Логопедический массаж ребенку с синдромом дауна

Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф

(с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей Баженовой.

(с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой. При перепечатке ссылка на sunchildren.narod.ru обязательна.

Как неоднократно упоминалось выше, обычно дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Однако им всегда есть что сказать. И им бывает очень обидно, когда они пытаются, пусть не очень внятно, выразить свои чувства и мысли, а их не понимают.

Проблемы с артикуляцией, мешающие другим понимать речь людей с синдромом Дауна, отмечаются практически у всех людей с этим диагнозом (свыше 95% опрошенных семей признали, что речь их детей бывает трудно понять). Ранее считалось, что это присуще синдрому Дауна и потому «не лечится». Сейчас доказано, что все логопедические проблемы, встречающиеся у людей с синдромом Дауна, также встречаются у людей с обычным кариотипом, а значит, наработаны методы преодоления этих трудностей.

У некоторых детей с синдромом Дауна такие проблемы заметны с самого начала и чаще всего связаны с врожденными пороками или особенностями развития (см. начало материала по книге Л.Кумин, часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Другие дети могут четко произносить отдельные слова и фразы из 1-2 слов, но, когда они начинают говорить более бегло и более развернуто, особенно рассказывать о чем-то, что их взволновало, понять их бывает сложнее.

Проблемы могут носить различный характер. Либби Кумин приводит четыре примера. Ребекка говорит быстро и «глотает» окончания слов, из-за чего не всегда ясно, что именно она имеет в виду. Джошуа говорит всегда очень тихо и так, как будто у него вечно заложен нос. Бен говорит медленно, заикается, путает звуки в словах и повторяет одно и то же слово по многу раз. Карен иногда произносит слова правильно, а иногда пропускает целые слоги в слове, переставляет местами звуки внутри слова, недоговаривает окончания.

Итак, нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):

— проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);

Анатомические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:

— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Физиологические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:

— низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;

— более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);

— распространенные среди детей с синдромом Дауна простудные заболевания, отиты, нередко приводящие к ухудшению слуха.

Особенности смешанные, анатомо-физиологические:

— увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, в сочетании с гипотонусом мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) – это приводит к тому, что ребенок постоянно говорит «в нос» или гнусаво;

— гипотонус, дыхание через рот (по разным причинам), относительно большой язык и относительно малая челюсть – дети с таким набором особенностей могут привыкнуть держать рот открытым, а язык – высунутым наружу, что отрицательно сказывается и на еде, и на артикуляции.

Некоторые родители выбирают пластическую хирургию и просят укоротить язык ребенка. Это действительно помогает ребенку впоследствии держать язык за зубами в буквальном смысле слова, но никак не помогает развитию речи. Дело в том, что решается анатомическая проблема, проблема строения, но не физиологическая проблема, проблема функционирования. Размер языка не имеет столь решающего значения, как сила мышц и мобильность языка. Итак, намного лучше и безопаснее заниматься с ребенком упражнениями, развивающими силу языка и губ: просить ребенка стискивать губы, трогать языком различные области во рту и снаружи. Разработаны различные комплексы артикуляционных упражнений вам в помощь.

Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, – это:

— дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;

— апраксия, состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.

(Иногда у детей с синдромом Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно.)

Кроме того, свою роль могут сыграть гипотонус мышц рта и вокруг рта, сложности, возникающие у ребенка с синдромом Дауна при восприятии речи на слух, и нарушения сенсорики внутри рта (гипер-, или повышенная, чувствительность либо гипо-, пониженная чувствительность).

Над гипотонусом мышц языка, губ, щек можно и нужно работать с помощью артикуляционного массажа и артикуляторных упражнений (см., например, ссылка несколькими строчками выше).

Играйте с ребенком у зеркала. Поощряйте его повторять за вами, например, следующие движения:

— посылайте воздушные поцелуи;

— улыбнитесь, а затем надуйте губы;

— проговаривайте долгие, напряженные гласные [ууу], [иии];

— широко откройте рот;

— плотно закройте рот;

— попробуйте изобразить, что дотрагиваетесь кончиком языка до кончика носа;

— оближите губы – можно обмазать губки ребенка чем-нибудь вкусным наподобие желе, чтобы его мотивировать;

Повторяйте эти упражнения без зеркала, ориентируясь на артикуляцию друг друга.

С более старшими детьми можно использовать те же упражнения, добавьте к ним в игровой форме следующие:

— удерживайте язык упертым в зубки на счет от 1 до 10;

— попеременно произносите напряженное [уу] и широко улыбайтесь (как если бы вы произносили [ии] – 10 раз;

— приоткройте рот совсем чуть-чуть, потом шире, шире, потом закройте;

— открывайте и закрывайте рот быстро, под счет;

— перемещайте язык с одного конца ротовой полости до другой и обратно;

— медленно и старательно оближите языком губы;

— дотроньтесь до щеки ребенка снаружи и попросите его прикоснуться к этому же месту щеки изнутри ротовой полости кончиком языка.

Не забывайте делать упражнения в игровой форме, можно награждать ребенка призом за каждый успех.

Выдувайте мыльные пузыри. У малыша не сразу это получится, но это неважно, главное – он будет стараться округлить и вытянуть губы.

Учите ребенка играть со свистками, это хорошо тренирует и дыхание, и мышцы губ. Если ребенок не может сомкнуть губы вокруг свистка, обвяжите вокруг этого участка свистка кусочек поролона. Используйте различные по форме свистки.

Играйте с различными духовыми музыкальными инструментами, например, с игрушечной флейтой, губной гармошкой.

С более старшими детьми можно поиграть в игру «Изобрази такую рожицу», используйте нарисованные рожицы мультяшек, карикатуры, сами корчите рожи, не забывая о различных положениях и движениях языка и губ.

