Лекарство при умственной отсталости

Умственная отсталость

Умственная отсталость (малоумие, олигофрения; др.-греч. ὀλίγος — уникальный + φρήν — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».

Симптомы Умственной отсталости:

Общие диагностические указания F7X.X:

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .8 — с другими нарушениями поведения

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .9 — без указания на нарушения поведения.

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .1 — Снижение интеллекта

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .2 — Общее системное недоразвитие речи

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость)

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия)

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .5 — Конкретность, некритичность мышления

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .6 — Малопродуктивность памяти

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .7 — Недоразвитие познавательных интересов

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * .8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)

Причины Умственной отсталости:

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Значительная недоношенность.

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы.

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp * Умственная отсталость неясной этиологии.

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp Микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др.

&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp Синдром Прадера-Вилли.

Лечение Умственной отсталости:

Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

www.24farm.ru

Луцетам — инструкция по применению, отзывы, аналоги и формы выпуска (таблетки 400 мг, 800 мг и 1200 мг, уколы в ампулах для инъекций) лекарства для лечения последствий инсульта и умственной отсталости у взрослых, детей и при беременности

В данной статье можно ознакомиться с инструкцией по применению лекарственного препарата Луцетам. Представлены отзывы посетителей сайта — потребителей данного лекарства, а также мнения врачей специалистов по использованию Луцетама в своей практике. Большая просьба активнее добавлять свои отзывы о препарате: помогло или не помогло лекарство избавиться от заболевания, какие наблюдались осложнения и побочные эффекты, возможно не заявленные производителем в аннотации. Аналоги Луцетама при наличии имеющихся структурных аналогов. Использование для лечения последствий инсульта и умственной отсталости у взрослых, детей, а также при беременности и кормлении грудью.

Луцетам — ноотропный препарат. Пирацетам (действующее вещество препарата Луцетам) — циклическое производное гамма-аминомасляной кислоты (GABA). Пирацетам непосредственно воздействует на головной мозг. Луцетам улучшает когнитивные (познавательные) процессы, такие как способность к обучению, память, внимание, способность к запоминанию, а также повышает умственную работоспособность, без развития седативного и психостимулирующего эффекта.

Оказывает влияние на ЦНС различными путями: изменяет скорость распространения возбуждения в головном мозге, улучшает нейрональную пластичность и метаболические процессы в нервных клетках. Улучшает взаимодействие между полушариями головного мозга и синаптическую проводимость в неокортикальных структурах, повышает умственную работоспособность, улучшает мозговой кровоток.

Луцетам улучшает микроциркуляцию в головном мозге, воздействуя на реологические характеристики крови, и не вызывает сосудорасширяющего действия. Луцетам ингибирует агрегацию тромбоцитов и восстанавливает эластичность мембраны эритроцитов, а также способность последних к пассажу через микроциркуляторное русло. Уменьшает адгезию эритроцитов. В дозе 9.6 г снижает уровень фибриногена и фактора Виллебранда на 30-40% и удлиняет время кровотечения.

Луцетам оказывает протекторное и восстанавливающее действие при нарушении функции головного мозга вследствие гипоксии, интоксикации или травмы. Уменьшает выраженность и длительность вестибулярного нистагма.

Пирацетам + вспомогательные вещества.

После приема препарата внутрь Луцетам быстро и практически полностью всасывается из ЖКТ. Биодоступность препарата составляет около 100%. Пирацетам избирательно накапливается в тканях коры головного мозга, преимущественно в лобных, теменных и затылочных долях, в мозжечке и базальных ганглиях. Не связывается с белками плазмы крови. Пирацетам проникает через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) и плацентарный барьер. Не метаболизируется в организме. Выводится почками в неизмененном виде — 80-100%, путем почечной фильтрации.

  • симптоматическое лечение психоорганического синдрома, в частности у пожилых пациентов, сопровождающегося снижением памяти, головокружением, пониженной концентрацией внимания и общей активности, изменением настроения, расстройством поведения, нарушением походки, а также у пациентов с болезнью Альцгеймера и сенильной деменцией альцгеймеровского типа;
  • лечение последствий ишемического инсульта, таких как нарушения речи, нарушения эмоциональной сферы, двигательной и психической активности;
  • хронический алкоголизм — для лечения психоорганического и абстинентного синдромов;
  • в период восстановления после травм и интоксикаций головного мозга;
  • лечение головокружения и связанных с ним расстройств равновесия, за исключением головокружения психического происхождения;
  • в составе комплексной терапии низкой обучаемости у детей, особенно в случаях приобретения специфических навыков чтения, письма, счета, которые не могут быть объяснены умственной отсталостью, неадекватным обучением или особенностями семейной обстановки;
  • для лечения кортикальной миоклонии в качестве моно- или комплексной терапии.
  • Таблетки, покрытые оболочкой 400 мг, 800 мг и 1200 мг.

    Раствор для внутривенного и внутримышечного введения (уколы в ампулах для инъекций).

    Инструкция по применению и режим дозировки

    Внутрь препарат назначают в суточной дозе 30-160 мг/кг, кратность приема — 2-4 раза в сутки.

