Лекция что такое стресс

Работа как источник стресса

1. Понятие стресса

Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры. Небольших стрессовых ситуаций невозможно избежать. Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помощью из-за стресса, растет ежегодно. Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы (когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный род занятий и т. д.): отсутствие обратной связи с коллегами, руководством, условия работы, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек, чрезмерное давление со стороны коллег и т. д.

Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника.

Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

Зачастую производственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.

Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации.

Отрасль знаний начала зарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться как самостоятельная наука. Огромный вклад в разработку и основу данной отрасли внес знаменитый немецкий ученый, преподававший в Гарвардском университете, Гуго Мюнстерберг. Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) правительство Великобритании создало Совет по изучению усталости на производстве, в котором большое участие принял Г. Мюнстерберг. В этом Совете он изучал неэффективную работу, усталость, утомляемость работников, занятых в основном ручным трудом.

Впервые термин «психология профессионального здоровья» предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд. Основной целью изучения психологии профессионального здоровья стали изучение негативного влияния стресса на организм и здоровье людей и разработка методов и способов борьбы со стрессом.

Нельзя не отметить, что реакция на стресс у каждого человека индивидуальная. Одни с легкостью переносят все тягости стресса, а другие, наоборот, замыкаются в себе и долго не могут справиться со стрессом. Это связано с возможностями того или иного человека, его личностными характеристиками, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом, ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешь переутомления и усталости, а с радостью перевыполняешь план на месяц и даже на квартал за неделю.

Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс.

2. Причины производственных стрессов

Основными причинами производственных стрессов являются:

1) перегруженность или незагруженность работой;

2) организационные перемены;

3) ролевая неопределенность и ролевой конфликт;

4) эпидемия психогенного заболевания;

5) истощение физических и духовных сил;

3. Формы проявления производственных стрессов

Основными формами проявления производственных стрессов могут быть:

2) агрессивность по отношению к коллегам;

3) нежелание выходить на работу, прогулы;

4) большое количество брака продукции;

5) излишняя нагрузка на работе;

6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.

4. Профилактика производственных стрессов

Рассмотрим основные пункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями:

1) создание благоприятного организационного климата;

2) предоставление работникам возможности самим организовывать свою работу;

3) четкое определение обязанностей работников;

4) устранение причин, ведущих к перегруженности или недо-груженности работой;

5) социальная поддержка;

6) психологическая помощь на предприятии;

7) программы общего оздоровления.

Необходимо также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела на неделю вперед.

Не ставьте перед собой «наполеоновские» планы, ведь только люди с «наполеоновскими» возможностями и силами могут выполнить такие планы. Ведь именно перенапряжение, большое количество работы и дел являются источником зарождения стресса и конфликтов в коллективе.

Индивидуальные подходы к предотвращению стрессов

Как было уже сказано ранее, каждый человек по-своему переживает стресс и стрессовые ситуации. Одни уходят в себя и надолго абстрагируются от всего мира, другим, наоборот, необходимо постоянное общение, для того чтобы стресс не стал для них хроническим заболеванием. Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, по возможности необходимо обратиться к организационному психологу или психологу на стороне для того, чтобы побыстрее выйти из стрессовой ситуации без особых осложнений. Ведь если «не лечить» стресс, то он может перерасти в различного рода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше. Психолог поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет на время отвлечься от всех проблем. Также при помощи психолога или при желании самого человека можно освоить модификацию поведения и биологическую связь.

www.telenir.net

Лекция 24. Стресс и его особенности

Лекция 24. Стресс и его особенности

Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода – холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое – организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Важно подчеркнуть, что интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора.

Стресс – комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.

Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических черт – улучшении внимания (его объема и устойчивости), в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы, в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации [292].

Автор теории стресса канадский психолог Ганс Селье [292] определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма, например учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма. Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней – в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Основные черты психического стресса:

1) стресс – состояние организма; его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возникает главным образом от восприятия угрозы, то в основе его в определенной ситуации лежат субъективные причины, связанные с особенностями данной личности.

Стрессорами могут быть и физические раздражители и психические как реально действующие, так и вероятные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются необходимость принятия особо ответственных решений, быстрой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, неудовлетворяющие темпы продвижения по службе, конфликты.

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком своей ответственности за себя, за окружающих, его установкой на свою роль в создавшейся ситуации.

Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса как следствия изменения степени ответственности человека [299]. Интересно в этом плане, что перед выходом корабля на лунную орбиту сердце американского астронавта Бормана билось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс другого астронавта – Армстронга – достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77, а при обнаружении неисправности энергосистемы пульс у Эрвина составлял 180 ударов в минуту [299]. Можно было предположить, что это опасность вызывает такую реакцию. Но это не так, поскольку во время спуска советского лунохода с посадочной площадки частота пульса у членов наземного экипажа также резко повысилась и достигла 130–135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было [299]. Скорее всего, такую реакцию вызывала ответственность. У переводчиков-синхронистов при работе в особо ответственных условиях частота сердечных сокращений подчас достигает 160 ударов в минуту, здесь уже не приходится говорить о личной опасности (было установлено, что даже значительная физическая нагрузка не приводит у них к учащению пульса выше 145 ударов в минуту [50]).

Можно привести много аналогичных примеров. Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности – при счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, который принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа. Еще один пример – менее острая ситуация. Измеряли пульс у 30 тренеров футбольных команд (24–50 лет) при помощи телеметрического контроля за пять минут до соревнования и во время игры их команд. За пять минут сердцебиение у них повышалось в среднем на 42 удара в минуту, а во время игры – на 63 удара, частота пульса у тренера всегда превышала частоту пульса любого игрока на поле.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы. Первая – реакция тревоги – это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д.

Вслед за первой наступает вторая фаза – сбалансированного расходования адаптационных резервов организма – стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия – истощение [292].

Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания – соматические или невротические.

Остановимся немного подробнее на том, почему это происходит. Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу («стресс кролика») [51].

Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса заболеваниями. Обобщение клинических материалов привело врачей к выводу о том, что широкий круг воздействий, приводящих к стрессу, вызывает у людей по преимуществу гипертоническую и язвенную болезни и некоторые другие формы сосудистой патологии с глобальными или локальными проявлениями, такими как инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия, нефросклероз, спастический колит и т. д. Получены доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы. Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии [113]. Как писал академик К. М. Быков, «печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы» [48, с.11]. По данным Института терапии РАН, в 80 % случаев инфаркта миокарда ему предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение.

Почему стресс вызывает соматические заболевания? Как уже было сказано, физиологические изменения при сильных эмоциях нередко связаны с избыточным энергетическим обеспечением – на непредвиденные обстоятельства. Не столько физиологические перестройки при мобилизации резервов могут оказаться чрезмерными и истощающими, сколько психологические установки и личностная позиция человека существенно влияют на его состояние. Врачи давно обратили внимание на связь преобладания конкретных эмоций с предрасположенностью к определенным заболеваниям. Так, М. И. Аствацатуров [20] считал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом и яростью, желудок – апатией и подавленным состоянием, а рвоты нарастают при беспокойстве.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает [299]. Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то есть обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. Вместе с тем обнаружено, что к гипертонии могут приводить ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутверждения. Если человека подавляют, игнорируют, то у него развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду». Эти данные позволяют, например, понять, почему среди негров США количество гипертоников в три раза больше, чем среди белого населения.

Для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким особенностям личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «выяснению отношений». Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприятной ситуации или заболев, они нередко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными, поскольку для них характерны повышенная чувствительность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких эмоциональных факторов, как дефицит времени, элементы соревнования.

Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Им свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе и в то же время повышенная к себе требовательность, мнительность [27]. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой. По теории Бергмана предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц стенки пищеварительных органов и их сосудов; наступающее ухудшение их кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию желудочным соком и к последующему образованию язвы. Важно обратить внимание на то, что вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем больше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.

Мощность органических изменений при стрессе определяется обобщенной оценкой ситуации, а она, в свою очередь, тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело. Признаки эмоционального напряжения, обнаруживающиеся в ответственных ситуациях, особо усиливаются в тех случаях, когда отсутствует физическая нагрузка.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения – неврозы.

Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека. Когда создается конфликт между необходимостью разрешать жизненную ситуацию и невозможностью это сделать, поскольку неизвестно как, то в этих условиях может развиться невроз – такое функциональное состояние нервной системы, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам от внешней и внутренней среды [125].

Повышенная чувствительность выступает, с одной стороны, как приспособительный механизм к недостатку информации, обеспечивая приток дополнительных сигналов, с помощью которых можно разрешить ситуацию.

С другой стороны, повышенная чувствительность делает человека более восприимчивым к любым раздражителям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринимались [2 75].

Невозможность внешнего проявления активности в целенаправленном действии и перенесение силы активности на внутреннее движение, составляет один из основных факторов, определяющих вегетативные нарушения при неврозах. Поэтому существенным моментом снятия напряженности и облегчения состояния является обращение событий – изменение внутреннего движения на внешнее, и достижению этой цели могут способствовать все разновидности двигательной нагрузки (о чем мы уже говорили в предыдущей лекции).