Безусловно, неврологическое состояние ребенка не может не оказывать влияния на речь. Некоторые проблемы, например, не пропавшие вовремя рефлексы, — прерогатива врача-невролога. Если у ребенка наблюдается дизартрия, обычно у него отмечаются не только трудности с речью, но также и проблемы с глотанием и с жеванием.

Специальное лечение и практика позволяют ребенку научиться говорить более понятно.

У детей с дизартрией ошибки с речью всегда одни и те же. Если такой ребенок неправильно выговаривает какое-то слово, он обычно выговаривает его именно так, и не иначе.

У детей с апраксией ситуация противоположная. Главная проблема у них – с «программированием» речи, поэтому они могут переставлять звуки внутри слова; в одно время они могут произносить какое-то слово правильно, а в другое время – ошибаться. По исследованию Л.Кумин (1994), от 48% (младшие дети) до 72% (старшие дети) родителей детей с синдромом Дауна отмечали, что у их детей есть проблемы апраксического типа.

Для апраксии характерны следующие внешние признаки:

— ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят;

— непоследовательность ошибок в речи;

— ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных;

— ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может;

— проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова;

— ребенку труднее даются более длинные слова и фразы;

— отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно.

Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться.

Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы.

Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует.

В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать, например, «Привет, как дела?».

Если у ребенка отмечаются трудности с речью, не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»). Ребенок не капризничает и не упрямится, он действительно в состоянии сказать это правильно, и не нужно акцентировать внимание на негативном опыте, напротив, нужно давать ему позитивный опыт, мотивацию, повышать уверенность в себе.

Вы можете использовать для общения с вашим ребенком т.н. поддерживающую коммуникацию .

— фонологические процессы – ребенок не договаривает слово до конца, упрощает, произносит одни звуки вместо других; у обычных детей это проходит, по крайней мере, к 5 годам, у детей с синдромом Дауна может продолжаться намного дольше, с этим придется работать;

— скорость речи (слишком быстрая или слишком медленная речь);

— беглость речи (то есть нет ли в речи заикания и длительных пауз);

— ударение и интонационные конструкции.

Артикуляция – движения органов речи, необходимые для формирования звука. Органы речи – это язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы. Для отработки отдельных звуков придумайте, с чем у вас ассоциируется данный звук («ззз» — комарик, «ссс» — вода бежит из-под крана и так далее), и отрабатывайте их в игровой форме. Занимаясь отработкой какого-то звука, старайтесь подобрать как можно больше слов с этим звуком – но не абстрактно, а так, чтобы ребенок живо реагировал на них. Например, работая со звуком «п», приготовьте или закажите пиццу, купите попкорн…

У более старших детей с синдромом Дауна может хорошо получаться выговаривать отдельные слова, но могут возникнуть проблемы с многосложными словами или фразами из нескольких слов. При тренировке можно простукивать ритм фразы (четыре слова или слога – четыре хлопка), использовать барабан.

Характеристики голоса – это тембр, громкость, диапазон.

Что касается тембра, у детей с синдромом Дауна голос часто бывает хриплым или сиплым, что нередко обусловлено отоларингологическими проблемами (аденоиды, заложенность носа…). Покажите ребенка лор-врачу.

Громкость речи у детей с синдромом Дауна часто страдает, они говорят громче или тише, чем нужно. Иногда это связано с проблемами со слухом, ребенок просто не слышит собственного голоса. Иногда у ребенка не хватает дыхания на то, чтобы произносить все четко и громко. Наконец, ребенок может просто стесняться. В таком случае поможет практика. Как правило, никаких особых техник для работы над этим аспектом с детьми с синдромом Дауна не требуется, им помогают те же приемы, что при работе с обычными детьми. Попробуйте объяснить ребенку, что на футбольном поле кричать можно, а дома на кухне – нельзя. Попрактикуйтесь с различными ситуациями, заранее обсудите различные места (в школе, в церкви нельзя кричать). Обсудите, громко или тихо рычит лев в зоопарке, капает вода из крана, поют птицы. Обращайте на это внимание ребенка. Поиграйте с детьми в «глухой телефон» и подобные игры.

Резонанс – это понятие относится к тому, какой резонатор (нос или рот) мы используем для произнесения звука. Дети и взрослые с синдромом Дауна часто говорят «в нос». Это может быть связано с увеличенными аденоидами, частой заложенностью носа вследствие простуд или аллергий; эти проблемы поможет решить отоларинголог. Другие звучат несколько гнусаво. Это обычно обусловлено пониженным тонусом мышц. В этом случае могут помочь артикуляционные упражнения, логопед также может порекомендовать применение специальных устройств для тренировки нёба, языка.

Скорость речи. Дети с синдромом Дауна зачастую начинают говорить с нормальной скоростью, но, волнуясь, начинают тараторить, и то, что они говорят, ускользает от слушателя. Тренируйтесь с ребенком, пропевая фразы на различные мелодии, отстукивая ритм с помощью барабана. Обсудите с ребенком проблему, проиллюстрируйте различную скорость речи / движения с помощью рисунков (заяц и черепаха) или игрушек (катайте машинку с разной скоростью). Если ребенок еще не слишком велик, можете поиграть с ним, подкидывая его или укачивая на руках – быстро-быстро-быстро или мееееееееееееедлееееннно.

Как уже говорилось выше, проблемы с беглостью речи обычно сводятся к тому, нет ли в речи заикания и длительных пауз. Если это ваш случай, старайтесь не привлекать к проблеме повышенного внимания. Терпеливо ждите, пока ваш ребенок осилит слово или фразу, не договаривайте за него. Смотрите ему в глаза, показывайте, что вы внимательно его слушаете. В случае возникновения у ребенка подобных проблем вы должны обратиться к неврологу и к логопеду.

