместе так, чтобы кончики всех пяти пальцев собрались в одной точке. Упражнение можно повторять много раз.
  • Упражнение 5. Во время данного упражнения ребенку нужно сжимать руки в кулаки, а потом выпрямлять пальцы и растопыривать их, повторяя данные действия несколько раз.
  • Также стоит отметить, что развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют регулярные занятия с пластилином, рисование (пусть даже ребенок просто водит карандашом по бумаге), перекладывание мелких предметов (например, разноцветных пуговиц, однако при этом нужно следить, чтобы ребенок не проглотил одну из них) и так далее.

    Лекарства (препараты, таблетки) при умственной отсталости (ноотропы, витамины, нейролептики)

    Механизм лечебного действия

    Ноотропы и препараты, улучшающие мозговое кровообращение

    Улучшают обмен веществ на уровне нейронов (нервных клеток) головного мозга, повышая скорость использования кислорода ими. Это может способствовать обучению пациента и его умственному развитию.

    Необходим для нормального развития и функционирования центральной нервной системы.

    Необходим для нормального процесса передачи нервных импульсов в центральной нервной системе. При его недостатке может прогрессировать такой признак умственной отсталости как заторможенность мышления.

    При недостатке данного витамина в организме может наблюдаться ускоренная гибель нервных клеток (в том числе на уровне головного мозга), что может способствовать прогрессированию умственной отсталости.

    Защищает центральную нервную систему и другие ткани от повреждения различными вредными факторами (в частности при недостатке кислорода, при интоксикациях, при облучении).

    При его недостатке может нарушаться работа зрительного анализатора.

    Угнетают активность головного мозга, позволяя устранить такие проявления олигофрении как агрессивность и выраженное психомоторное возбуждение.

    Также угнетают активность центральной нервной системы, помогая устранить агрессивность, а также тревожность, повышенную возбудимость и подвижность.

    Назначаются при угнетении психоэмоционального состояния ребенка, сохраняющемся на протяжении длительного времени (более 3 – 6 месяцев подряд). Важно отметить, что сохранение такого состояния в течение длительного времени значительно снижает способность к обучению ребенка в дальнейшем.

    Стоит отметить, что дозировка, кратность и длительность применения каждого из перечисленных препаратов также определяется лечащим врачом в зависимости от множества факторов (в частности от общего состояния пациента, преобладания тех или иных симптомов, эффективности проводимого лечения, возможных побочных явлений и так далее).

    Задачи массажа при умственной отсталости

  • Улучшение микроциркуляции крови в массируемых тканях, что улучшит доставку кислорода и питательных веществ к нервным клеткам головного мозга.
  • Улучшение оттока лимфы, что улучшит процесс удаления токсинов и побочных продуктов обмена веществ из мозговой ткани.
  • Улучшение микроциркуляции в мышцах, что способствует повышению их тонуса.
  • Стимуляция нервных окончаний в области пальцев и ладоней, что может способствовать развитию мелкой моторики рук.
  • Создание положительных эмоций, благоприятно влияющих на общее состояние больного.
  • Влияние музыки на детей с умственной отсталостью

  • Развивать речевой аппарат ребенка (во время пения песен). В частности у детей улучшается произношение отдельных букв, слогов и слов.
  • Развивать слух ребенка. В процессе прослушивания музыки или пения пациент учится различать звуки по их тональности.
  • Развивать интеллектуальные способности. Чтобы спеть песню, ребенку нужно выполнить сразу несколько последовательных действий (набрать в грудь воздуха перед очередным куплетом, дождаться подходящей мелодии, правильно подобрать громкость голоса и скорость пения). Все это стимулирует мыслительные процессы, нарушенные у детей с умственной отсталостью.
  • Развивать познавательную деятельность. В процессе прослушивания музыки ребенок может изучать новые музыкальные инструменты, оценивать и запоминать характер их звучания, а потом узнавать (определять) их по одному лишь звуку.
  • Обучить ребенка игре на музыкальных инструментах. Это возможно лишь при легкой форме олигофрении.
  • Образование лиц с умственной отсталостью

    Обычные и коррекционные школы, интернаты и классы для школьников с умственной отсталостью (рекомендации ПМПК)

  • В общеобразовательных школах. Данный метод подходит для детей с легкой формой олигофрении. В некоторых случаях умственно отсталые дети могут успешно заканчивать первые 1 – 2 класса школы, при этом каких-либо различий между ними и обычными детьми не будет заметно. В то же время, стоит отметить, что по мере взросления и утяжеления школьной программы дети начнут отставать от сверстников в успеваемости, что может стать причиной определенных трудностей (пониженного настроения, боязни неудач и так далее).
  • В коррекционных школах или интернатах для умственно отсталых лиц. Специальная школа для детей с олигофренией имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, обучение ребенка в интернате позволяет уделить ему гораздо больше внимания со стороны учителей, чем при посещении им обычной школы. В интернате педагоги и воспитатели обучены работе с такими детьми, вследствие чего легче устанавливают с ними контакт, находят к ним индивидуальный подход в обучении и так далее. Основным недостатком такого обучения является социальная изоляция больного ребенка, который практически не общается с нормальными (здоровыми) детьми. Более того, во время пребывания в интернате за детьми осуществляется постоянное наблюдение и тщательный уход, к которому они привыкают. После окончания интерната они могут оказаться просто неподготовленными к жизни в социуме, в результате чего будут нуждаться в постоянном уходе до конца жизни.
  • В специальных коррекционных школах или классах. В некоторых общеобразовательных школах есть классы для умственно отсталых детей, в которых им преподают упрощенную школьную программу. Это позволяет детям получать необходимые минимальные знания, а также пребывать среди «нормальных» сверстников, что способствует их внедрению в общество в дальнейшем. Подходит данный метод обучения лишь для пациентов с легкой степенью умственной отсталости.
  • Направлением ребенка в общеобразовательную или специальную (коррекционную) школу занимается так называемая психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Входящие в состав комиссии врачи, психологи и педагоги проводят короткую беседу с ребенком, оценивая при этом его общее и умственное состояние и стараясь выявить признаки умственной отсталости или задержки психического развития.

  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Где он живет?
  • Сколько человек в его семье (могут попросить кратко рассказать о каждом члене семьи)?
  • Есть ли дома домашние животные?
  • Какие игры любит ребенок?
  • Какие блюда он предпочитает на завтрак, обед или ужин?
  • Умеет ли ребенок петь (при этом могут попросить спеть песенку или рассказать короткий стишок)?
  • После этих и некоторых других вопросов ребенка могут попросить выполнить несколько простых заданий (скомпоновать картинки по группам, назвать увиденные цвета, нарисовать что-либо и так далее). Если в процессе обследования специалисты выявляют какие-либо отставания в психическом или умственном развитии, они могут порекомендовать направить ребенка в специальную (коррекционную) школу. Если же отставание в умственном развитии незначительно (для данного возраста), ребенок может посещать обычную школу, но при этом оставаться под наблюдением психиатров и педагогов.