    Внутривенно или внутримышечно назначают в суточной дозе 30-160 мг/кг (3-12 г в сутки), кратность введения — 2-4 раза в сутки.

    При симптоматическом лечении хронического психоорганического синдрома в зависимости от выраженности симптомов назначают 1.2-2.4 г в сутки, а в течение первой недели — 4.8 г в сутки.

    При лечении последствий инсульта назначают 4.8 г в сутки.

    При алкогольном абстинентном синдроме — 12 г в сутки. Поддерживающая доза — 2.4 г в сутки.

    Лечение головокружения и связанных с ним расстройств равновесия назначают 2.4-4.8 г в сутки.

    При кортикальной миоклонии лечение начинаются с дозы 7.2 г в сутки, каждые 3-4 дня дозу повышают на 4.8 г в сутки до достижения максимальной дозы 24 г в сутки. Лечение продолжают на протяжении всего периода болезни. Каждые 6 мес следует предпринять попытку уменьшить дозу или отменить препарат, постепенно сокращая дозу на 1.2 г каждые 2 дня с целью предотвращения приступа. При отсутствии эффекта или незначительного терапевтического эффекта лечение прекращают.

    При лечении коматозных состояний, а также трудностей восприятия у лиц с травмами препарат вводят в/м или в/в в начальной дозе 9-12 г в сутки, поддерживающая доза — 2.4 г в сутки. Лечение продолжают не менее 3 недель.

    Детям для коррекции пониженной обучаемости назначают внутрь в дозе 3.2 г в сутки. Лечение продолжается в течение всего учебного года.

    У пациентов пожилого возраста дозу корригируют при наличии почечной недостаточности и при длительной терапии необходим контроль функционального состояния почек.

    У пациентов с нарушениями функции печени коррекции режима дозирования не требуется.

    Таблетки Луцетама принимают во время приема пищи или натощак, запивая жидкостью (вода, сок).

    Раствор Луцетама для внутримышечного или внутривенного введения совместим со следующими инфузионными растворами: декстроза 5%, 10%, 20%; фруктоза 5%, 10%, 20%; левулоза 5%; натрия хлорид 0.9%; декстран 40 — 10% в 0.9% растворе натрия хлорида; декстран 100 — 6% в 0.9% растворе натрия хлорида; раствор Рингера; раствор Рингера с лактатом; маннитол-декстран; гидроксиэтилкрахмал 6%. Инфузионные растворы пирацетама стабильны не менее 24 ч.

    • гиперкинезия;
    • нервозность;
    • сонливость;
    • депрессия;
    • головокружение;
    • головная боль;
    • атаксия;
    • нарушение равновесия;
    • обострение течения эпилепсии;
    • бессонница;
    • замешательство;
    • возбуждение;
    • тревога;
    • галлюцинации;
    • повышение сексуальности;
    • увеличение массы тела;
    • тошнота, рвота;
    • диарея;
    • боли в области желудка;
    • дерматит;
    • зуд;
    • высыпания;
    • отек;
    • астения.
    • геморрагический инсульт;
    • конечная стадия почечной недостаточности (при КК менее 20 мл/мин);
    • детский возраст до 1 года;
    • беременность;
    • лактация;
    • повышенная чувствительность к пирацетаму или производным пирролидона, а также других компонентам препарата.
    • Применение при беременности и кормлении грудью

      Адекватных и строго контролируемых клинических исследований по безопасности применения препарата при беременности не проводилось.

      Луцетам не следует назначать при беременности за исключением случаев крайней необходимости.

      Пирацетам проникает через плацентарный барьер, выделяется с грудным молоком. Концентрация пирацетама в крови у новорожденных достигает 70-90% от его концентрации в крови у матери.

      При необходимости применения в период лактации грудное вскармливание следует прекратить.

      Применение у пожилых пациентов

      Детям для коррекции пониженной обучаемости назначают внутрь в дозе 3.2 г в сутки. Лечение продолжается в течение всего учебного года. Противопоказан детям в возрасте до 1 года.

      В связи с влиянием пирацетама на агрегацию тромбоцитов с осторожностью следует назначать препарат пациентам с нарушением гемостаза, во время больших хирургических операций или больным с симптомами тяжелого кровотечения.

      При лечении кортикальной миоклонии следует избегать резкого прерывания лечения, что может вызвать возобновление приступов.

      При длительной терапии пациентам пожилого возраста рекомендуется регулярный контроль показателей функции почек, при необходимости проводят коррекцию дозы в зависимости от результатов исследования КК.

      Проникает через фильтрующие мембраны аппаратов для гемодиализа.

      Влияние на способность к вождению автотранспорта и работе с механизмами

      Принимая во внимание возможные побочные эффекты, пациент должен соблюдать осторожность при вождении автомобиля и работе с механизмами.

      При одновременном применении с экстрактом щитовидной железы возможна повышенная раздражительность, дезориентация и нарушения сна.

      Не отмечено взаимодействия с клоназепамом, фенитоином, фенобарбиталом, вальпроатом натрия.

      Пирацетам в высоких дозах (9.6 г в сутки) повышает эффективность аценокумарола у пациентов с венозным тромбозом (отмечалось более выраженное снижение уровня агрегации тромбоцитов, уровня фибриногена, факторов Виллебранда, вязкости крови и плазмы по сравнению с применением только аценокумарола).