Над ударением и интонацией в речи особого ребенка также нужно работать. Вам помогут песенки, попевки. Обращайте внимание ребенка на то, что вопрос и утверждение звучат по-разному и разница заключается иногда только в интонационном рисунке («Ты пойдешь на футбол?» — «Ты пойдешь на футбол»). Потренируйтесь с ребенком, начиная с фраз из одного слова. Предложите ему сок, например: «Сок?». Пусть он согласится, скажет, что будет сок, одним словом: «Сок».

Детям с синдромом Дауна нелегко придерживаться какой-то одной темы, они в своих рассказах «скачут» с темы на тему.

Ребенку с синдромом Дауна трудно дается связная речь. Нужно учить его пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Понятность речи зависит от многих факторов: от того, насколько слушатель знаком с говорящим, насколько близка и понятна тема, насколько эмоционально к ней относится говорящий, как он себя чувствует, от того, насколько шумно в помещении, и так далее.

Иными словами, понятность речи зависит не только от речи говорящего, но и от слушателя, самого сообщения и от ситуации речи.

Старайтесь работать над понятностью речи в теплой обстановке, создавайте для ребенка положительную мотивацию. Например, если вы попросили ребенка сделать заказ в кафе, а официантка никак не может понять, что он пытается сказать, мягко помогите ребенку. Не заставляйте его чувствовать расстройство или унижение. Но не старайтесь перехватывать инициативу, пока ребенок еще хочет добиться успеха. Будьте терпеливы и настойчивы, но не забывайте показывать малышу, что вы его любите и цените.

Пользуйтесь специализированной литературой для логопедов и дефектологов. На материале русского языка написано огромное количество книг, некоторые из них доступны в Интернет, например, в библиотеке PedLib.

www.sunchildren.narod.ru

Логопедический массаж

Логопедический массаж – эффективная подготовка к постановке звуков

Ваш ребенок плохо произносит ряд звуков и никак не может исправить речь? Возможно, у него не до конца развиты мышцы речевого аппарата. Решить эту проблему позволит артикуляционный массаж.

Артикуляционный массаж нужен для того, чтобы подготовить мышцы речевого аппарата к постановке правильных звуков. Во время логопедического массажа происходит физическое стимулирование артикуляционных тканей, благодаря чему меняется состояние мышц, кровеносных сосудов, нервов. Это позволяет значительно ускорить результат дальнейших занятий по постановке звуков.

10 дней артикуляционного массажа приравниваются к 6 месяцам занятий с логопедом.

Кому показан логопедический массаж?

Центр развития «Логопед+» предоставляет услугу «логопедический массаж» в Минске и Бресте. Процедурой занимаются опытные специалисты, обеспечивающие реальный результат. Массаж необходим при следующих диагнозах:

  • Дислалия;
  • Алалия;
  • Дизартрия;
  • Стертая форма дизартрии;
  • Нарушении фонематического слуха;
  • Ринолалия;
  • Заикание;
  • Дефекты письменной речи, при дисграфии;
  • Другие случаи с нарушением тонуса мышечных тканей.
  • Результаты артикуляционного массажа

    Физическое воздействие в нужных точках, помогает нормализовать состояние речевого аппарата, а именно:

    • Улучшить тонус мимических и артикуляционных мышечных тканей;
    • Уменьшить проявление порезов или мышечного паралича речевого аппарата;
    • Научить ребенка эффективнее контролировать произвольные движения мышц, лучше воспринимать изменения положения тела в покое и в движении;
    • Расширить амплитуду движения речевого аппарата, нормализуя его состояние.
    • Виды артикуляционного массажа

      Существует несколько видов массажа речевого аппарата, выбор которого зависит от конкретного вида нарушения. Массаж отличается:

    • Целью: расслабляющий и укрепляющий массажи, основанные на схожих приемах;
    • Способом выполнения: ручной массаж и массаж с помощью шпателей, логопедических зондов и других приспособлений;

    Кроме того, необходимо помнить о противопоказаниях при проведении логопедического массажа: любые инфекции полости рта (герпесы, стоматиты, гингивиты) и соматические заболевания.

    Логопедический массаж в центре «Логопед+»

    В центре развития «Логопед+» предоставляется качественный логопедический массаж любого вида. Специалисты диагностируют нарушение и после этого назначают необходимый вид процедур.

    Массаж профессионалами – дефектологи и лингвисты специально прошедшие необходимые курсы.

    Обучение родителей – некоторые элементы массажа необходимо выполнять дома, поэтому специалист на месте демонстрирует родителям нужную технику.

    Приемлемая стоимость – мы предлагаем выгодную цену на логопедический массаж, зависящую от вида процедур и длительности сеанса.

    При правильной диагностике и подборе вида массажа ваш ребенок быстро избавиться от особенностей речевого нарушения.

    Заказывайте массаж в центре «Логопед+», чтобы помочь ребенку правильно развиваться.

    logopedplus.by

    игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

    Количество детей, страдающими тяжёлыми речевыми нарушениями, растёт с каждым годом. Увы, эта статистика ни для кого не секрет. Специалистов, готовых помочь таким детям, не так уж и много. Поэтому родители стараются сами овладеть определёнными методиками работы, приобрести необходимые навыки, чтобы реабилитировать своих детей в домашних условиях. Одним из таких необходимых навыков является, на мой взгляд, логопедический массаж. Он абсолютно незаменим при дизартрии ( ДЦП, синдром Дауна, минимальная мозговая дисфункция) и будет полезной процедурой при других, даже несложных, речевых нарушениях. При использовании массажа звукопроизношение нормализуется быстрее за счёт непосредственного воздействия на определённые участки артикуляционных органов. Активизируется и восстанавливается их деятельность, улучшается подвижность, нормализуется тонус, стимулируются кинестетические ощущения.