    ФГОС ОВЗ (федеральный государственный образовательный стандарт) для детей с умственной отсталостью

    Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для дошкольников и школьников с умственной отсталостью

  • Создание условий для обучения умственно отсталых детей в общеобразовательных школах, а также в специальных школах-интернатах.
  • Создание схожих образовательных программ для детей с олигофренией, которые могли бы эти программы освоить.
  • Создание образовательных программ для получения умственно отсталыми детьми дошкольного и общего образования.
  • Разработку специальных программ для детей с различными степенями олигофрении.
  • Организацию учебного процесса с учетом поведенческих и умственных особенностей детей с различными степенями олигофрении.
  • Контроль качества образовательных программ.
  • Контроль усвояемости информации учениками.
  • Применение АООП позволяет:

  • Максимально развить умственные способности каждого отдельного ребенка с олигофренией.
  • Научить умственно отсталых детей самообслуживанию (если это возможно), выполнению простой работы и другим необходимым навыкам.
  • Научить детей правильно вести себя в обществе и взаимодействовать с ним.
  • Развить в учениках интерес к обучению.
  • Устранить или сгладить недостатки и дефекты, которые могут иметься у умственно отсталого ребенка.
  • Научить родителей умственно отсталого ребенка правильно вести себя с ним и так далее.
  • Конечной целью всех перечисленных пунктов является максимально эффективное обучение ребенка, которое позволило бы ему вести наиболее полноценную жизнь в семье и в обществе.

    Рабочие программы для детей с умственной отсталостью

    Коррекционные занятия при умственной отсталости

  • Обучение ребенка базовым школьным навыкам – чтению, письму, простому счету.
  • Обучение детей поведению в социуме – для этого применяются групповые занятия.
  • Развитие речи – особенно у детей, у которых нарушено произношение звуков или имеются другие подобные дефекты.
  • Научить ребенка самостоятельно себя обслуживать – при этом преподаватель должен акцентировать внимание на опасностях и рисках, которые могут подстерегать ребенка в повседневной жизни (например, ребенок должен усвоить, что хвататься за горячие или острые предметы не нужно, так как после этого будет больно).
  • Развивать внимание и усидчивость – особенно важно для детей с нарушением способности концентрировать внимание.
  • Учить ребенка контролировать свои эмоции – особенно если у него случаются приступы гнева или ярости.
  • Развивать мелкую моторику рук – если она нарушена.
  • Развивать память – заучивать слова, фразы, предложения или даже стихотворения.
  • Стоит отметить, что это далеко не полный список дефектов, которые могут исправляться во время коррекционных занятий. Важно помнить, что положительный результат может быть достигнут лишь после длительных тренировок, так как способность умственно отсталых детей к обучению и освоению новых навыков значительно снижена. В то же время, при правильно подобранных упражнениях и регулярно проводимых занятиях ребенок может развиваться, обучаться самообслуживанию, выполнять простую работу и так далее.

    СИПРы для детей с умственной отсталостью

    Методика обучения грамоте (чтению) детей с умственной отсталостью

  • Научить ребенка распознавать буквы, слова и предложения.
  • Научиться выразительному чтению (с интонацией).
  • Научиться понимать смысл прочтенного текста.
  • Развивать речь (во время чтения вслух).
  • Создать предпосылки для обучения письму.
  • Для обучения чтению умственно отсталым детям нужно подбирать простые тексты, которые не содержат сложных фраз, длинных слов и предложений. Также не рекомендуется использовать тексты с большим количеством абстрактных понятий, пословиц, метафор и других подобных элементов. Дело в том, что у умственно отсталого ребенка слабо развито (или вовсе отсутствует) абстрактное мышление. Вследствие этого даже после правильного прочтения какой-либо пословицы он может понять все слова, однако не сможет объяснить ее суть, что может негативно повлиять на стремление к обучению в дальнейшем.

    Математика для детей с умственной отсталостью

  • Считать натуральные числа.
  • Выучить понятия «дробь», «пропорция», «площадь» и другие.
  • Освоить основные единицы измерения массы, длины, скорости и научиться применять их в повседневной жизни.
  • Научиться делать покупки, рассчитывать стоимость сразу нескольких предметов и количество необходимой сдачи.
  • Научиться пользоваться измерительными и счетными приборами (линейкой, циркулем, калькулятором, счетами, часами, весами).
  • Важно отметить, что изучение математики не должно заключаться в банальном зазубривании информации. Дети должны понимать то, что они учат и сразу же учиться применять это на практике. Чтобы этого достичь, каждый урок можно заканчивать ситуационной задачей (например, раздать детям «деньги» и сыграть с ними в «магазин», где они должны будут купить какие-либо вещи, расплатиться и забрать у продавца сдачу).

    Пиктограммы для детей с умственной отсталостью

    Внеурочная деятельность детей с умственной отсталостью

  • адаптация ребенка в обществе;
  • применение полученных навыков и знаний на практике;
  • развитие речи;
  • физическое (спортивное) развитие ребенка;
  • развитие логического мышления;
  • развитие способности ориентироваться в незнакомой местности;
  • психоэмоциональное развитие ребенка;
  • приобретение ребенком нового опыта;
  • развитие творческих способностей (например, во время походов, игр в парке, в лесу и так далее).
  • Обучение на дому детей с умственной отсталостью

    Реабилитация и социализация детей с умственной отсталостью

    Занятия с психологом (психокоррекция)

  • психологическое воспитание ребенка;
  • помощь в осознании своего «Я»;
  • социальное воспитание (обучение правилам и нормам поведения в обществе);
  • помощь в переживании психоэмоциональных травм;
  • создание благоприятной (дружественной) обстановки в семье;
  • совершенствование навыков общения;
  • обучение ребенка контролю эмоций;
  • обучение навыкам преодоления тяжелых жизненных ситуаций и проблем.
  • Логопедические занятия (с дефектологом-логопедом)