      Возможность изменения фармакодинамики Луцетама под влиянием других лекарственных препаратов низкая, т.к. 90% препарата выводится в неизмененном виде с мочой.

      Прием пирацетама в дозе 20 мг в сутки не изменял пик и кривую уровня концентрации противоэпилептических препаратов в сыворотке крови (карбамазепин, фенитоин, фенобарбитал, вальпроат) у больных эпилепсией, получающих препарат в постоянной дозе.

      Совместный прием с этанолом (алкоголем) не влиял на уровень концентрации пирацетама в сыворотке, концентрация этанола в сыворотке крови не изменялась при приеме 1.6 г пирацетама.

      Аналоги лекарственного препарата Луцетам

      Структурные аналоги по действующему веществу:

      instrukciya-otzyvy.ru

      F70-F79 Умственная отсталость

      Дерево диагнозов МКБ-10

      • F00-f99 класс v психические расстройства и расстройства поведения
      • F70-f79 умственная отсталость (Выбранный МКБ-10 диагноз)
      • F79 умственная отсталость неуточненная
      • F00-f09 органические, включая симптоматические, психические расстройства
      • F10-f19 психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
      • F20-f29 шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
      • F30-f39 расстройства настроения [аффективные расстройства]
      • F40-f48 невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
      • F50-f59 поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
      • F60-f69 расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
      • F80-f89 расстройства психологического развития
      • F90-f98 эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
      • F99 неуточненные психические расстройства
      • F68 другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
      • F71 умственная отсталость умеренная
      • F72 умственная отсталость тяжелая
      • F73 умственная отсталость глубокая
      • F78 другие формы умственной отсталости
      • F15 психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением других стимуляторов (включая кофеин)
      • F16 психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением галлюциногенов
      • F18 психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением летучих растворителей
      • F21 шизотипическое расстройство
      • F24 индуцированное бредовое расстройство
      • F53 психические расстройства и расстройства поведения, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках
      • F54 психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках
      • F55 злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость
      • F59 поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами, неуточненные
      • F61 смешанные и другие расстройства личности
      • F62 стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга
      • F64 расстройства половой идентификации
      • F66 психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией
      • F70 умственная отсталость легкой степени
      • F83 смешанные специфические расстройства психологического развития
      • F88 другие расстройства психологического развития
      • F89 расстройство психологического развития неуточненное
      • F94 расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
      • Связанные заболевания и их лечение

        Описания заболеваний

        Национальные рекомендации по лечению

        Стандарты мед. помощи при

        Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.

        Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (нем. De — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. Mens — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

        Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

        Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

        Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».

        * A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.

        * B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

        * C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

        * D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.

        * E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

        Указания на нарушения поведения:

        *. 0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения.

        *. 1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.

        *. 8 — с другими нарушениями поведения.

        *. 9 — без указания на нарушения поведения.

        Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010):

        *. 1 — Снижение интеллекта.

        *. 2 — Общее системное недоразвитие речи.

        *. 3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость).

        *. 4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия).

        *. 5 — Конкретность, некритичность мышления.

        *. 6 — Малопродуктивность памяти.

        *. 7 — Недоразвитие познавательных интересов.

        *. 8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность).

        Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

        Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

        * Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и ) природы;

        * Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);

        * Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы.

        * Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.

        * Умственная отсталость неясной этиологии.

        Генетические причины умственной отсталости.

        Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают:

        * Хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации.

        Трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна);

        Частичная делеция короткого плеча хромосомы 4;

        Микроделеция участка хромосомы 7q11,23 (синдром Вильямса) и.

        * Дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом.

        * Дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000. В их число входят, например, ген NLGN4, находящийся на хромосоме Х, мутации в котором обнаружены у некоторых пациентов, страдающих аутизмом; ген FMR1, сцепленный с хромосомой Х, дерегуляция экспрессии которого вызывает синдром хрупкой Х-хромосомы; ген MECP2, также находящийся на хромосоме Х, мутации в котором вызывают синдром Ретта у девочек.

        kiberis.ru

        Умственная отсталость — Лечение

        Лечение умственной отсталости

        Психофармакотерапия умственной отсталости вступает в новую эру, характеризующуюся улучшением диагностики, пониманием ее патогенетических механизмов, расширением терапевтических возможностей.

        Исследование и лечение детей и взрослых с умственной отсталостью должно быть комплексным и учитывать, как данный индивидуум учится, работает, как складываются его отношения с другими людьми. Лечебные возможности включают широкий спектр вмешательств: индивидуальную, групповую, семейную, поведенческую, физическую, трудовую и другие виды терапии. Одним из компонентов лечения является и психофармакотерапия.

        Применение психотропных средств у умственно отсталых лиц требует особого внимания к юридическим и этическим аспектам. В 70-е годы международное сообщество провозгласило права умственно отсталых лиц на получение адекватной медицинской помощи. Эти права были изложены в «Декларации прав инвалидов». Декларация провозгласила «право на надлежащую медицинскую помощь» и «те же гражданские права, что и других людей». Согласно Декларации, «инвалидам должна предоставляться квалифицированная юридическая помощь, если она необходима для защиты этих лиц».