    В логопедии применяется массаж руками, вибромассаж (вибромассажёром, электрической зубной щёткой), зондовый массаж, точечный массаж.

    Массаж лицевой мускулатуры начинают проводить уже в возрасте 1 мес , если есть показания. К этому возрасту у ребёнка может нарастать тонус в артикуляционных мышцах, и им потребуется расслабление. Расслабить лицевую и губную мускулатуру можно методом разглаживания:

    1. от середины лба к вискам;
    2. от бровей к волосистой части головы;
    3. от линии лба вниз через всё лицо к шее;
    4. от мочек уха по щекам к крыльям носа;
    5. по верхней губе от угла рта к середине.

    Движения рук должны быть лёгкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Массаж необходимо проводить ежедневно, он должен занимать не более 3 мин. Каждое движение следует повторить 5-7 раз.

    Хочу порекомендовать родителям приём из своей логопедической практики. Во время массажа лица я пою «массажную» песню из репертуара С. И Е. Железновых. Под эту песенку на процедуру соглашаются даже самые несговорчивые дети. Движения рук я, конечно же, согласовываю со словами песни.

    Подмели метлищей— Стал двор чище.

    Поскребли лопаткой— Стал двор гладким.

    Снег собрали в кучу, Сделали кручу,

    И по круче сани Покатились сами.

    После этого проводится расслабление языка, для чего используется:

    1) точечный массаж в подчелюстной ямке (вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью)—в теч.15сек

    2) вибрация под углами челюсти (проводится двумя указательными пальцами обеих рук)—в теч. 15сек

    3) похлопывание, поглаживание, вибрация языка деревянным шпателем (шпатель накладывается на кончик языка)—15 сек

    4) нежное надавливание на язык стерильным бинтом до расслабления.

    Расслабление языка необходимо проводить трижды в день.

    1) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;

    2) поглаживание верхней и нижней губы к центру;

    3) постукивание губ;

    4) точечный массаж губ.

    После указанных движений, совершаемых на лице ребёнка, проводят расслабление мышц шеи. Для этого применяют пассивные повороты головы в обе стороны, покачивание её вперёд. При расслаблении шейной мускулатуры происходит и некоторое расслабление корня языка.

    Если же оральная мускулатура вялая, то приёмы массажа направлены на укрепление этой зоны. Для этого проводят поглаживание, растирание, глубокое разминание от центра к периферии (к ушам).

    Укрепление лицевой мускулатуры:

    1) поглаживание лба от середины к вискам;

    2) поглаживание щёк;

    3) разминание скуловой и щёчной мышцы.

    С каждым разом сила движений нарастает, но они не должны стать болезненными и вызывать у ребёнка отрицательные реакции. Выполняют 8-10 повторений 2-3 раза в день.

    Укрепление губной мускулатуры:

    1) поглаживание, растирание, разминание, вибрация от середины верхней губы к углам;

    2) поглаживание, растирание, разминание, вибрация от середины нижней губы к углам;

    3) поглаживание носогубных складок к крыльям носа;

    4) пощипывание губ.

    Повторять по 8-10 раз 2-3 раза в день. Для укрепления лицевой и губной мускулатуры эффективно используется вибромассажёр.

    Укрепление мышц языка с помощью деревянного шпателя:

    1) поглаживание от средней части к кончику (продольные мышцы);

    2) ритмичное надавливание на язык (вертикальные мышцы);

    3) поглаживание из стороны в сторону (поперечные мышцы).

    Кроме массажа деревянным шпателем, можно проводить разминание языка большим пальцем руки круговыми движениями по часовой стрелке, обхватив язык стерильным бинтом. Также применяются специальные массажные зонды (по Ф.А. Рау, по Л.С.Волковой). (Рис.) Родители могут приобрести комплект массажных зондов специально для своего ребёнка и содержать их в стерильности. Логопед обучит родителей проводить зондовый массаж языка. В наше время обучиться этому стало совсем просто: можно скачать обучающий видеоролик в интернете. Следует обращать внимание на то, как ваш ребёнок относится к прикосновениям металлического инструмента. Если вам удалось приучить ребёнка спокойно реагировать на эту процедуру или даже засыпать во время неё, смело продолжайте делать массаж дальше. Если же зондовый массаж вызывает резкие отрицательные реакции у вашего малыша, то необходимо взвесить, насколько необходимо такое «насилие». Даже в случае с ДЦП, когда без массажа никак не обойтись, разумнее будет заменить зондовый массаж на поглаживание и разминание языка пальцами рук, т.к. иногда дети отрицательно реагируют именно на прикосновение холодных металлических предметов. Массажными зондами можно воздействовать не только на язык, но и на мышцы лица, а также на руки.

    В настоящее время предлагается немало различных упражнений для тренировки мелких мышц кисти. Все знают о связи мелкой моторики руки и речевой функции. Двигательная зона руки в коре головного мозга находится рядом с двигательной речевой зоной. А поскольку между зонами коры головного мозга нет чётких границ, то развивая одну функцию, мы опосредованно действуем и на другую. Всем известная игра-потешка «Сорока-белобока»—это, пожалуй, первый массаж кисти малыша. Для массажа прекрасно подойдут сосновые и еловые шишки, а также мячики с шипами, которые можно приобрести в зоомагазине. Их уместно использовать под песенку С. и Е.Железновых :

    Катится колючий ёжик,

    Нет ни головы, ни ножек,

    Вверх по пальчикам бежит

    И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

    Мне щекотно, да-да-да,

    Уходи, колючий ёж,

    В тёмный лес, где ты живёшь…

    В эзотерических магазинах продаются пружинные колечки для пальчиков. Можно смело приобретать их и использовать в наших логопедических целях, массировать детские пальчики.