  • Научить детей правильно произносить звуки и слова. Для этого логопед использует различные упражнения, во время которых детям приходится многократно повторять те звуки и буквы, которые они выговаривают хуже всего.
  • Научить ребенка правильно строить предложения. Это также достигается посредством занятий, во время которых логопед общается с ребенком в устной или письменной форме.
  • Повысить успеваемость ребенка в школе. Недоразвитие речи может быть причиной неуспеваемости по многим предметам.
  • Стимулировать общее развитие ребенка. Обучаясь правильно говорить и произносить слова, ребенок одновременно запоминает новую информацию.
  • Улучшить положение ребенка в социуме. Если школьник научится правильно и корректно разговаривать, ему будет легче общаться с одноклассниками и заводить друзей.
  • Развить у ребенка способность концентрировать внимание. Во время занятий логопед может давать ребенку читать вслух все более длинные тексты, что будет требовать более длительной концентрации внимания.
  • Расширить словарный запас ребенка.
  • Улучшить понимание устной и письменной речи.
  • Развивать абстрактное мышление и воображение ребенка. Для этого врач может давать ребенку читать вслух книги со сказками или вымышленными историями, а затем обсуждать с ним сюжет.
  • Дидактические игры для детей с умственной отсталостью

  • Игры с картинками – детям предлагают набор картинок и просят выбрать из них животных, машины, птиц и так далее.
  • Игры с цифрами – если ребенок уже умеет считать, на различные предметы (на кубики, книги или игрушки) можно наклеить цифры от 1 до 10 и перемешать их, а затем попросить ребенка расставить их по порядку.
  • Игры со звуками животных – ребенку показывают ряд картинок с изображениями животных и просят продемонстрировать, какие звуки издает каждое из них.
  • Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук – на мелких кубиках можно нарисовать буквы, а затем попросить ребенка собрать из них какое-либо слово (название животного, птицы, города и так далее).
  • Упражнения и лечебная физкультура (ЛФК) для детей с умственной отсталостью

  • Развитие мелкой моторики рук. Так как данное нарушение чаще других встречается у умственно отсталых детей, упражнения по его коррекции должны быть включены в каждую программу занятий. Среди упражнений можно отметить сжимание и разжимание кистей рук в кулаки, разведение и сведение пальцев, прикосновение кончиками пальцев друг к другу, поочередное сгибание и разгибание каждого пальца в отдельности и так далее.
  • Коррекция деформаций позвоночника. Данное нарушение встречается у детей с тяжелой формой олигофрении. Для его коррекции применяются упражнения, развивающие мышцы спины и живота, суставы позвоночника, водные процедуры, упражнения на турнике и другие.
  • Коррекция двигательных нарушений. Если у ребенка отмечаются парезы (при которых он слабо двигает руками или ногами), упражнения должны быть направлены на развитие пораженных конечностей (сгибания и разгибания рук и ног, вращательные движения ими и так далее).
  • Развитие координации движений. Для этого можно выполнять такие упражнения как прыжки на одной ноге, прыжки в длину (после прыжка ребенок должен сохранить равновесие и остаться стоять на ногах), метание мяча.
  • Развитие мыслительных функций. Для этого можно выполнять упражнения, состоящие из нескольких последовательных частей (например, поставить руки на пояс, затем присесть, вытянуть руки вперед, а после этого выполнить то же самое в обратном порядке).
  • Также стоит отметить, что дети с легкой или умеренной степенью заболевания могут заниматься активными видами спорта, однако только при постоянном наблюдении инструктора или другого взрослого (здорового) человека.

    • Плавание. Это помогает им научиться решать сложные последовательные задачи (прийти в бассейн, переодеться, умыться, поплавать, снова умыться и одеться), а также формирует нормальное отношение к воде и к водным процедурам.
    • Прогулки на лыжах. Развивают двигательную активность и способность координировать движения рук и ног.
    • Катание на велосипеде. Способствует развитию равновесия, концентрации внимания и способности быстро переключаться с одной задачи на другую.
    • Путешествия (туризм). Смена обстановки стимулирует развитие познавательной деятельности умственно отсталого пациента. В то же время, при путешествии происходит физическое развитие и укрепление организма.
    • Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью

    • Обучение самообслуживанию – ребенка нужно научить самостоятельно одеваться, соблюдать правила личной гигиены, ухаживать за своей внешностью, принимать пищу и так далее.
    • Обучение посильному труду – уже с ранних лет дети могут самостоятельно раскладывать вещи, подметать улицу, пылесосить, кормить домашних животных или убирать за ними.
    • Обучение работе в команде – если родители идут выполнять какую-либо несложную работу (например, собирать грибы или яблоки, поливать огород), ребенка следует брать с собой, объясняя и наглядно демонстрируя ему все нюансы выполняемой работы, а также активно сотрудничая с ним (например, поручить ему приносить воду во время поливки огорода).
    • Разностороннее обучение – родителям следует обучать ребенка самым разным видам труда (даже если вначале выполнять какую-либо работу у него не получается).
    • Осознание ребенком пользы от своего труда – родители должны объяснить ребенку, что после поливки огорода на нем вырастут овощи и фрукты, которые малыш потом сможет съесть.
    • Прогноз при умственной отсталости

      Дают ли ребенку группу инвалидности при умственной отсталости?

    • 3 группу инвалидности. Выдается детям с легкой степенью олигофрении, которые могут самостоятельно себя обслуживать, поддаются обучению и могут посещать обычные школы, однако требуют повышенного внимания со стороны семьи, окружающих и педагогов.
    • 2 группу инвалидности. Выдается детям с умеренной степенью умственной отсталости, которые вынуждены посещать специальные коррекционные школы. Они плохо поддаются обучению, плохо уживаются в обществе, слабо контролируют свои поступки и не могут нести ответственность за некоторые из них, в связи с чем часто нуждаются в постоянном уходе, а также в создании специальных условий для проживания.
    • 1 группу инвалидности. Выдается детям с тяжелой и глубокой олигофренией, которые практически не способны обучаться или самостоятельно себя обслуживать, в связи с чем нуждаются в непрерывном уходе и опеке.
    • www.tiensmed.ru

      Умственная отсталость (малоумие, олигофрения; др.-греч. ὀλίγος — уникальный + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».

      Симптомы Умственной отсталости:

      Общие диагностические указания F7X.X:

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .8 — с другими нарушениями поведения

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .9 — без указания на нарушения поведения.

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .1 — Снижение интеллекта

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .2 — Общее системное недоразвитие речи

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость)

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия)

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .5 — Конкретность, некритичность мышления

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .6 — Малопродуктивность памяти

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .7 — Недоразвитие познавательных интересов

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)

      Причины Умственной отсталости:

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Значительная недоношенность.

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы.

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Умственная отсталость неясной этиологии.

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp Микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др.

      &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp Синдром Прадера-Вилли.