        Провозглашение права умственно отсталых лиц на адекватную медицинскую помощь предполагало тесный контроль над возможными эксцессами при применении ограничительных мер, в том числе в связи с использованием психотропных средств для подавления нежелательной активности. Суды, как правило, руководствуются положением, согласно которому меры физического или химического подавления должны применяться к человеку только при «возникновении или серьезной угрозе буйного поведения, нанесения травмы или суицидальной попытки». Кроме того, суды обычно требуют «индивидуальной оценки возможности и характера буйного поведения, вероятного эффекта препаратов на данного индивидуума и возможности альтернативных действий, носящих менее ограничительный характер» — с тем, чтобы подтвердить, что была реализована «наименее ограничительная альтернатива». Таким образом, принимая решение об использовании психотропных средств у умственно отсталых лиц, следует тщательно взвесить возможный риск и предполагаемую пользу такого назначения. Зашита интересов умственно отсталого больного осуществляется через привлечение «альтернативного мнения» (если анамнестические данные свидетельствуют об отсутствии критики и предпочтениях больного) или через так называемое «замещенное мнение» (если имеются некоторые сведения о предпочтениях индивидуума в настоящем или прошлом).

        В последние два десятилетия доктрина «наименее ограничительной альтернативы» стала актуальной в связи с данными исследований об использовании психотропных средств у умственно отсталых больных. Оказалось, что психотропные препараты назначают 30-50% больных, помещенных в психиатрические учреждения, 20-35% взрослых больных и 2-7% детей с умственной отсталостью, наблюдаемых амбулаторно. Установлено, что психотропные средства чаще назначают пожилым больным, лицам, к которым применяют более суровые ограничительные меры, а также больным с социальными, поведенческими проблемами и нарушениями сна. Пол, уровень интеллекта, характер поведенческих расстройств не влияли на частоту использования психотропных средств у умственно отсталых лиц. Следует заметить, что хотя 90% умственно отсталых лиц живут вне психиатрических учреждений, систематические исследования этого контингента больных проводятся крайне редко.

        Психотропные препараты и умственная отсталость

        Поскольку лицам с умственной отсталостью для контроля поведения на длительный срок часто назначают психотропные препараты, а нередко и их комбинацию, крайне важно учитывать кратковременные и долговременные эффекты этих средств — с тем, чтобы выбирать наиболее безопасные из них. В первую очередь это касается нейролептиков, которые особенно часто используются у этой категории больных и нередко вызывают серьезные побочные эффекты, в том числе необратимую позднюю дискинезию. Хотя нейролептики позволяют контролировать неадекватное поведение за счет подавления поведенческой активности в целом, они также способны избирательно тормозить стереотипии и аутоагрессивные действия. Для уменьшения аутоагрессивных действия и стереотипии применяют также опиоидные антагонисты и ингибиторы обратного захвата серотонина. Нормотимические средства — соли лития, вальпроевая кислота (депакин), карбамазепин (финлепсин) — полезны в коррекции циклических аффективных нарушений и вспышек ярости. Бета-адреноблокаторы, например, пропранолол (анаприлин), бывают эффективны в лечении агрессии и деструктивного поведения. Психостимуляторы — метилфенидат (риталин), декстрамфетамин (декседрин), пемолин (цилерт) — и агонисты альфа2-адренорецепторов, например, клонидин (клофелин) и гуанфацин (эстулик), оказывают положительный эффект при лечении у лиц с умственной отсталостью синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

        Комбинированное лечение нейролептиками, антиконвульсантами, антидепрессантами и нормотимиками чревато проблемами, связанными с фармакокинетическим и фармакодинамическим взаимодействием. Поэтому прежде чем назначать комбинацию лекарственных средств, врач должен осведомиться о возможности лекарственного взаимодействия в справочниках или других источниках информации. Следует подчеркнуть, что нередко больные длительно принимают ненужные препараты, отмена которых не оказывает неблагоприятного влияния на их состояние, но позволяет избежать побочных эффектов этих лекарственных средств.

        Нейролептики. Для подавления деструктивных действий применялись многие психотропные средства, но ни одно из них не было столь же эффективным, как нейролептики. Эффективность нейролептиков может объясняться ролью гиперактивности дофаминергических систем мозга в патогенезе аутоагрессивных действий. Клинические испытания хлорпромазина (аминазина), тиоридазина (сонапакса), рисперидона (рисполепта) продемонстрировали способность всех этих препаратов сдерживать деструктивные действия. Открытые испытания флуфеназина (модитена) и галопериаола также продемонстрировали их эффективность в коррекции аутоагрессивных (самоповреждающих) и агрессивных действий. Тем не менее агрессивность может не реагировать в той же мере, как самоповреждающие действия, на лечение нейролептиками. Возможно, при аутоагрессивных действиях более важны внутренние, нейробиологические факторы, тогда как агрессивность в большей степени зависит от внешних факторов.