Свойственная страдающему неврозом подчеркнутая эмоциональность может привести к «бегству в болезнь», заменяющему разрешение конфликта. Уход в болезнь удобен в том смысле, что избавляет человека от необходимости принимать решения, переключая внимание на заботу о своем здоровье и снижая тем самым на время актуальность травмирующей ситуации.

В основе большинства неврозов обнаруживается внутренний конфликт, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травмирующая ситуация. Переживания становятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значимы, занимая центральное место в системе отношений личности к действительности.

Эмоциональный конфликт при заболевании неврозом по своей природе социален. Человек заболевает не потому, что он стал жертвой несправедливости, а потому, что проявленная по отношению к нему несправедливость (действительная или кажущаяся) нарушила его представления о справедливости, его веру в добро и зло, в смысл человеческого существования.

Громадное значение для психического и физического здоровья имеет эмоциональный климат на работе и дома. Настроение каждого во многом зависит от настроения окружающих, от их отношения, проявляющегося в словах, в мимике, в поступках. Общаясь с людьми, невольно «заражаешься» их оптимизмом или унынием. Наиболее очевидными проявлениями благоприятной атмосферы, способствующими продуктивности совместной деятельности людей, являются внимание, расположенность, симпатия человека к человеку.

Одной из причин напряжения может явиться и слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие определяется в этом случае тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывает информативную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к напряженности и стремлению к изоляции [313].

Стрессовые факторы могут действовать двояко: усиливать и ослаблять сплоченность группы, что проявляется в характере поведения ее в конфликтной ситуации. Взаимопомощь, забота о других в стрессовой ситуации способствует возникновению взаимной симпатии и росту сплоченности и солидарности группы. При усилении сплоченности группы даже возникший конфликт «замыкается на какой-нибудь внешний объект», например на любое лицо, не входящее в состав группы, а при ослаблении возникает конфликт между ее членами. В тех случаях, когда такой конфликт открыто не реализуется, повышается стремление к уединению любыми способами, в том числе принятием позы, позволяющей не встречаться взглядом. Эффективным средством снятия нагрузки в этом случае служит некоторая относительная изоляция – физическая или социальная.

Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечивает повышение эффективности деятельности человека. В то же время эмоциональное перенапряжение может привести к снижению трудоспособности человека. Йеркс и Додсон [425], установили, что зависимость продуктивности деятельности от уровня связанной с ней активации может быть описана и U-образной кривой. Из этого следует, что по мере увеличения эмоционального возбуждения продуктивность вначале растет быстро, а затем ее рост замедляется и начиная с некоторого критического уровня эмоциональное возбуждение уже ведет к падению уровня продуктивности – вначале медленному, затем резкому.

Указанная зависимость неоднократно подтверждалась в психологических исследованиях, и при этом было замечено, что чем сложнее и труднее деятельность, тем раньше наступает критическая точка спада продуктивности. В этом случае снижение работоспособности проявляется в постоянном чувстве усталости, вялости, несвежести, иногда и сонливости. Одновременно снижается способность к концентрации внимания, проявляются рассеянность и затруднения в запоминании. Если в этих условиях человек должен читать, то чтение может стать чисто механическим, без усвоения содержания прочитанного. Эмоциональная реакция перестает быть адекватной силе раздражителя: она слишком повышается при незначительной удаче и резко ухудшается при малейшей неудаче. Человек становится нетерпеливым и плохо переносит ожидание.

Для одних людей более характерна активная реакция на стресс, а для других – тормозная. При активной реакции мыслительные процессы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуации с выделением главных аспектов приложения усилий. Гиперактивная, импульсная реакция, порождая суетливость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности [196]. Тормозная реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повышению инерционности при выработке новых навыков или переучивании.

Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухудшению способности его переключения и распределения, тем самым оно затрудняет доступность сознанию полного объема значимой информации.

Не только недостаток информации ведет к эмоциональному перенапряжению, которое неблагоприятно сказывается на эффективности труда и состоянии здоровья человека, но и полная информированность, стереотипность ситуации, порождая чрезмерный автоматизм, привычность, монотонность, устраняя эмоции вообще, приводит к состоянию безразличия, скуки – тогда труд становится утомительным и его продуктивность падает. Следует иметь в виду, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже приводит к переутомлению.

Также следует иметь в виду, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным (головокружение от успехов), а плохой – еще более мрачным.

