Логопедического обследования при заикании

Обследование при заикании

Эффективность коррекции любого патологического состояния зависит, в первую очередь, от грамотной диагностики. И заикание — не исключение. Прежде, чем начинать лечение детей или взрослых, специалисты должны как можно больше узнать о состоянии будущих пациентов во время обследования.

В речевом центре «Арлилия» при заикании практикуют комплексное обследование, которое осуществляется с участием врачей различных специальностей: логопеда, невропатолога, психолога, педиатра и других. Такой подход позволяет максимально точно диагностировать причину и выяснить стадию его развития.

Начинается обследование с предварительного знакомства с пациентом. Задача специалиста на этом этапе — создать комфортную обстановку, в которой заикающиеся будут спокойно себя чувствовать и смогут рассказать об особенностях своего состояния.

Сбор данных о симптоматике заболевания

Специалист выясняет анкетные данные пациента и получает первичную информацию о заикании, в частности:

  • как проявляется;
  • когда возникло;
  • что могло послужить причиной (испуг, аффект, гнев, травма головы, перенесенное тяжелое заболевание и т.д.);
  • какие обстоятельства предшествовали появлению нарушений речи;
  • какие методы лечения были испробованы (в том числе, домашние).
  • Изучение личностных особенностей пациента

    В речевом центре к проблеме заикания подходят комплексно, не только корректируя речевую моторику, но и формируя устойчивое состояние личности. Такая методика позволяет полностью избавиться от нарушений речи, избежать возможных рецидивов заболевания, а также побороть комплексы, убрать страх перед общением и выступлением на публике. Именно поэтому обследование заикающихся детей, подростков или взрослых не обходится без исследования их личности.

    • как пациент относится к своему недугу;
    • каким образом он позиционирует себя в обществе;
    • как относятся к нарушениям речи родители заикающегося ребенка, помогают ли они ему бороться с патологией;
    • как складываются взаимоотношения больного в семье и коллективе.
    • Кроме того, для полноценного обследования детей с заиканием необходимо выяснить, каким образом протекала беременность матери, как прошли роды, какие проблемы их сопровождали. Страдают ли такой болезнью родители малыша.

      Цель этого этапа — исследовать состояние речи и моторики пациента. Специалист выявляет особенности проявления заикания, отслеживает дополнительные моторно-речевые нарушения, которые его сопровождают.

      В результате комплексного обследования специалисты речевого центра «Арлилия» получают полное представление о физиологическом и психологическом проявлении заикания у каждого пациента. Это позволяет выбрать оптимальный путь лечения, которое осуществляют высококвалифицированные специалисты с огромным опытом. Они помогли сотням детей и взрослых избавиться от недуга и вернуться к нормальной жизни.

      Грамотно проведенное обследование заикающихся дошкольников, подростков или взрослых, занятия с заикающимися детьми по проверенной авторской методике профессора Л.З. Арутюнян и тщательное соблюдение рекомендаций специалистов приводят к безоговорочной победе над нарушениями речи.

      www.arlilia.ru

      Логопедического обследования при заикании

      Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

      Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования.

      Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Логопед обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику. Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию. Эта документация может содержать данные состояния интеллекта, слуха, зрения (заключения специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога и др.). Кроме этого, документация может включать характеристики, составленные воспитателем, учителем, психологом и другими специалистами.

      Обследование обычно состоит из двух этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния речи и моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося.

      Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу.

      Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния — так называемого “речевого статуса”. Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося. Рубрификация отдельных аспектов обследования является в определенной мере условной

      Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой:

      Фамилия, имя, отчество обследуемого.

      Дата рождения (год, месяц, число).

      Домашний адрес, телефон.

      Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого.

      Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы.

      Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися).

      А. Сбор анамнестических сведений

      Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.

      — Наличие алкоголизма у родителей.

      — Нервно-психические заболевания родителей.

      — Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.

      — Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.

      — Заикание у родителей.

      — Заикание у сестер и братьев.

      — Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.

      — Характерологические особенности отца и матери.

      — Обстановка в семье.

      Беременность и роды у матери

      — От какой беременности родился обследуемый (ая).

      — Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери.

      — Особенности внутриутробного развития.

      — Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности;

      другие заболевания и вредности.

      — Особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.).