    Однако, сосредоточившись на тренировке кисти, и специалисты, и родители, забывают, что в работе руки большая нагрузка ложится на предплечье. Рука первоклассника с, казалось бы, развитой мелкой моторикой, быстро утомляется из-за ослабленных мышц предплечья. В случае ослабленной функции руки показан массаж мышц предплечья. Для этого Е.В.Новикова предлагает использовать логопедические зонды, а также подручные материалы, например, карандаш. (Рис.) Это снимет излишнее напряжение в руке, в результате чего улучшится почерк, увеличится скорость письма.

    Причиной плохого почерка может быть не только слабость мышц руки, но и так называемый писчий спазм, когда при нарушенном акте письма сохраняются возможности выполнять рукой другие действия. При целенаправленном коррекционном логопедическом воздействии писчий спазм постепенно сглаживается. Неоценимую помощь в избавлении от него оказывает массаж биологически активных точек—точечный массаж. Такой массаж необходимо проводить курсами. Воздействовать на точки следует успокаивающе—лёгкими касательными вращениями по часовой стрелке. (Рис.)

    Точечный массаж применяется также и в области лица. Его широко используют в практике ослабления гиперкинезов у детей с церебральным параличом. В основе такого логопедического массажа лежит перекрёстный точечный массаж, разработанный К.А.Семёновой. Массаж биологически активных точек возможно делать и вибромассажёром с применением соответствующей насадки.

    Нельзя не вспомнить и о массаже, применяемом при заикании. Расслабление мышц лица, шеи и плечевого пояса—неотъемлемая часть комплексного коррекционного воздействия, проводимого при заикании.

    Массаж—безусловно, полезная процедура. Но, хочу заметить, что уповать на него, как на волшебство, не стоит. Есть случаи, в которых логопедический массаж, если и не принесёт вреда, то и не сдвинет речь ребёнка с мёртвой точки. А в отдельных случаях он может даже и навредить. Поэтому, прежде чем приступать к массажу, проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом.

    www.logoped.kh.ua

    Почему рождаются дети с синдромом Дауна: причины, риски

    Может ли родиться ребенок с синдромом Дауна у относительно здоровых родителей, которые по всем правилам планировали беременность заранее? Медики утверждают, что это исключительно генетическая случайность. Причины рождения детей с синдромом Дауна удалось выделить только из статистики таких случаев в медицинской практике, теоретического анализа ученых-генетиков и истории генетических обследований «солнечных» деток. Почему рождаются дети с синдромом Дауна? Когда можно обнаружить аномалию? Есть ли способы профилактики синдрома?

    Почему рождаются дети с синдромом Дауна?

    С точки зрения физиологии патология появляется в ходе деления клеток после зачатия. Яйцеклетка начинает активно делиться, еще не продвигаясь по маточным трубам. К моменту прикрепления к полости матки (так называемой имплантации) она уже становится зародышем. Если у ребенка синдром Дауна, то это будет понятно практически сразу же после зачатия, но диагностировать генетическую патологию так рано еще невозможно.

    «Солнечные» детки появляются по той причине, что в генетическом материале матери или отца появляется одна лишняя хромосома. В большинстве случае (90%) 24 хромосому зародыш получает от матери, но случается (10%), что и от отца. В некоторых случаях (почти 6%) патология связана с наличием не целой лишней хромосомы, а лишь ее фрагментов.

    Именно так отвечают медики на вопрос о том, почему рождаются дети с синдромом Дауна. Причины и факторы, провоцирующие генетическую патологию, могут быть различны, а выше описан процесс лишь с физиологической точки зрения.

    Какой может быть «солнечная» болезнь?

    Различают несколько форм болезни Дауна. Трисомия – это случай, который встречается чаще всего. Трисомией называется патология, при которой одна из половых клеток родителей содержит лишнюю 24 хромосому (в норме ребенок получает 23 хромосомы от отца и столько же от матери). Сливаясь во второй клеткой, яйцеклетка или сперматозоид образуют гамету с 47 хромосомами вместе 46.

    Существует так называемый «семейный» синдром. В таком случае рождение «особенного» ребенка обусловлено тем, что в кариотипе одного из родителей есть так называемая робертсоновская транслокация. Так медики называют длинное плечо 21 хромосомы, что в процессе соединения и деления клеток становится причиной трисомии.

    Самая легкая форма «солнечной» болезни – мозаицизм. Генетическая патология развивается в эмбриональном периоде вследствие нерасхождения хромосом при делении клеток. При этом нарушение происходит только в отдельных органах или тканях, при трисомии же аномалию несут все клетки организма маленького человечка.

    Как влияет возраст матери на риск рождения ребенка с болезнью Дауна?

    Почему рождаются дети с синдромом Дауна? У медиков есть несколько мнений на этот счет. Самой распространенной причиной называют возраст будущей мамы. Чем старше мама, тем больше риск рождения малыша с какими-либо аномалиями. В возрасте двадцати пяти лет вероятность зачати неполноценного малыша составляет менее одной десятой доли процента, а к 40 годам она достигает пяти процентов. Согласно данным медицинской статистики, у 49-летних мам рождается один ребенок с синдромом Дауна на двенадцать случаев.

    В действительности же большинство (практически 80%) «солнечных» деток рождены у молодых мам в возрасте до 30 лет. Это происходит по той причине, что женщины в старшем возрасте обычно реже рожают. Так, причины появления деток с болезнью Дауна в этих случаях другие.