      Лечение Умственной отсталости:

      Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

      www.24farm.ru

      Умственная отсталость

      Умственная отсталость (малоумие, олигофрения) — стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

      Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции. Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

      Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

      Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

      Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

      Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

      На сегодняшний день выделяют 4 степени умственной отсталости: лёгкая (дебильность), умеренная (имбецильность), тяжёлая (имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность), глубокая (идиотия).

      Среди причин умственной отсталости можно назвать генетические причины; внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы; значительная недоношенность; нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма); травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы; педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.

      Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают: хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации, трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна), частичная делеция короткого плеча хромосомы 4, микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др., дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом; синдром Ангельмана; синдром Прадера-Вилли, дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000.

      Соматически ребенок-олигофрен практически здоров, и олигофрения — это не болезнь, но состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

      Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребёнка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из её разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребёнка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

      Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

      У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

      Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.

      europed.ru

      Умственная отсталость: симптомы и методы лечения

      Многие заболевания психологического характера дают о себе знать в младенческом возрасте. Умственная отсталость, как одна из форм олигофрении, наблюдается у детей до трех лет. Иногда она может проявиться и в более взрослом возрасте – до восьми лет.

      Умственная отсталость – это задержка развития психики у ребенка. Очень часто носит непрогридиентный характер и проявляется в разных формах. Оно наступает в результате органических повреждений центральной нервной системы. При этом наступает недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

      Причины, провоцирующие умственную отсталость

      Умственную отсталость как патологию психического развития активно изучают. Существует множество споров по поводу факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Одни ученые считают, что на психическое здоровье малыша действуют факторы во внутриутробный период. Другие считают, что для правильного развития очень важны первые месяцы жизни, до одного года.

      В целом, все факторы медики разделяют на два типа:

      После длительных исследованный и наблюдений медики определили ряд причин, провоцирующих умственную отсталость:

    • Интоксикация во время беременности. Она наступает в результате воздействия на плод ядовитых веществ. Такое наблюдается при чрезмерном употреблении лекарственных препаратов, алкоголя, никотина, наркотических веществ во время беременности.
    • Перенесенные инфекционные болезни во время беременности. Например, краснуха, корь, ветрянка, грипп и другие.
    • Травма плода. Сюда можно отнести повреждения или удары по животу беременной женщины и родовые травмы.
    • Дистрофия тяжелой формы у женщин. При беременности она обостряется, и обмен веществ в тканях и органах наблюдается также у плода.

    Эти факторы провоцируют заболевания, связанные с психическим развитием ребенка, включая и умственную отсталость.

    Кроме того, к умственной отсталости приводят редкие, но очень тяжелые заболевания:

    Эти заболевание вызванные неправильным обменом веществ матери и ребенка. Они очень тяжело диагностируются, и имеют длительный курс лечения. Некоторые не поддаются лечению.

    Стадии развития заболевания

    В зависимости от поражений ЦНС и состояния психического здоровья, различают четыре формы умственной отсталости:

  • Дебильность – это легкая форма отсталости, неспособность абстрактно мыслить;
  • Имбецильность – умеренная форма отсталости, имеет более тяжелые проявления, больше всего страдает речь и память;
  • Субнормальноть – тяжелая форма, поражающая все сферы жизнедеятельности ребенка;
  • Идиотия – глубокая отсталость, не подвергающаяся лечению.
  • В зависимости от тяжести заболевания проявляются определенные симптомы

    Симптомы и признаки заболевания

    Легкая форма характеризуется такими признаками:

  • Слабое логическое мышление;
  • Неспособность мыслить абстрактно;
  • Нестойкость памяти;
  • Сложность в изъяснении суждений;
  • Чрезмерная медлительность или наоборот повышенная суетливость;
  • Нарушение речи в виде заикания.
  • Имбецильность имеет похожие признаки, но при ней наблюдаются также:

  • Только конкретно-действенные формы мышления;
  • Бедный словарный запас;
  • Физическая отсталость;
  • Подавленность и безразличие;
  • Плохая память и воображение.
  • При тяжелой форме, кроме перечисленных выше, наблюдаются следующие признаки:

  • В большинстве случаев, дети плохо разговаривают или не разговаривают вообще;
  • Нарушение моторики.
  • Глубокая форма – идиотия, характеризуется:

  • Отсутствием мышления;
  • Отсутствием речи;
  • Малоподвижностью;
  • Недержанием кала и мочи.
  • Диагностика умственной отсталости

    Диагностика этого заболевания требует особого подхода. Очень часто умственную отсталость определяют еще на внутриутробном уровне. Это возможно если причиной заболевания становится генетический фактор. По результатам специальных анализов крови матери можно выявить заболевание у будущего ребенка.

    Если же на внутриутробном этапе не выявлено патологий, первые признаки появляются на первых месяцах жизни. Нужно обращать внимание на моторику ребенку, его реакции на звук, свет, голос матери. Очень важным является тот факт, когда и как ребенок начинает говорить.

    Если обнаружились подозрительные признаки, для детей младшего возраста используют диагностические меры в форме анализов крови, мочи и энцефалограмму. Старшим детям проводят тестирование на уровень IQ, в зависимости от возраста. Кроме того, может быть назначен анализ ДНК. Диагностику и лечение умственной отсталости проводят невропатолог, психиатр и психолог.

    Лечение такого заболевания просто необходимо, причем, чем раньше его начать, тем лучшим будет результат. Терапевтические меры направлены на сохранение и развитие интеллекта. В особо тяжелых случаях лечение направлено на установление коммуникации с пациентом и его минимальную социализацию.

    Курс и длительность терапии назначается исключительно врачом после диагностики. Существует множество средств и методов, которые используют для лечения умственной отсталости:

  • Лекарственная терапия. Она зависит от причины, провоцирующей заболевание. Иногда назначаются гормоны, ноотропы. Также незаменимыми считаются препараты, содержащие йод, аминокислоты, витамины группы В.
  • Специальный режим питания.
  • При неадекватном и перевозбужденном состоянии назначаются транквилизаторы.
  • Занятия с логопедом для улучшения речи.
  • Занятия с психологом для адаптации в социуме.
  • Социальная адаптация, занятия по специальной программе в специальных учреждениях.
  • Трудовая терапия.
  • Важно запомнить, что умственная отсталость на ранних стадиях лечится, для этого нужно приложить много усилий. Но при правильном подходе, ребенку можно вернуть полноценную жизнь.

    medportal.su

    Лечение умственной отсталости

    Умственная отсталость представляет собой такое интеллектуальное развитие, которое не соответствует возрасту. Люди с таким диагнозом испытывают огромные трудности в общении, обучении и социальной адаптации. Дефекты в познавательных способностях нарушают нормальную жизнедеятельность.