Только достаточная информированность позволяет правильно определить личную значимость события, поэтому эффективным средством сдержанности является предвидение. Чем большим объемом информации по волнующему вас вопросу вы владеете, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Отсюда следует, что всеми силами надо увеличивать объем сведений о волнующей вас проблеме. Информированность должна быть разноплановой. Полезно заранее подготовить отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех на генеральном направлении решения задачи. Запасные стратегии уменьшают страх получить неблагоприятное решение и тем способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

При некоторых обстоятельствах, когда продолжение усилий превращается в бессмысленные попытки «прошибить стену лбом», человеку полезно временно отказаться от усилий по немедленному достижению цели, смириться с неизбежным, осознать реальную ситуацию и свое поражение. Тогда он сможет сберечь силы для новой попытки при более благоприятной обстановке.

В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого» [372].

Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными. Их тщетность обусловлена тем, что из всей информации, сообщаемой волнующемуся собеседнику, он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только то, что соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию. Поэтому стремление успокоить человека, убеждая его, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, что предмет любви не заслуживает испытываемых к нему чувств, могут вызвать у него лишь обиду и представление, что его не понимают.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, следует помочь ему разрядить эмоцию. Не надо перебивать раздраженного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, «сорвется». Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность управлять им, направлять его, разъяснять ему что-либо.

Никто не застрахован от несчастных случаев, невосполнимых потерь, трудноразрешимых ситуаций. И здесь целесообразно не ограничиваться переживанием, не концентрироваться на нем, не уступать депрессии и безразличию, а действовать, искать выход, пробовать все новые и новые варианты.

Неблагоприятное воздействие моральных перегрузок усиливается при физических «недогрузках». Чем более напряженным был день, тем большую физическую нагрузку желательно дать себе по его окончании. Если уменьшение нервных нагрузок не всегда зависит от нас (хотя во многом и это дело управляемое), то физические нагрузки регулируются нами всецело, поэтому полезно, как учил И. П. Павлов, «страсть вогнать в мышцы» [230].

Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-либо. Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку: наколоть дров, пойти домой пешком и т. д. Например, при ожидании экзамена или очень важной встречи легче переносить внутреннее напряжение, если просто прохаживаться туда и обратно, чем сидя в полной неподвижности. Непроизвольное сокращение отдельных мышц (тик), возникающее у многих в момент волнения, является рефлекторно укрепившейся формой разрядки эмоционального напряжения. Как только человек начинает двигаться, волнение уменьшается. Тяжелую утрату ничем нельзя восполнить. Для того чтобы помочь человеку пережить ее, следует способствовать формированию у него новой доминанты. Новый доминантный центр возбуждения в коре головного мозга может подавить или хотя бы ослабить очаг возбуждения, связанный с психической травмой. Одна из важных особенностей доминантных процессов состоит в том, что при одновременном существовании двух доминантных очагов происходит взаимное ослабление их силы. Известны случаи, когда человек, у которого был невроз вследствие внутреннего конфликта, внезапно выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы или, узнав, что угроза нависла над близким ему человеком. Для управления своими чувствами и чувствами других людей целесообразно пользоваться обходными маневрами, самоотвлечением и переключением на другие цели. Так, переживание неудачи в личной жизни может быть ослаблено общественной работой, художественной или научной деятельностью. В основе переключения лежит активное создание новой доминанты, в результате ее усиления создается субъективная возможность отвлечения внимания.

В заключение лекции, а вместе с ней и всего Раздела «Психология конфликта», предлагаем выполнить несложные тесты, один из которых позволяет определить, насколько успешно вы умеете справляться со стрессом (тест № 26), а второй (тест № 27) – психоэмоциональное состояние относительно вашей толерантности (стрессоустойчивости). Итак, работая с вопросами первого теста, ответьте «да» или «нет».

1. Успеваете ли каждый день обедать?

2. Спите ли семь-восемь часов в сутки?

3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?

4. Есть ли у вас друг (подруга), готовый помочь в трудную минуту?

5. Занимаетесь ли регулярно спортом?

7. Любите ли спиртное?

8. Соответствует ли вес вашему росту?

9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие всех расходов?

10. Имеете ли твердые убеждения?

11. Регулярно ли ходите в кино и театр?

12. Много ли у вас знакомых и друзей?

13. Делитесь ли с ними наболевшими проблемами?

14. Сохраняете ли спокойствие во время ссоры?

15. Рассказываете ли о своих заботах соседям или коллегам по работе (учебе)?

16. Способны ли вы разбить что-либо, что попадется под «горячую» руку?

17. Находите ли время для отдыха?

18. Умеете ли рационально организовать свое время?

19. Пьете ли ежедневно крепкий чай или кофе?

20. Любите ли спать днем?

Работая со вторым тестом, в каждой из шести групп ответов выберите один (А, Б или В), который наиболее соответствует вашему поведению.