    Для мужчин риск зачать особенного ребенка увеличивается только после 42-45 лет. Как правило, это связано с возрастным снижением качества спермы. Еще на вероятность зачатия «солнечного» малыша влияют генетические аномалии в клетках как отца, так и матери. Некоторые из них являются не врожденным явлением, а возрастным изменением. Иногда встречаются случаи, когда в клетках супругов насчитывается сорок пять хромосом – тогда риск патологии возрастает.

    Какие генетические причины являются факторами риска?

    Риск рождения ребенка с синдромом Дауна выше, если в клетках родителей содержится похожая генетическая информация. Часто «солнечные» дети рождаются при близкородственных связях, но изредка случается, что похожий материал содержится в клетках родителей, никаким образом не состоящих в кровном родстве.

    Рождение ребенка с синдромом Дауна вероятно и при наличии в родословной генетических болезней, неблагоприятной наследственности и предрасположенности. Риск есть, если мать больна диабетом, эпилепсией или имеет неблагоприятный анамнез: были выкидыши в предыдущих беременностях, мертворождение или смерть ребенка в младенческом возрасте.

    Влияет ли образ жизни на риск рождения «солнечного» ребенка?

    Почему может родиться ребенок с синдромом Дауна? Медики утверждают, что образ жизни будущих родителей на это никак не влияет. Однако еще одним показанием более внимательного отношения к будущей маме на первом скриниге станет и факт длительной работы на вредном производстве. К сожалению, редко удается точно выяснить, что стало причиной зачатия «солнечного» малыша, так что статистику тут привести не получится.

    Кроме того, в некоторых случаях дети с синдромом Дауна (причины патологии мы изучаем на протяжении всей статьи) рождаются из-за аномалий развития беременности. Правда, это скорее можно причислить к генетическим причинам.

    Что такое нарушение фолатного цикла?

    Скорее всего, именно нарушение фолатного цикла являются причиной рождения деток с болезнью Дауна у молодых и относительно здоровых мам. Что подразумевается под этим словосочетанием, почему рождаются дети с синдромом Дауна? Причины могут заключаться в нарушениях усвоения фолиевой кислоты (она же – витамин В9).

    Врачи обязательно назначают прием фолиевой кислоты и тем, кто уже в положении, и тем, кто только планирует беременность. В9 выписывают не зря – недостаток элемента может вызвать не только синдром Дауна, при котором хромосомы не расходятся, но и другие патологии эмбрионального развития.

    Почему не усваивается витамин В9? За это отвечают три гена, которые еще называют генами фолатного цикла. Иногда они «работают не на полную мощность» и вместо 100% организмом усваивается в лучшем случае 30% фолиевой кислоты. Женщинам, у которых витамин усваивается не полностью, следует принимать фолиевую кислоту в увеличенной дозировке и чаще употреблять еду, обогащенную В9. Узнать, есть ли нарушения фолатного цикла можно, сделав генетический тест.

    Нехватку витамина В9 могут вызвать проблемы с пищеварением, которые нарушают процесс всасывания полезных веществ.

    Больше никаких исследований не проводили?

    Выше перечислены причины, почему дети с синдромом Дауна рождаются на свет. Но медицина не стоит на месте. Последние исследования позволяют выделить еще два фактора, которые теоретически могут оказывать влияние на вероятность рождения «солнечных» деток.

    Индийские ученые выяснили, что фактором риска может стать не только возраст самой матери, но и возраст бабушки по материнской линии. Чем старше была бабушка, когда рожала дочь, тем выше вероятность того, что та родит ей внука или внучку с болезнью Дауна. Риск повышается на 30% с каждым «упущенным» бабушкой годом после 30-35 лет.

    Еще одно предположение, высказанное учеными после недавних исследований вопроса, говорит о том, что на возникновение патологии может влиять повышенная солнечная активность. Так, по наблюдениям ученых-медиков и генетиков, часто зачатие таких деток происходило после всплеска активности солнца.

    Что говорят психологи и эзотерики о причинах рождения «солнечных» детей?

    Почему рождаются дети с синдромом Дауна? Парапсихологи отвечают на этот вопрос, ссылаясь на кармические долги. Они говорят, что в каждой семье должен появиться тот человек, который предназначен. И если родители очень ждали мальчика, а появилась девочка, то вполне вероятно, что у нее впоследствии родится малыш с болезнью Дауна. Если же во взрослом возрасте женщина решит сделать аборт, когда выяснится, что есть генетическая аномалия, то нездоровая карма перейдет другим детям, которые будут рождаться в этой семье.

    Кстати, по древней легенде, которую подтверждают и современные эзотерики, «солнечные» детки – это перерожденные души мудрецов и лекарей, которые в прошлой жизни отличались гордыней. За это их поместили в оболочку, которая вызывает у других людей настороженность, но взамен наделили глубоким миропониманием.

    Как диагностируется генетическое заболевание?

    Сегодня доступна ранняя диагностика патологии. На ранних сроках беременности используется метод УЗИ-диагностики и биохимический скрининг. Материалом для исследования служит оболочка зародыша или околоплодные воды. Последний метод является довольно-таки рискованным, есть вероятность повреждения плаценты (со всеми негативными последствиями) или самопроизвольного прерывания беременности. Именно поэтому анализ околоплодных вод и биопсия проводятся исключительно по показаниям.

    После рождения диагностировать патологию не составляет труда. Какими рождаются дети с синдромом Дауна? Такие малыши весят меньше обычного, разрез глаз у них монголоидный, переносица слишком плоская, а рот почти всегда приоткрыт. Часто «солнечные» дети имеют ряд сопутствующих заболеваний, но не всегда это психические отклонения.

    Как поступают родители, узнав что у ребенка генетическая болезнь?