      — Особенности течения послеродового периода (закричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, родовые травмы).

      — Приложен к груди (сразу; на. сутки).

      — На грудном (искусственном) вскармливании до.

      Период до 1-го года

      — Формирование навыка опрятности.

      Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.

      Период дошкольного возраста

      — Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

      — Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.

      — Адаптация в дет. яслях, дет. саду.

      — Основные черты характера (спокойный — возбужденный, подвижный — замедленный, уравновешенный — капризный и т.д.).

      — Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).

      — Время появления гуления и лепета. . — Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).

      — Время появления первых слов.

      — Время появления простой фразы.

      — Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.

      — Наличие и выраженность итераций.

      Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).

      Условия воспитания ребенка

      — Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).

      — Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией;

      при наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении.

      — Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме).

      Культурно-бытовые условия в семье.

      — Возраст, в котором появилось заикание.

      — Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).

      — Наличие периода мутизма.

      — Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

      — В каких условиях облегчается — ухудшается речь.

      — Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).

      — Отношение ребенка к своему речевому дефекту.

      — Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования — детский сад, школа). — Продолжительность и результативность лечения и обучения.

      Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

      — Имеют ли место частые конфликты в семье — чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость,

      неровность в обращении с ребенком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.).

      — Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.).

      Для детей дошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

      — Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка.

      — Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).

      — Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.

      — Уровень развития игровой деятельности ребенка.

      — Склонность ребенка к определенным играм.

      — Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.

      — Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.

      — Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

      — Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).

      Для детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

      — Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу.

      — Адаптация в школе.

      — Как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т.п.). Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком.

      — Характер контактов со сверстниками.

      — Характер взаимоотношений с родителями.

      — Наличие “трудных” звуков и страха перед речью.

      Для взрослых заикающихся

      в анамнестические сведения включаются дополнительно следующие пункты:

      — Наличие логофобии и возраст, в котором она появилась.

      — Какие меры принимались для коррекции заикания.

      — Какие приемы использовались в целях уменьшения речевых судорог и страха речи.

      Б. Анализ заключения специалистов

      Анализируются состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога)

      Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.

      В. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка

      Анализируются общее развитие ребенка, особенности деятельности.

      Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.

      Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям;

      добросовестно или нет выполняет задания логопеда и

      воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам “Программы воспитания в детском саду” (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чем они проявляются).

      Характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.

      —повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость.

      — особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.).

      Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.

      Характерологические особенности ребенка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).

      Состояние психических функций:

      — особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);

      — характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);

      — особенности памяти: скорость и объем запоминания, точность воспроизведения;

      — особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.). Для учащихся младших классов обязательно учитывается успеваемость, предпочтение тех или иных предметов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках.

      Психолого-педагогическая характеристика подростка и взрослого составляется с участием психолога и/ или психиатра. Это связано с тем, что хроническое течение заикания существенно меняет условия формирования личности.

      Г. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики

      Процедура обследования общих произвольных движений у детей дошкольного возраста

      I. Статическая координация

      Определяется возможность удержания заданной позы:

      а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

      б) стоять на “цыпочках”.

      Отмечается: удержание позы, схождение с места, балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

      2. Динамическая координация

      а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.

      б) определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свободно; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться двумя ногами; прыжок не удается.

      3. Одновременность движений

      а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички);

      ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются;

      б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;

      маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одновременно; движения не всегда одновременны; одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

      Процедура обследования тонких движений пальцев рук

      Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) загнуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;

      3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, “пальчики здороваются”; 4) застегивание и расстегивание пуговицы, завязывание шнурков.

      Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполнение; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.

      Процедура обследования произвольных мимических движений

      Определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб:

      а) поднять брови (“удивиться”);

      б) прищурить глаза (“яркое солнце”);

      в) сморщить нос (“кислый лимон”);

      г) улыбнуться (“веселый клоун”);

      д) надуть щеки “толстый помидор”);

      е) выпятить губы (“имитация свиста”).

      Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная;

      недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

      Процедура обследования артикуляционной моторики

      Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих артикуляционных поз под счет логопеда до 10:

      а) удержание губ в позе “улыбка” (как при звуке “и”);

      б) удержание губ в позе “овал” (как при звуке “о”); в) удержание губ в позе “трубочка” (как при звуке “у”); г) удержание языка в позе “лопаточка”; д) удержание языка в позе “иголочка”; е) удержание языка в позе “парус”; ж) переключение движений губ (“улыбка” — “трубочка”); з) касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта (“часы”); и) касание кончиком языка у верхних и нижних зубов (“качели”); к) пощелкать языком (“лошадки”).

      Отмечается: удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объеме; движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незначительно; отсутствие удержания позы, выраженные изменения объема, точности и переключаемости артикуляционных движений.

      Д. Обследование речевой функции

      1. Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология — указать какая).

      2. Характеристика движений органов артикуляции. (Характеристика пишется на основе исследования артикуляционной моторики, см. пункт “Г”.)

      3. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематического слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова.

      4. Лексический строй речи — количественная и качественная характеристики словаря.

      5. Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи).

      6. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи.

      7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно (или уловочно); замедлен значительно; неровный).

      8. Голос (громкий; тихий; модулированный; немодулированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.).

      9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмичное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное; напряженное и пр.).

      10. Выраженность заикания в различных видах речи:

      1) в сопряженной речи;

      2) в отраженной речи;

      3) в шепотной речи;

      4) в автоматизированных рядах;

      5) при чтении стихов;

      6) при чтении прозы;

      7) в вопросно-ответной речи;

      8) в рассказе по заданной теме;

      9) при пересказе прочитанного;

      10) в спонтанной речи.

      11. Тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные.

      12. Локализация судорог:

      — дыхательные: инспираторные; экспираторные;

      — голосовые: вокальные; смыкательные голосовые;

      дрожащий гортанный спазм;

      — артикуляционные: губные; язычные; судороги небной занавески.

      — сложные лицевые судороги.

      13. Наличие трудных звуков (звукофобия).

      14. Наличие эмоционально значимых речевых ситуаций (подробно перечислить данные ситуации).

      15. Наличие речевых уловок: (замены слов; перестановки слов; эмболофразии; произвольное ограничение речевого общения).

      16. Наличие насильственных содружественных движений и их характер.

      17. Субъективные ощущения, испытываемые заикающимся в момент речевых затруднений: напряжение в губах; напряжение в языке; напряжение в подбородке; напряжение в горле; напряжение в груди; напряжение в области диафрагмы; общее мышечное напряжение; скованность; трудности дыхания и т.п. (Эти данные выясняются только у подростков и взрослых.)

      18. Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация).

      19. Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль; переключение внимания, сочетание речи с движением.

      20. Реакция на помощь собеседника: положительная;

      21. Отношение к речевому дефекту: адекватное; неадекватное; сверхценное.

      22. Наличие страха речи: избирательно ситуационный; генерализованный и пр.

      23. Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность.

      24. Влияние эмоционального состояния на проявление заикания.

      25. Течение заикания: прогредиентное; регредиентное; стационарное; волнообразное.

      26. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи.

      27. Определение степени выраженности речевых судорог: легкая степень; средне-легкая; заикание средней степени тяжести; средне-тяжелая степень заикания; тяжелая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания.

      Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.

      В заключении логопед отражает:

      — наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);

      — особенности речевого и моторного онтогенеза;

      — значение психогении в возникновении заикания;

      — возраст появления заикания;

      — тип и локализация судорог;

      — зависимость проявления судорог от эмоционального состояния;

      — наличие страха речи;

      — наличие других дефектов речи.

      Таким образом, логопед имеет возможность квалифицировать клиническую форму заикания: невротическую, неврозоподобную, смешанную.

      Пример 1 Ф.И.0. 2 года 8 мес.

      Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматической сторон речи соответствует возрасту. Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.

      Пример 2 Ф.И.0,4 года 1 мес.

      В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического поражения ЦНС. Заикание появилось постепенно на фоне некоторой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заикание тоно-клонического типа, дыхательно-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозоподобная форма заикания.

      pedlib.ru

      Обследование детей с заиканием

      Заикание у детей — это форма речевой патологии, основу которой составляет нарушение вербальной коммуникации. Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследование с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

      Первый этап включает изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации.

      Выявленные при изучении анамнеза различные отрицательные факторы натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного исследования этиологии и патогенеза заикания. Наряду с традиционными данными в анамнез включаются сведения о наличии заикания у родителей или других близких родственников.