1. А. В работе, в отношениях с представителями противоположного пола, спортивных или азартных играх я не боюсь соперничества и проявляю агрессивность.

Б. Если в игре я теряю несколько очков и если представитель противоположного пола не реагирует должным образом на самые первые мои знаки внимания, то я сдаюсь и выхожу из игры.

В. Я избегаю какой бы то ни было конфронтации.

2. А. Я честолюбив и хочу многого достичь.

Б. Сижу и жду «у моря погоды».

В. Ищу предлог увильнуть от работы.

3. А. Люблю работать быстро, и часто не терпится поскорее закончить дело.

Б. Надеюсь, что кто-то будет меня «подстегивать».

В. Когда я прихожу домой, то думаю о том, что сегодня было на работе.

4. А. Я говорю быстро и громко. В беседе довольно категоричен и перебиваю других.

Б. Когда мне отвечают «нет», я реагирую совершенно спокойно.

В. Мне с трудом удается сдерживать свои чувства и тревоги.

5. А. Мне часто бывает скучно.

Б. Мне нравится ничего не делать.

В. Я действую, учитывая желания других людей, а не свои собственные.

6. А. Я быстро хожу, ем и пью.

Б. Если я забыл что-то сделать, меня это не беспокоит.

psy.wikireading.ru

Лекция 11 Стресс и его регуляция

1 Лекция 11 Стресс и его регуляция

2 Вопросы 1. Общие понятия. Стресс, адаптация, устойчивость. Триада Селье. 2. Обратимые и необратимые повреждения тканей и органов растения. Критические периоды воздействия стрессовых факторов на растения. 3. Стресс-белки белки.

3 Общие понятия. Стресс, адаптация, устойчивость. Триада Селье. Способность к защите от повреждающих и неблагоприятных факторов среды обязательное свойство любого, в том числе и растительного, организма. Ответные реакции, индуцируемые в организме внешними воздействиями, объединяют терминам «адаптационный синдром», а также широко распространившимся термином «стресс». В ответ на повреждающее действие фактора организм переходит в состояние стресса. Стресс это интегральный (лат. integer цельный, единый) неспецифический ответ растения на повреждающее действие, направленный на выживание организма за счет мобилизации и формирования защитных систем. Стресс (по Г.Селье) — совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых неблагоприятных и повреждающих факторов (стрессоров).

4 Классификация экологических факторов Абиотические факторы: физические (недостаточная или избыточная влажность, освещенность или температура, радиоактивное излучение, механическое воздействие) химические (соли, газы, ксенобиотики(пестициды, промышленные отходы) Биотические факторы: биологические а) фитогенные влияние растений-сообитателей как прямое (механические контакты, симбиоз, паразитизм, поселение эпифитов), так и косвенное (фитогенные изменения среды обитания для растений); б) зоогенные влияние животных (поедание, вытаптывание и прочие механические воздействия, опыление, а также косвенное влияние на среду). в) микробогенные факторы г) микогенные факторы Антропогенные факторы

5 Наиболее распространенные неблагоприятные для растений факторы засуха высокие и низкие температуры избыток воды и солей в почве недостаток кислорода присутствие в атмосфере вредных веществ ультрафиолетовая радиация ионы тяжелых металлов фитопатогены

6 Критические периоды воздействия стрессовых факторов на растения Наиболее устойчивы в покоящемся состоянии (в виде семян, луковиц, клубней) Наиболее чувствительны ювенильный период (молодой возраст) период появления всходов период формирования гамет цветение плодоношение

7 Концепция Ганса Селье Основные понятия и положения учения о стрессе разработаны (в приложении к медицине) в 1936 г. канадцем Г. Селье : адаптивная реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры) развивается по единому сценарию комплекс ответных реакций организма на стрессоры — «генерализованный адаптационный синдром», Г. Селье выделил 3 стадии (триады): 1) тревога и торможение большинства процессов (первичная индуктивная стрессовая реакция у растений); 2) адаптация, в течение которой организм приспосабливается к стрессору; 3) истощение, если адаптивный потенциал организма недостаточен для преодоления влияния стрессора

8 Амплитуда реакции положительный стимуляционный стресс Возбуждение Торможение эустресс I фаза тревоги Граница расплывчата; зависит от дозы воздействия и исходной устойчивости организма II фаза адаптации патологический стресс дистресс III фаза истощения На протяжении триады формируется неспецифическая резистентность (устойчивость), но при увеличении силы эффекта и исчерпании защитных «Триада» возможностей Селье организма наступает его гибель