    Такие умственные дефекты могут быть как врожденные, так и приобретенные в начале жизни. Причин появления такого заболевания множество, но наиболее распространенными являются следующие:

    1. Генетическая причина – отклонение от нормы во время становления генов и слияния хромосом, генные мутации.
    2. Негативное влияние среды – ранние и поздние сроки беременности, послеродовый период.
    3. Точное установление причины развития умственной отсталости – довольно сложный и трудоемкий процесс. Самыми распространенными негативными факторами, которые влияют на интеллектуальное развитие плода в утробе матери, являются употребление несовместимых с беременностью лекарственных препаратов, чрезмерное употребление алкоголя, лучевая терапия, вирусные инфекции и плохое питание.

      Умственная отсталость проявляется сразу в нескольких формах:

    4. Общее снижение интеллектуального развития.
    5. Системная недоразвитость речевого аппарата.
    6. Нарушение внимания и восприятия.
    7. Нарушение эмоциональной сферы.

    Людям с таким диагнозом сложно переключаться с одного дела на другое, распределять задачи, формировать и высказывать мысли, а также воспринимать информационный поток. Часто наблюдается неустойчивость в эмоциональном плане, несоответствие эмоции текущей ситуации, нарушения памяти и функции запоминания знаний. Частый спутник болезни – медленная, несвязная речь или ее полное отсутствие.

    Диагностика и лечение умственной отсталости

    Диагноз «умственная отсталость» можно установить на ранних этапах развития – когда ребенок начинает активно двигаться и воспроизводить отрезки речи. Для детей с таким заболеванием характерны следующие нарушения активности:

  • позднее держание головы;
  • запоздалое ползанье, лепет;
  • позднее произнесение слов, слогов, фраз;
  • импульсивные эмоциональные реакции;
  • преобладание конкретного мышления над абстрактным.
  • Врачи-психологи проводят диагностику заболевания на поздних стадиях развития с помощью специальных стандартизированных тестов. Такие задания позволяют с наибольшей точностью определить показатели интеллектуального развития и возможные отклонения.

    Специализированное лечение умственной отсталости

    Детские психиатры и учителя специализированных школ могут дать своим воспитанникам необходимые знания, а также обеспечить должное наблюдение и уход. Дети с легкой степенью отсталости занимаются по такой программе, которая основана на конкретно-наглядных методиках. После прохождения программы они могут свободно ориентироваться в окружающем пространстве и адаптироваться под его изменения.

    Для детей с умеренной степенью отсталости разработана специальная программа, которая помогает овладеть письмом и чтением, а также порядковым счетом. Они также способны овладеть простыми трудовыми навыками и принимать участие в элементарных трудовых процессах под наблюдением.

    Лечение умственной отсталости – Гаммалон

    Лечение умственной отсталости медикаментами является одним из способов улучшения качества жизни людей с таким заболеванием. Синтетические препараты могут улучшить состояние больного, но часто имеют непродолжительный эффект и большой список противопоказаний и негативных воздействий на другие органы и системы. Натуральный препарат Гаммалон используется для активации работы головного мозга и не имеет негативного влияния на другие системы организма.

    Основной компонент формулы – гамма-аминомасляная кислота – обладает широким спектром лечебного действия и абсолютно безопасен в применении. Ключевая характеристика препарата – избирательность и направленность действия. Активные компоненты состава влияют непосредственно на нервную клетку, повышая активность нейронов и стабилизируя работу клеточной мембраны. Это позволяет ускорить клеточный синтез.

    Препарат Гаммалон используется для лечения умственной отсталости, улучшения памяти, более эффективного и быстрого усвоения информации, стимулирования когнитивных процессов в мозге, восстановления оптимальной двигательной активности.

    Регулярный прием препарата Гаммалон улучшает состояние ребенка с умственной отсталостью, восстанавливает правильную работу пораженных участков головного мозга и стабилизирует работу нервной системы.

    Смотрите также популярные препараты:

    japan-pharmacy.com

    Умственная отсталость — Лечение

    Лечение умственной отсталости

    Психофармакотерапия умственной отсталости вступает в новую эру, характеризующуюся улучшением диагностики, пониманием ее патогенетических механизмов, расширением терапевтических возможностей.

    Исследование и лечение детей и взрослых с умственной отсталостью должно быть комплексным и учитывать, как данный индивидуум учится, работает, как складываются его отношения с другими людьми. Лечебные возможности включают широкий спектр вмешательств: индивидуальную, групповую, семейную, поведенческую, физическую, трудовую и другие виды терапии. Одним из компонентов лечения является и психофармакотерапия.

    Применение психотропных средств у умственно отсталых лиц требует особого внимания к юридическим и этическим аспектам. В 70-е годы международное сообщество провозгласило права умственно отсталых лиц на получение адекватной медицинской помощи. Эти права были изложены в «Декларации прав инвалидов». Декларация провозгласила «право на надлежащую медицинскую помощь» и «те же гражданские права, что и других людей». Согласно Декларации, «инвалидам должна предоставляться квалифицированная юридическая помощь, если она необходима для защиты этих лиц».

    Провозглашение права умственно отсталых лиц на адекватную медицинскую помощь предполагало тесный контроль над возможными эксцессами при применении ограничительных мер, в том числе в связи с использованием психотропных средств для подавления нежелательной активности. Суды, как правило, руководствуются положением, согласно которому меры физического или химического подавления должны применяться к человеку только при «возникновении или серьезной угрозе буйного поведения, нанесения травмы или суицидальной попытки». Кроме того, суды обычно требуют «индивидуальной оценки возможности и характера буйного поведения, вероятного эффекта препаратов на данного индивидуума и возможности альтернативных действий, носящих менее ограничительный характер» — с тем, чтобы подтвердить, что была реализована «наименее ограничительная альтернатива». Таким образом, принимая решение об использовании психотропных средств у умственно отсталых лиц, следует тщательно взвесить возможный риск и предполагаемую пользу такого назначения. Зашита интересов умственно отсталого больного осуществляется через привлечение «альтернативного мнения» (если анамнестические данные свидетельствуют об отсутствии критики и предпочтениях больного) или через так называемое «замещенное мнение» (если имеются некоторые сведения о предпочтениях индивидуума в настоящем или прошлом).