        Основная опасность при использовании нейролептиков заключается в относительно высокой частоте экстрапирамидных побочных эффектов. По данным различных исследований, примерно у одной или двух третей больных с умственной отсталостью выявляются признаки поздней дискинезии — хронической, иногда необратимой орофациальной дискинезии, обычно связанной с длительным приемом нейролептиков. В то же время показано: у значительной части (в некоторых исследованиях — у трети) больных с умственной отсталостью насильственные движения, напоминающие позднюю дискинезию, возникают в отсутствие нейролептической терапии. Это свидетельствует о том, что для данной категории больных характерна высокая предрасположенность к развитию поздней дискинезии. Вероятность развития поздней дискинезии зависит от длительности лечения, дозы нейролептика, возраста больного. Эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что примерно 33% детей и взрослых с умственной отсталостью принимают нейролептики. Паркинсонизм и другие ранние экстрапирамидные побочные эффекты (тремор, острая дистония, акатизия) выявляются примерно у трети больных, принимающих нейролептики. Акатизия характеризуется внутренним дискомфортом, заставляющим больного находиться в постоянном движении. Она возникает примерно у 15% больных, принимающих нейролептики. Использование нейролептиков несет в себе риск и злокачественного нейролептического синдрома (ЗНС), встречающегося редко, но способного привести к летальному исходу. Факторы риска ЗНС — мужской пол, применение высокопотенциальных нейролептиков. По данным недавнего исследования, смертность среди умственно отсталых лиц при развитии ЗНС составляет 21%. В тех случаях, когда больным с умственной отсталостью прописываются нейролептики, обязательна динамическая оценка возможных экстрапирамидных расстройств до начала лечения и в процессе лечения с помощью специальных шкал: Шкалы патологических непроизвольных движений (Abnormal Involuntary Movement Scale — AIMS), Системы идентификации дискинезии (Dyskinesia Identification System Condensed User Scale — DISCUS, Шкалы акатизии (Acathisia Scale — AS). Атипичные нейролептики, такие как клозапин и оланзапин, реже вызывают экстрапирамидные побочные эффекты, однако их эффективность у умственно отсталых лиц должна быть подтверждена в контролируемых клинических испытаниях. Следует также напомнить, что хотя клозапин является эффективным нейролептиком, он способен вызвать агранулоцитоз и эпилептические припадки. Оланзапин, сертиндол, кветиапин и зипразидон — новые атипичные нейролептики, которые в будущем, несомненно, станут использоваться для лечения умственно отсталых больных, поскольку более безопасны, чем традиционные нейролептики.

        В то же время недавно появилась альтернатива нейролептикам в виде селективных ингибиторов обратного захвата серотонина и нормотимических средств, однако их применение требует более четкого выявления структуры психических расстройств. Эти препараты могут уменьшать потребность в нейролептиках при лечении самоповреждающих действий и агрессивности.

        Нормотимические средства. К нормотимическим средствам относятся препараты лития, карбамазепин (финлепсин), вальпроевая кислота (депакин). Выраженная агрессивность и самоповреждающие действия успешно поддаются лечению литием даже в отсутствие аффективных расстройств. Применение лития привело к уменьшению агрессивных и аутоагрессивных действий, как по данным клинического впечатления, так и по результатам оценочных шкал, практически во всех клинических испытаниях. Другие нормотимические средства (карбамазепин, вальпроевая кислота) также могут подавлять самоповреждающие действия и агрессивность у лиц с умственной отсталостью, однако их эффективность необходимо проверить в клинических исследованиях.

        Бета-адреноблокаторы. Пропранолол (анаприлин) — блокатор бета-адренорецепторов — может ослаблять агрессивное поведение, связанное с повышенным адре-нергическим тонусом. Препятствуя активации адренорецепторов норадреналином, пропранолол уменьшает хронотропный, инотропный и вазодилятаторный эффекты этого нейромедиатора. Торможение физиологических проявлений стресса может само по себе ослаблять агрессивность. Поскольку у больных с синдромом Дауна уровень пропранолола в крови оказался более высоким, чем обычно, биодоступность препарата у этих больных в силу определенных причин может быть повышена. Хотя сообщалось о способности пропранолола успешно подавлять импульсивные вспышки гнева у некоторых умственно отсталых лиц, этот эффект пропранолола должен быть подтвержден в контролируемых испытаниях.

        Антагонисты опиоидных рецепторов. Налтрексон и налоксон — антагонисты опиоидных рецепторов, блокирующие эффекты эндогенных опиоидов, — используются в лечении аутоагрессивных действий. В отличие от налтрексона, налоксон выпускается в форме для парентерального введения и имеет более короткий Т1/2. Хотя ранние открытые исследования антагонистов опиоидных рецепторов продемонстрировали уменьшение аутоагрессивных действий, в последующих контролируемых испытаниях их эффективность не превышала эффективность плацебо. Возможность развития дисфории и отрицательные результаты контролируемых исследований не позволяют считать этот класс препаратов средством выбора при аутоагрессивных действиях. Но, как показывает клинический опыт, в некоторых случаях указанные средства могут быть полезными.