9 Пути адаптации растений к стрессорам Пассивная адаптация Стрессор Активная адаптация Уход от воздействия -переход в состояние покоя -изоляция ТМ в стареющих органах, вакуолях -смещением сроков вегетации -поверхностная корневая системы при недостатке О 2 Торможение обмена веществ Приспособление к существованию в условиях стресса Метаболические приспособления Повышение t 0 С понижение t 0 С за счет транспирации (пассивная адаптация) и синтез БТШ (активная адаптация)

10 Устойчивость (стресс-толерантность) (лат. tolerantia терпение) конечный результат адаптации способность растения переносить действие неблагоприятных факторов и давать в таких условиях потомство способность растения сохранять относительное постоянство внутренней среды, т. е. гомеостаз, в определенном диапазоне внешних воздействий

11 Кросс-устойчивость (кросс-адаптация) приобретение устойчивости под воздействием одного из неблагоприятных факторов повышение устойчивости растительного организма к другим стрессовым воздействиям (предварительный тепловой шок защищает от последующего засоления, засухи, ТМ, УФ-радиации радиации)

12 Различные стрессоры, вызывающие водный дефицит

13 Протекторные функции белков, индуцируемых водным дефицитом Образующиеся белки поддерживают метаболизм и физиологические процессы в период потери клеткой воды и последующего восстановления оводненности в ходе осморегуляторного процесса

14 Синтез стрессовых белков В условиях водного дефицита активируется и синтез стрессовых белков, в том числе и белков, удерживающих воду и ионы. в клетках накапливается осмотин катионитный белок (содержание может составлять 12% от общего содержания белка) локализован в вакуолях и везикулах тонопласта в состав стрессовых белков входят также аквапорины каналы для поступающей воды, которые облегчают водный транспорт через мембраны в осмотически зависимых ситуациях у растений найдены два типа аквапоринов в плазматической и вакуолярной мембранах Изменение активности уже существующих в мембране водных каналов играет важную роль в регуляции водной проводимости мембран при стрессах. Одним из механизмов такой регуляции является фосфорилирование и дефосфорилирование аквапоринов. Фосфорилирование приводит к активации, а дефосфорилирование — к снижению активности водных каналов. синтезируются белки дегидрины семейства LEA при нормальном водоснабжении растений обычно синтезируются в зародышах на стадиях позднего эмбриогенеза, когда происходит естественное обезвоживание созревающих семян различные представители этого семейства белков взаимодействуют с клеточными структурами, предохраняя их от деградации при обезвоживании, связывают воду.

15 Lea-белки в подавляющем большинстве гидрофильны — цитоплазматическая локализация. многие обогащены аланином и глицином и лишены цистеина и триптофана. Lea-белки в соответствии с их аминокислотными последовательностями и структурой объединяют в 5 групп — специфические функции белков каждой группы. Lea-белки группы 1 характеризуются высоким содержанием заряженных аминокислот и глицина, что позволяет им эффективно связывать воду. Наличие Lea-белков этой группы в цитоплазме придает ей высокую водоудерживающую способность. Lea-белки группы 2 выполняют функции шаперонов. Образуя комплексы с другими белками, они предохраняют последние от повреждений в условиях дегидратации клетки. Lea-белки (группы 3 и 5) участвуют в связывании ионов, которые концентрируются в цитоплазме при потере клетками воды. Lea-белки группы 4 могут замещать воду в примембранной области и этим поддерживать структуру мембран при дегидратации.

16 При действии высоких температур индуцируется синтез стрессовых белков теплового шока (БТШ) один из основных элементов адаптации Впервые выявлены у дрозофилы, позже идентифицированы у животных (включая человека), микроорганизмов и растений.

17 Быстрый нагрев клеток или проростков растений до температуры 40 С подавление синтеза большинства белков и мрнк активация синтеза около БТШ Новые транскрипты БТШ — соответствующие мрнк, обнаруживаются уже через 3 5 мин после воздействия высоких температур (образование наблюдается также в естественных условиях при постепенном повышении температуры) Индукция синтеза белков теплового шока (БТШ) ТШ — тепловой шок, ТФ — трансфактор генов БТШ, РЭ — регуляторный элемент генов БТШ, включающий их экспрессию при ТШ; спирали — БТШ.

18 Белки аноксии Белки холодового ответа (COR-белки) Антифризные белки, криопротекторы (пониженная t 0 С) Фитохелатины Металлотионеины

docplayer.ru

16. 1. Понятие о стрессе.

Соображения практики выдвинули на одно из важных мест проблему напряжения, адаптации и перенапряжения, т.е. проблему стресса. Исследования В.Кеннона (1927, 1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем. Когда возникают новые условия, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. Новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психическими причинами

Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены канадским ученым Г.Селье (1950, 1960), который показал независимость процесса приспособления от характера раздражителя или нагрузки и дал определение стресса как неспецифической реакции организма, которая возникает под влиянием любых сильных воздействий (стрессоров) и сопровождается перестройкой защитных систем организма.