    Синдром Дауна можно диагностировать на ранних сроках беременности, когда возможно прерывание практически без вреда здоровью будущей мамы. Именно так чаще всего и поступают женщины в России. Все-таки воспитание «солнечного» ребенка требует очень много сил, душевного равновесия, времени и денег. Таким малышам нужно намного больше родительского внимания и заботы, так что осуждать женщин, у которых диагностирована генетическая аномалия плода, нельзя.

    Более 90% женщин прерывали беременность, когда выяснялось, что у плода синдром Дауна. Около 84% новорожденных с такой генетической болезнью родители оставляют в роддомах, отказываясь от них. В большинстве случаев медицинский персонал это только поддерживает.

    А что в других странах?

    Европейские мамы делали аборт в 93% случаев, если врачи диагностировали генетическую патологию (данные 2002 года). Большинство семей (85%), в которых появляется «солнечный» малыш, отказываются от ребенка. Что показательно, в скандинавских странах нет ни одного случая отказа от таких деток, а в США более двухсот пятидесяти супружеских пар стоят в очереди на их усыновление.

    Кто оставляет особенного ребенка?

    Конечно, некоторые семьи оставляют ребенка. Известны дети знаменитостей с синдромом Дауна. Особенного малыша воспитывают Эвелина Бледанс, тренер футбольной сборной Испании Висенте дель Боске, Лолита Милявская (сначала врачи диагностировали синдром Дауна, но потом изменили диагноз на аутизм), дочь первого российского президента Татьяна Юмашева.

    «Солнечные» малыши развиваются медленнее, чем их сверстники. Они ниже ростом, отстают в физическом развитии, часто отличаются плохими зрением и слухом, имеют лишний вес, часто — врожденные пороки сердца. Есть мнение, что дети с патологией не способны к обучению, но это не так. Если регулярно заниматься с таким малышом и уделять ему внимание, то он вполне сможет ухаживать за собой и даже выполнять более сложные действия.

    Как лечат и адаптируют к обществу детей с синдромом?

    Полностью вылечить генетическую аномалию невозможно, но регулярно медицинское наблюдение и систематические занятия по специальным программам помогут «солнечному» малышу приобрести элементарные навыки ухода за собой и даже впоследствии получить профессию, а затем и создать собственную семью.

    Занятия с детьми-даунами можно проводить и дома, и в специальных реабилитационных центрах, в детских садах и школах. Нужно прививать ребенку навыки самообслуживания, обучать письму, счету, развивать память и восприятие, социально адаптировать. Полезны «солнечным» деткам логопедический массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие моторики, развивающие игры, физиотерапия, анималотерапия. Также нужно проводить лечение сопутствующих патологий.

    Существуют ли методы профилактики синдрома Дауна?

    Чтобы предупредить риск развития болезни Дауна, необходимо еще во время планирования беременности пройти обследование у медицинских специалистов. Желательно сделать генетический тест, чтобы определить, есть ли нарушения в усвояемости фолиевой кислоты, посетить гастроэнтеролога, если есть подозрение на недостаточное всасывание витаминов и полезных веществ.

    Заблаговременно стоит начать принимать витамин В9 и поливитамины для беременных. Желательно разнообразить свой рацион, насытив его всеми необходимыми полезными веществами. При поздней беременности нужно проходить регулярное медицинское обследование и внимательнее относиться к своему новому состоянию.

    www.syl.ru

    Особенности логопедической помощи детям с синдромом Дауна в ранних этапах

    Из опыта работы учителя-логопеда МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 000» г. Перми Хариной Альфии Салимзяновны

    в ранних этапах

    Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И совершенно очевидно, что ни одно практическое руководство зарубежных специалистов помочь в данном случае не может, ибо обучение языку невозможно без учета его конкретной специфики.

    Обладание элементарными навыками разговорной речи у данных детей запаздывает. Довольно часто люди с синдромом Дауна не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена, что мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире, больше узнать о нем.

    Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Ребенку с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики. Он долго не дифференцирует звуки окружающей речи, плохо усваивает новые слова и словосочетания. Фразовая речь может появиться как 6-7 годам, так и 10-12 годам.

    Взрослые, ясно представляющие себе, что включает в себя понятие «общение», отслеживающие каждый шажок ребенка и готовые к следующему шагу, могут оказать малышу колоссальную помощь.

    Оценка уровня развития малыша — это самый первый шаг, который необходим для него, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно его следует учить.

    В этом вопросе родителям и педагогам может помочь программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (Сидней) и программа «Обучение через игру» разработанный Санкт — Петербургским институтом раннего вмешательства.

    Не стоит забывать, что новые знания, ребенок с синдромом Дауна, усваивает крайне медленно, в результате многократных повторений. И только правильно составленная программа даст малышу возможности быстро добиться успехов.

    Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы, а недооценка — к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности.

    Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

    Дети различают звуки с самого раннего возраста, и в первые месяцы жизни ребенка взрослому важно четко повторять различные слоги долго протягивая гласные звуки. Это является основой для речевого развития на более поздних стадиях, поэтому необходимо стимулировать у них слушание речевых и неречевых звуков, а в дальнейшем фокусировать их внимание на различных источниках звуков.

    Нужно играть со звуками — длинными и короткими, громкими и тихими, привычными и непривычными. Играть с «мелодиями» и вариациями тона голоса, когда общаемся с малышом. Стараться, чтобы выражение лица и поза соответствовали тону.

    И еще одно условие: с ребенком надо разговаривать о том, что находится в кругу его внимания. Во время кормления можно привлечь его внимание к чашке, ложке, тарелке. С детьми надо говорить только о том, что они сами видят, чем заняты. Помимо всего прочего, необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чем-то, чтобы желания не предупреждались прежде, чем дети успеют выразить их жестом или «словом». Каждый член семьи должен следить за своей речью, за правильностью и четкостью звукопроизношения, за ритмом и темпом речи. Не стоит непрерывно говорить с ребенком — это может его утомить.