        Ингибиторы обратного захвата серотонина. Сходство аутоагрессивных действий со стереотипиями может объяснить положительную реакцию ряда больных на ингибиторы обратного захвата серотонина, такие как кломипрамин (анафранил), флуоксетин (прозак), флувоксамин (феварин), сертралин (золофт), пароксетин (паксил), циталопрам (ципрамил). Самоповреждение, агрессия, стереотипии, поведенческие ритуалы могут уменьшаться под влиянием флуоксетина, особенно если развиваются на фоне коморбидных компульсивных действий. Аналогичные результаты (уменьшение аутоагрессивных, ритуальных действий и персевераций) были получены и при применении кломипрамина. Испытания с двойным слепым контролем позволят определить, полезны ли эти средства у всех больных с аутоагрессивными действиями или же они помогают только при наличии коморбидных компульсивных/ персеверативных действий. Поскольку эти средства способны вызывать возбуждение, их применение может быть ограничено лишь лечением этого синдрома.

        Умственная отсталость и аффективные расстройства

        Последние достижения в диагностике депрессии и дистимии у умственно отсталых лиц позволяют лечить эти состояния более специфичными средствами. Тем не менее реакция на антидепрессанты у умственно отсталых лиц вариабельна. При применении антидепрессантов часто возникают дисфория, гиперактивность, изменения поведения. В ретроспективном обзоре реакции на трициклические антидепрессанты у умственно отсталых взрослых только у 30% больных отмечен значительный положительный эффект, причем такие симптомы, как возбуждение, агрессия, самоповреждающие действия, гиперактивность, вспыльчивость, остались в основном без изменения.

        Более предсказуемой была реакция на нормотимические препараты при циклических аффективных расстройствах у больных с умственной отсталостью. Хотя известно, что литий нарушает транспорт натрия в нервных и мышечных клетках и влияет на метаболизм катехоламинов, механизм его действия на аффективные функции остается неясным. При лечении препаратами лития следует регулярно контролировать уровень этого иона в крови, проводить клинический анализ крови и исследование функции щитовидной железы. Одно плацебо-контролируемое и несколько открытых исследований эффективности лития при биполярном расстройстве у лиц с умственной отсталостью принесли обнадеживающие результаты. Побочные эффекты препаратов лития включают желудочно-кишечные расстройства, экзему, дрожание.

        Вальпроевая кислота (депакин) и дивальпроекс натрия (депакот) обладают про-тивосудорожным и нормотимическим действием, что может быть связано с влиянием препарата на уровень ГАМК в мозге. Хотя описаны случаи токсического влияния вальпроевой кислоты на печень, обычно они наблюдались в раннем детском возрасте, в первые шесть месяцев лечения. Тем не менее перед началом и регулярно в ходе лечения нужно следить за функцией печени. Показано, что положительный эффект вальпроевой кислоты на аффективные расстройства, агрессивность и самоповреждающие действия у умственно отсталых лиц проявляется в 80% случаев. Карбамазепин (финлепсин) — другой антиконвульсант, применяющийся как нормотимическое средство, тоже может быть полезен в лечении аффективных расстройств у умственно отсталых лиц. Поскольку при приеме карбамазепина могут развиться апластическая анемия и агранулоцитоз, перед назначением препарата и в ходе лечения следует следить за клиническим анализом крови. Больные должны быть предупреждены о ранних признаках интоксикации и гематологических осложнений, таких как лихорадка, боль в горле, высыпания, язвы в полости рта, кровоточивость, петехиальные кровоизлияния или пурпура. Несмотря на противоэпилептическую активность, следует с осторожностью назначать карбамазепин у больных с полиморфными припадками, включающими атипичные абсансы, поскольку у этих больных препарат способен провоцировать генерализованные тонико-клонические судороги. Реакция на карбамазепин у умственно отсталых лиц с аффективными расстройствами не столь предсказуема, как реакция на препараты лития и вальпроевой кислоты.

        Умственная отсталость и тревожные расстройства

        Буспирон (буспар) — анксиолитическое средство, отличающееся по фармакологическим свойствам от бензодиазепинов, барбитуратов и других седативных и снотворных препаратов. Предклинические исследования показывают, что буспирон обладает высоким сродством к серотониновым 5-НТ1Д-рецепторам и умеренно выраженным сродством к дофаминовым D2-рецептора в мозге. Последний эффект может объяснить появление синдрома беспокойных ног, иногда возникающего вскоре поле начала лечения препаратом. Другие побочные эффекты включают головокружение, тошноту, головную боль, раздражительность, возбуждение. Эффективность буспирона в лечении тревоги у умственно отсталых лиц не подвергалась контролируемым испытаниям. Тем не менее показано, что он может быть полезен при аутоагрессивных действиях.

        Умственная отсталость и стереотипии

        Флуоксетив — селективный ингибитор обратного захвата серотонина, эффективный при депрессии и обсессивно-компульсивном расстройстве. Поскольку метаболиты флуоксетина тормозят активность CYP2D6, комбинация с препаратами, которые ме-таболизируются этим ферментом (например, трициклическими антидепрессантами), может приводить к побочным эффектам. Исследования показали, что стабильная концентрация имипрамина и дезипрамина в крови после добавления флуоксетина повышается в 2-10 раз. Более того, поскольку флуоксетин имеет большой период полуэлиминации, этот эффект может проявиться в течение 3 недель после его отмены. При приеме флуоксетина возможны следующие побочные действия: тревога (10-15%), инсомния (10-15%), изменение аппетита и веса (9%), индукция мании или гипомании (1%), эпилептические припадки (0,2%). Кроме того, возможны астения, тревога, усиление потоотделения, желудочно-кишечные расстройства, включающие анорексию, тошноту, диарею, а также головокружение.