Несмотря на разнообразие стрессоров — травма, инфекция, переохлаждение, интоксикация, наркоз, уышечная нагрузка, сильные эмоции, и т.д. — все они приводят к однотипным изменениям в вилочковой, надпочечных железах, в лимфоузлах, составе крови и обмене веществ, т.е. воздействия (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они ведут к цепи однородных, однотипных изменений, которые обеспечивают адаптацию, и ведущим звеном в этой адаптации Г.Селье считал эндокринно- гуморальную систему.

Гипофиз -> аденокортикотропный, соматотропный или др. гормоны -» экскреция из коры надпочечников глкжокортикоидов и минералкортикоидов —> дополнительная мобилизация функциональных резервов организма.

Вообще, хотя стрессы — настоящий бич нашего времени, но исследования Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, т.к. играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психической и физиологической «поломкам» в организме.

16^ 2^Стадии стресса.

Стресс проявляется в виде общего адаптационного синдрома, который состоит из трех последовательных стадий (стадии тревоги, стадии сопротивления и стадии истощения):

I Стадия тревоги или «Алармп-стадия (немедленная мобилизация защитных сил). В сою очередь эта стадия

состоит из 2-х фаз: фазы шока и фазы противотока.

В начале сопротивление организма понижается, происходят негативные реакции, т.е. это первая фаза шока —> мышечная и артериальная гипотензия, гипотермия, гипогликемия, сгущение крови, повышение проницаемости капилляров, инволюция лимфоидной ткани, язвенные поражения желудка и 12-ти перегной кишки, отрицательный азотный баланс —» т.е. происходят процессы катаболизма, а затем включаются защитные механизмы, т.е. наступает вторая фаза «противотока» -» изменения в обратном направлении (повышается артериальное давление, повышается мышечный тонус, создаются глюкортикоиды в крови, усиливается секреция кортикотропина и кортикостероидов).

На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Это своего рода подготовка к следующему этапу, поэтому эта стадия иногда называется «предстартовой готовностью». Физически и психически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. В это время могут проходить заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии (хотя к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой). Это хорошо известный феномен (Великая отечественная война — больницы опустели, так как люди внутренне были мобилизованы. 1992-93г.г. -общество стрессировано чрезвычайно быстрыми социальными, экономическими, политическими переменами, в результате чего больницы опустели, так как люди вынуждены мобилизовать все имеющиеся адаптационные ресурсы, запас которых не безграничен, на выживание в сложных условиях). Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая стадия.

// стадия резистентности, или сопротивления, когда напряжением функций систем достигаетря приспособление организма в соответствии с новыми условиями. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует он себя вполне сносно, хотя уже без душевного подъема. Он как бы «вработался» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Однако иногда чувствуется накопившаяся усталость.

В этой фазе гипертрофируется корковое вещество надпочечных желез, активизируются анаболические процессы, усиливается гликогеногенез. Защитные реакции организма, которые обуславливают возможность жизни при стрессе, Селье назвал синтоксическими.

Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает

III стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, т.е. происходит общее падение возможностей организма и развитие патологии.

На этой стадии энергия исчерпана, функции защиты сломлены. Человек не имеет возможности защищаться. В отличие от первой стадии, когда стресс ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей фазы больше похоже на «призыв о помощи», который может прийти только извне (поддержка или устранение стрессора). Происходит истощение функциональных резервов, атрофия коркового вещества надпочечных желез, падение артериального давления, распад белковых веществ.

Т.о. можно сделать вывод, что исход стресса зависит, с одной стороны, от соотношения силы и длительности действия стрессора, с другой стороны от потенциальных возможностей защитных сил организма.

studfiles.net

Лекция бесплатна. К дискуссии приглашают всех желающих родителей.

Среди тем, которые обсудят участники лекции:

— Контрольные работы, экзамены, выбор колледжа, училища или университета, у старших детей – подготовка к ЕГЭ, собственно сам ЕГЭ и поступление в вузы. — Переживания из-за отношений со сверстниками, родителями и из-за семейных ситуаций в целом.

— Стрессовые ситуации разного уровня сложности или тяжести.

«Стресс – это не плохо! Навык реакции на это состояние – один из залогов успешности человека во взрослом состоянии. Я расскажу, как помочь воспитать у ребенка эту правильную реакцию, как использовать стрессовую энергию с пользой для вашего ребенка. И как отличить стресс от невроза, как не спутать два этих состояния тоже расскажу – это очень и очень важно», — рассказывает психолог, эксперт по партнерским программам Лиги здоровья нации Ирина Несивкина .