    В последние два десятилетия доктрина «наименее ограничительной альтернативы» стала актуальной в связи с данными исследований об использовании психотропных средств у умственно отсталых больных. Оказалось, что психотропные препараты назначают 30-50% больных, помещенных в психиатрические учреждения, 20-35% взрослых больных и 2-7% детей с умственной отсталостью, наблюдаемых амбулаторно. Установлено, что психотропные средства чаще назначают пожилым больным, лицам, к которым применяют более суровые ограничительные меры, а также больным с социальными, поведенческими проблемами и нарушениями сна. Пол, уровень интеллекта, характер поведенческих расстройств не влияли на частоту использования психотропных средств у умственно отсталых лиц. Следует заметить, что хотя 90% умственно отсталых лиц живут вне психиатрических учреждений, систематические исследования этого контингента больных проводятся крайне редко.

    Психотропные препараты и умственная отсталость

    Поскольку лицам с умственной отсталостью для контроля поведения на длительный срок часто назначают психотропные препараты, а нередко и их комбинацию, крайне важно учитывать кратковременные и долговременные эффекты этих средств — с тем, чтобы выбирать наиболее безопасные из них. В первую очередь это касается нейролептиков, которые особенно часто используются у этой категории больных и нередко вызывают серьезные побочные эффекты, в том числе необратимую позднюю дискинезию. Хотя нейролептики позволяют контролировать неадекватное поведение за счет подавления поведенческой активности в целом, они также способны избирательно тормозить стереотипии и аутоагрессивные действия. Для уменьшения аутоагрессивных действия и стереотипии применяют также опиоидные антагонисты и ингибиторы обратного захвата серотонина. Нормотимические средства — соли лития, вальпроевая кислота (депакин), карбамазепин (финлепсин) — полезны в коррекции циклических аффективных нарушений и вспышек ярости. Бета-адреноблокаторы, например, пропранолол (анаприлин), бывают эффективны в лечении агрессии и деструктивного поведения. Психостимуляторы — метилфенидат (риталин), декстрамфетамин (декседрин), пемолин (цилерт) — и агонисты альфа2-адренорецепторов, например, клонидин (клофелин) и гуанфацин (эстулик), оказывают положительный эффект при лечении у лиц с умственной отсталостью синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

    Комбинированное лечение нейролептиками, антиконвульсантами, антидепрессантами и нормотимиками чревато проблемами, связанными с фармакокинетическим и фармакодинамическим взаимодействием. Поэтому прежде чем назначать комбинацию лекарственных средств, врач должен осведомиться о возможности лекарственного взаимодействия в справочниках или других источниках информации. Следует подчеркнуть, что нередко больные длительно принимают ненужные препараты, отмена которых не оказывает неблагоприятного влияния на их состояние, но позволяет избежать побочных эффектов этих лекарственных средств.

    Нейролептики. Для подавления деструктивных действий применялись многие психотропные средства, но ни одно из них не было столь же эффективным, как нейролептики. Эффективность нейролептиков может объясняться ролью гиперактивности дофаминергических систем мозга в патогенезе аутоагрессивных действий. Клинические испытания хлорпромазина (аминазина), тиоридазина (сонапакса), рисперидона (рисполепта) продемонстрировали способность всех этих препаратов сдерживать деструктивные действия. Открытые испытания флуфеназина (модитена) и галопериаола также продемонстрировали их эффективность в коррекции аутоагрессивных (самоповреждающих) и агрессивных действий. Тем не менее агрессивность может не реагировать в той же мере, как самоповреждающие действия, на лечение нейролептиками. Возможно, при аутоагрессивных действиях более важны внутренние, нейробиологические факторы, тогда как агрессивность в большей степени зависит от внешних факторов.

    Основная опасность при использовании нейролептиков заключается в относительно высокой частоте экстрапирамидных побочных эффектов. По данным различных исследований, примерно у одной или двух третей больных с умственной отсталостью выявляются признаки поздней дискинезии — хронической, иногда необратимой орофациальной дискинезии, обычно связанной с длительным приемом нейролептиков. В то же время показано: у значительной части (в некоторых исследованиях — у трети) больных с умственной отсталостью насильственные движения, напоминающие позднюю дискинезию, возникают в отсутствие нейролептической терапии. Это свидетельствует о том, что для данной категории больных характерна высокая предрасположенность к развитию поздней дискинезии. Вероятность развития поздней дискинезии зависит от длительности лечения, дозы нейролептика, возраста больного. Эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что примерно 33% детей и взрослых с умственной отсталостью принимают нейролептики. Паркинсонизм и другие ранние экстрапирамидные побочные эффекты (тремор, острая дистония, акатизия) выявляются примерно у трети больных, принимающих нейролептики. Акатизия характеризуется внутренним дискомфортом, заставляющим больного находиться в постоянном движении. Она возникает примерно у 15% больных, принимающих нейролептики. Использование нейролептиков несет в себе риск и злокачественного нейролептического синдрома (ЗНС), встречающегося редко, но способного привести к летальному исходу. Факторы риска ЗНС — мужской пол, применение высокопотенциальных нейролептиков. По данным недавнего исследования, смертность среди умственно отсталых лиц при развитии ЗНС составляет 21%. В тех случаях, когда больным с умственной отсталостью прописываются нейролептики, обязательна динамическая оценка возможных экстрапирамидных расстройств до начала лечения и в процессе лечения с помощью специальных шкал: Шкалы патологических непроизвольных движений (Abnormal Involuntary Movement Scale — AIMS), Системы идентификации дискинезии (Dyskinesia Identification System Condensed User Scale — DISCUS, Шкалы акатизии (Acathisia Scale — AS). Атипичные нейролептики, такие как клозапин и оланзапин, реже вызывают экстрапирамидные побочные эффекты, однако их эффективность у умственно отсталых лиц должна быть подтверждена в контролируемых клинических испытаниях. Следует также напомнить, что хотя клозапин является эффективным нейролептиком, он способен вызвать агранулоцитоз и эпилептические припадки. Оланзапин, сертиндол, кветиапин и зипразидон — новые атипичные нейролептики, которые в будущем, несомненно, станут использоваться для лечения умственно отсталых больных, поскольку более безопасны, чем традиционные нейролептики.

    В то же время недавно появилась альтернатива нейролептикам в виде селективных ингибиторов обратного захвата серотонина и нормотимических средств, однако их применение требует более четкого выявления структуры психических расстройств. Эти препараты могут уменьшать потребность в нейролептиках при лечении самоповреждающих действий и агрессивности.