      Изучение психолого-педагогической документации дополняет анамнестические данные и позволяет выявить следующие особенности воспитания и психологических проявлений у заикающегося ребенка:

      • отношение к нему взрослых;
      • помощь в формировании правильной речи;
      • время возникновения заикания, его первые внешние признаки;
      • особенности проявления заикания в зависимости от обстановки;
      • отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;
      • оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было рекомендовано и каковы результаты.
      • Второй этап — исследование самого заикающегося ребенка.

        После уточнения сведений о ребенке, об истории возникновения и особенностях протекания у него заикания обследуются собственно речь заикающегося и внеречевые процессы, оказывающие непосредственное влияние на его речевую деятельность.

        Проводится исследование общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной деятельности, особенностей личности заикающегося. Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении, в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

        Материалом для исследования собственно речи детей являются картинки, детские книги, игрушки.

        Задачи речевого обследования заикающегося заключаются в том, чтобы определить:

        • место возникновения и форму речевых судорог;
        • частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
        • сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;
        • отношение заикающегося к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.
        • Место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тонические, смешанные) определяются на слух или зрительно.

          Частота судорог представляет для логопеда особый интерес, так как позволяет судить о сохранных участках речи. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости частоты судорог от разной степени самостоятельности речи.

          С целью изучения речевого поведения и речевых судорог используются следующие приемы:

          • составление рассказа или описание содержания картинки;
          • пересказ прослушанного текста;
          • сопряженное и отраженное повторение простых и сложных фраз;
          • рассказ стихотворения или ритмизированной прозы.
          • Для выяснения зависимости речевых судорог от уровня громкости речи обследуемому предлагается говорить тихо, громко, шепотом.

            При обследовании заикающегося ребенка необходимо обращать внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения.

            В ходе всего обследования отмечаются психологические особенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружающими, оценка собственной речи, в частности болезненное фиксирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, речевое поведение при обследовании.

            Полученная в процессе обследования информация обобщается в логопедическом заключении, в котором учитываются:

            • форма судорог (тонические, клонические, смешанные);
            • вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, смешанные);
            • степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);
            • темп речи (замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);
            • сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи);
            • состояние моторной функции;
            • наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, реакция на эмоционально-значимую ситуацию.
            • Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, индивидуально-психологические особенности заикающегося ребенка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.

              Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), а также различить разные формы заикания. Данные комплексного изучения заикающегося ребенка позволяют установить природу заикания.

              Контрольные вопросы

              1. Какова цель логопедического обследования?
              2. Какие разделы составляют содержание логопедического обследования?
              3. В чем особенность обследования связной речи?
              4. Какие характерные ошибки связной речи отмечаются при речевом недоразвитии?
              5. По какому принципу подбирается лексический материал для обследования словарного запаса?
              6. В чем выражается своеобразие словарного запаса при речевом недоразвитии?
              7. Какие приемы используют для изучения грамматического строя речи?
              8. Какие виды аграмматизма отмечаются при недоразвитии речи?
              9. В чем состоит особенность обследования звуковой стороны языка?
              10. Какие параметры учитываются при написании логопедического заключения?
              11. В чем заключается особенность изучения медицинской и психолого-педагогической документации при обследовании заикающегося ребенка?
              12. Каковы задачи речевого обследования заикающегося?
              13. Какие приемы используются при изучении речи заикающихся?
              14. Какие характеристики учитываются при написании логопедического заключения заикающегося ребенка?

              Основная

              • Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. — СПб., 1993.
              • Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Г. Власенко и Г.В. Чиркиной / Сост. Т.П. Бессонова. — М., 1996.
              • Филичева Т.Е., Чевелева H.A. Логопедическая работа в специализированном детском саду. — М., 1987.
              • Дополнительная

                • Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. — М., 1993.
                • Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1998.
                • Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. — М., 1998.
                • texts.news

                  Логопедическое обследование детей с заиканием

                  2. Обследование заикающихся

                  Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др.

                  Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

                  Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребёнка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его соматическом и нервнопсихическом состоянии. Выявление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.

                  Выявленные отклонения, различные отрицательные факты натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного изучения этиологии и патогенеза заикания.

                  В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, ленив, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

                  Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания) помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т.