Также участники лекции поговорят о том, как питание помогает облегчить состояние ребенка во время эмоциональных и стрессовых нагрузок.

Эксперт по питанию, нутрициолог, руководитель информационного центра «Здоровые дети» Валерия Белова расскажет о том, какие продукты нужно включать в детский рацион обязательно, а какие исключить. Специалист поделится разработанной программой питания детей и подростков при стрессе и во время сложных эмоциональных периодов, примером меню и рецептами. Также Валерия Белова сообщит о необходимых витаминах и микроэлементах для нормализации состояния нервной системы детей, о том, из каких продуктов их брать, и когда нужны дополнительные источники витаминов и микроэлементов.

Родители могут посетить лекцию с детьми. Пока будет идти лекция, дети на свежем воздухе будут искать «ключ от будущего» в новом квесте от лингвистическо-приключенческого лагеря «Планета английского». В результате прохождения квеста они пополнят словарный запас на тему «отдых, хобби, каникулы» и закрепят знания в области английской грамматики. Мероприятие пройдет на улице, поэтому необходимо детей одеть по погоде.

Для регистрации на мероприятие нужно отправить имя и фамилию участника по почте: partner@ligazn.ru

Лекторий «Здоровые дети» проводится по инициативе Лиги здоровья нации компанией GreenEgo, информационным центром детского здоровья «Здоровые дети» при участии лингвистическо-приключенческого лагеря «Планета Английского».

workingmama.ru

Лекция что такое стресс

Из выступления Лууле Виилмы

Не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для тебя. Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе крайне необходимы.

На языке стрессов с человеком говорит его собственная жизнь. Поэтому изучение языка стрессов жизненно важно для каждого человека. Научившись понимать драгоценные сигналы, которые подает нам собственная жизнь самыми разными способами — болью, недомоганиями, дискомфортными ощущениями или эмоциями, — мы получаем возможность, усвоив урок, самостоятельно улучшать состояние души и тела. В жизни нет ничего случайного, ненужного, бесполезного.

Учась принимать жизнь во всех ее проявлениях, постепенно начинаешь понимать, что ничего не происходит во вред. Наоборот, каждое, на первый взгляд, плохое или даже трагическое событие приходит в нашу жизнь как учитель, которого мы привлекли сами. (далее…)

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПРОРЫВ. УПУЩЕННЫЕ ОСНОВЫ

(Лекция Алана Уолтера, сокращенная версия)

Эта лекция называется Окончательный Прорыв. Это означает возвращение к тому уровню бытия, где мы вновь, в полной мере станем самими собой. Это состояние “исполнения своей самости”, если это так можно назвать, сводится к тому, что Вы вновь становитесь Сверхсущество. Это уровень осознания, на котором Существо может полностью решить не только свой собственный кейс, но также и чей-то другой кейс — это и есть Сверх-существо.

Именно этим я и занимался последние тридцать пять лет: исследованием пути, который поможет человеку достичь этого состояния. За последние пять месяцев я совершил открытия огромной важности, которые, по сути, доказали, что предшествующие тридцать четыре с половиной года были проведены на ложном пути. …Это цена, которую пришлось заплатить. Это похоже на то, что вы пытаетесь доехать в какое-то место по какой-то дороге, и когда вы уже почти у цели, вдруг обнаруживается, что пройти там совершенно невозможно, и это нельзя было увидеть с того места, из которого вы отправлялись изначально. Поэтому приходится возвращаться назад и все начинать с нуля.

ПОСТИЖЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ

22 января 1993 г.

Заповедь — это правило или принцип, предписывающий определенный образ действий или манеру поведения.

Заповеди имеют огромное значение, потому что, воспринимая что-то, Вы обычно приходите к какому-нибудь заключению относительно этого. Именно так люди создают свои правила.

Таким образом, заповедь — это нечто, что человек создает после того, как воспринимает. Заповеди могут охватывать все: мечты, намерения, точки зрения, суждения, идеи, мысли и т. д. Однако заповеди обладают несколько большей силой управлять Вашей жизнью, чем все это, так как они служат основой для Ваших действий. Люди используют заповеди в качестве заменителя самих себя.

Заповедь — это то, на основании чего Вы принимаете решения; это команда, которая создает некое видение, настраивающее Ваш ум на то, чтобы смотреть каким-то определенным образом. Заповедь также предопределяет то, как вы будете воспринимать. Вначале Вы что-то воспринимаете, затем Вы накладываете на это свою заповедь, после чего Вы рассматриваете то, что Вы восприняли через призму заповеди.

00-01.ru

Опубликовано в рубрике Дети