        Другие селективные ингибиторы обратного захвата серотонина — сертралин, флувоксамин, пароксетин и неселективный ингибитор кломипрамин — могут быть полезны в лечении стереотипии, особенно при наличии компульсивного компонента. Кломипрамин — дибензазепиновый трициклический антидепрессант со специфическим антиобсессивным действием. Показано, что кломипрамин эффективен в лечении вспышек ярости и компульсивных ритуализированных действий у взрослых с аутизмом. Хотя другие ингибиторы обратного захвата серотонина, вероятно, также способны оказать положительное действие на стереотипии у умственно отсталых больных, необходимы контролируемые исследования, чтобы подтвердить их эффективность.

        Умственная отсталость и дефицит внимания с гиперактивностью

        Хотя уже довольно давно известно, что почти у 20% детей с умственной отсталостью выявляется синдром дефицита внимания с гиперактивностью, только в два последних десятилетия предпринимаются попытки его лечения.

        Психостимуляторы. Метилфенидат (риталин) — мягкий стимулятор центральной нервной системы — избирательно уменьшает проявления гиперактивности и нарушения внимания у лиц с умственной отсталостью. Метилфенидат — препарат короткого действия. Пик его активности наступает у детей через 1,3-8,2 ч (в среднем через 4,7 ч) при приеме препарата с замедленным высвобождением или через 0,3-4,4 ч (в среднем через 1,9 ч) при приеме стандартного препарата. Психостимуляторы оказывают положительное действие у больных с легкой и умеренно выраженной умственной отсталостью. При этом их эффективность выше у больных с импульсивностью, дефицитом внимания, расстройством поведения, нарушением координации движений, перинатальными осложнениями. Из-за стимулирующего эффекта препарат противопоказан при выраженной тревоге, психическом напряжении, возбуждении. Кроме того, он относительно противопоказан у больных с глаукомой, тиками, а также улиц с указаниями на синдром Туретта в семейном анамнезе. Метилфенидат может замедлять метаболизм кумариновых антикоагулянтов, антиконвульсантов (таких как фенобарбитал, фенитоин или примидон), а также фенилбутазона и трициклических антидепрессантов. Поэтому дозу этих препаратов, если их назначают вместе с метилфенидатом, необходимо снижать. Наиболее частые побочные реакции при приеме метилфенидата — тревога и инсомния, обе они дозозависимы. Другие побочные эффекты включают аллергические реакции, анорексию, тошноту, головокружение, сердцебиение, головную боль, дискинезию, тахикардию, стенокардию, нарушение сердечного ритма, боли в животе, снижение веса при длительном приеме.

        Декстрамфетамина сульфат (d-амфетамин, декседрин) — правовращающий изомер d, 1-амфетамина сульфата. Периферическое действие амфетаминов характеризуется повышением систолического и диастолического артериального давления, слабым бронходилятаторным действием, стимуляцией дыхательного центра. При приеме внутрь концентрация декстрамфетамина в крови достигает пика через 2 ч. Период полуэлиминации равен примерно 10 часам. Препараты, повышающие кислотность, снижают всасывание декстрамфетамина, а препараты, снижающие кислотность, усиливают его. Клинические испытания показали, что декстрамфетамин уменьшает проявления ДВГ у детей с умственной отсталостью.

        Агонисты альфа-адренорецепторов. Клонидин (клофелин) и гуанфацин (эстулик) — агонисты а-адренорецепторов, которые с успехом применяют в лечении гиперактивности. Клонидин — производное имидазолина — стимулирует а-адренорецепторы в стволе мозга, уменьшая активность симпатической системы, снижая периферическое сопротивление, сопротивление почечных сосудов, частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Клонидин действует быстро: после приема препарата внутрь артериальное давление снижается через 30-60 мин. Концентрация препарата в крови достигает пика через 2-4 ч. При длительном приеме развивается толерантность к действию препарата. Внезапная отмена клонидина может привести к раздражительности, возбуждению, головной боли, дрожанию, которые сопровождаются быстрым подъемом артериального давления, повышением уровня катехола-минов в крови. Поскольку клонидин может провоцировать развитие брадикардии и атриовентрикулярной блокады, следует соблюдать осторожность при назначении препарата больным, принимающим препараты наперстянки, антагонисты кальция, бета-адреноблокаторы, которые подавляют функцию синусового узла или проведение через атривентрикулярный узел. К самым частым побочным эффектам клонидина относятся сухость во рту (40%), сонливость (33%), головокружение (16%), запоры (10%), слабость (10%), седация (10%).