    Нормотимические средства. К нормотимическим средствам относятся препараты лития, карбамазепин (финлепсин), вальпроевая кислота (депакин). Выраженная агрессивность и самоповреждающие действия успешно поддаются лечению литием даже в отсутствие аффективных расстройств. Применение лития привело к уменьшению агрессивных и аутоагрессивных действий, как по данным клинического впечатления, так и по результатам оценочных шкал, практически во всех клинических испытаниях. Другие нормотимические средства (карбамазепин, вальпроевая кислота) также могут подавлять самоповреждающие действия и агрессивность у лиц с умственной отсталостью, однако их эффективность необходимо проверить в клинических исследованиях.

    Бета-адреноблокаторы. Пропранолол (анаприлин) — блокатор бета-адренорецепторов — может ослаблять агрессивное поведение, связанное с повышенным адре-нергическим тонусом. Препятствуя активации адренорецепторов норадреналином, пропранолол уменьшает хронотропный, инотропный и вазодилятаторный эффекты этого нейромедиатора. Торможение физиологических проявлений стресса может само по себе ослаблять агрессивность. Поскольку у больных с синдромом Дауна уровень пропранолола в крови оказался более высоким, чем обычно, биодоступность препарата у этих больных в силу определенных причин может быть повышена. Хотя сообщалось о способности пропранолола успешно подавлять импульсивные вспышки гнева у некоторых умственно отсталых лиц, этот эффект пропранолола должен быть подтвержден в контролируемых испытаниях.

    Антагонисты опиоидных рецепторов. Налтрексон и налоксон — антагонисты опиоидных рецепторов, блокирующие эффекты эндогенных опиоидов, — используются в лечении аутоагрессивных действий. В отличие от налтрексона, налоксон выпускается в форме для парентерального введения и имеет более короткий Т1/2. Хотя ранние открытые исследования антагонистов опиоидных рецепторов продемонстрировали уменьшение аутоагрессивных действий, в последующих контролируемых испытаниях их эффективность не превышала эффективность плацебо. Возможность развития дисфории и отрицательные результаты контролируемых исследований не позволяют считать этот класс препаратов средством выбора при аутоагрессивных действиях. Но, как показывает клинический опыт, в некоторых случаях указанные средства могут быть полезными.

    Ингибиторы обратного захвата серотонина. Сходство аутоагрессивных действий со стереотипиями может объяснить положительную реакцию ряда больных на ингибиторы обратного захвата серотонина, такие как кломипрамин (анафранил), флуоксетин (прозак), флувоксамин (феварин), сертралин (золофт), пароксетин (паксил), циталопрам (ципрамил). Самоповреждение, агрессия, стереотипии, поведенческие ритуалы могут уменьшаться под влиянием флуоксетина, особенно если развиваются на фоне коморбидных компульсивных действий. Аналогичные результаты (уменьшение аутоагрессивных, ритуальных действий и персевераций) были получены и при применении кломипрамина. Испытания с двойным слепым контролем позволят определить, полезны ли эти средства у всех больных с аутоагрессивными действиями или же они помогают только при наличии коморбидных компульсивных/ персеверативных действий. Поскольку эти средства способны вызывать возбуждение, их применение может быть ограничено лишь лечением этого синдрома.

    Умственная отсталость и аффективные расстройства

    Последние достижения в диагностике депрессии и дистимии у умственно отсталых лиц позволяют лечить эти состояния более специфичными средствами. Тем не менее реакция на антидепрессанты у умственно отсталых лиц вариабельна. При применении антидепрессантов часто возникают дисфория, гиперактивность, изменения поведения. В ретроспективном обзоре реакции на трициклические антидепрессанты у умственно отсталых взрослых только у 30% больных отмечен значительный положительный эффект, причем такие симптомы, как возбуждение, агрессия, самоповреждающие действия, гиперактивность, вспыльчивость, остались в основном без изменения.

    Более предсказуемой была реакция на нормотимические препараты при циклических аффективных расстройствах у больных с умственной отсталостью. Хотя известно, что литий нарушает транспорт натрия в нервных и мышечных клетках и влияет на метаболизм катехоламинов, механизм его действия на аффективные функции остается неясным. При лечении препаратами лития следует регулярно контролировать уровень этого иона в крови, проводить клинический анализ крови и исследование функции щитовидной железы. Одно плацебо-контролируемое и несколько открытых исследований эффективности лития при биполярном расстройстве у лиц с умственной отсталостью принесли обнадеживающие результаты. Побочные эффекты препаратов лития включают желудочно-кишечные расстройства, экзему, дрожание.

    Вальпроевая кислота (депакин) и дивальпроекс натрия (депакот) обладают про-тивосудорожным и нормотимическим действием, что может быть связано с влиянием препарата на уровень ГАМК в мозге. Хотя описаны случаи токсического влияния вальпроевой кислоты на печень, обычно они наблюдались в раннем детском возрасте, в первые шесть месяцев лечения. Тем не менее перед началом и регулярно в ходе лечения нужно следить за функцией печени. Показано, что положительный эффект вальпроевой кислоты на аффективные расстройства, агрессивность и самоповреждающие действия у умственно отсталых лиц проявляется в 80% случаев. Карбамазепин (финлепсин) — другой антиконвульсант, применяющийся как нормотимическое средство, тоже может быть полезен в лечении аффективных расстройств у умственно отсталых лиц. Поскольку при приеме карбамазепина могут развиться апластическая анемия и агранулоцитоз, перед назначением препарата и в ходе лечения следует следить за клиническим анализом крови. Больные должны быть предупреждены о ранних признаках интоксикации и гематологических осложнений, таких как лихорадка, боль в горле, высыпания, язвы в полости рта, кровоточивость, петехиальные кровоизлияния или пурпура. Несмотря на противоэпилептическую активность, следует с осторожностью назначать карбамазепин у больных с полиморфными припадками, включающими атипичные абсансы, поскольку у этих больных препарат способен провоцировать генерализованные тонико-клонические судороги. Реакция на карбамазепин у умственно отсталых лиц с аффективными расстройствами не столь предсказуема, как реакция на препараты лития и вальпроевой кислоты.

    Умственная отсталость и тревожные расстройства

    Буспирон (буспар) — анксиолитическое средство, отличающееся по фармакологическим свойствам от бензодиазепинов, барбитуратов и других седативных и снотворных препаратов. Предклинические исследования показывают, что буспирон обладает высоким сродством к серотониновым 5-НТ1Д-рецепторам и умеренно выраженным сродством к дофаминовым D2-рецептора в мозге. Последний эффект может объяснить появление синдрома беспокойных ног, иногда возникающего вскоре поле начала лечения препаратом. Другие побочные эффекты включают головокружение, тошноту, головную боль, раздражительность, возбуждение. Эффективность буспирона в лечении тревоги у умственно отсталых лиц не подвергалась контролируемым испытаниям. Тем не менее показано, что он может быть полезен при аутоагрессивных действиях.