                  Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие. предполагаемые причины могли его вызвать? Как развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

                  Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

                  Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно педагогического воздействия. Наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.

                  Особенности психологических проявлений у заикающегося требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить его слышать свою правильную речь.

                  После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

                  Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося. Различают первичное ( в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении или в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

                  Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).

                  Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:

                  — место возникновения и форму речевых судорог

                  — частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося

                  — сопутствующие нарушения речи двигательные нарушения

                  — отношение заикающегося к своему речевому дефекту наличие психологических особенностей.

                  Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно.

                  Частота судорог у заикающегося представляет для логопеда особый интерес. Она позволяет судить о сохранных участках речи, и, следовательно, от нее непосредственно будет зависеть насколько правильно и успешно начнутся первые же речевые занятия с ребенком. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоятельности. В беседе о его родителях, друзьях, интересах и т. д. выявляются особенности его речевого поведения и речевых судорог. Ребенку предлагается составить рассказ или описать содержание картинки, пересказать знакомую сказку логопед читает рассказ и предлагает пересказать его и т. д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.

                  Уровень свободной речи заикающегося зависит не только от разной степени ее самостоятельности, но и от ее подготовленности.

                  Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимости от того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, отдельные слова или звуки. На материале пересказа текста фиксируется, в каких случаях возникают речевые судороги: только а начале рассказывания, в начале фраз, на отдельных словах или звуках. Выясняется, не зависят ли речевые судороги от уровня громкости речи. С этой целью предлагается обследуемому говорить тихо, громко, шепотом.

                  Влияние разной степени ритмизованности на речь заикающегося может быть проверено следующим образом: он рассказывает о том, что нарисовано на картинках, передает содержание сказки, которая является ритмизованной прозой, рассказывает стихотворение.

                  При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения: лишние слова или звуки, произнесение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков речи, недостатки словаря и грамматического строя речи, темпа, тики, миоклонусы (непроизвольные движения), различные вспомогательные (произвольные) движения и некоторые особенности речевого поведения: скованность и напряженность общих движений или, наоборот, их резкость, хаотичность, несобранность, “разболтанность”.

                  При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние.

                  При исследовании учебной деятельности обращается внимание на то, как заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе обучения.

                  Обращается внимание и на наличие у них психологических особенностей, в частности на степень болезненной фиксированности на своем речевом дефекте.

                  О психологических особенностях заикающегося сведения черпаются из бесед с родителями. Логопед уточняет сведения о его контактности с окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о своём речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании (ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжается и в процессе коррекционного курса. Помимо бесед с заикающимися, их родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации, используются методы по созданию зкспериментальных игровых, учебных ситуаций, психодиагностические методы (метод Роршаха, тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика С. Розенцвейга, методика “тест-конфликт”, методика незаконченных предложений, оценочные шкалы, тесты психических функций и моторики и т. д.). Указанные методы применяются в качестве ценного источника информации для завершения диагностической картины, для более тонкого понимания психологических особенностей заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная информация подвергается интерпретации на основе комплексного психолого педагогического изучения испытуемого.

                  В 60. Методика логопедического обследования заикающегося ребёнка.

                  Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом), с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста, отоларинголога и др.

                  Обследование включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося.

                  Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье. ОБО ВСЕМ!ВСПОМИНАЙ!

                  После уточнения сведений о ребенке, проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

                  Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, особенности личности заикающегося. Различают первичное и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки

                  • место возникновения и форму речевых судорог

                  частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося

                  • сопутствующие нарушения речи двигательные нарушения

                  • отношение заикающегося к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.

                  Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых. артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно. Частота судорог у заикающихся представляет для логопеда особый интерес. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоятельности. В беседе о его родителях, друзьях, интересах и т. д. выявляют особенности его речевого поведения и речевых судорог.

                  Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимости от того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, отдельные слова или звуки. Выясняется, не зависят ли речевые судороги от уровня громкости речи. При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние. Отмечается наличие у них психологических особенностей, в частности болезненной фиксированности на своём речевом дефекте. Логопед уточняет сведения о его контактности с окружающимиПомимо бесед с заикающимися, их родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации, используются методы по созданию экспериментальных игровых, учебных ситуаций, методы применяются в качестве ценного источника информации для завершения диагностической картины, для более тонкого понимания психологических особенностей заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная информация подвергается интерпретации на основе комплексного психолого-педагогического изучения испытуемого.