        Гуанфацин (эстулик) — другой агонист альфа2-адренорецепторов, который также снижает периферическое сосудистое сопротивление иурежает сердечный ритм. Гуанфацин эффективно уменьшает проявления ДВГ у детей и может специфически улучшать функцию префронтальных отделов мозга. Как и клонидин, гуанфацин усиливает седативный эффект фенотиазинов, барбитуратов и бензодиазепинов. В большинстве случаев побочные эффекты, вызываемые гуанфацином, бывают легкими. К ним относятся сухость во рту, сонливость, астения, головокружение, запоры и импотенция. При выборе препарата для лечения ДВГ у детей с умственной отсталостью наличие тиков влияет не столь часто, у этой категории больных позднее их труднее распознать, чем у нормально развивающихся детей. Тем не менее, если у больного с умственной отсталостью имеются тики или указания на случаи синдрома Туретта в семейном анамнезе, то агонисты альфа2-адренорецепторов следует считать препаратами выбора для лечения ДВГ.

        m.ilive.com.ua

        Определение, симптомы и лечение умственной отсталости детей

        Отсталость в интеллектуальном развитии – это не заболевание, а степень интеллектуального развития, которая ограничивается работой центральной нервной системы человека. Дети, которые страдают умственной недоразвитостью, обладают низким интеллектуальным развитием, по сравнению с остальными ребятами. Важно вовремя распознать, затем лечить такое нарушение, как умственная отсталость у детей.

        Что такое умственная отсталость у детей

        Умственная отсталость у детей – различные состояния психики, которые нарушают нормальную жизнедеятельность человека, его способности к познанию и проявляются различной степенью. Заболевание бывает врожденным или приобретается.

        Нарушается абстрактное восприятие у детей с умственной отсталостью, снижается способность к математике, творчеству и логике. Эмоциональная сфера восприятия не нарушается, дети с таким недугом чувствуют симпатию, радость и иные эмоции.

        При диагностировании данного недуга требуется специальное обучение детям с умеренной недоразвитостью или глубокая коррекционная программа для детей с умственной отсталостью.

        Отклонения в сфере интеллектуального развития определяют два фактора:

      • окружающая среда;
      • наследственность.

      Негативные факторы во время вынашивания ребенка провоцируют у него умственную отсталость.

      Во время вынашивания малыша неблагоприятные факторы тоже влияют на его развитие.

    • вирусные инфекции;
    • неполноценное питание;
    • лучевая терапия;
    • прием лекарственных препаратов будущей матерью;
    • употребление алкоголя.
    • Эти же причины могут вызвать и другие врожденные нарушения, например, шизофрению.

      Чаще точно определить причину не удается. Иногда недуг вызывает синдром Дауна.

      Во время родов травма головы или нехватка кислорода тоже провоцируют нарушения в умственном развитии малыша.

      Легкая умственная отсталость у детей характерна тем, что такие пациенты не отличаются от своих сверстников. Они испытывают сложность во время школьной программы.

      Умеренная умственная отсталость у детей проявляется ограниченными возможностями в учебе. Такие пациенты способны выполнять самую простую работу и задания. Большинство из них активны, мобильны и находят контакты с другими людьми.

      При тяжелой степени отсталости умственного развития пациенты частично овладевают речью и элементарными навыками самообслуживания. Присутствует нарушение двигательной системы.

      При глубокой отсталости у детей нарушается строение внутренних органов. Они не в состоянии произносить слова, либо повторяют одни и те же звуки. Такие пациенты не понимают происходящего вокруг. Дети малоподвижны или же их движения неуклюжи.

      Как проявляется умственная отсталость у детей

      Чтобы определить умственную отсталость, следует изучить признаки недуга у детей:

    • недоразвитость речи;
    • сниженные интеллектуальные способности;
    • нарушенное восприятие окружающей среды;
    • нарушенное внимание;
    • нарушенная память;
    • эмоционально-волевая сфера нарушена;
    • сниженный интерес к познанию.
    • Точно диагностировать недоразвитие можно по его признакам к третьему году жизни. К признакам умственной отсталости у грудничков относят позднее держание головы и замедленное развитие. Они поздно садятся и учатся ходить. Умственная недоразвитость устанавливается по их импульсивности и внешним признакам.

      Медикаментозное лечение применяется при некоторых формах отсталости: кретинизме, галактоземии, аминоацидурии и олигофрении. Противосудорожную терапию используют при конвульсиях.

      Чтобы устранить отклонения, разрабатывается индивидуальная программа развития детей с умственной отсталостью. При этом педагогическому процессу отводится ключевая роль. Только комплекс всех мероприятий дает позитивные результаты в лечении.

      Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью вместе с медикаментами дает положительные результаты в адаптации детей. Она включает в себя игры, коррекционные занятия и специальную программу обучения детей с умственной отсталостью. Это возможно в специализированных детских школах и интернатах. При обучении детей педагоги используют самые простые фразы, общение с помощью жестов, рисунков.

      В зависимости от степени умственной отсталости дети адаптируются в социуме и ведут полноценную жизнь либо же содержатся в изолированных условиях, требуют ухода и постоянного присутствия взрослых. Положительных результатов удается добиться при легких и умеренных стадиях болезни при правильном уходе за детьми и ранней диагностике недуга.

      Профилактика умственной отсталости заключается в диагностике и устранении гипоксии плода в утробе, желтухи определенной степени, кретинизма и других заболеваний. Снижению риска заболевания способствует добрачная и генетическая консультация доктора, подготовка к беременности и лечение всех сопутствующих болезней.

      vpolozhenii.com