    Очень важно использовать жесты, мимику, эмоции в общении с ребенком. Эмоциональное общение оказывает влияние на формирование всех сторон психики ребенка. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему.

    Уже в раннем возрасте необходимо развивать слуховое внимание. Начиная с 7-8 месяцев, ребенок может определить направление звука — колокольчика, дудочки, погремушки.

    Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить, какая ему больше нравится. Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.

    После шести месяцев нужно заняться артикуляционной моторикой: необходимо проводить пассивно-активную гимнастику мимических мышц и артикуляционного аппарата и пассивно-активную гимнастику на дистальные отделы, логопедический массаж. В работе можно использовать ручной вибратор, резиновый массажер, зубную щетку, массажную щетку для «пробуждающего» давления язычка.

    В работе с детьми используют следующие виды логопедического массажа: 1.Классический.

    2.По биологически активным точкам.

    3.С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.

    Логопедический массаж лучше проводить курсами. Количество сеансов зависит от степени выраженного дефекта.

    В работе с детьми до 1,5 лет на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Детей учим понимать слова, обозначающие людей, предметы и элементарные действия, а также понимать простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит понимать их и выполнять.

    Учиться разговорной речи ребенок может где угодно. В любом случае — планируем мы свои уроки, или нет — занятия, должны проводиться на фоне повседневной деятельности или в процессе игры. Научиться, говорить можно только, разговаривая. Все попытки заставить ребенка говорить ни к чему не приводят. Может пройти много времени, прежде чем малыш скажет свои первые даже не короткие слова, а кусочки слов, их фрагменты.

    Невозможно представить себе, как можно растить и обучать ребенка без книг. При обучении ребенка с синдромом Дауна, работа над книгой приобретает совершенно особое значение и занимает в этом процессе особое место. Многократное, от книги к книге, повторение одних и тех же слов позволит ребенку уже на первых порах освоить достаточно обширное их количество и, отрабатывая правильное произношение, закреплять его.

    Его первые книжки — это книжки-раскладушки, в них почти нет текста, зато картинки во всю страницу — крупные, яркие, привлекающие внимание малыша. Иногда лучше начать не с книг, а с карточек. Утром и вечером называть изображенный предмет. Постоянно дополнять рисунок деталями — у дома появляются окна, затем дверь, труба.

    Очень полезно дать ребенку некую отмычку, хорошо усвоенное слово-ключ, к которому прибавляем новые слова — они плотно примыкают к нему, составляя таким образом маленькую цепочку. Затем слово-ключ можно опускать.

    Необходимо вводить в разговор неоконченные предложения. Недоговаривая последнее слово фразы, мы даем ребенку понять, что чего-то от него ждем. Шевеля губами, проговаривать слово про себя, или произносить первый звук этого слова.

    Эти приемы хорошо срабатывают в тех случаях, когда ребенок пытается вспомнить слово или фразу и смотрит на нас, ища помощи. Если ребенок не отвечает на ваш вопрос, то можно попытаться ему помочь. Если он прореагирует на такую подсказку, нужно задать первый вопрос и дать ему шанс употребить нужное слово или фразу без помощи взрослого.

    Дальнейшая работа над развитием речи включает употребление глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т. д. Как можно раньше следует приступить к усвоению лексики. Работа с книгой поможет нам организовать работу над развитием речи, позволит, опираясь на зрительное восприятие, затрагивать огромное количество разнообразных тем и сюжетов, включая в себя расширение словаря — и, соответственно этому, постоянную коррекцию произношения каждого нового слова.

    Ребенок с синдромом Дауна не отвечает на вопрос не потому, что в голове у него пустота. Наоборот, он перегружен беспорядочной информацией, неорганизованной и бессистемной, его мозг не в состоянии самостоятельно ее обработать.

    Ребенка с синдромом Дауна мы обучаем говорить приблизительно так, как учат иностранному языку взрослого человека. Начиная с малого, переходя все более сложному, и переход должен быть очень последовательным и постепенным.

    Если обучение речи начинается достаточно рано, до того как с большим опозданием ребенок начинает говорить самостоятельно, то процессы психофизического и речевого развития проходят более или менее параллельно, а лучше сказать — они будут взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Обнаружив отставание у ребенка, не стоит опускать руки. Просто, нужно настроиться на медленный, постоянный процесс. Если поставить перед собой слишком большие задачи, можно легко разочароваться. Нужно начать с той ступеньки, на которой в данный момент находится ребенок, и постараться каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед.

    Большинство детей, в том числе, дети с серьезными отклонениями в умственном развитии, могут научиться говорить. В тех редких случаях, когда это оказывается невозможным, детей учат языку жестов и знаков.

    Вырастить из ребенка с болезнью Дауна трудолюбивого, разумного, пытливого, организованного человека — задача непростая. Это не совсем обычный ребенок, и, традиционные методы обучения здесь не вполне приемлемы, приходится прокладывать новые, никем еще не пройденные пути. Но главное, ребенка необходимо научить языку общения. Общение — это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать, понимать, соблюдать очередность в разговоре, подражать и умение завязывать беседу. Речь может быть использована для удовлетворения многих потребностей. С помощью речи ребенок может выразить свои желания, попросить о помощи и повлиять на события, происходящие вокруг него.

    Для того чтобы научиться общаться с людьми так, как принято в обществе, ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад, школу. Право детей с синдромом Дауна на максимальную социальную адаптацию есть, и посещение детских садов и школ в России закреплено законодательно.

    Ребенка с синдромом Дауна можно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых неожиданных результатов.

    www.pandia.ru