    Умственная отсталость и стереотипии

    Флуоксетив — селективный ингибитор обратного захвата серотонина, эффективный при депрессии и обсессивно-компульсивном расстройстве. Поскольку метаболиты флуоксетина тормозят активность CYP2D6, комбинация с препаратами, которые ме-таболизируются этим ферментом (например, трициклическими антидепрессантами), может приводить к побочным эффектам. Исследования показали, что стабильная концентрация имипрамина и дезипрамина в крови после добавления флуоксетина повышается в 2-10 раз. Более того, поскольку флуоксетин имеет большой период полуэлиминации, этот эффект может проявиться в течение 3 недель после его отмены. При приеме флуоксетина возможны следующие побочные действия: тревога (10-15%), инсомния (10-15%), изменение аппетита и веса (9%), индукция мании или гипомании (1%), эпилептические припадки (0,2%). Кроме того, возможны астения, тревога, усиление потоотделения, желудочно-кишечные расстройства, включающие анорексию, тошноту, диарею, а также головокружение.

    Другие селективные ингибиторы обратного захвата серотонина — сертралин, флувоксамин, пароксетин и неселективный ингибитор кломипрамин — могут быть полезны в лечении стереотипии, особенно при наличии компульсивного компонента. Кломипрамин — дибензазепиновый трициклический антидепрессант со специфическим антиобсессивным действием. Показано, что кломипрамин эффективен в лечении вспышек ярости и компульсивных ритуализированных действий у взрослых с аутизмом. Хотя другие ингибиторы обратного захвата серотонина, вероятно, также способны оказать положительное действие на стереотипии у умственно отсталых больных, необходимы контролируемые исследования, чтобы подтвердить их эффективность.

    Умственная отсталость и дефицит внимания с гиперактивностью

    Хотя уже довольно давно известно, что почти у 20% детей с умственной отсталостью выявляется синдром дефицита внимания с гиперактивностью, только в два последних десятилетия предпринимаются попытки его лечения.

    Психостимуляторы. Метилфенидат (риталин) — мягкий стимулятор центральной нервной системы — избирательно уменьшает проявления гиперактивности и нарушения внимания у лиц с умственной отсталостью. Метилфенидат — препарат короткого действия. Пик его активности наступает у детей через 1,3-8,2 ч (в среднем через 4,7 ч) при приеме препарата с замедленным высвобождением или через 0,3-4,4 ч (в среднем через 1,9 ч) при приеме стандартного препарата. Психостимуляторы оказывают положительное действие у больных с легкой и умеренно выраженной умственной отсталостью. При этом их эффективность выше у больных с импульсивностью, дефицитом внимания, расстройством поведения, нарушением координации движений, перинатальными осложнениями. Из-за стимулирующего эффекта препарат противопоказан при выраженной тревоге, психическом напряжении, возбуждении. Кроме того, он относительно противопоказан у больных с глаукомой, тиками, а также улиц с указаниями на синдром Туретта в семейном анамнезе. Метилфенидат может замедлять метаболизм кумариновых антикоагулянтов, антиконвульсантов (таких как фенобарбитал, фенитоин или примидон), а также фенилбутазона и трициклических антидепрессантов. Поэтому дозу этих препаратов, если их назначают вместе с метилфенидатом, необходимо снижать. Наиболее частые побочные реакции при приеме метилфенидата — тревога и инсомния, обе они дозозависимы. Другие побочные эффекты включают аллергические реакции, анорексию, тошноту, головокружение, сердцебиение, головную боль, дискинезию, тахикардию, стенокардию, нарушение сердечного ритма, боли в животе, снижение веса при длительном приеме.

    Декстрамфетамина сульфат (d-амфетамин, декседрин) — правовращающий изомер d, 1-амфетамина сульфата. Периферическое действие амфетаминов характеризуется повышением систолического и диастолического артериального давления, слабым бронходилятаторным действием, стимуляцией дыхательного центра. При приеме внутрь концентрация декстрамфетамина в крови достигает пика через 2 ч. Период полуэлиминации равен примерно 10 часам. Препараты, повышающие кислотность, снижают всасывание декстрамфетамина, а препараты, снижающие кислотность, усиливают его. Клинические испытания показали, что декстрамфетамин уменьшает проявления ДВГ у детей с умственной отсталостью.

    Агонисты альфа-адренорецепторов. Клонидин (клофелин) и гуанфацин (эстулик) — агонисты а-адренорецепторов, которые с успехом применяют в лечении гиперактивности. Клонидин — производное имидазолина — стимулирует а-адренорецепторы в стволе мозга, уменьшая активность симпатической системы, снижая периферическое сопротивление, сопротивление почечных сосудов, частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Клонидин действует быстро: после приема препарата внутрь артериальное давление снижается через 30-60 мин. Концентрация препарата в крови достигает пика через 2-4 ч. При длительном приеме развивается толерантность к действию препарата. Внезапная отмена клонидина может привести к раздражительности, возбуждению, головной боли, дрожанию, которые сопровождаются быстрым подъемом артериального давления, повышением уровня катехола-минов в крови. Поскольку клонидин может провоцировать развитие брадикардии и атриовентрикулярной блокады, следует соблюдать осторожность при назначении препарата больным, принимающим препараты наперстянки, антагонисты кальция, бета-адреноблокаторы, которые подавляют функцию синусового узла или проведение через атривентрикулярный узел. К самым частым побочным эффектам клонидина относятся сухость во рту (40%), сонливость (33%), головокружение (16%), запоры (10%), слабость (10%), седация (10%).

    Гуанфацин (эстулик) — другой агонист альфа2-адренорецепторов, который также снижает периферическое сосудистое сопротивление иурежает сердечный ритм. Гуанфацин эффективно уменьшает проявления ДВГ у детей и может специфически улучшать функцию префронтальных отделов мозга. Как и клонидин, гуанфацин усиливает седативный эффект фенотиазинов, барбитуратов и бензодиазепинов. В большинстве случаев побочные эффекты, вызываемые гуанфацином, бывают легкими. К ним относятся сухость во рту, сонливость, астения, головокружение, запоры и импотенция. При выборе препарата для лечения ДВГ у детей с умственной отсталостью наличие тиков влияет не столь часто, у этой категории больных позднее их труднее распознать, чем у нормально развивающихся детей. Тем не менее, если у больного с умственной отсталостью имеются тики или указания на случаи синдрома Туретта в семейном анамнезе, то агонисты альфа2-адренорецепторов следует считать препаратами выбора для лечения ДВГ.

    ilive.com.ua

    Опубликовано в рубрике Дети