                  В логопедическом заключении учитывается: форма заикания. вид судорог,степень заикания. темп речи ,сопутствующие заиканию дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи, состояние моторной функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания:

                  страх речи, двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля речи и др. наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение.

                  Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе возраст, чем

                  активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее.

                  Схема обследования ребенка с заиканием, Автор: Е. А. Логинова, С. Б. Яковлев

                  Дата рождения ____________________________________________________________

                  (Для школьника: № школы, класс)____________________________________________

                  Какая по счету беременность _________________________________________________

                  Особенности протекания беременности ________________________________________

                  Особенности течения родов __________________________________________________

                  Вес и рост ребенка при рождении _____________________________________________

                  Психомоторное развитие

                  Стал держать голову с ______________________________________________________

                  излишне подвижен _________________________________________________________

                  излишне заторможен ________________________________________________________

                  Время появления гуления ____________________________________________________

                  первых слов _____________________________________________________________

                  Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.) _____________________________________________________

                  Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________

                  Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года__________________________

                  Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________________

                  Бывают ли периоды плавной речи _____________________________________________

                  Ситуации, когда заикание наиболее выражено __________________________________

                  Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

                  в семье ____________________________________________________________________

                  в общении со сверстниками __________________________________________________

                  в детском саду (или при ответе в классе)________________________________________

                  в незнакомой обстановке _____________________________________________________

                  (Для школьников: как шло усвоение школьного материала ________________________

                  влияет ли заикание на успеваемость в школе ___________________________________)

                  Отношение ребенка к заиканию _______________________________________________

                  Есть ли страх речи __________________________________________________________

                  Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка

                  Занятия с логопедом: где — когда _____________________________________________

                  по какой методике __________________________________________________________

                  Как долго занимался ________________________________________________________

                  Причина рецидива _________________________________________________________

                  Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)___________________________________________________________________

                  Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:

                  — Где труднее говорить: в школе, в магазине и т.п.

                  — Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми

                  — Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?

                  — Как влияет волнение на речь?

                  — Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?

                  — Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?

                  — Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами? ___________________________________________________________________________

                  Обследование при заикании

                  Эффективность коррекции любого патологического состояния зависит, в первую очередь, от грамотной диагностики. И заикание — не исключение. Прежде, чем начинать лечение детей или взрослых, специалисты должны как можно больше узнать о состоянии будущих пациентов во время обследования.

                  В речевом центре Арлилия при заикании практикуют комплексное обследование, которое осуществляется с участием врачей различных специальностей: логопеда, невропатолога, психолога, педиатра и других. Такой подход позволяет максимально точно диагностировать причину и выяснить стадию его развития.

                  Начинается обследование с предварительного знакомства с пациентом. Задача специалиста на этом этапе — создать комфортную обстановку, в которой заикающиеся будут спокойно себя чувствовать и смогут рассказать об особенностях своего состояния.

                • как проявляется
                • когда возникло
                • что могло послужить причиной (испуг, аффект, гнев, травма головы, перенесенное тяжелое заболевание и т.д.)
                • какие обстоятельства предшествовали появлению нарушений речи
                • какие методы лечения были испробованы (в том числе, домашние).

                  На этом этапе специалисты получают ответы на следующие вопросы:

                • как пациент относится к своему недугу
                • каким образом он позиционирует себя в обществе
                • как относятся к нарушениям речи родители заикающегося ребенка, помогают ли они ему бороться с патологией
                • как складываются взаимоотношения больного в семье и коллективе.

                  Логопедическое обследование

                  Цель этого этапа — исследовать состояние речи и моторики пациента. Специалист выявляет особенности проявления заикания, отслеживает дополнительные моторно-речевые нарушения, которые его сопровождают.

                  В результате комплексного обследования специалисты речевого центра Арлилия получают полное представление о физиологическом и психологическом проявлении заикания у каждого пациента. Это позволяет выбрать оптимальный путь лечения, которое осуществляют высококвалифицированные специалисты с огромным опытом. Они помогли сотням детей и взрослых избавиться от недуга и вернуться к нормальной жизни.

                  vrachikliniki.ru